автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Музыкальная культура как фактор формирования у школьной молодежи общечеловеческих ценностей

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Исхакова, Надия Рафхидовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Музыкальная культура как фактор формирования у школьной молодежи общечеловеческих ценностей'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Исхакова, Надия Рафхидовна

Введение

Раздел 1. Формирование у молодежи общечеловеческих ценностей как проблема социологической науки.!.

Раздел 2. Место музыкальной культуры в системе факторов формирования у школьной молодежи общечеловеческих ценностей.

Раздел 3. Механизм влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей.

Раздел 4. Основные направления формирования и развития у современной молодежи общечеловеческих ценностей посредством музыкальной культуры.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по социологии, Исхакова, Надия Рафхидовна

Актуальность темы исследования обусловлена процессами трансформации нашего общества. Рыночные отношения, проникающие во все сферы жизнедеятельности человека, существенно изменили его духовный облик. Они породили в общественном сознании неуверенность, неопределенность в завтрашнем дне. Молодой человек, вступая в жизнь, не в состоянии адаптироваться к современной жизни. Отсюда рост преступности среди молодежи, наркомания, распространение СПИДа. Социальная неуверенность, рост безнравственности среди молодежи оставляют свой негативный след в юном сознании, появляется равнодушие ко всему, что происходит в мире. Духовная жизнь становится безликой, наполненной срывами и нервной напряженностью. В связи с этим общество остро нуждается в активных творческих личностях, в людях высокой духовной культуры.

Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения ее к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом культурного наследия прошлого. Обращение к общечеловеческим ценностям (как устойчивым и высоконравственным ценностям) обусловлено потребностью сегодняшнего времени. Именно общечеловеческие ценности могут стать одним из факторов возрождения страны из духовно-нравственного кризиса. Одним из подходов к решению проблемы формирования духовной культуры, является музыкальная культура, которая как один из специфических видов искусства, отражает действительность посредством музыкального образа, системы музыкальных выразительных средств и поэтому имеет свои особенности в формировании общечеловеческих ценностей. Роль музыкальной культуры в формировании общечеловеческий ценностей заключается не только в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, но и в содействии подъему общего уровня её духовной культуры, что под силу только музыке с высоким нравственным содержанием независимо от жанра музыкального произведения. Значит, с помощью музыки можно научить детей мыслить, думать, воспринимать окружающий мир.

Однако в последнее десятилетие музыка развлекательного характера начинает превалировать над всеми остальными жанрами. Она мешает воспитанию здоровых вкусов, не способствует формированию нравственных качеств личности, поэтому сегодня необходимо бороться с этой опасностью. Именно насыщение школы духом высокого музыкального искусства является одним из важных факторов ее гуманизации, необходимым условием развития музыкальной культуры школьника. Таким образом, наше исследование является откликом на потребности современного общества и представляет собой часть работы по формированию общечеловеческих ценностей посредством музыкальной культуры.

Степень изученности проблемы. В отечественной социологии роль духовных ценностей рассматривается многими исследователями1. Проблемы, связанные с исследованием общечеловеческих ценностей, их формированием у подрастающего поколения стали актуальны в сегодняшнее время, когда кризис духовной культуры охватил все общество. Этот феномен исследуется не только социологией, но и представителями таких наук, как философия, педагогика, культурология. Характерно, что в большинстве работ общечеловеческие ценности понимаются достаточно широко, это понятие рассматривается как само собой разумеющееся. Как правило, это все то, что накоплено обществом и передается из поколения в поколение, присущее всему человечеству, характерное всем народам. Сегодня исследователи стали более основательно рассматривать понятие «общечеловеческие ценности». Вопросам их формирования особое внимание уделяется и в гуманитарных науках. Это означает, что формирование общечеловеческих ценностей представляет

1 Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга 1. - М.: Русский патриот, 1997; Хамматова С.А. Введение в проблему духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях социальных перемен. Ч. 1. - Уфа, 2000; Человек и духовно-культурные основы возрождения России /Под ред. Г.П. Выжлецова и др. - С.Петербург, 1996; Диденко В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия; Духовная культура и татарская интеллигенция /Сост. P.M. Мухаметшин. - Казань, 2000. сложный феномен человеческого общества и интерес для ученых. Но несмотря на это, можно сказать, что таких работ, где исследователи обратились бы к более точному и конкретному определению и формированию общечеловеческих ценностей, еще недостаточно. Исключение составляет работа А.И. Кравченко1, где вводится понятие «общечеловеческие интересы и ценности» и дается толкование этого понятия. Это подчеркивает то, что проблемы, связанные с разработкой данной категории имеются и есть над чем работать. Нам представляется, что исследование в сложившейся ситуации надо начинать с изучения факторного анализа общей культуры и её влияния на формирование общечеловеческих ценностей. Культура общества является постоянным объектом исследования не только социологов, но и философов, психологов, искусствоведов, педагогов. История становления, культуры отражается в философско-исторической, искусствоведческой литературе.2 Еще в Древней Греции была установлена зависимость между состоянием общества и состоянием культуры. Это прослеживается в трудах древнегреческих 5 философов - Платона, Аристотеля . Следует помнить, что музыка является одной из важной составных частей духовной культуры общества.

Научных работ, посвященных музыкальной культуре и ее влияния на личность много. Отдельные аспекты проблемы музыкально-эстетического воспитания рассмотрены в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского, P.A. Тельчаровой, ряд работ посвятили

1 Социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами /Под ред. А.И. Кравченко. М.: 2001 .-С.274.

2 Моль А. Социодинамика культуры в мировой литературе. /Пер. с фр. -М., 1973; Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество./ Пер. с англ. -М.,1992; Куницын Г.И. Общечеловеческое в литературе. - М.: Советский писатель, 1990; Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. -Л., 1967; Коробейников Л.А. Эволюция представлений о культуре в культурологии //Социол. исслед., 1996-№7; Флиер А.Н. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. М., 1997-№2; Александрова Е.Л. Быховская ИМ. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной дисциплины // Общественные науки и современность. -1997- №3; Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Культурология. -Казань, 1998.

Мифы в искусстве. О старом и новом. -М.,1993; Кун H.A. Легенды и мифы Древней Греции.-Челябинск, 1981; Античная музыкальная эстетика. -М.,1960; Лосев А.Ф. История Античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. -М., 1975; Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории.-Минск, 1998; Давыдов Ю. Искусство как социологический феномен.-М., 1968; Платон. Государство. Законы. Политика. -М.,1980; Платон. Диалоги.-м., 2000; Ибн Сина. Избранное. -М.,1980; Аль-Фабари. Естественнонаучные трактаты. -Алма-Ата, 1987. изучению слухового восприятия такие исследователи, как Л.А. Безбородова, А.Г. Косиок, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.О. Назайкинский, М.С. Осеннева, С.Х. Раппопорт1. Развитие музыкального восприятия представляет собой сложную систему, связывающую в единое целое множество условий и функций, операций и механизмов, обладающих особыми свойствами, структурой и воздействующих на человека. Так, например, в содержательной работе В.К. Белобородовой обращение к рассмотрению возможностей формирования музыкального восприятия у детей проводится в педагогико-психологическом ракурсе и систематизации2. А в статье Г.И. Панкевич3, где основой оказывается эстетическая проблематика, большое внимание уделяется структуре содержания музыкального восприятия, причем автор преимущественно выделяет и описывает сами элементы музыкальной речи. Близкий круг проблем, связанный с изучением функций музыкального восприятия вырисовывается в интересной работе В.В. Медушевского4, где кардинальным является вопрос о применении по отношению к музыке понятий знака, текста, значения, языка и речи. Философские аспекты функционального анализа концентрируются вокруг понятия теории отражения музыкального восприятия. Оно изучается в его познавательных функциях, спектр которых весьма богат, это познание произведения, жизни и самого себя; раскрытие или открытие нового в самом музыкальном искусстве и в действительности. Многие из вопросов, связанных с познавательной функцией, интересно поставлены и отчасти решены в работах по музыкальной эстетике и социальной

1 Костюк А.Г. Восприятие мелодии: мелодические параметры процесса восприятия музыки. -Киев,1986; Назайкинский Е.О. О психологии музыкального восприятия. - М., 1988; Медушевский В.В. О содержании понятия, адекватное восприятие //Восприятие музыки: сб. статей. -М., 1980; Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников.-М., 2001; Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции.-М.,1972; Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой.-Л., 1964;

2 Белобородова В.К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) //Музыкальное восприятие школьников. -М., 1975.

3 Панкевич Г.И. Восприятие музыкального произведения и его структура //Эстетические очерки. Вып.2. -М., 1967.

4 Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М., 1976. психологии музыки, например у А.Г. Костюка1. Понятия «адекватности восприятия» раскрывает В.В. Медушевский. Адекватное восприятие, по утверждению Медушеского, это идеал, эталон совершенного восприятия данного произведения, основанный на опыте всей художественной культуры. Чем полнее личность вбирает в себя опыт музыкальной культуры, тем адекватнее оказывается свойственное ей восприятие2.

Музыка не однородна. Значит и механизм влияния её на формирование общечеловеческих ценностей не однозначен. На наших глазах музыка разделилась на различные сферы - современную реалистическую музыку, экспериментальную «авангард», джаз, рок-музыку, фольклор. Каждый вид отличается друг от друга социальной функцией, содержанием, ценностными критериями общества, музыкальным языком и способами восприятия музыкальных произведений. По мнению А. Сохора, культурный человек должен не только умом знать, но и «адекватно понимать и оценивать» музыку самых разных жанров, включая легкую3. Для того чтобы массовый слушатель мог от легкой музыки перейти к классической, обязательно нужна музыка промежуточного склада, серьезно-легкая. А её как раз в наше время почти нет. При слушании рок-музыки все внимание без остатка концентрируется на ритме. Эта стратегия восприятия препятствует адекватному восприятию произведений с более сложной мелодичной фактурой таких жанров, как симфония, опера. Поэтому необходимо сохранить целостность восприятия, учить видеть преемственность между музыкальными произведениями прошлого и созданными сегодня. Одним из механизмов влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей является хоровое искусство - как наиболее древний вид музыкального творчества. В нем заложены исторически важные, сложившиеся в многовековом развитии принципы и традиции воспитания. В условиях коллективного исполнения у школьников, особенно

1 Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия //Художественное восприятие. - Л., 1971.

2 Медушевский В.О. О содержании понятия «адекватное восприятие» //Восприятие музыки. Сб. статей.-М., 1980.

3 Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. - М., 1975. - С. 169. подростков, развивается чувство ответственности за общее дело, где от вклада каждого зависит общий успех. Кроме того, участие в хоре способствует активности развития личности, глубокого восприятия музыкального произведения, творческому отношению к музыкальным занятиям. Сопереживание одних и тех же образов, настроений, чувств, заложенных в произведении, усиливает воздействие музыки на каждого. Роли и значению хорового пения в формировании нравственных качеств личности ребенка посвящены труды A.A. Венгрус, B.C. Попова, A.B. Свешникова, Г.А. Струве, В.Г.Соколова1.

В сегодняшней социокультурной ситуации музыка властно пронизывает всю нашу жизнь. Она приобретает всевозрастающую популярность. Социологическими исследованиями, проводимыми в области музыкальной культуры, занимается социология музыки. Однако, как отдельная отрасль л знания, музыкальная социология в России оформилась лишь в 60-е годы . К тому времени на Западе накопилась обширная литература по социологии музыки. Особое место занимают исследования музыкальных увлечений современной публики, ее вкусов, потребностей, а также вопросов, связанных с пропагандой и распространением музыки в трудах Т. Адорно, К. Блаукопфа, М. Вебера, А. Зильбермана. Немало интересного о развитии музыкальной культуры можно найти в книге «Музыкальная социология» австрийского ученого К. Блаукопфа, где он исследует проблемы акустики, теории и истории музыки. А. Зильберман в своих работах обращает внимание на поведение

1 См.: Венгрус A.A. Пение и фундамент музыкальности. Монография. Великий Новгород., 2000; Соколов Вл. Работа с хором. - М.: Музыка., 1983; Из опыта работы с хором учащихся средней школы/Под ред. Е.Я.Гембицкой и Д.Л. Локшина. - М., 1960; A.B. Свешников. - М.: Советский композитор, 1970; Луначарский A.B. В мире музыки - 2-е изд. - М., 1970.

2 См.: Нестерова С. Использование социологических методов для совершенствования планирования в системе концертного обслуживания населения.-М.,1982; Сохор А.Н. Социология музыки.-М.,1975/Вопросы социологии и эстетики музыки.-Л., 1980/Воспитательная роль музыки.-М., 1975; Коган Л., Вишневский Ю. Очерки теории социалистической культуры.-Свердловск,1972; Коган Л.Н. Искусство и зритель./Художественное восприятие.-Л., 1971; Перов Ю.В. Что такое социология искусства?-Л.,1970; Адорно Т.В. Введение в социологию музыки. Вып. 1,2.-М., 1973; Асафьев Б.В. Избранные труды в 7-ми томах.-М., 1957/Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-М.-Л., 1965. публики во время концертов; А. Адорно рассматривает эстетическую сторону музыки1.

Среди выдающихся отечественных ученых, занимающихся проблемами исследования музыкальной культуры, можно назвать Б.В. Асафьева, Ю. Капустина, JI.H. Когана, JI.H. Новожилова, А.Н. Сохора, B.C. Цукермана. Большое количество работ посвящено изучению музыкальных вкусов молодежи. Это работы Э.Е. Алексеева, Д.М. Давлетшиной, C.JI. Катаева, З.В. Сикевича, Т.М. Сницаревой2.

Достаточно много исследований, рассматривающих функционирование музыкального искусства, имеется в Республике Татарстан. В разные годы вышли труды В.Р. Дулат-Алеева, Г.М. Кантора, З.Н. Сайдашевой, о

Г.Р. Сайфуллиной и других ученых . Накоплен значительный материал в области народного творчества республики. Особое внимание уделяется фольклору, так как он тесно связан с историей народа. Музыкальный фольклор - высокохудожественный по содержанию, глубокоэмоциональный и разнообразный по средствам выразительности - способен вызвать у подрастающего, поколения любовь и сострадание к ближнему и поэтому

1 Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. - Л., 1980. - С.58.

2 Сохор А.Н. Музыка и общество. - М., 1972, Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, 1971; Цукерман B.C. Музыка и слушатель. - М.: Музыка, 1972; Алексеев Э.Е., Головинский Г. Л. и др. Музыка и молодежь сегодня// Социальные функции искусства и его видов.-М., 1980; Человек в мире художественной культуры /Под.ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина.-М.,1982; Катаев С.Л. Музыкальные вкусы молодежи //Социол. исслед.-1986,-№1; Сницарева Т.М. Музыкальная жизнь сельского населения //Социол. исслед.-198б.-№3; Давлетшина Д.М. Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях. Автореф. дисс. канд. социол. наук,-Казань,1998; Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против».-Л.,1990.

3 Кантор Г.М. Казань музыкальная: Статьи, очерки, рецензии. - Казань, Йошкар-Ола, 1994; Сайдашева З.Н. В мире татарской музыки: Сборник статей/Казанская консерватория. -Казань, 1995; Дулат-Алеев В.Р. Текст национальной культуры. Новоевропейская традиция в татарской музыке.-Казань, 1999; Сайфуллина Г.Р. Музыка священного слова «Чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре».-Казань, 1999. занимает особое место в сокровищнице народного творчества, способствуя формированию общечеловеческих ценностей.

Шагая «в ногу со временем», фольклор претерпевает заметные изменения, ибо постоянно меняющаяся действительность всегда вступает в противоречия с устоявшейся фольклорной традицией. В результате некоторые жанры традиционного фольклора либо продолжают свою жизнь, превращаясь в современные, либо исчезают, переходя уже в наследие. Особый интерес по проблеме теоретического и практического осмысления возможностей татарской музыкальной фольклористики представляют труды М.Н. Нигмедзянова, С.И. Раимовой, М.Р. Файзулаевой, З.М. Явгильдиной1.

Работ по изучению влияния музыкального искусства на общечеловеческие ценности много, но они или исторического или педагогического аспекта, а исследований, связанных с изучением музыкальных интересов, запросов вкусов, недостаточно. Значительно меньше таких работ в области социологии музыки. Социальные процессы, которые происходят в музыкальной культуре, интересует социологов, в связи с формированием новых форм рыночных отношений, которые значительно изменили духовный облик молодежи. В современной литературе еще недостаточно изучены духовные факторы, которые воздействуют на человеческую деятельность. В этом направлении работают многие ученые и нашей республики.

Весомый вклад в изучение социологии культуры внесли ученые Татарстана. Среди них - Л.А. Волович, К.Т. Гизатов, Ф.Г. Зиятдинова,

1 Нигмедзянов М.Н. Татарские народные песни.-Казань,1970; Явгильдина З.М. Жанры татарского детского фольклора и возможности их использования в музыкальном воспитании школьников/Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологий. Вып.2.-Саранск,1998; Раимова С.И. К вопросу о татарском детском музыкальном фольклоре //Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания.-Казань,1972; Татарское народи творчество. Детский фольклор-Казань, 1993.

B.B. Иванов, P.A. Исламшин и другие ученые1. В разные годы в республике по проблемам духовной жизни защищались диссертации2.

В перечисленных работах не ставилась задача изучения влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей в школьной среде, а также не рассматривались интересы, вкусы детей школьного возраста. У Д.Давлетшиной данная проблема исследуется в завершающем звене общеобразовательной системы - студенчестве. Однако, процесс формирования общечеловеческих ценностей протекает и в период школьного развития личности ребенка. Отсутствие работ на эту тему делает наше исследование актуальным. В данной работе исследуется сущность формирования общечеловеческих ценностей как проблема социологической науки, раскрывается место и роль музыкальной культуры в системе факторов влияющих на формирование у школьной молодежи общечеловеческих ценностей, а также показаны механизмы влияния музыкальной культуры на формирование этих ценностей и определены направления формирования и развития у современной молодежи общечеловеческих ценностей посредством музыкальной культуры.

Целью исследования является анализ музыкальной культуры в качестве фактора формирования общечеловеческих ценностей у школьной молодежи в

1 Волович А.Н. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. Некоторые методологические вопросы эстетического воспитания.-Казань, 1976; Гизатов К.Т. К проблеме национальной формы искусства. Автореф. дисс. . канд. филос. наук.-Казань, 1965. Его же. Национальное и интернациональное в советском искусстве. - Казань: Татар, кн. из-во, 1974. - 253 с. Его же. Национальная идеология. Т.1.2.- М., 1999. - 412 е.; Исламшина Т.Г. и др. Молодежные субкультуры. -Казань, 1977.; Исламшин P.A. Национально-культурное возрождение глазами учителя //Социол. исслед.,1998, №11, С.80; Зиятдинова Ф.Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе //Социол. исслед., 1998. -№11,-С. 66.

См.: Давлетшина Д.М. Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи. Автореф. дисс. . канд. социол. наук. - Казань. -1998; Аглямова Г.А, Духовные факторы развития социального потенциала села. Автореф. дисс. .канд. социол. наук.-Казань, 1999; Потапова С.А. Студенчество современного молодого города как социальная группа. Автореф. дисс. .канд. социол. наук.-Казань, 2001. условиях трансформации общества. В соответствии с данной целью в диссертации поставлены следующие задачи: дать социологический анализ общечеловеческих ценностей, раскрыть их содержание и структуру; раскрыть место и роль музыкальной культуры в системе факторов, влияющих на формирование у школьной молодежи общечеловеческих ценностей; показать механизм влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей школьной молодежи; разработать основные пути формирования и развития у современной молодежи общечеловеческих ценностей посредством музыкальной культуры.

Исходя из цели, задач исследования, сформулирована гипотеза, которая состоит в том, что процесс формирования общечеловеческих ценностей через музыкальную культуру находится в прямой зависимости от уровня образованности и культуры школьной молодежи.

Объектом исследования является процесс формирования общечеловеческих ценностей у школьной молодежи.

Предметом исследования является влияние музыкальной культуры на формирование у школьной молодежи общечеловеческих ценностей.

Теоретико-методологической основой исследования послужили философско-социологические концепции и теории музыкальной культуры, связанные с изучением общечеловеческих ценностей. В основу диссертации положен конкретно-исторический и деятельностный подходы к формированию личности, а также был использован структурно-функциональный метод, который позволил выявить место музыкальной культуры в общей системе факторов, влияющих на процесс формирования общечеловеческих ценностей. Автор опирался на работы видных отечественных и зарубежных ученых -Т. Адорно, М. Вебера, А.Г. Здравомыслова, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, В.Т. Лисовского, П.А. Сорокина, В.А. Ядоваи других.

В ходе исследования применялись следующие методы:

1. Общенаучные: сравнительно-типологический, логический, с помощью которых выявлены общее и особенное в изучаемом явлении; статистические методы обработки полученной социальной информации; анализ литературы по изучаемой проблематике.

2. Социологические: анкетирование школьников, их родителей; анализ документов - статистических отчетов, отчетов Управления социологических исследований Республики Татарстан; средств массовой информации.

Информационную базу исследования составили данные статистики, а также социологические исследования в России, в том числе в Республике Татарстан. В информационную базу исследования вошли результаты социологических исследований, проведенных автором диссертации на базе школ городов Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Лениногорска, а также школы сельской местности Республики Татарстан в период с 2000 по 2001 год,. Автором диссертационной работы было проведено два исследования на тему «Влияние музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей школьной молодежи». Выборочная совокупность составила 1200 человек. Из них - городских детей - 74,6%, сельских - 25, 4%. Распределение по национальным признакам: татар - 49%, русских - 44,3%, детей других национальностей - 6,7%. Предельная ошибка репрезентативности составляет 5%. В информационную базу работы также включены данные аналитических бюллетеней «Молодежный вестник Татарстана».

Научная новизна исследования: дан социологический анализ общечеловеческих ценностей, раскрыто содержание и их структура; установлено место музыкальной культуры в системе факторов формирования общечеловеческих ценностей школьной молодежи; раскрыт механизм влияния музыкальной культуры и ее важнейших элементов на формирование общечеловеческих ценностей школьников; определены основные направления формирования общечеловеческих ценностей у школьной молодежи и разработаны практические рекомендации по их развитию посредством музыкальной культуры.

Положения, выносимые на защиту.

1. Возрастающая сложность жизни на фоне общего снижения культурного уровня ведет к падению нравов и утрате духовности в обществе, распространению насилия, жестокости. В результате формируется негативный, бездуховный тип мышления. Выходом из этой ситуации может быть и поиск нового подхода к воспитанию, основанного на нравственном фундаменте общечеловеческих ценностей.

2. В силу своей многофункциональной направленности, музыка служит формированию творческих способностей, знаний, навыков, умений и целостно воздействует на духовный мир и эмоциональное развитие школьной молодежи, способствует формированию общечеловеческих ценностей и становлению мировоззрения подростков.

3. Механизм влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей школьников раскрывается через формы влияния музыки на социум: организованную (руководимую), самостоятельную (избирательную) и стихийную (неосознанную).

4. Одним из направлений формирования общечеловеческих ценностей является народная музыка. Идея добра и любви главенствует в народных произведениях, в них заключен источник доброго отношения ко всем людям, к природе, ко всему живому. Такая музыка особенно необходима в настоящее время и как можно чаще должна звучать в общеобразовательной школе.

5. Проблема формирования общечеловеческих ценностей у школьной молодежи посредством музыкальной культуры решается в первую очередь в системе образования - в школе, где закладывается тот фундамент, на основе которого развиваются будущие поколения.

Научно-практическая значимость исследования заключается в использовании полученных результатов и выводов для разработки региональной молодежной политики в сфере музыкальной культуры, а также включения их в программы учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы и других культурно-досуговых учреждений. Материалы работы могут быть использованы в преподавании курса социологии, культурологии, музыкальных дисциплин, спецкурса по социологии культуры, а также при разработке программ социологического исследования музыкального развития школьной молодежи.

Апробация работы. Основные положения, результаты, выводы диссертационной работы докладывались на ряде научно-практических конференций всероссийского, регионального уровня, отражены в публикациях.

По теме исследования опубликовано:

1. Хоровое пение как активная форма музыкальной культуры //Наука и школа. - Набережные Челны, 2001. - №10-11. - С.83.

2. Музыкальные вкусы школьников //Актуальные проблемы педагогики, психологии и частных дидактик. Часть 8. - Набережные Челны, 2001. - С. 111115.

3. Формирование общечеловеческих ценностей как проблема социологической науки //Актуальные проблемы педагогики, психологии и частных дидактик. Часть 9. - Набережные Челны, 2002. - С. 70-73.

4. Основные направления формирования и развития у современной молодежи общечеловеческих ценностей посредством музыкальной культуры -Рукопись деп. в ИНИОН РАН, 2002. -№57207.

5. Формирование у молодежи общечеловеческих ценностей как проблема социологической науки. - Рукопись деп. в ИНИОН РАН, 2002,- №57208.

6. Роль музыкальной культуры в формировании общечеловеческих ценностей у школьной молодежи //Культура и молодежные организации России /Статьи, тезисы и материалы VIII Всероссийской научной конференции

16 обществоведов "История политических партий, органов власти и управления России: история, уроки истории, политика, экономика, социально-экономическое положение народа, культура. - Владимир, 2002. - С.54-58.

Структура рабеты: диссертация состоит из введения, 4 разделов, заключения, списка использованных работ и приложения.