автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Молодая художественная интеллигенция в условиях перестройки: особенности духовного облика

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Шмойлов, Михаил Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Молодая художественная интеллигенция в условиях перестройки: особенности духовного облика'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Молодая художественная интеллигенция в условиях перестройки: особенности духовного облика"

да

ИНСТИТУТ МОЛОДЕИИ ЦК ВЛКСЫ И ГОСКОМТРУДА СССР

Специализированный совет Д - 150.01.01

На правах рукописи

* ШМОИЛОВ Михаил Алексеевич

МОЛОДАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОГО ОБЛИКА

Специальность 09.00.02 - теория научного социализма

и коммунизма

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1990

Работа выполнена на кафедре теории научного социализма и политологии Института молодежи ЦК ВЛКСМ и Госкомтруда СССР.

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор, заслуиенный деятель науки РСФСР Куравлев Виталий Васильевич

Официальные оппоненты:

доктор философских наук Бокань Юрий Иванович

кандидат философских наук Воскобойников Анатолий Эммануилович.

Ведущая организация:

Академия общественных наук при ЦК КПСС, кафедра социологии духовно-идеологических процессов

Защита состоится 15 ноября 1990 года в 14 час. 30 мин. на заседании специализированного совета (Д-150.01.01) по присуя-дению ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.02 - теория научного социализма и коммунизма в Институте . молодели по адресу: ДП442, г.Москва, ул.Юности, д.5/1, 3-Й учебный корпус, уд.511.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института молодеаи.

Автореферат разослан 15 октября 1990 года. Ученый секретарь специализированного

совета, кандидат философских доцент

Т.С.Сулиыова

Подписано в печать 12 октября 1990 г. Формат 60x84 1/16 Заказ 869.

Заказ 869

Тиран 100 гкз.

Институт молодежи ЦК ВЛКСМ и Госкомтруда СССР

Актуальность темы исследования. Ход перестройки, события последних лет с особой силой убеждают, что достижение нового облика социализма невозможно без переосмысления роли культуры не как прикладного средства решения социальных задач, а как определяющего ориентира развития общества, стимулятора и детонатора революционного обновления социализма. Как подчеркивается в материалах ХХУШ съезда КПСС, состояние литературы и искусства в немалой степени определяет нравственное здоровье общества, его духовный климат. Партия признает определяющую значимость духовной культуры для общественного прогресса, провозглашает культуру и искусство, "экологию души" "одной из первоочередных... программных целей"1.

При всех сложностях экономического развития страны, социально-политической ситуации в центре и республиках, культура неуклонно выдвигается в число приоритетных направлений деятельности Советского государства, КПСС и других политических сил. Определяется это ее огромным социально-преобразующим потенциалом, способностью глубоко воздействовать на духовный мир человека, на все сферы его деятельности.

В последние годы широко развернулся процесс демократизации культуры, что выразилось прежде всего в свободе художественного творчества, снятия цензурных запретов, в отказе от лимитирования содержательных поисков и художественных экспериментов, в карди-

I. Горбачев М.С. Доклад на ХХУШ съезде КПСС. Правда, 3 июля 1990 г. - С.З.

вольных изменениях всей системы "производства", "функционирования" и "потребления" культурных ценностей, б обновлении не основе ленинских принципов всей культурной политики. Свидетельством этих перемен стало также принятие постановления Совета Министров СССР о разработке государственной программы развития культуры в страна и постановление ЦК КПСС "Об усиливающихся тенденциях коммерциализации культуры и мерах по. их преодолению".

Вместе с тем, нельзя не отметить и обострение противоречий в развитии культуры в нашей стране, которые проявляются в конфронтации национальных культур, снижении и деформациях культурных потребностей населения, прежде всего молодежи, в нездоровых явлениях в художественной среде, в коммерциализации искусства. Хотя в последние годы и наметилось увеличение ассигнований на культуру, искусство, продолжает действовать пресловутый остаточный принцип - не только и не столько в материально-финансовом, сколько .в социально-политическом плане. Можно констатировать усиление противоречия между возрастающей значимостью культуры в деле'преобразования человека и всех общественных отношений, и реальной ее ролью в нынешних условиях,'между потенциалом обновления, заложенным в культуре, искусстве, и наметившейся в последние годы тенденцией его реализации. Поэтому нельзя не согласиться с признанием "трагической реальности современного состояния культуры и искусства в нашей стране"1.

В этих условиях на первый план выходит проблема субъектов культуры и прежде всего художественной интеллигенции.

I. Послание деятелей советской культуры и искусства делегатам ХХУШ съезда КПСС. //Правда.- 1990.-1 июля.- С.1.

Подчеркивая общественную ее значимость, М.С.Горбачев говорил • на одной из встреч с представителями науки и культуры, что "в осмыслении, в понимании перспектив наиего движения вперед - огромная ответственность и партии, и всех интеллектуальных сил общества, нашей научной и художественной интеллигенции, к голосу которой прислушиваются, с авторитетом которой считаются"1. Художник, как показывает практика, все в большей степени становится не только рупором общественного мнения, но и формирует его, воздействуя на ход развития событий в условиях перестройки. В полной мере это относится и к той возрастной группе художественной интеллигенции, которую публицисты называют творческой молодежью.

С именами молодых литераторов, художников, кинематографистов связан ряд новых веяний в духовной вязни современного советского общества. Творческая молодежь принимает активное участие в политических процессах, зачастую выступая лидером миротворческих, культурологических и религиозно-философских организаций. Сегодня-есть все основания говорить о том, что молодая творческая интеллигенция оказывает существенное и все возрастающее влияние на формирование массового общественного сознания.

В то же время, в силу специфики деятельности творческой молодежи, особенностей ее социально-психологического облика (ярко выраженного индивидуалистического сознания, радикалистских, а зачастую экстремистских установок), материального положения, сложившихся традиций критического отношения к институтам политической власти, недостаточно высокого уровня мировоззренческой под-

I. Наращивать интеллектуальный потенциал перестройки..}!^. Полита излат. - 1989. - С.5......

готовки, аморфности идейных убеждений, устойчивого комплекса аутсайдера в социальной структуре, творческая молодежь часто проявляет себя как сила, конфр нтирующая с КПСС, ее политикой.

Как показывают события последних лет, ее духовный потенциал обретает деструктивную направленность, способствует росту социальной напряженности, сепаратистских и националистических настроений.

Нельзя не учитывать также, что молодая художественная интеллигенция находится в фокусе идеологического противостояния двух социальных систем, которое чрезвычайно усложнилось в условиях утверидения нового политического мышления.

Этими факторами и определяется политико-идеологическая и научно-практическая важность изучения молодой художественной интеллигенции, особенностей ее социального развития и духовного облика в сложной и противоречивой обстановке сегодняшнего дня.

Состояние научной разработки теш. Проблемы творческой молодежи рассматривались в рамках исследований общеметодологических проблем интеллигенции как особой социальной группы, ее места в социальной структуре' советского общества такими учеными, как 8.И.Астахова, М.Н.Руткевич, В.Ф.Сбытое, Л.Я.Смеляков, С.А.Федю-кин, Р.Г.Яновский и др.*, поднимались в работах по художествьн-

I. См.: Астахова В.И. Советская интеллигенция и ее роль в общественном прогрессе. - Харьков, 1976; Профессиональные отряды интеллигенции /Отв.ред. В.Ф.Сбытов и др. - М., 1985; Рут-кевич М.н. Интеллигенция в развитом социалистическом обществе. - М., 197?; Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма. - М., 1983; Социальное развитие советской интеллигенции /Отв.ред.Р.Г.Яновский. - М., 1986.

ной интеллигенции1, затрагивались в трудах исследователей общих проблем культуры, в том числа художественной, такие как, А.И. Арнольдов, Э.А.Баллер, В.В.Горбунов, В.В.йуравлев, А.Г.Егоров, А.Я.Зись, А.Ф.Еремеев. М.С.Каган, Л.Н.Коган, О.А.Лукин, Э.С.

о

Мархарян, В.М.Мевуев, В.В.Чурбанов и др. Политика КПСС, государственных и общественных организаций по отношению к худо-аественной интеллигенции, в том числе молодой, рассматривалась в литературе о партийном руководстве художественной культу- ,

1. Среди последних работ хотелось бы отметить следующие: Абду-вухурова Г.Р. Художественная интеллигенция и духовное совершенствование личности. - Ташкент, 198?; Аванесова Г.А., Ракчеева D.H., Сбытов В.в. Роль и функции художественной интеллигенции в социальном прогрессе // Социологические теории и социальные изменения в современном мире. - М., 1986; Комиссаров С.Н., Кудрина Т.А., Шендрик А.И. Художественная ' интеллигенция в условиях перестройки. - М., 1990; Северная O.A. К проблеме формирования и развития художественной интеллигенции // Культура в общественной системе социализма. Теоретические и методологические проблемы. - м., 1964.

2. Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. -М., 1984; Куравлев В.В. Мир художественной культуры. - М.» 1987; Эись А.Я. О комплексном изучении искусства // Вопросы философии. - 1986. - № 9; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - Ы., 1980; Искус-етво в системе культуры. Л., 1967; Еремеев А.Ф. Границы искусства: Социальная сущность художественного творчества. - Ы., 1967; Каган М.С. Человеческая деятельность. - И., 1974; Кокроа А.П. Перестройка и художественная культура. - К,, 1987; Художественное творчество в системе социалистической культуры. - Киев, 1986 и др.

рой Многие острие, актуальные проблема жизни и творчества

молодой художественной интеллигенции ставились и анализировались

в публицистических материалах, опубликованных в последние годы в 2

периодической печати .

Однако творческая молодежь, как особая возрастная группа художественной интеллигенции рассматривалась лишь в историческом аспекте' и предметом комплексного углубленного изучения еще не ст$ла. Тем более в научной литературе, как социально-философского, так и социологического плана ецо не исследовались проблемы социального развитая и особенности духовного облика творческой молодежи в условиях перестройки.

Объект исследования - творческая молодежь как особая возрастная (до 35 лет) группа советской худоаественной интеллигенции.

Предмет исследования - особенности социального становления и духовного облика молодой художественной интеллигенции и специфика работы с ней государственных и общественных организаций.

1. Лукин Ю.А, Политика КПСС в области худоаественной культуры. Ii., 1935; Партийное руководство литературой и искусством. -М., 1986; Перестройка общественного сознания и культурная политика КПСС. - М.. 1989; Полевой В. Художник и власть // Коммунист. - 1990. - № 2.

2. См.: Перестройка и судьбы культуры // Правда. - 1990. -24 июня; • Губенко H.H. Уничтожить или создать? // Советская культура. - 8 сентября. - 1990; Чурбанов В.В.

... Принадлежит народу. Что происходит с нашей культурой // Огонек. - 1980. - № 37 и ни.др.

3. БородаП А.Д. Деятельность BJIKCU по формирования творческой молодёжи. - П., 1989.

Цель исследования - выявить наиболее эффективные пути и методы работы с молодой художественной интеллигенцией в условиях обновления советского общества; определить на основе полученных результатов способы оптимизации ее общественной и профессионально-творческой деятельности.

Задсчи исследования:

1. Провести теоретический анализ сущности творческой молодели как особой социально-демографической группы.

2. Исследовать духовный облик молодой художественной интеллигенции , ее основные идейные, нравственные, эстетические ценности и идеалы в условиях перестройки.

3. Обобщить опыт, накопленный партийными, комсомольскими организациями, творческими союзами а ходе перестройки по работе с творческой молодежью, определить наиболее перспективные направления культурной политики по отношению к молодым деятелям искусства, утверждения политических методов в руководстве художественной культурой, повышения гффективности культурной политики.

Методологическую и теоретическую базу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХУП и ХХУШ съездов КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции, Пленумов ЦК КПСС послеапрельского периода, Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по проблемам художественной культуры, встречи М.С.Горбачева с деятелями культуры и искусства, документы съездов и пленумов творческих союзов.

Важным источником при разработке данной темы стали труды советских философов, искусствоведов, социологов, материалы научных конференций, показывающие особенности развития художественной культуры, специфику творческого труда и общественной деятельности

художественной интеллигенции.

Социологической базой диссертационной работы являются данные исследован^ АОН при ЦК КПСС и НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ, в которых автор принимал непосредственное участие: "Социалистические идеалы советской молодежи" (1988-1989 гг.)1, "Советская художественная

о

интеллигенция в условиях перестройки" (1989-1990 гг.) .

Методы исследования - анализ документов партийных, комсомольских органов, творческих организаций по проблемам творческой молодеви, материалов периодической печати последних лет; социологические исследования, в том числе метод включенного наблюдения, который автор применял на протяжении многих лет непосредственной работы с творческой молодежью в комсомольских органах. Наугкая новизна исследования состоит в том, что;

- впервые в советской философской и социологической литературе раскрывается роль и место молодой творческой интеллигенции в духовном производстве и социальной структуре советского общества, дается описание ее качественных и количественных характеристик (материального положения, социально-демографических особенностей., специфики адаптационных механизмов и т.д.);

- раскрывается двойственная природа молодой творческой интеллигенции, которая с одной стороны, в силу специфики деятельности, объективно стремится к процессу творческого самовыражения, не ограниченного никакими идеологическими рамками; о другой -

1. В 10 регионах опрошено около 10 тысяч молодых людей.

2. В 14 регионах страны опрошено около 2 тысяч деятелей литературы и искусства.

представляет собой срез молодых работников наемного труда, занимающихся специализированной интеллектуальной деятельностью и вынужденных реализовывать в своем творчестве определенный социальный заказ;

- впервые предпринимается попытка комплексного анализа духовного облика молодой творческой интеллигенции, раскрывается взаимосвязь между ее политическими, нравственными и эстетическими ориентациями. Автором в ходе социологического анализа установлен тот факт, что молодая творческая интеллигенция по своим политическим установкам представляет собой общественную группу с наиболее ярко выраженными радикалистскими императивами, критически относящуюся к существующим социальным институтам, общественным структурам, социалистическому строю в целом, во многом ориентированную на ценности буржуазного образа жизни;

- автором на конкретном материале показывается, что основной тенденцией развития общественного сознания молодой творческой интеллигенции является переход от мировосприятия, основанного на единой идейной базе, к мировоззрению, компилятивному по своей природе, опирающегося на ценности различных, зачастую противопо- • ложных, идеологических систем; • .

- проанализированы причины неэффективности тех мер, которые принимались в недавнем прошлом для повышения идейно-теоретического уровня творческой интеллигенции.

Автором предлагается ряд мероприятий, направленных на выработку гарантий социальной защиты молодого художника, на создание условий его творческой деятельности, обеспечивающих возможность проявления и развития таланта любому человеку, независимо от возраста, социального происхождения, места проживания, националь-

- 10 -

ной и партийной принадлежности.

Практическая значимость работы состоит в той, что ее основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы непосредственно для повышения эффективности деятельности государственных и общественных организаций о творческой молодежью.

Работа дает научный и эмпирический материал для преподавания курсов теории современного социализма, социалистической культуры в партийных, комсомольских учебных заведениях, творческих вузах. Материалы исследования могут быть использованы в лекционно-пропа-гандистской работе непосредственно в среде художественной интеллигенции, а также в дискуссиях с зарубежными деятелями культуры и искусства.

Апробация некоторых положений и выводов диссертационного исследования состоялась в ходе выступлений автора на научнс-практических конференциях, "круглых столах", в выступлениях на Всесоюзных совещаниях молодых литераторов, кинематографистов. Материалы социологического исследования были использованы при подготовке документов XXI съезда ВЛКСМ и Всоооюзного форума творческой мо- . лодежи. '

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе - "Молодая художественная интеллигенция как особая возрастная, социально-профессиональная группа советского общества", автор уделил внимание характеристике социального портрета творческой молодежи, показал, что роль молодых деятелей искусства в духовной жизни страны тесно связана о уровнем общественной значимости результатов их творческой деятельности.

Развитие в условиях перестройки социальной базы художественного творчества ставит вопрос о расширении рамок такой социально-профессиональной группы, как художественная интеллигенция, делает правомочный включение в ее состав не только и не столько по формальному (уровень образования, членство в творческой союзе), сколько по содержательному признаку: непосредственное участие в создании (воссоздании) социально значимых художественных ценностей,

Процесс расширения социальной базы искусства развивается в нынешних условиях противоречиво по целому ряду объективных и субъективных причин. Трудности вхождения в искусство для молодых связаны, прежде всего, с самой природой художественного творчества, повышением его социально-духовной значимости в условиях перестройки, изкенениеы системы организации и функционирования искусства в обновляющемся обществе. Автор диссертации также считает, что ощутимым тормозом в нормальной развитии процесса преемственности поколений в культуре является недальновидная политика творческих союзов и организаций, которая во многой подчинена узкогрупповым интересам и нередко искусственно сдерживает приток молодых, а порой носит явно антимолодежный характер. Достаточно привести пример Московской писательской организации, где доля молодежи до 30 лет составляв^ 0,3%, что вполне отражает ч тенденцию в целом по стране.

Не случайно каждый пятый молодой художник считает, что творческие союзы изжили себя и их необходимо заменить цеховыми, клубными и т.п. формами объединения художественной интеллигенции.

Демократизация искусства в условиях перестройки в значительной степени направлена против негативных тенденций в развитии

социальной базы советского искусства и призвана содействовать улучшению материального положения молодых художников, снятию бюрократических рогаток, в обретении ими официального статуса, в продвижении к читателю, зрителю и т.д. Однако "пробуксовка" политики демократизации, в том числе и в культуре, значительно снй-, вает возможный положительный эффект, прежде всего г периферийных регионах. Особенно ощутимо сказывается на материальном поощрении представителей творческой молодежи. Так, до 50% молодых деятелей литературы и искусства имеют средний доход на одного человека в семье до 100 рублей, причем, для каждого десятого в самом продуктивном возрасте - с 20 до 30 лет - вта цифра не превышает 50 рублей. В этой возрастной группе более половины опрошенных (среди всей творческой молодежи - 40%) недовольны заработками, свыше 40% - жилищными условиями. Каждый четвертый молодой художник "плохо" оценивает возможности творческого роста (15% опрошенных в этом отношении оптимисты, 47% расценивают эти возможности как "удовлетворительные"). Очевидно, в атом можно искать причины социальной напряженности в среде творческой молодежи, истоки ее негативизма, отражающегося в общественной жизни и художественном творчестве.

Все более ощутимым становится негативное воздействие на творчество молодых и коммерциализации искусства, проявлений псевдодемократических тенденций групповщины, художественной бюрократии и т.д.

В целом, связывая о новыми формами гонорарной оплаты и т.д.надежды на улучшение материального положения и, самое главное, общественное признание по степени талантливости, творческая молодежь гораздо в большей степени, чем деятели искусства стар-

иегб возраста, приветствует.хозрасчетные отношения в культуре: каждый третий ее представитель считает, например, что коммерциализация искусства только стимулирует художественное творчество (среди 20-30-летних это мнение разделяет 43%). Однако надежды эти сбываются для единиц - причем, вовсе не обязательно самых талантливых, что лишь усиливает социальную незащищенность большинства молодых художников. Далее показывается, что полноценное развитие молодежного искусства во многом определяется обеспечением равных возможностей для становления молодого художника независимо от социального происхождения, места жительства и других второстепенных, привходящих по отношению к таланту обстоятельств. Поскольку такую степень социального равенства вряд ли можно считать достигнутой (выходцы из семей интеллигенции составляют ныне более половины представителей творческой молодежи, из среды рабочих и крестьян - около трети), особое значение обретает повсеместное развитие различного рода любительских объединений художественно-творческой направленности, перестройка системы художеот-ственного образования, которая явно нэ соответствует современным потребностям общества. Более того, кардинальное преобразование системы профессиональной подготовки молодых кадров в сфере культуры, литературы, искусстйа является одной из ключевых задач в обновлении культурной жизни страны, одним из приоритетных направлений новой культурной политики.

Во второй главе - "Особенности духовного облика молодого советского художника" - рассматриваются особенности духовного мира молодой художественной интеллигенции, обусловленные социальной природой этой особой социально-профессиональной и возрастной группы, спецификой художественного творчества, теин общественными

изменениями, которые определяют духовную атмосферу в отране в условиях перестройки. Противоречия духовных процессов в среде молодежного искусства обусловлены трудностями (объективными и субъективными) творческого становления молодого художника« двойственностью его социальной роли "непрофессионала". Отсюда и хаотическое сочетание творческой робости о гипертрофированным самомнением, кичливой претенциозности с реальной одаренность». К сожалению, данные социологических исследований говорят о неблагоприятных тенденциях развития молодежного искуоотва. За последние 3-4 года в среде молодой художественной интеллигенции сниаилаоь оценка возможностей творческого роста (свыве 21% опрошенных в 1986 году оценили возможности творческого роота как "хорошие", в 1990 - немногим более 14Х), уменьшилось также число довольных своей жизнью (с 28,2Х до 15,8Х). Лишь каждый третий молодой художник сегодня видит возможность в полной мере проявить свои способности (свыве 42Х несколько лет назад). Таким образом, самооценки большинства представителей молодой художественной интеллигенции свидетельствуют о неблагополучном развитии духовной ситуации в молодежной творческой среде.

Это обстоятельство в какой-то мере объясняет, на нав взгляд, и более высокую степень радикализации общественного сознания творческой молодежи и по отновению к старвим возрастным группам художественной интеллигенции, и по отноеени» х своим сверстникам из других социально-профессиональных групп. Различия в том и в другом случае нередко достигают характера противоположностей. В диссертации показано, что противоречивость в развитии общественного сознания творческой молодежи обусловлена замедленностью дв-

мократизации художественной культуры и общества в целом. Важно подчеркнуть высокую степень конфронтации этих противоречий внутри исследуемой группы, представители которой могут занимать не только не совпадающие, но и взаимоисключающие позиции по важнейшим проблемам общества, культуры, по поводу перспектив социального развития и т.п. Это позволяет сделать вывод об идеологическом характере такого рода противоречий, что признает какдый четвертый молодой художник.

Нагляднее всего несовпадение взглядов по идеологическим вопросам в среде творческой молодежи выявляет процесс политизации ее общественного сознания и поведения. Не секрет, что творческая молодежь составляет значительную часть общественных движений, в том числе сугубо политизированного и националистического характера. В политической системе большинство представителей творческой молодеки видит причину кризиса нашего общества.

За коммунизм(как будущий общественный строй(выступает в два раза меньше молодых художников, чем их поколение в целом. Однако массовое сознание молодой художественной интеллигенции не носит антисоциалистический характер: "расиифровка" политического идеала, за который ратует большинство ее представителей, показывает, что он практически совпадает с гипотетическими чертами обновленного, гуманного, демократического социализма.

Анализ свидетельствует, что творческая молодежь является активным сторонником нового политического мышления и культуры, выступает за всемерное развитие "диалога двух культур".

Так, 65% молодых художников (среди их старсих коллег - 55%) считают, что не должно быть никаких ограничений в культурных контактах с Западом, причем среди 20-30-летаих так думают 73% опро-

ванных.

Однако большинство представителей творческой молодежи не всегда представляет себе сложность и противоречивость реального процесса обмена художественными ценностями.

в духовно-нравственном облике молодой художественной интел« лигенции ярко проявляется процесс смены утилитарко-прагматичеекой системы моральных ценностей такой концепцией морали, которая ориентируется на общечеловеческие идеалы я исходит но самооценке человеческой личности, активно и творчески проявлявшей себя в созидательной деятельности. Однако гуманистические нравственные установки еще не стали для многих представителей творческой молодежи регуляторами их реального поведения, конформном, нежелание взять на себя ответственность, глубоко укоренились в сознании значительных ее слоев. Эти моральные качества пусть опосредованно, но ярко проявляется в творчестве молодых авторов: в поверхностности художественного анализа, склонности к "модным" темам, подражательности в средствах художественной выразительности и т.п. •

Состояние эстетического сознания творческой молодежи также характеризуется острой борьбой различных систем художественных ценностей, которые с большим трудом укладываются в дихотомию "соцреализм - модернизм". В реальной палитре художественных вкусов, эстетических ценностей молодой художественной интеллигенции, при всей ее сложности, многоцветности, все отчетливее проявляется тенденция утверждения гуманизма и подлинной художественности, связанной о глубиной проникновения в закономерности обаественной жизни и тайны души человеческой, независимо от ио-польэуемых при этом изобразительных и выразительных средств.

Так, от 60 до 57Х представителей творческой молодеаи разных возрастов обеспокоены проблемами бездуховности общества, 42-49% -разрушением природы, каждый четвертый - третий - деградацией нравов, нарувением справедливости и т.д. В общей слоаности более половины опровенных считают« что реалистические принципы искусства наиболее соответствуют навему времени.

В третьей главе - "Пути совершенствования работы государственных и общественных организаций о молодой художественной интеллигенцией" , анализируются причины несостоятельности прежней политики по отношении к молодой художественной интеллигенции, отаваей общепризнанным фактом. Показывается, что эта оценка вполне справедлива по отноэению ко всем субъектам культурной политики - партии, комсомолу, общественным организациям, творческим союзам и конкретным творческим коллективам. Результат очевиден -3/4 молодых художников отрицают какое-бы то ни было управление художественным творчеством.

Недопустимость вульгаризации ленинской культурной политики особенно очевидна по отноаению к молодым художникам, находящимся в стадии становления творческой индивидуальности. Отсюда и категорическая общественная потребность в разработке такой политики по отноиени» к творческой молодежи, которая обеспечивала бы раскрытие всего идейно-художественного, социально-преобразующего потенциала молодых деятелей литературы и искусства.

Диссертант подчеркивает, что выработка и реализация такой ' политики осуществимы лишь путем подлинной демократизации художественной жизни, обеспечивающей все возможности для развития таланта -независимо от социального происхождения, места яитоль-ства, возраста, национальной, партийной гтринадле»ности и т.д. Но

поскольку утверждение такой, подлинно ленинской культурной политики не является единовременным актом, необходимы специальные меры по развитию молодежного искусства, по обеспечению социальной защищенности молодого таланта, по созданию такой среды творчео-кого общения молодых людей, которая стимулировала бы проявление' творческой одаренности.

В качестве совершенно необходимых шагов по улучшению деятельности всех управленчеспих структур требуется дифференциация субъектов культурной политики, передача реальной управленческой власти на места, в творческие коллективы и организации. Это касается всего спектра принятия ревения - от творческих оценок до распределения финансовых средств. Экономическая самостоятельность конкретных субъектов художественной культуры должна сочетаться со свободой самого художественного творчества, регламентируемого лишь общественными механизмами, профессиональной критикой, которая должна отражать общественные потребности обновления социализма на.путях гуманизации и демократизации культуры и искусства и всех других сфер жизни. 1

Всяческой поддержки со стороны государственных общественных и творческих организаций заслуживают любительские объединения художественно-творческой направленности.

Все больоее общественное значение приобретает перестройка системы художественного образования в стране.

Существенную поддержку творческой молодежи могут оказать фонды развития культуры на любом уровне, создаваемые за счет необлагаемых налогом финансовых средств любых предприятий, учреждений. кооперативов, частных лиц и т.д.' Особое значение зто может иметь в условиях перехода к рыночной экономике.

- 19 -

Поено констатировать осознанную общественную потребность в ооадапии общесоюзной Ассоциации творческой молодежи, призванной защищать интересы этой категории молодого поколения, от которой во многой зависит судьба обновления нашего общества.

В заключение подводятся краткие итоги исследования, обозначены некоторые наиболее важные из нерешенных научных, организационных проблей в этой сфере культуры.

Па теме диссертационного исследования автором опубликованы:

1. Талант явление штучное //"Молодежь и культура1.' Бюллетень ТАССЛ990 Г.-1Р 10 - I п.л.

2. Пропаганда духовных ценностей в условиях ускорения социально-экономического развития страны как творческий процесо// Материалы конференции молодых ученых ИСИ АН СССР.-М.,1987 г. - 0,6 п.л.