автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Музыка и философское осмысление мира

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Жаворонкова, Татьяна Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Музыка и философское осмысление мира'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Жаворонкова, Татьяна Петровна

Введение.

I. Морфология и онтология музыкального искусства.

I.I. Место музыки в системе искусств.

I.IL Единство чувственного и рационального аспектов музыки.

LUI. Музыкальное творчество как способ выражения гармонического единства.

И. Философское осмысление типологических черт и тенденций истории развития музыкального искусства.

II.L Предметная область философии музыки в ее историческом становлении от истоков до XVII века.

II.IL Философия музыки с XVII в. до современности.

II.III. Особенности философии музыки в России.

II.IV. Отражение идей философии русского космизма в музыке

XIX и XX веков.

III. "Золотое сечение" и научное объяснение воздействия музыки на человека.

III.L "Золотое сечение" как источник развития космологической сущности музыки в истории.

III.II. Научное исследование музыки и как формы воздействия на человека.

III.IIL Музыка как духовная ценность.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Жаворонкова, Татьяна Петровна

Актуальность исследования. Обращение к наследию отечественной культуры, в которой содержится аутентичное осмысление духовного опыта России, приобретают сегодня особую актуальность. Знание ответов на вечные вопросы бытия может стать мировоззренческой предпосылкой адекватного понимания подлинных причин и реальной картины духовной жизни российского общества в условиях кардинальных перемен. Особую роль в формировании духовного мира человека играют русская философия и искусство. Музыка как особый вид искусства, являясь ценностным ориентиром человеческой личности, остается общечеловеческой духовной ценностью. Знание о том, что музыка может влиять на психику людей, во все времена истории общества использовали те, кто был посвящен в философскую природу музыки. В их руках были средства выполнения социального заказа - формирование мировоззрения. Эзотеризм музыкального воздействия на духовный настрой людей связан с единой природой двух явлений: психики и музыки, объединяющим моментом которых является космическая сущность. Духовная сущность космоса, выраженная в законе "Золотого сечения", удерживает связь миров: микро- и макрокосмоса. Вся история человеческой мысли устремлена к поискам закона космической гармонии. В музыке человек входит в духовную связь с мировой гармонией. Такая звуковая среда, пространственные параметры которой подчинены гармоническим закономерностям, находящихся в виде функций "Золотого сечения", способна влиять на психику и духовный настрой людей. Но математические методы в музыкознании и искусствоведении применяются не столько, чтобы алгеброй выразить гармонию, а чтобы подтвердить интуицию художника, полнее раскрыть замысел гения, отличающие совершенное произведение или хотя бы эпоху, в которую оно создано.

Гармония и дисгармония, порядок и хаос, единство и множество -категории, обозначающие противоположные по значению связи и отношения, определяют качество и содержание музыки. Первые, по своей природе созидательные, приводящие к тотальности и целостности, находясь в музыке, создают духовный настрой вдохновения, радости и возвышенности, что ведет к высокой духовности. Другие же, будучи по своей природе разрушительными, ведущие к разложению и множественности, создают неудовлетворенность и дисгармонию. Именно поэтому музыкой можно влиять на психику и дух человека, настраивать на созидательную деятельность и наоборот.

В настоящее время использование музыки средствами массовой коммуникации еще более усиливает ее значение в современном мире. Интенсивное развитие техники, изучение и использование акустики расширили рамки социального использования музыки. Музыка является одним из средств эстетического воспитания, медицинского использования, активизации производственной деятельности, безусловным атрибутом кино, праздников, религиозных ритуалов, театральных представлений, сопровождения в спорте, в рекламе.

Музыка непосредственно связана с философским освоением мира и требует всестороннего изучения этой связи и дальнейшего исследования этого удивительного культурного и космического феномена, его проявления в музыке, которая ставит нас на более высокую ступень постижения тайны "Золотого сечения".

Степень научной разработанности темы. Музыка, являясь духовной ценностью культуры, еще с древнейших времен остается объектом изучения и исследования. Музыка и сегодня сопровождает нас повсюду и проникает во все сферы человеческой деятельности. Основы истории и теории музыки были заложены еще древними философами и сегодня не потеряли свою актуальность.

По философии музыки были использованы труды следующих философов Пифагора, Платона, Аристотеля, Плотина, Августина, Боэция, Авиценны, Ф.Аквинского, Леонардо да Винчи, Фичино, Пико делла Мирандолла, Ф.Бэкона, Р.Декарта, Ф.Лейбница, И.Канта, Г,Гегеля, Ф.Шеллинга, А.Шопенгауэра, Ницше, В.Соловьева, П.Флоренского, Н.Бердяева, С.Булгакова, А.Лосева.

Предметом исследования отечественных и зарубежных ученых были труды по истории, теории музыки, интерпреталогии, этномузыкологии, музыкальной эстетике. Изучены труды Б.В.Асафьева, С.Н.Бибикова, Р.И.Биркана, Е.В.Герцмана, Ю.Герцука, Д.Золтана, М.С.Кагана, В.Д.Конина, Ю.Кремлева, А.С.Клюева, Т.Н.Ливанова, Л.А.Мазеля, С.А.Мархуса, С.Т.Махлиной, А.Мэрриана, В.В.Медушевского, В.В.Молзинского, Е.В.Назайкинского, Г.А.Поплея, Л.Роуэлла, А.Н.Сохора, В.Н.Холоповой, Б.Чайтаньи-Девы, ТВ.Чередниченко, М.Чулаки, Дж.Шилленгера и др.

По музыкальной психологии были использованы исследования Г.Воронина, А.А.Володина, Е.В.Назайкинского, Л.П.Новицкого,Я.А.Понамарева, Б.М.Теплова, В.В.Медушевского и др.

Исследования по истории мировой культуры и культурологии, а также по теории массовой коммуникации были изучены для общей оценки исторического и культурного феноменов музыки. Среди них необходимо выделить работы В.Виндельбанда, Г.П.Выжлецова, П.П.Гайденко, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Л.В.Петрова, Э.В.Соколова, А.Швейцера.

Прикладному значению музыки как средству эстетического воспитания, средству лечения, используемому в медицине, активизирующему производственную деятельность, сопроводительному средству в театрализованных представлениях, праздниках, кино, спорте, в рекламе посвящены исследования Н.И.Брусиловского, В.П.Матониса, В.И.Петрушина, Г.С.Тарасова и др.

Несмотря на то, что исследований музыки как средства влияния, воздействия на человека достаточно много, не существует единой теории и общей концепции в этом вопросе. В данном диссертационном исследовании предпринята попытка найти общие принципы связи музыки, человека и мира как космических феноменов, которые соединены одной субстанциональной духовной природой.

Цель исследования: выявление космологического аспекта музыки как конкретной формы искусства и системное раскрытие понятия музыки как космического и культурного феномена.- Задачи: раскрыть морфологию и онтологию музыки, показать место музыки не только в системе искусств, но и в культуре в целом;- дать философское осмысление музыкальной гармонии, показать ее место и роль в понятии гармонии мира;- осветить историю развития философского аспекта музыки, рассмотреть ее развитие в древности, в средние века, в новое время, в современности, включая XX век, наметить перспективы ее влияния на человека в будущем;- рассмотреть особенности этапов развития музыки в русской культуре;- выявить отражение идей философии русского космизма в музыке второй половины XIX и XX веков; рассмотреть действие соборности, всеединства, духовности в развитии музыкальной культуры этого периода.- показать, каким образом «Золотое сечение» функционирует в музыке, как оно влияет на музыкальный строй и отражает в противоположность дисгармонии - гармоническую природу музыки;- раскрыть роль музыки в системе современной духовной культуры.

Основная гипотеза. Музыка представляет собой одно из средств и способов философского осмысления мирового целого, закона гармонического единства и космического ритма Вселенной, а также конкретную форму проявления закона «Золотого сечения».

Научная новизна работы. В диссертации рассмотрена историко-логическая нить развития философского аспекта музыки, всесторонне раскрыта связь философской сущности музыки с осмыслением мирового целого и проявление закона мировой гармонии в конкретной форме музыкального искусства. Показано, что музыкальное искусство, психика и духовность имеют одну природу, а объединяющим "единым" является космическая сущность, закон гармонического единства. Обобщен и систематизирован материал о феномене "Золотого сечения" в музыке, а также проанализированы основные положения философии русского космизма, идеи которого отражены в музыкальном творчестве композиторов второй половины Х1Х-ХХ веков. Это нашло отражение:- в определении философского осмысления типологических черт и тенденций истории развития музыкального искусства;- в развитии специфики взаимовлияния и зависимости общественно-значимых фактов на формирование и развитие музыки;- в определении области философии музыки и в ее историческом становлении от истоков до современности;- в раскрытии специфики музыкального творчества как способа выражения гармонического единства противоположностей;- в обобщении особенностей философии музыки в России;- в выявлении источника развития космологической сущности музыки в истории через закон «Золотого сечения»;- в раскрытии особенностей музыки в современной духовной культуре.

Методы исследования. В качестве методологической базы диссертации использован системный подход, включающий следующие аспекты: 1. Историко-культурный анализ, рассматривающий развитие музыки как особого вида искусства в системе художественной культуры мировых цивилизаций; 2. Историко-логический анализ, позволяющий рассмотреть развитие музыки в ее философской интерпретации в историческом времени; 3. Функциональный анализ, определяющий роль музыки в духовной культуре, ее прикладное значение и влияние на формирование эстетического мировоззрения; 4. Компаративистский метод позволивший сравнить особенности музыкального искусства различных музыкальных направлений, существовавших в различные эпохи.

Практическая и теоретическая значимость работы. Теоретическое значение диссертации заключается в том, что изложенная в работе концепция философско-онтологического обоснования развития музыки может быть использована при чтении курсов по музыковедению, при создании новых программ и методических материалов по истории, теории музыки и философии музыки, а также в таких науках как этномузыковедение, музыкальная психология, биомузыковедение.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования были изложены автором в выступлениях на всероссийских конференциях, семинарах: "Бренное и вечное" (Новгород, 5-6 октября 1999 г., Новгородский Государственный Университет им.Ярослава Мудрого); конференция "Советская культура в контексте истории XX века",. (СПб., 11-12 мая 2000 г., Академия гуманитарных наук и Международная академия информатизации). Публикации: "Место музыкального искусства в истории русской культуры", "XX век - век перемен и обновлений в музыкальной культуре. Взгляд современника", "Музыкальная гармония микро- и макрокосмоса как культурологическая проблема".

Положения диссертации были использованы при разработке и чтении курса "История музыкальной культуры", спецкурса "Роль музыки в истории мировой культуры" на факультете Истории мировой культуры СПбГУКИ.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры СПбГУКИ и рекомендована к защите.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Музыка и философское осмысление мира"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, предположение об особом, неземном происхождении звука как явления и его воздействие на человека, природу, Вселенную, позволяет сказать, что музыка воспринимается экзистенциально, как мир богов и духов и это не отличает ее от магии, где очевидны действие,:: процесс и результат. Поэтому ученые и теологи древности и средневековья нередко привлекали феномен музыки для объединения мироустройства и сложных механизмов действия человеческой души и Духа Божия. Музыка, являясь элементом среды, воздействует на людей через так называемый "второй канал наследственности", формирует определенные чувственные, моторные и прочие способности, как генетическая наследственность.

Так как человек является сложнейшей системой, созданной природой, а также представляет собой крошечный элемент в гигантской иерархии систем: природы, общества, человечества, Вселенной, музыка во многом олицетворяет духовный опыт человека.

Человек находится в извечном поиске смысла жизни.

Гармонизируя свой собственный мир, мир звуков, музыка гармонизирует и гуманизирует реальность. Придя в мир музыки, человек находит в ней отражение своей духовной сущности, чувствует связь с целостностью мира.

Рассмотрев развитие музыкального искусства, предназначение музыки, ее воздействие и влияние на человека, можно сделать вывод, что музыка, отражая мировую гармонию, обладает магической силой и способна влиять на события и явления^ жизнь людей. Она формирует нравственность, интеллектуальное мышление, способствует единению народов. В то же время музыка имеет и обратную сторону, она может разрушительно влиять на их организм. Основываясь на исследованиях физиологов, следует отметить возможность изменений биоритмов, влияния на эмоциональное состояние человека и в этом смысле музыка оказывается сильнодействующим средством массового воздействия.

В результате научного исследования представлен анализ, раскрывающий морфологию и онтологию музыки. В диссертации систематизированы различные точки зрения взаимодействия и взаимовлияния философии и музыки. Сделан вывод, что философия музыки отражает проблемы свободы и отчуждения, смысла и бессмысленности жизни человека средствами гармонии в гармонично-структурированной системе "философия-музыка" и это одно из основных направлений органического вхождения в философско-музыкальную целостность.

В диссертации предложена концепция осуществления синтеза философского и музыкального прочтения сути гармонии, где не только музыкальная часть гармонии должна быть преобразована в направлении встречи с философской рефлексией, но сама философия должна претерпевать определенные изменения, чтобы войти непротиворечиво в общую систему "философия-музыка".

Установлено, что музыкальное творчество как способ выражения гармонического единства раскрывает сущность и развитие этих понятий на примере барокко, универсум которого - поле борьбы противоположных начал. Именно этому закону подчинена музыкальная драматургия, благодаря которой происходит осмысление противоречий и обнаруживается единство. Философские категории и понятия, такие как - безвременье, вечность, движение микро- и макровеличины - отражены в музыкальном искусстве этой эпохи и введены символы в музыку: круг, передающий вечность, божественное начало, благость, совершенство. Все это служило знаком завершения исчерпания композиции, пределом выстроенности музыкального космоса. Также исследована причастность музыки космологическому порядку, запечатленное в ней родство и подобие макро- и микрокосмоса, выстроенность мировой иерархии, ее подчиненность единым законам развития - все эти идеи оказываются константными для всей музыкальной эстетики.

В диссертации выявлены и классифицированы типологические черты и тенденции истории развития музыкального искусства от истоков до XVII века. Рассмотрена философия музыки в западноевропейской традиции, а также раскрыты особенности философии музыки в России. Отражены идеи философии русского космизма в музыке, где представлены сопряженные понятия "соборность", и "хор", которые интерпретируются как выражение космической гармонии, органического единства всего во всем, преобладание Вселенского над индивидуальным. Хор представлен в творчестве славянофилов как художественное выражение идеи соборности, как художественная модель мира, как важнейшая метафора бытия человека в культуре. Подход мыслителей Серебряного века к преобразованию мира на началах Красоты и Гармонии через воплощение идеи в грандиозной хоровой утопии, в интерпретации феномена хора с позиций реалистического символизма, соотнесен с объявлением хора символом соборности.

Представленная точка зрения Н.А.Бердяева применительно к философии, характеризует русский музыкальный романтизм. Это "примат субъекта над объектом, противлению детерминизму конечного и устремление к бесконечному, неверие в достижение совершенства в конечном, интуиция против дискуссии, антиинтеллектуализм и понимания познания как акта целостного духа, экзальтация творчества в человеческой жизни, вражда к нормативизму и законничеству, противоположение личного, индивидуального власти общего".

Романтиками на музыку переносятся все основные признаки божественного «качества», поэтому музыка описана как абсолютная, всевоплощающая инстанция. Музыка, будучи элементом парадигмы «внутреннего», истинного, представляет собой проявленность чистого бытия.

В диссертации рассмотрено творчество С.И.Танеева и А.Н.Скрябина, мировоззрение которых, имело глубокое философское основание и было близко философии космизма и понимание ими единства Вселенной, связи сосуществующих в ней процессов, сводится к тому, что детерминантой в их концепции выступает любовь, трактуемая в высоком гуманистическом смысле, выливающемся в понятие добра. Поиски смысла жизни Скрябин видел в космическом плане - как поиски мировой гармонии. Близость Скрябина к символизму в том, что он считал музыку высшим видом искусства, а проникновение в тайны духовного мира человека - высшей формой познания.

В диссертации проанализировано воздействие музыки на человека, а также соотнесено изложение закона «Золотого сечения» в построении музыкальных произведений. Согласно пифагорейцам, космос есть гармоническое пропорциональное строение мира. Сами же пропорции мыслились греками музыкально, поэтому и весь космос оказывался гармонично устроенным и музыкально звучащим телом, а небесная музыка изначально незримо живет в человеке, именно поэтому человеческая душа охотно откликается на обычную земную музыку, которая является лишь подражанием небесной.

Рассмотрены концепции Платона и Кеплера о гелиоцентрической системе строения космоса, в которой Кеплер опирается на слияние идей гелиоцентризма «духовного» и физического, в отличие от Платона. Кеплер установил семь основных интервалов, вывел весь звукоряд (мажорного и минорного) и нашел гармоническое соотношения «на небе» и в музыке.

Представлена работа немецкого органиста А. Веркмейстера и его поиски равномерно-темперированного строя. Для полного понимания картины мира и мироощущения человека, анализируется и осмысливается эпоха в двух пластах культуры: экзотерического и изотерического. Экзотерический пласт определяет лицо культуры, охватывает господствующие в обществе культурные установки, идеалы, образцы поведения, стиль мышления. В эзотерический пласт входят ценности, идеалы, нормы, разделяемые сравнительно узким кругом людей.

Экзотерическая культура античности и средневековья не случайно себя связала с геоцентрической моделью мира. Антропоцентризм, свойственной культуре этого периода - признание метафизической центральности человека в мире, естественно были связаны с признанием центральности Земли как места обитания человека в физическом мироздании.

С точки зрения эзотерических учений - человеческое эмпирическое существование несовершенно, неустойчиво, неполноценно, находится на периферии духовного бытия и ориентирована на два уровня: один -обычный, «земной», а другой - «солнечный», «высший», для достижения которого предполагается большая индивидуальная духовная работа.

В диссертации закон «Золотого сечения» рассматривается не с математической точки зрения, а подтверждает интуицию художника о знании законов гармонии, чтобы создавать такое звуковое микропространство Вселенной, которое будет находиться в едином ритме с целостным организмом Космоса. Сделан вывод, что такая звуковая среда способна влиять на психику и духовный настрой человека и он становится более открытым к связи со всеобщим единством мироздания.

Исследования влияния и воздействия музыки с точки зрения физиологии показывают, насколько пагубно может влиять на человека и вызывать агрессию инфразвуки, генерируемые современной электроаппаратурой. Физиологические факты наталкивают на мысль о необходимости циклических звуковых структур в музыке. Эти циклические образования подобны биоритмам и взаимодействуют с определенными участками мозга. Современные физиологи обнаружили способность музыки перестраивать биоритмы людей.

В диссертации рассматривается закон эстетической реакции - катарсис.

По Фрейду, теоретический принцип которого основан на разрядке накапливающихся напряжений, инстинктивная энергия должна находить выход, сублимироваться и направляться в русло культурной деятельности и творчества. Бердяев считает, что в творчестве человек целостно реализует себя и не только утверждает себя, но и несет в себе образ высшей Божественной природы.

В диссертации сделан вывод, что музыка в целом, является не проходящей ценностью и формирует нравственность, мораль, интеллектуальное мышление, она способствует единению. Музыка сложное явление, которое принадлежит не только человеческому обществу, но и миру, жизни в целом. Способность музыки последовательное совершенствование мира и отдельного человека есть движение мира к красоте. Музыка совершенствует мир, творит красоту, что и является конечным предназначением музыки.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Онтологическая сущность музыки воплощена в синтезе природных компонентов звука. В музыке гармоническая сущность мира приобретает конкретную форму, поэтому в ней "душа философствует", отождествляясь с божественной вибрацией, звучанием (стр.9 - 21).

2. Музыка подчинена единым законам развития, единому космологическому порядку, родству микро- и макрокосмоса. В музыке эпохи барокко космологические связи вплетаются в истинную природу искусства и соотносятся со всеми сферами жизни. На единстве противоположностей строится иерархическая картина мира, открывается контраст, а средствами гармонии в мире и в музыке выстраивается единство, согласованность, упорядоченность (стр.34 - 51).

3. Философский аспект музыки раскрывается в логике от абстрактно-всеобщего к конкретно-всеобщему от истоков до современности (стр.52 - 76).

4. Русская музыка, которая в своем становлении впитала в себя греко-славянскую, византийскую традиции, многие новаторские тенденции европейской музыки, «переработала» их в соответствии со своим национально-культурным своеобразием. Специфическими чертами древнерусской хоровой традиции является соборность, единение небесных и -земных сил Универсума (стр.87 - 109).

5. Отражение идей философии русского космизма имеет место в музыке второй половины XIX-XX веков как выражение соборности, всеединства, космической гармонии, органического единства всего во всем. Русские мыслители видят преображение мира на началах Красоты и Гармонии, и реализации соборности, которая не дана, а задана человечеству и исполнение ее, есть искусство (стр.110 - 121).

6. Действие закона «Золотого сечения» в музыке непосредственно связано с ее влиянием на психику и духовный настрой людей. Оно дает возможность открыть трансцендентное начало в человеке, благодаря которому он входит в единый ритм с целостным организмом космоса. Духовная сущность космоса, выраженная в «Золотом сечении» является объединяющей основой микро- и макрокосмоса. В гармонической музыке человек входит в созвучие со всеобщим космическим состоянием единства, в духовную связь с мировой гармонией. Такая звуковая среда, пространственные параметры которой подчинены гармоническим закономерностям, находящихся в ней в виде функций «Золотого сечения» оказывает сильное влияние на духовный настрой человека. Однако математические методы в музыкознании применяются не для того, чтобы алгеброй вытеснить гармонию, а чтобы глубже понять силу воздействия музыки на психику людей, полнее раскрыть замысел музыкального гения (стр.122 - 145).

194

 

Список научной литературыЖаворонкова, Татьяна Петровна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Августин А. Исповедь / Блаженный Августин. — М.: МНПП «Гендальф»; Минск: «МЭТ»-000, Б.г. (1992). — 514 с.

2. Алексеева JL Н. Зарубежная музыка XX века / JI. Н. Алексеева, В.Ю. Григорьев. — М.: Знание, 1986. —201 с.

3. АникстА. Ренессанс, маньеризм и барокко в литературе Западной Европы / А. Аникст. — М.: Наука, 1966. — 356с.

4. Ансерме Э. Беседы о музыке: Пер. с фр. / Э. Ансерме. — 2-е изд. — JL: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1985. — 104 с.

5. Античная музыкальная эстетика / Вступ. очерк А. Ф. Лосева. — М.: Музгиз, 1960. —304 с.

6. Анфилов Г. Б. Физика и музыка / Г. Б. Анфилов. — М.: Детгиз, 1962. — 191 с.

7. Аристотель Этика; Политика; Риторика; Поэтика; Категории / Аристотель. — Минск: Литература, 1998. — 1392 с.

8. Асафьев Б. А. Избранные статьи о музыкальном просвещении и гносеологии: Историко-филос. сб. / Б. А. Асафьев. — М.: Музыка, 1971.378 с.

9. Асафьев Б. А. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1—2 / Б. А. Асафьев. — 2-е изд. —М.: Музыка, 1971. — 376 е.: нот.

10. Асафьев Б. А. Русская музыка от начала XIX столетия / Б. А. Асафьев.

11. М.; Л.: Academia, 1930. — 319 с.

12. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — М.: Худож. лит., 1990. — 543 с.

13. БемеЯ. Аврора, или Утренняя заря в восхождении / Я. Беме. — Репринт, изд. 1914 г. — М.: Политиздат, 1990. — 415 с.

14. Бердяев Н. А. Судьба России. Самопознание. / Н. А. Бердяев. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 541 е.: ил.

15. Бибиков С. Н. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта: Очерк материал, и духов, культуры палеолит, человека / С. Н. Бибиков.

16. Киев: Наук, думка, 1981. — 108 с.

17. Биркан Р. И. Барокко в музыке / Р. И. Биркан. — СПб.: Музыка, 1998. — 244с.

18. Блум Ф. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ. / Ф. Блум, А. Лейзерсон, JL Хофстедтер. — М.: Мир, 1988. — 246 с.

19. Борев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. —496 с.

20. Боэций С. Утешение философией и другие трактаты: Пер. / С. Боэций; Отв. ред., сост. и авт. ст. Г. Г. Майоров. — М.: Наука, 1990. — 413 с.

21. Бранский В. П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художеств, произведения на примере истории живописи / В. П. Бранский. — Калининград: Янтар. сказ, 1998.703 с.

22. Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина / В. В. Бычков. — М.: Искусство, 1984. — 264 с.

23. Бычков В. В. Эстетические аспекты иконографического канона в восточно-христианском искусстве / В. В. Бычков. — М.: Наука, 1972. — 461 с.

24. Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1 / Ф. Бэкон; Сост., общ. ред. и вступ. ст. A. Л. Субботина. — М.: Мысль, 1971. — 590 е., 2 л. ил.

25. БэлзаИ. Ф. Александр Николаевич Скрябин / И. Ф. Бэлза. — М.: Музыка, 1982. — 176 е., 56 л. ил., портр., нот.

26. БэлзаИ. Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка: Очерки / И. Ф. Бэлза. — М.: Музыка, 1985. — 255 е.: нот., ил.

27. Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве: Рассказы и эссе : Пер. с нем. / В. Г. Вакенродер. — М.: Искусство, 1977. — 263 с.

28. Валицкая А. Художественная культура Византии и Восточной Европы в средние века / А. Валицкая // Художественная культура в докапиталистических формациях: Структурно-типолог. исследование.1. Л., 1984. —С. 232—251.

29. Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса / Г. Вельфлин; Пер. Л. И. Некрасовой, В. В. Павлова; Вступ. ст. Л. И. Ремпеля. — М.: Изогиз, 1934. — 389 е.

30. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вельфлин. — СПб.: Б. и., 1994. — 398 с.

31. Веселовский А. Историческая поэтика / А. Веселовский. — М: Высш. шк., 1989. —406 с.

32. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное / В. Виндельбанд. — М:ИНИОН, 1994. —351 с.

33. Владимирская А. Звездные часы оперетты / А. Владимирская. — 2-е изд., доп. — Л.: Искусство, 1991. — 220 е.: ил.

34. Волошинов А. В. Математика и искусство / А. В. Волошинов. — М.: Просвещение, 1992. — 335 с.

35. Воспитание музыкой: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1991. — 203 с.

36. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; Общ. ред. В. В. Иванова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1968. — 576 е.

37. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов; СПб. гос. ун-т.

38. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. — 150 с.

39. Гайденко П. П. Философия культура К.Ясперса / П. П. Гайденко // Вопросы литературы. — 1979. — № 9. — С 24 — 27.

40. Гегель Г. Наука логики / Г. Гегель. — СПб.: Наука, 1997. — 799 с.

41. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 3 / Г.Гегель; Редкол.: Б.М.Кедров и др. — М.: Мысль, 1977. — 471 с.

42. Гегель Г. Эстетика. В 4 т. Т. 1 / Г. Гегель; Под ред. М. Лифшиц. — М.: Искусство, 1968. — XVI, 312 с.

43. Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII века. Встреча двух эпох / Н. А. Герасимова-Персидская. — М.: Музыка, 1994. —126 е.

44. Герцман Е. В. Византийское музыкознание / Е. В. Герцман. — Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1988. — 256 е.: нот.

45. Герцман Е. В. Музыкальная Боэциана / Е. В. Герцман. — СПб.: Музыка, 1995. —312с.

46. ГерцукЮ. Русское искусство с древних времен до начала XX века / Ю. Герцук. — М.: Искусство, 1979. — 436 с.

47. Глумов А. Музыка в русском драматическом театре: Ист. очерки / А. Глумов. — М.: Музгиз, 1955. — 482 с.

48. Гоголь Н. В. Размышление о божественной литургии / Н. В. Гоголь. — М.: Современник, 1990. — 124 с.

49. Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы: Ст. и исслед. / И. Н. Голенищев-Кутузов. — М.: Наука, 1975. — 531 с.

50. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения / А. X. Горфунгель. — М.: Высш. шк., 1980. — 368 е.: ил.

51. ГошовскийВ. У истоков народной музыки славян: Очерки по музык. славяноведению / В. Гошовский. — М.: Сов. композитор, 1971. — 304 е.: нот., ил.

52. Грубер Р. Всеобщая история музыки: Учеб. пособие для музыковед, отд-ний консерватории. Ч. 1 / Р. Грубер. — М.: Музыка, 1965. — 484 с.

53. Грубер Р. История музыкальной культуры: Для ист -теорет. фак. консерваторий / Р. Грубер. — М.; Л.: Музгиз, 1941. —

54. Т. 1.4. 1. —XII, 596 е.: нот., ил.

55. Т. 1.4. 2. —514 е.: нот., ил.

56. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1984. — 350 е., ил.

57. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Ехешр1а XIII века) / А. Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1989. —367 е.: ил.

58. Даммонн Р. Музыка немецкого барокко/ Р. Даммонн. — Киев: Музгиз, 1967. —286с.

59. Даммонн Р. Музыкальные представления в музыке барокко / Р. Даммонн. —Новгород : Музгиз, 1977. — 324 с.

60. Даниель С. М. Картина классической эпохи: Проблемы композиции в западноевроп. живописи XVII в. / С. М. Даниель. — Л.: Искусство, 1986.196 с.

61. ДаркевичВ. П. Народная культура средневековья: Светская, праздничная жизнь в искустве IX—XVI вв / В. П. Даркевич. — М.: Наука, 1988. —343 с.

62. Демченко А. Русские Советские оперы на революционную тему / А. Демченко. — М.: Музгиз, 1973. — 328 с.

63. Догель И. М. Влияние музыки на животных и человека / И. М. Догель.

64. Казань: Наука, 1888. — 375с.

65. Дубровская Т. Музыка эпохи Возрождения. XVI век / Т. Дубровская. — М.: Музыка, 1996. — 476с.

66. Евдокимова Ю. К. История полифонии: Многоголосие средневековья. X—XIV веков / Ю. К. Евдокимова. — М.: Музыка, 1983. — 454 с.

67. Евдокимова Ю. К. Музыка эпохи Возрождения: Сапйхз ргшБ Гас1ш и работа с ним / Ю. К. Евдокимова, К. А. Симакова. — М.: Музыка, 1982.253 е.: нот., ил.

68. Евреинов Н. Н. Происхождение оперетты / Н. Н. Евреинов // ЕвреиновН. Н. К постановке "Хильперина". — СПб., 1913. — С. 13 — 17.

69. Европейский романтизм / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. М. Горького. — М.: Наука, 1973. — 511 с.

70. Еремеев А. Ф. Происхождение искусства: Теорет. очерки / А. Ф. Еремеев. —М.: Мол. гвардия, 1970. — 272 е., 16 л. ил.

71. Еремеева А. И. Астрономическая картина мира и ее творцы / А. И. Еремеева. — М.: Наука, 1984. — 224 е.: ил.

72. Заводская Е. В. Восток на Западе / Е. В. Заводская. — М.: Наука , 1970.245с.

73. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. — М.: Наука, 1978.465с.

74. Запесоцкий А. С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование / А. С. Запесоцкий; СПб. гос. гуманит. ун-т профсоюзов. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 1996. —320 с.

75. Зарубежная музыка XX века: Материалы и документы. — М.: Музыка, 1975 —255 с.

76. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII веков: Принципы, приемы / О. Захарова. — М.: Музыка, 1983. — 77 е.: нот., ил.

77. Захарова О. Риторика и немецкая музыка / О. Захарова. — М.: Музгиз, 1981. —218с.

78. Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность Эллады / Ф. Ф. Зелинский. — М.: Моск. рабочий, 1993. — 382 с.

79. Земцовский И. Мелодика календарных песен / И. Земцовский. — Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975. — 224 е.: нот.

80. Золтаи Д. Этос и аффект: История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля: Пер. с нем. / Д. Золтаи. — М.: Прогресс, 1977. —371 с.

81. Иванов К. А. Трубадуры, труверы и миннезингеры / К. А. Иванов. — М.: Алетейа., 1997. — 360 е.: ил.

82. Из истории культуры средних веков и Возрождения / Отв. ред.

83. B. А. Карлушин. — М.: Наука, 1976. — 316 с.

84. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. — М.: Просвещение, 1990. — 206 с.

85. Из истории русского искусства второй половины XIX — начала XX века: Сб. исслед. и публикаций / ВНИИ искусствознания. — М.: Искусство, 1978. — 151 с.

86. Из истории строительства советской культуры. Москва. 1917—1918: Документы и воспоминания. — М.: Искусство, 1964. — 283 с.

87. Иконникова С. Н. Диалог о культуре / С. Н. Иконникова. — Л.: Лениздат, 1987.—205 с.

88. Иконникова С. Н. История культурологии: Программа курса /

89. C. Н. Иконникова; СПбГАК. — СПб.: СПбГАК, 1994. — 8 с.

90. Ильин И. О совершенном в искусстве / И. Ильин. — М.: Наука , 1996. — 312 с.

91. Инайят Хан X. Мистицизм звука / Инайят Хан X. — М.: Сфера, 1997. — 333 е.: ил.

92. Искусство в системе культуры: Сб. ст. / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры; Сост. и отв. ред. М. С. Каган. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987. — 272 с.

93. Историко-астрономические исследования. На рубежах познания Вселенной / Под ред. А. А Гурштейна. — М.: Наука, 1990. — 365с.

94. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. — М.: Наука, 1975. —376 с.

95. История русского искусства: Учебник / В. И. Плотников и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1980. — 398 е., 8 л. ил.

96. История русской музыки: В 10 т. — М.: Музыка, 1983. —

97. Т. 1: XI—XVII в. — 1983. — 383 е.: нот., ил. Т. 2. Ч. 1: XVIII в. — 1984. — 335 е.: нот, 8 л. ил.

98. Т. 2. Ч. 2: XVIII в. — 1985. — 424 е.: нот., 4 л. ил. Т. 4: 1800—1825 гг. — 1986. — 413 е.: ил., нот. Т.5: 1826—1850 гг. — 1988. — 519 с, 8 л. ил., нот. Т.6: 50—60-е гг. XIX в. — 1989. —384 е., 4 л. ил., нот.

99. История советского искусства: Живопись, скульптура, графика. Т. 1. — М.: Искусство, 1965. — 304 е.: 14 л. ил.

100. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. Т. 1.

101. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. — 682 е., 8 л. ил.

102. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: Эстет, воспитание. Статьи, доклады, выступления / Д. Б. Кабалевский. — М.: Педагогика, 1973. —334 с.

103. Каган М.С. Культура — философия — искусство / М.С.Каган, Т.В.Холостова. — М.: Знание, 1988. — 63 с.

104. Каган М. С. Музыка в мире искусства / М. С. Каган. — СПб.: Ut, 1996.231 е.: ил.

105. Каган М. С. Наука и ценности / М. С. Каган. — СПб.: Изд-во ЛГУ, 1990.384 с.х ' 'С

106. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное название: Избр.ст. / М. С. Каган. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 384 с.

107. Кадцын Л. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб. пособие для вузов / Л. М. Кадцын. — М.: Высш. шк, 1990. — 303 с.

108. Кампус Э. О мюзикле / Э. Кампус. — Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1983. — 128 с.

109. Кандинский В. О духовном в искусстве: Живопись / В. Кандинский. — Л.: Фонд «Ленингр. галлерея», 1990. — 66 е.: ил.

110. Кандинский В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. — Нью-Йорк: Искусство, 1967. — 312 с.

111. Кант И. Сочинения: В 6 т. / И.Кант. — М.: Мысль, 1963—1966. — Т. 1—6.

112. Келле В Ж. Общественное сознание и его формы / В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон. —М.: Политиздат, 1963. — 54 с.

113. Классическое искусство за рубежом: Сб. ст. — М.: Наука, 1966. — 259 с.

114. Клюев А. С. Музыка и жизнь: О месте муз. искусства в развивающемся мире / А. С Клюев. — СПб.: Ut, 1997. — 160 с.

115. Кляус Е. М. У истоков классической науки / Е. М. Кляус. — М.: Наука, 1968 —257с.

116. Ю5.КоненВ. Д. Блюзы и XX век / В. Д. Конен. — М.: Музыка, 1980. — 81с.: нот.

117. Конен В. Д. Об истоках рок-музыки / В. Д. Конен // Советская музыка. — 1986 —№7. —С. 101—109.

118. Конен В. Д. Перселл и опера / В. Д. Конен. — М.: Музыка, 1978. — 262 е.: нот., ил.

119. Конен В, Д. Пути американской музыки: Очерки по истории муз. культуры США / В. Д. Конен. — М.: Сов. композитор, 1977. — 446 с.

120. Конен В. Д. Рождение джаза / В. Д. Конен. — М.: Сов. композитор, 1984.— 311 е.: нот., ил.

121. Конен В. Д. Рождение джаза / В. Д. Конен. — 2-е изд. — М.: Сов. композитор, 1990. — 320 е.: нот., ил.

122. Конен В. Д. Театр и симфония: Роль оперы в формировании классической симфонии / В. Д. Конен. — М.: Музыка, 1968. — 351 е.: нот.

123. Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века / В. Д. Конен. — М.: Музыка, 1994. — 160 с.

124. Конен В. Д. Этюды о зарубежной музыке / В. Д. Конен. — 2-изд. — М.: Музыка, 1975. —480 с.

125. Краснобаев В. И. Очерки русской культуры XVIII века / В. И. Краснобаев. — М.: Просвещение, 1972. — 335 е.: ил.

126. Красовская В. М. История русского балета / В. М. Красовская. — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1978. — 231 е., 20 л. ил.

127. Красовская В. М. Русский балетный театр второй половины XIX века / В. М. Красовская. — Л.;М.: Искусство, 1963. — 551 с.

128. Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века / В. М. Красовская. — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1971. —

129. Ч. 1: Хореографы. — 1971. — 526 с.

130. Ч. 2: Танцовщики. — 1972. — 456 с.

131. Красовская В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века / В. М. Красовская. — Л.;М.: Искусство, 1958. — 309 с., 14 л. ил.

132. Краткий очерк истории философии / Под ред. М. Т. Иовчука и др. — 4-е изд. — М.: Мысль, 1981. — 927 с.

133. Кремлев Ю. А. О месте музыки среди искусств / Ю. А. Кремлев. — М.: Музыка, 1966. — 63 с.

134. Кремлев Ю. А. Прошлое и будущее романтизма / Ю. А. Кремлев. — М.: Музыка, 1968.— 78 с.

135. Кремлев Ю. А. Русская мысль о музыке: Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. В 3 т. Т. 1 / Ю. А. Кремлев. — Л.: Музгиз, 1954. — 288 с.

136. Кривцун А. Эстетика: Учеб. для вузов / А. Кривцун. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 430 с.

137. Крунтяева Т. С, Словарь иностранных музыкальных терминов / Т. С. Крунтяева, Н. В. Молокова. — 7-е изд. — Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1988. — 134 е.

138. Кудинова Т. От водевиля до мюзикла. / Т. Кудинова. — М.: Сов. композитор, 1982. — 175 е.: нот., ил.

139. Культура как целостное явление: Проблемы и методология изучения: Сб. науч. тр. Т. 80 / Ред. А. И. Новиков, Е. С. Протанская; ЛГИК им. Н. К. Крупской. — Л.: ЛГИК., 1983. — 152 с.

140. Культурология: Словарь / Под ред. И. Ф. Кефели; Акад. гуманитар, наук, Балт. гос. техн. ун-т «Военмех». — 3-е изд. — СПб.: БГТУ, 1997. — 67 с.

141. Культурология: Энциклопедия. Т. 2. — СПб.: БГТУ, 1997 —69 с.

142. Курс теории музыки. — Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1978. — 152 е.: нот., ил.

143. Лалетин Д. А. Культурология / Д. А. Лалетин, И. Т Пархоменко. — Воронеж: прОГРЕСС, 1999. — 328 с.

144. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи / Т. Левая. — М.: Музыка, 1991. — 166 е.: нот.

145. Левик Б. История зарубежной музыки: Учеб. для консерватории. Вып.2: Вторая половина XVIII века / Б. Левик. —2-е изд. — М.: Музыка, 1966. — 280 с.

146. Левитан Е. Эволюционирующая Вселенная / Е. Левитан. — М.:Искусство, 1993. — 367с.

147. Лейбниц Г. В. Избранные философские сочинения / Г.В.Лейбниц. — М.: Мысль, 1990. —478с.

148. Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. Т. 1. / Г.В.Лейбниц; Ред. и сост. В. В. Соколов. — М.: Мысль, 1982. — 636 с.

149. Лекции по истории эстетики: В 4 кн. / Под ред. М. С. Кагана. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. —

150. Кн. 1. — 1973. —206 с. Кн. 2. — 1974. —200 с.

151. Лелеко В. Д. История искусств: Программа курса. / В. Д. Лелеко, И.К.Москвина, Г. В. Скотникова; СПбГУКИ, Каф. теории и истории культуры. — СПб.: СПбГУКИ, 2000. — 31 с.

152. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.

153. Ливанова Т. Н. Западноевропейская музыка XVII—XVIII веков в ряду искусств / Т. Н. Ливанова; Ин-т истории искусств. — М.: Музыка, 1977.528 е., 8 л. ил.

154. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учеб.: В 2 т. / Т.Н.Ливанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Музыка, 1982. —

155. Т. 1: По XVIII век. — 1983. — 696 с. Т. 2: XVIII век. — 1982. — 669 е.: нот.

156. Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом: Исследования и материалы. Т.1 / Т. Н. Ливанова. — М.: Музгиз, 1952. — 536 е.: нот.

157. Литвинова Г. Ю. Русская культура первой четверти XVIII века / Г. Ю. Литвинова // Ценностный мир русской культуры. — СПб., 1995.1. С. 79—94.

158. Литургическая жизнь и церковное искусство Русской Православной Церкви.—М.: Мысль, 1989. —318с.

159. Лихачев Д. С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства: Конец XIV — начало XVI в. / Д. С. Лихачев. — Л.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1946. — 160 е., 8 л. ил.

160. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда / Д. С. Лихачев. — М.: Прогресс, 1992. — 472 с.

161. Лихачева В. Д. Художественное наследие Древней Руси и современность / В. Д. Лихачева, Д. С. Лихачев. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1971. — 121 е., 14 л. ил.

162. Лобанова М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко / М. Н. Лобанова. — М.: Музыка, 1994. — 320 е.: нот. ил.

163. Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика / А. Ф. Лосев. — М.: Наука, I960. —364с.

164. Лосев А. Ф. Из ранних произведений / А. Ф. Лосев. — М: Правда, 1990.655 с.

165. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А. Ф. Лосев. — М.: Искусство, 1975. — 776 с.

166. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 1 / А.Ф.Лосев. — М. : Мысль, 1990. —345с.

167. Лосев А. Ф. Методологическое введение / А. Ф. Лосев // Вопросы философии. — 1999. —№9. —С. 76—99.

168. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1982.623 е.: ил.

169. ЛуцкерП. Классицизм / П. Луцкер // Музыкальная жизнь. —1991. — № 3. — С. 21—22; № 4. — С. 20—21.

170. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теорет. очерк / Л. Мазель.2.е изд., испр. и доп. — М.: Музыка, 1991. — 79 с.

171. Маркус С. А. История музыкальной эстетики. Т.2: Романтизм и борьба эстетических направлений / С. А. Маркус. — М.: Музыка, 1968. — 687 с.

172. Мартынов В. И. История богослужебного пения: Учеб. пособие /

173. B. И. Мартынов. — М.: Ред.-изд. отд. федерал, архивов, 1994. — 239 с.

174. Мартынов И. Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века / И.Мартынов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Музыка, 1970. — 504 е.: нот.

175. Махлина С. Т. Взаимодействие видов искусста в современной художественной культуре и проблемы их изучения / С. Т. Махлина // Человек в современной социально-культурной ситуации. — М., 1994. —1. C. 93—94.

176. Махлина С. Т. Эстетика и художественная культура: Курс лекций. Вып. 1 : Лекции вводная, первая и вторая / С. Т. Махлина; СПбГАК, Каф. теории и истории культуры. — СПб.: СПбГАК, 1997. — 51 с.

177. Махлина С. Т. Язык искусства в контексте культуры / С. Т. Махлина; СПбГАК. — СПб.: СПбГАК, 1995. — 216 с.

178. Махрова Э.В. Оперный театр в культуре Германии второй половины XX века. СПб.: РГПУ, 1998. - 264 с.

179. Медушевский В. Музыкальное мышление и логос жизни. Мышление: Сущность. Категории: Аспекты исследования / В. Медушевский. — Киев: Наука, 1989. — 412с.

180. Медушевский В. Сущностные силы человека и музыка. Культура Человек / В.Медушевский. — Свердловск: Наука, 1988. — 356с.

181. Мень А. Православное богослужение: Таинство, слово и образ / А. Мень. — М.: Сов.-брит. совмест. предприятие «Слово», 1991. — 190 с.

182. Мерриан А. Антропология музыки / А. Мерриан. — М.: МузыкаД990.433с.

183. Михайлов Дж. К. О возможности и необходимости универсальной терминологии в музыке / Дж. К. Михайлов // Вопросы философии. — 1999. — № 9. — С. 109—120.

184. Морозов А. Эмблематика барокко в искусстве петровского времени / А. Морозов. — JL: Искусство, 1974. — 367 с.

185. Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов.1. М.: Наука, 1994. —415 с.

186. Мосолова JI.M. Культурологическое образование. СПб.: РГПУ, 1993. -312 с.

187. Мудрагей Н. С. Рациональное и иррациональное: Ист.-теорет. очерк / Н. С. Мудрагей. — М.: Наука, 1985. — 175 с.

188. Музыка XX века, 1890—1945.: 1917—1945. — М.: Музыка, 1989. — 318 с.

189. Музыка народов Азии и Африки: Сб. ст. Вып. 3 / Под ред. В. С. Виноградова. — М.: Сов. композитор, 1980. — 422 с.

190. Музыкальная фольклористика: Сб. ст. Вып. 3 / Ред-сост. А. А. Банина. — М.: Сов. композитор, 1986. — 354 с.

191. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII веков: Сб. переводов. — М.: Музыка, 1971. — 688 е., 22 л. ил.

192. Музыкальная эстетика России XI — XVIII веков / Пер. и вступ. ст.

193. A. Н. Рогова. — М.: Музыка, 1973. — 245 е., 8 л. ил.

194. Музыкальная эстетика стран Востока: Сб. / Общ. ред. и вступ. ст.

195. B. П. Шестакова. — М.: Музыка, 1967. — 414 с., 16 л. ил.

196. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. — М.: Сов. энцикл., 1990. — 672 е.: ил., нот.

197. Мутер Р. История живописи в XIX в. Т. 2. / Р. Мутер. — М.,: Искусство, 1973. —285с.

198. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розекрейцеровской философии / Мэнли П. Холл. — М.,: Наука,1977. — 513с.

199. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки / Е. Назайкинский. — М.: Музыка, 1988. —254 с.

200. Нерсесянц В. С. Свобода, закон, право / В. С. Нерсесянц // Конституция СССР и дальнейшее развитие государствоведения и теории права. — М., 1979. —С. 25—27.

201. Новиков А. И. История русской философии X—XX веков / А. И. Новиков. — СПб.: Лань, 1998. — 320 с.

202. Новицкая Л. П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека. Т.5 / Л.П.Новицкая. — М.: Наука, 1984. —521с.

203. Нострдам Ж., де. Жизнеописания трубадуров / Жан де Нострдам. — М.: Наука, 1993. —736 с.

204. Общественное сознание и его формы. — М: Политиздат, 1986. — 367 с.

205. Общество и человек: пути самоопределения: Сб. ст. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.— 159 с. — (Серия «Россия накануне XXI века. Вып. 1.).

206. Озима Минору Глобальная эволюция земли: Пер. с англ / Озима Минору. — М.: Мир, 1990. — 164 с.

207. ОлынкиЛ. История научной литературы на новых языках. Т. 3 / Л. Олыпки. — М.: Наука, !968. — 355 с.

208. Орлов Г. Древо музыки / Г.Орлов. — Вашингтон :Frager; СПб.: Сов. композитор, 1992. — 408 с.

209. Очеретовская Н. Л. Содержание и форма в музыке / Н. Л. Очеретовская. — Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1985. — 112 с.

210. Переверзев Л. Путь к музыке / Л. Переверзев. — М.: Знание, 1981. — 64 с.

211. Петров А. П. Время. Музыка. Музыканты: Размышления и беседы / А. П. Петров. — Л.: Сов. композитор, 1987. — 136 с.

212. Платон Диалоги / Платон. — М.: Мысль, 1998. — 607 с.

213. Платон Сочинения: В 3 т. Т. 3. Ч. 1 / Платон; АН СССР, Ин-т философии. — М.: Мысль, 1971. — 687 с.

214. Покровская Н. История исполнительства на арфе: Курс лекций для оркестр, фак. / Н. Покровская; Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. консерватории, 1994. — 352 е.: ил

215. Пономарев Я. А. Психика и интуиция / Я. А. Пономарев. — М.: Политиздат, 1967. — 256 с.

216. Попов С. Рок-импровизация / С. Попов. — М.; Музыка, 1994. — 365 с.

217. Порфирьева А. Эстетика рока и современная советская рок-опера / А. Порфирьева // Современная советская опера: Сб. науч. тр. — Л., 1985.1. С. 123—137.

218. Культура и искусство за рубежом. Музыка: Экспресс-информация. Вып. 4: Постмодернизм в музыкальной культуре запада 80—х годов / ГБЛ, НИО Информкультура. — М, 1988 — 8 с.

219. Проблемы лада и гармонии: Сб. тр. Вып. 55 / Сост. Е. В. Баринова, Е. Д. Ершова; Гос. муз-пед. ин-т им. Гнесиных. — М.: ГМПИ, 1981. — 177 е.: нот., ил.

220. Пясковский И, Б. Логика музыкального мышления / И. Б. Пясковский.

221. Киев: Муз. Украина, 1987. — 179 е.: нот., ил.

222. Развитие творческих и коммуникативных способностей личности. — Самара: Наука, 1996. — 411с.

223. Разумовский Д. В. Церковное пение в России / Д. В. Разумовский. — М.: Музгиз, 1967.— 467с.

224. Ренессанс. Барокко. Классицизм: Проблема стилей в западноевроп. искусстве XV—XVII вв. — М.: Наука, 1966. — 348 е., 39 л. ил.

225. РозеншильдК. История зарубежной музыки. Вып. 1: Учебник для исполнит, фак. консерватории / К. Розеншильд. — М.: Музыка, 1978. — 544 с.

226. Розеншильд К. Музыкальное искусство и религия / К. Розеншильд. — М.: Музгиз, 1964. — 327 с.

227. РолланР. Музыкально-историческое наследие: В 8 вып. / Р. Роллан. — М.: Музыка, 1986—1990.—Вып. 1—5.

228. Роллан Р. Собрание сочинений: В 14 т. Т. 8 / Р. Роллан. — М.Д956. — 482 с.

229. Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы / Ленингр. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. — М.: Музыка, 1979. — 366 е.: нот.

230. Русская хоровая музыка XVI — XVIII веков: Сб. тр. Т. 83 / Гос. муз-пед. ин-т им. Гнесиных. — М.: ГМПИ, 1986. — 176 е.: нот., ил.

231. Русская художественная культура второй половины XIX века: Диалог с эпохой / Рос. АН, Гос. ин-т. искусствознания. — М.: Наука, 1996. — 334 с.

232. Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира: Сб. / АН СССР, ВНИИ искусствознания. — М.: Наука, 1991. — 395 с.

233. Русская художественная культура конца XIX — начала XX века (1895— 1907).— М: Наука, 1968—1980.—Кн. 1—4.

234. Русский и западноевропейский классицизм: Проза. — М.: Наука, 1982. — 291 с.

235. Русское искусство барокко: Материалы и исследования / АН СССР, ВНИИ искусствоведения. — М.: Наука, 1977. — 238 с.

236. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве: Статьи, высказывания, отрывки из произведений / Ж.-Ж. Руссо; Пер. с франц., вступ. ст. Т. Э. Барской. — Л.; М.: Искусство, 1959. — 296 с.

237. Рябов В. Ф. Искусство как общественная потребность / В. Ф. Рябов. — Л.: Художник РСФСР, 1977. — 206 с.

238. Серану Музыкальная культура с 1700 до 1850 года / Серану. — М.: Музгиз, 1979. —214 с.

239. Серов А. Н. Избранные статьи / А. Н. Серов; Вступ. ст. и примеч. Г. Н. Хубова. — М.; Л.: Музгиз, 1950. —1. Т. 1. — 1950. —628 с.1. Т. 2. — 1957. —733 с.

240. Серов А. Н. Статьи о музыке: В 7 вып. / А. Н. Серов. — М.: Музыка, 1984—1990. —Вып. 1—7.

241. Сконечная А. Д. Торжество муз / А. Д. Сконечная. — М.: Сов. Россия, 1989. — 192 с.

242. Слонимский И. И. Музыкально-исторические этюды / И. И. Слонимский. — Л.: Музгиз, 1956. — 217с.

243. Слонимский Ю. Петр Чайковский и балетный театр его времени / Ю. Слонимский. — М.: Музгиз, 1956. — 335 с, 24 л. ил.

244. Советское искусство за 15 лет: Материалы и документы. — М.;Л.: Искусство, 1983. — 475 с.

245. Соколов Э. В. Культурология: Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников / Э. В. Соколов. — М.: Интерпракс, 1994. — 272 с.

246. Соллертинский И. И. Музыкально-исторические этюды / И. И. Соллертинский; Вступ. ст. Д. Д. Шостаковича. — Л.: Музгиз, 1956.362 с.

247. Сохор А. Н. Воспитательная роль музыки / А. Н. Сохор. — 2-е изд., доп.

248. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975. — 64 с.

249. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства / А. Н. Сохор. — 2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1970. — 192 с.

250. Стасов В. В. Избранные сочинения / В. В. Стасов. — М.: Музыка, 1952.1. Т. 1—2.

251. Стасов В. В. Статьи о музыке: В 5 вып. / В. В.Стасов. — М.: Музыка, 1974—1980. — Вып. 1—5.

252. Стравинский И. Хроника моей жизни / И. Стравинский. — Л.: Музгиз, 1963, —273 с.

253. Тараканов М. Музыкальная культура РСФСР / М.Тараканов; ВНИИ искусствознания. — М.: Музыка, 1987. — 364 с.

254. Теоретические проблемы внеевропейских музыкальных культур: Сб. тр. Вып. 67 / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. — М.: ГМПИ, 1983. — 156 е.: нот., ил.

255. Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в «Люйши— чуньцю» / Г. А. Ткаченко. — М.: Наука, 1990. — 284 с.

256. Традиции в истории музыкальной культуры: Античность. Средневековье. Новое время. — Л.: Музгиз, 1989. — 411с.

257. Традиции и современность в фольклоре: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н, Н. Миклухо-Маклая; Отв. ред. В, К. Соколова. — М.: Наука, 1988.—214 с.

258. Тэйлор Ч. Физика музыкальных звуков: Пер. с англ. / Ч. Тэйлор. — М.: Легкая индустрия, 1976. — 184 с.

259. Уваров М. С. Философия и музыка: Диалог противоположностей / М. С. Уваров. — СПб.: Наука, 1993. — 389 с.

260. Уколов В. С. Музыка в потоке времени / В. С. Уколов, Е. Л. Рыбакина.

261. М.: Мол. гвардия, 1988. — 319 е., 16 л. ил.

262. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство / Н. Д. Успенский.

263. М.: Сов. композитор, 1971. — 623 е.: ил., нот.

264. Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси / А. С. Фаминцын. — СПб.: Алетейя, 1995. — 535 е.: ил

265. Философская энциклопедия. / Гл. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Сов. энцикл., 1970.— 740 с.

266. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. Т. 2 / 3. Фрейд; Пер. М. В. Вулфа; Предисл. И. Ермакова. — М.; Пг.: Госиздат, 1922. — 250 с.

267. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / 3. Фрейд; Сост., науч. ред. М. Г. Ярошевский. — М.: Просвещение, 1989. — 447 с.

268. Фрейденберг О. Происхождение греческой лирики / О. Фрейденберг // Вопросы литературы. — 1973. — № 11. — С. 23—26.

269. Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления / Ю. Холопов // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке. — М., 1982. — С. 16 — 19.

270. Ценностный мир русской культуры: Материалы вторых чтений фак. истории рус. культуры, 15 дек. 1993 / Ред. В. А. Щученко; СПбГАК, Фак. истории рус. культуры. — СПб.: СПбГАК, 1995. — 128 с.

271. Чайтаньи-Девы Б. Индийская музыка / Чайтаньи-Девы Б. — М.: Музгиз, 1967.— 541с.

272. Чекановска А. Музыкальная этнография: Методология и методика: Пер. с пол. / А. Чекановска. — М.: Сов. композитор, 1983. — 190 с.

273. Чередниченко Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики / Т. В. Чередниченко. — М.: Музыка, 1989. — 221 с.

274. Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка запада: Типы муз. профессионализма / Н. Шахназарова. — М.: Сов. композитор, 1983. — 153 с.

275. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. — М.: Педагогика, 1975. — 200 с.

276. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. — М.: ПРогресс, 1992, —527с.

277. Шекалов В. Новая жизнь старинной музыки / В. Шекалов. — Л.: Знание, 1990. — 16 с.

278. ШерингА. История музыки в таблицах / А. Шеринг. — Л.: Музгиз , 1967, —364с.

279. ШестаковВ. П. От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики от античности до XIII века / В. П. Шестаков. — М.: Музыка, 1975. — 351 с.

280. Шопенгауэр А. Лучи света его философии / А.Шопенгауэр. — М.: Наука, 1886. —589с.

281. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1: Критика кантовской философии / А. Шопенгауэр. — М.: Наука, 1993. — 670 с.

282. Щедрина Г. Философско-эстетическое самосознание средневековой художественной культуры / Г. Щедрина. — М.: Наука, 1982. — 416 с.

283. Щученко В. А. Введение в историю культуры: Логические формы и исторические экскурсы: Тематические конспекты / В. А. Щученко; СПбГАК, Фак. истории рус. культуры. — СПб.: СПбГАК, 1996. — 24 с.

284. Щученко В. А. История философии в контексте истории культуры: Учеб. пособие для аспирантов и студентов вуза / В. А. Щученко; СПбГИК. — СПб.: СП6ГИК3 1993. — 80 с.

285. Щученко В. А. Образы русской культуры / В. А. Щученко // Ценностный мир русской культуры. — СПб., 1995. — С. 5—26.

286. Эстетика: Словарь / А. И. Абрамов и др.; Под общ. ред. А. А. Беляева. — ML: Политиздат, 1989. — 445 с.

287. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии: Учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. — М.:Высш. шк., 1985. — 287 с.

288. Яковлев Е. Г. Эстетика: Учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. — М.: Гардарики, 1999. —464 с.

289. America's music. N.-V. — Toronto; London, 1987.

290. Bielawski L. Strefowa teoria czasu i jej znaczenie dla antropologii muzVcznej / L.Bielawski. — Krakow, 1976

291. Danckert W. Musik und Weltbild. Morphologie der abendlandishen Musik / W.Danckert. — Bonn, 1979.

292. Kneif T Die der Natur in der Musikgeschichte AfMw, XXVIII. / T Kneif 1971.

293. Merrian A. The anthropologV of music / A.Merrian. — 7-th print. — Evanston, 1978.

294. Nettl B. References Materials in EthnomusicologV. / B.Nettl . — Detroit, 1961.

295. The Musical Aesthetic of Baroque. UniversitV of Hull Publication. — London., 1960.