автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Музыка как эстетический феномен

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Варакина, Галина Владиславовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
Диссертация по культурологии на тему 'Музыка как эстетический феномен'

Текст диссертации на тему "Музыка как эстетический феномен"

/<У ' ^ ^ / /, - „

• 1/ : 7 ,/ у г? ~ 9

/ •• ч/ ОСУ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

На правах рукописи ВАРАКИНА Галина Владиславовна

МУЗЫКА КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Музыкальная культура на страницах русских художественных журналов рубежа Х1Х-ХХ веков.

Специальность 24.00.02- "Историческая культурология"

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель -доктор философских наук, профессор В. П. Шестиков

Москва - 1999

\

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3

ГЛАВА 1. МУЗЫКА КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ.....................................................................23

1.1. Проблема философии культуры на страницах

русских художественных журналов "серебряного века"..........................................................................................23

1.2. Музыка в эстетике русского символизма.......................40

1.3. Эстетика Ницше в свете русского символизма.............75

ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ РУ БЕЖА XIX-XX ВЕКОВ В СВЕТЕ ЭСТЕТИКИ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ......................................................110

2.1. Формирование "нового искусства" в музыкальной культуре России рубежа XIX-XX

веков.........................................................................................но

2.2. Эстетика Р. Вагнера и музыкальная культура

России рубежа XIX-XX веков .............................................121

2.3. Мистериальное искусство А. Скрябина и символистская концепция теургии.................................136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................176

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................182

ВВЕДЕНИЕ

Россия рубежа веков XIX и XX - тема неисчерпаемая и завораживающая современного человека, человека конца XX столетия, своей многоликостью и, в то же время, единой устремленностью к космическим высотам, к Божественной Красоте, к Истинному Знанию.

Долгие годы культура "серебряного века" преподносилась отечественной критикой как культура буржуазная, упадническая. Существовал даже термин, введенный в обиход еще свидетелями тех событий, - декаданс. Понятие, относящееся к конкретному явлению культуры, превратили в отвратительную вывеску над всем "серебряным веком", взрастившим, в том числе, замечательных поэтов - И. Анненского, Ф.Сологуба, Вяч.Иванова, К.Бальмонта, В.Брюсова, А.Блока, А.Белого; художников -М.Врубеля, В.Серова, А.Бенуа, К.Коровина, В.Кандинского, К.Малевича, М.Шагала; музыкантов - С.Рахманинова, А.Скрябина, И.Стравинского, Н.Метнера. "Серебряный век" - это время рождения русской философской школы, возникновения такого движения, как религиозно-философский ренессанс в лице Н.Бердяева, С.Булгакова, Л.Карсавина, П.Флоренского, С.Франка, Г.Федотова, А.Лосева, Н.Лосского, Б.Вышеславцева.

Предав забвению и наложив табу на цвет отечественной культуры, социалистическая идеология на долгие годы лишила Россию свободы мысли, слова, действия, став, по сути, идеологическим игом. Теперь, по прошествии почти столетия, мы читаем труды наших великих соотечественников во многом как откровение о днях настоящих, о тех бедах, чему мы свидетели, и от чего они страстно хотели нас уберечь. В их словах мы чувствуем подтекст, помимо воли проводим аналогии с

настоящим. Насколько актуально звучит мысль Е.Трубецкого, высказанная еще в 1916 году: "Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой или упасть в бездну, вырасти или в Бога или в зверя"1.

Прикасаясь к культуре того времени, мы переживаем не только чувство восхищения перед силой и глубиной мысли, но и испытываем, своего рода, ностальгию - извечную спутницу русского человека. Мечта начала XX века, причем, по мнению современников, вполне достижимая, - о гармонии человека с самим собой и с окружающим миром, о преображении последнего, - людям конца века кажется утопией, но прекрасной и желанной.

Конец XIX века - время колоссальных перемен как с точки зрения материального мира (экономический, научно-технический и государственный прогресс), так и в духовном плане. Интерес к человеческой личности, в противовес личности общественной, к духовной культуре, свободной от "гнета социальности" (Н.Бердяев), - все это позволяет говорить о формировании мировоззрения нового типа, трагического и, одновременно, оптимистического.

Трагизм нового мировоззрения заключался, прежде всего, в разнонаправленности материальной и духовной сфер жизни. Конец XIX века - это время зарождения новых социально-экономических отношений, основанных на машинном способе производства, т.е. капитализма; что, в свою очередь, привело к иному соотношению сил в государстве в пользу среднего класса. Для духовной культуры и искусства, как ее части, это означало появление демократической тенденции: с точки зрения

1 Трубецкой. Е. Умозрение в красках. М.. 1990г., с.41.

потребления культурных ценностей, это уже не художественно образованная элита, а широкие слои населения; с точки зрения заказчика, это не аристократические круги и церковь, а класс предпринимателей, главной мерой ценности которого была практическая польза. Машинизация и демократизация жизни изменили и сам мир: новые ритмы, новые образы, новые идеалы. Все это привело к качественным изменениям в недрах искусства, дав первый импульс к формированию массовой культуры.

За всем этим вихрем исторических свершений, ускорением ритма жизни, достижениями научно-технического прогресса потускнел образ самого человека. Он стал частью колоссальной машины, именуемой государством; причем частью настолько незначительной, что, негодную или неисправную, ее легко заменить другой. Душа же человека в этом контексте была ненужным и даже мешающим элементом. "Страшная социальная болезнь XX века - отчуждение личности - обозначилась именно на рубеже веков. Тотальное одиночество перед лицом жестокого, но и прекрасного мира и поиск путей преодоления этого положения - такова исходная точка отсчета художественного сознания рубежа веков"1.

Несмотря на то, что экономическая ситуация была отнюдь не в ее пользу, художественная жизнь России конца XIX - начала XX веков достигла небывалых высот. "Начало века было у нас временем большого умственного и духовного возбуждения, бурных исканий, пробуждения творческих сил"2. Виднейшие умы России грезили будущим. Мечтали о новом человеке - человеке

1 Беренштейн Е.П. Русский символизм: эстетика универсальности // Культура и ценности. Тверь, 1992, с. 134.

2 Бердяев Н. Русский духовный ренессанс нач. XX века и журнал "Путь" // Бердяев Н.А.Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.2. М.. 1994, с.301.

творящем, о новом искусстве - религиозном, о новом знании -цельном, в основу которого положена была бы интуиция, а не рациональное мышление, о достижении Вечной Гармонии и, в конце концов, о преображении всей жизни по законам Божественной Истины и Красоты. В этом и состоял оптимизм нового мировоззрения.

Это несоответствие духовных устремлений единиц и материальных ценностей широких масс - величайшая трагедия того времени. Бердяев Н. говорил о "глубочайшем внутреннем кризисе", в котором находилась культура России рубежа веков. В этом он видел "основную проблему XIX и XX века - проблему отношения творчества (культуры) к жизни (бытию)"1.

XIX век заканчивался. Основные его идеи требовали осмысления. Лейтмотив уходящего столетия - это тема гражданственности, общественного долга. Человек как индивидуум отступал перед образом человека-гражданина, человека общественного. Только в сопряжении с другими членами общества, по мнению мыслителей XIX века, проявляется в человеке его истинное лицо, его личность. И неважно, кто перед нами - пахарь, политик или поэт, - каждый делает свою "работу", тем самым, выполняя свой долг перед обществом. Пахарь обязан пахать землю, засевать поля и, тем самым, кормить страну; политик - управлять делами в интересах Родины; а поэт - прославлять лучших людей Отечества в назидание всему народу. Налицо тотальная социализация культуры и искусства, господство этического, морализующего начала.

1 Бердяев Н. Смысл творчества // Бердяев Н А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т. 1. М., 1994, с.298.

Конец XIX века объявил непримиримую войну тенденциозному искусству, выдвинув новый лозунг - "искусство для искусства". "Великая сила искусства заключается именно в том, что оно самоцельно, самополезно и главное - свободно"1. К началу XX; века эта тенденция - декадентская, по мнению критиков старой школы, - получила философскую поддержку.

Начало XX века в России принято связывать с возникновением такого явления в культуре, как религиозно-философский ренессанс. И хотя "это было все-таки движение культурной элиты, оторванной не только от процессов, происходивших в народной массе, но и от процессов,

л

происходивших в широких кругах интеллигенции" , вопросы, поставленные "философами-революционерами", носили настолько глобальный характер, что остаются актуальными и поныне.

Отправной точкой новой философии и эстетики стало утверждение свободы духовного от социального. Таким образом, был опрокинут главный постулат XIX века о гражданском долге в пользу свободы личности. "То было освобождением человеческой души от гнета социальности, освобождением творческих сил от гнета утилитарности"3.

Конец XIX века наметил освобождение эстетического от этического, противопоставив тенденциозному искусству XIX века искусство свободное, или "чистое". Русский ренессанс абсолютизировал прекрасное, рассматривая Красоту как космическую универсалию, как своего рода "преобразователь"

1 Дягилев С. Сложные вопросы И Мир искусства. Т. 1. №№ 1-12. 1899, с. 151.

~ Бердяев Н. Русский духовный ренессанс нач. XX века и журнал "Путь" И Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.2. М., 1994, с.302.

3 Там же, с. 302.

мира физического в духовный (божественный). Эта мысль была высказана еще Вл. Соловьевым, который рассматривал Красоту как одно из сущностных начал Бога, наравне с Благом (Добром) и Истиной1. Позже П. Флоренский в своем "Вступительном слове перед защитой на степень магистра книги "О Духовной Истине" 19 мая 1914 года" скажет: "красота есть Красота и понимается как Жизнь, как Творчество, как Реальность"2.

Таким образом, красота - это путеводная звезда человечества, а путь к ней (т.е. к Богу) лежит через творчество. Поэтому не удивительно, что между творчеством человека и Творческим Актом Бога устанавливалась определенная связь и даже общность. Творчество из чистого художества вырастало в священнодействие, в творение. В конечном итоге, искусство должно было перерасти в теургию. "Очень быстро художественно-эстетический ренессанс приобрел у нас окраску мистическую и религиозную. Хотели выйти за пределы искусства и литературы. И это было характерно русское явление" .

Налицо сближение искусства и религии, прежде всего в конечной цели - спасении человечества, т.е. приближении к Богу4. Вопрос о религиозности искусства и творчества в целом стал одним из главных вопросов духовной культуры России рубежа веков. "Искусство будет религиозным, ибо только одна религия способна сообщить художественному творчеству то молитвенное вдохновение, которое здесь требуется"5."Искусство

1 см.: Соловьев Вл. Философские начала цельного' знания // Соловьев Вл. Соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1988.

2 Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины (II). М, 1990, с.585.

3.Бердяев Н. Русский духовный ренессанс нач. XX века и журнал "Путь"// Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.2. М., 1994, с.306-307.

4 см.: Бердяев Н. Спасение и творчество // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т. 1., М., 1994.

5 Рцы. Нагота рая (теорема эстетики) // Мир искусства. -1903. №№ 3,4, с.219-220.

не имеет никакой цели, есть целью само в себе, оно абсолют, ибо является ограничением абсолюта - души. (...) Искусство, понятое таким образом, становится высочайшей религией, а жрецом ее -художник. (...) Он является космической, метафизической силой, через которую проявляются абсолют и вечность"1. "Новые артисты будут поистине пророками и жрецами, - вещателями внушений Мировой Души. Языком призраков, сновидений, красок и звуков станут они вещать там, где бессильно умолкнет позитивное научное знание (...). Вот почему тогда искусство станет действительно священнослужением и творчество -экстатической молитвой"2.

Концепция "теургического искусства" сложилась в рамках русского поэтического символизма, опиравшегося, в свою очередь, на утопические идеи Н.Гоголя, Ф.Достоевского, а также на концепцию теургического искусства Вл.Соловьева. Сама же идея "пересоздания мира" относится к III - V вв. н. э., временам существования герметических и оккультных течений. Эту проблематику развивал в своем творчестве Н.Бердяев, который считал, что "теургическое творчество в строгом смысле слова будет уже выходом за границы искусства как сферы культуры, как одной из культурных ценностей, будет уже катастрофическим переходом к творчеству самого бытия, самой жизни" . Русская культура имеет и практический опыт в попытке преобразования искусства в теургию, но, увы, опыт незаконченный. Несомненно, речь идет о Мистерии А.Скрябина.

1 Пжибышевский. На путях души // Мир искусства. -1902. - №№5-6, с. 102.

" Имгардт Д. Живопись и революция // Золотое руно. -1906. - №5, с.56.

3 Бердяев Н. Кризис искусства // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.2. М., 1994, с.413.

Вопрос о религиозном искусстве, об искусстве теургическом, связан как с проблемой эстетизации, так и с проблемой синтеза, также поставленной

религиозно-философским ренессансом.

Противоречивость российской действительности конца XIX века пробудила в среде художественной элиты жажду гармонии, цельности, единства. "Новое поколение хотело "объять необъятное", познать непознаваемое, а главное, обрести утраченное единство и даже универсальное всеединство и тем самым утолить духовный голод"1.

В едином порыве к иной жизни, организованной по законам Вечной Гармонии и Красоты, к земному раю, сплотились представители разных отраслей духовной культуры: философы, служители церкви, литераторы, художники и музыканты. В результате этого интегративного процесса родился новый тип мыслителя - универсал. Л.Долгополов, рассматривавший универсализм человеческого сознания в контексте теории относительности А.Эйнштейна, писал: "Человеческое сознание вступило в новую фазу своего развития. Мир стал восприниматься в единстве, независимо от того, какой серы познания касалось человеческое мышление - научной, исторической или художественной"2. И если появление религиозно настроенных философов и философствующих священников было в порядке вещей, то аналогичные искания в артистической среде - это веяния нового времени.

1 Юрьева 3.0. Андрей Белый: преображение жи:ши и теургия /У Русская литература. -1992. -№1, с.58.

" Долгополов Л. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX - начала XX века. Л., 1977, с.24.

С распространением концепции "теургического искусства" в художественном мире рубежа веков в России наблюдается тенденция переосмысления личного творческого опыта. Искусство начинают трактовать шире, нежели "чистое художество", но как путь к Богу, как познание Его; а процесс творчества - как Откровение. Личность художника в этом контексте перерастает в образ пророка, более того, мессии, призванного преобразовать человечество и повести его за собой к Создателю.

Историческое завоевание того времени - это освобождение искусства от бремени устоявшихся стереотипов, от всякого рода традиционности, нормативности; это поиск иных путей развития, новых форм и средств; это постановка новой задачи перед искусством, задачи религиозной - приближение через творчество человека к Богу. Тем самым, перед искусством встала задача преодоления дискретности, разорванности мира. Но прежде ему необходимо было преодолеть дискретность самого искусства, став "цельным творчеством"1. "Величайший из вопросов будущей эстетики, конечно, - вопрос о гармонии и слиянии искусств, вопрос об "универсальной музыке" искусств и тех элементах общности между ними, на канве которых осуществляется это слияние"2.

Синтетические искания в искусстве осуществлялись в нескольких направлениях. Во-первых, это опыты в создании нового, универсального языка, т.е. поиск новых средств в искусстве. Здесь мы можем наблюдать всякого рода заимствования. Прежде всего искусство пыталось "примерить" на

1 см.: Соловьев Вл.. Философские начала дельного знания /V Соловьев Вл.. Сочинения: В 2-х т. Т.2. М„ 1988.

2 Имгардт Д. Живопись и революция /У Золотое руно. -1906.- № 5, с.56.

себя "одежды" других форм человеческого духа: науки, философии, религии. Это привело к переосмыслению функции искусства в контексте культуры: оно не ограничивалось более своими специфическими (ремесленными) проблемами, но во многом претендовало на роль философии и религии в вопросах проникновения