автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Музыка как смыслообразующая константа жизнедеятельности человека
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Саранин, Владимир Петрович
Введение
Глава 1. Психобиотические константы музыки
1 .§ 1. Феноменология музыки в жизни человека
1. § 2. Музыка и здоровье
1. § 3. Музыка и эмоции
Глава 11. Социальные константы музыки
2. § 1. Музыка и деятельность 59 2.
§ 2. Музыка и ментальность 76 2.
§ 3. Музыка и коммуникация 97 2.
§ 4. Структура звучащего пространства и основы его гармонизации
Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Саранин, Владимир Петрович
Актуальность исследования. Проблема исследования музыки имеет почтенный возраст, чрезвычайную актуальность и до настоящего времени не утрачивает своего значения. Музыкальная культура и ее проблематика вписывается во все или множественные науки и теснейшим образом граничит с теорией и историей культуры, философией культуры и другими науками. Исследование музыки, ее теоретико-практическое применение и изучение требует комплексного подхода и рассмотрения ее в качестве целостного социально-культурологического явления, с применением научных инструментариев фундаментальных отраслей знания. Особая сложность и многообразие мира музыки, включенность ее во все сферы человеческой жизнедеятельности, возможность каждой из них быть выраженной в мелоритмических позициях не только не умаляет, но постоянно повышает насущность ее изучения.
Указанное особенно актуализируется сейчас, когда музыка и музыкальное звучащее пространство чрезмерно уплотняется за счет использования современных средств звукозаписи и звуковоспроизведения. Человек практически не может быть отделен от звучания и находится в постоянной зависимости от музыкальных вкусов, потребностей и настроений окружающих. Непрерывная погруженность в музыку делает ее неизменным сопутствующим человека компонентом, «мелодическим воздухом», пространством, которое должно соответствовать ряду экологических требований, высоких параметров культуры ее формирования и употребления.
Сама музыка - есть сложнейшее полиморфное, полифункциональное энергийное образование, сущность и воздействие которого зависят от множества компонентов. Это трансформирует ее в особую форму культуры, обладающую собственным смыслом, набором образов, механизмами влияния на человека и общество. Она включена в систему человеческих координат, которые преобразует в энергоинформационные составляющие современности. Присутствие музыки во всех сферах бытия человека позволяет рассматривать ее как индикатор мышления, деятельности, возраста, состояния здоровья человека и человечества. Она пронизывает собой все сферы человеческой жизнедеятельности и позволяет установить свое место как качества, мощного духовного и биологического стержня, на который нанизывается вся человеческая жизнь.
Это усиливается за счет ее мощной коммуникативной платформы. Музыка не просто обладает коммуникативными параметрами. Она - есть концентрированная коммуникация, что и может рассматриваться как ее родовая черта. В силу этого, она подчиняет находящихся в поле ее звучания людей, своему энергоинформационному воздействию.
Эти позиции позволяют анализировать музыку как особое универсальное явления, специфический мир бытования культуры, наиболее мощно представленный в личностных и социальных проявлениях.
Музыка теснейшим образом взаимодействует со здоровьем человека, поддерживая, укрепляя или разрушая его оптимальное состояние. Многочисленные исследования подтверждают, что человек - есть звучащий микрокосмос и каждое направление музыки выполняет в его настраивании на включение в формы жизнедеятельности, определенную роль. В силу этого музыка выступает как биологическая и антропологическая константа, что преобразует ее в смыслообразующий элемент экологичности существования личности.
Музыка всегда выступала как константа культуры, формирующая и оттачивающая эмоции. Выделение этой позиции традиционно связывалось с восприятием красоты. Естественно, что эмоциональное восприятие последней имеет эволюционное значение как кратчайший путь адаптивного интуитивного познания. Выступая как одно из самых коммуникативных искусств, музыка эмоционально-пространственно объединяет людей, формирует множественные модели их сходного сознания и поведения. В результате этого она становится носителем реализации и проведения в жизнь различного рода содержательных основ общества.
Однако, само содержание, качество, ценность музыки и музыкального пространства далеко не однозначны. Последнее насыщено разными, в том числе и низкопробными, а в некоторых случаях, просто агрессивными для психофизиологического состояния человека, произведениями. Поэтому музыка из однозначно позитивной прежде категории, трансформируется в амбивалентную, сложную социальную проблему. Содержание звучащего пространства нужно изучать, составлять и формировать его в соответствии с требованиями экологичности бытия человека.
Эти и многие другие позиции требуют ее всестороннего исследования, организации и транслирования в приемлемых гуманистических конфигурациях. Выведение музыки из сферы собственно искусствоведения в сферу важного культурологического феномена, имеет выраженное социально-экологическое наклонение. Это требует ее особого осмысления и разработки механизмов создания оптимально выстроенной звучащей среды, которая перестает быть уделом индивидуального пользования и становится существенной социо-культурологической проблемой.
Многочисленные работы, изучающие музыку, рассматривали ее под разными углами зрения. Однако до настоящего времени исследования, подобного представленному, предпринято не было. Это и делает актуальным предлагаемый ракурс проблемы.
Степень научной разработанности проблемы. Автор опирался на работы, посвященные проблемам художественной культуры, рассматривающие различные аспекты и формы ее существования. К этим проблемам обращались исследователи Бехтерева Н., Шармоджан В., Борзов А., Власов В., Громыко М., Гусев В., Некрасова М., Прокофьев Ф., Путилов Б., Руднева А., Суховей А. и другие, давшие подробный анализ направленности, форм существования, динамики развития музыки и особенностей ее проявления в меняющемся обществе. Отдельно исследовались массовая культура как постоянно расширяющиеся явление. Она изучалась по работам Кукаркина А., Ортега-и-Гассет X, Разлогова К., Марковой Г., Ашина Г., Кагана М, Флиера А.
Для исследования взаимодействий внутренних конструкций музыкальной культуры автор обращался к трудам Буевой Л., Иконниковой С., Когана Л., Лукина Ю., Орловой Э., Ромах О., Тоффлера О., Соколова Э., в чьих работах разные аспекты среды и их модификации рассмотрены достаточно убедительно и разносторонне.
Исследование сущности, создания и функционирования музыки и трансформации ее в экологическую структуру изучалось по трудам Бахтина М., Вернадского В., Выготского Л., Гуревича А., Петрова В., О., Гилинского А., Гримака Л., Гумилева JL, Кона И., Д. Лихачева, Лурье Э., Трубникова Н., Флоренского П., Франка С.
Проблемы ценностных ориентаций личности исследовались по трудам Аликина В., Анисимова С., Апраксина В., Бессонова Ю., Буевой Л., Бобнева М., Витаньи И., Водзинского В., Ворониной А., Злобина К, Ибрагимова Р., Косовой Л., Кочура В., Леонтьева А., Лосева К., Межуева В., Моисеева Н., Петрова М., Ромах О., Соколова Э. и др., отметивших избыточность ценностного мира личности и в то же время их (ценностей и личности) пограничность в определенных временных параметрах; высокую степень заменяемости ценностей, что является естественным для развивающейся личности.
К сожалению проблемы целостности звучащего музыкального пространства, рассмотрении его как проблемы, выросшей в экологическую константу социума, условий его формирования практически не исследовались. Более того, под таким углом зрения данная проблема не изучалась. Это позволяет определить ее как неизученную, неосвоенную, теоретическая значимость и новизна которой подтверждает актуальность исследования.
Цель исследования заключается в анализе музыки как особой формы культуры, имеющей экологическую направленность, универсального кодификатора человеческой жизнедеятельности, охватывающего все формы и виды бытия.
Задачи исследования:
1. Исследовать феномен музыки, его структурные и функциональные позиции;
2. Проанализировать взаимосвязь музыки с биотическими константами (эмоциями, здоровьем и др.);
3. Выявить соотношение музыки и социальных позиций (деятельности, ментальности, коммуникации);
4. Определить составляющие музыкального мира личности и обозначить научные основы механизмов формирования оптимальной, экологически выверенной музыкальной среды.
Объект исследования - музыка, музыкальное звучащее пространство.
Предмет исследования - музыкологическая основа сфер жизнедеятельности человека.
Теоретико-методологической основой исследования стали философско-культурологические концепции о сущности, структуре, s полифункциональности музыки, ее воздействии на социобиологическое существование человека.
Базовыми позициями стали положения о присутствии мелоритмических позиций во всех сферах бытия человека; о рассмотрении человека как «звучащего микрокосмоса», о рассмотрении музыки как важнейшей коммуникативной структуры; о формировании музыкой полевого звучащего пространства и др.
Исследование опиралось на философские, исторические, этнографические, культурологические и музыковедческие, информациологические труды отечественных и зарубежных ученых.
Значительное воздействие на создание теоретических концепций автора оказали работы выдающихся мыслителей - М. Бахтина, Г. Батищева, Н. Бердяева, Р. Блаво, JI. Данилевского, В. Соловьева, JI. Толстова, П. Флоренского С. Франка и др. о бесконечности духовных сил человека и, одновременно, необходимости бережного отношения к его духовному состоянию.
Основными методами исследования стали: метод системного анализа, контент-анализ научной литературы, сопоставительный, компаративный метод.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в:
• исследовании музыки как универсального кода культуры, в котором запечатлены все проявления человеческой жизнедеятельности, преобразованные в особые мелоритмические конструкции, имеющие структуру музыкальных произведений.
• рассмотрении музыки как концентрированной коммуникации. Последняя заключена в самой природе музыки и имеет множественные выражения, простираясь от интертекстуальности самого музыкального произведения до международного значения музыки и мультимузыкальности звучащего пространства. В силу этого транслирование музыки, совместное слушание, музицирование, а в особенности, совместное пение - есть одно из главных форм социализации и единения людей друг с другом.
• выявлении механизмов звуковой платформы человеческой деятельности. Они ранжируются как в профессиональных сферах, так как и внутри их по мере приобретения человеком профессионализма, В силу этого профессионализм рассматривается как совершенное гармоничное звучание деятельности, наличие которого позволяет личности быстрее включаться в производственный процесс, качественнее осуществлять его и легче находить общий язык с окружающими;
• фиксировании музыкой эпохальных изменений, что трансформирует ее в мощное ментальное построение;
• создании музыкой звучащего пространства, преобразованного в созидательную или разрушительную экологическую среду. В силу этого из личностной она становится важной социальной проблемой, требующей особой культуры ее оптимального формирования и транслирования.
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных материалов для ведения спецкурса «Музыка в бытии человека»; разработки на основе материалов исследования комплекса вытекающих из них исследований, использовании материалов диссертации для разработки программ экологии звучащего пространства; проработке полученных выводов на курсах повышения квалификации, семинарах представителей социально-культурной сферы.
Положения. выносимые на защиту: о Музыка есть сложнейшее полиморфное, энергийное полифункциональное образование, сущность и воздействие которого зависят от множества компонентов. Это трансформирует ее в особую форму культуры, обладающую собственным смыслом, набором образов, механизмами воздействия на человека и общества и др. Она включена в систему человеческих координат, которые и преобразует в энергоинформационные составляющие современности, В силу этого музыка выступает как биологическая и антропологическая константа и может рассматриваться как смыслообразующая позиция экологичности существования личности, о Музыка выступает как биосоциальное образование, воздействующее на все стороны человеческого бытия. Первоначальное из них -психофизиологическое здоровье, в координатах которого человек рассматривается как звучащий микрокосмос и каждое направление музыки выполняет в его настраивании на оптимальные формы жизнедеятельности определенную роль. Эмоциональная составляющая музыки выполняет коммуникативную и адаптациогенную функции, фиксируя и реализуя значимые для социума содержательные позиции, о Социальная значимость и звучание музыки реализуется в сферах человеческой деятельности. Каждая из них имеет собственную мелоритмическую основу, отражающую внутренние особенности и направленность. Деятельностная музыкальность меняется не только в зависимости от сферности, но и модифицируется внутри самой деятельности, гармонизируясь по мере перехода личности от позиций ученика к мастеру. Внутреннее звучание ее приобретает более слаженный характер, который настраивает человека на наиболее оптимальные параметры включенности в работу, выполнение ее на высоком уровне, о Музыка выступает как мощная коммуникативная структура. Коммуникативность целесообразно рассматривать как родовую черту музыки, проходящую уровни от интертекстуальности самого музыкального текста до перцептивности личностных взаимодействий, формирующихся на основе совместной музыкальной деятельности, или пребывания в едином музыкальном пространстве.
• Указанные выше позиции трансформируют музыку в особую форму культуры, обладающую собственным смыслом, набором образов, механизмами влияния на человека и общество. Она пронизывает собой все сферы человеческой жизнедеятельности и ментально оформляет их, утверждая себя как качество, мощный духовный стержень, на который нанизывается вся человеческая жизнь. Это ставит перед социумом задачи глубинного исследования воздействия музыки на психоэмоциональное состояние, необходимости выработки требований к слушанию и трансляции музыкальных произведений. Принимая во внимание чрезвычайную сложность и мощное воздействие на человека, требования к этим позициям должны быть проработаны адекватно параметрам экологических программ. В них целесообразно определить основные составляющие временных, тональностных, жанровых, тематических, инструментальных, акустических и иных позиций, преломленных к социально-демографическим, профессиональным, возрастным особенностям, состоянию здоровья людей.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Музыка как смыслообразующая константа жизнедеятельности человека"
Выводы по второй главе
1. Рассматривая позиции взаимоотношений деятельности и музыки можно сделать вывод, что музыка, как константа, пронизывающая культуру и определяющая в своей звуковой, интонационной, ритмической структурах формы существования культуры, есть показатель и выразитель специфики многообразия человеческой деятельности.
По мере развития общества меняется культура, встроенная в нее деятельность и, естественно, музыкальная ткань, как ее показатель. Каждая эпоха создает не только свою мелодику, но и целостную музыкальную ткань, в которую вписываются различные сферы деятельности. Осуществление анализа достаточно сложно, так как музыка четко, но и абстрактно отражает то, что есть в социуме, так как связана с ним прочнейшими и множественными нитями. Здесь, в поле пересечения музыки, социума и деятельности, осознается разность и, одновременно, единство атрибутивных измерений. Концентром, естественно, выступает социум-культура, изменение их приводит к изменению человека-мышления-деятельности, в символическом фиксировании этих процессов в формо-энергетическом эквиваленте выступает музыка.
Естественно, что музыка не может запечатлеть в символическом виде каждый вид деятельности каждого конкретного человека, однако, обозначение внутренних характеристик сфер деятельности можно рассматривать как очевидный фактор. Здесь деятельность проистекает в рамках заданных культурой позициях, которые позволяют отследить и зафиксировать индивидуальные процессы и деятельности и его высшей формы - творчества. Они рассматриваются как выраженная социальная заданность, суммирующая в себе работоспособность и целеполагание, волю и когнитивную зрелость, качество созданного и ответственность за его воздействие на социум.
Помимо этого, степень мастерства встраивается в определенный мелоритмический спектр, что позволяет выделить несколько принципиальных позиций, которые возникают в этих процессах и позволяют рассматривать деятельность как звучащую внутреннюю музыку: В ней в обязательном порядке присутствует семиогичносгъ, высокая ценность собственно деятельности, как процесса, в который погружен человек, согласованность с остальными профессионалами, степень мастерства, высокий уровень профессионализма, эмоциональный музыкологический фон, приносящий радость и глубокое внутреннее удовлетворение.
Таким образом, деятельность наделяется музыкологическими характеристиками, наличие которых и есть показатель созидательности по отношению и к социуму и к личности.
Музыка формирует определенное отношение к миру и позволяет по ряду музыкальных предпочтений отнести личность к тому или иному типу ментальности.
Так, каждая эпоха запечатлела звуково свои направления ментальности. Раннехристианская музыка, музыка Баха, музыка Моцарта, музыка Бетховена, музыка революций XX века, музыка 60-х годов, музыка 90-хх годов и др. имеет свое ярко выраженное лицо, набор символических позиций, которые ярко отображают тенденции общественного развития, как и в настоящее время, обращение к музыке 70-80 годов XX века - периода подъема культуры и ментальности. Эти позиции обусловлены тем, что каждая музыкальная ткань покрывает свое музыкальное и социальное пространство. Но важно, что последнее организует сама музыкальная культура, что это ее собственное музыкальное пространство, это определенная музыкальная целостность, которая выражает систему миропонимания.
Одновременно с этим, сущность человеческой ментальности заключается в том, чтобы освоить все, созданное человечеством, что проявляется в громадном числе эстрадных аранжировок классической музыки, концертных исполнениях фольклора, андеграундных исполнениях в галаконцертах и др. Эти показатели говорят об ассимиляции одних типов музыкальной культуры в другие. Это -нормальная позиция, которую нужно принять за данность. То есть, подобные взаимопроникновения - есть нормальное "творческое" взаимодействие.
Более того, преломленные в ментальную плоскость, эти позиции демонстрируют стремление к расширению социального сознания, вбиранию в себя всех ценностей мира, именно в таковом ключе и в таком состоянии и может жить культура и общество.
Коммуникативные позиции музыки одно из самых значительных явлений, которое способное создать единое настроение, единое поле, в котором люди могут значительно лучше понять друг друга и обменяться мысле-чувствами. Музыка и коммуникация - явления, сущность которых во многом родственна друг другу, так как коммуникация - есть процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем, приемов и средств их использования.
В процессе взаимодействия музыки и коммуникации выделяются несколько направлений. Это коммуникация собственно музыки в самом музыкальном тексте, в котором отражаются сюжетные, формобразующие, эпохальные, стилистические и др. позиции всей целостности культуры.
Музыка выступает как коммуникация в определенных уровнях и имеет специфические субъекты коммуникации и характеристики коммуникационных процессов. В качестве субъектов музыкальной коммуникации могут выступать множественные позиции. Это коммуникации - композитор - произведение, композитор-исполнитель- произведение; композитор-исполнитель-исполнитель -произведение; композитор-исполнитель- произведение-слушатель; композитор-исполнитель- произведение-слушатель- слушатель. Собственно музыкальная коммуникация осуществляется на межличностном, внутригрупповом, межгрупповом и межкультурном аспектах. Они основаны на ярко выраженных механизмах взаимодействия, позволяющих перевести уровни единой художественной деятельности по коммуникативному, интерактивному, перцептивному уровням.
Таким образом, музыка изначально может быть рассмотрена как концентрированная коммуникация. Она кодирует наиболее значительные для личности события, связывая ее с ними, независимо от времени и пространства. Это позволяет сделать вывод, что без музыки невозможна ни одна форма продуктивной коммуникации на межличностном, внутригрупповом, межгрупповом и межкультурном уровнях.
Мультикультурность звучащего музыкального пространства определяется множеством видов и направлений музыки, в числе которых фольклорная, храмовая, оперная, классическая, киномузыка, мультикультурность музыкальных празднеств и др. Они представлены как биотическим, так и а-биотическим исполнением. Второй аспект неуклонно расширяется в объемах, так как использование технических средств записи чрезвычайно велико, что в целом уплотняет все музыкальное пространство. В силу этого, человек должен не просто пребывать, но и иметь возможность образовывать музыкальное пространство.
Человечество вплотную подошло к тому, чтобы осознанно формировать собственное звучащее пространство, учитывая при этом собственные интересы и ценности. Освоение ценностей мировой музыкальной культуры - настоятельная потребность и всей культуры, и звучащей среды и стратегического развития личности. В силу этого, обращенность к традиционным методам чрезвычайно актуальна. Всеобщая музыкальная образованность сегодня не изыск незначительной части населения, а требование времени, сродни компьютерной грамотности. Это не только возможность избирательно относиться к музыкальным ценностям, но и формирование уважения к другим музыкальным вкусам. Это недопущение громкого прослушивания произведений, не взирая на позднее время или иные причины, уважение по отношению к окружающим, не позволяющее навязывать им свои музыкальные пристрастия.
Обеспечение сочетания глубокой музыкальной образованности и свободного выбора и самоопределение каждого в музыкальной культуре, освоение музыкального наследства мира может способствовать общему культурному развитию.
Общество должно всерьез заняться исследованием воздействия музыки на психо-эмоциональное состояние, в результате чего необходимо выработать требования к слушанию и трансляции музыкальных произведений. Принимая во внимание чрезвычайную сложность и мощное влияние на человека требования к этим позициям должны быть проработаны адекватно требованиям экологических программ. В них целесообразно определить основные параметры временных, тональных, жанровых, тематических, инструментальных, акустических и иных позиций, преломленных к социально-демографическим особенностям, состоянию здоровья людей.
138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цели и задачи, поставленные в диссертации, подверглись серьезной проработке. На основании этого удалось подтвердить основные концепции исследования.
Музыка есть смыслообразующая константа жизнедеятельности личности. Она представляет собой сложнейшее образование, сущность и воздействие которого зависят от множества компонентов. Это позволяет рассматривать ее как особую форму культуры, обладающую собственным смыслом, набором образов, механизмами воздействия на человека и общества и др. Она включена в систему энергоинформационных составляющих современности. Ее бытование опирается на множественные способы хранения музыкальной информации, и благодаря им входит в долговременные материальные и информационные структуры.
Включенность музыки во все сферы бытия человека преобразует ее в показатель мышления, деятельности, возраста, состояния здоровья человека и человечества. Она наиболее активно влияет на формы имитационного поведения людей, создает полевую основу сознания и становится носителем реализации и проведения в жизнь различного рода содержательных основ общества. Музыка и ее проблематика вписывается во все или множественные науки и очень явно граничит с теорией культуры, философией культуры и другими науками. Исследование музыки, ее теоретико-практическое применение и изучение требует комплексного подхода и рассмотрения ее в качестве целостного социально-культурологического явления, с применением научных инструментариев фундаментальных отраслей знания. Эти и многие другие позиции требуют ее всестороннего исследования, организации и транслирования в приемлемых гуманистических конфигурациях.
Музыка теснейшим образом связана со здоровьем и влияет на него. Медико-биологические, астрофизические, психологические и иные исследования свидетельствуют, что акустическая голограмма (энергоинформационная голографическая матрица) человека является основным механизмом реализации генетической программы развития. Уже не вызывает сомнений концепция двойственной природы человека: одна из его составляющих имеет волновую природу. Собственное микроволновое излучение человека несет информацию о состоянии организма. Каждый орган человека имеет свою мелодию, которая меняется в зависимости от состояния его здоровья. В силу этого, есть возможность говорить о том, что человек - есть звучащий микрокосмос и каждое направление музыки выполняет в его настраивании на здоровье определенную роль. Значение здесь имеет время слушания, его объемы, музыкальные инструменты, человеческий голос, тональность, тематика и мн. другие составляющие элементы музыки и музыкальной трансляции. Поэтому биолого-антропологическая сущность музыки не только пронизывает собой все сферы человеческой жизнедеятельности и позволяет установить свое место как качества, мощного духовного и биологического стержня, на который нанизывается вся человеческая жизнь.
Эти позиции основываются на эмоциональности музыки. Она -одно из наиболее, а может быть, самое эмоциональное искусство. Эмоция же рассматривается как наиболее мощная энергия, определяющая нормативную и регулирующая первооснову существования человека. Эмоциональная основа музыки позволяет чрезвычайно активно воздействовать на развитие человека и человечества, в особенности, если базой эмоций выступает красота. Эмоциональное восприятие красоты, имеет эволюционное значение как кратчайший путь адаптациогенного интуитивного познания. Красота всегда привлекательна и предельно эмоциональна.
Эмоциональная константа музыки базируется на подражательной миместической основе, которая позволяет личности воссоздать образы, созданные композитором ее применительно к себе. Она сформировалась в результате адаптациогенеза человека в окружающей среде, но ее главное предназначение - адаптация человека в среде себе подобных. Именно поэтому совместное музицирование, а в особенности совместное пение - есть одна из главных форм социализации и единения людей друг с другом.
Эмоции, вызываемые музыкой, встраиваются в социальную жизнь, и, соответственно, в нормативную плоскость всей культуры. Поэтому музыка регулирует эмоциональные проявления, эмоциональные коммуникации и их качества, что в целом позволяет воспитывать весь спектр эмоциональных проявлений общества -эмоциональность контактов, коммуникаций, эмоциональный резонанс, воспитывающий эмоциональную культуру, создающий традиции как школу эмоций.
Музыка одновременно с этим, выступает как показатель и выразитель специфики многообразия человеческой деятельности. По мере развития общества меняется культура, встроенная в нее деятельность и, естественно, музыкальная ткань, как ее показатель. Каждая эпоха создает не только свою мелодику, но и целостную музыкальную ткань, в которую вписываются различные сферы деятельности. Естественно, что музыка не может запечатлеть в символическом виде каждый вид деятельности каждого конкретного человека, однако, обозначение внутренних характеристик сфер деятельности можно рассматривать как очевидный фактор.
Помимо этого, степень мастерства встраивается в определенный мелоритмический спектр, что позволяет выделить несколько принципиальных позиций, которые возникают в этих процессах и позволяют рассматривать деятельность как звучащую внутреннюю музыку. В ней в обязательном порядке присутствует семиотичность, высокая ценность собственно деятельности, как процесса, в который погружен человек, согласованность с остальными профессионалами, степень мастерства, высокий уровень профессионализма, эмоциональный музыкологический фон, приносящий радость и глубокое внутреннее удовлетворение.
Таким образом, деятельность наделяется музыкологическими характеристиками, наличие которых и есть показатель созидательности по отношению и к социуму и к личности.
Отсюда проистекает, что музыка не только воздействует на сферы человеческой жизнедеятельности, но и формирует определенное отношение к миру и позволяет по ряду музыкальных предпочтений отнести личность к тому или иному типу ментальности.
Так, каждая эпоха запечатлела звуково свои направления ментальности. Каждая музыкальная ткань покрывает свое музыкальное и социальное пространство. Но важно, что последнее организует сама музыкальная культура, что это ее собственное музыкальное пространство, это определенная музыкальная целостность, которая выражает систему миропонимания.
Ментальное стремление освоить и сохранить все, созданное человечеством приводит к ассимиляции музыкальной культуры, что проявляется в громадном числе эстрадных аранжировок классической музыки, концертных исполнениях фольклора, андеграундных исполнениях в галаконцертах и др.
Понимание культуры в целостности человеческого бытия (в единстве сознания и деятельности) и смыслообразовательного богатства творческой деятельности, приводит к осознанию того, что духовная общность культуры, отливается в соответствующую картину мира. В ней едины, хотя и специфицированы, все аспекты познания.
Здесь сосуществуют различные системы представлений о бытии. И особое, ни с чем не сравнимое место в этой целостности принадлежит музыкальному освоению действительности, которое, при всей своей обобщенности выступает как ценностно-личностное знание и значение, определяющее ментальность социума и личности.
Эти взаимодействия наиболее ярко проявляются в коммуникативных особенностях музыки. Само по себе это одно из самых значительных явлений, которое способно создать единое настроение, единое поле. В нем люди могут значительно лучше понять друг друга и обменяться мысле-чувствами. Музыка и коммуникация -явления, сущность которых во многом родственна друг другу. Более того, музыка - есть концентрированная художественно оформленная коммуникация. Это проявляется как в самом тексте музыки, так и в формах коммуницирования ее субъектов.
В качестве субъектов музыкальной коммуникации выступают позиции: композитор - произведение, композитор-исполнитель-произведение; композитор-исполнитель-исполнитель - произведение; композитор-исполнитель- произведение-слушатель; композитор-исполнитель- произведение-слушатель- слушатель. Они имеют различные сочетания, зависящие от множественных ситуативных позиций. При этом каждое звено представляет собой автономное коммуникационное образование, обладающее своей сложной структурой, механизмом действия, временем протекания и др. проистекающими из этого компонентами. По сути дела, можно сказать, что все общество включено в коммуникатвиные музыкальные процессы, насыщенность которых постоянно увеличивается и будет увеличиваться в зависимости от усложнения музыкальной ткани, музыкального звучащего пространства и возрастания его объемов.
Собственно музыкальная коммуникация осуществляется на межличностном, внутригрупповом, межгрупповом и межкультурном аспектах. Они основаны на ярко выраженных механизмах взаимодействия, позволяющих перевести уровни единой художественной деятельности по коммуникативному, интерактивному, перцептивному уровням.
Таким образом, музыка изначально может быть рассмотрена как концентрированная коммуникация. Она кодирует наиболее значительные для личности события, связывая ее с ними, независимо от времени и пространства. Без нее невозможна ни одна форма продуктивной коммуникации на межличностном, внутригрупповом, межгрупповом и межкультурном уровнях.
Все эти позиции опредмечиваются в звучащем пространстве. Оно мультимузыкально и мультикулыурно в своей основе, так как состоит из множества видов и направлений музыки, в числе которых фольклорная, храмовая, оперная, классическая, киномузыка, мультикультурность музыкальных празднеств и др. Они представлены как биотическим, так и а-биотическим исполнением. Второй аспект неуклонно расширяется в объемах, так как использование технических средств записи чрезвычайно велико, что в целом уплотняет все музыкальное пространство. В силу этого, человек должен не просто пребывать и иметь возможность образовывать музыкальное пространство. Последнее должно основываться на фундаментальных и, одновременно, пограничных, свойствах культуры и образования в их взаимосвязи: культуросообразности, продуктивности, мультикулытурности.
Человечество вплотную подошло к тому, чтобы осознанно формировать собственное звучащее пространство, учитывая при этом собственные интересы и ценности. Последнее возможно лишь при наличии собственной зрелой музыкальной культуры. Ее формирование актуализируется в условиях всеобщей музыкальной образованности. Это не только возможность избирательно относиться к музыкальным ценностям, но и формирование уважения к другим музыкальным вкусам. Это недопущение громкого прослушивания произведений, не взирая на позднее время или иные причины, уважение по отношению к окружающим, не позволяющее навязывать им свои музыкальные пристрастия.
Обеспечение сочетания глубокой музыкальной образованности и свободного выбора и самоопределение каждого в музыкальной культуре, освоение музыкального наследства мира может способствовать общему культурному развитию.
Сейчас общество должно всерьез заняться исследованием воздействия музыки на психо-эмоциональное состояние, в результате чего целесообразно выработать требования к слушанию и трансляции музыкальных произведений. Принимая во внимание чрезвычайную сложность и мощное влияние на человека, требования к этим позициям должны быть проработаны адекватно требованиям экологических программ. В них целесообразно определить основные параметры временных, тональных, жанровых, тематических, инструментальных, акустических и иных позиций, преломленных к социально-демографическим особенностям, состоянию здоровья людей.
Учитывая объемы, динамику, сложность музыкального звучащего пространства сегодня, образования целого явления, изучающего музыку с психо-физиологических позиций, целесообразно выстроить подобные программы, где были бы разработаны экологичные наукоемкие концепции музыки для разных категорий населения.
Список научной литературыСаранин, Владимир Петрович, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Анисимов С. Духовные ценности: производство и потребление / М: 1988.
2. Анохин П. Методологический анализ узловых проблем условного рефлекса // Философские проблемы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.
3. Антология исследований культуры. М,, 1997.
4. Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969, T.I. 4.2.
5. Антология мировой философии: в 4 т. М., 1970. Т.2.
6. Арановский М. Симфонические искания. Мм 1979.
7. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
8. Асафьев Б. Русская музыкаXIX начала XX века/ М., 1979.
9. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. В 2-ух кн. / Л., 1971.
10. Ю.Асафьев Б. О народной музыке. Л., 1987.
11. П.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
12. Барсова И. Специфика языка музыки в сознании художественной картины мира // Художественное творчество. -Л.: 1988.-С. 27-39.
13. Бахтин М. Эстетика словенского творчества / М.: 1979.
14. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
15. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
16. Белик А.П. Социальная форма движения. М., 1980.
17. Белый А. Ритм как диалектика. М., 1924
18. Бергсон А. Собрание сочинений: в 12 т. СПб., 1914. Т.2
19. БердяевН, О человеке, его свободе и духовности. М., 1999.
20. Бердяев Н. Русская идея // Вопросы философии. 1990. - №1 -С. 7- 144, №2-С.87- 154.
21. Бердяев Н. Судьба России: Сочинения / М., 2000.
22. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства (в 2-х томах)/М 1994.
23. Блаво Р. Музыка и здоровье. СПБ, 2002.
24. Блаво Р. Музыкальные композиции и здоровье нации. СПБ, 2003.
25. Бобровский В.П. О некоторых чертах стиля Шостаковича 60-х гг. Статья первая // Музыка и современность. М., 1974. Вып.8.
26. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978.
27. Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М., 1969.
28. Бодрилин А. Ценностная природа культуры // Философские науки. 1994. - №4, 5, 6. - С. 239 - 254.
29. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1981.
30. Босенко А.В. Становление, история, культура // Пробл. философии. К., 1997. Вып. 102.
31. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 1981.
32. Брусиловский Л.С. В кн.: Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979, С. 275-276.
33. Бузони Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства. СПб., 1912.
34. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. JL, 1977.
35. Васильченко Е.В. Культура звука в традиционных восточных цивилизациях. Автореф. дис. доктора культурологических наук. М., 1997. С. 10.
36. Введение в культурологию. М., 1996.
37. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.
38. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. М., 1976.
39. Володин Э. Искусство и мировоззрение / М,, 1982.
40. Выготский J1. О влиянии речевого ритма на дыхание // Пробл. современной психологии. Л., 1926.
41. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968.
42. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М., 1998,
43. Гайденко П.П. Категория времени в буржуазной европейской философии XX в, // Философские проблемы исторической науки. М., 1969.
44. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника, Казань, 1997.
45. Галинская И. Духовный примат культуры // Идеи культурологии XX века. М.: 2000. С. 38 - 50.
46. Гаспаров М.Л, Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974.
47. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М,, 1968-1973.
48. Гегель Ф. Пол. соб. соч.в 8 т. М., 1986.
49. Герасимова И. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. 1995. - №6. - С. 87 - 97.
50. Герасимова И. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998 № 4. С.50-63.
51. Гинзбург М.Я. Ритм в архитектуре. М., 1922.
52. Гликман А. О ритме в живописи: Симпозиум "Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве". Л., 1970.
53. Гольдин Л. Музыкант века // Вопр. философии. 1987. № 4.
54. Гончар Н. Путевая проза Андрея Белого и его очерк "Армения" // Лит. связи: В 2 т. Ереван, 1977. Т.2.
55. Горский В. Об одном из источников историко-философского изучения древнерусской культуры // Филос. науки. 1988. №2.
56. Горюхина Н. Стиль музыки И.С. Баха // И.С. Бах и современность. К., 1998.
57. Грубер Р. История музыкальной культуры. М., 1959.T.I. ч. 2.
58. Грушевицкая Т., Попков В. Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: М., 2002. 352с.
59. Губман Б. Ценности. Культурология. XX век. Словарь // СПб.: 1997.-С. 521 -523.
60. Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли. М.: 1993.
61. Гуревич А. Изучение ментальностей: социальная история и поиски исторического синтеза // Советская этнография. —1988. -№6. С. 42 - 59.
62. Гуревич А. Проблемы средневековой народной культуры / М.: 1981.
63. Гуревич А. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
64. Гуревич А. Время как проблема истории культуры // Вопр. философии. 1999. №3.
65. Гуревич А. Категории средневековой культуры. М., 1972.
66. Давыдов В. Вульгарно-потребительский гедонизм и кризис художественного восприятия // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1973. Вып.2.
67. Гуревич П. Культурология. М., 1999.
68. Давыдов В., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. М, 1980.
69. Даль В. Словарь русского языка. М, 1986.
70. Джохадзе Н. К методологии исследования проблемы времени в искусстве и эстетике // Вопр. философии. 1983. №1.
71. Диденко В. Искусство, человек, противоречие культуры // Философские науки. М, 1989. №5. - С. 81 - 88.
72. Доброхотова Т., Братина Н.Н. Принцип симметрии -асимметрии в изучении сознания человека // Философские науки. М., 1986. №7.
73. Доброхотова Т., Брагина Н.Н. Проблема функциональной асимметрии мозга и индивидуальные пространство и время // Философские науки. М., 1978. №3.
74. Долгополов J1. Андрей Белый и его роман "Петербург". JI, 1988.
75. Друскин М. Иоганн Себастьян Бах. М., 1982.7 6. Духовность, художественное творчество, нравственность. Круглый стол // Вопросы философии. 1996. - №2.
76. Ерасов Б. Социальная культурология. М., 1996.
77. Ермакова Г. Музыка в системе культуры. Искусство в системе культуры.-Л., 1987. С.5-21.
78. Журавлев В. В, Мир художественной культуры / М., 1987. 80.3акс Л. Музыка в контекстах духовной культуры // Критика имузыкознание. Л.: 1987. - Вып.З. - С. 11 - 29. 81.3акс Л. О культурологическом подходе к музыке // Музыка.
79. Лосева // Музыкальная академия. 1994. - №5. - С. 115 - 125. 85.3ись А. К проблеме "философских жанров" искусства // Сов.музыка. 1987. №11. 86.3олтаи Денеш. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977.
80. Иванов А. Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал. Автореф. дисс. докт. филос. наук. М.: МГУ. 1998.
81. Из "Диалогов" Стравинского Роберта Крафта // Музыка и современность. М. 1967. Вып.5.
82. Интеллектуальный потенциал культурологи. Тамбов, 2003.
83. Искусство в системе культуры. J1., 1987.
84. Каган М. Историческая динамика музыки в мире искусств // Музыка. 1986, №8. С. 18-20.
85. Каган М. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971.
86. Каган М. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. 1987. №1, 3.
87. Каган М. Пространство и время в искусстве как проблема общеэстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.
88. Каган М. Философия культуры. СПБ, 1996.
89. Каган М. Целостная концепция// Сов. музыка. 1985. №1.
90. Кантор К. Философия и культура в историческом развитии человечества // Вопр. философии. 1983. № 7.
91. Кармин А. Основы культурологии: Морфология культуры / СПб.: 1997.
92. Катаева Е. Художественная традиция как категория исторического развития искусства // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 1989. - №3. - С. 26 - 35.
93. Кац Б, О культурологических аспектах анализа // Советская музыка. 1978. - №1. - С. 37 - 43.
94. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966.
95. Коваленко Т. Вопросы управления процессом формирования культурных потребностей молодого поколения // Философия и культура. М., 1983.
96. Консторум С. Опыт практической психотерапии. М., 1959.
97. Кравченко А, Культурология: М., 2000.
98. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: 1998.
99. КремлевЮ. Вопросы музыкальной эстетики / М., 1953.
100. Кремлев Ю. О месте музыки среди искусств / М.: Музыка, 1966.
101. Кремлев Ю. Очерки по эстетике музыки / М., 1972.
102. Кремлев Ю. Очерки по вопросам музыкальной эстетики. М., 1957.
103. Кремлев Ю. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке (в 3-х т.). Т.З/М., 1986.
104. Крымский С. Культурные архетипы или знание до познания // Природа, 1991. № 11. - С. 70 - 75.
105. Кузанокий Николай. Избранные философские сочинения. М., 1937.
106. Кузнецов Б. Эйнштейн. Жизнь, смерть, бессмертие. М., 1979.
107. Культурология. Ростов-на-Дону, 1998.
108. Культурология. XX век. Словарь / СПб,: Университетская книга, 1997.-640 с.
109. Культурология; краткий словарь основных терминов и понятий / М., 1997.117. Культурология: М., 1999.
110. Ладыгина А. Гришин В. В. Искусство в системе духовных ценностей /М., 1986.
111. Леви В. Вопросы психобиологии музыки // Советская музыка. 1966. - №8. - С. 37 - 43.
112. Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М., 1955.
113. Ливанова Т. Западноевропейская музыка XV1I-XVIII веков в ряду искусств. М., 1977.
114. Лики культуры. Альманах. Т.1. / М., 1995.
115. ЛихачевД. Русская культура / М.: Искусство, 2000.
116. Лихачев Д. Заметки о русском языке. М., 1981.
117. Лихачев Д. О национальном характере русских И Вопросы философии. 1990. - №4. - С. 3 - 6.
118. ЛихачевД. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
119. Лой А. Время и пространство как формы социального бытия и познания: Автореф. дис. .канд. филос. наук. К., 1976.
120. Лосев А. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон, М., 1969.
121. Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. Т. 1.М., 1930.-С. 728-734.
122. Лосев А. Античная философия истории. М., 1977.
123. Лосев А. Знак. Символ. Миф: Тр. по языкознанию / М.: МГУ, 1982.
124. Лосев А. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера И Рихард Вагнер. Избранные работы, М., 1978.
125. Лосев А. Музыка как предмет логики / М.: автор, тип. Иванова в Сергиеве, 1927.
126. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство / М.: Институт философии АН СССР, 1976.
127. Лосев А. Ф., Шестаков В, П., История эстетических категорий. М„ 1965. С. 204-236.
128. Лосев А. Философия, мифология, культура. М., 1991.
129. Лосев А. Философия. Мифология. Культура / М., 1991.
130. Лосев А. Эстетика Возрождения. М., 1982.
131. Лосский Н. О характере русского народа / М., 1990.
132. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров: Человек текст -семиотика - история / М., 1996.
133. Лотман Ю. Избранные статьи. Т.1. / Таллинн: 1993.
134. Любимова Т. Музыкальное произведение и социобиология музыки // Эстетика и жизнь. М., 1979. - Вып.6. - С. 33 - 51.
135. Мазель Л. О природе и средствах музыки. М., 1983.
136. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1970.
137. Мазель Л. Этюды о Шостаковиче. М., 1986.
138. Мазель Л., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967.
139. Мамонтов С, Основы культурологии. М., 1996.
140. Мантатов В. Образ, знак, условность / М., 1980.
141. Мария Вениаминовна Юдина. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1978.
142. Марксистско-ленинская эстетика. М., 1983.
143. Маяковский В.В, Как делать стихи? // Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1959. Т. 12.
144. Медушевский В. Интонационная теория в исторической перспективе // Советская музыка. 1985. - №7. - С. 66 - 70.
145. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М., 1993. С. 88.
146. Медушевский В. К проблеме семантического синтаксиса (О художественном моделировании эмоций) // Сов. музыка. 1973. №8.
147. Медушевский В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Киев: 1988. - С. 5-31.
148. Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. 1979. - №3. - С. 30 - 39.
149. Медушевский В. Музыковедение: проблемы духовности // Советская музыка. 1988. - №5. - С. 5 -14,
150. Медушевский В. О музыкальных универсалиях // Скребков С.С. Статьи и воспоминания. М., 1979.
151. Медушевский В. Сущностные силы человека и музыка // Музыка. Культура. Человек. Свердловск: 1988. Вып.1. - С. 45 -65.
152. Медушевский В. Человек в зеркале интонационной формы // Сов. музыка. 1980. №9.
153. Медушевский В. Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. 1980. - №9. - С. 39 - 48.
154. Медушевский В. Этимология культуры II Музыкальная академия. 1993. - №3. - С. 3 - 10.
155. Мигунов А. Искусство и процесс познания / М., 1986.
156. Минаев Е. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства. Авт. дис. на соиск. уч. ст. д., искусствоведения. М., 2000.
157. Михайлов А. Языки культуры. М., 1997.
158. Михайловская Н. Музыка вместо пилюль // Здоровье, 1998, № 10.
159. Михалев В. Видовая специфика и синтез искусств: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. К., 1986.
160. Михоэлс С. Статьи, беседы, речи. М., 1990.
161. Моисеева Н. Механизм целебного действия покаяния // Вестник психотерапии. 1994 № 1(6). С. 123-126. 12
162. Молчанов Ю. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977.
163. Монтескье Шарль. Избранные произведения. М., 1955.
164. Музыка и философия культуры. М.: 1989.
165. Музыка. Большой энциклопедический словарь. М, 1998.
166. Музыка. Культура. Человек. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. Вып. 2.
167. Музыка. Язык, Традиция = Music. Language. Tradition. Сб. научных. JI., 1990. Серия: Проблемы музыкознания. Вып. 5.
168. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 2000.
169. Мультикультурность музыки. М,. 2000.
170. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982.
171. Налимов В. В поисках иных смыслов / М., 1993.
172. Невелев А. Дух и мыслительные формы в контексте становления индивидуальности. Автореф. дисс. докт. филос. наук. Екатеринбург: УрГУ, 1998.
173. Неретина С. Огурцов А. Время культуры / СПб., 2000.
174. Новейший философский словарь. Минск, 1999.
175. Нуйкин А. Биологическое и социальное в эстетических реакциях // Вопросы философии. 1999. - J\fe7. - С. 83 - 99.
176. Одоевский В. Музыкально-литературное наследие / М.: Музгиз, 1956. 723 с.
177. Ойзерман Т. Проблема культуры в философии марксизма //Вопр. философии.1983.№7.
178. Орлова Е. Лекции по истории русской музыки / М.: Музыка, 1979.
179. Орлова Э. Введение в социальную и культурную антропологию / М., 1994.
180. Осипов Г. Россия: национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. 1997. - Jsfe7.
181. Осипова О. Картина мира в славянском язычестве. Дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук / М.: Изд-во МГУ, 1998.
182. Очеретовская Н. Содержание и форма в музыке. Л., 1985.
183. ПетровМ. Язык,знак, культура/М., 1991.
184. Печчеи А, Человеческие качества. М., 1985.
185. Пилипенко А. Яковенко И. Г. Культура как система / М.: Языки русской культуры, 1998.
186. Поликарпов В. Время и культура. Харьков, 1987.
187. Померанц Г. С. Выход из транса / М., 1995.
188. Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М, 1985.
189. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
190. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998.
191. Пясковский И. Логика музыкального мышления. К., 1987.
192. Рабинович Д. Исполнитель и стиль. М., 1979.
193. Разин А. Сознание и нравственность: антропогенетическое единство //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1999 № 3. С. 91.
194. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / М.: 1998.
195. Роднов Л. Разумно-нравственная сущность сознания. Автореф. дисс. докт.филос. наук. М.: МГУ, 1998.
196. Розин В. Культурология. Уч. пособие / М.: Форум-Ифра-М, 1999.-344 с.
197. Ромах О. Культурология. Теория культуры. Тамбов, 2002.
198. Рубцов Н. Символ в искусстве и жизни / М.: 1991.
199. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. Л., 1977.
200. Свидро Н. Использование цвета и музыки в комплексном лечении больных с невротической депрессией. Дисс. .канд. М., 1998. 152 с.
201. Сидоров Е, Время, писатель, стиль. М., 1983.
202. Симонов П. Эмоциональный мозг. Физиология, нейроанатомия, психология эмоций. М., 1981.
203. Скребков С. Интонация и лад// Сов. музыка. 1967. №1.
204. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.
205. Смирнов А.И. Фактор времени в жизни общества. М., 1986.
206. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество/М.: 1992.
207. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сб. статей/Л., 1983. Вып. 3.
208. Сохор А. Социология и музыкальная культура / М.:, 1975.
209. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М., 1970.
210. Стравинский И. Диалоги. Л., 1971.
211. Стравинский И. Хроника моей жизни. Л., 1963.
212. Структурализм: "За" и "против", М., 1975.
213. Суханцева В. Музыка как универсум бытия. М., 1996.
214. Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной культуре.-К.:, 1990.
215. Трессидер Д. Словарь символов. М., 1999.
216. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия М., 1987.
217. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии 1998.
218. Философия и музыка диалог противоположностей? СПб.: Тирасполь, 1993.
219. Философия культуры. Становление и развитие. С.-Пб.,1998.
220. Философия культуры. Становление и развитие. Самара,1999.
221. Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1970. Т.5.
222. Философский словарь. М., 1998.
223. Флиер А. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М., 2000.
224. Фрейнберг Е. Наука, искусство, религия // Философские науки. 1997. - №7. - С. 54 - 62.
225. Холопова В. Музыка как вид искусства: в 2-х частях / М.: 1990.-Ч.1.- 139 е., Ч. 2.-120 с.
226. Хоруженко К. Культурология. Энциклопедический словарь / Ростов-на-Дону, 1997.
227. Хрестоматия по культурологии. Т.2. Самосознание русской культуры, СПБ, 2000.
228. Цимбаев Н. Славянофильство: Из истории русской обществ.-полит, мысли XIX века/М., 1986.
229. Чавчавадзе Н. Философия, культура, человек / Тбилиси:, 1988.
230. Чавчавадзе Н. Философские проблемы культуры / Тбилиси:, 1980.
231. Чичерин Г.В. Моцарт. Л., 1979.
232. Шаморджан В. Музыка и здоровье. М., 2003.
233. Шафф А. Введение в семантику. М.: 1963.
234. Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.
235. Шкуринов П. Философские взгляды В. И. Танеева / М.:, 1962.
236. Шноль С.Э., Замятин А.А. Возможные биохимические и биофизические основы творчества и восприятия ритмических характеристик художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1984.
237. Эйгес К. Очерки по философии музыки / СПб.: 1921. -Кн.1.
238. Эйзенштейн С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1964-1971.
239. Энциклопедический философский словарь. М., 2001.
240. Этнознаковые функции культуры. М.: 1991.
241. Этнопсихолингвистика. М., 1988.
242. Яворский Б. Основные элементы музыки // Искусство. -1923.-№1.-С. 27-39.
243. Языки и смыслы культуры. Тамбов, 2003.
244. Яроцкий А. Идеализм как физиологический фактор, СПб., 1908.
245. Ярустовский Б. Как жизнь. // Интонация и музыкальный образ. М., 1965.
246. Яценко А. Целеполагание и идеалы. К., 1977.