автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему: Проблемы синтеза монументальных искусств и архитектуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы синтеза монументальных искусств и архитектуры"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ РГ6 ОД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ВЫСШЕЕ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ » 1 О ¡И им. В. И. МУХИНОЙ
На правах рукописи УДК 75.052+729.1
мошков
Вячеслав Михайлович
ПРОБЛЕМЫ СИНТЕЗА МОНУМЕНТАЛЬНЫХ ИСКУССТВ И АРХИТЕКТУРЫ (анализ масштабно-тектонической основы композиции)
17.00.05-ДЕКОРАТИВНОЕ И ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1993
Работа выполнена в Санкт-Петербургском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной.
Научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Е. Н. ЛАЗАРЕВ
Официальные оппоненты: доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор М. С. КАГАН кандидат архитектуры, профессор В. А. ГЛИНКИН
Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет.
на заседании специали: ^ С-064.56.01 при Санкт-Петер-
бургском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной по адресу: 191028, С.-Петербург, Соляной пер., 13.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПбВХПУ. Просим принять участие в защите и направить отзыв в двух экземплярах по указанному адресу.
Защита состоится
1993 т. в « ^
» часов
Автореферат разослан « -ч1993 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат искусствоведения, профессор
Н. П. ВАЛЬКОВА
- 3 -
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ.
Состояние вопроса и постановку .т^ймд.
История мировой культуры свЕдетвлъетвует о том.чтв любая эявха,отмеченная очередными открытиям* в развитии синтеза искусств, рождала свой вариант поиска закономерных отношен*! в области изобразительного искусства,его взаимодействия с архитектурой: будь то Древни! Египет или полнена* Эллада,античный или европейское Возрождение,культура Средневековья или Нового времени} Поликлет и Витрувий,Альберти и Леонардо, Дюрер и Хогарт.Гильдебравд и Вельфлин,Кандинский и Фаворский -
- далеко не полный перечень имен деятеле* искусства,внесших значительный вклад в разработку этих проблей.
В одни эпохи эти закономерности осмысливались самими художниками,в другие - философами и теоретиками искусства. Однако приходится призвать,что собственно теория композиции ж теория синтеза искусств стали складываться лишь к концу XIX
- началу XX века,когда художники и теоретики обратились к фундаментальному теоретическому осмыслению законов синтеза искусств. Показательны в этой плане теоретические труды А. Гильдебранда,ненецкого скульптора,создавшего на рубеже XIX
- XX веков серию работ по теории искусства. В йто вреия актуальным стало обращение н первоосновам творческого процесса через конкретное видение натурн,анализ плоскостных и глубинных представлений в формообразовании,осмысливание повторяющихся профессиональных художественных приемов. Обозначился инвариант художественного творчества - закокн композиции. Однако теоретический поиск в области композиционных закономерностей монументально-декоративного искусства,взаимодвйст-
вукщего с архитектурой,не получил тогда широкого развития как другие грани общей проблемы синтеза.
Современная искусствоведческая литература по проблемам взаимодействия искусства и архитектуры довольно разнообразна и обширна",где с различных позиций,с разной степенью обобщения и широтой охвата проблем рассматриваются вопросы синтеза искусств. Выделяются имена исследователей: С.Б.Базазьянц.С.С. Валериус,Н.В.Воронов,A.B.Ефимов,А.В.Иконников,К.М.Митрофанов, Г.П.Степанов,В.П.Толстой,0.А.Шшдковский, ßöu ^Сщ ей.
&\sfcMT>;Leueeos X Lt/ие.Ь К. ' тагчиь 4; fe-hs«, Ж.
Авторы исследуют природу архитектуры,ее приверженность "геометрии",непосредственно влияющую на формирование художественного замысла,организацию пространства монументально-декоративной росписи,что связано с упорядоченностью композиционной. Для нас совершенно очевидно,что анализ композиционных законо-иеряостей становится все болое необходимым в условиях широкого взаимодействия современных искусств.
История развития искусства накопила множество композиционных решений,схем,структур,однако их формализация и классификация встречаются лишь в единичных случаях. Прежде всего,это классическое учение В.Хогарта о красоте и значении образной линии. В зтом плане также вызывает необычайный интерес труд Л.Ф.Еегина "Язык живописного произведения" /М.,1970 г./, в котором автор развивает учение В.Хогарта и раскрывает определенные синтактические закономерности мировой живописи. Сдесь не можно назвать исследование Н.Н.Волкова "Композиция в живописи" /М.,1977 г./,а также коллективный труд "Композиция в
промышленном и декоративно-прикладном искусстве" /Д.,1973 г./.
Существует также целый ряд публикаций, затрагивающих те или иные стороны данной проблемы,например: М.В.Алпатов "Композиция в живописи" /М-Л.,1940 г./,Р.Арнхейм "Искусство и визуальное восприятие" /М.,1974 г./,А.В.Волоашнов "Математика и искусство" /И.,1992 г./,М.С.Каган "Морфология искусства" /I. ,1972 г./, Б. Успенский "Поэтика композиции" Д.,1970 г./. К этой же проблеме обращались А.А.Дейнека, Е.А.Кибрик,В.А.Фаворский и многие другие художники.
Однако приходится признать,что до сих пор пока не сложилось сколько-нибудь стройной концепции,раскрывающей проблемы синтеза искусств на уровне внутренних законов построения изображения, внутренних композиционных закономерностей монументальной росписи,уровне геометрического синтаксиса. В то же время тесная связь монументального искусства с архитектурой требует теоретического осмысления ее определенных закономерностей.
Шшьшп исрлздрваши.
Важность теоретического осмысления йроблвм синтеза: монументальных искусств и архитектуры на уровне внутренних законов построения изображения,создание концепции,объясняющей и раскрывающей эти основные закономерности,определяются прежде всего системным характером теоретических и методических задач,которые встают перед современным монументальным искусством в процессе комплексной организации архитектурно-художественной среда.
Качество решения этих задач зависит от многих факторов. В числе ведущих - необходимость освоения закономерностей уровня геометрического синтаксиса,прежде всего тектонических,масштаб-
ных а ритмических зависимостей,знание кот^ых расширяет иалит-ру существующих средств 'композиции и формообразования и,соответственно, совершенствует подготовку худокников-монументалис-тов.
Метод освоения масштабно-тектонической основы монументального произведения отвечает этим требованиям.
Кроне того,надо отметить,что в теории и методике синтеза искусств и архитектуры проблема масштабно-тектонической основы на уровне геометрического синтаксиса пока не рассматривалась, хотя на практике художники-монументалисты придают ей огромное значение.
Бее вышеизложенное и определяет актуальность настоящего исследования.
Объект,предмет.цель и задачи исследования.
В соответствии с поставленной проблемой объектом исследования является взаимодействие монументальных искусств и архитектуры с точки зрения внутренних композиционных закономерностей.
Предметом исследования выступают масштабно-тектонические зависимости объекта на уровне геометрического синтаксиса.
Основная цель исследован®!,обусловленная характером объекта и предмета,заключается б выявлении принципиальной системы специфических закономерностей,обеспечивающих масштабно-тектоническую связь монументального произведения и архитектурного объекта, в определении носителей масштабности и тектоничности.
Достижение этой цела предполагает решение следующих задач:
- описать и классифицировать наиболее общие способы компоновки монументальных произведений в архитектурных сооружениях на
примерах классических образцов синтеза искусств;
- определить и классифицировать разновидности композиционных построений в монументально-декоративной росписи;
- представить типологию композиций по важнейшим направлениям: взаимосвязи с архитектурной средой,собственно формообразованию, тектоническим закономерностям;
- выявить закономерности взаимодействия модульных систем н гармонизации архитектуры и изобразительного искусства;
- выявить специфическую систему, взаимодействия произведений изобразительного искусства и архитектуры - систему "изобразительных модулей";
- определить и описать систему функционирования, "изобразительных модулей".учитывающих взаимосвязь монументального произведения с масштабно-тектоническим строем сооружения.
Методы анализа.привлекаемые научные дисциплины.грамрм исследования.
Главный метод - семиотический,дополняемый сравнительно-описательным н функционально-морфологическим анализом. Комплексный характер исследования основан на применении системно-интегрирующего подхода и вклйчает,наряду с научными положениями теории и методики архитектуры,теории и истории изобразительных искусств,ряд данных математики,психологии,археологии, культурологии и других дисциплин.
Границы исследования оарбделяются его предметом и сферой практического применения результатов работы.
Научная новизна исследования.
Принципиально новым является то,что впервые проведен тео-
ретический анализ ведущих проблем синтеза архитектуры и монументальной росписи на уровне внутренних композиционных закономерностей, предложена оригинальная типология систем формообразования по важнейшим направлениям собственно формообразования,тектоническим "закономерностям и взаимосвязи с архитектурной средой.
Впервые в теорию и методику архитектуры и монументальных искусств введены понятия "изобразительного /или живописного/ модуля",носителей масштабности,носителей тектоничности. Разработана авторская система "изобразительных модулей",играющая важную роль во взаимосвязи монументальной росписи с масштабныы строем архитектурного сооружения.
С помощью композиционных схем и масштабно-модульных сеток впервые осуществлен анализ носителей масштабности в классических произведениях - образцах синтеза искусств.
Б соответствий с вышеизложенным выносится на защиту:
- типология систем формообразования монументально-декоративней росписи;
- авторский проектяо-художественный метод "изобразительного модуля";
- система функционирования "изобразительного модуля".
Научные результаты исследования.
В результате проведенного исследования получен ряд новых научных выводов:
- определены основные принципы формообразования изобразительного языка монументальной росписи: пластически-плоскостной,глубинно-изобразительный, а также принцип многослойной глубинности;
- доказана закономерность взаимодействуя систем гармонизации и модульных систем в архитектуре и изобразительном искусстве;
- классифированы разновидности композиционных построений в монументальных произведениях,определен смысл и содержание носителей тектоничности;
- выявлены основные признаки носителей масштабности монументального произведения,показана специфическая методика применения "живописно-пластических модулей";
- проанализировано значение формальной композиционной модели: "композиционная схема + модульная сетка" как основы нетрадиционного метода моделирования произведения синтеза искусств.
Теоретическая и практическая значимость.апробация.внедрение результатов исследования.
Теоретическая значимость диссертации состоит в приложении /использовании/ основных принципов семиотического /синтактического/ подхода к теоретическим основам синтеза монументальных искусств и архитектуры,в выявлении нового алгоритма для создания произведения синтеза искусств.
Основные научные положения масштабно-тектонических закономерностей, разработанные в диссертации.могут найти дальнейшее применение:
- как научно-методический материал,обосновывающий основные принципы использования композиционно-тектонических приемов и средств пропорционирования для решения конкретных проектно-ху-дожественных задач;
- для обоснования дальнейших научных исследований масштаб-но-композиционкых закономерностей и существующих принципов формообразования монументального искусства;
- в развитии форм внедрения методик и приемов решения масштабно-тектонических задач в проектно-художественной и педа-
гогичэской деятельности.
Практическая значимость исследования определяется обоснованней принципов использования алгоритма моделирования проив-ведения синтеза искусств - формальной композиционной модели, что расширяет арсенал проектных приемов и средств,связывает.. новый алгоритм е традиционными методами художественного проектирования. При этом алгоритм актуален как для проектной,так и педагогической практики.
Основные положения диссертации апробированы автором на международной /Берлин - Петербург,июнь,1992 г./(Всесоюзной /С-Петербург - ноябрь,1991 г./,городской /С-Петербург,1989 г./ и других конференциях и семинарах,отражены в 5 статьях /см.стр.25-2§/ и монографии "Пластическая основа композиции. Проблемы синтеза искусств." СПбГУ,1993 г. /в соавторстве с О.М, Кузнецовым/.
Результаты исследования внедрены по двум основным направлениям :
I. Учебно-меюдические материалы:
- программа экспериментального учебного курса по композиции для специальности "Монументально-декоративная живопись",
4
1984-1987 г.г^ /совм. с О.И.Кузнецовым/.
- программ учебного курса по рисунку /графическое формообразование/ для специальности "Транспортный дизайн", 1990-1992 г.г.
- программа учебного курса по живописи /цветовое формообразование/ для специальности "Транспортный дизайн", 1390-1992 г.г.
- программа экспериментального учебного курса по рисунку
для специальности "Живошрь и реставрация",1992 г. /совм. с Д.А.Шуваловым/.
- программа экспериментального учебного курса.по живописи ддя специальности "Живопись и реставрация", 1992 г. /совыг; с Д.А.Шуваловым/,
Творческие работы:
- авторские монументальные работы I976-I990 г.г. s С-Це-тербурге,Ессентуках,Липецке,Туле.Петрозаводске,Раздана /Армения/ в различных техниках: мозашса,фр9Ска,.еграф$ито,маркетри, травление по металлу.
Структура,объем текста и иллюстраций.
Диссертация состоит из введения,трех глав,заключения1 и приложения /иллюстративного материала разработок/.
Общий объем диссертации: основной текст - 153 е.,иллюстрации /схемы,таблица,фотографии/ - 97, библиография - 168 наименований.
Краткое содержание и основные положения исследования.
Во введении дается общая характеристика работы,обосновывается актуальность теш и освещается состояние вопроса; раскрываются цель,задачи,предмет,объект,методы и границы исследования; описывается структура работы,предполагаемые результаты исследования и их значение.
В первой главе "Монументальное произведение в архитектурно-
декоративной организации пространства" рассмотрены основные современные отечественные искусствоведческие источники по пробле-
-12 -
шш взаимодействия искусства и архитектуры: работы С.Б.База-гьянц, А.Ф.Ефимова, А.В.Йконникова, К.М.гЛятрофанова, Г.П.Степанова, О.А.Шввдковского,а также работы зарубежных авторов:
8 \sftU Ъ, к™ &&
Отмечено,что ашлиз проблем синтеза искусств и архитектуры до сих пор проводился,в основном,с акцентом на архитектуру.,без включения в систему взаимодействия объектов дизайна. Одна из наиболее четких позиций по этому поводу изложена в монографии Н,Вальково1,Ю.Грабовенко,2.Лазарева,Е.Мнхайленко "Дизайн: очерки теории снсгешого проектирования". Л.,1989.
Известно,что принцип соответствия композиционно-тектони-чсского строя монументального произведения тектоническому строю архитектурного сооружения есть главный принцип синтеза,. В соответствии с этим в работе описываются и классифицируются наиболее общие способы компоновки монументальных произведений в архитектурных сооружениях /в работе не рассматривается конгломе-рагивное соединение произведений искусств,поскольку это соединение внешнее и случайное/.
Существуют две категории композиций,качественно отличные одна от другой: комплексные /ансамблевые/ и локальные. Локальные произведения выполняют ограниченные задачи в общей архитектурно-декоративной организации среда. Ансамблевая композиция обладает несравненно большими возможностями как в преобразовании окружающей человека среды,так и в эмоциональном,эстетическом и художественном воздействии на человека. Монументально-декоративные произведения - экстерьерные и интерьерные - характеризуются разными масштабами,размерами.степенью проработка деталей и другими характеристиками. Так,формы рёайизацки ансамблевого синтеза показаны в работе при анализе характерных объектов:станций метро,
выставочных ансамблей,музейных экспозиций,праздничного убранства площадей и улиц.
В работе показано,что произведения классифицируются: функционально ,по месту,занимаемому в архитектурном сооружеижлупо родам;по степени заполнения плоскости стены - по видам; по характеру заполнения - по разновидностям. Изучение конкретных способов включения монументальных произведений в архитектурные сооружения демонстрирует особенности композиционных решений в экстерьере и интерьере зданий,а также обусловленность композиционных приемов монументальной росписи определенной архитектурной средой: так,стена - вертикальная прямая плоскость - позволяет художнику развернуть любой сложный сюжет.использовать различные масштабы,употребить многочисленные материалы. Роспись частных форм требует учета подчас значительных перспективных искажений и т.д.
Б целом же пространственная форма всегда подсказывает художнику выбор перспективной системы изображения и,во всяком случае, обусловливает "глубинность" росписи. Архитектурам большой мере "диктует" и цветовое решение,тектонические приемы в монументальном произведении. Уже общим правилом стал способ расположения изображений в промежутках•между конструктивными элементами сооружения,а отсюда - характер и степень заполнения плоскости: сплошное,ковровое; частичное,"островное"; вставка,медальон,клеймо,знак. /Это также верно и для скульптурных рельефов/.
В главе дан сравнительный анализ основных факторов.харак-теризующкх особенности размещения монументальных произведений в архитектуре и конкретных видов компоновки в различных архи-
тектурных формах; определены их формообразующие возможности и художественное значение.
Зависимость монументального произведения от архитектурного пространства.физическая принадлежность росписи определенной архитектурной форме,строго подчиняющейся правилам геометрии.в больвой степени обусловливает не только тектонические.но ж масштабные закономерности монументального произведения. Органическая связь с архитектурой,как самого "регулярного" из пространственных искусств,дает возможность формализации,выявления композиционно-тектонических зависимостей,изучения и описания композиционных структур,применяемых в монументальной росписи. Этам проблемам посвящена следующая глава диссертация.
В главе 2 "Форыообразувдие к композиционно-тектонические закономерности монументальных произведений" рассматриваются и классифицируются два важнейших раздела композиционных закономерностей: собственно формообразование и тектонические зависимости.
Анализ показывает,что в самом общем виде композицию произведения изобразительного искусства можно рассматривать как структуру, состоящую из пространственно-плоскостных элементов,обладающих устойчивыми принципами формообразования. К основным относятся принцип плоскостного /пластически-плоскостного/ и объемного /глубинно-изобразительного/ изображения.
В первую категорию входят все линейно-графические и живописно-плоскостные композиций-от наскальных изображений до живописи Матисса. Ко второй формообразующей категории следует отнести те произведения,которые с помощью светотеневых,живописных, перспективных и других средств передают на плоскости ощу-
щэние глубины пространства,иллюзорного объеиа,воздушоЗ среды и т.п. - от Аполлодора до наших дней;
Мевду двумя основными категориями существует множество переходных ступеней,разрабашваидос диапазон малых глубин. Среда них в исследовании выделяется третий формообразующий принцип "многослойной глубинности"»наиболее распространенный в монументальной живописи,где глубина пространства передается "слоями".плавает.
В главе дается описание конкретных типов а видов формообразования монументальных произведений,связанных с линией,цветом, тоном, видом перспективы,трактовкой изобразительного языка и другими закономерностями. Показывается,что каждый формообразующий принцип органично'"вписывался" в определенную культурную систему,утверждая конкретный образ мировосприятия,требовавшего определенного способа пластического выражения..
Характеристика композиций,опирающихся на различные формообразующие принципы,существенно дополняется авторской тидодеггей, построенной с учетов» тектонических закономерностей. По ген тоническое характеру композиционные структуры делятся на два предельно общие категории - замкнутые и свободные /открытые/. Замкнутый /регулярный/ характер композиции предполагает ©е устойчивое равновесие. Анализ классических монументальных произведений показывает,что они строились только на принципе замкнутой Форш,где.существует единство построения,единство красочное и единство освещения. "Стиль замкнутой формы есть.архитектурный стиль" /Г.Вельфлин/.
Исследование свободных /направленных/ композиционных струк-
тур выявляет их обусловленность конкретной архитектурной основой, в целой архитектурным сооружением. Монументальное произведение представляет таккв замкнутую композиционную структуру.
Дальнейшая классификация тектонических зависимостей показана с учетом применения способов перспективы /которая диктует композиции свои законы,выступая как мощный упорядочивающий фактор/,а также особенностей архитектуры и масштабности иаображения.что позволяет выделить одномасштабные,разномасштабные;композиции,& также композиции с двумя /резко отличающимися один от другого/ масштабами.
По характеру геометрических схем тектонические виды композиции делятся на прямоугольные /вертикальный и горизонтальный строй/, - образные и перспективные.
Б главе рассмотрены условия и варианты взаимодействия тектонических структур монументальных произведений с архитектурой; показано, что прямоугольные композиции прекрасно взаимодействуют с архитектурной ооновой,особенно современной. Однако наиболее распространен в мировом искусстве другой вид тектонических структур -^ образные композиции. Вильям Хогарт видел в змеевидной,волнистой линии- основу гармонии и секрет красоты изобразительного искусства. Свойства волнообразной линии интересовали многих худо;ишсов,например,. В.Фаворского,А.Дейнеку, Л.Жегин называл образную линию первичным конструктивным элементом всего разнообразия и всей сложности композиционных структур,основным формальным "живописным модулем".
В работе предложена классификация композиционных структур,выявленных при сопоставлении и обобщенна результатов анализа классических произведений монументального искусства. Общие тектонические
закономерности проявляются в произведениях как разновидности наиболее часто повторяющихся приемов.
Все композиционные структуры в большей или меньшей степени демонстрируют прием "закрепления утла" /"замыкания"/. Номнози-ция приобретает опорные утлы,превращаясь в замкнутую структуру. При срезании /замыкании/ четырех углов получается композиционный ромб. При соединенна двух противоположных углов образуется композиционная диагональ - излюбленная структура барокко* Нэрв-сэкаясь.две диагонали содают структуру."Андреевского крэста", которая часто используется там,где в центре картины помещено осноеноз действующее лицо. Как развитие этой разновидности выступает структура "лук",строящаяся на основе расходящихся лучей /от пяти а более/; она применяется обычно в слогних композициях с "сальным центром".
Широко распространены композиции,в своей схема составляющие треугольник - оэ автором считается Леонардо да Банта. На мепэе широко применялась художниками Ренессанса известная=схена нало-аенннх,клнньев-трвугольников. В композициях.с примэавнием итальянской перспективы она образуется в картине с помощью.двух,точек схода. Родственная разновидность - веерообразная структура, очень торжественная,широко'Применяемая в парадных,апофеозных композициях. Структуры дугообразных композиций необычайно разнообразны и многослойны.
Композиционные "круговые" структуры - центрально-осевые и радиальные - присущи плафонным росписям; композиции в несколлЛях кругах встречаются в росписях соответствующей архитектурной среды, рождащей замкнутую композицию:арки,купола,алтарной части храма .и т.д. А существующие слояно-составные структуры всегда
можно рассматривать как соединение менее сложных составляющих - известных уже структур.
Описанные и исследованные композиционные схемы и структуры определяются как конкретные носители тектоничяосд в монументальных произведениях. Структурированность композиции монументального произведения выступает одним из условий обеспечения взаимодействия его с архитектурной средой. При- оптимальном сочетании композиционно-тектонических свойств монументального произведения с тектоникой архитектурного сооружения создаются благоприятные условия для синтеза искусств.
Выявление этих специфических условий оптимального взаимодействия монументального произведения с архитектурным объектом, определение особенностей масштабно-тектонических связей способствовало созданию авторской системы "изобразительных модулей", обоснованию я описанию которой посвящена следующая глава.
В главе 3 "Изобразительный модуль" рассматривается оригинальная система "живописно-эластических" модулей,выявляется и определяется характер ее функционирования на примерах классических произведений синтеза искусств. Раскрывается принципиальная значимость системы "изобразительных модулей" для организации взаимосвязи монументальных произведений с архитектурными сооружениями. С помощью композиционных структур и масштабно-модульных сеток определяются носители масштабности в произведениях синтеза искусств. Анализируется значение 'формальной композиционной модели: "композиционная схема + модульная сетка" как основы нетрадиционного метода моделирования произведения синтеза искусств.;
В главе прослежена историческая распространенность в искусстве архитектуры геометрического способа гармонизации, йнстру-
ментом гармонизации,пропорайонирования архитектуры выступал модуль как средняя величина,кратная размерам целого. О.Шуазж указывал на аналогичное значение модуля еще в египетском,готическом, мусульманском и других архитектурных стилях. Известны и китайский модуль,и "киотский" модуль японцев,и геометрическая модульная система пропорционирования древнерусских зодчих - "вавилон".
Имея в виду важнейшее значение модуля для методов пропорционирования и достижения масштабности.правомерно говорить о модуле как о носителе масштабности я универсальном организующем средстве я элементе архитектурной композиции. Отмечая принципиально важную роль модуля в архитектуре,закономерно поставить вопрос о модульном эквиваленте,об отражении модульной архитектурной системы в монументально-декоративной росписи и скульптуре,ибо совершенно очевидно,что существуют определенные математические - геометрические зависимости в монументально-декоративном произведении. Соответственно,в главе обосновывается вывод о том,что инструментом взаимодействия монументальных произведений и архитектуры, непосредственным координирующим звеном служит масштабно-тектоническая схема,строящаяся на основе системы,соразмерной и принципиально не отличающейся от модульной системы архитектуры.
Разработанную автором систему принципиальной соразмерности /более или менее близкими аналогами или элементами подобных систем интуитивно пользуется на практике каждый художник-монументалист/ предлагается назвать по аналогии с архитектурной системой - "модульной",а принципиальные схемы соразмерности - "модульными сетками" /в египетском искусстве в качестве технического средства применялась связанная с каноном квадратная сетка как следствие приема пропорционирования/.
В главе показано,что анализ монументальных росписей,проводимый с помощью "модульных сеток",обнаруживает .существование "живописно-пластического модуля",который понимается как единица измерения геометрических параметров изобразительного элемента - членения цветовой или тоновой изобразительной массы - как структурный элемент композиционной системы.
Если в архитектуре в пределах одной стилевой системы основной модуль постоянен,то в монументальном искусстве модуль является переменной величиной - в атом их принципиальное различие. Изобразительный модуль подчиняется основной логике композиции монументального произведения,которая,в свою очередь, определяется темой,идейным замыслом,стилистикой и т.д. Однако диапазон изменений изобразительного модуля возможен лишь в пределах,допускаемых масштабным строем и тектоникой архитектурного сооружения /в работе перечислены и другие различия живописного и архитектурного модулей/.
Анализ ласштабно-модульннх закономерностей позволяет зафиксировать пять разновидностей живописно-пластического модуля:конструктивный ,структурный,рисующий,декоративный,"второй" декора--1ЩЫЙ.
■Система живописно-пластических модулей отражав!1 определенные ограничения при создании произведения живописи в архитектуре,однако она не является для монументальной росписи некоей нивелирующей, закономерностью. Отрасль математики - комбинаторика - свидетельствует о том,что даже ограниченное число модульных величин ,может порождать практически бесконечное число вариантов сочетаний. .Наибольшей комбинаторной универсальностью обладают квадратные элементы - отсюда тенденция приближения к кБадрату геометра-
ческях параметров живописно-пластических модулей.
Учитывая возможности цвета,гона,Фалтуры и т.д. /даже не говоря о сторонах содержательного аспекта/, можно сделать вывод,что система живописно-пластических модулей дополняет способы и приемы композиции: ритмику,пропорциональность и т.п., предоставляя художнику-монументалисту надежный инструмент для решения проблем взаимосвязи монументально-декоративной росписи и архитектуры.
Конкретный анализ живописно-пластических модулей осуществлен в главе с помощью модульных сеток на характерном произведении - росписи Шпселандаело плафона Сикстинской капеллы./См. стр.22/. Но и в росписях с другими тектоническими решениями также прослеживаются модульные принципы расположения живописно-пластических масе. Доказательством служит анализ росписи Михел-андосю алтарной стены капеллы - "Страшный суд". Подобный анализ точно так же применим к произведениям современного монументального искусства.
В главе подчеркивается,что обоснование системы яивописно-пдастических модулей представляет собой вариант определения объективной основы носителей масштабности и гектоничности монументальной росписи. По убеждению автора,система живописно-пластических модулей является краеугольным камнем проблемы взаимодействия монументально-декоративной росписи и архитектуры. Можно утверждать,что и архитектурно-декоративная пластика подчиняется аналогичным закономерностям. Анализ известных памятников, осуществленный в работе,подтверждает это.
Система модульных сеток,несомненно,есть лишь элементарная схематическая основа масштабного строя монументальной комвови-
Анализ геометрической структуры росписи посредством изобразительных модулей. Фрагмент. Л1шселанджело Буонаротти. Плафон капеллы Сикста,Ватикан,Рим, 1535 - 1541/,
ци, которая может служить художнику только ориентировочной методикой для определения масштабности и установления главных пропорциональных соотновени! композиционных к тектонических масс. Необходимо отметить,что масштабность заюсит от целого комплекса причинных связей - например, даже тональная и цветовая насыщенность произведения влияет на масштабны» соотношения. Однако несоблюдение или нарушение принципиальных масштабных основ может привести к серьезной неудаче,так как никаким* другими факторами,участвующими в формировании масштабных связей, невозможно устранить принципиальные ошибки. Система пластических модулей и модульных сеток помогает избежать подобных ошибок и обеспечивает гармоничность построения произведения синтеза искусств.
Заключение.
В работе рассмотрена роль монументального произведения в архитектурно-декоративной организации пространства,исследованы формообразующие и композиционно-тектонические закономерности монументальных произведений,предложена и описана оригинальная система "изобразительных модулей".
В результате проведенного исследования:
- предложена типология монументально-декоративных произведений по формообразованию,взаимосвязи с архитектурой и тектоническим закономерностям;
- определены основные принципы формообразования изобразительного языка монументальной росписи: пласти^ски-плоскостной,глубинно-изобразительный ,многослойной глубинности;
- описаны и классифицированы наиболее общие способы компоновки монументальных произведений в архитектуре;
- определены и классифицированы разновидности композиционных построений в монументально-декоративной росписи;
- классифицированы композиционно-тектонические разновидности в монументальных произведениях,определен смысл и содержание носителей тектоничностн;
- разработана система "изобразительных модулей",учитывающая взаимосвязь монументального произведения с масштабным строем сооружения;
- выявлены закономерности взаимодействия модульных систем и систем гармонизации архитектуры и изобразительного искусства;
- осуществлен анализ носителей масштабности;
- предложена и проанализирована формальная композиционная модель: "композиционная схема + модульная сетка" как основа нетрадиционного метода моделирования произведения синтеза искусств.
Дальнейшие исследования б области взаимодействия монументальных произведений и архитектуры должны быть направлены на расширение диапазона изучаемых проблем:
- необходимо включить в исследования фактор цвета;
- исследовать не только плоскостные,но и трехмерные произведения;
- расширить комплексность исследования,включив объекты дизайна;
- обратиться к исследованию закономерностей синтетических форм монументальной живописи и дизайна - супврграфики,монументальной пластики и дазайна-супврпластики.
Основные выводы.
I. Классификация монументально-декоративных композиций по формообразовании,взаимосвязи с архитектурой и тектоническим зако-
вомерностям - выступает необходимым теоретическим и методическим звеном в процессе изучения и обобщения проблем синтеза искусств;
2.Система "изобразительных модулей" демонстрирует свою полезность и необходимость в решении проблем гармонизации произведений изобразительного искусства а архитектуры;
3. Формальная композиционная модель: "композиционная схема + модульная сегка",способствующая формированию масштабно-тектонической основы композиции,весьма перспективна для практики монументального искусства.
Сущность всякой композиции - в ее организованности,в подчинении определенным закономерностям. Конечно,художник обращается к тем или иным формальны-.' системам поскольку, поскольку они отвечают а содействуют творческому замыслу,облегчают творческий поиск. Верный отбор пластических выразительных средств, опирающийся на знание тектонических и масштабно-пропорциональных соотношений,несомненно,обогащает художественно-композиционное мышление.
Работы.опубликованные по теме диссертации.
1. К вопросу о формальных структурах в композиции монументально-декоративной росписи.//Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве. Сборник статей.- Л.,1573.- с.14 26.
В надзаг.:М-во высш.и средн.спец.образов.РСФСР.ЛВХПУ им.В.И.Мухиной.
2. Синтез дизайна,искусств и архитектуры в формировании современной урбанистической среды /масштабно-тектонические факторы/.
//Информация,интеллект.творчество /Проблемы образования/. Мате-
рвали научно-гтрактяческой конфврвюпш преподавателей * аспирантов .-I. ,I990.-c.I4-I6. В надзаг. t М-во высш. и среди, спец. образов. РСФСР. ЛВПХУ ик.В.РГ.Мухиной.
3. О принципе соразмерности архитектуры к скульптуры Адмиралтейства /анализ по системе изобразительных иодулей/.//Искусство г предметно-пространственная срвда./Посвящавтся 150-лвти-и со дал рождения М.В.Месмахера/ .Материалы научно-практической конференции преподавателей и ас гарантов.-СПбг1992.-е.92-95. В надзаг. ; М-во но делам науки,еысш.шк» и техк. nrojnre.Pi. 'СГ16ВХПУ им. В.И. Мухиной.
Ц. Об изобразительном модуле. //Вопросы композиции. Межвузовский сборник статей.-Ижевск,.1992.-с.28-45. В надзаг. :М-во науки,выси, ам. м техн.утолит. Р$.УГУ.
5. Aspekt des Mabatabs im Künstlerischen Gesaraterscheinunssbild // Die Stadt als Geaamtkunatmerk. iäin Projekt des Instituts für Gesell30hafts - und Wirtachafts Kommunikation der Hdk Berlin mit der Kunsthochschule 3t.Petersburg. Berlin. Шк, 1992, s. 119-122.
Подписано к печати '/о. С'^-бо . Заказ /$ . Тирад- н Формат бумаги 60x84 1/16, -¿Л леч.я. Бесплатно. ПО-3. 191104 С.-Петербург, Литейный пр., дом № 55.