автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
"Молодая Германия" и ее место в историко-литературном процессе Германии первой половины XIX века

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Карабегова, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему '"Молодая Германия" и ее место в историко-литературном процессе Германии первой половины XIX века'

Текст диссертации на тему ""Молодая Германия" и ее место в историко-литературном процессе Германии первой половины XIX века"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА

на правах рукописи

КАРАБЕГОВА Елена Владимировна

"МОЛОДАЯ ГЕРМАНИЯ" И ЕЕ МЕСТО В ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ ГЕРМАНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Специальность 10.01.05 Литературы народов Европы, Америки и Австралии

Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук

Научный "консультант

доктор фидол. наук, профессор А.С.Дмитриев

Москва 1997

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Эстетика "Молодой Германии" 22

Глава 2. "Молодая Германия"в литературных спорах

1. Гете и "Молодая Германия" 59

2. Гейне, Берне и "Молодая Германия" 75 Глава 3. Художественная проза "Молодой Германии". Проблематика. Пути к роману о современности

1. Первый период творчества К. Гуцкова.

От принципа фрагментарности к принципу синхронности в изображении современной Германии в романе "Письма безумного к безумной" 100

Историзм и сатира как средства изображения современности в романе "Маха Гуру" 112

Становление социального романа. Политические, социальные и религиозные проблемы в романе "Валли, сомневающаяся". 126

2. Поиски нового героя; военная тема в романе Г. Лаубе "Молодая Европа" 174

3. Первый период творчества Т.Мундта.

Политическая и философская проблематика в романе "Современная жизненная сумятица" 211

От романа-биографии к социальному роману.

Роман "Памятник Шарлотте Штиглиц" 234

Проблемы религии, философии и женской эмансипации в романе "Мадонна" 242

Глава 4. Творчество младогерманцев после официального запрета движения (40-60-е годы)

1. Актуализация истории в младогерманской исторической драме. "Уриэль Акоста" К.Гуцкова 262

2. Проблемы исторического романа в младогерманской художественной прозе и роман Т. Мундта "Царь Павел" 275

3. От синхронного романа к социальному роману. Роман К. Гуцкова "Рыцари духа" как итоговое произведение художественной прозы "Молодой Германии" 297 Заключение. 357 Приложение. 364

ВВЕДЕНИЕ

Литературное движение "Молодая Германия" представляет научный интерес как одно из самобытных явлений в процессе развития немецкой литературы XIX в, которое вплоть до нашего времени не получило достаточно объективной оценки.

В европейской критике сложилась своего рода традиция рассматривать творчество младогерманцев в отрыве от общего литературного процесса и давать ему преимущественно отрицательную оценку. Но следует отметить, что причиной такой оценки послужило не только то, что сравнение творческого наследия "Молодой Германии" с литературой предыдущих периодов, действительно, зачастую оказывалось не в пользу младогерманцев, но и то, что при исследовании этого наследия использовались критерии не столько литературного, сколько политического характера. Деятельность младогерманцев как политиков и публицистов нередко заслоняла собой их участие в литературном процессе Германии, и это значительно затрудняло их объективную оценку как писателей и критиков.1

Политические принципы нередко ложились в основу определения "Молодой Германии" как единой литературной группировки, и это, как правило, влекло за собой как значительное упрощение общей картины ее развития, так и чисто механическое определение ее временных границ.

И таким же искажающим саму сущность "Молодой Германии" упрощением становится принятое в критике мнение о младогерманцах как о "антиромантиках" и "реалистах". Это мнение основывалось на слишком прямолинейном восприятии критических высказываний самих младогерманцев и так же служило одной из причин того, что "Молодая Германия" оказывалась как бы вырванной из литературного процесса и рассматривалась вне контекста других явлений литературы.

И только с 60-х годов XX века концепция "Молодой Германии" в немецкой и европейской критике начинает изменяться. Как в работах немецких литературоведов, так и в отечественной критике утверждается определение "Молодой Германии" как литературного движения, что, на наш

взгляд, более точно соответствует ее характеру и дает возможность не только выявить закономерности ее внутреннего развития, но и более точно определить ее место в общем литературном процессе Германии. И только двигаясь в этом направлении, можно будет произвести пересмотр традиционного взгляда на творческое наследие "Молодой Германии" как на своего рода литературную неудачу. Необходимость такого пересмотра, на наш взгляд давно уже назрела, так как только таким путем можно будет уточнить масштабы и характерные особенности самого движения, а также проследить его взаимосвязь с другими явлениями немецкой литературы этого времени.

Нельзя не признать, что творчество младогерманцев в целом представляет собой скорее явление второго плана в общем развитии литературы, что они, хотя и не всегда, но порой, действительно уступают в масштабности своего таланта таким крупным писателям той же эпохи как Г. Бюхнер (1813-1837), К. Иммерман (1796-1840), К.Д. Граббе (1801-1836). Младогерманцы нередко оказывались богаче намерениями, чем творческой реализацией этих намерений. Новаторские по своей сущности принципы их эстетики далеко не всегда получали адекватное отражение в их художественной практике. Но в то же время в литературе "Молодой Германии" опосредованно отразились важные закономерности не только немецкого, но и общеевропейского литературного процесса, своеобразные "подземные токи" литературы.

Следует отметить, что у "Молодой Германии" не было ни единой эстетической программы, ни определенного числа писателей, чье творчество укладывалось бы в рамки этой программы. Даже при относительно коротком "официальном" периоде деятельности "Молодой Германии" (первая половина 30-х годов) это число не было постоянным. Движение охватывало достаточно большое количество участников, но представителями его магистрального направления остаются только несколько писателей и публицистов, группирующихся вокруг Гуцкова и Винбарга.

При довольно большом общем количестве произведений младогерманцев, при их неравноценности, а также при раз яичной степени их освоенности критикой мы вынуждены были придерживаться нескольких принципов отбора

материала для исследования, что и определило структуру предлагаемой работы. Данное исследование не ставит себе целью восстановить картину деятельности "Молодой Германии" во всём ее объёме, а предполагает выявить основное направление ее развития в лице наиболее крупных ее представителей. Это Карл Гуцков (1811-1878), Лудольф Винбарг (1802-1872), Теодор Мундт (1808-1861) и Генрих Лаубе (1806-1884). На периферии движения появляются такие имена, как А. Унгерн-Штернберг (1806-1868), Э. Вилкомм (1810-1886), P.O. Шпацир (1803-1854), князь Г. фон Пюклер-Мускау (1785-1871), Г. Бахерер (1813-1850). Их творчество не отражает в достаточной мере эстетические принципы "Молодой Германии" и поэтому не представляет для нас научного интереса.

С другой же стороны, предметом настоящего исследования становятся произведении таких авторов, как Г. Гейне и Л. Берне. Хотя они не имеют непосредственного отношения к "Молодой Германии", та полемика, которую вели с ними ее члены, в определенной степени позволяет уточнить место младогерманского движения в общей картине немецкой литературы и поэтому их сложные взаимоотношения с движением, их спор с младогерманцами будут рассмотрены нами в особых разделах работы.

Литературный спор уже несколько иного характера представляет отношение младогерманцев к Гете и Просвещению в целом, анализ этого отношения так же должен уточнить место "Молодой Германии" в литературном процессе. Этому анализу будет посвящен отдельный раздел -"Гете и "Молодая Германия".

При отборе произведений для литературоведческого анализа мы при держивались жанрового принципа, исходя из целого ряда причин. Публицистика "Молодой Германии", представляющая довольно своеобразную и значительную сторону ее наследия, будет затрагиваться нами только в связи с проблемами литературы и эстетики. Политические публикации младогерманцев принадлежат скорее истории журналистики Германии и изучены достаточно хорошо.2 В силу этого мы не будем на них останавливаться.

Драматургия "Молодой Германии" также не будет исследоваться нами, поскольку она представляет, на наш взгляд, наименее ценную часть в ее

наследии. Исключение составляет только трагедия К. Гуцкова "Уриэль Акоста", которая значительно выделяется на общем фоне младогерманской драматургии. Постановка этой трагедии в германском и российском театре представляет собой интересное явление в истории таетральной культуры. "Уриэлю Акосте" будет посвящен особый раздел.

Жанры малой прозы "Молодой Германии", очерков и эссе, не представляют, на наш взгляд, интереса как предмет самостоятельного научного исследования.3

Главный аспект нашего исследования будет представлять проза Гуцкова и его романы - жанр, составляющий наибольшую художественную ценность в творческом наследии "Молодой Германии" и наиболее полно отражающий характерную для нее тематику и проблематику. Широкое развитие жанра романа в младогерманской литературе могло бы послужить наглядным примером того радикального "поворота к прозе", и именно к прозе на современную тематику, который происходит в 30-е годы во всей немецкой литературе.

Важным вопросом является определение временных границ "Молодой Германии". Во многих критических работах продолжительность ее деятельности определяется несколько механически - с начала 30-х годов и до 1835 года, до официального запрета бундестага на ее деятельность. Мы же предпримем попытку доказать, что в творчестве наиболее крупных ее деятелей, таких как Гуцков и Мундт, вплоть до 50-х годов сохранялась внутренняя связь с основными принципами эстетики и общим кругом проблем "Молодой Германии".

Период 30-40-х годов, на который приходится творческая деятельность младогерманцев, охватывает такое множество сложных и противоречащих друг другу явлений в области политической, социальной и культурной жизни страны, что до сих пор для него не выработано единого и однозначного определения.

После подъёма национального самосознания в период борьбы с наполеоновским вторжением, после манифестации студентов в Вартбурге (18 октября 1817г), посвященной четырёхлетию Лейпцигской битвы и

трехсотлетию Реформации, начинается реакция правительств, издаются "Карлсбадские постановления" (1819), ставшие воплощением антинациональной и антилиберальной политики Меттерниха, влиянию которой подчинилась и Пруссия. Следующий общественный подъём будет связан с Июльской революцией во Франции (1830), за ним опять последует временный спад и следующий подъём, завершившийся заключением Таможенного союза в 1834 г, союза, который создаст экономическую основу для дальнейшего объединения страны. Начинается и всё более ускоряется рост промышленности, строительство железных дорог, те сдвиги в экономике, которые подготовят промышленную революцию 1860-х годов. Складывается общенемецкий язык. Но политическая ситуация фактически не изменяется. Но в это же время в крупных государствах Германии начинается борьба за введение конституций и возникает либеральное движение, с которым, отметим, и будет связана деятельность младогерманцев. Следует отметить, что историческая ситуация, складывающаяся в 30-е годы в Германии, была лишена такой социальной базы, как широкие рабочие массы и активное рабочее движение. Все социальные процессы развивались в достаточно завуалированной форме. И пути к объединению Германии мыслились либералами и демократами исключительно как пути культурного объединения, создания единого языка, литературы, науки и т.д. Отсюда происходит то новое значение, которое обретает пресса и журнальная полемика - несмотря на все строгости цензуры. Публицистика "Молодой Германии" сыграла определенную роль в развитии либерального движения. Подъёмы и спады общественного движения, система доносительства, резкое усиление правительственных репрессий, нередко несоизмеримых со степенью виновности тех, кто был им подвергнут,- всё это создавало крайне пеструю и неоднозначную картину социальной и политической жизни Германии, своего рода "смутное" время, которому придет на смену уже "предмартовский этап", время подготовки к революции 1848 года.

Общая картина развития литературы Германии в 30-40-х годах тоже достаточно сложна и неоднозначна. Еще продолжается развитие романтизма, создают свои произведения А. Шамиссо (1781-1838) и Й. Эйхендорф (1788-1857), вступает в период творческого расцвета Э. Мёрике

(1804-1875), но уже начинается время радикальной переоценки ценностей , связанной с кончиной И.В. Гёте (1749-1832), и напряженных поисков путей к новой литературе. Особое значение для немецкой литературы в целом и для "Молодой Германии" в частности имеет творчество Г. Гейне (1797-1856), который уже к 20-м годам вступает в пору своей творческой зрелости.

При этом нельзя исключить из общей картины литературного развитие и так называемую "тривиальную литературу", которая именно в условиях Германии (развитие типографского дела, многовековая традиция издания книг для народа) получает широкое распространение и не только привлекает к себе интересы массового читателя, но и оказывает определенное влияние и на литературу "первого плана".

В отечественном литературоведении "Молодой Германии" сравнительно с другими этапами развития немецкой литературы было посвящено мало работ. Это, в первую очередь, глава "Молодая Германия" в третьем томе "Истории немецкой литературы" (АН СССР, 1966), написанная М.Л. Тройской, и отчасти диссертация Р.Ю. Данилевского "Молодая Германия" и русская литература" и написанная на ее основе одноименная монография (1969). В соответствии с поставленными авторами задачами оба эти исследования фактически представляют собой обзоры литературы 30-х годов в её наиболее характерных чертах.

Как мы уже отмечали, первоначальная оценка "Молодой Германии" в современной ей критике была отрицательной, и трансформация ее концепции будет происходить в направлении если не полной ее "реабилитации", то хотя бы более объективного ее истолкования. И при этом сама история критической оценки творчества младогерманцев, трудного пути к более точному определению ее ценности идет как бы параллельным курсом к общей истории страны.

Следует отметить, что при всём довольно негативном отношении критиков, да и читательских кругов к творчеству младогерманцев ( для читателей, пожалуй, только произведения К. Гуцкова составляли исключение и пользовались успехом еще несколько десятков лет), - она продолжает представлять для критики непреходящий интерес, своего рода загадку, "белое пятно", к которому прокладываются всё новые пути. И в истории

критики происходили не только "всплески", но и возникали настоящие "пики" такого интереса к творчеству младогерманцев, когда выходило сразу множество работ - от статей до монографий, когда вдруг особенно остро начинает ощущаться какая-то внутренняя родственность и схожесть "неблагополучного" периода литературы, да и самой истории с современностью. Следует отметить, что такие "всплески" интереса приходятся, как правило, на периоды наибольшей социальной активности в стране, поисков новых путей решения важнейших вопросов в социальной жизни и политике. Так, большое количество работ о "Молодой Германии" было создано на рубеже Х1Х-ХХ веков, потом в 20-е, затем 60-е и в 90-е годы.2

Крупный исследователь периода 30-40-х годов Ф. Зенгле подчеркивает эту "избирательность" интереса к "Молодой Германии" как к явлению прежде всего политического характера и в связи с этим намечает задачи уже более специального, литературоведческого её исследования. "Стремление к демократизации в современной германистике придало "Молодой Германии" примерно с 1966 г еще один акцент. Послевоенное поколение интеллигенции в аденауэровской Германии, казалось, почувствовало некоторую симпатию к молодому поколению интеллигенции меттерниховской Германии. Вне политической заинтересованности навряд ли стали бы интересоваться младогерманцами, их движением как чем-то целостным! Определение литературной ценности, качества ("Молодой Германии" — Е.К.) еще предстоит произвести..."3

Наивысший "пик" интереса к ней приходится на период, предшествующий объединению страны в 1991 году. Многочисленные критические исследования конца 80-х - начала 90-х годов представляют собой попытку уже такой радикальной переоценки творческого и теоретического наследия младогерманцев, что это может уже послужить свидетельством принципиально нового подхода как к эпохе в целом, так и к "Молодой Германии".

Начало этого процесса в критике ФРГ можно определить довольно точно, поскольку оно было отмечено достаточно крупным событием - в 1985 году в Дюссельдорфе, в Институте Генриха Гейне был проведен коллоквиум

в связи со 150-летием печально знам