автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Му'тазилиты в истории ислама, VIII-Х вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Фарид Юсеф Алваш
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Социально-исторические условия и идейнотеоретические предпосылки возникновения му'тазилизма
§ I. Утверждение ислама. Формирование его рели- 14 гиозно-философской и социально-политической доктрины
§ 2. Предшественники му'тазшшзма и его идейные 36 истоки.
ГЛАВА П. Возникновение му'тазилщзма и его роль в общественно-политической жизни Арабского халифата
§ I. Му'тазилизм как самостоятельное направление в исламе
§ 2. Догматические принципы му'тазшштов
§ 3. Му'тазшшты в политической жизни халифата 107 (УШ-Х вв.)
Введение диссертации1994 год, автореферат по истории, Фарид Юсеф Алваш
Религия занимает исключительно важное место в политической, культурной, идеологической жизни мусульманских обществ. Широко известно, что желам эт© не просто религия, это образ жизни.
В 20-е годы прошлого столетия немецкий философ Гегель в своих знаменитых лекциях по философии истории, определяя роль и место мусульманской религии в истории арабов, писал; мОттесненый в настоящее время в Азию и Африку ж терпимый лишь в одном уголке Европы вследствие соперничества христианских держав, ислам уже давно сошел со всемирно-исторической арены и вновь возвратился к восточному покою ж нбподшжностии^. Однако, в опровержение этих слов, в арабском мире в конце XII в, возникло широкое движение за шз|шщ©ние и1стинй@щ*# "чистсг©" ислама ("исламская реформация* )# за усиление ©г® роли и влияния в общественно-политической жизни мусульманских стран. И сейчас, в конце XX в., слова знаменитого философа несложно опровергнуть, если за аргументацией обратиться ж современной истории стран Арабского Востока,
События последних десятилетий» связанные с бурным процессом политизации ислама и ислашзации политики в странах арабо-му-сульманского региона,, заставляют нас снова и снова обращаться к рассмотрению прошлого и настоящего арабских народов*
Ислам, пак релишя^ наш составная часть культуры мусульманских народов, в течение многих веков выполняя роль важнейшего интегрирующего фактора в обществе, оставил глубокий след в истории этих народов, юс философии, литературе, традициях. Вез учета
1 Гегель* Философия истории. Соч. Т.8. М.-Л., 1935, С*339* К У роли ислама! без внимательного г объективного изучении его мировоззренческих основ, социальной философии невозможно понять и правильно осмыслить ни историю, та современное состояние народов зрегиоиа. И не случайно, что проблемы средневековой истории, араб©*» мусульмшсш! культуры этого периода стали предметом пристального внимания и исследования, объектом споров и дискуссий историков» фиюсофов, представителей других обществоведческих дисциплин.
Далее, на ваш взгляд, современное мусульманские движение нуждается в боле© реалистическом подходе в решении насущных проблем, стоящих перед мусульманским обществом. В последнее время заметен рост и укрепление мусульманских идейных течений, базирующихся главным образом на фундаменталистских началах* и готовых достигнуть "власть Аллаха на земле" ж построить идеальное *шо-старое" мусульманское общество любыми средствами* в том числе и насильственным путем. И здесь, в ваше время целесообразно обратиться к учению .му#тазилитов* создавших первую в исламе теологическую систему рационалистического направления, г ставивших в® главу угла при решении всех волнующих мусульманскую общину проблем, разум» Му'тазилиты стремились рационализировать все вопросы метафизики ислама и при этом поставили человеческий разум на первое место в деде познания. Ими был поднят вопрос о свободе разума* о возможности свободно мыслить, 16 будучи скованным предшествующим предопределением, об отрицании таклида* т.е. слепого следования авторитетам. Как нуждается, на наш взгляд, современное мусульман-ское общество в возрождении многих основополагающих принципов му*-тазютского учения!
Му'тазилизм явился* по существу* первым крупным нацравлением в каламе. В раннем исламе не существовало единой системы догматов* не было общепризнанной во всех регионах богословской школы. Ислам представлял собой пёстрое собрание разнообразных мнений, школ, правовых толков, сект и т.д. Му'тазшшзм со своими догматами явился наиболее разработанной теологической системой своего вреi мени, которую на определенном этапе развития арабо-мусульманского общества официальны© власти попытались использовать для введения "сверху" системы государственного вероисповедания.
В связи со сказанным, как нам кажется, проблема цроисхозде-ния и эволюции' му'тазилитского рационалистического учения представляет определенный научный и практический интерес. Этим во многом определяется актуальность и значимость избранной нами темы, тем более, если учесть, что в арабских странах довольно широкое распространение получила идея построения общества на религиозных началах.
Цели и задачи диссертации. Главным объектом нашего исследования является му'тазшшзм. При этом мы ставим следующие цели:
- Проанализировать основные причины возникновения му'тази-лизма в исламе, определить идейные истоки этого учения.
- Показать эволюцию му'тазилитской доктрины, проследить становление и развитие основных идей му'тазилизма, определить его место в философии ислама.
-Исследовать роль му'тазилитов в общественно-политической жизни Арабского халифата.
- Проследить процесс влияния му'тазилитских идей на арабскую общественно-философскую мысль и политическую практику стран мусульманского Востока.
Научная новдзна.заключается, црезде всего, в том, что в научной литературе му'тазшшзм, как теория и практика, не получил разносторонней разработки. Отсутствие в российской истор&ографин работ, исследующих данную проблему, а также их очевидный недостаток в арабской историографии предопределили научное, политическое и практическое значение данного исследования. Введен в научный оборот новый фактический материал, а также ряд неиспользованных ранее источников.
Далее, мы пытались найти комплексный подход к изучению как истории му'тазилитской секты, так и ее учения. Поэтому наше исследование находится как бы на стыке двух наук - истории и философии, и носит историко-философский характер. При анализе избранной теш мы руководствовались принципами научной объективности, достаточной документальной подтвержденности полученных результатов.
Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования ее основных положений и выводов в учебном процессе при разработке курсов по истории религии, истории обшественной мысли Востока, а также при подготовке обобщающих трудов по истории стран Арабского Востока.
Работа представляет определенный интерес и в свете острой идейной борьбы, ведущейся в арабских странах, вокруг "му'тазилит-ского" наследия.
Структура, работы. Работа построена по про б л а мн о -хро н о л о ги-ческому принципу, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
В первой главе "Социально-исторические условия и вдейно-тео-ретические предпосылки возникновения му»тазилизма" рассматривается процесс утверждения ислама в арабском обществе. Детально анализируется вопрос о црееишгшиност в халифате, оказавший большое влияние на возникновение течений и сект в исламе. Затрагивается вопрос об идейных предшественниках му'тазшшзма в лице кадаритов и джах-митов, рассматриваются основные принципы, на которых было построено их учение.
Вторая глава "Возникновение му'тазилизма и его роль в общест венно-политической жизни Арабского халифата" посвящена подробной характеристике му'тазилизма, как самостоятельного направления в исламе. Выясняются причины возникновения как "первых", т.е. ранних так и "вторых"» т.е. поздних му'тазилитов.
Во втором параграфе рассматриваются догматические принципы му'тазилизма. Подробно анализируются принципы "единобожия" и "сцра ведливости"» как основополагающие догматы. Подчеркивается особая роль» которую сыграла му'тазшштская догматика в развитии рационалистической тенденции в арабо-мусульманской философской мысли.
В третьем параграфе рассматривается положение му'тазилитов в обществе и их роль в общественно-политической жизни халифата.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования» формулируются основные выводы и обобщения, вытекающие из щюведен-ного анализа.
В приложении дается краткая информация о наиболее известных му'тазилитских деятелях (в виде алфавитного сцравочника).
Хронологические рамки диссертации охватывают период УШ-Х вв. Однако, выявляя социально-исторические условия и идейно-теоретические предпосылки возникновения му*тазилизма мы неизбежно возвращались к самым истокам ислама.
Диссертационное исследование базируется на широком круге оригинальных источников, среди которых выделяются, прежде всего, труды самих му'тазилитов. Далее следует особо указать на работы I представителей шиитониммамитского и суннитского направлений в исламе.
My>тазидитекие источники. Эта группа источников долгое время оставалась недоступной исследователям te связи с тем, что предста
Книга о религиях и сектах. С.143-153). вители данного направления жестоко преследовались, а их книги уничтожались. Поэтому в настоящее время ученые располагают» к сожалению» всего лишь несколькими уцелевшими произведениями му»-тазшштских авторов. Одно из них - книга Аль-Хаийата (ум.902 г») "Победа и опровержение безбожника ибн ар-Равенди", в которой дается описание так называемых классов му'тазшштов (своеобразная иерархия му'тазилитских деятелей - см.приложение), их характеристика и анализ. Именно на эту работу долгое время опирались исследователи» изучая му'тазилизм. Достаточно интересная информация и обширный фактический материал о данном движении содержится в другой дошедшей до нас книге зайдита Ибн аль-Муртады (ум.в нач.ХУТ в. "Классы му'тазилитов".
Однако самым важным и самым ценным» на наш взгляд, источник ком является произведение известного му'тазилитского деятеля позднего периода Абдель-Джаббара (ум.Ю25 г.) "Достоинства му'тази-лизма и классы му'тазилитов". Работа состоит из двух частей. В первой излагается учение му'тазшштов, их основополагающие принципы, во второй - дается подробная характеристика десяти выделяемых автором му'тазилитских "классов".
Интересно заметить, что египетский ученый Фуад ас-Сайд, обнаруживший и отредактировавший вышеназванную книгу» аналогичную работу провел над произведением Абу аль-Касим аль-Балахи "Сведения о му'тазшштах", в которой объясняется происхождение термина "му'тазила"» а также природа этого явления.
Перу Абдель-Джаббара принадлежат две другие книги - "Певец единобожия и справедливости" и "Объяснение пяти основоположений".
Первая, состоящая из 20-ти частей, посвящена изложению учени* му'тазилитов. Особый интерес для исследователей представляет разде; в котором представлено му'тазилитское учение об идеальном правителе - имаме.
Вторая книга имеет философскую направленность. В ней содержится сравнительный анализ принципов му'тазилитов и других, современных му'тазшшзму, сект и движений в исламе. Вышеназванные произведения Абдель-Джаббара имеют, как источники, первостепенную важность, прежде всего, потому что принадлежат непосредственно перу му'тазилитского теоретика, а также по причине затрагивания автором широкого круга вопросов, связанных как с историей му'тазилитов, так и с их идейным наследием.
Чрезвычайно интересный материал о развитии му'тазилитской мысли можно получить из произведений му*тазилитского писателя-энциклопедиста Ад-Джахиза (ум.869 г.). Его работы: "Животное", "Изложение и объяснение" и "Письма". Особенно полезны для исследователя его "Письма". Но при использовании этого источника следует помнить, что оно носит ярко выраженный субъективный характер и грешит многочисленными историческими неточностями.
Существенную помощь в изучении такого явления как му'тази-лизм оказывают произведения зайдитов^, широко воспринявших му'та-зилитское учение. Среди их работ выделяются "Трактаты о справедливости и единобожии".
Шиито-иммамитские источники. Эта группа источников представлена в основном двумя работами, прежде всего, книгой аль-Хасана ибн Муса ан-Наубахти (ум.922 г.) "Шиитские секты", дающей информацию о движении му'тазилитов. Работа носит описательный характер, т
Зайдиты - общее название религиозно-политических группировок признавших имамат Зайда бен Али, наиболее "умеренная" ветвь шиитов, (См.: Ан-Наубахти. Шиитские секты. Наджаф, 1936. С.153-155). но тем не менее является для нас важным источником» т.к. изобилует фактами по интересующему нас вопросу.
Своеобразным дополнением к первой книге служит произведение Ибн аль-Мутахар аль-Хелли (ум.1326 г.) "Достойный путь в познании имама". Ценность данного источника вытекает из двух обстоятельств: во-первых» в нем дается сопоставительный анализ учений шиитов, му'тазилитов и других сект об имаме, во-вторых» он позволяет проследить влияние идей му'тазилитов на шиитскую мысль.
Суннитские источники. Эти источники вносят существенный вклад в разработку поставленной проблемы. По своему содержанию они весьма разноплановы. Среди них имеются специальные работы, посвященные различным мусульманским сектам, в том числе и му'тазилитской. Имеются и труды общеисторического характера» из которых можно извлечь весьма полезный для изучения му'тазилизма материал.
К специальным исследованиям следует отнести работы известного суннитского теолога Абу-ль-Хасана аль-Ашари (ум.934 г.), а также Абу-ль-Фатх аш-Шахристани (ум.1153 г.), Абдель-Кахир альт
Багдади (ум.1038 г.) .
Среди вышеуказанных трудов особое место занимает работа богослова-законоведа аш-Шахристани, который в отличие от своих предшественников, и в первую очередь, аль-Багдади и Ибн Хазма (ум.1064 г.) сумел отразить различные точки зрения на рассматриваемые проблемы. х Абу-ль-Хасан аль-Ашари. О направлениях в исламе. Каир, 1969; Аш-Шахристани. Книга о религиях и сектах. Каир, 1949; Абдель-Кахир аль-Багдади. Различия между сектами. Кайр, 1948.
К особой группе источников можно причислить общеисторические исследования Абу-ль-Аббас Ибн Халликана (ум.1283 г.), Абу Джафара ат-Табари (ум.922 г.), Ахмеда бен Аби Вадих аль-Якуби ( (ум.897 г.), Ибн Тайфура, Ибн Аль-Асира и др.1.
Примечательно, что для современных исследователей му'тази-лнзма особый интерес представляет работа Ибн Тайфура "Багдад". В ней содержатся сведения о халифе аль-Мамуне, при котором впервые в исламе была предпринята попытка ввести "сверху" систему государственного вероисповедания, включавшую в себя элементы му'тазилитских догматов, и о его "му'тазилитском окружении".
Большую цомшь в работе нам оказали труды аль-Масуди (ум. 955 г.) выдающегося арабского историка, географа и путешественника X в. В его сочинениях собрано много чрезвычайно ценных сведений о му'тазилитах.
Исследования современных авторов по му'тазилизму и му'тази-литскому учению достаточно многочисленны, правда, они преимущественно носят философский характер. Среди них можно назвать работу ЗД.Джараллаха "Му'тазшшты" (1947 г.), являющуюся своеобразным итогом научных изысканий по названной проблеме первой половины о
XX в., а также работы А.Надера, Х.Зейны, А.Аль-Авва, М.Аммара .
Серьезное впечатление производит написанная в 70-х годах и принадлежащая перу известного ливанского философа Хусейна Мруве т 1
Ибн-Халликан. История. Каир, 1958; Ат-Табари. История народов и царей. Каир, 1907; Аль-Якуби. История. Наджаф, 1958; Ибн аль-Аси] История ислама. 1е%цен, 1876; Ибн Тайфур. Багдад. Каир, 1949. о
А.Надер. Философская система му'тазилитов. Багдад, 1951; Хусейн Зейна. Разум у му'тазилитов. Бейрут, 1978; Адель аль-Авва. Му'тазилиты и свободомыслие. Дамаск, 1987; Амара Мухамад. Му'та-зилиты и проблема человеческой свободы. Бейрут, 1972. книга "Материалистические тенденции в арабо-мусульманской философии". Четыре главы этой книги, посвященные главным образом му'тазилизму, содержат объективный, научный анализ му'тазшшт-ского учения,
В целом же, оценивая вклад арабских историков в разработку проблем му'тазилизма, следует отметить, что их исследования часто носят описательный характер и страдают отсу?сжш®м строго научного анализа поставленной проблемы. Примером тому может служить работа аль-Авва А. "Му'тазилиты и свободомыслие", которая, тем не менее, содержит интересный фактический материал о му'тазилитских деятелях (их характеристике посвящена одна из двух глав указанного сочинения). Порою субъективная позиция ряда авторов является серьезным препятствием для объективной подачи материала и непредвзятого научного анализа.
В ряду обобщающих трудов по му'тазшшзму, нельзя не назвать работы палестинца-христианина, осевшего в России в конце прошлого века, - Бандали Джаузи (Жузе П.). Его полемические сочинение "Му'тазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама"
1899 г.), написанное в период его обучения в Казанской Духовной Академии, долгое время оставалось единственным исследованием по му'тазшшзму на русском языке.
В диссертации были широко использованы труды известных российских исламоведов, в которых дается оценка раннеисламских сект и течений и их роли в общественно-политической жизни халифата. Это работы В.В.Бартольда, Е.А.Беляева, РЦО.Крачковского, И.П.Патрушев-ского, С.М.Прозорова, А.В.Сагадеева, М.М.Сашрнова и др. (см.библиографию). К сожалению, среди трудов российских исламоведов практически нет специальных исследований по му'тазшшзму.
Особо следует выделить работу известного востоковеда-арабиста Е.А.Беляева "Мусульманское сектантство", хотя сведения, сообщенные в ней, к сожалению, слишком лапидарны, и труд Й.П.Петрушевского "Ислам в Иране в УП-ХУ вв.", автор которого сопоставляет учения разных мусульманских сект и движений.
В диссертации также были использованы произведения западноевропейских исламоведов, среди которых назовем И.Гольдциера, У.М. Уотта, Т.Де Бура, Д.Б.Маадональда, Ю.Велльхаузена, Массэ А. и ДР.1.
Из вышеназванных работ выделим труд английского исследова-теля-религиоведа У.М.Уотта, автора знаменитой работы "Свободная воля и предопределение в раннем исламе" (1948 г.), содержащей анализ учения му'тазилитов. Эта работа является классическим трудом по истории учения в исламе. Однако некоторые его выводы, на наш взгляд, несостоятельны, например утверждение У.М.Уотта, что му'тазшштов нельзя считать рационалистами, и что их учение не содержит принципиальных отличий от ортодоксального ислама. V
-:----
•Гольдциер И. Вера и закон в исламе. Каир, 1905; он же. Лекции об исламе. Спб., 1912; Велльхаузен Ю. Партии реяигиозно-по-литической оппозиции в эпоху раннего ислама. Бейрут, 1967; Массэ А ИслаМ.Очерк истории. М., 1982; Watt W.M. Free Will and Predestination in Early Islam. L., 1948; De Boer T.J, The History of Philosophy in Islam. Luzec, 1903; Macdonald D.B. The Development of Muslim Theology. New York, 1903.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Му'тазилиты в истории ислама, VIII-Х вв."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ щ
Му'тазилиты явились создателями первого крупного направ-ления в каламе - и уже в этом историческое значение их деятельности. Калам ранних му'тазилитов, его также называют "первый калам", представлял собой не что иное, как систематическое изложение му'тазидитекой догматики на основе Корана, преданий и здравого смысла.
При халифе аль-Мамуне (правил с 813 г.), благосклонно относившемся к му'тазилитам, начался новый этап в развитии этого учения, для которого характерно было строго философское обоснот вание всех догматов . Содержанием му'тазилитского кадама позднего периода становятся чисто схоластические вопросы. Над му'та-зилитским учением на "философском" этапе его развития особенно много трудились такие деятели, как Абуль-Хузайль аль-Аллаф, Иб-рахим ан-Назм, Ахмед бен Хаит, Бишр бен аль-Му'атамар, Му'аммар бен Аббад, Томама бен Ашрас Иса бен аль-Мурдар, Амр бен ад-Джахиз, Мухаммед ад-Джубай и многие другие (см.приложение). Аш-Шахристани свидетельствует, что все вышеупомянутые му'тазилиты были крупными философами и всесторонне развитыми людьми. Благодаря их трудам му'тазилитское учение получило свое дальнейшее развитие и философское обоснование, а сама секта достигла своего расцвета. Взлет му'тазилизма пришелся на первую половину IX в. - годы правления
Аббасидских халифов ар-Рашида и особенно аль-Мамуна, аль-Мутасима и аль-Васика. Му'тазилитские доктрины тогда распространились по всему халифату, одна принадлежность к му'тазилитской секте считалась признаком умственного развития и интеллекта, о чем можно
1 Аш-Шахристани. Указ.соч. Ч.Х.С.18 , 37 , 42. судить по эдиктам аль-Мамуна, изданным по поводу вопроса о Коране* S В данной работе на основе изучения первоисточников мы попытались объяснить исторический феномен возникновения му'тазилит-ского движения в исламе» приняв во внимание всю совокупность факторов, повлиявших на этот процесс. Исследователи-исламоведы по-раЗ' ному трактуют данную проблему. Одни авторы рассматривают ее через призму влияния христианской теологии, другие - объясняют возникновение му'тазилизма различием в толковании коранических текстов, часть ученых делают акцент на "философский императив разума".
Однако, не отрицая влияния всех вышеуказанных факторов, в том числе и внешних, мы связываем возникновение данного движения с сугубо внутренними обстоятельствами развития мусульманской общины и рассматриваем му'тазилитское учение как протест против традиционалистского толкования религиозных и нравственных проблем в исламе; считаем, что му'тазилитов можно поставить первыми в ряду реформаторов ислама. Му'тазилизму с момента зарождения и на протяжении всех этапов развития были присущи две отличительные черты. Первая из них - это оппозиция ортодоксально-догматической мысли и идеологии. Второе обстоятельство, его выделявшее, - это принципы, на которых строилась эта оппозиция, и рационалистический метод, в соответствии с которым осуществлялось стремление рационализировать все вопросы метафизики ислама и поставить человеческий разум на первое место в деле познания. Му'тазилитами была поставлена и проблема свободы разума, возможности мыслить, не будучи скованным предшествующим предопределением, в подтверждение свободы реализации человеческой воли без скованности ее предыдущей волей2. См.: Ас-Сайюти. Указ.соч. С.122-124. 2
См.: Амин А. Эпоха первоначального ислама, Ч.Ш. С.72.
Верно то, что му'тазилиты подходили к богословским вопросам главным образом с помощью умозрительно-рационалистического абстрактного метода, и что этот метод становился преобладающим в их построениях по мере более глубокого ознакомления с греческой философией, и в связи с количественным увеличением вопросов, которые разрабатывались ими, и их качественно-содержательным усложнением. Верно и то, что богословская окраска была присуща му'тазилитской мысли, даже если речь шла о чисто природоведческих исследованиях - например, в вопросе об атоме. Но нельзя забывать о доминировании религиозных знаний в ту эпоху и об определяющем влиянии ислама на общество. Ни одно революционное идейное движение той эпохи не могло выразить свою революционность в иной форме и другим способом. Все это не могло не повлиять на учение му'тазилитов, носившего характер оппозиции абсолютно-мистическому подходу, принципу предпочтения веры разуму, идее абсолютной предопределенности жизни индивида и общества и всех человеческих поступков.
За свои идеи многие му'тазилитские деятели подверглись жестоким гонениям как со стороны Омейядов, так и некоторых Абба-свдских правителей, некоторые поплатились жизнью. И главную причину их преследований следует искать не столько в религиозной, сколько в политической области. Му'тазилиты, как известно, проповедовали принцип свободы воли и свободы выбора верховного главы государства, требуя, чтобы в данном вопросе внимание было обращено не на происхождение выбираемого лица, а на его качества и способности, даже если он был из рабов.
Догматические принципы му'тазилитов представляют особый интерес. Они наполнили свою доктрину качественно новым содержанием. Нацример, положение о единобожии является обшим для всех мусульман. Однако, му'тазилиты привнесли в него свое видение и понимание, утверждая что Бог представляет собой простую, несос-тавнуго сущность, т.е. такую сущность, в которой отсутствует множественность - как с точки зрения количества, так и с точки зрения сути. Тем самым му'тазшштский монотеизм приобрел со временем философский характер.
Му'тазилиты утверждали, что свободное действие воли есть условие реализации благих задатков человеческой природы. Разум является основой истинной свободы, ибо он склоняет человека к добру и уберегает его от зла, направляет волю к реализации справедливости, Свобода воли оказывается в трактовке му'тазилитов тождественной разумной воле,'а свобода предстает как сознательное следование благой необходимости, т.е. имманентно присущей миру целесообразности.
Тезис му'тазилитов о "среднем состоянии" мусульманина, впавшего в тяжкий грех, между "правоверным" и "неверным", ставший одним из пяти основоположений их богословской сие теш, призывал мусульман в конфликтных ситуациях занимать нейтральную позицию.
Хотя основные положения му'тазилитской догматики и были осуждены ортодоксами и определены как "ересь", она, тем не менее, выразила в более последовательной форме, чем у ортодоксальных "блюстителей старины", охранительный характер логизирования вероисповедных истин.
Однако следует признать, что учение му'тазилитов не получило и не могло получить признания и распространения за предеI лами узкого круга интеллектуальной элиты.
Му'тазилизм, как религиозно-философская система ног стать достоянием относительно незначительной части мусульманской обшины, Чтобы стать убежденным му'тазилитом, или хотя бы вникнуть и разобраться в их учении, требовалось быть более или менее образованным человеком, с известным запасом философских знаний, Му'тазилиты были как бы "умственной аристократией" в обществе. Они не составляли какого-то самостоятельного социального слоя ни в Омейядском, ни в Аббасидском государствах. Они были частью той крупной прослойки, которая возникла в арабо-мусульманском обществе ш мере его социального и культурного развития, - прослойки факихов, исследователей хадисов, толкователей священных текстов и ученых, специализирующихся на примыкающих к этому кругу проблем науках - арабской филологии и логике. Любой из му'тази-литских богословов, - равно как и шиитских, хариджитских, мурд-жиитских и суннитских - считался факихом, ученым, занимающимся хадисами, комментатором священных текстов или грамматиком, или и тем, и другим, и третьим, и четвертым одновременно. Эта крупная прослойка, представители которой не отмежевывались от соответствующих религиозных "партий" и группировок, а составили юс органическую часть, отличались от остальных членов этих объединений тем, что обладала особым влиянием на общественное мнение. Такой статус позволял им оказывать воздействие на различные социальные и политические движения в халифате.
В низах же произвольное обращение с Кораном, необычное истолкование му'тазшштами традиционных моральных прописей не всегда находило свое понимание, так как зачастую связывалось с посягательством на социальную справедливость, с деградацией нравов и дискредитацией общественных добродетелей, с ухудшением материального положения малоимущих.
Удар, обрушившийся на му'тазилитов во время правления халифа аль-Мутаваккеля, был сокрушительным ударом не только по му'тазилитскому движению как таковому, но и одновременно по рационализму. В результате рационалистическое направление в религиозной мусульманской мысли лишилось важнейшего источника, с утратой которого группировки, соперничавшие с му'тазилитами» вновь обрели силу и благосклонность власть придержаших.
Влияние му'тазилизма на арабо-мусульманскую мысль имеет место и в наши дни, но не "в чистом виде", а как бы опосредованно. Главное достоинство и ценность их учения заключается в рационализме. Многие му'тазилитские деятели утверждали, что разум - превыше всего, и даже выше слова пророка.
Му'тазшшзм как движение исчерпало себя, но остались его идеи, его принципы! Невозможно представить просветительство в мусульманском мире без традиций антидогматизма, антиавторитаризма и рациональности, заложенных в му'тазилизме.
Многие арабо-мусульманские мыслители считали необходимым обратиться к му'тазилитской мысли и принять диалектику развития. Например, такие мыслители как Джамал ад-Дин аль-Афгани (1839-1897 гг.) и его ученик Мухаммед Абдо (1849^1905 гг.), выступавшие за реформирование ислама в целях приспособления его к современным условиям. Высоко ценят наследие му'тазилитов большинство улемов университета аль-Азхар, представляющих так называемый "левый ислам". Рассматривая ислам как основу для создания справедливого общества, они требуют избирательного отношения к теологическому и догматическому наследию. Так, по мнению одного из лидеров современного исламского течения "исламских левых", профессора Каирского университета Х.Ханафи, отношение к исламу должно
- 137 i определяться не идеей возрождения религиозного мировоззрения в той мере, в какой оно касается сферы компетенции теоретического разума (гносеология и онтология) ,а прогрессивным истолкованием тех догматов ислама, которые касаются практической жизни людей, их общественных отношений, политики и права, истории и культуры1.
Оценивая роль му'тазилитов в истории ислама Ахмед Амин утверждал, что "одной из самых больших трагедий для мусульманского р мира является гибель му'тазилитского движения" . Другой мыслитель - Зухди Джараллах вопрос ставил таким образом - "МоЖно-ли возобновить му'тазилитский дух?", и отвечал на него: "Можно, если з мы хотим идти в ногу со временем" . Исчезновение му'тазилитского движения явилось победой традиционалистов-реакционеров.
В наше время, когда исламский фундаментализм занял господствующие позиции в арабских странах (Алжир, Йемен, Иордания, Судан и др.), идеи му'тазшшзма вновь приобрели особую значимость и новое звучание. Все это делает возможным и необходимым вновь обращаться к му*тазилитскому наследию. 1 Х.Ханафи. О нашей современной мысли. Бейрут, 1983. 2 Амин Ахмед. Заря ислама. Ч.Ш. С.207» о Зухди Джараллах. Указ.соч. С.267.
Список научной литературыФарид Юсеф Алваш, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Источнику1. f И11 Sj-»laJI Vcr^*-^!^6* * J?J
2. Аль-Ашари. О направлениях в исламе. Каир, 1969.2. f ПУТ SjjtUkJI «.—IjawJIote^ JU»cUi • jUf>JI л,.
3. Абдель-Джаббар. Достоинства му'тазилизма и классы му'тазили-тов. Каир, 1973. • jW3. г ию I^a&JI 5—*»Ji J^e'il ^а
4. Абдель-Джаббар. Объяснения пяти основоположений. Каир, 1965.4. f тт S^EUI -а-—^ Jj^Jlv^l J ^Jb-JI • JIf-JI .ъ*
5. Абдель-Джаббар. :; единобожия и справедливости. Каир,1962. f МЮ «г^н Ja—^^amJI ♦ a*5.
6. Абдель-Джаббар. Все об окружающем. Бейрут, 1965.6. f НП Ss*UI S ^„„liLllj S-^MiJI «^f^t f l^jJI . JJ^^I^JL^JI Aj.
7. Абдель-Хади Абу Райда. Ибрахим бен Саймар ан-Наззам и его философские взгляды. Каир, 1946.1. Л. . .7. f MIA Sjjt&JI ♦ JjiJI QnJjiJl • j**»oljfcjJI
8. Аль-Багдади Абу Мансур. Различия между сектами. Каир, 1948. 8e Jk >ТТ Y SjjfcfiJ! # &
9. Ад-Джахид. Животное. Каир, 1332 г.х. 9# f Mtl — 1A SjjkfcJI • oAHaJIjoWl • Jb-^UJI
10. Ад-Джахид. Изложение и объяснение, Каир, 1948-49. JQ f \ Ч I Y S^lSJI сГ-OJ-XbJI J^lao ♦ Ja».UJl J-S Ly
11. Письма ад-Джихада (под ред. Хасан ас-Сандуби). Каир, 1947.f НТ* — ТП SjaKJI • ,„Jt*H ♦ г—
12. Ибн ан-Надим. Аль-Фихраст. Каир, 1929-30.
13. И 11 — t ♦ SjjkfiLJI jmaJ! jJkil • ^f
14. Ибн Абд Раббо. Золотой век. Каир, 1940-46.13* f 1AY1 oAJ —.yhJI J J.bJt.j-^.ll&L
15. Ибн аль-Асир. История ислама. Лейден, 1876.f И*Т S^fiUI • J—»aJIj JJJI J сЫЛ • CH1
16. Ибн Хазм Абу Мухаммед. Различия между религиями и сектами.1. Каир, 1903.1.* ИТ* Ю1 • j—j—«J1 ♦ J—а*
17. Ибн Ханбал Абу Абдуллах. Муснад. Каир, I960.
18. И*1 oj^ • «-.Jkil • cgjJfc
19. Ибн Халдун. Пролегомены. Бейрут, 1906.f HOY oj^ • * л»*
20. Ибн Оаад. Крупные классы. Бейрут, 1957.1.. ji ИП J-JUj • о Ij.-ifi» 110 fc+is у Ы ♦ ^-«iOjJl^l
21. Ибн аль-Муртада. Книга о классах му'тазилитов. Дамаск, 1946.19. f HYY Y1 S^&ll • о- jM-l £ vfcjJto^ • jImJI^I
22. Ибн аль-ймад. Крупицы золота. Каир, 1931-33.20* f ИОЛ *jAtSJ\ • 0I-• 01Ш.
23. Ибн Халкан. История. Каир, 1958.21. f
24. Аль-Исфараини. Разумление о вере. Каир, 1955.f ИОП Jо ♦ til—illl • ,
25. Аль-Замахшари. Аль-Кашаф. Дамаск, 1959.s—uJt j 0i£Ji1. Коран и сунны.tjlu : (ЛЙЬо ' ^jaJlj JjtJI J—5L.J • «^giju. ^ISJtf И Y> SjaBUI
26. Аль-Касим ибн Ибрагим ар-Раси. Трактаты справедливости и едино божия. Каир, 1971. (Под. ред. Амара М.)
27. Кубра Заде Таш. Ключ к счастью. Хайдар Абад, 1328 г.х.26* f И1Y оЬ• J^JIjolfikJIvbf ♦ ill
28. Аль-КуД^ми. Книга о направлениях и сектах. Тегеран, 1963.f МП SjJb&Jl . £JbJI) '1^1 JAI Je JjJl 3 ^inll • и-kJJI —
29. Аль-Малти. Предупреждение и ответ людям, сошедшим с правильного пути и еретикам. Каир, 1949.28. f ИМ oj^ • с—• vr—JJI
30. Аль-Макдиси, аль-Мутахад. История ислама. Бейрут, 1919.29. • —^yb^JLf V-aUI * j Ь ^ JalaaJI • ^j-^bJI —
31. Алъ-Макризи. Наставления и поучения, содержащие сведения о памятниках прошлого. Каир, б.г.30. f И0А ' v^jjI * О-—
32. Аль-Масуди Абу аль-Хасан. Золотые лучи, Каир, 1958.
33. ЗХ. . HIT oj^tSJI • q ^V&Jtjo J^olutbl • (jjljJI—
34. Ар-Рази. Верования мусульманских сект и многобожников. Каир, 1962.32. f V>Gl!l • d^kJljf-.11 £-цЪ • ^-JJI
35. Ат-Табари. История народов и царей. Каир, 1907. 33# f .mi SjjfclsJ! • JsuJIj JkJIvbf ♦ Ц jfcuiI —
36. Аш-Шахристани. Книга о религиях и сектах. Каир, 1949. 34. * — j^b^j^— * g-^pJjjJI Oik MP^v*»* • CM c^si^^M1
37. Аль-Хади Яхья ибн аль-Хусейн. Книга промежуточного состояния. Б.м., б.г.35* f УП1 vaGUI • jL.aoiTMvbr • J*UJI
38. Аль-Хайат. Победа. Каир, 1966.36. ^ МОЛ tJ^aJ! ♦ ^-0faJt • ^—j-Jk+JI
39. Аль^Якуби. История. Каджеф, 1958.37» •
40. Христшматия ш "исламу. II., 1994.11Y1 ti-• 5-n^JltijI • а—oiy^jJI30а. Ан-Наубахти. Шиитские секты. Наджаф., 1936.f 11 IT ij-—A&J1 ♦ jl ■ • < 4Ф* О* «
41. Ra. Ибн Кутайба. Известия. Каир., 1963.
42. И. Литература на арабском Азыде1. f ИУТ VA&JI • -—• у—^iJl'^JIxl
43. Абу аль-Вафа аль-Гунейми. Наука калама, Каир, 1973.2* f ИУТ jl.*, • -e-ill oi у—4-JUJI с—^bJI • s^y^l
44. Абу Рейда. История философии в исламе. Багдад, 1973.
45. ПУТ Sjjk&J! • s—^Я-^ISjuJJJI J л^з • JljjJf -мо. '
46. Абдуль-Разак. Введение в'историю исламской философии. Каир, 19734* f may д.^ • ^pjiyajij *—!)3®JI • f^i
47. Адель-аль-Авва. Му'тазилиты и свободная мысль. Дамаск, 1987.j?HM ij-ftliJI * S ^.Ht^jflbfJUf-Lb Jjl tJ>UeJ1,04k*. J* у—jyJI
48. Аль-Гураби Али Муставва. Аль-Аллаф первый мусульманскиймутакаллим, находившийся под влиянием философии. Каир, 1949.6* f иоо S^ISJI • *j*k«JI j 3-'Я SstsiJI • I—SjjJI
49. Аз^Зарка-Мустава. Исламская культура и современная жизнь. Каир, . 1955.7. mt Sjj*i5di • 0»м—«^i jfidJ jJ'JIvjUJJ • ^ ^—aWJ Г
50. Аль-Бахи Махмуд. Божественный аспект исламского мышления. Каир,,. 1962.8* f И10 SjaISJI • J—&JI сЫ О* ^-^ ' f—,kJI
51. Аль-Алем Махмуд. Битва за мысль. Каир, 1965.9* f ПУТ Oj^ • • о—M^L
52. Аль-Акики. Востоковеды. Бейрут, 1973.^ о у • —i-JaJl —»JI« cj^UJl .
53. Аль-Фахури аль-Джар. История арабской философии. Бейрут, 1957.f ijA&Jl • f^-О ' * J fl-^l.
54. Амин Ахмед. Заря ислама. Каир, 1949.1.* HV ojjklaJl • fX-.tl./-^ •.»-— Iо
55. Амин Ахмед. Утро ислама. Каир, I960.13, f пол OjAfcJI . 4-L-JUJlj C*JLM o^tW31 ' J-^txJI —
56. Аль-Тавиль. История борьбы религии с философией, Каир, 1958,
57. ИУ1 о^ • s^/JU—4-^ЛуйзЛ a—jl ♦ ^j^Jl—
58. Аль-Махди. Кризис арабской культуры, Бейрут, 1974,) oj^ • ^JLU^II*^pjl 0 J£,u 3 <L—JpftJl . ом ijU
59. Амара Мухамад, Му'тазилиты и проблема свободы человеческой воли, Бейрут, 193рч16* * HYA e^fcjf ♦ ^ ^i^l^ajf удл • ^L, Jt jLijJI
60. Ан-Нашар Али Салем, Зарождение философской мысли- в исламе,1. Каир, 1978,17# г m« SjjfcfeJI • -juto^nJt * (j.Lv ^bjL&JI —
61. Ан-Нашар Али Салем. Методы расселений у исламских мыслителей1. Каир, 1970.16* fMYY s^uui • o^WJl о—^ • у—ebjJl —
62. Ар-Рифаи. Эпоха аль-Мамуна. Каир, 1927,ilji* i-iJI^ J^jJI ^o|♦ r~H Ч-Г jfrjra ^ ^ TY "
63. Арфан Абдуль-Хамид. Исследование исламских сект и доктрин. Багдад, 1967.20. f ИУП SjjklsJI • —JCJIf-b J ♦ 0—
64. Ахмед Субхи. 0 науке калама. Каир, 1979. 2If, И I v v*t2JI $—vU-Л t^b^i^U^t * О—«-jJI Ар yssM —
65. Бадави Абд ар-Рахман. Греческое наследие в мусульманской куль туре. Каир, 1940.ptalY ojj^j • ^ М-^, ^ IJ л*з ^ io^ aJ I Vw I S^J k-J IV 1 ♦ cuJ-v-^ —
66. Велльхаузен Ю. Партии религиозно-политической оппозиции в эпоху раннего ислама. Бейрут, 1967. 23. ^ И*0 «jjklSJI • —e^iJ f 3 с ! • J л t.1 jjy
67. Гольдциер И. Вера и закон в исламе. Каир, 1905.24. f И10 сj—alaJI . 5—Ayi^lSjU^JI
68. Греческая культура. Каир, 1965. 25. f not s^igji . i—^(s—i^i ^b
69. Де Бур Т.Дж. История арабской философии. Каир, 1954.тт^ VklaJI • 5-* ctUI^JIJU
70. Джамал ад-Дин аль-Касими. История джахмитов и му'тазилитов. Каир, 1331 г.х.27. f MIY Sjjbfcjl • 5)p-JI • aJljU ^jlaj
71. Джараллах Зухди. Му'тазилиты. Каир, 1947. 28f )1П 'J^J • -—^lotTpJI^—,ybo« • у
72. Джози Бандели. Из истории идейных движений в исламе. Дамаск, 1966.29. f ИТ1 ZjjkUil ♦ £—«ybj^o^ls. ♦
73. Доузи Л. Статьи по истории ислама. Каир, 1939.30. ^ ИА1 о^ ♦ 0-s>Jl*-* J—^Je J—g
74. ЗаДц Али Мухамад. Му'тазилиты Йемена. Бейрут, I98I.f ПУТ одо fX .1 ol 5—^pjlol—JipJ! ♦ J^J^LI
75. Исмаил Махмуд. Тайные движения в исламе. Бейрут, 1972.32. f mi SjaUJI ♦ S—slUJI . jstjS
76. Крэмер А.Ф. Мусульманская культура. Каир, 1941.33. f ИП ,34 Одо ♦ г-^.M „щ а-iaJi)l £-,уЬ • iSjAA окд^
77. Курбан Г. История мусульманской философии. Бейрут, 1966.34. . я—^ I j ц— rj Ijy-jJ 1 <JS ^J S a* IjS • qI«Дш .ж» I1. И AA J^-ie J
78. Мааруф Ахмед Сулейман. Новый подход в анализе хариджизма. Дамаск, 1988.35^ f MYA одо . —o«JI (g)i>L-i>XIJ—OJ! J^U
79. Маджед Фахри. Этика арабской мысли. Бейрут, 1978. 3I» ИУ1 Sjjfel&JI • jjp.5-s-JiJI • Sj^el^k*
80. Матар Алифа. Философия у греков. Каир, 1974.
81. I—<J «—^^Mllj 5—*>MbJI • ^£
82. Махмуд Заки. Иррациональное и рациональное в нашем наследии. Бейрут, б.г.38. f Moo s^fcjl • -II ^ у—i^JiJIj—ДЫ! • .U
83. Махмуд Хамед. Философское мышление в исламе. Каир, 1955.39. ? ИЛ1 с^ ♦ 2——«р^МЛjfiha ♦ л-1Ь,д5%
84. Макдональд Д.Б. Развитие мусульманской теологии. Бейрут, 19894^eM0V &—^l^ipi -,11 SjU^Jl ♦
85. Мец Адам. Мусульманская цивилизация. 1Ув. хиджры. Каир, 1957. 41. f М 0> Sj-^Ш! * SUt-Jitt3 jjf ^ I-jalj. ♦ ^-^
86. Мрувье Хусейн* Наша позиция в религии и философии. Каир, 19591. MAO • -ejUJlolsjjJI ♦ 0
87. Мрувье Хусейн. Материалистические тенденции в арабо-мусуль-манской философии, Бейрут, 1985.43. f sja!§J! ♦ з ■ А.Ч JjJI ^ (> ■ ■■ .J jJ 1 ^JJ ♦
88. Мусса Мухамад. Между религией и философией. Каир, 1959.44. f * f^-** у**—^tolfpj!^ ♦ ^UJt Jbo**
89. Мустафа аль-Хадж. Некоторые идейные движения в исламе, Бейрут 1950.45. f MA* ^j+i • ^IpJlt>o • —jL=Jt лд®
90. Мухаммад Абед ад-Джабщж. Мы и наследие. Бейрут, 1980.f ПО) jtub * <iIpftJl^ ■ Д.,.? ♦ ^^^Ijob
91. Надер Альбер Насри. Философия му'тазилитов, Багдад, 1951,47. f mi ot Jij "b.JjJL * p. , uHvlwnJ 1 JUS <L—A£S»J! ♦ , . ^L J—yaJ
92. Нсер Сами, Мудрость у мусульман. Багдад, 1979.48* f MAY S^fiUI • ^ JiJ! . fMJl a*»
93. Нур-ад-Дия Абдель-Салам. Разум и цивилизация, Каир, 1982, 491 ^ MiA «j^kIsJf * q ^Udl j^f Sj jj| » ^ , .ь
94. Пенс С. Атомистика у мусульман. Каир, 1948.3YY * Si^*3 * ■* « .q^OJI * ^Ljf pi . Iйхсан Аббас.Аль-Хасан аль-Басри, его деятельность ж взгляды. Бейрут, 1973.51» р HOI ojjsK * *--* 1! L-^J^^JI • QJ
95. Робсон. Исламская энциклопедия. Бейрут, 1956,52.f ^n s^feJt • -Л а Q-A-Jt * -^Jte
96. Салих Ахмад. Борьба между "правыми" и "левыми" в исламе. Каир, 1966.53. ^ HAT • jMlbjSt <J * уо
97. Хасан Ханафи. О нашей современной мысли. Бейрут, 1983.54. f н^ jf^l-j i^jJI £—^jk • «,. ■ 0—з»
98. Хатти истории арабской культура. Каир, 1961.55. р HYA • зjuc JSsJf • 5—vj о
99. Хусейн Зина. Разум у му'тазилитов. Бейрут, 1978.56. f НЛ Y S^UJI . ^увЛ^ТИ^Ьо» • о-•-Ь
100. Хусейн Таха. Из истории арабской культуры. Каир,1962.нот • ,у „. ,. гц» • «ДкА
101. Хайкал Мухаммед. Жизнь Мухаммеда. Каир., 1952.
102. Ш. Литература на русском языке
103. Арнольд Т.В. Мусульманская цивилизация в аббасидском периоде.-"Атеист". М., 1930, № 58.
104. Бартольд В.В. Ислам. Общий очерк. Пг., 1918.
105. Бартольд В.В. Учение мусульманского "ренессанса". В кн.: Бартольд В.В. Сочинения. Т.6. М., 1966.
106. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.
107. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство (исторические очерки). М., 1957.
108. Большаков 0.Г. История халифата. М., 1989.
109. Борисов А.Я. My»тазилитские рукописи Государственной Публичной Библиотеки в Ленинграде.-В кн.: Библиография Востока. Вып.8-9. Л., 1936.
110. Босвор К.Е. Мусульманские династии. М., 197I.
111. Гегель. Филолософия истории. Соч. Т.8. М.-Л., 1935.
112. Гольдциер И. Лекции об исламе. Спб., 1912.
113. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966.
114. Грюнебаум Г.Э. Фон. Классический ислам. М., 1986.
115. Жузе П. Му'тазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама. Казань, 1899.
116. Ионова А.И. Ислам: проблемы идеологии,права,политики и экономики1. М., 1985.14а.Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.
117. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
118. Климович П.И. Ислам. М., 1965.
119. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М., 1982»
120. Крымский А.Е. История мусульманства. М., 1903-1904.
121. Мэц А. Мусульманский ренессанс. М., 1973.19