автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Мудрость и истина
Текст диссертации на тему "Мудрость и истина"
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
на правах рукописи
ВИЛЬДАНОВА ГЮЗЕЛЬ БУЛАТОВНА
МУДРОСТЬ И ИСТИНА: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
Специальность 09.00.01 - онтология и теория
познания
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель-доктор философских наук, профессор ХАЗИЕВ В. С»
УФА -1999
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ МУДРОСТИ И
ИСТИНЫ 17
1.1. Истоки иррационального понимания мудрости и истины. 22
1.2. Рациональная концепция мудрости и истины. 46
1.3. Проблема сочетания рациональных и иррациональных аспектов в исследовании мудрости и истины. 68
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА МУДРОСТИ И ИСТИНЫ В СВЕТЕ
"ДУХОВНОГО ВИДЕНИЯ" 96
2.1. Традиционный и нетрадиционный подходы к вопросу о соотношении мудрости и истины. 101
2.2. Уровни сознания и мудрость в структуре человеческой духовности. 124
2.3. Самосознание (рефлексия) как элемент бытия человека и
его мудрости. 138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157
ЛИТЕРАТУРА 164
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В истории философии и религии очень много говорили и говорят о нравственности, морали, духовной мудрости. На протяжении многих столетий великие мыслители восточной и западной философии и религии задавались вопросом: «Что такое мудрость?», « Что есть истина?», «Каков идеал мудреца?». Эти же вопросы остаются одной из главных тем философии и по сей день. Истина в соответствии со своим подлинным смыслом и духовным назначением, должна выступать в форме мудрости.
Мудрость является абсолютной ценностью жизни, универсальным, целостным языком духовной культуры Запада и Востока, выражающим единство истины и блага, знания и любви, разума и сердца, жизненное воплощение идеи и идеальное преображение жизни. Мудрость заключает в себе глубокий эпистемологический и онтологический смысл: это не просто знание истины, но и воплощение истины в жизни посвященного человека. Актуальность мудрости состоит в том, что для нее должное является сущим, а сущее -должным. Бытие мудреца есть выражение абсолютного тождества гносеологии и онтологии, субъекта и объекта, основа духовной универсальности.
Мудрость необходимо рассматривать не просто как одну из категорий восточной и западной философии, но как сущностное выражение истины в ее абсолютном, целостном проявлении.
Рассмотрение мудрости и истины в их духовно-целостном и онтологическом выражении позволяет выявить истоки и смысл совершенствования личности. Духовное преображение человека может быть осуществлено только в процессе творчества жизни, принимающего форму личностного воплощения истины в жизни. В этом смысле мудрость является идеальной моделью истины. Все проблемы истины находят свое разрешение в мудрости, в поведении и образе жизни мудреца. Осмысление истины может быть связано только с актуализацией общечеловеческого опыта мудрости.
Какие ценности истинные? Что такое человеческое счастье? Каков путь к ним? Эти и другие вопросы, непосредственно связанные с рассматриваемой темой, являются злободневными как для всего нашего общества, так и каждого отдельного человека в эпоху всеобщего хаоса и деструкции. Чтобы не растерять все ценное, гуманное, накопленное предками, следует ещё раз обратиться к бессмертным духовным сокровищам человечества, которые могут помочь сохранить в это нелегкое время доброе, красивое, истинное. Такова практическая актуальность темы. Теоретическая - состоит в том, что накопленный философский опыт двадцатого века позволяет по-новому взглянуть на одну из вечных проблем философии - на соотношение мудрости и истины.
Степень разработанности темы. Идея мудрости очень многогранна. Она находит свое выражение в различных областях знания: философии, религии, мифологии, фольклоре, искусстве, науке.
1 В 1 истории западной философии мудрость рассматривалась как «беспредпосылочное знание», «знание вечных вещей», «умозрительное знание причины существующего» (1 17, 432). В истории философии можно выделить ряд трактатов, осмысляющих и акцентирующих умозрительный метод познания истины как путь к обретению мудрости. Это прежде всего «Евтидем» и «Послезаконие» Платона, «Метафизика» Аристотеля, «Охота за мудростью» Николая Кузанского, «Начала философии» Декарта, «О мудрости» Лейбница.
Определенный теоретический интерес к проблеме мудрости и истины проявляет и современная западная философия. В трудах Хайдеггера( 156), Марселя(96), Рассела(128), Витгенштейна(26), Ясперса( 1 71), Поппера(121) и других предпринимаются попытки определить духовные истоки мудрости.
2. В отличие от умозрительно-философского типа мудрости западной философии, раскрывающегося с чисто эйдетической стороны, религиозно-философское осмысление мудрости и истины в восточной традиции, укоренен в сущем, что влечет за собой необходимость преображения бытия, воплощение истины и мудрости в жизни человека. Это выражается как в форме жизненного следования Брахмана
(«Высшего Я»), так и в форме мистического единения с Абсолютом, достигаемого через просветление мудреца-аскета.
Религиозно-философское преломление мудрости и истины обнаруживает их глубокий эзотерический смысл. Мудрость и истина приоткрываются здесь со стороны тайного знания в священных книгах древности: Ведах, Упанишадах, китайском Каноне Перемен («И цзин»), египетской «Книге мертвых», тибетской «Книге мертвых», а также в трудах таких мудрецов, как Лао-цзы, Конфуций, Чжуан-цзы, Патанджали, Нагарджуна, Шанкара.
ч,
Современная восточная традиция мудрости и истины, особенно полно освещенная в индийском трансцендентализме (Шри Ауробиндо, Шри Рамана Махариши, Джидду Кришнамурти, Бхагаван Шри Раджниш) и в трудах дзенских наставников (Дайсэцу Судзуки, Сэкида Кацуки, Тхить Нъят Хань), основывается на исследовании механизмов психофизической регуляции сознания, осмысления путей духовной эволюции личности и опыта единения с Абсолютом, Космосом.
Для Сократа, Платона, Аристотеля и всей западной философии основой познания истины является мышление. А для Будды, Лао-цзы, Патанджали, Нагарджуны и всей восточной философии основой мудрости и истины является видение. Поэтому Будда, Лао-цзы, Шанкара философы "бытийной мудрости", а не рационального мировоззрения. Они никогда не рассуждали о мудрости и истине, считая что рассуждения не являются знанием, потому что когда человек
знает истину, нет необходимости в размышлениях. Когда человек не знает истину, то он не может познать ее рассуждением. Поэтому восточные философии философиями в западном смысле понимания не являются. Использовать слово «философия» применительно к даршану можно с оговорками. Слово «даршан» означает непосредственное видение, прозрение, постижение, осознание без дискурса. Нечто похожее можно увидеть в "интеллектуальных озарениях" Платона, в "интеллектуальных экстазах" Плотина, в "наитии Свыше" пророка Мухаммеда, в "Фаворском свете" Паламы, в "мистическом экстазе" аль-Халладжа, в "божественном откровении" Мейстера Экхарта.
3. Источник различия между рационалистическим содержанием западной гносеологии и иррационалистическим (мистическим) характером познавательных установок восточной и арабо-мусульманской философии, на наш взгляд, заключается в изначальной нерелигиозности греческой философской мысли, основы западного философского мышления, и в наличии сильной религии и класса священнослужителей к моменту зарождения арабо-мусульманской философии как формы теоретического осмысления бытия и судьбы человека в ней. Существенную роль в прояснении ряда других узловых моментов нашей проблемы сыграло использование текстов выдающихся исламских мистиков-суфиев эпохи зрелого и классического периода мусульманского мистицизма, таких как Ибн Ата Аллах Александрийский, Абу Хамид аль-Газали, и особенно, аль-Халладж.
4. На этом фоне можно выделить работы и отечественных авторов, посвященные исследованию проблемы мудрости и истины с позиции методологического аппарата онтологии, гносеологии, методологии науки, психологии и социологии. В исследованиях, посвященных вопросам мудрости и истины, можно отметить труды Галимова Б.С., Ильенкова Э.В., Копнина П.В., Кудряшева А.Ф., Назарова В.Н, Нарского И.С., Нуриева Д.А., Руткевича М.Н., Хазиева B.C., Финогентова В.Н.
Актуальность темы и сложившаяся проблемная ситуация в современной философии по поводу изучения мудрости и истины предопределили объект, предмет, основные цели, задачи и логическую структуру данной работы.
Объектом диссертационного исследования является мудрость и истина в единстве их рациональных и иррациональных компонентов в различных гносеологических концепциях.
Предмет исследования - конкретные гносеологические интерпретации мудрости и истины в истории философии и их место в структуре человеческой духовности.
Цель исследования - создать целостную концепцию мудрости и истины в гносеологическом анализе восточных и западных их трактовок, аргументированно доказывая, что восточное понимание истины и мудрости предоставляет человеку возможность сделать свою жизнь более полной и счастливой, чем западное (рациональное) мировоззрение. Для достижения этой цели решаются следующие основные задачи:
-проанализировать состояние и степень изученности понятий "мудрость" и "истина" в восточной и западной философии;
-выявить и доказать тесную взаимосвязь понятий "мудрость" и "мудрец", "мудрость" и "истина";
-раскрыть взаимоотношение категорий "мудрость" и "уровни сознания" в структуре духовности;
-доказать невозможность раскрытия внутренней сущности понятий "мудрость", "истина" лишь при помощи категорий "субъект" и "объект", "мышление", "рассудок", "логика", трактуемых чисто рационалистически;
-обосновать положение о том, что за феноменами "мудрость" и "истина" в восточной и западной философии находятся самостоятельные и оригинальные концепции бытия и познания в истории мировой философии.
Таким образом, постановка задачи исследования и степень изученности проблемы мудрости и истины, свидетельствует, с одной стороны, о глубоком общекультурном интересе к ней, а с другой - об отсутствии целостного, концептуального (философского) и эзотерического анализа этой проблемы. Необходимость целостного подхода придает особую значимость обоснованию метода исследования.
Теоретической_и_методологической_основой
диссертационного исследования выступает синтетическое философское мировоззрение, спецификой которого является сочетание элементов традиционно разделяемых (как взаимоисключающих друг друга) материализма и идеализма, рационализма и иррационализма. Используются также базовые
категории системно-структурного анализа и типологического подхода.
Весь категориальный аппарат, выработанный мыслителями прошлого и современности, используется диссертантом в той мере, в какой это целесообразно и необходимо для решения задач исследования.
Наша работа не носит историко-философский характер. Этим объясняется выборочное обращение к историческим фактам и именам.
Ясно, что в творчестве всех философов есть доля «нетрадиционности», что и объясняет их индивидуальность. Нам же важно выявить тот аспект в творчестве того или иного мыслителя, который характерен для определенного типа философского осмысления проблемы мудрости и истины и характеризует преобладающую тенденцию.
Особенность мудрости, в отличие от истины, состоит в том, что при всей своей духовно-практической целостности и жизненной достоверности она не стала ядром самостоятельного жизнеучения, отдельной дисциплиной духа, подобно философии, психологии, логике, этике. Учений о "софии" много, но "софиологии" как целостного учения, на наш взгляд, нет.
Феномен мудрости в одном из своих трактовок не может являться объектом изучения философии, объектом ее категориального анализа, так как он трансцендентен и практически невыразим на языке понятий логики. Явившись своего рода «протодуховностью» культуры, из которой впоследствии образовались отдельные сферы знания, сама
мудрость осталась при этом своеобразным архетипом целостности знания и его неразрывности с жизнью. Следствием этого стала ее духовная универсальность, категориальная многозначность и научная неоформленность. Гегель в этой связи справедливо заметил: "Мудрость - это не наука; мудрость есть возвышение души"(32, 62).
Мудрость и в самом деле не является системой знаний в том традиционном смысле слова, который оставляет за ней (мудростью) значение исторически определенной формы знания, выступающей в абстрактно-всеобщем дискурсивном виде. Мудрость - это такая форма духа, которая утрачивает смысл в отрыве от субъекта духовного творчества, от личности мудреца и его жизненного пути. Особенность мудрости состоит в том, что она выражает себя не в абстрактно-всеобщей, а в конкретно-личностной, экзистенциальной форме. Это значит, что исследование мудрости может быть осуществлено только через анализ феномена жизни мудреца. Причем речь здесь идет не об эмпирическом жизнеописании или простой типологизации мудрой жизни, но об аналитическом исследовании смыслообразующих моментов в жизнетворчестве мудреца в свете его осознанного местопребывания в мире.
Феномен мудрости и истины означает в последнем случае бытийно-личностную явленность знания. Здесь все иначе, и все не так, как принято в дискурсивном мышлении. Знание не столько "отражение объективной реальности" и не столько "субъективный образ материального мира", сколько индивидуализированное бытие; состояние мироздания,
свернутое до масштабов одного отдельного мудреца (можно сказать и по другому: состояние мудреца, "растворенного" в мироздании). "Явленность" вовсе не раскрытие сущности во внешнем плане, а исчерпывающая данность, то есть настоящее, которое содержит в себе и прошлое, и будущее. Западному понятийному мышлению все это тоже знакомо, но такое состояние считается доступным лишь Богу (Абсолюту). А в восточной - человеку, мудрецу. Как ясно из сказанного, явленность знания одновременно и бытийно, и личностно, а также и всеобще, и единично. Анализ мудрости и истины, как целостного познавательно-мистического феномена,
предполагает выбор исходной концептуальной идеи, позволяющий рассматривать в единой проекции все многообразие культурно-исторических форм ее выражения. Исходной установкой стало понимание мудрости в плане перехода идеи в бытие, воплощение истины в жизни, что определяет состояние идеально преображенной жизненности и жизненно воплощенной идеальности. Это духовно-бытийственное состояние преломляется в образе мудреца, стремящегося через познавательно-мистическое творчество жизни достичь единения с Абсолютом, то есть снять субъективно-жизненную ограниченность духа.
Данная концептуальная идея лежит в основе новых представлений о мудрости, формирует новое видение образа мудреца как субъекта жизненного творчества. Исследование мудрости как способа личностного воплощения идеи в бытии позволяет существенно расширить культурно-исторические рамки мудрости, включив в нее явления, связанные и с
экстатическим изменением духа (пророчества, посвящения), и с психофизической регуляцией сознания (даосизм, йога, суфизм), и с нравственным самоотречением (аскеза, самопожертвование). Но при всем феноменологическом многообразии форм мудрости и различии методов и путей ее достижения, мы рассматриваем ее как единый духовный феномен.
Научная новизна исследования заключается в следующем: установлены сущностные различия в западной и восточной трактовках истины и мудрости. Если для западной философии основой познания истины и обретения мудрости является рациональное мышление, то для восточной философии основой мудрости и нахождения истины является видение, осознанное наблюдение за субъектом и объектом одновременно, не отождествляясь при этом ни с одним из них;
обосновано утверждение, что восточное понимание истины и мудрости представляет человеку большую полноту бытия, чем западноевропейское;
уточнено содержание понятий «познание», «трансцендентальная и трансцендентная мудрость», «целостный ум», «посвящение» и «просвещение», «истина», «логика», «мышление»;
- проанализированы взаимодействия понятий «мудрость» и «истина» в различных философских традициях, ибо с точки зрения только рациональной философии и ее основополагающих понятий: «субъект», «объект», «познание», «разум», «мышление», - не всегда возможно указать путь к истинной полноте человеческого бытия и счастья;
- разработана классификация уровней сознания и показано их место и роль в структуре человеческой духовности.
К сожалению, проблема мудрости и истины остается объектом одностороннего исследования рациональной �