автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Морфология в философии В.Н. Ильина

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Гусаков, Алексей Федорович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Морфология в философии В.Н. Ильина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Морфология в философии В.Н. Ильина"

!

На правах рукописи

Гусаков Алексей Федорович

Морфология в философии В.Н. Ильина

Специальность 09.00.03 - история философии

Автореферат ио347аи^°

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 2009

003479828

Диссертация выполнена на кафедре истории русской философии философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент

Козырев Алексей Павлович

Официальные оппоненты: доктор философских наук

Ермишин Олег Тимофеевич

кандидат философских наук, доцент Резниченко Анна Игоревна

Ведущая организация: Институт философии РАН,

сектор истории русской философии

Защита состоится « <-» октября 2009 г. в 15.00 ч., на заседании диссертационного совета Д 501.001.16 по философским наукам при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4. Зал заседаний Ученого совета ауд. А 517-518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций Фундаментальной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова по адресу: Ломоносовский проспект, д. 27, сектор «А», 8 этаж, к. 812.

Автореферат разослан «^»СиМ^^Ш г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доцент В.Ф. Коровин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью расширения проблемно-исторического горизонта при взгляде на историю русской философской эмиграции в XX веке. Это касается как биографических моментов (В.Н. Ильин активно участвовал в евразийском движении, был участником семинаров С.Н. Булгакова, посвященным софиологической проблематике), так и, главным образом, собственно теоретико-философского содержания системы морфологии. Перечень постреволюционных философских и богословских систем, созданных или разработанных деятелями русской эмиграции, достаточно обширен и разнообразен, сюда относится и персонализм H.A. Бердяева, и софиология С.Н. Булгакова, и интуитивизм Н.О. Лосского и Л.П. Карсавина, и учение о непостижимом С.Л. Франка и еще целый ряд более или менее исследованных учений и фигур. Морфология В.Н. Ильина органично вписывается в традицию русской религиозной философии. Не вызывает сомнения тот факт, что без знания того, что представляет собой материология или иконология бытия, без знания того, что стоит за этими философскими терминами, наше знание об истории философии русской эмиграции будет неполным.

В.Н. Ильин приступал к разработке морфологии в условиях всеобщего мировоззренческого сдвига, вызванного

открытиями квантовой физики и совершившейся вслед за ними научной революцией. В это время формировался современный идеал научности, что требовало новых методик осмысления роли науки в обществе, а также новой целостной мировоззренческой установки, отражающей изменения в миропонимании, которые принесла собой новая наука. В определенном ракурсе ситуация начала XX века повторяется и теперь. Человек продолжает пребывать в состоянии «раздробленного многознайства», с той лишь поправкой, что количество информации, ежедневно им усваиваемой, увеличилось на несколько порядков. Вместе с тем никуда не исчез и мировоззренческий вакуум, заставляющий людей искать целостного взгляда на мир, единой философии, единого знания обо всем. В такой перспективе морфология В.Н. Ильина может послужить когда-нибудь методологическим фундаментом или теоретическим базисом для обоснования единства научного знания.

Степень научной разработанности темы. Область морфологического знания в массиве опубликованных текстов В.Н. Ильина, крайне скудна и ограниченна. Важным стимулом для написания данной работы стало возвращение на родину в 2005 году архива В.Н. Ильина, переданного Библиотеке-фонду «Русское зарубежье» детьми философа - Н.В. Ильиным и Е.В. Ильиной-Гурдон.

До недавнего времени сама фигура В.Н. Ильина находилась в тени (как отмечает А.П. Козырев в своей статье «В

тени Парнаса и Афона», В.Н. Ильин в силу жизненных обстоятельств оказался определенным образом маргинальной фигурой по отношению к эмигрантской культуре), поэтому статьи, посвященные В.Н. Ильину в периодической печати («В тени Парнаса и Афона» А.П. Козырева) и в книгах («Между Апполоном и Дионисом» К.Г. Исупова, «Перипатетик русского Парижа» А.П. Козырева) носят лишь презентативно-ознакомигельный характер. В «Библиологическом словаре» А. Меня Ильин представлен исключительно как богослов и литургист.' Евразийские взгляды Ильина освещены в монографии, написанной на основе докторской диссертации, В.Я. Пащенко «Идеология евразийства».2 Обзоры философских взглядов В.Н. Ильина представлены в энциклопедических статьях А.П. Козырева.3 Почти полное отстутстствие научной разработанности темы морфологии В.Н. Ильина обусловлено двумя причинами. Во-первых, как уже было отмечено, тем, что фигура В.Н. Ильина стоит особняком по отношению к сообществу философов русского зарубежья, костяк которого

1 См. Мень А. Библиологический словарь в трех томах. М.: Фонд имени прот. Александра Меня. Т.З., 2002. - С. 521 - 522

2 Пащенко В.Я. Идеология евразийства. М.: Изд-во МГУ, 2000.

1 См. Козырев А. П. Ильин В. Н. // Католическая энциклопедия, Издательство Францисканцев, Москва, 2005, Т.2, стр. 208-210; Козырев А. //. Ильин В. Н. // Новая философская энциклопедия в 4 т. М.: Мысль, 2001, Т.2, с. 96; Козырев А. П. Ильин В. Н. // Русская философия: Энциклопедия / Под. общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. - М.: Алгоритм, 2007, с. 203-204; Козырев А.П. Ильин В.Н. // Русский мир Украины: Энциклопедический словарь - К.: Радуга, 2008, с. 52-54.

составляла дореволюционная профессура. И, во-вторых, тем, что основные по морфологии В.Н. Ильина в данный момент еще не изданы, поэтому научное исследование данной темы связано с достаточно трудоемкой работой с неразобранным архивом.

Объект исследования. Объектом исследования являются философские взгляды В.Н. Ильина, помещенные в контекст его общей синтетической теории, которая называется «морфология, материология, или иконология бытия».

Предмет исследования. Предметом исследования является развитие проекта общей морфологии как научной, философской и богословской системы, разработанной В.Н, Ильиным в начале - середине XX века и предполагающей новый синтетический взгляд на мир, который совмещает в себе разные типы мировоззрения и предлагает синтетический универсальный метод и синтетическую терминологию.

Цель и основные задачи исследования. Целью исследования является реконструкция проекта морфологии, а также его первичный анализ и оценка особенностей способа философствования В.Н. Ильина. Задачи исследования.

• Дать очерк творческой биографии В. Н. Ильина в контексте философской ситуации в русском зарубежье.

• Описать источники морфологии, дать их системный анализ.

• Выявить тематические разделы морфологии.

• Обозначить и обосновать проблему своеобразия морфологического метода и выявить отношение данного раздела к другим разделам морфологии.

• Дать определение основным морфологическим понятиям и по возможности выявить их историко-философский контекст.

• Раскрыть философско-богословское содержание понятий «амартология» и «сотериология» в контскстс морфологического замысла.

• Описать диалектику сознания В.Н. Ильина. Теоретические и методологические основы

исследования. Методология диссертации построена в большей степени в доксографическом ключе. Системный метод позволил выявить приоритетные точки сосредоточения проблемного поля морфологии, с тем чтобы остановиться на них подробнее и представить их историко-философский анализ. В процессе исследования также использовались методы текстологии, компартивистики и герменевтики.

Научная новизна исследования.

1. Поставлена проблема источников морфологии, описаны и проанализированы основные из них.

2. Дано определение морфологии как универсального метода научного познания по В.Н. Ильину.

3. Раскрыто философское содержание основных терминов и принципов морфологии В.Н. Ильина.

4. Выделены и описаны основные разделы морфологии В.Н. Ильина.

Основные положения, выносимые на

защиту:

1. Морфология - система универсального знания, в своем замысле предполагающая универсальную терминологию, которая могла бы являться средством, преодолевающим классические философские антиномии и оппозиции. Это такая система философского знания, которая в своем основании базируется на метафизике света, общем понятии формы и связанным с ней понятием границы.

2. Метафизика света - раздел морфологии, основанный на постулате всеобщего светового тропизма как условия познания и теоретической деятельности. Понятие формы является сложным многоуровневым философским концептом, сочетающем в себе как теоретико-онтологическое, так и религиозно-богословское содержание.

3. Морфология, иконология или материология бытия В.Н. Ильина является оригинальной синтетической системой, органично встроенной в традицию русской религиозной философии.

4. Замысел морфологии не был статичным и развивался В.Н. Ильиным на протяжении всей его жизни.

5. Представляется возможным выделить следующие разделы морфологического знания: 1) методология, включая аритмологию, 2) метафизика света, включая теорию формы и морфологического вариационизма, 3) диалектика сознания, включая амартологию и связанную с ней сотериологию.

6. Проект морфологии не может мыслиться в отрыве от теоретической базы своих источников, являющихся философским контекстом, необходимым для адекватного понимания замысла В.Н. Ильина. Теоретическая и практическая значимость

исследования. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по истории русской философии, психологии, этики, философской антропологии, онтологии и теории познания.

Апробация работы и публикации. По теме диссертации опубликовано 3 печатные работы. Структура работы.

Диссертация состоит из четырех глав, введения, заключения, библиографического списка использованной литературы и двух приложений, включающих неопубликованные архивные тексты В.Н. Ильина:

1) Ильин В.Н. Основные тезисы общей морфологии или иконологии бытия, или, что тоже, основные тезисы качественной иконологической онтологии.

2) Ильин В.Н. Первые две главы неопубликованной книги «Сущее и должное. Два закона. Опыт конструктивной критики формально-расчленяющего мышления» (Париж, 1926), с комментариями, составленными автором данного исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении дается определение понятия морфологии, обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности в отечественной и зарубежной философской литературе, формулируются цель и задачи работы, раскрывается ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Источники морфологии» дается обзор важнейших источников системы морфологии и определяется их специфика.

В первом параграфе «Биография В.Н. Ильина»

дается обзор основных вех жизни и творчества философа. Ильин родился в 1890 году. Разноплановость интересов будущего мыслителя обнаружилась уже в раннем возрасте. Наряду с увлечением математическими и физическими предметами, Ильин проявлял сильный интерес к литературе, богословию и философии. В 1908 году он поступает на физико-математический факультет Киевского университета Св. Владимира. После завершения учебы на естественном факультете Ильин поступает на историко-филологический факультет, совмещая учебу в университете и занятия в частной консерватории. После революции Ильин попадает в Берлин, а затем в Париж, где знакомится с В.В. Зеньковским, С. Н. Булгаковым, H.A. Бердяевым. Ильин принимает участие в

евразийском движении, до начала 40-х годов он сотрудничает в газете «Возрождение» и ведет преподавательскую деятельность в Сергиевском институте. В период с 1941 по 1942 год он находится в Берлине, где занимается в Университетской библиотеке и общается с прот. Иоанном Шаховским. В послевоенное время Ильин возвращается к публицистической деятельности (теперь уже в журнале «Возрождение» и «Вестнике РСХД») и преподаванию. Он читает лекции на курсах в церкви Московского патриархата, в Институте богословия св. Дионисия, а также преподает в Парижской консерватории. Умер В.Н. Ильин в 1974 году в Париже.

Во втором параграфе «Предварительные замечания» обосновывается необходимость изучения источников морфологии. Источники морфологии В.Н. Ильина включают в себя монадологию Г.В. Лейбница, философские взгляды И.В. Гёте, морфологию истории О. Шпенглера, гносеологию неокантианства и интуитивизма. В параграфе также затрагивается вопрос о многозначности трактовок термина «морфология».

В третьем параграфе «Монадология Г.В. Лейбница» предпринята попытка обосновать тезис о том, что система монадологии, разработанная Г.В. Лейбницем, служит онтологическим основанием морфологии или иконологии бытия В.Н. Ильина. Проанализирована интерпретация лейбницианства, предпринятая В.Н. Ильиным в статье «Лейбниц и русская философия». Причина внимания к

монадологии Г.В. Лейбница для В.Н. Ильина состояла в универсализме философских амбиций, универсализме метода, проявляющимся в многообразии параллелей и «коррелатов», которые сам В.Н. Ильин постоянно стремился найти в разных научных областях знания.

Четвертый параграф «Гёте как первый морфолог» посвящен истории происхождения термина «морфология». Именно Гёте приписывают введение термина «морфология» в научный оборот. Философскому наполнению и разработке этого термина посвящены его естественнонаучные работы. Морфология, по замыслу И.В. Гёте, означала науку о строении формы. Это понятие было тесно связано с понятием «организм», но нельзя сказать, чтобы его действия ограничивались только сферой живых организмов - Гёте мечтал перенести понятие морфологии на горы и общий земной рельеф. В целом, морфологическая установка Гёте повлекла за собой рождение целого веера новых понятий, которые, так же как и само понятие морфологии, отделившись от своего первоначального фундамента, обрело новые смыслы и интерпретации в дальнейшем развитии науки и философии.

В нягом параграфе «Морфология истории О. Шпенглера» раскрывается понятие «морфология истории», как его задумывал О.Шпенглер и как его интерпретировал В.Н. Ильин. У двух морфологов - Шпенглера и Ильина оказываются разноуровневые критерии историчности. Краеугольный камень построений Шпенглера - «новизна» взятого метода.

Теоретический центр системы Шпенглера - историческая аутентичность, адекватность метода объекту анализа, сам анализ, позволяющий через морфологические аналогии уловить прафеномен культуры. Для Ильина подобный подход является бессодержательным относительно собственно исторического бытия. Центральным событием для него является возникновение христианства и именно с ним он связывает историчность своей морфологии. Самый близкий идеал воплощения исторической морфологии В.Н. Ильин находит в концепции А. Тойнби.

Шестой параграф «Философия неокантианства. Генезис понятия формы и ценности» посвящен анализу философии неокантиантства - важного источника морфологической системы. Достижения марбургской школы В.Н. Ильиным ставились очень высоко. Неокантианская методология (это касается и баденской школы тоже) является важнейшим источником морфологического метода и его неотъемлемым основанием. Если в представителях марбугской школы В.Н. Ильин видел панлогицистов, воспринимающих Канта прежде всего как философа и гносеолога математики и математического естествознания, то в баденской школе В.Н. Ильин нашел аксиологический аппарат, позволивший ему разработать собственную философию науки, основанную на соотнесении понятий науки и ценности.

Вместе с этим В.Н. Ильина ни в коей мере нельзя причислить к безоговорочным сторонникам и апологетам

неокантианской методологии. Неокантианство для Ильина сопряжено с математико-логической статикой, - динамику познанию сообщает привнесенная в него интуиция.

В седьмом параграфе «Бергсонизм и гносеология интуитнвизма» рассказывается об интуитивистических основаниях морфологической гносеологии. В философии А. Бергсона Ильин нашел ряд интересных для себя направлений мысли: 1) проблематика творчества 2) картезианство, необходимо корреллирующее с феноменологической установкой и 3) интуитивизм, адептом которого В.Н. Ильин заявляет себя в неопубликованном тексте «Философия формы и ценности в ее основных тезисах».

В основании морфологической теории познания лежит три основных постулата: 1) сознание есть мышление мышления, 2) группы многих «я» имеют некую общность, позволяющую им входить в общий круг сверхличного сознания (соборная природа сознания, к которой можно усмотреть аналог понятия «гносеологической координации», разработанного в своей системе Н.О. Лосским) и 3) предмет или группы предметов входят в состав сознания и таким образом всесте с субъектом познания составляют одно многообразное и многоединое целое.

Во второй главе «Морфологический метод» описывается содержание и своеобразие метода морфологии В.Н. Ильина.

В первом параграфе «Проблема основоначал»

определяется базисный подход, на котором основывается философская стратегия В.Н. Ильина. Этот подход состоит в проблеме ясного определения основоначал. Основоначало - это такое положение (положения), основываясь на самоочевидности которого, можно было бы без опасений и оговорок создать прочный фундамент новой универсальной науки. Общеметодолгическая установка поиска и выяснения начал системы, первоначально взятая Ильиным, постепенно сужается к области анализа проблемы содержания и атрибутов сознания.

Во втором параграфе «Математические формы» описываются математические основания морфологического метода. Сущность морфологического метода всегда мыслится В.Н. Ильиным в связи с последними данными и исследованиями естественной науки, главным образом математики и физики. Новейшие для Ильина открытия, в области изучения бесконечно малых частиц, теории поля, являются для него некими индикаторами, фиксирующими принципиально новую картину действительности, а с ней - и необходимость нового метода в философском осмыслении материи, новой «логики» бытия, а вместе с тем и положения самих упомянутых наук в общей системе теоретического знания.

В.Н. Ильин определяет математику как как группу наук о рационально (не чувственно-эмпирически) воспринимаемых в особой интуиции многообразиях (формах). Эти «многообразия-формы», «морфологические многообразия» предстают

математическому мышлению как группы, множества и величины. Математические формы, по Ильину, относятся к такого рода формам которые имеют сущность, но полностью лишены существования; о них с уверенностью можно сказать, что они «есть», но нельзя сказать, что они существовали, существуют или будут существовать. В параграфе также проведены сравнения морфологического метода с положениями систем А. Мейнонга и Э. Гуссерля.

В третьем параграфе «Диалектика сознания» раскрывается дальнейший ход мысли В.Н. Ильина. Диалектика сознания рассматривается как единое фундаментальное звено, организующее части морфологического метода в единое целое. Анализ математических форм является фактом диалектики сознания и становится в дальнейшем философской рефлексией о знании вообще.

В четвертом параграфе «Аритмология» анализируется отдел морфологии, посвященный базовым понятиям математики - числа, точки, и вместе с этим физического понятия фотона. В исследовании понятия «аритмология» проводятся параллели с работами о. Павла Флоренского («Пифагоровы числа»), а также дается обзор научного контекста, в котором разрабатывался замысел иконологии бытия. Поскольку В.Н. Ильин определяет действительность как «царство форм», он сталкивается с идеей прерывности и числа, и, таким образом, в рамках задачи помыслить методологию такой универсальной науки, которая

оценивала бы все окружающее с точки зрения формы, - он необходимо обращается к областям алгебры и аритмологии. И в этом, в свою очередь, была заключена определенная интердисциплинарная универсальность, которая фиксировалась Флоренским и вслед за ним В.Н. Ильиным в форме очевидной соотнесенности аритмологии с последними данными теории атома и генетики.

Пятый параграф «Морфология как «мера всех вещей». Антиморфология» посвящен определению морфологии как универсальной организационной и организующей науки, рассматривающей бытие и существование с точки зрения «природы» и «положения» формально ограниченных друг от друга и в то же время так или иначе соединенных многообразий. В параграфе предоставлено обоснование тезиса В.Н. Ильина «морфология есть «мера всех вещей» - «существующих как они существуют и несуществующих как они не существуют». Кроме этого, на основе ранее не опубликованного текста «Сущность морфологического метода. Современный переворот в области точной науки и необходимость новой методологии» приведен пример «антиморфологической» системы знания.

В шестом параграфе «Морфология как философия формы и ценности» анализируется аксиологический аспект метода морфологии. Для Ильина ценность имеет значение именно в ее связи с гносеологической и эпистемологической проблематикой. Знание и познание для Ильина онтологичны,

онтологичны в том смысле в котором понимает это философия интуитивизма. Объект знания атрибутирован непосредственной онтологической данностью и принадлежностью его субъекту.

Третья глава «Понятие формы. Метафизика света»

раскрывает ключевые понятия морфологии В.Н. Ильина -понятия формы, границы, всеобщего светового тропизма.

В первом параграфе «Понятие формы в морфологии В.Н. Ильина» дается развернутое определение формы и ее признаков. Форма является предметом морфологии как системы философии. Любая форма имеет свою границу, позволяющую отличить ее от других форм, а также отличить форму от ее пространства или вместилища (среды). У формы имеется свое содержание (качество). Очертания и содержание формы первичны и невыводимы не из чего, их можно опознать только через такой опыт, который предполагает единство познаваемого и познающего (интуицией). Понятие формы задумывается В.Н. Ильиным как снимающее противоположность априорно-трансцендентальных и апостериорно-эмпирических стратегий познания. Относительно ограничений в пространстве В.Н. Ильина вводит первичное различение форм на 1) закрытые, замкнутые (ограниченные со всех сторон, например, шар) и 2) открытые, незамкнутые (например, незамкнутая кривая в двухмерном пространстве). Этим пространственным формам (экзоформам), соответствую внепространственные формы (эндоформы). Форма имеет динамическую природу. Она

является не только видимым явлением невидимой сущности, она также является и состоянием этой сущности, се качеством. Формула формы является неким фокусом нашего сознания, направленным на конкретное существование бытия-эссенции, концетрированием максимума содержания определенной «чевотости» в данной «этовости»4.

Во втором параграфе «Метафизика света в философии и религии» раскрывается понятие «всеобщий тропизм» - всякое стремление к познанию, самораскрытию и росту, универсальное стихийное стремление к свету. Также анализируется смысл морфологического постулата о свете как универсальном первофеномене и морфологии как «свидетельстве о свете». Свет в максимально общем определении в философии В.Н. Ильина предстает как первоусловие существования и первоусловие восприятия формы, экстериоризующий символ. В параграфе представлен краткий обзор истории проблематики света в философии и религии.

В третьем параграфе ««О свете, или О начале форм» Роберта Гроссстеста. Свет в антропологии св. Григория Паламы» представлены варианты метафизики света в средневековой европейской традиции (на примере трактата Роберта Гроссетеста) и восточно-христианской традиции (на

4 Данные термины представляют собой русскую транскрипцию схоластических понятий <циЫсШаз» и «Ьаессеказ» Дунса Скота. Ильин был автором неопубликованной монографии «История Средневековой философии», состоящей из 98 глав. Также Ильиным читались лекции по средневековой философии в Сергиевском Богословском институте в Париже.

примере антропологической концепции Св. Григория Паламы). Трактат Гроссетеста является одним из вариантов метафизики света, который Ильин в силу своего интереса к средневековой философии, а также в силу подлинно средневековой универсальности проекта морфологии, которую отмечали

5

исследователи его творчества , вполне мог иметь в виду.

Четвертый параграф «Свет в традиции материализма. Эстетика А. Шопенгауэра» посвящен краткому обзору материалистических взглядов, затрагивающих цветовую и световую символику. В эстетике А. Шопенгауэра свет оказывается первоначальным условием эстетического познания. Согласно Шопенгауэру, прекрасное невозможно увидеть в качестве прекрасного без света. Световой аллегоризм у Шопенгауэра напрямую соотносится с познанием, с разумом.

В шестом параграфе «Метафизика света о. Павла Флоренского» рассказывается о взглядах П. Флоренского на световую символику, в контексте которых раскрывается иконологический аспект системы морфологии. По Флоренскому, свет - это то, что мы воспринимаем непосредственно и конкретно при созерцании славы Божией. Свет нельзя определить иначе, как через его неделимость, беспримесность и чистоту.

В седьмом параграфе «Метафизика света В.Н. Ильина» раскрываются основные постулаты морфологической

5 См. Исупов К. Г. Между Апполоном и Дионисом /Ильин В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. — Спб.: РХГИ, 2000.

метафизики света. Всеобщий световой тропизм (от греч. тропой

- поворот, направление, образ действия) является одним из краеугольных камней в системе общей морфологии. Стремление к познанию вообще - есть ничто иное, как раскрытие универсального стремления к свету, и одновременно

- стремление самому быть источником света, светоносным. В пространстве свет предпосылается всему, в славянских языках этот универсализм закреплен в том факте, что светом именуется вся вселенная, весь окружающий мир. В морфологии Ильина свет есть первофеномен, световые параллели в языке употребляются относительно всего - и человека, и его познания, и мира, или совокупности миров. Феноменом, по Ильину, мы можем называть явление, бросающееся в глаза, непосредственно отличаемое от других, в определенном смысле контрастирующее с окружающим. Световая универсальность раскрывается Ильиным не как универсальность субстанции, но прежде всего как универсальность символики.

В четвертой главе «Философия сознания В.Н. Ильина» раскрываются основные положения морфологии сознания, представленные в текстах В.Н. Ильина «Диалектика сознания и его амартология как введение в статику и динамику чистой формы» и «Психология - наука о душе».

В первом параграфе «Место диалектики сознания в системе морфологии. Предмет психологии» раскрывается

морфологический смысл понятия «диалектика сознания». Проблематика сознания играет важную роль в системе морфологии В.Н. Ильина. Во-первых, это связано с методологическим вопросом о непосредственно очевидных данных, на которых мы могли бы строить универсальную систему философии. Во-вторых, в некоторых текстах, определяя сознание, В.Н. Ильин называет его «формой форм». И, наконец, в-третьих, философия сознания у В.Н. Ильина оказывается напрямую связанной с философией личности, и амартологией -учением о грехе.

Второй параграф «Проблема чистого сознании» посвящен определению проблемы «сознания вообще». Чистого сознания, по В.Н. Ильину не существует, поскольку любое определение чистого сознания будет бессодержательным. Сознание в качестве основы имеет под собой как источник «глубину личности», и в качестве своего поля, среды вокруг себя - широту соличностей. Сознание по своей структуре сложно. Оно имеет два горизонта - горизонт осознанного и неосознанного. Сознание всегда является нам сознанием о чем-то, или сознанием чего-то. Акт различения «я» и «не-я» является фундаментальной предпосылкой диалектики сознания. Чтобы определить себя, сознанию требуется соотнести себя как с «я» так и с «не-я», как со своим субъектом, так и с вещыо. Сознание своего «я» заменяет имя, «я» - это та часть речи, которая определяется себя через отношение к другим местоимениям.

В третьем параграфе «Различения диалектики сознания и ее онтологическая природа» приведены три основные различения морфологической диалектики сознания:

1) Собственно диалектика сознания, то есть сознание, понимаемое как диалектический процесс во времени.

2) Диалектика в самом сознании, то есть внеположный сознанию и независимый для него диалектический процесс, протекающий во времени и пространстве, со своим временем и пространством.

3) Диалектическое осознание диалектики.

Также затронута проблема онтологической природы диалектики сознания. Для В.Н. Ильина проблема онтологизма сопряжена со следующим вопросом: соответствует ли внутреннему процессу сознания, протекающему в уме и подчиняющемуся формально-логическим законам, некий объективно-вещный процесс, происходящий в пространстве и веществе? И, если соответствует, является ли этот процесс первоначальным условием для деятельности сознания? Сознание - это, прежде всего, некий опыт. В морфологическом разрезе этот опыт представляется эндоморфным. Основа эндоморфного опыта личности состоит в первичной, непосредственной и отчетливой констатации факта своего существования. Из этой констатации необходимо вытекает констатация истины сущего, и в этом процессе математические формы знания и мышления играют первостепенную роль.

В четвертом параграфе «Амартология и сотериология»

затронут богословский аспект, или амартологически-сотериологический отдел, диалектики сознания. Первоначально сознание несет в себе груз экзистенциального «страха», который искажает его волю к творчеству и познанию Божественного. Выход из состояния экзистенциальной падшести оказывается возможен только через духовную переустановку, покаяние. Покаяние, в свою очередь тесно связано с интенсивно-временным моментом личной длительности, который является носителем творческой составляющей в жизни любого «я». Основоначальная философская формула диалектики сознания гласит: есть сущее, и есть мысль о нем, и есть его жизнь. Неотъемлемое и основное содержание сознания раскрывается В.Н. Ильиным как мысль сознания о сущем и его существовании: я есмь и я существую, я пребываю сущий в моем существовании и в своем существовании, от которого скрыты его последние основания я утверждаю — есть истина Сущего в существующем.

Пятый параграф «Философия личности В.Н. Ильина» посвящен персоналистической проблематике в морфологии В.Н. Ильина. По Ильину сознание предполагает личность, также как и личность предполагает сознание. Память и временность являются производными личности. Личность не есть только память памяти, в эту формулу, по мнению Ильина, необходимо добавить еще момент свободы и творчества. В системе морфологии личности принадлежит основополагающее

свойство - единосущие. Личность существует во многих ликах, оставаясь при этом единосущной самой себе. Помыслить дробление личности возможно только в рамках психиатрической патологии. Единосущие личности в свою очередь определяет собой ее другое качество - интенсивность, то, что Ильин называет «очагом личности», «излучением». Личность характеризуется качествами, являющимися только в характеристиках времени длительности и в форме внутренней экспансии. Ильин заостряет внимание на внутриположности личности. Используя термин морфологии, можно сказать, что личность эндоморфна. В первую очередь, по Ильину, личность характеризует жажда познания, внутреннего прояснения, жажда творчества и самоотдачи.

В Заключении работы подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы.

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

• В изданиях, указанных в перечне Высшей

аттестационной комиссии:

1. Гусаков А. Ф. Теория познания и методология науки В.Н. Ильина // Этносоциум и межнациональная культура. - 2009. - № 3. - 0,7 п.л.

2. Гусаков Л. Ф. Морфология В.Н. Ильина // Вопросы философии. - 2009. - № 7. - 0,7 п.л.

• в других изданиях:

1. Гусаков Л. Ф. В.Н. Ильин и морфология истории О. Шпенглера // Материалы конференции «Ломоносов 2008». - Москва, 2008. С. 161 - 162. - 0,3 п.л.

Отпечатано в копицентре «СТПРИНТ» Москва, Ленинские горы, МГУ, 1 Гуманитарный корпус. www.stprint.ru e-mail: globus9393338@vandex.ru тел.: 939-33-38 Тираж 100 экз. Подписано в печать 23.09.2009 г.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гусаков, Алексей Федорович

Введение.

Глава 1. Источники морфологии.

§1. Биография В.Н. Ильина.

§2. Предварительные замечания.

§3. Монадология Г.В. Лейбница.

§4. И.В. Гете как первый морфолог.

§5. Морфология истории О. Шпепглсра.

§6. Философия неокантианства. Генезис понятия формы и ценности.

§7. Бергсонизм и гносеология интуитивизма.

§8. Выводы.

Глава 2. Морфологический метод.

§1. Проблема основоначал.

§2. Математические формы.

§3. Диалектика сознания.

§4. Аритмология.

§5. Морфология как «мера всех вещей». Антиморфология.

§6. Морфология как философия формы и ценности.

§7. Выводы. Антииомизм как способ постановки проблемы.

Глава 3. Понятие формы. Метафизика света.

§1. Понятие формы в морфологии В.Н. Ильина.

§2. Метафизика света в философии и религии.

§3. «О свете, или О начале форм» Роберта Гроссетеста. Свет в антропологии св.

Григория Паламы.

§4. Свет в традиции материализма. Эстетика А. Шопенгауэра.

§6. Метафизика свста о. Павла Флоренского.

§7. Метафизика свста В.Н. Ильина.

§9. Выводы.

Глава 4. Философия сознания В.Н. Ильина.

§1. Место диалектики сознания в системе морфологии. Предмет психологии.

§2. Проблема «чистого» сознания.

§3. Различения диалектики сознания и ее онтологическая природа.

§4. Амартология и сотсриология.

§5. Философия личности В.Н. Ильина.

§6. Выводы.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Гусаков, Алексей Федорович

Настоящая диссертационная работа посвящена анализу и систематизации системы морфологии, материологии или иконологии бытия, разработанной В.Н. Ильиным. Проект морфологии воплощал в себе стремление к универсальному, цельному и непротиворечивому философскому знанию. Как показывают архивные документы, морфология расширялась и дорабатывалась В.Н. Ильиным на протяжении всей его жизни. Начало работы над текстами по морфологии, вероятнее всего, было положено в начале-середине 20-х годов XX века.

Прошло уже больше десяти лет с тех пор, как в России вышла первая книга В.Н. Ильина и столько же времени с момента публикации «Очерка общей морфологии», а смысл и теоретическое наполнение термина «морфология» в том контексте, какой придал ему В.Н. Ильин остается неопределенным. Вместе с тем, если посмотреть на эту проблему под определенным углом зрения, в ней обнаружится известная доля трагизма. Основной массив публикаций, вышедших у нас и за рубежом, говорит нам об Ильине как о богослове, эссеисте, публицисте, но никоим образом не как собственно о философе, - о философе, который разработал оригинальную синтетическую систему общей морфологии. Очевидно, мы имеем дело с определенного рода исторической несправедливостью, и это касается не только личности самого В.Н. (который считал морфологию делом всей своей жизни), но и собственно проблемы направлений в исследований русской философии, поскольку сложно будет дать внятный ответ на вопрос, почему мы должны обходить вниманием целый пласт содержательного теоретического материала, который представляет собой материология или иконология бытия Ильина. Проблема морфологии представляется как своеобразный ребус, который сложно поддается разгадке. В самом деле, в работах, подчас далеких от философской проблематики, Ильин зачастую использует сугубо морфологическую терминологию, а иногда и вовсе прямые упоминания и ссылки на свои морфологические работы. По большому счету, здесь мы имеем дело со странным образом актуализацией идей - она происходит в форме постоянных напоминаний читателю о неком существовании основного корпуса текстов, в котором даны расшифровки и «ключи» к темным и неясным морфологическим выкладкам.

При подготовке данного исследования был использован основной корпус морфологических работ, которые в данный момент находятся в архиве В.Н. Ильина в Библиотеке фонде «Русское зарубежье».

Актуальность темы исследования обусловлена расширением проблемно-исторического горизонта при взгляде на историю философии русской эмиграции. Это касается как биографических моментов (В.Н. Ильин активно участвовал в евразийском движении, был завсегдатаем семинаров С.Н. Булгакова, посвященным софиологической проблематике) так и главным образом собственно теоретико-философского содержания системы морфологии (в исследовании на этом сделан основной акцент). Горизонт постреволюционных философских и богословских систем, созданных или разработанных деятелями русской эмиграции, достаточно обширен и разнообразен, сюда относится и персонализм Н.А. Бердяева, и софиология С.Н. Булгакова, и интуитивизм Н.О. Лосского и Л.П. Карсавина, и учение о непостижимом C.JI. Франка и еще целый ряд более или менее изученных философий. Как показывает данное исследование, морфология В.Н. Ильина органично вписывается в традицию русской религиозной философии, и если, с одной стороны, есть проблема философской новизны и оригинальности этой системы, то, с другой стороны, не вызывает сомнения тот факт, что без знания того, что представляет собой материология или иконология бытия (или хотя бы без знания того, что стоит за этими богословско-философскими терминами), наше знание об истории русской философской эмиграции будет неполным.

В.Н. Ильин приступал к разработке морфологии в условиях всеобщего мировоззренческого сдвига, вызванного открытиями квантовой физики и совершившейся вместе с ними научной революцией. В это время формировался современный идеал научности, что требовало новых методик осмысления роли науки в обществе, а также новой целостной мировоззренческой установки, отражающей изменения в миропонимании, которые принесла собой новая наука. В определенном ракурсе ситуация начала XX века остается неизменной и теперь. Человек продолжает пребывать в состоянии «раздробленного многознайства», с той лишь поправкой, что количество информации, ежедневно им усваиваемой, увеличилось на несколько порядков. Вместе с тем никуда не исчез и мировоззренческий вакуум, заставляющий людей искать целостного взгляда па мир, единой философии, единого знания обо всем. В такой перспективе морфология В.Н. Ильина может послужить когда-нибудь методологическим фундаментом или теоретическим базисом для обоснования единства научного знания.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по истории русской философии, психологии, этики, философской антропологии, он тологии и теории познания.

Степень научной разработанности темы. Как уже было отмечено, область морфологического знания в массиве опубликованных текстов В.Н. Ильина, крайне скудна и ограниченна. До недавнего времени сама фигура В.Н. Ильина находилась в тени (как отмечает А.П. Козырев в своей статье «В тени Парнаса и Афона», В.Н. Ильин в силу жизненных обстоятельств оказался определенным образом маргинальной фигурой по отношению к эмигрантской культуре), поэтому статьи, посвященные В.Н. Ильину в периодической печати («В тени Парнаса и Афона» А.П. Козырева) и в книгах («Между Апполоном и Дионисом» К .Г. Исупова, «Перипатетик русского Парижа» А.Г1. Козырева) носят лишь презеитативно-ознакомительный характер. В «Библиологическом словаре» А. Меня Ильин представлен исключительно как богослов и литургист. 1 Евразийские взгляды Ильина освещены в докторской диссертации В.Я. Пащенко «Идеология евразийства»." Обзоры философских взглядов В.Н. Ильина представлены в энциклопедических статьях А.П. Козырева. Почти полное отстутстствие научной разработанности темы морфологии В.Н. Ильина обусловлено двумя причинами. Во-первых, как уже было отмечено, тем, что фигура В.Н. Ильина была в стороне от «генеральной линии» сообщества философов русского зарубежья. И, во-вторых, тем, что основные тексты морфологии В.Н. Ильина в данный момент еще не изданы, поэтому научное исследование данной темы связано с достаточно трудоемкой работой с неразобранным архивом.

Полное отсутствие степени научной разработанности темы морфологии В.Н. Ильина обусловлено двумя причинами. Во-первых, как уже было отмечено, тем, что фигура В.Н. Ильина была в стороне от «генеральной линии» сообщества философов русского зарубежья. И, во-вторых, тем, что основные тексты морфологии В.Н. Ильина в данный момент еще не изданы, поэтому научное исследование данной темы связано с достаточно трудоемкой работой с неразобранным архивом.

Объектом исследования являются философские взгляды В.I I. Ильина, помещенные в контекст его общей синтетической теории, которая называется морфология, материология, или иконология бытия.

Предметом исследования является развитие общего замысла проекта морфологии как научной, философской и богословской системы, разработанной В.Н. Ильиным в начале - середине XX века и предполагающую новый синтетический взгляд на мир, который совмещает в См. Мень А. Библиологический словарь в трех томах. М.: Фонд имени прот. Александра Меня. T.3., 2002. -С. 521 - 522

2 Пащенко В.Я. Идеология евразийства. М.: Изд-во МГУ, 2000.

3 См. Козырев А. П. Ильин В. Н. // Католическая энциклопедия. Издательство Францисканцев, Москва, 2005, 'Г.2, стр. 208-210; Козырев А. П. Ильин В. Н. // Новая философская энциклопедия в 4 т. М.: Мысль, 2001, Т.2, с. 96; Козырев А. П. Ильин В. Н. // Русская философия: Энциклопедия / Под. общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П.Г1. Апрышко, А.П. Поляков. - М.: Алгоритм, 2007, с. 203-204; Козырев А.П. Ильин В.Н. // Русский мир Украины: Энциклопедический словарь - К.: Радуга, 2008, с. 52-54. себе разные типы мировоззрения и предлагает синтетический универсальный метод и синтетическую универсальную терминологию.

Источниковая база исследования включает в себя следующие группы источников.

Во-первых, это тексты источников морфологии и их исследования, т.е. те книги и публикации, на которые В.Н. Ильин непосредственно ссылается в своих работах и которые послужили содержательным основанием, а в некоторых случаях и методологическим фундаментом замысла морфологии. Эти тексты разнообразны как по времени написания, так и по проблематике. Сюда относится, например, и «Государство» Платона, и трактат средневекового философа Роберта Гроссетеста «О свете или О начале форм», и «Философия бессознательного» Э. Гартмана, и «Столп и утверждение Истины» о. Павла Флоренского - и еще целый ряд классических философских текстов, без которых замысел морфологии просто не может быть помыслсн.

Во-вторых, это публикации В.Н. Ильина, сделанные как при жизни философа, так и после его смерти. Подавляющее большинство из них составляют журналистские тексты, написанные по разным поводам для эмигрантских изданий или евразийских сборников. К ним относятся тексты В.Н. Ильина в «Евразийском временнике», «Евразийской хронике», в газете «Евразия», в журнале «Возрождение»; книги, вышедшие в Париже в издательстве YMCA-Press, а также в России в Международном центре Рерихов, в РГХИ.

В-третьих, это архивные документы, любезно предоставленные для этого исследования Библиотекой фондом «Русское зарубежье» и А.П. Козыревым. На данных этого типа источников в исследовании сделан целенаправленный акцент, это и обусловило сугубо теоретический характер данной диссертации. К ним относятся, прежде всего, два тома «Статики и динамики чистой формы» - 1) «Основы философии формы и ценности» (Берлин, 1925), 2) «Сущее и должное. Два закона. Опыт конструктивной критики формально-расчленяющего мышления» (Париж, 1926), подготовкой к печати которых автор занимался во время написания данной работы. А также тексты: «Основные тезисы общей морфологии или иконологии бытия, или, что тоже, основные тезисы качественной иконологической онтологии», «Освальд Шпенглер - основатель морфологической схемы в применении к историческим объектам и Арнольд Тойнби - противник этой схемы. К тридцатилетней годовщине со дня смерти Освальда Шпенглера (1860 -1936)», «Сущность морфологического метода. Современный переворот в области точной науки и необходимость новой методологии», «Диалектика сознания и его амартология как введение в статику и динамику чистой формы». Кроме этого еще ряд статей и трактатов теоретико-морфологического характера. Следует оговориться, что, поскольку официальной описи архива В.Н. Ильина пока не существует, ссылки на эти документы в данной работе оформлены согласно описи, предоставленной семьей В.Н. Ильина. В некоторых местах ввиду неразобранное™ архива представляется невозможным указать ни номер документа, ни номера страниц.

Целью исследования является реконструкция проекта морфологии, а также его первичный анализ и оценка особенностей способа философствования В.Н. Ильина. Задачи исследования.

1. Описать источники морфологии, дать их системный анализ.

2. Выявить тематические разделы морфологии.

3. Обозначить и обосновать проблему своеобразия морфологического метода и выявить отношение данного раздела к другим разделам морфологии.

4. Дать определение основным морфологическим понятиям и по возможности их историко-философский контекст.

5. Раскрыть философско-богословское содержания понятий амартология» и «сотериология» в контексте морфологического замысла. Описать диалектику сознания В.Н. Ильина.

Теоретические и методологические основы исследования.

Ввиду отсутствия научной разработанности темы данной диссертации, работа над ней предполагала освоение и описание теоретической информации, поэтому методология диссертации построена в большей степени в доксографическом ключе. Системный метод позволил выявить некие приоритетные точки сосредоточения проблемного поля морфологии, с тем чтобы остановиться на них подробнее и предоставить их историко-философский анализ. В процессе исследования также использовались методы компаргивистики, текстологической реконструкции и герменевтики.

Научная новизна исследования.

1. Поставлена проблема источников морфологии, описаны и проанализированы основные из них.

2. Дано методологическое определение морфологии.

3. Раскрыто философское содержание основных морфологических терминов и принципов. Обозначена проблема своеобразия морфологических текстов и определений.

4. Выделены и описаны основные разделы морфологии В.Н. Ильина.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Морфология - система универсального знания, в своем замысле предполагающая универсальную терминологию, которая могла бы являться средством, преодолевающим классические философские антиномии и оппозиции. А также такая система философского знания, которая в своем основании базируется па метафизике света, общем понятии формы и связанным с ней понятием границы.

2) Метафизика света - раздел морфологии, основанный на постулате всеобщего светового тропизма как условия познания и теоретической деятельности. Понятие формы является сложным многоуровневым философским концептом, сочетающем в себе как теоретико-онтологическое содержание, так и религиозно-богословское.

3) Морфология, иконология или материология бытия В.Н. Ильина является оригинальной синтетической системой, органично встроенной в традицию русской религиозной философии.

4) Замысел морфологии не был статичным и развивался В.Н. Ильиным на протяжении всей его жизни.

5) На данный момент представляется возможным выделить следующие разделы морфологического знания: 1) методология, включая сюда аритмологию, 2) метафизика света, включая сюда теорию формы и морфологического вариационизма, 3) диалектика сознания, включая сюда амартологию и связанную с ней сотериологию.

6) Проект морфологии не может мыслиться в отрыве от теоретической базы своих источников, являющихся необходимым для адекватного понимания замысла В.Н. Ильина философским контекстом.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации нашли отражение в докладах, сделанных автором в ходе следующих научных семинаров и конференций:

Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов" (2005, 2008)

Структура работы.

Диссертация состоит из четырех глав, введения, заключения, библиографического списка использованной литературы и двух приложений:

1) Ильин В.Н. Основные тезисы общей морфологии или иконологии бытия, или, что тоже, основные тезисы качественной иконологической онтологии.

2) Ильин В.Н. Первые две главы текста «Сущее и должное. Два закона. Опыт конструктивной критики формально-расчленяющего мышления» (Париж, 1926), с комментариями, составленными автором данного исследования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Морфология в философии В.Н. Ильина"

§6. Выводы.

Диалектика сознания является неотъемлемой частью системы морфологии В.Н. Ильина. Сознание в морфологии предельно онтологизировано. Вместе с тем в сугубо-теоретическую сферу гносеологии и онтологии В.Н. Ильин привностит богословский аспект, в котором осмысливается падшесть, греховность сознания и пути выхода из нее. С этим аспектом связан амартолигически-сотериологический отдел диалектики сознания. Первоначально сознание несет в себе груз экзистенциального * «страха», который искажает его волю к творчесву и познанию Божественного. Выход из состояния экзистенциальной падшести оказывается возможен только через духовную переустановку, покаяние. Покаяние, в свою очередь тесно связано с интенсивно-временным моментом личной длительности, котрый является носителем творческой составляющей в жизни любого «я». Основоначальная философская формула диалектики сознания гласит: есть сущее и есть мысль о нем и есть его жизнь. Неотъемлемое и основное содержание сознания раскрывается В.Н. Ильиным как мысль сознания о сущем и его существовании: я есмь и я существую, я пребываю сущий в моем существовании и в своем существовании, от которого скрыты его последние основания я утверждаю - есть истина Сущего в существующем.

Диалектика сознания имеет две основные темы.

1) «Я» с его сознанием перед другими «Я», и с их сознанием перед «ты» и «он».

2) «Я» перед вселенной или космосом, перед всеединством сущности и существования.

Общий вывод диалектики сознания можно изложить таким образом: очевидно само сознание и его данные. Неочевидно тождество самого сознания и его состояний и содержаний. Диалектика сознания приводит В.Н. Ильина к утверждению энергетики жизни, творчества и веры, параллельно с нарастанием или убыванием которых нарастает или убывает духовная энергия личности. В связи с этим фундаментальная проблема самотождества «я» (почему я - я?) разрешается В.Н. Ильиным указанием на существование сверхличного «Я», которое по природе и положению своему мыслится триипостасным. Первое чудо самосознания состоит в переживании себя троичным (я, ты, он), это единственный, по мнению В.Н. Ильина, путь преодоления соллипсизма (или своеобразного гносеологического эгоизма, который В.Н. Ильин считает коренным выражением первородного греха). Второе чудо самосознания - осознание собственной падгиести и невозможности постичь последних глубин собственной природы. Именно в этом заключено сотериологическая часть диалектики сознания - без осознания падшести «спасение от бездны» невозможно. Сознание не означает ни начала ни конца, его невозможно пространственно ограничить, при этом для В.Н. Ильина очевидно, что всякое содержание созерцания сознания и даже всякое переживание длительного и временного всегда имеет свои границы, которые ему необходимы для различения с другими содержаниями сознания. Там, где появляется понятие границы, появляется и понятие формы. Содержание сознания состоит из форм, или икон.

Диалектика сознания влечет за собой этику творчества. Апология творчества (творящего познания и познающего творчества) представляется В.Н. Ильину некой всеобщей примиряющей установкой. «Главное, - пишет

В.Н. Ильин, - не мешать друг другу творить и размышлять. А там - "по плодам их узнаете"»1.

Заключение.

Известно, что В.Н. Ильин предпочитал читать лекции без конспекта, в режиме импровизации. Любой, кто ознакомится с его морфологическими (и не только) текстами, увидит что внешне они также представляют собой своеобразную импровизацию. И иногда, просто невозможно (прежде всего просто в силу недостатка фактического материала) постичь внутреннюю логику развития той или иной морфологической темы. Поэтому немало места в данном исследовании было отведено анализу морфологических источников. На наш взгляд, морфологический «ребус» это прежде всего загадка противоречивой и увлекающейся личности самого В.Н. Ильина, особенности которой настолько ярки и индивидуальны, что их нетрудно заметить даже в сугубо теоретических текстах. Приходится смириться с тем фактом, что доступные сведения об В.Н. Ильине отрывочны. Ильин активно , г4* участвовал в интеллектуальной и эмпирической жизни русской постреволюционной эмиграции и без принятия во внимание его деятельности и работы, направленной на создание системы морфологии, нельзя передставить себе многообразного и разнородного явления, называемого философией русского зарубежья.

Стоит иметь в виду, что данная работа написана в том числе и с целью сместить фокус исследовательского внимания внимания в сторону теоретических работ В.Н. Ильина. В диссертации почти не затронуты богословские труды философа, а также его социально-политические воззрения, которые он развивал, принадлежа к евразийскому лагерю.

В исследовании показано, что база источников морфологии, на которую опирался В.Н. Ильин при создании своей системы, обширна и многообразна. В нее входят понятия, взятые из философии схоластов, морфологические взгляды И.В. Гете и О. Шпенглера, монадология Г.В. Лейбница, которую Ильин использует в качестве онтологического основания морфологии. На наш взгляд, более детальное изучение теоретического контекста, в котором вызревал морфологический проект, само по себе требует отдельного исследования. В вопросе о методе морфологии затронуты общеметодологические проблемы соотношения математики и философии, а также дан историко-философский анализ антиномизма как морфологического способа постановки проблемы. В методологическом ракурсе также становится понятно внимание Ильина к феномену сознания, как к области, в которой можно почерпнуть основоначала системы морфологии. В диссертации показано, что метафизика света В.Н. Ильина необходимо предполагает свою теорию форм. Форма является универсальным объектом в системе морфологии. Форма является единовременным антиномическим сочетанием пространственпости и временности, интенсивности и экстенсивности. Любая форма имеет,свою замкнутую или незамкнутую границу. Все формы могут быть поделены на интенсивные — эндоформы, и экстенсивные — экзоформы. Метафизическая возможность формы пребывает внутри самовлечепия интенсивности и< экстенсивности и одновременно внутри их саморазличения.

Сам факт написания этой работы, факт выяснения общих черт замысла морфологии, на взгляд автора данного исследования, уже позволяет говорить о прогрессе в деле изучения «темных пятен» в истории русской философской эмиграции. Уже в процессе окончания работы над текстом данного исследования выяснилось, что Библиотека-фонд «Русской зарубежье» приступила к разбору архива В.Н. Ильина, и, вполне возможно, в скором времени следует ожидать всплеска интереса к творчеству этого неординарного мыслителя.

 

Список научной литературыГусаков, Алексей Федорович, диссертация по теме "История философии"

1. Cassirer Е. Freiheit und Form. Studien zur deutschen Geistesgeschichte, Berlin, 1918.

2. Remane A. Morphologie. Berlin, 1955.

3. Wilhelm Wundt in history. The Making of a Scientific Psychology. Edited by Robert W. Rieber and David K. Robinson. Kluwer Academic / Plenum Publishers. NY, 2001.

4. A. P. Встречи с В. H. Ильиным (К годовщине его смерти) // Русская мысль, 1975, 4 дек., №3080.

5. Александров А.Д. Философское содержание и значение теории относительности // Философские проблемы современного естествознания. М., 1958.

6. Алексеев Н. Н., Ильин В. Н., Савицкий П. I I. О газете «Евразия» (газета «Евразия» не есть евразийский орган). Париж. 1929.

7. Безносов В. Покаянные письма В. Н. Ильина, или страсти по Бердяеву // Звезда. 1997. №3.

8. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. -М.: «Московский клуб», 1992.

9. Бергсон А. Творческая эволюция / пер. с фр. В. Флеровой; Вступ. ст. И. Блауберг. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; КАНОН - пресс - Ц, 2001.

10. Бердяев Н. А. Евразийцы // Путь. 1925. №1.

11. Бердяев Н. А. Самопознание / Санкт-Петербург. «Азбука-классика», 2007.

12. Бердяев Н. А. Утопический этатизм евразийцев. Рецензия на «Евразийство. Опыт систематического изложения» 1926 г. // Путь. 1927. №8.

13. Бердяев Н. А. Философия свободы. М.: «Интерпартнер-МКС», СП «МКС Плюс», 1990.

14. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика,1994.

15. Бердяева JI. Ю. Профессия: жена философа / М.: Молодая гвардия, 2002.

16. Братство Святой Софии: Материалы и документы. 1923 1919 / Сост. Н.А. Струве; подгот. текста и примеч. Н.А. Струве, Т.В. Емельяновой. - М.: Русский Путь; Париж: YMCA - Press, 2000.

17. Бромберг Я. А. Запад, Россия и еврейство. Опыт пересмотра еврейского вопроса. С предисловием В.Н. Ильина / Издание евразийцев. 1931 г. Прага.

18. Бронникова Е. В. К истории взаимоотношений В.Н. Ильина и Н.А. Бердяева // Звезда. 1997. №3.

19. Гартмап Э. Сущность мирового процесса или Философия бессознательного. По 4 немецкому изданию полное изложение системы А.А. Козлова. Выпуск второй и последний (окончание философии бессознательного). Москва: Типография Грачева и комп., 1875.

20. Гете И.В. Избр. Соч. по философии. М., 1964.

21. Грищенко A.M. Философия культуры марбургской школы. — Мн.: Наука и техника, 1984.

22. Гуссерль Э. Картезианские размышления: Наука, Ювента; Спб. —1998.

23. Гуссерль Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида: Ad Marginem. 1996.

24. Дорфман Я. Г. Всемирная история физики: с начала XIX до середины XX вв. Изд. 2-е, Москва, УРСС , 2007.

25. Жирмунский В.М. Язык. Литература. Эпос. Спб., 2001.

26. Журавлев 11.В. Проблема бытия в философии Н.А. Бердяева / Под ред. В.Н. Гасилина. Саратов: Поволжсая академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2002.

27. Зандер Л.А. Бог и мир. Т.1. Париж, 1948.

28. Зеньковский В. В. Мои встречи с выдающимися людьми (Ильин В.Н.) // Записки русской академической группы в США. New York. 1994. т. 26, с. 37-41.

29. Зеньковский В.В. История русской философии. Р-нД., 1999. Т.2

30. Знание и традиция в истории мировой философии. М. : Росспэн,2001.

31. Ильин В. Н. Воспоминания о С. Н. Булгакове. // Вестник РСХД, 1971,№101/102.

32. Ильин В. Н. Рец. на: Hanns Lilje "Das technische Zeilalter". // Путь, 1930, №25.

33. Ильин В. Н. Рец. на: Валериан Муравьев. Овладение временем. Москва 1924. // Путь, 1928, №9.

34. Ильин В. Н. Рец. на: Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство. // Путь, 1928, № 9.

35. Ильин В. Н. Рец. на: Клепинин Н.А. Св. и Благоверный Великий Князь Александр Невский. // Путь, 1927, № 8.

36. Ильин В. Н. Рец. на: Митрополит Антоний. Догмат искупления. //Путь, 1927, №8.

37. Ильин В. П. Рец. на: Прот. Сергий Булгаков. Друг Жениха. // Путь. 1927. №8.

38. Ильин В. И. Рец. на: Свящ. магистр К. Смирнов Литургия. // Путь, 1927, №8.

39. Ильин В. Н. Рец. на: Федотов Г.П. Святой Филипп Митрополит Московский. // Путь, апрель 1928, №10.

40. Ильин В. Н. Рец. на: Флоренский П. Столп и утверждение Истины. // Путь. 1930. №20.

41. Ильин В. Н. <Ответ Г.В. Флоровскому> // Н.Ф. Федоров: PRO ЕТ CONTRA. СПб: РХГИ, 2004.

42. Ильин В. Н. Ангелология и учение о Св. Софии Премудрости Божией (По поводу новой книги о. Сергия Булгакова) // Путь. 1929. №15.

43. Ильин В. Н. Аполлон и Дионис в творчестве Пушкина // Лик Пушкина. Речи, читанные на торжественном заседании Богословского института в Париже. Париж. 1938.

44. Ильин В. Н. Великая Суббота (О тайне смерти и бессмертия) // Путь, 1938, №57

45. Ильин В. Н. Гете как мудрец // Путь, 1932, № 34.

46. Ильин В. И. Демонология и юмор Достоевского // Вестник РСХД, 1939, № 2; перепеч.: Возрождение, 1971, №234.

47. Ильин В. Н. Десница и шуйца коммунизма (По поводу одного письма из России) // Евразийская хроника, 1927, № 8.

48. Ильин В. Н. Достоевский и Гоголь // Вестник РСХД, 1931, № 3.

49. Ильин В. Н. Евразийство и славянофильство // Евразийская хроника, 1926, № 4.

50. Ильин В. И. Загадка жизни и происхождение живых существ. YMCA-Press. Париж. 1929.

51. Ильин В. И. Запечатанный гроб. Пасха Нетления. Объяснение служб Страстной недели и Пасхи. Париж: YMCA-Press, 1991.

52. Ильин В. Н. Иночество и подвиг// Путь. 1926. № 4.

53. Ильин В. Н. К взаимоотношению права и нравственности // Евразийский временник, 1925, кн. 4.

54. Ильин В. Н. К особенностям творчества И.А. Бунина // Вестник РСХД, 1934, №1.

55. Ильин В. Н. Книги по литургике // Путь, 1928, №13.

56. Ильин В. Н. Кнопка // Зеленый журнал, 1924, №1.

57. Ильин В. Н. Лик отца Александра // Памяти отца Александра Ельчанинова, Париж 1935. (Ельчанинов А. Записи / М.: Русский путь, 2007, стр. 252-262).

58. Ильин В. Н. М.Л. Магницкий // Евразийская хроника, 1928, № 10.

59. Ильин В. Н. Материализм и материологизм. // Евразия, 1 декабря 1928, №2.

60. Ильин В. Н. Материализм и материя. Варшава. 1928.

61. Ильин В. Н. Номогенез и мутация // Евразия, 29 декабря 1928, №

62. Ильин В. Н. О евразийском патриотизме.// Евразийская хроника, 1927, № 8.

63. Ильин В. Н. О книге II «Православная мысль» // Путь, октябрь 1931, № 30.

64. Ильин В. Н. О небесной и земной соборности // Путь. 1927. № 6.

65. Ильин В. Н. О религиозном и философском мировоззрении Н.Ф. Федорова // Евразийский сборник. Политика, философия, россиеведение. 1929, кн.6.

66. Ильин В. Н. О Св. Софии Премудрости Божией // Возрождение. 1935. 7 декабря.

67. Ильин В. Н. Об "идейной близости" евразийцев к большевикам // Евразийская хроника, 1928, № 10.

68. Ильин В. Н. Основные вопросы символики Креста Господня // Православная мысль. 1928. №1.

69. Ильин В. Н. Печаль души младой (М.Ю. Лермонтов) // Вестник РСХД, 1932, №1.

70. Ильин В. Н. Письма Н.А. Бердяеву // Звезда. 1997. №3.

71. Ильин В. Н. По поводу второй выставки икон // Путь, 1930, № 22.

72. Ильин В. Н. Позитивизм, материализм и марксизм // Студенческий бюллетень. 1930. №10.

73. Ильин В. Н. Преподобный Серафим отрада земли русской // Вестник РСХД, 1933, №1.

74. Ильин В. Н. Преподобный Серафим Саровский. Париж: YMCA-Press, 1925.

75. Ильин В. Н. Проект энциклопедии православия // Путь. 1928. №

76. Ильин В. Н. Радость вечного Света // Вестник РСХД, 1933, №4.

77. Ильин В. Н. Революция и техника // Евразия, 15 декабря 1928, №

78. Ильин В. Н. Свет во тьме // Евразия, 5 января 1929, № 7.

79. Ильин В. Н. Столб злобы богопротивной // Евразийский временник, 1925. кн. 4.

80. Ильин В. Н. Техника и христианство // Новый град, 1933, №7.

81. Ильин В. Н. Трагедия безответной молитвы // Вестник РСХД, 1933, №3.

82. Ильин В. Н. Фауст и Пер Гюнт // Вестник РСХД, 1933, №8/9.

83. Ильин В. Н. Христос и Израиль // Путь. 1928. № 11.

84. Ильин В. Н. Церковь, вера и политика// Студенческий бюллетень, 1930, № 11.

85. Ильин В. Н. Шесть дней творения. Библия и наука о творении и происхождении мира / Издательство Белорусского Экзархата. Минск. 2006.

86. Ильин В.Н. Н.О. Лосский и философия интуитивизма // Вестник РСХД, 1965, № 77.

87. Ильин В.Н. По поводу "Апофеоза беспочвенности" Л.И. Шестова // Новый журнал, 1974, №114, с. 238-240.

88. Ильин В.Н. Семен Людвигович Франк и русская философия // Возрождение, 1966, № 172.

89. Ильин В.Н. Художественный стиль русских философов и ученых //Возрождение, 1964, № 150.

90. Ильин В.Н. 0 религиозном и философском мировоззрении Н.Ф. Федорова // Евразийский сборник. Политика, философия, россиеведение. 1929, кн.6.

91. Ильин В.Н. Евразийство и славянофильство // Евразийская хроника, 1926, № 4.

92. Ильин В.Н. К взаимоотношению права и нравственности // Евразийский временник, 1925, кн. 4, с. 305-317.

93. Ильин В.Н. Лейбниц и русская философия. (К 250-летию со дня смерти великого ученого) // Возрождение, ноябрь 1966, № 179, с. 70-83.

94. Ильин В.Н. М.Л. Магницкий Н Евразийская хроника, 1928, №10.

95. Ильин В.Н. Материализм и материологизм // Евразия, 1 декабря 1928, № 2, с.6-7.

96. Ильин В.Н. Материализм и материя. Париж, YMCA-Press -Варшава, «Добро», 1928. 32 с. Серия Христианство, атеизм и современность. Выпуск 4.

97. Ильин В.Н. Метафизика и феноменология красоты с ее антитезами // В.Н. Ильин // Возрождение. август 1969. - № 212. - С. 91-104.

98. Ильин В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. . Сгтб.: РХГИ, 2000.

99. Ильин В.Н. Николай Онуфриевич Лосский и его значение в истории русской и мировой философии // Возрождение, 1965, № 160.

100. Ильин В.Н. Огец Павел Флоренский замолчанное великое чудо науки XX века // Возрождение, декабрь 1969, № 216, с. 45-62.

101. Ильин В.Н. Письма Н.А. Бердяеву от: №.01. 1925 (20.12.1924); 26.08., 17.10. 1930; 30.04.1932; 28.09.1933; 18.04.1934; 10,02.1935; 23.04., 23.06., 04.07. 1943. Звезда, 1997, № 3, с. 174-184.

102. Ильин В.Н. Письмо в редакцию журнала "Русский путь" по поводу утраты рукописей работ "Основные черты Общей морфологии" и "О Халкидонском догмате". Русский путь, 1956, №73.

103. Ильин В.Н. Преподобный Серафим Саровский. — Международный центр Рерихов, 1996. Репринтное воспроизведение издания 1930 года (Париж).

104. Ильин В.Н. Преподобный Серафим Саровский. Париж, Умса-Press, 1925.

105. Ильин В.Н. Семен Людвигович Франк и русская философия, (По поводу последних публикаций "Les Editeur Reunis") // Возрождение, апрель 1966, № 17, с. 51 -64.

106. Ильин В.Н. Статика и динамика чистой формы, или Очерк общей морфологии // Вопросы философии, 1996, № 11, с. 91-136.

107. Ильин В.Н. Столб злобы богопротивной // Евразийский временник, 1925. кн. 4. с. 155-223.

108. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. Спб.: Акрополь, 1997.

109. Исход к востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София. 1921.1 10. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 2. Мифологическре мышление. М.; Спб.: Университетская книга, 2002.

110. Кассирер Э. Философия симворлических форм. Том 2. Мифологическре мышление. М.; Спб.: Университетская книга, 2002.

111. Князев Алексей прот. Некролог. Владимир Николаевич Ильин // Вестник РСХД. 1974. №114.

112. Козырев А. Г1. Ильин В. Н. // Католическая энциклопедия, Издательство Францисканцев, Москва, 2005, Т.2, стр. 208-210.

113. Козырев А. П. Ильин В. Н. // Новая философская энциклопедия в 4 т. М.: Мысль, 2001, Т.2, с. 96.

114. Козырев А.П. Ильин В.Н. // Русский мир Украины: Энциклопедический словарь К.: Радуга, 2008, с.52-54.

115. Колеров М.А. Братство св. Софии: «веховцы» и евразийцы (19211925) // Вопросы философии, 1994, №10.

116. Кравченко А.А. Логика гуманитарных наук Э. Кассирера. Кассирер и Гете. -М. Диалог-МГУ, 1999.

117. Лаптинская С.В. Философия природы Гете. Монография. -Ижевск. : УдГУ, 1998.

118. Леонтьев К.Н. Восток. Россия и славянство: философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891) / Общ.ред., сост и коммент. Г.Б. Кремнева; вступ ст. и коммент. В.И. Косика. М.: Республика, 1996.

119. Линицкий П. И. Философия Эдуарда Гартмана. Харьков: тип. Губ. правл., 1898.

120. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья 1918-1940. Периодика и литературные центры. Москва, «Росспэн», 2000 г.

121. Лосский В. Спор о Софии. — Париж, 1936

122. Лосский Н. О. Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский (По поводу книги Б. Зайцева и книги В. Ильина) // Путь, 1926, №2.

123. Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.

124. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении; Интуитивизм. — М.: Издательская группа «Прогресс», VIA, 1992.

125. Мейер Г. Тайный перстень // Возрождение, 1936 г., №3865, стр.3.

126. Мень А. Библиологический словарь в трех томах. М.: Фонд имени прот. Александра Меня. Т.З., 2002.

127. Милютина Т. Три года в русском Париже (1930 1933) // Вестник РСХД. 1991. №162-163.

128. Данилевский Н.Я. «Россия и Европа», 3-издание, 1888.

129. Наторп П. Философская пропедевтика. М., 1911.

130. Шпенглер О. Закат Европы. Том.1. Образ и действительность; -Изд-во Л.Д. Френкель, Москва-Петроград, 1923 г.

131. Пащенко В.Я. Идеология евразийства. М.: Изд-во МГУ, 2000.

132. Письмо в редакцию "Путь" П. П. Сувчинского, Л. П. Карсавина, Г. Флоровского, П.Савицкого, Кн. Н. С. Трубецкого, Вл. Н. Ильина и ответ кн. Гр.Н. Трубецкого // Путь, 1926, № 2.

133. Письмо в редакцию «Возрождение» Г. Мейера // Возрождение, 1936 г. №3872, стр.4.

134. Померанцев К. Сквозь смерть: воспоминания. Лондон. 1986 г.

135. Пропп В.Я Морфология сказки. Изд. 2-е. М. «Наука», 1969.

136. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России / Москва. «Русская книга». 1992 г.

137. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. Перевод с немецкого А. Водена. Издание Е.Д. Кусковой. С.- Петербург. 1903.

138. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Перевод со второго немецкого издания. Под редакцией С. Гессена. «Образование». -Спб., 1911.

139. Русская философия: Энциклопедия / Под. общ. ред. М.А. Маслина. Сост. ГШ. Апрышко, А.П. Поляков. М.: Алгоритм, 2007

140. С.Б. Роцинский. Русские версии монадологии и идея всеединства // Метафизика Г.В. Лейбница: Современные интерпретации (К 350-летию со дня рождения)/ Отв. ред. А.В. Водолагин, М.: Изд-во РАГС, 1998. - с. 122 -134.

141. Савицкий П. Н. Открытое письмо В. IT. Ильину // Евразийская хроника, 1935 г., вып. XI.

142. Свасьян К.А. Гете. М., 1982.

143. Соболев А. В. О русской философии. СПб. 2008.

144. Тойнби А. Дж. Исследование истории: в 3 т. Т.1 / Пер. с англ., вступ. статья и коммент. К.Я. Кожурина. Спб.: Изд-во С.-Г1етерб. Ун-та: «Издательство Олега Абышко», 2006.

145. Уиттекер Э.Т. История теории эфира и электричества. Классические теории. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001.

146. Универсум платоновской мысли: космос, мастер, судьба (Космогония и космология в платонизме, "тимеевская" традиция и антич. физика). СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та , 1998.

147. Флоренский П. А. Космологические антиномии Иммануила Канта. С приложением экскурса об антиномической структуре разума. — Сергиев Посад, 1909.

148. Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. Расширение области двухмерных образов в геометрии (опыт нового истолкования мнимостей). -«Поморье»: М., 1922.

149. Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1996.

150. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. Т. 1 (1). М., 1990.

151. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. — 1985.

152. Флоровский Г. В. Письма к П. П. Сувчинскому и Н. С. Трубецкому // Вестник РХД. 1993. №168.

153. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб,1994.

154. Христиан Вольф и философия в России. Спб.: РХГИ, 2001.

155. Христианство перед современной социальной действительностью. Речи Н.А.Бердяева, В. Н.Ильина, Г. П.Федотова, Прот. С. Булгакова в открытом собрании Религиозно-Философской Академии // Приложение к журналу Путь, №32, Париж, Умса-Press, 1932.

156. Ценностные аспекты развития науки Сб. ст. М.: Наука, 1990.

157. Цертелев Д.Н. Эстетика Шопенгауэра. 2-е изд Санкт-Петербург. Тип. М.М. Стасюлевича , 1890.

158. Шкловский В. Розанов. Из книги сюжет как явление стиля. ГГг., «Опояз»

159. Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Сб. статей. JL: Худож. Лит.,1986.

160. Энциклопедия российской эмиграции. Литературное зарубежье России / М.: 2006. Издательский дом «Парад».

161. Яковенко Б. Очерки русской философии, Берлин, 1922.