автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Музыка в культурных образах мира

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Митриковская, Людмила Степановна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Нижневартовск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Музыка в культурных образах мира'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Митриковская, Людмила Степановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МУЗЫКА В СТРУКТУРЕ МИРА.

1.1. Искусство и картина мира.is

1.2. Мир музыки и музыка в мире.

1.3. Роль искусства в создании картины мира.

ГЛАВА 2. СТИЛЬ МУЗЫКИ И СТИЛЬ КУЛЬТУРЫ.

2.1. Музыка в истории культуры

2.2. Музыка как способ познания мира.

2.3. Музыкальный стиль и концепция мира.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по культурологии, Митриковская, Людмила Степановна

Актуальность исследования.

В настоящее время все большую остроту приобретают дискуссии о месте музыки в системе искусств, о творческом методе и художественных принципах, перспективах музыкального творчества в современном мире. По-разному осмысливается музыка и как своеобразный культурный феномен. Одни авторы полагают, что музыка есть специфический вид познания и выражения мира, она, по словам Т.Адорно, выписывает сейсмограмму действительности, другие считают, что музыка создает иллюзорный мир, не имеющий никакого отношения к реальности, что музыка, особенно современная, отстраняется в особую сферу от эмпирической действительности, от всяких следов реального в музыкальном выражении до такой степени, что кажется, будто она не имеет ничего общего ни с каким человеческим содержанием. Наконец, существуют чисто утилитарные представления о музыке, которая, якобы, призвана освобождать людей от напряжения рутинной жизни, вызывать галлюцинаторно-развлекательные, либо релаксационные эффекты.

Противоречивое положение музыки в системе духовной культуры вызвано, прежде всего, её двойственностью: музыка есть элемент культуры и, в то же время, находится вне нее. Музыка - это еще и попытка выразить самое существо мира до всяких и поверх всяких культурных интерпретаций, музыка выражает саму волю (А.Шопенгауэр), в музыке звучит голос бытия (М.Хайдеггер), музыка — бессознательное метафизическое упражнение души, не ведающей, что она философствует (Г.В.Лейбниц).

Исследование внутренних интенций художественной жизни человечества, музыкальной культуры, в частности, рассматривалось преимущественно в рамках проблем теории музыки, либо, в лучшем случае, в достаточно узких границах культурно-исторического процесса. Пробел в философско-культурологическом осмыслении музыкального искусства, в онтологическом его обосновании, не может не сказаться на объективном восприятии музыки вообще. Онтологический парадокс художественного содержания музыки состоит в том, что человеческие смыслы бытия, выражаемые музыкой, не могут быть переведены с языка искусства на язык освоенных понятий. Стихия звучания музыки таит стихию бытия и первоосновы культуры, невыразимые вне этого языка. Не существует ни другого способа пережить опыт, доставляемый музыкой, ни возможности описать его, где отсутствие звучания может быть лишь воспоминанием или предвкушением. Музыкальное бытие осуществляется через творчество человека, через композитора, исполнителя, поэтому музыкальное исполнительство также нельзя трактовать вне онтологических оснований культуры. Эрнест Ансерме (1883-1969), выдающийся французский дирижёр, музыковед, в своих «Беседах о музыке» выражает важнейший аспект в восприятии музыки, ссылаясь на Жана Далькроза: «Если мы воспринимаем музыку одним лишь ухом, но не ощущаем ее всем телом и душой, не содрогаемся от ее могущества, мы слышим лишь слабое эхо ее истинного существа»1. То обстоятельство, что нет культуры без музыки, как нет музыки без культуры, что музыка и культура — одно и являет их онтологическое, бытийственное единство.

Таким образом, данная тема представляется весьма актуальной не столько с точки зрения внутрихудожественной, музыковедческой проблематики, сколько в плане философско-культурологического осмысления. Ульрих Дибелиус, западногерманский музыковед,

1 См.: Ансерме Э. Беседы о музыке. JL, 1985. С.72. поставил полемически острый вопрос: из звуков или идей слагается музыка1? Тщетно и бесплодно, по его мнению, искать в музыкальном искусстве то, что воплощает каскад тенденциозных сегодняшних идей. Музыка говорит с вечностью. Только воображение помогает войти в строй музыки. Не давая зримой картины реальности, это искусство развертывает присущий дар глубокого эмоционального постижения жизни. Музыка не принадлежит отдельной эпохе, давно отошли в историю те или иные политические, идеологические течения, а искусство гармонии продолжает восхищать все новые поколения людей. Стало быть, именно общечеловеческое составляет смысл музыки. А концепция музыки как фундаментального выражения культуры в диссертационном исследовании вскрывает и онтологические основания музыки в культуре.

Музыка есть прафеномен искусства, чистое искусство, свободное от форм, от наглядных образов, от материала. Прафеномен еще и в том смысле, что все остальные искусства как бы подражают музыке: говорят про архитектуру, что это «застывшая» музыка, музыкой речи называют поэзию, живопись тоже сравнивают с музыкой. Как картины М.К.Чюрлениса, например, рекомендуют рассматривать только под его музыку. Композиторское мышление и стиль Чюрлениса здесь явно определяют черты пространственного воображения и символических обобщений, где абсолютно очевиден побег от узости жанровой программной иллюстративности. Насколько мало какая-либо «поющая» картина Лоррена или Ватто предназначена в своем исконном смысле для телесного глаза, настолько же мало, напрягающая пространство, музыка, со времени Баха, предназначена для телесного уха. Как невозможно представлять икону просто окрашенной доской, или просто живописью, либо музейным экспонатом, так и музыка выводит зрителя

1 См.: Dibelius U. Modern Musik. 1945-1965. Miinchen, 1966, S. 105. за предел чувственно воспринимаемых красок и холста в некую иную реальность, и тогда живопись-музыка достигает своего назначения1. Приближаясь к идеалу чистой пространственной бесконечности, выражаемой духом музыки, формировалась «фаустовская» европейская группа искусств. Скульптура и масляная живопись XVII века тоже очень музыкальны. Знаменитую скульптуру Венеры Куазво по подвижности камня, текучести линий можно описать с помощью музыкальной терминологии: Staccatto, Andante, Allegro и Accelerando. «Душой, сотканной из красочных звучаний» назвали западный портрет XVII века2. Романтики же видели в музыке высочайшее из искусств, которое не заимствует свой язык извне, как поэзия из обыденной речи, её речь исходит из самых сокровенных глубин человеческой души. В музыке сущность искусства воплощена в наиболее чистом виде. Через моделирование музыкального искусства происходит не только познание души, а глубиннее воспринимается гармония жизни, как наиболее точное и прямое выражение нашего бытия.

Даже «философия жизни» и феноменология (Ф.Ницше, О.Шпенглер, Ортега-и-Гассет, А.Бергсон) рассматривают работу сознания по аналогии с музыкой: поток сознания у А.Бергсона постоянно варьируется, «переживания взаимопроникают друг в друга и изменяются от каждого нового впечатления, словно мелодия, от каждой новой присоединенной ноты»3. Звуковой мир представляется кристаллом, вращающимся в пространстве. Этот кристалл-мгновение, выделенное из временного потока, становится длящимся состоянием; неделимым на прошлое, настоящее и будущее. «Есть просто непрерывная мелодия внутренней жизни, которая тянется, как

1 См.: Ландсбергис В. Сонаты весны. Л., 1971. С. 264-265.

2 Шпенглер О. Музыка и пластика // Шпенглер О.Закат Европы.ТЛ.М., 1998. С. 403.

3 Бергсон А. О непосредственных данных сознания. Собр. соч.: в 4 т. Т. 1. М., 1992. С. 93. неделимая, от начала до конца нашего сознательного существования»1. Интегрированный подход в исследовании существующих концепций позволяет глубже в культурном пространстве постичь предмет музыки.

Объектом исследования выступает музыка как способ выражения мира и как часть самого мира. Поэтому мы рассматриваем музыкальное искусство как одну из фундаментальных основ культуры.

Предмет исследования — роль и значение музыки в возникновении культурных образов мира.

Степень разработанности проблемы.

Стремление постигнуть дух музыки, ее природу и существо сопровождает многовековое развитие западной культурологии, философии и социологии искусства. От Платона к Руссо, от Ницше к Адорно проходит нить постоянных и противоречивых размышлений о происхождении музыки, о ее воздействии на общество, на культуру в целом. В свете новых культурологических изысканий в области искусствознания представляется утратившим актуальность подход к музыке как некоему вторичному, производному, по отношению к культуре в целом, явлению, трактующему мир музыки лишь как отражение чувств (так у В.Днепрова, А.Луначарского). Трудно согласиться и с рассмотрением музыки Э.Ансерме как спонтанного творчества, в котором музыкальное чувство не отправляется в мир на поиски положений тонов (position tonales), не определяется извне, а предполагает, что музыкальное чувство приводит в действие систему логарифмов, присущую музыкальному слуху. Музыку невозможно до конца рассчитать, как и найти форму, в которой ей было бы «не тесно». Как и в психологии, например, существует гедонистический подход к музыке, низводящий ее до уровня украшательства, удовольствия, сигнала об удовлетворении потребности. Психологи оправдывают это

1 Там же. Т. 4, С. 24. той пользой, которая сдерживает деструктивную силу психоза, освобождает воображение, положительно влияет на больных1. Этим взглядам можно противопоставить только концепцию, вскрывающую онтологическое, бытийственное единство музыки и мировой культуры. Поэтому, всё более настоятельной оказывается потребность в комплексном рассмотрении музыкального искусства, хотя и существует множество солидных музыковедческих концепций (Б.В.Асафьева, Г.Римана, Л.Л.Сабанеева, К.Штокхаузена, А.Шенберга, А.Шнитке), а также концепций междисциплинарного характера, касающихся мировоззренческих истоков художественного творчества, соотношения элитарной и массовой культурных уровней в искусстве, проецирующих художественные процессы на развитие «индустрии сознания» (Й.Хёйзинга, К.Леви-Стросс, А.Ф.Лосев, К.Г.Юнг и др.). Созрело понимание в необходимости общих усилий культурологов, философов, эстетиков, музыковедов, социологов, историков и психологов.

В своем исследовании мы опирались на сочинения античных философов (Пифагор, Платон, Аристотель), а также представителей послеаристотелевской философско-эстетической мысли (Плутарх, Квинтилиан и др.); на труды классиков немецкой философии XIX века: И.Канта, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, на философские изыскания мыслителей XX века — А.Бергсона, М.Хайдеггера и др., посвятивших немало страниц своих произведений проблемам искусства и музыки, в частности.

Немало идей, рассматриваемых в диссертации, было выдвинуто в связи с изучением исследований по теории музыки и философской эстетике: это работы Т.Адорно, Б.Асафьева, Р.Арнхейма, Э.Ансерме, И.Винкельмана, Е.В.Герцман, М.С.Кагана.

1 Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Музыка.1980. С 235.

Для анализа культурологических и философских оснований музыкального творчества были использованы работы К.Э.Гилберта, В.Д.Губина, В.М.Диановой, М.Друскина, Г.Куна, О.А.Кривцуна, А.Ф.Лосева, И.Стравинского, В.К.Суханцевой, Б.П.Теплова, П.Хиндемита.

По теме данного исследования было написано несколько диссертационных работ, но особенно хотелось бы выделить глубокую, оригинальную работу В.К.Суханцевой «Музыка как мир человека» в одинаковой степени интересно освещающей как культурологические, так и онтологические аспекты музыки

Цель диссертационного исследования: анализ музыки в культурных образах мира через выявление онтологических оснований музыки, когда музыка выступает как язык бытия, существующий и без людей, а композиторы, «люди-проводники», которые этот язык слышат и переводят в понятные нам звуки. Музыка истинна сама по себе. Она необходимо входит в структуру мира. «Говорить и писать так, как если бы люди существовали для того, чтобы правильно слушать музыку,-это гротескное эхо эстетства, но, правда, и, противоположный тезис, будто музыка существует для людей, под видом гуманности, только способствует мышлению категориями меновой стоимости, которое все существующее понимает только как средство для чего-то другого, и, лишая достоинства объект, истинный в себе самом, тем самым ударяет и по людям, которым желает угодить»1. Стать ближе к пониманию неисчерпаемого феномена, музыки — это достаточный повод для исследования.

Исходя из этого, исследуя музыку в культурных образах мира, рождается цель: описать и выявить особое, можно сказать,

1 Суханцева В.К. Музыка как мир человека: Автореферат дисс. д-ра филос. наук. Киев. 2000. фундирующее место музыки, как среди остальных искусств, так и в культуре в целом.

Из поставленной цели вытекают задачи исследования:

1. Отобразить философскую парадигму, сложившуюся в XX веке, через которую, мир открывается нам в своей истине, прежде всего, через искусство.

2. Доказать, что музыка встроена в структуру мира и, в этом смысле, является не только продуктом культуры, но и "голосом" бытия.

3. Рассмотреть новые культурологические концепции XX века о роли искусства в создании картины мира и провести сравнительно-сопоставительный анализ с философией музыки прошлых веков.

4. Установить как степень зависимости музыки от духа эпохи, истории и культуры, так и степень непредопределённости музыки временем и историей.

5. Определить место и значение музыки в системе культурологических знаний.

6. Проанализировать роль музыкального стиля в формировании новой картины мира.

Методологическая и теоретическая база исследования: Первой задачей в методологической проблематике явилось накопление новых фактов философии музыки, изучение конкретных текстов, атрибуция и описание наследия, то есть эмпирическая описательность, проявляющаяся в качестве основной тенденции.

В работе использован философско-культурологический и музыковедческий подход, взгляды, помогающие проникнуть в смысл музыкального искусства и раскрыть ведущие положения, тенденции и закономерности в искусстве музыкального художественного творчества

1 АдорноТ. Избранное. Социология музыки. М.,-СПб., 1999. С.25.

А.А.Адамян, Б.В.Асафьев, М.С.Каган, Л.А.Мазель, А.А.Фарбштейн, Б.Л.Яворский, Г.Эйслер).

Разрабатывая методологию эстетического анализа музыки, Г.В.Ф. Гегель подчеркивал необходимость «погружения» в технические дебри музыкального искусства, в конкретные элементы музыкального языка. Подобный метод даёт возможность лучше осмыслить процесс исторического обогащения музыкального языка, эстетико-технических средств, принципов музыкального искусства.

Важным методом в исследовании возникновения музыки явился диахронический метод, рассматривающий любой существующий феномен в большом времени культуры, и, постоянно обновляющийся новыми смыслами. Этот метод позволяет выявить специфические черты исторических пластов культуры.

Наконец, в работе широко используется историко-философский метод, позволивший проследить отношение выдающихся мыслителей к музыке и их попытки описать музыку как специфический феномен мира.

Научная новизна данного диссертационного исследования заключается:

• в исследовании онтологического измерения музыки как языка бытия, где музыкальный стиль представлен как выражение надэстетического порядка;

• в попытке нового прочтении различных философско-культурологических воззрений, относительно места и значения музыки в культуре.

• в исследовании пространственно-временных соотношений в звучащей ткани музыки Р.Вагнера, Г.Берлиоза, К.Дебюсси, О.Мессиана, И.Стравинского и представителей нововенской школы;

• в синтезе историко-культурного и онтологического анализа музыки;

• в выявлении того, каким образом музыкальный стиль оказывает влияние на построение культуролого-философского образа мира.

Практическая значимость.

Материалы данной работы могут быть использованы в разработке учебных и специальных курсов по культурологии, эстетике, философии искусства.

Апробация. Основные идеи диссертации были обсуждены на регионально-научных конференциях: «Художественное образование в российской провинции в XXI веке», Томск, ТОИПКРИКТ, 20 августа 2002; «Художественная культура как феномен», Нижневартовск: НГПИ, 10 мая 2002; «Наука и религия: проблемы современного гуманизма», Нижневартовск (Филиал ТГУ), 22 апреля 2003; «Искусство, культура, история и художественно-педагогическое образование», Нижневартовск: НГПИ, 7 декабря 2001; международная научная конференция «Онтология и аксиология права», Омск: Академия внутренних дел Российской Федерации, 27-28 сентября 2003; «Право и мораль в духовной жизни общества»; Человек в историко-философском измерении (Пятые Соколовские чтения): Нижневартовск: НГПИ 30 сентября - Зоктября 2002 года; I Международная научная конференция «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия», Нижневартовск: НГПИ 17-18 декабря 2003 в секции «Искусство и культура»; Межвузовская очно-заочная конференция «Искусство в современном мире», Нижневартовск: НГПИ - 26 марта 2004 с пленарным докладом «Музыкальный стиль как новая концепция мира».

Также идеи диссертации были обсуждены на заседании историко-философского общества г. Нижневартовска и методологических семинарах кафедры философии, кафедры теории и истории культуры НГПИ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыка занимает определённое место в структуре мира и существует в чистом виде как непосредственная данность сознания. Проблема видения, с помощью которого нам открывается невидимое, сущность вещи, её чистый образ, в котором звучит истина бытия - всё это проблемы искусства, взятые на вооружение философией и культурологией, которая в осмыслении природы искусства предполагает более широкий подход;

2. Музыкальный феномен есть сама процессуальность жизни, где через призму социокультурного опыта происходит рождение и воссоздание универсальных сущностей бытия чувственно и рационально осваиваемого мира. Музыка двойственна по своей природе, так как является составной частью мира и продуктом человеческого творчества, музыка вне- и над- культурный феномен и, в то же время, форма ее проявления, тот или иной музыкальный стиль являются продуктом культуры;

3. Музыка является универсальной моделью действительности, воссоздающая в своей эволюции смену парадигм мышления в философии, науке и культуре;

4. Понимание музыки эволюционирует от чисто «человеческого» искусства, предмета развлечения и утешения, к «нечеловеческому» (по Ф.Ницше), которое поддерживает и окрыляет метафизическую потребность человека. Эстетическое наслаждение должно быть «очищенным» от выражения личных чувств, от наслаждения самим собой, становясь суммой звучаний, целостность которых только и заключается в общей окраске настроений и впечатлений;

5. Место и значение музыки в культурологии как способе познания мира, исследования относительно сущности музыки составляют важную часть многих философских воззрений, что говорит о специфике музыки как мирового феномена. Непреодолимый отход новейшей музыки от всякой эмпирической действительности, от всяких следов реальности нужен для того, чтобы обеспечить, выгородить музыке истинное место; 6. Музыкальный стиль есть выражение надэстетического порядка, он формирует наше понимание мира и способы его переживания, он является составной частью в философских и научных построениях. Творческий стиль сегодня есть подлинный феномен культуры, не сводимый К музыкальной истории, законам композиции, персонифицирующий множественность состояний культуры, или интерсубъективности культуры.

Структура и объём диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы. Общий объём диссертации - 141 страница.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Музыка в культурных образах мира"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования мы в системном подходе к проблематике как таковой, в исследовании музыки как онтологического феномена, языка бытия и как феномена культуры, пришли к следующим выводам:

1. Музыка в структуре мира занимает определённое место и существует в чистом виде как непосредственная данность сознания, а сам музыкальный феномен есть ничто иное, как сама процессуальность жизни. Проблема музыкального стиля есть выражение надэстетического порядка, где полагаем творческий стиль движущимся от бытия превращённых событий, то есть от онтологии культуры к бытию музыкального сознания, то есть культурной экзистенциональности.

2. Мир можно рассматривать как художественное произведение, в создании которого музыка принимает непосредственное участие, где природа приобретает голос и рассказывает о непостижимом, сокровенном, являясь истинной самой по себе. Именно она менее других искусств обладает материальностью и предметностью и, следовательно, может воспроизвести саму «сущность мира». Мир «на самом деле» — это мир, увиденный нами поэтически, или художественно. Художник дереализует вещи мира, музыкант и поэт — звуки. Они не просто расширяют и умножают мир, прибавляя ирреальное к реальному, они обнаруживают (и это особенно относится к современному искусству), что мы ничего не видим и не слышим без метафоры, без воображения, без искусной работы нашего существования с миром. Понимание музыки эволюционирует от чисто человеческого искусства, предмета развлечения и утешения, к нечеловеческому, которое поддерживает и окрыляет метафизическую потребность человека, что является уже онтологическим новообразованием, открывая её бытийственное измерение.

3. Музыка является способом познания мира, являясь моделью действительности. Именно в музыке, мы наблюдаем возрастание общественного авторитета искусства, где познавательные и воспитательные возможности более существенны, чем возможности науки, решаемые на базе широких и фундаментальных мировоззренческих размышлений, всеобъемлющего философского взгляда на мир, человека, на всё бытие. И музыка как модель, или способ познания мира является уникальным образцом для целой плеяды философов, открывающаяся через музыкальный стиль.

4. Музыкальный стиль оказывает существенное влияние на формирование научных, философских и религиозных концепций мира. Музыкальный стиль укоренён в онтологическом жизненном потоке, исполненном исчезающих событий. Он сам - событие, которое, в силу специфики музыки, постоянно переходит в иное, превращается. Собственно, музыкальная темпоральность как способ бытия музыки и есть превращённая форма бытийственности. Музыкальный же стиль - бытие превращённых событий. Указанная превращаемость, её необратимость обладает контекстом особой — трагической — эстетики, прочнейшим образом укоренённой в культуре и имеющей самостоятельную историю. Вообще же, в мифологемах культуры (при этом вовсе не имеется в виду мифологическая архаика, а миф как фундаментальное состояние символизирующих сущностей культуры) глубоко переплетены мотивы превращения и мотивы изменяющегося времени. Творческий стиль движется от бытия превращённых событий, то есть, от онтологии культуры — к бытию музыкального сознания, то есть культурной экзистенциальности. С этих позиций творческий стиль есть подлинный феномен культуры, не сводимый ни к историческому бытию (собственно, музыкальной истории), ни к имманентности музыкального Логоса (собственно, законам композиции). Музыкальный стиль персонифицирует, олицетворяет эту множественность состояний культуры в темпоральной воплощённости культурного субъекта (в интерсубъективности культуры).

Мы исследовали музыку с позиций философии, культурологии, музыковедения и пришли к выводу, что ни один из этих подходов и не исчерпывает и не может исчерпать существа музыки, мы только отчасти приблизились к пониманию истинного бытия музыки. Последнее всегда будет оставаться непостижимым в силу своей бесконечной сложности и неисчерпаемости, как и само бытие человека.

 

Список научной литературыМитриковская, Людмила Степановна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Адорно В.Теодор Введение в социологию музыки: 12 теоретических лекций. /В.Адорно; Перевод и примечание А.В.Михайлова. Вып. 1.— М.: Музыка, 1973 - 87 с.

2. Адорно В.Теодор Избранное: Социология музыки.—М.-СПб.: Университетская книга, 1998.- 169 с.

3. Адорно В.Теодор Философия новой музыки.—М.: Логос, 2001.—344с.

4. Адорно В.Теодор Эстетическая теория /В.Адорно; Пер. с нем. А.В.Дранова. М.: Республика, 2001.- 527с.

5. Андрияускас А.А. Проблема стиля в зарубежной эстетике и искусствознании /А.А.Андрияускас // Взаимодействие эстетики, искусствоведения и художественной критики.-М.: Искусство, 1987.83-100 с.

6. Андрюхина Л.М. Стиль науки: культурно-историческая природа /Л.М.Андрюхина.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992.- 120с.

7. Ансерме Э. Беседы о музыке. -Л.: Музыка, 1985.- 104 с.

8. Арнхейм Рудольф. Искусство как терапия. Очерк основан на материале лекции, прочитанной автором на годичной конференции «Америкэн Арт Ассосиэйшн» в ноябре 1980 года в Канзассити и опубликованной в журнале «The Arts in Psychjtherapy», v. 7, 1980.-7-12 с.

9. Асафьев Б.В. Композиторы первой половины XIX века. Русская музыка. Л.: Музыка, 1978.- 304 с.

10. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века. 2-е изд. — Л.: Музыка. 1979 341 с.

11. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма / М.А.Барг.- М.: Мысль, 1987.-348с.

12. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность/ Л.М.Баткин//Вопросы философии.- М.: Мысль, 1969. № 9.- 99-109с.

13. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: в 2 т.Т.1: Психика и жизнь.— СПб.: Алетейя, 1999.-205 с.

14. Бергер Л.Г. Закономерности истории музыки /Л.Г.Бергер // Музыкальная академия.—М.: Мысль, 1993.-304с.

15. Бергер Л.Г. Пространственный образ мира в структуре художественного стиля: Автореферат диссертации кандидата философских наук/Л.Г.Бергер.- М.: Инст-т фил. РАН, 1994.-144 с.

16. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память.- Мн.: Харвест, 1999. -1407 с.

17. Бергсон А. Собрание соч.: В 4 т. Т.1:Опыт о непосредственных данных сознания/А.Бергсон.- М.: Моск. клуб, 1992.-327 с.

18. Белый А. Символизм как миропонимание /А.Белый. М.: Республика, 1994.-528 с.

19. Берлиоз Г. Критический очерк о симфониях Бетховена// Избранные статьи. М.: Музгиз, 1956. 320 с.

20. Боннар А. Греческая цивилизация: В 2 т. /А.Боннар.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. 1т.-448 е., 2т.- 448с.

21. Борев Ю. Эстетика / Ю.Борев.- М.: Политиздат, 1981.-208 с.

22. Борев Ю. Природа стиля и стилистический анализ/Ю.Борев.// Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество.— М.: Политиздат, 1980. -337-347 с.

23. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка: Очерки./И.Бэлза.-М.: Музыка, 1985.-255 с.

24. Вальтер В. Русские композиторы в библиографических очерках. Вып. 1.-М.: Юргенсон, 1907.-130 с.

25. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1996.-104с.

26. Вельфин Г. Основные понятия истории искусства.— М.: Гос. изд. Муз. Сектор. 1930 420 с.

27. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки/В.И. Вернадский.- М.: Наука, 1981.- 359 с.

28. Винкельман И.И. История искусства древности; Малые сочинения /И.И.Винкельман; Сост., пер. с нем. И.Е.Бабанова.- СПб.: Алетейя, 2000.-799 с. . .

29. Вудфорд П. Моцарт /П.Вудфорд: Пер. с англ. С.Н.Кутыева.— Челябинск: Урал LTD, 1999.-154с.

30. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма.-М.: Наука, 1978.-48 с.

31. Гайденко П.П. Культурно-исторический аспект эволюции науки / П.П.Гайденко//Методологические проблемы историко-научных исследований знаний. М.: Наука 1982.— 62-65 с.

32. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4т. / Г.В.Ф.Гегель.- М.:Наука, 19681973.

33. Герцман Е.В. Музыка древней Греции и Рима.:-Спб.: Алетейя, 1995.-336 с.

34. Гессе Г. Собрание сочинений: В 4 т. Т.4.: Игра в бисер: Роман: Пер. с нем. /Г.Гессе.- СПб.: Северо-Запад, 1994. —544 с.

35. Глумов A.M. Музыкальный мир Пушкина.— М.: Музгиз, 1950.— 102 с.

36. Головенкина Е.В. Поэтика двоемирия в формировании художественной концепции личности у М.Ю.Лермонтова: Автореф. дисс. канд. филол. наук/Е.В.Головенкина;Томск. ун-т.-Томск, 1997.

37. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке.-М.: Искусство, 1991. 124 с.

38. Губин В. Д. Восприятие и проблема адекватности образа/ В.Д.Губин //Вопросы философии. 1979. № 2.-67-78 с.

39. Губин В.Д. Культура и творческая деятельность.- М.: Изд-во УДН, 1987.-87 с.

40. Губин В.Д. Жизнь как метафора бытия. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2003.-205 с.

41. Гуревич А .Я. Социальная история и историческая наука /А.Я.Гуревич // Вопросы философии. 1990. № 4. 23-25 с.

42. Гуссерль Э. Философия как строгая наука /Э.Гуссерль.— Новочеркасск: САГУНА, 1994. 357 с.

43. Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века: Автореф. дисс. д-ра искусствоведения/С.М.Даниэль; Академия Художеств СССР.—Д., 1988.-48 с.

44. Девис П. Суперсила. Поиски единственной теории природы /П.Девис; Пер. с англ. Ю.А.Данилова, Ю.Г.Рудого; Под ред. Е.М,Лейкина.-М.: Мир, 1989. 271 с.

45. Декарт Р. Избранные произведения /Р.Декарт. М.: Госполитиздат, 1950.- 440 с.

46. Деррида Н.С. Письмо японскому другу /Н.С.Деррида // Вопросы философии. 1992. № 4.-53-57 с.

47. Дмитриев А.С. Романтическая эстетика Августа Вильгельма Шлегеля.— М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1974.—204 с.

48. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методология и теоретические проблемы.— М.: Смысл, 1993.—152 с.

49. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века /К.М.Долгов.— М.: Искусство, 1990.— 399 с.

50. Друскин М. Игорь Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды. Исследование. Изд. З-е.-Л.: Советский композитор, 1982.-208 с.

51. Друскин М. Пассионы Баха-Л.: Музыка, 1972. 88 с.

52. Емельянов Б.В. Три века русской философии / Б.В.Емельянов.— Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1995.— 87 с.

53. Емельянов Б.В. Этюды о русской философии.— Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1995.- 87 с.

54. Ерошкина Т.П. Индивидуализация личности в художественной культуре: Автореф. дисс. канд. филос. наук.— М. :Изд-во Моск. унта, 1991.

55. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.—128 с.

56. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1., ч.1.—Л.: «ЭГО», 1991.—400 с.

57. Зиммель Г. Избранное. Т.1. Философия культуры /Г.Зиммель.—М.: Юрист, 1996.- 671 с.

58. Зись А .Я. Философское мышление и художественное творчество /А.Я.Зись; ВНИИ искусствознания.- М.: Искусство, 1987.- 254 с.

59. Ивашкин А. Беседы с А.Шнитке.— М.: Культура, 1994.— 302 с.

60. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология /В.В.Ильин.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995.— 136 с.

61. ИльинИ.П.Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм/ И.П.Ильин.- М.: Интрада, 1996 256 с.

62. Иоффе И.И. Культура и стиль. Система и принципы социологии искусств.—Л.: Прибой, 1927.—468 с.

63. Иоффе И.И. Мистерия и опера. Немецкое искусство XVI-XVIII вв. —Л.: Прибой, 1927. 104 с.

64. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления,-Л.: Ленизогиз, 1933.— 85 с.

65. Каган М.С. Музыка в мире искусств.- СПб.: «Ut», 1996.- 208 с.

66. Каган М.С. Философия культуры /М.С.Каган.— СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.

67. Казелла А. Модернизм в музыке // Современная музыка. М. 1926. №17-18.

68. Казин А.Л. Образ мира. Искусство в культуре XX века /А.Л.Казин; Всеросс. НИИ искусствознания.- СПб., 1991.- 209 с.

69. Кантор A.M. О стиле и стилистическом анализе/А.М.Кантор// Советское искусствознание. 1977. № 1.

70. Карнейро Р. Культурный процесс / Р.Карнейро //Антология исследований культуры.— СПб.: Алетейа, 1997. Т.1.: Интерпретация культуры.- 421-438 с.

71. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.—М.: Политиздат, 1984.-335 с.

72. Кремлев Ю.А. Вопросы музыкальной эстетики.- М.: Музгиз, 1953.-76 с.

73. Косарева Л.М. Генезис научной картины мира: (Социокультурные предпосылки)/Л.М.Косарева.- М.: Наука, 1985.- 130с.

74. Кребер А. Стиль и цивилизация /А.Кребер; Пер. А.А.Борзунова, С.И.Левиковой, Л.А.Мостовой //Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т.1. Интерпретация культуры.- 225-270 с.

75. Кривцун О.А. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ.-М.: Наука, 1992.—300 с.

76. Кузнецова В.А. К вопросу о «стиле эпохи» /В.А.Кузнецова // Искусство и социокультурный контекст. -Л.: Музыка, 1986.— 86-97 с.

77. Кун Т. Структура научных революций /Т.Кун; Пер. с англ. И.З.Налетова. -2-е изд.- М.: Прогресс, 1977,- 300 с.

78. Ландсбергис В. Сонаты весны.- Л.: Музыка, 1971.-326с.

79. Лапицкий В.В. Наука в системе культуры/В.В.Лапицкий; Псков, обл. инст. пов. квал. работников образования.-Псков, 1994.- 136 с.

80. Лармин О.В. Художественный метод и стиль /О.В.Лармин.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964.— 168 с.

81. Левашева О.Е., КондинскийА.И. История русской музыки,— М.: Музыка, 1987.-220 с.

82. Леонтьева. О., Житомирский Д. Уроки уходящего века.- М.: Советская музыка, 1981.-120с.

83. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII- XVIII веков в ряду искусств/Т.В.Ливанова.—М.: Музыка, 1977.-528 с.

84. Ливанова Т.Н. Критическая деятельность русских композиторов классиков.—М.-Л.: Музгиз, 1950.— 102 с.

85. Ливанова Т.Н. Музыка доглинкинского периода. Попул. Очерк. — М.-Л.: Изд-во Типолит. Музгиз, 1946. — 19 с.

86. Ливанова Т.Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Вып.1.-М.: Искусство, 1938. — 360 с.

87. Ливанова Т.Н. Советское музыкознание о русских классиках XIX века.-М.: Музгиз, 1963.-138 с.

88. Литература и музыкаСб.ст./Ленингр. гос. ун-т им. А.А.Жданова. —Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1957.— 277 с.

89. Литературные манифесты западноевропейских романтиков./ Под ред. А.С.Дмитриева.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.- 639 с.

90. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили /Д.С.Лихачёв. Л., 1973.-254 с.

91. Лихачев Д.С. Заметки о русском — М.: Сов. Россия, 1981.-71с.

92. Лихачев Д.С. Классическое наследие и современность.// Сборник АН СССР Ин-т рус. Лит.-Л.: Наука, 1981.-414 с.

93. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества /РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). СПб.: Рус.-Балт. информ. центр «Блиц», 1996.-124 с.

94. Лихачев Д.С. Русская культура.-М.: Искусство, 2000.— 439 с.

95. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. — М.: Искусство, 1992. -407 с.

96. Лобанова М. Музыкально-эстетическое учение эпохи немецкого барокко//К вопросу эстетики и теории музыки эпохи барокко: Научно-реферат. сб. Вып.4. Информкультура ГБЛ. М.,1980.— 320 с.

97. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство.—М.: Республика, 1995.-214 с.

98. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля /А.Ф.Лосев. Киев.: Академия Евробизнеса, 1994.-288 с.

99. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон /А.Ф.Лосев.— М.: Искусство, 1969.- 715 с.

100. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начала XX века).— СПб.: Искусство, 1994.-399 с.

101. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя.-М. Просвещение, 1988.—352с.

102. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В Зт. Т.2. Статьи по истории русской литературы XVIII- первой половины XIX века.— Таллин: Александра, 1992.- 479 с.

103. Любимов Л. Искусство древнего мира.- М.: Просвещение, 1980.320 с.

104. Магина Р.Г. Русский философско-психологический романтизм (Лирика Б.А.Жуковского, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева).- Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т, 1982.— 93 с.

105. Малер Г. Письма. Воспоминания /Г.Малер; Пер. с нем. И. Барсовой. -М.: Музыка, 1964.- 635 с.

106. Мамардашвили М.К. Наука и культура /М.К.Мамардашвили // Методологические проблемы историко-научных исследований.-М., 1982.-35-38 с.

107. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев. М.: Наука, 1976.- 190 с.

108. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки: Слух, воображение, духовный быт.— М.: Лабиринт, 1993.— 116 с.

109. Медведева И.А. Александр Сергеевич Даргомыжский.- М.: Музыка, 1989.-201 с.

110. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы /В.В.Медушевский //Советская музыка.—М.: Музыка, 1980.—205 с.

111. Мигунов А.С. Vulgar: Эстетика и искусство во второй половине XX века /А.С.Мигунов.-М.: Знание, 1991.- 64 с.

112. Микешина Л.А. Стиль и метод научного познания /Л.А.Микешина // Проблемы методологии науки и научного творчества. Л., 1977. 2432 с.

113. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры:В Зт. Т.2, Ч. 1.-М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994.— 416 с.

114. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник.— М.: Вече, 1997 624 с.

115. Михайлов А.В. Проблемы исторической поэтики в истории культуры.- М.: Наука, 1989.-230 с.

116. Михайлов А.В. Языки культуры.- М.: Языки русской культуры, 1997.-106 с.

117. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты/ М.К.Михайлов.-Л.: Музыка, 1990.-283 с.

118. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле /Н.Н.Моисеев// Вопросы философии. 1990.-№ 6.-32-45 с.

119. Музыкальная эстетика Германии XIX века: В 2-х т.,- М.: Музыка, 1982.-682 с.

120. Мурина Е. Функция синтеза /Е.Мурина // Декоративное искусство СССР.—1970.— № 8.-16-28 с.

121. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков / Сб. переводов.-М.: Музыка, 1971.-216 с.

122. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки.— М.: Мысль, 1990.— 1662 с.

123. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ф.Ницше. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. —205 с.

124. Овчинников М.А. Творцы русского романса. Вып. 1.— М.: Музыка, 1988.- 159 с.

125. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие.—М.: Музгиз, 1956.-723 с.

126. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве.- М.: Современник, 1982.-223 с.

127. Орлова Е.М. Очерки о русских композиторах XIX- начала XX в.— М.: Музыка, 1982.-225 с.

128. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства /Х.Ортега-и-Гассет //Самосознание европейской культуры ХХвека.- М. 1991.-230-263 с.

129. От романтизма к реализму: Из истории международных связей русской литературы./Отв. ред. М.П.Алексеев.—Л.:Наука, 1978.—320с.

130. Очерки по истории русской музыки 1790-1825 гг./ Под ред. М.С.Друскина и Ю.В.Келдыша.- Л.: Музгиз, 1956.-457 с.

131. Палеева Н.Н. Проблема личности в русской классической драматургии: философский аспект.-М.: Искусство, 1992.- 158 с.

132. Парамонов Б. Конец стиля/Б.Парамонов //Звезда. 1993.№3-187-193с.

133. Платон. Собрание сочинений: В 4 т.- М.: Мысль, 1993.

134. Поэзия и музыка. Сб. статей и иссл-ий.-М.: Музыка, 1973.-302 с.

135. Парахонский Б.А. Стиль мышления. Философские аспекты анализа стиля /Б.А.Парахонский.- Киев.: Наук. Думка, 1982.-119 с.

136. Переверзев Л. Путь к музыке.- М.: Музыка, 1981.— 204с.

137. Петрушина В.И. Музыкальная психология.— М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 384 с.

138. Проблемы музыкального стиля: Сб. науч. трудов / Моск. гос. консерватория им. П.И.Чайковского. М., 1982.—157 с.

139. Проблемы романтизма в русской и зарубежной литературе: Материалы Международной научной конференции. (IV Гуляевские чтения), 15-18 мая 19996 г.-Тверь, 1996.-138 с.

140. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура: Учебник: В 2-х т. Екатеринбург; Нижневартовск, 1993.—256 с.

141. Порус В.Н. Стиль мышления в социальных измерениях/В.Н.Порус // Познание в социально-культурной системе.- М., 1987.-240 с.

142. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля /Г.Н.Поспелов.—М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.-330 с.

143. Райх В. Анализ личности М.: КСП+СПб.: Ювента, 1999.-332с.

144. Рахмадиев Е.В. Время и музыка: Статьи. Очерки. Размышления/Е.В.Рахмадиев,-Алма-Ата.: Онер, 1986.-213 с.

145. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие в 8-ми выпусках (1986-1989). Пер. с франц. О Холмской.-М.: Музыка, 1989.- 448 с.

146. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Дж.Реале, Д.Антисери.- СПб.: Петрополис, 1996.- 836 с.

147. Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса /Л.Л.Сабанеев.-М.: Музгиз, 1923.-318 с.

148. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе.—М.: Политиздат, 1991.—366 с.

149. Семенко И.М. Поэты Пушкинской поры.-М.:Худ. Лит., 1970.— 295с.

150. Серапин С. Пушкинъ и музыка. Опытъ выявления литературно-музыкальной проблемы. Соф1я.: Юго-Востокъ, 1926.—144 с.

151. Серкова В.А. Классицизм и романтизм в русской культуре первой половины XIX века // Культурология. Культура, история, ценности.— Спб.: ПТПУ, 1998.-216 с.

152. Серов А.Н. Избранные статьи.— М.: Гос. муз. изд-во, 1950.—627 с.

153. Соболев П.В. Очерки русской эстетики первой половины XIX века: Курс лекций. 4.2. /П.В.Соболев.-Л.: ЛГПИ, 1975.-164 с.

154. Соколов А.Н. Теория стиля/А.Н.Соколов.—М.: Искусство, 1968.— 167с.

155. Соколов А.Н. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества/А.Н.Соколов.- М.: Музыка, 1992. -227 с.

156. Соллертинский И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика.—М.: Музгиз, 1962.—48 с.

157. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура.- М.: Сов. композитор, 1975.-202 с.

158. Стасов В. Избранные статьи о музыке /В.Стасов.— М.-Л.: Гос. муз. издат., 1949.-328 с.

159. Стилевые основы русской народной музыки.-М.: Моск. гос. коне., 1998.-464 с.

160. Страницы истории русской музыки. Статьи молодых музыковедов.-Л.: Музыка, 1973.-183 с.

161. Ступень A.M. Образцы мировой поэзии в музыке. Очерки/А.М.Ступень.- М.-Л.: Музыка, 1965.-151 с.

162. Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной культуре: генезис, сущность, процесс функционирования: Автореф. дисс. д-ра филос. наук/В.К.Суханцева; А.Н.УССР. Ин-т филос.-Киев, 1991.

163. Суханцева В.К. Музыка как мир человека: Автореф. дисс. д-ра филос.наук/В.К.Суханцева; А.Н. УССР. Ин-т филос.-Киев, 2000.

164. Тэн И. Философия искусства. -М. :Искусство, 1996.- 351 с.

165. Фарбштейн А.А. Теория реализма и проблемы музыкальной эстетики.- Л.: Музыка, 1973.-143 с.

166. Филатов В.П. Научное познание и мир человека/В.П.Филатов.— М.: Политиздат, 1989.- 270 с.

167. Философия XX века: Учебное пособие/В.И.Добрынин и др.;Центр. инст-т непрерыв. образования об-ва «Знание» России.— М., 1997.— 284 с.

168. Фуко М.П. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: Пер. с франц. /М.Фуко СПб.: А-сао: Талисман, 1994.- 405 с.

169. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления /М.Хайдеггер Пер. с нем. В.В.Бибихина.- М. Республика, 1993.- 447 с.

170. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет/ М.Хайдеггер.— М.: МГУ, 1993.-450с.

171. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства.- Спб.: Изд.-во «Лань», 2000.- 320 е.- (Мир культуры, искусства и философии).

172. Хопрова Т.А. и др. Очерки по истории русской музыки XIX века.— М.: Просвещение, 1965.-42 с.

173. Чайковский П.И. О народном и национальном элементе в музыке. Избр. отрывки из писем и статей/Сост. И.Ф.Кунина. М.: Музгиз, 1952.-102 с.

174. Человек. Культура. Творчество (Актуальные вопросы философии и культурологии) / Под ред. Л.Я.Курочкиной; Воронеж. Гос. техн. ун-т.- Воронеж, 1999.-135 е.- Деп. в ИНИОН РАН 13.07.99,№ 54832.

175. Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сб. ст./Под ред. В.Н.Келасьева.—СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998 205 с.

176. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 1,2.— М.: Аллегро-пресс совм. с РИО Мособлупрполиграфиздата, 1994.-207с.

177. Чубарова В.Н. Метафизика музыки // Вест. Моск. ун-та. Сер. 9, № 1, Филология-М., 1996.№ 1-168-170 с.

178. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства.— М.: Мысль, 1966.— 607с.

179. Шиллер Ф. Собр. Соч.: В 7 т. Т. 6:Статьи по эстетике/Ф.Шиллер; Пер. с нем. Л.Е.Пинского; Послесл. В.Ф.Асмуса.- М.: Худож. лит, 1957.-792 с.

180. Шлегель Фридрих. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т., Т.1 /Сост. Пер. с нем. Ю.Н.Попова.-М.: Искусство, 1983.-479 с.

181. Шлегель Фридрих. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т., Т.2 / Сост. пер. с нем. Ю.Н. Попова.-М.: Искусство, 1983.-447 с.

182. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. /А.Шопенгауэр; Пер. Ю.И.Айхенвальда— М.: Типогр. товарищества, И. и Н. Кушнеров, 1900-1901.

183. Шпенглер О. Закат Европы Очерки морфологии мировой истории: В 2 т./О.Шпенглер; Пер. с нем. К.А.Свасьяна.-М.: Мысль, 1993.-508 с.

184. Шуман Р. О музыке и музыкантах- М.:Музыка, 1978.-204 с.

185. Эльсберг Я.Э. Индивидуальные стили и вопросы их историко-теоретического изучения /Я.Э. Эльсберг //Теория литературы.-М.: Прогресс, 1965.-444 с.

186. Элиаде М. Аспекты мифа/М.Элиаде; Пер. с франц. В.Большакова. -М.: Инвест-ППП, 1995.-239 с.

187. Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.—317с.

188. Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ.-М.: RTFL-book, К.Ваклер, 1996.-304 с.

189. Юрин В.Н. Роль личности в искусстве и политике /МГУ им. М. В. Ломоносова. Филос. фак.- М.: МГУ, 1980.— 30 с.

190. Юрьев Ф. Музыка света.- Киев.: Изд-во Киев. коне. 1971.- 168 с.

191. Ямвлих. О Пифагоровой жизни./ Пер. с древнегреческого И.Ю.Мельниковой.— М.: Алетейа, 2002.- 192 с.

192. Янушкевич А.С. Жуковский В.А. Семинарии.- М.: Просвещение, 1988.- 175 с.

193. Яворский Б.А. В 2 т.Т. 1: Статьи. Воспоминания.— М.: Музыка,— 1987.- 192 с.

194. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм.— М.: Прогресс, 1976. —232 с.

195. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры/В.Н. Ярская.- Саратов.: Изд-во Саратовского ун-та, 1989.— 151 с.

196. Arnheim, Rudolf. Visual Thinking. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1969.

197. Barthes R. S/Z. P.; Seuil, 1970. S.206.

198. Descartes Rene. «Les Passions de Гагпе». Oeuveres et Lettres. Paris: Gallimard, 1952. S.150.

199. Derrida I. La dissemination. Paris;seuil, 1972. S.205.

200. Derrida I. Leritwe et la difference. Paris, 1979. S.102.

201. Dibelius U. Modern Musik. 1945-1965. Munhen, 1966, S. 105.

202. Lyotard J.-F. La condition postmodern: Rapport sur le savoir. Paris, 1979. S.206.

203. Lyotard J.-F. Reponse a la question: Qu' est-ce que le postmodern. // Gitique. Paris. 1982. № 37.

204. Saussure F. de Cours de linguistique generale. Paris, 1960. S. 205.