автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Стародубцева, Татьяна Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Стародубцева, Татьяна Вячеславовна

Введение

Глава I Теоретико-методологические основы социологического исследования молодой художественной интеллигенции.

§ 1. Интеллигенция как объект социологического осмысления.

§2. Молодая художественная интеллигенция как особая социально-профессиональная группа.

§3. Социологическая интерпретация жизненных стратегий.

Глава П Типология жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции в современных условиях.

§1. Факторы формирования жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции.

§2. Условия формирования жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции.

§3. Основные типы жизненных стратегий современной молодой художественной интеллигенции.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по социологии, Стародубцева, Татьяна Вячеславовна

Актуальность исследования.

Традиционно художественная интеллигенция в России считалась социальным индикатором состояния духовной жизни общества. В конце XX века среда ее деятельности и ее социальное положение кардинально изменились. В различных источниках стали высказываться мнения об утрате ею прежних позиций, снижении престижа ее труда. Начали углубляться процессы социально-экономической и социально-статусной дифференциации в этой группе российского общества, получили распространение практики регионального, тендерного, возрастного и иных типов неравенства. Это особенно проявилось в деятельности молодой художественной интеллигенции, положение которой приобрело в определенной степени маргинальный характер. Современное общество представляет собой жесткую среду для возможности реализовывать ее устремления и надежды. Происходит социальная депривация этой группы в условиях коммерциализации искусства, утрата различных форм ее социальной поддержки, что связано со спецификой востребованности подобной деятельности в условиях рынка.

На современном этапе развития российского общества произошли сдвиги в социальной структуре молодой художественной интеллигенции, сопровождающиеся изменениями их самосознания, выражающиеся в восприятии традиционно стоящих перед ней задач (идеи служения народу, социальная роль художника и др.). Существует проблема соответствия молодой творческой интеллигенции предписываемой ей роли социальной силы, интеллектуально обеспечивающей происходящие перемены в российском обществе. Трансформируется сам облик молодого интеллигента, его жизненные принципы, имидж, манеры, язык и повседневные практики, возникли и существуют новые пространства, стили и смыслы его существования.

Исследования реальных процессов в среде художественной интеллигенции в нашей стране в последний раз были проведены в конце 80-х годов XX века и с тех пор высказывались различные взгляды и идеи, однако они слабо и неоднозначно отвечают на вопрос - что же происходит в этой среде. Исследование молодой художественной интеллигенции сквозь призму жизненных стратегий позволяет оценить потенциальный резерв этой социальной группы в изменяющейся России, увидеть ее специфические проблемы, особые связи с другими социальными группами. Кроме того, появляется возможность обнаружить основные каналы интеграции молодой творческой интеллигенции в социально-стратификационную структуру современного российского общества, ценностные основания ее профессиональной идентичности и наиболее значимые факторы вертикальной мобильности, а также прогнозировать ее реальный вклад в процесс развития российского общества. В конечном счете, становится возможным определить современное положение российской интеллигенции и выявить наиболее существенные детерминанты в проектировании ее представителями своей социальной и трудовой карьеры в условиях социально-экономических реформ.

Изучение жизненных стратегий молодого поколения интеллигенции как субъекта духовного производства является актуальной для многих отраслей социологии: социологии искусства, социологии культуры, духовной жизни и социологии молодежи. Все это вызывает потребность в комплексном анализе духовного облика молодой художественной интеллигенции, раскрытии взаимосвязи между ее нравственными, эстетическими ориентациями и жизненными планами, выявлении ее специфических социокультурных, профессиональных и тендерных характеристик.

Степень научной разработанности проблемы

Анализ литературы, посвященной интеллигенции, свидетельствует о чрезвычайно широком круге (ракурсе) изучаемых проблем. В ней рассматривается интеллигенция как социальная общность, ее социальное положение, место в существующей структуре современного российского общества.

1. Раскрытию феномена интеллигенции, ее роли в жизни общества посвящены исследования Ю. Ф.Абрамова, К. 3. Акопяна, Н. А Балабана, Н. В. Беляева, А. Р. Бикбулатовой, И.С. Болотина, Ю. Н. Давыдова, С. В. Данильченко, В. И. Затеева, Н. В. Карлова, JI. Н. Когана, В. Н. Кутровского, Г. А. Матвеева. Место интеллигенции в социальной структуре общества стало предметом исследований М. И. Добрыниной, И. И. Осинского^М. Н Руткевича.

Проблемами идеологических поисков, мировоззренческого кризиса, размежевания интеллигенции озабочены А. Б. Зельманов, А. В. Колесников, Д. С. Лихачев, В. А. Ручинский. Остро дискуссионными являются статьи Н. И. Кондаковой, Н. Е. Покровского.

Взаимоотношение интеллигенции и народа, роль интеллигенции в социально-экономическом, духовно-нравственном развитии общества исследуются А. В. Балхановым, Е. А. Мамчуром, В. С. Пушкаревым, В. С. Семеновым. Роль интеллигенции в истории страны рассматривается также в работах по проблемам общественного сознания, самосознания, мировоззренческих установок интеллигенции, о которых пишут Акопян К.З., Белышев И.С., Веселое В.Р., Гусейнов А.А., Давидович В.Е., Криленко Г.Г., Кириллов С., Корупаев А.Е., Д. С. Лихачев, Ламперт Е.Л., Межуев В.М.

Взаимоотношение интеллигенции и власти наиболее часто дискутируется в печати, публицистической и исторической литературе. Об этом свидетельствуют работы Д. Байрац, В. Вьюницкого, В. Замышляева, А. В. Квакина, В. Н. Кутровского, В. А. Мансурова, В. М. Межуева, В. С. Меметова, Л. И. Мерзлякова, М. Б. Могильнера, Н. Е. Олесич, А. В.

Панкратова, Ю. А. Полякова, С. Рассадина, И. Ф. Рековской, В. С. Семенова, П. Б. Уварова, В. Н. Шевченко и других.

В ряде трудов анализируется развитие интеллигенции в национальном и региональном аспектах. Издано много трудов, написанных на материалах крупных регионов по проблемам национальной интеллигенции. Это работы В.И. Затеева, С. И. Барзилова, А. В. Бильтриковой, А. А. Буркиной, А. А. Данилова, В. И. Илюшенко, В. А. Кобылянского, В. С. Меметова, И. И Осинского, В. Г. Сушенцовой, Г. Н. Хайруллиной, Ц. Ц. Чойропова, А. Г. Чернышева и др.

Как в доперестроечное время так и на современном этапе ряд работ посвящен анализу деятельности инженерно-технической, учительской и других профессиональных отрядов интеллигенции1: гуманитарной (Тощенко Ж.Т., Левичевой В.Ф., Козловой Н.Н., Козловой О.Н. ) учительской (Добрускин М.Е., Дробжев А.М., Воронцов А.В., Косицын В.Б., Рубина Л.Я.), инженерно-технической и научной (Басина Е.З., Муравьев Ю.Л., Ганиев М.Н., Волков B.C.4), медицинской (Мансуров В.А. и др.5) и военной (Гильманов А.В., Образцов И.В., Фролов В.А.6).

1 Профессиональные отряды интеллигенции / Отв. ред и сост. Сбытов В.Ф. - М.: ИСИ, 1985.

2 Тощенко Ж.Т. Гуманитарная интеллигенция: миф или реальность? // Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков: материалы к междунар. науч. конф. - Улан-Удэ: БГУ, 2000. - 4.1.; Левичева В.Ф., Кириллова Я. А. Молодая гуманитарная интеллигенция: представления о жизненном успехе // Жизненные стили и практики интеллигенции: Сб. статей. -М.: РГГУ, 2002; Козлова Н.Н. Гуманитарная интеллигенция: кризис и самоопределение // Ценностная и социальная идентичность российской гуманитарной интеллигенции: тезисы всерос. теорт.-методол. конф. - М.: РГТУ, 2000; Козлова О.Н. Положение и образ гуманитарной интеллигенции- основные каналы взаимоопределения // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: Сб. статей. - М.: РГТУ, 2001;

3 Добрускин М.Е. Социально-психологический потрет вузовского педагога // Социологические исследования: - 1995,- №9; Дробижев A.M. Противоречия и перспективы социального развития советского учительства в условиях перестройки // Интеллигенция и перестройка. - М., 1991; Воронцов А.В., Косицын В.Б. Социальная активность молодых учителей // Педагогическая интеллигенция: социально-политические проблемы. - Л., 1988; Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования. - 1996. - №6.

4 Басина Е.З. «Научно-техническая» интеллигенция и реформа // Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - №3; Муравьев Ю.Л. Проблемы развития социального творчества инженерно-технической интеллигенции в современных условиях: Автореф. Дис. канд. социол. наук / АН СССр, Ин-т социол. - М., 1990; Ганиев М.Н. Научная интеллигенция как социально-профессиональная группа: (на материалах респ. Татарстан) Автореф. Дис.кавд. социол. наук / Казанск. гос.ун-т,- Казань, 1996; Волков B.C. Два поколения российских инженеров (опыт сравнения) // Интеллигенция России: традиции и новации. -Иваново, 1997.

5 Мансуров В.А. Врачи как профессиональная группа интеллигенции. II Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков: материалы к междунар. науч. конф. - Улан-Удэ: БГУ, 2000. - Ч. 1.

6 Гильманов А.В. Военная интеллигенция как социально-профессиональная группа: Автореф. Дис.доктора социол. Наук / Башкир, гос. ун-т. - Уфа, 1992; Образцов И.В. Гуманитарная интеллигенция Вооруженных

2. При всем многообразии существующих работ мало исследованными остаются социальное самочувствие художественной интеллигенции в условиях коренных изменений социальной структуры общества, ее роль в духовной жизни. Различные аспекты исследования художественной интеллигенции затронули в своих работах М. Н. Балдано, С. Д. Бортников, JI. Д. Гудкова и Б. В. Дубина, М. О. Гершензон, Э. Б. Ершова, В. А. Копырин, А. А. Королев, Т. Б. Котлова, И. В. Купцова, В. С. Логутенко, С. Я. Матвеева, Е. М. Раскатова, Е. В. Робонен, М. Савин, О. В. Сивова, А. Смагин, М. М. Щеглов. Разрабатывалась эта тематика в диссертационных работах С. С. Боганцевой, Е. А. Ботвинник, А. Н. Еремеевой, С. Н. Комисарова, В. М. о

Курамаевой, У. И. Мухамеджановой, В. А. Попова, У. Г. Саитова .

3. Представляют значительный интерес работы, посвященные молодому поколению художественной интеллигенции. Это статьи А. А. сил: исторический путь и перспективы // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: Сб. статей. - М.: РГГУ, 2001.

7 Баддано М.Н. О бурятской художественной интеллигенции в 1920-30-х гг. // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов республики Бурятия: Сб. науч. тр. БИОН / БНЦ СО РАН. - Улан-Удэ, 1995. Вып.2.; Бортников С.Д. Художественная интеллигенция и власть // Идеал государственности в истории политической мысли Росси. - Барнаул, 1996; Гершензон М.О. Творческое самосознание //В поисках пути: Русская интеллигенция и судьбы России / Сост. И.А. Исаева. -М.,1992; Комисаров С.Н. Художественная интеллигенция: противоречия в сознании и деятельности. - М., 1991.; Купцова И.В. Художественная интеллигенция России. - СПб., 1996; Логутенко B.C. К проблеме управления художественно-творческим коллективом в условиях социалистического образа жизни. - Л., 1985; Матвеева С.Я. Художник и социальные институты // Проблемы культуры в современном капиталистическом обществе. - М., 1986; Щеглов М.М. Социальная активность интеллигенции как фактор развития духовной культуры России / Рос. творч. союз работников культуры. - Спб. . Культ-информ-пресс, 1996; Ершова Э.Б. Исторические судьбы художественной интеллигенции Белоруссии (1917-1941). - М.: Изд-во МГОУ, 1994; Копырин В. А. Социологическое исследование художественной интеллигенции // Социологические исследования. - 1975. -№2; Савин М. Смагин А. Спасет ли красота мир? Художественная интеллигенция в современном мире - размышления над результатами опроса общественного мнения // Новое время. - №6; Сивова О.В. Духовные искания творческой интеллигенции на рубеже ХХ-ХХ1веков // Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков: материалы к между нар. науч. конф. - Улан-Удэ: БГУ, 2000. - 4.2; Робонен Е.В. Международные связи художественной интеллигенции Красноярского края (вторая половина 1980-х - 1990- гг). // Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков: материалы к междунар. науч. конф. - Улан-Удэ: БГУ, 2000. - 4.2.

8 Боганцева С.С. Художественная интеллигенция и власть в СССР: Дис.кандидата ист. наук. -М.,1995; Ботвинник Е. А. Мировоззренческие ориентации творческой интеллигенции в отношении к религии и атеизму: Дис.кандидата филос. наук. - Пермь, 1993; Еремеева А.Н. Художественная интеллигенция Кубани в первой четверти XX в: Дис. доктора ист. наук - М., 1993; Комиссаров С.Н. Противоречия и тенденции духовного развития художественной интеллигенции: Автореф. Дис. .доктора филос. наук / Рос. Акад. Управления. - М, 1991; Курмаева В. А. Социальная сущность процесса формирования художественной интеллигенции в условиях социализма: Дис. - М., 1973; Мухамеджанова У.И. Социальное развитие художественной интеллигенции Казахстана: Дис.доктора философ. Наук. -М.,1984; Попов В.А. Художественная интеллигенция как социально-профессиональная группа советского общества: Дис.доктора филос. наук- Свердловск, 1974.

Королева, Е. М. Раскатовой9, а также диссертационные работы У. Г. Саитова, М. А. Шмойлова10. Особый интерес представляют системные социологические исследования молодежи, в том числе и творческой С. Н. Комисарова, В. Ф. Левичевой, А. И. Шендирка,11 которые и послужили основным материалом для вторичного анализа и интерпретации.

4. Что касается осмысления теоретических и практических оснований жизненного выбора, изучения, формирования и реализации жизненных стратегий, их типологических характеристик, то на наш взгляд следует

12 отметить прежде всего труды : К. А. Абульхановой-Славской, разработавшей концепцию личности как субъекта жизненного пути и раскрывшей структуры и механизмы жизненной линии, жизненной позиции, концепции жизни, жизненной стратегии как системы ориентирования личности на долговременную перспективу. Значительный интерес представляют также работы Л. Н. Когана, в которых анализируются понятия всесторонности, целостности, гармоничности личности в ее самоосуществлении, анализирующий объективные и субъективные условия формирования таких неотъемлемых факторов стратегического планирования жизни как самореализация и самоутверждение, а также раскрывается социологический аспект проблемы цели и смысла жизни. Следует отметить работы С. Г. Климовой, определяющей критерии формирования успешной

9 Королев А. А. Диссидентство и молодая творческая интеллигенция: к проблеме духовных истоков современных радикально-либеральных реформ // Социальные реформы России: теория практика. - М, 1996; Раскатова Е.М К вопросу о понятии «молодая художественная интеллигенция» И Проблемы теории и истории изучения интеллигенции: поиск новых подходов. - Иваново, 1994; Раскатова Е.М., Котлова Т.Б. К вопросу об изучении проблем художественной интеллигенции на современном этапе // Историография и история социально-экономического и политического развития России в новейшее время. - Иваново, 1995;

10 Сайтов У.Г. Творческая молодежь в условиях демократизации общественной жизни: Дис.кандидата фил ос. наук. - М.,1991; Шмойлов М.А. Молодая художественная интеллигенция в условиях перестройки: Дис. кандидата социол. наук., - М., 1990

11 Комиссаров С.Н., Шендрик А.И. Возрождение идеала. -М.: Политиздат, 1990; Шендрик А.И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития (социологический аспект) - М: Молодая гвардия, 1990; Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. - М.: Молодая гвардия, 1989.

12 Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991; Альбуханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК»,1999; Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984; Климова С.Г. Стратегия успеха в изменяющемся мире // Социальная идентификация личности -2. Книга 1. М., 1994. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. - М., 1995; Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни: Опыт историко-этическихисследований. -Минск, 1988. жизненной карьеры, стратегии сфокусированной на достижение успеха; а также Т. Е. Резник, Ю. М. Резник, уделяющих особое внимание исследованию проблемы формирования жизненных стратегий личности в условиях реформирования российского общества.

Значительный интерес представляют также исследования жизненных стратегий А.С. Готлиб, JI.C. Егоровой, E.JI. Омельченко, И.Н. Тартаковской, О.А. Хасбулатовой.

Тем не менее, остаются не исследованными вопросы влияния специфики выбора творческой и художественной профессии на формирование жизненных стратегий, ценностных ориентаций и жизненных планов молодежи. Особую актуальность в этих условиях приобретает сравнительное исследование социокультурных ценностей, профессионального самоопределения студенческой молодежи различных отрядов (групп) интеллигенции.

Так как молодая художественная интеллигенция входит в особую социальную группу студенчества, представляется целесообразным проанализировать опыт социологического изучения этой части молодежи. Студенчество как отдельная социальная группа, определяемая возрастными границами, специфическими социальным статусом, особенностями сознания и поведения рассматривалась в работах А. Н Данилова, В. И. Добрыниной, С.Н. Иконниковой, А. И. Ковалевой, И. С. Кона, Т.Н. Кухтевич, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, С. В. Туманова, В. И. Чупрова.

Социально-профессиональные ориентации студенчества проанализированы в работах В. Н. Боряз, В. П.Оссовского, Э. А. Саар, М. X. Титмы. Проблема выбора пути профессионального становления молодежи разрабатывались Д. Л. Константиновским, В. Я. Нечаевым, В. П. Потаповым, М. Н. Руткевичем, Ф. Р. Филипповым, Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкиным.

Жизненные планы, жизненные ориентации студентов 90-х годов, рассматривались в контексте профессионального выбора О. А. Балакириевой, Е. В. Давыдовой, О. К. Крокинской, Л. Е. Петровой, В. И. Писарчук, И. Е.

Столяровой. Необходимо отметить также еще несколько более ранних работ, посвященных изучению жизненных планов, социального самочувствия, смыслу жизни и образу жизни молодежи, без которых изучение жизненных стратегий не имело бы прочной теоретико-методологической основы13.

5. Изучение такой специфической социально-профессиональной группы как молодая художественная интеллигенция невозможно в отрыве от изучения творческой активности личности, социального функционирования искусства, художественной жизни общества, производства, потребления и распространения художественных ценностей и норм, идей14. К данной группе относятся работы Ю. В. Перова, В. Е. Семенова, Ю. У. Фохт-Бабушкина, а также коллективная работа группы сотрудников Государственного института искусствознания Е. В. Дукова, В. С. Жидкова, Ю. В. Осокина, К. Б. Соколова, Н. А. Хренова15по социологии искусства. Представляют интерес междисциплинарные исследования искусства и творчества, в которых сделаны попытки применять комплексный подход к изучению искусства, соединяющий в себе теоретические и эмпирические исследования16. Необходимо отметить, что все перечисленные работы, являясь источником понятийного аппарата, не могут восполнить пробел в изучении роли художественной интеллигенции, так как в основном посвящены изучению социальных и психологических аспектов взаимоотношений художественных

13 Высшее образование в жизненных планах молодежи. - М., 1975; Жизненные планы молодежи. -Свердловск, 1966; Москаленко A.T., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -НовсибирскД989; Мотивация жизнедеятельности студента. - Каунас, 1971; Образ жизни в условиях социализма Теоретико-методологическое исследование. - М.,1984; Образ жизни современного студента. - Я, 1981; Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. - М.,1975.

14 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.,1988; Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. - Л, 1991; Соколов К Б. Социальная эффективность художественной культуры. - М.,1990; Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности - Киев, 1989.

15 Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства - Д., 1980; Семенов В.Е. социальная психология искусства: актуальные проблемы. - Л., 1988; Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология). - СПб.: Алетейя, 2001; Дуков Е.В., Жидков B.C., Осокин Ю.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Введение в социологию искусства: учебное пособие для гуманитарных вузов. - СПб.: Алетейя, 2001.

16 Творчество в искусстве-искусство творчества / Под ред. Дормана Л., Мартивдейла К., Петрова В., Махотки П., Леонтьева Д., Купчика Дж. - М.: Наука; Смысл, 2000; Петров В.М. Прямое и непрямое воздействие искусства: проблемы методологии и методики исследования. - М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. произведений и общества, аудитории искусства, функционированию видов искусства.

Также нельзя забывать про работы чисто биографического характера, содержащие фактический материал о коллективах театров, оркестров, вокальных и хореографических ансамблях. В искусствоведческой литературе проблема роли художественной интеллигенции практически совсем не поднимается, здесь авторов больше интересует художественный процесс и особенности индивидуального творчества.

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что хотя существует большой объем накопленного знания в области социологического изучения различных групп интеллигенции, молодое поколение художественной интеллигенции осталось вне поля внимания исследователей.

Проводимые на современном этапе социологические исследования охватывают широкий круг научных проблем. Тем не менее проблема жизненных стратегий художественной интеллигенции остается не достаточно изученной. Отсюда вытекает цель исследования

- выявить реальное содержание и дать типологию жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- выявить особенности молодой художественной интеллигенции как социально-профессиональной группы;

- определить общие и отличительные черты художественной интеллигенции в сравнении с другими группами молодой интеллигенции;

- дать социологическую операционализацию понятия жизненной стратегии;

- выявить факторы и определить условия формирования жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции;

- предложить типологию жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции, реализуемых в современном российском обществе;

- осуществить сравнительный анализ основных факторов и условий формирования жизненных стратегий творческой молодежи конца XX и начала XXI веков.

Объектом исследования является молодая художественная интеллигенция современной России.

Предметом исследования - жизненные стратегии современной молодой художественной интеллигенции.

Гипотезы, положенные в основу исследования:

- увеличилась амбивалентность социального самочувствия молодой художественной интеллигенции по сравнению с 80-ми гг. XX века;

- несмотря на противоречивость ситуации в современной России эта часть молодежи составляют более целеустремленную, нацеленную и верную выбранной профессии группу по сравнению с молодежью других специальностей;

- появление новых сфер творческой деятельности смягчает разочарованность и снижает невостребованность молодого поколения художественной интеллигенции;

- наряду с традиционными возникают новые жизненные стратегии обусловленные возникновением новых практик, стилей и пространств существования молодой художественной интеллигенции.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных социологов, философов, психологов по проблемам жизненного пути, жизненных стратегий, ценностных и в том числе профессиональных ориентаций студенческой молодежи и процессу ее социализации, взаимодействия с обществом. В исследовании были использованы методы статистического и социологического анализов.

Эмпирическую базу исследования составили:

Данные исследования «Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в изменяющейся России», проводимого при поддержке РГНФ под руководством автора, включающее:

- опрос студентов 15 художественных вузов Москвы, проведенный в 2002 году. Объем выборки 312 чел. из генеральной совокупности студентов московских художественных вузов - 10200 чел. Были опрошены студенты третьих-четвертых курсов по 18 основным художественным специальностям Выборка многоуровневая, репрезентированная по вузам, специальностям, квотная внутри специальностей;

- глубинное интервью 30 представителей и молодого и старшего поколений художественной интеллигенции, проведенные в 2001-2002 гг.

Для сравнительного анализа были использованы данные исследований:

- «Художественная интеллигенция в условиях перестройки», проведенного в 1989-1990 гг. (рук. Кудрина Т.А., Комиссаров С.Н., Шендрик А.И.). Выборка многоступенчатая, квотная, со случайным отбором на последней ступени. Объем - 1775 чел.;

- «Социальный облик творческой молодежи», проведенного в 1989 г. (рук. Левичева В.Ф., Шендрик А.И.). Выборка простая, серийная, единица отбора

- творческое объединение. Объем выборки - 1846 чел.;

- Экспертный опрос ведущих деятелей культуры и искусства, проведенный в 1990 г. (рук. Тощенко Ж.Т., Бойков В.Э.). Объем - 124 чел.

Для сопоставления положения молодой художественной интеллигенции с другими социальными группами были использованы следующие исследования:

- «Молодежь 2002», (рук. Ковалева А.И., Луков В.А., Щеглова С.Н., Гобаева В.И., Гэбски Б.), проведенного в 2002 г. кафедрой социологии МГСА, выборка многоступенчатая, квотная, гнездовая, объем выборки 2186;

- «Проектирование социальной и трудовой карьеры современной российской интеллигенцией» (рук. Левичева В.Ф. 2001-2002 гг.), включающее анкетный опрос аспирантов РГГУ, выборка сплошная, объем 129 чел. Автор принимал участие в полевых исследованиях, обобщении их результатов;

- «Российская гуманитарная интеллигенция: проблема смены поколений», (рук. Тощенко Ж.Т., Левичева В.Ф.), включающее опрос студентов первого курса РГГУ, проведенного в мае 1999 г., выборка сплошная, объем выборки 325 чел., опрос студентов пятого курса РГГУ, проведенного в мае 1999 г., выборка сплошная, объем 252 чел.;

- «Формирование финансово-банковской интеллигенции России в условиях становления рыночных отношений», проведенный в 2000 г., включающее анкетный опрос студентов 4 курса Финансовой академии, выборка квотно-гнездовая, объем 808 чел.

Кроме того, были использованы данные мониторинга ВЦИОМ «Настроения, мнения и оценки населения» и других социологических центров.

Основные положения, выносимые на защиту, содержащие элементы новизны: жизненные стратегии определяются как основной способ достижения смыслообразующих перспективных целей, которые базируются на ведущих установках и ценностных ориентациях, предполагающих их реализацию в общественной деятельности и индивидуальных практиках; анализ профессиональных мотивов, факторов реализации и достижений молодой художественной интеллигенции позволил выделить четыре варианта программ успешной реализации жизненных стратегий: программы «самореализации», «профессионального роста», «смысла жизни» и «амбициозную»; для определения типологии жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции предложены и обоснованы показатели, к числу которых относятся социальный капитал, взаимозависимость целей, средств и способов их достижения, факторы самореализации и творческого самоутверждения. На их основе выделены основные типы жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции: 1) «стратегия экспансии» («стратегия активного продвижения»); 2) «стратегия благополучия»; 3) «стратегия профессионализма» («стратегия трудоголиков»); 4) «эпатажная стратегия»; произошла трансформация, изменение жизненных стилей, имиджа, языка и повседневных практик (обычаи, способы саморепрезентации) молодой художественной интеллигенции. Возникли новые пространства для концентрации и самореализации интеллектуально-художественной молодежи: кафе при творческих вузах, культурные центры; радикальные политические организации; ночные клубы; клубы закрытого типа; профессиональные мастерские и студии; квартиры известных московских «тусовщиков»; в изменившихся условиях жизни возникли новые стратегии перемещения в социальном пространстве, ряд нетрадиционных профессиональных и повседневных практик в среде художественной интеллигенции, обусловленные появлением за последнее десятилетие множества новых или возрожденных «новых старых» профессий; основными отличительными чертами молодого поколения художественной интеллигенции от молодых представителей других групп интеллигенции являются: большая целеустремленность в избранной сфере деятельности; приоритет духовного над материальным в ценностном мире; слабая прагматичность; ориентация на профессию не как на средство, а как на смысл жизни; преобладание среди основных мотивов профессионального выбора страстного желания реализовать свои навыки, умения, талант; сравнительный анализ данных исследований молодой художественной интеллигенции 1989 г. и 2002 г., позволил выделить следующие основные отличия: в творческой среде резко возросло число тех, кто уверен, что стало труднее пробиться, если не принадлежишь к какой-либо «династии». В несколько раз улучшилась оценка возможностей творческого роста; удовлетворенности в осуществлении творческих планов; материального обеспечения. Однако, несмотря на все изменения в культурной, общественной, политической и экономической сферах, респонденты отмечают, что благоприятных условий для подлинного таланта и творчества создано не было. Яркой отличительной чертой молодого поколения художественной интеллигенции начала XXI века является связь своего будущего с Россией (отказ от эмиграции);

За прошедшее десятилетие произошла смена духовных парадигм мышления, что повлекло за собой и смену художественного мышления и художественного инструментария в сторону использования творческой молодежью в равной степени всей палитры художественных стилей и форм отражения жизни в современном изобразительном, сценическом, музыкальном искусстве.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет углубить представления о жизненных стратегиях современной молодой художественной интеллигенции, о характере ее социализации, профессионального самоопределения. Результаты эмпирического исследования имеют значение для дальнейшего осмысления роли молодых представителей творческих профессий в искусстве, влиянии социокультурных, политических и экономических процессов на духовный облик молодого человека и последующей их трансформации в художественном творчестве.

Материалы диссертации, ее выводы и практические рекомендации могут быть применимы в планировании учебной и воспитательной работы художественных вузов, а также при разработке учебно-методического пособия по социологии культуры, духовной жизни, преподавании курсов социологии молодежи, социологии искусства. Кроме того, материалы диссертации могут быть полезны при выработке государственной политики в области культуры.

Апробация работы осуществлялась посредством участия диссертанта в разработке и проведении социологических исследований «Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции» в 2001-2002 гг., «Проектирование социальной и трудовой карьеры современной российской интеллигенцией» в 2002 г.

Основные теоретические положения и выводы получили отражение в публикациях и выступлениях на международных теоретико-методологических социологических конференциях, посвященных изучению интеллигенции в РГГУ: «Ценностная и социальная идентичность российской гуманитарной интеллигенции» (Москва, 26-27 апреля 2000 г.), «Интеллигенция и молодежь: право на лидерство и идеалы» (Москва, 21 декабря 2000 г.), «Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: иллюзии и реальность» (Москва, 13-14 марта 2001 г.), «Жизненные стили и социальные практики интеллигенции конца XX - начала XXI вв.» (Москва, 23-24 апреля 2002 г.), «Интеллигенция в обществе риска» (Москва, 25-26 марта 2003 г.)

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых содержится по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения, состоящего из анкеты.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жизненные стратегии молодой художественной интеллигенции в современной России"

Заключение

Проведенное исследование свидетельствует, что раскрытие основных тенденций в творческой среде, определение особенностей развития художественной интеллигенции, выявление основных источников ее пополнения, анализ социального самочувствия этой социальной группы и изменения ее роли в процессе развития общества являются важным объектом теоретических и прикладных исследований отечественной социологии.

Среди общих характерных черт художественной интеллигенции можно выделить: раздвоенность художников как субъектов творчества и обыденной жизни, специфическую врожденную одаренность, особо чуткую нервно-психическую организацию, психологическую проницательность. От других социально-профессиональных групп общества ее отличает ярко выраженная потребность в проявлении своих творческих возможностей, помимо присущей всем потребности в эстетическом восприятии действительности. Другое отличие этой группы в способах познания - через художественное воображение, приобретающее самые различное и специфичное выражение. Престижность профессии, ненормированный рабочий день, отсутствие регулярно получаемой заработной платы являются характерными признаками стиля жизни и социального статуса многих представителей художественной интеллигенции.

Постсоветское общество характеризуется возникновением больших деформаций в социально-стратификационных перемещениях. В среде художественной интеллигенции это наиболее заметно. Пополнение художественной интеллигенции осуществляется по нескольким каналам: через выпускников музыкальных, художественных, театральных школ, , училищ, лицеев и ссузо& (среди студнтов художетсвенных вузов таких половина); через художественную самодеятельность (студенческие театры, КВН и т.п.); и частично за счет талантливых «самородков», не имеющих специальной подготовки. На современном этапе усилилась тенденция сужения стихийных каналов пополнения этой группы, которая становится все более закрытой нишей. В конце 80-х годов XX века творческая интеллигенция формировалась в равных долях как из рабочей среды, так и из семей интеллигенции. Сегодня из среды рабочих в искусство приходит в 5 раз меньше молодежи. В этом заключается основное изменение среды рекрутирования молодой художественной интеллигенции по сравнению с советским периодом, когда возможность поступить в художественный вуз детям из рабочих или крестьян была равной с детьми из семей учителей, врачей и т.д. В настоящее время механизм особого «социального лифта», ранее действовавший в рамках художественных институтов, где относительно свободный «вход» позволял обнаруживать свой талант, способности и продвигаться по ступеням вертикальной стратификации, стал менее эффективным.

Итоги сравнительного анализа изменений в среде художественной интеллигенции свидетельствуют о существенных изменениях в творческой среде. Если данные 1989 г. говорили о неблагополучии в сфере искусства, проявляющееся в сужении за последние годы возможности творческого роста, ухудшении показателей удовлетворенности в осуществлении творческих планов, то в настоящее время, доля тех, кому удается осуществить свои творческие планы возросла в 3,7 раза, а число «неудачников» уменьшилось в 4 раза. Тем не менее, в нынешних условиях трудностей на пути реализации своих проектов творческая молодежь встречает много (правда уже никто не ссылается на ситуацию в стране, административные методы управления искусством и т.п.). Главные проблемы для них - финансовые затруднения, занятость и нехватка времени, отсутствие нужных знакомств, собственная лень, отсутствие мастерской или необходимого оборудования.

Среди студентов художественных вузов 37% вышли из «творческих» семей, в которых преемственность профессий является распространенной практикой. Процесс воспроизводства художественной интеллигенции внутренне противоречив. С одной стороны, в семьях, где творческие и художественные профессии передаются от поколения к поколению семейная атмосфера и традиции создают преимущества и для развития художественных способностей, и для более легкого вхождения в профессию. С другой стороны, как показало исследование, желание детей посвятить себя творчеству часто категорически не одобряется многими родителями, работающими в сфере искусства. Что касается количественного соотношения творческих специальностей, то за отрезок времени с 1970-80 по 2002 г. оно остается полностью стабильным.

Подводя итоги анализа основных социальных характеристик студентов творческих вузов, можно сделать следующие выводы: молодая художественная интеллигенция начинает свой жизненный путь с достаточно благополучным социальным капиталом, родительская семья обладает высоким уровнем образования и средним уровнем дохода. Респонденты склонны относить себя и свои семьи к среднему социальному слою в обществе, но с достаточно высоким статусом. Более двух третей студентов творческих вузов безусловно уверены в своей талантливости. По мнению 90% молодой художественной интеллигенции избранная ими профессия позволяет в той или иной степени раскрыть творческий потенциал.

Художественная молодежь имеет ряд отличительных особенностей от сверстников других профессиональных групп (специальностей). Во-первых, только с первого взгляда кажущаяся схожесть высокой степени профессиональной идентичности гуманитарной и художественной интеллигенции при углубленном рассмотрении пропадает. Если профессиональная идентичность гуманитарной интеллигенции фиксируется только по подобию оценок по всем позициям старшего и младшего поколения гуманитариев, которые дистанцированы от оценок иных социально-профессиональных групп российского общества, то в среде художественной интеллигенции усиливающим фактором служит наличие больших духовных, эмоциональных, профессиональных связей между учителями и учениками, большая преемственность, почитание своих наставников. Во-вторых, в отличие, от экономических и юридических специальностей доступ к высокооплачиваемой или пользующейся спросом работе не является ведущим мотивом для поступления на творческие специальности. В третьих, перспективы своей профессиональной карьеры молодая художественная интеллигенция оценивает в 1,5 раза выше, чем в других вузах.

Для классификации социальной структуры молодой художественной интеллигенции выделено 8 групп по признаку принадлежности к тому или иному виду искусства или их роли в художественном творчестве: художники и архитекторы; артисты (в том числе артисты балета, цирка и хореографы); музыканты; режиссеры; литераторы; искусствоведы; продюсеры и «переходная» группа, состоящая из новых специальностей (креаторы, копирайтеры, дизайн интерьера, графический дизайн, компьютерный дизайн, дизайн в рекламе, креативный дизайн), художник компьютерной графики, менеджер-продюсер шоу-бизнеса, менеджер-продюсер музыкальной индустрии и др.) возродившихся «новых старых» профессий (таких как топ-модели, художники-фотографы, стилисты, рестораторы, антрепнеры и т.д.) Профессиональное становление в каждой из этих групп имеет свои особенности. Так, для молодых художников, помимо чисто творческих проблем существует и ряд организационных. Упрощение процедуры вывоза произведений искусства для выставочной деятельности в рамках мер по стимулированию творчества значительно расширило бы возможности участия в ней молодых авторов. Остро ощущается потребность в поддержке творческих студий. Одним из решений проблемы профессионального становления музыкантов и артистов могло бы быть объединение молодых композиторов, музыкантов, режиссеров, балетмейстеров, художников при постановке новых оперных, балетных и др. произведений. Молодым литераторам значительно помогла бы в их профессиональной реализации целевая издательская программа, выпуск альманахов, гранты, творческие вечера и встречи. Начинающие режиссеры неизбежно встают перед необходимостью серьезного финансового инвестирования их кинематографических и театральных дебютов. Одним из решений этой проблемы могло бы быть воссоздание ранее существующей практики предоставления дипломной постановки молодым режиссерам профессиональными театрами. Возвращение «творческих мастерских», в виде «свободных прокатных площадок». Результаты исследования показали, что большинство современной творческой молодежи указывают на необходимость для успешной карьеры знаний и навыков в области продюсирования.

Главная особенность изучения жизненных стратегий молодой художественной интеллигенции, как основного способа достижения смыслообразующих перспективных целей, заключена в необходимости выявления не только жизненных, но и творческих планов. Для творческой молодежи достижение благополучия и успеха в жизни тесно связано с творческой самореализацией и продвижением в художественной среде. На основе полученных данных о ценностных ориентациях, мотивах профессионального выбора, приоритетности тех или иных средств и способов, используемых для эффективного приближения к намеченной цели, были выявлены основные программы достижения жизненных целей. Представители молодой художественной интеллигенции осуществляют их реализацию путем достижения профессионализма, использования собственных усилий (проявление инициативности и настойчивости) и помощи со стороны (профессиональные связи). В отличие от молодежи других профессиональных групп, в общем видении того, как можно достичь успеха, они отмечают прежде всего целеустремленность и старательный, упорный труд - как обязательные составляющие успешной модели творческой карьеры. Кроме того, по их мнению, необходимо все время заявлять о себе, а также «держать форму» иметь заранее подготовленные наработки, чтобы быть готовым к любому удачному случаю.

На основе различного сочетания средств и способов достижения намеченной цели, факторов самореализации и творческого самоутверждения выявлены 4 типичные жизненные стратегии представителей молодой художественной интеллигенции:

I. «Стратегия экспансии» («стратегия активного продвижения») стратегия тех, кто из внешней общественной (социальной) среды (на схеме обозначена цифрой 1), внедряется в художественную среду (обозначена цифрой 2);

II. «Стратегия благополучия» - ее представители изначально погружены в художественную среду, но могут как оставаться пребывать в ней, так и покидать ее по собственному желанию, в зависимости от того где им лучше;

III. «Стратегия профессионализма» - для нее характерно полное погружение в творчество, даже если для этого нет благоприятных социальных условий («стратегия трудоголиков»);

IV. «Эпатажная стратегия» - центральная линия поведения тех, кто, делая что-то в художественной среде, все время смотрит, как это воспринимается во внешней общественной среде и нуждается в постоянном обратном контакте с ней.

Наше исследование меняет представление о том, что современная молодежь встает перед проблемой отсутствия ясных, социально признанных способов реализации индивидуальных жизненных стратегий. Обобщение полученных данных свидетельствует - в российском обществе утверждаются новые типологические модели жизненных стратегий, избираемых молодыми людьми, ориентированными, с одной стороны, на ценности профессиональной идентичности и творческой самореализации, а с другой -на социальную успешность и мобильность.

Подводя итоги, еще раз отметим, что современное молодое поколение в искусстве, является лидером среди других профессиональных групп в вопросах преемственности поколений, верности избранному пути, сохранении того набора качеств, уникальных черт, специфических характеристик, которыми обладала интеллигенция в XIX в. и в советский период, а также основным генератором новаторских тенденций в духовной сфере общества.

В связи с тем, что выполнение эмпирической части проекта связано с трудно доступной для социологов респондентской сетью, разработанный инструментарий (количественные и качественные методики), а также полученные с его помощью данные представляют собой самостоятельную значимость и могут в дальнейшем послужить эмпирической основой мониторинговых и лонгиттодных исследований художественной интеллигенции в реформируемом российском обществе.

 

Список научной литературыСтародубцева, Татьяна Вячеславовна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Адорно Т. Философия новой музыки. Пер. с нем. / Перевод Б. Скуратова. Вст. ст. К. Чухрукидзе. - М.: Логос, 2001. - 352 с.

2. Акопян К.З. Русская интеллигенция и российская элита // Интеллигенция России: традиции и новации: тез. докл. межгос. науч. конф. Иваново, 1997.-С.8-13.

3. Актер и режиссер: жизнь в театре. Социальные проблемы творческой деятельности / Отв. ред. Г.ГШ. Дадамян, Н.М. Зоркая. М.,1991. - 294 с.

4. Алексеева А.В. Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека: Автореф. Дис.канд. философ, наук /РГУ Ростов-на-Дону, 2002. - 27с.

5. Альбуханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК»,1999 - 309 с.

6. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991 - 215 е.;

7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.,1988. 204 с.

8. Анисгшова С.Г. Воздействие социальных институтов на профессиональное самоопределение молодежи: Автореф. Дис.канд. социол. наук / академия труда и социальных отношений Москва, 2002. -20 с.

9. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М.: Социум. - 176 с.

10. Балашриева О.А. Образовательный путь в структуре жизненных планов молодежи на материалах Харьковской области//Социологические очерки.-М., 1991. -Вып.1. С.7-15.

11. Баренбойм JI. А. О музыкальном воспитании и обучении // За полвека. Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. - Раздел П.-С. 157-290.

12. Беляев Н.В. Философско-культурологический анализ понятия «интеллигенция» // Жизненные стили и практики интеллигенции: Сб. статей. М.: РГГУ, 2002. - С. 203-206.

13. Бергер П., Лукман Т. Общество как субъективная реальность // Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. - Гл. 3. - С. 210-303.

14. Бикбулатова А.Р. Понятие «интеллигенция»: гносеологический аспект. // Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков: материалы к междунар. науч. конф. Улан-Удэ: БГУ, 2000. - 4.1. - С. 61-63.

15. Блок А. А. Россия и интеллигенция. М.: Вузовская книга, 2000. - 96 с.

16. Боганцева С.С. Художественная интеллигенция и власть в СССР: Дис.кандидата ист. наук. М., 1995 - 176 с.

17. Болотин И.С. Термин «интеллигенция»: эволюция содержания и объема за 100 лет // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: Сб. статей. -М.: РГГУ, 2001, С. 81-88.

18. Бореев Ю. Б. Эстетика. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 е.: илл.

19. Бортников С.Д. Художественная интеллигенция в культурной жизни Сибири (1960-1980 гг.): Автореф. Дис.д-ра культурол. наук / Алтайский государственный институт искусств и культуры Барнаул, 2001.-46 с.

20. Ботвинник Е.А. Мировоззренческие ориентации творческой интеллигенции в отношении к религии и атеизму: Дис.кандидата филос. наук. Пермь, 1993. - 153 с.

21. Буркина А.А. Осинский И.И. Бурятская национальная интеллигенция: воспроизводство, структура, самочувствие. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета. 1998. - 116 с.

22. ВавилинаН.Д., Виноградов С.Б., Вольский А.Н., Добровольский А.В. Социальный мир молодежи. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. -208 с.

23. Ван Гог. Письма М.: Искусство, 1966. - 604 е.: илл.

24. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. /Вопросы психологии. М., 2001, №2, С. 74-84.

25. Вахеметса A.JI., Плотников С.Н. Человек и искусство (проблемы конкретно-социологических исследований искуства). М.: Мысль, 1968. - 196 с. (Социология и жизнь)

26. Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910 / Сост., коммент. Н. Казаковой; предисл. В. Шелохаева. М.: Мол. Гвардия, 1991. -462 с.

27. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов //Социологические исследования 1997. - №10. - С.22-38.

28. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) -ВКП(б), ВЧК ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953 / Под. ред. А.Н. Яковлева; сост. А.Артизов, О.Наумов. - М.: МФД, 1999 - 872 с. - (Россия. XX век. Документы.)

29. Волков B.C. Два поколения российских инженеров (опыт сравнения) // Интеллигенция России: традиции и новации. Иваново, 1997. - С.214-229.

30. Воронцов А.В., Косицын В.Б. Социальная активность молодых учителей // педагогическая интеллигенция: социально-политические проблемы. -Л.,1988. С.37-49.

31. Высшее профессиональное образование: мировые тенденции (социол. и филос. аспекты). -М.: Изд-eoМГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998;

32. Ганиев М.Н. Научная интеллигенция как социально-профессиональная группа: (на материалах респ. Татарстан) Автореф. Дис.канд. социол. Наук/Казанск. Гос.ун-т.- Казань, 1996. 17 с.

33. Гильманов А.В. Военная интеллигенция как социально-профессиональная группа: Автореф. Дис. доктора социол. Наук/Башкир, гос. ун-т. Уфа, 1992. - 38 с.

34. Глотов М.Б. Развитие художественного мира российского студенчества: Опыт социологического исследования. СПб.: Изд-во Политекс, 1997. -125 с.

35. Глотов М.Б. Художественный мир российского студенчества: социологическое исследование. СПб.: Изд-во Политекс, 1998. - 195с.

36. Гордилов В.А. Идентификация и самооценка как фактор формирования ценностных ориентаций молодежи// Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. М.: Социум, 1994. С.55-61.

37. Готлиб А.С. Социально-экономическая адаптация россиян: факторы успешности-непуспешности // Социологические исследования, 2001, № 7, С.51-57.

38. Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Интеллигенция : Заметки о литературно-политических иллюзиях. М.: ЭПИцентр; Харьков: Фолио, 1995 - 192 с. - (Между прошлым и будущим: политика, экономика, социология).

39. Гулевич О., Дьяконов В. Анализ категории «интеллигенция» в обыденном сознании // Жизненные стили и практики интеллигенции: Сб. статей. -М.: РГТУ, 2002. С. 184-190.

40. Гурова Т. Дети поражения // Эксперт. 2001. № 23. С. 13-19.

41. Давыдов Ю.Н. Уточнение понятия «интеллигенция» / Труды интерцентра: междисципл. Центр социол. Наук. 1994. - №1. - С.9-16.

42. Дали С. Дневник одного гения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -464 с. илл. (Серия «Антология мудрости»),

43. Данилов А.Н. Молодежная субкультура // Молодежь кризисных лет: иллюзии и новые надежды. Мн.: ООО «Харвест», 1999. - 320 с.

44. Добрынина М.И., Осинский И.И. К вопросу о типологизации социальной структуры интеллигенции//Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков: материалы к междунар. науч. конф. Улан-Удэ: БГУ, 2000. - 4.1. - С. 72-75.

45. Дробжев A.M. Противоречия и перспективы социального развития советского учительства в условиях перестройки // Интеллигенция и перестройка. -М., 1991. -С.45-51.

46. Дуков Е.В., Жидков B.C., Осокин Ю.В., Соколов КБ., Хренов Н.А. Введение в социологию искусства: Учебное пособие для гуманитарных вузов. СПб.: Алетейя, 2001. - 256 с.

47. Еремеева Л.Н. Художественная интеллигенция Кубани в первой четверти XX в: Дис. .доктора ист. наук М., 1993. - 312 с.

48. Ершова Э.Б. Исторические судьбы художественной интеллигенции Белоруссии (1917-1941). М.: Изд-во МГОУ, 1994. - 200 с.

49. Жабский М.И. Методологиеские аспекты исследования социлаьного функционирования кинематографа: автореф. Дис.д-ра наук. М., 1991. -45 с.

50. Жидков B.C., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб.: Алетейя, 2003.-464 с.

51. Жизненные стратегии «новых бедных» ученых / Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономический анализ) / Под ред. P.M. Нуриева. М., 2000, С. 126-134.

52. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. JI, 1991. - 79 с.

53. Журавлев В.В. Мир художественной культуры: философские очерки. -М.: Мысль, 1987.-237 с.

54. Затеев В.В. Осинский ИИ Социально-профессиональные ориентации и жизненные планы студенческой молодежи // Студенты 90-х: социальные и нравственные основы жизнедеятельности. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1997. - С. 62-99.

55. Затеев В.И. Интеллигенция и национальное самосознание // Национальная интеллигенция и духовенство: История и современность: тезисы и материалы докл. респуб. научно-практич. конф. Улан-Удэ, 1994. - С.23-27.

56. Здравомыслова О., Арутюнян М., Шурыгина И. Жизненные стратегии современной молодежи. <11йр://ёешо.Ыефго.ги/со^еп1/ш1п/шошр1и8/ 1998/zdrav.htm>

57. Зеленкова ИЛ. Проблема смысла жизни: Опыт историко-этических исследований. Минск, 1988. - 198 с.

58. Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей//Философские науки . 1987. - №4;

59. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества-М.: Социум, 1998. 142 с.

60. Игнатова Т.В. Жизненное самоопределение молодежи малых городов центра России как объект социологического анализа и регулирования: Автореф. Дис.канд. социол. наук / ОРАГС,- Орел, 2002. 25с.

61. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974. - 165с.

62. Иконникова С.Н., Лисовский В. Т. Жизненные планы //Молодежь о себе, о свих сверстниках (социологическое исследование). Л.: Лениздат., 1969. -Гл. 5.-С.87-118.

63. Интеллигенция в перестройке // Интеллигенция в социальных процессах современного общества: Сб. статей. / Отв. Ред. В.А. Мансуров, Л.А. Семенова. М.: ИС, 1992. - 182 с.

64. Интеллигенция и нравственность (социологические очерки). М.: НИИВО, 1993.-249 с.

65. Интеллигенция Узбекистана: место и роль в обществе. Ташкент: Изд-во ФАН, 1987. - 190 с;

66. Интеллигенция Украины. Киев: Наукова Думка, 1988. - 191 с.

67. Итенберг B.C. Российская интеллигенция и Запад: Век XIX. Очерки. -М.: Наука, 1999.-232с.

68. Калитина Н.Н. Встречи с искусством Франции. М.: Искусство, 1963. -160 е.: илл.

69. Кириленко Г.Г. Посланник трех миров: интеллигенция в российской культуре // Социологические исследования. 1991. № 3. С. 113-121.

70. Клейнер И.А.Точка опоры. Диалоги. М.: ОАО Издательство «Радуга», 2001. - 336 с. - (Серия «Сквозь призму времени»)

71. Климова С.Г. Стратегия успеха в изменяющемся мире // Социальная идентификация личности 2. Книга 1. - М., 1994. - С.40-54.

72. Клубный работник сегодня и завтра. Профессиограмма клубного работника // Социология культуры: сб. научных трудов № 104. -М.:Научно-исследовательский институт культуры Министерства культуры РФ, 1981. 167 с.

73. Ковалева А.И. Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. -М.: Социум, 1999. 351с.

74. Коган А.В. Декадентство в жизни и в искусстве. М.: Политиздат, 1966. - 128 е.: илл.

75. Коган Л.Н. Интеллигенция: слой специалистов или духовная элита // Интеллигенция в советском обществе: межвуз. сб. науч. тр. Кемерово, 1993.-С.2-7.

76. Коган Л.Н. Культура в социалистическом образе жизни//Культура и социалистический образ жизни. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1980, - С. 3-19.

77. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252 с.

78. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. - 283 с.

79. Козлова Н.Н. Гуманитарная интеллигенция: кризис и самоопределение // Ценностная и социальная идентичность российской гуманитарной интеллигенции: тезисы всерос. теорт.-методол. конф. М.: РГГУ, 2000. -С. 16-18.

80. Козлова О.Н. Положение и образ гуманитарной интеллигенции-основные каналы взаимоопределения // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: Сб. статей. М.: РГГУ, 2001. - С. 17-22

81. Комиссаров С.Н. Противоречия и тенденции духовного развития художетсвенной интеллигенции: Дис.доктора филсл. Наук (23.00.03) / Рос. Акад. Управления. -М., 1991. 305с.

82. Комиссаров С.Н., Кудрина Т.А., Шендрик А.И. Социалистический идеал в массовом сознании молодежи. Экспресс информация. М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС. Кафедра социологии духовно-идеологической сферы, 1990 - 36 с.

83. Комиссаров С.Н., Кудрина Т.А., Шендрик А.И. Художественная интеллигенция в условиях перестройки. Экспресс информация. М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС. Кафедра социологии духовно-идеологической сферы, 1990 - 37с.

84. Комиссаров С.Н., Шендрик А.И. Возрождение идеала. М.: Политиздат, 1990.-269 с.

85. Копырин В.А. Социологическое исследование художественной интеллигенции // Социологические исследования. 1975. -№2. - С.67-80.

86. Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура// Вопросы философии. 1991. № 9. С.35-41.

87. Королев А.А. Диссидентство и молодая творческая интеллигенция: к проблеме духовных истоков современных радикально-либеральных реформ // Социальные реформы России: теория практика. М., 1996. -С.102-114.

88. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей писателей-профессионалов в их школьные годы // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 19-27.

89. Кугелъ С.А., Никандров О.М. Молодые инженеры. Социологические проблемы инженерной деятельности. М.: Мысль, 1971. - 207 с. (Социология и жизнь).

90. Кудреватых О.В. Легко ли быть талантливым в России? (материальный аспект нематериальных ценностей общества) <http://belovo.kemsu.ru/center/conferens/dokladguml/kudrev.html>

91. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации, (ред.: Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов С.В.) М.: МГУ, 2000. - 223 с.

92. Купцова И.В. Художественная интеллигенция России. СПб., 1996. -420 с.

93. Курмаева В.А. Социальная сущность процесса формирования художественной интеллигенции в условиях социализма: Дис.кандидата филосф. наук М., 1973. - 120 с.

94. Лапин Н.И. Исследование ценностей россиян: проблемы и перспективы // Обновление России: трудный поиск решений. вып.5. - М.,1997. - 154 с.

95. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС, 1996. - 173 с.

96. Лебедев А. К. К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве . М.: Советский художник, 1967. - 80 е., 20 с. илл.

97. Левичева В.Ф. Воспитание и образование в условиях модернизации российского общества // Молодежь в современном российском обществе. М.: Ин-т молодежи, 1995. - С.37-49.

98. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон: Размышления о неформальном движении. М.: Мол. Гвардия, 1989. - 219 с.

99. Левичева В.Ф., Кириллова Я.А. Молодая гуманитарная интеллигенция: представления о жизненном успехе // Жизненные стили и практики интеллигенции: Сб. статей. -М.: РГГУ, 2002. С. 75-83.

100. Лисовский В. Т. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. С-Петербург., 1995. 196 с.

101. Лисовский В.Т. Станет ли студент интеллигентом? // Интеллигенция и нравственность (социологические очерки) М/.НИИВО, 1993. - С. 191 -197.

102. Логутенко B.C. К проблеме управления художественно-творческим коллективом в условиях социалистического образа жизни. Л., 1985. -73с.

103. Мамедов Р. Д. Интеллигенция как социальная общность, ее жизнедеятельность и роль в современном мире: Автореф. Дис.доктора социол. наук / Рос. Акад. Управления, Центр гос. кадровой политики и социал. управления. -М., 1993. 36 с.

104. Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1972. - 590 е.: илл.

105. Матвеева С.Я. Художник и социальные институты // Проблемы культуры в современном капиталистическом обществе. -М., 1986. С.9-17.

106. Межуев В.М. Интеллигенция и демократия //Свободная мысль. 1992. -№6. - С. 34-47

107. Молодежь и общество на рубеже веков. Секция: Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики: Тез международ, науч. конф., 21 октября 1998 г. М.: Институт молодежи, 1998. - 85с.

108. Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы / Под. ред. JI.H. Когана. -М.: Молодая гвардия, 1969. 432 с.

109. Молодежь: Жизненный выбор. Материалы к IV науч. междунар. конф. Социологов «Социальные проблемы активизации человеческого фактора», Паланга, октябрь 1987г. Вильнюс,:Институт философии, социологии и права АН ЛитССР, 1987 - 208 с.

110. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / И.М. Ильинский, С.В. Алещенок, В.А. Луков и др. М.: Голос, 1999. - 324 с.

111. Мухамедэ/санова У.И. Социальное развитие художественной интеллигенции Казахстана: Дис.доктора философ, наук. М., 1984 -350 с.

112. Образ мыслей и образ жизни / Под ред. В.А. Ядова. М., 1996. - 340 с.

113. Образцов И.В. Гуманитарная интеллигенция Вооруженных сил: исторический путь и перспективы // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: Сб. статей. М.: РГГУ, 2001. - С. 246-252

114. Омелъченко E.JI. Стилевые стратегии занятости и их особенности // Социологические исследования, 2002, № 11, С.36-47.

115. Орлов А. В. Люди игры (о некоторых стилевых особенностях современной интеллигенции) // Социодинамика культуры. Вып. 2. Социокультурная дифференциация. Кн.2. -М., 1993. С.56-79.

116. Орлова JI.A. Четверокурсники Финансовой академии при Правительстве РФ: их ценностные ориентации и отношение к учебному процессу. Информационно-аналитический бюллетень кафедры социологии № 11.-М., 2000. 81 с.

117. Осинский И.И. О происхождении и содержании понятия «Интеллигенция» // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: Сб. статей. -М.: РГГУ, 2001. С. 67 - 73.

118. Осинский И.И., Улъзийсайхан Д. Интеллигенция Монголии: проблемы формирования. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 1995. - 151 с.

119. Петров В.М. Прямое и непрямое воздействие искусства: проблемы методологии и методики исследования. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. - 176 с.

120. Петрова Л.Е. Динамика жизненных ориентаций учащейся молодежи: Общее и особенное //Социальные проблемы образования. Свердловск,1991. С.114-137.

121. Ъ\.Писарчук В.И., Скляр Л.И. Социально-демографические факторы, влияющие на выбор профессии // Социологические исследования.1992.-№10.-С.12-19.

122. Плотников С.Н. Проблемы культуры и искусства на X всемирном социологическом конгрессе/Юбщие проблемы культуры и культурного строительства. М.: Информкультура, 1983, - Вып.2. - С. 1-14.

123. Попов В. А. Художественная интеллигенция как социально-профессиональная группа советского общества: Дис.доктора филос. наук- Свердловск, 1974 293с.

124. Потапов В.П. Моральные ценности российской молодежи. Социологический анализ. М.: Изд-во МГСА, 2002 - 116 с.

125. Проблемы измерения и моделирования образа жизни / Под ред. И.В. Бестужева-Лады. М., 1978.-218 с.

126. Проблемы социалистического образа жизни (Опыт социологического исследования образа жизни трудящихся промышленного предприятия) / Ред. кол. Ж.Т. Тощенко и др. М.,1989. - 263 с.

127. Профессиональные отряды интеллигенции / Отв. ред. и сост. Сбытов В.Ф. -М.:ИСИ, 1985. 185 с.

128. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Аспект пресс, 1996.-250с.

129. Раскатова Е.М. К вопросу о понятии «молодая художественная интеллигенция» // Проблемы теории и истории изучения интеллигенции: поиск новых подходов. Иваново, 1994. - С.17-21.

130. А\. Раскатова Е.М., Котлова Т.Е. К вопросу об изучении проблем художественной интеллигенции на современном этапе // Историография и история социально-экономического и политического развития России в новейшее время. Иваново, 1995. - С.37-42.

131. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М.,1995. - 69 с.

132. Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования. 1996. - №6. - С.94-112.

133. Савин М Смагин А. Спасет ли красота мир? Художественная интеллигенция в современном мире размышления над результатами опроса общественного мнения // Новое время. - №6. - С. 12-27.

134. Сайтов У.Г. Творческая молодежь в условиях демократизации общественной жизни: Дис.кандидата филос. наук. М.,1991 - 114 с.

135. Севастьянов А.В. Двести лет из истории русской интеллигенции: Попытки социологического анализа//Наука и жизнь. 1991. № 3, С.106-113.

136. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. 168с.

137. Семенова В.В. Путь в новую социальную группу предпринимателей: жизненные истории одного поколения // Судьбы людей: Россия. XX век / Под ред. Е.В. Фотиевой, В.В. Семеновой. М.,1996. С.98-114.

138. Сибиряков ЯН. Поп-арт и парадоксы модернизма. М.: Изобразительное искусство, 1969. - 111с.: илл.

139. Сивова О. В. Духовные искания творческой интеллигенции на рубеже ХХ-ХХ1 веков // Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков: материалы к междунар. науч. конф. Улан-Удэ: БГУ, 2000. - 4.2. -С. 63-65

140. Симонян Р.Х. Страны Балтии: этносоциальные особенности и общие черты // Социол. исслед. 2003, № 1, С.59-67.

141. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. -М.,1990. 65 с.

142. Сохань JI.B., Злобина Е.Г., Тихонович В.А. и др. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологи социально-психологического исследования) Киев: Наукова Думка, 1987. - 198 с.

143. Стиль жизни личности: теоретические и методологические проблемы. -Киев, 1982. 68 с.

144. Столярова И.Е. Профессиональная направленность студентов вузов: опыт всесоюзного опроса // Социологические исследования. 1992. -№3. - С. 39-50.

145. Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910 / Сост., коммент. Н. Казаковой; Предисл. В. Шелохаева. -М.: Мол. Гвардия, 1991 С. 136-153.

146. Сурина И. А. Ценности, Ценностные ориентации. Ценностное пространство: Вопросы теории и методологии. М.: Социум, 1999. -184с.

147. Тартаковская И.Н. Тендерные аспекты стратегии безработных. // Социологические исследования, 2000, № 11, С.75-81.

148. Творчество в искусстве скусство творчества / Под ред. Дормана Л., Мартиндейла К., Петрова В., махотки П., Леонтьева Д., Купчика Дж. -М.: Наука; Смысл, 2000. - 549 с.

149. Титма М.Х. (ред.) Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Таллин: Ээсти Раамат, 1985. - 214 с.

150. Титма М.Х. (ред.) Молодежь: ориентации и жизненные пути. -Рига: Зинатне, 1988. 174 с.

151. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1975. - 198 с. (Социология и жизнь)

152. Титма М.Х., Коклягина Л., Семенова А. (ред.) Жизненные пути одного поколения. М.: Наука, 1992. - 208 с.

153. Титма М.Х., Саар Э. Молодое поколение. М.: Мысль, 1986. - 255 с. -(Социология и жизнь).

154. Тощенко Ж.Т. Гуманитарная интеллигенция: миф или реальность? //Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков: материалы к междунар. науч. конф. Улан-Удэ: БГУ, 2000. - 4.1. - С. 30-33.

155. Тощенко Ж.Т. Интеллигенты или интеллектуалы //Парадоксальный человек. -М.: Гардарики, 2001. С.312-321.

156. Тощенко Ж.Т. Фантомы общественного сознания и интеллигенция // Жизненные стили и социальные практики интеллигенции (Серия «интеллигенция и современность», вып.З). М.: РГГУ, 2002. - С.3-13

157. Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М.: Academia, 1996. - 196с.

158. Тэн И. Философия искусства / Подгот. К изд., общ. ред. и послесл. A.M. Микиши; вступ. Ст. П.С. Гуревича. М.: Республика, 1996. - 351 е.: ил.

159. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции //Судьба и грехи России. В 2-х т. Т.1.-СП6., 1991 С.60-68.

160. Филиппов В. Р. Рабочие-интеллигенты // Энциклопедический социологический словарь/под. ред. Г.В. Осипова. М.: Российская академия наук, Институт социально-политических исследований. - С. 621.

161. Филлипов Ф.Р. От поколения к поколению: социальная подвижность. -М.: Мысль, 1989.-308 с.

162. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей. (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология). СПб.: Алетейя, 2001. - 556 с.

163. Хасбулатова О.А., Егорова Л.С. Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России // Социологические исследования, 2002, № 11, С.48-54.

164. Цукерман B.C. Народное художественное творчество как черта социалистического образа жизни// Культура и социалистический образ жизни. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1980, - С. 97-108.

165. Чупров В.И. Социальное развитие молодежи: теоретические и прикладные проблемы. М.: Социум, 1994.;

166. Чупров В.И., Игитханян Е.Д. Социально-профессиональный статус молодежи России. Вып.1. - 58 с. (Серия Молодежь России: социальный статус.)

167. Чурбанов В.Б. Зачем Джоконда парню с гитарой? // Непризнанные гении. Социологические заметки о юношестве. М.: Молодая гвардия, 1977. -С. 142-169.

168. Шарова А.Ф. Культурная деятельность в системе социалистического образа жизни и особенности ее планового регулирования // Культура и социалистический образ жизни. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1980, - С. 20-39.

169. Шендрик А.И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития М.: Мол. гвардия, 1990. - 306 с.

170. Шулъга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности Киев, 1989.-97 с.

171. ЩегловМ.М. социальная активность интеллигенции как фактор развития духовной культуры России / Рос. творч. союз работников культуры. -Спб.: Культ-информ-пресс, 1996. С. 1-14.

172. Яковлев Е.Г. Художник в технотронном мире // Философские науки. -1991, №5. С.71-84.

173. Evans К. Becoming Adults in Enland and Germany. 1992.

174. Jones G. From Dependency to Citizenship? Transition to Adulthood in Britain. Workshop "Longitudinial Strategy in Youth Study".M., 1991m.McNiffS.F. Motivation in art // Art Psycchotherpy. 1977. vol.4. P. 125-136.

175. Simonton D.K. Artistic creativity and interpersonal relationships across and within generation / Journal of personality and Social Psychology. 1984, 46, 1273-1286