автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Монастыри Восточного Урала в XVII - первой четверти XVIII вв.: социально-экономическое развитие
Полный текст автореферата диссертации по теме "Монастыри Восточного Урала в XVII - первой четверти XVIII вв.: социально-экономическое развитие"
IffiiffiCÎEfOÎBÛ НАУКИ. ШСШЕЛ ¡№'''!U И TEXHií'ECKOíi ГКУШТМШ РОССИПСКОЯ ИЛЕРАШШ УРАЛЬСКИЙ ОРЛКИА ТРУДОВОГО КРАСНОГО WiAl.ffiUll ГОСУДЛГСТUEIiiа Л* УШБЕРСИШ ни. Л. Ii ГОРЬКОГО
UOltACTUPH ¡ГХЛО'ПЮГО УРАЛА EW1I - ПКРВОИ Ч1ГГКЕГП1 XVIII UI). : СОЦИАЛЬНО-ЗК01Ю1ЛГШС«0В РАЗВИТИЕ
07. 00. 02. - Отечественная истории
ACTOPEífíPAT диссертации на соискание ученой степени каилидата ncTú¡>t№eiutá наук
Iii правая рукописи УДК £Ы7 ( 170. Ь)
fjA!í],KOP,¿ ИР1ША ЛЕОШЮША
Екатеринбург 1993
\
' /
PaOcru и'иполизна Уральском Ордена Трудового Красного Сиамени государственном университете им. А. М. Горького i: гаф>дре истории России исторического факультета.
Научный рукоьодотедь - кандидат исторических ijaj
СчЦвдшлышэ оппоненты - доктор исторических наук
IL Я. Золыннсоаа, кандидат исторических иа; А. Г. Косин
Вгдуиэе учреждение - ЧоляОинский госудзрстсэнн
часов на заседании специализированного совета Д 063.70. С по ваиите диссертаций па соискание ученой степени до!яс исторических наук в Уральском Ордена Трудового Краснс Опашни государственном университете им. Л. ЛГорькс (620083, Екатеринбург, пр. Ленина, 51, ауд. 248) .
С диссертацией можю ознакомиться в библиотеке 'Ура ского гоауниверситета
доцент Е IL ЕаАднн
университет
Зашитв диссертации состоится V
■1993 Г. 0.
Автореферат разослан
Ученый секретарь •специализированного доктор исторически* профессор
ОЕИЛЯ ХАРАКТЕРИСТИК PAIK'TU
Актуальность_трца. В?з изучения истории церкви неиоа-
>.:о:шо реконструировать исторпчесниЛ процесс периода средневековья. История социально-экономического развития духовных корпорации отдельных регионов является составной частью зтай проблемы.
изменение политической ситуации в стране аа последние годи привело к переопенке духозних ценностей нашего общества: вое больше людей стало обрадаться к религии, начался процесс возвращения церкви храмов л православных святынь, восстановления монастырей. Так, в Екатеринбургской и Курганской епархии eiíohl были открыты Верхотурский Николаесский и Далмзтовский Успенский монастыри. В связи с этим' резко вырос интерес к истории этих обителей. Однако существует опасность, что на смену негативного отношении к церкви, которой насаждалось в советское время, придет идеализация ее прошлого и настоящего. Поэтому становится все более актуальным обращение к этим проблема).! профессиональных историков, но с объективных позиций и без существовавших ранее идеологических стереотипов.
Степень научной разработанности проблемы. К истории уральских монастырей исследователи обращались неоднократно. Для дореволюционной историографии было характерно создание работ, посвященных отдельным обителям. В поле а рения церковных историков били крупные и влиятельные, ставшие местами массового поломнйчества, монастыри. В этом плдр больше других повезло Дадматовскому Успенскому мацастнрВ-Самое раннее историческое сочинение о нем Pwp НЗДИРЭДР сыном основателя этой обителц арХ1)маррцто(} в пер-
вой четверти XVIII в. В XjX - рччзд'й Х}£ br. рцшш работы о Далмзтовском монастыре р. С. [1дят1ШКЯРЭ| А- Самойлова, А. Кри-вощенова; о Вархртурс(адц и°!|астыре В. С. Баранова, а тшшэ статьи И. Слорцора о Йыскорском Преображенском и Соликамском Вознесенском монастырях.
В зто же время выходили райоты более общего плана, посвященные истории урало-сибирского региона в целом. В этих трудах представители различных направлений общественной мысли в той или иной степени касались истории церкви. Характеристика сочинений 11 Н. Снрсова, IL11 Буцлнского,
3
Д, II. Беликова, П. А. Словцова, А. А. Дмитриева и В. И. Сеыэвского получила страдание в обширной современной историографии
Одним из первых в советское время обратился к изучению уральских монастырей А. А. Савич. В специальной статье им Сила рассмотрена история монастырской колонизации и хозяйства на Урале в XVI -XVII вв. Сделав важный вывод, что монастырская и крестьянские колонизации протекали параллельно, он не смог определить отношение и роль правительства в этих вопросах, недооценивал значение земледелия для монастырских хозяйств Урала. Б. С. Бахрушин, рассматривая в целом колонизационный процесс в Сибири, отметил "очень крупную колонизационную роль цзркзн", обратил внимание на активную деятельность духовных корпораций по сосродоточе-нии в своих руках земельных владений.
Совершенна на новый уровень поднял рассмотрение вопросов о монастырском землевладении а Я Цуниов. Он привел v выводу, что монастырские вотчины были одним из трех тйпот феодального землевладения в Сибири XVII в. Оно складывалось теми же путями, что и в Европейской России. В. 11 Шун-Kvon такаш обратил внимание на удельный вес и Место монастырских хозяйств в системе земледелия Сибири.
Большое внимание в работах историков последних десятилетий было уделено научению зависимого населения монастырских вотчин, особенно крестьянству. Эти проблемы нашли от ракение в работах Е JL Щункова, Л. А. Кокдрааенкова, А. А. Гро ьжо, коллективной монографии "Крестьянство Сибири в эпох; феодализма" и др. Появилось специальное исследовали JL П. Шорохова "Корпоративно-вотчинное землевладение и мо пастырские крестьяне в Сибири в XVII - XVI11 вв." (Красно ярск, 1983). Историками были выявлены категории монастыре кого населения, изучались Процессы заселения монастырски земель крестьянами, обшдя динамика их численности, хоаяйс твенно - правовое положение, владельческий Повинности классовая борьба.
До сих пор остается дискуссионным вопрос о степени аау ре по ценил крестьян в духовных вотчинах Урала и Сибири. Ft исследователей склонны максимально сближать правовой и хс эяйотвеняый режим монастырских Вотчин ураго - сибирского центрального районов (В. И. Щунков, IL В. Горбань, А. А. КоНдр:
4
шейков, Я. Е. Водарский и Н. Ф. Емельянов). Однако Л. А. Преоб -радвносий показал, что урало -сибирские монастыри в XVII -начало XVIII в, били вынуждены приспосабливаться к местным особенностям и смягчать феодально-крепоетническнй режим. С этой точкой зрения согласился Л II. Шорохов, Палаш Л шаг к разрешению дискуссионного вопроса сделан И. Л, Ииненко. Она обратила внимание на необходимость дифференцированного подхода к изучению монастырской деревни XVII - начала XVIII в. и последующего периода.
В. И. Шунков и А. Л. ПреоСражнский изучали проблемы активного привлечения в монастырские хозяйства наашшх работников, Особенностью подхода А. А. Преображенского к этой проблеме было то, что он увидел в широком применении наемного труда в совокупности "с развитием рыночных отношений явления первичной стадии буржуазной эволюции.. Им также был проанализирован хлебный бюдкет Ьзрхотурского и Невьянского монастырей в конце XVII- начале XV111 вв. В специально« разделе сооей монографии А. П. Шорохов выделил основные отрасли монастырских хозяйств, установил их связи с рынком, рассмотрел систему управления вотчинами.
В исторической литературе давно уле сломилась единая оценка правительственной политики а отношении монастырских владений. Она представляется как едзрлмвашця стяжательские устремления духовных корпораций, ограничивающая рост монастырасого землевладения. Шесте с тем, В. А. Обориным било сделано существенное наблюдение, что роль правительства но отношению к монастырской колонизации Сила регут-рующей. А. 11 Шорохов привел к важному выводу о том/ что рост церковных владений в урало-сибирском регионе продолжался в течение всего XVII - первой половине XVJ11 Р., несмотря на запрещающие указы правительства. №1 ?а>даз бши отмечены благоприятные условия для колонизационно - хозяйственной деятельности церковных Дедалов в силу специфики Сибири.
Таким образом, история \ю\тстирских вотчин урало - сибирского региона XVn - перв. четв. XVIII вв. угв неоднократно являлась предметом внимания историков. Тем не менее в этой области исследований имеются вопрос», оказавшиеся вне поля зрения ученых (например, денежный бюджет монастырей, госу-
дарственное налогообложение ».ннастирсглк крестьян). В то га время привлечение новых источников и тс изучение в комплексе с вьявлеиныт ранее делает необходимым переосмисле-ние ряда валмых проблем, например, таких как правительственная политика в отношении урало-сибирских монастырей, социальные отношения в монастырских вотчинах.
Делью данного исследования является определение роди монастырей Восточного Урала в процессе освоения недавно присоединенных районов и XVII - нерв. четв. XVIII в. В связи с этим основные задачи работы сводятся к рассмотрению следующего ряда проблем: пути Еозникновеш'"' монастырей на восточном склоне Урала (традиции и новации); развитие монастырского землевладения; процесс формирования зависимого населения духовных вотчин; роль различных категорий монастырского населения в хсзяПегве; социзлыю-зкоцомичос/вю отношения монастырей 1! монастырских крестьян, монастырей и округи, монастырей и иссгной светской администрации; монастырская вотчина как хозяйственный комплекс; финансы монастырей; политика государства в отношении монастырей и ее осуществление; эволюция государственной системы налогообложения монастырских крестьян.
Геогшйячэскке ра>.:;:и исследования. Понятием "Восточны? Урал" обозначается восточный склон Уральского хребта. I рассматриваемый период на этой территории находились Взр-хотуреккй у. и западная часть Тобольского у. В данной работе основное внимание удалено трем монастырям -Верхотуре-гаму Николаевскому, Невьянскому Богоявленскому и Долматовскому Успенскому. Этот выбор обусловлен, с одной стороны, состоянием йсточниковой базы, с другой стороны, пути появления и развития этих монастырей были характерны для всеп уралю-сибирского региона.
Хронологические- рамки исследования включают период I момента основания выбранных для изучения монастырей (ва они основаны в первой половине ХУЛ в.) и по первую чет верть XVIII в. включительно. Этот период охватывает развит« процесса формирования феодальных отношений в недавно при соединенном регионе, первоначальный этап активного освое. ¡ига Восточного Урала и начало создания горнозаводской про мьшенности, коренным образом изменившей его облик. 6 обще
6
российском масштабе верхняя хронологическая граница свя-эанэ с осуществлением реформ Петра I н отношении иврит, проведением первой ревизии и измененном системы налогообложения, имевшей ярко выраженный социальный "подтекст" и оказавшей больше влияние на структуру российского общества.
В рабсте использованы конкретно-исторический, компаративный и математика -статистический методы.
Источниковой основой исследования послулили документы из архивных хранилищ и музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Тобольска, Шадринека и Екатеринбурга, а также опубликованные источники. Это: законодательные материалы и распоряжения; переписные, писцовые, дозорные, вкладные, крестоприводные книги; челобитные; материалы судебно -следственных дел; порядные е-шиси.
Испопьэованные нами поземельные акты ("данные", подтвердительные грамоты на земли монастырям, закладные, меновые, купчие и поступные грамоты, межевые книги) позволяют выявить пути складывания земельных владений монастырей, а также проследить процесс перераспределении земельного фонда в урало-сибирском регионе.
Хозяйственная документация (реестры (огшеи) имущества, приходо-расходные денемте и хлебные, долговые и кабальные книги, книги сбора поворотных денег, выдачи одевди и обувн служителям монастыря, наАма работников, "Кинги памятные всякому монастырскому домовому делу", книги окладных расходов г. Верхотурья, таможенные книги и др.) дает возможность изучить различные сферы монастырского хозяйства, проследить торговые связи, пути складывания и распределения монастырского денелшго бюджета, проанализировать материальную поддержу монастырей светскими властями, позволяет выявить владельческие и государственны« повинности монастырских крестьян.
На основе этих источников рыл создан машжюориентиро-вакный банк данных жителей монастырских вотчин второй половины XVII - первой четверти XVIII в. Использование этого банка данных позволило обратиться к рассмотрению таких Проблем, как процесс формирования монастырского населения; отношение к этому правительства, выявить- обесйеченность
7
крестьян землей и степень их оседлости в монастырях.
Научная Новиэиа проведенного исследования определяете тем, что впервые предпринято самостоятельное изучение сс циально-экономического развития духоьных корпораций в ос ковком на примере трех монастырей Восточного Урала в XV - первой четверти XVIK в. Такой подход дает возможное представить сложный спектр отношений государства и духо: ных корпораций, определить, что правительство отводило м пастырям заметное место в экономическом освоении районо: еще необжитых русским населением. В данном исследован впервые обратно внимание на роль мон^тырей Восточно Урала как колонизационных баз на пути продвижения перес ленческой волны на восток. Привлечение значительного кчру источников позволяло представить многогранность социальн отношений в монастырских вотчинах, отойти от традиционн оценок и определить их как своеобразный социальный симб оз. показать незавершенность процесса закрепощения монз тырских крестьян данного региона в XVII-начале XVIII вв. работе отражен комплексный характер монастырских хоаяйс и впервые проанализирована их финансовая деятельность.
Практическое вначение работы. Результаты исследован! а также введенные в научный оборот источники могут 6i испольаованы при составлении учебных пособий и хрестомат по истории церкви, при подготовке муэейных экспозиций, < нии вузовских спецкурсов. Материалы диссертации moi стать основой для написания научно-популярных книг по ] тории действующих уральских монастырей.
Апробация данных исследования. Прочитаны доклады всесоюзных и республиканских конференциях в Екатеринбу (1981 г 1992 гг.), Новосибирске (1981, 1991 гг.), Оренб ге (1983 г.), Звенигороде (1989 г.). Текст диссертации суидался на заседаниях кафедры истории России Уральск университета и отдела истории России XVI -XIX вв. Инсти та истории и археологии УрО РАН. Основные положения дисс тации изложены автором в публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит Из введения, т глав, заключения, списка литературы и источников, прилс ний. Работа изложена на 331 странице, библиография виз ет 54 наименования.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАРСГЦ
Во введении раскрывается актуально л'ь темы, структура диссертации. Определяется предмет,- цели и задачи исследования, его территориальные и хронологические рамки. Здесь же дается обзор научной литературы и анализ использованных источников.
Глава I. " Возникновение и формирование монастырского землевладения". I. I. "Возникновение монастырей". lia Восточном Урале наблюдается три пути возникновения монастырей. Первый - создание обители и городе при поддержке светских властей, пссадского населения и сельскохозяйственной округи. Гагам образом в 1604 г. был основан Верхотурский Николаевский монастырь.
Второй путь - основание монастыри "сверху", т. е. по инициативе областных церковных властей, чтобы включить в сферу своего влияния новые районы крестьянского освоения. Таким образом в 1621 г. возиик Невьянский Богоявленский монастырь.
Третий путь - основание монастыря связано с осуществлением идеи пустынножительства. Типичным примером такого начала обители является строительство старцем Далматом Исец-кой пустыни (затем Долматовский Успенский монастырь) в 1644 г. Применительно к Уралу и Сибири такой вариант возникновения монастыря накладывался на процесс освоения новых территорий. Монастырская колонизация опережала в этой случае крестьянскую. Как правило, рядом с мужскими монастырями возникали »енские.
1.2. "Формирование земельных владений уральских монастырей". Наделяя урало - сибирские монастыри землей, центральная власть не передавала им на эти вотчины широкие им-мунитетнне права, которыми пользовались Монастыри Европейской России. Шесте с тем, монастырям отводилагь заметная роль не только в осуществлении идеологических функций, но И в экономическом освоении края.
В исторической литературе давно определены пути приобретения земельных владений монастырями. Это царские пожалования, вклады, купли, обмены, прием в заклад, захваты.
Верхотурский монастырь использовал практически все от-
9
печенные вше пути приобретения земельных угодий. Но несмотря на это. ему не удалось стать обладателем больших земельных владений, сказались близость города и активное сопротивление коренного населения.
Невьянский и Далматовский монастыри возникли п условиях относительного многоземелья, эти районы были еще мало освоены русскими переселенцами. Ианачально им Выли пожалованы значительные территории (особенно последнему), и в даль-нейием развитие их аемледельческих хозяйств шло за счет постепенного освоения этих земель.
Правительство активно использовало духг аные корпорации для освоения нового района. Не исключено, что указы, направленные на ограничение роста церковного землевладения, преследовали также цель ааставить монастыри разрабатывать пустоши, расположение в границах их владений.
В целом, государственная политика в отношении монастырского землевладения на Восточном Урале была не столь однозначна, как принято считать в литературе. Она была довольно гибкой и прагматичной. С одной стороны, правительство само наделяло духовные корпорации угодьями, порой "закрывало глаза" на нарушение законодательства и неисполнение указов. Монастырям предоставлялось "поле деятельности" и свобода инициативы на той территории, для разработки которой у государства в данный момент не хватало сил (например, Келевенское поселье Далматовского Монастыря, займет Верхотурского и Невьянского монастырей на р. Пышме). С другой стороны, когда монастырское землевладение начинало мешать экономическим интересам государства, проводилась конфискация земель.
Глава 2. "Зависимое население в вотчинах уральских монастырей". '2.1. "Формирование различных, категорий зависимого населения". Сложная структура монастырского населения отражала трудности заселения духовных вотчим крестьянами в •ХУП в. Этот процесс шел быстрее в Монастырях, находившихся в районах активного сельскохозяйственного освоения И имевших значительный земельный фонд (Невьянский и Далматовский монастыри). Обители, расположенные в пунктах транзита, Находили выход из сложной ситуации путем прибора половников (Верхотурский монастырь).
Большую роль в монастырских хозяйствам Урала играли гадчики, аачаступ выполняя и административные функции.
отношения с монастырями строились на основе взаимных тательств при сохранении личной свободы вкладчиков, фцы активно привлекали для сельскохозяйственных работ гмных работников. Ими тгли быть не только пришлые люди, и монастырское население.
В 1680 г. правительство предприняло попытку администрации путем завершить процесс формирования категории мо-зтырских крестьян, упразднив наиболее близкие к пей по сальному положению группы монастырского неселения. Ш-5вдя часть половников, вкладчиков и бобылей, имевших папы, в статус крестьянина, государство получило' доподлинных налогоплательщиков, а монастыри обрели юридическое тхверддение своих прав на этих людей. В переписные книги 1оскочина 1680-1683 гг. были внесены всего три категории крестьяне, вкладчики и работники (последние только в шаговском монастыре). Однако в конце ХУЛ-начале ХУШ вв.
появилась такая социальная группа, кап Собыльство. Существовали 3 источника пополнения рядоа монастырско-крестьянства: 1) новоприходцы*, 2) перевод в Койастырс-? крестьяне представителей других категорий - половни-з, вкладчиков И бобылей; 3) естественное ёоспроизводст-Однако "внутренние резервы" вотчин давали только около 3 прироста крестьянского населения. Следовательно, но-1риходцы были гЛавным источником формирования Монастыре-го крестьянства.
Основной поток переселенцев в духовные вотчины иел из лорья и Приуралья, но были среди них И яители Олиэлэда-X государственных слобод. За Уральский хребет или люди с зным материальным достатком. Было сред;) них нэ Мало и них, как, например,. Власко Иванов. Сначала он был "за дударем" в Каргапольском у., но затем его побаловали гриарху Никону, "а кивучи за ним он обнишэл". 11икой рас-рядился выслать Власка из волости, и тот был вынужден селиться в Антониево -Сийском монастыре, а затем, йолу-в отпускную, он ушел к Соли Камской, где его и подрядили плотники далматовскйе старцы. В документах 1659 г. Влас-уже числился как монастырский крестьянин. Для таких лю-
11
дей уральские монастыри становились удобным "пристанищем", где ыотю было получить определенную материальную поддержку и социальную ващиту.
Большое влияние на складыванье более или менее постоянного контингента крестьянского населения в монастырях оказывали такие факторы, как вывод крестьян на государственные земли, вовврат на прежнее место жительства беглых, осевших в монастырских вотчинах, раээорительные набеги кочевников.
Незавершенность процесса формирования феодальных отношений в урало-сибирском регионе, активные миграции населения воздействовали на социальные отношения в монастырских вотчинах. Монастыри были вынуждены строить эти отношения не только на основе зависимости, но и взаимной заинтересованности, находя компромиссы. Об атом свидетельствует большое раьнообрааие условий наряда и сохранение за крестьянами права ухода, хотя и затрудненного. К концу XVII- началу XVШ вв. еакрелостигелыше тенденции в деятель ности духовных вотчинников усилились. Тем не менее наблюда ется ааметный приток новопришлого населения в вотчикь Невьянского (до 1703 г.) и Далматовского монастырей.
2.2. "Крестьянская эаПащка. Повинности крестьян и бобылей". К концу XVII - началу XVII! вв. наблюдается тенденция перераспределения монастырского земельного фонда В пользу крестьянской запашки. В Далматовском монастыре параллельнс шло освоение монастырскими крестьянами новых, еще необработанных земель в рамках монастыркой вотчины.
Документы Невьянского Богоявленского монастыря даст возможность проследить увеличение среднего показателя на-деденности землей крестьянских хозяйств в рассматриваемый период. Необходимо отметить, что этот процесс был характерен для всех монастырей урало-сибирского региона. Но 1 Далматоьском монастыре, основанном еначительно позже Невьянского, он набрал силу только во второй четверти XVIII 6.
Этот процесс был Закономерен, а одной стороны, он обуславливался естественными причинами (истощение аемель вследствие этого снижение урожайности). С другой сторон; чтобы удержать крестьян в своей вотчине, монастырь додже был в достаточной степени обеспечит!» их землей -осново
12
для развития хозяйства. А от благополучия последнего зависели и доходы духовной корпорации.
Развитие крестьянского хозяйства подталкивалось и ростом государственных денежных налогов. В XVII - начале XV111в. основными государственными платежами крестьян уральских монастырей были I "поворотные","ямские","драгунам на жалованье"( стрелецкие.), "седельные и уздениые" деньги. В сбием они составляли 1,01 - 1,16 руб. Начиная с 10-х гг. XVIII в., резко увеличилось количество денежных налогов. Предпринимались попытки заменить их единым годовым окладом. Так, в 1714 г. были введены 4.5 - рублевый и рублевый, который состоял из сбора "на Филанскмй корпус"(на хлебный провиант для Санкт-Петербурга) и рекрутских денег. Вскоре правительство было вынудано вновь ввести дробное налогообложение. Таким образом, государство вело трудный поиск наиболее оптимальной системы налогообложения населения для покрытия казенных расходов. В конечном итоге была проведена податная реформа и с 1724 г. введен подушный оклад. Кроме налогов, установленных центральными органами, на монастырских крестьян распространялись денежные повинности, вводившиеся местными властями.
Основными владельческими повинностями монастырских крестьян в рассматриваемый период были натуральный хлебный оброк в размере 5-го снопа, заготовка сена, участие в монастырских несельскохозяйственных работах (строительство, ваготовка дров, извоа и др.). Небольшая группа крестьян Невьянского и ВерхоТурского монастырей платила денежный оброк вместо выдельного хлеба.
В рассматриваемый период особенности исторического развития Урала оказали воздействие на социальные отношения в монастырских вотчинах.
Поселяясь в монастыре, человек получал в определенной степени юридическую защищенность и относительную независимость от местной административно-судебной власти. Вместе с тем, подчиняясь монастырским властям, он имел возможность аппеляции к царю и архиепископу. Экономические отношения монастырей с крестьянами строились не только на эксплуататорских устремлениях вотчинников, но и создании условий для развития крестьянского хозяйства. Крестьяне имели пра-
13
ьо пользоваться монастырскими промыслами в основном без рочно. Монастырские власти снабжали их ссудами аерн деньгами и скотом часто на бескабальных условиях. Расви лись крестьянские аемелыше наделы. Монастыри также яв лись своего рода страховыми фондами на случай неблагоп итных жизненных обстоятельств (болезни, старости, сирот ва и т.д.). Только совместными усилиями монастыри крестьяне могли противостоять стремительному росту го дарственных налогов. Таким образом, отношения монастыре крестьян можно охарактеризовать как своеобразный социа ный симбиоз.
Глава 3. "Монастырская вотчина как хозяйственный ко леке". 3.1. "Производство и потребление хлеба". Мет земледелия, применявшиеся в монастырских хозяйствах, б традиционными для региона в целом.
В монастырских хозяйствах сохранялись распространенн в данном районе нормы высева и состав зерновых культур то же время несколько разные климатические условия повл ли на их соотношение,- Если в Верхотуроком и Невьянском пастырях преобладали овес, затем озимая рожь, то в Дал тоьском монастыре первое место занимала озимая рожь, д овса и ячйеия были заметно меньше, чем в первых двух пастырях. Зато пшеница была третьей ведущей культурой I матовского монастыря.
Почти все хлебные запасы монастырей производились в в чинах. ИскшочеНИе составлял Верхотурский монастырь, кот рый до указа 1638 г. получал государственную хлебную ру
Основная часть производившегося ь монастырях зерна на внутреннее потребление: питание братии и наемных рас ников, семена, корм сКоту, в заем крестьянам. Далматовс монастырь обеспечивал хлебом также Введенский капский настырь. В целом производившегося в хозяйствах хлеба > тало на удовлетворение потребностей монастырей. Лишь редка они прибегали к хлебным займам. Фактов ке круг хлебных закупок монастырями не встречается. Наоборот, рассматриваемые монастыри продавали хлебные иэлишю местных рынках, но Их участие в хлебной торговле было р личном. Особенно в этом Преуспел Далматовский монастыр! перв. четв. ХУШ в. он стал,одним из основных поставщ
14
хлеба на уральские вашдп. Тают постоянном потребителем нонасть^ского хлеба п виде окладного и заемного бил Тобольский Софийский дом.
Все монастыри имэди свои мельничные хозяйства, которые, в первую очередь, обеспечивали нугды мотсть'рей. В ц?лом они справлялись с потребностям! монастырей, Мельницм приносили донолний доход монастырям, обслулшая ."отелей монастырских вотчин н сельскохозяйственной округи.
3. 2. "Гипотководчоское и промысловые хозяйства уральских монастырей". ¡йтотноводстпо било жизненно необходимо для монасть'рского хозяйства. В порву® очередь, его развитие било обусловлено потребностями пасенного " хозяйства. ЧэН болыга били масштабы папеиного хояяРства, том больше било поголовье скота. Па рубеж XVII - XVIII вв. перераспределение монастырской пиши в пользу крестьянской гппзики приводило и к перераспределения csíiokochh:: угодий. Кто отразилось н па "споцпалпзап-Я!" imacTi-t>ciaix ско?оводч?ских хозяйств - произошло сокращенна поголовья локадсЛ, ['крупного рогатого скота и увеличение количества колкого скота (Г/зрХотурскпй и ПэвьигскпЯ HonacTL'pü). в Hepscíf' чэтгертп XVIII ü. ДалматосскМ монастырь акгшшровал развитие мо-кеподстгл в сяязи с. я-мжгабпнкп pn6ot¡nm по сооруяэнйп монастырской крепости.
Все монастыри пмэлн рнЗпыэ прокислы Дммато&ский и ВерхоТурсккй монастыря получали с ник не только продукты питания, по «-8амз*»1!е доходи в иокзеть-ркую казну, поставляя рыбу 73 бЛЧЗЛЭЛВДЗ ТОрГОЁГЗ центры Для прЬдаяи.
1Тр:!родныо богатства БоТЧШ! Далкзтовспого монастыря позволили ему наладить доходные хмелевой и пушной Промыслы. ИоИахам этой обители удалось такйз организовать железоделательный промысел, tío сп Имел потребительский характер и был а распоряжении моНасТьфЯ только около ■ 20 лет. Таким образом, промысловое хозяйство ДаяматойсКого Монастыря было серьезным подспорьем в увеличении его благосостояния.
В монастырях существовал! различна? рехгаеда Кузнечное, Кожвенноэ, сапожное, нортнйгаюе, мыловарение, изготовление свечей. По их развйгие было обусловлено внутренними потребностями вотчин. Гемесленнзя продукция почтй не cirao-эилась на рынок.
15
3. 3. "Финансы монастырей". Бокнш показателем эганош-ческого развития духовных корпораций является денежны! боднет. Выделяются 3 основных статьи дохода в экономике рассматриваемых монастырей: 1поступления от торговли npt дукташ своих хозяйств; 2) помольные деньги и 3) вклады.
Как правило, торговые операции осуществлялись монастырям» в близлежащих центрах: на Верхотурье, Ирбите, в Тобольске и Соли Камской. Лишь Верхотурский монастырь полу чал государственное и денежное жалованье, но они не играл заметной роли в бюдмете. Положений городского монастир позволяло ему также опираться на поддержу местных светс ких властей в виде субсидий и производственных заказов (например, на изготовление дощаников).
В бюджете монастырей выделяются Z основные статьи рас хода: приобретение различных товаров и оплата труда наем них работников.
Монастыри занимались кредитно-ростовщической деятель ностью и довольнр часто сами брали Кредиты, в том числе своих крестьян и вкладчиков, проживавших в монастырях. ОС ращение к займам было связано с тем, что монастырем средства был]! невелики и к тому же находились постоянно обороте, йинансовая система монастырей была гибким мехг низмом, функционирование которого определялось потребное тнми духовных корпораций.
В целом монастырские хозяйства были комплексными, вед: щую роль играло вемледелие. Они носили потребительский х< рактер.
Заключение. На Урале монастыри возникали в npoueci продвижения переселенческой волны на восток и освоен края. За Уральским хребтом Получили развитие такие пу воаникновения монастырей, как создание обителей рядом городом,по инициативе областных церковных властей в райо активного крестьянского освоения и начало монастыря к пустыни на территории, принадлежавшей коренному населен«
На общем фоне сдерживания роста монастырских владений общероссийском масштабе, правительственная политика в с ношении уральских монастырей была достаточно гибкой. С с ной стороны, это диктовалось необходимостью обеспечить ь ¡¡астыри средствами существования. С другой стороны, е
16
было связано с той ролью, которая отводилась им в экономическом освоении крал. Вместе с тем, когда монастырское землевладение» начинало мешать экономическим интересам государства, проводилось перераспределение земельного фонда вместе с крестьянским населением.
Хозяйства монастырей Восточного Урала были многоотраслевым! и носили в целом потребительский характер. Обращение к рынку было для монастырей а основной вынужденной мерой. Такая модель развития хозяйства повторяла крестьянский тип хозяйства, характерный для Урала ХУП-.ЧУШ в.
У цонастирзй Восточного Урала но было возможностей для накопления больших средстп. Продукция собственных хозяйств иогла обеспечить-лгать их супрстсованне и покрыть самые необходимы» расходы.' Только Далматовский монастырь имел пер-снекгисы для нарастания финансового потенциала за счет увеличения производства ;:леОа, Вгрхстурский монастырь "балансировал" на грани Финансовой несостоятельности. Лишь перенесение в монастырь моп;ей св. праведного Симеона Вер-гатурского в 1701 г. позволило найти выход из кризисной ситуации. Обитель стала мостом поломничэства, а~ это принесло и дополнительные средства.
В XVИ-нерв. чэтв. XVIII вв. население монастырских Вотчин имело довольно слогаую структуру. Это объясняется теми трудностями, которые испытывали монастыри в приборе крестьян. Незавершенность процесса формирования феодальных отноаений в XVII - начале XVII1вв. обусловила своеобразие социальных отношений в монастырский Вотчинах Восточного Урала, которые модно охарактеризовать как сериальный сии-Зиоз.
Вместе с тем сохранялась высокая степень сменяемости крестьянства в монастырских владениях вплоть до конца рассматриваемого Верйода. Таким образок, через уральские монастыри проходило значительной количество переселенцев в качестве и наемных работников, и монастырских крестьян, и Эобылей, и вкладчиков. В освоений Края монастыри играли роль своеобразных колонизационных баз, где можно было поправить свое материальное положение и двигаться дальше на восток.
В приложении даются таблицы: Государственные денежные
17
яовшиостн крестьян Далматовского Успенского шиастыря i первой четверти XVII! в.; Крестьяне и бобыли Далматовскогс Успешного монастыря (по данным 1719 - 1722 гг. ); Приход i расход денег в Beрхотуроком, Ливьянском и Далматовскон монастырях в конце XVII -первой четверти XVIII вв.
Из теме диссертации опубликованы следующие, .работы;
1. Библиотека Далматовского монастыря в XVII-первой четверги XVIII в.//Общественно-политическая мысль дореволюционного Урала./Сб. науч. трудов.-Свердловск, 1983. - С. 47 -56 (в соавторстве с Л. Т, Шащковым).
2. Из истории формирования библиотеки Долматовского монастыря в XVII - XVIJI вв.// Русская icmrra в дореволкцион ной Сибири; государственные и частные бибилиотеки. / Сб. науч. трудов.-Новосибирск, 1987.-С. БЗ - 74. (в соавторетв! с А. Т. Исаковым).
3. Неопубликованные материалы по истории Далматовского Успенского монастыря. //Культура и быт дореволюционно!-! Урала. /Сб. науч. трудов.-Свердловск, 1989.-С. 32-45.
4. Исаак Мокринский. // Труды отдела древнерусской ли тературы. Т. 44. -JL , 1990. -С. 141-142.
fi. Далматсвский Успенский монастырь как место ссылк и заточения. // Религия и Церковь в Сибири. /Сб. науч. стате . и докум. Ыатериалов. -Шп. 2. -Тюмень, 1991,-С. 21-30.
6. Вкладные книги Далматовского Успенского монастыр (последняя четверть XVII -Начало XVIII в.)./Сб. докумен тов. - Свердловск, 1992.-24В с,
7. Приходе -расходные книги конца XVII - начала XVII вв. как Источник по истории хозяйства уральских попасть, рей. //Источники по социально-экономической истории Урал дооктябрьского периода.-Екатеринбург, 1392. -С. 27-35.