автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Проблемы нравственности и нравственного самосовершенствования в творчестве Шакерима

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Кусакпаева, Рыскуль Жанатаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проблемы нравственности и нравственного самосовершенствования в творчестве Шакерима'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кусакпаева, Рыскуль Жанатаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ШАКЕРИМА.

§ 1 Своеобразие постановки проблем нравственности в творчестве Шакерима.

§ 2 Понимание Шакеримом сущности человека и проблем нравственного самосовершенствования.

ГЛАВА П. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА ЛИРИКИ ШАКЕРИМА.

§ 1 Мотив противостояния совести (ар-уждан) узкоэгоистическим потребностям человека (ronci) -ведущий лейтмотив поэтического творчества Шакерима

§ 2 Мотив противопоставления «чистой религии» таза дш») и «путаной религии» («шатак дш») в философских толгау Шакерима.

§ 3 Роль и значение приема олицетворения и принципа контраста в поэтическом мире Шакерима.

§4 Особенности использования средств художественной выразительности в различные периоды творчества поэта.

 

Введение диссертации1994 год, автореферат по филологии, Кусакпаева, Рыскуль Жанатаевна

В истории казахской литературы имя Шакерима Кудайбердиева1 наряду с именами Магжана Жумабаева, Жусупбека Аймауытова, Миржа-кипа Дулатова относится к числу «возвращенных» имен.

Постановление о полной реабилитации Шакерима Кудайбердиева было принято в 1988 году. Закономерно поэтому, что процесс всестороннего и объективного изучения биографии, мировоззрения, художественного мастерства поэта только начинается в казахском литературоведении. Данная диссертация является одной из первых работ, посвященных монографическому исследованию обозначенной проблемы.

В связи с вышеназванными особенностями научного исследования творчества Шакерима логичнее говорить не о степени изученности обозначенной нами проблемы, а о степени изученности творчества Шакерима в целом.

Степень изученности творчества Шакерима в казахском литературоведении. Несмотря на то, что долгие годы творчество Шакерима находилось под официальным негласным «арестом», передовая часть интеллигенции Казахстана стремилась использовать малейшую возможность, чтобы сделать достоянием общественности самобытное творчество казахского мыслителя.

1 Считаем необходимым отметить факт разночтений при написании и произношении имени поэта: «Шакарим» - «Шакерим». Мы опираемся на точку зрения Макен Тургул-кызы и М. Магауина: Турагулкызы Макен. Шакер1мшн eciMi туралы // «БЫм жэне ен-бек»,- 1988.- № 7- Б. 32; Магауин М. Соз наркы - олен орнеп // «Казак эдебиеп».-1990.-24 тамыз.-Б. 4.

2 О творческом наследии поэта Шакарима // Казахстанская правда,- 1988.- 14 апреля,-С. 2.

В связи с этим можно выделить несколько этапов в издании и изучении произведений Шакерима.

Первый период приходится на 10-20-е годы XX в., когда произведения и статьи Шакерима публиковались на страницах периодической печати («Казак», «Айкап», «Абай», «Шолпан», «Тан»), часть из них вышла отдельным изданием.1

Достаточно высокую оценку творчеству поэта дали многие представители казахской интеллигенции, рассматривая его в аспекте развития У традиций Абая."

В 30-е годы после трагической гибели поэта и речи не может быть о широкой публикации произведений поэта. Однако и в эти годы интеллигенция Казахстана нашла возможность познакомить читателей с произведениями Шакерима. Здесь следует отметить издание поэмы «Лейли-Меджнун», публикацию поэтического переложения повести А. С. Пушкина «Метель» на страницах журнала «Эдебиет майданы», главным редактором которого в этот период был С. Сейфуллин,3 а также издание Б. Кенжебаевым избранных произведений А. С. Пушкина, в число которых вошло поэтическое переложение Шакеримом повести «Дубровский».

На этот же очень сложный период приходится публикация статьи М. Ауэзова о поэтическом окружении Абая, в которой в числе четырех непосредственных последователей и учеников Абая был назван и Шакерим. Статья содержала в себе важнейшие теоретические положения, необходи

1 Кудайбердиев Ш. TypiK, кыргыз - казак 1тэм хандар шеж1ресь- Орынбор, 1911; Му-сылмандык шарты - Орынбор, 1911; Казак айнасы - Семей, 1912; Калкаман - Мамыр-Семей, 1912; Жолсыз жаза- Семей, 1912; Дубровский энпмесь- Семей, 1924.

Кыр баласы (Букейханов Э.) «Калкаман - Мамыр» жинагы туралы // Казак,- 1915.- 22 апр,- Б. 3.; Габбасов С. Тарих казак жайынан // Айкап,- 1915,- № 6 - Б. 9.; Екеу (Ай-мауытов Ж., М. Ауэзов) Абайдан сонгы акындар // Абай,- 1918,- № 5,- Б. 25-26.

3 Кудайбердиев Ш. Боран // Эдебиет майданы - 1936.- № 2 - Б. 49-55. мые для максимально полного раскрытия концепции «абаевского окружения», «абаевской школы».1

Следующий этап - 50-е годы - характеризуется неоднозначным отношением к творческому наследию Шакерима. Острейшие споры в начале 50-х годов разворачиваются относительно вопроса: правильно ли, возможно ли включать Шакерима в число учеников и последователей Абая? В этом плане знаменательны, с одной стороны, история защиты кандидатской диссертации К. Мухаметханова, написанной под непосредственным влиянием и руководством М. Ауэзова, с другой стороны, - выступление С. Муканова на научной конференции, посвященной творческому наслео дию Абая.

Конец 50-х годов, неразрывно связанный с периодом «оттепели», отмечен частичной реабилитацией имени и творческого наследия Шакерима, публикацией нескольких стихотворений поэта с небольшим вступительным словом А. Тажибаева в газете «Казак эдебиетЬ>4.

Значительным следует считать совместное заседание научно-координационного совета «Изучение закономерностей развития казахской литературы» при Президиуме Академии наук республики и ученого совета Института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова, состоявшееся

1 Эуезов М. Абай акындыгынын айналасы // Эдебиет майданы - 1934,- №№ 11-12.-Б. 11-20.

2 Мухаметханов Г. Литературная школа Абая. Автореф. канд. филол. наук,- Алма-Ата, 1951; Мухаметханов Г. Поэты абаевской поры. Автореф. канд. филол. наук-Алма-Ата, 1959.

3 Муканов С. Абайдын эдебиет мектеб! жэне онын шэкшрттер1 // Эдебиет жэне искусство,-1951,-№ 7,-Б. 64-67.

4 Тажибаев А. Кудайбердиев Ш. Абай улпс1 (19 жасында жазган) // Казак эдебиеть-1959 - 9 янв- Б. 2.

3 декабря 1969 года, «на котором литераторы поставили вопрос об издании произведений Шакерима».'

70-е годы знаменуются стремлением казахской интеллигенции вернуть творчество Шакерима в историю казахской литературы, ибо оно продолжает оставаться под молчаливым идеологическим «арестом». В этом плане следует отметить выступление на конференции молодых ученых в Москве У. Кумисбаева с докладом: «Казахские народные дастаны на сюжеты восточных легенд». В центре внимания начинающего исследователя - поэма Шакерима «Лейли - Меджнун», анализ ее в свете взаимосвязей казахской литературы и восточной поэзии." Выступление это было с благоо дарностью воспринято сыном Шакерима Ахатом.

В эти же годы имя Шакерима вошло в Краткую литературную энциклопедию: статья о нем была написана И. Дуйсенбаевым.

В 1978 году стихотворения поэта впервые были переведены на русский язык и опубликованы в сборнике «Поэты Казахстана». Тем самым творчество Шакерима было поставлено в контекст литературного процесса XX в. и стало известно читающей публике далеко за пределами республики. Вступительная статья, биографические справки и примечания к сборнику были составлены М. Магауином4

Как следует из вышесказанного, все эти статьи и публикации, появлявшиеся от случая к случаю, порою с огромным риском для судьбы их авторов, безусловно, не могли дать полного представления о жизни, мировоззрении, художественном творчестве акына.

Лишь после полной реабилитации поэта ученые и литературоведы Казахстана получили возможность систематического изучения творческо

1 Сатпаева Ш. К., Шакарим Кудайбердиев- Алматы: Гылым,- 1993.- С. 7.

2 Кумисбаев У. Казахские народные дастаны на сюжеты восточных легенд // Простор

1971,-№ 12,-С. 106-108. Кумюбаев О. Ахат агайдын хаттары // Оркен.- 20 казан.- Б. 7.

4 Поэты Казахстана. - Л., 1978. го наследия казахского мыслителя. При этом следует учитывать, что творческое наследие Шакерима Кудайбердиева многогранно и многожанрово, представляет интерес для специалистов самых различных отраслей знания: литературоведов, этнографов, философов, музыкантов.

Современный этап в литературоведении отмечен стремлением к максимально глубокому и объективному изучению фактов биографии Шакерима, особенностей его мировоззрения, специфики художественного творчества, своеобразия творческого метода, поэтики, стиля - то есть стремлением помочь талантливому последователю Абая занять свое достойное место в истории казахской литературы.

За этот незначительный пока еще период после полной реабилитации проделана определенная работа по возвращению имени «Забытого» («Мутылган») в историю казахской литературы. Как видим, поэтический псевдоним Шакерима имел символическое значение в судьбе акына и его творческого наследия.

В настоящее время достаточно широко публикуются материалы, содержащие воспоминания современников, родственников и исследователей биографии Шакерима о его жизни и трагической гибели.'

Особое место в этом ряду занимает имя Ахата Кудайбердиева, сумевшего сохранить рукописи отца, создавшего уникальные по своей значимости воспоминания об отце. Широкая общественность получила возможность ознакомиться с ними, благодаря их публикации в журнале «Жулдыз». При издании же произведений Шакерима рукописи Ахата являются порой единственным достоверным источником.

1 Алдажаров Н. Абай туралы энпмелер // Жулдыз,- 1992,- Б. 80-102; Капыркызы К. Кеш меш, ата коныс Шынгыстауым // Жулдыз,- 1991,- № 4,- Б. 94-102; Мухаметха-нов К. Шэкэр1м // Бес арыс.- Алматы, 1992,- Б. 1-39; Сапаралин Б. Кас кайсы, каза кай-сы, таза кайсы // Бес арыс,- Алматы, 1992,- Б. 39-85.

2 Шэкер1мулы А. Менш экем, халык улы - Шэкерим // Жулдыз.- 1992.- № 11,- Б. 3-50.

В плане научного исследования творчества Шакерима также ведутся достаточно интенсивные изыскания. Проблемные статьи, касающиеся вопросов текстологии, правильного прочтения рукописей, датировки произведений Шакерима, принадлежат К. Мухаметханову и М. Магауину.1

Немало статей и публикаций, посвященных своеобразию поэтики, особенностям стихосложения, идейно-тематическому и жанровому многообразию творческого наследия Шакерима.2

Делаются первые шаги в изучении творческой библиотеки Шакерима.3

С реабилитацией Шакерима и целого ряда казахских поэтов и писателей начала XX века появилась возможность более глубокого исследования проблем абаеведения: вопросов становления и развития традиций Абая в казахской литературе, своеобразие преломления идейно-эстетических принципов Абая в творчестве каждого из поэтов абаевского окружения.

1 Магауин М. Сез наркы - олен олшем1 // Магауин М. Гасырлар бедерт- Алматы, 1991.-Б. 382-411; Мукаметханов К. Шэкэр1м «Шыгармалары» жинагы жайында // Семей таны,- 1989,- 21 февр.- Б. 3; его же Б1здш мшдет // Казак эдебиетт- 1988,- 24 июнь,- Б. 1213; его же "Кудай" деген созден кудай сактасын // Казак эдебиетг- 1989,- 17 март,-Б. 10-11.

Магауин М. Соз наркы - олен орнеп. Шэкер1м поэзиясынын уэз1ш // Казак эдебиетт

1990,- 24 тамыз.- Б. 3; Непмов С. Шэкэр1мшн коркемдш шеберл!п // Казак ттгп мен эдебиеть- 1991,- № 2,- Б. 52-56; Эбд1газиев Б. Шэкэр1м дастандарынын дэстурлш арналары // КР ГА Хабарлары. Тля, эдебиет сериясы,- 1990.- № 3,- Б. 41-47; Сатпаева Ш. К. Лирическое "я" в стихотворениях Шакарима // Изв. АН РК,- Серия филологическая,- 1992,- № 4,- С. 3-15; Сатпаева Ш. К. Шакарим Кудайбердиев,-Алматы,- 1993,- С. 26-115.

Мырзахметов М. «Три истины» Шакарима / Кудайбердиев Ш,- Три истины,- Алматы,

1991,- С. 35-38; Салгарин К. Абай жэне Шэкэр1м // КР ГА Хабарлары,- Эдебиет сериясы,- 1992,-№ 1.-Б. 30-38.

В связи с этим различные грани и аспекты многогранной темы «Абай и Шакерим» явились предметами исследования в целом ряде работ.1

Как показывает историографический обзор, проделана значительная работа по изучению творческого наследия Шакерима. Однако всестороннее монографическое исследование жизненного и творческого пути казахского мыслителя, особенностей его мировоззрения, художественного своеобразия произведений, вопросов духовной и творческой эволюции, проблем традиции и новаторства, специфики становления и развития традиций Абая в его творчестве следует считать актуальнейшей задачей литературоведения.

Анализ существующих на сегодняшней день публикаций и исследований по творчеству Шакерима позволяет констатировать факт отсутствия специальных исследований по обозначенной проблеме. Хотя гуманистическая направленность творчества Шакерима, тот факт, что огромное место в его миропонимании занимают проблемы нравственности и нравственного самосовершенствования, отмечается почти во всех статьях и исследованиях,2 однако, вопросы о своеобразии трактовки им проблем нравственности и о влиянии их на особенности поэтического мира акына-философа не были еще предметом специального монографического исследования, что обусловило выбор темы, цель, задачи и структуру настоящей диссертации.

1 Ауэзов М. Неопубликованные материалы по абаеведению,- Алма-ата, 1988; Абдыга-зиев Б. Традиции Абая и поэзия Шакарима Кудайбердиева. Автореф. дис. канд. филол. наук,- Алма-Ата, 1990; Эбд1газиев Б. Асыл арна: Абай дэстур1 жэне Шэкер1м.-Алматы, 1992; Магауин М. Соны сокпак - кен opic / Магауин М. Гасырлар бедерь-Алматы, 1991,- Б. 284-350; Сэтбаева Ш. К. Шэкэр1м Кудайбердиев.- Алматы, 1990; Сэтбаева Ш. К. Шэкэр1м Кудайбердиев.- Алматы, 1991.

Магауин М. Гулама каламгер / Магауин М. Гасырлар бедерь- Алматы, 1991.- С. 264283; Сатпаева Ш. К. Шакарим Кудайбердиев,- Алматы, 1993 и др.

Цель и задачи исследования. Цель данного исследования: определить своеобразие мировоззренческой позиции Шакерима по вопросам нравственности и специфику преломления ее в художественном творчестве, и в первую очередь, в поэтическом.

В соответствии с вышеназванной целью исследования определены основные задачи:

- на основе критического анализа и систематизации художественных текстов Шакерима выявить своеобразие мировоззренческой позиции поэта-философа по вопросам нравственности;

- выявить истоки данной мировоззренческой позиции, опираясь на концепцию ведущих литературоведов Казахстана о трех источниках, имевших решающее значение в становлении мировоззрения, как Абая, так и Шакерима;

- проанализировать характер влияния нравственно-этических исканий Абая на формирование мировоззрения Шакерима;

- исследовать специфику преломления мировоззренческой позиции Шакерима по вопросам нравственности в поэтическом творчестве;

- проанализировать характер использования лейтмотивов в поэтическом наследии казахского акына;

- раскрыть значение и роль приема олицетворения и принципа контраста в художественном мире Шакерима;

- охарактеризовать особенности использования средств художественной выразительности в различные периоды творчества поэта;

- исследовать значение образа «Жар» в художественной системе Шакерима.

Объект исследования. Творческое наследие Шакерима многогранно и многожанрово. Объектом исследования данной работы являются, в первую очередь, поэтические произведения.

Вместе с тем, при выявлении и характеристике мировоззренческой позиции казахского мыслителя широко привлекается анализ философского трактата «Три истины». Комплексный анализ поэтических произведений и философского трактата позволяет определить своеобразие мировоззренческой позиции Шакерима по вопросам нравственности и специфику преломления ее в художественном творчестве.

Выделение лирики из всего многообразия созданных поэтом произведений обусловлено тем фактом, что она занимает центральное положение в творчестве Шакерима. Кроме того, именно в лирических произведениях акына наиболее ярко отразилось своеобразие его нравственно-этических исканий.

Теоретической основой диссертации послужили исследования современных отечественных литературоведов по теории и истории литературы. Близость нравственно-этических исканий Абая и Шакерима вызвала необходимость обратиться к трудам крупнейших абаеведов: М. Ауэзова, К. Жумалиева, К. Мухаметханова, М. Мырзахметова, Т. Тажибаева и др.1

Специфика настоящего исследования потребовала также внимательного ознакомления и всестороннего анализа материалов периодической печати, фондов отдела редких рукописей Национальной библиотеки Республики Казахстан, Академии Наук Республики Казахстан.

Кроме того, поистине философская высота осмысления проблем нравственности в творчестве Шакерима, содержащиеся в его произведениях ссылки на авторитет тех или иных философов побудили нас обратиться к трудам по истории философии, и в первую очередь, по истории средне

1 Ауэзов М. Мысли разных лет.- Алма-Ата, 1959; Эуезов М. Абай Кунанбаев,- Алматы, 1967; Абай тагылымы / Кураст. фил. гыл. докт. Н. Габдуллин,- Алматы, 1986; Божеев М. Абайдын акындык айналасы,- Алматы, 1971; Габдуллин Б. Этические воззрения Абая,- Алма-Ата, 1970; Жумалиев К. Казак эдебиеп тарихынын мэселелер1 жэне Абай поэзиясынын тш.- Алматы, 1960; Мырзахметов М. М. Эуезов жэне абайтану проблемалары,- Алматы, 1982 и др. вековой арабо-мусульманекой философии,1 а также к исследованиям по философии эпохи античности и просвещения.2

В качестве основополагающих выбраны историко-генетический, сравнительно-типологический и системный методы литературоведческого анализа, что позволяет всесторонне охарактеризовать сущность нравственно-этических исканий Шакерима, рассматривая их и в контексте развития традиций Абая в казахской литературе конца XIX - начала XX вв., и в контексте развития этической мысли в мировой философии.

Научная новизна исследования. В данной работе впервые в шакеримоведении научно исследовано своеобразие мировоззренческой позиции Шакерима по вопросам нравственности и специфика преломления ее в художественном творчестве. Тщательный анализ философского трактата «Три истины» и целого ряда философских толгау позволил создать целостную концепцию о сущности нравственно-этических исканий Шакерима, которые неразрывно связаны со стремлением казахского гуманиста понять природу человека, определить его место в мироздании, смысл его бытия и смерти, с вопросами о сущности души человека и сущности твор-ца-первосоздателя. Кроме того, в работе охарактеризованы философские основы данной позиции в контексте лучших гуманистических традиций казахского народа и мировой философской мысли.

Нами также определен и обоснован целый ряд особенностей поэтического мира лирики Шакерима, характер использования им средств ху

1 Сатыбекова С. Гуманизм Аль-Фараби,- Алма-Ата, 1975; Касымжанов А. Абу-Насыр Аль-Фараби,- М., 1982; Геюшева 3. К. Этические взгляды восточных мыслителей (перипатетиков).- Баку, 1982; Джумабаев Ю. Этическая мысль в Средней Азии в 1Х-ХУ вв.- М., 1974; Кирабаев Н. С. Социальная философия мусульманского Востока / Эпоха средневековья,- М., 1987; Сагадеев А. В. Ибн Рушд,- М., 1973 и др.

2 Асмус В. Ф. Платон.- М., 1975; Гусейнов А. А. Этика Аристотеля,- М., 1984; Лосев А. Философия. Мифология. Культура,- М„ 1991; Кессиди Ф. X. Сократ,- М., 1988 и др. дожественной выразительности для максимально полного выражения своей позиции по вопросам нравственности в художественном творчестве.

Практическая значимость работы. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории казахской литературы конца XIX - начала XX веков, а также при разработке спецкурсов по глубокому изучению творчества поэтов абаевской школы.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации систематически докладывались на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов АГУ имени Абая (Алматы, 1991, 1992, 1993).

Диссертация обсуждена и представлена к защите кафедрой казахской литературы АГУ имени Абая. Содержание исследования отражено в пяти публикациях.

Структура диссертации. Рукопись диссертации состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка изученной литературы. Структура диссертации обусловлена концепцией исследователя по исследуемой проблеме.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы нравственности и нравственного самосовершенствования в творчестве Шакерима"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество великих художников мира независимо от культурно-географических регионов и языковой суверенности, отражая разные формы и ступени художественного развития по существу, всегда было выражением высшего смысла совокупного опыта всех времен - гуманизма. К этому основному человеческому идеалу, к этой высшей нравственной ценности художественная мысль шла сложными путями, преодолевая разные способы мышления, переходя от коллективного мифотворчества, от религиозных воззрений, мистики и утопий к индивидуальной литературе, к аналитическому реализму».1

Одним из таких художников и мыслителей, посвятивших свою жизнь и художественное творчество поискам путей достижения справедливого мироустройства явился один из талантливых последователей Абая, Шакерим.

Творчество Шакерима, его нравственно-этические искания - есть значительный факт истории казахского народа, развития его духовной культуры, передовой общественной мысли.

Появление такого мыслителя в истории литературы и культуры Казахстана было обусловлено и подготовлено всем предшествующим этапом развития духовной жизни казахского народа, целым рядом социально-экономических и общественно-политических событий конца XIX - начала XX века, своеобразием литературного процесса данного периода.

Огромное значение в формировании мыслителя имели, безусловно, многие факты биографии поэта, среди которых наиболее существенным следует считать тот факт, что Шакерим был под непосредственным влиянием и воспитанием Абая. Вследствие этого, концепция о трех источниках,

1 Айтматов Ч. Статьи, выступления, диалоги, интервью,- М., 1988,- С. 78. игравших решающую роль в становлении мировоззрения Абая1, имеет важнейшее значение при рассмотрении мировоззрения Шакерима, творческий гений которого вобрал в себя лучшие достижения человеческого разума в масштабе мировой философской мысли.

Будучи одним из передовых людей своей эпохи, одним их страстных патриотов своего народа, Шакерим достаточно хорошо осознал и попытался осмыслить один из актуальнейших вопросов эпохи - вопрос о путях дальнейшего развития казахского общества, об условиях, которые бы обеспечили прогрессивное развитие его.

Как известно, человечество выработало различные критерии общественного прогресса.2

В понимании же Шакерима, мерилом общественного прогресса выступает нравственность, утверждение добра и справедливости во всех сферах жизни общества. Именно поэтому проблемы нравственности становятся основными в его философских размышлениях и в художественном творчестве.

Пытаясь максимально глубоко осмыслить вопрос о воспитании человека нравственного, Шакерим, следуя традициям Абая, обращается к изучению духовного опыта предшествующих эпох развития человеческой цивилизации и современности.

Изучив целый ряд нравственно-этических концепций в истории развития мировой философской мысли («Я до семидесяти двух лет» («Мен жетшс ею жаска келгенше»)), Шакерим строит свою концепцию о воспитании человека нравственного. Концепция эта по целому ряду принципиальных вопросов имеет много общего с позицией Л. Н. Толстого, европейских просветителей (Руссо, Дидро, Вольтера и др.), средневековых мысли

1 Ауэзов М. Жизнь и творчество Абая / Ауэзов М. Собр. соч. в 5-ти т.- М., 1975.- Т. Y.-С. 89. телей Востока (Аль-Фараби, Ибн Сины, Кожа Хафиза, Коркыта и др.), мыслителей античности (Платона, Сократа).

При этом наиболее ярко в постановке и решении проблем нравственности прослеживаются гуманистические традиции Абая, что закономерно, ибо связано с непосредственным духовным влиянием Абая на Шакерима.

Вследствие этого идеал истинно нравственного человека Шакерима («шын таза жан») имеет много общего с идеалом Абая («толык адам», «то-лык инсаният», «инсанияттын кэмалегпп"). Этот человек должен обладать тремя высшими добродетелями: "добрым, благородным сердцем" ("ак журек"), "чистым разумом" ("таза акыл"), "трудолюбием" ("адал енбек").

Вместе с тем Шакерим подходит к осознанию того, что мотивы поведения человека сложны, что помимо положительных устремлений в каждом человеке существуют и отрицательные. Такая трактовка поведения человека неразрывно связана с важнейшим философским вопросом о сущности человека: что такое человек? Чем определяются его поступки и поведение? Каков смысл его существования на земле?

Позиция Шакерима в решении вопроса о сущности человека и его души в общих своих чертах созвучна позиции Абая, более глубинные истоки ее следует искать в идеалистической философии мыслителей средневекового Востока (Аль-Фараби, Ибн Сины, Кожа Хафиза) и античности (Платон).

Шакерим различает в человеке бессмертную душу и смертное тленное тело. Потребности их принципиально различны, ибо различны сущности каждой из этих категорий: душа всегда устремлена к тому, чтобы творить добро, нести свет и тепло людям, к тому, чтобы познавать многочисленные тайны мироздания; потребности же тела всегда связаны с узкоэгоистическими интересами человека такими, как алчность, хвастовство, мания величия, каждое из которых толкает человека на бесчисленные злодеяния. Но особенность мироздания такова, что душа и тело немыслимы друг без друга, находятся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Душа человека - тоже явление неоднозначное. Согласно поэтической концепции Шакерима, она состоит из высшей (ар-уждан) и низшей (нэпс1) частей, которые также находятся между собою в сложных, противоречивых отношениях. При этом низшая часть души (нэпа) отвечает потребностям тела, высшая же часть - совесть (ар-уждан) связана с истинными потребностями души.

В разрешении существующих противоречий между потребностями тела и души, между потребностями высшей и низшей частей души особую роль играют чувство меры (ынсап, нысап) и воля человека, которые в союзе с «чистым разумом» должны помочь ему совершить выбор между добром и злом.

Бессмертная душа каждого человека, согласно поэтической концепции казахского гуманиста, обязательно предстанет перед творцом - перво-создателем, который есть «первопричина» мира, создавшая мир по законам высшей гармонии и целесообразности. Вместе с тем, первосоздатель - есть некий нравственный авторитет, покровительствующий справедливым деяниям людей и карающий их за преступления против человека. Основным критерием оценки души каждого на суде первосоздателя является ее умение подчинять низшую часть души (нэпа) голосу совести (ар-уждан), ее умение, соблюдая чувство меры (ынсап, нысап), удовлетворять потребности тела, не нанося вреда окружающим людям, всему живому вокруг.

Награда первосоздателя тем, кто жил по законам совести, заключается не в райских садах, изысканных напитках и экзотических плодах, как трактуют невежественные муллы, а в том, что душа получает жизнь в новом теле, дающем ей возможность для совершенствования и духовного возвышения.

Душа каждого человека, согласно поэтической концепции казахского гуманиста, знает об этой закономерности мироздания, о своей подотчетности перед первосоздателем, о том, что первейшая ее необходимость - совесть, и поэтому всегда устремлена к добру и свету. Однако человек в погоне за сиюминутными удовольствиями и благами не всегда слышит этот «голос» своей души и совести.

Следовательно, нравственное совершенствование личности должно быть связано со стремлением жить по законам совести, подчиняя ей эгоистические устремления .(нэпа). Закономерно поэтому, что огромное место в творчестве Шакерима занимает проблема нравственного самосовершенствования личности: ее умение производить самооценку, самоконтроль и самоанализ собственных поступков, исходя из требования о чистоте совести.

Исходя из данной трактовки сущности человека и сущности творца-первосоздателя, Шакерим считает необходимым разработать новое «Учение о совести» («Ар 6miMi»), которое бы убедило каждого в полезности поступков по совести. Будучи просветителем, Шакерим полностью разделяет рационалистический подход Абая к проблемам нравственности: условием нравственных поступков поэт-философ считает истинное знание. Знание подлинного бытия должно, по замыслу казахского гуманиста, дать прочное основание для создания этики. Новое учение, «Учение о совести» (Ар 6miMi), как раз и призвано дать людям объективное знание о сущности мироздания и человека, о смысле его бытия и смерти, о тайне такого феномена как душа человека, о том, почему полезно поступать нравственно, т.е. по совести, даже если в настоящий момент это сопряжено с какими-то трудностями и лишениями.

Сам же Шакерим в меру своих возможностей и сил заложил основы этого «Учения». В его трактовке это «Учение» тесно связано с вопросом о сущности творца-первосоздателя как высшего нравственного авторитета и с концепцией о бессмертии души и ее подотчетности перед первосоздате-лем.

Как следует из вышесказанного, мировоззренческая позиция Шакерима развивается в русле рационального обоснования религиозно-нравственного мировоззрения, ибо именем творца-первосоздателя поэт-философ ориентирует человека, независимо от национальности, социального положения, возраста, эпохи - жить по законам совести, думая о потребностях души.

Своеобразие мировоззренческой позиции мыслителя обусловило многие особенности поэтического мира Шакерима.

В результате многолетних размышлений о нравственности человека Шакерим приходит к выводу: не образование само по себе, не социальные преобразования, не религия в существующем виде побуждают человека вести себя нравственно, а совесть. Именно она способна противостоять узкоэгоистическим потребностям человека и удерживать его от злодеяний. Вследствие этого мотив противостояния совести (ар-уждан) узкоэгоистическим потребностям человека (нэпа) становится одним из ведущих лейтмотивов поэзии Шакерима. Поведение окружающих людей, их взаимоотношения друг с другом и с миром природы, характер различных социальных преобразований, вопрос о смысле жизни человека рассматриваются с позиций противостояния совести (ар-уждан) узкоэгоистическим потребностям человека (нэпа).

Мотив противостояния совести (ар-уждан) узкоэгоистическим потребностям человека (нэпа) определил характер конфликта лирического героя с его окружением. Этот мотив обусловил также творческое освоение Шакеримом традиций Абая, основ народной нравственности и лучших произведений русских писателей XIX в.

Он же определил новаторство поэта в художественном решении многих традиционных тем казахской поэзии данного периода: будь то тема критического освещения пороков современного общества, будь то пропаганда просветительских идей и размышления о перспективах развития казахского общества, будь то вопрос о роли поэзии и назначении поэта в обществе.

Мотив противостояния совести (ар-уждан) узкоэгоистическим потребностям человека (ronci) обусловил введение в казахскую поэзию новой темы - темы «чистого разума» («таза акыл»), «совестливого разума» («арлы акыл»).

Философские размышления Шакерима о сущности человека и сущности творца-первосоздателя, о роли и назначении религии в жизни человека и общества обусловили другой лейтмотив поэтического мира Шакерима: мотив противопоставления «чистой религии» («таза дш») и «путаной религии» («шатак дш»). Он определил новаторство Шакерима в художественном решении вопроса о влиянии религиозной этики на формирование нравственных качеств личности.

Мотив противопоставления «чистой религии» («таза дш») «путаной религии» («шатак дш») позволил Шакериму пересмотреть традиционное представление о религиозной этике мусульман. Закономерно поэтому, что совершенно новое художественное решение находят вопросы о содержании Корана и священных книг различных народов, догмат о богоизбранности мусульман и об отношении к представителям других религиозных конфессий, о сущности суда в загробном итре, о значении религиозных обрядов.

Согласно поэтической концепции Шакерима, только «чистая религия» («таза дш») имеет право на существование в обществе, так как она способствует воспитанию человека нравственного.

Говоря о своеобразии поэтического мира лирики Шакерима, считаем необходимым обратить внимание на особенности использования средств художественной выразительности в различные периоды творчества поэта.

В ранний период творчества эстетическая позиция Шакерима обусловлена его просветительскими взглядами: искусство должно быть общественно значимым. Стремясь преподнести современникам «урок» нравственности, поэт обращается к традициям Абая: использует реминисценции из его произведений, прямые обращения к нему, примеры из его жизни, сопоставление жизненных принципов Абая и окружавших его людей. Закономерно, что в этих стихотворениях широко используются риторические обороты, обращения, глаголы повелительного наклонения.

Стремление воздействовать на сознание своих современников обусловило обращение поэта к таким дидактико-аллегорическим жанрам, как басня, притча, медитативные размышления о различных периодах жизни человека. При этом многие традиционные жанровые формы и средства художественной выразительности наполнились новым содержанием, обусловленным особенностями мироощущения поэта.

Кроме того, уже в этот период определяется своеобразие творческой манеры поэта. Оно проявилось в полемичности стиля поэзии Шакерима, в оригинальности философских толгау, в беспощадности самоанализа и в специфике организации лирических монологов.

В отличие от раннего периода, в произведениях зрелого периода творчества поэт избегает прямого дидактизма. Даже те стихотворения, которые написаны в форме обращения к молодежи, содержат не открытое назидание, а приглашение к соразмышлению о многочисленных тайнах мироздания, о противоречиях жизни.

Размышления лирического героя о взаимоотношениях между-людьми, о критериях нравственности связаны не только с художественным исследованием закономерностей развития казахского общества, но и с изучением опыта других стран. Вследствие этого размышления о сущности добра и зла приобретают космический характер, мотивы внесословной ценности человека, природного равенства всех людей становятся определяющими.

Центральным становится также мотив одиночества, бегства от суеты, затворничества.

В зрелый период творчества в поэзии Шакерима звучит совершенно новый мотив - мотив опьянения Истиной, которая открывается лирическому герою в минуты особого экстаза. С мотивом опьянения неразрывно связан образ Возлюбленной лирического героя (Жар): чтобы увидеть ее нужно опьянеть, отказаться от мирской суеты, привычных представлений о благополучии, узкоэгоистических потребностей (нэшл).

Образ Возлюбленной лирического героя (Жар) - обрах символический. Он символизирует высшую истину о сущности творца-первосоздателя и души человека. Он является своеобразным «ключом» к пониманию сущности «чистой религии» («таза дш») Шакерима. Кроме того, Возлюбленная лирического героя представет как символ абсолютного совершенства и представитель мира идеального.

В целом, в произведениях зрелого периода творчества Шакерима доминирующим становится стремление лирического героя к абсолютному совершенству во всем. Совершенство это видится либо в мире идеальном (в образе его Возлюбленной (Жар)), либо в далеком прошлом (в абсолютном совершенстве искусства Хафиза и Коркыта).

Таким образом, характер использования средств художественной выразительности в различные периоды творчества свидетельствует об эволюции художественного мышления поэта: от эстетических принципов просветительского реализма к романтизму.

159

 

Список научной литературыКусакпаева, Рыскуль Жанатаевна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Шэкэр1м. Олендер мен поэмалары,- Алматы, 1988.- 256 б.

2. Шэкэр1м Кудайберд1улы. Олендер! мен поэмалары.-Алматы, 1990.208 б.

3. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий / Перевод Б. Каирбекова.- Алма-Ата, 1990.118 с.

4. Шэкэр1м Кудайберд1улы. TypiK, кыргыз казах Ьэм хандар ше-ж1рес1.- Алматы, 1991.- 78 б.

5. Шэкэр1м Кудайберд1улы. Мусылмандык шарты,-Алматы, 1993.80 б.

6. Шэкэр1м Кудайберд1улы. Уш анык.- Алматы, 1991.- 77 б.

7. Шэкэр1м. Шыгармалары.- Алматы, 1988.- 560 б.1.

8. Абай. Eici томдык шыгармалар жинагы. 2 т. Олендер мен поэмалар.-Алматы, 1986.-Т. 1,- 304 б.

9. Абай. Ею томдык шыгармалар жинагы. 2 т. Аудармалар мен кара создер,- Алматы, 1986,- Т. П.- 200 б.

10. Абай. Слова назидания / Перевод С. Санбаева.- Алма-Ата, 1983.160 с.

11. Абай тагылымы,- Алматы, 1986.- 424 б.

12. Айтматов Ч. Статьи, выступления, диалоги, интервью.- М., 1988.328 с.

13. Ал-Газали А. X. Воскрешение наук о вере.- М., 1980,- 137 с.

14. Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты.- Алма-Ата, 1987.496 с.

15. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты.- Алма-Ата, 1973.400 с.

16. Аль-Фараби. Философские трактаты.- Алма-Ата, 1970,- 374 с.

17. Аристотель. Сочинения: в 4-х т.- М., 1976.- Т. I,- 550 с.

18. Асмус В. Ф. Религиозно-философские трактаты Л. Н. Толстого / Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.- М., 1957,- Т. ХХШ.- С. 3-47.

19. Асфендиаров С. История Казахстана (с древнейших времен).- Алматы, 1993,-304 с.

20. Ауэзов М. О. Великий поэт казахского народа Абай Кунанбаев.- М., 1954,- 24 с.

21. Ауэзов М. Мысли разных лет.- Алма-Ата, 1959.- 554 с.

22. Ауэзов М. Слово к молодым.- Алма-Ата, 1977.- 34 с.

23. Ауэзов М. Собрание сочинений в 5-ти томах.- М., 1975,- Т. У,- 487 с.

24. Ауэзов М. Неопубликованные материалы по абаеведению / Сост. Л. М. Ауэзова, М. Мырзахметов; АН КазССР Ин-т лит-ры и иск-ва им. М. О. Ауэзова,- Алма-Ата, 1988,- 367 с.

25. Эуезов М. О. Абай Кунанбаев. Макалалар мен зерттеулер.- Алматы, 1967.-391 6.

26. Эуезов М. Абай жолы. Роман-эпопея. В 2 т.- Алматы, 1989.- Т. I.-608 6.

27. Эуезов М. Абай жолы. Роман-эпопея. В 2 т.- Алматы, 1989.- Т. П.-616 6.

28. Ауэзова JI. М. Исторические основы эпопеи «Путь Абая».- Алма-Ата, 1969.- 315 с.

29. Ахметов 3. Проблемы развития стиха в дореволюционной и современной поэзии.- Алма-Ата, 1964.- 458 с.

30. Ахметов 3. Современное развитие и традиции казахской литературы.- Алма-Ата, 1978,- 327 с.

31. Ахметов 3. С. Торайгыров / Торайгыров С. Избранное.- Алма-Ата, 1958,- С. 3-37.

32. ЭбдЬазиев Б. Асыл арна / Абай дэстур1 жэне Шэкэр1м.- Алматы, 1992.- 128 б.

33. Элем / Альманах: олендер, очерктер, энпмелер,- Алматы, 1991.496 б.

34. Базарбаев М. Б. Живые традиции.- Алма-ата, 1962,- 122 с.

35. Базарбаев М. Б. Эстетическое богатство нашей литературы. Иссле-дова ния и статьи.- Алма-Ата, 1976.- 308 с.

36. Байдшдаев М. Акындар творчествосы.- Алматы, 1959.- 217 6.

37. Бес арыс: Естелштер, эсселер жэне зерттеу макалалар,- Алматы, 1992,- 544 б.

38. Бес гасыр жырлайды: ХУ гасырдан XX гасырдын бас кезше дешнп казак акын-жырауларынын шыгармалары.- Алматы, 1989.- Т. 2,496 б.

39. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах.- М., 1988.- 57 с.

40. Божеев М. Абайдын акындык айналасы,- Алматы, 1971.- 110 б.

41. Брагинский И. С. Из истории таджикской народной поэзии.- М., 1956,- 496 с.

42. Брагинский В. И. Проблемы типологии средневековых литератур Востока: Очерки культурологического изучения литературы.- М., 1991,- 387 с.

43. Бурабаев М. С. Общественная мысль Казахстана в 1917-1940 годах.-Алма-Ата, 1991,- 254 с.

44. Валиханов Ч. Собрание сочинений в 5 т.- Алма-Ата, 1961.- Т. I.-776 с.

45. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова.- М., 1988.528 с.

46. Введение в философию / Под ред. И. Т. Фролова. В 2 ч.- М., 1989.- Ч. I,- 367 е.; Ч. П.- 639 с.

47. Галаган Г. Я. JL Н. Толстой. Художественно-этические искания.- Л., 1981,- 174 с.

48. Габдуллин Б. Шокан, Ыбырай жэне Абай дш туралы (шаманизм, ислам, атеизм, деизм, антиклерикализм).- Алматы, 1988.- 104 б.

49. Габдуллин Б. Этические воззрения Абая.- Алма-Ата, 1970.- 104 с.

50. Габдуллин Н. Уакыт сыры. Макалалар, зерттеулер,- Алматы, 1981.232 б.

51. Геюшева 3. К. Этические взгляды восточных мыслителей (перипатетиков).-Баку, 1982,- 283 с.

52. Гинзбург Л. Н. О лирике.- Л., 1974.- 407 с.

53. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности.- М., 1979.- 223 с.

54. Гусейнов А. А. Этика Аристотеля.- М., 1984,- 64 с.

55. Дело №. Летопись горького времени: Повести, рассказы, статьи, очерки и стихи.- Алма-Ата, 1989,- 431 с.

56. Дербюэлш Э. Эдебиет туралы толганыстар (Гылыми енбектердшжинагы).- Алматы, 1990.- 294 б.

57. Джибладзе Г. Н. Система Авиценны: (Некоторые обобщения и материалы).- Тбилиси, 1986,- 198 с.

58. Джумабаев Ю. Этическая мысль в Средней Азии в 1Х-ХУ вв.- М., 1974.-255 с.

59. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины,- Душанбе, 1985.- 255 с.

60. Дуйсенов М. Эдебиеттеп мазмун мен форманын б1рлш.- Алматы,1979.-212 6.

61. Елеукенов Ш. Магжан Жумабаев.- Алматы, 1990.- 59 б.

62. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.- JI., 1977,- 407 с.

63. XX гасыр басындагы казак акындары.- Алматы, 1982.- 128 б.

64. Жумалиев К. Эдебиет теориясы.- Алматы, I960.- 247 б.

65. Жумалиев К. Казак эдебиет1 тарихынын мэселелер1 жэне Абай по-эзиясынын тип.- Алматы, I960.- 356 б.

66. Жураев Ш. Элементы диалектики в воззрениях Ибн Сины.- Ташкент,1980,- 79 с.

67. Иванов А. С. Учение Аль-Фараби о познавательных способностях.-Алма-Ата, 1977,- 215 с.

68. Игнатенко А. А. В поисках счастья: общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья,- М., 1985.- 255 с.

69. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 1Х-Х1У вв. / Под ред. С. Н. Григоряна.- М., 1961,- 629 с.

70. Касымжанов А. X. Абу-Насыр Аль-Фараби.- М., 1982.- 198 с.

71. Кабдолов 3. Соз oHepi.- Алматы, 1976,- 347 б.

72. Кабдолов 3. Эдебиет теориясынын непздерь- Алматы, 1970.- 379 б.

73. Казак эдебиетшш зерттеу мен окытудын актуальды мэселелер1

74. Жогары оку орындарынын профессор-окытушылары курамы мен аспиранттарынын гылыми макалалар жинагы. Жауапты редактор

75. Макпыров С.- Алматы, 1993.- 115 6.

76. Казак эдебиетшш ултаралык байланыстары / Гылыми жинак. Жауапты ред. Н. Кел1мбетов,- Алматы: Абай атындагы Казак педагогика инст-ты, 1990,- 64 б.

77. Кайназаров Е. К., Кайназарова А. Е. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие,- Алма-Ата, 1992,-212 с.

78. Калмырзаев А. С. Эстетическое в творчестве Абая.- Алма-Ата, 1979.160 с.

79. Кел1мбетов Н. Шэд! акын. Зерттеу.- Алматы, 1974.- 214 6.

80. Кел1мбетов Н. Ежелп дэу1р эдебиет1 / Жогары оку орындары филология факультеттер1 студенттерше арналган комекпд оку куралы (окулык).- Алматы, 1991.- 264 б.

81. Кел1мбетов Н. Шыгыстын классикалык поэзиясы жэне казак эдебиет1 / Жогары оку орындарынын филология факультеттер! студенттерше арналган комекпп оку куралы.- Алматы, 1989.- 101 б.

82. Кессиди Ф. X. Сократ,- М., 1988,- 220 с.

83. Кирабаев С. С. Жусшбек Аймауытов.- Алматы, 1990.- 35 б.

84. Кирабаев С. С. Спадияр Кобеев.- Алматы, 1958.- 69 б.

85. Кирабаев Н. С. Социальная философия мусульманского Востока (Эпоха средневековья).- М., 1987,- 173 с.

86. Климович JI. И. Книга о Коране: его происхождении и мифологии.-М., 1988,- 270 с.

87. Козыбаев М. Актандактар акикаты.- Алматы, 1992.- 272 б.

88. Козыбаев М. К. История и современность,- Алма-Ата, 1991.- 254 с.

89. Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы в 3-х т.- М., 1964,- Т. П.- С. 39-49.

90. Конрад Н. И. Запад и Восток.- М., 1980.- 342 с.

91. Кобесов А. Эл-Фараби.- Алматы, 1971.- 172 б.

92. Кудайбердиев Шэкэр1м. (Творчестволык омирбаяны (методикалык нускау)).- Алматы, 1989.- 70 б.

93. Кумиебаев У. К. Казахские и персидско-арабские литературные связи XIX-XX вв.- Алма-Ата, 1989,- 136 с.

94. Ладзин P. X. Приглашение к переосмыслению объективной реальности.- Екатеринбург, 1992.- 58 с.

95. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном.- Симферополь, 1990.172 с.

96. Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова,- М., 1985.- 288 с.

97. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура.- М., 1991.- 525 с.

98. Лотман Ю. М. Структура художественного текста.- М., 1970.- 383 с.

99. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха.- Л., 1972,- 271 с.

100. Магауин М. Гасырлар бедерк Эдеби зерттеулер.- Алматы, 1991.432 6.

101. Мамраев Б. Б. Казахские литературные связи начала XX века.- Алма-Ата, 1991.-171 с.

102. Моуди Р. Жизнь после жизни.- Алматы, 1993.- 96 с.

103. Мырзахметов М. Абай журген 1збенен,- Алматы, 1985.- 172 б.

104. Мырзахметов М. Абаеведение / Библиографический указатель.- Алма-Ата, 1988,- 239 с.

105. Мырзахметов м. Абайдын адамгершшк мураттары.- Алматы, 1993.280 б.

106. Мырзахметов М. Мухтар Эуезов жэне абайтану проблемалары.- Алматы, 1982,- 292 б.

107. Некоторые характеристики философии эпохи Просвещения / Сборник статей.- М., 1989,- 128 с.

108. Ноосфера: духовный мир человека.- Л., 1989.- 240 с.

109. Нравственная философия и религиоведение.- М., 1992.- 63 с.

110. Нургалиев Р. Телагыс.- Алматы, 1986.- 448 б.

111. Нуркатов А. Абайдын акындык дэстурь- Алматы, 1966.- 238 б.

112. Ом1рэлиев К. Казак поэзиясынын жанры мен стиль- Алматы, 1983.236 б.

113. Петраш Ю. Г. Философия мусульманского Востока IX-XII вв.-Обнинск, 1992.- 54 с.

114. Петров С. М. Критический реализм.- М., 1980,- 359 с.

115. Платон. Сочинения. В 3-х т.- М., 1970,- Т. П.- 610 с.

116. Платон. Сочинения. В 3-х т.- М., 1971,- Т. Ш,- Ч. I.- 687 с.

117. Поэты Казахстана,- Л., 1978,- 607 с.

118. Позойский С. К истории отлучения Льва Толстого от церкви.- М., 1979,- 176 с.

119. Проблемы первоначала в науке и теологии / Материалы международного семинара,- СПб, 1991.-61 с.

120. Салгадзе Л. Г. Ибн Сина (Авиценна): Страницы великой жизни.-Ташкент, 1983,- 464 с.

121. Сатпаева Ш. К. Казахская литература и Восток / Из истории литературных связей.- Алма-Ата, 1982.- 200 с.

122. Сатпаева Ш. К. Казахско-европейские литературные связи XIX и первой половины XX вв.- Алма-Ата, 1972.- 280 с.

123. Сатпаева Ш. К. Шакарим Кудайбердиев.- Алматы, 1993,- 116 с.

124. Сэтбаева Ш. К. Шэкэр1м Кудайбердиев.- Алматы, 1990.- 51 6.

125. Сэтбаева Ш. К. Шэкэр1м Кудайбердиев.- Алматы, 1991.- 49 б.

126. Сагадеев А. В. Ибн Рушд (Аверроэс).- М., 1973.- 207 с.

127. Сатыбекова С. К. Гуманизм Аль-Фараби,- Алма-Ата, 1975.- 143 с.

128. Сквозников В. Д. Лирика // Теория литературы в 3-х т.- М., 1964.Т. П.-С. 173-237.

129. Сильченко М. С. Творческая биография Абая.- Алма-Ата, 1957.294 с.

130. Тажибаев Т. Абай Кунанбаев о воспитании молодежи.- Алма-Ата, 1954.- 35 с.

131. Тажибаев Т. Философские, психологические и педагогические взгляды Абая Кунанбаева.- Алматы, 1957.- 80 с.

132. Тэжшова К. X. Ислам: дуниетаным, идеология, саясат.- Алматы, 1989.- 176 б.

133. Тайыров А. Дш жэне мораль.- Алматы, 1987.- 47 б.

134. Творческая индивидуальность писателя и взаимодействие литератур / Сборник научных трудов. Отв. ред. К. Ш. Кереева-Канафина и др.-Алма-Ата, 1988.- 96 с.

135. Хайруллаев М. М. Культурное наследие и история философской мысли.- Ташкент, 1985.- 262 с.

136. Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник.- М., 1971,- 527 с.

137. Человек как философская проблема: Восток Запад / Сборник статей. Отв. Ред. Н. С. Кирабаев,- М., 1991.- 279 с.

138. Шаймухамбетова Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. Начальный период,- М., 1979,- 152 с.Ш

139. Алдажаров Н. Абай туралы энпмелер // Жулдыз.- 1992,- № 1.-Б. 80-102.

140. Капыркызы К. Кеш меш, ата коныс Шынгыстауым // Жулдыз.- 1991.-№4.-Б. 94-102.

141. Кумисбаев У. Казахские народные дастаны на сюжеты восточных легенд//Простор,- 1971,-№ 12,-С. 106-108.

142. Кумюбаев О. Ахат агайдын хаттары // Оркен,- 1990,- 20 казан,- Б. 7.

143. Магауин М. Соз наркы-олен орнеп // Казак эдебиеть- 1990,- 24 тамыз.- 4 б.

144. Муканов С. Абайдын эдебиет мектеб1 жэне онын шэюртгер1

145. Эдебит жэне искусство.- 1951.-№ 7.- 64-67 б.; / Абай.- 1992.- № 4.-Б. 54-70.

146. Мухаметханов К. Б1здш мшдет // Казак эдебиетг- 1988,- 24 июнь,-12-13 б.

147. Мухаметханов К. Шэкэр1м "Шыгармалары" жинагы жайында // Семей таны,- 1989.- 21 февраля.- 3 б.

148. Мухаметханов К. "Кудай" деген созден кудай сактасын // Казак эдебиетг- 1989.- 17 март.-Б. 10-11.

149. Непмов С. Шэкэр1мнш коркемдш шеберлш // Казак тш мен эдебиеть- 1991,- № 2.- Б. 52-56.1410 творческом наследии поэта Шакарима // Казахстанская правда.-1988,- 14 апреля.- С. 2.

150. Салгарин К. Абай жэне Шэкэр1м // Казак ССР Гылым Академиясы хабарлары. Тш, эдебиет сериясы.- 1992,- № 1,- Б. 3—38.

151. Сатпаева Ш. К. Лирическое "я" в стихотворениях Шакарима // Известия Академии наук Республики Казахстан. Серия филологическая.- 1992,- № 4.- С. 3-15.

152. Тажибаев А. Абай ynrici // Казак эдебиеть- 1959.- 9 января.- Б. 2.

153. Турагулкызы М. Шакер1мнш eciMi туралы // Бшм жэне енбек.- 1988.-№ 7,- Б. 32.

154. Эбд1газиев Б. Алдынгынын сокпагын артка тузер // Жалын,- 1988.-№ 4,- Б. 65-67.'

155. Эбдиазиев Б. Шэкэр1м дастандарынын дэстурл.'к арналары // Казак ССР Гылым Академиясы. Хабарлары. Тш, эдебиет сериясы.- 1990.-№ 3. Б. 41-47.

156. Шэкэр1мулы A. MeHiH экем, халык улы Шэкер1м // Жулдыз.- 1992.-№ 11,-Б. 3-50.