автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Мировоззренческая природа человека
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Хабибуллина, Зиля Наиловна
Введение.
Глава I. Человек в структуре мировоззрения.
§ 1. Мировоззрение человека и его структурные элементы.
§2. Проблема дуальной природы человека и её преломление в классических философских системах.
§3. Образ человека в современных философско-антропологических исканиях.
Глава II. Социально-философский анализ тенденций развития мировоззрения человека.
§ 1. Человек как единство природы и социума.
§2. Человек как космопланетарный феномен.
§3. Многомерный Человек: философское обоснование.
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Хабибуллина, Зиля Наиловна
Вопрос о том, что такое человек, является неизменно одним из важнейших для философии и философствования. Более того, можно вслед за И. Кантом утверждать, что этот вопрос является синтезирующим для всей философской проблематики. И действительно, что бы не рассматривалось в философии: познание, искусство, производство, мораль или политика, обойтись в решении любых поставленных ею задач без вопроса о том, что есть человек, не представляется возможным, поскольку ничто не может быть осмыслено и изменено без деятельного его участия. Вместе с тем, и сами размышления о человеке захватывают в комплексе философского знания обширный круг проблем, спектр которых оказывается практически неисчерпаемым. Все это в значительной степени предопределяет особое значение философской антропологии как специализированного направления научного исследования человека.
Актуальность темы настоящего диссертационного исследования может быть обоснована целым рядом следующих аргументов. Во-первых, неожиданно бурные преобразования Российского общества в последние десятилетия вызвали необычайно высокий интерес к проблеме духовности, свободы человека, его места в структуре природного и социального бытия. При этом, в свете мировоззренческих поисков, тема широкомасштабных общественных преобразований оказалась взаимосвязанной с другой фундаментальной темой - темой деятельности общественного субъекта, органически сопряженной с проблемой взаимоотношения мира природы и мира человека.
Во-вторых, вся сфера человеческой культуры, как сфера взаимоотношения природы и людей, приблизилась к границам своего существования. Сама природа сегодня не благоприятствует человеку. Обнаружились негативные тенденции в отношении человека к природе. Все это актуализирует саму проблему мироздания, проблему осваиваемости его людьми.
Но следует отметить, что человек и человеческое общество существуют лишь на основе существования природы. «Открытие собственных законов общественного развития, - пишет А.Н. Чанышев, - возможно лишь при фундаментальном допущении, что человек как естественное существо есть часть и продукт природы, что человек телесен и что его естественные потребности могут быть удовлетворены лишь путем материального производства, физического труда»1.
В-третьих, философская рефлексия над проблемой человека, его миром печалей и радостей предполагает обращение к анализу самой структуры мировоззрения, его уровней и типов. Решение данной задачи позволит заново поставить и проблему философии не только как важнейшей формы общественного сознания, но и как сущностной силы человека, позволит глубже посмотреть на существующие трудности в соотношении философии и мировоззрения, оценить уровни мировоззрения и их отношение к философии и человеку.
В-четвертых, мировоззрение невозможно без определенной совокупности взглядов на мир в целом, в том числе и на человека, и на человеческое общество как часть такого мира. При этом необходимо учитывать тот момент, что мировоззрение - это не всегда систематизированная сумма знаний о мире в целом. Оно может состоять и из совокупности различного рода заблуждений, иллюзий. Как правило, эти заблуждения выдаются за знания, хотя и не обязательно сознательно. Поэтому усиливается актуальность исследования критериев философского мировоззрения, что в целом находится в русле анализа его основного вопроса.
В этом плане мировоззрение человека отличается от той или другой совокупности истинных и ложных представлений о мире прежде всего тем, что «в центр своего внимания оно ставит вопрос о соотношении внечеловеческого мироздания и такой активности целеполагающей, разумной силы, как люди. Вопрос о соотношении ОНО (мироздание) и МЫ (люди)» .
Степень разработанности проблемы. Тема человека, его мировоззренческая природа, являясь одной из важнейших философских проблем, так или ина
1 Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М, 1999.- С.9.
2 Чанышев А.Н. Указ. соч. - С.8. че затрагивается всеми философскими школами и направлениями. В истории философии предлагались различные схемы осмысления человеческой природы.
В античной философии, носившей в целом космоцентричный характер и направленной на постижение высшей гармонии космоса человек рассматривался как часть этого целого, а отдельный человек воспринимался в контексте причастности этому целому ( в качестве которого выступали, например, общество, разум и др.). С реалистических позиций, то есть с точки зрения общего, «человека вообще», определяют природу человека Аристотель, Платон, Сократ, Эпикур, Сенека, Марк Аврелий и др.
С переходом от античности к христианству происходит пересмотр воззрений на сущность и предназначение человека. Так, для средневекового европейского сознания, идеологическим стержнем которого было христианство, характерна картина мира, построенная на основе жесткой иерархии: «Бог-человек- природа». Человек здесь рассматривается как «образ и подобие Бо-жие», предназначение которого в служении Богу. Здесь можно выделить таких мыслителей как Августин Аврелий, Фома Аквинский и др. В рамках данного подхода обширный материал для размышлений и обобщений дает также русская религиозная философия второй половины XIX- начала XX веков. Отметим в этой связи таких философов как Н.А.Бердяев, А.И.Введенский, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, С.Л.Франк.
В Новое время философы, отказавшись от религиозной ортодоксии, стремятся решить проблемы человека через мир абстрактных идей - как это происходит в рационализме, например, у Р.Декарта, в материализме К.А.Гельвеция, либо в мире, открывемом человеку опытом - И.Кант, диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса и др.
Однако универсалистский подход, доминирующий до XX века, не позволял в должной мере учесть экзистенциальный, личностный аспект многомерной проблематики человека. Поэтому закономерно, что XX век принес с собой антропоцентризм и расцвет таких философских направлений как экзистенциализм, философская антропология и др. Проблема человека рассматривается также в таких неклассических философских системах как иррациона-лизм(Шопенгауэр, Ницше), фрейдизм (Фрейд, Юнг, Фромм) и др. Экзистенциализм, который имеет антропологическую ориентацию и в центр своего внимания ставит проблемы человека, индивидуальной свободы, представлен в данной работе такими философами как Кьеркегор, Хайдеггер и Ясперс.
Особую роль в формировании представлений о космической, Вселенской судьбе человека сыграл русский космизм. Важнейшие мировоззренческие основы концепции составляют идеи неразрывной связи человека и мирового целого, единства микро- и макрокосма. Русский космизм предстает как универсалистский тип миросозерцания, отражающий единство бытия мира и бытия человека. Важнейшее место в этой системе взглядов отводится идее всеединства - взаимосвязи космоса, жизни, разума (Вл.С.Соловьев, П.А.Флоренский и др). С середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н.Ф.Федоров, А.В.Сухово-Кобылин, Н.А.Умов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, В.Н.Муравьев,
A.К.Горский, Н.Г.Холодный, В.Ф.Купревич, Н.Ф.Федоров, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, С.Л.Франк. Современные мыслители-космисты, которые верят в существование идеала и цели высшего, духовного Человека, считают также актуальным экологическое, комплексное видение проблемы человека в миросис-темной целостности. Назовем еще таких философов, как Казначеев В.П., Спирин Е.А., Оконская Н.Б., Гиренок Ф.И., Олейников Ю.В., Семенова С.Г., Куракина О.Д.
Термин «мировоззрение» и мировоззренческие аспекты проблемы человека специально изучались такими учеными, как Гуревич П.С., Галимов Б.С., Гулыга A.B., Ильенков Э.В., Степин B.C., Фролов И.Т., Чанышев А.Н., Шинка-рук В.И. и другими. Библиографический арсенал темы взаимосвязи мировоззрения и понятия картины мира весьма представителен. Это труды Горюнова
B.П., Галимова Б.С., Ермакова В.И., Жарова A.M., Кудряшева А.Ф., Князева В.Н., Касьяна A.A., Когельмана М.М., Лойфмана И.Я., Моисеева А.П., Мостепаненко М.В., Нуриева Д.А., Седова Е.И.
В отечественной философии интегративного исследования мировоззренческой природы человека следует перечислить таких ученых как БарулинВ.С., Буева Л.П., Григорьян Б.Т., Каган М.С., Миголатьев Н.В., Пуляев В.Т., Спаси-бенко С.Г. Однако особенный интерес вызывают работы, где выявляется место человека в структуре мировоззрения (работы Лосева А.Ф., Когана Л А., Степи-на B.C., КузнецоваВ.Ю., Бабушкина В.У., Валеева Д.Ж., Исхакова Э.С., Козина Н.Г., Удриса А.К., Урманцева Н.М., Ширяева Л.А., Щербакова A.C.).
Надо сказать, что представления о человеке так или иначе развивали почти все философы, но нас в данном случае интересовал пласт проблем, связанных с антропологией человека, с выявлением места человека в структуре мировоззрения. Поэтому определяющими для нас были темы образа человека в классической и неклассической философии, человека как единства природы и социума, соотношения человека и мировоззрения.
Объект исследования настоящей диссертационной работы - процесс формирования мировоззрения.
Предмет диссертационного исследования - человек как носитель мировоззрения.
Цель и задачи диссертации. Цель работы состоит в анализе роли и места человека в структуре мировоззрения. Реализация данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных между собою задач:
- исследовать философские представления о человеке и мировоззрении;
- проанализировать данные о дуальной природе человека и ее преломление в классических философских системах;
-рассмотреть образ человека в современных философско-антропологических исканиях;
-проследить связь единства человека как природного и социального;
-раскрыть суть человека как космопланетарного феномена;
-обосновать идею многомерной природы человека.
Методология и источники исследования. Диссертант исходил из того положения, что природа не антропоморфна и не социоморфна. Далее, мы исходили из той идеи, что философия - это вид мировоззрения. Философия человека -также его разновидность. Хотя мировоззрение - это воззрение на мир, но нельзя игнорировать и взирающего, субъекта. Центральным методологическим принципом у нас выступает основной вопрос мировоззрения - об отношении человека (человечества) к миру. Данное отношение является многоуровневым и имеет большое число различных видов.
В диссертации использовались также принципы развития, системности и историзма.
Источники исследования разнообразны - это различные философские концепции, современные научные знания, работы таких отечественных философов как Бабушкин В.У., Молодцова E.H., Мысливченко А.П., Налимов В.В., Несмелов В.И., Сагатовский В.Н., Самохвалова В.И. В своем исследовании мы опирались также и на психологические аспекты данной проблемы, разработанные в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.Ф.Ломова.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в социально-философском анализе места человека в структуре мировоззрения и может быть конкретизирована целым рядом следующих положений, выносимых на защиту: -обосновано, что мировоззрение есть актуально функционирующая в структуре жизнедеятельности значимость способа организации мира, в котором живет человек;
-доказано, что на границах научного мировоззрения должны существовать слабо рационализированные идеи, гипотезы, понятия и даже концепции, жизненно важные для развития науки о человеке;
-дан анализ видов мировоззрения. Обнаружено, что религиозное мировоззрение выступает как система актуальных значимостей субъекта и социальной организации в целом. Установлено, что любой вид мировоззрения детерминирован всем способом жизнедеятельности человека (общества) в целом.
-обнаружено, что место человека в структуре мировоззрения ярче всего высвечивается тогда, когда отказываются от попыток размежевания субъекта и объекта. В этом случае мы получаем философское мировоззрение, как плод «ума души»(А.Н.Чанышев). Однако следует избегать крайностей и мифологизации, и онаучивания философии.
Теоретическое и практическое значение работы. Проведенный анализ будет иметь большое значение для разработки следующих проблем: «типов и уровней мировоззрения», «основного вопроса мировоззрения», «познания специфики философии», «рождения человека», «происхождения мировоззрения». Выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в области социальной философии и философской антропологии, в процессе преподавания философии, на семинарских занятиях, посвященных теме генезиса философии, в соответствующих спецкурсах.
Апробация работы: Основные положения диссертации обсуждались на Всероссийских научных конференциях «Философский космос России» (Уфа, 1998) и «Философия и религия на рубеже тысячелетий» (Уфа, 1999); на втором Российском философском конгрессе (Екатеринбург, 1999). Результаты исследования были апробированы так же на семинарских занятиях по философии на различных факультетах Башкирского государственного университета.
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы. Объем диссертации 157 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Мировоззренческая природа человека"
Заключение.
Полагаем, что именно мировоззренческая рефлексия человека о мире, о природе и обществе в их единстве, о человеке и его месте в мире - эти представления становятся элементами мировоззрения тогда, когда они интегрируются в форму общественного самосознания человека, где узловыми категориями выступают понятия «человек» и «мир», посредством которых субъект мировоззрения (индивид, социальная группа, класс или социум в целом) осознают свое место и назначение в мире. Именно мировоззренческие взгляды дают человеку путеводную нить в его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные установки.
Будучи активным субъектом, обладающим сознанием и самосознанием, человек выделяет себя из мира и даже в каком-то смысле противопоставляет всему остальному миру, но в онтологическом плане человек тем не менее остается частью мира и неизбежно обращается к проблеме определения своего места и статуса в мировом бытии. Причем освоение человеком мира выступает одновременно средством постижения самого себя, и наоборот. Более того, достаточно глубокое и целостное понимание и мира, и человека возникает именно в единстве обоих процессов.
Философская теория целостного человека имеет своей целью рассмотрение и осмысление человека во всех формах его жизнедеятельности, объяснение человека из его «собственного бытия», но воссозданный ею образ не сводится и не может с водиться к некоей совокупности выявленных ею существенных свойств и качеств, а предполагает утверждение единого и определяющего измерения человеческой природы, в котором органично, а не механически находят свое выражение различные способности и возможности человека.
Человек - это мир человека, являющийся одновременно объектом, продуктом всех общественных отношений и субъектом, творцом личных поступков и объективированных связей, исторического процесса, действительного мира. Вне анализа внутреннего духовного мира человека невозможно понять, как обеспечить его гармонию с внешним миром, а следовательно, нельзя успешно решить никакие международные, религиозные и национально-государственные задачи, как бы далеко они внешне ни отстояли от людей, ради которых их планируют и реализуют.
Человек - это социализированное природное существо, способное к активно-творческой, созидательной деятельности, имеющей конкретно-исторические общественные формы и связанной с динамикой все большего утверждения справедливого, прекрасного, любви.
Философская и социальная антропология переживает в России период становления со всеми присущими ему противоречиями и проблемами.
Можно видеть антропологический поворот во всем гуманитарном знании, имеющем свои социально-исторические, культурные и теоретические предпосылки, что само по себе составляет тему специального исследования. Важным моментом в конституировании разного вида «антропологий» выступает осознание сложности такого феномена, как человек. Поэтому вариативность и разнаплановость в исследованиях можно объяснить с учетом сложной целостности его сущности. Этим обусловлено наличие разных исследовательских парадигм, отсюда и выбор определенной доминанты при изучении человека: будь то его индивидуальное бытие либо бессознательное в структуре человека, либо человек, понятый с позиции творца социальности.
В современных представлениях о человеке выделяются разные уровни и типы исследований, что позволяет поставить проблему специфики антропологического знания и констатировать отсутствие четкого определения статуса его различных видов. Относится ли знание о человеке только к научному, философскому или вненаучному знанию с их различными видами и модификациями? Часть исследователей именуют его философским, другие относят к гуманитарной науке, однако обоснования подобной дифференциации не всегда убедительны. Частично такое восприятие вызвано тем, что критерии научности гуманитарного знания разработаны пока недостаточно, хотя такая задача была продекларирована в философии разделением наук о природе и наук о духе.
Для нашего времени при всем многообразии подходов, исследовательских программ и методологических установок целью и пафосом многоразличных тенденций в философской антропологии остаются проблемы -человек в иерархии ценностей и человек как ценность. То есть речь идет о соразмерности и месте человека в ценностной иерархии мира. Человек сам по себе мерило, высшее основание иерархии, или же он соизмерим с чем-то высоким, или, в крайнем случае, с чем-то регулирующим его бытие. Возникает проблема нормативности человеческого бытия, самоорганизации человеческого бытия и тем самым ориентаций, на которых строится эта самоорганизация. XX век показал на реальных фактах истории всю бездну человеческих деяний, не основанных на нормах, преступив которые, эти деяния уже нельзя назвать человеческими, разве что, придавая понятию «человек» метафорический смысл. Поиск мировоззренческого обоснования нормативов специфически человеческого бытия представляется при всем многообразии антропологических версий интегрирующим фактором.
Природа человека является многомерной, подобно Вселенной, чьим отражением и выражением она служит. Вместе с тем человек представляет собой еще и общественное существо - в нем в свернутом виде «дано» общество со всеми его возможными состояниями: человек есть общество в миниатюре.
У многих мыслителей, философов представления о человеке как о самом важном и интересном всегда получали весьма отчетливое выражение: человек является средоточием и ядром мысли, постигающей тайны бытия, исходным пунктом при истолковании любых философских проблем. Например, Протагор, М. Штирнер видели в человеке критерий истины, Л. Фейербах, И. Кант, С.Л.Франк - единственный, универсальный и высший предмет философии, последнюю цель всей человеческой мысли.
Сложность вопроса о природе и сущности человека породила большой разброс мнений. Одни авторы, как мы убедились, исходят из признания постоянной, вечной природы человека, предопределенной его принадлежностью к определенному природно-биологическому виду, другие -сводят ее к конкретно-историческим общественным отношениям, третьи -отрицают изначальную данность этой природы и видят ее в том, что каждый отдельный индивид сам формирует в процессе своего существования.
Наличие таких подходов определяет вывод о понимании мировоззренческой природы человека как явления противоречивого, как единства противоположностей. Еще С. Кьеркегор говорил, что человек есть синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости.
Природное и социальное, индивидуальное и общественное, объективное и субъективное в развитии человека, таким образом, не существуют друг без друга. По справедливому замечанию В.В. Шаронова, «ни индивидуальность, ни социальность человека не могут быть адекватно поняты и корректно описаны вне рамок человеческой целостности, порознь друг от друга»1. Но вместе с тем мы не можем рассматривать их как простую арифметическую сумму, образующую некий человеческий продукт. У К.Ясперса принципиальная посылка такова, что хотя возникла и развивается идея человека, но идеала человека не существует, какова бы ни была общественная форма жизни. Даже в самом совершенном обществе этот идеал недостижим, потому что человек не может быть завершен. Человек есть все и ничто. Он стоит на зыбкой почве между бесконечностями. Меняются типы обществ и государств, но подлинная ценность человека должна, по Ясперсу, заключаться не в обусловленном ими родовом типе, к которому приближается личность, а в «исторически единичном человеке, который не может быть заменен и замещен.»2.
Дальнейшее исследование проблемы предполагает, на наш взгляд, сосредоточение усилий в следующих направлениях:
- Углубление и дальнейшее развитие проблемы мировоззренческой
1 Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997, С.80. Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. -М., 1991,- С.453. природы человека, так как здесь сама проблема человека большей частью намечена, но детальная разработка предстоит еще впереди.
Дальнейшая разработка проблемы человека через дуальную характеристику как единство природного и социального, родового и сущностного (уникального) начал. Мы предполагаем, что в этом направлении далеко не все еще прояснено.
- Исследование в диссертации решения проблемы мировоззренческой природы человека через сопоставление различных методологических подходов в неклассической философии, в русском космизме, в философской антропологии также, на наш взгляд, заслуживает дальнейшего изучения и развития, так как содержит в себе достаточно перспективную эвристическую ценность.
Список научной литературыХабибуллина, Зиля Наиловна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.-335с.
2. Адлер Альфред. Смысл жизни // Философские науки.- 1998. -№ 1.- С. 15-26.
3. Акименко А.Д. Об элементах методологии целостного понимания человека (мировоззренческий аспект) // Философские науки.- 1991.- №7,- С.161-170.
4. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1982.-304с.
5. Андреев А.П. Проблема человеческого существования в аспекте философ-ско-профетического теизма H.A. Бердяева // Вестник Башкирского университета,- 1998,- № 1 (II).- С.16-19.
6. Антология мировой философии в 4-х тт. М., 1969-1971.
7. Антропоцентризм и биоцентризм: попытка сопоставления // Человек.- 1996.-№3,-С.187-192.
8. Аристотель. Политика.// Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.-830с.
9. Астафьева О.Н., Веряскина В.П., Чабан П.И. Философская и социальная антропология в России: тенденции развития и перспективы // Вестник Московского университета. Сер.7, Философия. 1998. -№ 2.- С.46-62.
10. Атеизм, религия, культура, личность. Тезисы докладов. Уфа, 1990. 128с.
11. И.Бабушкин В.У. О природе философского знания. Критика современных буржуазных концепций. М.,1978. -208с.
12. Бабушкин В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа).М., 1995.-104с.
13. З.Балашов Л. Здравомыслие, здоровый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление) // Здравый смысл.- 1998.- № 7.- С.36-43.
14. Бараусова Л.В., Лысенко H.H.: Человек на пороге XXI века (Москва, 1990) -Хроника- Философские науки.- 1990.- №11,- С.119-121.
15. Барулин B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М., 1987. -186с.
16. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М., 1994.-252с.
17. Барулин B.C. Социальная философия.Ч.2.-М., 1993.-240с.
18. БатищевГ.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип.-Проблема человека в современной философии. М., 1969.-С.73-145.
19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1971.- С.364.
20. Бердяев H.A. О назначении человека М., 1993.
21. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии).М., 1990.-336с.
22. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
23. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.-480с.
24. Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.-380с.
25. Бессонов Б.Н. Есть ли в нашей стране у философии будущее? // Социально-политический журнал.- 1997.- № 4.- С.79-91.
26. Борзенков В.Г. Проблема человека в контексте обновления гуманитарного образования в России // Человек.- 1996.-№3.-С.70-77.
27. Бубер Мартин. Два образа веры: Пер. с нем. /Под ред. П.С. Гуревича, С .Я. Левит, C.B. Лезова / М., 1995. - 464с,- (Мыслители XX века).
28. Бубер Мартин. Проблема человека. 4.1. Путь проблемы // Философские нау-КИ.-1992.- № 3.- С.65-82.
29. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. -1996.- № 2.-С.3-40.
30. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.-216с.
31. Булычев И.И. О взаимосвязи природы человека с общественными отношениями и деятельностью // Вестник Московского ун-та, Сер.7, философия, 1992,-№6,- С.3-10.
32. Бэкхерст Д. Философия деятельности // Вопросы философии, 1996.- № 5.-С.72-79.
33. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. Уфа, 1998.- 148с.
34. Вайман С. Человеческая целостность в перипетиях диалога // Человек, 1994.-№3,- С. 11-22.
35. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
36. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм // Социально-гуманитарные знания, 1999.-№ 1.- С.135-149.
37. Волков H.A. Общее и особенное в понимании духовности в русской и западной философии // История духа и целостность человека. Сб. научных статей. Кемерово, 1994,-206 с.
38. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Р-на-Д.-1994.-288с.
39. Войно -Ясенецкий В.Ф. О духе, душе, теле // Философские науки, 1998. №1.- С.143-153.
40. Вороницын И.П. Гельвеций К.А.- М., 1934,- 152 с.
41. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.- 288 с
42. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Хвв.Л.,1989.-744с.
43. Галимов Б.С. Картина мира и научная теория // Формирование и функционирование научной картины мира. Уфа, 1985.
44. Галимов Б.С. Конец философии? // Философия и современность: мысли, понятия, идеи. Изд-е БашГУ Уфа. -1999,- С. 10-20.
45. Галимов Б.С., Селиванов А.И. Мозаичность как способ объединения и познания многообразного бытия // XXI век: будущее России в философском измерении: Доклады Второго Российского философского конгресса(7-11июня 1999 г.,), Екатеринбург, 1999.
46. Гелен А. О систематике антропологии //Проблема человека в западной философии. Переводы. М., 1988. 552с.
47. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М, 1938.-484 с.
48. Гельвеций К.А. Об уме. М., 1938,- 396 с.
49. Гивишвили Г. Эволюция гуманизма // Здравый смысл, 1998.- № 7.- С.48-58.
50. Гивишвили Г.В. О «сверхсильном» антропном принципе // Вопросы философии, 2000. -№ 2.- С.43-56.
51. Голубев B.C. Антропоцентризм и биоцентризм: попытка сопоставления // Человек, 1996,- № 3.- С. 187-189.
52. Гречко П.К. Диалектический гуманизм, или о природе человека // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991.- 280с.
53. Григорьев В.И. Человек- культура -творчество природа: гармония или конфликт? (Опыт постановки проблемы) // Человек как философская проблема: Восток -Запад. М., 1991. -280с.
54. Григорьян Б.Т. Проблема философского осмысления научного знания о человеке Человек в системе наук. ML, 1976.- 315с.
55. Григорьян Б.Т. На путях философского познания человека // Проблема человека в современной философии. М., 1969.- 432 с.-С.5-73.
56. Григорьян Б.Т. Проблема философского осмысления научного знания о человеке // Человек как комплексная проблема. (Материалы Всесоюзной конференции) Вопросы философии, 1983.- № 12.- С.107-122.
57. Губин В.Д. Человек и его бытие в природе, истории и культуре.: Учебное пособие. М., 1992. -88с.
58. Гуревич П.С. «Философия жизни»: культуроборческие концепции // Философские науки, 1998,- № 1.- С.48-63.
59. Гурджиев Г.И. «Человек есть множественность» // Человек, 1992.- № 2-С.47-50.
60. Гусев М.В. От антропоцентризма к биоцентризму // Вестник МГУ,сер.7. Философия. 1992. -№5.-С.71-77.
61. Декарт Р. Сочинения в 2т.: Пер. с лат. и франц. Т. 1/Сост., ред, вступ. Ст. В.В. Соколова М., 1989. -654с.
62. Демин М.В. О мотивах человеческой деятельности // Вестник Московского университета. Сер.7, Философия, 1988.- № 2.- С.24-32.
63. Демин Н.В. Мотив человеческой деятельности: характер, содержание, функции //Философия и общество, 1999.-№ 3.- С.110-117.
64. Джахая Л.Г. Основные исторические типы философствования //Философия и общество, 2000.- № 1,- С. 132-140.
65. Димов В.М. Современные образовательные парадигмы учения о человеке // Социально-политический журнал, 1997.- № 2.- С.108-115.
66. Дилигенский Г.Г.- Лекторский В.А. Проблемы целостного мира Вопросы философии, 1990.- № 12,- С.32-43.
67. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. Изд. Ростовского университета, 1987. -176с.
68. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. М., 1972,- Т.1.-363с.
69. Дридзе Т.М. Экоантропоцентристская парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек, 1998.- № 2.- С.95-105.
70. Дубровский Д.И. Проблема идеального. -М., 1983.-228с.
71. Зимина Л.А., Сычева И.В. К вопросу о субъекте познания социальных отношений // Вестник МГУ, сер. 12,- 1992.-№2.-С.21-28.
72. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. В 2-тт. Т.1-М., 1994.-432с.
73. Жизнь как творчество (социально-психологический анализ). Киев, 1985.
74. Иванова Л.Р., Боголюбов Л.Н. Деятельность в жизни человека и общества // Социально-политический журнал, 1994.-№ 11-12.-С.124-141.
75. Ильенков Э.В. Идеальное Философская энциклопедия. Т.2, М., 1962.-С219-227.
76. Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.-464с.
77. Ильин В.В. Философия и научный метод // Методологические проблемы научно-технического прогресса. М., 1987.
78. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. М., 1993.
79. История духа и целостность человека. Сб. научных статей. Кемерово,- 1994.206 с.
80. История диалектики. Немецкая классическая философия. М., 1978.-368 с.
81. Каган М.С. Философия культуры. С.-П., 1996.- 415с.
82. Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии, 1997.-№9,- С.36-45.
83. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. № 9.-С. 48-57.
84. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблема комплексного изучения.- Новосибирск, 1991.- 304с.
85. Камю Альбер. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. -М.,1990. 415с,- (Мыслители XX века).
86. Каменский З.А. Философия как наука. Классическая традиция и современные споры. М., 1995. -176с.
87. Кант И. Сочинения в шести томах /Под общ. ред В.Ф.Асмуса, A.B. Гулыги, Т.И. Ойзермана/. М., 1964. Т.З.- 799 с.
88. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры. // Проблема человека в западной философии. Переводы. М., 1988.-С.3-30.
89. Кветный М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект) Саратов, 1974.
90. Келле В. Человеческий потенциал и человеческая деятельность // Человек, 1997.-№6.-С.5-15.
91. Кефели И.Ф. Судьбы культуры XX века // Социально-политический журнал, 1996.- № 5,- С.77-92.
92. Кессиди Ф.Х. Философия и этические проблемы генетики человека.-М.,1994.
93. Кизима В.В. Научная картина мира в культурно-историческом контексте // Научная картина мира (логико-гносеологический аспект).: Сборник научных трудов. Киев, 1983. -272с.
94. Киселев Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии, 1999.- № 1.- С.40-53.
95. Кирсанов B.C. Научная революция ХУ11 века. М., 1987.- 344 с.
96. Китаев П.М. О некоторых проблемах целостного понимания человека // Вестник Санкт- Петербургского университета.-1992.- Вып.1 (№ 6), март, сер.6.- С.122-125.
97. ЮО.Коган JI.A. О будущем философии // Вопросы философии, 1996.- №7.-С.17-30.
98. Колесникова М.И., Борзунов В.Р. Глобалистское сознание и концепция «планетарного человека» // Вестник Московского ун-та, Сер. 12, Социально-политические исследования.- 1992.- № 2,- С.51-57.
99. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1984. -192с.
100. ЮЗ.Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986.-311с.
101. Ю4.Комаров В.Д. Культура и природа // Философия и общество, 1997.-№5.1. С.92-107.
102. Ю5.Котенко Р.В. Вопрос о человеке в философии Мартина Бубера // Человек, 1997.- №4,- С.63-76.
103. Юб.Круглов А. Природа человека и идея прогресса// Здравый смысл, 1997/98.-№6,- С.12-25.
104. Ю7.Кувакин В. По какую сторону добра и зла? // Здравый смысл, 1997/98.-№ 6.-С.76-83.
105. Кудряшев А.Ф. Деятельность, основание, мировоззрение// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Уфа, 1997.-С.5-8.
106. Ю9.Кузнецов В.Н. Французский материализм ХУШ в. М.,1981. - 303с.
107. Общество. Вселенная: Сб. научн. ст. -М., 1994. -С.215-255. ПЗ.Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен,- М., 1993.-184с.
108. Кутырев В.А. Естественное и искусственное. Нижний Новгород, 1994.-248с.
109. Лазебникова А.Ю., Иванова Л.Ф. Деятельность в жизни человека и общества//Социально-политический журнал, 1994. -№ 10.- С.97-106.
110. Пб.Лазебникова А.Г. , Кинкулькин А.Т. Социальная деятельность человека и развитие общества //Социально-политический журнал, 1996.- № 1.-С.112-124.
111. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.-329с.
112. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии.1996. -№ 2.-С.3-40.
113. Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М.,1998.-368с.
114. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-444с.
115. Лукьянов A.B. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814). -Оренбург,1997,- 236 с.
116. Лукьянов A.B. Проблема духовного «Я» в философии И.Г.Фихте. -Уфа, 1993.-190 с.
117. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. -М., 1991.-412с.
118. Ляткер Я.А. Декарт. -М., 1975,- 200 с.
119. Льюис Дж.Г. Античная философия: от Евклида до Прокла. Минск. - 1998.-224с.
120. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика) М., 1979. -431с.
121. Мамардашвили M.K. Картезианские размышления. -М., 1993,- 352с.
122. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. -М., 1992.- 415с.
123. Мамардашвили М.К. Философия и личность //Человек, 1994. -№ 5. -С.5-19.
124. Мамардашвили М.К. Философия и религия //Человек, 1997.-№ 4.-С.77-92.
125. Мамзин A.C., Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Научный статус социальной антропологии//Социально-политический журнал, 1997.-№ 6.-С.98-116.
126. Мамедова А. Гуманизм светский и религиозный // Здравый смысл, 1998. -№7.-С.90-95.
127. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. Переводы. -М., 1988. -552 с.
128. Маритен Ж. О человеческом знании // Вопросы философии, 1997. №5.-С.106-117.
129. Маркузе Г. Одномерный человек. -М., 1994.-368с.
130. Марков Б.В., Солонин Ю.Н., Шилков Ю.М. Эволюция человека // Социально-политический журнал, 1996. -№ 5.- С.98-116.
131. Марков Б.В., Солонин Ю.Н., Шилков Ю.М. Философия XX века: основные направления и проблемы // Социально-политический журнал, 1996. -№ 2.-С.83-97.
132. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры Ереван, 1973. -438с.
133. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.-Т. 1,-324с.
134. Маркс К. Рукописи 1854 года // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. -2-е изд.- Т.42,-М., 1974.-665с.
135. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., -2-е изд.-Т.З.-М., 1955.-629с.
136. Махов A.C., Трошин Д.М. Роль и место философии в обществе. М., 1971. -104с.
137. Миголатьев A.A. Человек как объект философского знания // Социально-политический журнал, 1998.- № 2.- С.67-78.
138. Миголатьев A.A. Социальная философия. Человек и время // Социально-гуманитарные знания, 1999.-№ 2. -С.46-57.
139. Мировоззрение и естественнонаучное познание. -Киев, 1983. -328с.
140. Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века /Материалы научно-практической конференции. Уфа, 29-31 мая 1997г./. Уфа, 1997. -208с.
141. Момджян Х.Н. Философия Гельвеция. -М., 1955.- 408 с.
142. Молодцова E.H. Традиционные знания современная наука о человеке. -М.,1996. -271с.
143. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. -Новосибирск, 1984. -320с.
144. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии ХУ11-ХУШ веков. -М., 1969.- 297 с.
145. Мужик Й. К определению сущности мировоззрения // Вестник Московского университета, сер. 7. Философия, 1990. -№3.- С.15-23.
146. Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрейдер Ю.А. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе // Вопросы философии, 1996.- № 11.-С.3-22.
147. Мысливченко А.Г. Идея создания целостной концепции человека. Человек как комплексная проблема (Материалы Всесоюзной конференции) //Вопросы философии, 1983,- № 12,- С.107-122.
148. Нажмудинов Г.М. Проблема человека в немарксистской философии США XX века. -Свердловск.-1989.-164с.
149. Найдыш В.М. Цивилизация как проблема философской антропологии // Человек, 1998,- № 3,- С.40-49.
150. Налимов В.В. Размышления на философские темы // Вопросы философии,1997,-№ 10.-С.58-76.
151. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке//Вопросы философии, 1996,-№ 11,-С.65-74.
152. Нарский И.С. Западно- европейская философия XIX века. -М., 1976.-584 с.
153. Некрасова E.H. Проблема человека в русском экзистенциализме (этический аспект) // Человек как философская проблема: Восток-Запад. -М., 1991. -С.280.
154. Нерсесянц B.C. Сократ. -М., 1977,- 152 с.
155. Несмелов В.И. Загадка о человеке // Человек, 1992.- № 2.- С.97-105.
156. Несмелов В.И. Загадка о человеке // Человек, 1992. -№3.- С.104-117.
157. Новикова Л., Сиземская И. Введение в философскую антропологию Николая Бердяева // Человек, 1997,- №3 -С.57-67.
158. Нуриев Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории «материя». -Уфа, 1996.
159. Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова.- М., 1994. 368с.
160. Платонов Г.В. Картина мира, мировоззрение и идеология. -М., 1972. -48с.
161. Платонов, А. Д. Косичев. Проблема духовности личности //Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 1998.- №2.- С.З- 32.
162. Плеснер X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. Переводы. -М., 1988. 552с.
163. Поздяева С.М. Человек и его мир. -Уфа, 1996.-170с.
164. Политическая антропология. -М., 1995.-342с.
165. Поппер К. Открытое общество и его враги. -М.-1992.-Т.2,- 528с.
166. Проблема человека в современной философии. -М., 1969.-432с.
167. Пуляев В.Т. Человек: единство природы и социума //Социально-гуманитарные знания, 1999. -№ 5.- С. 133-149.
168. Пуляев В.Т. Целостный человек и детерминанты его общественного развития // Социально-гуманитарные знания, 1999.- № 6.-С.47-52.
169. Рассел Б. История западной философии: В 2тт. Новосибирск, 1994.
170. Рачков П.А. Человек в зеркале философии // Вестник Московского университета, Сер.7, Философия. 1998.- №2,- С.33-46; 1998.- №3.-С.68-76.
171. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х томах. -СПб., 1994.
172. Рейзема Я.В. Мыслящий универсум. Фундаментальные категории Универсума, технологии общественного разума. -М., 1991.-263с.
173. Резвых Т.Н. Реальность и человек в метафизике С. Франка // Вестник Московского ун-та. Сер. 7, Философия, 1992,- № 5,- С.46-55.
174. Рикман Х.П. Возможна ли философская антропология? // Это человек. Антология. -М., 1995. -320с.
175. Рокмор Т. Об открытии Маркса после марксизма // Вопросы философии.-2000.-№4.-С.28-36.
176. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., 1989.-488с.
177. Рубинштейн С.Л. Философия и психология// Проблема общей психологии. -М, 1973.-289с.
178. Рыбаков О.Ю. Человек экологическая проблема // Социально-политический журнал, 1996.- № 2.- С.200-209.
179. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? Серия: Россия накануне XXI века. Выпуск 2. -СПб, 1994. 217с.
180. Самохвалова В.И. Человек и мир: проблема антропоцентризма // Философские науки, 1992,- № 3.- С.161-167.
181. Сапунов В.Б. Человек: взаимоотношение социального и биологического (Проблемы современной социобиологии) // Гуманитарий. Ежегодник, №1.1995.
182. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм //Проблема человека в западной философии. Переводы. -М., 1988. -552с.
183. Сенека. Марк Аврелий. Наедине с собой. Симферополь, 1998. - 384с.
184. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. -М., 1977.-383с.
185. Сикорский Б.Ф. Э. Фромм о роли социального характера // Социально-политический журнал, 1994,- № 9-10.- С. 190-198.
186. Скибицкий М.М. Мировоззрение, естествознание, теология. -М., 1986.-224с.
187. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа// Человек, 1994,- № 5.-С.21-38.
188. Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии // Философские науки, 1998,-№3-4,- С. 17-40.
189. Современный философский словарь. -Минск, 1998. 1064 с.
190. Совалев В.А., Цанн-Кай-си Ф.В. Человек как философско-мировоззренческая проблема // Человек как философская проблема и мировоззрение. Сб. научных трудов. -Владимир, 1982. 144с.
191. Совалев В.А. Мировоззрение как выражение смысла человеческого бытия // Человек как философская проблема и мировоззрение. Сб. научных трудов.1. Владимир, 1982. -С.28-38.
192. Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУ11 веков. -М., 1996. -400с.
193. Соколов В.В. Средневековая философия. -М., 1979. -448с.
194. О.Соколов В.В. Мировоззренческие константы древнейших мифологий // Философия и общество, 1998. -№ 5,- С.50-103.
195. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // СоловьевВ.С. Сочинения в 2-х т. Т.1.- М.-1988.-892с.
196. Соколов A.B. 3. Фрейд: попытка реконструкции основ мировоззрения // Вестник Московского ун-та, Сер. 7, философия, 1989.- №2.- С.44-57.
197. Спасибенко С.Г. Социальная идентичность человека //Социально-гуманитарные знания, 2000.- № 1.- С.53-75.
198. Спасибенко С. Г. Человеческое измерение социума // Социально-гуманитарные знания, 2000.-№3.-С.56-72.
199. Степин B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого// Вопросы философии, 1997. -№ 5.- С.3-14.
200. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: В 2-х т.- Симферополь, 1997,- Т.1.- 624с.; Т.2.- 624с.
201. Тойнби А. Постижение истории. -М., 1991. -258с.
202. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западно- европейской средневековой философии. -М., 1957. -256с.
203. Тузов Н.В. Философия Теории Единой Идеи. -М., 1994.-253с.
204. Уильяме Б. Случай Макропулос: размышления о скуке бессмертия -Проблема человека в западной философии. -М., 1988. -552с.
205. Фарре JI. Философская антропология //Это человек. Антология. М., 1995.-320с.
206. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Кн.2. Космо-антропо-социо-природогенез Человека Новосибирск, 1995. -430с.
207. Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Избранные философские произведения. -М., 1995.-Т.2.-425с.
208. Фейнман Ричард. Характер физических законов. -М., 1968. -287с.
209. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. -М, 1989.-270с.
210. Философия человека: традиции и современность. Вып. 2. Сборник обзоров,-М., 1991 -222с.
211. Философия и культура. -М., 1983.-209с.
212. Философия эпохи ранних буржуазных революций. -М., 1983.- 584 с.
213. Философия Гегеля и современность. -М., 1973.- 432 с.
214. Философия Гегеля: проблемы диалектики. -М., 1987.- 304с.
215. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. -Уфа, 1992.-222с.
216. Финогентов В.Н. Избранные лекции по философии. -Уфа, 1996.- 165с.
217. Финогентов В.Н. «. и ропщет мыслящий тростник».- Уфа, 2000.- 182 с.
218. Фихте и конец XX века. «Я» и «Не-я».: Межвузовский сборник научных статей. -Уфа, 1992.- 198с.235 .Франк С.Л. Человек и Бог// Человек, 1992,- № 1.- С. 103-113.
219. Франк С.Л. Духовные основы общества. -М., 1992.-378с.
220. Франк С.Л. Сочинения,- М., 1990.-646с.
221. Франкл В. Человек в поисках смысла,- М., 1979.-495с.
222. Фролов И.Т., Гуревич П.С. Человековедение // Человек, 1994,- № 6.- С.5-10.
223. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. -М., 1989.-560с.
224. Фромм Э. Иметь или быть. -М., 1986.-С.240.
225. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.- 430с.
226. Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек. Антология. -М., 1995. -320с.
227. Фромм Э. Ситуация человека ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии.-М., 1988. - 552с.
228. Фридман A.A. Мир как пространство и время. -М., 1965.-368.
229. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. Переводы. М., 1988. - 552с.
230. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. Переводы. -М., 1988. -552с.
231. Хасбулатов Х.М. К вопросу об определении понятия «научное мировоззрение»//Вестник МГУ,Сер.7.Философия, 1984.-№2.-С. 12-20.
232. Хайек Фридрих фон Август. Индивидуализм истинный и ложный // Философские науки, 1998.- №1.- С.27-47.
233. Хидиятов Н.Б. Философское исследование человека: проблема исходных допущений // Вестник Башкирского университета, 1998. № 1(11).- С.20-25.
234. Холодный Н.Г. Мысли дарвиниста о природе и человеке.-Ереван,1944,-562с.
235. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1996,- №2.-С.3-40.
236. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. -М., 1996. -416с.
237. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. -Р-на-Д, 1997. -544с.
238. Целлер Э. Очерк истории греческой философии.-М.-1996.-336с.
239. Чанышев А.Н. Философия древнего мира -М., 1999.-703с.
240. Человек как комплексная проблема (Материалы Всесоюзной конфереции) // Вопросы философии, 1983.- № 12 -С. 107-122.
241. Человек- Философия- Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997г.). В 7 томах. -Т.7. Философия и проблема человека СПб. -491с.
242. Чернявская Г.К. Личность: проблемы самореализации // Социально-политический журнал, 1996,- №4.- С. 134-143.
243. Чесноков Г.Д. И.Г. Фихте философ и человек // Социально-гуманитарные знания, 2000. -№ 1,- С.76-88.
244. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека // Общественные науки и современность, 1998.- №1.- С.175-183.
245. Шаповалов В.Ф. Рационализм Декарта // Философские науки, 1998. -№ 3-4.-С.126-137.
246. Шарден П. Т. де. Феномен человека. -М., 1987.-240с.
247. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. -СПб., 1997.- 192с.
248. Шаронов В.В. О подходах к раскрытию предмета социальной антропологии
249. Человек- Философия -Гуманизм. Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.). В 7-и томах; Т.7. Философия и проблема человека -СПб, 1997,- 491с.
250. Шахнович М.И. Происхождение философии и атеизм. -Л., 1973. -250с.
251. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.-М„ 1976.-301с.
252. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. Переводы. -М., 1988. 552с.
253. Шелер М. Философское мировоззрение // Шел ер М. Избранные произведения. -М., 1994.-678с.
254. Шеллинг Ф.В.И. Философские исследования сущности человеческой свободы. -СПб., 1909.-365с.
255. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности // Вопросы философии. 1996. №2.-С.34-46.
256. Шинкарук В.И. Философия, наука, мировоззрение// Диалектический и исторический материализм философская основа коммунистического мировоззрения. -Киев, 1977.-529с.
257. Шинкарук В.И., Булатов М.А., Табачковский В.Г. и др. Очерки по философии Л. Фейербаха. -Киев. 1982.-334с.
258. ШпетГ.Г. Философские этюды. -М., 1994.
259. Шрейдер Ю.А. Загадочная притягательность философии /субъективные заметки/ // Вопросы философии, 1996. № 7.-С.164-180.
260. Шульц Л.Б. О значении личности в философии // Философские науки, 1991. №5,- С.30-43.
261. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования /Концептуально-философский анализ/. -Казань, 1989 -216с.
262. Щелкунов М.Д. Мировоззрение и общенаучное знание. -Казань, 1990. -152с.28¡.Щербинин В.А. Научное мировоззрение и проблема активизации человеческого фактора. -М., 1989. -158с.
263. Гуревича П.С. Вступительное слово. Эрнст Кассирер : феноменология мифа. // Философские науки, 1991.-№7.-С.91-97.
264. Это человек: Антология. М., 1995. -320с.
265. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. -Киев, 1977.-276с.
266. Яценко А.И., Тарасенко Н.Ф., Есипчук Н.М., Злотина МЛ., Бычко И.В Практика познание - мировоззрение. Мировоззренческое содержание принципов диалектического и исторического материализма. -Киев, 1980.-272с.