автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Мировоззрение П.Ф. Каптерева: историко-философский анализ

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Белоусов, Сергей Орестович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Мировоззрение П.Ф. Каптерева: историко-философский анализ'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Белоусов, Сергей Орестович

Введение. Обзор литературы и источников. Определение задач и

Ф метода исследования.

Глава 1. Основные мировоззренческие предпосылки философии образования П.Ф.Каптерева

1.1. Научно-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева.

1.2. Влияние духовной ситуации конца XIX - начала XX века на деятельность П.Ф.Каптерева.

1.3. П. Ф. Каптерев о путях объединения светского и религиозного подходов. Духовный опыт русской дореволюционной философии образования.

Глава 2. Историко-философский аспект в трудах П. Ф. Каптерева

2.1. Творчество П. Ф. Каптерева по проблеме образования как ф предмет философского исследования.

2.2. Эволюционно-исторические и естественнонаучные представления в творчестве П. Ф. Каптерева.

2.3. Динамика философско-педагогических воззрений

П. Ф. Каптерева.

2.4. "История русской педагогии" - творческое наследие

П. Ф. Каптерева.

Глава 3. Историко-философское наследие П.Ф.Каптерева и возможность его использования в педагогической практике XXI века

3.1. Философия воспитания "самоусовершенствующейся по идеалу" личности.

А 3.2. Философия воспитания и воспитывающего обучения " П.Ф.Каптерева в наши дни.

3.3. Мировоззрение П.Ф.Каптерева - историческое наследие философского и научного знания XXI века.ЮЗ

3.4. П. Ф. Каптерев и современный взгляд на его научную деятельность.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Белоусов, Сергей Орестович

исследования.

Связь русской педагогики и философии - большая малоисследованная проблема. Она актуальна как научная историко-философская проблема, так как обращает внимание на ту область отечественной мысли, которая не просто характеризует развитие философии или педагогики, а указывает на их взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимообогащение. Становление отечественной педагогики как науки относится к середине XIX века с последующим ее развитием во второй половине XIX - начале XX веков. Исследование взаимосвязи русской философии и педагогики второй половины XIX - начала XX веков актуализируется общей тенденцией современной отечественной гуманитарной науки - дать подлинную, адекватную картину развития русской общественной мысли без каких- либо ограничений. Это не исключает критической оценки историко-философских фактов. Здесь нельзя, как это можно наблюдать в историко-философских работах "послеперестроечного" периода, просто "менять знаки" оценок: некритически возносить тех, кого еще недавно либо ругали, либо замалчивали. Как писал сам П.Ф. Каптерев, "следует критически относиться к прошлому, переоценивать его результаты, с выбором применять их к настоящему, но отбрасывать все более ранние приобретения целиком нет достаточных оснований"1.

Актуальность темы исследования

Обращаясь к творчеству П.Ф. Каптерева (1849-1922), мы встречаемся с до сих пор недостаточно осмысленным и проанализированным опытом решения актуальных проблем воспитания и обучения на основе либерально-демократического, гражданско-правового мировоззрения. Общественно-философская позиция П.Ф. Каптерева опиралась на широкие демократические убеждения, на ценности европейского Просвещения. Разделяя идеи гражданского общества и правового государства, он противопоставлял свою позицию национально ориентированному течению в педагогике, абсолютизировавшему принцип народности образования и воспитания.

1 Каптерев П.Ф. Избранные педагог ические сочинения. М., 1982. С.203.

В разностороннем научном творчестве П.Ф. Каптерева проблема семейного воспитания являлась предметом постоянного исследовательского внимания, результатом которого стали работы, касающиеся социальных, психолого-педагогических, правовых, нравственно-этических и учебно-методических аспектов этой проблемы. Теоретические разработки ученого легли в основу его практической и организаторской деятельности по распространению методики воспитания детей в семье и педагогическому просвещению родителей. Он принимал активное участие в организации и деятельности Родительского кружка, возникшего в 1883 году в Петербурге в виде просветительского учреждения в области воспитания и обучения, в состав которого входила группа педагогов, ученых, юристов и врачей. С именем Каптерева связана подготовка и проведение первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию (30.12.1912 - 6.01.1913 гг.). В 1898 и 1910 годах под его руководством издавалась первая в России "Энциклопедия семейного воспитания и обучения". Кроме этого он входил в группу организаторов и участников съездов по экспериментальной психологии, педагогике, народному образованию до 1914 года.

Его идея "дидактика семьи" послужила плодотворной основой при разработке учебных пособий для детей дошкольного возраста по родному языку Н.Ф. Бунаковым, В.П.Вахтеровым, Е.А. Корсаковой, Е.И. Тихеевой, А.Барановым, по природоведению JI. Лебедевым, по иностранным языкам Н.С. Карцевым, по арифметике П.А. Литвинским, К. Аршенниковым, по рисованию Е. Водовозовой, М. Каменским, по музыке и пению А.И. Пузыревским, А. Гроздовым. В содержании и подаче материала в учебных пособиях авторы опирались на принятые русской методической школой теоретические принципы, значительный вклад в разработку которых внес П.Ф. Каптерев.

Видное место принадлежит П.Ф. Каптереву, который выступил не только как известный исследователь в области педагогической психологии, дидактики, дошкольного и семейного воспитания, но и как теоретик философско-педагогической мысли. Его заслугой является внедрение в начале XX столетия интенсивного поиска фундаментальных оснований педагогической науки. На основе культурно-антропологического подхода им была создана целостная и всесторонне разработанная концепция педагогического процесса, культурологической составляющей которой были труды таких философов и как: Ф. Бэкон, Дж. Локк, Г.Гегель, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А.Флоренский.

Философско-антропологическими основаниями данной концепции выступали работы В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, В.А. Вагнера, Л.С. Выготского, В.В. Зеньковского, П.Ф. Кащенко, С.С. Корсакова, H.H. Ланге, А.П. Нечаева, Н.И. Пирогова, В.В. Розанова, М.М.Рубинштейна, Н.Е. Румянцева, А.Шопенгауэра.

П.Ф. Каптерев выступал с рядом публикаций, посвященных проблемам единой всеобщей трудовой школы, взаимоотношения образования и политики: "Новая школа новейшей России".(1917 г.), "Л.Н. Толстой и современное преобразование школы" (1919 г.), "Педагогика и политика" (1921 г.). Его философско-педагогические суждения вызвали критическое отношение Н.К.Крупской, в результате чего уже в 30-е годы XX века научные идеи П.Ф.Каптерева были объявлены реакционными и лишенными научной ценности, а его взгляды на развитие психики и образовательного процесса "чуждыми". (Красногорская Л.И. Очерки развития дошкольного воспитания.-М.,1938, С112 — 223).

В 30-е годы в оценке наследия П.Ф. Каптерева господствовал односторонний критический подход, особенно в работах А.П. Пинкевича и Е.Н.Медынского. Несколько иной подход к оценке П.Ф. Каптерева дан в книге М.И. Ганилина и Е.И. Голанта "История педагогики", вышедшей в 1940 году. Авторы справедливо указывают на то, что П.Ф. Каптеревым было много сделано в области разработки вопросов семейного воспитания, дидактики, что он воспринял лучшие идеи Я.А. Коменского, И.Г. Песталлоцци, Н.И. Пирогова, Ж.Ж.Руссо, К.Д. Ушинского.

Изучение творчества П.Ф. Каптерева нашло отражение в немногочисленных публикациях 40-х годов - П.М. Кузьмина (К вопросу о педагогических идеях П.Ф. Каптерева // Сов. Педагогика, 1940, № 4-5, С. 142145), В. Хамича (Дидактическое наследие П.Ф. Каптерева // Учительская газета, 1941, 11 мая.), П.Н.Шимбирева (П.Ф. Каптерев о хорошем уроке // Учит, газета, 1944, 26 апреля). В этих публикациях не ставилась задача осуществления целостного анализа творчества П.Ф.Каптерева, а лишь фрагментарно рассматривались некоторые аспекты его наследия.

Психологическая область деятельности П.Ф. Каптерева нашла признание в работах Б.Г. Ананьева ("Очерки истории русской психологии XVIII щк

- XIX веков - институт философии АН СССР, 1947. -С. 147.; "Человек как предмет познания" - JL, 1969.- 339с.), считавшего П.Ф. Каптерева продолжателем дела Ушинского по психологическому обоснованию педагогики и изменению направлений самой психологии в сторону приближения ее к исследованию конкретной личности.

В 50-х - 60-х годах заметно повысился интерес к личности П.Ф.Каптерева и его педагогическому творчеству, в работах М.А. Данилова (Процесс образования в советской школе. М.:Учпедгиз.,1960.-С.15),

Ф.Ф.Королева (Очерки по истории советской школы и педагогики 1917-1921 гг.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958,- С.477-478), И.В. Чувашева (Очерки по истории дошкольного воспитания в России до Великой Октябрьской революции.-М.,1995. С. 221) и других.

Оживление интереса к личности и педагогическому наследию П.Ф.Каптерева в 70-е годы способствовали юбилейные публикации А. Гольдиной (П.Ф. Каптерев. К 125-летию со дня рождения // Народное образование.- 1974.- № 8.-С.85-87) и П.А. Лебедева (П.Ф. Каптерев - видный педагог России второй половины XIX - начала XX столетия // Каптерев П.Ф. $ Избранные педагогические сочинения.- М.,1982.- С. 7-34, Педагогическое наследие П.Ф. Каптерева // Нач. школа.-1974.-№ 7.- С. 70-74, Психолого-педагогическое наследие П.Ф. Каптерева (Жизнь и деятельность: аналитико-биологический и библиографический обзор). - М., 1998.-144с.; Педагогические идеи и общественная деятельность П.Ф. Каптерева в области первоначального воспитания // Дошк. воспитание,-1974.- № 8, С. 90 - 97). В них дан обзор проблем, составляющих основное содержание работ ученого: автономность педагогического процесса, единства материальной и формальной стороны в образовании, особенности умственного и нравственного развития, условия эффективности семейного воспитания. Однако жанр и рамки журнальных статей не позволили достаточно исчерпывающе представить теоретические основы педагогики в творчестве П.Ф. Каптерева.

Детальному анализу дидактических идей П.Ф. Каптерева и их реализации в теории педагогического процесса были посвящены диссертационные исследования З.М. Тамбиевой (1963 г.) и UJ.T. Филипповой

1975 г.). Изучение теоретических основ семейного воспитания в трудах П.Ф. Каптерева было рассмотрено в диссертационном исследовании Т.Р. ф

Филановской (1996 г.). Проблемы возрастной и педагогической психологии в наследии П.Ф. Каптерева отражены в диссертации Ю.В. Козловой (2000 г.).

Анализ прогрессивных идей П.Ф. Каптерева нашел свое отражение в диссертационных исследованиях, посвященных проблемам отечественной педагогики конца XIX - начала XX веков таких авторов как: В.В. Большакова (1997 г.), Л.В. Романик (1997г.), И.В. Шубина (2000 г.).

Принципиально новые возможности концептуально целостного изучения научного наследия П.Ф. Каптерева открывается в связи с * публикациями в 90-е годы работ И.Н. Андреевой (Философия и история образования. - М., 1999. - 190 е.), С.Ф. Егоровой (Теория образования в педагогике России начала XX века. - М., 1987), А.И. Мищенко (Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Диссертационный доклад. - М.,1992.-387с.) и других исследователей, в которых творчество русского педагога рассматривается в рамках антрополого-гуманистического направления педагогической мысли в России.

Важно дать этой стратегии научное историко-философское ф обоснование, найти те идеи, которые могли бы представлять интерес для современной стратегии в области образования. В этом плане идейное наследие русских философов- идеалистов конца XIX- начала XX веков является исключительно ценным материалом.

Обращение к наследию русских философов и педагогов второй половины XIX - начала XX веков дает возможность убедиться в наличии реальных попыток построения педагогических идей на философских основаниях. Русские философы и педагоги, иногда прямо, иногда косвенно 'Ь подчеркивали потребность связи педагогики и философии, указывали на ее практическое значение, как для философии, так и для педагогики.

Изучение творчества П.Ф. Каптерева находит свое отражение в немногочисленных публикациях, но вместе с тем необходимо отметить, что целостный анализ, его философско - педагогической деятельности до сих пор не был предпринят, что послужило основанием для выбора темы диссертационного <|Ъ исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

1. История русской философии в ее-фундаментальном многоаспектном изложении, еще не написана. Для создания такой картины истории русской философии многое предстоит сделать. Одним из белых пятен здесь является слабая изученность взаимосвязи русской философии и педагогики как специфической и актуальной историко-философской проблемы.

Период конца XIX - начала XX веков породил удивительное многообразие светских, религиозных и синкретических (объединяющих то и другое) подходов к воспитанию и образованию. Д.И. Тихомиров, Д.А. Толстой, * A.A. Мусин-Пушкин - выразители консервативной тенденции ориентировались преимущественно на религию. В противовес им - Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, а позже П.Н. Милюков, В.Д. Набоков, П.Б. Струве - идеологи либерализма. То есть в пореформенной России нарастало противоречие между официальной теологией и религиозно - философской теорией педагогики. А.И. Введенский -теоретик ортодоксально-христианского воспитания - определил основные посылки религиозно-философского подхода: теология - начальный руководящий принцип педагогики, не светская этика, а евангелические заповеди. Основой и содержанием воспитывающего обучения у Введенского ф является смирение.

В.В. Розанов, В.В. Зеньковский и их единомышленники отстаивали идеи философии образования, основанной на христианской антропологии. Проявлением мировоззренческого кризиса в данной области можно считать полемику с религиозными концепциями в рамках общей с ними идеалистической методологической основы. Различные варианты религиозно-мистической антропологии разрабатывали H.A. Бердяев, С.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков и др. "Поздний" JI.H. Толстой, и другие "толстовцы" отрицали научный характер философско-педагогической антропологии с позиций рационально - религиозного антисциентизма.

Оппозицию религиозному течению русской философско-педагогической мысли составлял естественно - научный материализм, выразившийся во взглядах Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова,И.И. Мечникова и других. В их работах явно обозначен светский подход к философскопедагогической антропологии, поскольку они настаивали на приоритете научного знания, делали ставку на светские духовные ценности.

Но были и те, которые стремились к целостности, к соединению религиозного и подходов. К.Д. Ушинский и его последователи - П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, М.И. Демков - развивали антропологический подход в широком смысле: все науки в человеке должны служить целостному философско-педагогическому знанию о душе, о теле, о назначении человека как теоретической базе воспитательной практики.

Несмотря на малую разработанность данной проблемы в трудах ученых советского периода, необходимо отметить некоторые исследования, касающиеся ее в той или иной степени. Заметными работами в этой области можно считать труды А.Ф. Лосева, В.А. Кувакина, Ю.С. Комарова, С.С. Хоружего, докторская диссертация А.Кравцова по философии образования в России (2003 г.), работы В.Ю.Бельского.

Истоки и теологические очертания темы духовности русской философской мысли этой эпохи представлены в работах М.А. Маслина, О.Г.Яшина, В.В. Кравченко, А.И. Маилова. , . """

Представленный краткий обзор степени научной разработанности проблемы позволяет утверждать, что он недостаточен и, следовательно, актуализирует поставленную в данном исследовании проблему.

Целью диссертационного исследования является выявление основных тенденций взаимодействия светского и религиозного подходов к образованию и воспитанию в русской философско-педагогической мысли рубежа XIX - XX веков (на примере творчества П.Ф. Каптерева).

Достижение поставленной цели требует постановки и решения следующих исследовательских задач:

• Раскрыть мировоззренческие основания русской философско-педагогической мысли конца XIX- начала XX веков;

• Выяснить причины возникновения и основные интегрирующие моменты развития русского антропологического материализма;

• Проанализировать поиск средств социального и духовного становления человека в русской философии образования рассматриваемого периода;

• Осмыслить опыт взаимодействия светского и религиозного подходов к проблеме воспитания целостного человека;

• Дать анализ традиций философии "свободного образования и воспитания" в России на основе взглядов и педагогической теории П.Ф.Каптерева;

• Определить влияние историко-философского опыта на формирование концептуальных основ современных учебных программ гуманитарного цикла.

Решение данных задач способно дать, по нашему мнению, достаточно полное представление о философском ресурсе русской педагогики и взаимовлиянии педагогических и философских идей.

Объектом диссертационного исследования является теория отечественной философии образования второй половины XIX - начала XX веков.

Предметом диссертационного исследования выступает выдвинутая П.Ф. Каптеревым концепция педагогического процесса.

Исходя из сложности и многоаспектности материала исследования, общей теоретической и методологической основой работы явились принципы историко-философского познания, важнейшими из которых автор считает принцип историзма, сравнительного и целостного подхода к изучаемому явлению.

Структура работы обусловлена целью и основными задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Объем диссертационного исследования составляет 167 страниц машинописного текста.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мировоззрение П.Ф. Каптерева: историко-философский анализ"

Выводы данной работы - это хорошая возможность продолжения и углубления научно-исследовательской работы по изучению духовной и интеллектуальной жизни современного общества. Кроме того, обозначение современных направлений в подходах к содержанию общего образования может считаться вполне обоснованно идейно-методологической основой в воспитании личности.

Заключение

Знакомство с философско-педагогическими представлениями Петра Фёдоровича Каптерева по проблемам воспитания и образования детства и юношества обнаруживает исключительную самостоятельность мышления этого самобытнейшего, по-российски мужественно-принципиального учёного. П.Ф.Каптерев детально разрабатывал не только ответы на вопросы, "чему учить" ребёнка и "что воспитывать" в нём, но на главные вопросы -"как учить ребёнка" и "как его воспитывать", что придаёт особую ценность творческому наследию философа-педагога. За всеми томами, написанными учёным, остро чувствуются конкретные дети (что бесконечно располагает к тщательному изучению работ П.Ф.Каптерева). Когда вся жизнь практического учителя сосредоточена на поиске действенных путей работы с детьми, и тем более с детьми "трудными", с которыми сейчас неминуемо соприкасается всякий, имеющий отношение к детству человек, становится бесконечно дорогой каждая "живая" мысль, без формальных, выхолощенных повторов уже известного, а насыщенная богатой, чувственной эмоцией, глубоким пониманием детской души, чего бесконечно много в творчестве Петра Фёдоровича.

В вопросах нравственного воспитания отечественная философско-педагогическая мысль во второй половине XIX столетия совершила мощнейший рывок от страстного, возвышенного призыва к духовному усовершенствованию общества, произнесённого Н.И. Пироговым, вскрывшим наболевшие "язвы" социальной жизни государства, но рассуждавшим в значительной мере в категориях абстрактного гуманизма, к философско-педагогической полемике. Логическим усовершенствованием, синтезом взглядов отечественных учёных на воспитание нравственности явились теоретико-практические разработки П.Ф.Каптерева, утвердившего, что истинно нравственным человек может стать лишь прочно соединив личное и общественное в продуктивно направленной для блага людей деятельности, и создавшего на этой основе стройную систему духовного воспитания ребёнка.

Большая культура позволила П.Ф.Каптереву научно синтезировать тот интеллектуальный философско-педагогический багаж, который был к тому времени уже накоплен зарубежными и отечественными авторами; его незаурядный талант популяризатора много содействовал научному просвещению народа, особенно учительских масс; блестяще выполненные учёным исторические обзоры предоставили богатый материал для изучения истории философско-педагогической науки. П.Ф.Каптерев много сделал для развития теории дошкольного и семейного воспитания, отвечающей потребностям России начала века и основанной на учёте данных детской психологии, современных тому времени, когда писались работы учёного (сегодня мы с радостью можем констатировать, что, переступая порог следующего тысячелетия, наука о воспитании нового поколения явственно нуждается в рекомендациях мудрого профессора). Широко известные каптеревские термины "педагогическая психология", "педагогический процесс" надёжно упрочились в научной литературе и применяются среди специалистов самым естественным образом, правда, к сожалению, далеко не все знают о том, что именно П.Ф.Каптерев находился у самых истоков педагогической работы с детьми. Многие соображения, высказанные учёным П.Ф.Каптеревым, для научных работников наших дней могут показаться теми "очевидностями", которые, пожалуй, по мнению некоторых, не особо заслуживают внимания. В общих чертах ознакомившись с трудами талантливого философа-педагога, иные критически настроенные учёные мужи могут сказать, что подобные азы в области воспитания известны обществу и без Петра Фёдоровича Каптерева (но первоначально-то с его подачи); вместе с тем, будут глубокой ошибкой оценивать эти положения, исходя из того, что поднимаемые проблемы на сегодняшний день уже достаточно подробно изучены. Современное вербальное подтверждение установленных поколениями исследователей воспитывающих устоев отнюдь не означает их реального воплощения в практике жизни. Расхождение между словом и делом, декларация нравственных истин и зачастую полное несоответствие им - одно из самых распространённых явлений нашей действительности.

Написанный труд имел своей целью ещё раз, оперевшись на глубокую научную основу, представленную П.Ф.Каптеревым, поднять вопросы духовного воспитания, жизненно необходимые для психического здоровья наших детей и внуков. Опираясь на принцип систематизации, можно утверждать, что труды учёного могут стать настольной литературой для практических работников в области детства, что богатейшее сосредоточение ценных для учебно-воспитательной практики мыслей находится именно в области педагогических изысканий П.Ф.Каптерева, на основе которых можно и совершенно необходимо создать серьёзное учебно-практическое пособие для родителей, педагогов и психологов. Особо значимым было стремление утвердить, что работа и с современными детьми в большой мере станет тогда полноценной, когда в основе своей будет ориентироваться, в частности, на высоконравственный педагогический идеал "доброго общественника", суть которого подробно описана в трудах Петра Фёдоровича. Сам П.Ф.Каптерев, его жизнь и деятельность могут явиться ярчайшей моделью того, каким должен быть "добрый общественник"; для учителей, психологов, родителей образ учёного может стать примером того, к чему следует стремиться, до чего нужно расти, самосовершенствуясь. То, что некоторым современным людям кажется удивительным, не было таковым для самого Петра Фёдоровича; те истины, которые он утверждал, прежде всего для него самого не были пустыми словами. П.Ф.Каптереву были свойственны живость мировосприятия и искренность отношений, у него можно учиться бескорыстно-жертвенному отношению к Родине и детям, это его существо, его суть.

Анализ педагогической и методической литературы, других источников по теме диссертационного исследования позволяет выделить ряд общих вопросов, характеризующих тенденции и факторы развития теории общеобразовательного знания в трудах выдающегося ученого П.Ф. Каптерева в социально-исторических условиях России конца XIX - начала XX вв.

Педагог, философ, ученый творил в то время, когда шел интенсивный процесс формирования теории философии педагогики в самостоятельную отрасль знания. Это было время переосмысления традиционных философско-педагогических понятий и появлением новых, таких, как "образовательное знание", "учебный процесс", "образовательный процесс" и др. Уточнялось и переосмысливалось понятие "дидактика", с помощью новых методов исследовался педагогический процесс. Воспитательные и методические проблемы выходили на новый уровень.

Становление творчества П.Ф. Каптерева пришлось на эпоху, в которой потребности социально-экономического развития, повлекшие за собой расширение сферы образования и борьбу различных социальных и политических сил в этой области, были главным и решающим фактором развития педагогики. Ученый принял "активное участие" в формировании теории образования, научного процесса и логике развития педагогической науки.

Труды П.Ф. Каптерева способствовали обобщению опыта передовых для того времени учителей и методистов, экспериментальным исследованиям процесса обучения, накоплению новых знаний о закономерностях познавательного процесса учащихся, которые не соответствовали в существующие представления о школьном обучении, и даже противоречили им. Ученый предложил обществу иную основу для развития теории - достижения сопредельных с педагогикой наук, с одной стороны, и новые знания о процессе обучения, с другой. Это позволило российской педагогической науке, теории образования начала XX века стать более содержательней и оригинальней, чем это можно представить на основании имеющихся в историко-педагогической литературе характеристик школьного обучения того времени. Кроме того, на прогрессивность педагогической теории продолжили оказывать влияние идеи 60-х годов XIX века, в первую очередь, К.Д. Ушинского. И П.Ф. Каптерев, как представитель русской педагогической науки начала XX века, явился их живым наследником.

В развитии теоретического знания об учебном процессе и его закономерностях можно выделить две тенденции, которые не были равнозначными. Одна из них целиком основывалась на педагогической психологии, а теоретическое знание здесь представляло собой более сумму дидактических выводов из педагогической психологии, чем собственно теорию. Работы такого рода играли в то время положительную роль, помогая учителю уяснять некоторые психологические закономерности усвоения знаний, их закрепления и применения в практике учебной работы. Другая тенденция связана с разработкой теории как специфической и относительно самостоятельной дисциплины, опирающейся на философию, гносеологию, логику, этику, социологию, психологию, физиологию и те науки, основы которых изучаются в образовательной школе. Эта тенденция оказала более глубокое влияние на формирование теоретических взглядов педагогов. Ими был предложен целый ряд концепций, объясняющих процесс обучения и его закономерности.

В каждой из этих концепций отдельные стороны учебного процесса раскрывались далеко не в равной степени. Это объяснялось различиями в методологических подходах к рассмотрению процесса обучения и той ролью в построении теории общеобразовательного знания, которую они отводили таким наукам, как антропология, психология, гносеология, этика и т.д.

При всех различиях в концепциях теоретиков немарксических течений педагогической мысли им были свойственны и общие черты. Проблемы теории образования в них решались в сфере эклектических философских воззрений. При этом создавалась обманчивая видимость всесторонности освещения проблем. Другой общей и характерной их чертой было то, что в них совсем не уделялось внимания социальным проблемам школьного образования, или им давалось искаженное освещение. В этом сказывалась социально-политическая ориентация теоретиков педагогики.

Недостаточное внимание к социальным проблемам или их неверное истолкование, с одной стороны, и эклектические гносеологические воззрения, с другой, в течение рассматриваемого периода становились непреодолимой преградой на пути развития педагогической теории. По этой причине многие ее проблемы, выдвигавшиеся самой логикой развития науки, не получали решения.

Будучи, каждая в отдельности односторонней и методически несостоятельной, концепции эти вместе с тем указывали на один весьма важный для педагогической науки факт: в теории общеобразовательного знания должны получать отражение различных аспектов учебного процесса

- социальный, гносеологический, логический, психологический, физиологический, этический как одинаково ему присущие. Следует заметить, что сами теоретики немарксических течений педагогической мысли такого вывода не сделали.

Объектом философского спора является трактовка того индивидуального и внеличного, забвение которого крайне нежелательно,- и оно может пониматься как в религиозном ключе, так и в чисто моральном, в плане человеческих сущностных сил, раскрытие которых определяет всемирно-исторические перспективы движения человечества вперёд. В этом направлении размышлял, яростно доказывал свою правоту П.Ф.Каптерев. Ещё недавно между богословием и нашей официальной философией была глубокая пропасть. Сегодня взаимная нетерпимость, судя по всему, сменяется взаимоуважением. Исследователи и с той, и с другой стороны понимают, что делают одно дело.

Какой эталон предлагался общеобразовательной школе? Русская философско-педагогическая мысль конца Х1Х-начала XX вв. и в светском, и в религиозном вариантах изыскивала возможности формирования целостного человека; многие из них, как мы убеждаемся, и сегодня не потеряли значимость. Появилась возможность использовать в воспитательно-образовательном процессе всю совокупность светских и религиозных ценностей, накопленных в истории человечества, обратиться к опыту русской философско-педагогической мысли и практике дореволюционной школы.

Идеи П.Ф. Каптерева сводились к отличительному признаку образования - его открытости иному, более обобщенному опыту. В образовании должны быть заложены чувства меры между знанием и незнанием, новым и старым, новаторством и традицией, с той целью, чтобы через них подниматься над собой к всеобщему. Но эта всеобщность — не интеллектуальная общность понятий или разума, но конкретная смысловая целостность. Это значит, что на практике образование обладает характером чувства, но не ограниченного естественного чувства, а общего чувства, лежащего в основе гуманистической традиции. Образование просто обязано обращаться к здравому смыслу, общественному чувству и гуманистическому идеалу мудрости, соединяющему в себе через понятие духовности светское и религиозное, идеалу, на который ориентировался П.Ф. Каптерев и его сподвижники.

В конце концов, философско-педагогическая мысль конца XIX-начала XX веков определяла духовные ориентиры, без которых другие задачи образования сегодня бессмысленны. Речь идет о духовном аспекте образования в общеобразовательной системе, который выражается в контексте школьных и вузовских учебных программ. Сегодня в любой среде (педагогической, родительской и т.д.) ведутся дискуссии о том, надо ли преподавать религиозные предметы в школах. Это многоаспектная и сложная проблема. Во-первых, в нашей стране школа отделена от Церкви. Во-вторых, в стране неоднороден религиозный состав населения, большой процент неверующих. Какой вере отдать предпочтение в школах? Что делать с инакомыслящими? Какова роль и необходимость воскресных школ?

Современная государственная школа, введя в средние образовательные учебные заведения и в вузы курс истории мировых религий, поступает на мой взгляд, совершенно правильно. Этим усваивается фундамент культуры. Взаимодействие светского и религиозного элементов прослеживается в курсе "Человек и общество", что достаточно ясно характеризует перемены в нашей общественной жизни, связанные с гуманизацией и демократизацией общества, актуализируют вопросы историко-культурной преемственности в воспитании человека, его социализации и нравственном становлении.

Проблема "русская философия как педагогика" не только новая, актуальная, малоисследованная, но и многоаспектная как в теоретико-методологическом, так и в историко-философском плане. В диссертационном исследовании, носящем историко-философский характер, были предложены концепции воспитания и теория обучения, наиболее характерные, доказывающие связь русской философии с педагогикой. При этом не ставилась задача в доскональном изучении всей традиции существования педагогического процесса, теории образования конца XIX-начала XX веков и в отдельности, например, взаимосвязь антропологического материализма и педагогической антропологии, психологии, логики в творчестве П.Ф.Каптерева, могут составить тему специального исследования. Задача же данного диссертационного исследования скорее носит поисковый характер, претендуя на заявку большой исследовательской программы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

Новизна и значимость определяются совокупностью поставленных и решенных задач. Данное исследование показало несомненную связь основных философских течений (как материалистических, так и идеалистических) русской мысли с педагогическими концепциями обучения и воспитания, принятыми в русской школе второй половины XIX- начала XX вв. на примере работ П.Ф. Каптерева. На этом основании можно утверждать, что имеется ряд положений составляющих научную новизну данной диссертационной работы.

К новым разработкам защищаемой работы можно отнести следующее:

1. Философско-педагогической мысли периода творчества П.Ф. Каптерева присущи плюрализм и толерантность в воплощении идеи педагогической антропологии, обеспечивающих реализацию этих идей в разнообразных типах школ, часто не имевших мировых аналогов; в разработке инновационных учебных программ и определении воспитательных задач.

2. На основе анализа ряда наиболее доказательных примеров взаимосвязи философии и педагогики в мировоззрении П.Ф. Каптерева утверждается закономерность, выстраивающаяся в определенную традицию русской философии.

3. В данном исследовании проанализированы концептуально оформившиеся педагогические инновации, определены особенности рассмотрения целостности человека в русской философско-педагогической мысли конца XIX-начала XX вв. через принцип индивидуальности, заставляющий видеть в каждом ученике оригинальную личность; принцип единства, определяющий впечатление, направленное на "единичную душу", границами того или иного душевного типа людей. На уровне средней общеобразовательной школы эти принципы должны идти из источника конкретной исторической культуры, где они получили развитие (как воззрения, сведения и факты) и друг из друга, а не друг против друга как это было в сменившихся во времени цивилизациях. Если в школе отсутствует принцип индивидуальности - она не обучает и не воспитывает; при отсутствии принципа целостности школа не формирует каких-либо убеждений, не дает веры в высокие идеалы, в достойное для человечества будущее.

4. На основе анализа творчества П.Ф. Каптерева аргументирована значимость диалога науки и религии, базирующегося не только на взаимопонимании, но и конструктивном соперничестве, результаты которого можно отнести к сфере общих ценностей.

5. Освещены основные концепции взаимодействия светского и религиозного подходов к воспитанию и общему образованию в теоретической педагогике современников П.Ф. Каптерева (Н.И. Пирогова, В.В. Розанова, С.А.Рачинского, М.А. Демкова).

6. Даны основные направления сближения светского и религиозного подходов к образованию и воспитанию в современной системе просвещения, использование наработок мыслителей прошлого в формировании учебных программ гуманитарного цикла, нетрадиционных подходах к воспитанию человека-гражданина и духовно развитой личности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Русская философия всегда устремлена на мировоззренческую ориентацию, возможность определить свое место в общей картине русской мысли, которая отчетливо просматривается, в том числе, и в творчестве П.Ф.Каптерева. Данные педагогические теории, в свою очередь, были той специфической основой, которая обогащала русскую философию, связывая ее с повседневной практикой жизни.

2. Антропологические традиции в их материалистическом варианте наиболее отчетливо проявили себя не только в середине XIX века в антропологическом материализме Н.Г.Чернышевского и педагогической антропологии К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, но и в творчестве П.Ф.Каптерева. Взаимообогащаясь, они создали передовую для своего времени педагогическую теорию воспитания и образования, которая утвердила возможность всестороннего развития физических и духовных сил человека. Русская педагогическая антропология соответствовала уровню философского и научного знания эпохи, выражая прогрессивные тенденции их развития.

3. Вклад П.Ф. Каптерева состоит в том, что он продолжил одну из самых вечных философских проблем в педагогике, воплотившуюся в философию свободного образования и воспитания и разработанную Л.Н. Толстым идею свободы. Являясь противником авторитарного воспитания, Петр Федорович считал, что свободное получение знаний должно опираться на жизненный опыт ребенка, труд, а воспитание необходимо направлять на вечную устремленность человека к высшим ценностям добра, любви и красоты, восстанавливать утраченную им гармонию.

4. Философско-педагогическая мысль П.Ф. Каптерева связана с культурным развитием личности и общества в целом, его жизнеутверждающая педагогика, опережая время, заняла достойную нишу в фундаменте общего образования России. Современный виток развития образования выявил новый уровень этого культурного достояния, словно подтверждая истину, что новое - это хорошо забытое старое. Выдвинутые столетие назад, мысли П.Ф.Каптерева стали достоянием сегодняшнего дня. Эти идеи проникнуты историческим оптимизмом. Они делают стремления человечества к идеалу более достижимыми.

Сегодня духовная ситуация очень похожа на ту, перед которой уже стояло российское общество на рубеже Х1Х-ХХ веков. Вывод напрашивается сам- этот положительный опыт должен быть освоен современниками. Для полноты мировоззрения и формирования духовных нравственных ценностей необходимо появление "личности безопасного типа", разбирающейся в своей истории, культуре, быте - задача общего образования России; задача, перед разрешением которой стоят педагоги, работники системы образования, философы, учёные различных областей знания.

Данное исследование стремится к расширению и углублению наших представлений о возможностях использования культурного и духовного потенциала, накопленного русской философско-педагогической традицией. Несомненное достоинство этой традиции направлено на поиск ответов ряда сложных вопросов современного развития воспитания и образования. Столь же очевиден факт, что философско-педагогическая мысль П.Ф. Каптерева явилась одной из предпосылок формирования нового уровня мышления в современном обществе. Исследования и труды Петра Федоровича пронизаны целостным пониманием человека и человечества, признанием приоритета общечеловеческих ценностей, противодействием к дроблению людей по сословным, профессиональным признакам, что, в свою очередь, выявляет родовые черты русской философской культуры с ее вселенской открытостью.

 

Список научной литературыБелоусов, Сергей Орестович, диссертация по теме "История философии"

1. Александрии Э.А. П.Ф.Каптерев о роли движений и подвижных игр в формировании волевых качеств ребёнка-дошкольника// Материалы второй Закавказской конференции психологов.- Ереван, i960. С. 1320.

2. Андреева Е.А. Психолого-педагогические проблемы среднего женского образования в работах П.Ф.Каптерева.// П.Ф.Каптерев и современная педагогическая наука.- М., МПГУ, 1999. С.3-6.

3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX века. М., 1990

4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -Воронеж, 1996. 768 с.

5. Айхенвальд Ю.И. Отдельные страницы: Сб. педагогических, философских и литературных статей. М., 1910. - С. 101.

6. Ахтямова A.A., Столбун В.Д. П.Ф.Каптерев и Ф.И.Шмит об эстетическом развитии и воспитании детей.// Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии, т.2.-Ярославль-Тверь, 1999. С.205-219.

7. Бармин C.B., Танеева А. А., Столбун В.Д., Столбун Ю.В. Идеал "доброго общественника" в психолого-педагогической концепции П.Ф.Каптерева.// Записки практических психологов города Твери и области. Вып.З. Тверь, 1996. - С.399-410

8. Батжаргал М. Проблема активности и самостоятельности учащихся в трудах П.Ф.Каптерева и её значение для монгольской школы: Дисс. канд. пед. наук. М., 1993.

9. Бердяев H.A. Философия свободы.- М., 1989.

10. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики современного образования. М., 1994.- С.35.

11. Блинов В.И. Проблема аксиологии воспитания в трудах П.Ф.Каптерева.// П.Ф.Каптерев и современная педагогическая наука. -М., МПГУ, 1999.-С.7-10.

12. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Научно-педагогические парадигмы: история и современность//Современные проблемы истории образования и педагогической науки: Монографический сборник: в 3 Т./Т.1.-М., 1994.

13. Васильев П.В. Взгляды П.Ф.Каптерева на соотношение педагогики и политики и их отражение в его подходах к проблеме педагогического образования.// П.Ф.Каптерев и современная педагогическая наука. -М,МПГУ, 1999.-С.11-14.

14. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания./ Вестник воспитания.- 1896.- №2.-С. 29-35.

15. Вильмут И.С. Проблема влияния самостоятельной работы на развитие учащихся в процессе обучения в дидактических трудах П.Ф.Каптерева.// П.Ф.Каптерев и современная педагогическая наука. -М.,МПГУ, 1999.-С. 15-17.

16. Винокуров C.B., Пчельников Т.С. Видные русские педагоги в Воронежском крае. Пётр Фёдорович Каптерев. Воронеж, 1972.- С.26-32.

17. Вознесенский П. Рецензия на издание "Энциклопедия семейного воспитания и обучения", вып. 1-32. СПб, 1898-1901/ Русская школа. -1901.-№7-8.-С.1-25.

18. Выготский JI.C. Психология искусства. М., Педагогика, 1987. - 345 с.

19. Гайворонский А.И. Избранные сочинения П.Ф.Каптерева. Вместо рецензии// Новая жизнь. 1982. - 23 декабря.

20. Ганелин Ш.И. Педагоги конца Х1Х-начала XX вв.// Ганелин Ш.И., Голант Е.Я. История педагогики. М., Учпедгиз, 1940.

21. Гегель. Работы разных лет: В 2-х томах.- M., 1970. Т. 1.- С.58.

22. Гольдина A.M. Пётр Фёдорович Каптерев (1849-1922)// Педагог, педагогика и школа: Сб.42., Вып.9. Тюмень, 1968. - С.263-278.

23. Гребенюк Н.И. Истинное знание как познание в педагогике П.Ф.Каптерева// Страницы истории педагогики. Вып.7. Пятигорск, 1997. - С.48-55.

24. Днепров Э.Д. Проблемы изучения истории школы и педагогики России периода империализма и буржуазно-демократических революций/

25. Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций. М., 1964. - С.7.

26. Джанибекова Э. К вопросу о методологических основах историко-педагогических исследований П.Ф.Каптерева.// Страницы истории педагогики. Вып. 12. Пятигорск, 1999. - С.48-53.

27. Долгова Ю.В., Столбун Ю.В. Об участии воспитателя в учебном процессе школы-интерната // Записки практических психологов города Твери и области. Вып.4. Тверь, 1997. - С.329-333.

28. Егоров С.Ф. Опыты классификации наук и их влияние на развитие дидактики в России конца Х1Х-начала XX веков.// Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России. М., 1978. - С. 18-22.

29. Егоров С.Ф. Теоретические проблемы содержания школьного образования в педагогике России конца Х1Х-начала XX века// Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России. М., 1978.

30. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. -Воронеж, Истоки.- 1992.

31. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996

32. Известия Острогожского Уездного Исполнительного Комитета Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов. 1919. - № 64 (216) - 25 марта.

33. Каптерев П.Ф. Аналогия в развитии человека и человечества. Тезисы// Труды 1 Всероссийского съезда по педагогической психологии.- СПб, 1906. С.135-136.

34. Каптерев П.Ф. Беседы о воспитании. Семья, как первая воспитательница/ Журнал для всех. 1899. - № 10. - С. 1226-1236.

35. Каптерев П.Ф. Беседы о воспитании. Товарищество и общество, как воспитательные факторы/Журнал для всех. 1899. - №11.- С.1384-1390.

36. Каптерев П.Ф. Беседы о воспитании. Что такое ребёнок./ Журнал для всех.- 1899. -№ 9. -С.1104-1114.

37. Каптерев П.Ф. Взгляд Ушинского на первоначальное воспитание детей./Воспитание и обучение. 1901.-№ 1. -С. 1-17.

38. Каптерев П.Ф. Внешняя природа, как воспитательница/ Журнал для всех. 1900. - № 3. - С.340-345.

39. Каптерев П.Ф. Вопросы самообразования/Северный вестник. 1897. -№ 4. - С. 103-116.

40. Каптерев П.Ф. Воспитание двух русских талантов./ Воспитание и обучение, 1895. - № 6. - С. 201-214.

41. Каптерев П.Ф. Вымысел и действительность у детей/ Воспитание и обучение. 1892. - № 7-8. - С.249-265.

42. Каптерев П.Ф. Герберт Спенсер/ Педагогический листок. 1904. - №1. С.28-30.

43. Каптерев П.Ф. Главнейшие типы умов./ Женское образование. 1883. №5.-С. 311-324.

44. Каптерев П.Ф. Дети конца XIX века./Воспитание и обучение. 1894. -№4. - С.171-184.

45. Каптерев П.Ф. Детство и юность Жорж Санд с психолого-педагогической точки зрения./ Воспитание и обучение. 1894. - № 11. - С.437-454.

46. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования.// П.Ф.Каптерев Избранные педагогические сочинения, М., Педагогика, 1982, С.270-652.

47. Каптерев П.Ф. Дитя по четвёртому году./ Воспитание и обучение.-1894. № 12. - С.463-474.

48. Каптерев П.Ф. Друг семьи./ Воспитание и обучение. 1900. - № 8.-С.241-252.

49. Каптерев П.Ф. Единая всеобщая школа./ Педагогическая мысль. Спб, 1919.- №7-9.-С. 56-59.

50. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания./ Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып.1, Спб, 1898. С. 13-41.

51. Каптерев П.Ф. Законы ассоциации психических явлений и их применение в деле обучения и воспитания./ Семья и школа. 1874, №9. - С.71-93.

52. Каптерев П.Ф. Значение христианства в постановке первоначального воспитания./ Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. XXVII, Спб, 1900.- С.3-31.

53. Каптерев П.Ф. Идеалы женского образования./ Образование. 1898. -№4. С. 1-247.

54. Каптерев П.Ф. Идеи о первоначальном воспитании в классической древности.// Энциклопедия семейного воспитания и обучения, вып. XXIV, Спб, 1900, С.3-36.

55. Каптерев П.Ф. Из детских типов./ Воспитание и обучение. — 1898. -№10. С. 14.

56. Каптерев П.Ф. Из истории нравственного развития детей./ Воспитание и обучение. 1897. -№ 8. - С.287-313.

57. Каптерев П.Ф. Из области практической психологии (О способах измерять умственные способности и степень утомления учащихся)./ Образование. 1898.- № 1. - С.395-412.

58. Каптерев П.Ф. Исторический очерк теорий о первоначальном воспитании детей (Генрих Песталоцци)./ Образование. 1895. - № 12. -С.9-25.

59. Каптерев П.Ф. Исторический очерк теорий о первоначальном воспитании детей (Джон Локк)./ Образование. 1895. - № 10. - С. 1328.

60. Каптерев П.Ф. Исторический очерк теорий о первоначальном воспитании детей (Жан-Жак Руссо)./ Образование. -1895. № 11. -С.5-20.

61. Каптерев П.Ф. Исторический очерк теорий о первоначальном воспитании детей (Матвей Вегиус)./ Образование. 1895. - №9. - С. 11-29.

62. Каптерев П.Ф. Исторический очерк теорий о первоначальном воспитании детей (Платон)./ Образование. 1895. - № 7-8. - С. 1-5.

63. Каптерев П.Ф. Исторический очерк учреждений для воспитания детей дошкольного возраста./ Русская школа. 1896. - № 4. - С. 14-28.

64. Каптерев П.Ф. История воображения./ Женское образование.-1888. -№ 8. С.437-449.

65. Каптерев П.Ф. История детских представлений и памяти./ Женское образование. 1880. -№10. - С.649-657.

66. Каптерев П.Ф. История и воспитание памяти./ Педагогический сборник,№4, 1887, С.317-335.

67. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Петроград, 1915. - С.746.

68. Каптерев П.Ф. Как образовать стойкий характер./ Семья и школа, кн. II Родителям и воспитателям. 1874. - № 10. - С. 155-185.

69. Каптерев П.Ф. Л.Н.Толстой и современное преобразование школы./ Педагогическая мысль. 1919. - № 1-3. - С. 1-18.

70. Каптерев П.Ф., Мальцев А.П. Вопросы матерям о детях. Опыт программы для систематического наблюдения над развитием детей. -Спб, 1881.-С.1-47.

71. Каптерев П.Ф. Материнская школа по Амосу Коменскому./ Образование. Спб, 1892. - № 4. - С. 291-307.

72. Каптерев П.Ф. Метод и его применение.// П.Ф.Каптерев Избранные педагогические сочинения.- М, Педагогика, 1982. С.35-48.

73. Каптерев П.Ф., Музыченко Л.Ф. Современные педагогические течения. -М., 1913.- С.8.

74. Каптерев П.Ф. Народная школа, как образовательно-воспитательное учреждение./ Русская школа.-1902.-№ 9. С. 154-167.

75. Каптерев П.Ф. Национальность и наука в организации народной школы./ Народная школа.-1877.- № 6-7.- С.3-33.

76. Каптерев П.Ф. Наша будущая средняя школа./ Образование.- 1901. № 11.- С. 1-22.

77. Каптерев П.Ф. Недостатки современного семейного воспитания./ Воспитание и обучение. 1892. - № 11. -С.393-401.

78. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели./ Русская школа. Спб, 1897. - №7-8. - С.94-105.

79. Каптерев П.Ф. Новая школа в новой России./ Педагогический сборник, № 10-11, Пг, Типография Министерства Внутренних Дел, 1917. -С.307-348.

80. Каптерев П.Ф. Об интересе обучения (По поводу книги С.А.Ананьина Интерес по учению современной психологии и педагогики). Киев, 1915.- С.683-699.

81. Каптерев П.Ф. Об общем ходе развития детской природы./ Воспитание и обучение.- 1893. № 8. - С.61-70.

82. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей.// П.Ф.Каптерев Избранные педагогические сочинения. М., Педагогика, 1982. - С.232-257.

83. Каптерев П.Ф. Об общественных задачах образования./ Русская школа.- 1892. № 2. - С.58-72.

84. Каптерев П.Ф. Об основных общественных чувствованиях./ Вестник психологии.- 1906. -№ 1.- С. 1-30.

85. Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании./ Избранные педагогические сочинения. М., 1982. - С.91-108.

86. Каптерев П.Ф. О влиянии воли на умственные процессы./ Женское образование. 1877. - № 10. - С.563-578.

87. Каптерев П.Ф. О влиянии чувства на мышление./ Женское образование. 1877. - № 2. -С.71-108.

88. Каптерев П.Ф. О влиянии школы на культурность и строй семьи./ Воспитание и обучение. 1896. - № 2. - С.65-73.

89. Каптерев П.Ф. О внимании./ Педагогический сборник. 1889. - №8. -С.86-119.

90. Каптерев П.Ф. О воспитании воли./ Русская школа. 1895. - №11. -С.31-38.

91. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях.// П.Ф.Каптерев Избранные педагогические сочинения, М., Педагогика, 1982. С. 109

92. Каптерев П.Ф. О детских недостатках./ Воспитание и обучение. -, 1893. -№ 10.- С.314-322.

93. Каптерев П.Ф. О детских радостях и печалях./ Воспитание и обучение.- 1898. № 9. - С.321-330.

94. Каптерев П.Ф. О детской лжи./ Воспитание и обучение. 1900. - №12.- С.63-94.

95. Каптерев П.Ф. О детской подражательности.// Энциклопедия семейного воспитания и обучения, вып.У1, Спб, 1898.Каптерев П.Ф. О детском послушании./ Воспитание и обучение.- 1901. -№ 7. -С.257-282.

96. Каптерев П.Ф. О детском послушании./ Воспитание и обучение. -1901. № 9. - С.321-331.

97. Каптерев П.Ф. О детском страхе./ Воспитание и обучение. 1901. -№4. - С.161-172

98. Каптерев П.Ф. О значении различных свойств учителя при преподавании./ Женское образование. -1885. -№ 5. С.335-347.

99. Каптерев П.Ф. О значении учебника при обучении./ Педагогический сборник.-1886.-№ 8.-С. 114-128.

100. Каптерев П.Ф. О концентрации обучения./ Женское образование. -1885. -№ 3. С.181-197

101. Каптерев П.Ф. О лени./ Русская школа. 1903. - № 4. - С.92-114.

102. Каптерев П.Ф. О наблюдениях над детьми./ Воспитание и обучение. -1892. № 3. - С.97-104.

103. Каптерев П.Ф. О национальном образовании./ Образование. 1892. -№9.-С. 113-138.

104. Каптерев П.Ф. О недостатках воли у детей./ Воспитание и обучение. -1895.- №11.-С.385-414.

105. Каптерев П.Ф. О неудобствах нынешнего деления школ на классы./ Образование. 1892. - № 5-6. - С.395-412.

106. Каптерев П.Ф. О нравственном закаливании.// П.Ф.Каптерев Избранные педагогические сочинения. М., 1892. - С. 147-162.

107. Каптерев П.Ф. О нравственном чувстве детей. Очерки развития психической жизни детей./ Женское образование.-1878-№5.-С.283-296.

108. Каптерев П.Ф. О педагогическом образовании./ Педагогическая жизнь. -1921.-№5-8. -С. 1-12.

109. Каптерев П.Ф. О подражательности в психологическом и педагогическом отношениях./Образование. 1893. - №7.- С.1-41.

110. Каптерев П.Ф. О природе детей.// Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып.УН. Спб, 1899. - С.5-57.

111. Каптерев П.Ф. О развитии в детях правдивости./ Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып.ХП. Спб., 1901. - С.3-47.

112. Каптерев П.Ф. О развитии обобщений и суждений./ Женское образование. 1890. - № 6-7. - С.445-460.

113. Каптерев П.Ф. О религиозном воспитании./ Воспитание и обучение. -1908.-№4.- С.105-133.

114. Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании./ Образование. -1897.- № 1 -С.1-18.

115. Каптерев П.Ф. Основные начала семейного обучения./ Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып.VII. Спб, 1912. - С.3-66.

116. Каптерев П.Ф. Особенности детских представлений и памяти./ Женское образование. 1880. - № 10. - С.649-657.

117. Каптерев П.Ф. О страхе и мужестве в первоначальном воспитании./ Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып.37-38. СПб, 1901.-С.З-85.

118. Каптерев П.Ф. Ответственность родителей перед детьми./ Воспитание и обучение. -1900. № 11. - С.337-350.

119. Каптерев П.Ф. Открытие съезда 30 декабря 1912 года.// Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Т.1. -СПб, 1914. -С.23-25.

120. Каптерев П.Ф. О характерных психических свойствах женщин./ Образование. 1894. - № 10. - С.245-271.

121. Каптерев П.Ф. Очередные задачи народного образования в России./ Вестник образования. 1914. - № 1. - С.63-66.

122. Каптерев П.Ф. Очерки по истории русской педагогики./ Педагогический сборник, № 2 (3). 1888. - С. 169-243.

123. Каптерев П.Ф. Очерки развития психической жизни ребёнка./ Женское образование. 1878. - № 2. - С.65-83.

124. Каптерев П.Ф. Очерки психического развития ребёнка. Первые шаги в развитии воли./ Женское образование. 1879. - № 1. - С. 1-16.

125. Каптерев П.Ф. Очерки психической жизни ребёнка./ Женское образование. 1879. - № 5. - С.386-657.

126. Каптерев П.Ф. О чувствовании страха у детей./ Женское образование. -1882. № 7. - С.93-98.

127. Каптерев П.Ф. О школьном самоуправлении учащихся и о школьной дисциплине./ Педагогическая мысль. -1921.- № 1 -4. -С. 19-31.

128. Каптерев П.Ф. Педагогика и политика./ Педагогическая мысль. 1921.- №9-12.-0.43-49.

129. Каптерев П.Ф. Педагогика наука или искусство?// П.Ф.Каптерев Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - С.49-62.

130. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология./ Народная школа. 1876. -372 с.

131. Каптерев П.Ф. Педагогические идеалы и взгляды К.Д.Ушинского./ Образование. 1895. - № 1. - С. 1-27.

132. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс.// П.Ф.Каптерев Избранные педагогические сочинения. М., 1982.- С. 163-231.

133. Каптерев П.Ф. Первая основа семейного воспитания./ Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып.1. СПб, 1898. - С.29-41.

134. Каптерев П.Ф. Психология детской игры. Общественные детские игры./ Педагогический листок. 1893. - № 3. -С.3-13.

135. Каптерев П.Ф. Психология и наука об обществе./ Образование.- 1896. -№9. С.56-65.

136. Каптерев П.Ф. Развитие и разновидности детского ума./ Русская школа. 1894. -№ 2. - С.40-52.

137. Каптерев П.Ф. Религия детей./ Воспитание и обучение. Спб, 1905.-№9. - С.289-319.

138. Каптерев П.Ф. Речь на Открытии Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Петербург, 30.12.1912г.-6.01.1913г. Спб,т.1,1914, С.23-25.

139. Каптерев П.Ф. Родители и дети./ Воспитание и обучение. -1897. №3.- С.120-131.

140. Каптерев П.Ф. Родительские сомнения./ Воспитание и обучение. -1895.-№ 1.-С. 1-14.

141. Каптерев П.Ф. Совершенна или несовершенна природа детей?/ Женское образование. 1888. - № 3. - С. 139-148

142. Каптерев П.Ф. Современное воспитание в отношении к возрастам./Наблюдатель. 1889.- №5. - С.50-75.

143. Каптерев П.Ф. Современные задачи народного образования в России./ Народный учитель. М., 1913. - 79 с.

144. Каптерев П.Ф. Трудности семейного воспитания./ Воспитание и обучение, № 1, 1892, С. 1-13.Каптерев П.Ф. Трудовое начало в воспитании./ Педагогическая мысль. 1918. - № 9-12. - С.35-46.

145. Каптерев П.Ф. Ушинский об общественных и антропологических основах воспитания./ Русская школа. 1895. - № 12. - С.65-73.

146. Каптерев П.Ф. Что может сделать школа для развития хараетера учащихся?// П.Ф.Каптерев. Избранные педагогические сочинения. -М., 1982.- С.75-90.

147. Каптерев П.Ф. Экспериментальная педагогика в России./ Вестник знания.-1913.-№6.- С.515-633.

148. Копылова К.Ф. Развитие идеи межпредметных связей в истории педагогики.// Межпредметные связи в процессе обучения. Пенза, 1971.-С. 54.

149. Королёв Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики(1917-1920). М., 1958. - С.477-478.

150. Крупская Н.К. Рецензия "Педагогическая мысль". Общепедагогический журнал. Под общей редакцией И.С.Симонова, Пг., 1921.№ 1-4. 144 стр.// Крупская Н.К. Педагогические сочинения вЮ-тит.- М., 1962.- С.58-63.

151. Кудряшев A.B. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогическом наследии П.Ф.Каптерева.//В сб. П.Ф.Каптерев и современная педагогическая наука. М., МПГУ, 1999. -С. 18-20.

152. Кузьмина И.А. Проблема влияния самостоятельной работы на усвоение и применение учащимися новых знаний в педагогическом наследии П.Ф.Каптерева.// В сб. П.Ф.Каптерев и современная педагогическая наука. М., МПГУ, 1999. - С.21-24.

153. Кузьмин П.М. К вопросу о педагогических идеях П.Ф.Каптерева./ Советская педагогика. М., 1940. - № 4-5. - С. 142-145.

154. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование России (XIX-начало XX века). М., ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998.

155. Лебедев П.А. Видные представители русской педагогической мысли конца XIX-начала XX века.// Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX-начало XX века, отв. ред. Э.Д.Днепров. М., Педагогика, 1991. - С.228-232.

156. Лебедев П.А. Педагогические идеи и общественная деятельность П.Ф.Каптерева в области первоначального воспитания./ Дошкольное воспитание. 1974. - № 8. - С.90-97.

157. Лебедев П.А. П.Ф.Каптерев видный педагог России второй половины ХХ-начала XX столетия./ П.Ф.Каптерев Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - С.7-34.

158. Лебедев П.А. Школа и педагогическая мысль России второй половины ХХ-начала XX веков (1861-1917).// Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX веков. М., 1990.- С.27-37.

159. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.6. - М., 1954. -С.243.

160. Медынский E.H. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. М., Учпедгиз, 1938. - 254с.

161. Медынский E.H. Педагогические идеи Каптерева.// История русской педагогики. М., 1936. - С.254-360.

162. Орлова А.Е., Егоров С.Ф., Тебиев Б.К. Основные тенденции развития педагогики./ Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX-начала XX века). М., 1991.- С.179-184.

163. Острогорский А.Н. О влиянии умственного развития на нравственное воспитание./ Педагогический сборник. 1869. - № 1. - С.24.

164. Петров М.И. П.Ф.Каптерев-теоретик семейного воспитания./ Вопросы истории педагогики. Томск, 1976. - С.151-165.

165. Петровский A.B. Каптерев Пётр Фёдорович.// Педагогическая энциклопедия: в 3-х томах/Т.2. М., 1965. - С.357.

166. Пинкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики. Харьков, 1930. -315с

167. Плетенева И.Ф. Становление дидактики отечественной высшей педагогической школы дореволюционного периода. М., 1995. - 256с.

168. Победоносцев К.П. Ученье и учитель: Педагогические заметки. М.,1905. С.5.

169. Равкин З.И. Теоретико-методологические направления историко-педагогических исследований в современных условиях.// Современные проблемы истории образования и педагогической науки: монографический сборник в 3-х т. Т.1. - М., 1994. - 238с.

170. Рыдзе O.A. Проблема воспитания самостоятельности младшего школьника в семье и в школе в психолого-педагогическом наследии П.Ф.Каптерева.// В сб. П.Ф.Каптерев и современная педагогическая наука. М., МПГУ, 1999.- С.29-31.

171. Синюшина И.В. Вопросы общего образования в педагогическом наследии П.Ф.Каптерева.// В сб. П.Ф.Каптерев и современная педагогическая наука. М., МПГУ, 1999. - С.32-35.

172. Степанова JI.A. Проблемы эстетического воспитания в процессе детских игр в трудах П.Ф.Каптерева.// В сб. П.Ф.Каптерев и современная педагогическая наука. М., МПГУ, 1999. - С.36-38.

173. Столбун В.Д. Гражданско-патриотическое воспитание по П.Ф.Кап-тереву.// В сб. Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. Т.2. Ярославль-Тверь, 1999. - С. 133-141.

174. Столбун В.Д. Жизненный путь Петра Фёдоровича Каптерева, педагога, психолога, гражданина.// В сб. Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. Т.2. - Ярославль-Тверь, 1999. -С.553-566.

175. Столбун В.Д. О некоторых слабых местах в концепции нравственного воспитания П.Ф.Каптерева.// В сб. Записки торжокских психологов. Вып.2. Тверь, 1998. - С.492-499.

176. Столбун В.Д. Психология воспитания П.Ф.Каптерева: Автореф. Дис. д-ра психолог, наук. Тверь, 1999 с. 10-11.

177. Тамбиева З.М. Дидактические взгляды П.Ф.Каптерева. Автореф.канд. диссерт. М., 1963. - 24 с.

178. Тамбиева З.М. П.Ф.Каптерев о содержании общего образования./ Доклады Академии Педагогических Наук РСФСР.- 1962. № 6. - С.67-70.

179. Тихомиров В. Курс педагогики, дидактики и методики. Вильно, 1940.- С.43.

180. Трофимова Н.М. Проблема детской и педагогической психологии в трудах П.Ф.Каптерева. Автореф. канд. дисс. М., 1985. - 16 с.

181. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т. 11.- М., 1988. С.352-353

182. Филановская Т.А. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П.Ф.Каптерева. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Владимир, 1996. 18с.

183. Филиппова Ж.Т. Развитие дидактических идей К.Д.Ушинского в творчестве П.Ф.Каптерева. Автореф. канд. дисс. Л., 1975. - 21 с.

184. Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. М., 1955.- С.207-221.

185. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., Политлит, 1971. -368с.