автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Музыкальная культура Красной Армии в годы Великой Отечественной войны
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Кулиш, Анатолий Валентинович
ВВЕДЕНИЕ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
1.1. Сущность и особенности армейской музыкальной культуры военных лет.
1.2. Влияние особенностей военного времени на развитие армейского музыкального творчества.
1.3. Организация армейской музыкальной культуры в годы войны.
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ АРМЕЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
2.1. Деятельность военных оркестров.
2.2. Красноармейские ансамбли песни и пляски и фронтовая самодеятельность.
2.3. Шефская работа концертных агитбригад в частях Красной Армии.
Введение диссертации2004 год, автореферат по истории, Кулиш, Анатолий Валентинович
Духовная культура во все времена рассматривалась как показатель состояния нравственного здоровья общества. Утрата народом духовных ценностей всегда сопровождалась великими социальными потрясениями, падением общественных нравов, ослаблением государства. В 1990-е годы в России вследствие обострения кризисных явлений во всех сферах общественной жизни произошел резкий спад духовно-нравственного потенциала граждан, а нравственные ориентиры были оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики.
Эти негативные тенденции не могли не отразиться и на состоянии морально-боевого духа Российских Вооруженных Сил. Девальвировалось само содержание таких нравственных качеств личности воина как беззаветная преданность Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, честь, патриотизм, мужество, гуманизм, самоотверженность.
В сложившихся условиях государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие своего народа. Поэтому закономерно усиление внимания к художественным и нравственным компонентам культурной деятельности в Вооруженных Силах, взятом, в том числе и в историческом аспекте.
История Российской Армии хранит немало ярких свидетельств широкого и разнообразного использования музыкального искусства в ее ратных буднях. Это обусловлено тем, что музыка выполняет активную роль в воспитательном процессе воинов: формирует их идейную убежденность, непримиримость к врагу, помогает им глубоко осознать патриотический характер своего долга. Осознавая это, многие выдающиеся полководцы высоко ценили организующее, воспитательное свойство музыки и активно применяли ее в боевой обстановке.
Наиболее ощутимый вклад во всенародное дело разгрома врага музыка внесла в годы Великой Отечественной войны. Чрезвычайно активная работа многочисленных самодеятельных и профессиональных военно-творческих коллективов в этот период доказала крайнюю необходимость музыки в условиях фронта и подтвердила возможность самых разнообразных форм ее использования. История не знает войн, в которых музыкальное искусство принимало бы столь живое и непосредственное участие.
Исходя из этого, естественно было бы предположить, что объективное историческое исследование музыкальной культуры Красной Армии в период Великой Отечественной войны может оказаться весьма полезным и для современного периода строительства Российских Вооруженных Сил.
Актуальность исследования избранной темы обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, очевидной необходимостью преодолеть дефицит духовной культуры в российском обществе и его Вооруженных силах, что открыло бы возможность решать общественно значимые задачи на высоконравственной основе.
Во-вторых, необходимостью учета специфической роли музыкальной культуры и искусства в морально-психологическом обеспечении боевой подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В-третьих, несоответствием между значимостью музыкального искусства как одного из действенных средств воспитательной работы с личным составом и местом, которое эта проблема занимает в научных исследованиях и практической деятельности командиров и начальников всех уровней.
В-четвертых, важностью теоретического осмысления отечественной армейской музыкальной культуры, особенностей ее развития в зависимости от целей и задач культурного строительства в Российской Армии.
В-пятых, целесообразностью использования исторического опыта Великой Отечественной войны на современном этапе строительства Российских Вооруженных Сил.
Исследуемый период - июнь 1941 - май 1945гг. выбран не случайно:
- в эти годы музыкальная культура Красной Армии вместе со всей страной выдержала суровое испытание войной и получила новое содержание;
- армейской музыкальной культуре пришлось развиваться в чрезвычайно сложных и неблагоприятных условиях, что требовало повышенных затрат духовной энергии;
- в этот период ярко проявился патриотизм советских деятелей музыкальной культуры, их стремление - значительно более сильное, чем до войны - связать свою деятельность с жизнью и судьбой армии;
- война не только закрепила и усовершенствовала традиционные, испытанные временем, но также вызвала к жизни новые, наиболее приспособленные к фронтовой обстановке формы армейской музыкальной культуры.
Степень научной разработанности проблемы:
Литература о Великой Отечественной войне сегодня включает многотомные издания, монографии, статьи. Широко разрабатывается и историография проблемы. Но вопросы музыкальной культуры Красной Армии этого периода относятся к числу малоисследованных. Имеющиеся немногочисленные работы затрагивают лишь отдельные ее стороны. При этом освещаются они обычно обобщенно, фрагментарно. Все работы, в разной степени отражающие проблемы развития отечественной культуры, можно разделить на несколько групп:
К первой группе относятся общие комплексные работы по методологическим вопросам исследования культуры нашей страны, в которых авторы формулируют основную исследовательскую проблематику историков при освещении истории отечественной культуры1.
См: Ермаков В.Т. Советская культура как предмет исторического исследования. // Вопр. истории -1973 - № 11; Ким М. П. О культуре как предмете исторического изучения. // Вопр. истории. - 1974 - № 11; Маслин А. Н. О некоторых вопросах создания советской социалистической культуры и ее особенностях. // Вопр. философии. - 1958 - № 3 и др.
Из работ данной группы выделяется труд В. Т. Ермакова «Советская культура как предмет исторического исследования», в котором указывается на необходимость исследования государственного и общественного руководства культурным строительством во всем многообразии форм и методов. Не менее значимой является работа М. П. Кима «О культуре как предмете исторического изучения», где автор выделяет в отдельную область исследования частную, отраслевую историографию культуры.
Ко второй группе относятся работы российских культурологов общеметодологического характера, в которых в той или иной мере затрагиваются проблемы музыкальной культуры в теоретическом плане1.
Из этих работ особый интерес представляют труды JI. Н. Дороговой «Художественная культура (понятия, термины)», «Художественная культура и формирование личности воина», в которых дано определение художественной культуры, описывается ее структура, а музыкальная культура общества рассматривается как важная составная часть художественной культуры.
К третьей группе принадлежат общие комплексные работы отечественных музыковедов по истории музыки и музыкальной культуры России2.
См: Виницковский М.Н. Роль и место музыкального искусства в формировании духовного мира советского воина: Дис.канд. филос. наук. - М.: ВПА, 1984; Выготский JI. С., Лурия А. Р. Категории и понятия теории культуры. - М, 1985; - Дорогова JI.H. Художественная культура (понятия, термины). - М.: Знание, 1978; - Дорогова Л.Н. Художественная культура и формирование личности воина: Дис.д-ра филос. наук. - М.: ВПА, 1990; Марксистско-ленинская эстетика и воспитание воинов. Учебное пособие. Под ред. А. Миловидова и Б. Сафронова. - М.: Воениздат, 1975; Попова Т.В. О музыкальных жанрах. - М.: Знание, 1961; Соколов Э.В. Понятия, сущность и основные функции культуры. - Л., 1989.
2 См: Гайдамович Т. А. Из истории музыкальной жизни России XVIII-XX вв. -М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1990; Кандинский А. И. История русской музыки. - М, 1979; Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современность. -М.: Музыка, 1991; Тараканов М.Е. Музыкальная культура РСФСР. - М.: Музыка, 1987.
Как правило, во всех этих работах делается довольно подробный экскурс в историю музыкальной жизни России. Различия же составляют хронологические рамки этих исследований, а также степень раскрытия в них проблемы армейской музыкальной культуры.
Четвертая группа представлена работами авторов, исследовавших историографию музыкальной культуры периода Великой Отечественной войны.
В них проблемы развития музыкальной культуры рассматриваются в общей форме, в связи с вопросами культурного строительства в СССР1. По мнению автора, материал о значении музыкального искусства в условиях фронта наиболее удачно изложен в монографии JI. В. Маскаковой «Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны». Особый интерес для исследователя представляет рассмотрение в этом труде мобилизующей роли музыки на фронте во взаимосвязи с другими видами искусства.
К пятой группе относятся диссертационные исследования российских ученых, дающие объективное представление о развитии отдельных направлений музыкальной культуры в годы войны2. Так, например, в диссертационном исследовании А. Н. Сохор «Массовая песня в период
1 См: Данилевич JI.B. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. -М.-JL: Музгиз, 1948; Когда пушки гремели. 1941-1945. -М., 1973; Маскакова JI.B. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. - М.: Наука, 1977; Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. — М., 1973; Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны. Сост. С. Красильщик - М.: АПН, 1985; Поляковский Г.В. Советские композиторы
- фронту. М.: 1989; Советская культура в годы Великой Отечественной Войны. -М.: Наука, 1976; Советская музыка в годы войны. // Советская музыка, 1946, № 1; Сохор А.Н. Черпая вдохновение в подвиге народа. // Советская музыка, 1975, № 5.
2 См: Крюков А.Н. Музыкальная жизнь города-фронта Ленинграда (основные тенденции в концертно-театральной практике, творческой деятельности композиторов и музыковедов): Дис.канд. искусствов. - Л. 1985; Сохор А.Н. Массовая песня в период Великой Отечественной Войны: Дис.канд. искусствов.
- Л, 1953; Шуряк М.Г. Музыкальная культура Западной Сибири в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945): Дис.канд. ист. наук. - Новосибирск, 1982 и др.
Великой Отечественной войны» дается подробный анализ развития фронтовой массовой песни и ее роли в жизни Красной Армии.
В шестую группу вошли работы авторов, исследовавших проблему исторического развития военной музыки в России1. Из работ данной группы можно выделить монографию П. И. Апостолова «Война и музыка. (Опыт военно-оркестровой службы Красной Армии во время Великой Отечественной войны)». Она основана на личных наблюдениях автора - участника боевых действий, а также на дополнительных сведениях - в том числе и на материалах, которые были получены в 1945 г. Инспекцией военных оркестров РККА от военных капельмейстеров фронтовых оркестров в результате разосланных инструктивных писем2.
Седьмую, довольно многочисленную группу составляют публицистические статьи периода Великой Отечественной войны и послевоенного периода, в которых рассматриваются отдельные аспекты деятельности на фронте военных оркестров, ансамблей красноармейской песни и пляски, армейских коллективов художественной самодеятельности и т.д3. Так, например, в статье Л. Данилевича «Музыка на фронте» приводятся конкретные исторические факты, когда
1 См: Аксенов Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша. - М.: ВДФ, 1970; Апостолов П. И. Война и музыка. (Опыт военно-оркестровой службы Красной Армии во время Великой Отечественной войны). // Советская музыка. -1946 № 2-3; Апостолов П. И. О военной музыке. // Советская музыка. - 1947 - № 1; Магазинер Л. Л. Искусство монументальной пропаганды (О военно-духовой музыке) // Советская музыка. - 1969 - № 2; Пожидаев Г.А. Краснознамённый ансамбль: путь песни и славы. Очерк. - М.: Воениздат, 1988; Советская военная музыка (Сборник научных работ под редакцией Кожевникова Б.Г.) - М.: ВДФ, 1977; Трубников Н.А. Военно-духовая музыка в системе идейно-эстетического воспитания советского воина: Дис.канд. искусствов. - М., 1981; Тутунов В. И. 250 лет Военно-оркестровой службе в России. - М.: ВДФ, 1961 и др.
2 ЦАМО РФ (далее ЦАМО), ф. 93, оп. 12394, д. 30, лл 110-112.
См: Апостолов П. Музыканты-бойцы (Военно-оркестровая служба Красной Армии) // «Советское искусство» - 1946. - 23 февраля; Данилевич Л. Музыка на фронте (Песни на фронте и роль военных оркестров). // «Советская музыка» - 1946.-№ 2-3; Пятакова Е. Создатель маршей. (О композиторе С. А. Чернецком) // «Огонек» - 1945. № 45; Листов К. На фронтах Отечественной войны (Композитор о своей работе). // «Советская музыка» - 1946. -№ 2-3; Светов А. Фронтовой ансамбль песни и пляски. // Красная Звезда. - 1942. - 12 июня и др. военная музыка, звучавшая на боевых позициях, напрямую способствовала успешному завершению боевых операций.
В целом анализ представленных монографий, статей, диссертационных работ и энциклопедических материалов показывает, что музыкальная культура Красной Армии в годы Великой Отечественной войны не являлась предметом самостоятельного исторического исследования, а проблема ее развития не получила достаточно цельного обобщающего раскрытия.
Объектом исследования является Красная Армия (Действующая армия, вновь формируемые и тыловые части) в период 1941-1945 гг.
Предметом исследования является музыкальная культура Красной Армии в исследуемый период: профессиональное и самодеятельное композиторское творчество; совместная деятельность военных органов управления и государственных музыкальных организаций по руководству музыкальной культурой Красной армии; работа профессиональных и самодеятельных военно-творческих коллективов, а также военно-шефская деятельность государственных музыкальных организаций на фронте.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести комплексный анализ развития музыкальной культуры Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.
В соответствии с целью исследования автор определяет следующие задачи:
- уточнить и дополнить конкретные научные определения, классификацию, само понятие армейской музыкальной культуры;
- проанализировать объективные и субъективные условия развития музыкальной культуры Красной Армии в военный период;
- исследовать развитие в годы войны композиторского творчества;
- обобщить опыт совместной деятельности военных и государственных органов по руководству армейской музыкальной культурой;
- рассмотреть основные направления деятельности профессиональных и самодеятельных военно-творческих коллективов, а также военно-шефской работы государственных музыкальных организаций, оценить их вклад в дело идейного и культурного воспитания личного состава Красной Армии;
- показать историко-культурную значимость вклада армейской музыкальной культуры в дело разгрома гитлеровского фашизма и ее практическую пользу для современных Российских Вооруженных Сил;
- сформулировать общие выводы и практические рекомендации, выработанные автором в результате проведённого исследования.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения теории научного познания, требования принципов объективности и историзма, изложенные и обоснованные в трудах отечественных учёных по теории и методологии исторической науки.
При изучении объекта исследования автор руководствовался общенаучными методами: историческим, логическим, методом классификации, а также специально-историческими методами исследования (хронологическим, методом периодизации, актуализации).
Источниковая база исследования
Первую группу источников составляют документы, широко представленные в исторических архивах России: Центральном архиве Министерства Обороны Российской Федерации, Российском Государственном архиве литературы и искусства, а также в Российском Государственном архиве социально-политической истории.
Наибольший интерес с точки зрения характеристики системы руководства армейской музыкальной культурой в годы войны представляет Центральный архив Министерства Обороны РФ (ЦАМО). Проведенная автором работа в его фондах составляет основу источниковой базы данного исследования.
Прежде всего, следует отметить фонд № 321. Документы, содержащиеся в нем, позволяют исследователю проследить основные направления деятельности Главного Политического управления РККА, касающиеся развития музыкальной пропаганды на фронте. В этом же фонде хранятся
1 ЦАМО, ф. 32. Фонд Главного Политического управления РККА. важные материалы, позволяющие оценить реальную картину развития музыкальной культуры Красной Армии в период войны: политдонесения о ходе выполнения директив и указаний ГлавПУ по культурному обслуживанию агитпунктов; ежегодные отчеты и доклады о работе окружных и фронтовых Домов Красной Армии, ансамблей красноармейской песни и пляски; различные донесения с фронтов, касающиеся состояния красноармейской художественной самодеятельности, развития фронтового песенного творчества и т.д. Фонд содержит множество документов, которые направлялись в ГлавПУ из государственных организаций, осуществлявших художественное обслуживание Действующей армии: Оргкомитета Союза советских композиторов, Комитета по делам Искусств, ЦК профсоюза работников искусств. Значительное место в материалах фонда занимает переписка по вопросам руководства деятельностью фронтовых концертных бригад.
В этом же архиве, в фонде № 93 хранятся документы, характеризующие деятельность руководства Военно-оркестровой службы РККА в годы войны1. В делах этого фонда - доклады о состоянии Военно-оркестровой службы в округах и на фронтах; материалы, касающиеся разработки и внедрения в жизнь организационных и административных вопросов, связанных с улучшением Военно-оркестровой службы в Красной Армии; статистические отчеты о количествах военных оркестров и т.д.
Документы, раскрывающие деятельность государственных организаций, осуществлявших в годы войны руководство художественным обслуживанием фронта, хранятся в Российском Государственном архиве литературы и л искусства (РГАЛИ) в фонде № 962 . Здесь представлены сотни дел, воссоздающих картину состояния отечественного музыкального искусства военного периода. В фонде имеются материалы переписки Комитета по делам Искусств при СНК СССР с различными творческими организациями и союзами, отчеты областных и краевых комитетов о художественном обслуживании фронта
1 ЦАМО, ф. 93. Фонд Инспекции военных оркестров РККА.
2 РГАЛИ, ф. 962. Фонд Комитета по делам Искусств при СНК СССР. и госпиталей, отзывы о работе фронтовых концертных бригад, репертуарные планы, статистические отчеты о количестве зрителей и числе концертов. Большое значение для исследователя имело также изучение материалов переписки Комитета с ГлавПУ РККА. Из них автор почерпнул важные сведения об организации взаимодействия военных и государственных органов управления музыкальной культурой.
Определенный интерес для исследователя представляет фонд этого же архива № 654'. В делах этого фонда находятся черновики как опубликованных, так и неопубликованных критических статей советских музыковедов с правками редакции. Многие из публикаций посвящены проблемам развития различных аспектов армейского музыкального творчества в военный период.
Военно-шефская деятельность работников искусств освещается материалами, хранящимися в Российском Государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), в фонде № 17 . В делах этого фонда - отчеты военно-шефских комиссий и музыкальных театров по вопросам художественного обслуживания Красной Армии, списки работников искусств, представленных к государственным наградам, проекты постановлений ЦК ВКП(б) о музыке и текстах государственных гимнов союзных республик. Некоторые полезные материалы для исследователя дал также личный фонд государственного деятеля, Наркома иностранных дел В. М. Молотова (Ф. 82), принимавшего в годы войны непосредственное участие в руководстве культурной деятельностью в стране3. В этот период он вел активную переписку с артистами Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски, советскими композиторами, различными музыкальными организациями.
Вторую группу источников составляют опубликованные в разные годы законодательные документы и акты (директивы и постановления СНК СССР и ВКП(б), приказы НКО СССР, директивы Начальника ГлавПУ РККА), а также
1 РГАЛИ, Ф. 654. Фонд редакции журнала «Советская музыка».
2 РГАСПИ, ф. 17. Фонд Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).
3 РГАСПИ, ф. 82. Личный фонд В. М. Молотова. донесения начальников политуправлений фронтов, всевозможные доклады, распоряжения и т.д.
Эти документы, напрямую или косвенно затрагивающие проблемы развития армейской музыкальной культуры, позволили автору существенно дополнить источниковую базу исследования. Так, например, Приказ НКО СССР № 071 «Об улучшении Военно-оркестровой службы в Красной Армии» 1944 г., подписанный Маршалом СССР Г. К. Жуковым, наглядно показывает, насколько выросли роль и место военной музыки в жизни армии на завершающем этапе Великой Отечественной войны.
Третья группа источников - это материалы советской периодической печати военных лет, хранящиеся в Российской государственной библиотеке. Из них диссертант также почерпнул большой объем информации, связанный с развитием армейской музыкальной культуры в годы Великой Отечественной войны. Неоценимую помощь в работе над исследованием автору оказали материалы печатного органа Комитета по делам искусств при СНК СССР — газеты «Советское искусство»1. На ее страницах широко освящались вопросы развития музыкальной культуры Красной Армии, публиковались критические статьи видных советских музыковедов по проблемам идейного и художественного содержания фронтового репертуара, печатались репортажи с фронтов о военно-шефской работе концертных бригад, творческих успехах красноармейской самодеятельности и т.д. Довольно большое количество материалов, дающих представление о направлениях развития музыкального творчества на фронте, автор почерпнул на страницах центральных советских газет, таких как «Правда», «Красная Звезда», «Вечерняя Москва», журнала «Огонек» и др.
Четвертая группа источников — это дневники, мемуары, воспоминания и письма военных капельмейстеров и музыкантов, знаменитых артистов,
1 В 1942 году редакции газет «Советское искусство» и «Литературная газета» были объединены в один печатный орган - «Литература и искусство», проработавший до 1945 года. выступавших в составе фронтовых концертных бригад, композиторов, работавших непосредственно на фронте1. В этих документальных свидетельствах дается субъективная оценка военной музыке, музыкальной армейской музыкальной культуре в целом, ее роли в жизни фронта. Однако существенным недостатком перечисленных публикаций является известная повторяемость сюжетов и материалов. Большинство сборников рассказывает о жизни и работе одних и тех же известных деятелей искусств, часто приводятся одни и те же факты.
Пятую группу источников составляют сборники военных песен, собранных советскими искусствоведами в послевоенные годы. В предисловиях и комментариях к этим сборникам их авторами сделана попытка систематизации фронтового фольклора и анализа основных направлений его развития2.
Исходя из степени разработанности проблемы, ее актуальности, научная новизна исследования заключается в следующем:
- впервые проводится историческое исследование, в котором дается комплексный анализ развития армейской музыкальной культуры в период Великой Отечественной войны;
- в научный оборот вводится ряд новых архивных материалов о функционировании музыкальной культуры Красной Армии в изучаемый период;
1 Данилевич JI.B. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. - М.- JL: Музгиз, 1948; Когда пушки гремели. 1941-1945. - М., 1973; Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. Сост. Г. Пожидаев — М., 1973; Музыка и музыканты на фронтах Великой Отечественной войны. Статьи. Воспоминания. -М.: Музыка, 1978; Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны. Сост. С. Красильщик - М.: АПН, 1985; Поляковский Г.В. Советские композиторы - фронту. М., 1989.
2 Бирюков Ю.Е. По военной дороге. - М.: Воениздат; Лебедев П. В боях и походах. Песни Великой Отечественной войны. - М.: Советский композитор. -1975; Лебедев П. Дорогами побед. - Саратов: Приволж. кн. изд-во. - 1980.
- анализируются работы авторов военного периода, не бывшие предметом глубокого анализа в отечественной историографии;
- выделяются перспективные направления, требующие дальнейшего исследования отечественными историками;
- предлагаются конкретные меры по дальнейшему развитию армейской музыкальной культуры и ее использованию в воспитательном процессе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Теоретическое значение диссертации заключается в том, что в исследовании конкретизируется определение армейской музыкальной культуры, изучаются ее сущность и структура, решается задача по определению круга музыкальных явлений, которые, вместе взятые, давали бы наиболее полное представление о музыкальной культуре Красной Армии в период Великой Отечественной войны.
Новизна проблемы позволяет рассматривать работу как источник дальнейших исследований в историческом, культурно-художественном или искусствоведческом аспекте, а также как часть большой перспективной работы по созданию истории развития отечественной духовной культуры.
Практическая значимость работы состоит в том, что сделанные в ней обобщения и выводы о характере армейской музыкальной культуры в годы войны позволяют более глубоко понять и уяснить историю развития нашей армии. Выработанные рекомендации по изучению данной проблемы способны обогатить общий уровень культурного развития воинов Вооруженных Сил Российской Федерации, и могут помочь формированию у них патриотических чувств, эстетического вкуса, творческих и музыкальных навыков. И, наконец, исторический опыт развития музыкальной культуры Красной Армии в годы Великой Отечественной войны может оказаться чрезвычайно актуальным в наши дни.
На защиту автор диссертации выносит;
- раскрытие сущности и особенностей развития армейской музыкальной культуры в период Великой Отечественной войны;
- результаты анализа основных направлений профессионального и самодеятельного композиторского творчества и его роли в духовной жизни Красной Армии;
- характеристику военного и государственного руководства армейской музыкальной культурой;
- обобщенные данные о деятельности на фронте военных оркестров, ансамблей песни и пляски, армейской художественной самодеятельности и фронтовых концертных бригад;
- сформулированные автором уроки, выводы, научные рекомендации и практические предложения.
Структура и основное содержание диссертации определялись потребностью в целостном историко-культурологическом анализе развития армейской музыкальной культуры в годы Великой Отечественной войны, с учетом современных требований и развития исторической науки в целом.
Исходя из этого, диссертация написана в проблемно-хронологическом плане и включает в себя: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, а также приложения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Музыкальная культура Красной Армии в годы Великой Отечественной войны"
Выводы по второй главе:
1). Борьба с фашизмом определила особенности развития музыкальной культуры Красной Армии, характерные ее черты. С изменением военно-политической обстановки в разные периоды войны менялись содержание и проблематика, формы и методы музыкального творчества. Суровая действительность потребовала предельной активности и оперативности, поэтому в первую очередь были мобилизованы наиболее доступные на фронте, массовые и эффективные формы военно-музыкальной деятельности, непосредственно влияющие на идейное сознание бойцов и командиров.
2). Связь с военной жизнью, с практическими задачами помощи Красной Армии, фронту была характерна для всех форм армейской музыкальной культуры - военных оркестров, ансамблей песни и пляски, фронтовых концертных бригад. Выдержали проверку войной и были широко использованы средства военно-музыкальной пропаганды, разнообразные формы и методы культурно-массовой работы.
3). Важнейшим показателем духовной культуры Красной Армии явилось самодеятельное художественное творчество. В условиях фронта успешно развивались все формы самодеятельного музыкального творчества, обретая новые яркие черты. Глубокий интерес и активное участие в самодеятельных музыкальных коллективах тысяч красноармейцев говорили о несгибаемой силе духа, непобедимости армии, о богатстве ее культурной жизни. Армейское художественное творчество явилось могучей нравственной силой, помогавшей переносить трудности войны и воодушевлявшей личный состав на борьбу до полной победы.
4). В годы войны были активно использованы и получили дальнейшее развитие главные направления военно-шефской деятельности в армии, сложившиеся за годы предвоенного строительства. Жизненный, боевой и творческий подвиг работников отечественного музыкального искусства на фронте составляет гордость нашей армейской музыкальной культуры и по праву входит в героическую летопись военных лет.
5). Великая Отечественная война дала современным Вооруженным Силам бесценный опыт комплексного и целенаправленного использования музыкального искусства в условиях фронта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4 Исторический опыт развития армейской музыкальной культуры показывает, что в годы Великой Отечественной войны музыкальное искусство не только пробуждало чувство ненависти к врагу, способствуя проявлению мужества и отваги у бойцов Красной Армии, но и являлось неотъемлемой частью их быта. Пронизывая все сферы жизнедеятельности армии, оно звучало в походе, на привале, вдохновляло на боевые подвиги.
Приобщение к музыкальному искусству личного состава Красной Армии происходило благодаря самоотверженной деятельности множества профессиональных и самодеятельных военно-творческих коллективов, которые принимали самое непосредственное участие в художественном обслуживании фронта и тыловых частей.
Помимо этого, являясь действенным средством идейного, нравственного i и эстетического воспитания бойцов и командиров, армейская музыкальная культура оказывала также огромное влияние на развитие музыкальной жизни всей страны.
Необычайно плодотворная деятельность кадровых военных — композиторов А. В. Александрова, С. А. Чернецкого и др., активная работа на всех фронтах военных оркестров, ансамблей песни и пляски, коллективов красноармейской художественной самодеятельности, сочинение фронтовиками многочисленных военных песен, широко вошедших впоследствии в жизнь всей страны, - эти и другие факты подтверждают мнение автора о значительном влиянии в данный исторический период представителей Красной Армии на ход развития музыкальной жизни СССР в целом.
С другой стороны, в годы войны, как никогда ранее, проявилось ¥ стремление деятелей отечественного искусства отдать всю свою творческую энергию служению Красной Армии, внести свой вклад в дело победы над ненавистным врагом. Тысячи композиторов, музыкантов, артистов работали непосредственно на фронте, деля с армией все тяготы и лишения войны.
Таким образом, анализ развития музыкальной культуры Красной Армии в годы Великой Отечественной войны позволяет автору сделать некоторые обобщения и выводы, сущность которых сводится к следующему:
Во-первых, армейская музыкальная культура - это неотъемлемая часть музыкальной культуры нашей страны, использующая ее лучшие достижения. Вместе с тем, армейская музыкальная культура имеет свои собственные специфические особенности.
Прежде всего, армейская музыкальная культура - это культура определенной категории — военнослужащих, представляющих собой большую группу людей, выполняющих важную задачу по защите Российского государства. Кроме того, специфика воинской службы, а также задачи по обеспечению жизнедеятельности войск способствуют развитию традиционных военно-профессиональных жанров - военных маршей, музыки для обеспечения воинских церемониалов и т.д.
Великая Отечественная война стала важнейшим событием в истории армейской культуры, особым и чрезвычайно продуктивным этапом ее развития, вызвавшим к жизни огромное количество фронтовых массовых песен, в которых прославлялись героические страницы истории и воспевались подвиги героев. Данные песни и сегодня составляют большой самостоятельный раздел в отечественном песенном фольклоре.
Во-вторых, армейская музыкальная культура военного периода имеет свои особенности. Важно отметить, что ее развитие было неразрывно связано с задачами экономической, политической, военной и культурной перестройки в стране, имевшей целью мобилизацию всех сил и ресурсов страны для разгрома гитлеровского фашизма.
Анализ исторических условий позволяет автору выделить три достаточно самостоятельные и четко выраженные группы факторов, создавших предпосылки к активному развитию музыкальной культуры Красной Армии в данный период.
1. Внутриполитические:
- целенаправленное влияние отечественной культуры того периода на общественное сознание, на формирование человека, преданного своей Родине и ее политическим идеалам, человека высоких нравственных принципов;
- повышение роли идеологической борьбы как одного из решающих факторов в укреплении морально-политического единства в тылу и на фронте, сплочения советского народа для решения задач, выдвинутых войной.
2. Внешнеполитические:
- столкновение в смертельной схватке не .только противоположных социальных систем, но также и мировоззрений, культур, на протяжении всей войны сопутствовавших сражающимся армиям. Культу уничтожения, насаждаемому фашизмом, наш народ противопоставил гуманизм и высокую человеческую нравственность;
- доведения до сознания мировой общественности целей Советского государства в Великой Отечественной войне, ее справедливого, освободительного характера.
3. Собственно военные:
- чрезвычайное возрастание роли армейской музыкальной культуры в условиях фронта, усиление ее прикладных и нравственно-эстетических функций;
- проявление особого внимания со стороны Советского государства и командования Красной Армии к вопросам развития музыкальной пропаганды на фронте, понимание ее большой значимости в деле патриотического, воинского и нравственного воспитания личного состава;
- сама обстановка Великой Отечественной войны, во многом изменившая содержание музыкальной культуры, а также формы ее проявления в боевых условиях.
В-третьих, как показывают результаты исследования, носителями музыкальной культуры в самой Красной Армии явились как командиры, так и рядовые бойцы. Именно совместная деятельность различных категорий военнослужащих в период войны во многом способствовала расцвету армейской музыкальной культуры.
В-четвертых, армейская музыкальная культура развивалась не произвольно, а следуя определенным закономерностям, одной из которых является преемственность. Именно она объединяет все те музыкальные произведения, которые были написаны в дореволюционной русской армии с творчеством периода гражданской войны, затем военных лет, и предает их от поколения к поколению, выступая как связь прошлого, настоящего и будущего. Она вкладывает новый смысл во многие военные песни и марши прошлых лет, успешно применяемые в повседневном быту современных Вооруженных Сил.
В-пятых, анализ развития армейской музыкальной культуры в годы Великой Отечественной войны способствует выяснению ее места и роли в различных областях воинской деятельности. Результаты исследования свидетельствуют о том, что музыкальное искусство на фронте из элемента культурно-досуговой работы превратилось в действенное средство идейного воспитания личного состава.
Проделанная автором работа дает основание для вывода о том, что в предыдущих исследованиях данной проблеме уделялось недостаточно внимания. Многие исследователи-музыковеды при разработке своих трудов широко использовали ранее опубликованные материалы. Исходя из этого, наряду с изучением литературы и использованием уже известных исторических документов, автор в своем исследовании опирался на материалы новых, впервые вовлеченных в научный оборот, источников и материалов российских архивов. Анализ некоторых фондов, проведенный диссертантом в ЦАМО, РГАЛИ, РГАСПИ показал, что в каждом из них содержится немалое число документов по данной теме, ранее не востребованных исследователями.
Проведенное исследование позволяет автору извлечь определенные уроки из исторического опыта развития армейской музыкальной культуры в период Великой Отечественной войны. Суть их сводится к следующему:
Урок первый. Накопленный опыт свидетельствует о том, что развитие армейской музыкальной культуры напрямую зависит от уровня * экономического, политического и культурного развития государства.
Урок второй. Успешное развитие армейской музыкальной культуры возможно только тогда, когда государство уделяет повышенное внимание своим Вооруженным Силам, вникая во все их материальные и духовные вопросы их деятельности. Таким периодом в жизни нашей страны стала Великая Отечественная война.
Урок третий. Историческая практика показывает, что снижение интереса со стороны государства и руководства Вооруженных Сил к уровню духовного развития офицера и солдата в конечном итоге ведет к ослаблению патриотического и нравственного воспитания личного состава не только в военное, но и в мирное время.
Урок четвертый. Объективный анализ показывает, что для обеспечения успешного развития музыкальной культуры в военной среде, необходимо наличие в Вооруженных Силах хорошо организованной системы подготовки и комплектования профессиональными кадрами культпросветработников, военных дирижеров и музыкантов, руководителей ансамблей песни и пляски, соответствующими музыкальными военно-учебными заведениями.
Кроме того, для более эффективной деятельности этих специалистов в области музыкального просвещения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, необходимо иметь также отлаженную систему снабжения войск как современными техническими средствами пропаганды (видео и аудиокассетами, компакт-дисками с записями классической, военной и эстрадной музыки), так и духовыми и электронными музыкальными инструментами, изданиями нотных сборников армейских песен, маршей, популярными отечественными музыкальными журналами и т.д.
Проведенное исследование позволяет автору сформулировать также некоторые теоретические и практические рекомендации.
Во-первых, большую пользу принесло бы объединение усилий историков и музыковедов в исследовании различных аспектов развития музыкальной культуры отечественных Вооруженных Сил с момента зарождения регулярной армии и до наших дней.
Работа над диссертацией позволила определить круг проблем, которые, по мнению автора, могли бы стать предметом для дальнейших научных исследований. К ним относятся: «Музыкальная культура Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны», «Военные культурно-просветительные учреждения и их роль в деле музыкального воспитания Красной Армии в годы Великой Отечественной войны» и др.
Рассмотрение экономических проблем развития армейской музыкальной культуры в период Великой Отечественной войны указывает на необходимость более существенного изучения проблемы производства в нашей стране музыкальных инструментов, развитие нотного книгоиздания, методической литературы, налаживание снабжения ими армии и т.д. Для систематизации материалов по этой проблеме необходимо специальное исследование, например: «Проблемы развития материальной музыкальной культуры в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Следует также отметить необходимость освещения авторами в дальнейших диссертационных исследованиях других периодов в истории развития отечественной армейской музыкальной культуры. Не менее примечательным периодом для исследователя является, например, первая половина XIX века, которая насыщена богатыми событиями, как в истории русской армии, так и в истории нашего государства.
Во-вторых, есть необходимость подготовить и издать учебное пособие «История музыкальной культуры Российской армии и флота», для работы над которым автор рекомендует привлечь специалистов кафедры культуры и искусства Военного университета и кафедры теории и истории музыки Московской военной консерватории.
В-третьих, в связи с возрастанием за последние годы значения эстетических и нравственных ориентиров в сознании воинов современных Вооруженных Сил, имеется потребность дополнить разделы курса лекций по учебной дисциплине «История отечественной и зарубежной музыки» на кафедре культуры и искусства Военного университета, посвященные вопросам развития художественной культуры армии и флота. Материалы исследования также могут быть использованы для дополнения раздела «Армия и культура» в учебно-методическом пособии по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ «На службе Отечеству».
В-четвертых, на основе новых данных о развитии музыкальной культуры в Российских Вооруженных Силах необходимо уточнить и дополнить содержание справочных военных и музыкальных изданий (энциклопедий, словарей и т.д.), а также ввести в них само определение армейской (военной) музыкальной культуры, ее классификацию, особенности и отличия.
В-пятых, опыт взаимодействия государственных и военных организаций, осуществлявших в годы войны руководство развитием музыкальной культуры Красной армии, может быть полезным и в наши дни. Было бы, например, целесообразно разработать специальное соглашение Главного управления воспитательной работы ВС РФ и Министерства культуры РФ, которое позволило бы заинтересовать российские концертные организации и известных отечественных музыкантов в расширении масштабов концертно-шефской работы в Российских Вооруженных Силах, и особенно в группировке российских войск, принимающих участие в боевых действиях на Северном Кавказе и других горячих точках.
В-шестых, материал диссертационного исследования может быть использован на отечественных телевизионных каналах для подготовки циклов телепередач, рассказывающих о творчестве выдающихся деятелей музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны. Малоизвестные примеры самоотверженной работы на фронте Л. Утесова, К. Шульженко,
JI. Руслановой, Б. Ренского и многих других способны вызвать интерес, как у современных воинов, так и у граждан России.
В-седьмых, Главному управлению воспитательной работы ВС РФ и руководству Военно-оркестровой службы Министерства Обороны РФ было бы целесообразно вести целенаправленную работу по возрождению в армии и на флоте незаслуженно забытых музыкальных произведений военных лет, а также издать ряд сборников, включающих в себя песни и марши Великой Отечественной войны, посвященные различным видам Вооруженных Сил и гвардейским воинским частям.
Таковы некоторые выводы и рекомендации исследования. Дальнейшая разработка проблемы, несомненно, будет способствовать накоплению исторических знаний по вопросам развития армейской музыкальной культуры, совершенствованию исторически сложившихся форм и методов музыкального воспитания и просвещения с целью формирования гармонично развитой личности современного российского военнослужащего.
Список научной литературыКулиш, Анатолий Валентинович, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Труды по теории и методологии проблемы
2. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. Учебное пособие. М., 1993. -319с.
3. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. М.: Из-во МГИК, 1989. - 240 с.
4. Артановский С. Н. Некоторые проблемы теории культуры. JL: ЛГУ, 1977. -82 с.
5. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969.- 294 с.
6. Боголюбова Е. В. культура и общество: (Вопросы истории и теории). — М.: МГУ, 1978.-231 с.
7. Борев Ю. Б. Эстетика. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
8. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Категории и понятия теории культуры. — М., 1985.-247 с.
9. Данилевский И. Н. Вопросы теории и методологии исторического исследования. М.: Знание, 1987. - 230 с.
10. Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н / Д., 1979. - 175 с.
11. Иванов В. В., Коршунов А. М., Петров Ю. В. Методологические проблемы исторического познания. М.: Высшая школа, 1981. - 296 с.
12. Иванов В. В. методологические основы исторического познания. Казань, 1991.- 120 с.
13. Историческая наука. Вопросы методологии / Под ред. Л. С. Гапоненко.- М.: Просвещение, 1986. 67 с.
14. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: (Проблемы теории исторического процесса). М.: Политиздат, 1987. - 438 с.
15. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.-438 с.
16. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк). М.: Наука, 1994. - 376 с. < 1.16. Мамонтов С. П. Основы культурологии. - М.: Изд. Российского открытогоун-та, 1994.-208 с.
17. Маркарян. Э. С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. -284 с.
18. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. 2-е изд.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.- 600 с.
19. Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 1989. 175 с.
20. Моль А. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
21. Попова Т. В. О музыкальных жанрах.-М.: Знание, 1961.-40 с.
22. Пронштейн А. П., Данилевский И. Н. Вопросы теории и методологии исторического исследования. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1986.- 207 с.
23. Сафронов Б. В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. — М.: Знание, 1978, 112 с.
24. Свистова JI. В. Роль практики в историческом познании. Свердловск, 1977.-124 с.
25. Соколов Э. В. Понятия, сущность и основные функции культуры. — Л., 1989.- 176 с.
26. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства. 2-е изд. - М.: Музыка, 1970.- 192 с.
27. Тарасенко И. В. Проблемы периодизации истории России в отечественной исторической науке: Лекция / Гуманит. акад. Вооруж. Сил. М., 1993. - 19 с.
28. Постановление ЦК ВКП(б) об организации Всесоюзного комитета по обслуживанию больных и раненых бойцов и командиров Красной Армии6 октября 1941 г.).
29. Постановление ЦК ВКП(б) о работе агитпунктов на станциях и вокзалах железных дорог (16 ноября 1941 г.).
30. Отчет начальника Управления по начальствующему составу РККА НКО СССР Е. Щаденко.
31. Письмо председателя Комитета по делам Искусств при Совнаркоме СССР М. Храпченко ко всем республиканским, краевым, областным и местным комитетам, музыкально-концертным организациям от 13 июля 1941 г.
32. Приказ НКО СССР № 071 от 27 марта 1944 г. «Об улучшении Военно-оркестровой службы в Красной Армии».
33. Директива Главного Политического управления РККА № 226 от 5 сентября 1941 г.
34. Директива Начальника Главного Политического управления РККА № 9 от 19 мая 1944 г. «Об улучшении состояния Военно-оркестровой службы Красной Армии»
35. Украинского фронта генерал-майора Шатилова от 3 ноября 1944 г.
36. I. Архивные и другие фондообразующие документы и материалы
37. Центральный Архив Министерства Обороны РФ1. ЦАМО)
38. I. 1. Фонд 32 Главное Политическое управление РККА Опись 11302 -дд. 66,95,189,211,307,357. Опись 11309-дд. 29, 54. Опись 11315- дд. 12, 17,18.1112. Фонд 93 Инспекция военных оркестров РККА
39. Опись 12394-дд. 2,3,20, 22,31,25,30, 195.
40. Российский Государственный Архив литературы и искусства1. РГАЛИ)1113. Фонд 962 Всесоюзный комитет по делам Искусств при СНК СССР
41. Опись 3-дд. 1060, 1061, 1143, 1172, 1343.
42. Опись 5 дд. 537, 538, 560, 573, 580, 616, 640, 669, 670.1114. Фонд 654 Редакция журнала «Советская музыка»1. Опись 3 дд. 5, 6, 13.
43. Российский Государственный Архив социально-политической истории1. РГАСПИ)1115. Фонд 17 Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б)1. Опись 125-дд. 370,371.1116. Фонд 82 личный фонд В. М. Молотова Опись 2 - д. 956.
44. VI. Научные труды, монографии, книги
45. VI. 1. Альбом наглядных пособий по курсу культуры и искусства. / Под ред.
46. Н. А. Костикова. М.: ВПА, 1977. - 44 с.
47. VI.2. Ашев Г. А. Воинские ритуалы. М.: ВПА, 1977. - 127 с.
48. VI.3. Ашев Г. А. Культура воинской деятельности. М.: ВПА, 1984. - 44 с.
49. VI.4. Бирюков Ю. Е. Место и роль песни в героико-патриотическом воспитаниисоветских воинов. -М.: ВПА, 1981. 48 с.
50. VI.5. Гарбарь В. К., Срывков Ю. И. Воспитание воинов средствами музыкального искусства. М.: ВПА, 1988. - 47 с.
51. У1.6.Герман Ш.Б., Скатерщиков В.В. Беседы об эстетике. М.: Знание. -1982.- 378 с.
52. VI.7. Данилевич JI.B. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. М.- Л.: Музгиз, 1948. 145 с.
53. VI.8. Дорогова Л. Н. Художественная культура. Понятия, термины. М.: Знание, 1978-205 с.
54. VI.9. Зись А. Я. Виды искусства. М.: Знание, 1979. - 127 с.
55. VI. 10. Золотарев О. В. Культура, просвещение и досуг в Вооруженных Силах.-М.: ГАВС, 1993.-206 с.
56. VI.11. Когда пушки гремели. 1941-1945.-М., 1973.- 134 с.
57. VI. 12. Маскакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой
58. Отечественной войны. М.: Наука, 1977 - 374 с.
59. VI. 13. Марксистско-ленинская эстетика и воспитание воинов. Учебное пособие.
60. Под ред. А. Миловидова и Б. Сафронова. М.: Воениздат, 1975;
61. VI. 14. Музыка и музыканты на фронтах Великой Отечественной войны. Статьи.
62. Воспоминания. Сост. Данилевич Л.В. М.: Музыка, 1973. - 184 с.
63. VI. 15. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. Сост. Г. Пожидаев-М., 1973;
64. VI.16. Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны. Сост. С. Красильщик М.: АПН, 1985. - 286 с.
65. VI.17. Пожидев Г. В. Краснознаменный ансамбль: путь песни и славы. Очерк. М.: Воениздат, 1988.- 355 с.
66. VI. 18. Поляковский Г.В. Советские композиторы фронту. М.: 1989. - 143 с. VI. 19. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. - М.: Знание, 1961. - 82 с. VI. 20.Прокофьев С. С. Художник и война. Материалы, документы, воспоминания. - М.: 1956. - 258 с.
67. VI.21. Рунов Б. М. О военно-патриотической музыке. — М.: Сов. Композитор, 1979.- 142 с.
68. VI.22. Советская культура в годы Великой Отечественной Войны. М.: Наука, 1976-284 с.
69. VI.23. Соколов Э.В. Понятия, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.-68 с.
70. VI.24. Серых В. Д. Воинские ритуалы. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Воениздат, 1986 - 276 с.
71. VI.25. Советская военная музыка / Под ред. Б. Т. Кожевникова. М.: Изд-во ВОС МО СССР, 1977 - 428 с.
72. V. Статьи в научных сборниках и периодической печати
73. V.4. Боевая эстрада// Советское искусство. 1941.-7 августа.
74. V.5. В боевых условиях. // Советское искусство. 1941. - 29 июня. V.6. В помощь актерским бригадам. // Советское искусство. - 1941.- 14 августа.
75. V.7. Все для победы! (после радиообращения И. Сталина к советскому народу3 июля 1941 г.) Передовая. // Советское искусство. -1941.-13 июля.
76. V.8. В честь побед Красной Армии // Советское искусство. 1945. - 19 апреля.
77. V.9. Глиэр Р. М. Наш долг. // Советское искусство. 1941.-29 июня.
78. V.10. Данилевич JI. Музыка на фронте. // Советская музыка. 1946. - № 2-3.
79. V.l 1. Двадцать лет шефства. // Литература и искусство. 1943. - 23 февраля.
80. V.12. День обслуживания раненого бойца. // Литература и искусство. 1944.- 29 января.
81. V.13. Дунаевский И. О. Великая задача искусства. // Советское искусство.- 1941.- 29 июня.
82. V.14. Дыховичный В. В боевых условиях. // Советское искусство. 1941.- 29 июня.
83. V.15. Ермаков В.Т. Советская культура как предмет исторического исследования. //Вопр. истории 1973 -№11.
84. V. 16. Кабалевский Д. Песня-оружие.//Литература и искусство. 1942.- 21 февраля.
85. V.17. Ким М. П. О культуре как предмете исторического изучения. // Вопр. истории. 1974 - № 11.
86. V.18. Концерты в освобожденных районах. // Литература и искусство. 1944.- 29 июля.
87. V. 19. Концерт на горном перевале. // Литература и искусство. 1943.- 9 января.
88. V.20. Концерты для курсантов Военной академии. // Литература и искусство.- 1944. 8 января.
89. V.21. Концерты Краснознаменного ансамбля. // Советское искусство. 1941.- 29 июня.
90. V.22. Красноармейский джаз-оркестр Наркомата Обороны СССР // Советское искусство. 1941.-7 августа.
91. V.23. Маслин А. Н. О некоторых вопросах создания советской социалистическойкультуры и ее особенностях. // Вопр. философии. — 1958 № 3.
92. V.24. Мугуев Хаджи-Мурат. Что поют в землянке? // Литература и искусство.- 1943. 16 января.
93. V.25. Музыка боевых дней (Музыкальный вариант «Окон ТАСС»). // Литературная газета. -1941. 20 августа.
94. V.26. Музыка Государственного Гимна. // Литература и искусство. 1944.- 1 января.
95. У.21. Народные таланты. // Литература и искусство. 1943. - 23 февраля. V.28. Нестьев И. Песни борьбы. // Советское искусство. - 1941. - 14 августа. V.29. Нестьев И. Песни Отечественной войны. // Советское искусство.- 1941.- 29 июня.
96. V.37. Преображенский С. Фронтовые бригады. // Литература и искусство.- 1943 -23 февраля.
97. V.38. Путь песни. // Советское искусство. 1945 - 19 апреля.
98. V.39. Советская музыка в годы войны. // Советская музыка. — 1946. № 1.
99. V.40. Создание военного репертуара. // Советское искусство. 1941.- 29 июня.
100. V.41. Сохор А.Н. Черпая вдохновение в подвиге народа. // Советская музыка, 1975, №5.
101. V.42. Сурин В., Бахрах Р. Искусство на линии огня. // Литература и искусство.- 1942. 21 февраля.
102. V.43. Творческое совещание о массовой песне. // Литература и искусство.- 1943.- 19 июня.
103. V.44. Толстой А.Н. На репетиции Седьмой симфонии Шостаковича. // Правда.- 1942. 16 февраля.
104. V.45. Филиппов Б. Фронтовые заметки. // Советское искусство. 1941.- 4 сентября.
105. Фронтовая художественная самодеятельность. // Красная Звезда. 1941.- 25 сентября.
106. V.46. Храпченко М. Героическая тема. // Литература и искусство. 1942. — 16 мая. V.47. Художественное обслуживание фронта в дни 25-летия Красной Армии. //
107. Литература и искусство. 1943. - 9 января.
108. V.48. Шостакович Д. Музыка и время. // Коммунист. 1975 - № 7. V.49. Цуккерман В. Марши Отечественной войны. // Советское искусство.- 1945.- 15 марта.
109. У.50.Чернецкий С. Несколько пожеланий // Литература и искусство 1944.- 8 января.
110. V.51. Ярустовский Б. На передовой линии. // Литература и искусство. — 1943.- 17 апреля.
111. VI. Диссертационные исследования
112. VI. 1. Виницковский М. Г. Роль и место музыкального искусства в формировании духовного мира советского воина: Дис.канд. филос. наук. М, 1984.-169 с.
113. VI.2. Дорогова JI. Н. Художественная культура и формирование личности воина: Дис.д-ра филос. наук. -М.: ВПА, 1990.
114. VI.3. Дунаевский Л. С. Культура как фактор формирования воинскойдисциплины: (Методологический анализ): Дис.канд. филос. наук. М.: ВПА, 1986,- 177 с.
115. VI.8. Сохор А.Н. Массовая песня в период Великой Отечественной Войны:
116. Дис. канд. искусствоведения. Л, 1953. - 224 с.
117. VI.9. Цицанкин В. С. Музыкальная культура российской Армии и Флота во второй половине XIX века: исторический аспект: Дис. канд. ист. наук. — М.: ВУ, 1997 г.-205 с.
118. VI. 10. Черныш В. Д. Искусство как фактор формирования личности советского воина: Дис.канд. филос. наук. М.: ВПА, 1980. - 203 с.
119. VI.11. Шуряк М. Г. Музыкальная культура Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Дис.канд. Ист. наук. Новосибирск, 1982. - 205 с.
120. VII. Справочно-энциклопедическая литература VII. 1. 50 лет Вооруженных Сил СССР. М.: Военное изд-во МО СССР, 1967. -578 с.
121. VII.2. Аннотационный сборник диссертационных работ, защищенных вспециализированных советах ВПА им. В. И. Ленина в 1988-1990 гг. / Сост.
122. Ратоцкий Н. В., Юдин В. И. М.: ВПА, 1989-1991. - 58 с.
123. VII.3. Большая Советская энциклопедия: В 30 т. 3-е изд. переработ, и доп.-М.: Советская энциклопедия, 1970-1981. Т. 5, 8, 18, 25.
124. VII.4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Энциклопедия. М.:
125. Советская энциклопедия, 1985.- 833 с.
126. VII.5. Великая Отечественная война. Краткий научно-популярный очерк. Подобщей ред. П. А. Жилина. М.: Политиздат, 1970. - 638 с.
127. VII.6. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. Краткаяистория. М.: Военное изд-во МО СССР, 1967. - 620 с.
128. VII.7. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. Краткаяистория. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Военное изд-во МО СССР, 1970. — 630 с.
129. VII.8. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. Краткаяистория. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Военное изд-во МО СССР, 1984. - 560 с.
130. VII.9. Военный энциклопедический словарь / Под ред. Н. В. Огаркова. — М.:1. Воениздат, 1983. 863 с.
131. VII. 10. Военный энциклопедический словарь. Изд. 2-е. Испр. и доп. М.: Воениздат, 1986. - 1356 с.
132. VII.11. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.
133. В 6 т. М.: Военное изд-во МО Союза ССР, 1963. Т.2, 3, 5.
134. VII. 12. Каталог кандидатских и докторских диссертаций, поступивших в
135. Библиотеку им. В. И. Ленина и Государственную центральную научнуюмедицинскую библиотеку за период 1956-1990 гг.-М, 1956-1990.-215 с.
136. VII. 13. Колтынина Г.Б. Военная музыка в России и СССР. Библиографическийуказатель. М.: Гос. библиотека им. В. И. Ленина, 1946. - 81 с.
137. VII.14. Музыкальная энциклопедия: В 5 т. / Под ред. Келдыша и др. М.: Сов.энциклопедия, 1973-1981 гг.-Т. 1-5.
138. VII. 15. Музыкальный энциклопедический словарь / Под. ред. Прохорова А. М., Абалкина Л. И. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
139. VII. 16. Перечень тем докторских и кандидатских диссертаций, разработанных и защищенных в Военно-политической академии им. В. И. Ленина (19661980 гг.) М.: ВПА, -1981. - 152 с.
140. VII. 17. Советская военная энциклопедия: в 8 т. — М.: Воениздат, 1976-1980.- Т.2 939 с.- Т. 5. 687 с.- Т. 8. 687 с.
141. VII. 18. Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е, испр. и доп. - Сов. энциклопедия, 1989. - 987 с.
142. VIII. Сборники военных песен
143. VIII. 1. Бирюков Ю.Е. По военной дороге. -М.: Воениздат; 1988. 365 с. VIII.2. Лебедев П. В боях и походах. Песни Великой Отечественной войны.- М.: Советский композитор, 1975. 290 с.
144. VIII.3. Лебедев П. Дорогами побед. Саратов.: Приволж. кн. изд-во, 1980.- 273 с.1. ПРОГРАММА
145. Подготовить бойца муз. взвода для выполнения обязанностей санитара-носильщика.
146. Источник: ЦАМО, ф. 32, 12394, д. 3, лл. 8-29.1. ПРИКАЗ НКО СССР № 071т 27 марта 1944 г. г. Москва
147. Об улучшении Военно-оркестровой службы в Красной Армии»выдержка)
148. В целях улучшения Военно-оркестровой службы в Красной Армии, приказываю:
149. Оркестры войсковых частей и соединений доукомплектоватьмузыкантами, годными к строевой службе. С личным составом оркестроврегулярно проводить строевую подготовку, добиваясь примерной строевой выправки.
150. Положенные по штатам оркестры укомплектовать полностью личным составом и музыкальными инструментами; в гвардейских частях и соединениях к 1.06.44, в остальных частях, соединениях и ВУЗах - к 15.06.44.
151. Все нештатные оркестры воинских частей и учреждений расформировать, а личный состав и музыкальное имущество обратить на укомплектование штатных оркестров.
152. Ввести музыкантских воспитанников в возрасте 13-15 лет в оркестры: запасных стрелковых полков, армейских запасных полков; запасных кавалерийских полков по 15 человек в каждый; в состав оркестров ВУЗов поf 20 человек в каждый.
153. Музыкантских воспитанников зачислить на довольствие и обеспечить обмундированием и снаряжением на общих основаниях с военнослужащими.
154. С музыкантскими воспитанниками, одновременно со специальной и строевой подготовкой, проводить обязательную общеобразовательную подготовку в объеме 7 классов.
155. В каждой стрелковой роте указанных в пункте 3. частей и ВУЗов содержать за счет строевого расчета одного сигналиста-барабанщика.
156. Командирам войсковых частей и соединений и начальникам ВУЗов, положенные по штату оркестры и ротных сигналистов-барабанщиков широко использовать для строевой подготовки подразделений, на маршах, на разводах караулов и на вечерних поверках.
157. На учебные оркестры возложить подготовку и обучение музыкантов, формирование новых оркестров и обслуживание гарнизонов, в которых оркестры дислоцируются.
158. Укомплектование учебных оркестров произвести распоряжением Военных Советов округов и фронтов за счет музыкантов, находящихся в частях войск и используемых не по специальности. Учебные оркестры подчинить начальникам Политуправлений Фронтов и округов.
159. Ввести в штаты Политуправлений фронтов по одному инспектору военно-оркестровой службы.
160. Командующим фронтами, отдельными армиями и военными округами к 1 мая откомандировать в распоряжение Управления кадров ГПУ РККА используемых не по назначению капельмейстеров, имеющих специальное образование.
161. Для пополнения военных оркестров музыкантов музыкантами к 1 августа 1944 г. сформировать 3 школы военно-музыкантских воспитанников.
162. ГПУ РККА к 25.06.44 г. произвести отбор лучших строевых и встречных маршей и в течение 1944 г. издать их в виде сборников.
163. Начальнику Тыла Красной Армии разработать и к 15.05.44 г. представить мне на утверждение положение о награждении частей, особо отличившихся в боях за Родину, фанфарами и штатными оркестрами.
164. Заместитель Народного Комиссара Обороны СССР Маршал СССР Г. Жуков
165. Источник: ЦАМО, ф. 93, оп. 12394, д. 25, лл.115-118.1. ДИРЕКТИВА
166. Начальника Главного Политического управления РККА № 9 19 мая 1944 г. г. Москва
167. Об улучшении состояния Военно-оркестровой службы Красной Армии»выдержка)1. Приказываю:
168. Начальникам Политуправлений лично руководить работой Инспекций военных оркестров округов и фронтов, оказывая им всемерную помощь в оперативном решении вопросов, связанных с улучшением состояния и поднятием авторитета оркестров фронта или округа.
169. Обязать Политотделы вести постоянный контроль за ходом учебы и постановки воспитательной работы в школах военно-музыкантских воспитанников, а также с воспитанниками оркестров при частях.
170. Политотделам вести непримиримую борьбу со всяким умалением роли и значения отечественного народного творчества и классического художественного наследия.
171. Начальник Главного Политического управления РККА, Заместитель Народного Комиссара Обороны СССР, Генерал-полковник А. Щербаков
172. Источник: ЦАМО, ф. 93, оп. 12394, д. 20. лл. 815-816.