автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Мировоззрение Абая в контексте казахской общественной мысли

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Барлыбаева, Гаухар Гинаядовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Мировоззрение Абая в контексте казахской общественной мысли'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мировоззрение Абая в контексте казахской общественной мысли"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ИНСТИТУТ ФШОСОФИИ

На Правах рукописи

БАРЛЫБАЕВА Гаухар Гинаядовна

МИРОВОЗЗРЕНИЕ АБАЯ В КОНТЕКСТЕ КАЗАХСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ • <

Специальность 09.00.03 - история философии

г

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Алма-Ата - 1992

Диссертация выполнена в Институте философии Академии наук . еспублики Казахстан.

Научный руководитель • доктор философских наук, профессор

ЕУРАБАЕВ М.С. ". . '

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор

' КАСАБЕКОВ А.К.

кандидат философских наук, доцент ДГСЕНОВ М.С. .

Ведущая организация - Казахский государственный педагогический

университет им.Абая, кафе.дра философии.

Защита состоится "_£__" (■ИС^с'Л- 1992 года в /Г час. »'а заседании специализированного .срвета Д.008.05.02 по еащите докторских диссертаций по философским наукам при Институте философии АН Республики Кавахстан по адресу: 460021, Г.Алма-Ата, ул.К^рмангаэы, 29.

. " . 6 .

С диссертацией можно ознакомиться & Центральной научной библиотеке АН Республики Кааахстан (г.Алма-Ата, ул.Шевченко, 28).

Автореферат рааослан " " 1992 года.

Ученый секретарь специализированного совета, а кандидат философских наук И.Е.Ергалиев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность те№ исследования. Предстоявши 150-летний вбилей Абая Нунвйбеввв (1846-1904гг.), наше время, круто перевернувшее сознание по чести переосмысления духовного наследил нврода, его п ротного и нестояща го, разрушившее сюреотипг'и догмы, в I лену которых ш Находились многие годы, делают очень актуальным исследование творчества кавахского повтй-философо, поиск современного подхода к проблеме его мировоззрения,' Но обострений интерес к велииоку гуманисту объясняется, на наш взгляд, не.только этими причинами, а и тем, что Айай обладал даром гово- • рить поэтично и философски о Том, что не может не волновать человека, что не может не трогать каждое новое поколение; Потому, наверное, вчитываясь сегодня в абаевские. строки, можно глубже понять и современность. Кон никогда ценен сейчас сам строй ьлз суждений, нацеленный на Еечноё, на поиск смысла лизни, На возвышение достоинства человеке. .

Известно, что в 'течение.многих лет во всех общественй -с науках был принят подход, который Мо*йо было бы назв&.ь классовым редукиионирмом. То астр все многообразие .общественных и духовных процессов сводилось к чисто классовым мoмeнtaмí Например, история рассматривалась только с Точки арейМ классовой борьбы, современность - с течки зрения противостояния лапи алиэма и социализма и т.д. Думается, Нет необходимости док^сыватЬ, кеко/« ущерб наносил такой гауженный взгляд; когда логика конфронтации Поглощала всякую иную логику .

но все ставит на свой места время, провозгласившее верховенство общечеловеческой идеи и человека яак наивысшей ценности, приоритетность общечеловеческих ценностей над классовыми, ч*о также • выявляет необходимость рассмотрения и анализа Мировоззрения Лбал, .

б целом проблем истории общественной мысли Казахстана с современных позиций.

Тема возвращеннооти - одна из главных в сегодняшней культуре. Возвращаются поэты, философы,'политические деятели, выходят из крепко и навсегда, казалось бьг, определенного им небытия. Заполнение "белых пятен" на карте кааахекой общественной мысли, возвращение имен и наследия II).Кудайбердиева (1858-1931 гг.), А. Еукейханова (1870-1937гг.), А.Байтуреынова (1873-1937гг.), М.Ду-латова Ш85-Ш5гг.), М.%мабаева (1893-1938гг. 3, Ж.Аймаутова (1889-1931гт.), учеников и последователей Абая, позволяет По-но-ьому взглянуть на мировоззренческий аспект наследия шслителя. Их работы, посвященные творчеству Абая, выглядят сегодня свежи к,и и свободными от штампов и конфронтеИионной аашоренности классового подхода* которыми так богато абавведение. Следует отметить, что репрессировав вту блестящую плеяду шслитедей, поэтов -деятелей казахской интеллигенции, обогативших духовную культуру народа, фактически репрессировали Их идеи, ставшие сегодня чрез-, ьычайно актуальными^ репрессировали целые системы миропознания и мироописанйя, В нашем общественном сознании добольно глубоко удалось заточить и* традиции^ высокую духовность, уровень обра-еования и культур.

Духовная атмосфера последних лет создала условия и для переосмысления, восстановления исторической правды относительно жизни Абая и его родственников, истоков, питачших его Мировоэ-•рение.

Актуал^ость исследс вакчя проблемы философского мировоа-р.рения Абая об-Кясняется еще и Тем, Что в настоящее время возникла острая необходимость специального изучения казахской филосо-

фш,."что вытекает ..з становления суверенного государства. Стране, не имеющая собственной философии, не. может претендовать на независимое духовное бытие и развитие, она всегда будет зависеть от чужеродных факторов""^.

Все вышеизложенное и обусловило выбор данной темы, требующей ■ Себе исследовательского внимания.

Степень разработанности проблемы. Огромная литератур*5 об Абае, составляющая сейчас около четырех тысяч наименований,свидетельствует не тол ко о широте и глубине интереса к великому поэту-философу, просв1гитедю, но и об определенной закономерности, заключающейся в Том, что Абай зеркало своей эпохи и что нельзя,Не всматриваясь в это зеркто, Ни узнать, ни понять "с- . торию, традиции, идейные устремления, прошлое народа.

Впервые в литературе имя Абая Кунансаева как "представителя нового течения в киргизской (.(азахской - Г.Б.) поэзии" упоминается в 1903 году известном многотомном научном издании "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией академиков П.П.Семенова-Тян-ШаНского " В.И.Ламан-

ского, 18 том которого был специально посвящен 1сто£/ко-экономи-

?

ческоъту описанию Казахского края . Человеком* впервые познакомившим русскую общественность с казахским поэтом Абаем Кунанба-ешм - авте-ом "многих стихотворений изящных по форме и поэтических по содержанию (особенно описания Природы), которому"принадлежат хорошие перевода "Евгения Онегина" и многих стихртво-рений Лермонтова (который сказался наиболее понятным для кир-

1 Абдильдин Ж.М,, Орынбеков М.С. К научному познанию реалий. //Мысль.' - 1992. - № I. С.28.

2 Россия. Полное географическое- олиояние ийшего отечества. - Санкт-Петербург, 1903. Т.18. 0,203.

гиа)"^, был Алихан Букейханов, крупнейший деятель своего времени, глубокообраэованный экономист, ученый-историк, литературовед, публииист, талаы'ливый переводчик, написавший этот раздел 18 тома, который был опубликован еще при жизни Абая. В 1905 и 1907 годах, после смерти позта.'он же публикует очерк-некролог,

в котором впервые дается научный анализ твсрческой биографии кар

эахского поэта-мыслителя » Очерк отличается глубиной проникновения в мир сложных явлений жизни Абая, тонким эстетическим вкусом. Автор очерка первым подчеркнул большое влияние, которое оказала русская культура на мировоззрение казахского просветителя.

Первый сборник стихотворений Абая, опубликованный в I90P году в Петербурге, был издан также по инициативе и под руководством А.Букейханова, о чем писал в своей статье "Абай" М.Дула-Ч

тов .

В 1913 Году А.Байтурсынов - видный ученый-лингвист, тюр-голог публикует большую статью "{^аэектин бас е^ыны", посвященную творчеству Абая, в которой он, так же кок А,Букейханов, очень высоко отзывается о друзьях поэта - семипалатинских политических ссыльных, благодаря которым Абай перёжил настоящий переворот во взглядах на поэтическое и фиюсофское творчество, особо отмечает А.ьайтурскнов просветительские воззрения лоэта^.

ГРбссия. Полное географическое описание нашего отечества. Санкт-Петербург,1903. Т.18. С.203.

2 Букейханов А.Н.Абай (Ибрагим) Цунанбаев (Некролог) //Се.. мипалат- чский листок. 1905; Букейханов А.Н. Абай (Ибрагим) Кунан-

сдев. (Некролог) //Записки Семипалатинскего Подотдела ЗападноСибирского Императорского Русского Географического общества, Вып.Ш. Г07. С.1-8.

3 Дула-ов М. Абай //Цазан.' 1914. № 67. .

4 Ьайт^рсынов А. ^азаутыц бас а^ынын //Цазьк. 1913, №№ 39,40|43.

В первом номере журнала "Абай" Ж.Аймнутов, -оторый был редактором этого издания, в ctstlj "Журнал туралы" первым оиеннл философское дарование казахского поэта-мыслителя, назвав его "вышедшим из казахской среды философом (мудреном)""^

В 1923 году в Ташкенте был переиздан сборник стихотворений Абьл, 6 в 1924 - в журнале "Tay" ("Заря"), издававшемся в Семипалатинске под редайииёй М.Ауэзова» впервые увидели свет абаевскйе "Слова назидания"^.

В 20-30 годы о творческо! наследии Абая Кунанбаева существовали самые противоречивые мнения, имело место разночтение его поэзии .

В изучении и познании всего, что создано 'баем, велика роль М.О.Ауэзова - ученого, писателя, классика каеахской литературы, создателя всемирно известной эпопеи, в которой Пока: но общечеловеческое значение пути Абая^. В течение всей своей научной деятельности он постоянно занимался наследием великого казахского поэта-мыслителя, который был стержневой темой его трудов . Творчески развив идеи своих предшественников, М.О.Ау-эзов разработал концепцию о трех источниках, ткавших мировоззрение Абая Кунанбаева. Ранее неопубликованные его работы, недавно вышедшие в свет, Показывают, itd исследователь из-öa сложных жизненных обстоятельств в свое время не мог сказать об идей-

1 Ай..ауытов Ж. Журнал туралы /'/Абай. 1918. !." I.

2 Маргулан А.Х. В начь .е творческого пути //Мухтаю Ауэ-зов - классик советской литературы. Аома-Ата, Нвука. I9RCT.C.69.

3 Кабулов И. Философия казахского поэта Абйя и ее критика //Советская степь. 1928. 2 айгуста; Мустамбаев И. Поэт АСаЙ и его философия. Место Абая в истории казахской филоЬофии//Советская степь. 1928 . 22 августа; Тогжанов Г. Абай.- Казань, 1935 и другие.

4 Луэзов М.О. Путь Абая. В двух томах. Алма-Ата: Жазу-шы, 1982.

5 Ауэсов М.О. Мысли.разных дет'. По литер.тропам.. Алма-Ата. Казгослитиздат. 1961; Ауззов 1/1.0. Абай Куняибаев. Статьи и исследования. Алмв-Ата, Наука. 1967.

них истоке* Абая так, как хотел бы*. "Несмотря ЯР та, что у Абая нет своей философской системы, специальных философских трудов, - отмечал М.О.Аувзов, - все его произведения (лирика, поаш, слова на видения) пронизаны глубокими философскими рав-

шщлениями, Учитывая вт^, проблемы мировоззрения Абая васлужи-

р

ват своего конкретного исследования и зуиения"*, .

Эти шсли М.О.Аувзова нашли поддержку у многих исследо-вате^е^, изучающих социальные, философские, этические, остети-чеокие вовзрения поэта-мыслителя. В трудах известных казахстанских ученых: К.БеЙсембиева, Т.Такибаева, М,С,Сильченко, 3.А,Ахматова, О.А.Сегиэоаеэа, М.С.Бурабаева, Б.Г.Габдуллина, М.С.До-сеновв, А.С.Калмырзаева, А.К.Касабекова, К.Щ.Щулембаевд, М.Ми~-

аахыетова, А.А.Урвзбекова поднимаются вти и другие важные ро-

Ч

просы казахской общественной мысли ,

1 Ауезов М.О, Неопубликованные материалы по ебаеведению. Алма-Ата. Наука, 1968.

2 Ауэзов И.О. Абай КУ'"шйбаев. Статьи и исследовайия, -.лиа-кте, Нлука, 1967. С.17х. (Перевод е казахского'мой -Г.Б.),

3 Еейсембиьв К, Мировоззрение Абая Кунанбаева. Алма-Ата, 1956? Бейсембиев К. Очерки истории общественно-политической и

tiMocoicKofl мысли Казахстана (дореволюционный период), Алма-та. 1976s Тажибаев Т. Филооофи{ие, психологические и Педагогические взгпды Абая Кунанбаева, Алма-Ата. 1957; СилъченкЬ М,С. Творческая биография Абая. Алма-Дта. 1957$ АхметовЗ.А. Современное развитие и традиции казахской литературы. Алма-Ата» 1978; Бурабаев U.C., Сегиэб'аев O.A. Идейные свяви общественно-философской мысли Казахстана и России (вторая.половина ХУЩ - начало ХХвв.)- Алма-Ата. 1967; Еурабаев М,С, Научное наследие Мухтара

Йевова и проблеш истории общественной мысли //Весник АН Кае Р, 1983* № 6j Абдияьдин Ж,М., Бурабаев М.С. Влияние идей передовых мыслителей Россиг на формирование общественно-философской шелй ti Казахстане //На&еки вместе (к 250-летив добройоль-ного р-исоещ,нения Казахстана к России). Алма-Ате, 1982; Бурабаев М.С, Общественная мысль Кавахствна в I9I7-I940I4V Алма-Ата, 1991} Бурабае.ь М.С., Амребаев А.М, Шакарим КУдаЙберциев:

жиань и ввглявы '/Весник Af" КавССР. I9ÔI. № IIJ Сёгивваёв O.A.

Традиции свободомыслия и атеизма в духовной культуре кавахско-го народа. Алма-Ата, 1973} ^абауллин Б.Г. Этические воез^ения Абая. Алма-Ата. 1970: Дюсенов м.С. К вопросу об истока* матовов-зреНия Абая //Трупэ Института филосьфки и Права А" КаеССР. i960. T.st КалмЫрэаев A.C. Эстетическое в творчестве Абая. Алма-..га. 1979; Мырэвхметов М. Мухтар Ауээов и Проблемы вбаеведеНия. Алма-Ата. 1982; Уразбеков A.A. Этическая * сЛь в Казахстане. Алма-Ата» 1962 и другие. '

в

Как видим, проблема мировоззрения Абая достаточно хорошо изучена, но поц тем ипи иным частным углом. Вместе с тем, ота проблема также требует и целостного рассмотрения в контексте развития казахской общественной мысли, что и определило иёль и задачи нашей работа. *

Ц^ь и задачи исследования. Цель настоящей диссертационной работы состоит в.осуществлений целостного подхода й проблеме мировоззрения Абая в контексте казахской общественной (Агсли.

Реализация да ной пели истребовала постановки следующих

задач:

- показать социально-.духовные, условия возникновения и развития казахского Просвещения;

- проследить осуществление преемственности в процессе духовной эволюиии казахского мыслителя}

- раскрыть философские основы творчества Абая» выявить соийачьные, гносеологические, религиознее,.этико-йстетические. воззрения мыслителя, преломившиеся в его мирово&зреНйй сквойь призму проблемы человека}

- проанализировать судьбы наследия мыслителя, показать • развитие принципов Абая й творчестйе его учеников.

Методологической основой диссертации служит научный Подход к истор»ко-философскому процессу * особенно заключении,. в нем принцип историзма.

При подготовке диссертации автор опирался на пргчзведе-± ния Абая, труды Ш.Ну.дайбердйева, А.Букейхакова, А.БаЙтурсынова, ' М.Дулатова, М.%мабаева, К.Аймаутова. Существенное значение .для .диссертанта при разработке избранной Темы имели исследования ученых-абаеведов, работы видных казахстанских философов.

Научная новизна исследования отделяете!»;

- новизной постановки проблеш целостного рассмотрения шровоззрения Абая ¡¡унанбаеаа в контексте казахской обществен-то й шели;

- осуцествлвнием современного повода к теме, характеризующегося попыткой и вбежать классового |х дукшонивма при ана-пизе мирововгренчемшж аспектов творчества казахского повта-фичософа, вироко распространенного в прежних исследований по каскещпо Абая;

г ьыявяением тех принципов в творчестве Абая, Которые повлияли не хар1 ;тер дальнейшего развития казахской общественной мысли;

- введением в тучный оборот литературы по мировоззрению шелителв ряда рббот А.Вукейханова, А.БейтурСЫНова, М.Дулчто-ва, К.Аймаутова, иосвящэнных творчеству Абая, Трудов Ш.К^дай-бердиевв "Родословная теркой, ккргивоЕ, кааехов и Ка№*,ких династий" и "Три истины"»

На вацщу выносятся следующие положения!

I. Абеем осуцгетвлен качественно новый уровень философ-^ скогс ссмысл&аш действительности в иавахской о бцеоурейнои тс-лй. Крупнейте представители ей« Прёшаестввнники-Абдя!. Еухар-жырау, Дудет, ИортвнбеЯ, более ранние Кавту^вн/ШйАкиив, Кием-бет, будучи йрюйии и сеюбытными художниками слова, глубокими мыслителя»», еыривившшй в своем творчестве чух временик думы и чаяниь народа, ^аеемвтрйвали мир В р*ыках только восточной культур, их вэорУ «ь>/ли оСрйшеШ В основном » прошлому, в «кань понималась во миогом с точм йрения статики. Соее^гаенно иное »провоззрение у Абая, сложившегося как »ыслителк под влиянием не только восточно!: культуры И осуществившего в своем мировое-

прении синтез Востока и Запада. Им впервые в казахской общественной мысли предпринимается Попытке смотреть на с точки зрения идеи развития, изменения, °го воззрениям присуща дизлек-тичноеть.

2. Казахский фольклор, в частности, эпос, выражавший народное мировоззрение, откуда Абай почерпнул дух народа, историю народа, умение философствовать в поэтической форме, и духовная культура Востока, оказавшая большое влияние на формирование гуманистических идей мысли.еля, долгое время (примерно до 40 лет) оставались основными."стоками, питавшими творческие силы казахского поэта-философа.

А.Букейханов и Л.Байтурсынов, анализируя творчество поэта, первыми отметили ту большую роль, которую сыграли русская литература в тиэни Абая, пережившего под ее воздействием настоящий переворот во взглядах на поэтическое и философское твор-чест. о.

Самостоятельной., линией преемственности в процессе духовной эволюции явитась для Абая западноевропейская культура, восходящая в своих истоках к античности. Запад,, западная цивилизация с ее философией-; историей общественной мысли, наукой имели важное значение в процессе формирования мировоззрения казахского мыслителя. •

3. В рг-Лоте предпринимается попытке: дать объективную оценку роли отца Абая в формировании и становлении духовного облика его сына, показать Нунанбая, не впадая в Стереотипы, существующие относительно этой яркой и высокоодаренной личности,

о ком современники писали как о человеке недюжинного ума и больших организаторских способностей, называя его "судьей неподкупной честности и примерным мусульманином", стяжавшим себе славу

пророка,

В исследовании также подчеркивается не освещавшееся в достаточной мере в литературе об Абае то большое влияние, которое оказал на будущего поэта его старший брат Халиулла Ускен-баев, офииер русской егчии, получивший прекрасное образование в Сибирском кадетском корпусе, выделявв>чйся своей неаауряд -ностью даже среди образованных казахов. Через Хаяиуллу и семипалатинских ссыльных Абай познакомился с русской литературой г

4. Основной вопрос философии, как он сформулирован Ф.Энгельсом, у Абая не стоит, и было бы навязыванием находить такие попытки у мыслителя. Основным вопросом для Абая выступает проблема человека, сквозь призму которой преломляются социальные, философские, религиозные, этические, эстетические и .другие воззрения мыслителя.

5. В диссфт'чии осуществлен современный подход - теме,

характеризующийся попыткой избежать классового редукционизма

*

гтэи. аналиве мировоззрения мьелителя, широко распространенного в прежних исследованиях по наследив Абая. В работе подчеркивается, -¡то Абай, воспевавший в своем творчестве общечеловеческие ценности и идеалы, воплотивший в себе единство казахов в области духовной жизни и языка, был общенародным, общенациональным поэтом, гуманистом, чьи нравственные треборания, обращенные к каждому Человеку, глубок,.й смысл его призыва "Адам бол!" ("Будь, стань Человеком!'! сохранили сбою актуальность по сей день.

В исследовании также проводится мысль, что при оценке философских взг-ядов какого оы то Ни,б"чо мыслителя не совсем верно категорично и однозначно определять (го позиции, пытаясь подвести под какую-то привычную философскую рубрику, поскок

кан правило, сделать это чрезвычайно трудно, тан как не бывает "чистого" материализма или " жстого'' идеализма, а любое определение по необходимости выделяет в -•пределяемом предмете только одну или только несколько сторон, тогда как в предмете их - бесконечное количество. На наш взгляд, именно с таких позиций' следует подходить к проблеме философских воззрений Абая Кунанбве-ва, пронизанных гуманистическими идеями нравственного совершенствования человека. "

6. В результа.з заполнения "белого пятна" на юрте казахской общественной мысли, возвращения имен и наследия Ш.Кудайбер-диева, А.Букейханова, А.Байтурсынопа, М.Дулатова, М.Жумабаева, . Ш.Аймяуытова и др. во весь рост встала пробчема преемственности и развития принципов Абая его учениками. Анализ их творческого наследия показывает, что многие вопросы были поставлены этм' ■ мыслителями исключительно глубоко, а высказанные ими идеи могут вполне быть оценены тоньпо сегодня. По существу, они опередили свое время, потоцу что сейчас мы решаем те проблемы, над которыми они бились шестьдесят-семьдесят лет назад.

Ученики Абая, охваченные обаятельным влиянием его идей, стремлением к прекрасному, составляющему суть творчества великого поэта-философа, не прекратили обращенность к казахскому фольклору, иЫгяжйвшему мировоззрение Народа, духовной культуре Востока, России и Запада, осуществит1 в своих воззрениях синтез Востока и Запада, стали полноправными преемниками Поэтических традиций Абая, его философских, этических и эстетических принципов, ставших стержнем, сновой последующего развития казях-ской общественной мысли.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты помогают дальнейшей ликвидации "белых пятен"

13 ■■ ■ . .

в истории рааахской общественшймысли, uoiyr Сыть цспольвор#-иы в научно-исследовательской работе, в процессе преподавания истории нйоахсиой философии, а также при подготовке спецкурсов по -творчеству Абая Кунанбаеве, .'''■,-.'.'.'

Апробеиия работы. Основные положения диссер*аиии и еецы-bl^i и сложены в докладах и выступления., на I региональных философских чтениях молодо ученых ''Культура - Цивилизация - Человек" (Фергана, сентябрь 19651*.), У1 Всесоюеной школе молодых ученых ''Специфика философского знания и общественная практике" (Тбилиси, сентябрь 1996г.), IУ региональных философских чтениях молодых ywe'-tx республик Средней Ааии и Кавехстена "История философий и современность" (Душанбе, сентябрь 19В0Г*), конференции вспирантов и соискателей Института философии и права ДН KasCCP (Алла-Атя* карт 1969г.), У региоцаньш* философских чтениях "философий! прошлое, настоящее и будущее" (Фруное, сентябрь I969P.), УШ Летней философской школе молойм* ученых "Са-мосознвниеговреЫенного человека" (Алмё-Атб( июнь 1990г.),

Основйое содержание иеслёдьмййй Мйало тише «вое отражение й трех научных стйтьяхг йё которых опуЙЛйНованы иа c*ffe-нйийХ (яурналв "ЙевестиЛ AM Республики Кьеахстйн" (серия ойявственных наук). • ' • Диссертация вбсукдвлабь № cciutoc?HOH Шерсти отделов фарабйеведения и истории ивейхской ¿илоеофии Ннстуте философии АН Республики Кабестан.

Структура диссертанйи подчинена пели исслед аания, определена вставленными ваце-ами и состоит иа »Ьёдёййй, двух глав, заключения и списка использованной литературы.-

' 14

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Р|еценщ обосновывается актуальность теш исследования, рассматривается степень ее разреботгчности, формулируются цель и задачи исследования, отмечаются его новизиа и практическая значимость, определяется методологическая основа диссерта-' иии.

В перво^ главе рассматривается духовная эволюция Абая Ц • нанбаева.

В первом параграфе данной главы "Сониально-духопные условия казахского Просвещения" анализируются социальные', вкономичес-кие, духовные причины, выаваЕшие к жизни казахское Просвещение, крупнейшим представителем которого С :л Абай Кунанбаев, показаны условия жизни в Казахстане в конце ХУШ - начале XIX бека.

Диссертантом подчеркивается, что в творчестве Абая наши отражение основные характерные черты Просвещения Ьообще, поскольку общая аакономршюсть становления aforo идейного движения была присуща и формированию кавахсйого Просведения.

Каеахское ПроовещениеОдна иа коннрет ix, национальных форм исторического существование проейетиаельства. Совпадая во многом с просветительским^движенисм в России и ¡Западной Е pone, просветительства в Каабхстьнв имело и fceoto специфику, обуслой-ленну» особенностями исторического и национально!: равйития ив-гахского нар-да, его духовной ку.->турч, \

Одной ив йакксйвЬс, определившей особенности просветительства в Казахстане, била национальная проблема» Ikpeit казахскими просветителям остро встал вопрос об отношении к наййой&льному гнету, с одной стороны, и русскому нйро.цу, его культуре И языку - с .другой. Безусловно, :<айахское Просвещение объективно было направлено Против русификаторе!!. )) Политики иарчзма, н^ииональ-

кого угнетения. Вместе с тем просветители выступали за тесное сближе1 ¡е казахского и русского народов, пропагандировали необходимость изучения казахами русского языка и культуры.

| При определечии характерных черт просветительской мысли в Казахстане следует иметь в виру, что она была тесно связана с рбщественной практи-ой. Критика существующих соииально-поли-тфеских порядков, защита интересов народа - эти вопросы занимали центральное место в творчестве просветителей.

| Характерней чертой просвет 'тельс :ой мысли в Казахстане бы-л^ и ее антиклерикальная направленность, связанная с социальной природой Просвещения вообще.

; Каэахское Просвещение, оптимизм которого был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение зарождающейся буржуазии, несомненно, способствовало развитие национального самосознания народа, возрождало в нем стремление к свободе, активно смотало его духовному росту.

Уверенность в Мощи человеческого разума,.в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения, В полной мере спйственный казахской общественной мысли XI}' века.

В работе отмечается'так,.е,,что казахское Просвещение, будучи во многом связанным с социальными процессами, происходившими в Казахстане, вместе с тем имело и глубокие идейные корни, истоки, бы. о подготовлено всем ходом исторического развития культуры казахского народа.

Во втором параграфе "Проблемы преемственности в формировании мировоззрения Абая Нунанбаева" на материалах, появившихся в результате устранения "белых пятен" на карте казахской об-

' ществеиной мысли до и после Абая, дан анализ генезиса мировоззрения мыслителя.

Любимый учении Абая, сын его старшего брата Кудайберды, крупнейший казахский поэт, мыслитель, ученый-богослов Шакарим Кудайбердиев в своем труде "Родословная тюрков, киргиэоь, казахов и ханских династий", впервые опубликованном в Оренбурге ч 1911 году, указывает источники своего мировоазрения, называет своих учителей^,

ЭДухтар Ауэзов в своих исследованиях творчески развит эти идеи и теоретически разработал их в отношении генезиса мировоззрения Абая. Концепция о тргх источниках, питавших творчество и мировоззрение мыслителя, была разработана им в 30-е годы*-.

Ранее неопубликованные работы М.Ауэзова, которые недавно

вышли в свет, показывают, что из-за различных обвинений в свой

адрес, исследователь не мог сказать об идейных истоках Абая все, ч

что хотел сказать . .

В параграфе отмечается, что дух народа, историю народа, умение мыслить философски в поэтической форме Абай почерпнул из каэахсного эпоса, выражавшего народное мировоззрение, насыщенного раздумиями о смысле живни и смерти, об единстве и сплоченности казахов, пронизанного идеями борьбы ва свободу личности, права человека, его любовь. Мировоззрение Аб^д во многом созвучно мировоззрению казахского эп за.

1 Кудайберпы-„лы Ш. Родословная тютжов,. киргизов, казахов и ханских династи". - Алма-Ата: Жазуш, -Э90. С.84» \

2 Дуэзов М.и. Абей Кунанбйев. Статьи И исслег^вани... Алыа-Ата: Наука. 1967, С.315-ЗЗУ; Ауэзов М.О. Вступительная статья, Аба,. Кунанбаев. Собр.соч. в одном томе. М.: Политиздат. 1954. С * 23 •

3 См.Ауэзов М.О. Неопубликованные материалы по абе ведению. Алм -Ата. Наука. 1988.

Но менее важным идейным источником Абая была духовная культура Востока, Он знал в оригинале весь арабо-персидский героический эпос, поэзию восточных классических поэтов, анал исторические труды Тараби, Рабг;/зи, Рашид-эддина, Бабура, Абулга-зи-Багацур-хана и многих других, знал основы логики и мусульманского права в толковании ученых богословов Востока.

| 0 влиянии Востока на Абая существовали разные точки зре-нгч: от признания его решающей роли в формировании мировоззрения мыслителя до полного отрицания такого влияния. I В последнее время наблюдается стремление к углубленному Изучению данной проблемы. Большой интерес представляют труды М.Мырзахметова. Исследователь подчеркивает, в частности, что истоки философских воззрений Абая во многом восходят к Востоку, что усвоение идей восточных мыслителей и поэтов способствовало ф'рмированию гуманистических аспектов воззрений Абая*.

В .диссертации подчеркивается, что наиболее созвучно с мы- ' елями восточных Поэтов, мыслителей понимание Абаем Человека, еГо любовь к Человеку, вера в его духовные силы. Как и великие мыслители Ьостока Абай с его знаменитым призывом "Адам бол!" ("Будь, стань Человеком!"), ставшим лейтмотивом всего его творчеств.'', верил, что улучшен"я общества можно добиться путем нравственного совершенствования человека.

В параграфе -впервые вводятся в научный оборот литературы По мировоззрению мыслителя работы А.Букейханова и А.Байтурсыно-ва, посвященные творчеству поэта, в которых они с большим знанием и тонким пониманием вопроса писали о значении Мая для ка-

I Мырзахметов М. Мухтар Ауэзов и проблемы абаевецения. -Ал"а-Ата. Наука. 1982. С.232 (на каз.яз.7.

захского народа, о влиянии русской культуры на мировоззрение казахского поэта-философа, высвечивая при этом такие аспекты, о которых еще не было сказано*. Они подчеркивали, в частьисти, что после пнвкпмс'.за с творчеством русских поэтов Абай понял место и назначение поэзии и больше не стыдился унчзить себя званием акына, которого степная аристократия презирала. Он понял, что у цивилизованных народов поэтическое и философское творчество является одним ив самых почетных занятой и что если в народе повтическое творчество не пользуется должным уважением, то виновато в этом не оно, а акыны, превратившие свое искусство в попрошайничество, унижение.

Далее в параграфе выделяется 1.лсль, что Абай и западноевропейская культура, восходящая в своих истоках к античности, Абай и западная 1'чвилизаиия с ее философией, историей обществен ной шслй - ara отдельная линия в творчестве поэта-шс лителя, существенный и важный источник ыировоавреш i кавахского шсли-теля, его духовной вволюшш.

В занпстительНой частя данного параграфа и в целом всей первой главы подводятся некоторый итогй й подчеркивается, что вычленяя источники, питавшие мировоззрение« творчество Мая, автор отдает себе отчет в некоторой схематизме, который, очевидно, неизбежен 8 подобного роде яявссифнкввйяж, а меяду íeM, сложность^ комплексность, вэа^моИеретб'генность и взаимосвязанное tí усвоений Шслитвлём втих ревшх культур he вызывает оомне-

ИИЙ. , '

: Буйейханои А.Н. Абай (Ибраг»м) КунаНбаев (Некролог) //Записки семипалатинского Подотдела Зал-цно-Сийййкого ймпера-Topcírntt} I усского t^jppai^ecMrij^ QiJneotp-. - ши.ш., 19071 Baityрейсов А. бвса^.й //IJesflj. - 1913, V* 39,40,43

Знакомясь с разными философскими учениями разных времен и народов, АбгЧ, обладавший могучим даром впитывать в себя, усваивать, Перерабатывать и обобщать собственным умом все, что было достигнуто его предшественниками и современниками, брал То, что

прежде всего было бчиэко его.мировоззрению, его духовному складу,

ч

транспоНйровап.псе э^ на свой лад, переллввляя в горниле своего мощного творческого духа.

Во вто|х)й главе "Философские основы творчества Абая и судьбы его наследия" раскрывается философское мировоззрение казахского поэта-мыслителя и выявляется те принципы твортестеа Абая, которые повлияли на характер дальнейшего развития казахской общественной 1А1СЛИ.

В Ппрвом параграфе этой главы "Проблема человека в мировоззрении Абая" вналийируютей социальные, гносеологические, религи-о?№е, этико-эстетическис воззрения мыслителя, преломившиеся в Iе!х> мировоззрении сквозь приэЦу проблемы человека.

Творческое наследие Абая насыщено глубокими философскими идеями: Им серьезно ставится проблема'человека, которая и есть для него (е точнее, вообще на ростоке) основной впрос, через который решйется Проблема соотношения' материального и идеального, и»« развивается учение о нравственных качествах, выдвигаются гуманистические принципы нравственного совершенствования человеке, ставятся эстетические проблемы, рассматривается вопрос о по-зйава1"~гьных способностях человека. Сущность человека, его эстетический и этичесний облик, цель и смысл его жизни, мир его чувств и МНтел? экта глубоко волновйли шслитеЛя. "..КардИНалЬНой идеей, пронизывающей все творчество и мировоззрение Абая, является идея просвещения. В силу этого все прежние социальные, этические, эстетические принципы осмысливртся мыс-

дителеи через эту. идею.

Анализ мировоззрения Абая показывает, что шслитель стоял на позициях деизма. Так, он признавал, что "есть всевышний,

Т ? г

сотворивший мир"*, "вершина творения создателя - это человек".

Сотворив природу и человеку, бог, по мнению ьье лиселя, ь даль. нейшем не вмешивается в развитие природа и жизнь людей. Рассуждения Абая о боге, об отношении бога к человеку, пронизывающе его мировоззрение, отличаются от положений ортодоксального ислама. Сомнение у мыслителя вырывало и назначение религиое"ого культа ислама. В вопросах религии, таким образом, Абай выступает как свободомыслящий деист, признвющий религию как таковую, понимающий ее как высшую мораль, но отрицающий ее обрядность и схоластически-догматическое толкование.

Впервые в казахской общественной лысли Абаем предпринимается попытка смотреть на мир с точки зрения идеи раввития, изменения. ОН убежден в том, что все в мире, кроме бога, подвержено изменению и развитию.

Сопоставление вбаевского понимания человека с антрополо-. гическим показывает, что мыслитель испытал определенное влияние антропологической теории, рассматривающей человекакак биологическое, чисто природное существо. И все же, отмечаемся в диссертации, понимание Абаем проблеш человека отличается от антропологического в его классическом виде. Человек» по Абвю, более социален, чем, например природный человек Фейербаха.

Этический идеал поета-мыслителя тесно перегие~ается с эстетическим. Нравственное совершенствование ~ ато единство этического и встетического, оно и. ,еет определенную -"стетическуо

1 Абай. Слова назидания. (Перевод с казахского С.Санбае-ва). - АлмаЦта. 1970. С.68.

2 Там же, С.52.

ценность, считает казахский мыслитель.

Гуманистическое звучание творчества Абая, его обаяние и высшая ценность заключаются в том, что он искал пути обновления человека, старался Принести ему добро, усовершенствовать Человека, в силу и озможности которого он верил. Нравственные •¿•ре' звания Абая, обращенные к каждому человеку, сохранили свою актуальность по сей день.

' Во I ором параграфе второй главы "Развитие принципов Абаг в творчестве его учеников" прослеживаются судьбы наследия 'даслителя, показывается значение творчества Абая для последую-

I ...

щего развит.ш казахской общественной мысли.

В разделе отмечается, что имена и творческое наследие Ша-карима Кудайбердиева, Алиханя,Букейхвновв, Ахмета Байтур« нова, Миржакыпв Дулатова, Магжана Думабаевп, Уусупбека Аймаутова, заполнившие "белое Пятно" на карте казахской общественной мысли попле Абая, показали, что широкой общественности не 'ыло известно целое созвездие талантливых ученых, поэтов., писателей, просветителей своего народа, последователей. Абая, его продолжение.

Анализ их творческого наследия показывает, что многие во- ' просы были поставлены этими мыслителями исключительно глубоко, а высказанные ими идеи мо^ут вполне быть оценены только сегодня,' По существу они опередили свое время, потоцу что сейчас решаются Те проблема, над которыми они бились шесть.десят-семьдесят лет назад.

В рабоТя впервые вводятся в научный оборот литературы по мировоззрению Абая пройз6еде--ия Ш.ЦудайбердиеВа ("Родословная тюрков, киргизов, казахов й ханских династий" и "Три истИны"), М.Дулатова ("Абай", "ИбрпДм ибн К^ненб; :в", "Ахмет Баигурсуно-

вич Вайтурсунов"), Ж.Аймаутова ("Журнал туралы") и др.

Так же как и Абай, отдавали все свои творческие силы высокой иели гуманизма, поискам истинной человечности, жизни, до*

стойной Чеповека, его последователи, сами себя считавшие учениками великого казахского поэта-мыслителя, продолжателями его дела, свицетечьством чему О п журнат "Абай", основанный в 1918 году в Семипалатинске.

; В параграфе подчеркивается, что ученики Абая особенно ценили сам строй его суждений, нацеленный на вечное, на поиск смысла жизни, на возвышение достоинства человека. Как и Абай, они в своих произведениях умели возводить единичный факт человеческого существовали до ступени философского обобщения о жизни в целом.

. Философские, этические и эстетические принципы Абая Цу-наибаева, получившие значительное развипе в творчестве его учеников, не прекративших обращенность к казахское фольклору, духовной кутьтуре Востока, России и Запада, стали стержнем, основой последующего развития казахской общественной мысли.

В заключении диссертации подведены основные итоги проделанной работы и намечены некоторые направления дальнейшей исследовательской деятельности в области изучения мировоззрения Абая и истории казахской общественной мысли.

Оеновые положения диссертации наши отражение в следующих публикациях:

I. О специфике метода в системе философского знани.. //Специфика философского знания И общественная практика. Вып.П. Единство и многообразие философ-кого знания, ^егчсы выступлений слушателей У1 Всесоюзной школы молодых ученых (Тбилиси,

1986). - 1986. - 0,3 п.л.

2. Борьба мировоззрений в художественном творчестве. .//Культура. Цивилизация. Человек. - Материалы региональных философских чтений молодых ученых. Фергана, 6-7 сентября, 1985. -Телкент: Фан, 1988. - 0,2 п.л.

; 3. Идейные спя~ч Н.Г.Чершшевского и Абая Кунанбаева. //История философии и современность. Тезисы выступлений участников 1У ре., иоиальных философских чтений молодых ученых республик Средней Аз.,1 и Казахстана. 7-9 сентября 1988г., г.Душанбе. ( . Душанбе: Дониш, 1988. - 0,3 п.л. (в соавторстве с М.С.Бурабае-

1'ЫМ) .

I 4. Логико-гносеологические аспекты творческого наследия Абая Кунанбаева. //Известия АН КазССР. - Серия общественных наук. - 1988. $ 5. - 0,6 п.л. (в соавторстве с М.С.Бурабаевым и , Р.Е.Джуншеевым),

' 5. Мировоззрение Абая Кунанбаева и современность. //Мате-

риалы XI конференции соискателей и аспирантов Института философии и права АН КазССР. Алма-Ата: 1989. рукопись деп. в' ИНИОН АН СССР № 67335 от I5.IJ.I989. - 0,6 п.л.

6. Осуществление .¿реемственности в формировании мировое-зрени" Абая Кунанбаева. /Лилософия: прошлое, настоящее и бу.пу-щее. Тезисы докладов У региональных философских чтений. 13-15 сентября 1989г., г.Фрунзе. - Фрунзе: Илим, 1989. - 0,2 п.л.

7. О генезисе философских воззрений Абая Кунанбаева. //Известия АН КазССР. - Серия общественных наук. - 1991. - № 2. -0,6 п.л.

Отпечатано на ¡>отапрннге

„ пй^гехинцен/>а" ТНрйЖ /СО ' 34KÜ3