автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Музыкальная жизнь Ростова-на-Дону от середины XVIII до 20-х годов XX столетий

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Черных, Маргарита Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Музыкальная жизнь Ростова-на-Дону от середины XVIII до 20-х годов XX столетий'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Музыкальная жизнь Ростова-на-Дону от середины XVIII до 20-х годов XX столетий"

И 6 од

' ............. РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ-----------------------------

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На правах рукописи

Чврянх Маргарита Петровна

муштшш жизнь рэстова-нл-дону

ОТ СЕРЕДИНЫ ХУШ ДО 20-х ГОДОВ И О ТОНЕ ТОЙ

(пути развития, особенности иузыкальнаго уклада)

Искуостьоведеяиэ 17.00.08 - Музыкальное иокуоотво

А в т о р в ф ер а т

диссертации на ооиокгше учёкой отолени • кандидата иокусотвоводения

Москва - 1923

Работа выполнена на кафедре иотории музыки Музыкальной Академии

Роооийокой

Научный руководитель:

кандидат иокуоотвоведевяя, допеат Кравченко С.П.

Официальные оппоненты:

доктор иокусотвоведеаия Брянцева В. Н. кандидат искусствоведения Медведева И.А.

Ведущая организация - Новосибирская государственная консерватория им. М.Й. Глинки

Защита состоится ноября 1993 г. в 14 чаоов на заседании специализированного совета ЛО 921002 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора искуоотвоведе-ния при Российском иастлтуте иокусотвознания Шниотеротва культуры Российской Федерации <103009, Москва, Козицкий пер.,5)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РИИ.

Автореферат разослаь се^Т^Ь^Я 1993 г.

Учёный секретарь

сшшалйзирОБЕн.югэ Совета,

до:<тор искусствоведения Паясов Ю.И.

В сфера музыкального краеведения уже сложилась иотреб-аость различения кэгегсрй музыкальной жизни и иузыкаяьаой культуры. Неоошшнно, что по отношению к разят регионам, ао степени ах изученности эта категории выступают также как от алия, этапы иознания музыйалько-яоторячзсйоа'о яроцеоса.Ив первом этапе должны быть собраии, описана и проанализированы катериалы, документы, факты.

Ооновная часть аяаг, статей, диссертаций, егоовящецяюс музняальноыу яроидону отдельных регионов Сибири, городов Казаки, Иркутска, Тамбова, йакавго Новгорода, Екатериаодара к др., решает именно эти задача. Иа числа ыуаняаяьио-краевед~ чеоких работ, вероятно, только монография Т.А.Рзыанояой "История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года" <Томск, 1932) охватывает широкое йоторщсо-культуряое яространотао.

Наотояцая работа содержат характеристику музыкальной жизни одного из крупнейших городов етго-росгока страны -Роотсза-аа-Дону. Изучаемый период - от середины ХУШ века до яервой четверти XX столетия - имеет богатые культурна традиции, выходящие да зко за пределы ыеотяого значадяя.Достаточно вопошить, что город дал таких кузыкеятов, яаа Й.Ф.Гнесиа, И.А.Звлюсмад, Н.Л.Праоааа, Л.П.Федоров, H.A. Цимбалист и др., обладал одновременно тремя коноврваторяд-«я, располагал дреяраонимя артяатичеокиий силами.

До оого гремояи йсторая иузндальмого развития этого города яе отаеовйлась объектом саосральяого реооуотрзаел. В овете проблем, разрабатываемых в яоаяеднее арзмя в истории русояой муз шея, исоледовеь^а музыкальной культуры Роа-това - как и других крупных городов Роооаи - огановктоя л е-

/

/

обходкмоотью, ибо стало очевидным, что бев ивучевяя музыкальной культуры периферии не «спет быть пояшш звание история отечественной музыки. Потребность в подобном вооледовалия в определяет актуальнооть работа.

Цель ее - представить целостную картину музыкальной ЖЛ8ВЯ города о мсаювта его ооновавия (о 1749 года) до 1920-х годов. В оняая о втиы решаются оледущие г а д а ч и: изучение яроцеооа аароаденйя, становления в развития музыкальной культуры я определение факторов, атому способствующих; исследование коицертно-иопслнительской практики и музыкального обреэоваыий, развития профвеояоидаяэад я реалячных сферах ку-ь шильной культуры; освещение «еота я роля крупных ростовских педагогов-ясполяителей в развитии музыкальной культуры, а также деятельности гаотродеров. В качестве объектов исследования соответственно сцделевы музыкальный быт, концертно-театрадь-ная хиань в музыкальное образование.

Анализируя цувыкальяую жиэнь Ростова, автор систематизирует шрокяй материал ло истории культуры региона, иопольаует большое количество источников постного я центральных архивов, привлекает мемуарную я япистолярвую литературу, опирается на материалы местной и центральное початя. В необходимых случаях проводится сопоставление о- музыкальной жизнью других городов Россия, выявляется обцероссивокие, типологические продао-сн.

Научная н о в а 8 н а работы определена тем, что впервые предпринята попытка комплексного рассмотрения му-вшюльно-культурноЯ олтушиш Ростова обозначенного периода, обосновываются закономерности формирования музыкальной жйэня в основные егапк ее «вссшюи. В результате исследования вбо-

дктся в научный обиход большое количество архивных материалов и документов.

Материалы диссертации иагут -быть допальаоваяы в лекционных курсах по истории отечественной музыки, музыкальному краеведению (в специальных учебных заведениях), в популярных изданиях и научных трудах по истории музыкальной культуры, а таете в дальнейших теоретических и практических разработках проблем музыкальной культуры отдельных городов а регионов.

Результаты работы могут быть применены также в практической деятельности руководителей профессиональных коллективов, учреждений культуры, искусотеа, народного образования, высших я средних учебных заведений.

Методологической основой диссертации послужили офо£Ш-роваваився в отечественной науке методы исторического музыкознания, музыкальной социологии и музыкального краеведения. Ооиопной из них - принцип историзма - предполагает ресскотре-ние ообытий и явлений в их исторической.перопективе и в тоо-ной взаимосвязи. Работа опирается на метод комплексною изучения иузыкально-иото,,ячеоких процессов в овязи с социально-политическими и общекультураыми факторами. Из социологических методов широко применяется инфорыидаонно-отатястичсский, а из краеведческих - метод описания: подробное оовещение вое-. го многообразия исторической реальности. Совокупность ртяя методов дала возможность восоовдать картину музыкальной культуры Ростова-ао-Дону значительного периода.

Диссертация состоит ив Введения, трех глав, Зькмзчения, Списка использованных Источников, 2-х прияожеайй. Объ^м текста - Т68 страниц, включая список использованных рсточияког.

Во Введения дано обоснование актуальности темы, определены цели, задачи и хронологические рамки исследования, его методологические принципы, проведен источниковедческий анализ и указаны возможности практического применения диосертецки.

В цервой главе "Музыкальное прошлое г. Ростова до 90-х годов XIX века" освещаются наиболее важные процессы музыкальной жизни города - становление музыкального быта, формирование любительских институтов, зарождение местной театральной жизни, которые рассматриваются в теоной взаимосвязи о ойцеотвенно-политичеокиш условиями.

В работе анализируется факторы, определившие музыкальную оудьбу города, в овязи о чем отмечаются особенности его эконошко-географячеокого положения. Возникнув в 1749 г. в

качестве тпможни и получив в 1797 г. статус уездного города,

I

Ростов уже в 1836 г. , благодаря'вновь ..учрежденной таможне , получает самостоятельность и приоритет оради ганых портов. •О культурном уровне г брода того периода свидетельствует наличие двух училищ - уездного и приходского и одной частной жен-акой х'йыааэик. В этот ранний период культурного развитая для нЬго были характерны те яе формы, что й для других городов. Показательны в »том отношении марсовые представления на ярмарках {особенно на известной в юаной. Росопи Роздественоко-Богородической, проходившей, с участием приезжих циркачей, "бэдшачников", "эквилибристов", "коыедчиков"), а также появление театра, выстроенного, в 1843 г. купцом Садомцевш й именовавшегося-в обиходе "балаганом".

* Старая были ликвидирована з 70-е годы ХУШ века.

60-е года ЯX века явились существенным этапом в развл-----------

—' тягг Роотова, что ¿ело связано с плодотворной работой город-окого голови Анд^оя Матвеевича Байкова. В частности, при нем било начато строительство железной дороги, обусловившей стремительный экономический подъём города. Оказавшись в "узле трех дорог", Роотов поотепенно превращается не только в крупнейший торгово-раопределительяый, но и адмиаи<зтратлЕ2ь£ и •культурна цонтр.

Если до середины XIX отолетия музыка в жизни горокан играла в ооновяом прикладную роль - сопровождала празднества (балы, маскарады, торжества), то в 70-е годы зарождаются новые форш музыкального быта: не только танцевальные вечера, но и любительские спектакли, оркеотровке концерты в город-оком саду - излюбленном ыеоте ростовчан. Особое неото в культурном развитии Ростова занимает театральная жизнь, актдаизи-рущаяая с появлением в 60-е годы театрального 8диния, встроенного купцом К.М.Гайрабетовым. В первую se неделю после открытия театра на рооговской сцепе в спектакле "Ревизор" выступал великий русский актер М. С. Щепкин. 3 работе проолеаяза-втоя ооновные этапы ""^атральной жизни, овязанные о деятельно отью антрепренеров Г.С.Вальяно и Л.К.Казанцева. Так ко, как я в других городах в начале XIX века, в ростовском театре наряду о мелодрамами и водевилями ставились драматичеокяе пьесы, среди которых такие со до ври мировой драматургии. как "Недоросль", "Король Лир", "Коварство к любовь". Бала предпринята и постановка опер - "Аокольдовой могилн" А.Ворстсвокого, "Гальки" С.Монюшко, "Мэльнида, колдуна, обманщика я свата" А.Дблесимова-М.Соколовокого. Однако следуот отметить, что яз~ ьое предпочтение отдавалось в те года все-та:ш водевили и

оперетте. Автор диссертации отмечает тем не менее.положитель- ' ную роль любой театральной постановки - будь то оперетта, дра- • ыа либо опера, вносивши на раннем этапе существенную лепту в дало культурного созидания, пробуждавшей интерес публики к театральному искусству.

Процесс развития музыкальней жизни Ростова конца ХУШ -середины XIX столетий создал необходимые цредпос. лки для зарождения музыкального образования. Установлено, что ьСузыкаяь-ноэ обучеьие получило широкое распространение в Ростове в середине XIX века: оно стало необходимым элементом воспитания в частных пансионах и гимназиях. Анализ педагогического репертуара того времени свидеаельствует о его опзцифике: центральное меото в нем занимали салонные пьеоы, многочисленные романсы, ноктюрны, танцевальные мелодии, заимствованные из популярных изданий того времени. И несмотря на дилетантский характер частного обучения, оно выполняло немаловажную роль в деле просвещения. Именно здеоь закладывались основы профессионализма, создавались традиции педагогики и, что не менее важно, формировалась новая среда - любители музыки, деятельности которых в главе отведено центральное меото. Так же, как в свое время в обеих столицах, этап любительского музицирования - салоны, крукки, ойцеотва - предшествовал функционированию профессиональной музыки и в провинциальных городах.

Особенностью музыкальной хизни Ростова в 70-х годах XIX гека является расцвет деятельности лгэбитеяей музыки, в частности, организованного ими "Кружка любителей совместного пэйия и музыки". В исследовании дается краткая характеристика ш-ступлений музыкантов - членов Обществе (так называли роотов-чано музыкальна кружок), приводятся программы наиболее, за-

метных концертов и благотворительных вечеров. Примечательно,

что в этих концертах в тесной сотрудничестве о любителями ________

выступали и профессиональные музыканты, о чем свидетельствовали многочисленные афиши тех лет. Среди профессионалов-музыкантов выделены оамые видные - пианисты Л. Имбс, Л.Кортман, воспитанники венской консерватории А.йтёр^бсрг и И.Шйрман, скрипачи В.Карнелио, Л. Реньери, Н.Платонов и М. Исакович. Их яркая индивидуальность как педагогов и музыкальных деятелей о&эволаоь впоследствии на развития отдельных специальностей музыкального иополнительотва.

Фиксируя внимание на заолугах любителей музыки, автор исследования отмечает несколько аопектов: культурно-просветительский, состоящий в приобщении роотовчав к серьезному. ао-куоотву посредством организации концертов; воспитательный -содействие в формировании определенного типа культурно?! личности, готовой к восприятию более сложных видов музыкального искусства; благотворительный - средства, полученные от выступлений, или на нужды учебных заведений и общественно-про-оветительскиХ учреждений. Таким образом, роль любителей музыки в становления культуры в городе предстает не этом этапе как главенотвупдая.

Насыщению и разнообразию концертной жизни немало способствовали и гастроли. В конце 70-х годов в Роотове поСывзло множество крупных музыкантов - Г.Веилвскпй, Ы. Мусоргский, Н. Рубинштейн, С.Танеев, П.Спрссате, Й.Фигнер и др. Вотречк с художниками такого ранге превракались в незабываемые ообэтая н имели большое значение для формирования мировоззрения, художественных вкусов местных музыкантов.

При возрастающей роли музыки в изни горожан вое более заметной отановитоя необходимость в специальной организации, оаоообной наладить на профессиональной основе музыкальное образование и артистическую концертную деятельность в городе. Ранее существовавший кружок любителей кувыки по своему статусу не мог осуществлять функции серьезной организация. Не располагая ни соответствующей финансовой базой, ни достаточным количеством профессионалов-педагогов, он не маг справиться оо слоеной задачей организации воей музыкальной жизни города.Эту проблему на доляном уровне впоследствии смогло решить лишь ыьотное отделение Императорского Руоокаго музыкального общества, деятельность которого подробно прослеживается в работе.

В заключении главы показано, что к 90-м годам ПХ в. музыкальная жизнь з Ростове становится вое более интенсивной и постепенно приобретает новое качеотво.

Вторая глава - "Концертно-театральная жизнь г. Ростсва-на-Доьу конца XIX -- 20-х годов XX столетия" - состоит из трех разделов. Ее структура обусловлена разнообразием и обширностью материала, периодизация которого соответствует важным событиям и этапам в аиэни города. В первом разделе -"Концертно-театральная жизнь г.Роотова-на-Дону конца XIX - па-чача XX столетия" - рассматриваются успехи города в области культуры в связи со стремительным ростом Ростова как торгово-прсмьюяенного центра. Отмечается появление учебных заведений, издание новых газет, открытие кинотеатров ("олактроояографов"). К 90-м годам я Ростове было несколько театров: Гайрабетолский, Гкачевский и Асыаювокигё. При характеристике деятельности талантливых антрепренеров - Н.К.0ин€лы1ккосс и Г.М.Черкасова -подчеркивается, что блеговвря их старание ростовчане раньше,

чем жителя других провинциальных городов, у видели лучшие произведения Островского, Чехова, а позже - и оперные спектакли, —в-том числе "Жизнь за царя" М.Глинки, ''Руоалку" А.Даргомыжского, а также "Демона" А.Рубинштейна я "Рйгнеду" А.Серова. Значение деятельности Г.¡¿.Черкасова в 'Художественной жизни Ростова ошоотавимо о ролью, которую сыграли в культурном становлении Казани и Харькова П.,М. Медведев и Н.Н.Дюков.

Коренные изменения в культурной ситуации города овязыаа-атая о открытием в 1836 г. Ростоэокого отделения ИВ50 ~ выдающегося события в истории музыкальной культуры города, определившего на многие годы его развитие. В работе рассматривается деятельность директоров Отделения, его членов. Особо отмечаются заслуги директора РО ЙШО М.Л.Преомана, уроженца Роотсва, блестящего пианиста, воспитанника Московской консерватории, ученика Н.С.Зверева и В.И.Сафонова.

Архивные материалы позволили раокрыть разнообразие концертной жизни того времени: приводятоя программы концертов, их участники, цитируются рецензии на выступления отдельных музыкантов, анализируется концертная деятельность пианиота Э.Гартыута, скрипача ОЛабана, виолончелиста И.Горокагс - талантливых членов Общее ".за.

Многообразие концертной жизни Ростова конца XIX века не ограничивалось лишь камерными концертами - все более су- . щеотвевную роль отала играть оркестровая музыке. Согласно архивным данным. Ростов в 90-е годы располагал четырьмя весьма приличными профеоояональными оркестрами и одним любигальоким (железнодорожников) о тремя отличными дирижёрами - К.И.Еслак-пшным-Карским, И.Я.Гоаьдшмитоы, А.И.Дюблиаерок. баолупивавт анимания тот факт, что о конца 90-х годов в Ростове аоетанано

устраивались концерты и даже симфонические сезоны, что наблюдалось тогда далеко не во всех провинциальных городах.. В программах оркеотров четко прослеживаетоя постепенное вцтео-нение легких сочинений - увертюр или фантазий - произведениями более сложными - симфониями композиторов-классиков. С деятельностью дирижеров М.Н.Черняховского, А.А.Литвинова, A.A. Фридмана связано интенсивное развитие тонического исполни-тедьотва в конце ДХ.- начале XX века.

Решающую роль в повышении уровня концертной деятельно- • оти Ростова сыграли гаотрольные концерты - явление, ставшее характерным в ато гремя для всех крупных городов страны. Ростовчане знакомятся о иокусотвом пианистов А. Рвйзенауэра я С.Монтер, В.Сапельникова, В.Пахмана и Р.Кочалыжого, скрипачей К.Григоровича и А.Колаковсдого. Среди большого количества певцов, посетивших Ростов, назовём П.Фискети (ученицу парижских профессоров М.Маркези и П. Впардо), Паулину Л'Аедеман {оолиотку Нью-Йоркского и Лондонокого театров), А.Маркова в О.&аоова (оояиотов московского Большого театра) и др.

Со второй половины 90-х годов начались регулярные гаот-раая руооких и итальянских оперных трупп и "товариществ". Наиболее значительным событием явились гаотроли оперной антрепризы U. в. Салтыкова, показавшего в 1901 г. оперу Римокого-Корсакова "Садко". Ростов был, видимо, первым городом (после Москвы и Петербурга), в котором была поставлена эта опера. Согласно афишам тех лет, в Роотове побывали также труппы ¿.Эйхонвальда, й.Любияа, Г.Шейна, Ф.Кастеллано*.

Таким обравоы, интенсивность концертной жизни втого це-рцода во многом была обуолозяевв деятельностью гаотролёроэ!'

^ Репертуар оперных слектаклеС, нОхазанаых в Ростове в 90-е ?<ОЫ, рредстамев в Приложении.

благодаря которым ростовчане приобрели возможность познакомиться с новыми сочинениями, известными исполнителями.

Во втором разделе - "Концертно-театраль-аая жизнь Ростова-на-Дону 1900-1914 гг." - рассматривается новый этап эволюции концертно-театральной жизни в Ростове, характеризующийся еще белее активным включением ее в культурную жизяь страны и принципиальный роотом профессионального уровня. Качественно новым явлением отало открытие специальных музыкальных клаосов и преобразование в 1900 г. Музыкальных клаооов РО ИВЮ в Музыкальное училище. Педагоги вазванных заведений были ае только людьми, обладавшими высокой музыкальной культурой {все они в большинстве случаев получили музыкальное образование, в западно-европейских и отечественных консерваториях) , но и вложившими много энергии и увлеченности в дело созидания ее. Большое внимание в главе уделено деятельности музыканта-пианиста М.Преомана, представителей яотербург-окой школы - Э.Гартмута, М.Выоотской и В.МихайЛовой; скрипачей - А.Меца, И.Зелихмана, Л.Цейтлина, Б. Си бора, В.Португело-ва (учеников профессора Петербургской консерватории Л.С./.уэра) и С.Преомава и И.Жукчвокого (учеников не менее известного профессора Пражской консерватории О.Шевчика); виолончелистов -П.Федорова (ученика К.Ю.Давыдова) и М.Петра (воспитанника А. В. Вержбиловича). Многие из них врооладотвии отели профессорами Московской, Ереванокой, Горьковокой кояоэрнаторкй.

Картину концертной жизни этого периода сущзотвзнно дополняют выступления учащихся музыкальных школ ч главным образом - музыкального училища, ^олько за 10 лет его оущзотвоаа-ния бшго устроено более 60 ученических концертов. Судя по рецензиям, уровень исполнения был достаточно высоким.

Большое просветительское значение имели концерты, связанные с творчеством отдельных крупнейших композиторов. Так в 1913 году был осуществлен цикл концертов, включавших вое трио и сонаты Л. Бетховене.

Немалое внимание в разделе уделено оркестровому исполнительству, которое особенно активизировалось в начале XX века. Архивные документы и периодика этого времени позволяют оове-тить деятельность двух оркестров, оущеотвовавших тогда в городе - при "Клубе приказчиков" и "Коммерческом". Состав оркеот-ров, судя по высказываниям известных музыкантов-дирижеров,которым доводилось о ними работать, был достаточно оильным. В Ростове работали замечательные дирижеры. В их числе С.А.Куое-вицкий, А.Д.Литвинов, Е.Е.Плотников, А.И.Орлов, Л.П.Штейнберг. Довольно чаото в симфонических концертах выступали в качеотве дирижеров русские композиторы - представители разных поколений: М.М.Илполитоэ-Иванов, A.C.Аревоккй, С.Н.Василенко,Р.И. Глиэр. Большая честь программ при этом составлялась из их собственных сочинений. Гастроли видных композиторов являлиоь событием в 1;ультуркой аизни города. Они давали возможность провинциальному слушателю познакомиться о достижениями отечественно!': музыки, уолышэть новые сочинения, звучащие в столицах. Явлением музыкальной жизни Ростова стал приезд в 1913 г. оркестра С.А.Кусевицкаго, исполнившего вое бетховенские симфонии.

Кэк отмечается в исследовании, развитию музыкальной культуры во многом способствовали ежегодные летние гсстроли оперных трупп и "товариществ", начавшиеся в Ростове еще в конце Х£Х века. В диссертаций подчеркивается, что несмотря на недостатки гастрсияруэдмг ояергн/х кслл^стпзор, рсяь ;гс

при отсутствии постоянного оперного театра была весьма значи-______

тельной. В результате смены театральных' коллективов роотовча-не имели возможноегь каждый сезсн слушать новые оперы, встречаться о интереоиыми артиотами, что давало богатый материал для размышлений и сравнений. Это несомненно способствовало зарождению и.чтереоа к оперному данру и оказывало сильнейшее воздействие на музыкальную культуру.

Анализ содержания концертной яиэня начала XX века позволил выявить и в этот период значительный вклад музыкантов-гастролеров. Благодаря своему географическому положению,крупный южный город Роотов всегда привлекат их внимание. Находясь на пересечении трех железнодорожных магиогралей, Ростов непременно входил в маршруты артистов, следовавших из центра в курортные города. Пожалуй, немногие русские провинциальные города начала XX века могли бы похвастать таким огромным количеством известных артиотов. Изучение архивных материалов позволяло восооздить картину гастролей русоКих и зарубежных исполнителей, выступавших в Ростове о конца XIX века вплоть до Октябрьской революции. Ростовчане слушали таких мастеров окрн-аячной игры, как Л.Аучр, Г.Взнявокий, Я.Кубелшс, А.Марто, П.Са-расате, Е.Цимбалиса, Я.Хейфец; виолончелистов - А.Брэндуковя и А.Верхбиловича, пиониотов - А.Есипову, Артура Рубинштейна,В.Тй-манову, А.аалоти, К.Игумнова, И.Гофмана и многих других.Наотоя-г щим музыкальным ообнтием стали концерты Ф.Шаляпина. БслъшоД уо* пех выпал не долю других известных певцов - Л.Сооянояе, И.Ая-чевского, П.Цеоевича. Интврео к русокой муэпко, наблкяавшяйся в начале XX века, обусловил приглашение в Ростов ьыдаавдазя отечественных композиторов. . ^евде воего стмочзшся рыступле-ния в зти года А.Скрябина (1911) в С.Рахманинова (19X1, 1913,

£9X5, 1917).

Таким образом, несмотря на удаленность от крупных муаы-.кальных центров - Москвы и Петербурга, Ростов едва ли не наг рзвне со столицами имел возможность слушать музыкантов с мировыми именами. В работе проведено сравнение гастрольной жизни Ростова и Одессы - городов, сходных по экономико-геаграфи-чеоковд положению.

В последнем разделе главы - "Концертно-театраяьная жизнь г. Роотова-на-Дону 1914-1920 гг." - характеризуется один из самых ярких периодов в музыкальной жизни города. Хронологически его рамки обусловлены дьумя историческими событиями -началом первой .¿провой войны и установлением советской власти в Ростове, определившими целый ряд явлений, которые в конечном итоге оказали сильнейшее влияние на культурную ситуацию. Так, в связи о военными событиями в 1915 г. а Ростов переводится Варшавский университет, на базе которого впоследствии возникают Виста женокие курсы, женский медицинский и археологический инотитуты. Ростов становится крупным университетским центром.

Мощный толчок дальнейшему развитию музыкальной культуры даче и эвакуация в 1915 г. Киевской консерватория, работавшей здесь в течение полугода и имевшей в своем ооотаве весьма солвдные артистические имена. Обширный фактический материал дает полную картину концертной жизни того периода. Особенно она была богата камерякш концертами, проходивший по-вовду - в зале музыкального училища, в новом концертаом зале Белицкого, в театре Цдшонкива, в клубах - "Коммерческом"' и "Приказчиков", в залах городской думы и торосовой икота.Яркое впечатление оотявалд выступления киевских профессоров-пиани-

стов И.А,Турчивокаго, Н.П.Дшбровского, певца - професоора_____

В. А.Цветкова я, конечно, возглавлявшего консерваторию композитора P.M.ГлиэраТЧасто и много выступали и ростовские музыканты; в частнооти, рассматривается концертная деятельность преподавателей музыкального училища Л.Барабейчика, М. йтсот-окой, Н.Авьерино, И.Эвлгосмаяа, А.Стернада и других.

Особое внимание в исследовании уделено композитору, активному музнкальио-общеотвеняому деятелю ил.Гнсснну. Как отмечается в'работе, его многообразная деятельность - цалая эпо-

з художественной жизни города. Он постоянно читал лекции, выступал на страницах местной печати, был инициатором музыкально-исторических концертов. С его именем связано создание в Ростове в 1916 г. первой в России общедоступной музыкальной библиотеки, именовавшейся "Музыкальная библиотека имена H. A. Римокого-Короакоза", куда он передал основной фонд своей личной библиотеки, в том числе рукописи выдающихся музыкантов.

Подлинного размаха в этот период достигает деятельность симфонических оркестров (ах по-прежнему существовало два). Только в течение трех сезонов (I9I5-I9I7) состоялось свыше 60 концертов,- явление небывалое для Ростова. 3 летние месяцы в Ростов съезжались оркестранты столичных консерваторий и императороких оперных театров, образуя здесь замечательнее симфонические коллективы. Высокий исполнительский уровень музыкантов в оочетанш о серьезными программами делали орквот-ровые концерты весьма интересными, неизменно привлекая внимание широкой публики и прессы Повезло Ростову в. с дираггрг^гй. Большим успехом пользовался А.Павлов-Арбенин, известный альтист В.Бакаяейнш<ов, дебетировавший в Роотоье в качестве дирижера, А.Юрасовскгй, суVPваяй организовать оркестр Б« рос-

оийокаго ооюза оркеотрантов, о который выступали великолепные исполнители - скрипачи И.Лившиц, М.Полякин, ученик А.Еои-повой - В.Миндяин и другие. Однако в дальнейшей кривая раэви-тия сиыфоничеокого искусства резко пошла вниз. В последующие годы - 1918-1920 - именно симфонические сезоны были весьма однообразны. Вследствие нарушения графика железнодорожного оообщения не приехал ни один из объявленных столичных дирижеров. Весь репертуар оркеотров исчерпывался привычными, много раз слышанными программами. Это - несколько симфоний Чайковского, две оинфония Бетховена, некоторые оим$онии Мендельсоне, "Неоконченная симфония" Шуберта и поэма Листа "Прометей".

По этой же причине заметно уменьшилось я число гаотроле-ров. Из приезжих музыкантов тех лет особое внимание привлекают концерты одного из лучших скрипачей мира - Я.Хейфеца (вдоследотвии неоднократно бывавшего в Ростове), гастроли талантливой юной пианиотки Ирины Энври и профессора Мооковокой консерватории Э.Фрея. Из певцов, ныотупавших в Роотове в ети годы, слушателям особенно заяомнидоя концерт американских артистов - Роберта Адельгейм и Берты Крозфорт. По-прежнему продолжались гаотроли оперных коллективов под управлением Е.Шей-вв, Ф.Каотеллаао, Д.КЬшна, и.Синельникова и других. И вое же гастролировавшие артиоты уже "не делали погоды" в художественной жднни города и не задавали ей тон, как раньше. Их эстафету подхватили роотовекие музыканты, представленные плеядой замечательных специалистов, сосредоточившихся здесь в результате всожжшагося политико-экономического положения в отрано. Среди них - олзотяаая концертирующая пианиотка Л.Кашперова - ученицу А.Рубинштейна, замечательные пианисты С.Сашшнокий я Ф. Фривея, виолончелист А.Игример, скривач Й.Рбзэк, вокалисты Я.Сие-

ранокий я С.Влаоов и щетке другие. Большинство из них впо-оледствиифтановятоя доцентами и профессорами столичных вно-ших музыкачьных заведений.

Деятельность многочисленных музыкантов, приехавших в разные годы из Москвы и Петербурга, не только активизировала концертную жизнь города, но и содействовала возникновению в Ростове высшего учебного заведения. Открытие в 19X8 г. консерватории - и не одной, а сразу трехО) - следует отнести, пожалуй,-« числу самых значительных событий в истории музыкальной культуры города. Появление в Роотове высших музыкальных ; учреждений определило его дальнейшую музыкальную судьбу, придало музыкальной жизни ивой характер, иной размах. Поистине блестящим - за исключением симфонического концертирования -явился сезон 191В/1919 гг. Молодые музыкальные вузы самостоятельно проводили концерты камерной музыки. Особого внимания заслуживают камерные вечера, поевщенныо русской музыке,уот-раиваемыо профоссороко-преяодавятельокям составом консерватории ВЮ, пять камерных программ, представленных частной консерваторией У.Пресмш;а," и исторический цикл "Шеоти коацерт^з" от И.Бэха до Л. Бетховена, осуществленный Обществом "Музыкальная библиотека им. Римского-Корсакова". Правдаерно утверждать, что концертная жизнь Роотова в предреволюционные годы переживала пору овоего расцвета, Ростов стал в ряд городов оказавших влияние па развитие музыкальной жизни не только региона, но я всей страны.

Ш г л а в а - "1!угшсальное образование конца XIX -первой четверти XX столетия" - раскрывает меото музыкального образования в структуре иузыхальаой культуры этого периода и формы его осуществления.

Неуклонное оживление художественной жизни Роотова в конце XIX века потребовало коренных перемен в обучении музыкб. Чаотное обучение и музыкальные занятия в различных учебных ваведениях давали в основном непрофессиональные, ограниченные знания. О-ьсрытяе же клаооов при РО ИРМО, преобразованных в 1900 г. в музыкальное училище, поотавило музыкальное образование на профессиональную оонову. Однако в овязи о возросшим интересом горожан к музыке училище не могло охватить всех желающих. Это обстоятельство определило появление - уже на новой, профессиональной основе - множеотва частных музыкальных учебных заведений - музыкальных школ, музыкальных курсов, музыкальных классов и т.д. В диссертации отмечаются самые популярные - Кдаооы фортепианной игры О.О.Фритче, Музыкальная шкода М.А.Йульфмана, Музыкальные курсы С.С.Когбетлиева, Музыкальная школа Б.М.Штейвбух и другие.

Анализ деятельности школ выявил характерную особенность, вакдвчащуюся в дифференцированном подходе к учащимся, в ре-вультате чего одаренные дети, желающие в будущем посвятить оебя музыкальной деятельности, обучались по индивидуальным программам. В качеотво примера в диссертации приводится методика обучения пианнота О.О.Фритче. Его принципы были близки популярным как в столице, так и на периферии, педагогическим идеям Н.Мояленгауара, изложенным в его трактате "0 музыкальнее образования". *В исследовании охарактеризованы педагоги, работавшие в школах, отмечается их высокий профессиональный уровень. Вое они вели огромную црооветительскую работу я оо~ чотнял педагогическую деятельность о кояцертно-исполнитель-слой.

Центром музыкального образования долгое время оотава------------

дооь музыкальное училкпге, в котором были сконцентрированы наиболее активные ч даровитые музыкальные силы города. "Камертоном" профессионального мастерства считался директор училища М.Л.Првсшн, который успешно сочетал административную работу с просветительской и учебно-методической. Больших уо-¡10X0я в работе с учениками добились ведущие педагоги фсрто:Ш-анного отделения - выдуокняет Уссковокой и Петербургской кон-оерватораЗ Э.К.Гартмут, В.П.Михайлова, М.С.Выоотская и отрун-ного - скрипачи И. А. Зелихман, С.С.БудницкиЙ и вйолончелио? П.П.Федоров. Как показывают материалы, администрация училица много внимания уделяла и классу сольного пения. Во многом его рооту и укреплению способствовала деятельность педагогов-супругов Г.Г. я С.С.Рядяобых, под руководством которых йсущеотв-лен ряд постановок опер силами учащихся.

Результаты деятельности училища, обозначились не голые о зо всех областях музыкальной жизни Ростова, но и вышли за пределы города. В работе отмечается, что за долгий свой ауть оно подготовило немало замечательных специалистов, шлееа которых стали известны не только а регионе, в отраве, но и воеку миру. Наиболее талантливы« 6привлечены к педагогической ршоте в учебных заведениях столиц, пели на лучших оперных сцепах» Итогом трудов коллектива училища была подготовка почвы для открытия высшего музыкального учебного выведения.

Одновременно с появлением консерваторки при ^Ж онеяью 1918 гада в Ростове открылось ea¡e два высших музыкальных учебных заведения - Музыкально-дряматичеокая филармония и частная, консерватория М.Д.Пресмана. ОнЧ фуякйаонзрорвли до 1920л одо, т.е. до установления севётоаой власти.. Консерзаторял upa ЙШО,

возникшая на базе музучилища, существовала до 1927 г. В ее деятельности различаются два периода: первый - дореволюционный, теоно связанный о традициями русского дореволюционного образования, и второй - послереволюционный, подчиненный задачам построения советской культуры. В работе подробно рассмат-.риваютоя юе новации администрации, направленные на повышение уровня общемузыкальной и исполнительской культуры студентов. К ним относится увеличение количества и объёма изучаемых дисциплин, учреждение класса композиции (им руководил один из дервых'ректоров - М.Ф.Гнесин). Анализ архивных документов позволил восстановить педагогический ооотав консерватории. Среди них такие замечательные музыканты, как С.СавшинокиЙ, В.Шауб, А.Штример, Е.Сейдель. Волед га М.Ф.Гнеоиным пост ректора консерватории занял Н.З.Хейфец - музыкант огромной культуры, неутомимый организатор музыкальной жизни Ростова. Созданный им оимфоничеокий оркестр в течение 10 лет дал свыше 200 концертов (по 20-25 программ ежегодно). В развое, время в консерватории протекала деятельность талантливых представителей русского иокусотва - дирижера и пианиста Ы.А.Шхтера, известной певицы Л.П.Гончаровой, воспитанницы А.Н.Еоиловой - А.Ы.Штри- ' мер и др.

.С установлением советской влаотя в жизни консерватории црсявошаи большие изменения. Ноше 8 ада ад соответственно поменяли традиционные структуры консерватории и ее учебные планы. Бшш унифицированы требования в программах по специальности, широко представлен, в связи о идеологизацией учебного д^роцэоса, цдкя общеотвааво-политичеоких дисциплин, активно ааччлся процесс "пролетаризации" студенческого контингента я Музыкально« педагогике предлагалось выполнить неожидан-

ную и весьма трудную задачу - приобщить масси к"вдзнкяль-нсиу профессионализму". Музыканты-педагоги, работавшие в первые годы советской власти, проявляли дамоотввряенность, устраивая бесплатно по несколько концертов в день. Вместе о тем замечено* что противоречия, возникшие в то время между высоким профессиональными устремлениями йополнителей и недостаточным уровнем подготовки широкого пролетарского слушателя, отразились на культурной ситуации: многие музыканта сажали уезжать в'отоличные города либо за рубеж; по прошествию двух лет из консерватории выбыл ряд специалистов. Были и другие причины, вызвавшие эмиграцию музыкантов. Основная * из них - отсутствие настоящего художественного интереса к их творчеокой работе, появившееся в результате изменившейся политико-экономической ситуации в городе в начале 20-х годов. Вскоре (1922 г.) консерватория переименовывается э музыкально-практический институт, отражая овоим названием суть происходящего, а в 1927 г. она снова реорганизуется в Музыкальный техникум повышенного твдэ.

Такгм образом, как отмечается в заключения главы, ростовская консерватория просуществовала всего 9 лет, но роль ее в дело подготовки кадроБ и разэигш. профессионального образования весьма оуществання. Оаобо акцентируется ее деятельность в период 1918-1921 гг., когда в консерватории были сосредоточены крупные музыкантские силы. Эти годы явились яркой кульминацией в истории музыкальной культуры города, ее "заезд-ным часом", когда из провинциального города Ростоз превратился в один из самых музыкальных городов Госсяи. Необычайно интенсивный процесс профессионального образования этого периода, использование зарубежного (»»сгие из ыузшеьртоа являлись

Представителями разных европейских школ) и отечественного столичного опыта - всё это принесло в дальнейшем свои плоды в области педагогики и иополнйтельотва.

В Заключения работы подводятся итоги ^следования. Знакомство о музыкальным прошлым Роотова убевдает в том, что вволюция его культурной жизни не протекала прямо и поступательно и не может быть представлена как непрерывное воохожденпе. Напротив, она протекала весьма неравномерно,со обоими специфическими поворотами и изгибами. В то же. время развитие музыкальной жизни Ростова имеет черты обцноотя о другими городами Роосии. Изучение "музыкального прошлого Роотова в исторической ретроспективе позволяет выделить некоторые этапы развития музыкальной жизни.

Начальный этап - до 60-х годов XIX века - стихийное фор-мирсвание любительских институтов, становление местной театральной жизни, зарождение начальных форм общественно-музыкального быта (белов, маскарадов, обедов, различных увеоелений).

П этап - 60-90-е годы - расцвет любительства и зачатки профоооионалкзчшш музыкальной культуры. Период, определяемый цоявяеяием новых традиций - танцевальных вечеров, любительских спектаклей, благотворительных концертов; распространением частного обучения музыке. •

Ш ьтап - 1С96-1914 годы - профессйояализация музыкальной культуры, отмеченная особым разнообразием форм и интен-ояяноотыо развития (открытие ростовского отдаления ИМ) а "Классов", преобразование их в 1900 г. в музыкальное училище, появление различичх М1 зык;)лы:ых учебны/, заведений).

1У этап - 1914-1921 годы - расцвет профессиональной культуры. период, характеризуемы! необычайным подъёмом во

»

воех сферах ?дузыяальяо# язодш. .

Изучение культурво-иоторичвокюс процессов, протекавших

в Ростова, в контексте культурной жизни <?траиы, показывает,

что на раннем этапе существования города его культурная жизнь

ряавявалаоь в тех se формах, что и в других городах п даже

шло о некоторым опозданием. В первой пояовйпв XIX века,когда

в России ужо оложилиоь новые традиции в области конце ртн о-тс-

атральной жизни, в Ростове - молодом купеческом городе -.разУ

рцв о. культурпым уровнем других городов был особенно спутим. ведущая роль в его художественной жизай принадлежала по-прежнему все тем же форвдм (балы, маскарады, ярмарки), которые к тому ае в оаяу особого социального состава города часто имеяв более низкий уровень.

Однако, начиная о 60-х годов XIX века, когда вся отрава • переживала период интенсивного подъёма (организация FIX), открытие первых русских консерваторий, деятельность "Могучей кучки" й т.д.) в Ростоео также наступило время активного я со временем все белее ускоренного развития. Огромную роль в этом сыграла деятельность головы города A.M. Ёайяовп - умного прогрессий!ого человека, в результате реформ которого к концу века Ростов опережает ряд провинциальных городов - Новочеркасск, Таганрог, Воронеж, Екатеринослав, Екатерянсдар й др., уступая лишь Одеосе й Баку. Успехи Ростова особенно ярко цроотупаюг в деятельности F0 ИЙЮ, которое, несмотря на поздние сроки организации (открыто 15-ж по счету в стране), быстро набирает силы. В перлсд I896-I9I4 годов Ростов достигает ВЫООКОГО УРОВНЯ КУЛЬТУРНОГО раЗВЙТЕЯ И ОТ8НОВПТСЯ одним

из самых ярких городов страны, что определялось о едяой его-роны - сосредоточением блестящих музыкантских ся.т, приставил

овда в результате оообой политико-экономической оитуации в отрава, о другой - "культурным взрывом", явивашмоя результатом внутреннего культурно-историчеакого процесоа.

Таким образом; история музыкальной жизни Роотова демонстрирует яркий путь, пройденный им за короткий исторический срок от города-"ученика" до крупного центра, формировавшего культурную политику всего юго-вооточнаго региона Роосии.

Изучение музыкального прошлого города имеет не только историческую направленность, но может также служить конструктивному использованию опыта прошлого оегодвя. По мнению дио-1 )

оертанта. большую пользу для современной культуры может иметь ивучецие о целью внедрения в современную практику таких традиций, как институт менеджерства, феномен меценатотва, сыгравшего немалую роль в развитии культуры всей Роооии, воскрешение * некоторых принципов организации художественной жизни прошлого (вапример,,принципы контрактной сиотемы) и других методов практики чаотннх антрепренеров дореволюционного периода. •

Тема "Музыкальная жизнь дореволюционного Роотова" весьма обширна и заключает в себе различные аопекты. Охватить ее во всей полноте в рамках одной работы невозможно. Распространенный дсшгоо время в советском иокуоствознании подход к изучению культуры предреволюционного периода только как трамплина советской культуры давно обнаружил свою неооотоятельнооть. Культурная жяэнь дореволюционного периода, яредотавляодая о обой сложную, многоликую целостность - ценное наследие, к которому сегодня, в период глубочайших общеотвенно-культурных перемен, ыы должны подойти с особым вниманием и гщательноотьо.

По теми даооартации автором оау<1л,-.,озаны следующие работы:

.1. Образование и культура в Роотове-на-Дояу (40-90-е года Ш века) // Культура Донокого края. - Роотов-на-Допу, 1993, - С.38-57 - 1,3 п.л.

2. Музыкальное образование первой четверти XX столетия

в Ростове-на-Дону. Тезисы доклада на научно-практической конференции "Неделя науки", 4-8 мая 1990 // Традиционное и новаторское в исследовательской деятельности музыкального вуза. -Роотоэ-на-Дону, 1990, - С.66-68 - 0,5 п.л.

3." Музикальный уклад Ростова-на-Дону начала и серэдинн ХЗХ века. Тезисы доклада на научно-практической конференции "Неделя науки", ШШИ, 6-10 мая 1991 // Традиционное и новаторское в исследовательской деятельности музыкального вуза.-Ростоэ-на-Дону, 1991, - С.61-64 - 0,5 п.л.

4. Ростовокая педагогическая школа первой четверти XX века. Тезисы доклада на паучйо-практичеокой конференции.

май 1992 // Проблемы современной музыкальной культуры. - Роотов-на-Дону, 1992, - С.60-63 - 0,5 п.л.

Подписано к печати 1.09. 95г..

Формат бумага 60 х 84. I/I6, Бумага офсетная. Цечать офсетнвя. Печ. лист - i

Заказ тирах -/оо

тип. шт