автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Процесс символизации в музыке
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Лазутина, Татьяна Владимировна
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МУЗЫКИ.
1.1. Специфика и функции музыки в процессе репрезентации.
1.1.1. Материально-идеальное и рационально-эмоциональное в музыке.
1.1.2. Выразительность и изобразительность в музыке.
1.1.3.Музыкальный слух в процессе символотворчества.
1. 2. Информационный подход к музыке и ее языку.
1.2.1. Музыкальный звук как феномен культуры.
1.2.2. Символические концепции искусства.
ГЛАВА 2. СИМВОЛИЧЕСКИЙ МИР МУЗЫКИ.
2. 1. Музыкальная система графических знаков.
2.2. Музыкальный язык - знаковая система особого рода.
2. 3. Символика в процессе музыкального отражения.
2. 4. Специфика музыкального символа.
ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС И СТРУКТУРА СИМВОЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА.
3.1. Сущность и становление музыкального образа.
3. 2. Процесс превращения музыкального образа в символ.
3.3. Типология музыкального символа.
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Лазутина, Татьяна Владимировна
Актуальность исследования. Проблема понимания языка музыки требует к себе внимания, так как это еще и проблема понимания культуры. Осмысление музыки с философской точки зрения особенно актуально в наши дни. Проблематика человека и мира, субъекта и объекта, сознания и бытия, являющаяся центральной в философских учениях различных эпох, не может быть разрешена без обращения к сфере искусства. В настоящее время остро поставлен вопрос о наличии кризисных явлений в культуре, вызванных техногенной цивилизацией. Необходимо выработать пути выхода из создавшейся ситуации, позволяющие разрешить проблемы взаимоотношения общества и природы, проблемы выбора верных ценностных ориентиров индивида и общества. Осознание человеком окружающего его мира и осознание им самого себя невозможно без обращения к бытию музыкальных феноменов, так как музыка пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, способствуя созданию универсальных ценностей. В поиске мировоззренческих ориентиров, входящих в круг задач, решаемых современной философией, особая роль отводится музыкальному искусству.
Актуальность темы исследования определяется прежде всего методологическими потребностями музыковедения, той ситуацией, которая сложилась в науках о музыке и других видах искусства. Дело в том, что несмотря на несомненные успехи музыкознания, остаются проблемы, упирающиеся в общие - философские - принципы и подходы. От разрешения проблем онтологии музыки и ее средств отражения объективной и субъективной реальности зависят результаты конкретных исследований музыки. Наблюдающийся процесс повышения внимания к знакам, знаковым системам и символам в различных областях научного знания диктует обращение к теме символичности музыки. Исследование роли символов в музыке, процесса символизации в ней является ответом на сложившуюся проблемную ситуацию в науке. Назрела необходимость выявить видовой смысл многогранного феномена музыкального символа, являющегося разновидностью художественного.
В искусстве, как известно, особая роль принадлежит символам. Проблема символичности искусства возникла давно, интерес к ней наблюдается с древнейших времен. Музыкальное искусство наполнено тайнами и загадками. Данная исследовательская работа сосредоточена вокруг аспектов, связанных с центральной проблемой - освещением процесса символизации в музыке. Такими аспектами являются: изучение фонологического содержания в основных понятиях музыкальной теории; рассмотрение элементов знаковой ситуации в музыке, определение специфики музыкального знака, знаковых систем и символа.
Актуальность темы несомненна, так как проблема выявления условий и механизмов превращения музыкального образа в символ еще далека от своего решения. Конечно, нельзя сказать, что символ не осмысливался в философской, эстетической и музыковедческой литературе. Однако подобное осмысление охватывало некоторые из аспектов столь сложного феномена как музыкальный символ. Данная проблема возникла в ситуации, сложившейся на современном этапе развития музыкознания, где устаревшая терминология не получила должной доработки. Отказ части исследователей музыки от рассмотрения процесса символизации вызван скорее отсутствием единого терминологического аппарата, нежели научными соображениями.
Ситуация кардинально изменится в сторону улучшения вследствие систематизации музыкальных категорий при помощи методов философского познания. Разумеется, есть обратная зависимость: философия, в частности ее раздел о знаках, символах, обогатится от содружества с музыковедением. Для решения вышеназванных вопросов необходимо использовать достижения современной науки, консолидировать усилия философии, семиотики, психологии, языкознания в решении задач музыкознания, что позволит освободиться от путаницы, наблюдающейся в нем в настоящее время. Для этого все множество разрозненных исследований, так или иначе касающихся вопросов символизации музыкальных феноменов, требуется синтезировать в единую концепцию. Это разрешит проблемы, связанные с анализом процесса символотворчества в искусстве вообще и в музыке в частности.
Итак, накоплен сравнительно обширный материал, требующий обобщения, систематизации и выявляется настоятельная потребность в освещении знаковой деятельности, включающей в себя процесс конструирования и потребления знаков. Вследствие чего назрела необходимость более детального анализа процесса семиозиса. Для этого представляется целесообразным рассмотрение каждого компонента в отдельности путем создания абстрактных моделей. Необходимо выявить роль музыкального знака - элемента знаковой системы, воспринимающего знак субъекта-интерпретатора, являющегося важным звеном знаковой ситуации, а также рассмотреть предмет музыкального отражения.
Философско-семиотический подход к музыке является перспективным, так как в наше время наблюдается процесс изучения музыки с позиций семиотики, которая обращается к музыке как к «типичному образцу художественного сообщения», рассматривая ее как пример «внесловесного сообщения» (А.Н. Сохор). Это позволяет увидеть в языке музыки коммуникативную систему, обладающую специфическим содержанием и возможностями передавать отображение мира в сознании посредством музыкальных образов.
В условиях всеобщей информатизации актуальной задачей является решение вопроса о происхождении музыкального языка. Чем отличается музыкальный язык от естественного языка? Следует ли со всей категоричностью относить его к искусственному языку? Эти вопросы недооценивались в исследованиях музыковедов, поэтому представляется необходимым рассмотреть музыкальный язык в свете информационного подхода.
Настоящая работа вызвана стремлением придать самостоятельный научный статус фонологическим, семиотическим вопросам музыкознания. Концепция диссертационного исследования определяется пониманием музыки, ее языка как символотворчества, обусловленного культурно-историческим контекстом.
Музыка выражает богатый мир человеческих чувств, сущность человека с поразительным разнообразием и глубиной с помощью сложной системы знаков, эволюционирующих при определенных условиях в символы. В музыкальном искусстве наличествуют различные знаковые системы, среди них единичные знаки и знаковые сис+емы, а также символы, являющиеся самым сложным из знакообразований. Важной методологической проблемой является поиск критерия, служащего для определения принадлежности символа музыкальному искусству. Не до конца понят механизм детерминации музыкального символа в разных исторических эпохах, традициях, стилях. Часто и много говорится о функциях, свойствах музыкального знака (реже символа), но не раскрывается его зависимость от изменений, происходящих в музыкальном искусстве. Представляется позитивным анализ соотношения инвариантных и уникальных черт, присущих музыкальному символу.
Диссертационное исследование, в основном, посвящено музыкальной системе, лежащей в основе европейского тонально-гармонического мышления.
Степень научной разработанности проблемы. Спектр работ, посвященных специфике знака и символа крайне разнообразен. Осмысление этих феноменов было начато в странах Древнего Востока, продолжено в античности (Платоном, Аристотелем и др.). В дальнейшем знак и символ рассматривался в учении стоиков, где определялся как двусторонняя сущность, образованная отношением означающего и означаемого, в рамках эмпиризма и рационализма.
В немецкой классической философии проблемы знака, символа становится центральной в творчестве И. Канта, Г.В.Г. Гегеля, Ф. Шеллинга. В свете идей немецкой классической философии развивались концепция языкового развития И.Г. Гердера, вошедшего в историю лингвистики как создателя первой исторической теории языка, которая повлияла в дальнейшем на развитие этнопсихологии, .учение о языке В. фон Гумбольдта, синтезирующего лучшие достижения рационалистической и сенсуалистической традиции в его изучении. Идеи В. фон Гумбольта о связи языка с мировоззрением народа нашли дальнейшее воплощение в психологическом направлении языкознания XIX века, в XX столетии - о связи языка и искусства в творчестве К. Фосслера. Знаковая теория А.А. Потебни является связующим звеном между системой В. фон Гумбольта и современным языкознанием, который видит в языке посредника между миром и человеком.
В конце XIX века во Франции в рамках поэзии Ш. Бодлера, П. Верлена,
A. Рембо, С. Малларме и др. 'оформляется символизм как литературно-философское направление. Русский символизм конца XIX - начала XX века представлен творчеством Д. Мережковского, В. Брюсова, А. Блока, Ф. Сологуба и др., выражает мироощущение эпохи, пронизанной ожиданием грядущих перемен.
В XIX - XX веках в философии жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, О. Шпенглер, А. Бергсон), неокантианстве (Г. Коген, Э. Кассирер,
B. Виндельбандт, Г. Риккерт), неопозитивизме (Б. Рассел, JI. Витгенштейн), феноменологии (Э. Гуссерль), экзистенциализме (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю), герменевтике (X. Гадамер), прагматизме (Д. Дьюи, Д. Мид, Ч. Пирс), структурализме (Ф. Соссюр, К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Барт), наблюдается повышенный интерес к знакам и символам.
В конце XIX века начинает развиваться семиотика, корнями уходящая в античную философию, развивающаяся Ч. Пирсом как «наука о знаках». В настоящее время семиотика изучает системы, действующие в человеческом обществе (семиотика искусства Ю. Кристевой, У. Эко, семиотика литературы Р. Барта, семиотика кино К. Метца, П. Пазолини), в самом человеке (психоаналитическая и педагогическая семиологии Ж. де Лакана, Ж. Пиаже), в природе (зоосемиотика Себеока).
В русской философской мысли понятия языка, знака и символа исследовались М.М. Бахтиным, разработавшим теорию речевых жанров; А. Белым, понимавшим символизм как новую ступень культуры, религиозное творчество; П.Г. Богатыревым, рассматривавшим одежду как особый мир знаков; В.В. Ивановым, М.С. Каганом, А.Ф. Лосевым, уделявшие внимание морфологии искусства; Ю.М. Лотманом, создавшим учение о семиосфере;
A.А. Потебней, развивавшем психологическое направление в отечественном языкознании, П.А. Флоренским, считавшим, что мир всепроникающе символичен и др.
Современные ученые (В.В. Ким, Н.В. Блажевич) акцентируют внимание на изучении материальных средствах выражения и организации научного знания, анализируя языковые средства науки, изучая взаимосвязи языка науки с естественными языками и языком культуры в целом.
Хотя музыкальный образ осмысливался многими исследователями, выбирающими различные методы теоретического анализа (Б.В. Асафьев, С.Л. Борисова, Н.К. Гей, Н.А. Дмитриева, А.Ф. Лосев, Д. Лукач,
B.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.И. Панкевич, О.А. Покотило, Е.В. Полупан, А.Н. Сохор, Ж.А. Соколова, М.Е. Шамахян, Н.Г. Шахназарова и др.), вместе с тем, уделяется мало внимания проблеме генезиса музыкального образа, его природе и функционированию.
Исследование музыкального образа как символа недостаточно разработано на современном этапе развития музыкознания и философии. Музыкальный знак (символ) не исследуется с позиции особого рода информации, материально зафиксированной в разветвленной системе музыкального образа, хотя этой проблемы, так или иначе, касались некоторые современные авторы (М.Ю. Гудова, Э.Н. Киласония, JI.A. Куприянова, В.В. Медушевский,
A.Н. Сохор, В.Н. Холопова, Л.Г. Шаймухометова и др.), которые намечают основные принципы семиотического подхода к музыке и ее языку. Ими продолжен поиск специфики музыки как вида искусства, начатый со времен античности, анализируются функции и способ ее существования, трансляции и восприятия, особое внимание уделено вопросам бытия музыкальных знакообразований.
На современном этапе развития музыкознания проблема классификации музыкальных знаков, знаковых систем и символов, несмотря на ранее предпринятые попытки В.В. Медушевского, А.Н. Сохора, В.Н. Холоповой и др. видных исследователей двадцатого столетия, еще далека от своего решения. I
Фонологическая проблематика затрагивается в музыкально-теоретических исследованиях М. Арановского, Ю. Кона, J1. Мазаля,
B. Медушевского, Е. Назайкинского, Ю. Рагса, А. Сохора, И. Харбенко, О. Никитенко и др., где системно-функциональный и семиотический подход к музыкальному языку помогает в раскрытии вопросов, связанных с понятиями знака, значения и означающего.
Объектом диссертационного исследования служит музыкальный образ в контексте символотворчества.
Предмет исследования - процесс и структура символизации в музыке -превращение музыкального образа в символ в произведениях европейской музыки.
Цель и задачи диссертационного исследования. В диссертации поставлена цель изучить процесс и структуру символизации музыкального образа и решить следующие задачи:
-проанализировать и обобщить имеющиеся исследования сущности и структуры музыки с позиции символотворчества;
-исследовать музыкальный язык как знаковую систему особого рода;
-выявить специфику музыкального символа;
-изучить механизмы детерминации музыкального символа стилем, традициями музыкального искусства;
-произвести типологию музыкального символа;
-рассмотреть превращение музыкального образа в символ и произвести анализ символа-образа в аспекте репрезентации.
Методологические, теоретические и эмпирические основания исследования. Исследование процесса символизации в музыке требует обращения к различным методам.
Методологической основой диссертационного исследования явились философские положения о специфике искусства, в частности, художественного образа. В качестве основы были избраны положения, разработанные теорией отражения, эстетические концепции образа и традиционный для музыкознания метод анализа музыкального произведения. Автор опирался на достижения семиотики, ее учения о знаках, символах, языке.
В диссертации использованы'методы дедукции, поскольку автор исходил из определенных методологических предпосылок, индукции: в исследовании делаются обобщения, на основе изучения однородных музыкальных фактов, а также традукции, ибо приходилось находить аналогию и тождество в изучаемых предметах. Сравнительно-исторический метод позволил понять генезис музыкального символа и его развитие. В процессе исследования применялись логические методы абстрагирование и конкретизация, анализ и синтез. Переход от абстрактного к конкретному явился основой для классификации музыкальных символов. Диалектический принцип I всестороннего рассмотрения предмета и принцип зависимости качества от отношения; семиотический анализ музыкального текста, системно-генетический подход к языку музыки позволили выявить особенности символизации в музыкальном искусстве.
Теоретическую базу исследования составляют философские и культурологические работы авторов, названных в пункте «Степень научной разработанности». Необходимо указать учитываемые при проведении настоящего диссертационного исследования работы Н.В. Блажевича,
B.П. Бранского, Л.А. Закса, В.В. Кима, А.Ф. Косарева, О.А. Кривцуна, И.Я. Лойфмана, В.И. Плотникова, Ф.А. Селиванова, М.Н. Щербинина, раскрывающие специфику художественного отражения, творчества, помогающие осмыслить природу символа в искусстве вообще, а в частности - в музыке.
Изучение феномена музыкального символа вызвало необходимость обращения к работам по музыкальной эстетике С. Лангер, Ю.Н. Рагса,
C.Х. Раппопорта, А.Н. Сохора, В. Фарбштейна, В.Н. Холоповой, по музыкальной психологии А.Л. Готсдинера, Е.В. Назайкинского.
Эмпирическую базу составляют партитуры сочинений, воспоминания, дневники композиторов, рецензии музыкальных критиков: Б.В. Асафьева, И.С. Баха, Л. Бетховена, А.С. Даргомыжского, А. Сабанеева, В.В. Стасова, Ф. Листа, М.П. Мусоргского, С.В. Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова, А.И. Цветаевой, П.И. Чайковского, Ф. Шопена, Д.Д. Шостаковича, Р. Шумана и др.
Научная новизна исследования. Из числа результатов диссертационного исследования можно выделить:
1. Осуществлено доказательство, что музыка вся пронизана символами, что она является символическим искусством, что символ является всеобщим признаком для музыки, а не просто содержит отдельные символы, как утверждается в музыковедении;
2. Показано, что отражение действительности, многообразия жизни в музыкальном творчестве не может быть понято без анализа языка музыки, роли знаков и символов в искусстве вообще, и в музыке в частности;
3. В отличие от распространенного взгляда на музыкальный слух как на условие создания и понимания музыки, утверждается, что данный феномен является условием символотворчества; введено понятие хормейстерского слуха как разновидности вокального слуха; I
4. Исследование музыкального образа привело к выработке критерия принадлежности звука к музыкальному искусству - это взаимодействие звука с другими и образование созвучия, лада и гармонии, а также переносного значения.
5. Осуществлена экстраполяция понятий макросимвола и микросимвола для анализа процесса символизации в музыке;
6. Выработана новая типология музыкальных символов, отличающаяся от ранее предложенных в музыкальном искусстве.
Положения, выносимые на защиту: j
1. Музыка, являясь одним из результатов культурной деятельности человека, искусственной средой, созданной людьми на протяжении тысячелетий, вырабатывает свои специфические символы. Язык музыки -особая система знаков (символов), так как его нельзя со всей категоричностью отнести ни к числу искусственных языков, ни к числу естественных.
2. Знаковая структура в музыкальном искусстве сложна. Возможно выделение уровней символов музыкальной системы с последующей их дифференциацией (выявление отдельных элементов, которые в свою очередь могут быть рассмотрены как потенциальные «макросимволы»). Музыкальный символ функционирует на следующих уровнях выразительных средств музыкального языка, которые образуют систему: звуковысотный (мелодия, гармония, лад, тембр, регистр, тональность); ритмический (ритмические рисунки); композиционный (средства, создающие композицию); исполнительский (агогика, артикуляция, штрихи, исполнительская интонация).
3. Музыка - символический мир, где находят свое бытие звуки различного рода (в ней присутствуют как высотно определяемые звуки (тоны), так и неопределяемые (шумы), обладающие рядом специфических свойств), каждый из которых имеет определенное значение, знание которого позволяет глубже проникать в его тайны. При соблюдении определенных условий (использование в музыкальном сообщении; комплексное восприятие свойств звука, с выявлением основного качества звучания; рассмотрение звука в I сочетании с другими звуками музыки в единстве с ними (лад)), все вышеназванные виды звуков становятся музыкальными.
4. Вся многогранная система музыкальной нотации графически фиксирует символы, оформляющиеся в звуковой форме. Графические знаки в музыке (нотная запись) являются своеобразным кодом запечатления музыкальной информации, при дешифровке которой большое значение имеет личность воспринимающего субъекта, несмотря на кажущуюся объективность при переводе звучащего в графические знаки. Нотная запись позволяет более полно перевести речевые знаки (звучащее) в систему языковых знаков. В I процессе функционирования в музыкальной деятельности графических знаков, на каждом ее этапе (при создании музыки, исполнении и восприятии) в виду фактора субъективности, происходит все большее насыщение их новыми значениями. При этом процесс символизации становится все более интенсивным.
5. Символизация в музыке - процесс наделения переносным значением музыкальных феноменов. Музыка использует разнообразные средства для достижения наибольшей символической информативности, в числе наиболее действенных оказывается обращение к принципу программности. При восприятии музыки поэтическая программа доносит до слушателя систему образов, передающих определенную идею. Символы, передающие поэтическую идею, наслаиваются на символообразования, выраженные музыкальным языком. Процесс символизации базируется на сохранении традиций, опираясь на стандартизированные ритмо-формулы в области ритмической организации музыку и мелодические, гармонические формы, наделенные каноническими чертами, существующие на звуковысотном уровне музыкальной системы, наряду с соотношением с импровизационностью символотворчества. Музыкальный звук выступает знаком идеи, в процессе развития становится образом-символом. Чем выше уровень организованности музыкальных феноменов, тем активнее протекает процесс семантизации.
6. Музыкальный образ, являясь разновидностью художественного образа, существует через систему музыкальных знаков (символов) и создается при помощи этих знаков (символов). Целостный музыкальный образ в процессе функционирования переходит в музыкальный символ («макросимвол»), в свою очередь могущий быть представленным как совокупность двух или более символов («микросимволов»). Музыкальное произведение складывается из элементов («микросимволов»), которые доносят до слушателя определенный смысловой знак (потенциальный «макросимвол»). При восприятии музыкального феномена все разнообразие сигналов, передаваемых слушателю, обрабатывается и превращается в знаки, которые впоследствии могут эволюционировать в символы. Чем большими значениями обладает музыкальный образ, тем больше вероятность его превращения в символ. Музыкальный образ обрастает значениями в процессе музыкальной практики (сочинения, исполнения и восприятия), где происходит выделение наиболее типизированных черт музыкальной формы.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Данная диссертация имеет не только теоретический, но и практический характер. Полученные данные могут найти применение при анализе специфики художественного символа и создании его типологии. Результаты, полученные в процессе исследования музыкальных феноменов, позволяют выявить особенности влияния, оказываемого музыкой на человека. Музыка передает I информацию о мире и человеке специфическим способом, не доступным научным методам. Активное включение музыки во все сферы жизнедеятельности человека делает его совершеннее, затрагивая сферу субъект-объектных отношений, влияя на ход разрешения проблем, связанных с его жизнедеятельностью, а также способствуя гармонизации отношений между человеком и миром, человеком и другими людьми.
Разработанные в диссертации положения можно использовать в процессе преподавания философии, эстетики, истории культуры, в музыковедении и творческой деятельности музыкантов.
Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику. Результаты исследования обсуждалась в докладах и выступлениях автора на всероссийских и региональных конференциях: «Культура современного урока» (Тюмень, 1998); «Культурологические проблемы развития региона» (Тюмень, 1999); «Визуальная культура XX века» (Пермь, 1999 г.); «Культура. Искусство. Наука» (Тюмень, 2000); «Молодая мысль на пороге нового века» (Екатеринбург, 2000); «Язык культуры и культура языка» (Тюмень, 2001); «Культура и цивилизация» (Екатеринбург, 2001), «Философское осмысление судеб цивилизации» (Москва, 2002), а также на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры философии Тюменского государственного института искусств и культуры, на заседаниях кафедры философии Тюменского государственного нефтегазового университета и семинарских занятиях Института повышения квалификации и переподготовки при Уральском государственном университете им. А. М. Горького.
Материалы данной работы нашли применение в процессе преподавания студентам курса философии в Тюменском государственном нефтегазовом университете, а также курса эстетики в Тюменском государственном институте искусств и культуры.
Структура диссертации определяется целью и поставленными задачами исследования и включает в себя введение, 3 главы, состоящие из 9 параграфов,
Заключение научной работыдиссертация на тему "Процесс символизации в музыке"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует отметить, что музыка является одним из результатов культурной деятельности человека. Это особая форма жизнедеятельности, искусственная среда, созданная людьми на протяжении тысячелетий, выработавшая свои специфические символы. Предметом отражения музыки выступает мир, окружающий человека (объективная реальность), мир человеческих эмоций, чувств, переживаний и аффектов, сферы мышления, запечатленный развитой системой символов (субъективная реальность).
Передача эстетического отношения человека к происходящему в действительности, показ его разнообразных переживаний является целью музыкального творчества, где возможно изображение различных явлений и предметов окружающей действительности, а также фантастических, иррациональных предметов, абстрактных понятий со всей убедительностью в форме художественных образов. Как следствие этого - обильное использование музыкальным искусством знаков, как изображения, так и выражения, между которыми иногда трудно провести четкую грань.
Язык музыки многогранен, в связи с чем существуют различные подходы к его изучению: методологический, лингвистический, семиотический и др. Более полно охарактеризовать его можно лишь при целостном, системном подходе. В данном исследований под языком музыки понимается особая система знаков (символов), сложившаяся в процессе исторического развития музыкального искусства, так как его нельзя со всей категоричностью отнести ни к числу искусственных языков, ни к числу естественных.
Музыкальный язык выступает как сложная иерархическая, многоуровневая система, где наблюдаются признаки иерархического порядка: последовательное вертикальное расположение подсистем, составляющих данную систему; право вмешательства подсистем верхнего уровня; зависимость действий подсистем верхнего уровня от фактического исполнения нижними уровнями своих функций; зависимость всех уровней от интегрального качества системы. Наименьшим элементом музыкальной системы является музыкальный звук. В музыке присутствуют как высотно определяемые звуки (тоны), так и неопределяемые (шумы), обладающие рядом специфических свойств. При соблюдении определенных условий: использование в музыкальном сообщении; комплексное восприятие свойств звука, с выявлением основного' качества звучания; рассмотрение звука в сочетании с другими звуками музыки в единстве с ними (лад), все вышеназванные виды звуков становятся музыкальными.
Посредством специфического языка, состоящего из звуков различного характера, находящихся в определенных отношениях (ритм, мелодия, гармония и др.) становится доступен смысл музыкального произведения. Музыка -субъективный мир, особая реальность, где каждый звук имеет определенное значение, знание которого позволяет глубже проникать в тайны этого искусства. j
Музыкальный символ является разновидностью художественного символа. Он, как и символ вообще, условен, многозначен, вбирает в свою структуру общее и единичное, особенное, он архетипичен. Все разнообразные знаковые образования в музыке, с одной стороны, историчны, а с другой -могут проявлять и надысторичный характер. Содержание музыкальных знаков (символов) носит кумулятивный характер. Символ не является застывшей схемой, он изменчиво многослоен, общепризнанно, что его смысл можно понять в соотнесении с его дальнейшими символическими сцеплениями. Он реально существует внутри человеческого общения, передавая информацию, не прибегая к прямому изображению, воздействуя на эмоциональную сферу субъекта, включая механизм ассоциаций, позволяющих понять содержание.
Музыкальный символ - универсальная категория музыкального творчества, функционирующая на всех уровнях организации системы музыки: звуковысотном (мелодия, гармония, лад, тембр, регистр, тональность); ритмическом (ритмические рисунки); композиционном (средства, создающие композицию); исполнительском (агогика, артикуляция, штрихи, исполнительская интонация). Возможно выделение уровней символов музыкальной системы с последующей их дифференциацией (с точки зрения выявления отдельных элементов, которые в свою очередь могут быть рассмотрены как потенциальные «макросимволы»).
Символизация в музыке - процесс наделения переносным значением музыкальных феноменов. Чем выше уровень организованности музыкальных феноменов, тем активнее протекает процесс семантизации. Музыка использует разнообразные средства для достижения наибольшей символической информативности, в числе наиболее действенных оказывается обращение к синтезу с другими видами искусств. Музыкой активно используются принципы программности, где поэтическая программа доносит до слушателя некоторую систему образов, передающих определенную идею. Символы, передающие поэтическую идею, наслаиваются на символообразования, выраженные музыкальным языком.
Музыкальный образ - сложная иерархическая система, где логическое-интуитивное, рациональное и эмпирическое, сознательное-бессознательное, I выразительное-изобразительное находятся в разном соотношении. Интонация в музыке является важнейшим средством воплощения музыкального образа, выражающего (изображающего) развернутую систему эмоций, настроений, переживаний.
Музыкальное произведение вбирает в свою структуру разнообразные знаковые образования (от сигнала до символа). Через сопоставление музыкальных знаков возможно построение новых образов-символов. Целостный музыкальный образ в процессе функционирования переходит в музыкальный символ («макросимвол»), в свою очередь могущий быть представленный как совокупность двух или более символов («микросимволов»). Музыкальное произведение складывается из элементов микросимволов»), которые доносят до слушателя определенный смысловой знак (потенциальный «макросимвол»).
В результате исследования выявлена следующая закономерность: чем большими значениями обладает музыкальный образ, тем сильнее становится I вероятность его превращение в символ. Музыкальный образ обрастает значениями в процессе музыкальной практики (сочинения, исполнения и восприятия), где происходит выделение наиболее типизированных черт музыкальной формы, системы выразительных средств музыкальной системы. Процесс символизации базируется на сохранении традиций, опираясь на стандартизированные ритмо-формулы в области ритмической организации музыки и мелодические, гармонические формы, наделенные каноническими чертами, существующие на звуковысотном уровне музыкальной системы, наряду с диалектическим роотношением с импровизационностью символотворчества. Модель символизации в музыке «звук - знак - образ — символ», где звук приобретает значение символа, а символ в свою очередь, оформляется в звуке. Музыкальный образ существует через систему музыкальных знаков (символов) и создается при помощи этих знаков (символов).
Нотная запись (графические знаки) является своеобразным кодом запечатления музыкальной информации, позволяющая переводить речевые знаки (звучащее) в систему языковых знаков. В процессе функционирования в музыкальной деятельности графических знаков, на каждом ее этапе (при создании музыки, исполнении и восприятии) в виду фактора субъективности, происходит все большее насыщение их новыми значениями. При этом процесс символизации становится все более интенсивным.
Намечая перспективы дальнейшего исследования предполагается рассмотреть проблемы восприятия музыкального символа. Особенный интерес, на наш взгляд, представляет проблема соотношения истины и заблуждения в процессе превращения музыкального образа в символ.
Следует рассмотреть также проблему соотнесенности эмпирического и чувственного моментов в процессе познания в музыке, а так же проанализировать синтез элементов на основе гештальта в формировании музыкального образа.
Список научной литературыЛазутина, Татьяна Владимировна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Адорно, Т. Избранное: Социология музыки / Адорно Т.; Пер. Левина М.И., Михайлов А.В. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - 445 с.
2. Алексеев, Б. Элементарная теория музыки / Алексеев Б., Мясоедов А. М.: Музыка, 1986.-240 с.
3. Амброс, А. Границы музыки и поэзии // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т.1/ Сост. Михайлов А., Шестаков В. Ред. Н. Шахнозарова. М.: Музыка, 1982. - С.359-369.
4. Апетян, З.А. Воспоминания о Рахманинове. Т. 2. / Апетян З.А. Изд. 5-е, доп. - М.: Музыка, 1988. - 666 с.
5. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика / Арановский М.Г. // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 90-129.
6. Арановский, М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений / Арановский М.Г. // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 252- 271с.
7. Арановский, М.Г. Синтаксическая структура мелодии: Исслед. /Арановский М.Г. -М.: Музыка, 1991.-320,с.
8. Аристотель. Метафизика / Аристотель.; Пер. Кубицкого А.В.- Ростов н / Д.: Феникс, 1999.-608 с.
9. Асафьев, Б.В. Об опере: Избранные статьи / Асафьев Б.В.- Л.: Музыка, 1985. -344 с.
10. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Асафьев Б.В.- Л.: Музыка, 1971.-367 с.
11. Банникова, И.И. Ритмический словарь русской песни-романса второй половины 18 первой половины 19 века: Автореф. дис. канд. искусств, наук.-М.: 2001.-21 с.
12. Барт, Р. Мифологии / Барт Р.; Пер., вступ. ст. и коммент. Зенкина С.Н. М.: Изд-во Сабашниковых, 2000. - 320 с.
13. Барт, Р. // Семиотика: Антология / Сост. Степанов Ю.С. Изд. 2-е. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 327-371.
14. Барулин, А.Н. О структуре языкового знака // Знак. Сборник по лингвистике, семиотике, поэтике.- М.: 1994 г. 150 с.
15. Бауэр, В. Энциклопедия символов / Бауэр В., Дюмотц И., Головин С.; Пер. с нем. Гаева Г. М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. - 504 с.
16. Бекетова, Н. «Колокола» С. Рахманинова: концепция предостережения // С.В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873 1993). Научн. Тр. Московской гос. консерватории / Ред. А.И. Кандинского. - М.: 3-я типография РАН. - С. 64 - 73.
17. Белый, А.В. Символизм как миропонимание / Белый А.В. М.: Республика, 1994.-528 с.
18. Березовчук, J1.0. О специфике периодов изменения системы музыкального языка // Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: 1986. - С. 3-21.
19. Бершадская, Т.С. Лекции по гармонии / Бершадская Т.С. Л.: Музыка, 1978.-200 с.
20. Басин, Е.Я. Семантическая философия искусства (Критический анализ) / Басин Е.Я. М.: Мысль, 1973. - 216 с.
21. Бизе, Ж. Письма / Бизе Ж.; Пер. Филенко Г.Т. 2-е изд. - М.: Музыка, 1988.-479 с.
22. Блажевич, Н.В. Математика как язык науки: философско-методологический анализ / Блажевич Н.В. Екатеринбург: УрГУ, 1993. -104 с.
23. Блажевич, Н.В. Универсалии языка науки / Блажевич Н.В. Екатеринбург, 1999.- 120 с.
24. Блажевич, Н.В. Культура как единство продуктивного и репродуктивного // Культура и цивилизация. 4.1 / Блажевич Н.В., Блажевич Т.А.- Екатеринбург: УрГУ, 2001.-С. 41-44.
25. Блажевич, Н.В. Лекции по эристике / Блажевич Н.В., Селиванов Ф.А. -Тюмень: ТГУ, 2002. 192 с.
26. Бобровский, В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки. Вып. 1. / Бобровский В.П. М.: Музыка, 1989. - 268 с.
27. Борев, Ю.Б. Эстетика / Борев Ю.Б. М.: Политическая мысль, 1988. - 496 с.
28. Борисова, С.Л. Специфика образа в музыкальном искусстве: Автореф. дис. канд. филос. наук Тюмень: 1999. - 20 с.
29. Борисова, С.Л. Образ: Сущность, богатство трактовок // Теория и экология разума. Тюмень, 2001. - Вып. 8. - С. 54-62.
30. Борисова, С.Л. Специфика музыкального бытия // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса. Т.1 / Борисова С.Л., Селиванов Ф.А.- Екатеринбург: УрГУ, 1999. С.75.
31. Бранский, В.П. Искусство и философия: Роль философии и формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи / Бранский В.П. Калининград: Янтарный сказ, 1999 - 704 с.
32. Брянцева, В.Н. С.В. Рахманинов/ Брянцева В.Н. М.: Советский композитор, 1976. - 643 с.
33. Бэлза, И.Ф. Оперное творчество Рахманинова // С.В. Рахманинов и русская опера / Сб. ст. под ред. И.Ф. Бэлза. М.: Всероссийское театральное общество, 1947. - 197 с.
34. Вагнер, Р. Музыкально-эстетйческие фрагменты // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т.1/ Сост. Михайлов А., Шестаков В. Ред. Н. Шахнозарова. -М.: Музыка, 1982. С.180-209.
35. Вартанова, Е. Мифопоэтические аспекты симфонизма С.В. Рахманинова // С.В. Рахманинов и русская опера / Сб. ст. под ред. И.Ф. Бэлза. М.: Всероссийское театральное общество, 1947. - С. 42-53.
36. Вебер, К. Жизнь музыканта // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т.1/ Сост. Михайлов А., Шестаков В. Ред. Н. Шахнозарова. М.: Музыка, 1982.-С. 72- 74.
37. Вежбицка, А. Из книги «Семантические примитивы» // Семиотика: Антология / Сост. Степанов Ю.С. Изд. 2-е. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С.242-271.
38. Вейдле, В. Умирание искусства. Гл. 4. // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М.: Политиздат, 1991. - С. 268-290.
39. Ветров, А.А. Семиотика и ее основные проблемы / Ветров А.А. М.: Политическая литература, 1968.- 263 с.
40. Винер, Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Винер Н. М.: Сов. Радио, 1968. - 326 с.
41. Виноградов, Г.В. Занимательная теория музыки / Виноградов Г.В., Красовская Е.М. -М.: Сов. Композитор, 1991. 192 с.
42. Выгодский, JI.C. Психология искусства / Выгодский JI.C. Мн.: Современное слово, 1998. - 480 с.
43. Ганслик, Э. О музыкально-прекрасном //Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т.1/ Сост. Михайлов А., Шестаков В. Ред. Н. Шахнозарова. М.: Музыка, 1982. - С. 287- 323.
44. Гачев, Г.Д. Жизнь художественного сознания. 4.1. / Гачев Г.Д. М.: Искусство, 1972. - 198 с.
45. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Т.2. / Гегель Г.В.Ф. М.: Искусство, 1969. - 626 с.
46. Гей, Н.К. Искусство слова. О художественности литературы / Гей Н.К. -М.: Наука, 1967.-359 с.
47. Гончаренко, Т. Семантические функции тональных структур в произведениях Шуберта // Смысловые структуры в музыкальном тексте: Сб. тр.: Вып. 150 / Российская академия музыки им. Гнесиных; Уфимский гос. институт искусств. -М., 1998. С. 91-100.
48. Горбовец, JI.O. «Библейские сюжеты» Брусиловского и «Символы» Шнитке: пересечение миров , // Культура эпохи барокко (философия, литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка) Екатеринбург, 2000. С.79-83.
49. Горский, Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий / Горский Д.П. -М.: Изд -во Академии Наук СССР, 1961.- 351 с.
50. Горский, Д.П. Обобщение и познание / Горский Д.П. М.: Мысль, 1985. -208с.
51. Готсдинер, A.JI. Музыкальная психология / Готсдинер А.Л. М., 1997.- 270 с.
52. Гофман, Э. Поэт и композитор // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т.1/ Сост. Михайлов А., Шестаков В. Ред. Н. Шахнозарова. -М.: Музыка, 1982. С.32-46.
53. Гриб, В.В. Проблемы взаимосвязи образа и знака / Гриб В.В. Минск: Наука и техника, 1978. - 166 с.
54. Григорян, А.Н. Слово и музыка // Музыка и незвучащее / Отв. ред. Пермяков Е.В.- М.: Наука, 2000. С.46-50.
55. Гудова, М.Ю. Интонация как факт духовного бытия и способ воплощения в искусстве: Дис. канд. искусствов. наук-Екатеринбург, 1997.- 140 с.
56. Девятова, О.Л. Культурное бытие композитора Сергея Слонимского: Цикл монографических лекций по курсу «Истории музыки XX в.» / Девятова О.Л. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. - 105 с.
57. Дейнега, А.В. Оратории И.С. Баха: к проблеме типологии жанра // Культура эпохи барокко (философия, литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка) Екатеринбург, 2000. - С. 99-104.
58. Деменева, А.А. Категория «отражение» как выражение сути познания и творчества // Загадки жизни и парадоксы познания / Отв. ред. Рожко К.Г. -Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2003. С. 207-209.
59. Друскин, М.С. Иоганн Себастьян Бах / Друскин М.С. М.: Музыка, 1982. -383 с.
60. Ересько, М.Н. Художественный тип символа: проблема генезиса // Художественная культура как феномен.: Материалы региональной научно-практической конференции / Под научн. ред. Гнездиловой И.Н. Тюмень: ТГУ, 2002.-С. 9-14.I
61. Жерар, М. Равель в зеркале своих писем / Жерар М., Шалю Р. Л.: Музыка, 1988.-248 с.
62. Житомирский, Д.В. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны / Житомирский Д.В., Леонтьева О.Т., Мяло К.Г. М.: Музыка, 1989.-303с.
63. Жукова, О.А. Художественная философия барокко в контексте европейской культуры: к вопросу о стилевых доминантах мышления // Культура эпохи барокко (философия, литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка) Екатеринбург, 2000. - С. 3-6.
64. Жукоцкая, З.Р. Русский символизм как смысловая доминанта в культуре серебряного века // Культура и цивилизация. Ч. 1.- Екатеринбург: УрГУ, 2001. С.82-85.
65. Жульен, Н. Словарь символов / Жульен Н.; Пер. с фр. Каюмов С., Устьянцева И. Челябинск, 1999. - 497 с.
66. Задерацкий, В.В. Музыкальная форма. В 2-х вып. Вып. 1 / Задерацкий В.В. М.: Музыка, 1995. - 544 с.
67. Закс, Л.И. Музыка. Культура. Человек / Закс. Л.И. Св-ск: Изд.-во УрГУ, 1988.-208 с.
68. Зубкова, Л.Г. Общая теория языка в развитии / Зубкова Л.Г. М.: Изд-во РУДН, 2002. - 472 с.
69. Зыков, В.В. Введение в системный анализ: моделирование, управление, информация / Зыков В.В. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998. - 244 с.
70. Иванов, В.В. Очерки по истории семиотики в СССР / Иванов В.В. М.: Наука, 1976.-301с.
71. Иванов, В.В. Заметки по исторической семиотике музыки // Музыка и незвучащее / Отв. ред. Пермяков Е.В.- М.: Наука, 2000. С.6-14.
72. История эстетической мысли. В 6-ти т. Т. 4. Вторая половина XIX века / Ред. Овсянников М.Ф. М.: Искусство, 1987. - 525 с.
73. Исхакова, С.З. Гармонический язык позднего Скрябина: к «дематериализации» звучания // Музыка и незвучащее / Отв. ред. Пермяков Е.В.-М.: Наука, 2000. С. 257-289.
74. Каган, М.С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследованиеIвнутреннего строения мира искусства / Каган М.С. Ленинград: Искусство, 1972.-426 с.
75. Карпов, В.А. Язык как система / Карпов В.А. Минск: Высшая школа, 1992.-302 с.
76. Келдыш, Ю.В. Рахманинов и его время / Келдыш Ю.В. М.: Музыка, 1973. -432 с.
77. Келдыш, Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки / Келдыш Ю.В. М.: Сов. композитор, 1978. - 510 с.
78. Киласония, Э.Н. Философское прочтение музыкального творчества Софии Губайдулиной // Открытая Россия и открытое образование: Материалы Всероссийской научной конференции. Томск: Изд-во НТЛ, 2002. - С. 3136.
79. Ким, В.В. Семиотические аспекты системы научного познания: Философско-методологический анализ / Ким В.В. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987.- 222 с.
80. Ким, В.В. Язык науки / Ким В.В., Блажевич Н.В. Екатеринбург, 1998. -214с.
81. Ким, В.В. Язык диалектики и язык науки // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса. Т. 1-Екатеринбург: УрГУ, 1999. С.25.
82. Книга о музыке / Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М.: Сов. композитор, 1988.- 220 с.
83. Копалинский, В. Словарь символов / Копалинский В.; Пер. с пол. Зорина В.Н. Калининград: ФГУИПП Янтар. Сказ, 2002. - 267 с.
84. Коробова, А.Г. Пастораль в музыкальном мире барокко // Культура эпохи барокко (философия, литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка) Екатеринбург, 2000. - С. 55-59.
85. Крымский, С.Б. Культурные архетипы познания // Человек как творец культуры. Тематический сборник к Всероссийской научно-практической конференции «Творчество и культура». Екатеринбург, 1997. - С.255-269.
86. Косарев, А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость / Косарев А.Ф. —М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. 304 с.
87. Красинская, Л.Э. Элементарная теория музыки / Красинская Л.Э., Уткин В.Э. 3-е изд. - М.: Музыка, 1983 г. - 300 с.
88. Крауклис, Г.В. «Лоэнгрин» Р. Вагнера / Крауклис Г.В. М.: Музыка, 1988. -62 с.
89. Кривцун, О.А. Эстетика / Кривцун О.А. М., 1998. - 430 с.
90. Крутоус, В.П. Родословная красоты: (Прекрасное и целесообразность) /1
91. Крутоус В.П. М.: Искусство, 1988. - 222 с.
92. Куницкая, Р.И. Французские композиторы XX века: Очерки / Куницкая Р.И.- М.: Сов. Композитор, 1990. 208 с.
93. Куприянова, JI.A. Семантика музыкальной композиции: Автореф. дис. канд. искусствов. наук Магнитогорск, 2000. - 23 с.
94. Курс общей лингвистики. М.: Изд. Логос. 1998 - 296 с.
95. Курт, Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера / Курт Э.; Пер. с нем. Балтер Г. М.: Музыка, 1975. - 550 с.
96. Лангер, С. Философия в новрм ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства / Лангер С., Пер. с англ. С.П. Евтушенко. М.: республика, 2000. - 287 с.
97. Левая, Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи / Левая Т.Н.- М.: Музыка, 1991. 166 с.
98. Леви-Стросс, К. Структура и форма. Размышления об одной работе Владимира Проппа // Семиотика: Антология / Сост. Степанов Ю.С. Изд. 2-е. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С.423-453.
99. Лейбниц, Г.В. Т.2. / Лейбниц Г.В.; Ред., авт. Вступ. Статьи и примеч. Нарский И.С. -М.: Мысль, 1983. 686 с.
100. Ливанова, Т.Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом / Ливанова Т.Н. / Сост. Евдокимова Ю.К. М.: Музыка, 1980. - 238 с.
101. Лобанова, М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность / Лобанова М.Н. -М.: Сов. Композитор, 1990. 312 с.
102. Лойфман, И.Я. Архетипические структуры мировосприятия: поляризация и когеренция // Человек как творец культуры. Тематический сборник к Всероссийской научно-практической конференции «Творчество и культура». Екатеринбург, 1997. -С. 244-255 с.
103. Лойфман, И.Я. Основы гносеологии / Лойфман И.Я., Руткевич М.Н. -Екатеринбург: УрГУ, 1996. 176 с.
104. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф / Лосев А.Ф. М.: МГУ, 1982. - 479 с.
105. Лосев, А.Ф. Форма. Стиль. Выражение / Лосев А.Ф.; Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. Ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. М.: Мысль, 1995. -944 с.
106. Лотман, Ю.М. Об искусстве / Лотман Ю.М. СПб: Искусство - СПб, 2000.- 704 с.
107. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Лотман Ю.М. СПб: Искусство - СПб, 2000.- 704 с.
108. Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры /Лотман Ю.М. -СПб: Искусство-СПБ, 2002. 768 с.
109. Лукач, Д. Своеобразие эстетического. В 4-х т. Т. 2. /Лукач Д. М.:I1. Прогресс, 1986.-467 с.
110. Лукач, Д. Своеобразие эстетического. В 4-х т. Т. 3. /Лукач Д. М.: Прогресс, 1986.-296 с.
111. Лурия, А.Р. Язык и сознание / Лурия А.Р.; Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов н /Д.: Изд-во «Феникс», 1998. - 416 с.
112. Льюиз, Д. Модусы значения // Семиотика: Антология / Сост. Степанов Ю.С. Изд. 2-е. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С.227-242.
113. Льюиз, Д. Общая семантика // Семиотика: Антология / Сост. Степанов Ю.С. Изд. 2-е. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С.271-304.
114. Мазель, Л.А. Анализ музыкальной формы / Мазель Л.А. М.: Музыка, 1986.-528 с.
115. Мазель, Л.А. О лирической мелодике Рахманинова // С.В. Рахманинов: сб. ст. и материалов / Ред. Т.Э. Цытович. Т. 1 М.: Музгиз, 1947. - 269 с. - С. 155- 176.
116. Мальцев, С.М. Семантика музыкального знака: Автореф. дис. канд. искусствов. наук-Вильнюс, 1981. 17 с.
117. Мамардашвили, М.К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. -М.: Школа «Языки русской культуры». 1999. - 216 с.
118. Маритен, Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве.-М.: Политиздат, 1991. -^С. 171-208.
119. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание / Маслов Ю.С.; 3-е изд., испр. -М.: Высш. шк, 1998. - 272 с.
120. Медушевский, В.В. Как устроены художественные средства музыки // Эстетические очерки вып. 4. - М.: Музыка, 1977. - С. 79 - 94.
121. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / Медушевский В.В.- М., 1976. С. 207 230.
122. Месарович, М.И., Такахара, Я. Цит. соч. - С. 21, 53.
123. Мечковская, Н.Б. Язык и религия / Мечковская Н.Б. М.: Торговый дом «Гранд», 1998,- 352 с.
124. Михайлов, А.И. Основы информатики / Михайлов А.И. М.: Наука, 1968.- 173 с.
125. Михайлов, М.К. Музыкальный стиль в аспекте взаимоотношения содержания и формы // Этюды о стиле в музыке / Михайлов М.К. JL: Музыка, 1990.-С. 39-66.
126. Михайлов, М.К. Фонизм как стилевой признак // Этюды о стиле в музыке / Михайлов М.К. Л.: Музыка, 1990. - С.236 - 242.
127. Михайлов, М.К. Национальный стиль // Этюды о стиле в музыке /I
128. Михайлов М.К. Л.: Музыка, 1990. - С. 255-259.
129. Михайлов, М.К. Стилевые аналогии // Этюды о стиле в музыке / Михайлов М.К. Л.: Музыка, 1990. - С. 259-261.
130. Михайлов, М.К. Стилевые признаки и образные сферы // Этюды о стиле в музыке / Михайлов М.К. JL: Музыка, 1990. - 244-252 с.
131. Могилевская, С.А. Виолончель Санта Тереза / Могилевская С.А. М., 1966.-206 с.
132. Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие / Моль А. М, 1966.-206 с.
133. Моррис, Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика: Антология / Сост. Степанов Ю.С. Изд. 2-е. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 45-98.
134. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Назайкинский Е.В. М.: Музыка, 1988.- 254 с.
135. Назайкинский, Е.В. Символика скорби в музыке Рахманинова (к прочтению Второй симфонии) // С.В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873 1993). Научн. Тр. Московской гос. консерватории. - М.: 3-я типография РАН. - 184 с. - С. 15-29.
136. Никитенко, О.Б. Фонологические аспекты музыкального языка: Автореф. дис. канд. искусствов. наук Ленинград, 1987. - 24 с.
137. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ницше, Ф.; Пер. с нем. Рачинского Г.А. С-Петербург: Азбука, 2000. - 230 с.
138. Орлова, Е.М. Очерки по истории русской музыки / Орлова Е.М.- М.: Музыка, 1985.-368 с.
139. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства//Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М.: Политиздат, 1991. - С. 230-264.
140. Оруджев, З.М. Диалектика как система / Оруджев З.М. М.: Политиздат, 1973.-352 с.
141. Павлов, А.В. Элементы философии культуры / Павлов А.В. Тюмень, ТОГИРРО, 1997,- 165 с.
142. Панкевич, Г. Звучащие образы / Панкевич Г. М.: Знание, 1977.- 112 с.
143. Петров, Ю.В. Философия человека / Петров Ю.В. Томск: Изд-во HTJ1, 2002.- 1004 с.
144. Пиаже, Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика: Антология / Сост. Степанов Ю.С. Изд. 2-е. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 144- 151 .П
145. Пирс, Ч.С. Из работы «Элементы логики. GRAMMATICA SPECU1ATIVA» // Семиотика: Антология / Сост. Степанов Ю.С. Изд. 2-е. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 165-227.
146. Пиз, А. Позы спящего: Norfiction (Деловой бестселлер) / Пиз А., Данкелл С.; Пер. с англ. Н.Е. Котляра, Л. Островского / Сост. В.В. Шарпило / Мн.: Парадокс, 1998.-416 с.
147. Покотило, О.А. Жизнь музыки: Музыкальный процесс как целостное образование / Покотило О.А. Екатеринбург, 2000. - 152 с.
148. Полупан, Е.В. Образная система А.Н. Скрябина: Автореф. дис. канд. искусствов. наук Р-на- Дону: 2000. - 24 с.
149. Поповская, О.И. Символическая программность в советской музыке 7080-х г.г. автореферат дис. канд. искусств, наук, Л., 1990. - 17 с.
150. Потебня, А.А. Слово и миф / Потебня А.А. М.: Правда, 1989. - 622 с.
151. Прокофьев С.С. и Мясковский Н.Я. Переписка.- М.: Сов. Композитор, 1977.-597 с.
152. Пропп, В. Структурное и историческое изучение волшебной сказки (Ответ К. Леви-Строссу) // Семиотика: Антология / Сост. Степанов Ю.С. Изд. 2-е. -М.: Академический йроект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. -С.453-472.
153. Протопопов, В.В. Воспоминания о Рахманинове / Протопопов В.В.; Сост. и ред. Апетян З.А. Т. 2. Изд. 5-е, доп. - М.: Музыка, 1988. - 666 с.
154. Pare, Ю. Уровни и содержание музыковедческих измерений // Эстетика: информационный подход вып. 5. - М.: Смысл, 1997. - 205 с.
155. Радя, В.В. Основания генезиса музыки в первобытности: Дис. канд. искусств, наук, Екатеринбург, 1999. 130 с.
156. Ражников, В.Г. Кирилл Кондрашин рассказывает о музыке и жизни / Ражников, В.Г. М.: Сов. Композитор, 1989. - 238 с.
157. Раппопорт, С. Семиотика как язык искусства // Музыкальное искусство и наука. Вып.2. -М.: Музыка, 1973. С. 17-58.
158. Рассел, Б. История западной философии: в 3 кн. / Рассел Б., Пер. с англ
159. B.В. Целищева. СПб.: Азбука, 2001. - 960 с.j
160. Рожко, К.Г. Проблема уровней и диалектика / Рожко К.Г. Тюмень, 1992. -С. 26.
161. Рожко, К.Г. Понятие отражения // Загадки жизни и парадоксы познания -Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2003. С.6-13.
162. Романовская, Т.Б. Музыка, неслышимая музыка, неслышимое в музыке и наука // Музыка и незвучащее / Отв. ред. Пермяков Е.В.- М.: Наука, 2000.1. C. 14-24.
163. Рудкевич, М.Н. Человек, творчество, культура: диалектика понятий // Человек как творец культуры. Тематический сборник к Всероссийской научно-практической конференции «Творчество и культура». Екатеринбург,1997.-С.З-16.
164. Рудь И.Д., Цуккерман И.И. О возможности теорико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления / Рудь И.Д., Цуккерман И.И. М.: Музыка, 1974. - С. 207 - 230.
165. Селиванов, Ф.А. Избранное / Селиванов Ф.А. Тюмень: Изд-во ТГУ,1998.-240 с.
166. Селиванов, Ф.А. Оценка и норма в моральном сознании / Селиванов Ф.А. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001. - 60 с.
167. Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 702 с.
168. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова / Ред. Коровина Т. М.: Музыка, 1987.-93 с.
169. Скафтымова, Л. О Dies ire,у Рахманинова // С.В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873 1993). Научн. Тр. Московской гос. консерватории / Ред. А.И. Кандинского. - М.: 3-я типография РАН. - 184 с. -С. 84-90.
170. Словарь христианского искусства / Д. Апостолос-Каппадона; Пер. с англ. Ивановой А. Челябинск: Изд-во Урал- LTD. - 265 с.
171. Смирнов, М.А. Эмоциональный мир музыки / Смирнов М.А. М.: Музыка, 1990.-320 с.
172. Соколова, Ж.А. Специфика визуально-цветового мышления на материале древнерусской иконописи: Дио. канд. искусств, наук.- Екатеринбург, 2000.
173. Соловцов, А. А. Фортепьянные концерты Рахманинова / Со ловцов А. А. -М.: Гос. муз изд., 1961. 86 с.
174. Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики / Соссюр Ф. М.: Логос, 1998. - 269 с.
175. Софронов, Ф.М. О концепте незвучащего в новоевропейской музыке // Музыка и незвучащее / Отв. ред. Пермяков Е.В.- М.: Наука, 2000. С.42-46.
176. Сохор, А.В. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Советский композитор, 1981. - 293 с.
177. Сохор, А.И. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. -280с.
178. Способин, И.В. Музыкальная форма / Способин И.В. М.: Музыка, 1980. - 400 с.
179. Степанов, Ю.С. Семиотика концептов // Семиотика: Антология / Сост. Степанов Ю.С. Изд. 2-е. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 603 - 613.
180. Стогний, И. Музыкальный язык и культура // Музыкальный язык в контексте культуры вып. 106. -М, 1989. - 143 с.
181. Сухотин, А.К. Научно-художественные пересечения / Сухотин А.К. -Томск: Изд-во ТомГУ, 1998. 198 с.
182. Таранова, Г.О. О построении теории музыкального языка // Музыкальный язык в контексте культуры вып. 106. - М, 1989,- 143 с.I
183. Телегин, В.Н. Проблема языка в философии культуры Т. Адорно // «Собирание» смысла через разнообразие форм европейской культуры / Сборник статей. Тюмень: Изд-во Вектор Бук, 2002. С. 111-117.
184. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Теплов Б.М. М.; Л., 1947.-335 с.
185. Тодоров, Ц. Семиотика литературы // Семиотика: Антология / Сост. Степанов Ю.С. Изд. 2-е. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С.371-376.
186. Тюлин, Ю.Н. Музыкальная форма / Тюлин Ю.Н., Бершадская Т. М.: Музыка, 1965.- 395 с.
187. Тюлин, Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Музыкальная фактура / Тюлин Ю.Н. М.: Музыка, 1976. - 164 с.
188. Тюлин, Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Мелодическая фигурация / Тюлин Ю.Н. М.: Музыка, 1977. - 380с.
189. Урсул, А.Д. Информация: методологические аспекты / Урсул А.Д. М.: Наука, 1971.-295с.
190. Урсул, А.Д. Отражение и информация / Урсул А.Д. М.: Мысль, 1973.-231с.
191. Фарбштейн, А.А. Музыкальная эстетика и семиотика // Проблемы музыкального мышления М.: Музыка, 1974. - 280 с.
192. Флоренский, П. Имена / Флоренский П.- М.:АСТ; Харьков: Фолио, 2001. -336 с.
193. Фоли, Дж. Энциклопедия знаков и символов / Фоли Дж. М.: Вече, ACT, 1997.-432 с.
194. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Фуко М.; Пер. с фр. Визгина В.П., Автономовой Н.С. СПб.: A- cad, 1994. - 405 с.
195. Халин, С.М. Современная Россия и мировая цивилизация: энтропийный аспект // Современная Россия: Смыслообразующие факторы развития / Тезисы докладов под ред. Щербинина М.Н. Тюмень, ТОГИРРО, 1998. - С. 16-17.
196. Ханкиш, Я. Если бы Лист вел дневник. / Ханкиш Я.; пер. с нем. ПоганиI1. М. Будапешт, 1963. 187 с.
197. Харбенко, И.Г. Звук, ультразвук, инфразвук / Харбенко И.Г. М.: Знание, 1986.- 192 с.
198. Хентова, С.М. Д. Шостакович Жизнь и творчество: монография. В 2-хкнигах, книга 2 / Хентова, С.М. Л.: Сов. Композитор, 1986. - 624 с.
199. Холопова, В.Н. О прототипах функций музыкальной формы / Проблемы музыкальной науки / Сб. статей, вып.4. -М.: Изд-во Сов. комп., 1979. / Ред. коллегия: М.Е. Тараканов, Ю.Н. Тюлин, В.Н. Холопова, В.А. Цуккерман.- С. 4-23.j
200. Холопова, В.Н. Русская музыкальная ритмика / Холопова В.Н. М.: Сов. ^ Композитор, 1983. - 280 с.
201. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. Ч. I . Музыкальное произведение как феномен / Холопова В.Н. М.: Издательство Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского, 1990. - 320 с.
202. Цветаева, А.И. Мастер волшебного звона / Цветаева А.И., Сараджев Н.К.; Общ. Ред. В. Руденко. М.: Музыка, 1986. - 159 с.
203. Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы * развития и формообразования! Простые формы / Цуккерман В.А. М.:1. Музыка, 1980.-296 с.
204. Цуккерман, В.А. Соната си минор Ф. Листа / Цуккерман В.А. М.: Музыка, 1984.- 112 с.
205. Чередниченко, Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке / Чередниченко Т.В. М.: Музыка, 1989. - 223 с.
206. Чистякова, М.Г. // «Собирание» смысла через разнообразие форм европейской культуры / Сборник статей. Тюмень: Изд-во Вектор Бук, 2002. С.129-132.
207. Чугаев, А.Г. Особенности строения клавирных фуг Баха / Чугаев А.Г. -М.: Музыка, 1975. 254 с.
208. Шамахян, Н.Е. Музыкальный образ, его исполнительская интерпретацияивосприятие, автореферат на соискание ученой степени кандидатаjискусствоведения. М., 1988.- 20 с.
209. Шахнозарова, Н. Интонационный «словарь» и проблема народности / Шахнозарова Н. М.: Музыка, 1966. - 74 с.
210. Швейцер, А. И.С. Бах / Швейцер А. М.: Музыка, 1987. - 507 с.
211. Шейнина, Е.Я. Энциклопедия символов / Шейнина Е.Я. М.: Изд-во ACT; Харьков: Торсинг, 2001. - 591 с.
212. Шеллинг, Ф.В. Философия искусства / Шеллинг Ф.В.; Пер. с нем. П.С. Попова. М.: Мысль, 1999. - 608 с.
213. Шиллинг, Г. Опыт философии прекрасного в музыке // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т.1/ Сост. Михайлов А., Шестаков В. Ред. Н. Шахнозарова. -М.: Музыка, 1982. С. 110-118.
214. Шопен, Ф. Письма / Шопен Ф.; Пер. Кухарский Г.С., Семеновский С.А. -М.: Музыка, 1982. 464 с.
215. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / Шопенгауэр А.; Пер. с нем. Айхенвальд Ю.И. Мн: ООО «Попурри», 1998. - Т.1. - 688 с.
216. Шуман, Р. Из памятной и поэтической записной книжки мастера Раро, Флорестана и Эвсебия // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т.
217. Т.1/ Сост. Михайлов А., Шестаков В. Ред. Н. Шахнозарова. М.: Музыка, 1982. - С.89-91.
218. Шуман, Р. Чертовы романтики // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т.1/ Сост. Михайлов А., Шестаков В. Ред. Н. Шахнозарова. -М.: Музыка, 1982. С.92- 94.
219. Шуман, Р. Афоризмы из статей разных лет // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Тг 1/ Сост. Михайлов А., Шестаков В. Ред. Н. Шахнозарова. -М.: Музыка, 1982. С.96-101.
220. Шуранов, В.О. предметно-чувственном и символическом пространстве музыки / Смысловые структуры в музыкальном тексте: Сб. тр.: Вып. 150 / Российская академия музыки им. Гнесиных; Уфимский гос. институт искусств. М., 1998. - С. 6-21.
221. Щербинин, М.Н. Смыслообразующие факторы развития: история и современность // Современная Россия: Смыслообразующие факторы развития / Тезисы докладов под ред. Щербинина М.Н. Тюмень, ТОГИРРО, 1998.-С. 4-6.
222. Щербинин, М.Н. Феномен музыки в европейском смыслогенезе или «менуэт быка» // «Собирание» смысла через разнообразие форм европейской культуры / Сборник статей. Тюмень: Изд-во Вектор Бук, 2002. -С. 3-24.
223. Щербинина, О.Г. Символы русской культуры / Щербинина О.Г. -Екатеринбург, 1999. 160 с.
224. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию» / Эко У. .; Пер. Погоняйло А.Г., Резник В.Г. СПб.: Изд-во Петрополис, 1998. - 432 с.
225. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. Андреева В., Куклев В., Ровнер А. М.: Локид; Миф. - 576 с.
226. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка /Ж. Кассу, П. Брюнеи, Ф. Клодон и др. М.: Республика, 1999. -429с.
227. Эстетика: информационный подход // Проблемы информационной культуры. вып. 5.- М.: Смысл^ 1997. - 205 с.
228. Юнг, Карл. Человек и его символы / Юнг Карл.; Под общ. Ред. С.Н. Сиренко. М.: Серебряные нити, 1998. - 368 с.
229. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с.
230. Якобсон, Р. В поисках сущности языка // Семиотика: Антология / Сост. Степанов Ю.С. Изд. 2-е. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С.111-129.
231. Яковлев, А.Я. Эстетика / Яковлев А.Я. М.: Гардарика, 1999. - 464 с.
232. Яроциньский, С. Дебюсси, импрессионизм и символизм /Яроциньский С.; Пер. с польского Попковой С.С. М.: Прогресс, 1987. - 231 с.
233. Яссер, И.С. Мое общение с Рахманиновым // Воспоминания о Рахманинове / Сост. и ред. Апетян З.А. Т. 2. Изд. 5-е, доп. - М.: Музыка, 1988.-С. 347-352.
234. BazhanovN. Rachmaninov. -М.: Raduga, 1983. 343 p.
235. Orga A. Beethoven: His Life & Times Neptune: Paganiniana Pabl, 1980. -176 p.
236. Willouqhby D. The Worid of Musik. 2nd.- Madison, et al.: WCB Brown & Benchmark Publishers, 1993. - 385 p.