автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему: Музейное дело в Казахстане (1831 — 1925 годы)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Музейное дело в Казахстане (1831 — 1925 годы)"
лшнистерство образования республики казахстан ллматннскии государственный университет имен и лбая
На правах рукописи
г; А Й II А 3 АР ОН А АКБ А ЛИ ЕЛЕУС1ШОП11А
-МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В КАЗАХСТАНЕ (1831 — 1925 годы)
Специальность 07.00.12 — История культуры
и искусства
автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
л л маты, 1905
Работа выполнена па кафедре соцпалыю-гуманптарпых дисциплин Алматпнского высшего технического училища МВД Республики Казахстан.
Научный руководитель:
Доктор исторических наук, профессор
X. А. АРГЫНБАЕВ
Ведущая организация — кафедра археологии и этнологии Казахского Государственного Национального университета им. Аль-Фарабп.
часов на заседании специализированного совета КР 14.05.10 при Алнатинском Государственном университете имени Абая (480100, г. Алматы, пр. Ленина, 13).
С диссертацией можно ознакомиться п библиотеке ЛГУ имени Абая.
Официальные оппоненты:
Доктор исторических наук,
профессор Кандидат исторических наук
Е. Ж. ВАЛИХАНОВ
Ш. 10. ТАСТАНОВ
Защита состоится
Автореферат разослан
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат исторических наук, доцент
к. а. ахл1етов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. В условиях возроидаения национального самосознания казахского народа, укрепления суверенитета и независимости, открылись возможности пересмотреть старые догматические взгляды на историю и культуру народа. Значительный вклад в этот процесс могут внести музеи, являющиеся главными хранилищами духовных и материальных ценностей, накопленных за многие столетия.
Музеи осуществляют значительную работу по организации и приобщению людей к духовному богатству прошлого. Ежегодно 18 мая согласно решению XI Генеральной конференции Международного совета музеев отмечается Международный день музеев, что тоже свиде- . тельствует о возрастающей роли музеев в современном обществе.
Исходя из общественных, социально-культурных функций в советском музееведении более широкое признание получило следующее определение: "Музеи - культурно-просветительные и научно-исследовательские учрещения, собирающие, комплектующие, изучающие, хранящие и выставляющие для обозрения памятники естествознания, истории, материальной и духовной культуры"'*.
Исторические, этнографические, археологические исследования казахстанских ученых свидетельствуют, что у казахского народа, как и у всех других народов, была своя самобытная культура. И забота собирания предметов быта, культуры, старины, хранение и изучение их, популяризация памятников материальной и духовной культуры, наряду с другими учреждениями культуры, была возложена на музеи.
Об актуальности музейной проблематики говорит и то,что пер-
I Казахская ССР. Краткая энциклопедия.-Алма-Ата, 1989. - Т.2.-С.Я39.
вый музей Казахстана был создан езде в 1831 г., т.е. история музейного дела в республике началась почти два столетия тому назад. Государственное регулирование музейных : процессов приобрело качественно новые черты и неправления в начале XX века.
В ноябре 1917 г. была создана Всероссийская коллегия по музеям и охране памятников искусства и старины, а в мае 1918 г. в составе Наркомпроса был образован музейный отдел. В то же время следует отметить, что принятые болыпивкстким правительством документы по содержании были направлены на политизации музейной работы.
Таким образом, избранная тема о возникновении и развитии музейного дела в Казахстане имеет теоретическое и научно-практическое значение.
Степень_изученндсти_проблемы. В историографию изучаемой проблемы значительный вклад внесли историки-музееведы бывшего СССР: Б.М.Бахта, В.К.Гарданов, О.В.Ионова, Д.А.Равикович, А.В.Закс, ¿.В. Ушаков, Н.С.Садыкова, В.Н.Игнатова, A.M.Разгон, Ы.П.Симкина, A.M. Моисеев, К.Р.Спицша и др.^
I Вахта Б.М. Краеведение и музейное дело в СССР. -М.,1977; Герда-нов В.К. Музейное строительство н охрана памятников культуры в первые годы советской власти (1917-1920). //Труды Научно-исследовательского института музееведения (Тр.НИИм). История музейного дела в СССР. - М.,195?; Ионова О.В. Из истории строительства краеведческих музеев в РСФСР. //Тр. НИШ. - Вып.2. - М.,1961; ее же. Создание сети юза еведческих музеев в РСФСР э первые годы советской власти //Тр.НИИМ. История музейного дела в СССР.-М., 1957; Равикович Д.А. Организация музейного дела в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925). //Очерки истории музейного дела в СССР.-М., 1968. - Вып.б; Закс A.B. Музеи исторического профиля в 1917-1934 гг. //История СССР.-1962.-* 5; Ушаков A.B. Краеведческая работа музеев (I9I7-I940 гг.). //Музейное дело в СССР. - М., 1974; Садыкова Н.С. История становления и развития музейного дела в Советском Узбекистане (I9I7-I973): Автореф.дис. ... д.и.н. - Ташкент, 1975; Игнатова В.Н. Музееведение (учебник) - М.,1968; Разгон A.M. Исторические музеи в России (I86I-I9I7 гг.): Автореф. дис. ... д.и.н. - Саратов, 1973; Моисеев A.M. Краевед-
Йеские музеи эя 50 лет. //история СССР. - 1967. - # 5; Симкин .П. Советские музие в период Великой Отечественной войны. //Тр. НИИМ. - М.,1962.-Вып.2: Спицина K.P. Музейное строительство в Татарской АССР (I9I7-I967 гг.): Автореф.дис. ...к.и.н.-Казань,
К иожаленио, в их работах история и теория музейного дела в Казахстане затрагиваются вскользь, мимоходом, в частности, упоминаются Оренбургский и Семипалатинский музеи.
Дореволюционный период истории зарождении и деятельности музеев Казахстана освежен в публикациях М.Е.Массона, А.А.Адриановв, А.С.Махонина, Л.Ф.Сеыенова, А.Каталовой, А.М.Жиренчииа, А.Мухаыбе-товой*.
Советский опыт организации музейного дела в Каз АССР, его трудности 1! национально-культурные особенности нашли отражение в трудах партийных и государственных деятелей 20-30-х годов Т.Рые-кулова, С.Меццегева, Т.Жургенова, С.Сейфуллнна и др.
Отдельные аспекты культуры и музеев Казахстана разработаны в трудах Р.Б.СулеЙменова, Х.И.Бисенова, И.Ю.Тастанова, Х.А.Аргын-баева и др.^
1 Массой М.Е. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясеви.-Ташкент,1930; Адрианов A.A. Краткий исторический очерк Семипалатинского музея.-Семипалатинск. 1929; Махонин A.C. Вестник Центрального музея Казахстана. -Алма-Ата, 1930:-№ I; Семенов Л.Ф. Записки Петропавловского окружного музея.-Петропавловск,1930.-ВыиЛ; Мухамбетова a.C. Центральный историко-краеведчеакий музе!? Казахстана.//Советский му-зей.-1938.-№ 8; Жлренчин А.М.Проблемы этнографии и задачи «узеев Казахстана.//Вестник АН Каз.ССР-1949.№ II: его же. Из исюшм Центрального музея Казахстана.//Вестник АН Каз.ССР.-1947.В
и др.
2 Сулейменов Р.Б. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление р Казахстане.-Алма-Ата, 1972; Сулейменов Р.В..Бисеноп Х.И. Социалистический путь культурного прогресса отсталых народаа.-Алма-Ата, 1957; Канапин A.R. Культурное строительство в Казахстане. - Алма-Ата,1964; Каналик А.PL, Яндаров А.Д. Расцвет культуры ка-зохского народа.-Алма-Ата,1977; Тостанов Ш.О. Советский опыт формнроээния и развития интеллигенции ранее отсталых народов (на примере Казахстана).-Алма-Ата,1975; Аргынбаев Х.А. Историко-культурные связи русского и казахского народов и юс влияние на нотариальную культуру казахов в середине Xlx-начэле XX вв.//Тр*Института истории, археологии и этнографии (Тр.ИЙАЭ) АН КазССРДдаУ.-Т.6.-СЛ9-90; его же. Краткий очерк материальной культуры переселенцев изРоссии в Казахстан (по материалам Восточного Казахстана Втор, половина Х1Х-цйч.ХХ вв. )//Тр.НЙАЭ АН Каз, ССР.-1962.-Т. 16. -С.133-167: его же. Культура и быт казахского колхозного аула.-/лма-Ата, 1967 и др.
Истоки исторического краеведения б дореволюционном Казахстане, размах краеведческого движения в 2С-30 годы советской власти, а также роль и значение одного из важнейших направлений истории музей-! о го дела - музейного краеведения рассматривает в своих работах С.Ш.Ахмегоиа*.
На тему истории .культуры в период I357-I9I4 гг. защищена кан-
о
дидатская диссертация и.Р.Халитовой . Наряду с общеисторическими проблемами, отмечает автор, особый интерес представляют слабо изученные или вовсе не разработанные аспекты культурного развития,в частности, теоретические и практические проолезш ыузейного строительства. В своей диссертации она дает и некоторые сведения о росте музеев в Казахстане в период до 1914 г.
На весьма актуальную тему написана кавдидатская диссертация Н.ДЛургазиной^. Она рассматривает тенденции развитая духовных отношений народов Средней Азии и Казахстана на рубеже XIX-XX вв., на широком фоне раскрывает многие смежные проблемы взаимодействия и взаимовлияния культурно-политических перемен в регионе. Но, к сожалению, такой феномен как музеи, сыграавле немаловажную роль в духовной жизни народов Средней Азии ч Казахстана автор не затрагивает, хотя здесь было много общего и в музейном деле, учитывая, иго южные области Казахстана входили в состав Туркестанского генерал-губернаторства.
В диссертации по истории культуры З.Е.Байдосовв, Р.С.Федоровой, К.Ш.Керейбаева, А.М.Ауанасовой^ проблемы музейного дела не
1 Ахкетова С.Ш. Развитие исторического краеведения в Советском Казахстане (I9I7-I932 гг.):Автореф.дис. ... к.и.и.-Алма-Ата,1931; ее же. Историческое краеведение в. Казахстане.-Алма-Ата, 1982.
2 Халитова И.Р. Проблемы народного образования в Казахстане (1бб7-1914).Становление, этапы, уровень развития на материалах СевероВосточного Казахстана:Автореф.дие. ...к.и.н.-Алм0ты,1993.
3 Нуртаэина Н.Д. Казахстан к Средняя Азия: тенденции развития духовной обпщости на рубеже Х1л-аХ вв. Дис. ... к.и.н.-Алматы,1У93.
4 Вайдосов З.Б. Культурные связи казахского и русского народов во
сматривяются вообще.
Как видно из историографического обзора литература по истории культуры, специальных исследований истории музейного дело з Казахстане пока нет. Предлагаемая работа должна восполнить пробел в освещении истории культуры Казахстана.
Музейное дело - специфическая сфера общественной деятельности, имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре - не стояло в стороне от общих тенденций общественного развитая. Современный этап развития общества требует совервенствовзния музейного дела, а это невозможно без теоретического и практического осмысления накопленного опыта, Познани,ч его сущностных характеристик, закономерностей, т.е. без научного анализа и обобщения.
Исходя из научно-теоретического и практического значения избранной теш и учитывая ее многоплановость, сложность и недостаточную изученность, автор стзвит своей целыа воссоздать истории зарождения, становления и деятельности музеев кок культурно-просветительных учреждений, Основными задачами исследования являются:
- показать влияние историко-культурного наследия казахского народа на зарождение музеев;
- раскрыть предпосылки и условия возникновения музейного дела в Казахстане в XIX в., осмыслить феномен музея, его место а системе культуры дореволюционного общества;
- проанализировать развитие музейной сети а первой четверти XX в.;
втор.пол.Х1Х-нач.ХХ вв.(Зап.Казахстан):Автореф,дис. ...к.и.н.-Алыо-Ата, 1939; Федорова P.C. Краеведение Восточного Казахстана (история его развития с древнейших времен до победы Великого Октября"): Автореф.дис. ... к.и.н.-Алма-Ата, 1939; Керейбаев К.Ш. Культурная жизнь Восточного Казахстана в 20-е года: Автореф.дис. к.и.н.- Алма*Атп, 1939; Ауанасова A.M. Национальная интеллигенция Казахстана в первые годы Советской власти (1917—1923 гг.): Автореф.дис. ... к.и.н. - Бишкек, 1993.
- осветить значение музеев и музейных предметов не только как первоисточника знаний, но и их культурно-исторические ценности как средство образовательного, эмоционального, эстетического воздействия, воспринимаемого главным образом зрительно;
■>■ проанализировать процесс комплектования музейных фондов, иатериалыю-техническув базу, финансирование и обеспеченность кадрами музейных работников;
- проследить соц!юкультурные функции музеев в первые годи советской власти.
Данное исследование охватывает I83I-I925 гг. Рассмотрение истории музейного дела с 1831 г. обусловлено тем, что именно тогда был создан первый музей в Казахстане под названной Музея Оренбургского края (ныне Центральный Государственный музей Казахстана) при Нсплвевском военном училище.
Хронологическая рамка работы ограничивается 1925 г., когда завершилось административно-территориальное размежевание Казахстана со Средней Азией и Россией, что окончательно определило географические и отраслевые факторы развития музейного дела в крае.
Источниковая,база диссертации. В основу диссертации легли иагерпалы и документ Центрального Государственного архива Республики Казахстан (ЦГА ГК): ф.4 - Областное правление Оренбургскими киргпэани; ф.15 - Семипалатинское, ф.44 - Семироченское, ф.369 -Акмолинское областные правления; ф.64 - Канцелярия Степного генерал-губернатора; ф.383 - Управление киргизами Сыр-Дарьинской линии; ф,828 - Семиреченский и ф.460 - Семипалатинский облвстные статистичёскио комитеты. Документы этих фондов раскрывают дорево-лвцяотше период развития культуры и музейного дела в роспублике. В них говорится о деятельности российских ученых, политических
ссыльных, революционеров, изучающих историю, быт, культуру казахского народа, их связь с казахской интеллигенцией, местными краеведами, ставятся вопросы об открытии школ, библиотек» читален и нузеев.
Особый интерес диссертант проявил к ф.14 - Военно-революционный комитет по управлению Киргизским (казахским) краем (Кирревкои)} ф.ЗО - Совет Народных Комиссаров КАССР «Ж КАССР); ф.81 - Народный комиссариат просвещения КАССР (Наркоыпрос); ф.1308 - Централь-шй музей Казахстана Народного комиссариата просвещения КАССР; ф. 693 - Общество изучения Казахстана Народного комиссариата просвещения КАССР; ф.921 - Отдел народного образования Кирревкома.Эгн архивные источники способствовали раскрытию истории создания рассматриваемых в работе музеев. В указанных фондах содержатся протоколы и постановления сессий 1Щ и СНК, резолюции и решения Киррев-кома, отчеты Общества изучения Казахстана, экспедиций, записки, переписка и отчеты музеев республики в хронологическом порядке. Эти же документы свидетельствуют, что правительство республики постоянно поддерживало развитие культуры, краеведческого движения, музейное строительство.
В работе также использованы: рукописный фонд Центральной научной библиотеки HAH PK, в котором раскрывается деятельность Семипалатинского окружного музея; сборники, ставшие библиографической редкостью: Труда Общества изучения Казахстана, Вестниц Центрального ыузея Казахстана, Труды Семипалатинского музеи, а также аурна-
I
лы "Краеведение", "Советский музей", "Советское краеведение".
Автором были изучена сборники документов, справочники, хроники: "50 лет советской исторической наук« (1917-1967"гг.)".-М., X97Is "Культурная жизнь в СССР (I9I7-I927 гг.)" - М,,1975; "Культурная жизнь в СССР (1928-194I гг.)% -Я. ,1976} "Культурное «трои-
тельство в Туркестанской АССР (1917-1924 гг.)" Ташкент, 1973.-Т.I; "Культурное строительство з Казахской ССР" - Алма-Ата:Гос-статиэдат, 1950; "Культурное строительство в Казахстане (19181932 гг.)" - Алма-Ата, 1955.-Т.I; "Социалистическое строительство в Казахстане в восстановительный период (1921-1925 гг.)".-Алма-Ата, 1962 и др.: В них содержатся много фактического материала, архивных документов, хроника событий в исторической последовательности. Важные статистические данные автор извлек из справочной литературы, изданной х юбилейным датам: "Весь Казахстан-Алма-Ата, 1932, "15 гет Казахской АССР (1920-1935 гг.)-Алма-Ата-й., 1935, "20 лет Казахской ССР (1920-1940 гг.)-Алма-Ата, 1940, "Казахстан за 50 лет"-Алмз-Ата, 1971.
послужили принципы историзма, объективности истории, критического анализа, диалектический метод познания. Все это способствовало изучению совокупности относящихся к теме событий и явлений в динамике и органической диалектической свези с породившими их объективными и субъективными факторами и процессами. Новое историческое мышление,' самосознание национальной независимости способствовали обновлению и обогащению процесса познания.
Научна^новизна.иерледоввнид заклочается о том, что:
1. Впервые дается изложение истории возникновения дореволюционных музеев в Казахстане в полном объеме и раскрываются предпосылки, способствовавшие этому процессу.
2. На основе широкого использования архивных источников и других материалов показано развитие музейного дела после Октября 1917 г., создание новых музеев на территории республики.
3. Набокове анзлиза деятельности музеев обосновывается положение, что в условиях подавляющей неграмотности населения музеи
- и -
явились одним из центров воспитания.
4. Впервые на материалах архива раскрывается процесс выполнения музеями социокультурных функций, а также показаны трудности, связанные с этой работой.
5. Автор попытался дать характеристику не только негативных явления в истории музеев, но претде всего, объективного учета складывающихся обстоятельств того времени.
6. Определенная часть архивных и других материалов исследования впервые введена в научны-;! оборот.
7. Данная работа восполняет пробел в изучении важной сферы культурной жизни республики, каким является музейное дело.
Практическая значимость работы. Фактический материал, извлеченный из архивов и других источников, а также выводы диссертации, позволяют проследить процесс культурного развития республики, музейного строительства, а это может быть использовано в процессе совершенствования музейной работы, при создании обобщающих трудов по истории культуры Казахстана.
На основе диссертации можно будет разработать спецкурс по музееведению для историков- музееведов на. кафедрах университетов и институтов республики. Материалы диссертации можно использовать в лекционной я иной культурно- просветительной работе.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедр: социально- гуманитарных дисциплин Алматинского высшего технического училища ®Д РК и историографии и источниковедения Алматинского Государственного университета им. Абая. Основные положения диссертации навди свое отражение в выступлениях автора на научных конференциях училища и заседаниях кафедры социально- гуманитарных дисциплин в Алматинском высгаен
техническом училище МВД РК (1993-1995 гг.), на Республиканской научно-практической конференции "Модернизация: мировой опыт и современный Казахстан" Независимый университет "Туран" (1995 г.), а также в публикациях автора, отраяавднх содержание и выводы диссертации. Кроме того, автором в экспозиции Казахского государственного музея искусств им.А.Кастеева был снят учебный видеофильм на 25 минут "Казахское народное прикладное искусство (XIX-XX вв)',' озвученный по сценарию автора.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав^четырех параграфов, заключения и библиографии.
Основное содержание работы.
Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень разработанности проблемы, сформулированы цели и задачи исследования, методологические основы и источники, подчеркнута практическая значимость работы.
Глава первая - "Предпосылки и условия возникновения музеев.
я
в дореволюционное время,состоит из двух параграфов.
В первом параграфе - "Историко-культурные предпосылки зарождения музеев" отмечается, что историко-культурные и экономические предпосылки зарождения музеев своими корнями уходят в глубокую древность.
Экономические предпосылки для развития ремесел и прикладного искусства у казахов были скотоводство, орошаемое земледелие, собирательство, охота, торговля и другие формы хозяйства. В разделе показаны как развивались в древности различные виды ремеслаj :
резьба по дереву, обработка кости и камня, ковроткачество, ювелир-
« s
ное искусство, производство меховых изделий, устройство жилища, построение юрты с внутренним убранством, т.е. все ценное, что относится к материальной культура казахов. Начиная с У-У1 вв.в ropo-
дах и оседлых поселениях Казахстана широкое развитие получает духовная культура: письменность, литература, поэтическое творчество, героический эпос.
Казахские учеше, этнографы, краеведы, знатоки и любители изгацных народных творений не ограничивались их созданием. Оки стали выходить на всероссийскую, международную арену, участвовать но известных этнографических и промышленных выставках: в Петербурге, Москве, Омске, Екатеринбурге, Ташкенте,
Древняя казахская культура, этнография и многовековая история привлекла внимание прогрессивной российской демократической интеллигенции. Русское Географическое общество, Академия наук, Переселенческое управление, статистические комитеты и другие правительственные учреждения организовали для исследования крап ряд крупных экспедиций. Они ставили перед собой задачу "...собирать, обрабатывать и распространять в России географические, этнографические, статистические сведения"*.
Для этого необходимо нмоть такое место, где можно было бы хранить, подвергать научной обработке и систематизировать собранный материал, a также экспонировать их для всеобщего обозрения. Таким местом должны быть местные музеи, - считала ученые, занимающиеся изучением края. Так возникла потребность в музеях местного края, получивших затем название историко-краеаедческих.
Далее в диссертации доотся фактический материал об Оренбургского, Семипалатинском, Селиреченском (Нетысуйском) музеях, сведения об их основателях и первых результатах их работы.
Во втором параграфе - "Возникновение и основные направления культурной деятельности музеев" отмечается, что во второй полови-
I Берг Л.С. Всесоюзное географическое общество за 100 лет. - М.-Л.,
1956._ с.47.
не XIX в» активизировалась деятельность научных обществ, статистических комитетов, краеведческих обществ и местной национальной интеллигенции по дальнейшему углублению изучения казахской степи.
Исследователь музейного дела в России Д.А.Равикович в своей работе перечисляет 75-музеев, действовавших в России с конца ХУШ века до 1917 г., в тоы:числе Семипалатинский и Оренбургский музеи*.
Здесь автор допускает две неточности. Первое - в этот период в Казахстане действовал третий - Семиреченский ыузей, второе -годом основания Оренбургского музея является не 1897, как считает Равикович, а 1831.
Далее, в диссертации дается характеристика основных направлений культурной деятельности дореволюционных иузеев. Самым старейшим музеем, созданным в 1831 г., является музей Оренбургского края. Он возник при Неплвевском военном училище, по инициативе Оренбургского губернатора графа Сухтолена, а дальнейшая история музея связана с именем писателя, исследователя-этнографа В.И.Да- • ля. В работе уделено достаточное внимание характеристике его научной, собирательской, писательской деятельности.
Семипалатинский окружной музей возник II сентября 1883 г. по
2
инициативе Е.П.Михаэлиса при областном статистическом комитете . Между тем, А.С.Махонин ошибочно считает годом основания Семипалатинского музея 1878 г.^ По нашиу мнению, в 1878 г. был создан музей в Омске при Западно-Сибирском отделе РГО. Следовательно, Семипалатинский музей не мог быть создан в то же время. Большой вклад в становление музея и библиотеки при стагкомитете внес М.И.
1 Равикович Я.А. Музей местного края, во втор.пол.Х1Х - нач.XX вв. (I36I-I9I7) //Очерки истории музейного дела в России. - М.,1960. вып.Ш. - С.169-210.
A.C. Краткий исторический очерк Семипалатинского музея. Семипалатинского окружного музея.-Семипалатинск,1929.-вып.
3 >!ахонин A.C. Музей Казахстана и их ближайшие задачи.//Вестник центрального музея Казехстана. - Алма-Ате, 1930— с.7
ианов
„
2
Суровцев, который вплоть до 199? г. был его аавсдукяцим.
В истории Семипалатинского ыузея и библиотеки решающую роль сыграли Е.П.Михоэлис, А.А.Леонтьев, С.С.Гросс, Н.Я.Коншин, А.С, Баландин, А.Н.Келослодоп, А.А.Андрианов. О значимости Семипалатинского музея свидетельствует посещение его крушили учеными: академиками С.Ф.Ольденбургом, В.И.Вернадским,, А.Е.Ферсманом, П.И.Семенов-Тян-У.:а неким и профессорами В.В.Сапожниковым.
Третьим культурным и научным центром, гдо развивалось музейное дело было Жетнсу (Семиречье). О возникновении музея в крае такта имеются разноречивые сведения. Автор полагает, что первый музей в Семиречье (Верном) возник в Г374 г. на база частных коллекций путешественников и местной интеллигенции, который позне был преобразован в станичный музеи Семиреченского казачьего зойс-кз. Позднее в 1898 г, путем слияния коллекции станичного музея в музея, созданного H.H.Палтусовым, был образован СемиреченскиЯ областной музей.
Поэтому нельзя соглоситься с мнением С.Ш.Ахыетовой*, погорая утверждает, что музей в Семиречье возник в 1898 г., о тэххе с денными другого источника, гдо годом основания Ссмнреченского музея о
указан 1904 г. Наличие таи« разноречивых сведений еще раз подчеркивает неразработанность проблемы. В работе характеризуется деятельность Туркестанских ученых, работавших в Семиречьо, A.A. Диваепа, H.A.Аристова, H.H.Палтусово, В.А.Казлоури и др. Пер?нм директором и главным хранителем фондов Семирвченского муаея был краевед Е.В.НедэвецяиП. Его лодэияничоскоя деятельность nooeoini-
1 Ахметова С.Ш. Историческое краеэвдениэ в Казахстане. - Ants-Лта, 1962. С., 139.
2 Алма-Ата - столица Казахской ССР. - Атав-Ата, 1960.-С.32.
ла значительно пополнить фонды музея, систематизировать собранные коллекции, издать ряд работ, имеющих научное значение и в наше время.
Подытоживая сказанное в первой главе, автор делает вывод о том, что история культуры казахского народа является приемницей ее многовекового наследия. Выступая пионерами в области изучения природы, истории и хозяйства спашю края, музеи были предшественниками научно-исследовательских учреждений. Поэтому история музеев - это часть истории культуры и науки края. Накопленный дореволюционный опыт может быть использован современными музеями.
~ "Развитие музейной сети в начале XX вв." состоит из двух параграфов.
~ "Организация музейного дела в первые годы советской власти" показано возникновение и совершенствование системы музеев, их комплектование, научная и культурно-просветительская деятельность.
В работе характеризуется историческая обстановка в первые годы советской власти, которая была весьма напряженной и работа по переустройству общества проходила в сложных условиях. События Октябрьского перепорото захватили казахскую степь в свою орбиту. Борьба между новы?«! и старым привела к гражданской войне. Вслед за ней в Казахстане разрозилеп массовый голод, произошла гибель более десяти миллионов голов скота*, повлекшее переселение огромной иассы людей в другие регионы. Если в 1914 г. на территории Ко-
вахстона проживало 4.811.062 человека, то в 1922 г. - население
р
сократилось до 3.795.963 человека . Все это поставило казахский
1 Сборник стат.сведений о движении населения,скота и урожаев по КССР с 1880 по 1922 гг. -Оренбург, 1925. - С.44-45.
2 Тем же, С.4-5.
народ в чрезвычайно трудные условия. Сложившаяся ситуация подтверждала о глубоком экономическом и политическом кризиса, охватившем весь Казахстан,
Естественно, все это не благоприятствовало развитии науки, культуры и тем более музеев. Отряды белогвардейцев, колчаковцев разграбили музейные ценности в районах боевых действий, а пришедшие затем красногвардейцы под видом борьбы со старым, разрушит уцелевшие мечети, мектебы, народные дома и музеи,
В сложнейших условиях, когда еще продолжалась борьба с последствиями войны и разрухи, голода и эпидемий, правительство республики, местные власти принимали меры по восстановлению разрушенных очагов культуры. Начали функционировать и музеи.
При этой следует иметь в виду, что становление музеев з первые годы Советской власти проходило в условиях тоталитарного, командно-административного режима, а их деятельность целиком била подчинено идеологическому диктату. Кроме того, науЪо-исследояз-тельские работы по музееведении писались в духе господствовавших тогда догматических теорий победоносного и бесконфликтного развития социализма. Большие трудности в развитии культура были связаны с территориальной разбросанностью и экономической разобщенностью и отсталостью края, темнотой народных масс, чрезвычайной слабостью материальной базы, отсутствием подходящего помещения, недостатком денежных средств и музейных кадров. Первые соэетские музеи используют опыт научной и просветительской работы дореволюционных
I
музеев, как и другие культурно-просветительные учреждения, вложила спою лепту в общее дело культурного возрождения и процветаний Казахстана.
Наркоыпрос молодой республики и подразделения: Академический центр, Главмуэей, Общество изучения Казахстана - автивно занялись созданием новых музеев» Так, в рассматриваемый период были созданы: Кустанайский историко-краеведческий музей (1919), Уральский (1920), Кокчетавский (1920), Сырдарьинский (Чимкентский, 1921), Акмолинский (1923), Петропавловский (1924). Таким образом, в Казахстане к 1925 г. функционировало девять музеев местного крап, правда, в ряде источников даются разные данные*. Автор придерживается мнения, подтверждаемого архивными данными о
наличин девяти музеев. Далее в работе сказано, как создавались эти муэеи, кто были их первыми организаторами и как проходил процесс их становления, о также их научно-культурная деятельность.
Во т втором пара графе - "Расширение социокультурных функций музеев" анализируется деятельность музеев по осуществлению научно-документационной, охранной, научно-исследовательской и образова-телыю-воспиталыюй функций,
Исследователь-Музеевед В.М.Вахта не выделяет как самостоятельную - научно-доцументационнуо функцию^. Автор полагает, чтоь это не вполне оправдано, так кок музеи проводят большую работу по научному документированию исторических процессов, явлений лизни, законоиерностиДразвития природы и общества.
Нельзя утверждать, что в деятельности всех казахстанских музеев названные функции осуществлялись в полноы объеме. Поэтому в диссертации показано какие функции и в каких музеях получили бо-
1 Ионово О.В. Считает, что по состоянию на I октября 1927 г. в Казахстане было 5 краеведческих мувеев. См.: Ионова О.В. Создание сети краеведческих музеев... //Гр.НйЙМ. История музейного дела
в СССР»-М.,1957,С.71. ; Стат.сбор.Госстатиэдата "Культурное строительство в Казахской ССР".-Алма-Ате,1960. -СЛ03, - отмечает 6 музеев: Культурное строительство в Казахстане (1918-1932). -Алмат-Атв, 1965.- С.320 - считает 7 . музеев.
2 Вахта В.М.Краеведение и музейное дело в СССР.-М.,19??. - С.5-6.
лее или менее достаточное развитие. В работе характеризуется на-учно-документационная и охранная функции Центрального краевого музея, Семипалатинского, Жетысуйского, Сырдарьинского музеев.
Научно-исследовтельская функция осуществлялась всеми музеями республики, но наиболее плодотворно она велась Центральным краевым, Сшипалатшским, Сырдарьинским, Люблинским и Петропавловским музеями*.
Реализуя свою образовательно-воспитательную функцию, музеи участвовали в воспитании людей, формировании их взглядов на историю, на прошлое, в подготовке молодежи к будущей жизни. В отих целях в музеях читались лекции, доклада, организовывались выставки, проводились экскурсии.
В_заключении изложены основные выводы н практические рекомендации. В нем отмечается:
1. Музеи, как учреждения культурно-просветительного назначения не возникли на пустом месте. Историко-культурные предпосылки зароздения музеев были основаны на культурных ценностях своих предков. На протяжении многих веков закрепились характерные для казахов черты материальной и духовной культуры. Истинным творце/ч нх достижений был сом народ, которой тысячелетиями совершенствовал свое мастерство, творчески обогатив его новыми мотивами.
I Массон М.Е. Мавзолей Ходяа Ахмеда Ясеви.-Ташкент, 1930.С.25 ; Махонин A.C. Музеи Казахстана и их ближайшие задачи.//Зестнупс Центрального музея Казахстана.-1930.I. - 14 с.; Адрианоя A.A. Краткий исторический очерк Семипалатинского музея.-Семипалптйгки, 1929. -14 с.: Герасимов В.Г. Двадцатипятилетие Семипалатинского отдела FT0 (IS02-1927 ггЛ.-Кзыл-Орда, 1927. - 19 с.; Отчет Со-мипалатшхого отдела IT0 с 1.10.1924 по 1.10.1925 гг. - Семипалатинск, 1925. - 6 с. ; Семенов Х.Ф. Материалы к характеристике памятников материальной культуры Акмолинского округа. - Каэиэдат, 1У30. _ 12 с ► Акмолинск за 100 лет. Материалы к летописи, изд. Акмолинского" окружного музеи. - Акмолинск, 1930.- 12 с. дЭата-ки Петропавловского окружного музея. - Петропавловск, 1830,-ВьшЛ.
2. Музеи на территории Казахстана возникли во второй половине XIX в. Этому способствовала деятельность созданных в крае Отделов (подотделов) русского Географического общества, областных статистических комитетов, Ученой архивной комиссии, в которых, в основном, работали прогрессивная демократическая российская интеллигенция и политические; ссыльные.
Изучение жизни казахского народа, накопление ценных сведений и большого объема материалов создали предпосылки и условия возникновения музеев в наиболее развитых культурных центрах Казахстана, какими являлись Оренбург, Семипалатинск, Жетиеу (Верный).
3. Развитию музейного дела в первые годы советской власти способствовали повышенное внимание партии и правительства, принявших срезу же после революции целый ряд декретов, постановлений о развитии музейного дела, охране памятников истории»культуры, архитектуры и старины.
Вопросы культурного строительства в Казахстане неоднократно' обсуждались на заседаниях бюро, пленумах, конференциях, съездах республиканской партийной организации, на сессиях, съездах Советов ЩК и ШК КАССР.
Таким образом, в первой четверти XX в. в республике к трем дореволюционным музеям прибавилось еще шесть новых историко-крае ведческих музеев. Благодаря содействию местных органов власти они превратились в один из важных очагов культуры на местах.
4. Процесс комплектования музейных фондов проходил неровно-мерно. В нем не хватало последовательности, системности и научного подхода. Все это зависело о* уровня подготовленности и стабильности музейных работников. Более менее благополучно обстояли деле с комплектованием музейных фоедое в Семипалатинском, Акмолинском,
Кокчетавсиом исгорико-краеведческих музеях.
Деятельность музеев республик;! во многом зависела от обеспеченности подходящим помещением, оборудованием и инвентарем, наличием препарационшк мастерских, ремонтных баз. Однако эта сторона работы музеев была самой уязвимой и многие музеи страдали недостатком квалифицированных кадров, финансовых средств, слабой материальной базой. Заработная глата работников музея была мизерной. В республике не было ни курсов, ни других учебных заведений, которые бы занимались подготовкой и повышением квалификации музейных работников.
5. Расширение социокультурных функций музеев в первые годы советской власти показано но примере каждого из девяти музеев^ деАмзовавших в рассматриваемый период в Казахстане'. Новый период развития советского общества выдвигал перед музеями конкретные социально-культурные задачи, с которыми они, в основном, справлялись. Вместе с тем, кок общий недостаток следует отметить, что научно-исследовательская деятельность в большей часги носила эмпирический характер, ограничивалась лить констатацией фактов. Музееведческие разработки строились по схеме методических рекомендаций.
Экспозиции музеев по истории советского общества нередко повторяли друг друга. Неоправдано большое место отводилось так называемым деятелям местного значения, отдельным личностям. Стараясь не обидеть никого из земляков, боровшихся за установление советской власти в крае, активистов коллективизации в соответствующих разделах помечали сотни фотографий, всевозможные документы, газетные вырезки, в нарушение соотношения с объемными экспонатами.
Автор в качестве практических рекомендаций высказывает следующее:
1. В настоящее время историко-краеведческим музеям необходимо преодолеть устаревшие догматические подходы и стереотипы к организации своей работы, формальный характер музеев с аудиторией. Для этого ныне созданы все условия. Регламентация в построении экспозиций музеев "от сих до сих" изжила себя.
2. В условиях перехода государства на принципиально новую " экономическую модель развития, смены политической и экономической формации на основе рыночной экономики, которая, к сожалению, сопровождается сокращение!,! ассигнований на содержание музеев всех профилей, к ограничению деятельности государственных музеев, к загфытию народных^музеев боевой и трудовой славы в школах и на предприятиях, прекращению деятельности ряда печатных органов культуры (газета "Мэдениет", сборник "Памятники истории и культуры Казахстана"), рассчитывать на большие материальные вло?хения было бы нереально. В настоящий период речь идет только о совершенствовании деятельности музеев в новых условиях, о сохранении достаточно высокого уровня работы, достигнутого в предшествующие годы, чтобы временные трудности не отразились на духовном и.нравственном потенциале народа. В связи с этим - всячески стремиться к повышению роли музея как кивого инструмента культурной политики.
3. Известно так же, что серьезным фактором, тормозящим развитие музейного дела, препятствующим его демократизации, является несовершенство организационно-управленческих, правовых основ и хозяйственно-экономических структур. Учрежденческая замкнутость музеев, ориентация на "валовый"показ8тель посещаемости, е проплом явились причиной его организационной и творческой несамостоятельности. Автор полагает, что музеи должны преодолеть и эти недостатки.
4. Современный этап развития музейного дела - переходный. Отказываясь от директивного воздействия на музейную практику, музееведение должно стать более фундаментальной наукой. На сиену руководству и кураторству должны неизбежно прийти партнерские, взаимовыгодные связи. Для этого нужно активизировать деятельность научно-методических Советов. .
5. Музеям республики необходимо воспользоваться сложившейся ныне ситауцией, научиться работать в новых условиях, вести широкую поисковую работу пока не произошла окончательная смена поколений, не исчезли последние очевидцы, не "состарились" музейные коллекции.
6. Осуществляя сегодня программу перестройки музейного дела, крайне важно детально изучить, критически осмыслить, оценить, использовать в работе богатейший и разносторонний опыт музейного строительства в первые годы советской власти.
Основные положения диссертации кашли отражение следующих публикациях:
1. Этнографические исследования и ыузейное дело в Казахстане. //Модернизация:мировой опыт и современный Казахстан. Доклада и тезисы выступлений на республиканской научно-практической конференции 20-21 апреля 1995 г. Независимый университет "Т^ран". -Алматы, 1995, - 0,4 п.л.
2. Из истории этнографической деятельности дореволюционных научных обществ и Центрального музея Казахстана (вторая половина
XIX в.). - Алматы, 1995. - 1,2,п.л.
3. Социокультурные функции музеев Казахстана (20-30 года
XX в.). - Алматы, 1995. - 1,4 п.я.
4. История Казахстана с древнейвих времен до наши* дней (учебное пособие) - Алма-Ата, 1992. - 15 п.л. (в соавторстве).
- гч-
к А 3 i! У Н Ü
Д Avll i ЛЗ АР013 А АфАПН ¿.J!biGIHK^i3U
КАЗ АКрГ АНДАГЫ ICI
/ I&31 - 1и2Ь жылдар /
Маыандыгы 07,00.12 -ыэдениет пен енер тарихы
Диссертация нхр1опеден,ек1 тараудан,кортынды жане библио-графиядан турада.Гылымк жушетын хронологияльщ ауыагы.оонау 1031 жылы Орынборда бхрхнин рет ¡^урылган музейдхц тарихынан бао-талып,Казацатанниц Орта Азия.Росоиямен арадагы экхмшШк-гер-риторияльш;, шегаралын; Селшу хне де-й inr i кезещц.ягни 1У25 жылга taeKTi уакытты цаытыйды.
í ipÍHiai тарау - революция?* дей inri Кдзакстанда музейдхц пайда болуыиа eoepiH тиНяген зкагдайлар мен алгы шарттарга ар-налады. Лл.оныц тарихи-иадени Herisi.uyseílfliH ашмлуы оол елдхн ташри терецге кегкен ежелгх,??аэыналу m не тарихына байланыоты екенх далелденедх. Ата-бабалары цалдырган ыатериалдык; лэне рукан ни мэдениет еокертк1штер1н казак; халцы шцдаган жылдары бойы »анрыртып,*ана нуоцалариен колайтып.шеберлендхрШ.жа^сартып ке-лед!. Ьул тарауда революцияга дей1игх муэейлерд{ц пайда болу тарихы мен Heriari ыэдени oein-еркеидеу багит-багдары жеке ме-оеле рет шде каралады.
Ькхншх тарауда - XX гаоырдиц баоында.ягни 1925 жылга дей-хнгх кеаевде,цузей xoíhxh кец етек ада баотаганы oes болады.пе-цео шаметпли алгашцы жылдарында музей íoíh уйымдаотыру тажх-рибеох баянддладн.Осы тараудиц екхншх параграфында 1,узейлерд1н элеуметтÍK-мэдени цывкет хн1ц кецейуi жайлы нацтылы деректер бе~ рхлед!.
Революцияга дейхнгх кеэевде «урылган уш ipi цузейге /Орин-бор, Семей жене Верный цалаларында/.Кецес кеаец1нде тагы алгы таркхи - елке тану иуяейлерх коаулды. Олар: Цозтанай,Орал,Кв,к-шетау.Сырдария, А^мола жене Летропавл чуяейлерь
Соцындй. цортынды ninip каоалады, алты пункттен туратын уеьшыв берйведх.
Kainazarova Akbayan Eleusinovna THE MUSEUM .AFFAIR IN KAZAKHSTAN (133iy. - 1925y. ) Thesis to obtain a scientific degree of a candidate of historical sciences with speciality 07.00.12 - The history of the culture and art.
Summary
The suggested thesis are includinq the introduction, two chapters, the conclusion and the bibliography.
The ohronologial frame is covering the period from 1831 year, when the first local lore museum in Orenburg v/as established, till 1925 year, when Kazakhstans' administrative-territorial • separation from Russia and Central Asia have been finished.
Chapter fir'st-The reasons and the conditions of the • museums' origin in Kazakhstan before the Revolution, is showing the deep roots of the museums origin .on Kazakhstans' territory. Kazakh people,perfected its mastery keepihg the elements of old parents material culture and adding the new one. There is a specific point within this chapter, devoted to the origin and main directions of museums cultural activity before the Revolution.
Chapter second - The development, of museums' network at the beginning or" XX century, is showing the experience of museum affair organization during the first year of the soviet power. Also there is a specific point within this chapter, devoted to the increasing of museums' scciai-eultural funotions.
In f'hese oeriod except three main museums formed before the Revolution: in Orenburg, Semypalatinsk and Vernyi, six historical and local lore museums were organized: Kysi.snaisKyi, UraJsKvi, Xokohetavskyi, Syrdaryinskyi, Akmol iitsk'L'i ancf Petropavlovskyi..
There are 6 punets of the inferences and recomendations Showed :.'in the Colchis i or.
Подписано в печать I5.IT.95г. За к. 456 Тираж 100. Типография ЦОТ Минтрлнея.