автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Трилогия "Культ Я" Мориса Барреса

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Скачкова, Лада Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Трилогия "Культ Я" Мориса Барреса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трилогия "Культ Я" Мориса Барреса"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ^! УНИВЗРСИТ2Г им. М.В. ЛОМОНОСОВА

Р Г Б ОД ®Ш10Л0гат1ески2 факультет.....

На правах рукописи

СКАЧКОМ „ Лада Игоревна

Трилогия "Культ Я" Мориса Барреса

Специальность 10.01.05 - Литература стран "" Западной Европы, Америки и Австралии

А в т ореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1994

Работа выполнена в Московской государственном университете г.ксени ;.:.В. Ломоносова на кафедре истории зарубежной литературы филологического факультета.

Научный руководитель -кандидат филологических наук, доцент Г.К. Косиков.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук М.М. Владимирова, кандидат дологических наук В.А. Никитин.

Ве,пущая организация -кафедра языкознания и. литературы Военной академии. финансов»экономики и права.

Защита состоится я23" сентября 1594 года на заседании специализированного совета Д 053.0?.13 по истории зарубежных литератур при псковском государственном университете имени ■ М.В. Ломоносова^

Адрес: 115859,Москва,Ленинские горы,мГУ,1 корпус гуманитарных факультетов,филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Автореферат разослан " "_•1994.г.

Ученый секретарь специализированного совзта доцент

Трилогия известного французского писателя Нотиса Барреса (1852 - 1923) "Кулст Я" - заметней явление во французской литературе конца XIX века. Она оказала серьезное влияние как на все последующее творчество писателя, так и на французскую литературу конца XIX - начала XX века в целом. Воздействия идешсьэстетических открытий Барреса не избегал практически ни один значительный писатель Франции первой половины нашего столетия.

Объектом исследования в настоящей диссертации является ху-дояественно^публишстическое творчество Мориса Барреса и, в частности, его трилогия "Культ Я", состоящая из романов "Под взглядом варваров" (1888), "Свободный человек" (1889) и "Сад Беретки" (1891). В связи с этим диссертант обращается к работам французских писателей Ш.Морраса, 1. Еида, Р. Роллана,' Г. Флобера, 2. Расина и литературоведов Р. Душка, Я.-М. До-менака, П. Сирио, Р. Гийу, Д. Мутота, А. Массиса, 3. Стернеля, посвященным творчеству Барреса и писателей его времени. Для анализа идейно=эстетических исканий писателя привлекаются труды философов: Ф. Нише, А. Шопенгауэра, И.Г. Фихте, И. Тэна, О.Конта, эстетические работы Р. Вагнера, а такзе некоторые .труды религиозных мыслителей - Святого Августина, Игнатия Лой-олы, Франциска Сальского,

Актуальность исследования состоит в том, что в наше время возрос интерес к личности, развитие и совершенствование личности стало залогом развития народа, государстваЛоэтому не случайно объектом исследования выбрано творчество Мориса Барреса, в частности, его трилогия с синзалическим названием "Культ Я". Пристальна интерес к отдельной личности, к "куль-•тивированшо" и соверленствованию "Я", противопоставление-самоценного "Я" толпе, варварам, воспевшие чести, достоинства,

величия наши - все это дало повод доплатической критике обвинить Барреса в "субъективизме", "индивидуализме", "национализме"' е зачислить его в "лагерь ... империалистической-реак-ши' . Поэтому актуальность исследования состоит еще й в том, чтобы снять с писателя не заслуженные ¡Шлобвинения и поштать-ся поставить его на то место в истории литературы, которое он заеду тли своим творчеством.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является перзш серьезным исследованием творчества 1.1.Барреса, книги которого даде не переведены на-русский язык. Не говоря ухе о работах о самом писателе и его творчестве, которых также не существует на русском языке, за исключением кратких сведений и оценочных суждений в справочниках и академических изданиях (типа трехтомной "Истории шранцузской литературы") . В диссертации предпринята попытка дать историко=литературную интерпретации творчества М. Барреса, показать его идейнозэстетические поиски и открытия.

Методологической основой диссертации являются работы отечественных и зарубежных теоретиков и историков литературы, философов и эстетиков.

Научно-практическая ценность и цель настоящей диссертации состоит в том, чтобы привлечь внимание исследователей литературы, критиков, переводчиков, издателей к творчеству известного французского писателя, который занимает свое место и в мировой литературе. Эта работа может быть использована и как учебное пособие при изучении истории шранцузской, и шире - за-рубедной литературы в вузах, средних учебных заведениях гума- • янтарного характера, гимназиях.

^История французской литературы. В III т. Т. III. М., Издательство Академии наук СССР, I95S, о.441.

Структура диссетугашш: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиография..

СОДЕШЛННЕ РАБОТЫ " '

Во введении дается краткий обзор общественно-политической обстановки во уранщи в конце XIX века, опирающийся на анализ событий в стране (и в Европе в целом ), а такзе характеристика этого времени как особого литературно-исторического периода, отмеченного яркими именами Ш. Баррес, 1Д. Aloppac, H. Пруст, А. Нид и др.) и произведениями мирового масштаба.

Прослеживается эволюция ганра романа, показаны различные попытки его классификации. №чан, отмечается в диссертации, претерпел серьезные изменения. Изменились герои, автор, мироощущение, способ передачи действительности, то есть изменилось как содержание, так и форма. Сама действительность распалась на "разрозненные кусочки"^-. И, естественно, при такси дробном восприятии мира невозможно было сохранить прежнее композиционное построение большинства повествовательных аанров. Поэтому как у Барреса, так и у других романистов каядое следующее действие - не столько логическое продолжение предыдущего, сколько вполне самостоятельная иллюстрация центральной идеи.

С "распадов повествования на отдельные части непосредственно связан и "распад" персонажа. Отказавшись от "цельного" характера, романисты начали анатомировать психику героя, расчленять ее на отдельные составляющие. Под влиянием Ипполита Тэна многие французские' романисты воспринимали "Я" как серию чередующихся состояний сознания. Рене Думик писал, чзо в нас спит множество предшествующих сознаний, о прошлом существовании ко-

V

f Haimond H. La crise du roman. Des Lendemains du. Naturalisme aux aimées vingt. P., Bibliothèque José Corti, 1985,

p. 392.

торых мы не подозреваем, иторя ему, Морис Баррес вводят в свои романы как одну из главных мотиваций поступков личности - голос предков.

Услояниз психологию героя, придав личности многомерность и глубину, романисты столкнулись с проблемой:чкак, какюл образом художественными средствами показать и объяснить психологию Бессознательного: "если не осветить тьму, то ничто не докажет, что тшл пропасть, но если внести много света, то бездна пере-

г

станет быть тайной" .

Морис Баррес справляется с этой задачей, вводя в повествование изощренный психологический анализ, углубляясь в драмлгацух | . в каздом индивидууме историческую память, пробуждая присущие | индивидууму, как представителю регионального, национального и | . народного сообщества, коллективные инстинкты. И наряду с этим \ оставляя место для некоего-непознанного и непознаваемого Бес- | сознательного, некоего "Храма вечной мудрости", в поисках доро-' | ги к которому человек проводит всю свою зшзнь.

Выдвинете '"Я" в центр развития и преобразования денстви V тельность, как ключевого звена этого развития, проповедь активности индивидуума, стремящегося к воплощению своего "Я", и тем самым к преобразованию действительности, воспевание самоценности "Я", а затем и самоценности нации, как вместилища отдельных "Я" и необходимого условия их развития и совершенствовг ния, - именно в атом и состояла заслуга Мориса Барреса перед современным ему обществом.

Во Введении дается такае краткий обзор работ французских ' литературоведов, посвященных творчеству Мориса Барреса, формулируются задачи исследования.

1 аа±шош! Ц. Ор. с!1;., р. 455.

В главе I "КУЛЬТ Я. ОТ ТЕОРИИ К РОМАНУ" теория "Я" Мориса Барреса анализируется на материале первого романа трилогии - "Под взглядом варваров". В первом разделе '-"Морис Бар-рес. .Жизнь и творчество". - дается описание аизненного пути писателя, характеристика его основных произведений.

Успехи молодого писателя в литературе совпали с его вступ лени ем в активную политическую жизнь. Первые два романа трилогии "Культ Я": "Под взглядом варваров" (1388) и "Свободный человек" (1889) , посвященные "религии Я",-были опубликованы почти одновременно с избранием Барреса депутатом от партии буланжистов (сторонников национальной доктрины). Немногим поззе выходит завершающий трилогию роман "Сад Береншш" (1891). Поэтому на всех трех романах лезнт отпечаток политических пристрастий их автора. Трилогия не в целом стала не только - манифестом морального и политического.индивидуализма, но и хрестоматией национализма, гимном национальной гордости и

страстным' призывом к активной жизненной позиции......

Следующей ступенью литературного творчества Барреса стала его новая трилогия "Роман национальной энергии", куда вопли произведения: "Беспочвенные" (189?), "Призыв к оруяию" (1900), "Их лица" (1902) .В этой трилогии писатель наиболее полно, по сравнению с трилогией "Культ Я", более развернуто, с большей степенью худозественной убедительности изловил основные идеи своей националистической теории.

В романе "Беспочвенные",Баррес обращается к теме молодого поколения 8СЪ-х годов. Второй роман трилогии - "Призыв к орузию" - посвящен булангистскому заговору. Завершает трило-гшо роман "Их лица" - яркая картина парламентской борьбы в • период так 'называемого "панамского скандала".

Особую роль в трилогии играет образ Наполеона I. Он выступает как символ энергии нации. Именно у гробница Наполеона просыпается у персонален' трилогш; воля-к активности, к действии. Таким не олицетворением энергии нации оказывается и генерал Буланке с его программой воспитания.националистических чувств. ' \

Очередной ступенью в творчестве Мориса Барреса, в формировании его националистической идеи явилась дилогия "Бастионы на Востоке", куда'воилп"романы: "На слуабе Германии" (_190б) и "Колетта Бодоз" (1909) . В этих произведениях окончательно оформляется националистическая доктрина Мориса Барреса, он занимает открытую реваншистскую позицию, говорят о неизбежности военного столкновения медду Францией и Германией, о судьбе Эльзаса ж Лотарингии как главной причине этого столкновения.

.Морис Баррес был довольно плодовитым писателем. Он писал романы, драматические произведения, статьи, посвященные национализму ("Французская душа и война", 1914, "Сцены и доктрины национализма", 1902), проповеди католшщзма (роман "Вдохновенный холм", 1913, сборник "статей "Великие обиды французских церквей", 1914), критике социалистических (втом числе марксистских) утопий (роман "Враг законов", 1902), высмеивании парламентаризма (сатирическая комедия "День в парламенте", 1894), путешествиям по Испании, Италии, Греции, Франции:

Несмотря на различие тематики его произведений, Морис Бар рес всегда оставался верным своим худонесгвенным и идейным принципам;- подчеркнутому субъективизму, стремлению выдвинуть на передний план интимное переаивание, утонченному восприятию окруяащего шра, ясно вкракенному национализму.

По утверждения самого писателя, все основные талы его творчества были обозначены уяе в первой трилогии. "В романе '"Свободном человек" я обозначил'все линии', которые стал развивать позднее, - пишет Баррес. - Так в "Беспочвенных" и "Призыве к орулпю" я лиль' усложнил мотивы моих первых неизменных идей"1.

Во втором разделе-'Культ Я". История вопроса"- дается изложение теории "Я"- Ыориса Барреса, а такяе прослезиваются источники, на которые опирался писатель.

В тезисной форде Баррес знакомит читателя со своей теорией "Я" на первых страницах первого романа. "Наше Я - это способ реагирования нашего организма на внешние зозбузщения и

о

противоречивое воздействие варваров". Таким образом, Баррес выделяет как бк два разных мира: "мир варваров" и "мир Я", мир внешних впечатлении и мир внутренних реакций.'

В диссертации на основе подробного анализа трилогии прослеживаются истока происхождения вечно меняющегося "Я",, формирующие его доминанты, без которых "Я" обречено на ассимиляцию с "варварами". Основная доминанта - это "культ мертвых" осознание того г-что человек - это своего рода матраца, на которой есть отпечатки многочисленной вереницы предков, стоящих за его спиной.

При выработке своей теории Баррес опирался на работы французских (йшгалит Тэн, Ответ Конт) и немецких (ф.Вицпе, А. Шопенгауэр) аплосотоз, и предде всего труды И.Г.Фихте. В

1 Barrés H. Mes cahiers.En 211 vol. Vol. Y. p.,

Plcn-Nourrlt, Î93S, p. T1.

2 v

Barrés M. Le :Culte du Koi. Sous l'aeil des barbares.

P., Pion, 1922, p. 21.

диссертации проводится ряд параллелей мезду положениями философии йихте и взглядами Барреса, сравниваются понятия "Бессознательного" у Фихте и у Барреса, отмечается сходство категории "действия"- у шлософа и "активности"- у писателя.

а диссертации подробно прослеживается--эволюция "Я" у Барреса, во многом схожая с эволюцией "Я" у Фихте , начинающаяся с осознания того, что "Я" существует, затем проходящая через стадию борьбы с "внешним Я" - "варварами", через уход во внутренний мир, и заканчивающаяся осознанием необходимости внешнего мира, энергии, "толчка".для развития индивидуального "Я".

Отмечается такге заметное влияние на идеи и взгляды Барреса эстетики известного немецкого композитора и мыслителя Рихарда Вагнера и его Французского интерпретатора Теодора де Визева.

Особое внимание уделено литературным истокам творчества Барреса.* Культ "Я" Мориса'Барреса уходит 'корнями в романти- ' ' ' ческиЁ индивидуализм начала XIX века. Именно в романтизме в наибольшей степени выранен культ исключительной личности, ее ' эмоции, перевиваний. Не случайно путь к совершенству герой Барреса начинает с анализа великих литературных произведений романтиков: Бенкамена Констана и Шарля Сент=Бёва.

Французский литературовед Пьер Сирио в своей работе под примечательным названием "Традиционализм" называет Мориса Барреса неоромантиком. "Миссия поэта,- пишет он,- одергивать победу над материей с целью найти в ней нечто духовное, слушать эхо, которое отвечает душе, и по нему узнавать черты духа. Именно в этш смысле Баррес принадлежит к романтической школе"^".

1 Siriot P. Le traditionalisme.//La table ronde. P., 1957, N Hi, p. 19a.

Другой исследователь - Рене Гпйу, - объясняя смысл приставки "нео", говорит о том новом, что характерно именно для Барреса. "Баррес избавил романтизм от всего излипнего, напыщенного, ораторского, - утверждает ГиГту. - Но он такне благодаря романтизму освободил шранцузскую прозу от всего слишком логического, земного. Он внес в нее некую туманность, новые элементы, заимствованные у бессознательного и иррационального"^".

Облагает' писателя с романтикам и культ романтического переливания, всеобъемлющей чувствительности. Об этом свидетельствует и исследователь творчества Барреса Ж.-^М. Доменак.

Герою трилогии Барреса свойственны не только романтический индивидуализм и романтическая чувствительность, но и романтический бунт.

Однако в Филиппе (герое трилогии) пор^З' отчетливее проявляются черты декадентского героя, недели героя романтического. Изощренный самоанализ, устремление в сферу иррационального, всеобъемлющий эгоизм и вытекающее из него одиночество, культ красоты и неотступная мысль о смерти - все это облагает Филиппа с героями романов Гшсманса.

Интересен взгляд одного из исследователей творчества Барреса Эрнеста Роберта Курциуса на его героя: "... это не одиночество сильной личности, это слабость неврастеника, который все время ищет опекуна, защиты. Когда он не находит

о

этой защиты, то обращается к материнской земле.

Gillouin E. Barrés toujours présent. Op. cit., p.80. 2 Curti.ua Barrés "Critique créat.-ur". Op. cit.,

p. 88.

Трудно, однако, согласиться с определением Филиппа как личности слабонервной и безвольной, особенно если судить о нем в контексте всех трех произведении трилогии. В первом романе Филипп еще мозет показаться .таким, но во втором и третьем рефлектирующий индивид превращается в индивида действующего .

Человека, который осмыслил свое предназначение, а затем всеми мерами пытается осуществить поставленные самому себе задачи, вряд ли монно назвать слабым. Наоборот, думается, тут скорее маяно говорить не о слабости, а о силе, ибо герой замахивается на роль Творца. В процессе самопознания он как бы сотворяет себя, свое "Я".

Третий раздел - "Под взглядом варваров" - посвящен подробному анализу перзого романа трилогии "Культ Я", который автор, называет то метафизическим романом, то монографией, как бы подчеркивая его исследовательский характер.

Главная тема первого романа - это противостояние героя внешним силам - "варварам". Отделяя героя от "варваров", Бар-рес вводит ключевое понятие "психическая родина". Принадлзя-ность к психической родине - это некая внутренняя духовная близость, которая монет возникнуть у совершенно разных лццей» "Является ли он плебеем или принадлежит к элите, - заявляет герой, - каждый вне меня есть варзар"х. Этой декларацией Бар-рес снимает социальный аспект понятия в пользу эгоцентризма личности, ее избранности, исключительности.

Основной теме - противопоставлению героя "варварам" подчинена и композиция романа. Перед основным текстом вводятся

1 Barrés Ы. Sous l'oeil des barbares, p.16.

главга! - "соответствия". "Сначала ото видение варварами како-

го=либо состояния кгие:-; ду-ш, затеи - то :хе самое состояние

I

души, показанное так, как мы его осознаём . Б ткань романа писатель помещает вставную новеллу - легенду, язно ннзеянную поэмами Леконт дё Лиля. Проводя параллели мезду новеллой и основной часты) романа, мы находим систему двойников, действующих в романе, помогающих герою посредством примера утверждаться в своей правоте.

Казалось бы, герой навсегда утвердился в вере в самого себя. Но на протяжении романа в процессе самосовершенствования он приходит к выводу об,исчерпаемости этой "самости", к мысли о том, что есть нечто большее, чем "Я": оно управляет личнос-1 тыо и ведет ее по пути к высшей истине.

Роман "Под взглядом варваров" заканчивается слогами: "Ты единственный, о Господи, иоддерзивая меня в этом смятении, часто болезненном, откуда я к тебе взываю, смог бы говорить 'со мной о'добре,'и я умоляю тебя, чтобы благодаря высшему покровительству ты выбрал мне путь, на котором свершится моя судьба. Тн единственный, о Господи, если ты где-то существу-

о

езъ, истина, религия или царь людей" .

Эти слова, эти сомнения, эти поиски героем некоего высшего начала и есть тот первый ыаг, который'совершает он з своем развитии, переходя от самоценности и самодостаточности "Я" к взысканию истины, лежащей за пределами отдельной личности, над нею, вообще над всякой единичностью мира.

1 Ор. сИ:. , р. 21.

Ор. сИ,. , р* 2?9.

В главе II "НАЦИОНАЛИЗМ. ОТ ИСТОРИИ К РОМАНУ" прослеяива-ется история термина "национализм" во Франции, выявляются истоки происхолдения французского национализма, рассматривается национализм Бориса Барреса в неотрывной связи с французским

национализмом.Теоретические постулаты Бавреса иллюстрируются

X

на конкретном.материале второго романа трилогии - "Свободный человек".

Первый раздел посвящен возникновению во Франции самого понятия "национализм". Рассматривая эволюцию термина от стремления к независимости в романтизме начала XIX века до "национализма националистов" - в его конце, в диссертации отмечается, что ранний национализм -, уходивший корнями в якобинскую традицию и являвшийся идеологическим наследием революшщ yse включал в себя два разнополюсных элемента, противоречие

мезду которыми проявилось позднее: "крайний шовинизм" и "гу-jj

манное мессианство" .

Ключевым моментом в развитии нащюналистических идей во франции второй половины XIX века стало поранение ее во фран-ко=прусской войне, приведшее к возникновению различных националистических группировок. Наиболее влиятельная из них - "Лига патриотов", созданная в 1882 году под руководством Поля Деруледа, куда вошли и писатели Баррес и Моррас. Это уже не национализм первой, половины XIX века с его революционными надеждами, и дане не завоевательный - с его эйфорией от побед. "Национализм националистов" - это "защитная реакция... .,2

раненого тела, по выражению французского литературоведа Рауля Еирарде, это национализм обороны, но обороны такой,

1 Girardet Я. Ье nationalisme français, 1871-1914. P.,

Armand Col in, 1Э66, p. 48.

2

Itiid. , p.40.

J.O.

когда далкае уие некуда отступать.

На распространение национализма повлияю такае победное шествие в XIX веке дарвинизма, перенесение' его законов и принципов, в общественную сферу, а такие огромный успех идей грата Артура Еозефа де Гобнно, его постулат об иерархическом характере деления рас на "белую" (ведущую), "нмпгую" и "черную", с одной стороны, и критика, европоцентризма - с другой.

Однако французский национализм, не чуздый этих родовых; националистических свойств, имеет ряд особенностей, отличающих его от национализма в других европейских стратах, и прежде всего в Германии. Своеобразие его состоит в том, что, как писал Я.^. Доменак, он не был чекьто неотъемлемо присущим французам, он был своего рода игрой, "умствованием", сознательным усилием группы интеллектуалов, - в отличие от немецкого национализма, "который стихийно окрасил народное чувство"5.

" Но и французские интеллектуалы не 'бшш едины. В то -время, как одни, утверждая свою националистическую доктрину, опирались на народные традиции (бонапартистская идея, к которой близка формула Барреса) , другие - на традиции Государства (идея Ришэлье, формула Морраса), и лишь некоторые смущенно опирались на расу, "Германия слила эти три элемента в одно динамичное целое" .

В разделе "Национализм Мориса Барреса" отмечается, что национализм в художественном творчестве Мориса Барреса чузд какогослибо доктринерства. Он, по мнению А. Тибоде, "замеча-

1 БртепасЬ' J.-Ы. Barrés par lui-même. P., Seuil, 195<t,

p. 50. ?

* Ibid., p. 59-

тельная теш., полоненная на музыку , так как в нем слиты два элемекта:нащ'юн^1!-;зг."1 и жп.-у«-. гзо.

В эволюции национализма Барреса мы выделяем четыре периода, что позволяет нам проанализировать изменения, произошедшЕ в творчестве и мировоззрении писателя. Непосредственное отличие раннего национализма Барреса от поздне^сформировавшихся националистических идей - это его гуманитарный и открытый характер. Национальным признаком, по Барресу, является не факт рождения на той или иной территории, а факт духовного родства.

С дела Дрейфуса начинается второй период,. наиболее ванный в истории национализма Барреса. "Националист - это француз, который осознал свою принадлешгость к нации, - утверзда-

р

ет Баррес. - Национализм - это принятие детерминизма" .

В национализме Барреса этого периода есть ряд негативных сторон. Синтез черт антисемитизма, антипарламентаризма и идей социализма. - такова особенность мировоззрения писателя этого периода. Однако этот странный сплав, как показывается в диссертации, возтше из лозшых посылок и благородных стремлений оградить страиу от "всякого рода недоброжелателей - как внешних, так и внутренних.

Еще одна негативная черта национализма Барреса этого пери: ода - антиинтеллектуализм. Во время дела Дрейфуса именно на интеллектуалов, этих "балаганных анархистов", Баррес возлагает всю ответственность за раскол общества.

С 1914 года, с объявления войны начинается третий период развития национализма писателя, когда он почти егедневно публикует статьи в "Эко де Пари". Страстным словом публициста Баррес стремится поднять моральны'! дух народа, изобличает не-

1Thibaudet A. Histoire de la littérature française de 17B9 à nos jours. P., Stock, 1936,

^Barrés li. Scènes et doctrines du nationalisme. //L.' оevre de Maurice Barrés.-Vol. 5. P., Club l'Honnête Hooae, 1966, tj.25.

мецких варваров,^борется с пораженческой психологией.

После заключения перемирия начинается четвертый, наиболее необычны;': этап-в развитии национализма Мориса Барреса. Если вкладывать в понятие "национализм" привычный смысл (синоним шовинизма), то этот этап вообще трудно отнести к национализму. Писателя заботит теперь прегще всего "родство дуа". А в последние годы он вообще приходит к некоему всеприятию и зсе-прпглнрешш, мечтает о том, чтобы открылись границы, з том числе и духовные, меэду Францией и Германией, Востоком и Западом;

Видимое противоречие мезду идеями раннего Барреса. и декла--рациями и поступками позднего послугило поводом для одного фарсового судебного процесса.Это символическое судилище, организованное и проведенное в 1921 году группой французских литераторов из объединения "Дядя" не стоило бы и вспоминать, если бы оно не свидетельствовало лишний раз, пусть и в такой форме, о неугасапщем со временем интересе к личности и творчеству Барреса.

Просленивая путь националистической идеи Мориса Барреса, мы замечаем, что пространство его национализма постоянно рас-пиряется - от маша родины, провинции,где родился герой, к стране, к великой Франции с ее. мессианской ролью в мировой истории, а затем к национализму расы, берущей начало от галлов и древних 'римлян;

"Расширяется" он, если так можно выразиться, и вглубь -от крайнего индивидуализма и культа "Я" к сильной личности, в которой воплощаются лучшие черты нации и которая призвана претворять в зизнь стоящие перед ней задачи, к народу в целом, ■ в виде длинной исторической череды предков, и, наконец, к христианскому идеалу, который воплощается в религии, в Боге.

В третьей разделе - "Свободных человек" - националистические вдеи писателя проплластрирозаны на конкретном художественном материале. Роман "Свободный человек" - кульминация трилогии. 3 не:.; прослеживается путь духовных исканий героя, который приведет его к перелому во взглядах на себя, на янзяь, на свое предназначение-в мире, отмечается в диссертации. Открывая все новые правила и погружаясь з мир своих чувств, герой

•т '

преследует две цели. Первая к главная: "познать мировой дух .

— ?

Вторая: "чувстзовать и анализировать без остановки" . Ведь чем больше англизируешь, чем больше чувств познаешь, тем меньший страх перед яизнью испытываешь, получив иллюзию того, что она тебе подвластна.

Бо настоящее самоосознание приходит к герою на его родной земле. Кульминация романа - беседа Филиппа с Лотарингией.; В душе героя пробуддается чувство долга. Он осознает себя еда- ' ным целим со сзоей землей, предками, своего рода нитью, связующей прошлое, настоящее'и'будущеё.' Он понимает;' что тепёрь его черед защитить то, что накоплено многими поколениями предков, и суметь передать это потомкам.'

Для того, чтобы нация вызшла, ей необходимо полностью положиться на силы инстинкта и подчиниться закону расы, являющемуся одновременно законам для.каждого отдельного индивида. Таким образом, всесилие коллективного инстинкта, как считает исследователь творчества писателя Зив Стернель, - один из ба-' зовых элементов философии Мориса Барреса.Инстинкт -еданственг-: нш критерий надлежащего поведения.

Carrée îi. Ье Culte du floi. Пл. home libre. P., Perrin, 1889, P-57. ....

2Ibid., 238.

Итак, "Я" - это результат созидания многих поколений, звено, соединяющее прошлое и будущее, живых и мертвых. Принимая детерминизм, индивид как бы заканчивает свое освобождение, так как быть свободным означает понимать и принимать те факторы, которые и создают-личность. "Личности столь совершенные, ' как мы их представляем, есть лишь фрагменты более обширной системы - расы,, которая, в свою очередь, лишь фрагмент Бога"^.

В Главе III "ОТ КУЛЬТА "Я" К КУЛЬТУРЕ "Я" на художественном пространстве романа "Сад Берелики" прослеживается эволюция барресианского культа "Я", точнее - ее заключительная стадия, когда личность "сначала столь гордая своей свободой, приходит к пониманию своей зависимости от этой земли и этих ■ р

"мертвых"'1', которые задолго до появления конкретной личности жили на этой земле. Иначе говоря, путем очищения своего "Я" от всего постороннего, а затем расширения его за счет необходимого - традиций и корней - и происходит эволюция от "культа "Я" к "культуре "Я".

В разделе первом - "Эготизм" - подробно исследуется одна из ярких тенденций в истории мировой литературы. Размышления о природе "Я", отмечается в диссертации, приводят нас к эготизму - понятию, введенному во франпузский язык Стендалем,

который толковал его как Ъпособ изображения человеческого я

сердца"0. Баррес, заимствовавший это понятие у Стендаля.и в целом отокдествлявший его с индивидуализмом, вносит, однако, з него частичку Бессознательного, инстинкт, с помощью которого индивид становится, по Э. Кайо, "частью более широкой инди-

^Barrès Ы. On homme libre , p. 223.

2 '

Barrés M. Sous l'oeil des barbares. , p.22.

''Stendhal. Souvenirs d'égotisme. P., Gallimard, Î983,p,148.

зидуальностк.

Современный французский исследователь Д. ¡Лутот, подробно анализирующий в своей работе "французский современны!: эго-' тизы" творчество Мориса Барреса, считает эготизм неотъемлемой характеристикой вообще всей западноевропейской культуры. "Все мифы, - пишет, он, - начиная от мифов о Прометее, Сократе, Христе, являются гимном победе отдельных личностей нал Судьбой"2.

Эготизм - это завоевание самого себя и своего места на земле. "Современники не слушали бы меня, если бы отправной точкой было бы не "Я", а чтсьлибо другое"^, - писал Баррес. В ХК веке эготизм, по мнении Мутота, превратился в литературное произведение с элементами автобиографии. А так как кагдо-му художественному произведению в той или иной мере свойственен элемент автобиографичности, то эготизм можно рассматривать как свойство, присущее всякому творчеству вообще.

Обрайп,Г внимание на двойственность, или 'амбивалентность; термина "эготизм", как и на двойственность понятия, обозначаемого эти.: термином.

По мере развития литературы возрастает личностный элемент £ творчестве писателя, проявляющийся не только з содержании, но и в форме, когда в ткань повествования вводится авторское "Я". .Вначале - это авторское отступление, что характерно для более раннего периода развития литературы, затем Еведение

CaUot S. Cinq noments de la sensibilité, française contemporaine. .Annecy, Gardet Editeur, 1358, p. Ю2„

"Itou-toce D. Egotisne français moderne. P., SBD2S, 19&0, p. 115. . .

'Заггеб E. Op. oit.

авторского "Я" в качестве героя произведения.

Тут тояе наблюдается некоторая стадиальность. Вначале ."Я" автора более или менее откровенно.персонифицируется в образе вымышленного героя, причем автор не скрывает эти "родственные связи", затем "Я" автора и "Я" героя все более уравниваются, выступают в качестве одинаково значимых персонажей, и, наконец, "Я" автора заслоняет собой "Я" героя.

С этого момента мы моаем говорить об эготизме узе не как об элементе художественного творчества, а как о направлении в литературном процессе, Именно с этого момента эготизм становится методом художественного исследования и отображения действительности, и именно этот признак становится объединяющим для творчества ряда писателей конца XIX - начала XX века.

Второй раздел посвящен анализу заключительного романа трилогии - "Сад Береники", причем худокественный анализ тесно увязан с выявлением тех философские источников,- которые - . питали при создании этого романа творческую мысль писателя.

Третий роман очень вагсен для правильного понимания и оценки трилогии з целом, так как именно в нем развязываются узлы, завязанные в первых двух произведение:. Один из таких узлов - попытка героя соединить "практику внутренней еезни с требованиям аазна активной"^". Такие попытки, по большей -части безуспешные, предпринимает герой на протяаенпп всей трилогии, что дало основание литературоведу П. Сзрио говог-■ рать применительно к творчеству Барреса о современной "теории абсурда'^ поскольку з его произведениях "человек удерзи- -

1Barrès И. Le Culte du ftoi. L.e jardin de Bérénice. P., Perrin, 1891, P. 9-

Л

вается на грани действия1 , а ведь именно деятельность, движение, изменение - естественное состояние человека.

Однако в третьем романе в образе героя появляется некая

новая грань: увлеклись программой генерала Буланае, он едет в

Прованс, чтобы организовать предвыборную кампанию. "Есть удо-

2

вольствие в том, чтобы делать нечто чрезвычайно скучное" , -скаает Фшшп по поводу избирательной кампании. "Чрезвычайно скучное", но делать!-в этом новое.

В конце ае романа писатель и вовсе приземляет стремление к действию, превращая его в желание получить от главы государства в концессию како_й=-нибудь пригородный ипподром. .

Однако такое чисто внешнее разрешение проблемы слишком просто, слишком примитивно для Барреса, шсателя=мыелителя, создавшего произведение (трилогию), которое мы с полным правом можем отнести к заанру философского романа.Подобное движение стаета не соответствовало бы и самому названию трилогии -'.■Культ Я". ... ...

Поэтому на вопрос, кем не стать: фанатиком, "то есть человеком, который переносит свои интеллектуальные порывы в яизш» или эгоистом (по нашей терминологии - эготистом'), "человеком, который оставляет свои страсти для игр своего внутреннего "Я^ - отвечает в романе главагпритча "Утешение С ен еки =Фшюсофа, обращенное к воскресшему Лазарю". После нескольких лет работы над своей внутренней культурой, говорит а себе Сенека, .он с. радостью стал бы фанатиком и окунулся в поток своей эпохи.

1Б1г3.сИ; Р.; Ор. с11., р. 194.

2

Ваггёв И. Ор. сх-и , р. 60.

31Ъ1й., р. 176.

"Только потока такого не било. Я захотел погрузиться в бессознательное, но в-'мире, в котором я зил, все бессознательное, ■ П1

казалось, исчезло" .

В этом споре Лазарь не произносит ни слова. Однако тленно ему суждено быть фанатиком, отправиться в Галлию, где он становится епископом, мучеником и затем получает воскрешение от Иисуса.

"Зготист Баррес знал, что он не смогет стать Лазарем Бессознательного и национальной души,"'однако он взял на себя этот груз, прекрасно зная границы и опасности возлояенной на

о

себя ответственности'"1', - пишет Злв Стернель, имея в виду и автора и его героя.

В романе ге "Сад Береникл" эготизм превращается в фанатизм, не отказываясь тем не менее от себя самого, то есть в своего рода эготический фанатизм, а герой становится фанатиком эготизма..

Второй узел, который развязывается в заключительном романе, - обретение героем народного инстинкта. "Народ", "масса", "национальная душа" - эти выражения неоднократно-появляются на страницах романа. И это не пустые слова, не дань моде, хотя на мировоззрении писателя и его героя не могли не отразиться". теории, которые доминировали в конце XIX века в общественном сознании.

Многие исследователи, в частности, такие, как' Д. Биддис в работе "Эра масс", М. Мерсье в работе "Новый Ньютон и частный

1Ibid. , р. 182.

2

Sternhell Z. Maurice Barrés et le nationalisme français. P.,'Armand Colin, ТЭ72, p. 51.

случай" ц другие общественные деятели и публицисты, опирающиеся на социологические построения философов, называют конец XIX века "эрой масс", 'признавая за массой творческое начало, видя в ней двигатель истории. Свой вклад в этот процесс "одушевления" массы внесли и писатели, последовательно развивавшие в своем творчестве принципы натурализма, с их нарочитым обращением к плебейской жизни.

Что же получается? "Варвары", от которых бегал герой Бар-реса, признаются творцом нового общества? Это лишь поверхностный вывод, который может быть сделан из размышлений героя о народе, о традициях массы. Если во второй части трилогии герой Барреса открывает в себе некий инстинкт, еще не осознавая отчетливо, что это и есть тот самый народный инстинкт (недаром он пробудился, на земле его предков)то теперь автор дает название этому инстинкту, определяя его как некое животворное начало, исходящее из народных глубин. Следование ему - вот тот путь, который приведет в сад Береникк.

Тут мы вплотную подходим к ключевому понятию и термину, , которым пользуется Баррес в заключительной части трилогии, -понятию "Бессознательного". Художественная интерпретация этого понятия в романе опирается на философию немецкого мыслителя ИХ века Э. Гартмана.

Инстинкты у животных, разнообразные проявления целесообразности в природе- - все это Гартыан признает свидетельством существования бессознательных представлений. Приблизительно то же мы находим и у .Барреса. Ведь и для него именно природа и животные, а такие такие""наивные" существа, как Береника, являются носителягж высшей мудрости, так как голос "Бессознательного" звучит в них наиболее сильно. Именно они и подводят те-

роя к мысли о том, что корень сознательно:: лизни заключается' /

в "Бессознательном".

Береника, как и .4шшш, - центральное действующее лило.в романе. Недаром он носит название "Сад Береники". Назвав свою героина Береникой, Баррес связал ее невидимой' нитью с великой предшественницей, героиней трагедии 2. Расина, палестинской царицей Береникой, пожертвовавшей своей любовью к римскому императору Титу ради его величия и славы, ибо законы Рима запрещали брак с иностранкой. Именно это. жертвенное чувство п роднит Беренику в романе Барреса с ее великой предшественницей. Французская Береника также пожертвовала собой ради любви к Филиппу.

Тема смерти - одна из главных в романе "Сад Береники". Отпечаток смерти лежит на героине романа на протяжении всей ее жизни. Не столько смерти как таковой, сколько некой бесконечной грусти. Тут как нельзя лучше подошла бы слова Расина из • • предисловия к его "Беренике": "В ней все проникнуто торжествен-.

ной печалью, в которой таится наслаждение, получаемое нами от г

трагедии" .

Свою Беренику Баррес соотносит и с другими литературными персонажами, в частности, с дантовской Беатриче. Вот почему Береника для Барреса не просто конкретный человек со своей судьбой и трагедией. Береника — это собирательный образ, образ женщины вообще. Иными словами, по мысли Барреса, все женщины, которые появляются в трилогии, и были Береникой.

Но если в первом и частично во втором томе Береника была лезь "объективированной чувстзенной частью" героя, то в третьем она становится его идеалом и религией. Береника - "тот ма-

' ^ Расин 2. Береника. Сочинения.. В'2 т. Т. 1. 1.1., Искусст-' во, 1984, с. 343.

ленькит; толчок, благодаря которому каждая частица мироздания

JT

свидетельствует о тайной работе Бессознательного".

В Беренике-i; долине Эг-пЛорт, гдерасдодагается ее сад, ■• герой увидел носителей идеи традиций, идеи единства поколенщ культуру, типом которой они являются п которую автор называв! "садом Береники".

Как видим, 'Ьад Береники"- это еще и аллегория. Так и вост. принимает одноименный роман исследователь литературы М. Мер-сье, утверждая., что внутреннее движение романа "заключается в обретении смысла: раскригь идеал, который возвышается над чередованием времен ж руководит-их движением; это предполагает прежде всего понимание настоящего как содержащего в своем зародше уснувшее прошлое, которое вдет лишь одного - вновь вернуться к жизни" .

Е.-М. Доменак, говоря об особенностях романа, отличающих его от первых двух, отмечает и такое его свойство, как "открытость", "открытость всему: огромной долине Эг=Морт,- нетронутому Бессознательному, заключенному в ослике, утке, маленькой девочке Беренике, которая является как -бы переходной

о

ступенью от примитивной души к душе народной .

Но, пожалуй, более важное в романе - это не столько открытость, сколько открытие героем народной традиции как почвы, на которой произрастают сильные эмоции, народной душ

TBarrèa Ii. Op. cit., p. 202.

, 2Harcier M. Le culte du moi./Aier J. Maurice Barrés et le culte du moi.' P., Archives des lettres modernes, 1958, p. 47

^Domenach J. Op. cit., p. 21.

как корневой систёмн каддого отдельного "Я"..

■ Анализ романа позволяет вычленить главное, что проходит через него красной нитью:' утверндение примата' личности, а не "варваров", тероя, а не толпы. В том и состоит заслуга писателя, что он не побоялся в слояное время повышенного внимания ко всякого рода брожениям в обществе, к общественным дви-зениям, к народу вообще как некой двивущей силе истории, открыто заявиаь 2 настойчиво, дале вызывающе провести в своих произведениях мысль о самоценности личности, противостоящей толпе "варваров", о стремлении к ее абсолюту, к Богу, высшей идее, которая определяет все наши поступки, руководит всеми нашими действиями.

В Заключении приводится обзор откликов, которые.были вызваны публикацией трилогии "Культ Я" (ж. Ренар, Я. Райнер, Ш. Моррас,' А. Жид, К. Дизон и другие^. Отмечается, что на определенных этапах исторического развития писатели, подобные Барресу, особенно необходимы. Баррес напомнил людям, что каядый из них - неповторимое "Я'!, покоящееся на вековых традициях; напомнил французам, что они единая нация, что кандый из них ответственен за-своих страдающих братьев.

Творчество Барреса —это типично гораяцузское явление. Его романы и статьи посвящены Франции, ее национальной'чести, ее величию, ее роли, 'которую она призвана сыграть в мире. Баррес гордится Французским гением, давшим так много миру в самых разных областях науки, культуры, общественной мысли, и, конечно, в области литературы. И само творчество Барреса, пропитанное национальным самосознанием, такне является проявлением шзнеутверндающего (французского гения.

Прогрессивность исторического явления, пшет Вл. Соловь-'

ев, определяется тремя факторами: личным, 2) национальным е 3) универсальны/'. В проявлениях национального генпя мы' находил все эта три фактора, ибо "Я" личное является органи-" ческим составляющим "Я" национального, а, в свою очередь, "Я" национальное является частью "Я" мирового, "Я" универсального.

Об этом , и говорит нам Морис Баррес на протякении всей своей трилогии, прослеживая, как культ "Я" трансформируется, в конце концов, в культ страны, культ предков. Как Бессознательное - этот универсальный общечеловеческий духовный инстинкт, проявляешься, в частности, как инстинкт нации, народа, - формирует "Я" и утверждает его самоценность в гармонии личностных, национальных и природных начал.

.. До теме диссертации опубликованы следующие работы: 1 .Творческий путь ?/ориса Барреса.Ццейно=художест-венкая эволюция.Ы.,Слог,1994. / 3 п.л./ ■

1 См.: Брокгауз и Ефрон. Т. 40. СПб., 1897, с. 710.