автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Му'тазилиты в истории ислама (XIII-X вв.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Му'тазилиты в истории ислама (XIII-X вв.)"
П1
Ц и роС7Д1РСТВЕНВЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕД8РАЦИИ ПО ШСШЕМУ ОБРАЗОВАН!® РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
На правах рукописи
ФАРИД ШЕФ АДВАШ
ЮГ'ТАЗМИТЫ В ЖТОРйИ ИСЛАМА (УШ-Х вз.)
Специальность 07.00.03 - Бсеобшая исторта
(история средних вакоз)
Автореферат диссертации да соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва- 1994
Работа выполнела на кафедре всеобщей истории Российского университета дружбы народов
Научный руководитель - кандидат исторических наук
доцант САВЖЕВА Е.М.
Официальные оппоненты - доктор исторических наук
ИОНОВА А.И.
кандидат философских наук доцент ПОЧТА Ю.М.
Ведущая организация - Институт Востоковедения РАН
Зашита состоится 24 ноября 1994 г. з 14 час.30 мин. на заседании диссертационного совета К 053.22.25 в Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, ГСП, г.Москва, ул.Миклухо-Маклая, д.6, ауд. 442.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского университета дружбы народов.
Автореферат разослан " " _ 1994 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук
доцент Н.С.ЕЖАЕОВА
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБООЫ.
Актуальность исследования. Религия занимает исключитель-> важное место в политической, культурной, идеологической жиз-I мусульманских обществ. Широко известно, что ислам это не >осто религия, это образ жизни.
В 20-э года прошлого столетия немецкий философ Гегель в юих знаменитых лекциях ко философии истории, определяя роль место мусульманской религии в истории арабов, писал: "Огтес-ганый в настоящее время а Азию и Африку и терпимый лишь в од-м уголке Европы вследствие соперничества христианских держав, глам уже давно сошэл со всемирно-исторической арены и вновь )звратился к восточному покою и неподвижности"*. Однако, в оп-)В8ржеяие этих слов, в арабском мире в конце XIX в. возникло грокое движение за возрождение "истинного", или "чистого", ис-ша ("исламская реформация"), за усиление его роли и .влияния общественно-политической жизни мусульманских стран. И сейчас, конце XX в., слова знаменитого философа несложно опровергнуть, зли за аргументацией обратиться к современной истории стран рабского Востока.
События последних десятилетий, связанные с бурным яроцес-ш политизации ислама и исламизации политики в странах арабо-¡гсульманского региона, заставляют нас снова и снова обращаться рассмотрению прошлого и настоящего арабских народов.
Ислам, как религия, как составная часть культуры мусуль-анских народов, в течение многих веков выполняя роль важнейше-з интегрирующего фактора в обществе, оставил глубокий след в зтории этих народов, их философии, литературе, традициях. Без чата роли ислама, без внимательного и объективного изучения го мировоззренческих основ, социальной философии невозможно поить и правильно осмыслить ни историю, ни современное состояние ародов региона. И не случайно, что проблемы средневековой истопи, арабо-мусульмавской культуры этого периода стали предметом ристального внимания и исследования, объектом споров и дискус-ий историков, философов, представителей других обшаствоведчес-их дисциплин.
* Гегель. Философии истории. Соч. Т.8. М.-Л., 1935. С.339.
Далее, на наш взгляд, современное мусульманское движение нуждается в более реалистическом подходе в решении насущных проблем, стоящих перед мусульманским обществом. В последнее время зометев рост и укрепление мусульманских идейных течений, базирующихся главным образом на фундаменталистских началах и готовых достигнуть "власти Аллаха на земле" и построить идеальное "ново-старое" мусульманское общество любым, в том числе и насильственным путем. И здесь в наша время целесообразно обратиться к учению му'тазидитов, создавших первую в исламе теологическую систему рационалистического направления и ставивших во главу угла при решении всех волнующих мусульманскую обшину проблем, разум. Му'тазилитн стремились рационализировать все вопросы метафизики ислама и цри этом поставили человеческий разум на первое место в деле познания. Ими бал поднят вопрос о свободе разума, о возможности свободно мыслить, не будучи скованным предшествующим предопределением, об отрицании таклида, т.е. слепого следования авторитетам. Как нуждается, на наш взгляд, современное мусульманское общество в возрождении многих основополагающих принципов му'газилигского учения!
Му'тазилизм явился, по существу, первым крупным направлением в каламе. В раннем ислама не существовало единой системы догматов, не было общепризнанной во всех регионах богословской школы. Ислам представлял собой пестрое собрание разнообразных мнений, школ, правовая толков, сект и т.д. Му'тазилизм со своими догматами явился наиболее разработанной теологической системой своего времени, которую на определенном этапе развития ара-бо-мусульманского обшэства официальные власти попытались использовать для введения "сверху" системы государственного вероисповедания.
В связи со сказанным, как нам кажется, проблема происхождения и эволюции му'тазилитского рационалистического учения представляет определенный научный и практический интерес. Этим во многом определяется актуальность и значимость избранной наш темы, том более, если учесть, что в арабских странах довольно широкое распространение получила идея построения обшества на религиозных началах.
Цели и задачи диссертащд* Главным объектом нашего исследовании является му'тазилиэм. При этом ыы ставим следующие цели:
- Проанализировать основные причины возникновения му'та-зилизма в исламе, определить идейные истоки этого учения.
- Показать эволюцию му'тазилитской доктрины, проследить становление и развитие основных идей му'тазнлизма, определить его место в философии ислама.
- Исследовать роль му'тазилитоа в общественно-политической жизни Арабского халифата.
- Проследить процесс влияния му'тазилитских идей на арабскую общественно-философскую шсль и политическую практику стран мусульманского Востока.
Научная новизна, работы заключается, прежде всего, в том, что в научной литературе му'тазилизм, как теория и практика, не получил разносторонней разработки. Отсутствие в российской историографии работ, исследуших данную проблему, а также их очевидный недостаток в арабской историографии предопределили научное, политическое и практическое значение данного исследования. Введен в научный оборот новый фактический материал, а также ряд неиспользованных ранее источников.
Далее, т пытались найти комплексный подход к изучению как истории му'тазилитской секты, так и ее учения. Поэтому наше исследование находится как бы на стыке двух наук - истории и философии, и носит историко-философский характер. При анализе избранной теш ш руководствовались принципами научной объективности, достаточной документальной подтвервденности полученных результатов.
Практическая, дачдодиссертации состоит в возможности использования ее основных положений и выводое в учебном процессе при разработке курсов по истории религии, истории общественной мысли Востока, а также цри подготовке обобщающих трудов по истории стран Арабского Востока.
Работа представляет определенный интерес и в света острой идейной борьбы, ведущейся в арабских странах, вокруг "му'тази-литского" наследия.
Источники. Диссертационное исследование базируется на широком круге оригинальных источников, среди которых выделяются, прежде всего, труды самих му'тазклитов. Далее следует особо указать на работы представителей шиито-иммаштского* и суннитского направлений в исламе.
Му'тазилитские источники. Эта группа источников долгое время оставалась недоступной исследователям в связи с тем, что представители данного направления кестоко преследовались, а их книги уничтожались. Поэтому, к сокаяению, в настоящее время учёные располагают всего лишь несколькими уцеловшши произведениями му'тазилитских авторов. Одно из них - книга Аль-Хаийа-та (ум.902 г.) "Победа и опровержение безбожника ибн ар-Равен-да" ("о^кЛ^о^у1 ^ии^Г'), в которой дается описание
так называемых классов му'тазилитов (своеобразная иерархия му'-тазнлитских деятелей - см.приложение), их характеристика и анализ. Именно на эту работу долгое время опирались исследователи, изучая му'тазилизм. Достаточно интересная информация и обширный фактический материал о данном движении содержится в другой дошедшей до нас книге заёдита Ибн аль-Муртады (ум,в нач.Ш в.) "Классы му'тазюттов" (" я,.,. о&ДГ).
Однако самым важным и самым ценным, на наш взгляд, источником является произведение известного му'тазилитского деятеля позднего периода Абдель-Днаббара (ум.1025 г.) "Достоинства му'-тазилизма и классы му'тазилитов" (" г-^зыЛоиАЛэ 3 Лр "¿1 Работа состоит из двух частей. В первой излагается учение му*-тазилитов, их основополагающие принципы, во второй - дается подробная характеристика десяти выделяемых автором му'тазклит-скнх "классов".
Интересно заметить, что египетский ученый §уад ас-Савд, обнаруживший и отредактировавший вышеназванную книгу, аналогичную работу провел над произведением Абу аль-Касим аль-Балахи "Сведения о му'тазилитах" (" гл^зоЛ Го "), в которой объясняется происхождение термина "му'тазила", а такяо природа этого явления._
^ Шиито-ш^ламиты - одна из основных вегЕвй шиитов, признаю-тая двенадцать имамов кз рода Али бен Аби Талиба (см.: Аш-Шах-ристани. Книга о религиях и сектах. С.143-153).
Перу Абдель-Джаббара принадлежат две другие книги - "Певец единобожия и справедливости" (" у» о^1') и "Объяснение пяти основоположений" (" -»Л сЗк^'у—1 ").
Первая, состоящая из 20-ти частей, посвяшена изложению учения му'тазилитов. Особый интерес для исследователей представляет раздел, в котором представлено му'тазилитское учение об идеальном правителе - имаме.
Вторая книга имеет философскую направленность. В ней содержится сравнительный анализ принципов му'тазилитов и других, современных му'тазилизму, сект и движений в исламе. Вышеназ-ваннне произведения Абдвль-Джаббара имеют, как источники, пер-, востепенную важность, прэяде всего, потому что принадлежат непосредственно пэру му'газилитского теоретика, а также по причине затрагивания автором широкого круга вопросов, связанных как с историей му'тазшштов, так и с их идейным наследием.
Чрезвычайно интересный материал о развитии му'тазилитской мысли можно получить из произведений му'тазнлитского писателя-энциклопедиста Ад-Джахкза Сум.869 г.). Его работы: "Животное" (" о!?—о^1"), "Изложение и объяснение" ("0—^дЛ")
и "Письма" ('и_51_"). Особенно полезны для исследователя
его "Письма". Но при использовании этого источника следует помнить, что оно носит ярко выраженный субъективный характер и грешит многочисленными историческими неточностями.
Существенную помошь в изучении такого явления как му'тазилизм оказывают произведения зайдитов^, широко воспринявших му'тазилитское учете. Среди их работ выделяются "Трактата о справедливости н единобожии" (' .ч.....-я^1 з Л-5-«Л <^1-»/) *
Шиито-иммамитские источники. Эта группа источников представлена в основном двумя работами, прежде всего, книгой аль-Хасана ибн Муса ан-Наубахти (утл.922 г.) "Шиитские секты" ("¿^ Ьл^дл"). дающей информацию о движении му'тазилитов. Работа носит описательный характер, но тем не менее является для нас
* Зайдиты ~ обшее название религиозно-политических группировок, признавших имамат Зайда бен Али, наиболее "умеренная" ветвь шиитов. (См.: Ан-Наубахти. Шиитские секты. Надааф, 1936. С.153-155).
важным источником, т.к. изобилует фактами по интересующему нас вопросу.
Своеобразным дополнением к первой книге служит, произведение Ибн адь-Мутахар аль-Халли (ум.1326 г.) "Достойный путь в познании имама" ("s_л u 4JI I/J! ~ L_^ "). Ценность данного
источника вытекает из двух обстоятельств:-во-первых, в нем дается сопоставительный анализ учений шиитов, му'тазилитов и других сект об имама, во-вторых, он позволяет проследить влияние идей му'тазилитов на шиитскую мысль.
Суннитские источники. Эти источники вносят существенный вклад в разработку поставленной проблемы. По своему содержанию они весьма разнослановы. Среди них имеются специальные работа, посвяшеннне различным мусульманским сектам, в том числе и му»-тазилитской. Имеются и труда общеисторического характера, из которых можно извлечь весьма полезный для изучения му'тазшшзма материал.
К специальным исследованиям следует отнести работы известного суннитского теолога Абу-ль-Хасана аль-Ашари (ум.934 г.), а также Абу-ль-Фатх аш-Шахристани (ум.П53 г.) и Абдель-Кахир аль-Багдади (ум.1038 г.)1.
Среди вышеуказанных трудов особое место занимает работа богослова-законоведа апйНахрнстани, который в отличие от своих предшественников, и в первую очередь, аль-Багдади и Ибн Хазма (ум,1064 г.) сумел отразить различные точки зрения на рассматриваемые проблемы.
К особой груше источников можно причислить общеисторические исследования Абу-ль-Аббас Ибн Халликана (ум.1283 г.), Абу Длсафара ат-Табарн (ум.922 г.), Ахмеда бен Аби Вадих аль-Якуби (ум.897 г.), Ибн Тайфура, Ибн Аль-Асира и др.2.
т
Абу-ль-Хасан аль-Ашари. О направлениях в исламе. (
оа-Я-^О- Каир, 1969; Аш-йахрястани. Книга о религиях и сектах, (j^i^ ). Каир, 1949; Абдель-Кахир аль-Баг-
дади. Различия мееду сектами ( j^l)! JjUl). Каир, 1948.
2 Ибн-Хашшкан. История (0!_Каир, 1959; Ат-Таба-
ри. История народов ж царей («¡i^-Jdljp.'it Каир, IS07; Аль-
Якуби. История ( i—Наджеф, 1958; Ибн аль-Асир. История
см.сл.стр.
Примечательно, что для современных исследователей му'та-зилизма особый интерес представляет работа Ибн Тайфура "Багдад", В ней содержатся сведения о халифе аль-Мамуне, при котором впервые в исламе была предпринята попытка ввести "сверху" систему государственного вероисповедания, включавшую в сеОДь^тазилит-ских догматов, и о его "му'газилигском окружении".
Большую помошь в работе нам оказали труды аль-Масуди (ум. 955 г.) выдающегося арабского историка, географа и путешественника Х.в.1. В его сочинениях собрано много чрезвычайно ценных сведений о му'тазилитах.
Историография. Исследования современных авторов по глу*— тазилитскому учению достаточно многочисленны, правда,они преимущественно носят философский характер. Среди них можно вазвать работу З.Х.Джараллаха "Му'тазилиты" (1947 г.), являющуюся своеобразным итогом научных изысканий по названной проблеме первой половины XX в., а также работы А.Надера, Х.Зейны, А.Аль-Авва, М.Амхара^.
Серьезное впечатление производит написанная в 70-х годах и принадлежащая пару известного ливанского философа Хусейна Мруве книга "Материалистические тенденции в арабо-ыусульманской философии" «—¿.lUJloUjjJl "). Четыре главы
этой книги, посвятенныз главным образом му'тазилизму, содержат объективный, научный аналиа му'тазилитского учения.
3 целом же, оценивая вклад арабских историков в разработку проблем му'тазилизма, следует отметить, что их исследования час-го косят описательный характер и страдают отсутствием строго на-
лслама. (¿—ybJ! j J«KJI ). Лейдон, 1876; Ибн Тайфур. Багдад ( Каир,'1949.
* Аль-Масуди. Золотые лучи ( _¿.i ). Каир, 1958.
^ А.Надер. Философская система му'тазилитов (yJpt-Jl ¡jS-Jitlj&l).
Багдад, 1951; Хусейн Зейна. Разум у му'тазилитов"(j_»J—sJI
-.^.ц). Бейрут, 1978; Адель аль-Авва. Му'тазилиты и свободомыслие ( j_Дамаск» 1987; Амара Мухамад.
Му'тазилиты и проблема человеческой свободы (г к} ?. ij-^n Бейрут, 1972.
учного анализа поставленной проблемы. Примером тому может служить работа аль-Авва А. "Му'тазилиты и свободомыслие", которая, там не менее, содержит интересный фактический материал о му'-тазилитских деятелях (их характеристике посвящена одна из двух глав указанного сочинения). Порою субъективная позиция ряда авторов является серьёзным препятствием для объективной подачи материала и непредвзятого научного анализа.
3 ряду обобшашкх трудов ш му'тазшшзму. нельзя не назвать работу палестинца-христианина, осевшего в России в конце прошлого века, - Бандали Джаузм (Кузе П„). Его полемическое сочинение "Му'тазютты. Догматико-историческое исследование в области ислама" (1899 г.), написанное в период его обучения в Казанской Духовной Академии, долгое время оставалось единственным исследованием по му'тазшигему на русском языке.
В диссертации были широко использованы труды известных российских исламоведов, в которых дается оценка раннеисламских сект и течений и их роли в общественно-политической жизни халифата. Это работы В.В.Бартольда, Е.А.Веляева, И.Ю.Крачковского, И.П.Петрушевского» С.М.Прозорова, А.В.Сагадвева, М.М.Сдарнова и др. (см.библиографию). К сожалению, среда трудов российских исламоведов практически нет специальных исследований по му'та-зилизму.
Особо следует выделить работу известного востоковеда-арабиста Е.А.Беляева "Мусульманское сектантство", хотя сведения, сообщенные в ней, к сожалению, слишком лапидарны, и труд К.П. Петрушевского "Ислам в Иране в УП-ХУ вв.", автор которого сопоставляет учения разных мусульманских сект и движений.
В диссертации также были использованы произведения западно-европейских исламоведов, среди которых назовем И.Гольдциера, У.М.Уотта, Т.Да Бура„ Д.Б.Макдональда, У„Томсона, Ю.Ввлльхау-зена, Массе А. и др. .
* Гольдциер И. Вера и закон в исламе. Каир, 1905; он ке: Лекции об исламе. Спб., 1912; Велльхаузен Ю. Партии религиозно-политической оппозиции в эпоху раннего ислама. Бейрут, 1957; Масса А. Ислам. Очерк истории. М., 1982; yzatt ^.м. tree will and
см ..сл. стр.
Из вшеназванных работ выделим труд английского исследо-вателя-ралигиоведа У.М.Уотта, автора знаменитой работы "Свободная воля и предопределение в раннем исламе" (1948 г.), содержащей анализ учения му»тазилитов. Эта работа является классическим трудом по истории учений в исламе. Однако некоторые его вывода, на наш взгляд, несостоятельны, например утверждение У.М. Уотта, что му'тазияитов нельзя считать рационалистами, и что их учение не содержит принципиальных отличий от ортодоксального ислама.
новных положений и выводов на научно-теоретических конференциях молодых ученых Российского университета дружбы народов.
По теме диссертации опубликована статья.
П. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДКЕЕАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Структура диссертации подчинена поставленным целям и задачам. В ее основе - проблемно-хронологический принцип изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Во введении обосновывается актуальность теш, ее научная новизна, освешагатся цели и задачи диссертации, дается характеристика источников и историографический обзор научной литературы.
В цервой гдад6. "Социально-исторические условия и идейно-теоретические предпосылки возникновения му'тазилизма" рассматривается процесс утверждения ислама в арабском обществе. Детально анализируется вопрос о ггреемстввижсм в халифате, оказавший большое влияние на возникновение течений и сект в исламе. Затрагивается вопрос об идейных предшественниках му'тазилизма в лице кадаритов и джахмитов, рассматриваются основные принципы, на которых было построено их учение.
В первом параграфе исследуетипроцесс утверждения ислама, формирования его религиозно-философской и социально-политической доктрины. Подчеркивается, что в чисто религиозном плана появления ислама связано как с влиянием предшествовавших ему религий - христианства, иудаизма и зороастризма, так и с эволю-Predestinition in E'irly Islam. L, 1448; Be Boer T. J. The History of Philosophy in Islam. Luzec, 1905; Tomson !!. The Character of E.^rly Islanic Sects. In; I¿пася Goldzier Memorial Volume. E.I. Budapest, 19^3; Matcdonald D.B. The Development of Muslim Theology. New York, 1405.
проводилась в ходе изложения ее ос
цией религиозного сознания жителей Аравии. Ислам способствовал преодолению племенной розни и сепаратизма, а вера в единого бога-Аллаха явилась мошным объединяющим фактором для" всех мусульман. Академик В.В.Бартольд отмечал, что "Мухаммед положил начало не только религии, но и государству"*. Показывается состояние мусульманского обшестьа после смерти пророка, анализируется Еспихнувшая в нем острая борьба за ачасть среди последователей Мухаммеда, разделившихся на две противоборствующие группировки, кавдая из которых стремилась сделать своего представителя халифом (то есть наместником , преемником пророка).
Вопрос о наследовании поста халифа породил сложную дискуссионную проблему, связанную с истолкованием самого термина "халифат" - является ли он божественным правом, а пост халифа, соответственно, богоданным постом, шш же верующие вправе сами выбрать халифа по собственному усмотрению.
Борьба за власть в халифате отражала соперничество различных социальных и племенных групп, а форма её была преимущественно религиозной. И эта религиозная ш форме борьба различных группировок арабского общества привела к появлению разнообразных течений и сект в ислама.
Во втором параграфе "Предшественники ыу'тазилизма и его идейные истоки" рассматривается возникновение' основных течений в исламе, подробно анализируются позиции идейных предшественников му'тазоаизма - кадаритов и джахмитов,- учения которых почти полностью вошли в систему му'тазилитов.
С развитием мусульманского государства и его идеологии в обществе постепенно пробуждался интерес к богословским вопросам, что дало толчок к разработке мусульманской догматики. Среди членов обтины стали возникать споры и расхождения по ряду важных для верующих проблем, а именно, - в понимании веры, в отношении к человеку, совершившему тяжкий грех, в вопросах о предопределении, о природе и атрибутах бога, о природе Корана, что в итоге привело к идейному размежеванию среди мусульман и к оформлению религиозно-политических группировок. А множестван-
1 Бартольд В.В. Ислам. Обанй очерк. Пг., 1918. С.1.
ность мнений по обсуждаемым вопросам давала основания для взаимных обвинений, выдвигаемых представителями различных религиозных "партий" друг против друга, в "нововведении" ("бид'а") и "заблуждении" ("далал").
Вопрос о грехах или, точнее, вопрос об отношении к членам мусульманской обшины, совершившим греховные деяния, приобрел особую актуальность. Для крайних харидаитов грешник становился неверным ("кафир"), а для мурджиитов мусульманин, совершивши!! греховные деяния, не переставал быть членом общины. Среди мурджкитов в начала УШ в. оформились дво противостоящие группировки, одну из которых составили даахшты - приверженцу Джахма ибн Сафвана (угл.745 г.), сторонники абсолютного божьего предопределения, отрицавшие антропоморфные характеристики бога и признававшие сотворенность Корана, другую - кадариты, поддерживавшие в противоположность джабаритам цдею о том, что человек является творцом ("халик") своих действий. В основе кадаризма лежал тазис о свободе человеческой воли, неопределенно и противоречиво изложенный в Коране. Споры вокруг проблемы "кадара" ("предопределения") дали начало учениям рационалистической направленности в исламе сначала в лице кадаритов, а позднее му'тазилитов. Так, проблема "кадара" является одной из первых в ряду проблем, приступив к разработке которых, арабская религиозная мысль стала восприимчива к рационалистическому методу, прокладывавшему путь философскому мышлению. Кадаризм как течение и^ ^ теория сформировался благодаря деяльности представителей школы
Что же касается джабаризма, то опираясь на его постулаты, омейядская аристократия пыталась подвести под свой ражим религиозную основу, так что в конце концов именно джабаризм стал главной составляющей государственной идеологии. Постулаты даа-баритов были взяты на вооружение правящей династией в качестве религиозного средства воздействия на массы, а затем превратились в оружие кровавого подавления оппозиции.
Таким образом, основополагающие принципы учения му'тазилитов явились во многом своеобразным продуктом или результатом эволюции разрозненных идей и взглядов, на которых строилось как кадарнтское, так и джахмитское движения. Есть все основания ут-
вервдать, что му'тазшшзм возник на основе существовавших ранее богословских школ и братств.
Вторая т.у,та "Возникновение му'тазилизма и его роль в общественно-политической жизни Арабского халифата" посвящена подробной характеристика му'таззиизма, как самостоятельного направления в исламе.
Делу сохранения и укрепления ислама, его учения и традиций должна была послужить новая система догматов, известная как калам. Му'тазилиты явились создателями первого крупного направления в каламе - и уже в зтом историческое значение их деятельности. Му'тазилизм, строго гзшря, не был первой школой калама. До него в ислама уже существовали такие направления, как аль-джахмийа ( джахшты ) и аль-кадаряйа ( кадаритн ). Однако му'тазилиты первыми смогли уложить богословские воззрения в гармоническую, стройную систему, используя при этом методику логико-философского доказательства. Более того, вопросы калама в исламе стали дискутироваться именно в тех рамках, которые были разработаны я предложены му'таэмлитсниш деятелями.
Глагол "и'тазала", от которого образован термин "му'та-з плиты", означает "удалиться", "отойти", "уединиться", "обособиться". Весьма вероятно, что этот термин впэрвые был использован в исламском политическом лексиконе в 656 г., именно в этом году состоялась знаменитая битва "Джамала" (."верблюжья битва") между Али бен Аби Талибом, с одной стороны, и Талхсм Аз-Зубером и Аиией - вдовой пророка, с другой стороны.. Тогда часть последователей Мухаммеда заняла нейтральную позицию по отношению к этой мавдоусобной войне. В результате чего они были названы му'тазилитами, так как они "удалились", "отошли" от Али и отказались воевать как с Али, так и против его соперников.
Таким образом, термин "аль-му'атазала",ияи "му'тазилиты" увидел свет еще до возникновения самого му'тазияизма как такового.
Положение о промежуточном состоянии ("аль-манзила бедаа-ль-манзилатайя"), являющееся ключевым в вопросе о совершивших тяжкий грех у му'тазжштов, имеет прямое отношение к возникновению му'тазшшзма.
Однажды, рассказывает аш-Шахристани, когда аль-Хасан аль-
Басри объяснял своим слушателям догмы веры, кто-то из его учеников встал и обратился к нему со следующим вопросом: "О, имам веры! Появилась в наше время группа, объявляющая безбожниками великих грешников; тяжкий грех для них - неверие, из-за которого человек оказывается вне обиины; это - ваидиты из хариджитов. Есть ешё одна группа, которая "откладывает" суждение о великих грешниках; тяжкий грех для неё не приносит ущерба вере; деяние, по як учению, не есть один из столпов веры; ослушание на вредит вере, а послушание не помогает в неверии; это - мурджиты уммы. Каким будет твоё суждение для нас в этом вопросе?" И задумался аль-Хасан над этим ж прежде, чем он ответил, сказал Басил ибн Ата: "Я не скажу, что великий грешник абсолютно верующий, и не скаау, что он абсолютно неверующий. Он в цромекуточном состоянии: и неверующий и не веруший". И удалился к одной из колонн мечети, как бы утверждая этим то, что ответил он группе сподвижников аль-Хасана. И сказал аль-Хасан: "Удалился от нас Басил", и назвал его и его сподвижников "мутазилитами"*.
Удаление Басила от своего учителя аль-Хасана имело гро- • мадное значение а истории ислама и развития его догматов. Басил после отделения занялся устройством новой секты, которой суждено было сыграть важную роль в исламе, в разработке его догматики.
Идея "промежуточного состояния", которое отводится основателем му'тазшштского течения Басилом ибн Агой мусульманину, совершившему тяжкий грех, предопределила своего рода промежуточное положение по данному вопросу самих му'тазилитов медду -двумя группировками - харвджитами и мурджиитами. Так, хариджи-ты считали, что человек, совершивший тяжкий грех, является неверующим, поскольку вера у них базировалась на двух неотделимых друг от друга столпах - на убеждениях и добрых поступках одновременно. Что касается щрддтюв, то они вынесли другой вердикт: ¡мусульманин, совершивший тяжкий грех, является верущим, поскольку они считали, что вера - это лишь внутреннее убездение, и не рассматривали публичное провозглашение своей веры и сове'рше-
т
А Аш-Шахристани. Указ.соч. С.52.
низ благих поступков как часть вары. Оба эти движения, как известно, были отражением определенной позиции в разгоревшейся политической борьбе в халифате. Таким образом, название му'та-зилиты восходит по временам "до удаления" Васила ибн Ата от аль-Хасана аль-Басри, а происхождение самого течения имеет чисто политическую природу.
Ранний период развития му'тазидизма отличался главным образом отсутствием философского элемента в религиозно-нравственных рассуждениях его представителей. Порвые му'тазилигы основывали свои теории не на философских началах, а, презде всего, на самом Коране, на разумных началах. Они далеки были от мысли принимать Коран с "добытыми" философией и другими науками выводами, Этим занялись представители более позднего периода развития му'-тазилитской секты.
Во втором параграфе рассматриваются догматические принципы му'тазидизма. Подробно анализируются принципы "едивобокия" и "справедливости", как осноЕополаг&юшие догматы. Подчеркивается особая роль, которую сыграла му'тазшштская догматика в развитии рационалистической тенденции в арабо-мусульманской философской мысли.
Мусульманские доксографы выделяют среди му'тазилитов несколько группировок или сект ж связывают каждую из них с идеями и практической деятельностью конкретного мыслителя, называя ее при этом его именем. Они также подразделяют му'тазилитов на басрийских и багдадских, т.е. выделяют две основные школы. "В Басре, - пишет аль-Мальти, - "и'тизаль" появился впервые, потому что Абу Хузайфа Басил ибн Ата принес ого с собой из Медины. А му'тазилиты Багдада взяли "и'тизаль" у му'тазилитов Басры. Первый из них (т.е. первый из багдадских му'тазилитов -прим.автора) - Бишр ибн аль-Му'тамар отправился в Басру и встретился там с Бишром ибн Саицом и Абу Османом Аз-За'афарани и позаимствовал у них "и'тизаль" и принес "и'тизаль" и пять осново-
т
положений в Багдад" . Эти пять основоположений - следующие: "единобоние" ("ат-таухид"), "справедливость" ("аль-'адл"),
* Аль-Мальти. Предупреждение и ответ. Каир, 1949. С.43.
"промежуточное состояние" ("аль-манзил байная-манзилатайн"), "обещание и угроза" (аль-ва'д ва-л-ва'ид") и "повеление одобряемого и запрещение порицаемого" ("аль-амр бил-ма'руф ва-н-нахи 'ани-л-муняар").
Как бы ни разнились группировки и секты му'тазилитов, пять основоположений, приведенных аль-Мальти и другими му'та-зилитскими авторами, являются общими для них всех, хотя и имеют место различия между школами в му'тазшшзме. Различия и расхождения возникли в ходе эволюции самой доктрины по мере ознакомления крупных мыслителеЯ-му'тазилитов с достижениями мировой философской гасли, особенно греческой, что было связано с получившим широкое распространение переводческим движением в абба-свдскую эпоху.
Два принципа - "единобожие" и "справедливость" более всего выделяют му'тазилитов среди других мусульманских сект и течений; в них наиболее четко и последовательно проявились рационалистический метод и философские взгляды му'тазилигских мыслителей. В основоположении единоболсия Аллах является единственным благотворителем. Он ни в чем и ни в ком не проявляется. В этом основоположении му'тазшшты хотели очистить наие представление об Аллахе от всяческого антропоморфизма и уподобления. В основоположении справедливости они хотели устранить все представления, противоречащие принципу божественной справедливости. Постулат единобожия у му'тазилитов строился на следующих положениях: трансцендентность бога, отрицание божественных атрибутов, отрицание возможности увидеть бога., тезис о сотвореннооти Корана.
Принцип справедливости теснейшим образом связан с принципом единобожия . Каждая му'тазилитская книга состояла из двух частей: одна из них обязательно содержала в себе главу о единобожии, другая - о справедливости. Эта двучленность буквально пронизывает всю теологическую литературу му'тазилитов, называвших себя "ахл аль-адл ва-тавхид" ("людьми справедливости и единобожия"). Конечно же, но случайно "справедливость" у му'тазилитов была связана с принципом единобожия . Под божественной справедливостью понималось прежде всего то, что человек сам является творцом добрых поступков, за которые он вознаграждается,
следовательно, человек сам отвечает за свои поступки, а значит и за свою деятельность и за ту историю, которую он творит.Присутствие разума как мошной сшш, которой располагает человек, делает его способным правильно оценивать окружающий его мир и поступки людей.
Догмат о свободе человеческой воли был усвоен му'тазшш-тами лучше всех других и часто служил основой для разработки и освещения других догматических вопросов. Остальные три основоположения явились как бы производными, "дочерними" признаками от "справедливости" и "единобожия" и вписались в эти понятия. В основе третьего принципа "обещание и угроза" лежит положение о том, что бог обязан осуществить свои обешакия и угрозу, если он обеиал покорным рай и угрожал непокорным адом, и что ни "ходатайство" Пророка и даже ни "милосердие" Всевышнего не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния. Четвертый принцип - "промежуточное состояние", его суть состоит в следующем: мусульманин, совершивший тяккий грех Ске-бира"), выходит из числа варуших (в противоположность мнению мурджиитов), но не становится неверующим (как об этом учили харидяиты), он находится в "промежуточном состоянии" между ними. Это положение, послужившее причиной отхода первых му'тази-литов (Василя бек Ата) от кружка аль-Хасана аяь-Басри, который называл такого мусульманина "лицемером" (Чцула^з:"), иногда обозначается словосочетанием "наименования и суждения" ("аль-ас-ма'а вал ахком"), поскольку он касается квалификации "нечестивого" с точки зрения ожидающей его в потустороннем мире судьбы. Пятое основополояение - это "повеление одобряемого и запрещение пор1щаемого"-обшве положение для хариджитов и шиитов, положение, обязывавшее мусульманина способствовать всеми средствами (включая насильственными - "мечом") торжеству добра и борьбе со злом, Му'тазилиты связывали это основоположение с политическими вопросами и в первую очередь с вопросом о халифе. Кто имеет право стать халифом и ком он должен быть? В отличие от ьсех мусульманских сект, му'тазилиты считали, что халифом должен стать самый мудрый и умный человек, независимо от его происхождения, главное - его знания и его способности.
В третьем параграфа рассматривается положение му'тазилито*
I обществе и их роль в общественно-политической жизни халифа-а.
За свои "либеральные" взгляды многие из первых му'тази-итов подверглись жестоким гонениям со стороны омойядских вла-тителей. й главная причина, побудившая ОмеЯядов к преследо-анию му'тазилитов,была не религиозного, а сугубо политического арактера. Му'тазшшты, как известно, проповедовали принцип вободы воли и свобода выбора верхогного главы государства, тре-уя, чтобы в данном важном деле внимание обращалось не на про-схоздение выбираемого лица, а на его душевные и иные качества, аже если он был из рабов.
С приходом к власти в 750 г. Аббасидов, проводивших боев гибкую, чем Омэйяды, внутреннюю политику, дискуссии между елигиозно-политкческими группировками стали терять былую тактическую остроту, приобретая большую схоластическую глубину конкретно-практическую направленность. Спорные вопросы о сво-эдэ воли и предопределении, о "прямом пути" веруюиего, о "зап-зтных" и "дозволенных" действиях вызывали живой интерес среди редставителей всех сословий. Эти вопросы отнюдь не были праэд-ами и отвлеченными - от их решения и интерпретации зависели зшенш мусульманских судей и репрессивные или, напротив, поощ-иельные меры властей.
Взлет му'тазилизма пришелся на первую половину IX в. -)ды правления Аббасидских халифов. Б правление аль-Мамуна Гтазилитскш калам начал свое триумфальное шествие по круп-}Гшкм городам халифата. За короткое время образовалось более задцати му'тазилитских школ, наиболее крупными из которых бы-I басрийская и багдадская. В 827 г. калам был признан эл-ЭДа-гном "верной и угодливой богу" формой умозрения, покровитель-'вуемой государством. Му'тазклит Ахмад ибн Аби Дауд был назрей верховным судьей ("кади ал-иудат") халифата, что дало 1у в качестве верховного "цензора нравов" возможность влиять I официальную религиозную доктрину и внутреннюю политику. Ал-1мун потребовал от всех подданных признания некоторых важней-(X положений му'тазшштской догматики и прежде всего тезиса о 1Творенности Корана. В 831 г. халифским указом было проклами-1вано, что Коран не извечен, а сотворен Мухаммедом; все,кто
сомневался в этом,подвергались наказаниям.
Своему крупному успеху при первых Аббасидах и последую-шему процветанию му'тазилиты были обязаны но тем, что они были самыми пишущими из всех мусульманских книжников. Причиной успеха были реалии общественной жизни, и презде всего то, что теологическая активность му'тазшштов имела целью приспособить религию к сложившимся условиям при неизменности существующих политических порядков. Социальный оптимизм му'тазшштов по сути своей был выполнением "социального заказа" правящих слоев. Предпринятая му'тазилитами систематизация догматики и морально-пра-вовнх норм полностью отвечала духу теократической государственности, ввдевшей халифа правителем, живущим по непогрешимому "согласному мнению" теологов, которому подданные могли бы служить не за страх, а за совесть.
Стремление му'тазшштов установить единое для всех подданных, "выверенное разумом" исповедание, казалось халифам тем более необходимым, что политическая оппозиция практически всегда поднималась под знаменем религиозно-догматической оппозиции, претендующей на "истинную" веру. Учение му'тазшштов о свободе воли в условиях, когда противники центральной власти давали своим притязаниям провидеищгалетское обоснование, стало для нее весьма своевременной идеологической поддержкой: в ответ на заявления восставших о предопределенности их действий богом, власти получили возможность авторитетны»! ссылками на Коран и "согласно е мнение" теологов вменять им "греховное" своеволие и бес пошадно расправляться с ними. И, наконец, распространение му'-тазилитского калама означало утверждение теологической системы, наилучшим образом удовлетворяющей интеллектуальные запросы феодальной верхушки и образованных граждан.
Интеллектуальный аристократизм и социальный оптимизм му>-тазилитов мало соответствовали реальным интересам и хилкасги-ческкм чаяниям низов. Их теологическая система, хотя и осуждалась блюстителями старины, имела охранительный характер. Несмотря на принципиальную общность целей му'тазшштов и их противников, в качестве идеологов господствующего класса му'тази-литы, употреблявшие всю силу своей диалектики на то, чтобы до-
казать необходимость сознательного следования нормам, регламентирующим жизнь мусульманина от рождения и до смерти, представали в глазах традиционалистов еретиками.
Несмотря на доминирование му'тазилитов в идеологической жизни государства на протяжении правления трах аббасидских ха-яифов, их учение не получило всеобщего признания. Оно и не могло его получить, ибо в социальных низах му'газилитские вольности в обращении с Кораном и приеычными моральными установлениями связывались с усилением материального и духовного гнета, с посягательством на социальную справедливость. Кроме того, слезу ет учесть, что сознанк®'рядового человека средневековья учения о свободе воли, о внутреннем благочестии и познании сокровенных истин веры говорили гораздо меньше, чем идея от века детерминированного мира, с четким противопоставлением избранников 5одьих и отверженных богом грешников. Не интеллектуально-эти-зескяэ и спиритуалистические проблемы, а поведенческий форма-йизм, приверженность к внешней обрядовой стороне религии, склонность к буквальному толкованию религиозных символов - таковы сарактерные черты "низовой" религиозности, если не в полной мера, то в основном разделяемые и декларируемые ортодоксами. К тому же, защищаемое ими учение о предопределении в мыслях и чаяниях низов получило глубоко демократическую интерпретацию: грядущее блаженство оказывалось доступным в первую очередь тем, *то живет трудом своих рук, покорен богу и бесхитростен. Не случайно поэтому ортодоксы, оказавшись при ал-Мамуне в роли му-зеников и гонимых, стали позднее приобретать быстро растущую юддержку низов.
Опасаясь потерять поддержку простого люда, Аббасвды пере->риентировались на ортодоксов. Халиф ал-Мутавакиль (847-861 гг.) запретил в 850 г. все публичные дискуссии о Коране, год спустя лу'тазилизм лишился официальной поддержки, а тезис о сотворен-юсти Корана был объявлен еретическим. Смещение в 851 г. верхоз-юго судьи ыу'тазилига Ахмада ибн Аби Дауда (ум.854 г.) стало ¡игналом к повсеместному изгнанию их с официальных постов и преследованию как еретиков, наряду с хариджитами, крайними ииита-ш и "зиндикаш" - последователями манихейства и зороастризма.
Помимо тех гонений, которые секта терпела от властей, были и другие, внутренние, причины, приведшие ее к падению. К их числу можно отнести разделение первоначально единой секты на мелкие школы. Правда, эти школы были вполне солидарны мезду собой в главных положениях учения, составлявши сущность му'та-зилизма, но в частных и второстепенных вопросах они часто расходились до противоположности. Таким образом, продолжительные споры между двумя школами му'тазклизма подрывали единство секты и способствовали быстрому распаду му'тазилизма.
3 заключении диссертации подводятся итоги исследования,5ор • мулируются основные выводы и обобщения, вытекаюшие из проведенного анализа.
Основываясь на первоисточниках, мы попытались объяснить исторический феномен возникновения му'тазилитского движения в исламе, приняв во внимание всю совокупность факторов, повлиявших на этот процесс. Исследователи-исламоведы по-разному трактуют данную проблему. Одни авторы рассматривают ее через призму влияния христианской теологии, другие - объясняют возникновение му'тазилизма различием в толковании коранических текстов, часть ученых делает акцент на "философский императив разума" .
Не отрицая влияния всех вышеуказанных факторов, в том числе и внешних, мы, однако, связываем возникновение данного движения с сугубо внутренними обстоятельства и условиями развития мусульманской обиины, и рассматриваем му'тазилитсков учение как своеобразный протает против традиционалистского толкования религиозных ж нравственных проблем в исламе; считаем, что му'-тазилитов можно поставить первыми в ряду реформаторов ислама. Му'тазилизму с момента зарождения; и на протяконии всех этапов развития были присуши два отличительные черты. Первая из них -это оппозиция ортодоксально-догматической мысли и идеологии. Второе обстоятельство, его выделявшее, - это принципы, на которых строилась эта оппозиция, и рацконатистяческий метод, в соответствии с которым осуществлялось стремление рационализировать все вопросы метафизики ислама и поставить человеческий разум на первое место в деле познания. Му'тазилитами была пос-
тавлена и проблема свободы разума, возможности мыслить, не будучи скованным предшествующим предопределением.
За свои идеи многие му'тазилитские деятели подверглись жеотоним гонениям как со стороны Омэйядов, так и некоторых Аб-басидских правителей, некоторые поплатились за них жизнью. И главную причину их преследований следует искать не столько в религиозной, сколько в политической области. Му'тазллиты, как известно, проповедовали принцип свобода воли и свободы выбора верховного главы государства.
Догматические принципы му'тазилитов представляют особый интерес. Они наполнили свою доктрину качественно новым содержанием. Например, положение о единобожии является общим для всех мусульман. Однако му'тазклиты привнесли в него свое видение и понимание, утверждая что Бог представляет собой простую, несоставную сущность, т.е. такую сущность, в которой отсутствует множественность - как с точки зрения количества, так и с точки зрения сути. Тем самым му»таз длитекий монотеизм приобрел со временем философский характер.
Тезис му'тазилитов о "среднем состоянии" мусульманина, впавшего в тяжкий грех, между "правоверным" и "неверным", ставший одним из пяти основоположений их богословской системы, призывал мусульман в конфликтных ситуациях занимать нейтральную позицию.
Му'тазилизм, как религиозно-философская система, мог стать достоянием лишь узкого круга интеллектуальной элиты мусульманского общества. Чтобы стать убежденным му'тазилитом, или хотя бы вникнуть и разобраться в их учении, требовалось быть более или менее образованным человеком с известным запасом философских знаний. Му'тазилиты были как бы "умственной аристократией" в обществе.
Влияние му'тазилизма на арабо-мусульманскую мыль имеет место и в наши дни, но не "в чистом виде", а как бы опосредованно. Главное достоинство и ценность их учения заключается в рационализме. Многие му'тазилитские деятели утверждали, что разум - превыше всего, и даже выше слова пророка.
Му'тазилизм как движение исчерпал себя, но остались его
идеи, его принципы. Невозможно представить просветительство в мусульманском миро без традиции антидогматизма, антиавторитаризма и рациональности, заложенных в му'тазилизме,
В приложении дается краткая информация о наиболее известных му'тазшштеких деятелях (в виде алфавитного справочника).
По теме данной диссертации опубликована статья "Возникновение му'тазияизма в исламэ"/Проблемы всеобтей истории (Чтения, посвяшенные памяти академика Коростовцева И.А.)/Сборник/Россий-ский университет дружбы народов. - М., 1993. - С.129-139. Деп. в ИНИОН РАН 07.10.1993, }Ь 48551.
Pareed Yousef Alwash
"Mu'tazilits in the History of Islam (.VIII-X centuries)"
The observed thesis is devoted to the history of appearance and development of au'tazilit trends in. Islam, A. great part of the predecessors - khadarits and jahmits, underlining their role in forming the basis foundations of mu'taziliza.
The composition investigates the reasons and causes of both "first" (.or: early) and "second" ^or: later) mu'tazilits.
The main statements and dogmas of my'tazilit theory are being observed in detail, as well as much attention is paid to the analysis of interrelations of mu'tazilits with tne ¡Jmeyad and Abbasid khalifs. The role of au'tazilits in socio-political life of the Arab khalifat is being described in the observed period of VIII-X centuries.