автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Музыкальная культура городов Белоруссии в XVIII веке
Полный текст автореферата диссертации по теме "Музыкальная культура городов Белоруссии в XVIII веке"
: ■ ЛИТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
На правах рукописи
ДАДИОМОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
УДК 78 (476) (091)
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ГОРОДОВ БЕЛОРУССИИ В XVIII ВЕКЕ
17.00.02 - Музыкальное искусство
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
ВИЛЬНЮС -1990
Работа вшслеона б Ш:с1'ятуге пссусствовздзкея, этнографам и-фольклора ¿калении наук Белорусской СС?
Овдел цуаыкадьногс сскусства
йаучкнЁ руководитель - кандидат кскусствоведекия,
стараий научный сотрудник И.Х.Ыаз2Е£
/
ОфшжальЕие одсопеЕгы - доктор ЕсжусскзоБедеши,
профессор Л.ГЛаяъпо
- кандидат искусствоведения Ю.-Ц.С.ТрЕлуаг£твЕе
Ведущая организация - Ленинградский государственный
ннстктуг театра, иузыкк к
- КЕнеиатографза
Защита состоится 21 ездя 1930 г. в 14 часов на заседании Регионального специализированного совета К 092.12.01 по прк-сувдешгю ученой степени кандидата Ескусствоведеник Литовской консерваторки (232600, Литовская республика, Вильнюс, просде Гедииино, 42).
С диссертацией иокно ознакомиться ь библиотеке Литовской консервагорли.
Автореферат разослан " " цак_19Э0 г.
Учены!: секретарь Регионального спедишшзирозанлэго ^ совета кандидат искусствоведения, доцент
Ё.Й.Брувер^
'"1
•■ - - / ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Современный этап развития духовной жизни нашей страш отмечен возрастанием интереса к истории культуры,^стремлением увидеть "свою историческую преемственность в потоке чередующихся времен" (Л.М.Леонов), "избавиться от хронологического провинциализма" (С.С.Аверинцев). Ощутимо это и в Белоруссии, где с осознанием необходимости сохранения и изучения родного языка, исторических памятников и других непреходящих ценностей начался процесс постижения я возрождения культурных традиций прошлого. Сегодня, когда стали очевидны пагубные последствия искусственного "вымывания" и забвения отдельных слоев духовного наследия, особенно важной и неотложной оказалась задача обнаружения и заполнения многочисленных "белых пятен" в истории отечественной культуры. Одним из таких "белых пятен" в ее истории является музыкальная культура Белоруссии ХУШ столетия, изучение которой необходимо как для воссоздания целостной картины художест-.венной ждзпи края, так и для освещения истории его музыкального искусства. Давно назревшая потребность в проведении такой работы и определила актуальность темы диссертации.
Для подобного рода исследования наиболее репрезентативной представляется музыкальная культура города, которая взрастила ■новые формы музыкально-профессионального искусства и оставила наибольшее число "следов" своего существования. Поэтому в качестве предмету' изучения избрана музыкальная культура городов Белоруссии ХУШ века. Ее ключевая роль в музыкально-историческом процессе во многом предопределена особой значимостью городов в развитии материальной и .духовной жизни государства.
В рассматриваемый период белорусские города представляли собой весьма сложные в социальном отношении образования с многочисленными, внутренне иерархпчными общественными группами и
отчетливо выракенной классовой дифференциацией населения, за»
крепленной характерны:.! для феодализма сословии делением. Высшей и привилегированной группой горожан являлись светские и духовные феодалы. Особые группы составляли мещане, объединенные в городской общине, и городские низы — плебс. Социальная структура белорусских городов ХУШ в. охватывала деление общества не только по классовому, но и по другим — профессиональным, этническим, половозрастным, культурным признакам. Естественно, что каздая социальная группа имела свои музыкальные потребности и предпочтения, культивировала свои, особые виды музыкальной практики, содействовала развитию определенных областей музыкальной культуры. Поэтому в настоящей работе процесс становления этой культуры рассмотрен сквозь призму социального функционирования музыки в конкретных исторических условиях, а основной пельп ио-йлйдовщща стала реконструкция музыкальной культуры городов Белоруссии ХУШ в. как целостности, сформированной музыкальными субкультурами разных социальных групп.
Музыкальная субкультура трактуется в диссертации как составная часть музыкальной культуры, слоаившаяся.в результате функционирования музыки в конкретной группе населения и охватывающая потребляемые и создаваемые ею музыкально-культурные ценности. Музыкальная Ее культура рассматривается при этом как явление высшего порядка, несводимое, к сумме составляющих; его субкультур.
Выделял те категории населения, чья музыкальные субкульту-
ры станут предметом исследования, мы руководствовались данными всех выявленных исторических источников. Они та наиболее полно отразили бит и культуру нескольких классово-сословных, (светские и церковные феодалы), профессиональных (музыканты, ремесленники, военные) и демографических (школяры шш учащаяся нолодеяь) групп, пи. Ограничение общественных групп, неизбенноо для ретроспективного музыкально-исторического исследования, не ноает, однако, препятствовать изучению музыкальной культуры городов в целом, поскольку данные группы репрезентируют абсолютное большинство городского населения Белоруссии в ХУШ веке.
Для достижения намеченной цели в диссертации необходимо было решить следующие ашшд:
Выявить особенности формирования, специфику содержания и динамику развития музыкатьных субкультур разных классово-сословных, профессиональных и демографических групп городского населения Белоруссии в ХУШ веке, установить совокупность обусловливающих данные субкультуры объективных п субъективных факторов.
Вскрыть характер взаяпсвязей разных музыкальных субкультур и их значимость для становления городской музыкальной культуры как целостности.
Определять основополагающие черты и важнейшие тенденция развития музыкальной культуры городов Белоруссии в ХУШ веке.
Среди объективных факторов формирования музыкальных субкультур и музыкальной культуры в целом оказались слолшыо исторические условия развития городов, которые не раз подвергались разрушениям (первые десятилетия века), были составной частью разных государств (Великого княгества Литовского и Речи Поспо-литой, России), находились на пересечении различных социально-
политических, этно-культурных и конфессиональных течений.
В настоящей диссертации рассматриваются те музыкально-исторические явле!шя, территориальные гранит которых включают регион современной Белоруссии. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1701 по 1800 год.
Изучаемая музыкально-культурная формация прошла в своем развитии два взаимосвязанных, но достаточно своеобразных периоду, условная граница мевду которыми проходит по середине столетия. Если для первого периода характерна преемственность с традиционными формами музыкальной жизни, то для второго — развитие новых форы, определивших качественное своеобразие музыкальной культуры этого времени. .
Методологической основой диссертации является принцип историзма, предполагающий рассмотрение явлений в их исторической преемственности, развитии и взаимосвязях. Работа опирается такие на глубоко разработанный в советской и зарубежной пауко метод комплексного изучения музыкально-исторических процессов в их обусловленности социально-политическими и общекультурными факторами. Большое значение для настоящего исследования имели и поло-кения музыкально-социологической пауки, преаде всего известный тезис Б.В.Асафьева о необходимости изучения самой жизни музыки, процесса ее непосредственного внедрения в эпоху, ее роли и места в общественной практике.
Исследование музыкальной культуры белорусских городов ХУШ века предпринимается впервые. Научная новизна этой работы определяется и постановкой проблемы, ее историко-социологкчеокиы ракурсом, и введением в научный обиход целого пласта нового фактологического материала, открывающего неизвестную ранее страницу
история духовной елзни Белоруссии. С цельно выявления этого материала было изучено множество чрезвычайно разнообразных в типологическом, содержательном и языковом плане историческихид-уочпиков. как опубликованных — исследований советских и зару-бенншс историков и искусствоведов, периодики ХУШ века, нотных изданий, мемуаров, хроник, так и неопубликованных — многочисленных рукописных документов, хранящихся в архзвах Советского Союза я Польши. .
Большинство опубликованных исследований, содержащих необходимую шфэрмацию, принадлежит польским авторам. Наиболее значимыми для настоящей диссертации оказались работы Ю.Хоминского, А.Миллера, Я.Проснака, А.Журавско-Витковской*, которые, изучая музыкальную культуру Речи Посполитой ХУШ в:, приводили разнообразные сведения о развитии музыкатьной аизни, исполнительства, музыкального образования на восточных землях Великого кяяяества Литовского. Ценные материалы о музыкальной культуре Слонима 1760—1790-х гг. содержит и монография.немецкого ученого А.Чехя-повецкого^, в которой всесторонне освещена меценатская деятельность М.К.0гпяского, реконструирована история его театра и капел-
^ ChoraiAski J. Slovmik muzykdw polnkioh. Krakdvr, 1964-1967. T.1-2; Miller A. Те at г polnkl i nuzyka na I.itwie jnko 3traznice kultury Zaohodu, Wilno, 1933; Proanak J. J'oli-cliymnin ucztica. Warozawa, 1976; ¿orawaka -Witkownka A. Ka-pela Antonin^o Tyzenhauzn w Grodnla // Mv:yka, 1977.N2. . S.3-35.
о ,
Ciechonowi ftcki A. Michnl Knziraiors OginskI nein
I.'.u.ienhof zu Slonim. Köln, 1961.
лы, приведены биографические дашше о многих музыкантах.
Некоторые стороны музыкальной кизни Белоруссии ХУИ в. привлекали внимание и белорусских авторов — музыковедов А.Л.Кали-лова, В.П.Маслениковой, Е.И.Ахвердовой, литературоведа А.И.Маль-диса и театроведа Г.И.Баршюва. Особую источниковедческую значимость имеют статш Г.И.Баршева и написанный им раздал в коллективной монографии^, где воссоздана широкая панорама театральной гшзни Белоруссии второй половины ХУШ в., приведены многие дашше об оперных и балетных постановках магнатских театров, исполнителях частновладельческих капелл.
В основном все упомянутые работы освещают музыкально-исто-рическио события, происходившие в Несвиже, Слоите, Гродно и Шклово в 1750—1790-е гг. Воссоздать более полную в географическом и хронологическом плане.картину развития городской музыкальной культуры Белоруссии позволяют источники ХУШ века. Наиболее информативно емкими среди них оказались газеты ХУШ века — "Ки -rier Pol ski», "Gaseta Polaka", "Kurier Litov/oki", "Gazety Y/iloiskio" "Gazota Grodzietíaica Храня описания различных событий городской жизни, они позволяют определить место и роль музыки в быту горожан. Данные о придворных праздниках и увеселениях с музыкой, о кизни и творчестве некоторых музыкантов-обителей содеркат мемуары, дневники и хроники ХУШ века.
Значительно обогащают представление о музыкальной культуре белорусских городов и неопубликованные архивные документы: инвентарные описаний городов, дворцов, костелов и монастырей, исчисления и смети расходов различных воинских подразделений, цриходно-
1 Поторып боллрускага тэатра. Мн., 1983.. Т. I. С. 193—233.
расходное ведомости костелов, коллегиумов и бурс, контракт« с музыкантами и музыкальными мастерами.
Материалы диссертации могут найти широкое практическое ппч-цодопид — войти в лекционные курен по истории музыки Белоруссии и пародов СССР, в популярные издания и паучные труда по истории музыкальной культуры, музыкальной социологии и краеведению, а выявленные музыкальные памятники включены в репертуар исполнительских коллективов.
Материалы и полозенея работы были апробитюващ как в научных публикациях и сообщениях, так и в художественной практике: статьях, докладах на межреспубликанских конференциях в Шяуляй (1987 г.) и Вильнюсе (1988 г.), на научном семинаре и межрегиональной конференции, организованной АН БССР (1987,-1989 гг.), Минским институтом культуры, Союзом театральных деятелей Белоруссии, Государственным академическим Большим театром БССР и Белгосфилармогшей (198Э г.) в г. Минске. 11а последней конференции с участием автора диссертации впервые были исполнены произведения М.Радзивилла.
' Диссертация была обсуэдена на заседании отдела музыкального искусства Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР, а такзе на заседании кафедры истории музыки Литовской консерватории.
Структура работы.' Диссертация состоит из Введения, двух глав. Заключения, Списка использованной литературы и архивных исто-швов (608 позиций), Приложения, включающего нотные примеры, ксерофотокопии различных документов я карту центров музыкальной культуры'Белоруссии в ХУШ веке.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении дано обоснование теми диссертации, определены ее цели и задачи, методологические принципы, хронологические и территориальные границы исследования, осуществлен историографический и источниковедческий анализ.
Первая глава — "Музыкальные субкультуры классово-сословных групп городского населения Белоруссии в ХУШ веке" — состоит из двух разделов. В первом — "Светские феодалы и музыка" рассматривается музыкальна! субкультура магнатов — крупнейших светских феодалов. Отмечается, что на восточных землях Великого княжества Литовского, как и в других регионах Европы, музыка была неизменным спутником жизни знати. Она звучала и в повседневном быту, й на официальных и семейных праздниках аристократии.
Особо, репрезентативными среди этих традиционных, сопровождавшихся музыкой торжеств были так называемые "въезды" магнатов в города — церемонии, широко распространенные в то время в европейских странах. Судя по выявленным автором диссертации описаниям очевидцев, в подобных торжествах сочетались антично-мифологические, средневеково-христианские, ренессансные историко-культурные традиции. Переплавленные в барочной стилевой системе, они дополнялись ориенталистическими сарматскими элементами, усиливавшими стилевой "полиглотизм" художественного контекста торжеств. И в музыкальном оформлении церемоний обнаруживаются барочные черты, которые проявляются в использовании традиционных жанров католической культово-обрядовой музыки и стереофонических эффектов.
Иным предстает в свете газетных репортажей и мемуаров, приведенных в работе, музыкальное сопровождение всевозможных увесе-
лений магнатов. На балах, маскарадах и других развлечениях "при . музыке и танцах" звучали западноевропейские, польские, украинско-белорусские тазды. Во время пышных застолий раздавались приветственные сигналы труб, барабанов и шуточные песенки. Охоту чаще всего сопровождали музыкальные сигналы, в частности, фанфарн.
Если традиционные формы включения музыки в быт, где музыка играла главным образом прикладную роль, культивировались в субкультуре знати на протяжении всего столетия, то новые — театральные и концертные формы собственно музыкальной жизни, где музыка выступала как самоценный эстетический феномен, утвердились только во второй его половине. В этот период многое изменилось в культурной жизни Белоруссии. Эпоха Просвещения, полностью вступившая в свои права, взрастила новые идеалы и духовные ценности, новые стили и жанры искусства. Все более активно начали осваиваться художественной практикой Taie называемые "готовые формы" (термин Д.Сарабьянова) западноевропейского искусства. В музыкальной культуре белорусских городов данный процесс был весьма интенсивным, свидетельство чему —. быстрая адаптация здесь профессионального музшеалъного театра. Его "внедрение" тленно в субкультуру знати было неслучайным: молодое, нуждавшееся в мате-риатьной поддерете онерно-балетпое искусство могло развиваться в Белоруссии, как ранее в Западной Европе, только под патронатом аристократии.
В 1750—1770-е гг. в Несвике, Слуцке, Слониме, Гродно и Шилове магнаты открывают музыкальные театры, которые в короткий срок достигают высокого профессионального уровня. На их сцепах ставятся главным образом западноевропейские комические оперы. Этот жанр, воплотивший в себе основные черты гомофонно-гар-
ионического ышления и определивший судьбу и собственно оперного, и всего музыкального искусства Европы, оказался проводником нового стиля и в музыкальном искусстве Белоруссии. Рецепция данного стиля осуществлялась здесь, как и во всем восточноевропейском культурном ареале, не только путем непосредственной 4трансплантации" в местную культурную среду образцов западноевропейского оперного творчества, но и создания оригинальных произведений. Подтверадение тому — опера "Агатка" И.Д.Голлавда (Не-свиг, 1784), принадлеЕность которой к европейскому классическому стилю не вызывает сомнений.
Процесс освоения оперы протекал в Белоруссии, как я в Польше, Литве, России и на Украине, при активном участии зарубенных и местных профессиональных сил и сопровождался бурным развитием исполнительства, музыкального образования,становлением целой системы "внутреннего, своего "художественного хозяйства"*.
Особенно активно стимулировал музыкальный театр развитие оркестрового исполнительства: неслучайно крупнейшие оркестры возникли в 1750—1780-е гг. именно при ведущих — Ьесвивскоы, Гродненском, Слонимском и Шкловскш театрах. Впрочем, предпосылки для становления в белорусских городах оркестровой культуры складывались еще до появления здесь музыкального театра. Архивные документы и периодика ХУШ в. свидетельствуют, что уже в 17001750-е гг. при дворах некоторых аристократов — К.Завишп, С.М. и Т.Огинских, З.Домбского, С.Тарковского, М.Сапеги, М. и Г.Радзи-вкллов — имелись собственные капеллы.
Если ^ первой половине века в резиденциях магнатов получи-
* Асафьев Б.В. Музыкальная форла как процесс. Л., 1971. с. 324.
лп распространение'оркестры барочного типа, то е'о второй половине столетия — раннеклассического и классического. Репертуар этих исполнительских коллективов охватывал многие произведения итальянских, французских и австро-немецких композиторов.
Согласно обнаруженным данным, в 1750—1790-е гг. у магнатов ¡мелись и духовые оркестры: военные, янычарские и роговые. Особо сильное впечатление производило на современников звучание "янычарской музыки". Распространению в Белоруссии этого восточного оркестра в значительной мере содействовал сарматизм — культурно-бытовое направление, ориептализйровавшее субкультуру высшего сословия.
По мере становления придворных музшсально-исполнптельских коллективов происходит развитие концертных видов музыкальной практики. В 1750—1780-е гг. концерты проходили в Гродно, Сло-шле, Минске, Руганах и Несвипе.
Во второй половине века под патронатом аристократии развивается не только исполнительство, но и музыкальное образование и воспитание. В открытых при частновладельческих театрах,музыкальных и театрашю-худокествешпк ппсолах обучаются дети крестьян и бедной шляхты, а в пансионах и кадетасих корпусах — выходцы из аристократических семей.
В этот гл период активизируется, -наряду с меценатством, п любительское творчество знати. Среди музыкантов-любителей выделяются гетман литовский Михал Казимез Огинский и виленский кап-телян Мацей Радзивплл. Первый — высокообразованный и разносторонне одаренный человек — сочинял музыку и стихи, прекрасно ' рисовал и играл па' арфе, флейте и скрипке. Считается, что его пору принадлежит несколько опер, партитуры которых пока пе пай-
дены. Виявленше песня Огинского на авторский текст отмечены простотой и непритязательностью музыкального языка.
Представление о творчестве второго композитора-любителя дают Дивертисмент и шесть Полонезов для камерного оркестра. Серенада для струнного квартета, Соната для скрипки и фортепиано и Полонез для фортепиано, написанные в 1788—1797-е гг. Данные опусы, обнаруживающие принадлежность к общеевропейскому гомо-фонно-гармонвческому стилю, наглядно подтверждают активность его усвоения не только в сфере профессионального, но и любительского творчества.
Итак, наиболее существенными предпосылками формирования музыкальной субкультуры светских феодалов оказались шрота их материальных возмокностей, культурных интересов, ориентация на исторически пёрспективные направления европейского художественного творчества. Характерными особенностями музыкальной субкультуры светских феодалов явились не только ее богатство, многообразие, но динамичность и центростремительность развития. Если в первой половине века в данной субкультуре функционировала только бытовая музыка, которая сопровождала различные торжества и играла главным образом прикладную роль, то во второй половине столетия с появлением новых форы европейской музыкальной жизни началось активное усвоение оперчо-симфонических жанров, вовлечение в "гравитационное поле" субкультуры значительных профессиональных сил, ускорение развития всех видов музыкальной практики, возрастание эстетической значимости музыки в низ ни знати, активизация ее меценатской и творческой деятельности.
Во втором разделе главы — "Церковные феодалы и музыка" — выясняется специфика формирования субкультуры .духовенства.
В рассматриваемую эпоху господствующее положение в Бело. руссии занимала христианская церковь, представленная православно-византийской, римско-католической, протестантской и униат-скрй конфессиями. Наиболее влиятельной среди них была католическая, обязанная своим укоренением в Белоруссии миссионерской деятельности ордена иезуитов. Одним из важных факторов привлечения к своему ордену ворующих иезуиты рассматривати искусство, в том числе и музыку. Она играла существенную роль в торжественных службах, сопровождавшихся не только пением, но и звучанием музыкальных инструментов. В свои храмы инструменты допускали и другие ордена и конфессии, в частности, униатская.
Церковь обладала неограниченными возможностями для организации разных видов общегородской праздничной жизни. Наиболее масштабными'среди югх были паратеатральные действа — массовые торжества, в оформлении которых широко использовались элементы театрализации и выразительные возможности разных видов искусства.
Представление о том, кал "вписывалась" музыка в общую картину праздников, насколько соответствовала их содержанию, дают шюгочислешше описания, извлеченные автором из периодической печати и рукописей ХУЙ века. Они воссоздают картину общегородских торжеств, проходивших в Витебске, Гродно, Полоцке, Орше, Белыпнчах, Могилеве, Нпровичах, Несвиже, Мире и других городах.
Судя по этпм материалам, праздничные и траурные сакральные церемонии на протяжении всего столетия сопровождала главным образом культово-обрйдовая музыка (гимны, мессы, псальмы). Однако го второй половине века в музыкальное оформление церковных тор-
кеств включаются некоторые светские ¡¿анры (например, марш).
!,■Музыка, подобно другим художественным элементам, функционировала в паратеатралышх действах и как вид искусства, и кшс Бизненное явление, что полностью отвечало природе самих действ, объединявших черты театра и еизни. Наиболее существенной была имманентно присущая музыке как виду искусства эмоционально-выразительная функция. Среди ее общественных "ролей" особое значение имела собственно сигнальная, ритуально-магическая и дидактико-отическая. Музыка выполняла такке репрезентативную, гедонистическую, организующую, драматургическую и другие функции, которые были тесно связаны мевду собой.
В целом паратеатралыше действа оставались хранителями традиционных жанров и форм исполнительства. В то же время подобные церемонии, где музыка, как и в драматическом, и музыкальном театре, включалась в систалу пространственных и временных искусств, а ее функционирование обусловливалось характером и содержании^ действа, было связано с использованием профессиональных исполнительских коллективов, готовили почву для последующего развития музыкального театра. Очевидно также, что, участвуя в паратеат-ралъных действах, горожане Белоруссии активно приобщались к музыкальному искусству.
В ХУШ в. костелы и монастыри Белоруссии были крупными очагами музыкального профессионализма» располагавшими значительными исполнительскими и творческими силачи. При культовых центрах функционировали музыкальные бурсы — своего рода "школы-интернаты", где жили и учились выходцы из неимущих слоев населения. Основателем таких учебных заведений явился орден иезуитов, которому, как удалось установить, принадлежали бурсы в Полоцко, Ново-
грудко, Орле, Иесвике, Гродно, Витебске, Слуцке, Минске, Моги-' леве. Эти бурсы входили в широкий круг аналогичных учебных заведений, функционировавших на территории Польши, Италии и Германии. Помимо иезуитских, автором диссертанта выявлена и униатская бурса — при Жировичском базилианском монастыре.
Приведенные в работе архивные документы свидетельствуют о том, что руководство буро приобретало одекду, продукты питания, учебники для воспитанников, организовывало ремонт и закупку музыкальных инструментов для школьных капелл, заботилось о комплектовании нотных библиотек.
В ХУШ в. церковь осуществляла в Белоруссии патронат не только над музыкальным образованием, но и воспитанием. Музыка, как правило, была одним из обязательных предметов в учебных заведениях, принадлежавших разным конфессиям. Примечательно, что в общеобразовательных школах, основанных протестантами и униатами, музыкальное воспитание носило явно выраженную клерикальную направленность. В учебных же заведениях, принадлежавших католический орденам, напрог 1, постоянно использовались элементы светского музыкального искусства. Особенно глубоко проникали они в школьный театр, на сцене которого в конце ХУШ века ставились фактически секулярпые по своему содеряанию произведения.
Таким образом, ввзшейшии факторам становления музыкальной субкультуры церковных феодалов был огромный материально-духовный потенциал церкви, ее значимость как центра интеллектуальной жизни, а такта миссионерская и благотворительная направленность ее деятельности. Качественная специфика данной субкультуры проявлялась прежде всего в центростремительном хаоактере фгаалупи-
рованпя музыкальных цешюстей. Социальная "разомкнутость" музыкальной субкультуры церковных феодалов явилась одной из существенных предпосылок приобщения всех слоев городского населения к музыкально-профессиональному искусству. Субкультура духовенства оставалась носительницей традиционных, сложившихся е предшествующие столетия форм и жанров музыкального искусства. Однако в условиях меяконфессиональной конкуренции и обмирщения духовной гизни она постепенно вбирала в себя некоторые элементы светской музыкальной практики.
Вторая глава — "Музыкальные субкультуры некоторых профессиональных и демографических групп городского населения Белоруссии в ХУШ веке" — состоит из двух разделов. В первом — "Музыка в жизни профессиональных музыкантов, ремесленников и военных" ' — рассматриваются музыкальные субкультуры разных профессиональных групп городского населения.
Специфика субкультур профессиональных групп горожан в большой мере определялась характером их деятельности. Понятно, что для музыкантов-профессионалов занятия музыкой были основным делом жизни.
Проведенные автором диссертации специальные изыскания показали, что в белорусских городах ХУШ века работало довольно мно-. го представителей этой профессии. Так ке, как и во всей Европе, они служили при дворах светской знати, культовых центрах и воинских формированиях. Особенно многочисленным был штат музыкантов, работавших в Частновладельческих исполнительских коллективах. Известно немало солистов, капельмейстеров, композиторов и педагогов, приглашенных из Чехии, Италии, Франции, Германии: Я.В.Ду-сяк, В.Жившй, Э.Ванкура, К.Аббате, АДанези, Ф.Моршш, Д.Аль-
бертини, К.Бонафшш, А.Давиа, К.Чиприани, И.Д.Голланд. Некоторые из шве работали не только в Белоруссии, но и Литве (ИД.Гол-ланд), Польше (Д.Альбертигш, В.Нивный), России (Э.Ванхура, А.Да-вна).
В числе местных вокалистов и инструменталистов были наемные ("вольные") и крепостпые. С вольными музыкантами — выходцами из мещанства и бедной шляхты — меценаты заключали контракты, в которых оговаривали условия их работы и оплаты. Крепостные инструмент али с та и вокалисты являлись подданными магнатов или их друзей. Работая в профессиональных коллективах, они получали серьезную музыкальную подготовку.
В диссертации приведены фамилии местных исполнителей, отмечено, что многие инструменталисты по традиции, существовавшей в европейской художественной практике того времени, владели несколькими инструментами. Наиболее талантливые музыканты (Я.Цен-цилович, Е.Баканович, М.Белявский, А.Зорка, Л.Сптанскяй) работала в частновладельческих капеллах в качество исполнителей, педагогов п капельмейстеров.
Долее рассматривается деятельность тех музыкантов, которые служили при костелах, церквях л нонастырях Бзлоруссшт. Среди пих были не только исполнители, по п композиторы и теоретики. Известно, в частности, что ко:ипозяторн-иояахи Д.Миколаевский из Слошма и Э.Михалевич из Полоцка в 1770—1780-е гг. создали оригинальные мессы, а аббат Несвизского бенедиктинского монастыря А.Воронец написал в копне века педагогпчп'Ч'.ое пособие "Начала музики как фигурального, так и хорального канта", предназначенное для начинающих музыкантов.
Профессиональные музыканты работали л в войсковых форчиро-
ваниях в качество исполнителей и капельмейстеров. Некоторые брали в обучение новичков.
Б жизни ремесленников разных специальностей музыка играла главным образом прикладную роль. Она звучала во время празднич-• них и траурных шествий цехов на общегородских, профессиональных и конфессиональных церемониях.
Из музыкальных инструментов, получивших распространение в быту ремесленников, особо почитался барабан. Он был включен в число цеховых регалий и хранился у цехмистров или руководителей магистрата.
Б ряду ремесленников различных профессий особое место принадлежит мастерам, изготовлявшим и ремонтировавшим музыкальные инструменты. Они работали в Несвиже (в музыкальной мастерской), Витебске, Клецке и других городах.
Функционирование музыки в социально-профессиональной группе военных во многом обусловливалось спецификой войскового быта, точно регламентированного и отлаженного в соответствии с действовавшими уставными нормами. Музыка сопровождала военный и мирный,'праздничный и повседневный быт войска. Особое, стратегическое значение имела она в боевых условиях, где при помощи музыкальной сигнализации.осуществлялась связь, отдавались . команды и распоряжения. В мирном быту музыкальные сигналы-"ча-сн" оповещали подъем и отбой, начало молитвы и проповеди. Музыка звучала с во время встреч военачальников, похоронных церемоний — соЬытий, имевших не только внутривойсковое, но и общегородское значение. ,
Таким образом, наиболее развитой и емкой по содержанию была музыкальная субкультура профессиональных музыкантов, вклю-
чавшая многие вида музыкальной практики: сольное и ансамблевое, вокальное и инструментальное исполнительство, композиторскую, теоретическую, педагогическую работу. Качественное своеобразие этой субкультуры определялось творческой активностью ее субъекта и направленностью его усилий на "строительство" музыкальных субкультур других социальных групп и общегородской музыкальной культуры в целом. Существенным Фактором роста данной субкультуры стала активизация светского мецената и приток в Белоруссию зарубежных музыкантов. Если для музыкантов и музыкальных мастеров музыкальное искусство, "производство" и распространение музыкальных ценностей (кап духовных, так и материальных) являлось объектом и целью профессиональной деятельности, то для иных профессиональных групп музыка слуклла, как правило, средством оформления и регламентации быта. Это во многом детерминировало особенность субкультур военных и ремесленников "немузыкантских" профессий, где наиболее широкое распространение получила собственно сигнальная музыка. Данные субкультуры тяготели к бытовым формам музыкальной практик; и устойчивости этих форм.
Второй раздел главы — "Музыка в еизнл школяров" — посвящен вопросу формирования субкультуры демографической группы школяров (или учащейся молодеаи). Эта, как и другие группы городского населения, была имущественно неоднородной. Она включала детей знати и межой пляхты, бедных мещан л крестьян. Естественно, что функционирование музыки в быту каждой из этих категорий учащихся тлело свою специфику, которая в значительной мере определялась возможностями и целями приобщения молодежи к музыке. Если детц светской знати занимались оэт главны?.! образом для формирования эстетического вкуса, расширения кругозора,
го выходцы пз неимущих слоев населения прежде всего дал овладения профессией музыканта.
В ХУШ веке выходцы из .социальных низов могли получить музыкально-профессиональное образование в бесплатных учебных заведениях двух типов — музыкальных бурсах, существовавших уке в начале века при многих коллегиумах и монастырях, и в театрально-музыкальных школах, открывшихся во второй половине столетия при частновладельческих театрах.
Среди воспитанников музыкальных бурс преобладали дети крестьян, бедных мещан, "шляхты убогой", сироты, которые за бесплатное содернание и обучение должны были выступать на школьных торнествах, костельных богослуаепиях и праздниках. Архивные материалы показывают, что бурсаки весила активно участвовали в музыкальной жизни городов.
Музыкальная "деятельность" учащихся театрально-музыкальных школ, готовивших исполнителей для частновладельческих театров и капелл, имела секулярную направленность и не была так тесно связана с городской музыкальной кизныо, как работа бурсаков. Воспитанники магнатских школ разучивали самые разнообразные произведения и исполняли их в организованных магнатами концертах и спектаклях.
Из форм приобщения к музыке детей знати преобладало обучение на дому, в коллегиумах, гимназиях, школах и пансионах, участие в школьных постановках и городских праздниках с музыкой.
Важную 'роль в музыкальном воспитании светской молодежи играл школышй театр, спектакли которого часто сопрововдала вокальная и инструментальная музыка. В пьесах, поставленных в первой половине ХУШ в., она играла преимущественно кллюстратив-
нуп роль. Во второй половгшз века значение музыки в школьном те-• атре возрастает, следствии.! чего становится его профессионализации. На школьной сцене появляются оперные произведения ("Аполлон-законодатель" Р.Вардоцкого), написанные в традициях европейского музыкального искусства того времени.
В последней трети ХУШ века, когда процесс секуляризации общественного сознания охватил все сферы духовной жизни Белоруссии, в быту дворянской молодежи все более активно начали утверждаться светские формы музыкальной практики. Они заняли главное место в новых образовательных центрах, которые были открыты под воздействием Эдукациогшой комиссии на белорусских землях, оставшихся в составе Речи Посполитой, а также в учебных заведениях, которые создавались по русскому образцу на территории, присоединенной к России.
Специфика музыкальной субкультуры школяров обусловливалась, таким образом, доминированием в пей учебных занятий как впда музыкальной практики при определенной значимости исполнительской . и педагогической работы (у бурсаков и воспитанников иузыкальпо-театральннх икол). В субкультуре учащейся молодежи функционировала кал бытовая, так и театральная музыка, игравшая длдактико-этическую, а также иллюстративную, организующую и эстетико-ге-доннстяческую роль. Развитие данной субкультуры обеспечивалось прежде всего патронатом церковных и светских феодалов и протекало по пути освоения секулярных областей европейского музыкально-профессионального искусства.
В Заключении сделаны следующие вывода историко-культурного и музыкально-социологического характера:
I. Музыкальная культура белорусских городов ХУШ в. была
весьма богатой по своему содержанию, сложной и многогранной по форме. В ней сосуществовали, контрапунктируя, различные явления — те, что сложились в предшествующих столетиях и несли в себе рудименты средневековой традиции, и те, что только возникли, знаменуя начало нового этапа в развитии музыкального искусства.
2. Многомерность, полифоничностъ и в то ев время целостность и динамичность этой культуры во многом были детерминированы воздействием сложных историко-политпческих и социальных факторов, важнейшими среди которых оказались специфическая "по-граничкость", "переходность" исторической ситуации, проявившаяся в хронологическом, территориальном, конфессиональном и других аспектах, а также многообразие и взаимосвязь субкультур разных социальных групп.
3. Исследованная музыкально-культурная формация представ-.ляла собой совокупность конкретных взаимодействующих музыкальных субкультур, каздал из которых отличалась качественной спецификой и вносила свои черты в облик и развитие музыкальной .культуры в целом. Наиболее сильный импульс для роста и преобразования этой культуры давала музыкальная субкультура светских феодалов, в которой утверждались явления, определившие судьбу профессионального искусства.Белоруссии не только ХУШ, но и последующих столетий — оперно-балетшй спектакль и концерт как формы музыкальной жизни, опера и симфония как кайры художественного творчества и гомофонно-гаршнический стиль как выразитель нового музыкального мышления эпохи.
В то время хт музыкальная субкультура светских Феодалов выступала носительницей новых, секулярных -элементов музыкальной практики, субкультура духовенства — хранительницей тра-
дацаошшх, культовое. Изпачалыга заключая о себе- важнейшие пом-
аопепгн музыкального профессионализма, она способствовала их "внедрению" в пни б субкультуры.
Субкультура профессиональна музыкантов фактически обеспечивала реализацию музыкально-исторического процесса, субкультура школяров содействовала сохранен™ преемственности музыкального профессионализма, военных — вносила неповторимые краски в общегородскую музыкальную жизнь, ремесленников — способствовала созданию материальных предпосылок для развития инструментального исполнительства.
4. Важнейшим условна! существования и развития как музыкальных субкультур, так и общегородской культуры явилась взаимосвязь субкультур. Опа реализовалась в разной форм о: взаимодополнения и взаимопроникновения (субкультуры светских и церковных феодалов), соподчинения (субкультуры феодалов и остальные субкультури), взаимодействия (профессиональных музыкантов и столяров, ремесленников, военных).
5. Осповнши направлешшмп развития .музыкальной куль тури белорусских городов на протяжении ХУШ столетия явились секуляризация, профессионализация и европеизация. Они были подготовлен по только воздействием внешних по отношению к местной музыкальной культуре факторов, но и развитием внутренних, имманентных се свойств, созреванием глубинных предпосылок, обеспечивших безошибочный отбор наиболее кизпеспособтк светских тан-ров и Форм западноевропейского профессионально-музыкального искусства (в частности, комической оперы), га быстрое усвоение и распространение одновременно в нескольких музыкальных центрах.
6. Музыкальная культура белорусских городов исследуемого
периода была открытой музыкально-исторической формацией, внеа-ние связи которой охватывали Италию, Германию, Австрию, Чехию, Францию, Литву, Польшу, Россию и Украину. Развиваясь в рамках общеевропейских традиций, музыкальная культура белорусских городов ХУШ века несла в себе многие черты и тенденции, роднившие ее с музыкальной культурой как Западной, так и Восточной Европы. Вместе с тем в ней тлелись и свои особенности:'обилие и высокий уровень развития музыкальных центров, пестрота музыкально-конфессиональных традиций.
7. В музыкальной культуре белорусских городов наблюдаются некоторые тенденции, характерные и для развития художественной культуры Белоруссии в целом, и для отдельных видов ее искусства: взаимодействие западного и восточного ("ориенталистнческо-го") течений было проявлением общекультурного процесса, а сосуществование элементов барочного и классического стилей имело ' своп аналоги во множественности архитектурных и театрально-художественных форм.
Музыкальная культура городов Белоруссии ХУШ в. сло&на и многомерна. При ее исследовании не только решаются, но и возникают многие вопросы. Ответы на них могут быть получены в процессе дальнейших поисков нового фактологического материала и его глубокого изучения.
Основные материалы и положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Всегда нужная: Музыка в городских торжествах ХУШ столетия // Мастацтва Беларус!. — 1989. — I. — С. 74-75. — 0,5 п.л. (на белорусском языке).
2. И громкий голос труб: Музыка в войсковых формированиях
ЗОИ столетия // Мастацтва Беларус!. — 1988. — iî I. — С. 45-48. — 0,5 ц.л. (на белорусском языке).
3. Капелла иезуитской бурей // Гродно: Энциклопедический справочник. — Минск, 1989. — с. 231. — 005 п.л.
г
4. К истории музыкальной культуры городов Белоруссии ХУШ в. (1700—I7G4) // Вопросы культуры и искусства Белоруссии. — 1909. — 8 В1Ш. -- С. 70-05. — 0,5 п.л.
5. Музыкальная зизнь // Витебск: Энциклопедический справочник. — Минск, 1988. — С. 52. ~ 0.1 п.л.
6. Музыкальная пизнъ // Гродно: Энциклопедический справочное. — Минск» 1989. — С. 575. — 0,2 п.л.
7. Под открытым небом: Музыка в паратеатралышх зрелищах В Белоруссии в ХУШ веке // ProXiio. — 1988. — Ж 9. —
С. 22-24. — 0,5 ц.л. (на польском языке).
8. Полонезы Мацея Радзпвилла // Л1таратура i мастацтва. —» I9E9. — 3 марта. — С. 16. — 0,5 п.л. (на белорусская языке).
9. Слуцкая капелла Радзивплла. Слупкая музыкальная шола. "Янычарская музыка" // Энцшслапсдыя л!таратуры Î мастацтва. — Шнек, 1987. — Т. 5. — С. 70. 71, 682. — 0,1 п.л. (па белорусском языке)
10. Янпчарские капеллы // ПомнШ ricxopni i культуры Беларуси — 1988. — II 2. — С. 23-24.--- 0,15 п.л. (на белорусском языке).