автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Мода в условиях массовой культуры

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Дергунова, Людмила Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Мода в условиях массовой культуры'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Дергунова, Людмила Александровна

Введение.

Глава I. Теоретико-культурологическая модель моды.

1.1. Философско-культурологическая интерпретация феномена моды в истории гуманитарной мысли.

1.2. Природа моды как социокультурного явления.

Глава II. Массовая культура как предпосылка специфики функционирования моды XX века.

2.1. Человек и его бытие в условиях массового общества и массовой культуры.

2.2. Глобальная социализация общества и культуры XX столетия и единый престижный ценностный стереотип

Глава III. Облик и коллизии моды конца XX века.

3.1. Мода в ситуации актуального состояния мировой цивилизации

3.2. Проявление регулятивной функции моды в экономике, политике и культуре.

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по культурологии, Дергунова, Людмила Александровна

Актуальность темы исследования

Проблема феномена моды на протяжении столетий интересовала многих людей. Было ясно, что за сущностью моды, формами ее проявления и воздействия на общество и человека кроется не просто сиюминутная "капризность", но причины более глубокие и серьезные, такие как человеческая психология, социокультурная ситуация, особенности экономического развития, международные контакты и другие факторы, влияние которых "ускользает" при взгляде на моду на уровне обыденного сознания.

Поэтому, несмотря на различие эпох, подходов и точек зрения, обсуждение моды всегда касалось широкого круга проблем и вопросов общественного развития и в итоге упиралось не в моду как таковую, а в то, что ее детерминировало, в то, что скрывалось за "фасадом" явления моды, что составляло ее теоретико-культурологический "подтекст" и становилось предметом своеобразной культурологической "экспертизы".

Но, пожалуй, наиболее актуально необходимость исследования феномена моды возникла в наши дни. Весомость данной проблемы резко обострилась ввиду широкого наплыва той разновидности культуры, которая именуется массовой.

Парадоксален не только тот факт, что сегодня довольно сложно найти какую-либо сферу общественной жизни не испытывающую на себе ее влияние, но и тот, что в современных условиях мода значительно расширила территориальные границы своего господства, став "головной болью" для многих, вне зависимости от цивилизационной принадлежности. Повсюду огромные массы людей постоянно изменяют не только себя, но и все окружающее даже тогда, когда это не таит в себе какой-либо практической целесообразности.

Таким образом, в массовой культуре мода имеет огромное значение, проникая в до того чуждые ей области и пространства, беспрерывно изменяя их, и, оказывая влияние на формирование массового сознания.

Именно поэтому, теоретико-культурологический анализ моды в условиях массовой культуры актуален и практически остро необходим.

Степень научной разработанности проблемы

В истории гуманитарной мысли проблема моды в разной степени выявляется у многих крупных мыслителей.

На протяжении нескольких последних столетий свои суждения о моде высказывали А. Шефтсбери, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, А.Смит, И. Кант, Д. Леопарди, Г. Спенсер, Ф. Бродель.

В свое время в нашей стране, о ней упоминал А. Пушкин, давал толкование В. Даль.

Однако все они лишь касались проблематики, не оставив какого-либо целостного исследования, полностью посвященного моде и ее культурно-теоретическому анализу.

Одним из первых, кто сделал моду объектом специального рассмотрения и внес особенно значимый вклад в теоретико-культурологическое осмысление ее феномена, был Г. Зиммель. Он описал условия моды как постоянного явления в истории нашего рода, отметил ее дуализм - подражание и индивидуальную дифференциацию, единение и обособление.

Позже за рубежом в различных ракурсах моду анализировали экономисты и социологи В. Зомбарт и Т. Веблен, культуролог и лингвист Э. Сепир.

Согласно справочно-энциклопедическим источникам, к проблеме моды не остались равнодушны культурологи А. Кребер и Дж. Ричардсон, социологи Г. Блумер, П. Лазарсфельд и Г. Тард, философ Э. Гобло [107, с. 197 - 198; 75, с. 289 - 290].

В отечественной литературе советского периода длительное время исследование моды вообще не было "в почете", так как считалось, что это явление присуще лишь "западному образу жизни" и культуре.

Определенный "прорыв" в этой проблематике был осуществлен в 1973 г. авторами книги "Мода: за и против" под редакцией философа В. Толстых. Здесь авторы (В. Толстых, Е. Басин, В. Краснов, К. Кантор, А. Харчев и др.) представили панорамное видение моды, ее места и роли в отечественной культуре, указали на противоречия в понимании этого явления.

Впоследствии было не так много публикаций. Наиболее значимые из них работы JI. Петрова и А. Гофмана. Они внесли значительный вклад в рассмотрение моды как общественного явления, посредством которого происходит межличностная и межгрупповая коммуникация.

Огромный эмпирический материал, по существу, почти необозримый, содержится в вышедших в последние годы иллюстрированных энциклопедиях по истории моды, в бесчисленных периодических изданиях, в которых искусствоведы и психологи, имиджмейкеры и политологи, специалисты по рекламе и шоу-бизнесу - каждые, в ракурсе собственных проблем, вглядываются в явление моды и берут на себя смелость давать серьезные теоретические оценки.

Но все же за пределами анализа феномена моды остались многие проблемы, одна из которых и связана с целью данного диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования

Общая цель диссертационного исследования состоит в выявлении специфики функционирования моды в рамках современной массовой культуры.

Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:

- представить философско-культурологическую интерпретацию феномена моды в истории гуманитарной мысли;

- выявить природу моды как социокультурного явления через ее функциональное назначение;

- показать человека и его бытие в условиях массового общества и массовой культуры, детерминирующих регулятивное функционирование моды;

- определить регулятивную функцию моды в формировании единого престижного ценностного стереотипа поведения, образа жизни и др. в ситуации глобальной социализации общества и культуры конца XX столетия;

- обосновать привлекательность регулятивного механизма моды для массовой культуры;

- показать проявление регулятивной функции моды в экономике, политике и культуре.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

- метод сравнительно-аналитического анализа, позволивший увидеть некоторые общие черты при философско-культурологической интерпретации феномена моды в истории гуманитарной мысли;

- системный подход, давший возможность выявить природу моды как социокультурного явления;

- метод причинно-следственных связей, помогший определить факторы, ставшие результатом не только регулятивного функционирования моды в условиях массового общества и массовой культуры, но и ситуации глобальной социализации конца XX столетия и создания единого престижного ценностного стереотипа образа жизни;

- конкретно-исторический метод, позволивший показать привлекательность регулятивного механизма моды для массовой культуры;

- метод восхождения от абстрактного к конкретному, предоставивший возможность обнаружить проявление регулятивной функции моды в экономике, политике и культуре.

Теоретическую базу диссертации составили работы философов и культурологов, экономистов и социологов, а также эмпирический материал по истории костюма и моды.

Научная новизна исследования такова:

- представлена философско-культурологическая интерпретация моды в истории гуманитарной мысли;

- выявлена природа моды как социокультурного явления через ее функциональное назначение;

- показан человек и его бытие в условиях массового общества и массовой культуры, детерминирующих регулятивное функционирование моды;

- определена регулятивная функция моды в формировании единого престижного ценностного стереотипа поведения, образа жизни и др. в ситуации глобальной социализации общества и культуры конца XX столетия;

- обоснована привлекательность регулятивного механизма моды для массовой культуры;

- показано проявление регулятивной функции моды в экономике, политике и культуре.

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. В основе философско-культурологической интерпретации феномена моды лежит идея о ней как выражении склонности к нововведениям и ориентации на "уподобление" и подражание авторитетам, устремленности к обособлению и одновременной социализации на ее основе.

2. Мода выполняет определенную регулятивную функцию. Ее сущность заключается в стихийном использовании знаково-символических средств для идентификации индивида со своей группой на основе индивидуальной свободы выбора и установления социокультурных дистанций общения между группами, использующими разные средства идентификации.

3. Западноевропейское общество массовой культуры - это общество одиноких, изолированных индивидов, вырванных из прежних форм социальности, лишенных устоявшихся жизненных ценностей, с ослаблением способности реального познания и рассуждения, но более всего, с отсутствием самой необходимости как можно более объективно умопостигать доступные вещи и давать им критическую оценку.

4. Панорамный анализ современных процессов глобальной социализации общества (геополитических, геоэкономических, миграционных, демографических и коммуникативных), приводит к выводу о нивелировании культур и формировании единого стереотипа материальных и духовных ценностей, престижных на сегодняшний день вне зависимости от национальной принадлежности. Суммой этих составляющих является единый престижный ценностный стереотип образа жизни. Он носит темпоральный характер и отличается мобильностью, так как престижность единого ценностного стереотипа регулируется модой - явлением, которое в современных условиях приобрело межцивилиза-ционный характер.

5. Мода является тем социокультурным регулятором, который использует массовая культура в целях обеспечения социализации и витальности человека в условиях усложнённой, изменчивой и неустойчивой среды технически развитого общества. Привлекательность моды в том, что она, приучая человека к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, оперирует знаками-символами более доступными внешнему подражанию и не претендующими на истинное "прочтение" их смысла, чем другие области, требующие не покупаемого за деньги подтверждения.

6. Современная мода обрела невиданное в прошлом воздействие на массовое сознание. Задавая определенную программу поведения, она оказалась "растворенной" не только в тех областях, которые исторически были подвержены ее влиянию (внешность человека, бытовой интерьер, этикет поведения.), но и в тех, которые всегда функционировали по своим собственным законам, например, политика, экономика, национальная культура, базирующаяся на определенной традиции того или иного сообщества.

Это подтверждает то, что в массовой культуре мода выполняет регулятивную функцию, проникая во внутрь мировоззренческих структур и беспрерывно усиливая изменения там, где она уже укоренилась.

Научная и практическая значимость работы

Материалы предлагаемого исследования представляют моду как современный общекультурный феномен, тем самым, вводя ее понимание в систему культурологического понятийного аппарата.

Идеи и выводы работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по теории культуры, этике и эстетике, рекламе и шоу-бизнесу.

Кроме того, они могут послужить концептуальной основой для практических и теоретических разработок в сферах проявления моды, число которых, поистине, безгранично.

Апробация работы

Автор докладывал итоги работы на научно-практических конференциях в Донской Государственной Академии Сервиса.

Основные положения диссертации обсуждались на аспирантском семинаре философского факультета Ростовского Госуниверситета.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:

1. Дергунова JI.A. Массовая культура: гипотезы исторического происхождения. - Сб. Проблемы высшей школы, гуманизации образования и экономический мониторинг. Сборник научных трудов. - Вып. 18. Часть П. - Шахты. 1996. -С. 46 - 49.

2. Дергунова J1.A. Мода в системе маркетинга // Социально-экономические проблемы сервиса. Сборник научных трудов. - Вып. 22. -Шахты, 1997.-С. 111-114.

3. Дергунова J1.A. Интерпретация моды в истории философской мысли // Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов. -Вып. 24. - Шахты: ДГАС, 1997. - С. 136 - 139.

4. Дергунова JI.A. Мода как отражение психологии времени // Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов. - Вып. 24.-Шахты: ДГАС, 1997. - С. 142 - 144.

5. Дергунова Л.А. Мода в контексте психологии пола // Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов. - Вып. 24 - Шахты: ДГАС, 1997. - С. 146- 149.

6. Давидович В.Е., Дергунова JI.A. Мода в условиях массового общества и массовой культуры // Современные проблемы техники, технологии и экономики сервиса. Сборник научных трудов. - Вып. 27. -Шахты, 1998.

7. Дергунова JI.A. Через моду к модернизации традиции // Современные проблемы техники, технологии и экономики сервиса. Сборник научных трудов. - Вып. 27. - Шахты, 1998.

8. Дергунова J1.A. От проблем моды к изменению мировоззрения поколения // Современные проблемы техники, технологии и экономики сервиса. Сборник научных трудов. - Вып. 27. - Шахты, 1998.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы, включающего 131 наименование.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мода в условиях массовой культуры"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертанту представляется, что элементы новизны, заявленные во введении, адекватно определены, и тезисы, выносимые на защиту, вполне доказательны.

Феномен моды, как составляющей всего континиума культуры, выявлен в разных гранях и соотнесен с состоянием глобальной культуры конца XX столетия, с массовым масс-культом .

Мода - одна из тех реалий, которые конституирует массовая культура, призванная обеспечить социализацию и витальность человека, оказавшегося в новых условиях своего существования. Поэтому, мелькающие в разных публикациях сентенции типа "сегодня жить - это жить в моде", нельзя игнорировать.

Феномен моды, заключающийся в возможности осуществить свою связь с целым, одновременно реализовав индивидуальное "Я", не требуя при этом критической оценки и лишь внешне "соглашаясь" с символами престижа той группы, с которой хочешь идентифицировать себя, стал наиболее привлекательным для массовой культуры в качестве социокультурного регулятора.

Но парадокс в том, что сегодня знаки - символы престижа все быстрее "изнашивают" свое предназначение, вызывая потребность (чаще, искусственно спровоцированную рекламой) в появлении новых. Поэтому, нескончаемый поток перемен стал характерной чертой современной жизни. Иногда создается впечатление, что наше общество "трещит по швам". Видимо ситуация, которую О.Тоффлер охарактеризовал как "шок от столкновения с будущим" уже дает о себе знать. Человек, стремящийся обрести чувство принадлежности, установить с другими людьми социальные связи, отождесттвляя себя с определенной группой, ведет поиски в постоянно изменяющейся среде. А причина всего этого проста - мода, о которой сегодня все так много пишут и говорят, стала регулятором нашей жизни.

Как же в этой ситуации сохранить хоть какое-то подобие равновесия, избежав состояния шока? По-видимому единственный способ -найти или выработать новый регулятор социокультурного общения. Удастся ли это? Будущее покажет.

Автор надеется, что проведенный им теоретический анализ сможет в чем-то осветить еще одну важную грань культуры и окажется полезным для практической жизни.

 

Список научной литературыДергунова, Людмила Александровна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Айзенштадт Ш. Международные контакты: культурно-цивилизационное измерение // Международная экономика и международные отношения. - 199L. - № 10. - С. 53-71.

2. Айльхауэр Х.Д., Альтенбург У. Мода между спросом и предложением: комплексная подготовка производства изделий обувной и швейной промышленности, зависящих от влияния моды. М.: Легкая промышленность, 1983.

3. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб: Издательство "Литера", 1997.-416 с.

4. Антология исследования культуры. Т. I. Интеграция культуры. Универсальная книга. СПБ: 1997.

5. Алякринский О.А. "Американская мечта" в российском массовом сознании // Международная экономика и международные отношения. -1996.-№ 4 С. 105-113.

6. Ашин Г.К. Доктрина "массового общества" М.: Политиздат,1971.

7. Бальзак О. Суета частной жизни. Красноярск: Университет,1993.

8. Басин Е.Я., Краснов В.М. "Гордиев узел" моды // Мода: за и против. Сборник статей. Общ. ред. и сост. В.И. Толстых. М.: Искусство, 1973 .-CM-W.

9. Басин Е.Я., Краснов В.М. Социальный символизм (Некоторые вопросы взаимодействия социальной структуры и культуры) // Вопросы философии. -1971. № 10. - С. 154 - 172.

10. Басин Е.Я., Краснов В.М. "Статусное" присвоение культурыкак регулятор социального общения при капитализме. // Вопросы философии. 1969. - № 10. С. 95 - 104.

11. Батракова С. Поп-арт // Искусство и массы в современном буржуазном обществе: Сборник статей. 2-е изд., доп. Ред. Сост. Д. Житомирский. - М.: Советский композитор, 1989.

12. Бауман 3. Мыслить социалистически. Уч. пособие // Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. М.: Аспект Пресс, 1966. - 255 с.

13. Белик А.П. Эстетика и современность. Очерк некоторых актуальных проблем. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1957. - 224 с.

14. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.

15. Богуславская О. Москвички отстают от парижанок в моде, но выглядят эффектнее // Труд. 1997 - 5 сентября.

16. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. -М.: Прогресс, 1986.

17. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: Новое литературное обозрение, 1996.

18. Введение в культурологию : Учебное пособие для Вузов // Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.В. Попов М.: Владос, 1996. - 336 с.

19. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

20. Виноградова Е. Международная трудовая миграция // Международная экономика и международные отношения. 1994. - № 12. - С. 110-116.

21. Вольтер. Вкус. История эстетики в 5-ти т. т.П. - М.: Искусство, 1964.

22. Гаджиев К. От биполярной к новой конфигурации геополитических сил // Международная экономика и международные отношения.- 1993,-№7.-С. 52-75.

23. Гегель Сочинения, т. Ш. - М.: 1956. - С. 79.

24. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения // Е.П. Голубков, Е.Н. Голубкова, В.Д. Секерин: Общ. ред. Е.П. Голубкова- М.: Экономика, 1993. 222 с.

25. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые. Или о культуре массовой и немассовой // Социологические исследования. 1990. № 8.

26. Гофман А.Б. Ценности в структуре моды // Социологические исследования. 1980. - № 4. - С. 59 - 64.

27. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.: 1994.

28. Гофман А.Б. Мода. В кн. Культурология. XX век. Словарь // Универсальная книга. СПБ., 1997. - С. 288 - 290.

29. Гуревич П.С. Философская антропология. М.: "Вестник", 1997.

30. Гуревич П.С. Философия культуры. 2-е изд. М.: Аспект Пресс. 1995.-288 с.

31. Давидович В.Е. В зеркале философии.-Ростов н/Д: Феникс, 1997.-434 с.

32. Давидович В.Е., Аболина Р.Я. Кто ты человечество ? Теоретический портрет-М'."Молодая гвардия", 1975.

33. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры.-Ростов-на-Дону, 1974.

34. Давидович В.Е., Дергунова JI.A. Мода в условиях массового общества и массовой культуры // Современные проблемы техники, технологии и экономики сервиса. Сборник научных трудов. Вып. 27. -Шахты, 1998.

35. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 2.- М.: Русский язык, 1978.

36. Данилин Г. Мировой рынок: конкуренция или сотрудничество // Международная экономика и международные отношения. 1993. - № 10.-С. 114-122.

37. Дейян А. Реклама. Пер. с франц. // Общ. ред. З.О. Загашвили -М.: А/О Издат. группа "Прогресс" 1993. 176 с.

38. Дергунова JI.A. Массовая культура: гипотезы исторического происхождения. Сб. Проблемы высшей школы, гуманизации образования и экономический мониторинг. Сборник научных трудов. - Вып. 18. Часть П. - Шахты. 1996. - С. 46 - 49.

39. Дергунова JI.A. Мода в системе маркетинга // Социально-экономические проблемы сервиса. Сборник научных трудов. Вып. 22. -Шахты, 1997.-С. 111-114.

40. Дергунова Л.А. Интерпретация моды в истории философской мысли // Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов. -Вып. 24. Шахты: ДГАС, 1997. - С. 136 - 139.

41. Дергунова Л.А. Мода как отражение психологии времени // Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов. Вып. 24. -Шахты: ДГАС, 1997. - С. 142 - 144.

42. Дергунова Л.А. Мода в контексте психологии пола // Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов. Вып. 24. - Шахты: ДГАС, 1997. - С. 146- 149.

43. Дергунова Л.А. Через моду к модернизации традиции // Современные проблемы техники, технологии и экономики сервиса. Сборник научных трудов. Вып. 27. - Шахты, 1998.

44. Дергунова Л.А. От проблем моды к изменению мировоззрения поколения // Современные проблемы техники, технологии и экономикисервиса. Сборник научных трудов. Вып. 27. - Шахты, 1998.

45. Дмитриева К. Китч искусство и массы в современном буржуазном обществе: Сборник статей. - 2-е изд., доп. // Ред. сост. Д. Житомирский - М.: Советский композитор, 1989.

46. Дмитриева О. Девченки, не задрать ли вам юбченки? // Комсомольская права. 1997. - 23 сентября.

47. Дружников Ю. Американки раздеваются у всех на глазах // Неделя.- 1997.-№37.-С. 12.

48. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч. П. М., 1994.

49. Ефремова Л.К. С точки зрения города и деревни Мода: за и против (Сборник статей) Общ. ред. и сост. В.И. Толстых. - М.: Искусство, 1973.-С. 222" 235.

50. Задорнова Н., Любарова Е. Алгебра и гармония Светланы Бе-говатовой (философия моды) // Эхо планеты. 1994. - № 5. - С. 10-11.

51. Зайцев В. Этот многоликий мир моды // Лит. запись А.В. Васильева, М.И. Кранса. М.: Советская Россия. 1982.

52. Захаржевская Р.В. Мода и гуманизм // Мода: за и против. Сборник статей. Общ. ред. и сост. В.И. Толстых. М.: Искусство, 1973.- С.ПгЩ.

53. Зиммель Г. Избранное. Т.2.- М : Юрист? 1996.

54. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. М.: Центрополи-граф, 1995.-431 с.

55. Зомбарт В. Современный капитализм. Историко-систематическое исследование общеевропейской экономической жизни от ее зачатков до современности.-Т. 1., 1-ый полутом. Ленинград: "Путь к знанию", 1924.

56. Зомбарт В. Современный капитализм. Т.П. М., ( год издания не указан).

57. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1988.

58. Ильинский М.М. Ее величество мода. Смоленск: Русич,1997. 416 е., с ил. - "Азбука быта".

59. Ионин Л.Г. Социология культуры. 2-е издание. М.: Издательская корпорация "Логос", 1998. - 280 с.

60. Ищенко Е.Н. Мода. В кн. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: "Центр". - 1997. - С. 266 - 267.

61. Каган М.С. Эстетика как философская наука // СПБ: Петрополис. 1997.

62. Каган М.С. Философская теория ценностей- // СПБ: Петрополис. 1997.

63. Калинина-Артемова А. Мужская мода // Комсомольская правда. 1997.- 11 ноября, С. 5.

64. Канаева К.К. "Похвальное слово" моды // Мода: за и против. Сборник статей. Общ. ред. и сост. В.И. Толстых. - М.: Искусство, 1973.-С. Z51-ZS5.

65. Кант И. Сочинения в 6-ти томах, т. 6. М.: 1966.

66. Кантор К.М. Мода как стиль жизни // Мода: за и против. Сборник статей. Общ. ред. и сост. В.И. Толстых. М.: Искусство, 1973. -С. 141.-203.

67. Кассиер Э. Опыт о человеке. Введение в философию, человеческой культуры" // Философские науки. -1991. № 7.

68. Корзун Н.В. Рок, игры, мода и реклама. М.; Советская Россия, 1989. - 136 с.

69. Кнышенко Ю.В. История первобытного общества. Ростов-на-Дону: РТУ, 1972.

70. Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу (Социальные мозаики Эрвина Гоффмана) // Социологические исследования. 1993. -№ 2. - С. 117.

71. Крючкова В.А. Мода как форма потребления // Мода: за и против. Сборник статей. Общ. ред. и сост. В.И. Толстых. М.: Искусство. 1973.-С. 235-251.

72. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: теории, идеи. Разновидности, образцы. Техника. Бизнес. 2-е изд. дораб. и доп. - М.: Политиздат, 1985. - 400 с.

73. Кукаркин А.В. Буржуазное общество культуры. Под ред. д-ра ист. наук. А.Н. Яковлева. М.: Политиздат, 1970. - 416 с.

74. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология. Изд. 3-е дораб. - М.: Политиздат, 1981. - 479 с.

75. Культурология. XX век. Словарь // Универсальная книга. -СПб, 1997. 630 с.

76. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Издательство "Феникс", 1995. 537 с.

77. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1993. -№11.-С. 23-31.

78. Леопарди Д. Этика и эстетика. (Нравственные очерки. Рассуждения итальянца о романтической поэзии. Из дневника размышлений). Пер. с итал. М.: Искусство, 1978.

79. Любимова Т.М. Мода и ценность // Мода: за и против. Сборник статей. Общ. ред. и сост. В.И. Толстых. М.: Искусство, 1973. - С. 67.-77.

80. Майерс Д. Социальная психология. СПБ: - 1997. - С. 683.

81. Мерцалова М.Н. История костюма. М.: Искусство, 1972.

82. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4-х томах. Т. 2. М.: "Академия моды", 1995 431 с. с ил.

83. Миллер А.П. Как "Маклюэнизм" стал модой / Мода: за и против. Сборник статей. Общ. ред. и сост. В.И. Толстых. М.: Искусство,1973.-С. 128.-141.

84. Мирошниченко О. Секс символ семидесятых // Аргументы и факты. - 1996. -№37 -с. 8.

85. Мода и тенденции развития ассортимента фурнитуры // Швейная промышленность. 1994. - № 4.

86. Молчанова А.С. На вкус, на цвет. Теоретический очерк об эстетическом вкусе. М.: Искусство, 1966. - 199 с.

87. Музыкант B.JI. Реклама: международный опыт и российские традиции. М.: Право и закон, 1996. - 222 с.

88. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: МГУ, 1990.

89. Орлова JI. Азбука моды. М.; Просвещение, 1989.

90. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. -1989.-№3,4.

91. Ортега-и-Гассет X. "Дегуманизация искусства" и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с исп. М.: Радуга, 1991 (Антология литературно-эстетической мысли). - 639 с.

92. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971.

93. Петров JI.B. Мода как общественное явление.-JL: Знание,1974.

94. Пилдич Дж. Путь к покупателю (Новое в жизни, науке, технике). Пер. с англ. М.: Знание, серия "Экономика". -1991. № 10. С. 64.

95. Пономарева И. Геополитические факторы внешней политики:современное видение // Международная экономика и международные отношения. 1990. - № 1. - С. 35 - 48.

96. Поликарпов B.C. Горизонты третьего передела мира. СПБ: Академия гуманитарных наук России, 1997.

97. Попов А. Национальное самосознание в США: опыт культурологического исследования // Международная экономика и международные отношения. 1990. - № 9. - С. 146 -148.

98. Почепов Г. Имидж-Мейкер. Киев: Рекламное агенство Гу-берникова, 1995.

99. Прини П. Пространство и номадизм: будущее принадлежит кочевникам // Международная экономика и международные отношения. -1992г л/5-С. {OS

100. Пушкин А.С. Евгений Онегин: Роман в стихах. М.: Детская литература, 1986.

101. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1997.

102. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. История эстетики в 5-тит. Т.П. М.: Искусство, 1964.

103. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. / Общ.ред. и вступ.ст. А Я. Кибрика. М. : Изд. группа "Прогресс", "Универс", 1993.

104. Смит А. Теория нравственных чувств. СПб, 1868.

105. Смольников С. Новые ориентиры мировой экономики // Международная экономика и международные отношения. 1991. - № 10. -С. 5-17.

106. Советский энциклопедический словарь // Гл. ред. А.П. Прохоров. 3-е изд., М.: Советская энциклопедия, 1985. - С. 816 ст. "Мода".

107. Современная западная социология: Словарь // Сост. Давыдов Ю.Н. и др. М.: Политиздат, 1990. - 432 с.

108. Современный маркетинг // В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева, Е.Э. Алтухова. Под ред. В.Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991. -256 с.

109. Спенсер Г. Синтетическая философия: Пер. с англ. К.:Ника-Центр, 1997.

110. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. Сост. Огурцов А.П. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

111. Толстых В.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против. Сборник статей. Общ. ред. и сост. В.И. Толстых. М.: Искусство, 1973.-С. 7.-39.

112. Тоффлер О. Столкновение с будущим (Отрывки из книги) // Иностранная литература. 1972. - № 3. - С. 228 - 249.

113. Учебный курс по культурологи. Ростов н/Д: Феникс, 1996.576 с.

114. Ушкалов И. Демографическое настоящее и будущее Европы // Международная экономика и международные отношения. 1997. -№ 8.

115. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: 1992.

116. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн.: 000 "Попурри", 1997.-606 с.

117. Фролова Н.Т. А в моде ли суть? // Мода: за и против. Сборник статей. Общ. ред. и сост. В.И. Толстых. М.: Искусство, 1973. - с. 204.-221

118. Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв" // Вопросы философии. 1990. -№ 7.

119. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. -№1,-С. 33 -48.

120. Харламова Т. Неотбеленный хлопок нашей моды // Российская газета. 1997. - 11 августа.

121. Харчев А.Г. Мода и искусство // Мода: за и против. Сборник статей. Общ. ред. и сост. В.И. Толстых. М.: Искусство, 1973. - С. 105:12-?,

122. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992.

123. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры.- М.: Наука, 1971. С. 229 - 245.

124. Чернокозов А.И. История мировой культуры (Краткий курс).- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.

125. Шефтсбери. Эстетические опыты. Сост., перевод, коммент. Ал.В. Михайлова. Под общ.ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Искусство, 1974.

126. Шишков Ю. Интеграция и дезинтеграция: корректировка концепции // Международная экономика и международные отношения.- 1993.-№10.-С. 50-68.

127. Шкуратов В. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994.

128. Шнейдер П. Вихри моды // Литературная газета 1966 - 31мая.

129. Чичина Е.А. Эстетика // В кн. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

130. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. А.А. Горячев. М.: Экономика, 1993. - 335 с.

131. Яременко С.Н. Внешность человека в культуре. Ростов-на-Дону: Издат. центр ДГТУ, 1997. - 172 с.