автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Художественная интеллигенция в общественно-политической жизни советского общества. 1985-1991 гг.

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Брежнева, Людмила Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Художественная интеллигенция в общественно-политической жизни советского общества. 1985-1991 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная интеллигенция в общественно-политической жизни советского общества. 1985-1991 гг."

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА

ГГБ ОД-:--

9 7 РИЗ )¥'? Еа правах рукописи

БРЕЖНЕВА Людмила Борисовна

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. 1985-1991 ГГ. (по материалам творческих союзов)

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата нсторичеких наук

Москва 1996

Работа выполнена на кафедре политическом истории естественных факультетов Московского государства того ушшсрснтста имели М.В.Лодописова

Н пучин 11 руководитель: каидлдат неторзгюемк наук, доцент Г.М.Кулагшга

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор А.И.Утыш кандидат исторических шук, доцент Г.С.Ковтсох Ведущая оргАшшддя - Мйикиваиш 1 ородской иедашгдчесыш

университете им. М.ВЛомоносона.

Адрес: 119899. Москва, Воробьевы горы, М1У, 1-11 корпус гуманитарных факультетов, ауд. 424.

С диссертацией можно ознакомиться ш кафедре политической истории естественных факультетов (VIIV им. М.В.Чомоносопа (1-й корпус П'мпинтпрных факультетов, ауд 424).

ушшерешег

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат исторических паук, доделт

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Сегодня, в середине 90-х годов XX века, в условиях аскола российского общества, неутихающих политических страстей важным вляется вопрос об общественно-политической позиции интеллигенции стра1Ш.

Вопрос о роли интеллигенции в общественном развитии никогда не трачивал своей актуальности, поскольку россшгская интеллигенция всегда лишала особое место в общественной жизни страны, с момента своего нормирования в той или иной степени была вовлечена в политическую борьбу, 'рким подтверждением этото являются события последнего десятилетия, которые оказали большую роль тиггеллигетщпи как идейно-политического авангарда. И гобетю это касается периода 1985-1991 гг., вошедшего в историю под азванием "перестройка", когда интеллигенция буквально хлынула в сферу олитики. Она выдвигала программы социально-политического обновления эщества, внедряла их и обществешюе сознание, орташюовътвала оппозицию, «давала политические партии и объединашя, будоражим общество.

Одшгм из наиболее активных отрядов интеллигенции, принявшим и всем

:рдцем поддержавшим "перестройку", была интеллигенция художественная,

угорая, как известно, является властителем духа народа. Не составляя

шлилнетаа в количественном отношении - всего 0,25% (1989 т.)1 в составе

»селения страны, ее обществешю-политическая деятельность в этот период

цупшо отразилась на всех сферах жизни общества, повлияла' на последующее

авитие страны. Никогда в советской ис-горил слово писателя, деятеля культуры,

: было тают свободным п не имело такого веса, как в период "перестройки".

\

$нако, и сегодня, как показали выборы в Государственную Думу в декабре 1995 и Выборы Президента Российской Федерации в тпоне-итолс 1996 г., »едставители художественной шпеллигенцин входят во многие политические ртии и обществетпше движения, оказывают влияние на формирование щественного сознания, пытаются найти выход из кризиса, в котором сегодня холится российское общество в целом и его культура в частности. Все это и ределяет актуальность темы данного исследования.

зесчитано по: Сборник аналитических докладов по материалам переписи населения 1989 г. -, 1992.* С. 34. Народное хозяйство СССР в 1990 году. Статистический ежегодник, - М., 1991г С.

1 ' -Степень научной разработки проблемы. Художественная интеллигенция

как объект и субъект исторического действия, история ее формирования, ее

- ■ ii jo;

взаимоотношения с партпйньвш п. властными структурами, ее участие в обхцсствсшю-паяшиче'ской жизни. рассматривались во многих научных трудах исследователи! разных специальностей: историкам^, философами, социологами, искусствоведами, тем не" менее эти ,проблемы относятся к числу наименее изучешшх в обществоведческой литературе. На это в 1987 году обратил шшмашк историк М.Е.Главшдаш, сделавши! вывод о слабой разработанности проблемы художественной интеллигенции в.: советской,,исторической науке1. Эго было связано прежде всего с довольно узкой негочннкоиоп базой, недоступностью до недавнего времени значительной части архивных документов, что не позволяло полно и объективно анализировать процессы, происходившие в среде художественной интеллигенции и ее творческих союзах. Сегодня многие исследователи указывают, что именно идеолотический диктат сдерживал развитие объективных научных исследований проблем тпеллигстцт, в том числе и художественной. Так, ВЛ.Соскин, один из ведущих отсчествешшх ученых культурологов, последовательно нроводяннш линию на разрушение мифов, заполнивших отечественную историографтпо, ввел понятие "днекртшнядня", характеризующее "как сущность всей политики власти по отношетппо к ученым"2. "В сущности, - отмечал он позже, - изучалась не интеллигенция как

. I ..

таковая, а деятельность организаций, не являвшихся выразителями ее специфических шггересов, но заинтересованных в использовании интеллигенции как профессиональной группы специалистов умствяпгого труда. Схема была достаточно жесткой: власть изображалась в роли "доброго дядюшки", заботящегося о "неразумных-' чадах и действующего неизменно на пользу шггеллнгегпгии'Ч

В то же время нельзя не отметить, что основы исторических исследошпга проблем интеллигенции, в том числе и художественной были заложены в

' ' ■ '' -■ '-¡П' i .

советский период известными историками В.С.Волковым, М.Е.Главачким,

1 Гттавацкий М.Е. Историография формирования внте.тлигентгап в СССР. - Сг.ерчгговск. 1487. С.105.

5 Соскдн БЛ. Интеллигенция и власть: в поисках новых подходов.//Культура и интеллигенция России и переломные эпохи {XX в.). - Омск. №3. С.4.

'Соскпн ВЛ. К новой концепции истории советской интеллигенции .//Российская интеллигенция а отечественной и зарубежной историографии. Тезисы доюцдиа межгосударственной научно-теоретической конференции. Иваново, 20-21 сентября 1995 г., т,1. - Иваново. 1995. С. 19.

В.Т.Ермаковым, ЙЛ.Сосюшым, Л.С.Сенявским, СА.Фсдюкиным и другими1 Они создали историю формировашщ социалистической интеллигенции в целом и отдельных ее отрядов, указали нуги и особенности этого процесса, доказывая при этом, что партийное руководство деятельностью интеллигенции, и в первую очередь художественной, 'являлось одним из обязательных условий успешного развития советского общества. Но они, в мшу объективных условий советского времени, не акцентировали внимание на отрицательных последствиях этого процесса. "Идсмнос п организационное воздействие КПСС на шпеллмгенцшо, -писая' в заключении своем монографии С.А-Федаокин, - явилось* одним из решающих факторов превращения ее в крупную, последовательно социалистическую силу, твердо стоящую на позициях марксизма-лешшизма"2. Именно' такие положения были провозглашены Генеральным. секретарем ЦК КПСС Горбачевым М.С., который с самого начала "перестройки" озвучивал тезис об интеллпгеннии как последовательно социалистической силе3.

Все вышеназванные концепции в изучении художествещюн шпЬллшендии были присущи и работам философов, которые так же, как и историки внесли -большой вклад в изучение интеллигенции, в том числе .и художественной. В работах философов П.П.Лмелина, В.И.Астаховой, М.Н.Руткевича,. Р.ГЛновсхого н других были обозначены основные проблемы изучения - советской шгге.шшепции4. В общем виде была обозначена проблема возрастания роли

1 Волков B.C. Партийное руководство .деятельностью' общественных организаций в период социалистического строительства. - Л., 1984; Он же. Советская интеллигенция (1917-1975 гг.)/Авторский коллектив под рук.Волхова B.C. - М., 1977; Он же автор-составитель: Советская интеллигенция; Словарь-справочник. - М., 1987; Главацкий М.Е, Исгоришрафия формирования интеллигенции в СССР., - Свердловск, 1987; Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР: методологий', история, историография. - М., 1987; Он же. Формирование творческих организаций художественной' интеллигенции в СССР(Октябрь 1917-конед 30-х ,, гг.)//Великий Октябрь и опыт культурного строительства я СССР.. - М., 1987.-С. 99">Ш,4 Соскин

B.Л. Ленин,: революция, интеллигенция. - Новосибирск, 1973; Он же. Художественная культура и ' ^ интеллигент« Сибири (1917-1945 гг.) - Новосибирск, 1984; Сснявский СЛ. Социальная -структура советского общества в условиях развитого социализма (1961-1980 it.). - M.; 1982; Федюкин СЛ. Партия; и интеллигенция. М., 1983; Он же. Деятельность КПСС Но формированию советской интеллигенции.J M., 1984. "• ' , ! Федюкин СА Партия и интеллигенция... С. 233. , , ••>• ' , ,

! Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и.для.всего мара. - М:, 1987, ,

C. 78. . ■„., ^ ^ ; -, -, ; '•

' Амелин ЦП. Интеллигенция и социализм. - Л., 1970; Астахова В.й. Советская интеллигенция и : ее роль в общественном прогрессе. - Харьков, 1976; Ругкевич М.Н.. Интеллигенция в развитом социалистическом обществе. - М.,'1977; Он же. Развитие социаяыю-классо-вой структуры ' J советского общества. -■ Ш., 1982; OiT'ace. Совершенствование социально-классовых отнощешй', гоциализма в СССР на современном этане. - М., 1986; Социальное развитие советской интеллигенции (под ред. Яновского Р.Г.). - М.. 1986.

4 .

интеллигенция в различных сферах, в том числе и в области художественного творчества. '

<"• Большую работу но изучению художсствехшой шггеллигенцип в 1970-е годы проведи свердловские социолога - В.А,К6пырин и В.А.Попов. В своих работах они рассмотрели изменения в численности художествашои интеллигенции 1970-х годов, состав и структуру художественной интеллигенции, источники ее НОЛОЛНСШ1Я1. ВЛ.Ко1шрнну принадлежит заслуга в определении понятия "художественная интеллигенция" как сощшлыю-ирофсссиональной группы внугри интеллигенции, занятой шеококвалпфйцировашшм умствешшм трудом по художествешюму (эстетическому) освоению мира. Специфика этого вида труда, т.е. его характер, заключается в создании и материализации художественных образов в произведениях искусства2. Он отстал, что понятие "художественная интеллигенция" не идентично термину "работники искусства". Оно шире.

В целом социологи не смогли отказаться от официально принятого в обществе отношения к интеллигенции как к "прослойке", делали посиешныс выводы о ее сближении с другими социальными группами.

;Еще. более немногочисленна, в силу вышеназванных причин, историография проблемы истории и общественно-политической деятельности творческих союзов художествсшюй шггсллшешцш. Это уже названные статьи В.А.Копырина и ВА-Попова, работы ГА.Бордюгова, В.С.Мсмстова, Г. М. Смирнова, В.В.Фортунатова и др.3. В основном в них рассматриваются

1 Копырин 13А, Попов В А : Сзрушура и , состав , советской художественной

интеляигенщш.//Социальио-классовая ' етрукг>ра развитого социалистического общества. -Свердловск, 1976; Копырин В.А. Социально-профессиональные группы в составе советской интелш1гснции.//Проблсмы теории научного коммунизма. - Свердловск, 1974; Попов ВА Художественная интеллигенция н социальные источники се иополнения.//Про6лемы теории тучного коммунизма. - Свердловск, 1974; Копырин ВА" Коммунистическая партия и художественная ннтеллнгенция//Классы и слои в развитом социалистическом обществе. -Свердловск, 1975.

3 Копырин ВА Социально-профессиональные группы в составе советской интеллигенции..., с. 26. 3 Бордюгов ГА Организации художественной интеллигенции в переходный период: К истории становления творческих союзов СССР.//Социализм и культура.-М.Д982, С.153-164; Меметов B.C. Деятельность Коммунистической партии по реэвакуации и восстановлению работы творческих союзов и художественных коллективов в районах, освобожденных от фашистских оккупантов (1943-1945 .гг.).//Партийное руководство деятельностью общественных организаций в период строительства социализма. Межвузовский сборник научных' трудов.~Л.Д984. С.108-119; Смирнов Г.М. Деятельность Ленинградской партийной организации но совершенствованию организационно-партийной работы в творческих союзах в годы восьмой пяшлетки. Там же,С.120-130; Фортунатов В.В. Роль общественных организаций в выполнении решений XXVII съезда КПСС. - Л., 1988.

взаимоотношения КПСС и организаций художественной интеллигенции.

Большой интерес предсташшет комплексное юридическое исследование "Творческие союзы в СССР (организационно-правовые вопросы)"1, в котором рассматривалось место творческих союзов в системе "советской демократии'', показывалось их общественно-политическое и организационно-правовое положение, основные задачи и функции, международная деятельность, В книге сформулировано определение творческих союзов. "Тзорческиь союз й-- это общественные организации, объединяющие профессионалышх работников литературы и искусства на основе идейно-творческого метода социалистического реализма в целях создания высокохудожественных произведений} развития организационной самодеятельности и политической активности своих членов, защиты их прав и интересов-'2. В основу данного определения легли основные положения уставов творческих союзов.

Анализ литературы 1970-1980-х гг. позволяет сделать вывод, что фундаментальных исследований но истории творческих союзов художествешадй ¡штслдитснцш! нет, что никто из исследователей не ставил целью проанализировать в комплексе взаимоотношения властных структур и творческих союзов художественной интеллигенции, их участие в общественно-политической жизни страны. Исторические условия ограничивали для исследователей возможность осмысления этих проблем.' В официальной науке мало уделялось вютмания исследованию социальных и материальных трудностей художественной интеллигенции, нравственного климата в творческих коллективу Деятельность творчеекцх союзов, их взаимоотношения с КПСС, с руководством страны рассматривались как череда успехов, как объективное и необходимое условие успешного развития литературы и искусства.

Апрель 1985 года принес ветер перемен в отечественную историческую науку, в изучение истории шпеллигешши как ее составной части. Этому способствовали гласность, открытие архивов, публикация ранее хранившихся в спецфондах документов и материалов. В результате многие позиции, выводы и положения, казавшиеся до 1985 года незыблемыми и устоявшимися были подвергнуты критическому анализу: появились новые оценки и подходы к событиям и явлениям; начался интенсивный процесс переоценки места и роли

1 Творческие союзы в СССР (органнзанионно-правовые вопросы).- М., 1970. '' Там же. С. 18.

интеллигенции, в том числе и художественной, в обществе; поиск новых концепций.

Качественно новый этап в научном осмыслении места и роли интеллигенции в истории страны в делом и "перестройке" советского общества в частности знаменовали собой в 1991 году тучные конференции1, которые с тех пор регулярно стали проводиться во многах регионах страны (Иваново. Кемерово, Омске, Москве и др.). Но и на этих конференциях, собирающих большое количество ученых, выступлений, посвященных проблемам истории художественной ингеллигешпш, было очень мало.

В соответствии с проблематикой данной диссс^йацпи интерес представляют тезисы доклада ГДСорокиной, "Ю.ВЖозлова, Е.И.Молъковои, где авторы показали противоречивую роль художественной интеллигенции в политической

жизни страны в условиях ^'-перестройки"2. Правда, не совсем понятно, кого они

й н Пг-:-

подразумевают под понятием "творческая интеллигенция . так как в тесте, где

речь идет о роли интеллигенции в сфере межнациональных отношений, вместо

данного понятия фшурпрует просто "интеллигенция

Р-Д.Мамедов и ЛЛ.Смоляков в своей статье "Советская народная

интеллигенция в реализации политики перестройки"' верно подмечают, что

"художественную илтеллигеншш)" часто неточно называют "творческая

Ш1телл1Еге1щия", что тавтологично, ибо творчество - это сущностная черта всей

интеллигенции, а не только художественной"3. Такой же точки зрения

придерживается В.И.Астахова4 и академик Д.С.Лихачев5.

Кроме научно-теоретических конференций и опубликованных к ним

сборников тезисов докладов, в этот период появилось и немало работ по

1 Интеллигенция и политика: Тезисы докладов межрегиональной научно-теоретической конференции; '¡В-!?¡'апреля 1991 г. - Иваново, 1991: Интеллигенция в системе социально-классовой структуры и отношений советского, общества: Тезисы докладов. ,н сообщений Всесоюзной научной конференции, 19-21 марта 1991 г. Выд. 1-2, - Кемерово, 1991.

2 Сорокина Г.Д., Козлов Ю.В., Мояькова Е.И. Творческая интеллигенция в процессе демократизации общества.//Интедлигенция в политической истории XX века. Тезисы докладов межгосударственной научно-тсоретнческой конференции. Иваново, 23-24 апреля 1992 г. -Иваново, 1992.

3 Мамедов Р.Д., Смоляков Л.Я. Советская народная интеллигенция в реализации политики перестройки.//Проблемы научного коммунизма. Вып. 20. - М.,. 1989. С. 207.

4 Астахова В.И. Советская интеллигенция и ее роль в общественном прогрессе. - Харьков, 1976. С, 128; Она . же. К вопросу: об изучении внутренней структуры социалистической интеллигендии.//МетодолопгаескЕе проблемы социологических исследований интеллигенции. -М., 1987. С. 25.

5 Лихачев Д.С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию//Новыи мир. 1993, № 2. С. 3-9.

проблемам интеллигенции, которые так или иначе затрагивают ' и проблемы художественной интеллигенции1. В этих работах проблемы тгтеллнге1гщш, в том 1 числе и художественной, формулируются глубже, историчесьай и социальный анализ дополняется социокультурным и психологическим.

Одной из первых работ, где непосредственно рассматривается роль-художественной интеллигенции в реализации политики "перестройки" была монография Р.Д.Мамедова "Интеллигенция в социалистической обществе"2. В ней автор, говоря о художественной интеллигенции этого перпода, показывает ее огромное влияние на формирование и изменение общественного ,, и индивидуального сознания, значительное воспитательное воздействие на каждого человека через художественное творчество.

Большой интерес для исследователя художественной интеллигенции периода "перестройки" представляет монография С.Н.Комиссарова3, посвященная анализу духовных процессов в среде художественной интеллигенции на переломе 1980-1990-х гг. Он считает, что эти "годы существенно изменили духовный климат в художественной среде, создали предпосылки для полного проявления социальной природы художника, усиления его воздействия на духовную жизнь общества"4. В основу книги положены материалы социологических исследований, проведенных 1989-1991 гг. кафедрой социологии духовно-идеологической сферы АОН ЦК КПСС. Автор монографии с помощью результатов исследований показывает место и роль художественной интеллигенции в реализации политики "перестройки", ее отношение к ней в 1985 году н в начале 90-х гг., спектр идейных позиций художественной интеллигенции на основе анализа политических ценностей деятелей литературы и искусства.

1 Интеллигенция; что о ней думают и говорят сегодня. - М., 1989; Сверчкова Л.П., Шмерлинг Й.Ш. Роль интеллигенции в перестройке общества (В помощь лектору).. -..Л., 1989; Интеллигенция и перестройка (Сб.ст.). - М., 1991; Барбакова К.Г., Мазуров В А. Интеллигенция и власть. - М., 1991; Интеллигенция в социальных процессах современного общества. (Сб.сг.). -М., 1992; Интеллигенция и власть (Сб.ст.). - М., 1992; Согрин В. Интеллигенция и реформы.//Общественные науки и современность, 1993, № 1, с. 42-50 и другие/ ''' •

2 Мамедов Р.Д. Интеллигенция в социалистическом обществе. - Баку, 1989.

3 Комиссаров С.Н. Художественная интеллигенция: противоречия в сознании я деятельности. -

М., 1991. . Л "•'' '

" Там же. С. 4.

Исследованию духовного облика молодой художественной интеллигенции, ее основных идейных, нравственных, эстетических ценностей и идеалов в условиях "перестройки" посвящена диссертация МЛ-Шмойлова1.

Участию художественной интеллигенции в национальных движениях конца 1980-х - !начала 1990-х гг. посвящена, статья Л.М.Дробижевой "Роль интеллигенции в развитии национального самосознания народов СССР в условиях перестройки"2. В ней она отмечает-, что "конечно и до перестройки национальные идеи выражались писателями, поэтами, художниками. Но это не вдет ни в какое сравнение с тем, что происходило в 1987-1989 годах"3.

Таким образом, анализируемые в диссертации научные труды, представляют интерес для изучения проблем художественной интеллигенции и ее роли в общественно-политической жизни советского общества в период "перестройки''. Однако в них получили освещение лишь отдельные стороны ее деятельности в этот период. ■Степень научной разработки избранной диссертационной темы исследования представляется недостаточной. Отсутствие фундаментальных обобщающих трудов о творческих союзах художественной интеллигенции 1980-х гг. и об их участии в общественно-политической жизни советского! общества в период "перестройки" вызывает необходимость обстоятельного изучения этой проблемы.

Актуальность и научная значимость данной диссертационной темы, ее недостаточная разработанность определили объект, цель и задачи исследования.

Объектом исследования является общественно-политическая деятельность творческих союзов художественной интеллигенции.

Нель: исследования - изучить \галь творческих союзов художественной интеллигенции в период "перестройки" 1985-1991 гг., проанализировать и обобщить их общественно-политическую деятельность, а также опыт их внутренней перестройки.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

- осветить историю создания творческих союзов художественной интеллигенции и принципиальные основы их деятельности;

1 Шмойлов МЛ. Молодая художественная интеллигендия в условиях перестройки: особенности духовного облика. - Дне.... канд.фил.наух. - М, 1990.

2 Дробижева Л.М. Роль интеллигенции в развитии национального самосознания народов СССР в условиях; перестройки.//Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып. 1. - №, 1990. С

3 Там же. С. 84.

- охарактеризовать социальный облик художественной интеллигенции в середине 1980-х гг. и показать количественный и качественный состав ее творческих союзов; '■"'!■'-

; - раскрыть вопрос об отношении творческих союзов художественной интеллигенции к новому курсу КПСС на реформирование советского общества; ' •

- проанализировать роль творческих ■■ союзов художественной ингеллпгапцш в процессе демократизация страны;

- показать место творческих союзов в условиях раскола советского общества н КПСС;

- раскрыть роль художеетвешюй интеллигенции и ее творческих союзов в общественно-политических и национальных. • движениях, в работе государственных структур; - ■ ■ . '

- попытаться определить связь общественно-политической деятельности творческих союзов художеетвешюй интеллигенции в годы "перестройки" с современным периодом. . . .

Хронологические рамки исследования ограничены периодом "перестрбйки" - 1985-1991 годы. Вместе с тем, в работе сделана попытка сравнительного анализа обществешю-полтической активности художественной шггеллотешпш < в предшествующий и последующий периоды истории.

Территориальные рамки лиссертании достаточно широки. Творческие союзы советской художеетвешюй интеллигенции представляли собой единые оргашпацпн, состоящие из организащш различного уровня: республиканских, краевых, областных, городских: первичных организаций, * образовашшх по производственному принципу. — .-'"-'•

Источннковая база исследования состоит как из опубликованных, так « неопубликовашшх материалов, многие из которых введены в научный обррот впервые. Все петочншеи условно разделят автором на восемь групп. . ;

Первую группу источников составляют материалы.творческих союзов.' Этот источник: ценен прежде всего своим комплексным универсальным характером^ В него входят уставы творческих союзов;1 стенографические отчеты всесоюшых, республиканских сьездов й конференций городских организаций творческих союзов; материалы пленумов правлений: информационные бюллетени; отчеты о

работе правлений творческих союзов между их съездами; справочники. Все эти материалы так или иначе отражают процессы, которые происходили в обществе с апреля 1985 года и отношеше к ним художественной шггеядйгенции. Такие иэдашш творческих союзов СССР как информациетшые бюллетени, сводные отчетные данные о работе правлений творческих союзов в период между всесоюзными съездами, материалы пленумов правлений творческих союзов СССР были призваны подвести некоторые итоги определенного промежутка времени (года, пятилетки н т.д.), суммировать результаты работы творческих союзов в целом. В основу этих изданий положены данные, полученные от республиканских творческих организаций. Они дата автору богатый фактический материал об общественно-политической активности творческих союзов СССР и их членов. Все эти публикации, и особенно справочники, содержат богатый статистический материал о численности и составе творческих союзов.

Вторую группу источников составили документы и материалы КПСС. Это: 1. материалы съездов п конференций КПСС1; 2. материалы пленумов ЦК парши2; 3. иосганоыения ЦК Коммунистической шрпш3, 4. труды, выступления и доклады на парчийных, форумах руководителей КПСС4. В целом, партийные документФяали обильный фактический материал по основным исследуемым вопросам, показали отношение партии к творческим союзам художественной интеллигенции, отразили задачи, поставленные КПСС перед этими союзами в реализации полигаки ''перестройки' .- 1

' XXVIT съезд КПСС, 25 6еврзля-6 марта 1986 г. Стенографический отчет (В 3-х томах). - М., 1986; XXVIII съезд КПСС,' 2-13 июля 1990 т. Стенографический отчет. Т. 1-2. - М.. 1991; XIX Всесоюзная конферьании КПСС. 2S июкя-1 июля 1988 г. Стенографический отчет. (В 2-х томах). - М.. 1988. . . ... ■ .' ■ ''' ' '

2 Материалы'Пленума ЦК КПСС, 23 апреля,1985 г. - М., 1985; Материалы Пленума ЦК КПСС, 27-28 января 1987 г.-М, 19S7.' ..'•"''

О перестройке литсрат>рно-художественньи ■ организаций от 23 апреля 1932 г.//КПСС в резолюциях, и решениях съездов, конференций и пленумов ПК. Т. 5. - М., 1984; О работе с творческой молодежью от 12 оклада 1976 г./'/ХПСС в резолюциях.'.. Т. 13. - 11., 1987 в др.

Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. - М, 1987; Он же. Перестройка и новое мышление для нашей страны к для всего мира. - М., 1987; Он же. Наращивать интеллектуальный потенциал перестройки. Встреча в ЦК КПСС с деятелями наукй'и культуры, 6 января 19S9 г. - М;; 1989; Лигачев ЕХ Та-таш художника - делу перестройки. Выступление на встрече с художественной интеллигенцией Саратовской области. //Советская культура, 14 марта 1987 г.; № 32; Яковлев'ЛЙ. Перестройка и нравственность. Выступление на партактиве, в (-.Калуге 14 июля 19S7 года.//Совстская культура... 21 июля 1987 г., Ха S7; Он же. За реализм мысли и ответственность действий.' Сборник материалов о пребывании члена Политбюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС А.Я.Яковлева в Латвийской ССР 8-11 августа 1988 года. - Рвга, 1988.

• Третью группу источников составили информационные и аналитические материалы-о политических партиях и обществетшх движениях1, позволившие автору сделать ' вывод об обществетпго-политическтгх взглядах художестветщой ншеллнгашшг, которая принимала самое активное участие в деятельности политических партий и в общественных движениях различной политической ориентации; Сложность работы с' ними заключалась в том, что в mix часто л разделе "социальный состав" партии пли общественного движения значится вся "интеллигенция": '• ; - ...

■., Четвертая труппа источников - это документы и материалы органов государственной власти, которые помогли автору осветить участие представителен художественной интеллигенции в работе Съездов народных деп}*татов СССР2

Пятая группа источников представлена статистическими материалами3. Они дали возможность1' исследовать закономерности количественного и качественного изменения состава художественной интеллигенции и ее творческих союзов на богатом цифровом материале. Однако> их использование было затруднено тем, что статистка не выделяет художесгвештую тштеллтиенщш как . особый объект статистического: наблюдешщ, поэтому в диссертации многие , показатели рассчитывались автором. .

> К шестой группе источников относится мемуарная литература. Это опубликованные в начале 1990-х гг. воспоминания видных деятелей советской, а ныне российской 'культуры, в которых ода свою биографию чутко соизмеряют с историей страны, показыают свое отношение к ней"1. Несмотря на некоторую

1 Новке общественно-политические движения я организации в СССР (документы и материалы). "

В 3-х частях. - М„ 1950; Россия: партии, ассоциации, союзы, клубы: ДокумигЛ материалы.. В 10-ти книгах. - М., 1993; Россия: партии, ассоциации, союзы, клубы. Справочник. - М.|'-1991; Политические партия современной Россия. Информационные и аналитические »{атершзды об,,:., общероссийских партиях и общественных двкжбииях (1990-1993). Выи. 1. - М., 1993 и др.' 'Первый съезд народных депутатов СССР, 25 мая - 9 июня 1989 г. Стенографический -отчеъ В:6:г томах. - М., 1989; Второй съезд народных депутатов ' СССР, 12-24 декабря 1989 г. Стенографический отчет. В б томах. - М., 1999; Внеочередной третий съезд народных депутатов*1,,'> СССР, 12-15 марта- 1990 г. Стенографический 'отчет.'Б 3 томах. - М„ 1990; Четвертый съезд... . народных депутатов СССР, 17-27 декабря 1990 г. Стенографический отчет. В 4 томах.'-"М.^ др. • ' • ' ■ ■

'Итоги Всесоюзной переписи населения 1979 года. Статистический сборник. - М., 1959; Сборник аналитических докладов по материалам переписи населения 1989' года. - М., 1992; Народное хозяйство СССР в 1990 г. Статистический ежегодник. - М, 1991; Народное хозяйство Российской Федерации, 1991. Статистический ежегодник. - М., 1992; Народное образование, наука и худътура в СССР. Статистический сборник. - М., 1989 и др.

4 Вишневская Г.П, Галина. История жизни. - М., 1991; Плясепкая М.М. Я, Майя Плисецкая. - М., 1994; Глазунов И. Наша культура - это трццндия. - М., 1991; По1СроЕ::!;::й Б. - Когда вигоняют аз Большого театра. - М., 1992.

12 • ... V. ,

субъективность . оценок, в этих мемуарах заложена ценная

информация, значительно дополняющая офнциалыпле документы.

Седьмая группа источников - периодическая печать. В исследовашш широко использована газета "Советская культура' (с августа 1991 г. -"Культура"). После апреля 1985 тода она публиковала много смелых материалов по истории и деятельности творческих союзов' художественной интеллигенции, давала оценки многим событиям и явлениям с позиций нового : времени, ■ рассказывала о ролл художественной интеллигенции' и се творческих союзов в общественно-политической жизни страны в условиях -"перестройки"'. В диссертации использованы материалы и других периодических изданий этого периода- - газет "Правда", "Советска$ России", "Литературно газетам, приложения к газете "Советская культура" - "Экран и сцена", журналов "Новый мир'', "Знамя", "Вопросы литературы"', "Нева",* "Дружба народов", '¡Молодая гвардия ", '' Наш современник", " Источник ", " Родина *, ~ Огонек " и др.

Восьмую группу источ1Шкое соетзатягот пгепублпховашшх. документы, содержащиеся в текущих, архивах творческих союзов Россхш. В основном^ они дали статистический материал. Автор диссертации использовал и материалы 89 фотша Центра хранения современной документации (ЦХСД). Это в основном протоколы Секретариата ЦК КПСС, письма деятелей культуры в. ЦК КПСС, обращения в ЦК КПСС' руководителей' ТБорчсскнх союзов по различным вопросам. Эти документы помогли автору при раскрытии ряда проблем. Однако, количество доступных документов по периоду "перестройки"' пока невелико.

е В целом, источгагковая база позволяет решить поставленные в диссертащш Задачи. , ' . ......

Научная новизна диссертации состоит в том. что она является первой попыткой комплексного, обобщающего исследования роли творческих союзов художественной шпагчнгахцаи в общестаенно-яолжпгогекон жизни советского общества в период "перестройки".

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе, в лекционных курсах, спецсеминарах по исторш: ' российской культуры, при разработке спецкурса по истории шпашиенции. Кроме того, значи.гелышй и ценный опыт творческих союзов художественной интеллигенции в период

"перестройки" необходим и полезен для деятельности, современных творческих организаций России.

!' Апробация псслгдоват-ш. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседашш кафедры политической истории естественных факультетов МГУ им.М.ВЛомоносова. Основные положения и выводы диссертации Йбсуждались на научном семшгаре аспирантов, заседашш проблемной группы, йовйцатш научных руководителей кафедры, на научных конференциях, . в лаадаонной и семинарской работе со студентами. Диссертационные материалы нашли свое отражение в трех публикациях автора. .

Структура писселтапил, Исследование состоит ди, ввеченмя; двух глав, '"Заключения, списка пстолгапсов н литературы. ,, ...

II, ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновываются актуальность темы, степень ее, научной разработки, хронологические п территориальные рамки исследования; ?сарзктер1пустся цстоишковая база диссертащга; определяются объект,, цель; и задачи, научная новизна и практическая значимость работы. .

Первая глава - "Художественная интеллигенция в социальной структуре советского общества к середине 1980-х годов". Одним из немногих достижений "перестройки", начатой в апреле 19S5 года, является то, но ола;в небывалых ранее масштабах востребовала интеллектуал ы :ый потенциал .общества. ''Приступая к перестройке, - отмечал М.С.Горбачев, - мы ясно осознавали,, что тгкакие полтгшчеекпе, социальные и экономические преобразования невозможны без революции в умах, без духовного возреткдешш и идейного обновления в самом широком смысле слова"1, й особая роль в этом отводилась имишо интеллигенции и в первую очередь интеллигенции художесткеттой. Ставка нового руководства страны была сделана на нравственные та^еотрз деятелей литературы и искусства, их ит п ел лит ептп ость, которые доллапл fan^ .roí присуши и которые в новых условиях были не менее: важны, чем качества профессиональные, интеллектуальные.

В работе сделана попытка проанализировать состояние советской художественной геггеллигешцш к середине 1980-х гг., на форлпгрсвавде.. и становление которой огромное влияние оказало постановление ЦК ВКП(б) oí 23

1 Материалы XXVin съезда КПСС.М.. )990. С. 27. ;..... -.......• ■.'-мя,'У-

, ' . ;. • ,, . i ч.-кааК

апреля 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций". По его решению был • создан Союз писателей (1934 г.), а затем постепенно до середапш 1960-х гг. еще пять творческих союзов СССР: Союз архитекторов, Союз журналистов,' Союз кинематографистов, Союз композиторов, Союз художников. Автор раскрывает историю создания этих союзов и анализирует их деятельность, отразивши)© дух 'времмш с его внешней парадностью и торжественносгьто и внутренней глубокой трагедией. С бдйой стороны, именно творческие союзы художественной шгхеЛдш-ащш!,' будучи на протяжении почти 60 ' лег проводниками идей социализма и коммунизма, творцом и хранителем которых выступала Коммунистическая партия, помогали деятелям литературы и искусства идти в когу со временем и с народом, частью которого они являлись; сказывали огромное вшшше на позиция многих худошшков, 'вдохновляя ш. на создание произведений высокого ипейного звучания и художественного мастерства, утвержцаивие высокие моральные принципы: организовывали творческое .сотрудничество художников; оказывали им профессиональную и" материальную помощь; вели большую работу по идейному, эстетическому и нравственному воспитанию молодежи, по пропаганде художественных произведений. С другой стороны, эти же творческие союзы осуществляли жесткий идеологический контроль за творчеством деятелей литературы, искусства, печати; внедряли ндейно-политпчеекое единомыслие, подвергая многих художников юпениям, Бмепптались в их работу, ограничивая творческую самостоятельность.

В диссертации впервые на конкретном фактическом материале анализируются негативные стороны деятельности таорчёсЕйх согМов. '"Это "чрезмерно узкая политизированность"1-, жесткая централизация;""стрез,пйп1е' к парадности в ущерб творчеству; бюрократизация; стремление многих деятелей литературы и искусства попасть в руководящие органы творческих союзов, постепсшго превратившиеся в узкокорпоративные, оторванные от массы .художественной интеллигенции, своеобразные "министерства" по ' делам литературы й искусства; нездоровая атмосфера и морально-психологический климат во многих творческих организациях в центре и на местах: групповщина. Все это не 'могло не отразиться на нравственности многих' представителей художественной шпелзииенщш, Па их творчестве, ходя смелые,

! Девятый сьезц писателей СССР и учредительный сьезц международного сообщества писательских сою-зов, 2-4 пюця 1992, Москва. Стенографический отчет. - М., 1992. С. 46.

бескомпромиссные люди, не изменившие своему "я" даже в чрезвычайно трудных

условиях, сохранирлиие верность высоким' 'нравственным и творческим

принципам, всегда были во всех творческих'соктх.' )

Постепенно художественная шетеялЙгеЗадпя 'разделилась на две основные

группы: 1) представителей художественной интеллигенции - членов творческих

союзов - это, так называемая, "натшональная элита'1 в литературе, и искусстве и

2) на представителей художествегоюй гагтеллэтеншй!, не входящих в этгг

оргшшзации. 3 свою очередь, и члены творческих союзов Не были едшш, а'были

разделены на две группы - руководство творческих союзов, нахояивййеся в

привилегированном потожепич. и рядовые члены творческих союзов. И раздел

этот часто был не по степени таланта и мастерства художгашов, а по занимаемой

должности, степени конформизма. Между ними - руководством, рядовыми и

нечленами творческих союзов никогда не было единства ни в идейном, ни' в

нравственном, та в социальном, ни в материальном, ни в художественно-

творческом планг. На протяжении более шести десятилетий -две основные силы -

официальное искусство, основанное на соцреализме, положенного в основу

деятельности творческих союзов, и ненавистное ему оппозиционное творчество

резко противостояли яруг другу. Такое положение всегда было поводом лля /

столкновения, тгмевппш место в годы перестройки".

Немаловажным фактором, объясняющим ' Социальную значимость художественной интеллигенции и ее творческих союзов в жизни общеезва, являются количественные показатели развития этой социально-; профессиональной группы. В диссертации достаточно' ■ подробно проанализировав.! количественные и качественные характеристики художественной интеллигенции и социальные источники ' ее пополнения.

Отмечается, что за семь десятилетий, начиная с 35 тысяч в 1917 году1,' отряд

! ,,

художественной шггедлитекдзш в численном отпогаейин неуклонно возрастал -и составил к середине 1980-х тг. около 600 тысяч человек2. Одновремешю с-ростом численности художественной интеллигенции постоянно увеличивалось и количество членов ее творческих союзов, в которых1 к началу "перестройки"

1 Советская интеллигенция: Словарь-справочник. - М., 1957. С. 216. 3 Там же. С. 215.

состояло около 193 тысяч человек1 вместе с Союзом театральных деятелей СССР, образованном в декабре 1986 года. Эхо примерно 32% или 1/3 всей художественной интеллигенции страны, нбо далеко не каждый художгагк мог стать членом творческого союза. В исследоьантш подробно проанализированы основные условия приема в творческие союзы, освещены основные проблемы роста этих организаций, больше внимания, особенно в 1980-е гг., уделявших количеству, а,не профессиональному качеству вновь вступавших.

Проблема новых кадров творческих союзов была связана с проблемой формирования советской художественной интеллигенции. Говоря о социальных источникахпополнения, автор подробно останавливается на проблемах, вставших к середине ' 1980-х гг. перед высшими и средним» спехщалышми учебт.с^гдш заведениями, тотобяццши кадры художественной шпехшгетщшь Это - серьезные недостатки в планировании, подготовке и распределении специалистов в сфере художественного творчества. Тем не менее, образовательный уровень художественной интеллигенции в 1980-е тт. по кодичествешшм показателям замспий вырос, увеличилась численность работников литературы, искусства и печати с высшим образованием. Это было характерно и для творческих союзов. Наибольшее количество лиц с высшим образованием на ! января 1985 года было в Союзе архитекторов СССР - 98%2, Наименьшее - в Союзе художников СССР -

Для более полного раскрытая вопроса о социальном облике художественной интеллигенции к середине 1980-х гг. автор диссертации рассматривает ее основные социально -дгмотрафпчеекпе характернрзш! (пол, ¡возраст,'навдюнальность), отмечая, что 1985 год художестЕстшая иотеллитярср» иогрстила с большими проблемами, лежащими в сфере ее социально-демографической структуры: невысоким процентом женщин и молодежи в художественном творчгетве, особенно с творческих союзах: необходимостью активной работы по вовлечению представителей всех национальностей в творческие союзы. ""'

1 Раосчитзно по: Народное образование, наука и культура в СССР.' -. М.. 1989. С. 344: Союз теазралжк. деятелей. СССР. Информация. - М., 1985. С.З.

2 Рассчитало по материалам тчжущего архива Союза архитекторов Росс»ш. * Рассчитано по материалам текущего архива Союза художников России.

В заключении первой главы делается вывод, что художественная интеллигенция, постоянно находй^таяся под жестким идеологическим контролем

КПСС, искусственно рзздедешгая творческими союзами, принимавшая только

£

удобных, послушных, политически благоиэделошх людей,. жнвОДая в своем бсшышшстве в крайне сложных материальных условиях; была готова к переменам середины 1980-х годов. "

Во второй главе - "Художественная интеллигенция в период реформпровшшя советского обхдесип" - анализируется общественно-политическая, деятельность художественной интеллигенции и ее творческих союзов в псрнот "перестройки", охватившей шесть лет отечественной нетории (апрель 1985г- август 1991 т.)и развернутой КПСС с целью переустройства советского обшеетш на ос ноне раскрытия потенциала социализма. ' ■Особая роль в этом процессе новым партийным руководством во тлавй с Генеральным . секретарем ЦК КПСС Горбачевым М.С. отвозилась деятелям литературы и искусства. "В обогахдешпг духоЕпон жнзш! общества новыми цашостямн, идешгом н нравственном возвышении советского человека, -отмечал он на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. - велика роль литературы и искусства: Художественная интеллигенция - писатели, поэты, композиторы, художники, работнша: театра и кино - пользуется большим авторитетом и признанием"'-.

Деятели литературы и искусства, считавшие себя передовым ударным отрядом партии. живо откликнулись на решения КПСС и раньше многих горячо поддержали начатые партией перемяты. Для многих из них, "живущих с обнаженными нервами"', готовивших своим творчеством такие перемены еще1 в года застоя, "перестройка" была явлением ;икономерньш. "Перестройку'никто не выдумывал, - отмечал первый секретарь правления Союза писателей СССР Г'.Марков, - ее выдвинула сама жизнь, сам ход социалистического развития. В историческом аспекте перестройка закономерный и неотвратимый этап нашей социалислгческой жнзни'Ч Художники искренне поверили в нее, в ее способность обновить социализм, придать ему новое качество, 'реализовать потетщпал каждого человека и всего общества в целом. •

1 Маггркалы Пленума Ц1С КПСС, 23 апреля 1585 1. -' М., 1955'. С. 12. 2Уйти строковой черты. - М., 1991. С. 87.

3 Марков Г. Получите» Д?, ску.-п.турп, 12 нарта 1987 г., М? 31. С. 3.

- ......is ■

Активно поддержали начавшиеся переметил в обществе творческие союзы художественной интеллигенции на своих форумах. Уже 16 мая 1985 года композиторы России одзппш из первых на своем пленуме правления отметили, что решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС "найдут достойный отклик у, всех работников советской культуры "1. Их поддержали художники, писатели, деятели театра и др.

Большое влияние на многих деятелей литературы и искусства оказал XXVII съезд КПСС (25 февраля - 6 марта 1986 г.), подготовка к которому и участие в его работе представителей художественной интеллигенции, их опенка решений съезда подробно проанализированы в отсЬертаиии. В целом, деятели литературы, искусства, печати с удовлетворешгем восприняли, решешы XXVII съезда КПСС, со всей серьезностью поставившего и зафиксировавшего в документах вопрос о возрасташш роли и ответственности людей, профессионально занятых художественным творчеством и ихе организаций. Фактически на съезде партия сделала: социальный заказ всей художественной интеллигенции: создавать произьеденгш высоко!о Д)ха, которые помогли бы'ьй б решении постшюшых задач. Именно с этого съезда началась глубокая перестройка сознания художественной •.ителлотрняви.'- Наиболее ярко" это проявилось на V съезде ышсматографисгов СССР (13-15 мая 1986 г.)'.' Ои был первым б ncmpini творческих!'., союзов, съездом со свободным1 волеизоявлешкм их членов, преподнесший первый уоок демократии. Иа^нем'деятели кино учшшсь "открыто, честно, принципиально, остро roBopirib о болевых точках"2 в кинематографе и в обществе. ••Имгюкг этот съгзд сдйлаЛ -гашосок» авангардом в осуществлении в дальнейшем целого рддй обществегйю-по.нгаиесик 'акщй!'. На следующий день после съезда - 16 мая 1986 года - иод руководством секретаря правления Союза кинематографистов СССР Д.Плзхова была создана комиссии по конфликтным вопросам,- которая, занялась -рассмотрением фильмов, лгжйДих на "полках-".

Вскоре эстафету "перестройки", развитую ишематографнетами, подхватили писатели на своем очередном V1Ü съезде (24-28 июня 1986 г.), делегаты XV съезда Всероссийского теа-.гральтго общества (28-30 октября 1986 г.), на котором-было

'Союз композиторов СССР. Пиформасдснкий бюллетень за 1935 год. Mi; (. С. 2. - Климов Э. Пленум правления Союза кинематографистов СССР, 13-líi мая 1936 i .//Пятый сьезц кинематографистов СССР, 13-15 мая 1986 гола. Стенографический отчет. - М. 1987. С. 227.

решено преобразовать В ГО (основано в 1877 году) в Союз театральных деятелен РСФСР.

Поддержка нового курса КПСС большинством представителей художественной гштеллшснщш не была случайной, ибо "се ориентиры" совпади '•'с политической линией КПСС, интересами народа"1. H, результате-получился своеобразный сплав художника и партии, партии и художника. Но главенствующая роль в этом сплаве принадлежала Коммунистической 'партии, внимательно следившей за деятельностью представителей художественной интеллигенции, за партией оставалось последнее слово в решении творческими союзами каких-либо вопросов. ней было последнее слово- в вопросе возвращения на родину из эмиграции деятелей литературы и иекусстЕа. Лидеры партшг во главе с М.С.Горбачевым принимали участие в работе всех съездов творческих союзов, проводили встречи с их представителями. В результате совместной деятельности партии и художественной интеллигенции (в первую очередь журналистов, кинематографистов, писателей) па первом этапе работы по "перестройке" в стране была "создана новая политическая, нравстаенно-психологическая обстановка"2, для которой была характерна широкая гласность, критика и самокритика, углубляющийся процесс демократизации, нашедший свое дальнейшее .развитие под .влиянием решений январского (.1987 г.).Пленума ЦК КПСС, давшего мощный импульс демократизации советского общества. На нем впервые прозвучала критика в адрес паргии, которая партийный подход к художественному творчеству нередко подменяла "ведомствяшым; необоснованным вмешательством в сугубо творческие процессы, вкусовыми симпатиями и анпшатшши, а методы идейного влияния и руководства -административными решениями"3. Такое руководство художественным творчеством было названо недопустимым, '

Многие деятели литературы и искусства активно своей общегтвашо-по.ппической деятельное шо, i оюшгвшис яшарский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС, с удовлетворением восприняли его решения и выразили желание лркнягь участие в та реализации. Одтгми из первых в начале февраля 1987 гола его решения ' поддержали кинематографисты на встрече с , руководством Сбюза

• Горбачев MC Перестройка и иоьел мыл^еиш... C.S0.

2 Горбачев MC. Октябрь и перестройка: революпия продолжается...С. 3ü.

3 Материалы Шенууа ЦК КЛСС,"?"7-^ чтвэр* 1987 г. - М, 1Щ7, С. 11.

кинематографистов СССР. VI съезд Союза журналистов СССР (14-16 марта 1987 г.) призвал всех,, журналистов страны руководствоваться решениями этого ' Пленума. Для художников настал "золотой период гласности"1. Со стрзшщ средств массовой информации, литературных журналов они ежедневно звали все общество включиться в борьбу за его демократизацию, показывая пример откроветюсти з разговоре о проблемах советского общества, его истории и современности. Начался процесс демократизации творческих союзов: были приняты новые,. / более дгмикра'хачные- редакции ^ставов творческих союзов художественной интеллшеншш; по-новому стали проходить съезды творческих союзов, которые из парадных мероприятий, проводимых по готовому сценарию, превратились в деловые встречи с острыми дискуссиями; обновился состав прцвдешш-' . 1Ьорческ.1Х . союзов, в их работе прибавилось хлаенис-ш и демократизма. .

•В диссертации анализируется деятельность ряда республиканских писатетжи*--" союзов (Молдавии, Ухратш, Белоруссии, Прибалтики), выступавших не только за демократизацию своих творческих организаций, но н общества в целом.

Однако, как верно заметил Председатель нрявлетгня Спкуч театральных деятелей РСФСР М.Ульянов, "демократия оказалась не просто праздником говорения.., а трудной, ежедневной работой"2. Очень скоро практика показала не только'положительные результаты деятельности художественной интеллигенции по развитию'демократии, но и определенные просчеты. После январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, а особешю в 1988 году, бсс чаше стати открыто говорить

0 том, что "перестройка" в области культуры буксует, перемены происходят далеко не в таких Масштабах и не гак скоро, как хотелось бы, как можно было ожидать. . "Буксовала" она н в самом "революционном" Союзе йшематографпстов,..захлебываясь,д;море слов. Причины этого сами деятели литературы II искусства видели в неготовности многих к "перестройке", нежелании и неумении работать в условиях гласности и демократии.

Автор анализирует и лр;тие негативные явления, которые усилились в творческих союзах - грутш'овщцпа, гаЬюкн, сведение .слетев, личные амбгщии,

1 Согрин Б. Политическая история современной России. 19б->1954: Ог Горбачева до Ельдяни. -М.. 1494. С. 29г Ульянов М Стратегия тестратьного цела./'Советская культура. 16 января 1988 г., № 7. С. 9.

недоброжелательство. Началась и междоусобная война литературных, общественно-политических журналов "Знамя", "Огонек", "Наш современник", "Молодая гвардия" и др., выражавших различные точки зрения по вопросам прошлого и настоящего. ААдамович увидел в двух противостоящих группировках отражение демократически-правового и национально-возрожденческого сознания1.,!.

В диссертации подробно анализируется подготовка представителями . художественной интеллигенции предложений, наказов-и обращений к XIX Всесоюзной партийной конференции (28 июня - 1 толя 1988 г.), ее участие в работе этой конференции. Художественная интеллигенция с воодушевлением восприняла решения XIX партийной конференции, которая, в свою очередь, явилась рубежным событием во взаимоотношениях художественной интеллигенции и КПСС.

Под | влиянием демократических решений XIX партконференции

I

изменилась' расстановка политических сил в стране, раскололся прежде едпныи латерь сторонников "перестройки", углубился раскол в КПСС. В таких условиях художественная интеллигенция проявила себя достаточно активной общественно-политической силой. Она принимала самое активное участие в деятельности различных 'общественно-политических организаций и движений, а с весны 1990 года - в (деятельности политических партий, оппозиционных КПСС, В диссертации анализируется активное участие художественной интеллигенции и ее творческих союзов в формировашти и деятельности народных фронтов

(Прибалтики, Украины и др.); в деятельности национально-патриотических

\ ^

организаций и лишений России ("Россы" в Ленинграде, Товарищество русских художников, Общественный комитет спасения Волги (ОКСВ), Союз духовного возрождения Отечества (СДВО), Объединенный совет России (ОСР), Свободная Россия, Единство и др.); в различных объединениях с целью демократизации процесса "перестройки". Прежде всего это были клубы, начало которым было положено еще весной 1988 года - "Гражданская инициатива" (Мурманск), "Социалистический плюрализм" (Петрозаводск), затем - "Диалог" (29 июля 1989 года в Омске), "Демократическое обновление" (Воронеж), Московская трибуна,

' Белова Т. Развитие духовной культуры советского общества в условиях перестройки. В помощь лектору. - М.| 1989. С. 30.

Ленинградская трибуна; добровольное всесоюзное историко-просветительское общество ''Мемориал" и др.

Представители художественной интеллигенции приняли активное участие и в деятельности политических партий, оппозиционных КПСС, которые в большом количестве стали возникать после внеочередного третьего - съезда народных депутатов СССР (12-15 марта 1990 г.). Наиболее крупной и влиятельной из mix была Демократическая партия России (ДПР) во главе с Н.Травкиным, возникшая в .мае 1990 года в Москве. Основу ее составляла научная и художественная интеллигенция. Так, на первом съезде этой партии в начале декабря 1990 года в составе делегатов было 22% художественной интеллитетцт1.

Важной политической школой для членов всех творческих союзов весной 19S9 года стала подготовка и проведение выборов народных депутатов СССР. Впервые согласно ст.1 нового Закона о выборах творческие союзы получили право избирать своих представителей в верховный орган власти2. Автором подробно анализируется ход выборов в творческих организациях и участие представителей художественной интеллигенции и се творческих союзов в работе 4- \ съездов народных депутатов СССР.

С осени 1988 года усилились демократические процессы и в самих творческих союзах художественной гаггеллнгенщш. Фактически с 10 марта 1989 года вместо "консолидации творческих сил"3, к которой их призывала КПСС, начался организационный раскол в Союзе писателей. В этот день в рамках Московской писательской организации Союза писателей РСФСР был учрежден "независимый" общественный комитет литераторов - "Писатели в поддержку перестройки" - "Апрель", перероенпш к апрелю 1990 года во Всесоюзную ассоциацию писателей "Апрель", положивший начало дальнейшему расколу писательского союза и появлению таких литературных группировок как "Содружество", группа "Независимых" в Ленинграде и др. Объявили о своей полной независимости от "большого Союза", начиная с Литвы (август 1989 года), другие республиканские писательские организации. В течение 1990-1991 гг. из состава Союза писателей СССР вышли писательские организации Грузии, Латвии Эстошт. 16 июня 1989 года КЛавров заявил, что из состава Союза театральных

' Родина, 1991, .Vs 5. С. 10.

- Закон СССР о выборах народных депутатов СССР. - М., 1988. С. 3 .

3 XIX Всесоюзная конференция КПСС... С. 38.

деятелей СССР вышел Литовский союз. Большие проблемы были в творческих союзах с их руководством, так как часть членов правления заседала на съездах Народных депутатов, часть - в Верховном советз, часть - изолировала себя от участия в работе секретариата, ряд руководителей, например, в Союзе писателей заявили об отставке. В истории творческих союзов это было впервые.

В условиях раскола советского общества и КПСС не просто складывались взптюотношашя М.С.Горбачева с художественной шгтеллиггнщюй, которая вес чаще была недовольна его руководством, так как сс надежды на улучшение своего положения, на реформирование страны не оправдывались. КПСС, на словах заботившаяся о культуре и ее деятелях, на практике мало что делала. С особой силен это проявилось на XXVIII съезде КПСС (2-1? июля 1990 г.). Автор освещает участие представителей художественной ишсллигсшцш в работе съезда, анализирует причины, вызвавшие ее недоверие к КПСС после съезда, негативное к ней отношение, выход из ее рядов деятелей литературы и искусства. 'ПоСлезокгешие после этого съезда неоднократные попытки М.С.Горбачева ' заручиться поддержкой художественной ляхеддпгенцнп не увенчались успехом. Деятели культуры не поддержали его ни в августовские дни 1991 года, ни после

чих.

В завершений второй главы диссертации автор делает вывод о том, что за шесть лет (с апреля 1985 г. по август 1991 г.) художественная интеллигенция прошла сложный и во многом драматический путь развития.

В заключении диссертации подкосятся итоги исследования, формулируются выводы и проведлтея с современностью.

К апрелю 19S5 года в сфере художественной культуры, не изолированной or повседневной жизни страны, находившейся в глубоком застое, накопилось немало проблем идеологического, организаттонного и материального плана. К этому врейсни творческие союзы художественной интеллигенции, превратитесь в загю.'ппизированкые, бюрократические организации, фиксировавшие фактическую разобщенность художественных сил страны. Все это привело к тому, что представители художественной иптеллигештии. в первую очередь члены творческих'5сШозсз, бнлп первыми, кто поддержал новый курс КПСС на реформирование советского общества и с головой окунулись л политику.

"Перестройка" была временем почли тотальной политизации членов всех творческих союзов. Однако^политическая ситуация того времени потребовала от художниц активного участил во всех политических кампаниях, во всея хитросплетениях большой политики. Оказалось, что художники

проигрывают политикам. Никто из представителей художественной интеллигенции не сумел достичь настоящей политической популярности, по.штического вашш равного художественному. Мкёгие деятели литературы и искусства - народные депутаты СССР - хходали в отставку, с-сознзб, что старательная игра в политиков, . которую они вели в парламенте, была в значительной степени дилетантством, которое не может заменить деятельность профессионал!,них ползгшшз. Разочарование в своих возможностях делать 5аалкую политику оттолкнуто многих художников от участия в ней.

Период "перестройки" ясно высветил и другие качества художественной ителот.г^н"" ^ выработанные ранее: неспособность предвидеть результаты своей обществетю-полиплеской деятельности; неспособность не допустить "беспредела, разьала п растаеишиагь державы"1; неспособность, боязнь многих ее представителей открыто выступить с критикой многих непродуманных и необоснованных решений и поступков М.С.Горбачева; "безответственность'' (Р.Гамзатов)2, выраженная в стремлении рзда ее представителей доказать себя, покрасоваться нсзатшсимостыо л смелостыо, не думая о иослсдстьлЫл. ¿ьодх выступлений, заявлении и призывов социально или национально полстпекательского характера. - ^

Худежсстгедшая интеллигенция 5ылд разочарована етисшяптем к пей со сторо!1ы ГЛ^С, во^хаоиг^ ее г> солы^уто политику, ь ней поддержки,

но ничего фактически не сделавшей для культуры и ее деятелей. Вместо эшю к 1991 год;/ субсидирование культуры уменьшилось до одного процента вместо трех, пргдусмотрешшх е бюджете страны :: 1?55 гс,ту4' йлкашо в годы "псрес-хройки" вместо ожидаемого улучшения, ухудшилось мазериальное положение бвдьжинства деятелей культуры^ увеличилась утечка тялянтов за пределы опатш. началась кпммеготчализашя кудътх'ры кттошютат начал заполняться ггтерсеортхйлмп зпюстраншип: хиИоподелками, литературная классика. была. ¿игашеыл аз планов издательств, получило распространение

'Девший сьезд иисагеяеи.., с. 76. . ■ •

2 Тгм же. С.

нравы, не совместимые с нлеалалш'ТумашйМа^ пошлость, насилие, жестокость, хотя в последнем во многом виновата и сами представители художественной интеллигенции. "Перестройка" высветила у • многих из них отсутствие достаточной внутренней культуры, нтсштлгпюсзп. Вместо борьбы за единение, согласие, понимание в обществе, что должно быть присуще художественной интеллигенции, она разделилась сама. Результатом этого стало падмше авторитета и признания художествсгаюй интеллигенщш. На это повлиял и очьезд многих "прорабов псресгройкп* от лшературы и искусиш подальше от разбуженной ими страны. Это. например, II.Евтушенко, "смелый" В.Коротич и др. Но были и другие писатели, которые уже через год после августовского путча, в.июле 1992 года, на Девятом съезде писателей,.названном "съездом осознания истины, еьездом покаяния"1 отметили, что на них "лежит чцлааш грех разрушения", что они "первыми двинулись крушить все и вся, обманутые красивыми лозунгами отцов так называемой перестройки^ посчитав себя великими творцами истории, стремясь попасть в "прорабы перестройки"2.

Тем не менее, mieaic.ai, другие представители художествс1шоп интеллигенции в результате "перестройки'", укоренившей в нашем обществе свободу мысли и идеологический плюрализм, получили право чувствовать себя свободными.

В целом "перестройка" доказала, что художник должен быть выше политического момента и не стараться орудовать пером и кинокамерой как штыком и автоматом, а стремиться сделал, все возможное для единения людей, для утверждения добра, красота, правды.

'Девятый сьезд писателей... 'Там же.

с. J6.

По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:

1. Творческие союзы, художественной интеллигенщга в 1970-е годы (количественный аспект кадровой политики). - М., 1995. (Рукопись дел. в ИНИОН РАН). - 24 С. - № 50298 от 18.04.1995. - 1,0 пл.

"2, Художественная интеллигенция в реализации- политики "перестройки" 1985-1991 гг. (историография и источниковедение проблемы). - М., 1995. (Рукопись деп. в ИНИОН РАН). - 12 С. - № 50867 от 31.10.1995. - 0,5 пл.

3. Место и роль художествен ной интеллигенции в условиях перестройки: историография проблемы,//Российская интеллигенция ■ в ' отечественной и зарубежной историографии. Тезисы докладов межгосударственной научно-теоретической конференции. Иваново, 20-21 сентября 1995 г. Т.П. - Иваново, 1995. С. 420-422.

\

Тираж 100