автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Мухташам Кошони и его творчество

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Орзумуродов, Джалил
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему 'Мухташам Кошони и его творчество'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мухташам Кошони и его творчество"

5 -/^КАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ИНСТИТУТ ЯЗЫКА II ЛИТЕРАТУРЫ им. РУДАКИ

На правах рукописи УДК 591. 55. 09.

ОРЗУМУРОДОВ ДЖАЛИЛ

МУХТАШАМ ЕСОШСШ И ЕГО

ТВОРЧЕСТВО •

10, 01.06. — Литература народов Азии и Африки

АФТОРЕФЕРАТ

диссертации иа соискание ученой степени кандидата филологических наук

ДУША Н Б Е - I 996

Работа выполнена на кафедре перейдено - таджикской письменности и текста Таджикского госуннверснтста

Научный руководитель — кандидат филологических наук,

ведущий научный сотрудник АЛИ Л1УХАДШАДИЕЗ

1. Доктор филологически* наук, профессор МИРЗ О МУЛЛОАХМЕДОВ

2. Кандидат филологических наук ЗОХИР АХРОРИ

Ведущая организация: Душанбинский государственный

педагогический университет им. К. Джураева

Защита диссертации состоится угт> ¿¿ч¿.Л 1997 г.

в -/¿>"час на заседании диссертационного совета Д 013.06.02

но защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте языка н литературы им. Рудакн АН РТ (734025, г- Душанбе, пр. Рудаки, 21).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института языка и литературы им. Рудакн АН Республики Таджикистан

Ученый секретарь ,

диссертационного совета, - (Л ^ кадндат филологических наук " ШОДИКУЛОВ

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

Афтореферат разослан

ОБЩАЯ ХДРЛКТЕРИСТШй 'РЛКОТН

Объект несладопяния. 'Объектом исследования япляются птаяъ п творчество шдащэгося поэта zvr века Иухтатеча Ясгопп. • • Актуальность тскч. на руйбгдз x7-svi пзкол п&т'^олзичпяя тэратурп разделилось на две состаппно частя - пор и ?ад-

г"и:скуп. Котя в йрапо и Кпдии существовал! а.вапьзовалпеъ боль-пой популярностью такие „татературянэ круга, как асфзхенскпЯ, коЯлЭДСхЯй», казанский, делийский и ¿руптэ, персяястмя хяторг,тг-ра отпх регионов, одяоко ш стслз обьо:стс?л грястглйтзго штатом последователей в Тадгг.жстгл?, рягно как п в ¿рута рееттуб-дашх бавяого Соиза. А необходимость о се псесторапкем пх'чэпля'' '"сап:эдов<Ж5и весг:.:а очевтутп. •■ . " •

В'XVI веко, к пргелзру» кгсзткгтй лгтхрп^/рг.Ткруг п Сия оджм из яаБесгшгх дзяхроп, г.озглгплял :?с?сг"й г? гтг-*гг-а' ^фшюям йозош, гстулс ггпгЛ пяг: •*:*г.-;тгг<—г——уэр-^^ (Г^рь гоотоз). !йкстг2ига, етявггчгго п игястгрхшпе 'пгга с-го творческого- наследия, впес^го recwvft в?"п,1д в гпт--рл?згру евояй гаки,. продсгяшптся "ооь"'п йтггуй.и.т^. " •

Клучеттэ творческого пг.сяэлпл Г'ужсглп к>г; -та сг«.*»-пзвековой ллтеретурц ю^зв? бз.чкгао язучт я nnr/r"^^?') ?пп-Ч0Ш10 к п 1глспо спрэдолопия ococcjbocfc-ri лшгкп " стиля .татэр^-тури ПОрПЭДЗ, СГЭ ОЛ1ЯШ Г/ПОСЛОЯГЯГГ,*'? ПЯ С?Я»Ст<$ПЯг Я р-*?"--

г»гз ядшоскоЯ iroccra а , пврездек-талг.-ксой лятервтуро. f

ОТСН ГОЕСрЯ? CStf фЗХТ ;СуГ,ос7г)ООаЬтЯ его СПолп«

СОбрйЯИО СОЧМЭШТЯ"), в который поел:?,' г02эл!?, of4, ялэгя,;, Щ!*а, четвероеттауя к '.шрячоекпз туакгатл Яухтетглз "Нукяя уя-ещп («Услада хда>3язшшг*) ч; «?1~<гьсшт:?м <"а7сгязял). Вместе с том, да" исследуя творчество ?,coz гаезгехзй и воэтоз-n это относятся ко вссг.;у лмгзратуряегг,* iipoucccy—нельзя создсть целостную псторяв датвратурл. Пробелов я ксс.гэдотпгт ягвяя и твор- • чества Мухтетамз п сну подобшк сг.э ггрч.гостаточш», чем тою» вкзвано необходимо с гь образвгагя тс этей творческой лчччостч я оо наследию.

Пела я задачи исслэдованпя. Цель исследования - пзучете спализ творчества "уятазЕма .и внявленпо ого "атрового состава, гдяшшх ?е?г я осо-

бопностоЯ. • D 2одо исслздовашм продпр'пгяты попutici и^яенть

взгляда ;-'ухта_:х-;ла, ссобгшостей ?>гарозоззрб1Шя поэта к ого отношения к различным социальным слоям общества, опрэдолга» его

роль л :.:■} с"а> тал~акс?-:о-кэрсвдской поэмм. 0

г/отодоллгкч^скис' оспота ис'тледочппзя.- ¡¿етодологпчоспу» сигояу ласс^й'йш^г состшшыг првшдеш «сторпко-сразапгаглького пзучог'ля л:ггс,р л'уш. достап-игия созре-;.:з«кого .шторатуроводошш

слуге:.1:;: труда восто;:о&здоз, ¡тага к л" ьл ¡г ог^пст^жг;::; ¿л;г*рйтуроуь-дов по ::зучо-

¡.у.-,; .ту;; : перелог,- Посто.ча.

■ "■''■'Р.;■'• "-'с^клоь^ггпя. Сонс-л;п:>" по?оч:г;;:са*.::: псслодоаггащ руг-ойг.-;:-•.:.■. .^-¿щ; !.:угталщ,:п (руксяясь ¿."2332 Секла .а.,. ; .'.v.: а.П. г^роозш ДК РГ), дь-а ллгогра^::-

чос?;;;;; ;:зда;и», тазюрз з друшо :г:хсрптур:ю~::сто-

р:пос;::л:е пыж-кип:, каталоги ру.соплсе", а тшсй» работа совро-.зпе?ог;роБ*гДов и ?осто::оведоа, котораэ располагает сво-докпяул '.> по&зо и его иаследж;.

Научная ювкзка. Б днссортащл зперЕио в тадг-ккспог.: jr.no-ратуро^д-мтт.: в г.:ояогрг4',;чоско;.з плана подвергается акаглзу и творчество поэта XVI ьека Ыухтаыама Косова, ззш:жг£$го зпачлтольнса юсто в историк пзровдско-тадаасской лат.оратура. В ' контс-ксго эпохи и литературного процесса рассмотрони в работа ганроше 0ор:.зг, основные тили к ^удохоствешшо сродства его творчества, прадпршлта иоштгга ояродэлоняя шсгакоН&ымсофской сути его юровоззршшя. ■

На основа сопоставительного анализа автор дзот своз ттатг.!-манмэ ыеета и ¡юли Мухта^ама в псторпн перагдска-тэдкиксхсой лп-тературц.' Большое вникание удэлзнэ литературному стали Мугтаза-ма. Пр^шзшая во кпплянка тот (¿акт, что на формирование п ста- , ноьдашю мировоззрения Мухтсаама своеобразное! влпяпнз имели но только эпоха, ко н таща разлгшиз боки ого собственно»'! ьазни, учитывал обстоятельство о то;.!, что до настоящего, времена , отсутствует более или шнее полное гЕзпоопясашю Малик-ризуаро XVI в., диссертант счел целесообразным на основе суцэствувегх источников, а танке трудов соврекешшх исследователей (отечественных и зарубежных) воссоздать полную биограф® поэта п состав его наследия.

Кяутао-?гг-?ктичаскпя ценность. Результаты исследования ш-

гут бить нигользопянп:

а) при нагосспял ксторпп п^рсидстю-тад^кстюК .тлтсратуря;

б) при создал;"! учебитаадв к учсбтах пособкЯ по лсторли порспдско-тодтисскоЯ лгсоратурц длл те«аш к ср-ггллл спедалль-

1ШХ учобшк ЗОЕОДГЛГ.ТЙ;

в) при чтегегл курсов лакцли, • спецкурсов л с-:?пшгт.-,оп по псторяа пэрсглдско-тадагдско« лллэрэтурл в учзйптг. г«:6доекх

' фЛЛОЛОПГЛОСТСОГО Н Г.ОСТОКОР-ЗДЛОСЛОГО профлдл;

г) прп создаст»! сттзцяадт.« отрзслоглх эпцс:л?пояйп.

Апробапил шабот». Дяссортацля обсугд/лю па ссекот-г.: с';-

содошп! отдела оплеглтя рукогасеЯ п тдготовкп лглалс-гоп .Чтс;'.::-тута пла.таплого пзсяодпя ,'.!' РТ п 'лсу>.4;'-' горт^скс-тадг'лгсгг" пзшдатгоста ~л т^'хта 7о;г:"п;с;:ого (гтгг :*т.'ал

-О? 5 галл 1?5б-г), сокцтп лптаргсзроге/.жгтя Учлпсг:; совета Института язшса п ллторатурл тл:. Рудакл Ш Г7 (протолол :с- от 1" ноября 1995 Г.) П рОКОМОНДОВЗТО ТС ВЮ^ИЙ. По МП'.-.Т'-ТГ.?? .-•••сор-тмря! прочитан: < яоу-шю доллар п сооСчагл ла роспублллс-лсллл (1353-1590 гг.) л традтртопп« кяучпо-теоротчч?шг: кот^гстпт-пх ярофэссорачо-прзподавотодьского состава ТГ/, сспобкоо сслзр-шго работ?! назло отрягапяэ о тг.ппог-/, ссо.2гонклт л с?г-'?1-лк пьтора, спубллсоваялп п печати. ГТздчп сСсрголс .?: -в-

г.а' "?азвл:ог\ сообглюаК продаслов^! я «сз.'гптр.я.-мч г. длссертаиш.

Структура работа. Якссор'гаглл сЗс?о;:? ::з з&гдсяоя,' «пгир." глаз, паклплошгл п блбллогргЛгн.

0ШШ02 СОДБВЗШЖ ]Г'~СХртчж

Ро пвддошт» обосттойлвэетсл гтстуалг.г.'.сть лгул -ллл тек.;, россиВтрз«*! "опроси стопопп лзулйгтюсгл хг?оСг.г.?1, до с тс л лзр^л-торпстти тоор;этл':ос!~т?: псточллкоп» гзлс :. лл :;-5лл г. задэтм псслодоваппя.

Глава порва;? паанпзотся "Злд.-га ;гтг:глг Когсаи". По

глава становятся очокэд2й!, что х-ртги :гг:л:а укимо:;.* 'Сс?<о.л:,-узгаз а:>и Мухтгззла Когони для Ирана счптаотся одел лз с а:ткй.пд-одяодов. В силу того, что .'готь и творчзстго псзто тс-с::,.. сгл:-заш с. оСщоствэшго-полйтпчсскоП ;Г культурной средс£ '»т-лет, дяоеортинг счал ыообходдаагд дать здзсь кран::-:;* ксторкко-паитп-

' б.

'[fjcKiiü обзор Ирана xvi века- Как становится очевидным, к пачалу vii века Кран еца ш располагал одапоа . политичекоа силой шга власть».Относительно силышмн считались государства Томурздов к Ок-Еуииу в Хорасане (5,171). В этот период иранские провшщш! форса н Хорасана распались • на множество ыолких ханств. К тому ко на хюеудартво Ок-Кушлу оказывай: давлецяе Османские тзгркп, а на государтво Тогдурвдов - узбеки - ¡Еайбадади. Эта разрозненность ослабила оба государства, лс;и:ась причиной возникновения ' классовых протуьорочнй г. обдастао и недовольства своими правя-

Езспользовысаюь ситуацией в 1502 году Исмонл Сафэвл.с по-иоць5з ккзилбааей отвоевал у Ок-Кушку Тобраз и объявил себя Во-¿ааавл царем. Поз-о ЕОйска Шаха 'Исмамо I (1502-1524) подчинила cutíe города Kasiaai, _ Кум, Казан, Лофахаи. Шлраз, Язд, liupum- и o-íot 1сл (1502) cvsjz годом образования государства Ссфавэдов, которое просуществовало 240 лет (12).

После прихода к власти Исиаил I объявил, ешизм официальным религиозным течением (13,171-177) в стране, что позволило спасти государство от османского ига и узбсксшк плети к объединить парод под знаменем единства и сплоченности. ^

Вслед за ним ца престол один за другш восходили Шах Tas-мосп I (1524-1576), Ыах Ишоил Сшш (1577-1578), Султан Мухам-ыад Худобанда (1578-1587), снн Султана Мухаымада Аббос Мирзо (1507-1629), его внук Шах Сафо (1629-1646), шах Дббас II (1642-1666). Эпоха Сефаввдов отмечена в истор;га нестабильностью политической обстановки, шстотшши внутренними раздора?,а п внешними конфликтам, еце большим углублением насилия п крайним сш&оншм уровня гглзни пизазпс слоев общества. Политика, осуществляемая этийи правителями, привела к упадку в экономике н хозяйстве, в управлетщ государством, что в конечном итоге ява-лось причиной падения династии.

Сафаводские правители, пришедшие к власти, благодаря прп-вериетгости к Енитскону течешш, уделяли большое внимание религиозным, теологическим паукам. В этот период появляется больиоз количество трудов, посвященных вопросам фикха, хадисов, мусульманскому праву, комментариев к свя'-.лшш писаниям (20, 24).

При Сьфавидах получило широк>е развитие составление антологий и написание историографией* а трудов (22,231), авторы

*

которых в центре оттопля поставили no.?:s?tn и nos-ron, и такта

_поторзчос5паю СОбЦ'ГПЯ.

- г . Высокого развития достигли л искусство состаатаннл толно-шх словарей, а токе» каллиграфия. ВашлоЗ популярностью ером йросвепюншх лэдей того вршнга пользовалось. язучэивэ почорюв, гас-ЗИ. (4, 10-17).

• ^ , При правлении Са^агзвдов, прзскодуетае готтаа-

; ' t.h, 'квяулп в ..' лэто Уфалософсккэ -mpett, что гричтлоЗ

. печезкопегш одного'' кз , сяльпэйгах оспоп переоязччко! по:г;ен п ; Ирлло. ' .'"

.'Высокого расцвета в.этот тгеряод доска» жштр b/óiva, ярчг-Л-вим образцом которого'является- "íJcrccnoVHO креслплт и гелнта*:'1 .'{слов» ' госпо.^пто irasstoiia). огэгил Эдлтаглмэ • »йуадягят jtopíaro"', '.'состоящая ез *2-часто" к•гюевятлштля гяртвгн Г'ар^тк С этого .' вре?.:э;ш в. прилгориоП позпж Ердсптоле* ггольлттсл '' течение "йоггеабя вуъЗъ" .(-^оля ' пэдгчргл^поэ . •

' 'додсиш бзльвпм кодггтасташ жслодоватслой.

В ПОЭЗЖ! ОШлЯ СОХ'ЭЕЯДОЗ b'O^IO.OC'lt8pj.',:;7I» УгОТГЛ ПСО' к.ппр;т •''

.шгсз'ского.давзстЕовегатя и гоз&дъ, 'чсйгга, г.псп,т; ру-

' бте, 'тпрабЛад, i^c-^rairctcjsttvtit'Ti трзяику л дгутй -Пзтптг-'гэ" '• и . ''С^нтпсп'» я з портам по'гв^ртга ггзрс7:;~

'' .кляуз гоЬзп» повез-пгсгш ^-птясп. (-f.p.r» итя»)

;'2Дохну.»!о в тсезл:,, ' oraden-rdéirro' «герстеЬа к-¿о/ vrron г тг '.->эко,'' козхз дюс&с»» . .-осгагззэ адоцгедигз раэдвэто té зторса (,/погаг:":о ГГТС'-'нгпа'п ГГ11 псс\,птг:*~ '

' 'пай'й?с:-:у вопрос? обг^пол сотсот,

•' K7XT&ie.na.' "^.пагп" г^аяз^лзя"}' .-то'л-гсл сф-.г4с:з щ-г,-

' П539ДЗТПЯ atoa пяош '(с).

В оЛкм, .тятэратям яетгя с.-фгзясгл ^/згллл ь<з

-'рем;® усгярогпг.к 'фз.т.тгпоаж тем. с лггйрзг^р, по

гязтаая. отосскпгя та гезр?» о^зт^^ь- к глг-;, ро&пж« то- • 'tí»:!, съ'ядз '^етл / ' ¡ттп^дмШтг:

•' • пссгроошй. ' е

' . Гл~ва тггозз л" - -vx ja.gg-LJgr". - секст?

■ itó пжболао полного спгссгг".-! тггэтз. Зсяетг.чгяясь тгз сагл*)-

ютя пс^ор'лда-лкторзтураих rcjcfer.on'n пеоюдаи'гольегйг' * .отсчосгвсгппж й зарубит?, п-.тсров,' .'зтеезртпгг . .позта,''когорг?! явллотсл Ksarano дл;

д

аэяи. Латературнш.; пеовдошмом стад «кухтевам", что в переводе

означает "величественный" или "грандиозный". Место ревдения -Коаган. что находятся, на территории нынешнего Иранд. 1Йя отца Хода;а Ыирзхкэд. Сояостлзляя сообщения НутряСи, Яна Инки с собствекяшш ccurixaic: поэта в различиях произведениях, ткпо предаолслиь, что годе;-,; его роадония является 1497-1438 года (11, 231 Í 1&. 150; 9, 54-55).

Отец Мэалоиэ Myxtacaiia Ходга !,'арахшд (у;,!. 932-1554) занижался торговлей и ьшну&актуроЯ. Цухташам наследовал у отца его

¡losv получил образование у себя на родине, но о наставницах и его учителях ИЗ К.ЙГСЦПХСЯ. ИСТОЧНИКОВ -сведений получить по удалось. В раннем периода своего творчества поэт увлэкался сложением газелей. Со временем слзва о его стихах распространилась за пределы Казана и имя его стали произносить в одном ряду с известняки поэтами многих персоязычшх. стран Востока.

О раннем периоде еизнк Ыухтазама источники ушлчпваат, однако в творчестве самого поэта встречаются ссылки на то, что ему приходилось самому зарабатывать себе на яизнь. Из ого стихов так ::;э следует, что всю свои жизнь он провел в Казане. В период правления Шаха Тазшспа, после того, как была написана элегия "Шу^едон Карбало" ("¡Пертви КарОало"), он удостоился звания "Малкк-уш-иуаро" (Царь позтов). Несмотря па свою приОлосоп-ность ко двору правителя, по&т но долго писал хвалебные .стихи (касыда), и вскоре вновь обратился к лирике. Зтот факт uosao подтвердить следующим бейтом из олзгпа, написанной на смерть его брата Абдулгани (ум. 154*< г.): _______ __

Кухтаиам, врекратя писать хвалебные ода в адрэс

иаха в ясна»

Ибо сотворивший нас (Аллах) напоминает о возмоааага ©ш<5ч> потом, когда наступят конец свата* (6.2Ш).

Рассмотренные шогочисленнае источники, о том числа"Яйзж-

*здесъ и далее стихи даются в подстрочном перевода &гж?ра диссертации - Дж.О.

ра п научные трактам, историческая хроника позволл;« предполо-кпть о том, что проста долгую кизнь, Г.?ухталам умор з Капано в 996 году хиджры (1507-1533ГГ) в возросто 91 года.

Глава третья . -"Творчество Мухташама Козонн"- - посвяцона описанию и анализу ого наследия. Как, становятся очевидные, творческое наследие поэта составляют два д^твзна газе л;"; н рубал 'под названном "Шубобяя" п "Сабсия", давал каснд "Шуубил", дшап ' олегай и отдельных разрозненных боЛтоз, дгаоп •'Заруркя", в котором собраны 'ясгорйчоюшо хропогртч!, короткие »зснашх, два лирических трактата, т.о. иЛкалсдаш" (Славная") к -'Гу/;лч ушто;;" ("Услада влюбленных"), дпвзп муажо. Есо хговтэтс гугле паоледзэ было собрано ода при жшн по его просьбе в полнсо собржо сочинений "Кулл:5т" ого учеником Такиудт^пи:.: мухггл'эдом "усаЛ)пт (О, 82-33).

По сообзддая Яусайпкулшсвна -¿знуободн ?.!ухт22см 1*с^:о1пг при-равшпзолся к "Елрпзкону соловья", т.о. хазпзу, ого касыды, га' золи н тсркпббанда насчдтгаакт около пятьнадцаг-* т»сяч болтов (3,1397).

/ диван,. йЬдашпЛ Пехралл ГУргони в Иране па основе двух "рукош(сшх• Списковвопст 57 касыд (3522 бейтов), а таркиббак-дон (702 беЯтов), 602 газели. (<¡632 бейтов), 115 клт'о (-330 бейтов), 67 рубан (174 бейтов), ю маснаяи (329 бейтов), что в целом «оставляет 9379 бейтов. > Б начале дивела помогчш трбктати иЛжилолцяи.'и "Куцлн ушаоц"., кожчесЗво бейтов г.о7ор«х, да мнению диссертанта, но учтено а число, уксзвпгос* лусзПнкуд:п'.гл;с:; Лзимободи.

Б диссертация подвергнуты анядноу, >:от~ ~л кп-'.тксму, кагд\Г и» ашгфо», кочорце ьотрячаытоя в творчестве копта: газели. ка«ыда, тархиббанд, кйт'а, рубай, меснавл и лиричэоао ттУэкта-ти "Пук г.,- ушаюк»" и "Дхалолия".

Г.чили,иосвязонная наследию Нухтсаг1ш$,з соотвотстая" с гяш-рг.!.»1{, шюль&ОВаННШО! 121 б свози твоудстбв, рйздоденз на с6!!ь часг.;."!. "сследоьанио лродаарлс'.'ол чрятлг'.т» съ-.ттят о ппх, а ьс.!"д 8 я ними слодуот тешштсквЯ анализ ггойаи-дэиаЯ по гаш-

рам.

В перыа 'части диссертант ссттлавлЬь&ьтся на под-

рч«»ший, ответных стяхоткршпш", н&глсзшнх г> »чсчло;:;. «-о.-.ч :,.->:.— тами на лучане произведения предввсгсвтшкое, гдлыпн

Цухткишз. ¡la mmzu rasa ля, рубш, таркиббшды Цухтэдаш 'созт.;' дани отвака, ьорртяш, оаслухаващко довинтя. •

Надо ciciaaib» что гезоли'Цухтеяаиа cboíwíí <1ормадыш1,ш осо-ббшкяшг кз акь'-ш отдаются от. газэлер. |фэдастеЬтшков.В-ьлборэ иэгрь, р«1;.:оз, романов, количеству бейтов и других ху- | доуэсгЕэ::':их средоть он шляется доукоаштвгьиам гослздоватолап. eso,п. прздаеств'жжлсоа,,

Лдюко в '¿Г'-зжчотя.' vxcisá. Цуходзм 'уворонио идёт ш пути-сбЕэвлйш 'храдлщй толп, чом привлекут вхщмашш поэтов сео-«но вриътт и еос:одукишс пграодов.D его газольном, - ёрла..тек' &;эш> га-лгйГвся - творчество болов бсого ввдгдяктся тегл "люб-гл, дждактпк, .то:.ы обцас-ташогсо^кальшо,';

nocc-i-raw, С;;;огр«5;.-,пешш0,' встречаются иеГ-зклша рврасокса, а... таш> сеода »¿top. Бось еналйз ¿териаяа, выводу'к раооуада- •„_ нкя в дассортедки подгфошша.щтадарачя из творчоства МщааЬг ' ка. Автор схо/.чтся во шёнга о тей, что прекмудаствэшюЯ всо з' я£ляетоя_ тока любая.' "Об этом 'он, лапримэр,'-говошт 'ток:"

' В сотнях' книг коже? и ко наЕдозь зш ¿лова о ;"'"""."'

CQKpQTBX' лйбвя, '; \'

Я кэ сзаоол'одно слово. кото]»о шезт $цть хватит па .'"•_

' . СТО KiBIT (б, 401 )в

Шобходомо отстать ■ ;:скрс?,кп!ш1, 'звучней.' .в бсгсшЯ лот: ¡"A'i.íjivtíi поэта, умелое испольаошкго в Сольном колшествз худэ-жэстйоичих средств кзобракенид, т.о.-.¿этур ц тропов., : .-'.•'•

Другая часть, главы посвявдио касыдам' поэта, гдо д'лоезртапт с длился прош1аяизяровать вса .ематаку а .срдвршшв-'кесид Я|Х-тшамэ, аодкропив ествсхвешю, свои' .суадокия w '. . дШШХ произведоняй.'игодсодшх'в 's'ícwí аанро. "• '•■".""'. ,

Хотя болту» чаз?» своих. ¡езевд мухтзшм. посвятил booxbojW.*-нию Льва Творца - Дли нбн Абутилвбу, лрослэвлэаа!» царой, прави-•ша-Л panних рангов к но словам известного црашисого ученого За&»хулло Oírlo "... в. корне сюо;.1 он, 'бил' шюгирзком" (11,1128), однако од« ;;бои по&т укреваот свэд-знияил о себе и своеП биогра-

фщ.' 3 своих касидах поэт снисходит до просьбы даров, денег и других средств к существованию,. больпая часть которых но была предназначена для собственного пользования, для улучшения своего блзгососголння, а предназначалась для общества, бодннх и ма-даимувдац_дял улучшения их «язви:. _ ._

О сСттгр, донеси в подарок приветствие и здравицу

От шпто-кнейщэго из людей лутлему из них,

Зз'^тпзсу.страны и государства, страну веры в государство,

Вмэсгайщу ааук и действий, откравател» дозволенного и .

запрещенного (б, 252-254).

В осй^м,;' кзсиду Мухтешама из были однообразным!, они вко-, цалп раз.тгпао гасли и рассузденкя автора о разных сторонах чо~ лобочэсйоз.«вит,! в том-числе о'яобви,' справедливости, наставлениях п советах . восхва-чяе?.Ю!.5у (намдуху), аалоби на не справе д-■ йшостл пзравспствэ в общество, пропаганду знаний, муд-

рости, щедрости н т.д. В своих касыдах оа воспевал такие прек--.рзсшз чэловетеяотэ' качества ^ кок правдивость, . доброте лоте ль-нос?ь, шркость, дадрюсть и т.п. В, то гв время он жестоко асуз-:дал коварство, завистливость, хадаость, невекество, нежелание _ ;овладэсать-Пзу!{ИЯ!,. деудцчио и т.п."

. 3;сдэлукзги рззде'лэ, "-предка чем приступить "к исследованию -Цдтезбко«. .дис.сертавт проводит краткий истори-ч&сюШ'тлуро развития таркиббандг? и тардае'банда, после чего лэреходитк разбору э таршгбОаидоэ, входящих в его давая. В отлично о? гза'алеЯ касыд, тортаббтцщ. поэта не столь разнотемзш » рпзиооОр&ош. Кнписаккне "в форло алегиЯ ¿ Панегириков, среди 1Ш особо сзделяэтея г таркиббянда, один из которых под названием "йучошпм Кербало" посвящен гибели имама Хусейна и другой - бозарвкйь'яоЯ гл'орти брата поэта Ходаа Абдулгани.

' Следует ответить, что го?я-Оольтютьо таркиббавдов Мухта-ш;а охватывзот тем-. »зри, ролмгшт. и- вписаны они простим, легкопштеком сочннм языком, . и укроэии художествен. ~л« . фггурэми и тропам». 1

Кит'а (фрагмент) Мухташама Кошонн, татее сочиненные различными цедрами, охватывают многие темы, отражает мяоголякость казни. Кыт'.а подверглись анализу в тематическом плане: восхваления и калобц,' дружба и вразда, высокомерие и скрошюоть,богатство и бедность и другие. Особенность^ ихявлязтся то, что они содержат дата ровдения или смерти правителей, близких /радет-венников поэта, строительство исторических сооружений-и т.д..

Таким образом, кцт'а поэта отракают полет фантазии п разнообразную жизнь, .содержат сладкозвучные обороты и идиомы.

Следующая часть главы посвивд.на рубая Мухташама, в которых отрешена общественно - политическая и культурная ёизнь эпохи.

В своих рубан поэт как Он во дет диалог :с другом, возлюбленной, ои мм'доверяет свои,-тайны и надежду," восхваляет красоту любимой, осуждает ее кестокосердие, не скрывает свою влюблен-; ность, рассуждает о несправедливостях общества и беспорядках, с горечью конептнруот траты сил и времени на ' преодоление трудностей шзни. Б некоторых из них он выступает защитником ислама, чистой религии: пропагандирует знание^ ячлудфость, --ремесла и культуру. Одним'из -лучших черт-'человека он считает' осознание им собственного достоинства:

Г и. -у( У

н хочу нею'ночь бить пьяным от"твоеЛ-красоты, ' •'"■' " Наслаждаться сладостями вира соединения с тобой.

И пот от, вспоминая свет твоего лика в тот !,ягц всю кизнь Провести казнь, став лампадой твоей фантазии (б, 537).

Говоря о маснавы Мухташама, которым Посвящен слеДукэдгй, последний раздел главы,- надо ¡тмотить, что "не в пргл;ер маснавй других поэтов, они невелики йоооь'ему. В них поэт призывает пра-вш-илиЛ к щедрости, заботе о своих подданных;' особенно ре-меолмиыкоь. Поэта Оольав всего беспокоят положенно лидей.п8ро, их нс-востребо&анкость,, недооценка их роли и значения для развития убщеетна и культуры, недопонимание власть имущими места ху-д('у*сп«йного слова в общество. Поэт своим тьорчеством строки гея защитить мастеров слува, их и собстьенное творчество, их

честь и достоинство, препятствовать их угошзтго.

Как ухо сказано выеде, пебольпшо по объему маснавп Мухтапга-ма^все , включают в себо вступление (зачин) кульщташга и эпилог, паписокц ясным, звучным, попятгош всем языком, с попользованном различных средств художественного изображения.

Во всех канрэх, к возможностям которых обращается Мухта-пам, он показывает себя как состоявшийся мастер художественного слоза, как знаток техники л языка поэзии. , .

В ходе анализа лирических трактатов Нухтаяама Кошога "Дагь ' .; -Юлия" ("Славная") и "Нуцли ушо:;" ("Услада влюбленных") г.и-роко привлечены сведения, почерпнута из источников и наследия ссмого поэта. Одновременно определяются время их создания я причины, побудившие автора к их сочинению (2, 1400; 15, 451; 3, 163; Ю, 184; 9, 281; 8, 4Ю-418; 6, 2-52 и 54-123), подвергнута анализу состав, структура п художественные особенности каждого из трактатов. В згой части диссертации приводятся наиболео яркие поэтические отрывки, выпукло показывающие мастерство их автора. •

Рассматривая сюжет трактатов и раскрывая образы деЛствуа-щих лиц в трактатах, диссертант отмечает, что все образы являются типичными, взятыкы из зизнп, и несторя на то, что были созданы несколько столетий назад, но утратили своего воспитательного значения и ныне. Такте особое внсл-ашо уделено рассмотрению лирических стихов, заншшцих основное место в произведениях. По мнения авторэ, эти стихи полны реализма п жизненной силы. ' • д »

. Следует, сказать, .что Нузткка Кшош в своих произведениях штался' выразить лэродовиэ кгслл л'вксокпо чувства, большую че-ловачеекуэ лк'ювь п красоту. Хрс\?э того, оба произведения несут в сэОэ огр«кую нравственную.ценность, представляя собой худо-. пзстЕ-зглуи зрзлость Кухташама«-

Гл?да чаттртая называется Сзстврство Мухтааама Копти". В ней ясмэдуктая высокое поэтическое пасторство и оригинальный'

14 У '

Но ищите на стороне речей, подобных речам Мухтапамо, У Это особый стиль, присущий этому времени (6, 345). V

■ ■ i . ■ .■ ' У • о у У

Как показало наше исследование, хотя почти повсюду в,своем

творчестве Мухт. лам соблюдает нормы языка и стиля, однако в зависимости от избранного им канра, он употребляет и оригинальные и присущие лишь ему близкие и.понятные"языковые, стилистические и художественные приема.. ' У 1 .'•'.

Следует сказать, что язык' наследия Иухтаыама прост, доход-V чив и рассчитан, как нам представляется, lia восяриятио. широких У.' масс. Причина этого заключается о одной сторону, в реальности. и кизнеяноста описываемого, • а с другой - в.большиство случаев в том, что стихи сложены экспромтом,в ответ на отдельные события."",; Для полного, широкого восприятия худокествэшого замысла автор ^ умело использовед народные вырашшя, пословицы й поговорки,; , ,' идиомы и слова, присущие шстноуу диалекту. ' Это,. '-в ,овощ-рч0~ редь, .придает его творчеству еце большую изъяшость и колорит.' у.

Исследуя язык поэта, ддссертант на Сольсои количество црй- . керов показывает,, как он мастерски пользуется,различная лека;:-., чеаашя приемами,"омонимами, сшонита, адтошшм,* пословица-, -' ки и поговорками; хорошо, вводит в.тшп/свозго повоствовейия . ' •рискованную прозу, такие эддазстБотшо приеми,.как сравчеппэ, намек, определение'и проувзличепко, повтор, а такяе диалога, у описание и т.д. к т.п. .. у ' ;..'.у" ,.":

В то время,. как .особой вощ'лярностьа срзда поэтов ОТ-ХШ „' вв.пользовался «андайст! стш;ь" («еафш >;Щ5Д!1}, особенно при дворе ¿кбаргааха' (1, '. 253-25«;}, -'"он на оказал особого влняшш 'ка Мухгыаама, Кодаш. Вопреки традициям. overo' ешя,. в которой крэ-'у; обладающим ' было обреденао ыщш oSi^wyb-y-j Цуюгямм слагает, свои яроизведеншз в стило «ЧЛзктаЗи. ЕУЧУъ" б^тпп"). Сло- ,'

дует заметить, что при ездхолшж 'рассаочрэпи; всого: творчества'у' поэта, обнаруживается.его Coxvsoi склад в развитие отого литературного течения. У •' •

Доказательством признания поэта п популярности ' ого' стиля кокет служить большое колйч0стш. 1фоизбёде1шй, с03д21шшс послэ-дователями Ыухтахама.; В нодтвергдешщ этой шели "диссертант приводит рубай Бола и Хиргохи ДащтибоЗзк' .'(XVI в)', . газоли í.ü;pa-бида Сайидо Насефи (XVII в.).и ЛГ.улькасима Лахутп (ЯС в.), та;:-, -у

хв примеры из творчества 50 поэтов, слагавши элегии и мухам-масы в подражание его "Жертвам К'арбало".

Необходимо, наконец, отметить, что столь широкая и многослойная тема, как изучение особенностей языка л стиля Мухта-шами Кокони, не вписывается в рамки настоящей работы и требует отдельного исследования.

В заключении подведены общие итоги исследования и формули-' ровани основные выводы. Мы считаем, что:

- Мухташам Кошони, продолжая великие традиции персидско-тадаикской . поэзии, обогатил лучшие достижения предкествущих эпох новыми произведениями, обосновал повыл аайр лирической поозют, получивший название лирического трактата.

- В своих производ8Ш1ях, наряду с воспевашим любви, автор затронул и многие другие общественные проблемы, что позволяет глубге посипь различима аспекты общественно-политической тт культурной. гизгги времен Сафавидов.

- В своих лирических трактатах Мухташам в рамках взаимоотношений влюбленного поэта и его возлюбленной воспел любовь как одно из ваанейшх человеческих чувств, утвердта том самым мысль о том, что земная любовь является одним из центральных вопросов человеческой июни,

- Лирический герой трактатов, в роли которых выступает сам ' автор, обладает такими качествами, как предусмотрительность, скромность,, терпеливость,, верность й преданность. В них Мухташам поднимает нравственные проблемы, не утрачивающие свою актуальности во все времена.

- Произведения Мухташама тесно' связаны с историческими событиями XVI века. Описание событий, очевидцем которых он яв-

' лялся, проливает свет на общественную и культурную жизнь эпохи. Сафавядоз. Ярким примером этому слуэтт описание сцены, возведенной в общественном месте для танцовщицы и интерес, проявляемый народом к ее искусству.

. - Язык произведений Мухташама прост и доступен, в нем почти отсутствуют арабизмы и заимствования, а использование народных вираженый и поговорок придает 'произведениям яркий национальный колорит.

- Наряду с использованием традиционных хуясп&сгшжг ггря-емов Уухтаяам внес в поэзию и некоторые новшеств«. Ск'-етадьст-

вом успеха и популярности его стиля явилось болылоо количество последователей, слагавши производедая в подра::опио Цзрз поэтов XVI в.

- Наследий Муившама кэгет слу^ггь достоверным источником пра изучении истории к культури Ирана XVI века, поскольку их автор бил очевидцем описиваешх км событий. -

. Подводя итога проведешь?.:}' нами исследованию, иеобходжо отмстить, что Мухтоцам Kouioim, . автор бесценного поэтического наследия, считается о дали из признанных представителей персоя-зп'шоП литературы Ирана xvi века и его творчество залимаот особое косто в истории литературы. С этоП точки зрения является целесообразна: полное и всестороннее исследование ого творчества, стало бить - прододаюнио литоратуроводчоешк и источниковедческих поисков в атом направлении.

ЦЩ'ИРОВАННМ! ЛИТЕРАТУРА 1. Лхрарй Б. Мушфшф (yjiér ва эчодаЗт) .-Душакбо, 197G.

)Гй<ф-,иг Ь. История Ирааа.-h., изд. МГУ, 1377.

с ^ и-. г

9. йшз Ян. История персидской :: тадглгксксй литоратурн.-М., "Прогресс, 1970.

по теш жссзнта опужшмш слштщ рлботи

1. .'фсгетсг.г* ИогювЯ йз рпеолзя £ "Чаяхия". Тозйсн •рвспубля-

К'лс::с'5 научно-практической конференции молодых учеши и специалистов' Тадяшской ССР, посвяпГэн-пой 60-лстпю образования Ленинского комсомола .' Тадгшкской ССР (Секция обю ответах наутс).-Душанбе, 1365, са*. 25.

2. Афкорл сшсо.тиш М?;;та:лг?.7л Кспонй. . Мзториали республиканской

когДаропцш глзлэдяс ученых и специалистов Тад-ггпхской ССР, посвященной 70-летшэ Великой Октя* брьсхой роволэдви .(Секция философш, права, вос-токовздзнпя).-Дуаанбэ, 1937, сазе. 199.

3. ЧараЗш! -зяндапи МУзргазгки йозонй. Пробшт востоковедения.

Сборни« статей колода ученых, посвященный хгга

съезду КПСС.-Душанбе, "Донии", 1987, саз;. 29-34.

4. МУхтаиааи Кошонй. Энциклопедиям эдабиЗт ва саньати точкк, ч»

2. -Душанбо, 1939, са£. 400. •

5. Сормагноки палимадо дар ззбоцу усдубя газадйтн МУдтааа.та■

Ксшонй. Тезисы апрельской научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава (серия общественных наук).-Дуианбе, "Сине"» • 1994,са*. 116.

6. Известные рукописи произведений !.!ухтааама (па русс, яз.)

Мачтам ыацолатфи "Авдоиадо ыщнсухапу сухаоварй ва баъзо боз5фТ2,ои оп".-Дуцакбо, "Сдно"» 1994, сах. Ю-1Э.

7. Газад дар эчодийчи Кухтаиагл Коеопй. Ыачадлги шкии "Пабггл

Дотшгох«', 1995» £4 (находится в гочати). • а. Каспда дар" эчодкЗтк Щ'дтгаа:л! КоиопП. Тезиса апрельской научно-теоретической конференции профэссорско-проподаватольского состава. -^Цуглснйо,."Спно", 1995. (находится в начата). 9. Мудтазаш Коаопй. Газаллйт. (Hyais^n гощ'Зтор. тадпягарп ката ва тавзодау ¿¿тот Чилглп Орзуцурод). -Душанбе, "Сило", 1595. 112 сад.

ТГУ.Закаа 57. Тираж 100 екэ.