автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Модернизация и социокультурное развитие Иордании
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Эль-Асад Али
Введение
Глава I. Исторические условия формирования иорданского государства и общества (30-80-е годы XX века).
1. Основные этапы создания основ национального государства и характер общественно-политического развития.
2. Особенности хозяйственного развития и социальные сдвиги в иорданском обществе.
Глава II. Модернизация и развитие гуманитарного пространства в Иордании (50-80-е годы XX в.).
1. Изменения в сфере образования, здравоохранения и социального обеспечения.
2. Особенности жизни иорданского общества.
Глава III. Активизация общественно-политического и хозяйственного развития Иордании в 90-е годы XX в. как фактор ускорения социокультурной эволюции.
1. Демократизация как важнейшее условие дальнейшей модернизации иорданского общества.
2. Новые тенденции в экономическом развитии как предпосылка ускорения социокультурного процесса.
3. Сдвиги в социокультурном развитии в 90-е годы XX столетия. 121 Заключение. 137 Список литературы.
Введение диссертации0 год, автореферат по истории, Эль-Асад Али
Сдвиги в социокультурном развитии играют важную роль в модернизационных процессах, развернувшихся в арабском мире во второй половине XX столетия, предопределяя во многом их характер и глубину, особенности переустройства политических и хозяйственных систем, а также рбщества в целом на качественно более высоком уровне.
В эпоху постиндустриального общества, когда развитие наукоемких технологий и отраслей становится решающим фактором прогресса, резко возрастает роль культуры (в широком смысле этого понятия), оказывающей прямое воздействие на процесс социальной эволюции через человеческий фактор. Успешное политическое и хозяйственное развитие любой страны уже невозможно без выполнения такого важного предварительного условия как повышение уровня культуры и образования широких слоев населения и подготовки на этой основе квалифицированных национальных кадров для всех сфер жизнедеятельности общества.
Одной из арабских стран, вставшей на путь целенаправленных преобразований во всех областях жизни, в том числе и в сфере культуры, является Иордания - небольшое государство, расположенное в самом сердце Арабского Востока. За последний полувековой исторический период иорданское королевство проделало путь от эпохи средневековья к современности и вышло с точки зрения социокультурного прогресса на передовые позиции в арабском мире. Заметные сдвиги происходят повсеместно. Наряду с устоявшимися арабо-мусульманскими традициями, во всех областях жизни иорданцев ощущаются новые веяния. В этой связи иорданский опыт в сфере модернизации и социально-культурного развития весьма интересен для изучения, поскольку другие арабские страны сталкиваются на этом пути практически с теми же трудностями и проблемами, что в значительной степени обусловлено сходством их истории, особенностей политического, хозяйственного и социального развития, преобладанием государства и центральной власти в жизни общества, авторитарным характером правящих режимов, вообще стремлением поставить государство над личностью, что свойственно исламу, концептуальный установки которого распространяются на все стороны существования государства и общества, включая систему организации и устройства местных общин.
Социокультурная модернизация тесно связана со всеми остальными процессами, происходившими, начиная с 30-х годов прошлого столетия, в Иордании. Поэтому автор попытался увязать изучение сдвигов в социальной и культурной сферах с анализом наиболее интересных и значимых тенденций и явлений в общественно-политической и хозяйственной жизни страны. Для этой цели использовались методы получивших большое развитие в последние десятилетия социологи развития и цивилизационного подхода в рамках социальной культурологии как части наук об обществе и культуре. По мнению российского исследователя Б.С.Ерасова, «социологический подход позволяет выявить соотношение между нормой и действительностью, механизм реализации ценностных ориентаций и их роль в жизни общества, динамику и факторы культурных изменений, влияние культуры на социальные процессы и различные стороны жизни общества».
Для всех развивающихся стран оптимальным решением проблем отсталости является устойчивое развитие, в котором, наряду с активизацией традиционного культурного наследия, становится необходимым внедрение элементов современной культуры. При всем различии их реалий и разнообразии спектра подходов основная цель заключается в преодолении отсталости через поступательное движение по четким ориентирам, способным ликвидировать отделяющую их от развитых государств культурную брешь.
Большинство западных и арабских социологов сходятся на том, что социальное развитие означает выведение человека с традиционного низкого на более высокий современный жизненный уровень. Иными словами, заметное повышение качества жизни широких слоев населения. Это предопределяет активную политику государства, подкрепляемую усилиями общества, по рациональному использованию имеющихся возможностей и ресурсов.
Отсюда можно заключить, что социально-культурное развитие во всех своих проявлениях - это динамичный непрерывный процесс, идущий во всех направлениях. Как непрерывный процесс это развитие направлено на изменение общественного устройства, вскрытие многообразных потенциальных возможностей с последующим приведением их в действие, с созданием новых опор современного государства для духовного и культурного преобразования социума в целом и каждого отдельного его члена, в частности.
Таким образом, анализ социокультурного развития Иордании в тесной взаимосвязи с процессом модернизации, протекающим в других областях жизни королевства, позволяет, по мнению автора, дать ответ на ряд основных вопросов исторической эволюции изучаемой страны.
Несмотря на живучесть монархических устоев и традиционализма, сохранение пережитков феодально-племенной государственности, Иордания в течение последнего полувекового периода претерпела заметную социально-политическую эволюцию, о чем свидетельствуют, в частности, попытки укрепления конституционного правления под давлением новых классов и социальных групп, определенные тенденции к демократизации основ функционирования политического режима.
Эти скоротечные процессы происходили под влиянием объективных факторов. Сознавая неспособность сдержать объективные общественные сдвиги, правящие круги королевства встали в 50-80-е годы XX столетия на путь направляемых сверху эволюционных реформ. Попытки поставить под контроль происходящие бурные перемены, нивелировать разительные несоответствия политических, хозяйственных и социокультурных составляющих процесса модернизации активизировались в 90-е годы прошлого века. В этот период в изучаемой стране более отчетливо стала проявляться настоятельная необходимость демократизации политической жизни, а также либерализации и реформирования ее национального хозяйства, усиления интегри-рованности в мировое экономическое и культурное пространство.
Хотя модернизация в Иордании продолжает происходить в рамках авторитарной политической системы, формы и черты которой обусловлены спецификой исторического и социального развития, в стране все более широко осознается, что выход из периферийного состояния, успешное созидание современного государства и общества, а также рыночной экономики напрямую связаны с необходимостью последовательного продвижения по пути обновления и реформирования социально-политического и гуманитарного пространства.
Опыт социокультурного развития Иордании под воздействием факторов общественно-политического характера интересен с точки зрения изучения особенностей исторического развития стран Арабского Востока в целом, как в 3080-е годы прошлого столетия, так и, особенно, на нынешнем этапе. Однако происходящие в иорданском государстве и обществе перемены важны не только как объект научного анализа, но и с позиций их практической значимости. Речь здесь идет не только об арабском мире.
Формы и методы реформирования политической, экономической и гуманитарной сфер правящей элитой королевства, которая проповедует отказ от разрушительной ломки старых структур и социальных связей, постепенное вплетение нового в ткань традиционного общества, весьма показательны для современной России, совершающей переход к новой модели развития.
Все сказанное выше обусловливает актуальность диссертационного исследования с точки зрения теоретических и практических аспектов социокультурной трансформации иорданской монархии в условиях политических и хозяйственных преобразований и обретения ею нового качества.
Предметом исследования выступает блок проблем, имеющих значимость не только для арабского мира, но и для других стран, решающих задачи ликвидации социокультурной отсталости. Автор сосредоточил свое внимание прежде всего на изучении различных аспектов развития гуманитарного пространства в Иордании под углом зрения модернизационных процессов, протекающих в королевстве. При этом понятие «социокультурное развитие» используется в широком смысле, включая в себя изменения в социальной структуре общества, в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, воспитании молодежи, в средствах массовой коммуникации и др. Речь идет о гуманитарной эволюции Иордании на протяжении более чем шести десятилетий, анализ которой позволяет изучить характер, пути и методы осуществления правящим режимом преобразований, основные направления его деятельности по созданию условий для формирования в стране полноценного общества, отвечающего современным реалиям.
В данном исследовании поставлены следующие цели и задачи: выявить основные социальные сдвиги в иорданском обществе с учетом особенностей общественно-политического и хозяйственного развития; проанализировать тенденции в развитии образования как части социально-экономического прогресса и как одной из важнейших сторон национальной культуры; раскрыть наиболее важные аспекты становления и дальнейшей модернизации здравоохранения; рассмотреть основные изменения в области социального обеспечения; исследовать особенности процесса демократизации и хозяйственной либерализации как важнейших факторов ускорения социокультурной трансформации Иордании.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней, по существу, впервые в научной литературе предпринята попытка комплексного анализа социокультурного развития Иордании через призму происходящей в королевстве политической и хозяйственной модернизации.
Особую значимость избранная тема приобретает в свете таких новых явлений в изучаемой стране, а также в регионе и в «третьем мире» в целом и в государствах, переживающих переходный период, как политическая и экономическая либерализация в условиях интернационализации не только хозяйственного, но и гуманитарного пространства.
Хронологические рамки диссертации охватывают период 30-90-х годов прошлого столетия, поскольку именно на протяжении этих десятилетий произошли разительные перемены в социокультурном, общественно-политическом и хозяйственном развитии Иордании, совершился ее исторический прорыв из средневековья в XX век. В некоторых случаях речь идет о более ранних стадиях исторического развития, в частности, это касается основных этапов создания иорданского государства.
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что выводы, оценки и результаты анализа могут быть использованы как основа для последующих разработок проблем исторического, гуманитарного, общественно-политического и хозяйственного развития как Иордании, так и стран Арабского Востока и «третьего мира» в целом. Они же могут служить источником для оценки культурных, политических и социально-экономических процессов в изучаемом государстве, а также вообще на Ближнем Востоке.
Собранная информация и результаты исследования могут оказаться полезными при подготовке курсов лекций, составлении пособий, справок. В то же время проведенные изыскания могут представлять определенный интерес для структур и ведомств, занимающихся вопросами культурных, внешнеполитических и внешнеэкономических связей с Иорданией и другими арабскими странами.
Материал диссертации может также оказаться в какой-то степени полезным и для России, переживающей непростой этап социокультурных, общественно-политических и хозяйственных преобразований.
Источники и литература. Исследование обширного круга сложных проблем, продиктованных избранной темой, а также протяженные хронологические рамки диссертации предопределили использование автором разнообразных и многочисленных источников.
Автор опирался в своем исследовании в первую очередь на монографии и публикации таких иорданских и арабских историков, социологов и политологов, как Абу
Джабер К., Абу Дия С., Бишари А., Гальюн Б., Джаварне С., Аль-Кода A.M., Аль-Мады М., Муса С., Мухафаза А., Нусейба X., Ат-Тавалиби А., Ат-Телль А.Ю., Хаддад М.Ю., Хаммарани В., Хаурани X. и др.
Эти и другие арабские и иорданские ученые и специалисты высказывают различные точки зрения по ряду проблем социальной, культурной, политической и хозяйственной модернизации, развернувшейся на Арабском -Востоке, а также ее иорданского варианта.
Здесь уместно отметить, что разногласия в научном арабском мире охватывают широкий спектр вопросов и простираются от утверждений о невозможности воспринять демократические принципы и западные культурные ценности в традиционном обществе, основывающемся на примате общины над личностью, до стремления абсолютизировать некоторые преобразовательные процессы в отдельных арабских странах, в том числе и в Иордании, выдавая их за совершенный акт перехода к продвинутым обществам. При этом расхождения в образе мыслей интеллигентной элиты в разных арабских странах трактуются как столь большие, что они не могут быть преодолены, а теоретические взгляды имеют слишком большой разброс, чтобы быть сведенными воедино и чтобы стать реальной базой для единообразного подхода и трактовки модернизационного процесса в рамках арабского мира.
Между тем, как говорится в одной из арабских монографий, посвященных социально-политическим проблемам, «на протяжении двух последних веков арабское общество, подошедшее ныне к порогу XXI столетия, стоит перед той же проблемой: как противостоять внешнему вызову, который вверг арабов в отсталость и стремится сохранить это положение без изменений? Каковы пути, ведущие к модернизации?»
Отвечая на эти вопросы, арабские исследователи (Би-шари А., Гальюн Б., Джаварне С., Лутфи аль-Холи, Муса С., Ат-Тавалиби А., Ат-Телль А., Хаурани X. и др.) справедливо видят выход, в частности, в создании предпосылок для дальнейших социальных преобразований в Иордании и других странах Арабского Востока, повышения образовательного уровня населения, раскрепощения личности. В этой связи они большое значение придают растущему вниманию в регионе к проблемам демократии, формирования гражданского общества, экономической либерализации и т.д.
Существенное значение для разработки избранной темы имели исследования таких российских востоковедов, как О.К.Дрейер, И.Д.Иванов, Н.А.Иванов, В.А.Исаев, Л.Н.Котлов, Е.А.Лебедев, П.П.Моисеев, В.В.Наумкин, Б.Г.Сейранян, Г.Е.Скоров, С.А.Стоклицкий, А.О.Филоник, Л.А.Фридман, Г.К.Широков, В.А.Яшкин и др.
Работы российских арабистов особенно ценны для изучения проблем социального, политического и хозяйственного развития Иордании и других арабских стран в 6080-е годы XX века. Несмотря на то, что основной упор в них делается на роль социально-экономических факторов в модернизационных процессах, многие идеи и выводы авторов представляют значительный интерес и до сих пор не потеряли свою актуальность. В этой связи необходимо отметить такие коллективные монографии Института востоковедения РАН, как «Арабский мир. Три десятилетия независимого развития», «Развитие капитализма в арабском мире» и «Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного».
Автор также широко использовал труды таких западных ученых, как Дж.Бирке, Х.Диган, У.Квандт, В.Костелло, М.Мазур, Дж.Сайег, К.Синклер, З.Хершлаг и др.
Фактический материал, интересные мысли и суждения об истории, культуре, государственном строе, социальной эволюции Иордании и других стран Арабского Востока диссертант почерпнул в коллективных трудах западных социологов и политологов., В качестве примера можно привести такие монографии, как «Arab Recourees: the Transformation of Society», «Change and Development in the Middle East», «Privatization and Liberalization in the Middle East». В то же время следует отметить некоторую тенденциозность подхода авторов из развитых стран к трактовке исторических и политических событий в жизни изучаемой страны и вообще региона Ближнего Востока, которая, в частности, нашла отражение в попытке представить англичан исключительно в роли защитников и спасителей Иордании и др. арабских государств. Кроме того, трудно согласиться с определенной недооценкой западными аналитиками положительной роли активного государственного вмешательства в социально-экономическую сферу изучаемой страны в 60-80-е годы прошлого столетия.
Автор стремился, насколько это возможно, учесть новые соображения и выводы, появившиеся в последние годы в трудах арабских, российских и зарубежных ученых по вопросам, включенным в круг данного исследования. Главное внимание обращалось на проблемы, которые еще не получили должного освещения или приобрели новые черты, нуждающиеся в дополнительном исследовании. В этой связи прежде всего необходимо назвать две коллективные монографии: «Авторитаризм и демократия в развивающихся странах» и «Democracy without Democrats?». Последняя содержит взгляды ряда западных и арабских историков и политологов на особенности процесса демократизации в исламском мире, в том числе и в арабских странах, и пер
12 спективы утверждения представительной демократии западного типа в этом регионе.
Анализ, проведенный в предлагаемой диссертации, базируется на статистической информации, почерпнутой из изданий ООН и других международных организаций, статистических сборников изучаемой страны, а также на собственных расчетах и оценках автора.
Диссертант использовал официальные документы, в том числе конституцию Иордании, законодательные акты, регулирующие различные стороны жизни иорданского государства, документы плановых органов, заявления государственных деятелей. Важное значение для раскрытия темы имели арабские и западные периодические издания, а также материалы научных конференций и семинаров по проблемам политического, социального и хозяйственного развития стран Ближнего Востока.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Модернизация и социокультурное развитие Иордании"
Заключение
К настоящему времени Иордания в своем историческом развитии прошла путь, аналогичный в своей основе эволюции, которую претерпели многие арабские страны. Скачок от застойного натурально-патриархального уклада к современной жизни, произошедший после второй мировой войны, совершился практически на глазах одного поколения, сломав сложившееся представление о стране, бытовавшее как внутри, т&к и за ее пределами. Вместе с тем, королевство в рамках модернизационных процессов, характерных для всего Арабского Востока, сумело опередить другие арабские государства по ряду параметров, и, в первую очередь, это касается достижений в сфере демократизации общественно-политической жизни и социокультурного развития. Последние, в свою очередь, стали возможны благодаря хозяйственному прогрессу.
В 90-е годы XX столетия в Иордании материзовались завоевания, к которым она продвигалась все предшествующие десятилетия. Страна стала объектом ускоренного обновления. Изменения затронули не только политику и экономику, но и каждого человека, все общество в целом. Частично достижения стали результатом упорных усилий власти, частично явились естественным следствием поступательного движения страны в соответствии с прогрессом мировой цивилизации.
Активные политические и экономические процессы обусловили большие подвижки в социальной сфере и структуре иорданского общества, привели к разрастанию разных их составляющих и появлению новых элементов, что спровоцировало пересмотр социокультурных ценностей, многих общественных представлений и подходов к окружающей действительности, материальной жизни, психологических установок. Это поколебало мир традиционных ценностей, устоявшихся идеологических концепций, унаследованных от прежних времен.
В развитии иорданского самосознания в последние десятилетия произошел крупный скачок в связи с демократизацией общественной жизни, утверждением новых экономических условий, изменением социальной обстановки. Меняется менталитет членов иорданской общины, их отношение к таким ранее не воспринимавшимся с полной силой понятиям, как национализм, единство, родина. Очевидно, что на смену старым, отжившим приходят новые представления, соответствующие изменившимся принципам и формам государственного устройства, иным взглядам на место человека в обществе, осознание им своего гражданского долга.
В процессе модернизации возникли новые социальные слои и прослойки, являющиеся предвозвестником более активного движения по пути реформ, либерализации и демократизации. В этой связи одним из наиболее серьезных последствий, которые дали толчок мо-дернизационным процессам, было формирование среднего класса. Оно было инспирировано во многом именно тем положением, которое Иордания занимает в системе региональных хозяйственных связей уже в течение длительного времени. Кроме того, свою положительную роль сыграла целенаправленная внутренняя политика, ориентированная на поддержание частного предпринимательства, создание производственной базы мелкого и среднего масштаба, что более всего отвечает экономическим условиям королевства (нехватка природных ресурсов, незначительность населения, ограниченность территории, трудности поиска крупных капиталовложений для создания базовых отраслей и т.п.).
Объективно подобная политика способствует становлению и развитию демократизационных процессов, активизации движения к гражданскому обществу. Ведь средние слои, как правило, являются наиболее последовательными носителями идеи политической и экономической стабильности, социокультурного прогресса. А это предопределяет социальный мир и общественное спокойствие, а также является гарантией закрепления демократических элементов и современных ценностей в ткани развивающегося общества.
Реальное достижение Иордании - это интеллектуальный потенциал страны, который является объектом непрестанной заботы со стороны короны. Король Хусейн неоднократно заявлял, что - это важнейшее достояние нации, и его нужно всемерно поддерживать и развивать. Не случайно поэтому образовательный уровень в Иордании выше, чем в других арабских странах, технические знания и навыки населения превосходят тот минимум, что является характерным для других арабских народов. Иорданцы также выделяются среди других арабов более высоким уровнем грамотности и общей культуры значительной части населения.
По мере становления и развития национальной экономики в 50-90-е годы XX столетия появились новые отрасли хозяйства, все больше людей включались в систему современного производительного труда. Новая технологическая среда требовала формирования иных требований к труду и трудовых ориентаций, соответствующих вызовам времени и возросшим требованиям личности.
Благодаря быстрой урбанизации, развитию средств связи и коммуникации, расширению деятельности национального и иностранного капитала сформировались новые социальные слои, которые начали предъявлять свои требования к образованию, культуре, вообще гуманитарной среде, будучи заинтересованными в расширении кругозора и в новом видении мира. Это подстегнуло развитие современной культуры, которая стала обслуживать интересы новых социальных слоев и обеспечила продвижение и вызревание общественного сознания, сосуществующего с религиозным. Другими словами, появились социальные слои и группы, ставшие носителями нового гуманитарного начала в традиционной среде.
В основу развития культуры и ее важнейшей составной части -образования был положен принцип доступности для каждого иорданца. В Иордании была создана широкая сеть образовательных и просветительных учреждений, достигающих самые отдаленные уголки страны.
Государство определило развитие системы образования своей первостепенной обязанностью. Поэтому удельный вес ассигнований на образовательные цели в общих государственных расходах в период 50-х - 90-х годов XX в. находился на сравнительно высоком уровне, несмотря на возникающие периодически серьезные финансовые проблемы.
В рассматриваемый период в Иордании, наряду с государственным, заметное развитие получило частное образование. Однако руководство образовательным процессом на всех уровнях и во всех формах находится в руках государства. Оно осуществляется через соответствующие правительственные ведомства, которые отвечают за планирование, контроль и совершенствование образования в соответствии с уровнем мирового развития.
Тем не менее, в сфере образования королевства имеется достаточно много нерешенных проблем и недостатков. Несмотря на впечатляющие достижения в области ликвидации неграмотности, в стране еще сохраняется значительное число неграмотных (согласно оценке автора, их доля среди мужчин - около 5%, а среди женщин -примерно 18%).
Изучение трудов и публикаций, посвященных состоянию системы образования Иордании, показало, что она страдает упущениями в планировании, компоновке и совершенствовании учебных программ, нечеткостью критериев оценки знаний, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся.
Важным средством социокультурного развития Иордании является подготовка национальных педагогических кадров. Как свидетельствует анализ, проведенный в диссертационной работе, в королевстве имеется немало проблем в системе педагогического образования, в числе которых нехватка преподавателей, низкий социальный статус учителя, недостаточный уровень профессиональной подготовки, дефицит внимания к этим проблемам со стороны общества, отсутствие должного интереса у молодежи к педагогической деятельности. Тем не менее, в стране за годы независимого развития была решена главная задача - создание сети педагогических учебных заведений разного уровня и специализации. В настоящее время на передний план выдвинулась задача повышения качества подготовки преподавателей, использования ими современных методик и технических средств обучения, внимания к психологии учащихся, их индивидуальным способностям и особенностям.
При анализе динамики системы образования в Иордании встает вопрос о степени ее эффективности. Значительный (по масштабам страны) объем государственных и частных вложений и наличие разветвленной инфрастуктуры образования создают объективные предпосылки для повышения качества обучения. Однако эти возможности не всегда используются с надлежащим эффектом.
Современная культура, в том числе образование, непросто утверждается в иорданской жизни по причинам, о которых много говорилось на страницах данной работы. Одним из косвенных свидетельств этого является незначительное число пользователей Интернет и персональных компьютеров в Иордании.
В нынешних условиях меняются подходы к образованию, оно становится все более гибким и непрерывным. Все большую важность и распространенность приобретают технические средства передачи знаний, что требует серьезной адаптации к новой материально-технической базе, к меняющейся материальной и культурной среде.
Оценивая перспективы модернизации и социокультурного развития, следует, видимо, исходить из того, что современное иорданское общество, безусловно, претерпело существенные изменения под влиянием факторов внутреннего, регионального и международного характера. Многие его традиционные институты, которые еще в начале послевоенного периода имели большой вес и значение для жизни общества, ныне оказываются размытыми и разрушенными, хотя степень их размывания не следует преувеличивать. Традиционалистские пережитки имеют весьма прочные и глубокие корни, которые не могут исчезнуть из массового сознания в исторически короткие сроки.
Вообще выведение массового сознания на качественно новый уровень в традиционалистском обществе представляет собой трудную задачу. Конечно, нынешнее иорданское общество уже не может в полной мере считаться традиционалистским. Бурные социокультурные и политические процессы на протяжении послевоенной истории страны, экономические сдвиги, заметный рост общей и политической культуры населения создали достаточно рельефный барьер на пути старых пережитков. Тем не менее, они сохраняются в толще народных представлений и могут сыграть роль ограничителя модерни-зационных процессов в связи с наличием племенных табу, авторитета вождей, влиятельных кланов, которые отстаивают не столько национальные интересы, сколько могут руководствоваться собственными эгоистическими соображениями.
В условиях слабой социально-классовой дифференциации, переходного характера общественной и хозяйственной системы, неустойчивости базисных й надстроечных институтов в обществе сильны корпоративные интересы, которые преобладают над общенациональными. Эти корпоративные интересы в городе, деревне, в бедуинской среде часто стоят над общегражданскими, опираются на традиционные ценности, которые обладают особой устойчивостью к размыванию. В этом плане они способны противостоять национальным интересам в течение длительного времени, учитывая, что традиционализм здесь связывается с исламом, который в Иордании обрел достаточно выраженный политизированный характер и является неотъемлемой частью местного истэблишмента.
В иорданском обществе сохраняется незримое деление на рода, племена, в чем-то не потерявшие своей клановой обособленности общины. Все это исподволь влияет на развитие королевства, в том числе и социокультурное, на отношения между людьми, диктует законы поведения, правила общения, порождает сложный кодекс разных установлений, принимаемых в расчет и государственной властью. |
В целом Иордания может быть отнесена к такому возникшему на периферии эшелону модернизации, который "изначально интегрировался в общемировой процесс модернизации через систему колониализма и зависимости ." [23, с.11]. Отправной точкой для нее "послужили не просто докапиталистические, но патриархальные, общинно-племенные, государственно-общинные ("азиатские") структуры". В результате "процесс модернизации . был неукорененным, неорганичным в своем исходном виде". "Отсюда - вероятный и, более того, периодически обратимый характер процесса модернизации в этом эшелоне" [23, с. 11, 12].
Очевидно, что эта выдержка может служить указанием на незавершенность модернизационных процессов в целом блоке развивающихся стран, включая и Иорданию. Тем не менее, концентрированные усилия государства в этом направлении могут свидетельствовать о решимости существенным образом перестроить структуру иорданского общества, организовав ее таким образом, чтобы окончательно подорвать исторически сложившиеся устои традиционализма.
В этой связи социокультурная модернизация, демократизация, повышение эффективности и рыночная ориентация представляются как единство действий и шагов по превращению Иордании в современное государство с развитыми социально-политическими отношениями, культурой и экономикой, соответствующими требованиям устойчивого развития. Ведь именно такое развитие стало велением времени и воплощением движения развивающихся стран к реальной независимости и стабильности.
В свете проведенного в диссертации анализа, очевидно, что модернизационный процесс в Иордании имеет достаточно благоприятные перспективы, поскольку он обеспечивается собственно государственной и королевской властью, а также общественными силами, которые, по всей видимости, обладают возможностями воспрепятствовать изменению курса, устраняя проявления насилия и экстремизма в обществе и создавая условия для развития сотрудничества.
Начало модернизационной деятельности государства было положено с момента обретения Иорданией независимости. Независимо от того, насколько осознанно действовала правящая элита, проводимая ею политика создала предпосылки для ускорения модернизации во всех сферах жизни страны. Продвижение в заданном направлении может дать мощный толчок социальной, культурной, политической и хозяйственной эволюции Иордании, помочь ей естественным образом вписаться в новую расстановку сил в регионе, играть достойную роль в создании нового международного и экономического порядка на Ближнем Востоке, который стоит накануне очень серьезных перемен в разных областях жизни.
Противодействие неконструктивным силам, сдерживающим поступательное движение страны, может быть найдено в рамках распространения понятий о гражданском долге, праве каждого гражданина решать судьбу государства, воспитания чувства ответственности за народ и страну.
Важны также характер монархии и ее желание считаться с общественным мнением, а равно ее готовность сотрудничать с другими ветвями власти, быть озабоченной общественными идеями, охранять социальную справедливость и т.п. Поскольку модернизационные преобразования начались в стране "сверху", то можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что по генеральным направлениям понимание оппозиции и власти вполне достижимо, так как и монархия, и народ озабочены судьбами иорданского общества, государства, будущим страны и ее граждан.
Учитывая, что на путях приобщения иорданского общества к современным ценностям имеются существенные трудности, некоторые политологи и социологи королевства пришли к выводу, что современные взгляды, понятия и представления, включая идеи демократизации и либерализации, должны внедряться в массовое сознание, начиная с уровня семьи. Такая постановка вопроса представ ляется несколько необычной, хотя в местных обстоятельствах она более, чем уместна, принимая во внимание особенности и специфику иорданского общества, которое по целому ряду параметров не может быть сопоставимо с социумами развитых государств. В информационно-пропагандистской литературе Иордании прямо указывается, что страна испытывает крайнюю потребность в перестройке общества в соответствии с ценностями мировой цивилизации, которые должны закрепиться на уровне понимания, поведения и практики. "И начало этого должно закладываться в семье, которая считается ячейкой общества, основным посредником между личностью и общественной цивилизацией, в русле которой она развивается .,.". А это требует "изменения принципов семейного воспитания, более интенсивной пропагандистской работы . с тем, чтобы добиться большей приверженности граждан с детского возраста родине, общественным интересам . [77, с.81].
Другими словами, исходной точкой, с которой начинается восприятие современных ценностей, называется семья, то есть уровень, с которого это восприятие должно пройти долгий путь, чтобы достигнуть в итоге тех высот, где они могут восприниматься осмысленно и найти сознательных сторонников.
Значительное место уделяется также проблемам образования как фактору, который в первую очередь может способствовать социокультурному развитию общества, учитывая, что более трети населения страны - учащиеся. "С тем, чтобы сделать систему образования более гармонично сочетающейся с этапом демократических преобразований и теми изменениями, которые диктуются современностью, необходимо пересмотреть весь образовательный процесс и вести подготовку его субъектов на базе, которая обеспечит внедрение в жизнь методов анализа, сопоставления, реальных выводов, сочетающихся с умением вести полемику, дискутировать, не принимать мнение без его осмысления и проверки личным опытом" [77, с.82].
Необходимо еще раз подчеркнуть, что государство и монархия, как главные инициаторы модернизационных преобразований в Иордании^ стоят перед серьезными трудностями. "Вестернизация" Иордании со всеми ее атрибутами может вызвать негодование фундаменталистов, чьи позиции в стране достаточно сильны. Их реакция может носить явно негативных характер, что способно всколыхнуть общество и направить его в нежелательное русло. Отказ от модернизации также невозможен, поскольку власть видит в ней гарантию обновления государства, вовлечения в сознательное строительство нового общества разных социальных слоев и групп населения, многие из которых имеют традиционалистский оттенок и в этом качестве способны еще долго пребывать на периферии прогрессивных общественных процессов.
В этих условиях государство должно, видимо, идти неким средним путем, не отказываясь от своей политики и опираясь при этом на западные модели, не афишируя их в качестве образца для подражания. Такой симбиоз двух начал, скорее всего, придаст несколько усеченный характер иорданской модернизации, внешне снабженной необходимыми атрибутами, но внутренне еще долженствующей интенсивно эволюционировать, чтобы обрести содержание, свойственное современным развитым государствам.
Мы уже неоднократно отмечали, что Иордания заметно выделяется на общем фоне соседних арабских стран своей определенной близостью к западной ориентации, западному капиталу, вообще как бы большей открытостью перед новыми веяниями. Это проявляется, например, в относительно большей социальной мобильности населения и его подвижности, более высоком уровне благосостояния, целе
Список научной литературыЭль-Асад Али, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Справочные издания и официальные публикации.
2. Арабские страны. Экономика и внешнеэкономические связи. Справочник. М., 1977.
3. Иорданская национальная хартия. Амман, 1990 (ар. яз.).
4. Министерство информации. Иордания. Факты и цифры. Амман, 1995 (ар. яз.).
5. План социально-экономического развития (1981-1985). Амман, 1981 (ар. яз.).
6. План социально-экономического развития (1986-1990). Амман, 1987 (ар. яз.).
7. Современная Иордания (справочник). М., 1964.
8. Building a Prosperous Peace. Middle East and North Africa. Economic Summit. Amman. October 29-31, 1995.7a. Democracy without Democrats ? L.N.Y., 1994.
9. Document of the World Bank. Report №. P-6651-jo. Wash., September 15, 1995.
10. Document of the World Bank. Report №. 14405-jo. Jordan Private Sector Assessment. Wash. August 25, 1995.
11. Hashemite Kingdom of Jordan. Economic and Social Development Plan 1993-1997. Amman, 1998.
12. Jordan. Lloyd group Economic Report. L., 1982.
13. Middle Fast and North Africa 1993. L., 1993
14. Tax and Investment Profile. Jordan. L., 1987.
15. Статистические сборники 14. Central Bank of Jordan. Monthly Statistical Bulletin. Amman.
16. Hashemite Kingdom of Jordan. Ministry of Planning. Statistical Bulletin. Amman.
17. Statistical Year Book 1995. UN. New York, 1997.
18. UNESCO. Statistical Year Book 1969. P., 1970.1.. UNESCO. Statistical Year Book (Arab Member States) 1982. L., 1983.
19. United Nations. Statistical Year Book 1979-1980. N.Y., 1982.
20. World Bank. World Development Report 1982. W., 1982.
21. World Bank. World Development Indicators 1998. W., 1998.
22. Year Book of Labor Statistics (1960-1982)/ UN. New York.
23. Литература на русском языке
24. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М.,1996.
25. Арабские страны: история и экономика. М., 1976.
26. Арабские страны: история и современность. М., 1981.
27. Арабские страны. Проблемы социально-экономического и общественно-политического развития. М., 1995.
28. Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. М.,1990.
29. Ближний Восток и современность. М., 1995.
30. Ближний Восток и современность. М., 1996
31. Восток: рубеж 80-х годов (Освободившиеся страны в современном мире). М., 1983.
32. Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах. М., 1984.
33. Джаварне С. Иордания: опыт общественно-политического развития. М., \Щ1.
34. Дрейер O.K. Культурные преобразования в развивающихся странах. М., 1972.33а. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.
35. Иванов И.Д. Развивающиеся страны в современном мире: единоборство и многообразие. М., 1983.
36. Иванов И.Д. Развивающиеся страны в современном мире: новая сила в мировой политике и экономике. М., 1984.
37. Исаев В.А., Лебедев Е.А., Филоник А.О. Иордания: контуры перемен. М., 1987.
38. Котлов JI.H, Иордания в новейшее время. М., 1962.
39. Новейшая история арабских стран. М., 1968.
40. Освободившиеся страны Азии. Тенденции экономического развития. М., 1987.
41. Развитие капитализма в арабском мире. М., 1988.
42. Рынки Ближнего Востока. М., 1997.
43. Сейранян Б.Г. Эволюция социальной структуры стран Арабского Востока. М., 1991.
44. Скоров Г.Е. Развивающиеся страны: образование, занятость, экономический рост. М., 1971.
45. Стоклицкий C.JL, Фридман Л.А., Андрукович П.Ф. Экономические структуры арабских стран. М., 1985.
46. Хусейн. Моя профессия король. М., 1995.
47. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984.
48. Литература на английском языке.
49. Abu Jaber К. The Nature of the State in the Middle East, Exeter, 1987.
50. Arab Recources: the Transformation of Society. Wash, 1983.
51. Bassam К., Bassam S. Jordan Economy. Amman, 1984.
52. Birks J.S., Sinclair C.A. Arab Manpower. L., 1980.
53. Change and Development in the Middle East. L., 1981.
54. Costello V.P. Urbanization in the Middle East. Camb,, 1977.
55. Deegan H. The Middle East and problems of democracy. Phila-delfia, 1983.
56. Hershlag Z.I. The Economic Structure of the Middle East. Leiden, 1975.
57. International Migration in the Arab World. Beirut, 1982.
58. Kuznets S. Modern Economic Growth. L., 1966.
59. Mazour M.P. Economic Growth and Development in Jordan. L.,1979.
60. Middle Tast. Ten Years after Camp David. Ed. by Quandt W.B. Wash., 1988.
61. Privatization and Liberalization in the Middle East. Indiana. U.S.A., 1992.
62. Sayigh Y.A. The Arab Economy. Past Performances and Future Prospects. Oxf. 1982.
63. Литература на арабском языке
64. Абу Дия С. Иордания государство, наделенное миссией. (Документальное досье в связи с 75-летием образования иорданского государства). "Аль-Асвак". Амман, 11-12.04.1996.
65. Амин А. Заря ислама. Каир, 1975.
66. Арабский тупик. Под ред. Лутфи аль-Холи. Каир, 1986.
67. Гальюн Б., Бишари А. и др. О демократическом выборе (Критическое исследование). Бейрут, 1994.
68. Заки Р. Инфляция и структурная адаптация в развивающихся странах. Каир, 1996.
69. Аз-Заркали X. Два года в Аммане. Каир, 1925.
70. Аль-Кода А.М., Ат-Тавалиби А. Иордания. Амман, 1994.
71. Аль-Мады М., Муса С. История Иордании в XX веке. Амман, 1959.
72. Муса С. Образование эмирата Трансиордания (1921-1925). Амман, 1971.
73. Мухараз А.М. Приватизация. Каир, 1996.
74. Мухафаза А. Современная история Иордании (1921-1946). Амман, 1971.
75. Мухафаза А. Экономическая жизнь в эпоху эмирата в "Ат~ танмия аль-урдуния", № 1, январь-февраль 1973.
76. Население и развитие Иордании. Амман, 1985.
77. Нусейба X. Новейшая политическая история Иордании (1952-1967 гг.). Амман, 1990.
78. Особенности иорданской экономики. Амман, 1986.
79. Оценка социально-экономического положения Иордании. Бейрут, 1992.
80. Ат-Тавалиби А. Движение иорданской демократий в сторону укрепления и всеохватности. Б.м., 1994.
81. Ат-Телль А.Ю. Развитие системы народного образования в Иордании (1921-1977). Амман, 1978.
82. Хаддад А. Опыт Иордании в привлечении денежных переводов от работающих за рубежом иорданцев. Амман, 1990.
83. Хаддад М.Ю. Институонализация режима и формирование общества в Иордании: реальность и тенденции. Ирбид, 1991.
84. Хаммарани В. Иордания: общество и государство. Амман,1985.
85. Хаурани X. Социально-экономическое устройство Восточной Иордании. Бейрут, 1950.
86. Хаурани X. Социально-экономическая структура 'Граиси-ордании. Бейрут, 1968.
87. Хаурани X. История парламентской жизни в Иордании (1929-1957). Ннкозия, 1989.
88. Хейкал А. А. Индустриализация и сельское хозяйство в развивающихся странах. Бейрут, 1981.
89. Хейр. Парламентская жизнь в Иордании (1920-1993). Амман, 1993.
90. Хшшль А. Прогноз спроса и предложения рабочей силы в Иордании. Амман, 1990.
91. Экономическая политика государства. Амман, 1991.
92. Этапы развития Иордании. Амман, 1979.1. Периодические издания.
93. Бюллетень иностранной коммерческой информации. М. 9.1. Азия и Африка сегодня. М.92. Jordan Times. Amman.
94. Middle East Business Weekly94. Аль-Амаль. Амман.95. Аль-Асвак. Амман.96. Аль-Ахрам. Каир.
95. Аль-Ахрам Аль-Иктисадий. Каир.98. Ад-Дустур. Амман.99. Аль-Н'пихад. ОАЭ.100. Ан-Нахдж. Амман.101. Ар-Рай. Амман.102. Ас-Сахифа. Амман.103. Аль-Халидж. ОАЭ.104. Аль-Хаят. Лондон.