автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Моделирование масштабности в процессе формирования основ архитектурной композиции
Полный текст автореферата диссертации по теме "Моделирование масштабности в процессе формирования основ архитектурной композиции"
На правах рукописи
005556443
Фаворская Елена Алексеевна
МОДЕЛИРОВАНИЕ МАСШТАБНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ.
Специальность 17.00.04 - изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектура (искусствоведение)
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения
4 ДЕК 2014
Барнаул-2014
005556443
Работа выполнена на кафедре «Основ архитектурного проектирования» (ОАП) в ФГБОУ ВПО «Московского архитектурного института» (государственной академии)» (МАРХИ)
Научный руководитель: академик, доктор архитектуры, профессор
Есаулов Георгий Васильевич
Официальные оппоненты: Лаврентьев Александр Николаевич
доктор искусствоведения, профессор, проректор ФГБОУ ВПО «Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г.Строганова»
Давыденко Марина Вячеславовна, кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Новосибирская
государственная архитектурно-художественная академия» (НГАХА)
Защита состоится 25 декабря 2014г. в 16.00 на заседании диссертационного совета Д 212. 005. 09, , созданного на базе ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» по адресу: 656049, г.Барнаул, ул. Димитрова, 66, зал заседаний ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»:
http://www.asu.ru/science/dissert/dissert_art/
Автореферат разослан « »ноября2014
Ученый секретарь
диссертационного совета Д 212. 005. 09 _ .,,, 1)
доктор искусствоведения, доцент v/Ж/- Л.И. Нехвядович
<7
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. К настоящему времени сложился целый ряд направлений исследования архитектурной композиции - психологические, семиотические, структурно - логические, кибернетические, теоретико-деятельностные, искусствоведческие. Все эти исследования, формирующие представления о композиции, как правило, мало связаны между собой и не всегда учитывают динамику развития архитектурной профессии. Композиционная теория, будучи сформированной в первой половине XX -начале XXI века переживает существенные трансформации. Глубина проникновения в предмет исследования определяется представлениями, которыми владеет современная наука. Каждому этапу истории архитектуры присущи свои подходы в изучении композиции и применении композиционных средств. Изучение масштабности на современном этапе предстает как постижение диалога человека и архитектуры, понимания миссии архитектуры.
Динамичность жизненных процессов и рост городов, социальные и технические перемены, технологический прогресс, решение проблемы эстетического разнообразия требуют создания различных типов и масштабов архитектурно-градостроительных форм. Необходимость постановки задач прогнозирования и управления процессами реорганизации среды во времени привела к необходимости выделения и изучения масштабности. Это вывело композиционные проблемы форм и пространства на новый уровень, в том числе расширенное представление о масштабности. Исторически сложившееся разделение объекта проектирования на составляющие (форма, функция, композиция и др.) предопределило множественность трактовок композиции и художественных логик «сборки» архитектурного целого. Результатом этого процесса явилось «сознательное» ограничение арсенала универсальных композиционных средств, освоению которого посвяшен основой курс «Композиции» большинства архитектурных школ мира.
Современная ситуация осложняется процессом интеллектуализации художественного творчества вообще и как следствие этого увеличением «разрыва» между «внутренней логикой замысла», современными эстетическими предпочтениями и средствами их воплощения. Среди множества трактовок композиции в архитектуре в процессе профессионального обучения выделяется два основных: композиция как непосредственный процесс «делания» - «сборки» целого и композиция как результат этой «сборки». В обеих трактовках композиции масштабность играет определенную роль.
Особую актуальность проблема композиционной подготовки имеет па начальном этапе архитектурного образования, где формируются первые представления о композиции. На старших же курсах студент развивает в себе «умение цельно воспринимать, видеть, изображать разнопространственное и
разновременное».1 Проблема формирования и развития «композиционного мышления» проявляется при изучении композиционной категории масштабность. Современные архитектурные формы создаются в границах, как привычных человеку пространственных и объемных величин, так и непривычно новых. Проблема заключается в том, чтобы соразмерить масштабный строй этих форм с относительно константными психофизиологическими особенностями человека. Названные аспекты и определяют актуальность проведенного исследования. Состояние вопроса. Различные стороны проблем композиции и композиционных представлений о масштабности: описание архитектуры с точки зрения архитектурных конструкций рассмотрены в трудах - Шуази О., Султанова Н.В.; архитектурных форм и их сочетания - Земпер Г., Кондакова Н.П.; Красовского А.К.; пространственной организации - Бринкмана Л.Э., Грабаря Н.Э., Зельдмайера Г.; типов зданий - Красовского М.В.. Композиция пространств - Габричевский А.Г., Ригель А. Исследованию типологии, морфологии, композиции архитектурных объектов, посвящены труды Аргана Дж.К., Бархина Б.Г., Ремизовой Е.Г., Степанова A.B., Тица A.A., Холодовой Л.П., Уоткина Д., Яргиной З.Н. Понятия формы и пространства как центральные исследованы в трудах Бархина М.Г., Кринского В.Ф., Ладовского H.A., Ламцова И.В., Раппапорта А.Г., Сомова Г.Ю., Туркуса М.А., Фаворского В.А., Чернихова Я.Г.. Изучение композиции как способа мышления архитектора раскрыто в работах Арнхейма Р., Асановича А., Кияненко К.В., Нечаева H.H., Саркисова С.К., Степанова A.B.. Методике архитектурного творчества и проектной деятельности посвящены работы -Бархина Б.Г., Бурова А.К., Гинзбурга М.Я. Психологические и физиологические аспекты закономерности восприятия формы рассмотрены в работах Арндта Ю., Бархина М.Г., Ваго П., Глазычева В.Л., Гутнова А.Э., Есаулова Г.В., Жука A.B., Кандилиса Т., Кирилловой Л.И., Майора М., Малахова С.А., Нерви П., Орфинского В.П., Павлова Л.П., Порта М., Розанова Е.Г., Рябушина A.B., Туманяна Ю., Хан-Магомедова С.О., Усова В.Р. Исследования, сконцентрированные на структурном анализе, и выявлении закономерных связей архитектурных форм, выполнены Араухо И., Барчуговой Е.В., Иконниковым A.B., Мальгиным В.И., Мелодинским Д.Л., Рочеговой H.A., Шемякиным Г.А. Семиотические исследования значений художественных форм проводили Дзеви Б.Р., Маркузон В.Ф., Панофский Э., Рябушин A.B. «Кибернетическое изучение» формы на основе теории информации и математического анализа предпринято в работах Евреинова Ю.Н., Коротковского А.Э., Лаврика Г.И., Тальковского В.Г.
Композицию и в том числе композиционные представления на разных уровнях архитектурно-градостроительной организации объектов с разной степенью глубины анализа наряду с приведенными выше рассматривали теоретики, педагоги и практики архитектуры Азизян И.А., Афанасьев К.Н., Бсндаренко И.А., Бочаров Ю.П., Гельфонд А.Л., Есаулов Г.В., Ефимов A.B.,
1 Гропиус В. Границы архитектуры,- М.: Искусство, 1971.-С. 115
Карташова К.К., Коган Л.Б., Косенкопа ЮЛ., Крашенинников A.B., Лаврентьев А.Н., Лежава И.Г., Микулина Е.М., Новиков В.А., Павлов Н.Л., Поморов С.Б., Ревякин В.И., Савченко М.Р., Сапрыкина H.A., Степанская Т.М., Черкасов Г.Н., Швидковский Д.О., Швидковский O.A., Шубенков М.В., Щенков A.C., Щепетков H.H.
Цель исследования - выявление современных представлений о масштабности и разработка принципов моделирования масштабности в процессе формирования основ архитектурной композиции.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и выявить представления о масштабности в архитектуре на основе теоретических разработок и проектной архитектурной деятельности в XX - начале XXI вв.
2. Определить роль масштабности в архитектурном творчестве на современном этапе.
3. Выявить и разработать основные принципы моделирования масштабности в процессе архитектурного проектирования.
4. Разработать методику формирования профессиональных представлений о композиционной категории «масштабность» в учебном проектировании и провести ее экспериментальную апробацию.
Границы исследования определены периодом с начала XX по начало XXI вв. В этих рамках рассмотрены представления о композиционной категории «масштабность», ее моделирование в процессе архитектурного проектирования на начальной стадии профессионального образования.
Объект исследования. Проявления масштабности в архитектуре XX -начала XXI вв., ее исследования и экспериментальные разработки по формированию архитектурной композиции с учетом масштабности.
Предмет исследования. Принципы и композиционный инструментарий формирования масштабности в учебном архитектурном проектировании и творческой практике.
Методы исследования. Рассмотрение композиционной категории «масштабность» в архитектурной теории и практике осуществлено, с применением структурного и историко-генетического анализа. Для разработки методики формирования навыков применения масштабности в архитектурной композиции привлечены: методы генерализации и факторного анализа, а также психологический эксперимент.
Научная новизна работы:
В работе впервые систематизированы и обобщены представления о композиционной категории «масштабность» в архитектуре XX начала XXI вв. Выделены масштабно-пространственные уровни организации архитектурно-градостроительных объектов с учетом категории «масштабность». Предложены и разработаны принципы формирования масштабности в архитектуре с учетом изменений обусловленных социальными, функциональными, технологическими процессами. Разработана, методика применения принципов и приемов изучения, и
формирования «масштабности» в учебных курсах «Композиционное моделирование» и «Архитектурное проектирование» на примерах объектов различных масштабно-пространственных уровней.
, Основные научные результаты, выносимые на защиту:
систематизация научных представлений о «масштабности», раскрывающих художественные, функциональные и социальные потребности, психолого-физиологические закономерности и особенности восприятия человека;
- принципы и композиционный инструментарий формирования масштабности в архитектуре;
- масштабно-пространственные уровни организации архитектурно-градостроительных объектов, определяемые характером восприятия трех типов масштабности: тактильное восприятие (фактура, текстура), объектное восприятие, зрительпо-фрагментарное восприятие градостроительного объекта;
- методика изучения композиционной категории «масштабность» в системе архитектурного образования, раскрывающая ее природу и приемы изучения и формирования.
Практическое значение работы. Систематизированный опыт изучения композиционной категории «масштабность» в учебном архитектурно-дизайнерском проектировании ведущих российских и зарубежных архитектурных школ может быть использован в проектной архитектурно-дизайнерской практике, учебном процессе в высшей школе: в лекционных курсах по направлению «Архитектура» и практических занятиях по дисциплинам «Композиционное моделирование» и «Архитектурное проектирование».
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения диссертации были доложены: в Башкирском государственном университете на Межвузовской методической конференция, (Уфа, 1987 г.); на 1-4 семинарах Международной научно-технической конференции, (Уфа. 1996 -1999гг.); на семинарах «Методология архитектурного проектирования и профессиональных коммуникаций» в МАРХИ (Москва, 2005,2007-2011,2013 гг.), на семинаре «Архитектурное образование и наука» в МАРХИ (Москва, 2012г.); на международных конференциях архитектурных школ России и СНГ (Саратов, 2009 г., Воронеж, 2010г., Санкт-Петербург, 2013г.), на семинаре «Композиционное мышление как основа профессионального обучения в сфере культуры» в Красноярском Государственном Художественном институте. ( Красноярск , 2011г.); на семинаре Новосибирской государственной архитектурно-строительной академии (Новосибирск, 2011г.); на заседании «Круглого стола» - «Композиционные чтения, посвященные А.Э.Коротковскому» в Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Екатеринбург, 1997, 2003 г.г.).
В 1980 году в Уфимском нефте-техничсском университете на кафедре архитектуры архитектурно-строительного факультета автором была создана лаборатория Композиционного анализа как филиал кафедры Основ архитектурного проектирования МЛРХИ, где в течение 1980-1997 годов проведена апробация методики формирования у студентов представлений о композиционной категории «масштабность», подобная апробация осуществлена в 2010 году в Новосибирской ГАХА на кафедрах Архитектурная теория и композиция и Основы архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства.
Принципы, сформулированные автором в диссертации и материалы диссертационного исследования вошли в научно - исследовательскую работу «Концепция формирования основной образовательной программы нового поколения для специальности «Архитектура» (регистрационный номер ПИР 5.6031.2011, номер Госрегистрации 01201176713) в рамках государственных заданий на оказание услуг (выполнения работ) Министерства образования и науки Российской Федерации в 2012году (руководитель А.В.Степанов) и в разработки «Основной образовательной программы МАРХИ», выполненные автором п составе авторского коллектива под руководством Д.О.Швидковского «Архитектурное образование» по направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификации (степень) «бакалавр»)». М., 2010 (№ государственной регистрации 0321200093,№ справки 24860), а также опубликованы в учебно-методическом пособии по дисциплине но выбору «Композиционные приемы в современной архитектуре» (№ 0321204169, № справки 28937), авторы Е.А.Фаворская, С.А.Соловьев.
Внедрены в учебный процесс в разработанном модуле «Архитектурное проектирование», в рекомендациях по направлению «Архитектурное проектирование» в Основной образовательной программе по направлению 270100 «Архитектура». Участие автора в проектных работах дало возможность апробации предложенных принципов при корректировке генерального плана г. Уфы в 1998г. и разработке поправок к генеральному плану г. Малоярославец в 2009г., при формировании проекта культурно-делового каркаса Большой Москвы в международном конкурсе на Большую Москву в составе проектной группы архитектора Чернихова A.A., 20122013гг.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из двух томов. Первый том объемом 150 страниц включает введение, три глаьы, заключения, список использованной литературы. Второй том содержит приложения и графоаналитические материалы в виде иллюстрированных таблиц.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ.
Во введении рассмотрены актуальность исследования, состояние вопроса, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, его границы, показана научная новизна и практическое значение диссертации.
Первая глава - Масштабность в теории и проектной практике архитектуры. Характеристика «масштабности» как категории основывается
на том, что она отражает наиболее существенные связи и отношения человека и архитектуры. Одновременно масштабность является специфическим для архитектуры композициопным средством и качеством." Под масштабностью понимают «выразительную соразмерность архитектурных форм по отношению к человеку».3 Масштабность как композиционное свойство «вытекает» из самой природы архитектуры как материализации ее форм и раскрывается в процессе восприятия человеком. Используя понятие масштабности как композиционного представления, мы мйжем говорить о ней с точки зрения психологии (о восприятии окружающего мира человеком и его композиционном чувстве).
1.1 Обзор подходов к изучению композиционной категории «масштабность» в XX начале XXI вв.
Система композиционных представлений входит в общую структуру понятийного аппарата архитектуры, взаимодействует с ним и адаптируется к изменениям, происходящим в функционировании и развитии архитектурного мышления, включая композиционное мышление. К настоящему времени сложился ряд подходов к изучению «масштабности» в архитектурной композиции с точки зрения проявления ее свойств.
Искусствоведческий подход в формировании представлений о масштабности.
Искусствоведческий подход (архитектуроведческий)4 основан на анализе истории архитектуры через композиционное мышление архитектора. Композиционное представление о масштабности носит описательный характер через анализ исторических объектов. Труды Бельчера JI., Бенедиктова А. И., Габричевского А.Г, Зубова В.П., Лейкледера Г., Михайлова В.П., Робертсона Г., Тица A.A., Хэмплина Т., Якоба Вуека сформировали понимание способов и приемов гармонизации архитектурного объекта на примерах произведений различных исторических эпох. Конструктивный подход в формировании представлений о масштабности.
• В сферу композиционных интересов при этом подходе на первое место выдвинуто описание конструкции. Архитектурное пространство и инженерная конструкция трактуются как соседствующие. К этой группе относятся работы Гидиона 3., Султанова И.В., Шуази О. Гидион 3. и Шуази О- концентрируют внимание на комплексе факторов, влияющих на формирование архитектурной концепции пространства. Султанов И.В. считает конструкцию и функцию определяющими для композиции. При этом масштабность представлена, как одно из средств выявления работы конструкций, влияющих на художественное восприятие.
"Кириллова Л.. Масштабность в архитектуре. М:Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительных материалов. 1961.С. 183.
3 Раппапорт А.Г., Сомов Г.Ю.. Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии. М. Стройиздат 1990 С.343.
(формальный) - Габричевский Л.Г. Пространство и масса в архитектуре. М. 1923.С. 169.
Типологическим подход в формировании представлений о масштабности.
Новые задачи в области градостроительства, бурное промышленное и гражданское строительство, развитие строительной техники и создание новых строительных материалов, широкое распространение инженерных и научных знаний привели в конце XIX века - начале XX века к появлению нового подхода в изучении композиции. Назовем его типологическим. Бринкмаи Л. Э., Гинзбург М.Я., Зедльмайнер Г., Красовский М. В. трактуют вопросы композиции, в том числе и масштабность, с учетом усложнение и дифференциации архитектурной профессии на архитекторов-инженеров и архитекторов-художников. Это способствовало развитию процесса разделения сферы архитектуры на области инженерии и искусства. Психологический подход к формированию представлений о масштабности.
Классификация наук, предложенная Кедровым Б.М., предполагает возможность формирования представлений об архитектурной композиции как о процессе в сферах психологии, логики и философии.
Психологический подход, развиваемый в работах Араухо И., Бархина Б.Г., Ивановой Г.И., Кирилловой Л.И., Коротковского А.Э., Степанова A.B., -опирается на рассмотрение процесса проектирования в аспекте деятельности, включающей как интеллектуальные, так и эмоционально - интуитивные и волевые факторы в различных сочетаниях и соотношениях. Чувство масштабности в трактовке представителей этого подхода проявляется в реальном восприятии мира, отдельных явлений в соразмерности объекта (города, здания, сооружения, памятника, элементов оборудования : и благоустройства, экспоната выставки, стенда на улице, фактуры и текстуры поверхности стен и предметов и т. д.) с человеком, архитектурным и природным окружением.
Логический подход к формированию представлений о масштабности.
Одновременно с решением задач психологического порядка , в восприятии объекта архитектуры в 1920-е гг. проводилась работа, нацеленная на исследование рациональной стороны проектного процесса. Центрами этих разработок были - Баухауз и ВХУТЕМАС. В этих учебных заведениях работали архитекторы, стоявшие на позициях решительной борьбы с академизмом и подражательством. Гропиус В., Иттен И., Кандинский В.В, Кринский В.Ф., Ладовский H.A., Ламцов И.В., Мисс Ван дер Роэ, Моголи-Надь, Фаворский В.А. и их коллеги стремились передать обучаемым свои знания, опыт, представления и закрепить их в виде определенной теоретико-логической платформы. Разрабатывались принципы рационального построения объекта в зависимости от позиции воспринимающего зрителя, что обуславливало "фронтальность", "объемность", "пространственпость" композиции.
Методологический подход к формированию представлений о масштабности.
Методологический подход, развиваемый в работах Глазычева В.Л.,
Малахова С.А., Мелодинского Д.Л., Павлова ПЛ., Раппопорта А.Г., Сомова Г.Ю. рассматривает архитектурную композицию в системе основных форм общественной практики. В его основе построение организационно-методологических моделей профессиональной деятельности с непосредственным участием человека. Архитектурное проектирование входит в такую модель в качестве элемента наряду с научными исследованиями, строительством, управлением.
1.2.Масштабность во взаимодействии с другими композиционными средствами архитектуры.
На современном этапе исследования композиции отмечен новый аспект толкования масштабности в её символическом значении. В символах раскрыты разные уровни восхождения от конкретных контекстов культурной событийности до космических моделей мироустройства. В образной картине м»ра, создаваемой с использованием геометрических соотношений объёмов и пространств, находили отражение закономерности жизни, её упорядоченность, отношение к человеку как субъекту и к социуму в целом. В этом отношении масштаб5 и масштабность становятся поэтической сутью профессионального творчества архитектора, своего рода генерирующими понятиями. Масштабные соотношения трактуются как связи более высокого уровня. Именно их имел в виду Буров А.К., говоря о трёх видах проявления масштабности в архитектуре : «человек, как реальный; человек - раб; человек - бог.»6
В конце XX века и первом десятилетии XXI века появился ряд работ, в которых проблема масштабности рассматривается как неотделимая от других проблем архитектурной композиции - проблем пропорций, ритма, тектоники, цвета и света, фактуры и текстуры.
Масштабность и пропорции.7 Принято, что тайна пропорций где-то между абсолютными законами математики и творческим чутьем зодчего. Прежде всего, следует принять во внимание основное противоречие между математическими принципами измерения пропорций (в плане и разрезе) и реальным восприятием здания зрителем: «измеряемое» не всегда равносильно «видимому». Математический расчет далеко не всегда совпадает с оптическим впечатлением. Пропорции воздействуют на настроение и эмоции человека, в известной степени они могут соответствовать его состояниям. Это связано не только с самими пропорциями, но и с определенным освещением, с отношением тонов, с цветом и характером поверхности стен и т.п. Все формы архитектуры развертываются в трех измерениях, обладают массой, объемом и глубиной.
5 «Масштаб - это физический размер сооружения степень крупности форм здания, воспринимаемая на основе соотношения их величины с величиной целого, с окружением и с человеком. » Кириллова Л.И. Масштабность в архитектуре. М:Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительных материалов. 1961 .С. 190.
6 Буров А.К. Об архитектуре.М., 1960. С. 126.
Пропорциями в архитектуре называют согласование отдельных частей здания между собой и в отношении к целому Степанов АВ Дуркус МА Объемно пространственная композиция в архитектуре. СТРОЙИЗДАТ М 1975 С 1 »2
Перевод трехмерных форм на отношения линий и плоскостей совершается бессознательно, и, может быть, именно легкость, ясность этого перевода, непрерывное колебание восприятия зрителя между ритмом пространства и узором плоскости и служат в архитектурном произведении главным критерием его художественной ценности.
Масштабность и ритм. В работах Маас Я., Мелодинского Д.Л. указывается что «основным стержнем художественного воздействия архитектуры является ритмическое взаимодействие массы (плоскости) и пространства.»8 Пространство - это та стихия, которой в художественном воздействии архитектуры принадлежит, несомненно, первенствующая роль. Самые возвышенные переживания архитектуры связаны, в конечном счете, со специфическими качествами пространства, воплощенными в том или ином произведении архитектуры. Постройку нередко помнят по тем эмоциям, которые вызвал именно пространственный ритм здания: оставил ли он в нас чувство недостижимой высоты или необъятного простора, величавого покоя или стремительной динамики, светлого ликования или угрюмой замкнутости. Масштабность и цвет, свет. Физический цвет - это воспринимаемое человеком отражение световых волн определенной длины, от какого - либо объекта. В оценке масштабности исключительно важна способность психики человека, использовать цвет для символического определения времени. Паи этом насколько разум - коллективное достояние, настолько подсознание индивидуально. Каждый человек видит свои оттенки времени, связывает их со своими, только ему одному известными событиями, характеризует время как более светлое или темное, как невзрачно тусклое или ослепительно яркое. Придает времени те характеристики, которые он способен ощутить. Очеловечивая время, он тем самым уже подсознательно стремится его понять, придавая ему определенные значения масштабности через цветосветовой образ картины мира.
1.3. Масштабность в контексте современной архитектуры.
В конце XX века - начале XXI века соответственно разным уровнем архитектурно-градостроительной организации объектов: от города до архитектурного комплекса (ансамбля), отдельного объекта и интерьера, а также фактуры (текстуры) поверхности объекта в теории архитектуры формируются новые представления о масштабности. Автором предлагается объединить их в следующие группы.
Масштабность как представление о членении формы. В основе группирования лежит структурный метод, основателями которого считаются этнолог К.Леви-Стросс, культуролог М.Фуко, психоаналитик Ж. Лакан, искусствовед, философ, писатель У.Эко. Принцип метода - расчленение объекта на элементарные части, в которых типичные повторяющиеся отношения связывают пары вычлененных элементов; раскрытие отношений преобразования между частями, их систематизация и построение абстрактной структуры путем формально - логического моделирования.
"Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтпка.М.Книжный дом «ЛИБРОКОМ».М.2(МО,с.265
11
Структурный метод способствует выявлению структуры как относительно устойчивой совокупности отношений на основе признания предпочтения отношений над самими элементами в изучаемой системе. Масштабность как соотношения целого и части. Еще с древних пор в работах Витрувия М., Альберти Л., Палладио А. и их последователей в разные эпохи элементы зданий рассмотрены как «отдельное бытие». Все же вместе они составляли целое, важными характеристиками которого считали «покой», гармонию, традицию. Современные исследователи рассматривают соединения крупных и мелких частей, обращая внимание на существенное различие между понятием величина, и понятием «значительность архитектурной формы»
Масштабность как представление проявления антропоморфного факта
регулируется размером средней человеческой фигуры и тех предметов, величина которых с ней связана. Когда мы говорим, что здание большое или небольшое, мы имеем в виду, что составляющие его части и в действительности и зрительно имеют большие или небольшие физические размеры. Чтобы быть большим, здание не должно быть обязательно большим по размеру, но оно будет скомпоновано из элементов, необычно больших и рельефных по сравнению с человеческой фигурой или зданиями с обычными деталями. Этот подход к формированию композиции разобран Маасе Я., Хемплином Э., Эдварсом Т.
Масштабность как представление размещения в пространстве и его контексте. Робертсон Г. считал, что окружение дает ключ к пониманию подлинной величины здания. Так, например, Триумфальная арка в Париже имеет правильный масштаб, а в Лондоне, где масштаб зданий мельче, ее пришлось бы разместить в специальном окружении во избежание риска «подавления» ею соседей. Получается, что выбор масштаба зависит и от масштабности контекста места расположения объекта и от имеющихся точек его восприятия.
Масштабность как характеристика изменчивости масштабных представлений. Масштабные представления тесно связаны с идеями, положенными в основу замысла тех или иных сооружений, с их назначением. Камерность и гигантомания, миниатюрность и монументализм - это полюса, между которыми располагается весь ряд масштабных представлений. Понятие масштабности трактуется Жолтовским И.В. из определяющих условий формирования художественного образа как непременное условие создания архитектурного ансамбля. Масштабность зависит от идеи сооружения, его социального содержания, абсолютных размеров объекта, пропорций частей и целого, трактовки деталей и меняется в соответствии с условиями восприятия.
Анализ архитектурно-пространственной среды дал возможность автору выделить три основных масштабно-пространственных уровня организации архитектурно-градостроительных объектов: I уровень - зрителыю-тактилыюе
* Альберта Л.-Б. Десять книг о зодчестве В 2 т. -М.: изд. Всесоюз Акад архит. СССР, 1935-1937
12
восприятие, соотносимое с разработкой поверхности (фактуры и текстуры); II уровень - зрительно - целостное восприятие объекта соответствующее взаимодействию, диалогу объема и пространства, степени возможности их оценки статичности и динамичности, особенностей гармонизации форм каждого вида композиции (фронтальная, объемная и объемно-пространственная); III уровень - зрительно-фрагментарное восприятие градостроительного образа (организация закономерностей и особенностей городского пространства). Кроме этого, существует множество промежуточных градаций уровней объектов. Каждому уровню соответствует специфическая для него моделировка архитектурной формы.
Выводы. Основой формирования представлений о масштабности в архитектуре является эволюция самой архитектуры, ее роли в мире и в процессах взаимодействия с человеком.
В совремепном попимапии масштабность существует в трех ипостасях: как категория, средство и свойство. Средство масштабность неразрывно связано с композиционными средствами архитектуры, свойство с восприятием архитектурного объекта как композиционного целого.
В результате анализа теоретических и практических разработок по исследованию архитектуры XX - XXI веков выявлены характерные подходы в формировании представлений о масштабности как композиционном средстве и свойстве: искусствоведческий (архитектуроведческий) формальный, конструктивный, типологический, психологический, логический и методологический, которые продолжают развиваться и влиять на формирование профессионального мышления архитектора. Сущность композиционного мышления составляет единство композиции ' и декомпозиции.
Па основе анализа архитектурно-пространственной среды выделены три основных масштабно-пространственных уровня организации архитектурно-градостроительных объектов.
Вторая глава. Формирование композиционных представлений о масштабности в зарубежном и отечественном архитектурном образовании.
2.1. Формирование композиционного мышления в образовательной программе Баухауза и в зарубежных архитектурных школах во второй половине XX века.
Баухауз - школа дизайна, искусства и архитектуры, основанная Гропиусом В. в Веймаре дала новые импульсы процессу создания искусственной среды. Школа создавалась с одной стороны привлечением в педагогический состав крупнейших европейских художников и теоретиков в их числе Лльберс Д., Иттен И., Кандинский В.В., Моголи-Надь J1Пауль К., Шлеммер О., а с другой стороны - созданием программы, основанной на изучении взаимоотношений между формой и функцией, материалом и технологиями. Курс рисунка по методике Кандинского В.В. развивал аналитическое восприятие. Учебные упражнения Кандинский строил на изучении восприятия человеком движения точки, линии, пространства и
сравнении их на уровне чувственного отношения к тому или иному проявлению свойств. Иттен преподавал разработанный им новый метод воспитания в области цвета, пространства и композиции. В овладении представлениями о композиции элемента акцент делался в первую очередь на чувственные переживания, а затем уже на понятия и воплощения в моделях. Курс, который развивали Альберс Д. и Моголи-Надь Л. каждый по своей программе, был акцентирован на композиции пространственного характера. Анализ пространства как композиционной категории, изучение ее свойств и различных композиционных связей с формой осуществлялись с позиции эмоционального переживания и учитывали антропоморфный фактор. Образование строилось на принципах современного искусства10 и учитывало характер восприятия человека. Гропиус ставил задачу объединить искусство и промышленность и найти «основную тональность» современной архитектуры. Для соединения искусства и повседневной жизни он «пользуется архитектурой» как связующим звеном.
В последующем программы обучения архитекторов на начальных этапах в зарубежных архитектурных школах, как правило, связаны с именами ведущих мастеров: в Финляндии - Руусувуори А.; Бельгии -Флоран Сори; Германии (в Карлсруэ) под руководством Ледербогена Р., в (Веймаре) - Кюна и Ледербогена Р., в (Дрездене) - Юста, Курта Римера. В основу их программ заложена разработка упражнений от абстрактного к конкретному. На начальной стадии решались задачи построения отношений форм и пространства к человеку с использованием различных композиционных средств: ритма, членений, пропорций, света и цвета. В настоящее время при изучении композиции в основном используются макетное или компьютерное моделирование. При этом все школы в разной мере включают изучение проблемы масштабности в архитектуре в процесс обучения.
Особняком стоит методология Никоса А. Салингароса, американского математика, ученого, известного работами но теории градостроительства, теории архитектуры, теории сложности вычислений и философии проектирования. Салингарос предлагает альтернативный теоретический подход к проблемам архитектуры и градостроительства: адаптация к человеческим потребностям и желаниям, сочетание тщательного научного анализа с глубокими интуитивными знаниями.
2.2. Формирование композиционного мышления в процессе учебного проектирования в Московской архитектурной школе.
В основу процесса архитектурного образования МАРХИ в 2010-е годы был заложен компетентностный подход. Он представляет собой развитие системно - деятелыюстного подхода, который освоен отечественной
10 Гропиус с самого начала считал, что выставки следует использовать как средство ознакомления с новыми идеями. До 1928 г. он это проводил в Баухаузе, а позже со своими старыми сотрудниками по Баухаузу Моголи-Надь, Брейером, Байером и др. новый тип выставки, на которой стали применять современную технологию экспозиции.
архитектурной школой с конца 1980-х годов и получил реализацию в программах первого (Общая образовательная программа (ООП), 1990 года) и второго поколения (ООП 2000 года). Вместе с тем в современном образовательном процессе исключительное значение принадлежит традициям Московской архитектурной школы.
ВХУТЕМАС дал начало специфическим определениям архитектуры и искусства с точки зрения пространственно-временного характера. При поддержке Фаворского В.А. в учебном процессе произошло единение с одной стороны философов, прежде всего Флоренского П.А., с другой архитекторов и представителей пластических искусств Истомина K.M., Кринского В.Ф., Ладовского H.A., Павлинова П.Я., Родченко A.M., Татлина В.Е., Майкова И.М. Традиции изучения языка форм и пространств в последующем получили развитие на кафедре «Основ архитектурного проектирования» в МАРХИ.
В 1920 -1923 годах была сформирована базовая программа курса Докучаева II.В., Ладовского H.A. и Кринского В.Ф. Определив основные отличия новой архитектуры, рационалисты начинают формировать свою теорию, а также применять ее практически на базе нового курса и психотехнической лаборатории. Основой этой теории было новое видение самой сути работы архитектора - работы с пространством и его восприятием, что и дало название новому курсу - «Пространство». Структура дисциплины строилась на чередовании двух видов заданий: отвлеченных и производственных. Отвлеченные задания предполагали построение композиций из простых геометрических тел. С первого же задания,-обязательным результатом работы становится макет или перспектива, то есть изображение предмета в пространстве в различных условиях восприятия человеком стой или иной точки зрения. Основы композиционной подготовки в МАРХИ в 1970-1990 годы были разработаны в курсе «Объемно-пространственная композиция» Кринским В.Ф. , Ламцовым И.В., Туркусом М.А., Степановым A.B., Мальгиным В.И., Мелодинским Д.Л., Алоновым Ю.Г., Ивановой Г.И. и другими педагогами. В действующей в настоящее время программе определенное внимание уделяется изучению масштабности".
2.3. Развитие композиционного мышления студентов в региональных-архитектурных школах России.
МАРХИ является центром научно-методического сопровождения архитектурного образования в России. Основные методологические подходы формируются на конференциях МООСАО12, Международных конкурсах
11 С 2010 года автором читается ряд лекций по курсу «Композиционное моделирование», в основе которых разработка композиционных заданий, сопровождающих тематику курсовых архитектурных проектов (блокированный дом и дом повышенной комфортности). Основное внимание в заданиях, сосредоточено на выявлении масштабности при помощи членений, ритма, пропорционирования, выделения объекта в среде; выявление его социального значения и анализ закономерностей и особенностей пснхолого-фнзиологического восприятия человека. ,
12 МООСАО - Международная общественная организация содействия архитектурному образованию.
дипломных проектов, но при этом каждая школа разрабатывает свою программу, связанную с региональными особенностями и авторскими подходами педагогов.
Создание Коротковским А.Э. в Свердловском архитектурном институге, возникшем как Уральский филиал МАРХИ, курса теории архитектуры как осповного профилирующего теоретического курса подготовки архитектора еще на стадии формирования заложило методологическую основу предложенной им системной теории архитектуры. При формировании структуры и содержания центрального курса теории архитектуры в общей системе знаний специалиста Коротковским А.Э.'3 были предложены модели социально-психологической группы, логическо-философской группы и инженерно-дизайнерской группы, которые служат последовательному описанию ряда общих для них идеальных объектов архитектуры, выделенных в целостной социально-пространственной структуре жизненной среды в качестве ее элементов, состояний, структурных компонентов и т.д. Архитектурная форма рассматривается не как набор геометрических тел на макете, гармонизируемых по отношению к визуальному восприятию внешнего зрителя, а как модель дома человека. Она есть живой организм, находящийся в гармонии со средой и гармонизирующий среду в отношении ко всему богатству субъективной чувственности человека. Традиции, заложенные профессором Коротковским А.Э., связанные с идеей поэтапного развития мышления студента, развиваются при участии его коллег и последователей Барабанова A.A., Иовлева В.И., Смирнова В.В., Старикова A.A., Чуваргиной Н.П., Янковской Ю.С. В Воронеже - в основу методики формирования композиционного мышления положен принцип комплексности в иерархии приобретаемых знаний, от более простых к сложным (Белоусов Е.Д.14). В Ростовской архитектурной школе развивается комплексный подход к формированию композиционных представлений (1980-1990-ые годы - Есаулов Г.В., в 1990 -2010-ые годы - Алексеев С.Ю., Карташова J1.B., Токарев А.Г. и др.). В Самарской архитектурной школе проблемы композиции разрабатывает Малахов С.А., акцентируя переход от абстрактных композиционных понятий к конкретным формам. Архитектурная школа в Казани, представлеппая Дембичем А.Л., Куликовым А.Д., Сафиной 3.3., в своей программе выделяет познавательно - созидательное моделирование. В заданиях этой школы студенты выявляют связи геометрических визуальных моделей и функционально - пространственного проектирования.
В архитектурных школах Владивостока и Иркутска основной акцент ставится на экологические вопросы. В Вологодской школе Кияненко К.В.
11 Коротковский А.Э. Методологические основы системной теории архитектуры. М. 1987.с.ЮЗ.
«Исходя из принципа комплексности, в историко - архитектурном цикле желательно излагать материалы
аналитического и сравнительного характера так, чтобы они позволили проследить развитие
композиционной мысли. В этом композиционном практикуме следует уделить внимание таким характеристикам композиции, как единство стиля и образность формы, которые служат основой историко-архитектурных и историко- градостроительных композиционных символов.» - Белоусов Е.Д. Объемно-пространственная композиция.Ростов на Дону.1990.С.88.
концентрирует внимание на проблемах социологического характера. Становление архитектурной школы в Уфимском государственном нефтяном техническом университете происходило в конце 1970-х годов. Автор разработал и сформировал композиционный курс, как основной, который сопровождает весь период обучения (1-2 курсы - Объемно-пространственная композиция - разработанный автором, 3 курс - Вариативный курс по выявлению архитектурной формы - Расулевой 10.В., 4курс - Анализ и разработка композиционных принципов детали в современной архитектуре -Донгузов К.А., 5курс - Современная теория композиции, в которой масштабность учитывается как важный аспект - разработчик автор данного исследования). В настоящее время в Уфе на кафедре Архитектура идет разработка нового направления, названного «имплозивный» метод15 - как следование логике прототипа, с выявлением масштабности. При этом в названных программах российских школ выделяется начальный этап и этап закрепления знаний на старших курсах.
Выводы. В зарубежных, и отечественных архитектурных школах композиционная подготовка на протяжении второй половины XX века и начала XXI века основывается на методических подходах, наследующих принципы школ Баухауза и ВХУТЕМАСа и включающих новейшие разработки теоретиков архитектуры, а также опыт преподавания композиционных дисциплин в разных школах.
Развитие методик в своей основе идет по пути совершенствования и усложнения содержания постановочных композиционных заданий на начальных этапах обучения.
Анализ дал возможность выявить в процессе учебной и практической деятельности архитектора два основных этапа формирования представлений о масштабности: начальный (отвлеченный) - несамостоятельная стадия относительно творчества студента, контролируемая педагогом и профессиональный - стадия, на которой учащийся самостоятельно определяет задачи и способы их решения (процесс перехода к авторскому творческому процессу).
. Третья глава. Принципы н композиционный, инструментарий формирования масштабности.
3.1. Принципы определения масштабности в архитектурной композиции. Современное понятие масштабность исследователи трактуют как формирование композиционными средствами архитектурного объекта, на основе определения набора его функций, значения объекта и учета психолого-социальных и психолого-физиологических закономерностей и особенностей восприятия человека. На основе этих факторов систематизация масштабно-пространственных уровней объектов проектирования с учетом потребностей человека, образа его жизни, поведения и других аспектов, предопределены их качествами физической среды.
15 Расулева Ю., Баймуратов Р.,Сабитов И..Донгузов К.Имплозия схеыаформа.Учебное пособие.Уфа.2012.
17
В исследовании масштабность рассмотрена с позиции социального общества - его структуры, потребностей и образа жизни людей, их поведения. Архитектору, моделирующему социальную реальность, необходимо одновременно учитывать все аспекты жизни общества. Для этого используют различные модели: социально-пространственные, социально-функциональные, социально-демографические, социально-экологические, социально-правовые, социально-экономические, социально-культурные, социально-психологические. Во всех моделях работают свои масштабно-пространствспные уровни архитектурно-градостроительной организации объектов по определенным законам и правилам. Взаимосогласованность масштабных связей способствует возникновению масштабного строя, в условиях которого участвуют различные по своим физическим и социальным характеристикам объекты. На основе выявленных закономерностей предложены основные принципы формирования масштабности в зависимости от различных средовых потребностей человека и их воплощения на различных уровнях организации архитектурно -градостроительных объектов:
социально-культурный принцип отражает необходимость учета в профессиональной деятельности архитектора закономерностей и особенностей жизни общества и видение архитектором своей роли, прав и обязанностей, базирующихся на социально-психологическом (социальная иерархия, менталыюсть) и социально-региональном (локальные культуры) факторах.
функционально-типологический принцип утверждает необходимость интеграции связи эргономики, антропометрических данных человека и социально-функциональных характеристик объекта. При этом учитываются факторы количественной вместимости (масса - пространственные отношения в конкретном сооружении и пространстве); качественной вместимости (содержание всего спектра социальных функций: от утилитарных до полифункционалыюго набора). При исследовании проявлений масштабности в архитектурно-градостроительной среде автором выявлены три масштабно-пространственного уровня архитектурно-градостроительной организации объектов: тактильное восприятие (фактура, текстура), объектное восприятие, зрительно-фрагментарное восприятие градостроительного объекта, которые могут быть положены в основу изучения проявления масштабности.
3.2. Формирование начальных представлений о масштабности в учебном процессе архитектора. Как показали результаты исследования, включая собственный педагогический опыт автора, нерасторжимость понимания композиции как процесса и как результата творческого поиска во многом определяет успешность выполнения того или иного композиционного задания и влияет на методику изучения средств архитектурной композиции - метра, ритма, нюанса, контраста, масштаба, тектоники, масштабности и т.д.
На современном этапе развития информационного общества сознание студента вместо «логической сборки» информации, начинает работать, как
«клиповое» и «геймеровское» при обработке компьютерной информации. В условиях недостатка информации человек фантазирует, т.е. идет формирование представлений с повышенной творческой активностью. С учетом современных тенденций развития форм мышления студента, опираясь на методики Баухауза и ВХУТЕМАС, опыт региональных высших школ и кафедры Основ архитектурного проектирования МАРХИ, автором предложена методика изучения масштабности в архитектурной композиции на стадии начального этапа обучения, как предварительных вводных упражнений к действующим методикам. Автор предлагает строить обучение принципам архитектурного проектирования в форме циклического процесса, в котором чередуются анализ и синтез на разных уровнях решения проектных задач. Основой разработанной автором методики послужил эксперимент.16 Для его проведения были выбраны три основных дидактических приема по формированию представления о композиционной категории «масштабность» при помощи графического, макетного, компьютерного моделирования. В качестве инструментария изучения масштабности в процессе освоения приемов выступают линии, пятна различной конфигурации и интенсивности, фактуры, плоскости, объемы, пространства, а также их виртуальные аналоги.
Первый прием - Определение массо-пространственных отношений объема и пространства. В графическом исполнении упражнения при помощи тоновой (пятен) или линейной графики осуществляется заполнение массой пространства листа (размером ЮХЮсм) до создания «состояния покоя». В упражнении, выполненном при помощи компьютерного или макетного моделирования ставится задача нахождения соотношения массы кубика (5 вариантов фактуры кубиков - от крупно - фактурного членения до мелкого) по отношению к фиксированному пространству, ограниченному листом (размером ЮХЮсм). При этом соблюдаются требования качественного технического выполнения задания и определения характера восприятия человеком этой композиции с различных точек восприятия.
Второй прием - Выявление масштабности при помощи членения формы и пространства. В упражнении ставится задача создать ряд объектов от «массивного монолита» к «пространственному монолиту», через выявление масштабности при помощи членений в метро - ритмическом ряду (горизонтальных и вертикальных членений кубика в простом и сложном метрическом ряду, варианты членений - в ритмических рядах с использований разных фактур). Графическое упражнение по изучению этого приема состоит из выявления центра на пространстве листа (размером ЮХЮсм).
16 Эксперимент на первом этапе был проведен с участием 178 студентов на кафедре архитектуры Уфимского государственного нефте-технического университета при содействии кафедры психологии Башкирского государственного университета под руководством канд..психологических наук Шамазова A.LLI. в' 1980-1997 гг., на втором этапе на кафедре Основ архитектурного проектирования в МАРХИ с участием 120 студентов в 2006-2011гг.
Третий прием - Палетка масштабности. Содержание задачи с иомощыо членений (вертикальных и горизонтальных), конструкций (портал и лестница) и ландшафтных деталей выявить масштабность. Упражнение состоит из трех рядов кубиков (по четыре в ряду) и выполняется в технике макетного или компьютерного моделирования.
Приемы сформированы по принципу восхождения от «абстрактного» (1 прием) к «конкретному» (2 и 3 приемы) строятся на применении социально-культурного и функционально-типологического принципов. Каждый из трех приемов завершается процедурой «сделать-обсудить», т.е. соотнесением и анализом студентами своей композиции с работами одиогруппников при ведущем участии педагога. В процессе формирования методики автор использовал метод факторного анализа, который применяется для изучения взаимосвязей между значениями переменных17. В процессе педагогического эксперимента были выявлены основные показатели (неременные) начальных представлений о композиционной категории «масштабность» опирающиеся на выработанные в процессе изучения композиции подходы (искусствоведческий, конструктивный, типологический, психологический, логический, методологический и современные представления о масштабности в контексте современной архитектуры).
Успешность изучения оценивалась шестью показателями (определенность-!0!, выраженность-1'2, едиистго-РЗ, единство различного-Р4, масштабность-Р5, целостность-Рб), каждый из которых учитывал значение предыдущего. Эти показатели, в которых заложены (фототипические закономерности подходов (типологического,
сравнительного, классификационного) в формировании представлений о масштабности, обеспечивают реализацию комнстентностного принципа обучения: от знания через умение к навыку. Мысленная программа деятельности реализуется путем овладения: «определенностью» возможностью вхождения в круг профессиональной деятельности; «выраженностью» - возможностью подчеркнуть качественные признаки и выделить их, способностью выделить существенное и выразить его в соотношении части и целого; «единством» - возможностью привести к одному качеству (путем его сохранения или изменения); «единством различною» - знанием о многовариантности признаков и единстве различного; «масштабности» - представлением о масштабности как способности выявить многопарнаитпые соотношения частей и целого частей между собой; «целостностью» - как овладением умением гармонизировать элементы композиции при объединении их в единое целое (на принципах контраста, нюанса, подобия, симметрии, асимметрии, дисимметрии).
М[гтина О. В., Михайловская И Б. Факторный анализ лля психологов. — М.: Учебно-методический голлсктор Психоюгия, 2001. 169 с.
«Масштабность» студенты моделировали сначала в компактных композициях (близких к квадрату), в форматах, «соизмеримых между собой», измерения которых (высота, ширина) близки, сомасштабны. Такое представление о «композиции» как о структуре подверженной масштабной гармонизации позволило продолжать обучение студентов, усложняя композиционные задания. ■
Таким образом, поставленная задача разработки исходных показателей, составляющих единую систему, была выполнена в процессе становления исходного качества определенности. Все показатели, были получены указанным методом (той же исходной определенностью лишь более высокого порядка). Так «выраженность» - это 2-й порядок определенности, своего рода усиление её взаимным подчеркиванием элементов. «Единство различного» - «целостность» - это 3-й порядок определенности и, соответственно, 2-й - «выраженности», состоящий в последующем выявлении и усилении взаимной работы элементов при все большем единстве их и многообразии. «Масштабность» 1-й порядок определенности и 3-й - "выраженности", как "целостность" 2-го порядка - гармонии между элементами и всем целым. " ■ •
И так, каждый раз при цикличности получения знания, умения и навыка при использовании очередного показателя, студент выходит па новый уровень - качественного порядка, который имеет траекторию спирали: Показатели, как характеристика успешности поставленных задач' по овладению приемами формирования масштабности и представлений о масштабности как композиционном средстве и свойстве архитектурной композиции. • Использование разного инструментария (макетного, компьютерного, графического) дает возможность задействовать большее количество различных тактильных действий, что позволяет увеличить палитру инструментария студента для решения заданных задач.
В результате, формирование представления о масштабности на уровне начального образования происходит в виде последовательного проведения упражнений по инверсионно - интерпретационному моделированию. Применение этих представлений в условиях реальной масштабности как композиционного средства наделенного учетом взаимодействия контекста, типа объекта и индивидуальности творца. На протяжении всего процесса формирования представлений о масштабности происходит также формирование в целом архитектурно-критического мышления, автор назвал его «композиционным мышлением».
Эксперимент состоял из констатирующей и формирующей серий. Эксперимент выявил следующее распределение показателей в виде последовательного, поэтапного перехода формирования чувства композиционного представления масштабности от непосредственной ориентации в сфере профессиональных чувств к все более осознаваемому профессионально-индивидуальному чувству композиции. Содержанием формирования у студента-архитектора композиционного представления о масштабности является воспитание умения чувствовать форму и
пространство их связи и отношения. Такой метод может быть назван «синкретически - рефлексирующим», в результате его реализации в категории «развития», соединяется непрерывный анализ с доверием интуиции к художественному чувству. На основе этого понимания систематизация масштабно-пространственных уровней объектов проектирования с учетом потребностей человека, образа его жизни поведения и других аспектов предопределены. В качестве подтверждения эффективности реализуемых подходов выступила экспертная оценка творческой деятельности тех. в отношении кого они были применены.18
3.3. Разработка масштабпо-пространствснных уровней архитектурно-градостроительной организации объектов.
Проведение формирующей серии эксперимента выявило необходимость включения в методику изучения масштабности трех стадий формирования композиционных представлений о категории масштабность и композиционного моделирования на каждом из трех масщтабно-пространстсенных уровнях организации архитектурно-градостроительных объектов. Ф1 - Р1 - стадия "определенности", на которой происходит приобретение технических навыков, с помощью которых раскрывается и реализуется мысленная программа деятельности; Ф2 - РЗ, Р4 - стадия "профессионализации", па которой как свидетельствуют данные, небольшие по содержанию и времени подготовительные упражнения дают обучаемым преимущества по сравнению с традиционной методикой решения композиционных задач без этих упражнений; ФЗ - Р2, Р5, Р6 - стадия '•'индивидуализации". Именно на стадии ФЗ - создаются основы и предпосылки самораскрытия и самореализации творческих потенций студента. В процессе работы участвовала стадия Ф4 и ее показатели VI-качество инструмента и Р8 - проживания для чистоты эксперимента.
Масштабность является своеобразным архитектурным камертоном, с помощью которого можно оценить степень совершенства архитектурного сооружения, рациональность его объемно-пространственной структуры, гармоничность использованных тектонических, ритмических, пропорциональных закономерностей, выразительность художественного образа. Масштабность - это характеристика системы среды, которая определяет ее состав и способы связи между сущностями, составляющими три масштабно-пространственных уровня. В процессе создания системы, в соответствии с принципом последовательной декомпозиции и детализации ("нисходящего проектирования", "сверху вниз") сначала определяются основные масштабные особенности создаваемой системы, а затем, прорабатывается структура системы и ее подсистем. Выявление связей,
Автор исследования провел обучение 1450 студентов по предложенной методике 150 человек в последствии стали лауреатами и дипломантами международных и региональных архитектурных конкурсов, а также работают в ведущих международных фирмах главными архитекторами проектов и главными архитекторами городов России.
изучение взаимодействия и соподчиненности составных частей, различных по своей возможности восприятия студентом объектов во времени их пространственного диапазона.
Выводы. Исследование масштабности в современной архитектуре дало возможность выявить два основных принципа ее. воплощения в архитектурной композиции: социально-культурный принцип и функционально-типологический принцип.
С учетом этих принципов начиная с первого курса обучения в высшей архитектурной школе предложено проводить последовательное изучение категории «масштабность», рассматривая архитектурное проектирование как циклический процесс, возрастающих физических параметров объектов, в котором чередуются анализ и синтез на разных этапах становления мышления будущего профессионала и его деятельности в социуме.
Методика освоения принципов, инструментария и приемов формирования масштабности включает в себя набор упражнений, на основе которых происходит выявление трех стадий формирования чувства масштабности. На первой стадии Ф1 мы имеем - самую несамостоятельную (с точки зрения профессионального архитектора) и в этом смысле самую отдаленную от действительного образа позицию, по именно с него, начинается формирование профессиональных представлений на базе уже имеющихся у студента (бытовых, обыденных, житейских) представлений о сути творческой деятельности. То есть его работа (качество выполнения черчений, резки бумаги, окраски поверхностей и т.д.) становится на уровень «профилизации». На стадии профессионализации Ф2 - происходит «профессионализация чувства масштабности». На этой стадии идет постепенный процесс перехода к «субъективному» творчеству, именно на второй стадии происходит работа с категориями (принципами): «единство», «различие», «многообразие» и «гармонизация». На этой стадии студентам предлагается продемонстрировать не только приобретенное знание «композициогенных показателей», но и умение применять их практически.' Третья стадия ФЗ - на этой стадии происходит «индивидуализация формирования композиционного представления масштабности» у студента. Названные стадии студент проходит в процессе выполнения дополнительных упражнений по изучению масштабности на трех масштабно-пространственных уровнях.
Анализ построения ситуации в процессе проектирования и постановка задач с точки зрения взаимосогласованности всех масштабных уровней в организации среды обитания с учетом психофизиологического комфорта резервной устойчивости, видиоэкологии, принципов «устойчивого» развития дает возможность при разработке технического задания объективно расставить акценты, опираясь на закономерности использования композиционного инструментария.
Основные результаты и выводы исследования.
В результате проведенного исследования категории масштабность в теории и проектной практике архитектуры и методике архитектурного
образования в процессе формирования основ архитектурной композиции получены следующие выводы и результаты.
1. Установлено что. в XX - начале XXI вв. представления о масштабности как композиционной категории, средстве и свойстве форм и пространства продолжают эволюционировать. Это привело к изменениям творческих представлений архитектора, его пониманию масштабности не только как впечатления от физической величины здания, а как специфического качества архитектурной формы и пространства и выразилось в различных теоретических подходах (типологическом, сравнительном, классификационном) и соответственно опирающихся на них методиках обучения основам архитектурной композиции.
2.Систематизация опыта передовых архитектурных школ XX века выявила при различии подходов к изучению композиции учет традиций Баухауза и ВХУТЕМАСа, рост интереса к изучению восприятия человеком архитектуры.
3.Современное понятие масштабности может быть трактовано как свойство архитектурного объекта, обладающего определенными функциями и значением, оказывать психолого-физиологическое воздействие на человека, прогнозируемое автором - архитектором.
4.Разработаны принципы формирования композиционных представлений о масштабности в зависимости от характеристик средовых потребностей человека: социально-культурный принцип и функционально-типологический принцип, которые дают содержательно - смысловое и объективно - морфологическое представление о масштабности.
5.Введено понятие масштабно-пространственных уровней архитектурно-градостроительной организации объектов и выделены три их уровня с учетом психофизиологических особенностей восприятия человека: I уровень - зрителыю-тактилыюе восприятие, соотносимое с разработкой поверхности (фактуры и текстуры); II уровень - зрительно-целостное восприятие объекта как взаимодействие объема и пространства по степени статичности и динамичности, отражающие особенности гармонизации форм: (фронтальная, объемная и объемно-пространственная композиции); III уровень - зрительно-фрагментарное восприятие градостроительного объекта (фрагмента городской среды).
6.Разработанная автором методика вводных упражнений по формированию представления о масштабности у студента архитектора включает овладение тремя приемами с оценкой успешности их освоения шестью показателями: Р1 - «определенность» - возможность вхождения в круг профессиональной деятельности; Р2 - «выраженность» - возможность подчеркнуть качественные признаки и выделить их, способность выделить существенное и выразить его в соотношении части и целого; РЗ -«единство» - возможность привести к одному качеству (путем его сохранения или изменения); Р4 - «единство различного» - знание о многовариантности признаков и единстве различного; Р5 - «масштабность» -представление о масштабности как способности выявить мпоговариантные
соотношения частей и целого-частей между собой; Р6 - «целостность» - как овладение умением гармонизировать элементы композиции при объединении их в единое целое (на принципах контраста, нюанса, подобия, симметрии, асимметрии, дисимметрии и других).
7.Эксперимент с использованием графического и макетного моделирования (ручного и компьютерного) в процессе формирования основ архитектурной композиции с учетом факторов, связанных с природой человеческого зрения и психологией восприятия формы, подтвердил эффективность предложенной методики. В ее основу, наряду с принятой в российской архитектурной школе методикой изучения композиции, включено формирование представлений о масштабности на начальном уровне в виде последовательного проведения упражнений по инверсионно -интерпретационному моделированию. Применение этих приемов в условиях реального проектирования будет способствовать обеспечению возможности объективизации результата моделирования масштабности с учетом поставленных задач. На протяжении всего процесса формирования представлений о масштабности происходит также формирование в целом архитектурно - критического мышления, которые автор предлагает назвать «композиционным мышлением».
Список работ, опубликованных по теме диссертации.
В изданиях, рекомендованных ВАК Мин обр науки Российской Федерации:
1. Фаворская Е.А. Компетентностный подход в композиционной проработке проектов в направлении «Архитектура», [текст] //Журнал Вестник Иркутского Государственного Технического Университета-№1,2012-С.74-78.
2. Фаворская Е.А. Композиционная проработка - одно из необходимых условий повышения качества архитектурной деятельности, [текст] И Научно-теоретический и производственно-практический журнал Вестник ВолгАСУ,-2012.- выи.26(45).-С.213-217.
3. Фаворская Е.А. Формирование принципов пространственно-масштабных уровней в архитектурном образовании, [текст] //Журнал Вестник Иркутского Государственного Технического Университета-№12,2012-С. 124-129.
В других изданиях:
4. Фаворская Е.А. Чувство композиции - как основа для формирования профессиональной деятельности архитекторов и дизайнеров, [текст] // Сб. Межвузовская методическая конференция. Пенза. 1990.С.27-30.
5.ФаворскаяЕ.А.Архитектурно-художественныеконцепции композиции для ведения проектирования, [текст] // Сб. Межвузовская методическая конференция. Пенза. 1990.С.29-31.
6. Фаворская Е.А. «Масштабная структура», как один из показателей формирования чувства композиции, [текст] // Сб.Министерство образования РФ, УГНУ, Материалы 2-ой международной научно-технической конференций. Уфа. 1997.С.61 -62.
7.Фаворская Е.Л. Композиционная проработка процессов, необходимое условие качества архитектуры.[текст] // Сб.Министерство образования РФ, УГНУ, Материалы 4-ой международной научно-технической конференций. Уфа. 1999 .С.74-75.
8.Фаворская Е.Л. Макетирование как один из способов познания исторической тектоники, [текст] // Сб. Архитектурная наука и образование. Тезисы докладов научной конференции МАРХИ. М.2006.С.181-183.
9. Фаворская Е.А. «Масштабная структура» - как основа формирования чувства композиции у студентов архитекторов и дизайнеров, [текст] // Сборник Международной конференции по композиции, Екатеринбург.: УралГАХА,2003 .С.34-35.
10. Фаворская Е.А. Формирование «чувства композиции» у студентов-архитекторов. [текст] // Труды МАРХИ. Материалы научной конференции МАРХИ Наука, образование и экспериментальное проектирование. М.-2008. С.23 5-236.
11. Фаворская Е.Л. Применение масштабной структуры в реальном проектировании, [текст] // Материалы научной конференции МЛРХИ «Наука, и образование». М.-2009. С.299-300.
!2.Фаворская Е.А. Формирование композиционных приемов и принципов масштабности в архитектуре, [текст] // Материалы научной конференции МАРХИ «Наука и образование». М.-2010. С. 149-150.
13. Фаворская Е.А. Формирование представлений об архитектурной композиции на основе анализа творческих методов архитектора, [текст] // Груды МАРХИ. Материалы научной конференции МЛРХИ Наука, образование и экспериментальное проектирование. М.-2011. С.274-277.
14. Фаворская Е.Л. Композиция как основа в проработке всех процессов в архитектурной деятельности на современном этапе проектирования, [текст] //' Сборник Композиционное мышление как основа профессионального обучения в сфере культуры. Красноярский Государственный Художественный институт. Красноярск.2011.С.73-78.
15.Фаворская Е.А.Композиционная проработка процессов в дисциплине «Архитектурное проектирование» - необходимое условие повышения качества архитектуры, [текст] //Материалы XIV Международной научно-методической конференции. Проблема многоуровневого образования. ННГАСУ. Нижний Новгород.-2011.С.163-164.
16. Фаворская Е.Л. К вопросу о моделировании пространственно-масштабных уровней в архитектуре. // Труды МЛРХИ. Материалы научной конференции МАРХИ Наука, образование и эксиериментапыгое проектирование. М.-2013. С.323-32.
17. Фаворская Е.Л. Формирование культурно-делового каркаса Большой Москвы.// Труды МЛРХИ. Материалы научной конференции МАРХИ Наука, образование и экспериментальное проектирование. М.-2013. С.300-303.
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» ( АлтГУ) 656049, г.Барнаул, ул.Димитрова, 66
Подписано в печать 00 10 2014г.
Отпечатано в типографии АлтуГУ Тираж 100 экз. Заказ_