автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Вторая схоластика, ХVI - начало ХVII в.

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Шмонин, Дмитрий Викторович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Вторая схоластика, ХVI - начало ХVII в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Шмонин, Дмитрий Викторович

Введение

Глава 1. Начальный этап второй схоластики.

1.1. Понятие и феномен второй схоластики

1.2. Возрождение университетской философии в первой трети XVI в. 37 Саламанкская школа

1.3. Схоластическая реформа в Саламанке. Философская теология 58 Франсиско де Витории.

1.4. Морально-правовые идеи в философии Саламанкской школы.

Глава 2. Иезуиты и развитие второй схоластики

2.1. Иезуиты как интеллектуальная сила Контрреформации

2.2. «Ratio studiorum» и педагогическая система иезуитов

2.3. Луис де Молина и учение о свободе воли. Пробабилизм как мо- 133 ральная доктрина иезуитов (от Медины к Васкесу)

2.4. Педро да Фонсека и «Курс» коимбрских докторов (новый стиль 147 изложения философии)

Глава 3. Франсиско Суарес и его философская система

3.1. Франсиско Суарес - вершина второй схоластики

3.2. Историко-биографические сведения

3.3. Становление философской системы

3.4. Основные произведения

Глава 4. Проблемы метафизики

4.1. Структура и предмет метафизики

4.2. Теологические основания метафизики

4.3. Единство бытия и проблема индивидуации

4.4. Индивидуальное сущее и принцип его индивидуации

Глава 5. Границы метафизики. Учение о познании и о «воображаемом 300 пространстве»

5.1. Между физикой и метафизикой. «Наука о душе»

5.2. Единство познания

5.3. Проблема познания индивидуального.

5.4. Разум и космология. Проблема «воображаемого пространства»

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Шмонин, Дмитрий Викторович

Постановка проблемы и актуальность темы исследования. В отечественной историко-философской науке вторая схоластика XVI - начала XVII в. до настоящего времени не нашла достойного освещения. Очевидно, однако, что она занимает особое место в истории мышления. Как группа философских систем, принадлежавшая средневековой традиции, но сложившаяся в условиях раннего Нового времени, или, как иногда говорят, «на перекрестке эпох» - Средних веков, Возрождения и Нового времени -вторая схоластика сама по себе является проблемой в истории философии и вызывает оправданный исследовательский интерес.

В отличие от средневековой схоластики (ранней, высокой и поздней), которая существовала и развивалась как часть универсального теологического мировоззрения, схоластическая философия XVI в. представляла собой интеллектуальное движение, испытывавшее воздействие современных ей форм мышления, в том числе реформационной идеологии и ренес-сансных учений.

Важным и интересным представляется то, что католическая схоластика XVI столетия не только стала формой саморефлексии средневековой философии и «удачно схватила в мысли» современную ей эпоху, но также и то, что она оказала значительное влияние на последующее развитие философии, образования и культуры.

Вторая схоластика стала субстратом новоевропейской метафизики, оказала воздействие на развитие теории познания и психологии. В рамках второй схоластики были разработаны философско-правовые учения, которые легли в основу концепций международного права и общественного договора, новых этических систем. Особый интерес вызывает то, что вторая схоластика представляет собой философское выражение переходной эпохи, смены логик, мыслительных парадигм. При этом классический новоевропейский рационализм (понимаемый предельно широко), пришедший на смену средневековому типу философствования, продолжает оставаться одной из определяющих мировоззренческих позиций и в настоящее время, что свидетельствует об актуальности темы диссертации.

Помимо сказанного о значимости темы в историко-философском отношении, следует заметить, что результаты представленного исследования могут быть включены в контекст современных нам дискуссий по ряду ключевых вопросов онтологии и теории познания, этики, философии политики и права. Последнее объясняется тем, что в работе на материале второй схоластики рассматриваются такие «вечные» вопросы, как единство бытия, индивид, индивидуальность, индивидуация в различных смыслах, познание индивидуального, свобода воли, критерии морального выбора, ценность человеческой жизни и др.

Кроме того, наше исследование рассматривает один из классических образцов и традиций мысли, к которым в современной философии, несмотря на развитие в ней различных стилей мышления, направлений, позиций и тенденций, проявляется постоянный устойчивый интерес.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на отсутствие в нашей стране специальных исследований, посвященных второй схоластике как целостному явлению, следует заметить, что отдельные вопросы, связанные с этой темой, рассматривались О.В. Журавлевым, А.Г. Погоняйло, М.Р. Бургете, И.В. Лупандиным. В той или иной мере вторая схоластика затрагивалась в соответствующих разделах общих историко-философских работ А.Х. Горфункеля, Д.В. Джохадзе и Н.И. Стяжкина, А.О. Маковельского, Н.В. Мотрошиловой, В.В. Соколова.

Серьезная традиция, сложившаяся в современной отечественной медиевистике, позволяет при изучении второй схоластики в ее содержательных связях со средневековой мыслью, ренессанснымн и новоевропейскими формами философии, опереться на целый ряд исследований. Среди них следует выделить работы С.С. Аверинцева, В.Ф. Асмуса, В.П. Гайденко, П.П. Гайденко, М.А. Гарнцева, A.JL Доброхотова,

B.П. Зубова, А.Ф. Лосева, Г.Г. Майорова, М.К. Мамардашвили,

C.С. Неретиной, Д.В. Никулина, Ю.В. Перова, П.С. Попова, К.А. Сергеева, Я.А. Слинина, Г.А. Смирнова, Э.Ю. Соловьева, Ю.Н. Солонина.

Кроме того, важное значение для понимания второй схоластики как преимущественно иберийской католической философии времени Контрреформации имеют историко-культурные, религиоведческие и литературоведческие работы, формирующие социокультурный фон исследований второй схоластики. Это труды М.А. Барга, JI.M Баткина, М.М. Бахтина, B.C. Библера, П.М. Бицилли, Е.О. Вагановой, В.А. Ведюшкина,

A.Я. Гуревича, О.Ф. Кудрявцева, А.Н. Немилова, М.К. Петрова,

B.И. Рутенбурга, М.М. Смирина, A.J1. Штейна и других авторов. Отдельно следует назвать переводные работы, опубликованные в XIX-XX вв. (некоторые из которых переизданы в последнее время). Авторами указанных сочинений являются: Р. Альтамира-и-Кревеа, Г. Бемер, В. Геттэ, Т. Гризингер, Ж. Губер, В. Прескотт, М. Филиппсон.

В иностранной научной литературе ситуация сложилась существенно иная. Хотя исследований, которые прямо ставили бы своей целью всестороннее рассмотрение второй схоластики, немного (можно назвать работы К. Джакона), схоластика XVI в. получила достойное освещение в трудах X.J1. Абельяна, X. Бельды Шанса, X. Грасии, А. Гуя, Дж. П. Дойла, М. Соланы, Х.М. Алехандро, Э.Г. Арболейи, М. Бечота, Ж.-П. Кужу, Ж.-Ф. Куртина, Х.Ф. Йельи Утрильи, М. Менендеса-и-Пелайо, К. Нореньи, X. Субири, Н. Уэллса, С. Фернандеса Бурильо, X. Эльина и др. Чрезвычайно ценными для понимания второй схоластики являются ставшие классическими работы Э. Жильсона, Ф. Коплстона, Ж. Ле Гоффа, Й. Хейзинги.

Культурный контекст эпохи Контрреформации, место и в ней Три-дентского собора, Саламанкской школы, развитие контрреформационной идеологии иезуитами рассматривают такие исследователи, как У. Бэнд-жерт, К. Холлис, М. Батайон, Дж. Бродрик, Дж. О'Мэлли, X. Хиллербранд, М. Меллетт, Б. Томпсон, Дж. Олин и др.

Цель и задачи исследования. Аналитический обзор литературы позволяет утверждать, что в современной историко-философской науке отсутствуют работы, специально посвященные второй схоластике как целостному явлению в истории мышления.

Общей целью работы, таким образом, стало восполнение указанного пробела, т.е. формирования концепции второй схоластики как целостного явления в истории философии: определение ее хронологических рамок, этапов развития, характерных черт, исследование ключевых тем и проблем в философских учениях наиболее важных ее представителей.

Для достижения сформулированной цели автором решались следующие задачи исследования:

1. Проведение анализа основных концепций и идей, имеющихся по теме исследования в зарубежной историко-философской литературе, ограничение хронологических и тематических рамок исследования, определение понятия «вторая схоластика» и уточнение его содержания, представление имеющихся подходов к периодизации схоластики и оценке схоластической философии XVI в.

2. Выявление особенностей процесса возрождения схоластической философии в первой трети XVI в., рассматриваемого во взаимосвязях с социальными и культурными явлениями эпохи.

3. Формирование представлений о Саламанкской теологической школе как явлении в истории мысли в соотнесении с процессом возрождения схоластики в Европе и изменениями в системе университетского образования; выявление основных направлений теоретической деятельности представителей Саламанкской школы; оценка их влияния на развитие схоластики.

4. Оценка основных теоретических результатов работы Тридентско-го собора (1545-1563); выявление особенностей формирования второй схоластики как философии католической Контрреформации.

5. Анализ причин возвышения ордена иезуитов (Общество Иисуса, Societatis Jesu) как ведущей теоретической силы католической Контрреформации, осмысление роли философов-иезуитов в развитии схоластики середины XVI - начала XVII в.

6. Проведение историко-философского анализа основных направлений и характерных черт философской деятельности иезуитов, в том числе узловых моментов морально-теологических, социально-философских и метафизических учений.

7. Формирование представлений о наиболее полной и завершенной философской системе в рамках второй схоластики, автором которой стал самый известный представитель схоластического ренессанса XVI в. Фран-сиско Суарес.

8. Исследование структуры и предмета метафизики Суареса, ее теоретических оснований, анализ новых решений традиционных метафизических проблем (аналогия бытия, сущность и существование, единство бытия и принцип его индивидуации и т.п.); оценка влияния метафизической системы Суареса на новоевропейскую философию.

9. Определение места и роли второй схоластики в целом в истории мысли.

Основные методы и методологические принципы исследования. Автором использовались традиционные методы исследовательской работы: историко-философский анализ исследовательской литературы и текстологический анализ источников - произведений представителей схоластики XVI в.

Вместе с тем, в основу диссертационного исследования положены следующие теоретико-методологические принципы:

1. Реконструкция второй схоластики как относительно устойчивого историко-философского образования в его целостности при одновременном рассмотрении ее в контексте преобразования философской традиции (переходе от средневековой мыслительной парадигмы к новоевропейской).

2. Оптимальное (необходимое и достаточное для достижения цели работы) ограничение исследуемого материала, т.е. рассмотрение второй схоластики в ее наиболее существенных параметрах, с концентрацией внимания на интересующих нас ключевых моментах философских систем «фигур первого ряда». При этом за рамками работы остаются учения достаточно большого числа теологов, также принадлежавших второй схоластике как явлению в истории мысли.

3. Фокусирование исследования на решении представителями второй схоластики проблем, связанных с проблемой индивидуации и с индивидуальным сущим в различных их проявлениях (от метафизики до этики), а также рассмотрение этих ключевых вопросов не только в историческом, но и в общеметодологическом плане.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материал диссертации, использованные в ходе исследования методологические подходы и полученные результаты, заключающиеся прежде всего в разработке концепции второй схоластики, позволяют углубить и дополнить понимание специфики европейского историко-философского процесса, что имеет как теоретическую, так и практическую значимость. В теоретическом отношении диссертация дает историко-философский анализ второй схоластики, а также является применением нового в современной методологии исследований подхода, направленного на реконструкцию и изучение «разломов», «сдвигов», переходных эпох в истории мысли, преобразования философской традиции в ее существенных параметрах. В практическом отношении диссертация может служить восполнению пробела в учебной литературе для студентов и аспирантов, обучающихся по философским, религиоведческим, историческим и культурологическим специальностям (направлениям). Содержание и выводы работы могут применяться в преподавании общих и специальных курсов по истории философии. Отдельные темы и сюжеты (преимущественно связанные с актуальными для настоящего времени вопросами этики, религии, политики, теории права) могут быть использованы при чтении общего вузовского курса философии.

Апробация исследования и публикация материалов работы.

Материалы работы на протяжении ряда лет использовались автором при чтении историко-философских курсов для студентов философского и других факультетов Санкт-Петербургского университета, а также спецкурса «Контрреформация и схоластика» для студентов Русского христианского гуманитарного института (Санкт-Петербург).

Результаты работы представлялись автором в ходе различных научных форумов, среди которых:

• III Санкт-Петербургский симпозиум историков русской философии (апрель 1995);

• Богословие и философия: опыт и перспективы встречи. Межвузовская научная конференция (С.- Петербург, апрель 1996);

Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Ежегодные международные конференции молодых ученых (С.- Петербург, 1996, 1997, 1999);

Новации в современном научном познании. Межвузовская научная конференция (С.- Петербург, февраль 1997); Универсум платоновской мысли. V и VI Платоновские конференции (С.- Петербург, май 1997, май 1998);

Культура России в переломную эпоху. Межвузовская научная конференция (С.- Петербург, ноябрь 1997);

Франсиско Суарес и европейская культура XVI-XVII веков. Межвузовский научно-теоретический семинар (С.- Петербург, июнь 1998);

Аксиологические проблемы научной и технической реальности. Межвузовская научная конференция (С.- Петербург, январь 1998); XXI Сервантесовские чтения. К 80-летию академика Г.В. Степанова (С.- Петербург, апрель 1999);

Университеты и традиции образования в истории европейской культуры (С.- Петербург, апрель 1999);

Модернизация России на рубеже веков. Межвузовская научно-теоретическая конференция (С,- Петербург, октябрь 2000); Научно-теоретический семинар Центра изучения средневековой культуры при философском факультете С.- Петербургского государственного университета (С.- Петербург, октябрь 2000); Фома Аквинский как авторитет? Семь веков проблем и перспектив. Международная конференция (Утрехт, Нидерланды, декабрь 2000);

Аристотель и средневековая метафизика. Международная научная конференция (С.- Петербург, октябрь 2001);

• Семинар Центра средневековых и ренессансных исследований, Университета Сент-Луиса (США, февраль 2002)

• Саламанкские школы и история ибероамериканской мысли: теория и практика. I Симпозиум Института истории ибероамериканской мысли Саламанкского папского университета (Саламанка, Испания, октябрь 2002).

Результаты диссертационного исследования обсуждались на расширенном заседании кафедры философии Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г.В. Плеханова (технического университета), по результатам которого кафедра приняла положительное заключение о работе и рекомендовала ее к защите.

По теме диссертации автором написана и вышла в свет монография:

Фокус метафизики. Порядок бытия и опыт познания в философии Франсиско Суареса / Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2002. 201 с. (11,7 пл.).

За время работы над диссертацией автором опубликованы более 30 печатных работ, в которых отражаются основные положения и выводы, содержащиеся в исследовании и представленные к защите. Среди них в первую очередь следует отметить статьи в периодических и продолжающихся изданиях, включенных в рекомендательный список ВАК РФ для публикации основных положений докторских диссертаций:

О философии иезуитов, или «Три крупицы золота в шлаке схоластики» (Молина, Васкес, Суарес) // Вопросы философии. 2002. № 5. С. 141-152. (1,2 пл.)

Ratio studiorum» и парадоксы иезуитского образования // Записки Горного института. Т. 152. СПб, 2002. С. 266-268. (0,3 пл.)

Отвага изощренного ума // Вестник С.- Петербургского университета. Серия 6. 2002. Вып. 1 (№ 6). С. 251-256. 0,5 пл.

Франсиско Суарес и его метафизические рассуждения о принципе инди-видуации // Вестник С.- Петербургского университета. Серия 6. 1998. Вып. 2 (№ 13). С. 3-9. (0,5 п.л.; в соавторстве с Т.В.Антоновым)

Далее следует отметить статьи и материалы докладов, опубликованные в других российских и иностранных изданиях:

Испанская схоластика XVI - начала XVII в. (Лекция 7) // Программа, методические указания и материалы по курсу «История философской мысли в Испании» / Сост. и общ. ред. проф. О.В. Журавлева. Санкт-Петербургский гос. университет. СПб, 2003. С. 55-63. 0,45 п.л.

La Filosofía como profesión en Rusia:¿Un modo de pensamiento europeo? // Diálogo filosófico [Madrid]. Año 18. № 54. 2002. Septiembre- diciembre. P. 545-558. (0,5 п.л.). - Статья в испанском научном журнале.

Португальский Аристотель» Педро да Фонсека: комментарии и философия // nJTATÍÍNOnOAIZ. Философское антиковедение как междисциплинарный синтез историко-философских, исторических и филологических иследований. Материалы лекций 1-й молодежной научной школы. 19-24 августа 2002 г. СПб: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 125-131.

Knowledge of singular things in the treatise "De anima" of Francisco Suarez // Verbum. Альманах. Вып. 6. Аристотель и средневековая метафизика. СПб: Издательство С.- Петербургского философского общества, 2002. С. 269-270. 0,1 п.л. - Тезисы доклада, сделанного на английском языке в ходе международной научной конференции.

European scholasticism in Orthodox thought: The reception of the Scholastic tradition in eighteenth century Russia // Jaarboek 2000 / Thomas Instituut te Utrecht: Utrecht, 2001. P. 31-41. 0,55 пл. - Статья на английском языке, опубликованная в «Ежегоднике-2000» Томас-института Утрехтского католического университета.

Наука о душе (Метафизика познания Франсиско Суареса) // Verbum. Альманах. Вып. 5. Образы культуры и стили мышления. СПб: Издательство С.-Петербургского философского общества, 2001. С. 184-211. 1,55 пл.

Франсиско Суарес. Комментарии на книги Аристотеля «О душе». Введение (фрагмент) // Verbum. Альманах. Вып. 5. Образы культуры и стили мышления. СПб: Издательство С.- Петербургского философского общества, 2001. С. 174-183. 0,5 п.л. - Перевод текста и примечания к нему.

Курс» коимбрских докторов: послесловие к статье проф. Дойла // Verbum. Альманах. Вып. 5. Образы культуры и стили мышления. СПб: Издательство С.- Петербургского философского общества, 2001. С. 110-116. (0,4 пл.; в соавторстве с Л.В. Цыпиной)

Поворот в лабиринте: Луис де Молина о свободе воли // Verbum. Альманах. Вып. 2. Наследие средневековья и современная культура. СПб: Издательство С.-Петербургского философского общества, 2000. С. 39-51. 0,75 пл.

Контрреформация и схоластика // История средневековой философии. Программы специальных курсов / Санкт-Петербургский государственый университет. СПб: Издательство С.- Петербургского философского общества, 2000. С. 19-26. 0,5 пл.

Жизнь, как и политика, - искусство возможного // Петербургский час пик. 2002. № 31 (134). С. 11. 0,25 пл. - Научно-популярная статья.

Об истоках современной европейской системы образования // Модернизация России на рубеже веков. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. 18 октября 2000 г. СПб, 2000. С. 142-145. 0,3 п.л.

Введение в философию Контрреформации: иезуиты и вторая схоластика // УегЬиш. Альманах. Вып. 1. Франсиско Суарес и европейская культура ХУ1-ХУП веков. СПб: Издательство С.- Петербургского философского общества, 1999. С. 58-79. 1,4 п.л.

К 450-летию Фр. Суареса. // УегЬиш. Альманах. Вып. 1. Франсиско Суарес и европейская культура ХУ1-ХУ11 веков. СПб: Издательство С.-Петербургского философского общества, 1999. С. 184-200. 0,9 п.л. (в соавторстве с О.В. Журавлевым).

Искусство шутить с Богом» (Еще раз о моральной доктрине иезуитов) // Человек. Природа. Общество. Материалы 10-й международной конференции молодых ученых. СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 1999. С. 117-122. 0,25 п.л.

Иезуиты и образование // Четвертая Санкт-Петербургская ассамблея молодых ученых. Тезисы докладов. СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 1999. С. 162-163. 0,05 п.л.

Трансформация понятия аналогии бытия (От Фомы к Суаресу) // Универсум Платоновской мысли: Космос, Мастер, Судьба: Материалы VI Платоновской конференции 28-29 мая 1998 г. СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 1998. С. 135-138. 0,25 п.л.

Современное понимание проблемы индивидуации: эпистемологический и аксиологический аспекты // Аксиологические проблемы научной и технической реальности. Тезисы научной конференции. Санкт-Петербург, 28-29 января 1998 г. СПб, 1998. С. 132-133. 0,1 п.л.

Поиск определенности в познании бытия (Об одной эпистемологической установке классического рационализма) // Сборник научных статей по итогам диссертаций, защищенных в СПГГИ в 1997 г. СПб, 1998. С. 200-203. 0,3 п.л.

Понятие «вторая схоластика» в отечественной истории философии // Человек. Природа. Общество. Материалы 8-й международной конференции молодых ученых. СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 1997. С. 26-31. 0,2 п.л.

Культура философского мышления как образовательная ценность // Культура России в переломную эпоху. Материалы международной научно-практической конференции. 25-26 ноября 1997 г. СПб, 1997. С. 159-162. 0,1 п.л.

Проблема познания и онтологический статус индивидуального в платоновской философии // Универсум Платоновской мысли: Вопросы познания. Процедуры правильного мышления. Докса и ноэсис: Материалы V Платоновской конференции 26-29 мая 1997 г. СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 1997. С. 165-168. 0,25 п.л.

Схоластическое понятие субстанциальной формы и деятельная природа монады в метафизике Лейбница // Богословие и философия: опыт и перспективы встречи: Материалы научной конференции 18-19 апреля 1996 г. / С.- Петербургский институт богословия и философии. СПб, 1997. С. 0,25 п.л.

Интеллектуальная интуиция и познание индивидуального // Новации в современном научном познании. Тезисы научной конференции. Санкт-Петербург, 3-4 февраля 1997 г. СПб, 1997. С. 52-53. 0,07 п.л.

Старые доски корабля Тезея (Philosophia Prima Томаса Гоббса об акциденциях и индивидуальности телесных субстанций) // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы: Материалы конференции молодых ученых 26-30 декабря 1996 г. СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 1996. 0,2 п.л.

Понятие сущности у Аристотеля как источник проблемы индивидуации в средневековой метафизике. // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы конференций и семинаров молодых ученых СПбГУ (сентябрь 1994 - апрель 1995 гг.) / Санкт-Петербургский государственный университет: СПб, 1995. 0,1 п.л.

Фр. Суарес и западная русская традиция конца XVII - первой половины XVIII в.: естественный закон и проблема свободы в индивидуальной этике // Нравственный идеал русской философии. Материалы III Санкт-Петербургского симпозиума историков русской философии (3-5 апреля 1995 г.) / Санкт-Петербургский государственный университет: В 2 ч. СПб, 1995. Ч. 1. С. 102-105. 0,2 п.л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Вторая схоластика, ХVI - начало ХVII в."

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Итогом нашего исследования можно считать следующие выводы:

1. Вторая схоластика представляет собой группу католических философских учений, генетически связанных со средневековым схоластическим аристотелизмом и являющихся непосредственным теоретическим выражением идей католической Контрреформации и философским обоснованием внутренней реформы католицизма в XVI -начале XVII в.

2. Второй схоластике соответствуют следующие хронологические рамки:

Первые два десятилетия XVI в - преддверие второй схоластики, связанное с постепенным оживлением, после длительного периода упадка в XV в., схоластической философии в ведущих университетских центрах Испании и Португалии (в меньшей степени Франции и Италии)

Вторая половина 20-х - конец 50-х гг. XVI в - начальный этап второй схоластики, главную роль на котором играли теологи-доминиканцы, представители Саламанкской школы. Характерными чертами начального этапа второй схоластики стали: восстановление ведущей роли томистского аристотелизма в схоластике как теоретической основы формирующейся программы католической Контрреформации; разработка на основе томизма морально-теологических, теоретико-правовых и социально-философских проблем, актуальных для религиозной, интеллектуальной, социально-политической и экономической ситуации в Европе и мире; активная педагогическая деятельность доминиканцев, позволившая к середине XVI в. создать интеллектуальную среду, в которой сформировалась собственно вторая схоластика. 60-е гг. XVI в - первые два десятилетия XVII в. - расцвет второй схоластики как группы философских систем, преимущественно принадлежавших теологам-иезуитам; вторая схоластика как католическая философия иезуитов эпохи Контрреформации.

3. Начальный этап второй схоластики связан с возрождением схоластической философии в рамках Саламанкской школы, которое началось в конце 20-х гг. XVI столетия доминиканскими теологами, профессорами Саламанкского университета (Франсиско де Виториа, Доминго де Сото, Мельчор Кано и др.). При этом основными направлениями для доминиканцев стали морально-теологические проблемы и философия права. И в этике и в философско-правовых учениях важным направлением мысли является осмысление роли личности, индивидуальности, ценности человеческой жизни, неотчуждаемости личных свобод, концепция власти и суверенитета и др.

4. Наибольшее воздействие на формирование собственно второй схоластики оказали философы и теологи, принадлежавшие ордену иезуитов, который во второй половине XVI в. стал ведущей интеллектуальной силой католицизма. Таким образом, вторую схоластику следует понимать как католическую философию эпохи Контрреформации, содержание которой преимущественно составили учения теологов-иезуитов, наиболее крупными из которых были Франсиско Суарес (1548-1617), Педро да Фонсека (1528-1599), Луис де Молина (1535-1600), Габриэль Васкес (1549-1604).

5. Ведущая роль иезуитов в создании второй схоластики обусловлена уникальными особенностями ордена. Среди особенностей мы выделяем оптимальную организационную структуру этого монашеского объединения, полностью соответствовавшую цели и задачам иезуитов (восстановлению духовной и интеллектуальной мощи католицизма), а в педагогической деятельности ордена - создание и реализацию новой образовательной парадигмы, учитывавшей потребности современного общества и новоевропейского человека.

6. Во второй половине XVI в. - начале XVII в. вторая схоластика окончательно сложилась как обширная и целостная группа философских систем, которая охватила практически все области, традиционно включавшиеся в философский дискурс. К последнему, помимо теологических дисциплин, относятся метафизика как философская наука о бытии, «наука о душе», включающая в себя философско-антропологические концепции, логико-гносеологические и психологические основания познания, а также о морально-правовые и социально-философские учения.

7. Вторая схоластика представляет собой необходимое звено в истории западного мышления, фиксирующее переход «от теологии к метафизике», от средневековой схоластики к философии Нового времени. В учениях второй схоластики завершилась систематизация философского знания, которая сохранила свое значение в европейской философии вплоть до начала XIX в. и продолжает воздействовать на структуру, методологию и категориальный аппарат последующих форм философии.

8. Схоластика иезуитов эпохи Контрреформации является одним из оснований, на которых строятся методологические принципы новоевропейского философского рационализма. Рассматриваемые с этой точки зрения учения новоевропейских философов (прежде всего Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница) при признании содержательных и внешних отличий от схоластики, могут, тем не менее, полагаться как определенное извлечение (тематическое, проблемное, терминологическое и т.п.) из «субстрата» второй схоластики.

9. Наибольшим вкладом второй схоластики в развитие европейской мысли следует считать:

• в метафизике - возвращение интереса к проблеме бытия, причем в первую очередь к миру индивидуальных, реально существующих вещей как обладающих максимальным онтологическим статусом;

• в теории познания - исследование «порядка познания», с акцентом на механизмы познавательной деятельности человеческой души в процессе познания индивидуальных вещей;

• в морально-правовых теориях - внимание к комплексу проблем, связанных с индивидуальной свободой человека, моральным выбором (доктрина пробабилизма), решение которых в наибольшей степени соответствовало духу зарождавшегося буржуазного общества и успешно противостояло «протестантской этике».

• в социально-философских учениях - разработка теории естественного права, в котором значительное место уделяется проблемам социального статуса личности, взаимоотношениями личности, общества и государства, что способствовало становлению юридического мировоззрения и буржуазных свобод;

Таким образом, во второй схоластике, преимущественно понимаемой как философия иезуитов второй половины XVI - начала XVII в., в целом обнаруживается существенная характерная черта - интерес к индивидуальному бытию, к жизненному миру единичных сущих в различных смыслах и значениях.

10. Философия Франсиско Суареса представляет собой вершину второй схоластики, причем наиболее ярко это проявляется в его метафизике (включая учение о единстве бытия и принципе индивидуации) и теории познания.

 

Список научной литературыШмонин, Дмитрий Викторович, диссертация по теме "История философии"

1. Абеляр П. Тео-логические трактаты. М., 1995.

2. Абеляр П. Диалектика // Вопросы философии. 1992. № 3.

3. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения / Под ред. В.А. Карпушина. М., 1976.

4. Аверинцев С.С. Между средневековой философией и современной реальностью // Жильсон Э. Избранное. Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.; СПб, 1999.

5. Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI начало XIX в. М., 1998.

6. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

7. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976-1983.

8. Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956.

9. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987.

10. Ю.Баткин JI.M. О социальных предпосылках итальянского Возрождения // Проблемы итальянской истории. М., 1975.

11. Н.Баткин JI.M. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М., 2000.

12. Баткин JI.M. Итальянский гуманистический диалог XV в. //Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976.

13. Баткин JI.M. Ренессанс и утопия // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976.

14. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1975.

15. Бахтин М.М. Время и пространство в романе // Вопросы литературы. 1974. №3.

16. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М., 1990.

17. Брагина JI.M. Социально-политические идеи в итальянском гуманизме XV в. // Культура Возрождения и общество. М., 1986.

18. Бродский А.И. Casus conscientiae. Казуистика и пробабилизм с точки зрения современной этики // Homo philosophans. К 60-летию профессора К.А. Сергеева. СПб, 2002. С. 279-294.

19. Бейль П. Исторический и критический словарь. В 2 т. М., 1968.

20. Беляев В.А. Лейбниц и Спиноза // Ученые труды С.- Петербургской духовной академии. Вып. 2. СПб, 1914.

21. Бемер Г. Иезуиты. М., 1913.

22. Бемер Г. Иезуиты. Ли Г. Инквизиция. СПб, 1999.

23. Бемер Г. История орден иезуитов. Смоленск, 2002.

24. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века. М., 1991.

25. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб, 1995.

26. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб, 1996.

27. Блинова Т.Б. Иезуиты в Белоруссии. М., 1990.

28. Богданов В.В. Понятие субстанции в метафизике XVII в. Автореферат. к.ф.н. СПб, 1994.

29. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

30. Бородай Т.Ю. О двух трактовках материи в античном платонизме // Античность как тип культуры. М., 1988.

31. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.

32. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.

33. Бургете А.Р. Некоторые проблемы исследования философской мысли средних веков (католическая традиция) // Социокультурные характеристики средневековой философии. М., 1990.

34. Бургете М.Р. Проблема предмета метафизики в философии Фр. Суаре-са. // Проблемы истории домарксистской философии. Средневековый способ философствования / Под ред. В.М. Богуславского, A.A. Столярова. М., 1985.

35. Бургете М.Р. О «Метафизических рассуждениях» Фр. Суареса // Историко-философский ежегодник. 1987. М., 1987.

36. Ваганова Е.О. Романизм в испанской живописи эпохи Возрождения // Сервантесовские чтения / Под ред. акад. Г.В. Степанова. Л., 1985.

37. Введенский А.И. Учение Лейбница о материи в связи с монадологией. СПб, 1886.

38. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

39. Ведюшкин В.А. Идальго и кабальеро: испанское дворянство в XVI -XVII вв. // Европейское дворянство XVI XVII вв.: границы сословия. М., 1997.

40. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940.

41. Виндельбанд В. История новой философии. Т. 1. От Возрождения до Канта. СПб, 1902.

42. Вульфиус А.Г. Проблемы духовного развития. Гуманизм. Реформация. Католическая реформа. Пг., 1922.

43. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука с средние века. М., 1989.

44. Гайденко В.П. О трактате Фомы Аквинского "О началах природы". // Время, истина, субстанция: От античной рациональности к средневековой. М., 1991.

45. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

46. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.): Формирование научных программ нового времени. М., 1987.

47. Гайденко П.П. Понятие времени в античной философии (Аристотель, Плотин, Августин) // Время, истина, субстанция: От античной рациональности к средневековой. М., 1991.

48. Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Античность как тип культуры. М., 1988.

49. Гайденко П.П. Понимание бытия у Фомы Аквинского // Западноевропейская средневековая словесность. М., 1985.

50. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М., 1987.

51. Гарнцев М.А. От Бонавентуры к Дунсу Скоту. К характеристике авгу-стинианства второй половины XIII начала XIV в. // Средние века. Вып. 51. М., 1988.

52. Гарнцев М.А. Онтологическая проблематика у Каэтана и его трактат "О понятии сущего" // Историко-философский ежегодник. 1991. М., 1991.

53. Гаусрат А. Средневековые реформаторы. СПб, 1900. Т. 1.

54. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.

55. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. СПб, 1993-1994.

56. Герольд В. Философия и теология в европейской культурно-образовательной среде XIV начала XV века // Новые идеи в философии: Ежегодник Философского общества. 1991. М., 1991. С. 6478.

57. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1994. № 1.

58. Герье В. Лейбниц и его век. СПб, 1868.

59. Герье В. Западное монашество и папство. М., 1913.

60. Гетте, аббат. История иезуитского ордена, составленная по подлинным, отчасти неизданным документам: В 2 т. М., 1912.

61. Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. М., 1989-1991.

62. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

63. Григулевич И.Р. история инквизиции. М., 1970.

64. Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени: В 2 т. СПб, 1868-1869.

65. Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени / Предисловие A.A. Петровой, C.B. Шершневой. СПб, 1999.

66. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1960.

67. Губер Ж. Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии. СПб, 1898.

68. Гуманизм и религия. Л., 1980.

69. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. 2 изд. М., 1984.

70. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.

71. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

72. Гуревич А.Я. Время как проблема культуры // Вопросы философии. 1969. №3.

73. Гуревич А.Я. Европейское Средневековье и современность // Европейский альманах. М., 1990.

74. Данилова И. Е. От Средних веков к Возрождению. М., 1975.

75. Данилова И.Е. О категории времени в живописи средних веков и Раннего Возрождения // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976.

76. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989-1994.

77. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

78. Делюме Ж. Развитие организационного сознания и методической мысли в западноевропейском мышлении эпохи Возрождения // XIII Международный конгресс исторических наук. Москва, 16-23 августа 1970 г. Тезисы докладов. М., 1970.

79. Денисенко Н.П. Кастильская деревня в XVI в. (К характеристике развития производства) // Средние века. Вып. 48. М., 1985.

80. Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. Тбилиси, 1981.

81. Добиаш-Рождественская O.A. Культура западноевропейского средневековья: Научное наследие. М., 1987.

82. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

83. Доброхотов А.Л. К публикации перевода "Книги о причинах" // Историко-философский ежегодник. 1990. М., 1991.

84. Дуне Скот И. Трактат о первоначале / Пер. A.B. Аполлонова. М., 2001.

85. Дуне Скот И. Оксфордское сочинение (фрагмент). // Антропологическая проблематика в западной философии. М., 1991.

86. Душин О.Э. Истина и бытие в высокой схоластике (Фома Аквинский и Дуне Скот). Автореф. канд. филос. наук. СПб., 1992.

87. Душин О.Э. «Фундаментальная онтология М. Хайдеггера и традиция средневековой метафизики» // Мартин Хайдеггер и философия XX века: Сб. докладов. Минск, 1997.

88. Жильсон Э. Работы по культурологии и истори мысли. Вып. 1-2. М., 1987-1988.

89. Жильсон Э. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского / Пер. Г.В. Вдовиной // Жильсон Э. Избранное. Т. 1. М.; СПб, 1999.

90. Жильсон Э. Откровение и разум в Средние века // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.

91. Журавлев О.В. Пути и перепутья. Очерки испанской философии XIX-XX вв. М, 1992.

92. Журавлев О.В. Правовая мысль и этика в эпоху конкисты. // Ibérica Americans. Культуры Нового и Старого Света XVI-XVIII вв. в их взаимодействии. СПб, 1991.

93. Завадская Е.В. Философско-эстетическое осознание тени в классической культуре Китая // Из истории культуры Средних веков и Возрождения / Под ред. В.А. Карпушина. М., 1976.98.3аиченко Г.А. Джон Локк. М., 1988.

94. Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.

95. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. М., 1980.

96. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М, 1961.

97. Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977.

98. История диалектики XIV-XVIII вв. М., 1974.

99. История философии. В 3 т. / Под ред. Г.Ф.Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. М., 1941-43. Т. 1.

100. История философии: Запад—Россия—Восток: В 4 кн. Кн. 2. Философия XV—XIX вв. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М., 1996.

101. История философии и вопросы культуры. М., 1971.

102. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. СПб., 1912.

103. Карсавин Л.П. Католичество. Пб, 1918.

104. Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII в. М., 1993.

105. Каэтан. О понятии сущего. // Историко-философский ежегодник. 1991. М., 1991.

106. Керов В.Л. Идеи Апокалипсиса в Средние века: Иоахим Флорский, Оливи, бегины Южной Франции. М., 1994.

107. Керов В.Jl. Апокалипсис и еретики: Лекции по истории католической церкви до начала XVI в. М., 1994.

108. Киселева Л.И. Латинские рукописи Библиотеки Академии наук СССР. Л., 1978.

109. Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. М., 1980.

110. Книга о причинах. // Историко-философский ежегодник. 1990. М., 1991.

111. Книга согласия. Вероисповедание и учение лютеранской церкви. Минск, 1996.

112. Койре А. Аристотелизм и платонизм в средневековой философии. // Очерки истории философской мысли. М., 1985.

113. Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.

114. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

115. Кудрявцев О.Ф. Схоласты о собственности // Средние века. Вып. 53. М., 1990.

116. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения (Наука XIV-XVI веков в свете современной науки). М., 1979.

117. Кузнецов Б.Г. Разум и бытие (Этюды о классическом рационализме и неклассической науке). М., 1972.

118. Кузнецов Б.Г. Джордано Бруно и генезис классической науки. М., 1970.

119. Культура Возрождения XVI в. М., 1997.

120. Культура эпохи Возрождения и реформация. Л., 1981.

121. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1987.

122. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

123. Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4 т. М., 1982-1989.

124. Лейбниц Г.В. Тайна творения // Историко-философский ежегодник. 1991. М., 1991.

125. Лейбниц Г.В. Размышление о принципе индивидуации // Элементы сокровенной философии. Казань, 1913.

126. Лейбниц Г.В. Неизданные сочинения Лейбница. Исповедь. Казань, 1915.

127. Лейбниц Г.В. Неизданные заметки Лейбница о душе. Казань, 1917.

128. Лейбниц Г.В. Избранные философские сочинения. М., 1890.

129. Леон Л. де. Стихи. Сонеты // Поэзия испанского Возрождения / Пер. с исп. М., 1990.

130. Лилов А. О зловредных действиях иезуитов в отношении к православной церкви в России в конце XVI и в начале XVII в. Казань, 1856.

131. Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.

132. Локк Дж. Сочинения. В. 3 т. М., 1985-1988.

133. Лопатин Л.М. История новой философии. М., 1902.

134. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.

135. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

136. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука // Бытие-Имя-Космос. М., 1993.

137. Лосев А.Ф. Расцвет и падение номинализма // Мифология. Философия. Культура. М., 1991.

138. Лосев А.Ф. Самое само. // Миф—Число—Сущность. М., 1994.

139. Лосев С.С. Испанский гуманизм XV XVI вв. Представители и проблемы // Вопросы истории. 1987. № 2.

140. Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520 -1526 гг. Харьков, 1992.

141. Лютер М. Избранные произведения. СПб, 1994.

142. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996.

143. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

144. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г.В.Лейбница. М., 1973.

145. Маковельский А.О. История логики. М., 1969.

146. Малинин Ю.П., Коцюбинский Д.А. Ранний западноевропейский капитализм и его феодальные истоки // Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. СПб. 1996.

147. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

148. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994.

149. Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1994. № 1.

150. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991.

151. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10.

152. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб, 1993.

153. Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.

154. Менендес-и-Пелайо М. Литературная культура Мигеля Сервантеса и его работа над «Дон Кихотом» // Сервантес и всемирная литература. М., 1969.

155. Микешин М.И. Бог Декарта, Ньютона и Лейбница // Философский век. Альманах. Г.В.Лейбниц и Россия. СПб, 1996.

156. Михневич Д.Е. Очерки из истории католической реакции (Иезуиты). М., 1955.

157. Моисеев Н.Д. Очерк развития механики. М., 1961.

158. Моно Г. Введение. Об истории Общества Иисуса // Бемер Г. Иезуиты. Ли Г.Ч. Инквизиция. СПб, 1999.

159. Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени: В 2 ч. СПб, 1867-1870.

160. Мудрагей Н.С. Средневековье и научная мысль // Вопросы философии. 1989. № 12.

161. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. М., 1974.

162. Нарский И.С. Г.В. Лейбниц. M, 1972.

163. Нарский И.С. Метод Лейбница // Вопросы философии. 1971. № 10.

164. Натадзе Н.Р. Фома Аквинский против Хайдеггера // Вопросы философии. 1971. № 6.

165. Немилов А.Н. Эпоха Возрождения в периодизации европейской истории // Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. СПб, 1996.

166. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1995.

167. Неретина С.С. Проблема высказывания у Абеляра // История науки в контексте культуры. М., 1990.

168. Никулин Д.В. Пространство и время в метафизике XVII в. Новосибирск, 1993.

169. О человеческом в человеке. М., 1991.

170. Ортега-и-Гассет X. Введение в Веласкеса (фрагменты) // Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991.

171. Ортега-и-Гассет X. Идея начала у Лейбница и эволюция дедуктивной теории // Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

172. Ортега-и-Гассет X. Вера и разум в сознании европейского средневековья // Человек. 1992. № 2.

173. Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте»; Размышление об Эскориале // Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте» / Пер с исп. СПб., 1997.

174. Олыпки Л. История научной литературы на новых языках: В 3 т. М.; Л., 1933-1936.

175. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика. // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.

176. Паскаль Б. Письма к провинциалу. Киев, 1997.

177. Паскаль Б. Мысли. СПб, 1999.

178. Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М., 1908.

179. Перов Ю.В. Судьбы моральной философии // Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Кн. 1. Л., 1991.

180. Перов Ю.В. Человек в социальной философии Нового времени // Человек в зеркале наук. СПб, 1993.

181. Перов Ю.В. Уроки классической социальной философии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 1994. Вып. 2 (№ 13).

182. Перов Ю.В. Историчность и историческая реальность. СПб, 2002.

183. Перов Ю.В., Сергеев К.А. Бытие—как—история (Наброски к современной философии истории) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 1995. Вып. 3. (№ 20).

184. Перов Ю.В., Сергеев К.А. «Философия истории» Гегеля: от субстанции к историчности // Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб, 1993.

185. Петров М.К. Историко-философские исследования. М., 1996.

186. Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века. СПб, 1904.

187. Плавскин З.И. Речь дунайского крестьянина перед римским сенатом (Судьба одного гуманистического мотива в европейских литературах XVI XVII веков) // Сервантесовские чтения / Под ред. акад. Г.В. Степанова. Л., 1985.

188. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. M., 1989-1994.

189. Плохий С.Н. Папство и Украина: Политика римской курии на украинских землях в XV XVII вв. Киев, 1989.

190. Погоняйло А.Г. Философия заводной игрушки, или Апология механицизма. СПб, 1998.

191. Погоняйло А.Г. Разработка теории барокко в Италии XVII в. // Лекции по истории эстетики / Под ред. проф. М.С. Кагана: В 4 кн. Л., 19731980. Кн. 1.

192. Погоняйло А.Г. Когито и пайдейа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 1994. Вып. 2 (№ 13).

193. Погоняйло А.Г. «Со мною шагает душа моя, форма форм.» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 1994. Вып. 4 (№ 20).

194. Погоняйло А.Г. Машина и картина // Универсум Платоновской мысли: метафизика или недосказанный миф? (Материалы III Платоновской конференции 11 мая 1995 г.). СПб, 1995.

195. Погоняйло А.Г. Поэзия в школе // Начало. Журнал Института богословия и философии. 1999. № 8.

196. Погоняйло А.Г. Метафизика механицизма в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. Автореферат. докт. филос. наук. СПб, 2001.

197. Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля // Аристотель. Категории / Пер. A.B. Кубицкого. М., 1939.

198. Прескотт В. История царствования Филиппа II, короля испанского: В 2 т. СПб, 1858-1859.

199. Проблемы культуры итальянского Возрождения. Л., 1979.

200. Рассел Б. История западной философии. В 2 кн. М., 1993.

201. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев, 1997.

202. Резник В.Г. Испанская эстетика XVII в. // Лекции по истории эстетики / Под ред. проф. М.С. Кагана: В 4 кн. Л., 1973-1980. Кн. 1.

203. Резник В.Г., Погоняйло А.Г. Картина Эль Греко «Апостолы Петр и Павел» в контексте испанской культуры XVI XVII // Сервантесовские чтения. 1988. Л., 1988.

204. Ролова А.Д. Основные черты экономического развития Италии в XVI-XVII вв. // Возниконвение капитализма в промышленности и сельском хозяйстве стран Европы, Азии и Америки. М. 1968.

205. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

206. Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне Нового времени. Л., 1974.

207. Сагадеев A.B. Ибн Рошд (Аверроэс). М., 1973.

208. Салагова В. Трансцендентальный характер учения Лейбница о монаде. Харьков, 1916.

209. Самарин Ю.Ф. Иезуиты и их отношение к России. 3 изд. М., 1870.

210. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб, 1993.

211. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Диалектика категориальных форм познания: Космос Аристотеля и наука нового времени. Л., 1987.

212. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум: Античная парадигма. Л., 1991.

213. Сергеев К.А., Перов Ю.В. Гегелевская история философии в контексте новоевропейской метафизики. // Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. Кн. 1. СПб, 1993.

214. Смирнов A.A. Шекспир, Ренессанс и барокко // Смирнов A.A. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1965.

215. Современные зарубежные исследования по средневековой философии. М., 1979.

216. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

217. Соколов В.В. История философии XV—XVII вв. М., 1984.

218. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.

219. Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта // Декарт Р. Соч.: в 2 т. М., 1989-1994. Т.1.

220. Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера; Феномен Локка // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

221. Спекторский Е. Происхождение протестантского рационализма. Варшава, 1914.

222. Сретенский H.H. Лейбниц и Декарт (Критика Лейбницем общих начал философии Декарта). Казань, 1915.

223. Стяжкин Н.И. Проблема универсалий в средневековой философии./ Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1980. № 2.

224. Стяжкин Н.И., Талышлы С.Н. К характеристике философии Дунса Скота. // Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1975. №6.

225. Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Введение и 1 раздел I рассуждения // Историко-философский ежегодник. 1987. М., 1987.

226. Суворов Н. Средневековые университеты. М., 1898.

227. Суворов Н. Казуистика и пробабилизм // Юридический вестник. 1889. Т. III. Кн. 2.

228. Султанов Р.И. Эволюция средневековых учений о свободе воли // Мораль. Общество. Личность. Вып. 2. М., 1980.

229. Спиноза Б. Этика. СПб., 1993.

230. Схоластика: от античности к современности (Введение) // Проблемы истории домарксистской философии. Средневековый способ философствования / Под ред. В.М. Богуславского, A.A. Столярова. М., 1985.

231. Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.

232. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957.

233. Уайтхед А.Н. Процесс и реальность; Приключения идей. // Избранные работы по философии. М., 1990.

234. У истоков классической науки. Сб. статей. М., 1968.

235. Фалькенберг Р. История новой философии. От Николая Кузанского до нашего времени. М., 1910.

236. Фейербах JI. История философии. В 3 т. М., 1974.

237. Филиппов А.Ф. Социология и космос // Социо-логос. Социология. Антропология. Метафизика. Вып. 1. М., 1991.

238. Фишер К. История новой философии. Т. 1. СПб., 1906.

239. Фома Аквинский. О сущем и сущности. // Историко-философский ежегодник. 1988. М., 1988.

240. Фома Аквинский. О началах природы. // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. М., 1991.

241. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

242. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. // Вопросы философии. 1989. № 9.

243. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1995.

244. Хрестоматия по всеобщей истории / Сост. проф. П.Н. Ардашев. Ч. 1. Эпоха гуманизма и реформации. Киев, 1914.

245. Хольц X. Диалектика Г.В. Лейбница // Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1986. № 3.

246. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М, 1991.

247. Чанышев А.Н. Учение Аристотеля о сущности. // Вестник Московского университета. Серия 7. 1989. № 2.

248. Чернышева Л.А. Схоластический аристотелизм периода Контрреформации в Белоруссии и Литве. Автореферат. канд. филос. наук. М., ИФАН СССР, 1982.

249. Чернышева A.A. Фома Аквинский и особенности средневекового способа философствования // Проблемы истории домарксистской философии. Средневековый способ философствования / Под ред. В.М. Богуславского, A.A. Столярова. М., 1985.

250. Чернышевский Н.Г. Соч: В 2 т. М., 1986-87. Т. 2.

251. Чистозвонов А.Н. Реформация как фактор германской истории XVI в. // Средние века. Вып. 48. М., 1985.

252. Шаймухамбетова Г. Проблема универсалий в арабоязычной и западноевропейской философии средневековья // Ибн Сина и средневековая философия. Душанбе, 1981.

253. Шеллинг Ф.В.Й. К истории новой философии (Мюнхенские лекции) // Сочинения. В 2 т. М., 1987-1989. Т. 2.

254. Шичалин Ю.А. Жизненный путь Эразма Роттердамского и становление новоевропейского самосознания // Контекст. 1988.: Литературно-теоретические исследования. М., 1989.

255. Штейн А.Л. История испанской литературы. М., 1994.

256. Штекль А. История средневековой философии. М., 1912.

257. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб, 1907.

258. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.

259. Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.

260. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.

261. Юрченко А.И. К проблеме понятия «субстанция» в философии Декарта//Историко-философский ежегодник. 1991. М., 1991.

262. Ягодинский И.И. Философия Лейбница: Процесс образования системы. Первый период (1658-1672). Казань, 1914.

263. Alcorta J.I. La creación y la contingencia de los seres. Análes de la Cátedra Fr Suárez. Núm. 2. Granada, 1962.

264. Alejandro, José M. La gnoseología del Doctor Eximio y la accusación nominalista, Santander, 1948.

265. Alejandro, José M. Gnoseología de lo singular según Suárez // Pensamiento. 1948. V.4. P. 131-152.

266. Alvarez, M. La omnipotencia de Dios y el principio de contradicción en Francisco Suárez // Potentia Dei. L'onnipotentia divina nel pensiero dei se-coli XVI e XVII. Milano, 2000. P. 173-193.

267. Angel Castelló Gallo La omnipotencia divina según Suárez. Pamplona, 2002.

268. Arboleya E. G. Fransisco Suárez, su situación espiritual, vida y obra. Md., 1946.

269. Ashworth, EJ. Suárez on the Analogy of Being: Some historical Background // Vivarium 1995. V. 33. P. 50-75.

270. Baciero, Carlos. Suárez y sus Disputationes metaphysicae. Importancia y significado histórico // Arbor. 1998. V.159. P. 451-471.

271. Bangert W.V. A History of the Society of Jesus. 2nd edition. St. Louis, 1986.

272. Beuchot M. La esencia y la existencia en los escolásticos post-medievales. La lucha entre Francisco Suárez y Juan Martínez de Prado // Doctor Communis. 1993. V. 45. P. 153-161.

273. Belda Plans J. La Escuela de Salamanca. Madrid, 2000.

274. Beltrán de Heredia V. Domingo de Soto. Estudio bigráfico documentado. Salamanca, 1960.

275. Bernoville G. Los jesuítas. Madrid, 1935.

276. Bibliografía suareciana. Madrid, 1947.

277. Brodrick J. The origin of the Jesuits. Chicago, 1986.

278. Brodrick J. The progress of the Jesuits (1556-1579). London, 1946 (2nd edition: Chicago, 1986).

279. Burlando G.B. Configuración psicológica de la libertad humana en F. Suárez // Teología y vida. 1999. V. 40. P. 31-48.

280. Calcillio, M. Francisco Suárez. México, 1945.

281. The Cambridge History of the Later Medieval Philosophy. Cambridge, 1982.

282. Cano M. Opera: En 3 vols. Romae, 1890.

283. Cano M. Tratado de la victoria de sí mismo / Biblioteca de autores españoles. T. LXV. Madrid, 1873.

284. Cantens, B.J. The Relationship between God and Essences and the Notion of Eternal Truths according to Francisco Suarez // The Modern Schoolman. 2000. V.77. P. 127-143.

285. The Catholic Reformation: Savonarola to Ignatius Loyola : reform in the Church, 1495-1540. New York, 1992.

286. Carillo Prieto I. Cuestiones jurídico-políticos en Francisco Suárez. México, 1986.

287. Castellote Cubells S. Die Antropologie des Suarez. Freiburg-München,1962.

288. Cedroni L. La comunità perfetta. II pensiero politico di Francisco Suárez. Roma, 1996.

289. Collegii Conimbricensis Societatis Jesu Commentarii in universam dialecticam Aristotelis. Lugduni, 1607.

290. The Conimbricenses. Some questiones on signs. / Translated by John P. Doyle. Milwaukee, 2001.

291. Copleston, Frederick. A History of Philosophy, Garden City, New York1963. (The Revival of Platonism to Suárez, pp. 173-228.)

292. Coujou Jean-Paul. Suárez et la refondation de la métaphysique comme ontologie. Etude et traduction de l'Index détaillé de la Métaphysique d'Aris-tote de Francisco Suárez. Louvain-la-Neuve; Paris, 1999.

293. Coujou, Jean-Paul. Suárez et la Renaissance de la métaphysique", in Francis Suárez, Disputes métaphysiques I, II, III, texte intégral présenté et traduit par Jean-Paul Coujou, Paris, Vrin Bibliothèque des textes philosophiques., 1998. P. 7-45.

294. Courtine, Jean-François. Nature et empire de la loi. Etudes suareziennes, Paris, 1999.

295. Courtine, Jean-François. Suarez et le système de la métaphysique, Paris, PUF. 1990.

296. Davis D. P. Suarez and the problem of Positive Evil // American Catholic Philosophical Quarterly. 1991. Vol 65 (3).

297. Doyle J.P. Suarez on the Reality of the Possibles // The Modern Schoolman. Vol. XLVI. 1967. P. 29-40.

298. Doyle J.P. Suarez on the Analogy of Being. Part 1-2 // The Modern Schoolman. Vol. XLVI. 1969. P. 323-341; 323-341.

299. Doyle J.P. Heidegger and Scholastic Metaphysics // The Modern Schoolman. Vol. XLIX. 1972. P. 201-220.

300. Doyle J.P. The Suarezian Proof for God's Existence // History of Philosophy in the Making: A Simposium of Essays to Honor Professor James D. Collins on his 65th Birthday. Washington, 1982.

301. Doyle J.P. Suarez on Truth and Mind-Dependent Beings: Implications for a Unified Semiotic," Stmiotics. 1983 (New York, 1987). P. 121-133.

302. Doyle J.P. Prolegomena to a Study of Extrinsic Denomination in the Work of Francis Suarez, S.J. //Vivarium. 1984. XXII (2). P. 121-160.

303. Doyle J.P. Suarez on Beings of Reason and Truth // Vivarium. 1987. XXV (1). P. 47-75; Vivarium. 1988. XXVI (1). P. 51-72.

304. Doyle J.P. Extrinsic Cognoscibility: A Seventeenth Century Super-transcendental Notion // The Modern Schoolman. Vol. LXVIII. 1990. P. 5780.

305. Doyle J.P. Suarez and the Unity of a Scientific Habit // American Catholic Philosophical Quarterly. 1991. Vol 65 (3).

306. Doyle J.P. Francisco Suárez: On Preaching the Gospel to People like the American Indians // Fordham International Law Journal. 1992. XV (4).

307. Doyle J.P. The Conimbricenses on the Semiotic Character of Mirror Images // The Modern Schoolman 1998. LXXVI.

308. Doyle J.P. Francisco Suarez on the Law of Nations // Religion and International Law. Lancaster (United Kingdom), 1999.

309. Doyle, J. P. Suarez on the Truth of the Proposition, 'This is My Body,' The Modern Schoolman, 2000. V. 77. P. 145-163.

310. Dutton, B. D. Suarezian faundations of Descartes'Ontological argument // Modern Schoolman. 1993. Vol. 70 (4).

311. Enciclopedia universal ilustrada europeo-americana. Madrid-BilbaoBarcelona, 1907-1926.

312. Esposito C. The Concept of Time in the Metaphysics of Suárez // The Medieval Concept of Time. The Scholastic Debate and Its Reception in Early Modern Philosophy, ed. Pasquale Porro. Leiden, Brill, 2001. P. 383398.

313. Esposito C. L'ente, l'essenza, il bene. Suárez e Heidegger // Annali chieresi. 1998. P. 61-76.

314. Fereira, G. J. Pedro da Fonseca: Sixteenth century portuguese philosopher // International philosophical quarterly. 1966. No 4. P. 632-644.

315. Fernandes Burillio S. Introducción a la teoría del conocimiento de Francisco Suárez // Pensamiento. Revista de investigación e información filosófica. 1992. Vol. 48. Núm. 190.

316. Fernandes Burillio S. Francisco Suárez, Teólogo y Filósofo del Humanismo Renacentista // Espíritu. 1995. Vol. XVIV.

317. Fernández Burillo, Santiago. Metafísica de la creación en Francisco Suárez II Cuadernos salmantinos de filosofía 1998. V. 25. P. 5-55.

318. Fernández Burillo, S. Fransisco Suárez, teólogo y filósofo del humanismo renacentista. Una metafísica del ser como acción // Espíritu. 1993. Vol. 42, P. 45-54.

319. Fernández Burillo, S. Suárez y el ontologismo // Cuadernos salmantinos de filosofía. 1993. Vol. 20. P. 213-243.

320. Fernández Burillo, S, La génesis de la metafísica en Francisco Suárez, Granada, 1988.

321. Fichter J.H. Man of Spain. Francis Suarez. New-York, 1940.

322. Filosofía española y portuguesa de 1500 a 1650 / Junta del centenario de Suárez. Exposición bibliográfica / Bibliotéca nacional. Madrid, 1948.

323. Fonseca P. Commentariorum Petri Fonsecae Lusitani. in Metaphysi-carum Aristorelica Stagiritae libros. Coloniae, 1604. T. 3-4.

324. Forteza, Bartomeu. La influencia de Francisco Suárez sobre Thomas Hobbes // Convivium. Revista de filosofía 1998. V.l 1. P. 40-79.

325. Fulop-Miller R. The Jesuits: A History of the Society of Jesús. New York, 1956.

326. García Cuadrado J.A. Domingo Báñez (1528-1604): Introdución a su obra filosófica y teológica. Pamplona, 1999.

327. García Cuadrado J.A. La renovación de la metafísica en el siglo de Oro: Suárez y Báñez (En el cuarto centenario de las Disputaciones metafísicas de Francisco Suárez) // Analogía Filosófica 1999. Vol. 13. P. 59-78.

328. Garrote Pérez F. Pensamiento y naturaleza en España durante los siglos XVI y XVII. Salamanca, 1981.

329. Giacon, Cario. La seconda scolastica. Vol. III. I problemi giuridici-politici. Suárez, Bellarmino, Mariana, Milano, Fratelli Bocca. 1950.

330. Gnemmi A. II fondamento metafisico analisi di struttura sulle "Disputationes metaphysicae" di Fr. Suarez. Milano, 1969.

331. Gomez Robledo, I. El origen del poder político según Francisco Suárez. México, 1948.

332. Gracia, Jorge J.E. Suarez // Concepciones de la metafísica, éd. J.J.E. Gracia, Madrid, Editorial Trotta-CSIC Enciclopedia Ibero-Americana de Filosofía, vol. 17., 1998. P. 101-124.

333. Gracia, Jorge J.E. The Ontological Status of the Transcendental Attributes of Being in Scholasticism and Modernity: Suárez and Kant // Was ist philosophic im Mittelalter/ edd. Jan A. Aertsen, Andreas Speer, Berlin, 1998. P. 213-225.

334. Gracia, J. Francisco Suarez: The Man in History // American Catholic Philosophical Quarterly. 1991. Vol 65 (3).

335. Gracia, J. Suarez's conception of metaphysics // American Catholic Philosophical Quarterly. 1991. Vol 65 (3).

336. Gracia, J. Suarez and metaphysical mentalism: The last visit // American Catholic Philosophical Quarterly. 1993. Vol 67 (3).

337. Gracia, Jorge J.E. Individuation in Scholasticism. The Later Middle Ages and the Counter Reformation 1150-1650, New York, 1994.

338. Gracia, Jorge J.E. What the Individual adds to the Common Nature according to Suárez // The New Scholasticism 1979. V. 53, 221-233.

339. Griesinger Th. The Jesuits. London, 1903.

340. Hamilton, Bernice, Political Thought in Sixteenth-Century Spain , Oxford. 1963.

341. Hanke L. The Spanish struggle for Justice in the Conquest of America. Boston, 1965.

342. Hellín J. Existencialismo escolástico suareciano // Pensamiento. 1957. Vol. 13. Núm. 49.

343. Hellín J. El concepto formal según Suárez // Pensamiento. 1962. Vol. 18. Núm. 72.

344. Hellín, José. La teoría de los modos en Suárez // Pensamiento 1950. Vol. 6. P. 216-226

345. Hillerbrand H.J. Historical dictionary of the Reformation and Counter-Reformation. Lanham, 2000.

346. Hollis Ch. The jesuíta. New York, 1968.

347. Homenaje al Doctor Eximio y P. Suárez, S J., en el IV centenario de su nacimiento, 1548-1617. Salamanca, 1948.

348. Index generalis in omnes libros Instituti Socirtatis Iesu. Antverpiae, 1635.

349. Johns M.D.W. The Counter Reformation: religion and society in early modern Europe. Cambridge (UK); New York, 1995.

350. Kronen J. D. The importance of the Concept of Substantial unity in Suárez's Argument for hulomorphism // American Catholic Philosophical Quarterly. 1991. Vol 65 (3).

351. Letson D.R., Higgins M. The Jesuit mystique. Chicago, 1995.

352. Leon L. de. De legibus. Madrid, 1963.

353. Lugo J de. Disputationum de justitia et jure. Lugduni, 1642.

354. Maceiras Fafián, Manuel, El pensamiento español en la época de Felipe II, in: Felipe II y su época, vol. II, San Lorenzo del Escorial, Estudios Superiores del Escorial, 1998. P 7-63.

355. Macia Manso, R. Juridicidad y moralidad en Suárez. Oviedo, 1967.

356. Macia Manso, R. Derecho y justicia en Suárez. Granada, 1968.

357. Madrid Ramírez R. // La cuestión de la 'lex aeterna' en Suárez: una comparación sobre bases tomistas, Persona y derecho. 1999. V.40. P. 157-173.

358. A Manual of Councils of the Holy Catholic Church. Edinburg, 1909. Vols. 1-2.

359. Marías J. Historia de la filosofía española. Madrid, 1976.

360. Martín de la Hoz J.C. Las Relecciones teológicas en la Universidad de Salamanca. Siglo XVI // Archivo Dominicano. 1993. Vol. 14. P. 149-194.

361. Martínez Gómez, L. Lo existencial en la analogía de Suárez // Pensamiento. 1948. V. 4. P. 215-243.

362. Mas Herrera, O. La esencia y la existencia: Santo Tomás y Francisco Suárez // Revista de filosofía de la Universidad de Costa Rica. Año 37.1999. P. 115-122.

363. Menn, Stephen. Suárez, Nominalism and Modes // Hispanic Philosophy in the Age of Discovery, ed. Kevin White, Washington, D.C., The Catholic University of America Press, 1997. P. 201-225.

364. Molina L. Liberi arbitrii concordia. Antverpiae, 1609.

365. Molina L. De justitia et jure. Coloniae, 1614. T. 1, 3 (1-2), 4.

366. Mugica, P. Bibliografía suareciana. Con una introd. sobre el estado actual de los estudios suarecianos. Granada, 1948.

367. Mullet M.A. The catholic Reformation. London, New York, 1999.

368. Nicolini G.B. History of the Jesuits. London, New York, 1893.

369. Noreña C. Heidegger on Suarez: 1927 Marburg lectures // International philosophical quarterly. 1983. Vol. XXIII. No 4.

370. Noreña, Carlos G. Ockham and Suárez on the Onto logical Status of Universal Concepts // The New Scholasticism 1983. V. 45/3. P. 348-362.

371. Noreña, Carlos P. Suárez and the Jesuits // American Catholic Philosophical Quarterly. V. 65. 1991. P. 267-286.

372. Noreña, Carlos G. Francisco Suárez on Democracy and International Law // Hispanic Philosophy in the Age of Discovery. Washington, D.C., 1997, P. 257-271.

373. O'Malley J.W. Trent and all that: renaming Catholicism in the early modern era. Cambridge (USA), 2000.

374. Olin J. Catholic reform: from Cardinal Ximenes to the Council of Trent, 1495-1563. New York, 1990.

375. Pereña Vicente L. Teoría de la gerra en Francisco Suárez. Madrid, 1954.

376. Pereña, Luciano. La génesis suareciana del 'ius gentium' // Corpus Hisp. de pace. Madrid, 1973. XIV, pp. XIX-LXXIII.

377. Pérez San Martín, Héctor Determinación del objeto y estudio de la metafísica, sus límites y su correlato con el nombre de esta ciencia según el pensamiento del P. Francisco Suárez // Cuadernos salmantinos de filosofía 1999. V. 26. P 5-39.

378. Presencia y sugestión del filósofo Fr. Suárez, su influencia en la Revolución de mayo / por Atilio Dell'Oro Maini, Miguel A. Fiorito y otr. Buenos Aires, 1959.

379. Prouvost, G. La Naissance de l'Ontologie // Revue Thomiste. 1993. Vol 93 (3).

380. Ratio Studiorum et Institutiones scholasticae Societatis Jesu. T. I-IV. Berlín, 1832-1890.

381. Recasens Siches L. La filosofía del derecho de Francisco Suárez. Con un estudio previo sobre sus antecedentes en la patrística y en la escolástica. 2 ed. México, 1947.

382. Roig Gironella, J. La síntesis metafísica de Suárez // Pensamiento. 1948. V. 4. P. 169-213.

383. Ross, J.F. Suárez on 'Universals' //Journal of Philosophy. Vol. 59. New York, 1962. P. 736-748.

384. Santich J.J. Missio Moscovítica: the role of the Jesuits in the westernization of Russia, 1582 1689. New York: P. Lang, 1995.

385. Sanz, V. La reducción suareciana de los trascendentales // Anuario filosófico. 1992. Vol. 25 (2).

386. Solana M. Historia de filosofía española. Epoca del Renacimiento (siglo XVI). En 3 vols. Vol. 3. Madrid, 1940.

387. Solana, Marcial. Los grandes escolásticos españoles de los siglos XVI y XVII. Sus doctrinas filosóficas y su significación en la historia de la filosofía , Madrid, 1928.

388. Solana, Marcial. Doctrina de Suárez sobre el primer principio metafísico //Pensamiento. 1948. V. 4. P. 245-270.

389. Sommervogel C. Biblioteque de la Compagnie de Jesus. Brussels, 1870.

390. Soto D. de. De justitia et jure: En 5 vols. Madrid, 1967-1968.

391. South J. B. Suárez on Imagination // Vivarium. 2001. V. 39. P. 119-158.

392. Suárez F., S.J. Opera omnia. Paris: Ludovicus Vives, 1856-1878. Vol. 128.

393. Suárez F., SJ. On Beings of Reason (De Entibus Rationis), Metaphysical Disputation LIV. Translated from the Latin with an Introduction and Notes by J.P. Doyle. Milwaukee, 1995.

394. SuarezF. On creation, conservation, and concurrence: Metaphysical disputations XX, XXI and XXII. Translated by Alfred J. Freddoso. South Bend, Indiana: St. Augustine's Press, 2000.

395. SuarezF. Disputaciones metafísicas: Edición y traducción de Segio Rabade Romeo, Salvador Caballero Sanchez y Antonio Puigcerver Zanon. V. 1-7. Madrid: Editorial Gredos, 1960-1966.

396. Suarez F. Disputationes metaphysicae. Hildesheim: G. Olms, 1965.

397. Suarez F. Defensa de la fe catfUlica y apDstolica contra los errorers del an-glicanismo: Version EspaOola por José RamDn Eguillor Muniozguren; Instituto de estudios políticos. Madrid, 1970-1971.

398. Suarez F. Tratado de las leyes y de Dios legislador: En 6 vols. Madrid: Instituto de estudios políticos, 1967.

399. Suarez F. Lectiones de fide anno 1583 in Collegio Romano habitas ad fi-dem codicum manuscriptorum editit Carolus Deuringer / Facultad de filosofüa. Universidad de Granada. Granada, 1967.

400. Suarez F. Tractatus de legibus. Edición critica bilingüe / por Luciano Per-ena et al. / Consejo Superior de Investigaciones Científicas. Madrid, 1971.

401. SuarezF. Disputazioni metafisiche I-III /Traduzione di Constantino Esposito. Milano: Rusconi, 1996.

402. Tapia J. Iglesia y teologia en Melchor Cano (1509-1560): un protagonista de la restauración eclesial y teologica en la España del siglo XVI. Roma, 1989.

403. Thompson B. Humanists and reformers. Grand Rapids, 1996.

404. Uscatescu Barron; J. El concepto de metafísica de Suárez: su objeto y dominio // Pensamiento. 1995. Vol. 51. Num. 200.

405. Vitoria F. de. O.P. Obras: Relecciones teológicas. Edición crítica del texto latino, versión española, introducción general e introducciones con el estudio de su doctrina teológico'juridica por el padre T. Urdánoz, O.P. Madrid, 1960;

406. Vitoria F. de. O.P. Political writings. Ed. by A. Pagden and J. Lawrance. Cambridge, 1991.

407. Vitoria F. de. O.P. On homicide and Commentary on Summa theologiae Ila-Iiae. Q. 64 (Thomas Aquinas) / by John P. Doyle. Milwaukee, 1997.

408. Volpi, F. Suarez et le probleme de la metaphisique // Revue metaphisique morale. 1993. Vol. 98 (3).

409. Wells, N. J. "Esse cognitum" and Suarez Revised // American Catholic Philosophical Quarterly. 1993. Vol 67 (3).

410. Wells, Norman J. Descartes and Suarez on Secondary Qualities. A Tale of Two Readings //Review of Metaphysics. 1998. V. 51. P. 565-604.

411. Wells, Norman J.Objective Reality of Ideas in Descartes, Caterus and Suárez // Journal of the History of Philosophy 28 (1990), 33-61.

412. Wells, Norman J. Suárez on the Eternal Truths // The Modern Schoolman 58, 73-104; 159-174.