автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Мировосприятие и философия автора и героев в художественном мире И. А. Бунина

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Новикова, Елена Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Елец
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Мировосприятие и философия автора и героев в художественном мире И. А. Бунина'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Новикова, Елена Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Мир природы и человека в поэзии И.А.Бунина.

ГЛАВА II. Формирование творческой индивидуальности Бунина-прозаика (от "Антоновских яблок" к "Митиной любви")

ГЛАВА III. "Новый тип прозы" И.А.Бунина в интерпретации филологической науки (роман "Жизнь Арсеньева" и цикл

Темные аллеи").

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Новикова, Елена Александровна

Личность И.А.Бунина-художника остается неразгаданной до сих пор, хотя изучению его творческого наследия посвящено немало исследований. Он достиг необыкновенных высот в своем искусстве, признан выдающимся мастером слова. Его судьба была и счастливой, и трагичной. В неутоленной тоске по родной земле и духовной близости с ней он провел, живя на чужбине, 30 лет. На Западе Бунин пережил короткий период шумной славы, связанный с присуждением ему Нобелевской премии в 1933 году, но очень скоро европейские читатели его забыли.

В настоящее время тема данной работы представляется актуальной. Это обусловлено интенсивным вниманием широкого круга читателей к художественному наследию И.А.Бунина, ко всему что связано с формированием его творческой личности, а также глубоким интересом наших современников к вопросам философским: добра и зла, памяти, жизни и смерти.

Научная новизна работы состоит в комплексном литературоведческом подходе к бунинским текстам. Это современное специальное исследование, в котором последовательно анализируется цельная художественно-философская система И.А.Бунина

Цель нашего диссертационного исследования - раскрыть особенности мировосприятия и философии автора и героев в художественном творчестве И.А.Бунина.

Целью работы были определены следующие задачи:

1) обозначить философско-эстетические аспекты бунинской поэзии и прозы;

2) выделить значимые компоненты мировосприятия автором и героями природы и Вселенной в бунинском творчестве;

3) выявить поэтику выражения воплощения мирочувствования автором "Жизни Арсеньева".

Материалом исследования являются поэтические произведения и различные прозаические жанры, воспоминания, литературно-критические статьи, посвященные восприятию бунинского творчества в различные периоды XX века. Предметом изучения в работе является творчество И.А.Бунина в полном объеме. Особое внимание в диссертации уделяется анализу рассказов "Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", романа "Жизнь Ар-сеньева", книги "Темные аллеи" как наиболее зрелым произведениям И.А.Бунина, в значительной мере отразившим творческую эволюцию писателя. В исследовании рассматриваются произведения, включенные в школьную и вузовскую программы, так как, на наш взгляд, целесообразнее проанализировать специфику художественного мира И.А.Бунина, на примере тех текстов, которые формируют представление об этом удивительном художнике у юношества. На данном этапе развития буниноведения существует необходимость систематизировать и обобщить накопленный литературоведческий материал, отражающий все грани творчества писателя.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды теоретиков и историков литературы: М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева,

Ю.М.Лотмана; буниноведов В.А.Афанасьева, А.К.Бабореко, Т.М.Бонами, А.А.Волкова, В.А.Гейдеко, Н.П.Евстафьевой, И.П.Карпова, Г.П.Климовой, Ю.Мальцева, О.Н.Михайлова, Л.А.Смирновой и других.

Исследование включает элементы сравнительно-структурного, сравнительно-исторического, историко-биографического методов. В зависимости от характера анализируемого материала в отдельных главах преобладает тот или иной метод исследования. Изложение ведется в проблемно-хронологической последовательности.

Объем и структура диссертации были определены спецификой исследуемой проблемы, поставленными целью и задачами.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библио

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мировосприятие и философия автора и героев в художественном мире И. А. Бунина"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всей своей жизнью, судьбой, биографией И.А.Бунин принадлежит России, великой русской литературе. Он входил в нее в сложную эпоху умирания, ухода прежней России, накануне революций, о которых так много говорили, которых ждали, в том числе и писатели, готовили, призывали. Автор "Антоновских яблок", в отличие от многих, никогда не выступал в поддержку революционеров, не создавал революционных стихов или обличительных произведений - как почти все русские писатели (он слишком хорошо знал крестьян, деревню, свой народ и видел кроме черт добрых, благих, божеских

- и дикость, и жестокость, и тупую силу русского мужика). Бунин сожалел о добром, старом укладе жизни, он любил старинные усадьбы, тихую милую природу, красивых людей. Жизнь перестраивалась на новое, на жестокое и страшное, которое должно было захлестнуть все вокруг. В результате исследования можно заключить, что художественное своеобразие творчества И.А.Бунина определяют:

- особо значимо - в эстетическом и нравственном отношении - обращение писателя в прозе и в лирике к вечным темам любви, страсти, смерти; эк-зистенциальность мироощущения Ивана Алексеевича делает его близким не только русскому человеку;

- самобытность и разнообразие характеров его героев, реалии русской жизни и русской мысли, наконец, красота русской природы и высокая поэтичность чувств;

- особенную бунинскую композицию произведений; фрагментарность их сюжета, пристальное внимание к детали;

- великолепный язык его поэзии и прозы - эталон русского литературного языка;

- овладение разными гранями категорией художественного времени; специфическое отношение к прошлому, которое оказывается ярче и важнее настоящего, а отсюда своеобразие бунинского хронотопа - все это составляет специфику поэтики бунинской прозы.

И.А.Бунин есть явление исключительное. Уникальность его феномена заключается в том, что вышел он из лона русской православной культуры, и как писатель, наделенный гениальным даром слова, воплотил все многообразные вечно живые грани исторического бытия России на страницах своих бессмертных книг.

В работе определены индивидуально-художественные особенности поэтики И.А.Бунина с учетом идей произведений для показа преобразований действительности. Создавая свой художественный мир, писатель структурирует его, помещая в определенное время и пространство (для Бунина прошлое важнее настоящего). Есть примеры, когда по тексту можно воссоздать детальную топографию ("Поздний час", "Жизнь Арсеньева").

В некоторых случаях мир произведений Бунина членится, дробится на подсистемы, структурируется по-разному, с преобладанием центробежных или центростремительных тенденций. Как часть в целое входят вставные новеллы (История о Петре и Февронии - "Чистый понедельник"), "сны" героев ("Митина любовь", "Жизнь Арсеньева") и др.

Мир произведений: персонажи, сюжет как система событий, обстановка действия и пр. - воплощает содержание. Не будучи собственно содержанием (идеей, концепцией) произведения, его мир в то же время - ведущая сторона художественного изображения, порождающая его целостность (условие эстетического переживания читателя). Ведь без наличия деталей предметной изобразительности писателю нечего было бы компоновать, ему не о чем было бы вести свою художественную речь.

Как поэт-живописец Бунин не знает себе равных, но это качество его творчества лишь одно из многих достоинств его поэзии, где есть и запахи, и звуки, и говорящее молчание.

Особые приметы бунинского стиля конца XIX века:

1) мягкий лиризм и строгая форма;

2) отсутствие внешней интриги, замена ее движением настроения героя;

3) умение сжато набросать картину и внести в нее настроение.

В миросозерцании Бунина начала 1900-х годов очевиден и драгоценен романтический строй его души: религиозно-философский взгляд на природу, стремление к познанию первородных жизненных начал, уход от общественных неурядиц в мир вечности, красоты и гармонии. Писатель привлекает своего читателя к решению "вечных" философских проблем, к поиску новых идеалов, реализуя потребность осмыслить предназначение человека и смысл жизни, отсюда его интерес к библейским и космическим мотивам.

Оставаясь идеалистом в объяснении человеческих судеб и законов общественного развития, Бунин верил в преобразующую силу духовных факторов и нравственных идеалов. Он убежден в благотворности воздействия природы на человека. В основе идеала Бунина лежала мечта о счастье человека, о приобщении его к красоте природы, искусства, религии, поиски гармонии в жизни и любви.

Обращение к вечным духовным ценностям, "гармонии прекрасного и вечного", красоты и истины не уводили поэта в мир иллюзий. Эстетизируя духовную сущность человека, он стремился осмыслить человеческую жизнь в философско-эмоциональном аспекте, познать в личном общечеловеческое. Основную линию бунинского творчества всегда определяли здоровые жизненные начала. Его поэтический мир полон земных образов, мотивов чувств, ощущений. Он многолик и многокрасочен, радует обилием музыки и ароматов. Поэтические картины природы создают атмосферу лирической взволнованности и приподнятости. В этот период Бунин часто обращается к пейзажным обрамлениям, используя символико-аллегорические или фантастические образы: заря, утро, море, тихий терем вдовы-осени, дом, образ нечистой силы в волчьей плоти. Многие бунинские пейзажи данного периода овеяны романтическим дыханием: омытый дождем и преображенный лес, дымящаяся степь, звездное небо и звездное зеркало волн, гроза в саду и шум ливня, сапфиры и искры синего пламени - морской воды. Природа воспринимается писателем глубоко лично, одухотворенно.

И.А.Бунину как автору присуща сознательно им выстроенная, последовательная система мирочувствования. В лирике он сближает не только все направления христианства, но и другие религии, стремясь показать всю полноту бытия. Это художественный акт поэта, воплощающий его эстетический идеал: гармония личности и мира, человека и природы, настоящего и прошлого, всех народов и рас. Он ощущал такую гармонию как "сладостную боль соприкасанья Душой со всем живущим" (1, 425) и завещал ее потомкам.

Мотив несовершенства земного бытия, проходящий красной нитью по всем произведениям Бунина, является одним из главных, доминирующих в лирике поэта. Отсюда темы разочарования, одиночества, щемящей тоски. Центральное место в поэзии эмигрантского периода занимает образ смерти, звучащий грозно и мрачно.

Автор "Листопада" не только сохранил величайшее свойство русской реалистической поэзии - искренность и непосредственность переживаний, но и раздвинул горизонты изобразительности и художественной точности русской поэзии XX века. Его стихотворения в афористической форме передают важнейшие человеческие чувства, любовь, жизнь, смерть. Бунинскому стиху доступны гражданские чувства, философия разных времен и народов, всечеловеческая мудрость и христианская суть бытия. Его темы, раздумья, тревоги обращены к вопросам вечности и мира.

Бунинская картина мира проецируется на громадные, в пределе - космические и метафизические массивы бытия. Человеческое "Я" в такой картине - лишь равноправный с другими элемент, песчинка в необъятной Вселенной. Поэтическая и прозаическая стихии в мире Бунина имеют общий синтетический источник, поэтому субъективное и объективное в его творчестве резко сближается; в глубине авторского сознания сливаются полюса лиризма и описательности.

Художественные поиски И.А.Бунина сложны. Писателя волновало человеческое мироощущение, рожденное суетной текущей жизнью, но устремленное к вечным вопросам бытия. В этой сфере обретал он близкие себе ценности. Поэтому внешние условия, события в произведениях намечены как исходная точка каких-то сокровенных чувств персонажа, а в повествование органично вплетены авторские раздумья, укрупняющие представления о связях между настоящим и прошлым, конкретно-временным и всеэпохальным, национальным и всечеловеческим.

Ощущение вечной тайны, невысказанное™, непрозрачной смысловой глубины - содержательное ядро художественного мира Бунина. Внешне спокойное описание одного жизненного мгновения напоминает читателю о вечности, намекает на слитность, цельность мировой жизни. На наших глазах настоящее (миг) тонет в неразличимой временной дали, становится историей. Текст его произведений способен порождать в сознании читателя неопределенно широкую цепь ассоциаций, он рассчитан на встречную лирическую активность читателя. В памяти одного возникнут переклички с трагическим периодом российской истории, у другого оживут впечатления, связанные с "ямщицкими" мотивами лирики XIX века, третий услышит приглушенную перекличку с гоголевскими лирическими отступлениями, - но любое из рождающихся впечатлений не исчерпывает потенциальной смысловой глубины текста. Бунинский текст открывает перспективу для разнообразных непротиворечивых интерпретаций (понимать и объяснять в зависимости от жизненного и эстетического опыта читателя, а также от того, в какой смысловой ряд попадают в восприятии читателя элементы бунинского текста). Общий принцип литературы нового века - расчет на повышенную читательскую активность - был заложен в художественный мир Бунина.

Писателя влекут сложные стороны жизни. Бунин непоколебимо сосредоточен на прекрасном и трагическом в индивидуальном человеческом существовании. Смысл индивидуального бытия для него всегда заведомо шире и глубже каких-либо общественно-идеологических целей. Никакие социально-политические перемены не в состоянии отменить критических состояний в жизни личности - испытания любовью и смертью, осознание радости и трагической конечности частного человеческого существования. Вот почему независимо от используемого конкретного материала (жизнь русской деревни, зарисовки восточной экзотики, те или иные "случаи из жизни") Бунин почти всегда в зрелый период творчества пишет о загадке человеческого существования. Он наделяет многих своих героев способностью к переживанию предельной полноты жизни, обостряющемуся в моменты критических испытаний. Едва ли не важнейшими способностями человека для него оказываются память и умение почувствовать прекрасное в жизни, ощутить как можно полнее ее трагическое великолепие, отнестись к природе как к вечной и незыблемой ценности. Бунинское повествование почти всегда явно или неявно опирается на поток памяти, а порой и внешне представляет собой художественно организованное воспоминание. Память для писателя - не всегда благо и счастливая способность (она может быть мучительной, изнурительной, злой), но она всегда - условие подлинности чувства и необходимая предпосылка творчества.

Поэзия и проза Бунина полны дальних отголосков. В произведениях художника радость и печаль, солнечный свет и тьма. Обладая острой наблюдательностью, способностью отобразить мельчайшие детали окружающего мира, в сочетании с присущим ему ощущением прапамяти, писатель выстраивает в диалектически противоречивом единстве прошлое и настоящее. Мир его катастрофичен, напряжен. Эта напряженность находит проявление в ритме сюжетов и композиции произведений.

Мировоззрение И.А.Бунина формировалось в особых обстоятельствах, которые обусловили неповторимость его способности отражать самые разные стороны бытия. Ум и чувства будущего писателя формировались под влиянием русской природы, крестьянской жизни и дворянской культуры. Впоследствии они были дополнены уникальной исторической средой города Ельца.

Основой художественно-философского мира творчества И.А.Бунина явилось развитие русской национальной идеи, понимаемой им как соединст-во человека с природой и показанной на самых разных уровнях: от изображения жизни и быта крестьян, дворян, интеллигенции до постижения глубин славянской души и их общечеловеческого смысла.

Бунин сумел увидеть и показать те человеческие типы, которые сыграли важную роль в судьбе России и всего мира. Русский крестьянин, бывший носителем духовности, явил из своей среды подобных Дениске. Русская женщина сопоставима с героинями древнерусских летописей, подобна и Татьяне Лариной и Анне Карениной одновременно, но изменена окружающей ее реальностью настолько, что "монастырь и смерть для нее становятся благом" [121, 128]. Художник, создатель, творческая личность, показанные в "Жизни Арсеньева" и других произведениях, впервые позволили читателю осознать необходимость себя в мире не только как отдельной величины, но и как целого: "я русский и живу в России" (3, 57). Постигая русский национальный характер, Бунин показал его "способность к всемирной отзывчивости" (Ф.М.Достоевский), для него чувственное восприятие - возбудитель и эстетических и духовных эмоций. В его творчестве представлены образы стран и людей самых разных от Иудеи до Индии. Оставаясь представителем русской культуры, всегда помня о России, И.А.Бунин смог, уловив свет различных культур, постичь мир во многих его проявлениях. Отсюда восточные, языческие и другие мотивы в его творчестве.

Для бунинской прозы характерна особая музыкальность, ритмичность, художественное совершенство, живописность. В речи его героев историческая глубина оказывается бездонной. Звуки, запахи, цветопись его произведений уникальны, обретают в его мире глубокую содержательность.

Историко-литературные ассоциации являются знаками включения в бесконечность мира, уравновешивают пространственно-временные характеристики повествования с бесконечностью и быстротечностью бытия, помогают передать испытываемое автором и его героем чувство. Особенно ярко это отразилось в его прозе ("Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", "Легкое дыхание", "Жизнь Арсеньева", цикл "Темные аллеи"). В бунинских произведениях прослеживается естественное единение деятельности и душевного состояния человека с жизнью природы в качестве коренной глубинной традиции национальной культуры.

Авторская позиция в художественно-философском мире диалектически сложна, так как с одной стороны, писатель утверждает, что он все "выдумал" ("Господин из Сан-Франциско", "Легкое дыхание" и др.), с другой стороны, он постоянно возвращается к разным местам, что слышал и видел раньше ("Деревня", "Суходол", "Жизнь Арсеньева", "Поздний час" и др.). Реальные события, о которых автор мог и не помнить, напрямую связаны с их художественным воссозданием. Внутренняя, глубинная, подчас подсознательная связь с Россией, с родиной, остается главной чертой творчества писателя.

Бунин говорил, что не посрамил ту литературу, которую начали Карамзин и Жуковский, и ощущал себя как необходимое звено культурной преемственности.

Бунин-писатель так богат, так щедр, так многообразен, так точно видит любого человека от господина из Сан-Франциско до плотника Аверкия, видит каждый жест и каждое душевное движение удивительно ясно, говорит о природе, неотделимой от течения человеческой жизни.

Жестокости, бездушию и фальши цивилизации, войнам, социальным катаклизмам, геноциду народов в XX веке в художественно-философском мире И.А.Бунина противопоставлена его убежденность в том, что нить жизни непрерывна, т.е. непрерывна эстафета добра, красоты, совести, милосердия, духовной преемственности, какую из глубин древности несет слово.

Продолжая тему нашего исследования было бы интересно рассмотреть связи философско-эстетической концепции Бунина с различными способами воплощения мировосприятия автора и его героев писателями-современниками: Б.Зайцевым , И.Шмелевым, А.Куприным, В.Набоковым и другими. Еще одна из перспектив изучения воздействия И.А.Бунина на последующий литературный процесс (на творчество К.Паустовского, Ю.Казакова, В.Распутина, Ф.Абрамова и других).

 

Список научной литературыНовикова, Елена Александровна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Бунин И.А. Поли, собр.соч.: В 5 т. Пг.: изд. А.Ф.Маркса, 1915.

2. Бунин И.А. Собр. соч.: В 5 т. С.-Петербург: Знание, 1902.

3. Бунин И.А. Собр. соч.: В 5 т.-М.,1956.

4. Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. М.: Худ. лит., 1965 - 1967.

5. Бунин И.А Собр. соч.: В 4 т. М., 1988.

6. Бунин И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1993-2000.

7. Бунин И.А. Весной в Иудее. Смоленск, 1959.

8. Бунин И.А. Воспоминания // Новый мир, 1965,- №10.

9. Бунин И.А. Деревня. М., 1910.

10. Ю.Бунин И.А. Записи // Иллюстрированная Россия. Париж, 1938.-№2. П.Бунин И.А. Интервью // Московская весть, 1911. №3.- 12 сентября.

11. Бунин И.А. Окаянные дни. М., 1991.

12. Бунин И.А. Повести, рассказы, воспоминания. М., 1961.

13. Н.Бунин И.А. Происхождение моих рассказов // Литература и жизнь, 1960,5 августа.

14. Бунин И.А Стихотворения. Л., 1956.

15. Адамович Г.В. Одиночество и свобода. Изд. им. Чехова. - Нью-Йорк, 1955.- С.37-52.

16. Адамович Г.В. Бунин // Знамя.-1988.-№ 4.-С. 178-191.

17. Белый А. Речь памяти Александра Блока // Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994.

18. Белый А. Начало века. М., 1990.- 687 с.

19. Белый А. Между двух революций, М., 1990,- 670 с.

20. Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре. -М.: Наука, 1990,- 240 с.

21. Бердяев H.A. Самопознание. ИМКА-Пресс. - Париж, 1983.

22. Блок A.A. Письма о поэзии // Собр. соч.: В 6т.- М., 1971,- Т.5.

23. Блок A.A. Собр. соч.: В 8т,- М.-Л., ГИХЛ, 1962.- Т.5.

24. Брюсов В.Я. Статьи и рецензии 1893-1924. Из кн. Далекие и близкие. М., 1912.

25. Гейдеко В. А.Чехов и И.Бунин.- 2-е изд.- М.: Сов. писатель, 1987,- 310 с.

26. Гиппиус 3. О любви. .// Последние новости, 1925.- 18 июня; 2 июля.

27. Гиппиус 3. Тайна зеркала // Общее дело, 1921,- 16 апреля.

28. Горьковские чтения (1958-1959).- М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1961,-С.50-53.

29. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990.

30. Гумилев Н.С. Собр. соч.: В 4т.-М., 1991,-Т.4.

31. Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч.: В 30т.-Т8- Художественный вкус. Произведения. Л., 1973.

32. Зайцев Б.К. Молодость И.Бунин. - Москва, Мюнхен, 1960.

33. Катаев В.П. Святой колодец. Трава забвения. М., 1969. - 344 с.

34. Кузнецова Г.Н. Грасский дневник. М.: Моск. рабочий, 1995.

35. Литературное наследство. Т.84./ АН СССР В 2-х кн. - Из творческого наследия Бунина. - Письма.- М.: Наука, 1973,- 696 е.; 551 с.

36. Муромцева-Бунина В.Н. Беседы с памятью. Новый мир, 1969. - №3.

37. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. М.: Сов. писатель, 1989.- 512 с.

38. Набоков В.В. Ив. Бунин. Избран. Статьи // В.В. Набоков. Рассказы. Приглашение на казнь. Роман. Эссе, интервью, рецензии,- М., 1989.-528 с.

39. Никулин Л.В. Чехов. Бунин. Куприн. Литературные портреты,- М., 1960.327 с.

40. Паустовский К.Г. Собр. соч.: В 6т,- М.: Худож. лит., 1969.- Т.З.

41. Розанов В.В. О себе и жизни своей. М., 1990.

42. Тэффи H.A. По поводу чудесной книги // Лит. Россия, 1979. №14, 6 апреля.

43. Устами Буниных. Собр.соч.: В Зт.- Франкфурт-на-Майне, 1977-1982.

44. Ходасевич В. О поэзии Бунина // Серебряный век. Поэзия.- М.,1998.

45. Чехов А.П. О литературе. М.,1955,- 404 с.

46. Чуковский К.И. Ранний Бунин // Вопросы литературы , 1968. № 5.- С.83-101.

47. Чуковский К.И. Смерть, красота и любовь в творчестве И.А.Бунина.-Нива. 1914,- №49.- С.949.1. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

48. Альманах библиофила. Вып. 12,- М., 1982.

49. Бенедиктов Н., Бенедиктова И., Баруздина Е. Словарь русской истории. -Новгород, 1997.

50. Глушко Е., Медведев Ю. Словарь имен. Н.Новгород, 1996.

51. Жюльен Н. Словарь символов. Урал-ЛТД, 1999.

52. Народный месяцеслов. М., 1992.

53. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 1994.

54. Писатели русского зарубежья: 1918-1940. Справочник. 4.1,11,111,- М., 1993-1995.

55. Словарь русского языка: В 4т.- Академия наук СССР.- М., 1961.- Т.4.

56. Тресиддер Дж. Словарь символов. М., 1999.

57. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

58. Айхенвальд Ю.И. И.Бунин: Силуэты русских писателей. М.,1994.- 591 с.

59. Альберт И.С. Некоторые вопросы психологии творчества в романе И.Бунина "Жизнь Арсеньева" // Вопросы литературы. Львов, 1985.-Вып.1(45). - С.58-64.

60. Альберт И.С. Проблема памяти в системе этико-философских и эстетических взглядов И.Бунина // Вопр. русск. лит. Львов, 1983.-Вып.1(41).- С.113-119.

61. Анипкин Ю.Д. Лиризм поэм в прозе «Суходол» И.А.Бунина и «Печаль полей» С.Н.Сергеева-Ценского // Бунин. Воронеж, 1971. - С. 163-169.

62. Аркин И.И. Уроки литературы в 5 6 классах. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1996.

63. Архангельский А.Н. Последний классик.//Предисловие к кн. И.Бунин. Избр.проза. М.: Олимп, 1998.-С. 5-14.

64. Афанасьев В.А. И.А.Бунин в работе над рассказом «Господин из Сан-Франциско» // Известия Академии Наук СССР, серия литературы и языка. -Т.28.- 1965,-Вып. 1.

65. Афанасьев В.Н. Иван Бунин. Очерк творчества. М.: Просвещение, 1966,384 с.

66. Ачатова A.A. И.Бунин. «Жизнь Арсеньева»: Наблюдения над композицией // Художественное творчество и литературный процесс.-Томск, 1976.-Вып. 1.-С. 116-126.

67. Бабореко А.К. Из переписки Бунина // Новый мир. 1956,- №10.- С.197-211.

68. Бабореко А.К. Дневники Бунина 1917 // Подъем. Воронеж, 1979. - №1,-С. 113-121.

69. Бабореко А.К. И.А.Бунин. Материалы к биографии. 1870-1917.- 2-е изд. -М.: Худож. лит.,1983. 351 с.

70. Бабореко А.К. Дороги и звоны: Воспоминания. Письма. М.: Моск. рабочий, 1993.-223 с.

71. Бабореко А.К. Новое о Бунине // Проблемы реализма. Вологда, 1980.-Вып.7,- С. 153-172.

72. Бабореко А.К. Письма Бунина Нилусу // Рус. лит. Л., 1979.- №2,- С. 140 -155.

73. Бабореко А.К. Поэзия и правда Бунина: (Дневники. Воспоминания и письма современников) // Подъем. Воронеж, 1980.-№1.- С.132-140.

74. Барковская А.Ф. В мире Пушкина: Бунин и Пушкин // Писатель и действительность. Минск, 1978. - С.26 - 45.

75. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит.,1975.-502 с.

76. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986,- 445 с.

77. Бачалдин И.С. Ученик читатель // Русск. школа, 1912.-№3-4.

78. Бицилли П.М. Ив. Бунин // Современные записки. 1931. - №47,- С.493-495.

79. Благасова Г.М. И.А.Бунин в оценке русской критики 1910-х годов // Подъем. Воронеж, 1981.- №11.- С. 133-139.

80. Благасова Г.М. Двуединое начало в бунинской концепции любви ("Темные аллеи") // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000. - Вып.2. - С. 15-20.

81. Благасова Г.М. Из переписки И.А.Бунина // Подъем. Воронеж, 1976.-№3,- С.157- 168.

82. Блюм A.B. «Под серпом и молотом»: (Бунин под советской цензурой) // Звезда. 1995.- №10,- С.131-137.

83. Бонами Т.М. Художественная проза И.А.Бунина (1887-1904).- Владимир, 1962,-282 с.

84. Борецкий М.И. Художественный мир и частотный словарь поэтического произведения // Изд. АН СССР. Серия литературы и языка. - 1978. №5. -С.453.

85. Бочаева Н.Г. Мир детства в творческом сознании и художественной практике И.А.Бунина: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- Елец, 1999.-19с.

86. Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. - 296 с.

87. Верещагин A.A. Тайны поэтического слова // Лит. газета, 1976. -6 октября. №40.

88. Возвращение Ивана Бунина: Подборка статей.: Великому русскому писателю 125 лет // Досье - ЛГ,- 1995. №11/12.

89. Волков А.А. Бунин: В кн. Очерки русской литературы. М., 1952.

90. Волков А.А. Проза Бунина. М., 1969. - 230 с.

91. Воровский В.В. Статьи о русской литературе. М., 1986,- 447 с.

92. Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Проблемы структурной лингвистики. М., 1988.-С.126.

93. Гончаров Ю.Д. Предки И.А.Бунина // Подъем. Воронеж, 1972.- С. 9-48.

94. Гречнев В.Я. Цикл рассказов И.Бунина «Темные аллеи»: Психологические заметки // Русск. литература. СПб., 1996. - №3.- С.226-235.

95. Григорьева Н.В. Авторское пространство в книге Ивана Бунина «Темные аллеи» / Киев: Киев, ун-т, 1993. 15с.

96. Долгополое Л.К. На рубеже веков. Л.,1985,- 352с.

97. Долгополов Л.К. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества И.Бунина эмигрантского периода. Рус. лит., 1973,- №2,- С.93-109.

98. Долгополов Л.К. Судьба Бунина//Вопр. лит.- М.,1975,- №1.-С.90-125.

99. Доманский Ю.В. Мотив дома в русской рок-поэзии 1970 1980-х годов. (Творчество Майка Науменко) // Сб. Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. - Гродно, 1998.- С.245-251.

100. Донская Т.К. Духовно-нравственные истоки поэтического слова И.А.Бунина // Творчество И.А.Бунина и русская литература Х1Х-ХХ веков. Белгород, 2000,- Вып. 2,- С. 175-178.

101. Евстафьева Н.П. Новелла и рассказ ведущие жанровые формы в книге И.А.Бунина «Темные аллеи» // Вопр. рус. лит. - Львов, 1986,- Вып.1.- С.94 - 100.

102. Евстафьева Н.П. Своеобразие жанровых форм в книге И.А.Бунина «Темные аллеи»: Автореф. дис. . канд. филол. наук,- Харьков, 1990.-19с.

103. Жемчужный И.С. Стихи А.Фета в контексте рассказа И.Бунина «Холодная осень» // Фет A.A. Проблемы изучения жизни и творчества. -Курск, 1994.-С.139-144.

104. Золотарев А. Бунин и Горький. // Наш современник, 1957.- № 7.

105. Зайцева Н.В. Концепция мелкопоместной усадьбы в творчестве И.А.Бунина 1890-х начала 1910-х годов. - Автореф. дис. . канд. филол. наук.-Елец, 1999.- 19с.

106. Зверева Л.И., Меренкова С.Б. Мотив сна в творчестве И.А.Бунина и древнерусская литературная традиция // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX XX веков. - Белгород, 1998. - С.35- 42.

107. Иванов В. Роман в стихах // Лики и личности России. Эстетика и литературная теория. М., 1995.- 668с.

108. Измаилов A.A. Пестрые знамена. М.,1913.

109. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. Собрание сочинений: В 10-ти т. - Т.6.- Кн.1.-М.,1996. - С.210 - 270.

110. Карпенко Г.Ю. Океан и небо как «первостихийные бездны» в творчестве И.А.Бунина // И.А.Бунин и русская культура. / Межвуз. сб. научн. трудов. Елец: ЕГПИ, 1995.-С. 116-121.

111. Карпенко Г.Ю. Царственная свобода: О творчестве И.А.Бунина. -Воронеж, 1995.-С.35- 45.

112. Касторский С. Горький и Бунин (Их истории идейно-творческих взаимоотношений).// Звезда, 1956.- № 3.

113. Каштанова И.А. К вопросу об изображении крестьянства в творчестве Л.Н.Толстого и И.А.Бунина // Толстовский сборник. Тула, 1976.- №6.-С.97-107.

114. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М., 1975.- С.98-130.

115. Келдыш В.А. Творчество Бунина и реалистические движения предоктябрьского периода // История всемирной лит-ры.: В 9т. Т.8.- М.,1994.

116. Климова Г.П. Мировое значение творчества Ивана Алексеевича Бунина // И.А.Бунин и русская культура / Межвуз. сб. науч. тр. Елец, 1995.-С.126-134.

117. Климова Г.П. Елецкий уезд в жизни и творчестве И.А.Бунина // Тезисы докладов на межвузовской науч. конференции. Орел: Изд-во Орловского гос. пед. ин-та., 1991.- С.84-89.

118. Климова Г.П. Здесь жил Иван Бунин // История и культура Ельца и Елецкого уезда. Елец, 1994,- С.5-26.

119. Климова Г.П. Образ города в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // И.А.Бунин и русская литература конца XX века. М., 1995,- С.117-124.

120. Климова Г.П. Образ Ельца в творчестве И.А.Бунина // Материалы межд. науч. конф. посвященной 850-летию г. Ельца. Елец: ЕГГ1И, 1996.-С.107-111.

121. Климова Г.П. «Свет незакатный.»: Творческое наследие И.А.Бунина и мировой литературный процесс. Орел: Изд-во Орловск. гос. пед. ун-та,1995,- С.126-130.

122. Климова Г.П. Творчество И.А.Бунина и М.М.Пришвина в контексте христианской культуры. Автореф. дис. . д-ра филол. наук. -М., 1993.-52с.

123. Климова Г.П. Художественный мир И.А.Бунина. М., - 1991. - 100 с.

124. Климова Г.П. Русская Россия Ивана Бунина. // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков,- Белгород, 2000,- Вып. 1.- С.98-104.

125. Кожевникова H.A. Типы повествования в русской литературе Х1Х-ХХ веков.-М., 1994,-332с.

126. Коновалов A.A. К вопросу о мотиве смерти в книге И.Бунина «Темные аллеи» // Проблемы эволюции русской литературы XX века. М., 1995.-Вып.2,- С. 107-109.

127. Кочетков А.К. Средства выражения эмоциональности и экспрессивности в языке И.А.Бунина (Сборник «Темные аллеи») // Бунин.-Воронеж, 1971.

128. Котляр A.B. Художественная проза И.А.Бунина (1917-1953): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1967.- 19с.

129. Краснова C.B. Идейно-композиционные функции народной поэзии в произведениях И.А.Бунина // Бунин. Воронеж, 1971. - Вып.114. - С. 131140.

130. Крутикова Л.В. И.Бунин // История русской литературы: В 4т,- Т.4. -Л., 1983,-С.150-167.

131. Кулешов В.И. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) // Бунин И.А. Антоновские яблоки. М., 1975. - С.З - 20.

132. Кузнецова O.A. Сюжет и композиция новеллы И.А.Бунина «Солнечный удар» // Поэтика литературы и фольклора. Воронеж, 1980,-С.29 - 39.

133. Курляндская Г.Б. И.А.Бунин и русская литература XIX XX веков / Тезисы. - Воронеж, 1995.-С. 11-13.

134. Кучеровский Н.М. История Дурновки и ее "мертвые души" // Рус. литература XX в. Калуга, 1970.

135. Кучеровский Н.М. И.А.Бунин. Три рассказа о любви // Русская литература XX века (Дооктябрьский период). Сб.8. Тула, 1976.- С.68- 88.

136. Лавров В. Ив. Бунин и его «Воспоминания» // Наш современник. М., 1990,-№11.-177-179.

137. Левин Ю. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах // Структурная типология языков. Л., 1996. - С. 199.

138. Лейдерман H. Л. О единой системе литературного образования // Литература в школе, 1998 №4,- С. 150 - 155.

139. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М., 1989,- 175с.

140. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопр. лит. 1968. - №8.

141. Лихачев Д.С. «Темные аллеи» // Звезда,- 1981.- №3.- С. 182-184.

142. Лихоносов В. Просилась душа высоко // Литература в школе. 1996.-№ 2,- С.46 - 54.

143. Литература русского зарубежья 1920-1940. М., 1993.

144. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура,- М.: Политиздат, 1991.-525с.

145. Лосский Н.О. История русской философии.- М.: Сов. писатель, 1991.-480с.

146. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб.: Искусство-СПб, 1996. - 846 с.

147. Лотман Ю.М. О русской литературе. Заметки о художественном пространстве. 2. Дом в «Мастере и Маргарите». СПб: Искусство - СПБ, 1997,- С.748-754.

148. Лявданский Э.К, Иван Бунин: от рассказов 1910-х годов к роману «Жизнь Арсеньева»: Некоторые стороны эволюции метода художника // Герценовские чтения. Науч. докл. Литературоведение. Л., 1975.

149. Макарова З.И. Своеобразие женских характеров в поэзии И.А.Бунина // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000,- Вып.2.- С.37- 42.

150. Малахов В. Бунин и Тютчев // Подъем. Воронеж, 1975. - №5. - С.147-149.

151. Мальцев Ю.В. Актуальность бунинских пророчеств о русской душе // И.А.Бунин и русская литература конца XX века. М., 1995.- С.79 - 84.

152. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870-1953: Посев, 1994.- 432с.

153. Мальцев Ю.В. Феноменологический роман. Франкфурт-на-Майне: Грани, 1995. - Г50, №75,- С.127-150.

154. Мамлев Ю.В. Смерть в творчестве Бунина: («Господин из Сан-Франциско») // И.А.Бунин и русская литература конца XX века. М., 1995.-С.133 - 137.

155. Мещерский А. Неизвестные письма И.Бунина // Русская литература, 1961,-№4,-С.152-158.

156. Михайлов О.Н. Иван Алексеевич Бунин: 1870-1953 // Михайлов О.Н. Литература русского Зарубежья. М., 1995.- 180с.

157. Михайлов О.Н. Жизнь и творчество Бунина. Тула, 1987. - 174с.

158. Михайлов О.Н. Песнь песней Бунина // Сб. И.А.Бунин «Темные аллеи». М.,1991.- С.З - 8.

159. Михайлов О.Н. Строгий талант. И.Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. -М., 1976,- 279с.

160. Музей И.С.Тургенева. Орел. Описание материалов Государственного музея И.С.Тургенева.- Орел, 1979.

161. Неизвестный Бунин: Воспоминания современников писателя: К 120-летию со дня рождения. // Слово. 1990.- №10,- С. 69-77.

162. Нефедов В.В. Поэзия Ивана Бунина. Этюды. Минск: Высш. шк., 1975,- 220с.

163. Николина H.A. Художественное время в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков,- Белгород, 2000,- Вып.1.- С.159-161.

164. Никонова Т.А. Мир природы и мир человека в лирике И.А.Бунина// Проблемы реализма. Вологда, 1978,- Вып.5,- С.128-140.

165. Нинов A.A. Горький и Ив.Бунин: история отношений. Проблемы творчества. Л., 1984.

166. Новикова М.Ю. Заголовок-метафора и художественный текст// Рус. речь. М., 1986,- №6.- С.90-94.

167. Новикова Т.Ф. Бунин на уроке словесности в лицее // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000,-Вып.1,- С.162-167.

168. Новикова Т.Ф. Заголовок-Метафора у Бунина // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков.- Белгород, 2000.- Вып.2.-С.187-189.

169. Окаянные дни. «Под серпом и молотом», или Бунин без купюр/ Беседу вела Иванова-Гладилыцикова Н. // Лит. газета. М., 1993.- 25 августа. -№34.

170. Орлова Г.В. Автобиографическая проза И.А.Бунина 900-х годов: К вопросу о традициях и новаторстве // Вопр. лит. Худож. метод худож. своеобразие. - Владимир, 1975,- Вып.9,- С.121-142.

171. Петров В.М. Под небом Суходола // Подъем. Воронеж, 1986,- №12. -С.110-118.

172. Петров Гр.С. Суходолия // Кругозор, 1913,- №2.

173. Полторацкая C.B. Лейтмотив «потеряной» России в книге И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000,- Вып.2,- С. 78 - 81.

174. Потебня A.A. Переправа через воду как представление брака// Древности. Археологический вестник, 1868. Т.1., ноябрь-декабрь.

175. Романичева Е.С. Древнерусские предания в творчестве И.А.Бунина // Литература Древней Руси. М., 1986.- С. 136 - 141.

176. Рощин М. Иван Бунин ЖЗЛ. - М.: Молодая гвардия, 2000. - С.221-222.

177. Руднев Ф. Город Бунина//Подъем.- 1970,- №5,- С. 137-139.

178. Саакянц А. О рассказах Ивана Бунина // Бунин И.А. Рассказы. М., 1976.-С. 5-44.

179. Садыкова Н.А.Проза И.А.Бунина. Учеб.-метод. пособ. по лит. для студ.-филологов. Душанбе, 1975,- 179с.

180. Сарычев Я.В. И.А.Бунин и русская литература XIX-XX веков / Тезисы. Воронеж, 1995. - С.21-24.

181. Сатарова Л.Г. И.А.Бунин и русская литература Х1Х-ХХ веков / Тезисы. Воронеж, 1995. - С. 18-20.

182. Седых А.Н. Далекие, близкие: Литературные портреты. М.: Моск. рабочий, 1995. - 320с.

183. Семенова О.Н. О значимости цветовой палитры в поэтике И.А.Бунина II Цвет и свет в художественном произведении, Сыктывкар, 1980,

184. Силантьев С.Е., Пересветов Е.Л. О ритме прозы Бунина («Темные аллеи») // Содержательность форм в художественной л-ре. Куйбышев, 1988,- С.132-145.

185. Сильман Т. Подтекст это глубина текста // Вопр. лит., 1969.- №1.

186. Сливицкая О.В. Русская литература XX века (дооктябрьский период). -Калуга, 1968.-С.128.

187. Смирнова Л.А. А.П.Чехов и И.А.Бунин. Об одной архитектонической особенности рассказов // Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей XIX- начала XX века. Межвуз.сб.науч.тр. М., 1991. - С. 121129.

188. Смирнова Л.А Грани взаимодействия поэзии и прозы Ив.Бунина. Конец 1880-х начало 1900-х гг. // Развитие лирической поэзии и ее взаимодействие с прозой в русской литературе конца XVIII - начала XX века. - М., 1988. - С.103-115.

189. Смирнова Л.А. Пушкин в поэтическом мире Бунина // Поэзия А.С.Пушкина и ее традиции в русской литературе XIX начала XX века. -М., 1989. - С.102-114.

190. Смирнова JI.А. Философско-эстетическая функция пейзажа И.Бунина // Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. -М, 1984,- С.34-44.

191. Смирнова Л .А. Реализм Ивана Бунина. М., 1984,- 93с.

192. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX начала XX века: Учеб. для студ. пединст. и ун-тов. - М.: Просвещение, 1993.- С.127-157.

193. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 192с.

194. Смирнов Н.П. Талант, трагедия, награда. // Наш современник, 1970.-№10.

195. Соколова Е.В. Идейно-художественная сущность символики в рассказах И.А.Бунина 1914-1916. // Вестн. Белорус, ун-та. Минск, 1977. -№3,- С. 10-16.

196. Соколова Т.С. Многозвучный и молчащий Вавилон // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000.-Вып.1,- С.227- 231.

197. Соломахина Л.П. «Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунина в выпускном классе. // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000.- Вып.1.- С. 185-189.

198. Соломахина Л.П. Формы художественного времени в рассказе «Антоновские яблоки» И.А.Бунина // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000,- Вып.2,- С.86-89.

199. Солоухина О.В. О нравственно-философских взглядах Бунина // Рус. лит. 1984,-№4,- С.47-59.

200. Спивак P.C. Бунин и его зарубежные истолкователи // Рус. лит. в оценке современной зарубежной критики. М., 1973.

201. Спивак P.C. И.А.Бунин и Л.Толстой. Наблюдения над соотношением художественных стилей. М., 1967.

202. Спивак P.C. Об особенностях художественной структуры повести И.А.Бунина «Суходол» // Метод, стиль, поэтика русской литературы XX века. Владимир, 1977.- Вып. 11.- С.45-56.

203. Степун Ф.А. Встречи. Мюнхен, 1962.

204. Степун Ф.А. И.А.Бунин и русская литература // Бунин И.А. Собр.соч.: В 8 т. М.,1993. - Т.1. - С.5-18.

205. Степун Ф.А. По поводу «Митиной любви» // Рус. лит., 1989. №3.

206. Струве П.Б. И.А.Бунин // Рус. литература. 1992.- №3.- С.100-102.

207. Тарасенков Ан. К. О жизни и творчестве И.А.Бунина / Предисловие к кн. И.А.Бунин. Избранное. М., 1956,- С.3-25.

208. Топорков А.Л. Дом // Славянская мифология. М., 1995.

209. Тюпа В.И. Художественность // Введение в литературоведение. М., 2000.-С.465.

210. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время.-Рига, 1988.

211. Фиронов А.П. Книга гнева и скорби («Окаянные дни» И.Бунина в современном восприятии) // Творчество И.А.Бунина и русская литература Х1Х-ХХ веков. Белгород: Изд-во Белогородск. гос. ун-та, 1998.- С.199-202.

212. Фоменко И.В. Мир, в котором живет автор // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики / Материалы международной научной конференции. Гродно, 1998. - С.39.

213. Фоменко Л.П. «Дом» и «дорога» в романе Андрея Платонова «Чевенгур» // Андрей Платонов: Проблемы творчества. Воронеж, 1995.

214. Фролова Т.Д. Концепция личности героя в автобиографических произведениях М.Горького и И.Бунина // Учен. зап. Казан, пед. ин-та, 1997. Вып.177. - Русск. лит. и освободит, движение. - Сб.8.

215. Чистякова H.A. Народные традиции в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки» // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000,- Вып.1.- С.79-84.

216. Юрченко Л.Н. Типология пространственных характеристик Одессы в «Окаянных днях» И.А.Бунина // И.А.Бунин и мировой литературный процесс. Орел, 2000. - С.50-53.