автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Морис Баррес и его творчество

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Степанова, Наталия Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологич. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Морис Баррес и его творчество'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Морис Баррес и его творчество"

аШГ-ПЕГЙ^УРПЖЙ Г0СУДАРСТБ2ШЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«

На правах рукописи

СТЕПАНОВА Наталия Николгавна МОРИС БАРРЕС И ЕГО ТВОРЧЕСТВО

10.01.05 - Литература стран Западной Евргет, Аиеркки и Ав страхи

АВ70РЁФЕРАТ диссертации на соисканиэ ученой степени кандидата филолйгичесзйг науй

Санкт-ПвтерЗург 1991

Работа выполнена на кафедре истории зарубежных литератур Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент

А.И.Владимирова, Официальные оппоненты - доктор филологических наук, профессор

а.И.Кирнозе, - кандидат филологических нарт Г.В.Филатова,

Ведущее учреждение - Саратовский государственной университет

им. Н.Г.Чернкаевского.

Защита состоится € I г. в /т^ часов на

заседании специализированного созг/а К 063.57.42. по пр;:с™де -нга> ученой степени кандидата фядэлепгееепкх наук в Саккт-Петер-бургском государственном укигзрскгсте: 199164, г. Сг.ккт-Петср -

бург, Университетская наЗореакая, П, ауд.

«

С диссертацией можно ознакомиться в научной библио^еке^ ки. А.М.Горького Санкт-Петербургского университета "¿Ь" /' 19Э1 г.

Автореферат разослан Д991 г. *

гень-й секретарь еяецкзяизкрггшного гИО . # , л А^-

гсета кшщвдат ф::^ологи:;сс!:1гх нарт, $

Ученьгй

СО!

доцент А.И.Владимирова

Морис Баррес /1862-1923/, кругла писатель конца XIX -начала XX века, остают соледное прозаическое наследие. Начав сесю творческую деятельность а 80-х годах XIX столетия, Баррес.скоро завоевал признание современников. Он вошел з литературу как автор двух трилогий - "Культ Я" и "Роман нацио -нальной энергии".

М.Баррес принадлежал весьма обширной области французского искусства, которое противопоставило себя натуралистическому методу и осуществило коренные изменения-в эстетике литературы. На рубзие веков происходили сложные процессы, в результате которых сталкивались противоположные идеи и мнения. Каждый худогкник' пытался найти собственное видение мира, "новую правду" в искусстве-. Такие писатели, .как П.Бурже, А.Ккц, П.Клодель, М.Баррес, .М.Пруст, стремясь охватить в своих про -илведениях реальнул жизнь во всем многообразии ее проявлений, способствовали зарождению нового понимания психологии. Зто позволяло глубже проникнуть во внутренний ¡.игр человека, ис -следовать его сокровенную и индивидуальную сухость.

Ео Франции существует огромное количество' работ, посвященных Барресу. Прежде вс^го необходимо назвать общие рабо -ты по истории французской литературы конца XIX - начала XX зека, принадлежали? пзру известных французских литературоведов, таких, как Я.Пелясье, К.Сененаль, Р.Лалу, А.Билли, М.Тизсн-Браун, А.Абраам* и многих других. Авторы этих книг выделяют Еарреса как одну из главных & литературной

эволюция рубета зекез. Кроме того, написан ряд йнйг, нт1о -средственно посвященных Барресу. Личность' я тйерчее^о пи -

^Pelliaaier G. La.nouvemeni littéraire contemporaine» *

- P.,1901; Sénéchal Ch. Lea grands courants de la littérature contenporaine. - lïarturg» 19Lalsu R. Eistoiroias la littératurs française ccnië3£ôr«ine /187G b noa Jôiiré/.

- P.,1953; 3illy A» L'époque 190di - P.,1951; Tiocn-3râ'j? La crise de l'humanisas: En 2 v. - T.1. - l&niUl d'histoire littéraire de la Franca / B»r un collectif àeuo la d?r. de P.A'orahan, Rossas. - T.5, - ?.>1977.

сателя заинтересовали А.Кд^ара, П.1!оро, П. де Буадефра, Е.-У. Доменака* в других.

Что касается советского лятературоведения, то оно долгое время •питало антипатии те Еарресу, пркгасляк его к грушге "писателей юязериалиствчесзсй реакции^. Начиная с 70-х годов взгляд на Барреса диаметрально меняется. В работах З.Е.Сала -хенова, И.С.Ковалевой, Я.В.Фрзда, А.И.Владимировой, Е.П.Куи -к!ша, С.С'.ЮльийтОзсй^, хоте и посвященных творчеству других писателей, имя- Барреса упсишается довольно часто. Авторы этже исследований начинаэт. видеть в Барресе ке только поли -паса, ко и талантливого писателя рубежа вгасоз. Однако и по сей день художественное наследие Барреса продолжает оставаться для наука явлением еще во ьяого-« ке познанным.

Н.-усиая норижа диссертации связана, в первую очередь, с восполнение« этого пробела- Впервые в советском лнтерату -рпЕед5Н1Ш подробно исрледуетск творчество Барреса, котогыГ: яплялся одкиы чз ятгни представителей ксвого направления г литературе, хотя к стоящего са раа-чами явно реакционного искусства, протквспоставиввего себя демократической литерату -ре. Но поскольку игленно ^десь зарекдались шогкэ важные для будущего развития французской литературы тенденции, творче -ство Барреса представляет интересний материал для нсследо -вания.

Цель исследования состогг в ток, чтобы дать объектив -

Т *

* Clouard Е. Le Bilan de Заггев. - ; ïcreau ï.

Kaurice Berrèfi»"— P,Boisdefrre ж.de. Catirice Ssrrès.

- P.,1962; Doatasch.'j.-ii. Barrée par lui-nêné; - P.,1£î?4. о

Рыкова Н.Я. Современная француз скал литература. - I., 1939; Историк французской гкгзрвтурк: Б 4 т - "T. S. - К., 1953. .

** Балахонов В.£. Ромен Рсллан и его время /"Еза-Крлсггоф''/.-Л., 1968; Ковалева U.C. Твсргагстге Ангтоля Франса в году пе -релока. 1869-1895. - Л., Т957; 5рвд Я.Б. Анатсль £ране и эго время. - âi., 1975; Вту„тирова &.Я. Проблема художественного познания во французской литературе на рубене д*>ух sexes /1690-I9Ï4/. - Д.; IS76; Кушлан S.C. Альбер Каио. Ражше годы. - Л., 1932; Ельиетова С.5. Акат&хь Франс в некоторые вопросы эвэляцан реазшжк. - Ссратсз, 1973.

сг

- 1> -

ну» оценку места Барре с а в общественном сознании эпохи, г том числе э борьбе ее идей, подробно изучить художественное г'всрчество писателя и показать проблематику и жанровую специфику его произведений. Все эти вопросы будут рассматриваться з работе в котэксте- социально-политической -жизни эпохи, а такхе в соотнесении с закономерностями развития французской литературы конца XIX' - начала XX вена.

Для достижения указанной цели необходимо релить следую-:гле задачи:

- исследовать генезиг и этапы развития националистической доктрины Барреса, которая получила воплогцзние в его художественном творчестве;

- проанализировать центральное произведение первой поло -еккы творчества Барреса - трилогия "Куль1? Я" и в связи с этюд изложить основные положения теории издииидуализма и охаракте -ризовать этапы эволюции "Я" на протяжении всей трилогии;

- рассмотреть вторую трилогию Барреса "Роман националь -кой энергии" з свете жанра романа на рубехо XIX и XX веков.

Актуальность работы определяется тем,' что изучение художественного наследия Барреса позволяет понять путь, по кото -рому иошла часть французских писателей, и дает возможность доставить на конкретном материале ряд проблем, существенных для более глубокого понимания закономерностей развития французской литература на рубеже XIX - начала XX века.

Проведенное исследование и его результаты могут найти графическое применение при разработке общего курса лект;«.;; по истории зарубежной литературы конца XIX - начала ал при изучении творчества Мориса Барреса, при чтении спецкур -сов по истории французской литература конца XIX века и французского романа 1890-1900-х годов.

Апробация работы.Диссертация впробировьна в трех луб -ликрциях. Результаты исследования излогенн в докладе на ос -пирантсноы сстоп'арз при кафедре истории йэрубеулых л1ттерг*?ур ЛГУ /1985/, на конференции преподавателей к аспирантов филс-т.ог:веского факультета в Ленинградском университете /1990/.

СОДННЙЕЕ РАБОТЫ

Зс азе.ттрпкк сбесновивастел ек^уольиогть избршнсЛ те -; и, покгснп л Ер\<"г:?:ссхпя елг.ч:гчость рдбето.. определяйте»

ее осноЕКЫ5 цел,£ к задачи. Здесь дается критический обзор -; ж. л^'-ера-гуш вопроса, кратко характеризуется исторкко-лк-'•^рир/раЯ! процесс во Франции конца XIX - качала XX века.

Ь _г-тг'1"<о'' главе - "Политика. Идеология. Творчество" -jj'.cobr./i'pr.baercn мировоззрение Барреса, прослехг.вается связь ero '-ьсрчистза с общестьсннь&и к культурньэ.ш явлениями, кот'--P¿<¿ нылли отражение в "романах.

Пееснчпзн, охьативпий Францию последней четверти XIX века., представлял собой лндь часть всеобщего кризиса, которс;,:у подверглась вся западная циш:лизац;:я. Настроение глубокой подавленное?!: исходило не только 07 военного кора:-::енпг 1870 года, ено подкреплялось влиянием п&соимксткческой фкгософ;::: Гг,;.с."Х'ауорг., Гаргнана к Нкцео. Мощное двигк?н;:е доели а 90-е vepu XIX пока было бунтоы проггде acero против прягата каге-p!-„v.Wiorc над духошлг, протпи ютсряаднрма к позитивна:.». С гот был стаечек проявлением лд^ьжего »лторсса к пр-

рациснаг.ьноку, прсБрглчнгхемуся затем в ку.тьт ггузст-за к «к -етг'лкта. Разум бсльпю не касался "бесценной :.:е:-гулкной'', ра-Д1: KÜ70J.0Í5 KOJiChO ОТККЗ&ТЬСЯ 07 ЙСбГО ОСТАЛЬНОГО. ?■ ЙИЛОеО~ПК набмедплось созровдение здеалкстичосзкх теиденпкй. Пес-соло -туя исследовала иррациональные мелкиреггл. в ^сведении чаге-Вес ото сказало очень сильное елишнс на кнтеллептуал:. коо рас^итиг молодого Баррэса и на гее по::слеш:с IK'Q i.

¿.•.лературная деятельность Еерреса на-":;таетея с гег.гент:.

гурлила "Та" д^cjf.íp". В с-rc: гремя си еде далег .елл.л.о;¡ i-.:v¡;'; mí;у; v~a i1 егнэт:фрач:сг--;: ~ -:ч .cíe гг"тгееа, er кс.пс...у_ьг'.зпаго :¡ vo:n:c"*;.y..i^ero ког::о;ь -:::: •• . л "рглплл гтлпите.'..- сСр"Л''.т се-'п ij.cp.vy т. :;ег/.::д дел '; Слгллд;;; r.:iv ■ Cvr.v í-л гс; ui-;:?;, г, гг.

г г-;•■.': :г: ;• >:".:j .o:í;í;:;':: л: ;-:ал:.:л:л:;л:л голо-.е; л ;■•: -

. л -.л. v ,.-:■::...". cv.:pi: :■ -

.л.;л: :л . л л лл. ¡; : e¡:;¡етьу*:

J Iczü год г. Ьаррее ьетупаел и л плесчз" -

, 1 ' *! л.л.< л i üy.ií-'Jw.'ovcirc-;; длл.ол;;;; i-- д;. с". пл. "л r;:; •.•.. ;... : a', i.;..r- гл.лллел не :.-од :-:>~д::;л ллл:

- : .." ■• следует-л; ел. лпллль т i. I'.apr>"г.;' "т: 1

V. . L'-.-.c. : дх др.-; i;;.;.'.: peai.'yJ.',..::;-. ('.

•??•} монархически.! переворот *ког бы способствовать про'грессйв-преобразованиям внутри страны. Булат сглзм налгал свое отра-из и романе. -"Призыв' к солдату" /1900/, хотя и бкл. дэре -::.-отрен и приобрел тюе пояткаше в связи с делом Дрзйфуса.'

.Генезис националистической доктрины берет свое начало . зт барресовской теории, индивидуализма,- полухпгЕией хуцокеет -зенпое воплощение в первой трилогии "Культ Я".. Молодой па -затеяв кспьй-ал на себе сильное злиянио немегрих мыслителей ■Сайта, Фихта,- Гегеля, Ннцгге, Вагнера, гсотерце придали значимость индивидуалистическое "Я", превратив его а творца зсе-яенной. Свою задачу. Барре с репает- в духе фжяософии .и зстети--!и конца XIX Еека. .

Возшпшовеикэ культа Я яослуякл С\я1т(. иапразленныЛ пра-гиз внешнего м:гра, в которомгквут ."варпару1'. Под "варвара- .

подразукэвсатея все те, у кого .иной взгляд иа. глень ¡г зхрукзвцзй' кир. Отношения кевду "Я" и "варварами"- стройте/: {а.принципах непртафимой_борьбы. В"'ото« проявляется• самое ' -ергое правило баррейовсксй- ©зпки.Кггмтиро-заз себя от "варваров", ' "Я" кг^од^эс'кн воепггазас? сус-э способность чувствовать.и оыстро з'гййркга'зу' ♦дяеллех'-'угль- . юз знания ОсугугстБИЗ грЬгд'гййгй'э-'-кагрПяснпз чузс?:: об -13203, "Я" оказалось на-трамп йолпсго-дугл. И :-огда сно обращается за п'сиСчНэ я' со&'йл гг?«5?:аа. Тсггг^л об -разом "Я" сбрзт&ет связь с и -к^^г.ет сзугг-л-ь се -

5л мгновениеV. з цепи времен. Эта-е"4Л'*а\ъ2я сс-••02П1Г.; момента: в зэслюцпн б&ррзговоясй ^гй в*й '<&а .

5удет способствовать зоенткпсесиз н^сг^Ь^'тйес'гсЗ зггаг "Земля и мертвые". ■ -'-

Итак, сделен кат,по наярапге;-::».•деТсс''"¿Г ""-Г-троило себя как результат? долгой рейс"::; ц'^-ою рЬда.-3 5прр2ссэс::о.1 ыьяли осучзствйлся переход со культа "Л" т: зисг'зму урошпэ - создания коллеэтйгвЬгО А еодгсс-гС-лс1:-юе праплим и его традициям, ко£ге$М1Ш&о "Я" стак'::у;:ел национальном. £г.я того, чтеби его;':: 'с^дъбог., гг. -.птскальпоз "Я" долгно довериться силач пнегата 2ЕоеГ? раек. Плекко здесь обретает силу'агор'/е прт<с.. ~ ресозсиой эт:п:и: всемогущество келлеиткэнего гпстг-.:-:;-. эСяасти беосоэжтгольного Взрр-„з вадед силу -

pvus, источник существования расы. Прославление инстинкта в у^зро разуму пр:гзздет Барре с а в период дела Дрейфуса к акт1-гателлектуалкгяу, который исчезнет с началом бойни. Такоь пер-вгй пласт барресозсхой доктрины "Земля и мертвые", достаточно удаленный от анархии периода молодости.

Огромное влияние на формирование националистической йокт-р:-кы líappoca оказал французский ученый Ж.Сури, представитель "фпзиолопг-еспой" психологии. Разработанная Сурн слеге-и.-. психологгмеского детерьчиизиа была воспринята Баррессм лик г,рсграм:.'а к действию.

Теория ¡{эзлогствсннсста явилась центральной линией дскт-¡,лиы. 3 ней отчетливо сльыны мотивы обреченности созн&чпг;, !~..:слздуе;.;ого фатаякакск. Деторуииизм Барреса становится физис-лтгнчйсккм. Пси ятом не остается места для какой бы то ни бс.чс зс'г:*ск-:ссти сделать вксор, быть свободным и проявить спои твер-СЛОССбГОС?!!. ЧсЛОВРК, согласно автору теории, СОЗССК Ь-З i-глача-:? зсЛеП," vsvcúh создать иной мир, отличный от того мир-.,

.íot'jj,О;.; лили его предки. Признать свою оа2Ис:«ость, встать _ ряд со сао*.,п предка;,:::, осознать спид, котором определяется поаедгние человека - ото значит бюь сьсоодаш. Зрх&кас uíjC:; детгрулнксм, человек достигает абсслста. Т&па: сорагем

иирабаткагот кр'лтзрни поведения, которые требуат прежде всего безоговорочного подчинения "езеей геыяе к свои;.: керт-

Теория ксскгдстзакнссти получила свое развитие в период дела Дре":фуса. Значение "Дела" обцелдоесгно. Оке создало ь по-клеш: фракции езеего реда руив?:, ставя каздегз пз -род нзсбхсдкксетыэ выбора, и ускорило процесс размежевания внутри французского обсостзи.

С 1897 по 1902 год Баррэс - гастазныД ;штздр*йфусар. Его ;--та-.!тк? в "Деле" не было случайностью. Е-це з период булангиз-; ?. :\-.ррое соприкоснулся с тгмя проблемами, -хсоторче составил.:

ДраЯ^-са. Оно явилось катализатором его политической ькс-«ь-rop тьордх касярдственлости пранямаст полоцкие о прсти--'-.с.тду арийской и семитской раками, о неполноценности последней, чтобы, лаконец-то, найти объяснение предательству ,"pe;ír-vcu, яр;г4нча которого для него скрыта скорое в физиологи-

- -J -

чэском факторе. Что касается вопроса о юридических доказательствах, то ему Баррес отводст второе ;/есто.

Когда отаукели С ~'л ка полях сражений буданетзма, по дел;; Дрейфуса, в зори теоретика национализг.*л устремляется к восток,1' Франции. Откоаениь Барреса с Лотарингией складывались далеко ке просто. А кро«э того, она играла не глевкую роль в кител -лехтуальном (Т'ор'мров&ни;! писателя. Но с переходом к кс.иектий-пему "Я" восприятие Лотарингии становится ;зпм. toa. преЕра^з -ется в сшсш?: псчзенностл и трздициснажюмз, что в дэнно».-случае следует пенпжть кгл продолжите .традиций cbcíx пред -ков. Совэртенстзсвзяие человека возкоаю лшь ка основэ ь-еет-ккх тредкцк?, екладкзав'кхся века;-:;! и не стуег'яемь.'х ни сам".-и справедливыми государственными законами, ни какпуи-дябо друг:»-:-:и соидальннми переворотами. Эти положения легли к основу ро -капа Барреса "Беспочвенные" /1897/.

ВарресозсхиЯ национализм не ограничивается только Л ста -риагиеЯ. Оа зкходхгр на Енелгтзоэ арену - й превращается в тендсн-

изолировать $раншао от губительного влияния Гсруглин. Б птом случае национализм Rappe с а приобретает тто.п',:т;г-;есгс::^ от -текок. Восточными бастионами стали такие романы, как "На слузг.б(з у Германии" /1905/, "КЭдатт Бодота'' /1909/ и "Вдоучо -б ей: ni* холм" /1913/.

В процессе "формирования нацконаякстггаоской доктрин« Баррес приходят к мкелк, что спасти страну от безраг-дельчг reo • подстэуг.тцсП анарч'ш; i/ozor только церковь. ¡Ьг-.чно сна в .дан -hlT! "<?риод способна установить в обществе стабильность ¡- -ряде... Баррес провозглашает религию мера? тяянн •t,:n,w,

условно!', ее идеального с о тг с m: •;1; я. А национализм í^t.^t опосоЗстповпть национальной сплоченности. Ртогэ!' сто ленпП о судьбах католической цертои явился трактат "Ь^лии:--ео»«ян церквей Фршп;иип /19 Т4/. Калтряич ь sarvrrv герч*?:; доте^ьствовала oö очень естественном vnxeirre: о прро^ол^г-:.: Баррессм своего национализма. Огсгнчательиы:'! F-frcoi-, Кпртчта жестких ракок -доктрины осуществился э конце гп'лнн. Cp.u:,e^">.''í-ствеи тому стала повесть "Сад на берегу Срокта" /1У123/- Бар -рос да?:е мечтает от!ср:.ть границы >.:вг.цу Францией и Германией, Есстоясм и Зяпадок. Вновь происходит возвращение к цлея^ч^ти-necKOwy и як'лехткческс»!у нацкеналирьу периода "Таз.д'аикр".

-

До конца Барре с остался евдкм. молодьгл годам, тем герои-

ческим временам,''когда бе^ тещ* сомнения бросался навстречу любым авантюрам.

Втооая глава -. "Началу творческого пути Мориса Барреса и "его трилогия "Культ. 8!"' - рассматривает специфику новейших направлений во французской литературе конца века. Отличительной чертой последней четверти XIX века явилась реакция против на -турадизма, которая ознаменовала собой появление нового поколения писателей,. проявивши* свой талант в области психологии. Среди них следует, назвать прежде всего П.Бурже, затем Ы.Барреса, П.Лоти, Э.Рода, Ж.Леметра. Но по существу "психологический" роман в лице Бурсе не- омог занять в литературе ведущего поло жения, тек как он не внес в эстетику романа.ничэго нового.

Существовали и другие тенденции, которые свидетельство -вали о том, что литература воображения займет одно из первых, мест среди других жанров романа. Параллельно литературе воображения и мечты зародятся жанр, интеллектуального романа. Итогом этих двух направлений стая синтез, который объединил в себе воображение и едеи. Осуществить подобное удалось Ьарресу в "Культе Я", который состоит из трех книг: "Под взглядом варваров" /1888/, "Свободный человек" /3889/ и "Сад°Береники" /1891/.. . ..;•: .. ' . ■■■■ . .V •

"Культ Я" представляет собой монографию, в которой разра-: ботша теория шдйвН^адизма. Цедтром этой теории становится воспитание способности чувствовать, т.е. испытать все чувст -ва, существующие в мире. Замыслом трилогии стало создание такого мировоззрения, которое могло бы быть свойственно молодым людям конца XIX веке. . . .'-.о;,..

• Трилогия начинается с пробувденйя молодого человека к сознательной жизни, коэ^рьй стремится защитить свою индиви дуальность от "варварр?", препятствующих развитии его хруп кого "Я". Централ ык>$:< конфликт трилогии! воплощен в ■ npow.no положноститак зовут главного героя, и "варваров".

Формировониге. этик«; "Я" строится.на том, чтобы это "Я" полностью, без сопротивления, отдавало себя во власть ин стшкта. Именно зто положение возводится Барресом в ццеал и является основным условий высшего развития йндивадуапиз-ма. •'"■'.

Окружая Филиппа.книгами, Баррес дает ему возможность приступить к воспитанга собственной способности чувствовать. Между -тем герой обладает зачатками всех чувств, описание которых он встретил в прочитанных книгах» С помощью своего воображения он ускоряет развитие этих чувств,.Тем самым он опережает свой жязненнуй опыт и приписывает себе страсти, которые еще не испытывал сам.

Постепенно МЯ" осознает, что могет кить самостоятельной жизнью, и полностью порывает с материальным миром. Для дальнейшего воспитания собственной способности чувствовать герой создает метод, который заключается в сле.^ующб^г чувствовать как можно сильнее и анализировать как можно глубже. Метод, созданный героем, всьцело направлен на то, чтобы "Я" воспитало в себе волю. Владея волей, "Я" сможет в совершенстве управлять разнообразными дуиевнныг состояниями, накопленными за всю историю человечества. Идяпо пути совершенствования, герой начинает осознавать себь мгновением вечности. Это новое чувство возникает.только тогда, когда горой ощущает ' .связь со своей родиной, Лотарингией. В течение веков народ Лотарингии накапливал-энергию и опыт,-которые оказались так необходимы героя. Для того, чтс5ы рассмотреть себя в ракурсе веков, герой погружается в область бессознательного, сверх -чувственного. Но не растворяется в-ней, а увеличивает с по -мощыо этого проникновения неисчерпаемые силы человечества и универсальной жизни. - -

Укрепив многочисленными экспериментами свою индивидуальное^, "Я" героя готово к действии. Филипп выступает, крддвда-том в палату депутатов в период-б-уланжизма. Виборм проходят успетно и теперь его "Я" может проявить.себя на практике. 5и липп отправляемся ъ Арль, где встречает деруиму по .имени Ьс -реника. Она представляет собой существо, наделенное одним лишь инстинктом. Мир, в котором _жииет[Бсрекгага, автор скхроличт-кя называет садом., Этот сад представляет Вселенную, где пасет инстинкт. • Именно в нем Филипп чувствует себя счастливым. В е«ду Берснкки герой проникает в глубинные основы Вселенной, ¡? оС -ласть сверхчувственногоь Баррзь считает, что такое дортушо только. интуиции-, тем самым противопоставляя' ее ьаучному глгл-.

лента. Эта идея, подсказанная временем, оказала влияние на последующее развигяе французской литературы.

fia протяжении всей трилогии "Я" претерпевает эволкцкэ, которая состой? из трех этапов. Первый этап - это просто згаггь, 1 зашсиаясь созерцанием хтуткого опыта и накапливая разнообразные чувства м эмоции. На втором этапе "Я" постепенно начинает растворяться в области бессознательного, ко не исчезает в ней, а, напротив, крепнет и обротает верное понимание вещей. И, наконец, на третьем, заключительном стопе эволюции "fi" обращается к человечеству б поиска?: гармонии с ним. Создав свое "Я" в жестких рамках теорчи 1£ндивидуалкзма, герой осущестьляет цель -научиться етть'сради яэдей и быть полетным км. Зта цель дости -гается двумя этапами - первым язляетея "Культ Я", а вторым стане? "Роман национальной скаргиа".

Трилогия Барре се, сзоргэ мол«! о отнести к канру аналитического романа, в которо:.! соображение и ощущения героя подверглись тщательному огадису. Поот:ка романа зполне отвечает такому виду жанра. Все здесь основано на личных переживаниях ге -роя. Что касается внешних событий,-то их совсем кеьяого п трилогии. Пейсах;; постоянно намекиот на то, что судьба героя вы -ходит за рамки сбкчной жизни, он;; проникнуты символикой к об -ретвят шрокий вселенский фон..

. Трилогия "Культ Я" явилась 'синтезом новых цдеЯ, ззроя -даэхихся на рубеже двух пекся, и по сути дела, начинала но -вый этап развита- прозы. Тщ;;:м этапом стал лирический роман. В соответствии с требованиями аотсушш конца, века роман облекался с поэзией и поэтов худежга долглея бил исходить скорее из субъективного восприятия-, чем из объективной реальности. "Культ Я" выдержан в тенг субъективной лирики. От сиэдзолкзю; рдесь и усложненная метафоричность и приподнятость тона. В нем воплотились излюбленные гдеалы остетстза я символизма: уход от нисни в сЕМ0ус0Еер;аенстЕ0Ейние, з мир почти.

"Культ Л" Барроса не представлял соЗой единичного явления б "ноеоП литература". В "Явстоах земикх" /18Э7/ А.Еид тазг.е угвервдаотсл на позициях ирайнего-кчаив1;дуалиэ:я1, па -Çec которого ссдсряйтся а отрицании дицекерной шради соз -рзменнести. 0яуб,изоБ£НШ1Й. а ГО 14 году, роман Алена-Фуркье "БолыкзЯ Ыолыг* нзнлея отражением того зв круга зстетическ;гх

Ги 3 нем rcr, .тс, и с трилогии Барреса, псзнайие игра Vдссдяляетзя не разном, а посредством огцущеикя.

Б .1т/"»1-ей главе - "Худокестпенисе псплоп;ен!-:е нацгок^н-cvi.-''зссой доктрины в творчестве i&puca Барреса" - исследуе-'-c« Сгорая трилогия "Роман национальной онсргии", в i:c?onoi! ;-::j7.'ri свое отражений идейная эволюция писателя. 3 «рилог:э еогзли следующие романы: "Беспочвенные" /1697/, "Пркс'гг; к солдату" /1900/ и "Их лица" /1902/.

В середине 90-х годов XIX века начинает происходить пз -рзоркектация /нтсресоз со всей литературе. Символизм, прзврз-далсь в ":састовсе искусство", все более усложнялся и порой казался недоступк!?.: для пошмания. Представители "нопой литературы" нач:гг{а»зт проявлять интерес к об'дестгекной деятельности. Бурная политическая гиснь конца XIX гена спиде'гельсл'зопа-ла о vom, что яркие врзмя ставить и разругать керал^п."- i; пиальнте проблема.

Трилогия "Роман национальной йкергип" - г:рупй'ей£зе из ь;..-кзведений Барроса. Она стала пр;«т!гчес1:;:м прм'сненкег np:ii>:>;'-поз доктрины "Земля и кортеие". Если в \";'Л!№е Я" -

якам не онал грзнкц, то в ''Романе национально:, екеугк;:* гю гочгтка рассматривается как дсстсбилизирузг-^з яглс-нпо, гой кас для личности, та;* я для обцестза.

В трнхпгнк рассказывается о семи ко::сд(к лстардь'::-.':., 1ркнадлз.-гаа;:Г/С к разным еоцгклшлл ело,"¡л, ко^ор^о иск.гпггксгсгт га прочность- эпохой и историей. Их Kjiripru.: стскозотс;; '¿р:-:.^"-^атель философии Поль Бутейе. Оц пгугаот езекм.утешпи угееняий загон Канта, патегеркчееккй , Бугг-'.е <г." лд-

•т, что .где!« катдого зазнсн? от ссбс?ге:;г:оЛ tc.ui у ..о управлять. Он пробуждает к ученте-г: чос.-с.^бйо'и ст;-. :"с действозать, и го оноячан::" лггцзя й Ei -

чтобы ss^coravb tro оС&г,.'.:: сила?.::;. Hci^';; '.;d '.•;-)-нем сяугдть отечеству, колодка sova'-rnrn;-! ixi^or есз газету. Вскоре газету постигай4 !:piru::n :: дг:--4

з сем:: апогей, Рлкздо и Муг$рсн, Ьй'ЧДцгЛ <:э ос г", ]'■ • ■

?-г,-гся на убкйотзо. В результате Рш:»гдо г.рьегоггл к кс:н::>-:г пз:»ь гга птзфсте, Hj'rlpsn сяагкгается не. д.»о

уд^ба зткх двух героев - самое убздптзлтго ддг • ;;'—

'^здтсльстго его дсктр'Гй;: .дядя бедную, .'- •:-

по нуадаатсa п устоях своей земли, в поддерг:;е иксовьк правил и традиций. Силышэ и богатые приходят к своей цели, Противостоять влияние Бутейо, ках считает Еаррес, могут дашь выход -цд кз старинных семей. Аристократ Сен-Флен, католик и традп-циокалист» порывает , с Парижем и возвращается в родовое г.е:/.э -стье. Избегает духовной гибели к Ромерспакер, представитель. старинного буржуазного рода. Свре-Лефор становится адвокатом, а Регюден - яуркалиотом. Почтенное буржуазное происхождение лд-лаот победителем Ь борьбе-с.пагубными .влияниями и центрального героя Франсуа Стироля. '..■•'

В "Ромене национальной энергия" осущесп'гчяется-то, i: че-:,;у всегда стрекался Еаррес:' скачала воспитать свое "Я", а дате;.: кспытать его.в активной борьбе, Молодце лотарингць? становятся участниками буланжгстского движения. Рисуя события на йене -безграничной Ш1Ш, царившей в это врзыт во Франтя,. r.<ipp-c»a полает осуцеотвяк» воссоединение раэроснонньос сил, ко-тори-с в своем единстве будут олицетворять национальную экер -n.á. Центром, вокруг которого будет концентрироваться ota энергия, станет са»« генерал Булата. Лотарингцк веря? в генерала к тухеются, что ок вернет былой военный престкз Франции р СЕсопе* - - -

белое саготхгах^сь после поразсеиия буяаняистского дг«:-жонкя, есаз колодах дэдеЗ прккгкает участие в разоблачений t¡¿-па:>'с:-:ви аферы, вскрнваей коррупцию и нравственное разлотсенкс правящей зерхуши Третьей ргспублнпи.

Б судебного разбирательства, дела з 1839-1833 гг. ви-ясляяссь, что сказавазиь в трудном фкакоосси полс-

хкпяп, стала .на путь ^йсте^гаткчзсксго-подкупа влиятельных дол-кчосздтс лиц, пояктггческих деятэяай,' ¿хууаторсз газет. Еосьч* пскаоагэльньгл выглядит тот факт, что главны;,«. обвинителем стая былий буявнлкет. 'С 'порготзикем .бугажигка для Баррзса y¿-ратпягчь возможность счистить французский ларла'.-ект от болтунов ч родэотойнж яздеЕ. Беспрецедентный случай ъ истории парламента, подобно п£н&1«ской''афзрз,. явился благоприятней гозиопясотъ'-:1 для сеупоствязния несбкэжкся надежд.

■ Стюрель по собственной икшяагказ ведет рассяедоза:и:Т v. делу "поиамлатов", в тон числе и Поля Бутейэ, который таигс, бргя в^адки. При этом Сторзлем дгигалр только страьлешЪ до-

биться правды и справедливости. Благодаря ему, становится более ялным несоответствие уатду Бутейе - учителем и Еутейе -политгксм, мсгду теор-тигоы и практиком. Подку теп дтзузья ко пс,пдср"Ч"апт Сткрсля. Здесь проявился его индивидуализм, ко -торил подвергся критике со стороны Гсмзрспигера. Стюрель терпит поражение, а глисте с к-г.: к барресоьсккй кццизидуализ.у. Последи::;' долкен подчиниться большинству и не питаться изуэ -пить KJлцеслЕу.з-лло государственные законы. Здесь у?:е. начинал" де:ч.стзсза"ь принята охранительного национализма Барресп, и борьба Стюрелл прекращается.

Расетг.с-ьзгл о судьбе семи лотаркягцпч, Барре с изобретает дузсозчрй гтэлсгсй целого поколения, рожденного после 1С?0 года. Проблеж воспитания, образования, патриотизма, религии; л.агда сбрести смысл хпгш и найти свое квск» в чей; участи? т порлсуиргсяой деятельности, а яурналистскей работе, в судсбчо.Ч процедуре, п политических потрясениях, - гее это нзпло отражение на страницах трилогии.

Трилогия "Роман национальной энергии" не поддается ка -.¡ол-либо клаленфлкзпии и ::е т;пи:чна для литературы конца ХТХ г. поэтому требует иекмдального подхода. Нетипична ч доктрина "Земля и мертвые", яглипг.яся плодом философских и прапстпонних рассуждений Барреса и органично зепедиая э три-лс.";:з. Исходя из гтого, следует сказать о сглсобрзс.ки поп-игл трклог'.»;. Сс.тг? полностью подчинен политике. Кэгху соз-.пч-

н.» >•". P:.ppc>cv>:.¡ ГбрД?:.УИ постоянно ВСТр."Ч;5ГТС'- псом íírrrtc."íi;c

числа сслрлллнкннол. Реалы ir.'; плр-ол r-лм лллл'лл-"" лллл ,,.<чо.-> иолол-т'.нс iiC оллоллки-:; к :л:(лл:л'л:л!.";. !' :чтл у. <•:; ля та'., '"го лолнлкгл'т иллгл-чл г/р:.°'ллелеллл:. 'Л/л-л

ЛГ.!ГГ...-СЯ псптлпссГ, прплс'с;":-', ---re;, i: • ;т г;'--г'' ¡о к лл 1'Г - плглл':, чес "пол:'-: " 'У-.'у. у. уулуу' ■ :лл

: \ еллил/о. лл1, i" i -^лл:- еллрлпл :-'лл"> - : . -лг-д''ллл.

; -г. ч,о леллрллл ллгллл- ". с г;,;::.;, "р: .*.

л",:"" ллллопл'. i: 'Л л; л лл О'-лллл гл; л ~.лл?л ' с.

i. Гг.рр лл г-л-рлл глзлллл л??;:;, ллтлллс; -с: л, л,-л-.Л':;-;л.:- ■ ¡:r;':v. 71л - л" л:л:л, спллл': еллелллл -

:■ , .г. л ■"лю.-т.г лт пр ; Ч'ууг'УЛ т'есп;,'бл1л'е ко:: л с.Г" дл г.":.'"' • ■ л'лл, "лг; к л чг-лл'ллЛ; г. л ллл'-л л ir-лолл п л с;л ■

Л , •■с."". :■:•!.• г "Т.) ;;; '"л;л;С ЧТЛЛОГЛ'Т .■ЛТЛЛ'СЛЛ Л Г-"-'Л "ЛЛ

настоящего исторического документа. В этой связи следует назвать анализируемое произведение реалистически).!. Между тем возвращение к исторической, социальной, ¡теологической проб-лематггке ке сводило трилогия к прежним, устоявшимся формаи реалистического романа. Писатель ищет новые прие:^ и методы. Эксперимент, проведенный Барресом б "Романе национальной энергии" был еще одной гранью в попеках обновления жанра романа на рубеже XIX и XX веков.

Представители "новой литературы" начинают проявлять интерес к социально-политическим проблемам. Например, А. де Ре-нье вслед за "Яемовой тресты)" пишет целый рад исторических романов, чз гшзлк французского дворянстЕа: "Двойная возлюбленная" /1900/, "Живое прошлое" /1905/ и другие. Роман "Ученик" /188?/ П.Бурже ознаменовал собой поворот в творчестве писателя, работавшего- правде в канре "светско-психологического" романа. А. в таких романах, как "Этап" /1902/, "Развод" /1904/ к "Эедгрэдт'' /1207/, Бурже поднял серьезные политические и сощ!£Шьэд>. проблеш. П.Клодель вопреки принципам своей эстетики, проникнутой духом католицизма, также обращается к задачам современности. Пьеса "Залог" /1914/ явилась одним из первых социальных проигведений Клоделя. Но несмотря на пово рот в мировоззрении этих писателей, врад ли кожно говорить о возвращении к классическим канона!.! реалистического искусства. Освоение истории и политики происходало на новом витке и иначе, чем превде.

В заключении диссертации содертатся выводы по результатам исследования. Свою литературную деятельность Баррес начал б период распада натуралистической га:оли и расцвета символизма как в поэзии, тая и б прозе. В г>то ке время начинало завоевывать популярюсть так называемое "психологическое" направление, которое наиболее полно удовлетворяло духовные запросы своего времени. Барреи предложил свой ва -риант романа а противовес натуралистической пколе. Централь ноэ произведение первой половит творсестгш Баррэса - три -логия "Культ Я" - стало новаторским и по седарнашго и по фор»з. Здесь писатель соединил вообраяение с анализом и дал списание "состояния д«®:»". Трилогия свидетельствовала с тем

/

какиш путями способен был развиваться французский «роман на рубеже XIX и XX веков.

Творчество Барреса, как и вбе его мировоззрение, было подготовлено историческими события»! последней четвзрти ХК века, особенностями европейской фгаософской традиции и литературного развития. Чуткий к задачам своей эпохи, Баррес рос., со своим временем, искал контакты с окружающим миром, кото -рые включали бы и "бунт" против этого мирами "согласие" с . зим. ' ;. . ■'•'-.' '

Стихийный энсзеский. бунт, против мещанской рутины «попытка вырваться из ша бездуховности завершается вскоре при-черекием с зт!!м миром, подчинением ему. Все так недавно быв -пий горячим сторонником субъективизма, Баррес уте в "Беспочвенных" начинает отрицательно относиться к личности и в че -тсвеке видит только покойного слугу общественного организма. Таким образом происходит зарождение националистической доктрины Барреса. Ее богатство соткано из. всего многообразия идей, гастроений, неводнявзкх страну в этот период. К'тому же опыт 5арреса позволял понять причины возникновения и дальнейшего заззития французского нацг.энализма, йредставг5жицгд одно из ювейэих явлений конца XIX века. ,

Баррееовский национализм - йШкнсе явление. Его целыо галяется создание мкра с ¿верды&и критериями, свободного от :омненкй, счищенного от Ьсйййс инйс$раннъ& СВйзей. Домино •ого, он стремился верну?ь французам их йсМмбб*!»' и дать им гслыпать голос крйёй, восстановить нарупйшоё бдиис^во' $ран-, [узской нации. Однаяды принятое едкнодусие умельпи* 'ъе*ро'ту , юлитичесяиг и социальных проблем в обществе. Процессы, ве-уп^е страну к упадку, буду? одержаны,, а цринцип^олидар - '• ости укрепит французских» жизнеспособность.

Отдавая сегодня должное мощному й оригинальному ущ Б&р^-еса, нельзя не заметить, что инегго ёго йдеи были сзсёгФ ро-а сгустками обцественно-психологическбй «Ш/осферы конца -Х&-ачала XX века. Именно в это время былй о¥чо¥лпво запёчйтлё-ы симптомы будущего кризиса буржуазного сознания* Чувство еудежлетворенности, утрата вера в будущее составляли тогда цну из доминант духОЕной жизни Франции.

В своих романах писатель стремился схватить реальна жизнь во всем многообразии ее проявлений, выказать как мо:я-но больше нового в идеях и в чувствах. Баррес смог передать общественно-политическую атмосферу, царившую во Франции на рубеже веков. В этом смысле его творчество мокко рассматрн -вать и как исторический документ, и как литературный помят -ник эпохи. Никто из прозаиков лучше Барреса не выразил чув -ство тревоги, схватившее поколение 1830-х годов. Хотя твор -чество этого писателя и не определяло собой всю французскую литературу, однако его нельзя и недооценивать, ибо оно яви -лось.отраяением достаточно большого и важного направления в искусстве. Изучение этого направления помогает лучтяе понять литературный процесс в целом.

По труе диссертации опубликованы следуго'иие паботн:

1. Дневники Мориса Барреса. Изд-во Саратовского ун-та, 1990. - С. 13.

2. Французское классическое наследие в "Тетрадях" Мориса Баррзса. Рук.деп. -в ЙШОН АН СССР £ 43 060 от 18.10.90. -10 с.

3. Морис Баррес и эволюция жанра романа // Весткик Ле -ниградского укичзрситета. 1991. - Сер. 2. - Вьт. I. - С.81-85.

Заказ!/С} подписало к печати 25. 13. Э1 г. Объем 1 лзч. лист, тигра" 100 Типография кздахзльстБа СГУ