автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Моральная концепция Вл. Соловьева
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мартеева, Лариса Владимировна
Введение . 3
Глава 1. Теоретические предпосылки и условия становления и развития социально-этической мысли Вл. Соловьева:
§1. Теоретические источники моральной концепции
Вл. Соловьева .19
§2. Влияние семьи и общественных условий на мировоззрение будущего философа .39
Глава 2. Моральная концепция Вл. Соловьева в ее содержательном развитии:
§1. Отражение компонентов моральной концепции философа в его теоретических трудах, публицистических статьях, в письмах и стихах .51
§2. Смысл и основное содержание компонентов моральной концепции философа в их последовательности и развитии
§3. Воздействие моральной концепции Вл. Соловьева на творчество философов соловьевской школы .98
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Мартеева, Лариса Владимировна
Незаслуженно забытое наследие русского идеализма вызывает сейчас неподдельный интерес в нашем обществе. Особенно - проблемы религиозно-философского осмысления мира и человека, их нравственное взаимодействие и взаимозависимость. Привлекает здесь и научная, историко-философская точка зрения, и поиск метафизической, сущностной основы мировоззрения человека. В этом плане особенно значимо творчество замечательного русского философа, одного из крупнейших мыслителей XIX века, Владимира Сергеевича Соловьева, имя которое в XX веке долго предавали забвению или оценивали односторонней, пристрастной точкой зрения: ". Система взглядов Соловьева в целом противостояла освободительным идеям революционной демократии". "Его взгляды были глубоко враждебны науке"1
Но время расставляет все по своим местам и теперь тысячи людей знакомятся с многогранным наследием философа, оказавшим заметное влияние на дальнейшее развитие русской философии, публицистики, литературной критики и поэзии.
Самой заветной мечтой Вл. Соловьева было видеть людей счастливыми, то есть людей, для которых счастье - это пребывание в Истине, Добре и Красоте. Он понимал, что для
1 См.: Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX вв. 2-е изд. Л., 1898. С. 383,387. этого понадобится огромная и кропотливая нравственная работа, что в данное время общество не такое, каким оно должно быть. "Сознательное убеждение в том, что настоящее состояние человечества не таково, каким быть должно, значит для меня, что оно должно быть изменено, преобразовано. Но самый важный вопрос: где средства? . . .Я знаю, что всякое преображение должно делаться изнутри - из ума и сердца человеческого. Люди управляются своими убеждениями, следовательно, нужно действовать на убеждения, убедить людей в истине. . . "2.
Переход людей от невольного участия в прогрессе человечества к участию свободному и осознанному, к выполнению общего дела как своего собственного Вл. Сололвьев называл "одухотворением или морализацией человеческой солидарности"3 Жизнь философа протекала в непростой исторической обстановке, когда нравственное состояние общества явно оставляло желать лучшего, но он верил, что "истинная жизнь в нас есть, но она подавлена, искажена нашей ограниченной личностью, нашим эгоизмом. Должно познать эту истинную жизнь, какова она сама в себе, в своей чистоте, и какими средствами можно ее достигнуть". В настоящей работе и предпринимается попытка проследить становление моральной концепции Вл. Соловьева, определить ее смысл и содержательные
2 Письма Вл.С. Соловьева. Спб., 1908-1923. Т.4. С.87.
3 Соловьев B.C. Собр. соч.: в 12-ти т. Брюссель. 1966. Т.8. С.198. составляющие, подчеркнуть необходимость и возможность именно нравственного пути обновления человека и общества.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ моральной концепции Вл. Соловьева определяется, во-первых, недостаточной степенью ее изученности в литературе второй половины XIX - XX веков; во-вторых, тем, что вопросы морали и нравственности, этические вопросы, в связи с нарастающей безнравственностью в нашем Российском обществе последнего десятилетия особенно актуальны, когда мир социалистических ценностей осмеян и предан забвению, а мир предлагаемых, новых для россиян, "рыночных" ценностей в большинстве своем не приемлется нашими соотечественниками. И, как будет показано ниже, фактически едва ли не вневременная и внеполитическая моральная философия Вл. Соловьева сможет йногим из нас послужить жизненным ориентиром; и, наконец, в-третьих, той высокой значимостью соловьевской мысли о практическом воплощении в жизнь идеи истины, добра и красоты, выполнения моральных предписаний не из страха перед наказанием Божьим, а по зову сердца и совести, в результате осознания смысла человеческой жизни.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ. Творчеству Вл. Соловьева уделяли внимание многие философские и литературные авторитеты. И большинство работ, посвященных философии Вл. Соловьева, так или иначе касается содержания и смысла моральной концепции мыслителя. Так, один из значительных исследователей его творчества, Е.Н. Трубецкой, в своем двухтомном сочинении отметил пламенную веру философа в жизненный идеал и смысл жизни. Он утверждал, что за миром обыденным Вл. Соловьев увидел мир другой, мир истинно сущий.
Не отдавая одностороннего предпочтения какому-то одному течению мысли и действия, Вл. Соловьев умел в каждом из них увидеть самое главное, рациональное, продуктивное и объединить их в органическом синтезе. Исследователь был полностью согласен с философом, что основная нравственная задача - это преобразование человеческой жизни животворной силой осмысленной христианской веры и, следовательно, осуществление Царства Божьего на земле. Однако, Е.Н. Трубецкой отмечает некоторую непоследовательность в изложении Вл. Соловьевым соотношения этики и метафизики, этики и религии, так как в своих произведениях философ то признает зависимость этических основ от решения метафизического вопроса о свободе воли и от религиозных воззрений, то отрицает эту зависимость4.
Н. А. Макшеева, Н. К. Никифоров, JI. М. Лопатин, Д. С. Мережковский, тот же Е.Н. Трубецкой и другие выделяли значимость высказываний Вл. Соловьева о преодолении в людях равнодушия к Богу, о том, что религия должна занимать
4 См.: Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.С. Соловьева. Соч. в 2-х., М., 1912. Т. 1. С. 65-86. центральное место в жизни человека, о ее непосредственной связи с нравственным становлением человечества5.
С. М. Соловьев, племянник философа, написал о последнем книгу большой любви и благодарности, в которой особо и солидарно отмечает связь нравственной философии мыслителя с религией (по существу) и с теоретической философией (по способу познания). Он особо отмечал мысль Вл. Соловьева о постыдности порабощения духа силами низшей животной природы, о свидетельстве совести как подтверждении нравственного существования человека и соглашался с философским видением нравственной цели в одухотворенности телесности и, таким образом, победе над смертью и тленом6. Вывод о том, что Вл.Соловьев шел, "призывая людей к оправданию добра и красоты в мире и жизни, проповедовал спасение и общее воскресение" и, что "абсолютное единство как цель философ видел в осуществлении блага через истину в красоте", - Г.А. Рачинский сделал в своей работе "Взгляд B.C. Соловьева на красоту"7.
С.А. Аскольдов утверждал, что Вл. Соловьев предлагал пойти по нелегкому пути перевоспитания мыслей, чувств и воли. Критик сожалел, что воспитывающая мысль философа как-то незаметно прошла через умы русской интеллигенции, без всякого
5 См.: Макшеева Н.А. Воспоминания о Владимире Соловьеве//Вестник Европы, 1910. 8. С. 276;
Лопатин JI.M. Философские характеристики и речи. Ь., 1911. С. 120-152;
Мережковский Д.С. B.C. Соловьев//Невоенный дневник, 1914-1916. Пг., 1917. С. 473.
6 См.: Соловьев С.М. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция. М., 1997. С. 147, 166, 297,310. усвоения и претворения, и что появляется даже подозрение, а проходила ли она через эти умы в достаточной полноте!8
В то время как многие исследователи творчества Вл. Соловьева писали о цельности и последовательности его этических воззрений, Н.А. Бердяев, А. Белый, (как и А.Ф. Лосев и К.В. Мочульский) отмечали "двойственность" философа, и его противоречивость в воззрениях и высказываниях по поводу истоков нравственности и влияния морального идеала на процесс нравственного совершенствования человека в обществе как объективно осуществляемом содержании разумно-нравственной личности9
Н. К. Никифоров солидарно с С. К. Маковским и В. Д. Кузьминым-Караваевым писал о Вл. Соловьеве как о религиозном философе, последовательно оправдывавшем веру отцов. Научить христианству, по Соловьеву, значит вызволить из дремотного состояния природные свойства души-христианки и, пропустив их через поле сознания, сделать достоянием практического разума10.
7 Рачинский Г.А. Взгляд B.C. Соловьева на красоту//Вопросы философии и психологии. 1901. 1. С.37.
8 См.: Аскольдов С.А. Русское богоискательство и Вл. Соловьев//Русская мысль. 1912. 3. С. 38-41.
9 См.: Бердяев Н.А. О Владимире Соловьеве. Сб. первый, М., 1911. С.357; Белый А. Владимир Соловьев. Из воспоминаний//Арабески, М.,1911. С. 278; Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Париж, 1936. С. 192-194.
10 См.: Никифоров Н.К. Петербургское студенчество и Владимир Сергеевич Соловьев//Вестник Европы, 1912. 11. С. 174; Маковский С.К. Последние годы Вл. Соловьева. Мюнхен,1961. С. 252-253; Кузьмин-Караваев В.Д. Из воспоминаний о B.C. Соловьеве//Вестник Европы, 1900, 11. С. 254.
Русский религиозный философ Н.О. Лосский ставил в заслугу Вл. Соловьеву определение человека как вершины творения и выразителя божественной идеи гуманности, а также идею необходимости создания цельного мировоззрения, формирующегося на основе синтеза науки, философии и религии. Лосский писал о приверженности философа нравственному идеалу христианства как абсолютной и всеобъемлющей любви, порождающей бытие, свободное от борьбы за существование и от всякого насилия11. Историк русской философии В. В. Зеньковский высоко оценил нравственно-этический трактат Вл. Соловьева "Оправдание добра", написанный в защиту добра как реальной исторической силы. Он отметил также, что этой работой философ встал на защиту независимости этики и от религии, и от метафизики. При этом этика оказывалась вполне совместимой с детерминизмом, но не с механическим или психологическим, а с детерминизмом разумным12.
В свою очередь А.Ф. Лосев, называя "Оправдание добра" вершиной классического идеализма, по достоинству оценивает убеждение Вл. Соловьева в том, что путь человечества к нравственности - это путь к правде, которая является одновременно и истиной, и религией. А.Ф. Лосев подчеркивает
11 См.: Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 92-154.
12 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. Л. 1991. С. 63-64. также старания философа везде опираться на здравый смысл, отмечает наличие в его произведениях мягкой, благожелательно-человеческой тенденции привести человека и всю его историю к благополучному завершению. Автор констатирует, что по Соловьеву, цель развития человечества - это незыблемая полнота и взаимопронизанность материальных и духовных сил13. Об интеллектуальном подвиге как неутомимой борьбе за идеи высокого призвания человека в мире, за единство должного и сущего в обществе, за единство идеала и средств его достижения, а также - слова и его воплощения в жизнь - писал В. А. Кувакин. Проанализировав религиозно идеалистическую философию мыслителя с позиций марксистско-ленинской методологии, он отметил, что Вл. Соловьев был против материализма вульгарного, против вещизма, социального отчуждения и хамства; что в жизни народа он стремился утвердить традиции добротолюбия, милосердия и сострадания, чувство единства нации и ее ответственность перед прошлыми и будущими поколениями за судьбы страны и человечества в целом14. JI. А. Коган нашел у Вл. Соловьева ярко выраженную опору на предшественников, продолжение и развитие того, что было сделано ими. Он отмечал у мыслителя страстную заинтересованность земным, пафос деятельного человеколюбия и обратил особенное внимание на то, что несмотря на весомый
13 См.: Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М., 1994. С. 172-175.
14 См.: Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М., 1983. С. 3,4. вклад в развитие русской философии, Вл. Соловьев был в свое время фактически на положении изгоя и вероотступника, не признававшегося церковно-православной элитой, или - в лучшем случае - лишь терпимого, но отнюдь не одобряемого официальными властями, и остававшегося пасынком официально признанной философии15. А.Н. Голубев, рассматривая место личности в этике Вл. Соловьева, писал, что философ уделил большое внимание необходимости совмещения общественного и нравственного идеалов, а также необходимости положить конец оправданию злых страстей так называемыми точками их приложения16.
О непосредственном влиянии славянофильства на становление нравственной философии Вл. Соловьева писал В. Ф. Асмус. Он считал, что славянофильство у мыслителя было особенным. Даже в период наибольшей близости к идеям Киреевского и Хомякова -Вл. Соловьева отделяло от них отрицательное отношение к безусловному идеализированию восточной церкви в противовес церкви западной. В эволюции славянофильства, по мысли Асмуса, Вл. Соловьева удивляла и печалила быстрота его перерождения, поразительно глубокое "снижение идейно-морального уровня"17 Непосредственно о морали в творчестве Вл. Соловьевав наше
15 См.: Коган JI.A. Вл. Соловьев и Н.Г. Чернышевский//Вопросы философии. 1973. 11. С. 107-109.
16 См.: Голубев А.Н. Понятие личности в этике Владимира Соловьева/УВопросы философии. 1978. 3. С. 125-136.
17 Асмус В.Ф. B.C. Соловьев: опыт философской биографии//Вопросы философии. 1988. 6. С. 70-90. время писал А.В. Гулыга. Он находил, как и указанные выше исследователи соловьевской нравственной философии, что философ отвергает одностороннее подчинение ее или религиозным, или спекулятивно-теоретическим принципам и выделяет переживания человека в качестве специфического предмета исследования как коренное отличие человека от животного. Эти переживания: стыдливость, жалость, милосердие и благоговение - основные качества, определяющие степень человечности в личности. Отметил А. В. Гулыга также и убедительный, на его взгляд, "процесс развертывания этического сознания" и обязательность признания морального абсолюта, который философ отстаивает в своей работе "Оправдание добра". Высоко оценил критик и тот тезис мыслителя, где говорится о невозможности ограничения нравственного совершенствования жизнью одного человека, о необходимости расширения его до "собирательного человека" -семьи, народа, человечества18. О. С. Соина в своей "Этике самосовершенствования" подчеркивает значение веры Вл. Соловьева в те существенные изменения, которые должны произойти в самом человеческом мышлении в ходе мирового процесса и в связи с новыми научными открытиями, а так же в то, что человек должен стать союзником Божьим, чтобы
18 См.: Гулыга А.В. Философия любви//Соловьев B.C. Соч. в 2-х томах. М., 1988. Т. 1. С. 39-42. безгранично освоить все богатство духовных благ, посредством этого преобразить мир и сделать его бесконечно совершенным19.
Среди современных авторов интересны в плане моральной концепции Вл. Соловьева работы О. С. Пугачева и А.Н. Колетвинцева. Анализируя философию нравственности в произведениях русского философа, А.Н. Колетвинцев отметил, что для Вл. Соловьева христианская идея была определяющей и основополагающей и что сильнейшая сторона мыслителя заключается в его способности к отвлеченной теоретической
20 деятельности . О.С. Пугачев дает определение соловьевскому моральному абсолюту (или идеалу) как устойчивому общему понятию, специфические признаки которого проявляются через общепризнанность, долженствование, и который на индивидуальном уровне восприятия трактуется как самодостаточный, обоснованный разумом и верой, принцип. Он же подчеркивает, что Вл. Соловьев впервые в собственно этической мысли представил моральный идеал как живой и действующий, как составляющий нашу собственную сущность, причем не только в ее историческом и социальном контексте21.
И все же, несмотря на то, что нравственной философии Соловьева уделяли свое внимание многие исследователи его
19 См.: Соина О.С. Этика самосовершенствования: JI. Толстой, Ф. Достоевский, Вл.
Соловьев. М., 1990. С. 42-49.
20
См.: Колетвинцев А.Н. Философия нравственности Вл. Соловьева//Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1991. С. 3. г. Пугачей О.С. Проьлема нраьстьенцмх абсолюгоь & этическом См.: учении B.C. Соловьева//Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1993. С. 5-10. творчества, они, тем не менее, анализировали лишь отдельные, те или другие составляющие моральной концепции философа, обращаясь или только к нравственным основам человека, не указывая их значения и их дальнейшей судьбы, или только к качествам, определяющим человеческую личность, или только к природным свойствам "души-христианки".
Исследователи вычленяли из его концепции, например, учение об абсолютном моральном идеале, не обращая внимания на условия его появления, или рассматривали учение об истинной цели христианства, не уделяя должной роли человеку в процессе ее достижения. Указывали и на такую составляющую моральной концепции Вл. Соловьева, как нравственное преобразование жизни согласно открытой Христом истине, называя его "преобразованием телесности", 11 постепенным осуществлением блага через истину в красоте", "процессом развертывания этического сознания". Но при этом ни те, ни другие, ни третьи не уделили достаточного внимания основаниям формальной и эмпирической нравственности человека и общества, которым философ отводил, как будет показано в диссертации, определяющее место в своей моральной концепции.
К тому же надо сказать, что моральная концепция Вл. Соловьева имеет органично целостную структуру и состоит из компонентов, каждый из которых является и неизбежным следствием предыдущей составляющей и основой для последующих компонентов концепции. И, если выпадает какая-нибудь из составных частей - нарушается ее целостность, отсюда "разорванность" и "непоследовательность", в которых упрекали Вл. Соловьева некоторые исследователи его творчества. Упрекали, как будет показано, далеко не во всем справедливо.
ИСТОЧНИКАМИ диссертационного исследования являются все произведения Вл. Соловьева (в том числе - публицистика и gI письма), созданные в разное время и содержащие в себе основы и принципы моральной концепции философа. Что же касается МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ исследования, то следует подчеркнуть, что для их определения основное значение имел учет особенностей структуры и содержания моральной концепции мыслителя, обусловленные сочетанием в его творчестве научного, метафизического и религиозно-мистического подходов. I
Кроме того, для Вл. Соловьева характерны системность философии и специфичность понятийного аппарата, вне учета которых невозможно понять ход его мыслей. В диссертации применено портретно-биографическое и проблемно-тематическое изложение материала, позволившее проследить становление с юных лет мировоззрение философа и идейно-теоретические источники его моральной концепции. Особенности построения и содержания моральной концепции Вл. Соловьева, ее смысл и значение были выявлены в результате применения историко-философского метода исследования источниковой базы как основного.
ОБЪЕКТОМ исследования является философское творчество Владимира Сергеевича Соловьева, а его ПРЕДМЕТОМ - моральная концепция философа в становлении и развитии основных ее положений и выводов. ЦЕЛЬ работы - предоставить результаты историко-философского анализа смысла и содержания моральной концепции Вл. Соловьева в ее возникновении, становлении, развитии и воздействии.
Актуальность темы, ее недостаточная разработанность в литературе и основные цели определили круг ЗАДАЧ диссертационной работы:
- выявить теоретические предпосылки и условия становления и развития моральной концепции философа;
- проследить становление и развитие моральной концепции Вл. Соловьева непосредственно в "хронологии" его произведений; показать становление и развитие всех основных компонентов концепции;
- проанализировать влияние моральной концепции мыслителя на творчество философов соловьевской школы.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что в ней:
- выявлены и проанализированы источники становления и развития моральной концепции Вл. Соловьева;
- исследовано становление и развитие моральной концепции в произведениях философа в хронологическом порядке;
- показано непосредственное становление и развитие всех основных компонентов концепции;
- рассмотрено влияние моральной концепции на творчество философов "соловьевской школы".
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Исследование моральной концепции Вл. Соловьева, процесса ее становления, развития и воздействия позволяет более глубоко проникнуть в творчество мыслителя, в частности - в его нравственную философию. Данное исследование представляет интерес не только с точки зрения познавательности относительно нравственной области философии, но и с точки зрения объекта исследования для духовного возрождения российского общества и гармоничного воспитания человека. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов для аспирантов и студентов, изучающих историю философии, этику, культурологию.
Опираясь на научную новизну исследования и содержание диссертации, на защиту выносятся следующие ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Основными теоретическими источниками моральной концепции Вл. Соловьева явились произведения Платона, Аристотеля, философские построения классиков немецкой философии и русских мыслителей - ранних славянофилов. Его
18 этические взгляды становились также под влиянием семьи и общественных условий.
2. Исследовано отражение отдельных компонентов моральной концепции философа в его теоретических трудах, публицистических статьях, письмах и стихах в хронологическом порядке и постепенное их формирование.
3. Предпринята попытка доказать присутствие цельной, сложившейся моральной концепции в творчестве Вл. Соловьева посредством расположения основных компонентов концепции, отражающих постепенное становление человеческой нравственности и ее морализацию.
4. Моральная концепция Вл. Соловьева оказала влияние на целый ряд оригинальных, глубоких мыслителей России. В круг почитателей и последователей его нравственной философии входили поэты-символисты, некоторые философские деятели Московского университета, его друзья-философы, а также определенная часть представителей религиозно-православной и внеправославной мысли.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Моральная концепция Вл. Соловьева"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На формирование Владимира Сергеевича Соловьева как лософа-моралиста оказало влияние творчество таких слителей, как Сократ, Платон и Аристотель. Взгляды, 1сказанные философом в его моральной концепции, во многом овпадают с учением Сократа о душе как сущности человека, о знании как настоящей добродетели, о самообладании как нутренней свободе. Вл. Соловьев уважал Сократа как духовного одвижника-правдолюбца, твердо отстаивавшего свою точку ения на Добро как на безусловную обязанность человека. лософ с ранних лет усвоил учение Платона о существовании етафизической, или идеальной природы вещей, о ее евосходстве над чувственной природой, о том, что истинная ирода нравственных поступков людей находится в сфере еального. Аристотелевское определение Добра как меры любой ещи, по-видимому, также имело для творчества Вл. Соловьева в бласти нравственной философии определенные последствия. А рассуждения Аристотеля об истинности блага очень сходны с рассуждениями Вл. Соловьева при обосноновании им своей моральной концепции.
Кроме того, последний считал, что учения Платона, Аристотеля и стоиков были главной основой христианста в общем умозрительном содержании его идеи. Это предчувствие христианства, необходимости для истинно человеческой жизни знание божественного как идеального мы находим в дополненном и расширенном виде у Вл. Соловьева в его моральной концепции.
Глубоко было влияние на моральные воззрения философа и идей И. Канта. С рассуждениями о Кантовском категорическом императиве можно встретиться во многих произведениях русского мыслителя. Учение Канта о нравственных поступках, совершаемых из чувства долга, о морали, независимой от обстоятельств и авторитетов Вл. Соловьев включил в свою моральную концепцию как составную часть о поиске безусловного начала в области формальной нравственности.
В основу содержания третьей (условно) составляющей моральной концепции философа о поиске основания нравственности в области эмпирической - легло учение другого немецкого философа А. Шопенгауэра, который свел к состраданию все содержание нравственности, не обращая внимание на ее метафизические корни. Вл. Соловьев усвоил и подверг дальнейшей разработке учение Шеллинга о "всеединстве". Представляя "всеединство" как всеобщее солидарное целое, объединяющее людей, Вл. Соловьев видел в нем истоки человеческой нравственности, исследование которых он органично включил в свою моральную концепцию.
Мотивы гегелевского учения о морали как о независимой божественной абсолютной сущности можно найти в этике Вл. Соловьева в виде обоснования им необходимости для морального совершенствования человека безусловного религиозного начала, осознанного подчинения ему и, в дальнейшем - объединения с ним.
Несмотря на то, что Вл. Соловьев никогда не принадлежал к славянофилам, отдельные элементы славянофильства, выраженные в учениях И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, на наш взгляд, можно обнаружить в его нравственной философии. Это те идеи И. В. Киреевского, в которых он писал о главном принципе духовности - цельности, равновесии всех сил духа в человеке, о вере, как внутренней необходимой связи человека с высшим миром. И идеи А.С. Хомякова о совокупности верующего народа, составляющего тело Христово, о духовной свободе в вопросах веры и о многом другом.
Таким образом, творчество вышеперечисленных авторов оказало несомненное влияние на формирование мировоззрения Вл. Соловьева /в виду раннего их прочтения и усвоения/, на становление его этических взглядови, на наш взгляд, явилось теоретическими источниками моральной концепции философа.
Кроме чтения философских книг на развитие мировоззрения и этических взглядов молодого философа влияла семья, воспитывающая его в православном духе, отец, мудро и своевременно направляющий его духовное развитие, мать, искренне и горячо любящая сына, братья и сестры, и конечно -учителя, бывшие для него единомышленниками и образцами духовной зрелости. Самому Вл. Соловьеву как человеку высокоодаренному была свойственна и самобытность мысли и способность проникаться чужими взглядами, что также придавало широту и глубину его мировоззрению, которое непосредственно выразилось в его моральной концепции.
Исследование Вл. Соловьевым этических взглядов своих предшественников привело его к выводу: у человека есть свободный выбор - встать на путь Добра или на путь Зла. Причем путь добра, такой ясный и понятный на первый взгляд, на самом деле многолик и обманчив. Часто выбирающий его, но не имеющий истинных нравственных ориентиров, поневоле сходит на путь зла. Именно таким образом ревнители чистоты христианской веры изобретают ужасы инквизиции, искренне пекущиеся о народных интересах превращаются в оголтелых националистов, ратующие за "чистую" науку отрицают высшее сверхприродное начало в человеке и снижают его роль в жизни и истории до роли социального функционера или животного.
Вот почему истинный путь Добра, с точки зрения философа, во-первых - это путь осознанный: человек должен знать высший смысл своей жизни, который состоит в обретении потерянной целостности с помощью христианства; во-вторых - это путь свободный: только вооружившись истинным знанием о смысле и значении учения Христа, человек может сделать свой свободный выбор - пойти по пути Добра или Зла, или вообще никуда не пойти, что в конечном итоге тоже означает - путь Зла. В-третьих, путь Добра - это путь для людей, обладающих развитыми природными нравственными способностями, наличие которых обеспечивает восприятие Христовой истины. И в-четвертых, путь Добра - это путь не только единоличный, но путь общий, коллективный, подразумевающий одухотворение всего человечества, всех наций, племен и народов.
В философском осмыслении возникновения и развития нравственности Вл. Соловьев уделил основное внимание ее взаимосвязи с историческим движением человечества. По мере "взросления" человечества, развития его самосознания, осмысления закономерностей жизни развивалась эмпирическая и формальная нравственность; в историческом же плане осуществилось и явление Христа как морального идеала, а восприятие его человечеством требует также определенного исторического времени. Таким образом, в мировоззрении Вл. Соловьева история предстает закономерным процессом развития человеческой нравственности и дальнейшего морального совершенствования человечества.
Моральная концепция, как и почти все философские построения Вл. Соловьева, представляет собой цельную, законченную систему взглядов. Первоначально ее составляющие были рассредоточены по всему творчеству философа, и только в "Оправдании добра" она предстала в более или менее цельном виде.
Моральная концепция - это пересечение двух путей в процессе нравственного совершенствования: пути человека к Богу, заключавшегося в подготовке нравственной почвы для его добровольного восприятия, и Бога - к человеку, являющегося благодатью и помогающего обрести Царство Божие. В центре моральной концепции - достижение человеком с божьей помощью высоконравственного образа мыслей и поступков как средства преобразования прежней жизни, наполненной эгоизмом и бессмысленной жестокостью. Таким образом, в свете моральной концепции, нравственная философия Вл. Соловьева с одной стороны выступает как сущностная, внутренняя необходимая сторона жизни, а с другой стороны - как преобразованная внутренней внешняя жизнь человека, которая распространяется на все сферы его деятельности, является главенствующей и определяющей эту деятельность.
В ходе исследования моральной концепции Вл. Соловьева выявлен ее смысл, состоящий в нравственной подготовке человечества к добровольному и осознанному исполнению морального долга как блага для всех, и конкретизировано содержание концепции, представляющее собой органичную совокупность основных компонентов:
1. Наличие у человека прирожденных нравственных способностей: стыдиться, испытывать жалость к другим, преклоняться перед высшим.
2. Перерастание нравственных способностей в нравственные принципы: чувства стыда в аскетизм, чувства жалости в альтруизм и чувства преклонения перед высшим в естественную религию.
3. Переход нравственных принципов ь добродетели и поиск безусловного нравственного начала в области эмпирической нравственности.
4. Осмысление необходимости всеобщих нравственных обязанностей - справедливости и милосердия и поиск безусловного нравственного начала в области формальной нравственности /категорический императив/.
5. Необходимость обращения к религиозному нравственному началу как истинно безусловному.
6. Явление абсолютного морального идеала - Иисуса Христа и нравственное преобразование внутренней и всех сфер внешней жизни человека согласно открытой Христом истине.
7. Общество как необходимое условие нравственности. Достижение идеального человекого общества как последней цели и высшего блага для всех людей.
Так, на наш взгляд, выглядит целостная моральная концепция Вл. Соловьева. Поскольку в ней философ затронул животрепещущие насущные проблемы нравственности человека и общества того времени - многие философы, считавшиеся последователями Вл. Соловьева, также не могли обойти вниманием эти проблемы в своем творчестве. Но они не восхваляли безоглядно и не копировали слепо его философские идеи и построения. Эти идеи они пропускали через свое мировоззрение и мироощущение, порой мало совпадавшими с другими, а иногда - и прямо противоположными. Они трансформировали его идеи, критикуя и дополняя их своими размышлениями и философскими построениями. В плане моральной концепции философы соловьевской школы частично соглашались с ним в отношении источника происхождения нравственных основ /идея всеединства/, с необходимостью морализации не только личности, но и общества, с тем, что христианство - это безусловный моральный идеал. Но, как уже было сказано, они обошли вниманием другие составляющие моральной концепции Вл. Соловьева, а указанные дополняли и расширяли, часто обращаясь к ним в своих произведениях.
Что же заставляло последователей философа вновь и вновь обращаться к его идеям? Во-первых то, что Вл. Соловьев освещал вечные традиционные проблемы мировой философии: это соотношение духовного и материального, это взаимодействие человека, общества и Бога, это онтологические, гносеологические и аксиологические вопросы философии, проблемы добра и зла и многие другие. Во-вторых, Вл. Соловьев пытался решить ряд задач, относящихся к отечественной философии в области нравственности: зто критика бездуховного национализма и прагматизма, порицание умственного невежества и разработка путей его преодоления, зто горячая озабоченность судьбой России. Философ понимал ее как семью народов и считал, что именно этим обеспечивается единство и равновесие ее внутренней и внешней жизни: многонациональность не дает застояться жизни в национальном самодовольстве /так как любой застой - путь к гибели/, а "семейность" обеспечивает тот единый российский дух, пронизывающий и сплачивающий все российские народы. В-третьих, зто "высокий строй духа", пафос, сердечное участие, с которым Вл. Соловьев писал свои произведения; он будоражил, заставлял думать, спорить, искать свои пути разрешения тех проблем, которые подымал в своем богатом творчестве.
Действительно, его, как никого другого, нельзя упрекнуть в бесстрастной констатации и систематизации данных о нравственности человека и общества. Исследуя этические воззрения других философов, формулируя основные положения своей моральной концепции, Вл. Соловьев всегда показывал вполне определенное личное отношение к поднимаемым проблемам и, доказывая правомерность своего мировоззрения, надеялся повлиять на мировоззрения других людей. Причем делал это не в
122 нравоучительной, назидательной форме /о чем сам не раз писал/, а пытался доказать свою правоту с помощью логических рассуждений, умозаключений и сопоставлений исторических событий в жизни человечества.
Сегодняшний день с новой силой показывает поистине насущный и животрепещущий характер проблемы нравственного становления человека и общества, поэтому горизонты дальнейшего исследования темы достаточно широки. Здесь, как нам представляется, можно исследовать проблему в следующих ракурсах: связь практики и теории морального совершенствования; вопросы морали в современных религиозных течениях; мораль и технический прогресс в наши дни; использование богатого наследия русской философии в области этики при воспитании подрастающего поколения и многое другое. Необходимо также установить точки соприкосновения с другими науками: культурологией, социологией, педагогикой, психологией, историей религии, политологией и экономикой.
Список научной литературыМартеева, Лариса Владимировна, диссертация по теме "История философии"
1. Соловьев Владимир Сергеевич. Собрание сочинений: В 12 т. / Под ред. С.М. Соловьева, Э.Л. Радлова, 2-е изд. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. вых. дан. ориг. : СПб: Тов-во "Просвещение", 1911.
2. Соловьев B.C. Письма Владимира Сергеевича Соловьева. Под ред. Э.Л. Радлова. Т. 1-4. СПб.: Общественная польза. 1908- 1923. Т. 1 С. 270 281, Т. 2. С. 341 - 353, Т. 3. С. 31- 280, Т. 4. С. 60 86.
3. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М. : Мысль, 1958. С. 153- 156.
4. Анненков П.В. Литературные воспоминания. М. : Правда, 1989. С. 83 87.
5. Аристотель. Собр. Соч. в 4 Т. М.: Мысль. 1984. Т. 4. С. 11- 67.
6. Аскольдов С. А. Русское богоискательство и Вл. Соловьев//Русская мысль, 1912. N 3. С. 38 41.
7. Асмус В.Ф. B.C. Соловьев: опыт философской биографии//Вопросы философии, 1988. N 6. С. 70 90.
8. Бакрадзе А.Т. Проблема личности человека в философии Вл. Соловьева, Тбилиси: Мецниереба, 1971. С. 60-67.
9. Белый А. Владимир Соловьев. Из воспоминаний//Арабески, М. , 1911. С. 276 281.
10. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. М. : УМКА, 1947, С. 201 209.
11. Бердяев Н. А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева. // Сборник первый. О Владимире Соловьеве. М.: Советский писатель, 1991. С. 350 358.
12. Бердяев Н.А. Самопознание, М.: ДЭМ, 1990. -336 с.
13. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М. : Республика. 1994. С. 372 415.
14. Булгаков С.Н. Невеста Агнца. Париж: УМКА. 1945. С. 570 -578.
15. Булгаков С.Н. Агнец Божий. Богочеловечество. Париж: УМКА. 1933. С. 115 135.
16. Величко В. JI. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. СПб . : Б.И. 1904. -208 с.
17. Вергазова Е. Г. Философские взгляды В. JI. Соловьева. СПб. : ПИИТ, 1993. С. 17 -20.
18. Гайденко П.А. Об авторе и его герое//Соловьев С.М. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция. М. : Республика. 1997. С. 382 422.
19. Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Русская философия XI XIX веков. Л.: ЛГУ. 1948 С. 383 - 387.
20. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. Соч. в 2 т. М. : Мысль. 1973 Т. 2. С. 3 80.
21. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в 2 т. М. : Мысль, 1977. Т. 2. С. 200 336.
22. Голубев А.Н. Владимир Соловьев о бесконечности личности//О человеческом в человеке. М.: Прогресс. 1991. С. 125 136.
23. Гулыга А.В. Философия любви//Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М. : Мысль. 1988. Т. 1. С. 39-42.
24. Гуртовенко Г.А. Философская антропология C.JI. Франка//Автореф. дис. канд. философ, наук. М. 1998. -25 с.
25. Давыдов В.Н. Из воспоминаний о B.C. Соловьеве//Голос минувшего. 1916. N 2 С. 57-59.
26. Замалеев А.С. Курс истории русской философии. М. : Наука. 1995. С. 101 112.
27. Зеньковский В. В. История русской философии. СПб.: ЭГО, 1991. С. 63 64.
28. Иванов Вс.В. Философия Вл. Соловьева. Харбин: Б.И. 1931. С. 94.
29. Кант И. Собр. Соч. в 3 т. Калининград: Янтарный сказ. 1995. Т. 1. С. 97 104.
30. Карсавин Л.П. О началах. Берлин.: Обелиск. 1925. С. 19 -24.
31. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. Петроград: Академия, 1922. С. 30-35.
32. Киреевский И.В. Полн. Собр. Соч.М.: Путь, 1911. Т.1. С. 241-253.
33. Коган JI.А. Вл. Соловьев и Н.Г. Чернышеъсши/^ Вопросы философии. 1973. №11. С. 107-109.
34. Колетвинцев А.Н. Философия нравственности Соловьева//Автореф. дис. канд. философ, наук. М.; 1931. — 23 с.
35. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М.: Знание,С. 3-14.
36. Кузьмин-Караваев В.Д. Из воспоминании Оь.с.
37. Соловьеве//Вестник Европы. 1900. №11. С. 253
38. Лопатин A.M. Памяти Вл. Соловьева//Вопросы фч-лософии И психологии. М., 1910. №5. С. 625-627.
39. Лопатин A.M. Философские характеристики и речя//Вопросы философии и психологии. М. , 1901. №1. С. 120-/52.
40. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время.1. М-"- Прогресс,1990. -719с.
41. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М. : Мысль, 199^.-2.30с .
42. Лосский Н.О. Условие абсолютного добра: Основы И- ' Политиздат, 1991. С. 17-23.
43. Лосский Н.О. История русской философии. И. • CofeeTCKU\А писатель. 1991. С. 92-154, 285.
44. Лукьянов С.М. О Вл.С. Соловьеве в его молодые ro^bi. Cow. Ь 3-х т. Пг.: Б.И. 1916-1921. Т. 1. С. 21-38.
45. Маковский С.АК. Последние годы Вл. Соловьева//На Парнасе, серебряного века. Мюнхен: Издательствообъединения политических эмигрантов из СССР. 1961. С. 253257.
46. Каэлас А. Вл. Соловьев как философ и моралист. Калуга: Б.И. 1968. -32с.
47. Макшеева Н.А. Воспоминание о Вл. Соловьеве//Вестник Европы. 1910. №8. С. 274-279.
48. Мережковский Д.С. B.C. Соловьев//Невоенный дневник. 19141916. Пг.: Огни, 1917. С. 473.
49. Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Париж : УМКА-ПРЕСС, 1936. С. 192-194.
50. Мочульский К.В. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М. : Республика, 1995. -604с.
51. Никифоров Н. К. Петербургское студенчество и Владимир Сергеевич Соловьев//Вестник Европы. 1912. №11. С.172-174.
52. Платон. Собр. соч. в 4-х т. М.: Мысль. 1990. Т. 1. С. 598603.
53. Пугачев О.С. Проблема нравственных абсолютов в этическом учении B.C. Соловьева//Автореф. дис. канд. Философ. Наук. М., 1993. -20с.
54. Радлов Э.Л. Характер творчества Вл. Соловьева. Спб.: Сенатская тип., 1909. -18с.
55. Радлов Э.Л. Вл. Соловьев. Жизнь и творения. Спб.: Б.И. 1913. С. 15-24.
56. Рачинский Г.А. Взгляд B.C. Соловьева на красоту//вопросы философии и психологии. 1901. №1. С. 35-39.
57. Розанов В. В. О писательстве и писателях. М. : Республика. 1995. -733с.
58. Салтыков А.А. Белые колокольчики//Встречи. Париж. 1934. №5. С. 303.
59. Соина О.С. Этика самосовершенствования: JI. Толстой, Ф. Достоевский, Вл. Соловьев. М.: Знание, 1990. -63с.
60. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М. : Наука. 1994. -203с.
61. Сербиненко В.В. История русской философии Х1-Х1Х вв. М. : РОУ, 1993. -147с.
62. Соловьев С.М. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция. М.: Республика, 1997. -431с.
63. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.С. Соловьева. Соч. в 2-х т. М.: Б.И. 1913. Т.1. С. 1-190, Т. 2. С. 1-153.
64. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 3-х т. Харбин : Б.И. 1928. Т. 1. С. 30-39.
65. Чичерин Б.Н. О началах этики//Вопросы философии. М., 1904, №7. С. 27-29.
66. Цертелев Д.Н. Из воспоминаний о Владимире Сергеевиче Соловьеве//С.-Петербургские ведомости. 1910. №211. С. 7278.