автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Мировоззрение в системе трудовой активности личности

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Селиванов, Вячеслав Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Куйбышев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Мировоззрение в системе трудовой активности личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мировоззрение в системе трудовой активности личности"

КУЙБЫШЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Специализированный Совет К.063.94.02.

На правах рукописи СЕЛИВАНОВ ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ

мировоззрение в системе трудовой активности личности

Специальность 09.00.02 - Теория научного социализма

и коммунизма

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Куйбышев - 1990

Работа выполнена на кафедре теории социализма и социологии

Куйбышевского государственного университета

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

М.С.КВЕТНОЙ

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Ведущая организация - КуййдпеЕСКий ШСТитут инженеров келезнодорожного транспорта

на заседании специализированного Совета К.063.94.02 Куйбышевского государственного университету по адресу: 443011, г.Куйбышев, ул. Академика Павлова, I, ауд. 203

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Куйбышевского государственного университета

В.М.КЛОЧКОВ

кандидат философских наук, доцент -О.Г.ЮРОВИЩИЙ

Защита состоится

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного

В.Н.СИМАТОВА

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность проблемы. Происходящие в советском обществе революционные преобразования сталкиваются с серьезными трудностями объективного и субъективного характера. Одна из них - несоответствующий объективным потребностям общественного развития уровень трудовой активности работников общественного производства. Характерное для периода господства командно - административной системы отчулдение человека от собственности и труда не позволяло работнику проявить себя реальным субъектом производства и производственных отношений. В сознании лвдей утвердились взгляды, отражавшие, по сути, подчиненную роль личности по отношению к государству, управлению в самых различных сферах. В условиях, когда в значительной степени оставался невостребованным творческий потенциал работника, снизилась роль и значимость образовательного и профессионального уровней человека. В мировоззрении людей знания все более переставали соответствовать требованиям и чертам системы самообновляющегося знания.

В обществе в целом и на уровне ценностных ориентации личности все большее распространение получили элементы прагматизма, утилитаризма, формировались установки на достижение только материального благополучия, понимаемого с узкоэгоистических позиций. Все это указывало на возрастающую неадекватность мировоззрения на общественном и личностном уровнях объективной необходимости революционного преобразования общества. Незрелость мировоззрения, таким образом, явилась субъективной причиной снижения уровня социальной, в том числе трудовой, активности личности.

Вместе с тем эффективность взаимосвязанных реформ во всех сферах жизнедеятельности советского общества определяется,в конечном счете, степенью участия в них возможно большего числа людей в качестве субъектов социальных изменений, что предполагает возрастание роли личностных способностей индивида. Тем самым повышается значение всех компонентов духовного мира личности, получаадих концентрированное выражение в мировоззрении, а именно: общеобразовательных и профессиональных знаний, взгледов, убеждений и ценностных ориентаций, мотивов и установок деятельности.

В основе перестройки лежат коренные преобразования в экономической области, наиболее, полно выражающиеся в двух взаимосвязанных направлениях: качественное совершенствование производительных сил и реформирование отношений собственности. В обоих аспектах главная роль принадлежит работнику как субъекту производства и

производственных отношений, проявляющаяся в главной сфере жизнедеятельности человека - трудовой сфере. Высокая степень трудовой активности является непременным условием повышения эффективности общественного производства. Тем самым особую теоретическую и практическую значимость приобретает проблема взаимосвязи мировоззрения и трудовой активности личности. Отсюда вытекает необходимость всестороннего анализа социально - личностных факторов, определяющих рост трудовой активности человека. Под этим углом зрения представляется значимым выявление структуры мировоззрения, его основных компонентов в их обращенности к трудовой активности личности и определения на этой основе путей ее повышения.

Состояние научной разработки проблемы. Формулировка проблемы настоящего исследования показывает, что анализ ее должен проводиться на стыке, по крайней мере, двух наук - философии и теории социализма. Поэтому в круг изучения автором необходимой литературы вошли работы философов, социологов, экономистов, рассматривающих проблемы социальной активности человека и его мировоззрения как в теоретическом, общенаучном, так и в конкретно - социологическом плане. В такой постановке, как это сделано автором, проблема взаимосвязи мировоззрения и трудовой активности в нашем обществоведении исследуется недостаточно. Среди работ, совпадающих в обшем по целям исследования с настоящей работой, можно назвать работы В.Ф.Беспальчего, А.Ф.Никифоровой, Н.П.Рябова и, отчасти, Р.А.Мусаева. Категория "трудовая активность" исследуется в многочисленных работах как многостороннее проявление человека в трудовой деятельности. В них анализируются побудительные причины той или иной степени социальной активности человека, рассматриваются противоречия формирования самодеятельного работника, основания трудовой активности, общее и особенное в ее проявлении. Это работы М.В.Антонова, И.Ю.Балаедина, Е.П.Барамыкова, Г.И.Бочкарева, Л.П.Буевой, Е.Я.Виттенберга, Л.А.Гордона, Б.Т.Григорьяна, Д.С.Гы-рдева, Р.Е.Ивановой, Л.Н.Когана, Г.П.Козлова. Н.В.Коровяковской, В.В.Мальцева, Л.Е.Мельник, В.А.Рюмина, И.Н.Сиземской, М.И.Скаржи-нского, С.В.Степанова, Ж.Т.Тощенко, З.И.Файнбурга, И.И.Чангли и др.

*См.: Беспальчий В.Ф. Взаимодействие труда и мировоззрения. Дисс. ..докт. филос. наук. - Киев, 1971; Никифорова А.Ф. Мировоззрение как фактор отношения личности к труду в социалистическом обществе Дисс...канд. филос. наук. - Киев, 1977; Мусаев P.A. Духовные факторы трудовой активности рабочих социалистического промышленного предприятия. Дисс...канд. филос. наук. - Казань, 1981; Рябов Н.П. Мировоззрение и трудовая активность личности при социализме. -

Указанные авторы выявляют закономерности развития труда при социализме, его место в жизнедеятельности человека. В работах пос-\ ледних лет много внимания уделено проблеме активизации человеческого фактора, как субъективного основания процесса совершенствования экономического базиса общества и как важнейшего условия формирования всесторонне развитой личности.

К другой группе работ, касающихся поставленной в настоящей диссертации проблемы, относятся более частные исследования категорий "социальная активность", "трудовая активность", работы, рассматривающие проблемы развития трудовой активности различных социальных групп. В них анализируются сущностные черты, критерии, показатели социальной и трудовой активности, объективные и субъективные факторы их формирования. К ним относятся работы В.Г.Алексеевой, Н.Н.Беляковича, В.В.Бронштейна, Ю.Е.Волкова, В.В.Горюнова, Л.А.Дмитрука, Л.А.Ефанова, В.Н.Иванова, В.В.Луцкого, М.А.Нугаева, Л.М.Овчаровой, В.Я.Осецкого, С.И.Плаксия, А.Г.Рустамова, В.А.Смирнова, М.Х.Титма, В.Е.Томашкевича, В.А.Ядова и др.

Большая группа работ посвящена исследованию мировоззрения. В исследованиях В.Л.Алтухова, Р.А.Арцишевского, В.С.Бабака, И.А. Бадицы, В.С.Буянова, А.Я.Ермолова, Г.Г.Кириленко, В.М.Клочкова, Л.В.Кониной, С.Реджепова, В.Ф.Рябова, А.Г.Спиркина, В.Ф.Черноволе-нко, В.А.Щербинина и других даются определения мировоззрения, анализируются его элементы, выделяются типы, уровни функционирования мировоззрения, прослеживается его связь как основы духозного мира личности с конкретно - практической деятельностью. Особое значение имеет рассмотрение в работах названных авторов.мировоззрения личности не только как феномена, отражающего реальную действительность, но и как духовно - деятельностного начала, духовного основания деятельности вообще и трудовой в частности.

Необходимыми для настоящего исследования оказались работы, в которых подвергаются анализу в&тлейЕие элементы духовного мира личности, такие, например, как интересы, ценности, идеалы и т.д. Духовный мир человека - относительно целостное образование, и то, как и почему действует человек, во многом зависит от степени целостности и зрелости всех элементов духовного мира. Мировоззрение -стержень духовного мира личности и оно прямо или в снятом виде содержит в себе все элементы этого мира. Поэтому при обосно-

вании собственных выводов, вытекающих из анализа связи мировоззрения с практической деятельностью, диссертант учитывает результаты теоретических и конкретно - социологических исследований С.Р.Анисимова, А.Ахматалиева, В.Э.Бойкова, С.С.Вишневского, А.И. Вишняка, Г.Т.Вронского, Э.Ф.Звездкиной, А.Г.Здравомыслова, И.И. Ивановой, Т.А.Кудриной, Ю.Г.Малышева, Я.А.Розина, В.Г.Харчевой, В.А.Ядова и других.

Определенный интерес представляет работы, в которых подвергаются анализу вопросы, частично затрагивающие проблему, поставленную в настоящей диссертации. Это работы А.Н.Аверина, Р.О.Ах-метели, В.Г.Бритвина, А.П.Бутенко, Г.Е.Глезермана, Ю.Н.Дорожкина, В.Ф.Ивановой, Н.В.Маркова, Е.М.Михеевой, В.А.Мянинина, М.Д.Сергеева, В.В.Столярова, Л.И.Суворова, А.С.Фриш, Е.П.Шелепова и других, посвященные вопросам культурно - технического и образовательного уровней работников общественного производства, вопросам творчества, развития демократии, управления и самоуправления, профориентации.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является анализ мировоззрения в системе трудовой активности личности, его структуры и роли его основных элементов в формировании каждого индивида как субъекта трудовой деятельности в условиях перестройки советского общества. При этом автор рассматривает трудовую активность в органическом единстве ее духовно - мотивацион-ных начал и объективно - результативных характеристик. Исходя из этого в диссертации ставятся следующие задачи: I. Проанализировать систему трудовой активности как целостную совокупность идейно -- мировоззренческих компонентов и их объективации в процессе и результатах трудовой деятельности человека; 2. Определить на сущностном уровне критерии трудовой активности и ее показатели на эмпирическом уровне; 3. Исследовать структуру мировоззрения в его связи с практической деятельностью и в соответствии с уровнями его функционирования; 4. Определить место и роль мировоззрения в системе трудовой активности личности; 5. Обосновать классификацию типов направленности мировоззрения личности и показать их практическую значимость; б. На основе анализа конкретно - социологического материала проследить механизм воздействия основных элементов мировоззрения, соответственно уровням его функционирования, на трудовую деятельность индивида; 7. Показать, что формирование систематизированного общественного типа направленности мировоззрения

личности является обязательньш условием становления работника реальным субъектом производства, производственных отношений и самоуправления производством.

Объектом настоящего исследования являются, в основном, работники промышленных предприятий. На основе их типических признаков автор строит характерные для личности современного советского общества модели мировозрения и трудовой активности.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют идеи К.Маркса и Ф.Энгельса о природе труда, его определяющей роли в становлении и развитии общества и личности, о природе и преодолении отчуждения человека от человека, от труда, собственности, об общественной сущности человека . Исходными в теоретическом и методологическом плане явились также положения классиков марксизма об активной роли субъективного фактора в истории, об активности и общественно - исторической сущности сознания, о соотношении свободы и необходимости, о специфических закономерностях и задачах социалистического строительства. Особое значение для анализа современного состояния советского общества имели последние работы В.И.Ленина: "Странички из дневника", "О кооперации", "О нашей революции", "Лучше меньше, да лучше".

При обосновании выводов о целостности личности и ее мировоззрения автор с материалистических позиций использовал идеи Г.В.Ф. Гегеля о всеобщности человеческого существования, о тождестве единичного, общего, родового в человеческой жизни, об активности сознание.

В понимании современных процессов перестройки советского общества автор опирался на учет идей, теоретических положений и практических мер, которые представлены в документах КПСС, а также ь дискуссиях, развернувшихся в партийной печати и научной литературе по проблемам обновления советского общества.

Эмпирическая база диссертации. В целях обоснования теоретических положений исследования автор систематизировал и использовал конкретно - социологические данные, приводимые в различных работах последних лет по теории социализма, социологии, экономике. В работе использованы также данные, полученные в результате обобщения опыта ПО "АвтоВАЗ" по организации политической, экономической учебы и организации самоуправления и нашедшие отражение в специальных исследованиях и текущей периодике. Автор опирался также на конкретно - социологические данные, полученные в ходе изучения им системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников /1988-1989 г.г./ П0 "Волгоцеммаш" г.Тольятти.

Научная новизна исследования состоит в самой постановке проблемы: мировоззрение в системе трудовой активности личности. В такой плоскости связь мировоззрения с трудовой активностью не рассматривалась в работах по общественным наукам. Поиск нового, кроме того, состоит в следующем: I. Система трудовой активности личности в условиях перестройки советского общества представлена в единстве ее основных личностных, субъективных элементов, ядром которых выступает мировоззрение индивида и их объективации в процессе и результатах трудовой деятельности. Отсюда автором дается следующее определение трудовой активности: трудовая активность личности есть основанная на определенным образом систематизированных и имеющих ту или иную общественную направленность взглядах, принципах и убеждениях степень проявления активности личности как субъекта производительных сил и производственных отношений. Тем самым, трудовая активность личности есть обусловленная ее взглядами, убеждениями и ориентациями степень ее самодеятельности как субъекта производства в интересах общества и личности; 2. При анализе мировоззрения личности автор обосновывает новый подход: дана классификация не типов мировоззрения, а типов направленности мировоззрения личности, что подчеркивает своебразие противоречивого, индивидуально - неповторимого внутреннего мира человека, саморегулирующегося в важнейшей сфере жизнедеятельности - трудовой сфере. На основе такого подхода определяются четыре типа направленности мировоззрения личности, а именно: систематизированный общественный, несистематизированный общественный, систематизированный индивидуалистический и несистематизированный индивидуалистический; 3. В анализе сложной системы мировоззрения личности в качестве его основных элементов выделены и охарактеризованы в их взаимосвязи: а/общеобразовательные и профессиональные знания; б/ взгляды и убеждения; в/ ценностные ориентации; г/ мотивы деятельности; д/ социальные установки; 4. Исходя из анализа основных элементов мировоззрения соответственно трем уровням его функционирования - гносеологическому, аксиологическому и праксиологическому - автор определяет следующие его функции: познавательная, ценностно - целеполагакхцая и деятельностная; На основе анализа структуры, типов направленности и функций мировоззрения соответственно выдвигается следующее определение мировоззрения: мировоззрение личности есть целостная система знаний, ценностных ошенташй. убеждений, выражающих в совокупности место человека

в окружающей действительности и связи с нею, и социальных установок, объективируемых в основных формах жизнедеятельности человека и определяющих способы его воздействия на действительность; б. В работе сделана попытка в самом общем виде рассмотреть проблему становления работника реальным субъектом производства, самоуправления производством, производственных отношений в обусловленности этого процесса мировоззрением личности.

Научно - практическая значимость исследования. Результаты настоящего диссертационного исследования способствуют углубленному анализу категорий "трудовая активность" и "мировоззрение личности". Теоретические положения работы могут быть использованы для более полного выявления структурн духовного мира личности, прослеживания его связей через мировоззрение с конкретно - практической деятельностью индивида. Вместе с тем, определение автором систе мы трудовой активности и типов направленности мировоззрения личности имеет методологический характер и может быть использовано в ка честве обоснования конкретно - социологических исследований при анализе путей, средств и методов повышения трудовой активности различных категорий трудящихся.

Материалы.диссертации могут быть использованы в процессе преподавания и изучения философии, теории социализма, социологии. Положения и выводы диссертации будут полезны при организации политической, экономической учебы работников, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

В условиях проведения коренных реформ в различных областях жизни советского общества материалы работы могут быть также использованы при оптимизации процесса самоуправления в трудовых коллективах, для выявления конкретных путей повышения социальной активности личности на основе формирования мировоззренческой позиции работника как подлинного субъекта труда и всех сторон жизнедеятельности производственного коллектива.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на научно - практических конференциях Куйбышевского государственного университета, Тольяттинского филиала Московского технологического института, Тольяттинского филиала Куйбышевского государственного пединститута, на аспирантском семинаре кафедры теории социализма и социологии Куйбышевского госуниверситета.

Материалы работы отражены в статье "Структура и типы направленности мировоззрения личности при социализме", депонированной в

ИНИОН АН СССР и тезисах доклада "Усиление мировоззренческой направленности как фактор гуманизации обучения в вузе", опубликованных в сборнике Тольяттинского филиала Куйбышевского государственного пединститута "Повышение эффективности учебно - воспитательного процесса в вузе в свете его гуманизации и демократизации".

Автором представлены также методические рекомендации по уси-.ению мировоззренческой направленности обучения студентов в Тольят-тинском филиале Московского технологического института и разработаны вопросы,.для анкеты с целью выявления уровня мировоззренческой зрелости студентов.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации -- 154 с. машинописного текста. Библиографический перечень литературы и источников включает 189 наименований.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, анализируемой в работе, характеризуется состояние ее научной разработки, ставятся цель и задачи исследования, указывается его теоретическая и методологическая основа, формулируются, в плане их новизны, основные положения, зыносимые на защиту, и научно - практическая значимость исследования.

Первая глава "Мировоззрение как духовная основа трудовой активности личности" посвящена теоретическому анализу категорий "мировоззрение личности", "трудовая активность" и анализу функционально - генетической связи этих двух начал.

В первом параграфе "Структура и типы направленности мировоззрения личности" в ходе краткого анализа различных подходов к исследованию мировоззрения определяется позиция автора в этом плане. Он придерживается линии ученых, осуществляющих структурно - функциональный анализ мировоззрения, когда оно рассматривается под углом зрения вывода его основных элементов в практическую деятельность. Мировоззрение в этом случае выступает, в первую очередь, как отношение человека к миру, а не только как отражение мира в сознании человека.

Мировоззрение рассматривается соответственно трем уровням его функционирования: гносеологическому, аксиологическому и праксиологическому.

Основным элементом мировоззрения на гносеологическом уровне является знание, которое в общем определяется как понимаемая человеком сущность того или иного явления действительности. Выступая в двух видах - эмпирические и теоретические - знания, будучи систематизированными или несистематизированными, в чистом виде не выражают отношения человека к действительности. Они выражают лишь связь с действительностью, служа, таким образом, рационально - эмпирической базой мировоззрения.

Теоретические знания - это знания высокой степени обобщенности, знания, полученные в результате абстрагирования от конкретных свойств явлений действительности и проникновения в их сущ-ность/.на уровне идеального. Теоретические знания, следовательно, являются гносеологической основой мировоззрения.

Следующим структурным элементом мировоззрения, если рассматривать связь гносеологического и аксиологического уровней, является взгляд. На уровне взглядов присутствует уже не только отражение сознанием человека окружающей дествительности, что происходит на уровне знаний, но и отношение его к ней.

Элементом мировоззрения личности выступают также ценностные ориентации. Соотнесенные с внутренними потребностями, интересами и возможностями личности, общественные ценности становятся личностными ценностями, на обладание которыми и ориентируется человек. Именно в ценностных ориентациях ярко проявляется целеполагащий и целесообразный характер жизнедеятельности человека. Весьма важным моментом в ценностных ориентациях является побуждение к конкретным 'действиям.

Более глубокой побудительной силой, обусловливающей внутреннюю возможность и готовность действовать, являются убеждения. Убеждения - исключительной силы и прочности духовнее образования, что говорит о их высокой практической значимости и результативности.

Следующий за убеждениями элемент мировоззрения - мотив. Мотив в снятом виде содержит в себе ценностные ориентации у убеждения. На этом этапе человек производит выбор и обоснование путей достижения определенных целей. Мотив ближе всех вышеперечисленных элементов мировоззрения стоит к практике, но последним духовным образованием, предшествующим ей, следует считать установку. Установка есть соединение мотива с целью. Ее можно определить как состояние полной готовности человека к конкретной деятельности.

С учетом анализа структурных элементов мировоззрения и в

соответствии с уровнями его функционирования, можно выделить его функции: познавательная, ценностно - целеполагающая, деятельност-ная. Соответственно дается следующее определение мировоззрения личности: мировоззрение личности есть целостная система знаний, ценностных ориентаций, убеждений, выражающих в совокупности место человека в окружающей действительности и связи с нею, и социальных установок, объективируемых в основных формах- жизнедеятельности человека и определяющих способы его воздействия на действительность.

Однозначно типологизировать мировоззрение личности невозможно, так как в реальной жизни каждый человек действует противоречиво и часто содержит в себе нехарактерные для него черты. Поэтому автор полагает, что вернее говорить не о типах мировоззрения, а о типах направленности мировоззрения личности. Это позволяет выделить в мировоззрении личности главное, определяющее и, вместе с тем,не позволяет свести сложный, очень противоречивый духовный мир человека к строго ограниченному определению.

Предлагается следующая классификация типов направленности мировоззрения личности: систематизированный общественный, несистематизированный общественный, систематизированный индивидуалистический. несистематизированный индивидуалистический. Характеристика "общественный" означает, что личности этого типа направленности мировоззрения более других близки к общечеловеческим ценностям, в той или иной степени руководствуются ими в своей жизнедеятельности, стремятся к установлению максимально широких связей с другими лвдьми на основе понимания объективной необходимости этих связей. Характеристика "индивидуалистический" означает, что личностям этого типа присуще стремление к индивидуализированным формам жизнедеятельности в ущерб общественным. Систематизированность той или иной степени есть выражение степени целостности мировоззрения. Данные типы направленности мировоззрения, если иметь в виду субъективную сторону деятельности, определяют различные степени трудовой активности личности.

Во втором параграфе "Система трудовой активности личности и место мировоззрения в ней" рассматривается трудовая активность личности в зависимости от мировоззрения, как главного ее духовного элемента.

В изучении трудовой активности личности в советском обществоведении выявился серьезный недостаток. Работник изучался, -по преимуществу, как производительная сила, которая, если созданы благо-

приятные внешние условия производства, должна дать хорошие результаты трудовой деятельности. Безусловное якобы совершенствование социалистических производительных сил и производственных отношений заслоняло конкретного работника; он считался простым исполнителем. Такой подход затруднял задачу поиска путей пробуждения внутренних, личностных творческих сил человека, как субъективного основания участия личности в общественном производстве. Работник рассматривался как объект воздействия государственной политики в сфере труда, а не как действительный субъект производства и производственных отношений.

Наличие отчуждения от собственности, труда объективно способствовало формированию "винтичной" психологии у работников, одним из результатов чего явилось фактическое отстранение и самоотстранение широких масс трудящихся от реального, а не формального участия в социалистическом строительстве.

I Реформирование советского общества обязательно предполагает

становление работника субъектом производства. Требования, предъявляемые к работнику в новых условиях, можно разделить на два направления. Первое - требования к работнику как к исполнителю. Второе - требования к работнику как к субъекту производственных отношений. Зто требования, характеризующие работника как подлинного, а не декларируемого, хозяина производства. Отсюда следует важная значимость мировоззренческой основы в структуре духовного мира личности. То, как работает человек, зависит от того, насколько правильно он представляет себе этот процесс идеально. Но не только. Очень важным оказывается - насколько человек руководствуется в деятельности своими представлениями, какова общественно - значимая ценность этих представлений, каковы мотивы трудовой деятельности.

Мировоззрение определяет чисто производственную активность работника, которая входит в систему трудовой активности. С другой стороны, мировоззрение определяет социальную зрелость субъекта производственных отношений, хозяина производства. Такая зрелость в зна^/тельной степени зависит от знаний человека о мире, обществе, о самом себе, от взглядов на место и роль индивида в обществе, от убеждений, определяющих ценность тех или иных форм взаимосвязей с другими людьми. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями в советском обществе в настоящее время имеет больную остроту. Его разрешение будет зависеть, в число других факторов, и от пробуждения активности субъектов производства и отношений по его поводу, что, в свою очередь, предполагает формирование у них научного в основе и имеющего общественную направленность мировоззрения.

Предлагается следующее определение трудовой активности. Трудовая активность личности есть основанная на определенным образом систематизированных и имеющих ту или иную общественную направленность взглядах, принципах и убеждениях степень проявления активности личности как субъекта производительных сил и производственных отношений. Тем самым, трудовая активность личности есть обусловленная ее взглядами, убеждениями и ориентациями степень самодеятельности как субъекта производства в интересах общества и личности.

С учетом данного определения можно определить критерии трудовой активности личности на сущностном уровне: I. Степень научности общей картины мира и представлений о месте и роли личности в общественном развитии; 2. Понимание объективной необходимости участия в коллективистских формах жизнедеятельности; 3. Гармоничное сочетание личных интересов с общественными; 4. Осознание своего личного творческого потенциала и стремление применить свои творческие способности на практике; 5. Общественно - трудовая инициативность.

Показателями трудовой активности на эмпирическом уровне будут: I. Стремление к участию в общественно - необходимых коллективистских формах организации труда; 2. Постоянное повышение общеобразовательного и профессионального уровней; 3. Гармоничное сочетание материальных и духовных интересов; 4. Участие в общественной работе; 5. Наличие предложений по улучшению организации труда; б. Участие в рационализаторстве и изобретательс-ве; 7. Состояние трудовой дисциплины; 8. Производительность труда; 9. Качество продукции; 10. Экономия материалов и средств.

Третий параграф "Возрастание роли мировоззрения личности в условиях перестройки" посвящен анализу объективных и субъективных факторов, обусловливающих особую значимость мировоззрения.

К объективным факторам относится необходимость совершество-вания производительных сил. Основной путь этого процесса - интенсификация производства на базе достижений научно - технического прогресса. Это требует значительного повышения общекультурного и профессионального уровней работника, причем взаимосвязь этих уровней возрастает. Целостность же личности имеет своей основой зрелое мировоззрение.

Следующим объективным фактором является реформа отношений собственности. Долгие годы существовавшие в нашей стране огосу-

дарствление и однообразие собственности не способствовали раскрытию творческого потенциала как на общественном, так и на личностном уровнях. В связи с утверздением многообразия собственности необходимо и изменение взглядов относительно собственности. В сознании же многих людей господствуют стереотипы, порожденные догматическими представлениями о ■ собственности. Например, по данным Всесоюзного центра изучения общественного мнения, несмотря на то, что 47% опрощенных в 1930 году полог-ительно относятся к возможности существования частной собственности в СССР, 245» - отрицательно, 29% - нейтрально, значительная часть опрошенных-не понимает саму природу частной собственности, так как неправильно указывает сущность и характерные черты еэ.^

В этих условиях крайне важны не просто овладение новыми формами хозяйствования, но и глубокое понимание природы экономических отношений а зависимости от фори, видов и характера собственности.

Вторая глава - "Роль мировоззрения в повышении трудовой активности личности". В первом параграфе "Влияние сбдесбразовательных и профессиональных знаний на трудовую активность" рассматривается практическая значимость названных видов знаний, как элемента ш-ровозрения.

В целом в советском обществе простоянно растет образовательный уровень населения. Та::, в 1989 году на тцеячу человек приходилось 738 человек с высшим и средним образованием, тогда как в 1970 году - 483 на тысячу.2 Одновременно растет и профессиональный уровень работников народного хозяйства. О положительном влиянии роста образовательно - профессионального уровня на трудовую активность говорят следующие данные. В ПО "Волгоцеммаш" г.Тольятти 586 рабочих после обучения в школах передачи передовых методов труда, программы которых включают не только приобретение новых умений и навыков, но и углубленных общеобразовательных и профессиональных знаний, снизили после окончания школ количество брака своей продукции в среднем на 10%, повысили производительность труда от 2,1% до 3,1%Среди рабочих с более высоким уровнем профессионального образования больше лиц, соЕмещающих две и более специальностей,

* Известия Советов народных депутатов СССР. - 1990. - 27 февраля.

2 Народное образование и культура в СССР. Статистический сборник. -М.; 1989г. * (5.9.

о '

Данные получены автором на основе анализа текущих материалов по организации экономической учебы и повышения квалификации работников ПО "Волгоцеммаш" г.Тольятти в 1988 - 1989 г.г.

•знакомых с передовыми методами труда, участвующие в рационализаторстве и изобретательстве.''' Однако достигнутый образовательный уровень нельзя считать полностью адекватным потребностям сегодняшнего дня, так как тенденции научно - технического прогресса многократно повышают требования к работникам производства. У них должна быть сформирована потребность в постоянном углублении знаний. Вместе с тем, из общего числа рабочих, оценивших свои профессиональные знания как недостаточные, повышали свою квалификацию 32,2%, а хотели бы повысить, но не повышали 52,3%, учатся 33,7%, а хотели бы учиться, но не учатся 21,5%.^ Таким образом, можно сделать вывод, что повышение уровня общеобразовательных и профессиональных знаний положительно влияет на степень трудовой активности личности. Но в настоящее время существует явное противоречие между общественной необходимостью дальнейшего повышения образовательного уровня работников и субъективным стремлением к этому с их стороны, что отрицательно сказывается на усилении трудовой активности.

Во втором параграфе "Место ценностных ориентации в мотивации трудоЕой активности" рассматривается зависимость степени трудовой активности личности от ценностных ориентации, как элемента мировоззрения. Анализируются мотивы трудовой деятельности, начиная от ориентации на материальные ценности и кончая осознанием смысла и общественной значимости работы.

Ориентация на материальные ценности объективно необходима, но если работник ограничивается только этим, то его трудовая деятельность, с точки зрения общественной полезности, будет недостаточно эффективна. Такой работник осуществляет себя лииь частично.

Работник, для которого ценны не только материальный достаток, но и работа сама по себе, проявляет себя уже в двух составляющих трудовой активности - производственной к творческой. Но поскольку практически все видк современного духовного и материального производства воплощают в себе труд огромного количества людей, постольку деятельность такого работника приобретает более общественный характер, что в свою очередь, положительно влияет на его трудовую активность. Начиная с деятельности, мотивируемой коллективистскими установками и кончая деятельностью на основе ооознания смысла и общественной значимости работы, осуществляется наиболее полное проявление сущностных сил личности.

т

См. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития. - М., 1537. - С. 136.

2 Том же. - С. 140.

Такой работник отличается зрелостью всех элементов мировоззрения, его целостностью и научностью, а трудовая деятельность имеет более общественный характер, чем у других. Это черты самодеятельного работника, который отличается высокой степенью трудовой активности.

Третий параграф "Роль мировоззрения в становлении работника субъектом самоуправления производством" посвящен анализу зависимости процесса формирования подлинного субъекта производства .от его мировоззренческой зрелости. Утверждение многообразия форм собственности в советском обществе существенно изменяет роль личности в процессе управления производством. Работник все менее становится объектом управления и все более - его субъектом, что фактически есть самоуправление. В этом случае крайне необходимыми оказываются осознание личной ответственности за дела коллектива, высокая компетентность в них, способность к тесному взаимодействию с другими членами коллектива. Все это может быть результатом только высокой мировоззренческой готовности работника. Самоуправление в трудовом коллективе осуществляется в двух аспектах: управление непосредственно производственным процессом и управление социальным развитием коллектива. В первом случае работник должен быть способен охватить специальными знаниями производственный процесс на уровне бригады, участка, представить себе конечный результат, как итог работы всего коллектива, что требует углубления общеобразовательных и профессиональных знаний. Однако в настоящее время лишь 20% рабочих видят неотложные вопросы развития своего производства, только 20/5 хорошо разбираются в экономических проблемах своего коллектива, 2/3 работников характеризуют свои экономические знания как плохие, а 87% - не проявляют интереса к экономическим проблемам своего коллектива.''' Большое значение имеют и другие элементы мировоззрения - убеждения, ценностные ориентации, мотивы трудовой деятельности. Их сформированность и направленность обусловливают то, насколько работник сможет сочетать в себе общественные и личные интересы.

Еще значимее мировоззрение во втором аспекте самоуправления-•управлении социальным развитием коллектива. В этом случае работник выступает хозяином, субъектом не через непосредственное участие в создании совокупного продукта, а через оргйниз^ию владения, распределения и потребления его. Чувство хозяина предполагает

Тошенко Ж.Т., Бойков.В.Э., Иванов В.Н., Кудрина Т.А.,. Эконо-г мическое сознание : ориентации и предубеждения ЦСоциологичес-- кие исследования. - 1988. - № 3. - С. 19.

наличие глубоких знаний об экономических, социальных отношениях, творческого стиля мышления, критического отношения к себе и делам коллектива, основанных на глубоких убеждениях и твердой позиции. Становление работника субъектом самоуправления производством, таким образом, в числе других факторов, предполагает формирование у него.наряду с необходимыми профессиональными качествами нарастающей, условно говоря, социальной компетенции и мировоззренческой зрелости.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сделаны выводы теоретического и практического характера, намечены перспективы исследования.

Но теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Структура и типы направленности мировоззрения личности при социализме / Деп. в ИНИОН АК СССР. - Тольятти, 1990, - 31 с.

2. Усиление мировоззренческой направленности как фактор гуманизации обучения в вузе / Повышение эффективности учебно - воспитательного процесса в Еузе в свете его гуманизации и демократизации. Тезисы научно - методологической конференции Тольяттинского филиала Куйбышевского государственного пединститута. - Тольятти, 1990,- 0,1. п.л.

Подписано в печать 12.11.90 г. Формат 60x84 1/16. Отерагивная печать. Уч.-изд.л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ № 5975.

Типография им. Мяги Куйбышевского полиграфического объединения, г. Куйбышев, ул. Венцека, 60