автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Моделирование работы дизайн-отдела редакции современных печатных СМИ
Полный текст автореферата диссертации по теме "Моделирование работы дизайн-отдела редакции современных печатных СМИ"
Ковалёв Денис Васильевич
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ДИЗАЙН-ОТДЕЛА РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ
Специальность 10.01.10 - журналистика
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
З О НАЙ 2013
Москва-2013
005060438
Диссертация выполнена на кафедре фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент,
заведующий научно-экспериментальной лабораторией технических средств журналистики факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Галкин Станислав Илларионович
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
кафедры рекламы и дизайна факультета журналистики ВГУ Тулупов Владимир Васильевич
кандидат филологических наук, заведующий Кафедрой рекламы и связей с общественностью ФГБОУ ДПО «Академия ме-диаиндустрии»
Головко Сергей Бориэльевич
Ведущая организация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Защита диссертации состоится «^>> ^^ 2013 года, в ^ часов на заседании Диссертационного совета Д.501.001.07 в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9.
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: 119192, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27.
Автореферат разослан «¿у » 2013 года.
Ученый секретарь диссертационного совета, к. ф. н., доцент
В.Славкин
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Сегодня, когда печать перестает быть лидирующим каналом распространения массовой информации, развитие технических средств и экономической теории предполагает постановку вопроса о реорганизации состава и работы редакции печатного издания с целью соответствия вызовам времени. Опыт показывает, что организация работы редакции даже самого успешного издания далека от идеала. В то время как любое производство должно являться четко организованной системой, где каждая его часть тесно связана с комплексом предыдущих и последующих, редакции печатного СМИ трудно соответствовать подобному определению, из-за творческого характера работы части ее сотрудников с одной стороны, и постоянно изменяющимся, спонтанным объектом работы — информацией — с другой.
Наше исследование формирования оптимального внутриредакцион-ного взаимодействия является в первую очередь практическим. Его целью является поиск такой методики работы редакции печатного СМИ, с помощью которой возможно облегчить ее экономическую и оперативную деятельность в современных условиях затяжного мирового экономического кризиса и постепенного изменения положения печатных СМИ в медиа в связи с развитием цифровых СМИ в сети Интернет.
Стоит отметить, что с каждым годом все сильнее становится влияние горизонтальных моделей общения на СМИ. Говоря о таком типе общения, мы подразумеваем возможность вести дискуссию с широким кругом собеседников на паритетных началах (предоставленную в первую очередь развитием Интернета), в отличие от классической вертикальной модели передачи информации посредством СМИ: от субъекта (источника, оратора, диктора и т.д.) — к объекту (потребителю, аудитории).
Цель исследования — реорганизация работы редакции печатного СМИ (в первую очередь ее части — дизайн-отдела) с целью сокращения постоянных издержек для сопротивления кризисным явлениям. Результа-
том является создание эталонной аналоговой модели взаимодействия внутри редакции печатного СМИ путем использования успешного опыта из смежных сфер коммуникации.
Объектом исследования является редакция печатного СМИ как система производственных и экономико-социальных связей.
Предметом исследования является моделирование работы художественного или дизайн-отдела редакции печатного СМИ в рамках работы редакции в целом, начиная от проектирования издания заканчивая производством каждого конкретного номера, приводящее к сокращению постоянных издержек.
На основе анализа занятости дизайнера в производственном цикле мы выдвигаем гипотезу о том, что методами коллаборативного труда можно интенсифицировать его работу при производстве каждого номера издания, чтобы свести к минимуму непроизводственные потери времени.
В ходе исследования мы обосновываем, почему в качестве предмета был выбран именно дизайн-отдел и почему подобных результатов сложнее будет добиться для журналистов, фотографов и художников как создателей контента.
Мы рассматриваем структуру дизайн-отдела и обязанности каждого сотрудника, как актуальные, так и стратегические, и, в соответствии с этим, разрабатываем модель, где их обязанности максимально диверсифицированы, то есть с одной стороны исчезает ситуация дублирования функций разными сотрудниками, а с другой сведена к минимуму зависимость дизайнеров от производителей контента — журналистов.
Задачи исследования. Основной задачей для нас является выявление путей достижения целей исследования и исследование опыта, приводящего к сокращению постоянных издержек путем оптимизации трудо- и временных затрат при работе над номером печатного СМИ и организации производственных связей. Исходя из этого, конкретными задачами, решаемыми в ходе исследования были:
— определить, как приемы общения посредством сети Интернета влияют на социально-экономическую жизнь постиндустриального общества;
— зафиксировать наличие проблем у печатной прессы, обусловливающих необходимость реорганизации производства, чтобы отвечать вызовам времени;
— проанализировать технологический процесс работы редакции ежемесячного издания от оформления концепции до цикличной работы с целью сокращения издержек при выпуске номера;
— определить сферу деятельности художественного отдела ежемесячного печатного издания;
— сопоставить результаты исследования с достижениями в смежных сферах производства (веб-издания, ГГ-компании и т.д.);
— синтезировать эталонную модель работы дизайн-отдела редакции, который позволит успешно решать проблемы, встающие перед редакцией печатного СМИ в ходе ее работы.
После создания аналоговой эталонной модели станут необходимы два последовательных шага:
— проверка модели на достоверность путем подбора аналогий из смежных сфер, поиска релевантного опыта в медиапрактике и проверки жизнеспособности предлагаемой эталонной модели в рамках данной исследовательской работы;
— адаптация эталонной модели для применения на практике, создание более конкретной и детально описанной модели в каждом конкретном случае на производстве.
Эмпирическая база исследования для данной работы является многолетний опыт работы внутри дизайн-отдела редакции на должностях от младшего дизайнера до арт-директора и понимание всех технологических и смысловых этапов создания ежемесячного журнала и, как следствие, — проблем на каждом этапе.
Теоретико-методологическая база исследования. При подготовке диссертационного исследования была проанализирована литература по проблемам теории коммуникации, журналистики, графическому и промышленному дизайну, медиаэкономике, управлению трудовыми ресурсами и другим смежным областям знания. В качестве источников были также использованы публикации в печатных СМИ (в том числе специальных), статистические данные, технологические справочники и выступления специалистов по освещаемым сферам.
В качестве хронологических рамок работы выбран период с начала кризиса 2009 года до настоящего времени, в который особенно остро обозначились проломы, стоящие перед печатными СМИ в сравнении с лавинообразным развитием он-лайн СМИ.
Степень проработанности темы варьируется в зависимости от конкретной области знания, затронутой в исследовании. В изученной автором литературе можно выделить три тематических направления:
—- литература по теории коммуникации и информационному обществу;
— работы по теории и практике графического и промышленного дизайна, дизайна СМИ, моделированию периодических изданий, типографике;
— литература по управлению ресурсами и методам организации трудового процесса.
К первой группе относятся в первую очередь исследования современного состояния информационного общества — общества, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Говоря об информационном обществе, мы опираемся на труды Дэниела Белла1, Мануэля Кастельса, Жана Бодрийяра2 и Фрэнка Уэбстера3, который в форме обзора характеризует основные направления исследования этого вопроса.
' Белл Д., Грядущее постиндустриальное общество. — Москва: Академия, 1999.
2 Бодрийяр Ж., Симулякры и симуляция. — University of Michigan Press, 1995//Пер .,2011
3 Уэбстер Ф., Теории информационного общества. — М.: Аспект Пресс, 2004
В части исследования влияния Интернета на общество мы опираемся на гипотезу о становлении викиномики — метода производства знания, основанного на свободном массовом сотрудничестве с позитивными экономическими результатами. Этот термин введен в середине 2000-х годов профессорами Университета города Торонто Доном Тапскоттом и Энтони Уильямсом.4 Их книга — «Викиномика: как массовое сотрудничество меняет все» — во многом стала стимулом к написанию работы именно на выбранную тему. В качестве философского обоснования возможности единовременной работы над большим объемом информации множества людей в нашем исследовании мы опираемся на положения концепции эпистемологического анархизма Пауля Карла Фейерабенда5, утверждавшего примат множественности точек зрения над кумулятивным подходом к обретению знания.
Процесс создания номера печатного издания мы рассматриваем в двух аспектах: линейном художественном — от концепции до художественной модели или дизайн-макета и цикличном организационном — от выпуска одного номера до следующего. Подробное рассмотрение данного вопроса необходимо нам, чтобы точно сказать, где именно можно сэкономить трудозатраты, время или деньги. При исследовании первого аспекта— подготовки издания — мы пользовались базовыми трудами таких теоретиков графического дизайна, как Ян Чихольд6, А. Херлберт7 и Р. Брингхерст8. Кроме того чрезвычайно полезной для обозначения понятия «дизайна» как системообразующей деятельности оказалась работа теоретика промышленного дизайна Виктора Папанека «Дизайн для реального мира»9, посвященная тому, что в современном мире, когда
4 Тапскотг Д., Уильяме Э.Д., Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все._
М.: Ве51Визте58Воок5,2009
! Фейерабенд П., Избранные труды по методологии науки. — М., 1986
6 Чихольд Я., Облик книги. — М., 1980
7 Херлберт А., Сетка. — М.: Книга, 1981
! Брингхёрст Р., Основы стиля в типографию — М.: Д. Аронов, 2006
9 Папанек В., Дизайн для реального мира. — М.: Д. Аронов, 2004
универсализм в процессе творческого труда меняется на профессионализм и специализацию, дизайнер оказывается человеком с самым общим образованием и возможностью связать между собой профессионалов различных специализаций, создавая тем самым систему, функционирование которой во много раз более плодотворно, нежели работа разрозненных одиночек.
Говоря о моделировании печатного издания, мы ориентируемся на труды С.М. Гуревича10'11 и С.И. Галкина12. Книги С.М. Гуревича дают исчерпывающую картину организации внутриредакционной работы и распределения обязанностей внутри производственного цикла, что было полезно нам при описании организационного аспекта создания издания. Работу С.И. Галкина «Художественное конструирование газеты и журнала» мы использовали как связующую между художественным и организационными аспектами подготовки печатного издания.
К третьей группе используемых исследований относятся работы на тему управления ресурсами. В основном это работы по менеджменту предприятий и исследованию аспектов различных организационных структур. Их мы рассматриваем как в целом, в теории менеджмента, основываясь на новейших исследованиях в этой области, достаточно полно представленных в книге «Семь нот менеджмента»13; так и применительно к редакции именно печатного СМИ. Так как нашей задачей является аналоговый перенос успешного опыт из смежных сфер, в основе этой части лежит книга Е.Аксенова и И. Альтшулера «Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент»14, исчерпывающе описывающая опыт применения данного метода в реальной практике в сфере 1Т-технологий. Научная новизна диссертации заключается в самой задаче иссле-
10 Гуревич С.М., Газета: вчера, сегодня, завтра. — М.: Аспект Пресс, 2004
11 Гуревич С.М., Экономика отечественных СМИ. — М.: Аспект Пресс, 2004
12 Галкин С.И., Художественное конструирование газеты и журнала. — М.: Аспект Пресс, 2005
13 Матвеева А., Бочкарев А., Кондратьев В., Семь нот менеджмента. — М.: Эксмо, 2007
14 Аксенов Е., Альшутлер И., Аутсорсинг 10 заповедей и 21 инструмент. — СПб.: Питер, 2009
дования — решении поставленной проблемы путем переноса успешного опыта из одной сферы в искомую, напрямую с ней не связанную. Кроме того, в изученной литературе нам не встретилось попыток систематизировать работу редакции периодического издания, начиная от концепции, заканчивая регулярным выходом в свет, с точки зрения производственных сил художественного отдела, исследовательские работы ограничены либо организационной, либо художественной составляющими работы редакции печатного издания. Между тем работа художественного отдела, как финального этапа подготовки номера к печати, оказывается наиболее ответственной ввиду своей необратимости. Наконец, впервые мотивированно говорится о возможности применения на практике методов аутсорсинга для целого отдела редакции печатного СМИ, а не для отдельных сотрудников, и о том, какие перспективы это открывает.
Основными положениями, выносимыми на защиту, являются следующие тезисы:
— коллаборативные механизмы сотрудничества в сети Интернет влияют на современное общество в целом и подходы к организации производства в частности;
— печатным СМИ России в условиях кризиса необходима структурная реорганизация, чтобы иметь возможность сократить издержки производства;
— аутсорсинг как перспективная методика управления производством может быть применим для целого отдела при производстве печатного издания;
— основываясь на анализе занятости сотрудников редакции можно реорганизовать дизайн-отдел печатного СМИ по модели внутреннего аутсорсинга, достигнув существенной экономии ресурсов.
Научно-теоретическая значимость. Исследование может быть использовано в научной и учебной работе, при составлении учебно-методических пособий, курсов по моделированию печатного СМИ. Однако
наибольшую значимость исследование имеет в силу своей практической направленности, то есть возможности внедрить его результаты после некоторой адаптации в работу уже действующего печатного издания, имеющую строго определенный цикл и жесткие графики.
В этом случае оно может быть использовано как руководство по моделированию нового издания, реорганизации уже выходящего или организации нового издательского бизнеса по модели аутсорсинга дизайн-процессов.
Структура диссертационной работы определяется целью исследования и поставленными перед ним задачами, а также спецификой изучаемого предмета. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Первая глава посвящена состоянию коммуникативной сферы, частью которой являются журналистика и издательское дело в целом.
Во второй главе работы рассматривается организационная структура редакции в общем и описывается технология создания номера издания.
В третьей главе в форме модели издания формулируется гипотеза о том, что внедрением в работу методов аутсорсинга можно добиться экономии средств производства. Для этого в первую очередь в дискурс вводится понятие аутсорсинга как метода функционирования компании, когда часть ее функций выполняется сторонними подрядчиками. В качестве итога создается аналоговая эталонная модель организации работы редакции по аутсорсинг-принципу, применение которой в реальной практике могло бы помочь издательской компании сэкономить на постоянных издержках.
Эталонная модель состава редакции должна быть построена с учетом требований времени и исходя из задач исследования. При этом в построении немаловажным должен стать метод аналогового переноса выявленных в ходе анализа источников сравнимых ключевых пунктов из других сфер.
Заключительным этапом моделирования внутренней структуры ре-
дакции является создание двух схем работы дизайн-отдела в соответствии с принципами аутсорсинга в зависимости от целей, стоящих перед изданием.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Глава I. Характеристика современного положения вещей в сфере медиа.
Важным завоеванием новой коммуникационной среды в социальной сфере стоит признать успешно пройденную проверку на жизнеспособность открытых производственных систем, то есть таких систем, порог входа в которые снижен до такой степени, что участвовать в них может практически каждый, при этом внешние факторы оказывают минимальное противодействие участию в них. Такие системы связаны в первую очередь с информационной сферой — в том числе это журналистика,— где практически нет ограничений, ни для начала, ни для самой работы, необходимы лишь некий опыт и свежий взгляд.
Параллельно с этим в экономической сфере с течением времени показывают свою жизнеспособность новые формы трудовых отношений, основанных на свободной ротации кадров и привлечении сотрудников тех профессий, которые необходимы для решения насущных проблем, со стороны.
Такая реализация трудовых отношений, где результат фактически превосходит сумму затраченных усилий при затратах, близких к нулевым, назван викиномикой — свободным массовым сотрудничеством с экономически позитивными результатами (термин был введен в 2006 году профессорами университета города Торонто Доном Тэпскоттом и Энтони Уильямсом).
Основа викиномики — использование в технологиях производства (вне зависимости от сферы деятельности) принципов массового сотрудничества, творческого взаимодействия равных участников и принципов
открытого кода (или источников) для достижения коммерческого успеха.15
«В последние годы несколько важных тенденций, характеризующих, в частности, российскую журналистику, заслуживают особого внимания. Первая заключается в том, что мир СМИ повсеместно и быстро переходит "на цифру". В результате инфокоммуникационной революции не только происходит оцифровка медиаканалов, изменилось и содержание СМИ — вне зависимости от канала распространения и отрасли, для которой оно производится, содержание становится цифровым. Газеты и журналы в своей "первой копии" — текстах, иллюстрациях, готовом макете — живут теперь в цифре, вне зависимости от канала распространения. Что уж говорить о новых медиа в Интернете и в каналах мобильной связи: их существование в цифре "датируется" с момента рождения».16
Печатные средства массовой информации оказываются в этих условиях в особенно сложном положении. Со стороны распространения информации их теснят электронные медиа, обладающие более высокой оперативностью и низкими, ввиду фактического отсутствия материального носителя, производственными издержками, со стороны производства — то, что сейчас называют «гражданской журналистикой», когда потребитель контента, обычный человек, является в равной степени и его производителем.
Парадигма существования печатных СМИ в том виде, в котором мы ее знали, меняется, и с дальнейшим техническим прогрессом им все сложнее будет удерживать занимаемые позиции, а значит, производить и распространять информацию. К этому ведет и экономическая, и экологическая целесообразность, и перенос функций печатных СМИ на более продвинутые носители и в более современные каналы.
15 Тапскотг Д., Уильяме Э., Викиномика: как массовое сотрудничество меняет все. — М.: БестБганесБукс, 2009
16 Вартанова Е.Л., Тренды в российских СМИ и журналистике в двухтысячные. // Ежегодник 2010. Экономика и менеджмент СМИ. — Изд-во МГУ, 2011, с. 8
При этом появление в нашей жизни такого децентрализованного медиа, как Интернет, в корне меняет правила, по которым существует журналистика. При всей доступности информации, открытости источников, ее повсеместному проникновению, рождающейся гражданской журналистике — старое положение вещей, когда журналист предоставляет информацию, а аудитория ее потребляет, уходит навсегда.
Более того, свобода доступа к информации задает новую планку ее качества: когда у потребителя есть выбор источника, согласно рыночным механизмам при прочих равных растет именно качество товара или услуги. Наконец, при снижении стоимости информации как таковой, растет ценность актуальной полезной информации, что связано с беспримерным увеличением количества ее источников и, как следствие, — информационным шумом.
При удешевлении продукта появляется необходимость задуматься о снижении затрат на его производство, то есть различных издержек. Как известно, издержки — затраты труда и капитала на производство товара.17 В общем плане различают постоянные и переменные издержки. Разница между ними состоит в том, что размер постоянных издержек константен от производственного цикла к циклу, ВТО время как размер переменных зависит от объема произведенной продукции.
В этом положении появляется необходимость говорить об экономии сокращающихся бюджетов. Все виды расходов компании можно разделить на два типа: производственные (необходимые для ежедневной работы предприятия, они, не связанные с достижением каких-либо целей, могут стать пустой тратой капитала) и расходы, необходимые для производства товара и его сбыта— непосредственно издержки.18 Под разумным расходованием средств мы понимаем максимальное избавление от первых и нивелирование негативного действия вторых.
17 Издержки: Энциклопедический словарь экономики и права, 2005
18 Киверин В.И., Экономика редакции газеты. — М.: Аспект Пресс, 2002
Оплата труда работников, как уже было сказано, является для компании издержками (причем в зависимости от принятой формы оплаты они могут быть постоянными или переменными). Стремясь к экономии, издательские компании сегодня все чаще уменьшают размеры редакционного коллектива, изменяют его структуру, ликвидируют отделы и интенсифицируют труд оставшихся сотрудников. Однако чрезвычайно важной здесь является умеренность, ведь в редакции нужно суметь сохранить баланс между избыточностью и дефицитом кадров, когда на каждой позиции находится строго необходимое количество работников, при этом они все интенсивно заняты в издательском цикле.19
В общих чертах структуру редакции, как любой компании, можно разделить на три типа: вертикальная («пирамидальная» в западной теории медиамоделирования или иерархическая — линейно-функциональная по методу подчинения), горизонтальная («дивизиональная») и матричная (линейно-проектная).20
Как несложно понять, основным принципом деления на типы является внутриредакционная (или, если шире, внутрикорпоративная) иерархия: в первом случае, в соответствии с принципом единоначалия, выстраивается иерархическая пирамида, во главе которой оказывается руководитель (издатель, собственник или главный редактор) с неограниченными полномочиями в принятии решений и обязанностями; во втором — часть полномочий делегируется им на нижние уровни — подразделениям (англ. «division»), сформированным согласно специфике выполняемой работы (административный отдел, творческий отдел, оформительская служба и т.д.), внутри которых иерархическое деление идет по линейному принципу, от рядовых исполнителей, с дифференцированными или недифференцированными функциями, к руководителю отдела, несущему ответственность за результат деятельности подразделения.
19 Гуревич C.M., Экономика отечественных СМИ. — M.: Аспект Пресс, 2004
Владимирова И. Г. — Организационные структуры управления компаниями http://www.cfm.rU/press/management/l 998-5/10.shtml
Коммуникационная среда новейшего времени меняется, вовлекая все больше участников в процесс создания информации. Сам информационный продукт становится все более сложным, требуя в своем создании участия большого количества специалистов. Особую роль начинают играть профессии, способные построить внутрисистемные связи между всеми специалистами, занятыми в процессе производства. При этом широкий диапазон мнений позволяет быстрее найти наиболее верный путь решения проблем в широком смысле. С другой стороны в условиях глобального кризиса компании вынуждены сокращать издержки производства и не готовы оплачивать труд большого штата сотрудников. Нивелировать затраты на его содержание можно путем оптимальной для компании организации производственных структур. Для крупных медийных компаний наиболее приемлемо говорить о дивизиональной структуре управления, внутри которой различные отделы получают определенную самостоятельность в принятии решений.
Глава II. Организационная структура редакции и технология подготовки номера.
Во второй части работы подробно описываются все этапы моделирования периодического издания: от детальной разработки концепции и дизайн-макета издания до выпуска каждого конкретного номера.
Также в этой части дается схематический состав редакции и занятых специалистов на каждом этапе подготовки, а также графики их занятости. Детально прослежен путь подготовки номера от первой планерки до типографии и расписаны зоны ответственности глобальных отделов и конкретных специалистов во время этого процесса.
Производство печатного издания делится на два больших этапа: формирование концептуального макета издания и само производство. В подготовке макета участвуют в первую очередь руководители издания — результатом их работы является создание технических планов и образцов.
Этап производства, в котором задействована вся редакция, также делится на две части: планирования и подготовки номера по заранее
созданным макетам.
В ходе подготовки редакция решает последовательно комплекс задач по формированию повестки, сбору материала, его компоновки и проверки
и подготовки издания к печати.
Успешная работа редакции зависит от того, насколько грамотно была проведена подготовка на начальных этапах, насколько эластичны технические планы, достаточны образцы и так далее — и насколько оперативно решаются проблемы, возникшие в ходе процесса производства.
Глава III. Формирование дизайн-отдела редакции по модели аутсорсинга.
Аутсорсинг в любом виде позволяет компании переложить часть своих производственных нужд на стороннюю компанию, специализирующуюся в данной области, называемую компанией-провайдером или внешним провайдером, тем самым освобождая ресурсы для непосредственно бизнеса.
По степени использования модели аутсорсинга компании на рынке делятся на те, кто работает в консорциуме, то есть, объединившись для решения конкретной задачи — кто принимает помощь извне для выполнения какого-либо проекта; кто отдает на аутсорс только одну сферу или доверяется только одному провайдеру — синглсорсинг; и те, кто существенно диверсифицирует свою деятельность, работают с несколькими
провайдерами — мультисорсинг.
1 уровень— инсорсинг (шБоигсп^): компания функционирует на рынке в одиночку, самостоятельно решая свои производственные задачи за счет внутренних ресурсов компании;
2 уровень — проектный: компания функционирует по модели инсор-синга, временно привлекая специалистов (одиночек-фрилансеров или
компании-аутсорсеры) со стороны или формируя проектные группы для реализации запланированных проектов или решения нестандартных задач;
3 уровень— ауттаскинг (outtasking): передача для выполнения на сторону незначительной задачи, без кардинального изменения формата функционирования компании;
4 уровень— объединенные центры обслуживания (shared service centers): созданное внутри компании собственное подразделение, фактически предлагающее материнской компании аутсорс-услуги;
5 уровень— аутстаффинг (outstuffing): вывод собственного производственного отдела за штат с превращением в отдельную дочернюю компанию, обслуживающую в первую очередь компанию материнскую, а в последующую — уже сторонние;
6 уровень— аутсорсинг (outsourcing): собственно покупка услуг как сервиса у внешней компании;
7 уровень— аутсорсинг бизнес-процессов (ВРО): самая глубокая степень проникновения извне в деятельность компании, когда компании-провайдеру заказывается планирование развития компании.
Оценив в сравнении графики занятости сотрудников внутри издательского цикла, можно сказать, что пик работы журналистов (творцов) находится ближе к началу цикла, когда они получают редакционное задание. В конце цикла ситуация повторяется с точностью до наоборот: у дизайн-отдела (и других производственных отделов) наблюдается пик работы.
Только у административного департамента как связующего звена работа равномерно распределена по всему циклу.
При анализе этого графика следует вывод, что один из ресурсов, за который во время цикла идет битва, — время — на самом деле периодически высвобождается и никак не используется в производстве. Иными словами, если аутсорсинг предполагает покупку помощи со стороны, чтобы восполнить недостаток внутренних ресурсов для развития компа-
нии, график реальной занятости сотрудников редакции показывает нам, что недостатка ресурса на самом деле нет, как нет впрочем, и его организации.
Поэтому основным антикризисным шагом для печатной прессы мы видим именно организацию и консолидирование ресурсов, причем по методикам аутсорсинга.
Большинство издательских домов осуществляют экономию своих средств за счет эффекта масштаба, когда схожие технологические или сервисные операции группируются в качестве самостоятельных департаментов, действующих наравне с редакциями. Соответственно, чем больше наименований объединены под крышей издательского дома, тем дешевле стоят каждому из них услуги таких департаментов. Последним же в свою очередь легче выполнять свои функции за счет объединения схожих технологических операций и сроков.
Такие компании (пример: Media-line, «Фабрика журналов», департамент корпоративной прессы ИД Independent Media, отдел спецпроектов ИД Hearst Shkulev Media) фактически являются укомплектованными редакциями, которые принимают заказы у заинтересованных компаний и либо разрабатывают концептуальный макет издания, который заказчик затем периодически будет наполнять своими силами за счет промоматериалов, либо на основе материалов заказчика готовят к выпуску законченный продукт. В зависимости от договоренностей, они могут заниматься выпуском изданий заказчика как разово, так и на постоянной основе.
Также подобные компании могут предоставлять не комплексную услугу, а только ее часть— например, только разработка концепции копирайтерами и пиарщиками или осуществление редизайна существующего издания.
По сути, такие компании являются дизайн-студиями узкого профиля, рабочий процесс которых организован на основе одновременного или последовательного выполнения заказов многих клиентов, с возможностью
или без таковой дальнейшей поддержки продукта.
В первом примере мы видим удачное существование в рамках издательского дома наряду с замкнутой внутренней редакционной системой внешнего департамента препресса, выделяемого на основе узкой специализации, работающего фактически в качестве кэптивного провайдера (ЗБС). Поскольку с одной стороны этот департамент не приписан ни к какому подразделению (то есть предоставляет сервис всем изданиям издательского дома наравне, имеет собственного руководителя, обязанности и ответственность), а с другой— сфера ответственности этого подразделения издательским же домом и ограничивается. Это ставит эту внередакционную структуру в один ряд с хозяйственным департаментом, бухгалтерией, юридическим департаментом, администрацией с тем отличием, что перечисленные службы предоставляют услуги как редакциям по отдельности, так и издательскому дому в целом, и выполняют функции, общие для всех предприятий.
Таким образом, работа отдела дизайна в этом случае может быть организована следующим образом: после формирования графиков сдачи отдел контента готовит в течение, допустим, недели для отдела дизайна пакет с заданиями, куда входят написанные, подготовленные к верстке тексты, отобранные иллюстрации и комментарии и пожелания к оформлению, которые могут быть даны как устно, так и письменно в форме техзаданий. Дизайнер команды, сформированной под выпуск номера, готовит черновую недетализированную верстку, которую возвращает в редакцию на утверждение. В случае если верстка утверждена ответственным журналистом и арт-директором, она либо возвращается на чистовую верстку, либо уходит к арт-директору за дополнительной детализацией в соответствии с уникальным дизайн-макетом. Тем временем все иллюстрации, выбранные, утвержденные и поставленные в размер, уходят на обработку впрепресс, а тексты— на вычитку корректору. Дизайнер же во время утверждения макета переходит к черновой верстке
следующего материала, то есть времени на простой не остается, а все операции выполняются в более сжатые сроки — растет интенсивность его труда.
Необходимо отметить, что арт-директор становится при этом самостоятельной структурной единицей в составе редакции, поскольку он, в отличие от реформированного дизайн-отдела, всегда работает только на одно, свое, издание и должен быть полностью погружен в его стиль, а время, свободное от подготовки актуального номера, использовать для художественного развития издания.
Если взглянуть с такой точки зрения на второй пример, нужно признать, что его развитие, скорее, подходит не для экономии на издержках, а для диверсификации производства и облегчения бремени рыночного существования.
Если в прошлом примере мы рассматривали дизайн-отдел в качестве кэптивного провайдера внутри издательского дома, то есть структуры, закрепленной за множеством изданий, то естественным развитием этого примера будет существование на рынке редакционной структуры, включающей в себя все отделы — администрацию, контент, дизайн, — но не имеющей при этом привязки к конкретному изданию. Такая редакция может, как специализироваться на корпоративных изданиях и работать с заказами крупных компаний, так и, существуя в небольших городах, являться производителем всего необходимого спектра изданий.
Выходя из состава редакции, дизайн-отдел формирует параллельную с ней структуру, решающую задачи выпуска нескольких изданий. В составе редакции в этом случае остается только арт-директор, выполняющий по аналогии с редактором работу по сохранению стилистического единства и уникального образа издания, в то время как всю оперативную работу выполняет дизайн-отдел. За соблюдением сроков и качества следит старший дизайнер или корпоративный арт-директор, он же организует занятость людей, формируя рабочие группы в соответствии с актуальными
задачами. Кадровый состав удаленного дизайн-отдела должен быть избыточным для выпуска одного издания на 50-70 %, с тем, чтобы часть людей, соответствующая нормальной дизайн-службе, была полностью занята выпуском издания с наиболее «горящим» сроком сдачи, а остальные — готовили к выпуску следующие по графику издания.
По мере подготовки номера группа дизайнеров сокращается до минимального необходимого числа, а освободившиеся — присоединяются к тем, кто занимается другим изданием, создавая новую рабочую группу. Когда и она будет заполнена, избыточные сотрудники переключаются на следующее издание и так далее.
Говоря более конкретно, можно предположить, что для комплекта двух ежемесячных изданий с диаметрально противоположными сроками сдачи (допустим, вторая и четвертая недели месяца) достаточно 150 % от нормального редакционного количества сотрудников; для трех изданий — 170 % и далее— в геометрической прогрессии до достижения пороговых значений.
При этом подобная организация цикличной работы уже опробована в смежных сферах производства, где доказала свою эффективность или жизнеспособность: так, в рекламной индустрии, где не существует длительного цикличного производства, подобная динамичная конвейерная «сборка» проектов является единственно возможной, однако она не закреплена в методиках производства и, как следствие, бывает очень хаотичной и трудоемкой, в то время как компании, занимающиеся сдачей корпорациям, не связанным с издательским бизнесом, дизайн-проектов, в том числе издательских, «под ключ» — не могут оценить выгод оптимизации ввиду отсутствия цикличного производства.
Заключение.
Можно с уверенностью сказать, что задача нашей работы — синтез готового к внедрению в производство решения на основе уже проверенных
и работоспособных методов из смежных областей. Причем методов таких, которые работают полностью или почти полностью только с проблемой, не внедряясь в области, проблемой не затронутые. Эффективность такого метода предопределена развитием информационных технологий и свободой информационных потоков, которые функционируют в пространстве викиномики, то есть экономики, создаваемой массами, где технологии и методы работы из одной сферы могут быть с учетом специфики применены в другой, возможно, снабдив компанию, их применившую, существенным конкурентным преимуществом.
Задача нашей работы состояла в том, чтобы найти способ облегчения существования печатного СМИ в условиях давления на него новых информационных носителей. Такой способ мы заимствуем у того, что, казалось бы, угрожает печати — Интернета.
Сама суть Интернета как канала связи заключена в том, что он предоставляет одновременный доступ к обмену данными. То есть существует в соответствии с механизмом, когда массы людей одновременно выступают в роли потребителя и производителя информации, ее субъекта и объекта. Одним из методов такого удаленного сотрудничества является модель аутсорсинга, уже доказавшая свою эффективность и широко применяемая в управленческой практике.
В качестве результата мы получили такую модель функционирования редакции, где нетрудовые затраты времени сведены к минимуму. С одной стороны эта модель предполагает интенсификацию труда исполнителей, с другой — общее повышение эффективности работы редакций.
Мы проанализировали график занятости внутри редакции до и во время подготовки номера в печать и на основе него выделили ту часть цикла, где редакция из-за последовательной занятости различных сотрудников использует нерационально рабочее время. На основании полученных данных о занятости сотрудников, интересующей нас специа-
лизации, мы пришли к выводу о том, как реорганизовать отдел по принципу аутсорсинга в качестве внутреннего провайдера (SSC).
Наконец мы определили две схемы реорганизации отдела и соответственной методики работы — в самостоятельную корпоративную единицу, по принципу конвейера производящую несколько изданий или всю периодику издательского дома; и в отдел, на основании которого происходит диверсификация производства компании.
Апробация результатов исследования. Основные положения настоящей диссертационной работы были обнародованы на XVI, XVII и XIX Международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009», «Ломоносов-2010» и «Ломоносов-2012», а также конференции «Журналистика в 2010 году. СМИ в публичной сфере».
Также многие результаты исследования были апробированы на практике в ходе работы в качестве арт-директора ежемесячного глянцевого журнала.
Содержание работы отражено в следующих публикациях автора:
1. Ковалев Д.В. Инструменты оптимизации расходов редакции ежемесячного журнала в условиях кризиса (на примере службы дизайна). // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10, Журналистика. — 2010. — №3.-0,7 п.л.
2. Ковалев Д.В. Создание макета студенческого глянцевого журнала. Работа редакции. (На примере студенческого журнала «Exclusive. Журнал студентов» факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова) // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2009» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. — М.: МАКС Пресс, 2009. — 0,1 п.л.
3. Ковалев Д.В. Изменение организации дизайн-отдела редакции с целью сокращения издержек компании. // Материалы Международ-
ного молодежного научного форума «Ломоносов-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, A.B. Андри-янов. — М.: МАКС Пресс, 2010. — 0,1 п.л.
4. Ковалев Д.В. Оптимизация издательского процесса локальной прессы с целью поддержки региональной журналистики. Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; Изд-во Моск. ун-та, 2011.— 560 е. —0,1 п.л.
5. Ковалев Д.В. — Взаимосвязь общественной жизни Новой России (1990-2011) и формата наиболее актуальных СМИ // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2012» / Отв. ред. А.И. Андреев, A.B. Андриянов, Е.А. Антипов, К.К. Андреев, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] —М.: МАКС Пресс, 2012. — 0,1 п. л.
Общий объем публикаций - 1,1 п.л.