автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Музыкальная жизнь Восточной Сибири второй половины XIX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Музыкальная жизнь Восточной Сибири второй половины XIX века"
, '"ИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР ЖШШШСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ •пм. Н.А. ГЖ'СКОГО-КОРСАКОВА
На правах руйогшся
НОВОСЕЛОВА Ольга Петровна
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Специальность 17.00.02 -- Музыкальное яокусствд
' АВТ0РЕ5ЕРАТ диссертаций на соиаканло ученой стопани кандидата искусстйоведенкп
Ленинград. 1990
Работа выполнена на Ка^дра музыкального просвещения Новосибирской Государственной Консерватории рм. М.И.Глинки
Научный руководитель - кандидат исторически^ наук, доцент
?,АгРоыенская Официальные опноыенти; доктор искусствоведения
Ведущее учрекдениа: Восточно-сибирский государственный институт культуры
Защита диссертации состоится 26 ноября 1ЭБ0г. на заседании Специализированного совета К 092.09.01 Ленинградской Государственной Ордена Ленина Консерватории иы. Н.А.Рииского-Корсакова / 190000 Ленинград, Театральная площадь, 3/
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградской Государственной Консерватории
Автореферат разослан " /5Г" ^^ТЗ-ГрА 1990г.
Б.Ю.Грагорьев
кандидат искусствоведения Л.А.Дьябелко
Ученый секретарь Совета кандидат искусствоведения
| Настоящее исследование носит культурологический характер. Оно |пссшсдепо вопросам музыкальной зизня одного из крупнейших регионов России - Восточной Сибири во второй половина ХПв. Работа находится в русле проблем, активно разрабатываемых в настоящее время в Истории русской музыки, музыкальном краеведения а музыкальной социологии.
Целью диссертации является обобщагвдая характеристика музыкальной жизни Восточной Сибири второй половины Х1Хст. Ее актуальность на современном этапе изучения вопросов отечественной музыкальной культуры очевидна: без изучения музыкальной истории пзря-ферии не может быть подлинного знания русской музыкальной культуры, а таджэ истории общественной и культурной жизнй страны й целом. Помимо этой фундаментачьной задачи исследование преследует и более конкретную цель. Изучение исторического прошлого музыкальной культуры региона даст информацию, которая, окажется полезной при выработке определенных рекомендаций для научно обоснованной политики в области культурного строительства в стране / музыкально-эстетического воспитания »'олодэяи, досуговой музыкально-исполнительской деятельности трудящихся/, которое й настоящее врёмя возведено в ранг государственной политики л становится одним из условий успешного развития советского общества.
Музыкальная лязнь нпк предает изучения трактуется автором, исходя из ее определения в музыкальной социологии /"процесс рз- , ального функционирования музыкальной культуры в.конкретны* сОци-ально-историпеских условиях" - А.Сохор/ и теоретическом музыкознании /"сфера социального бытия музыки, жизнь музыки в обществе"' В.Фомин/. В насточгцей диссертации музыкальная яизнь рассматривается применительно к восточно-сибирскому региону второй половины, прошлого пека, административно-территориальные границы которого • были близки современным и охватывали Книоейскув и Иркутскую губор-
3
кия, ЗаЗаййальску» /до-1В84г./ и Якутскую области. i
Музыкальная жизнь Восточной Сибири рассматривается в достаточно уиких хронологических рамках, охватывающих период 1861— 1835гг., 'Относящийся к разночинскому, буржуазно-демократическому агаву общественного Движения в России, согласно ленинской периодизации рэволиыанно-освободительного движения прошлого столетия. 'Ейжняя х;.здолоГй4ескал граница периода является действительно ка-лествОнко^., рубежной для развития музыкальной Культуры восточносибирского региона, Так как общая волна общественно-демократического ПОД^е^а в России оказала сильнейшее влияние на культурнее Ер£йюсрй1рйреян, от которых rte осталась в стороне и Сибирь. Кроме догр,- уасровая народническая ссылка, явившаяся закономерным йирожденйен этого этапа* оказала исключительное по своей значимости воздействии на регион, в том числе и на его культуру. Верхняя .хройолйгическая граница в достаточной степени условна, поскольку ¿ощкыз. импульсы социально-экономического и социально-историческо-
ртямуяировавшив культурные процессы в стране и крае, Лр^даШй яшанентцйе закономерности развития культуры, которые, ¿уДуяя обусловлены первыми, о.днако, нэ совпадают и не сводятся к ; lio&i'tttijr автйр нерегфр выходит за-верхнюю грань периода, стре-проследиГь дальнейшую судьбу музыкально-культурных учрежде-
' j 1; j'
:.ни8,' развития музыкального образования и пр.
Новизна данного исследования заключается в.том, что в нем '.предпринята первая лопьтка комплексного рассмотрения музыкально-.куйьтурной ситуации в Восточной Сибири во второй- половине Х1Хв. путем изучакия таких сфер проявления музыкальной культуры как музыкальней с'нт, образование, наука /этнография/. Автор систематизирует "широкий материал по истории культуры края, впервые вводит в яеусшй оборот большое количество источников местных архивов, Яор&воли1,ионной периодики, что позволяет зоссозпать подробную
4
картину музыкальной жизни края, сделать анализ ее процессов и тенденций, показать их результаты.
В свете недостаточной разработанности отечественной музыкально-краеведческой тематики и отсутствия обшей картины развития региональной музыкальной культуру страну настоящее исследование может иметь известную практическую ценность. Г^о материалы могут быть использованы:
1/ в научные трудах но истории отечественной музыкальней культуры;
"2/ в лекционных курсах аналогичной тематики в консерваториях, институтах искусств и культуры, музыкально-педагогических институтах, а такяе в специальных курсах по история музыкальной культуры Сибири /прежде всего в оибирсрих художественных вузах/;
3/ в курсовых, дипломных и научных-работах по музыкальному и общему краеведению и этнографии;
4/ в качестве справочного пособия при создании историко-культурных экспозиций в краеведческих музеях;
5/ в деятельности современных культурно-просБотительских организаций, как профессиональных, так и самодеятельных по муэыкв-льно-эстетическому воспитанию молодежи, а также при разработке вопросов управления развитием художественной культуры на соответствующих уровнях.
Кроме того, материалы настоящего исследования, выполненного по специальному заказу Новосибирской консерватории в связи с подготовкой трехтомной Истории музыкальной культуры Сибири, войдут во второй том в качестве самостоятельной главы.
Комплексный характер настоящей работы обусловливает необходимость обращения к методам научного исследования соответствую- -щих наук. Наряду с общефилософскими и общенаучными методами, широко применяющимися в отечественной наука в целом.автор иополь-
5
зует конкретно-научные методы исторического музыкознания, музыкальной социологии и музыкального краеведения. К методам исторического музыкознания, заимствованным им из исторической науки, относятся метод реконструкции и сравнительно-исторический метод. Из социологических методов широко используется информационно-статистический, являющийся основой научно-социологического подхода и состоящий в том, чтобы "брать не отдельные факты, а всю совокупности относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения" /Ленин В.И. Полн.собр. соч. -Т.30.-С.351/, При анализе получении* сведений применяются количественные методики, в том члсл8 метод "контент-анализа" источников, реализованные в таблицах приложений. Из собственно краеведческих методов используется метод описания. Автор вполне осознает его достоинства /доскональное освещение всего многообразия исторической реальности/ и недостатки /ограниченность возможностей его основных познавательных функций/. Только комплексное использование методов указанных наук дает возможность воссоздать музыкальную хизнь Восточной Сибири второй половины Х1Хст. в целом, проследить этапы ее становления, выявить закономерности развитая как одной из региональных форм музыкальной культуры России, которая, в свою очередь, неотделима от историко-культурного контекста Западной Европы в рассматриваемый период.
Диссертация состой? из введения, трех глав, заключения, списка литературы с комментариями и отдельного тома приложений, в который вошли сводные таблицы фактических данных по материалам глав, тексты музыкально-учебных программ и уставов любительских обществ, систематизированные результаты муэыкально-этнографичес-- кой научно!! деятельности ссыльных народников.
Цо Рродениц содержатся обоснование актуальности темы, постановка проблемы, определение цели и предмета исслоцбвания, обозна-
€
ченйе его хронологических и территориальных рамок, источникозед- , чэский анализ. Оговорены методология исследования и его практическая ценность. Исходя йй проблематики, приоритетной для дальнейших судеб музыкальной культуры Восточной Сибири, автор предлагает1 слодутацутг структуру диссертации и Последовательность глав:
1 - Музыкальный бит Городов Восточной Сибири
2 - Музыкальное образование
3 - Музыкально-этнографическая деятельность Политических
ссыльных народников.
Положенный в основу последовательности глав принцип ступенчатого суженая проблематики направлен от различных форм проявления музыки /музыкальный быт/ и приобщения к чей /об^ее музыкальное образование/ к осознанию ее конкретного твЬрческого вида -Научному изучению и осмыслении фольклора Сибирокого населения /коренного и русского/* Именно процессы, происходиьшиэ -в области музыкального быта и обраэованйя, свидетельствовали о пробуждении местной инициативы 6 формах музыкальной самодеятельности /музыкальное исполнительство лобителей-разночинцев и вяоучебная досуго-вая музыкальная деятельность учацихся/, что отражает субъективную готовность определенных счееп восточно-сибирского населения ко все более глубокому освоению профессиональной Музыкальной культуры. Это заложило прочный фувдамеггг яда послэцугацего йведоиия профессионального Музыкального образования и расширения сопйаль-' ной базы "потребителей" музыкальной культуры не только в дореволюционное время, но и в советский период. А научная деятельность , ссыльных этнографов заложила основу новой отрасли русской науки -музыкальной этнографии Сибири, Во многом предвосхитив круг проб-»-,', лем, ставших в центре вникания советских фольклорисгоз-сиблрёве-цов.
Практическая ноизученность музыкальной истории региона с «
особой остротой ставит перед настоящим исследованием проблему музыкальных источников и юс классификации. Отталкиваясь от систематизации источников, предложенной Я.Ф.Петровской, автор дис-coptaqnn- делит их по следующим группам: 1/ опубликованные исследования по различным аспектадМ культурной жизни региона во второй половине Х1ХВ. /музыкальному краеведению, фольклористике, вопро-' сам общего образования, oriuinM вопросам истории и культуры/; 2/ мемуары; 3/ эикстолярия, записки, дневники; 4/ дореволюционная периодика Восточной Сибири: 5/ источники информационно-статиоткчес-еого характера /"Памятные книжка" губерний и областей, рукописные отчеты по народному просвещению и пр/.
Собственно музыкально-краеведческая литература по исследуемой проблематике весьма немногочисленна и исчерпывается работами по му?&$<альноЙ культуре гг.Иркутска, Красноярска / Штейнпресс Б.. Е'евчук Л» и Боровский И., Харкеевич И.; Кривошея Б. .Лавруйе-ва Л. t Пр&йоман Э/. Основное достоинство этйх исследований - широкое привлечение документального Материала, но без его глубокого анализа и обобщения, что ач умаляет их истошческой значимости как Первуу работ по музыкальному краеведению региона. Остальные исследования из первой группы, а также источники второй - пятой групп не содержат целево'' музыкальной информации, она носит фрагментарный характер, не для данного исследования имеет огромную важность, широко привлекаетоя к интерпретируется автором. Наиболее наоыщена музыкальными сведениями местная периодика, содержащая публикации преимущественно информационного, обзорного и описательного характера. Автором проработаны практически все периодически? издания региона, выходившие во второй половине XIX в. как о$кциалы-.ого /г'.'бернскиь ведомости/, так и частного АЛмур", "Сибирь", "Восточное обозрение", "Знисей*'/ характера. Систематизация И ан&лйй муэккагьных сведений, содержащихся но всех группах
6
источников, позволяют воссоздать г- достаточной полнотой картину музыкальной жизни региона во всем многообразии еэ в)щод и форм и предпринять попытку ее типологической характеристики как разновидности культуру буржуазно-демократического типа.
В Первой главе освещается общественный /публичный/ музыкаль-ннй быт городов регионами наиболее обеспеченный документальный материалом. Кроме того, именно он являете^ носителем и источником многих культурных новаций, чутко реагируя на изменения социо-куль-турного климата страны. Изучение музыкального бьта региона сопряжено с рядом трудностей, главная из которых заключается в неразработанности до настоящего времени общей теории музыкального сыта, в результате чего не выявлена специфика его предает а, нет определения исходных понятий /А.Сохор/. Автор настоящего исследования, опираясь на философское, социологическое и этнографическое содержание категории "быт", а также на предлояштую дефиницию "музыкального быта" в теоретическом музнкознанни /В.Фомин/, формули- ■ рует своз рабочее определение понятия:- "Музыкал.ьнгй быт - это по-суговая /профессиональная и непрофессиональная/ музыкальная деятельность, осуществляемая как в неорганизованных, так и в организованных формах и отвечающая всему комплексу социальных потребностей б музыкальном искусстве: эстетической, коммуникативной, гедонистической, просветительской и воспитательной".
Общественный музыкальный быт городов исследуется в первой главе исходя из его функциональных и формальных характеристик. К первой относится содержательный срез - увеселитольно-ралвлехитель-ннй и культурно-просветительный характер досуговой деятельности, ко второй - степень активности субъекта потребления и субъекта деятельности, благодаря чему возможно выделение пазечввнх, полу-, активных и активных форм музыкального быта /А.Сохор/. Изучение взаимодействия функций и форм музыкального быта в горизонтальном
9
Ь вертикальном аспектах дозволяет судить о мере приобщения шщи-вдда цли социальной группы, сдоя к потреблению культуры, что т-ляется показателем уровня их художественного развития.
Анализ содержания пассивной /народные гуляния/ и активной /сословные клубы/ форм увеселительно-развлекательной тенденции на основе широкого фактического материма /поводы, исполнительские силы, рзпертуар/ позволяет выявить их вклад в культурное развитее сибиряка. Значение их существенно в соодальро-пскхологч^ес-коы, музыкально-эстетическом и собственно творческом аспекта^. Первое заключается в приобщении городского населения к общественным формам проведения досуга, особенно актуальное при семрйвой * сооговной замкнутости определенных сдоев общества /мещан, рем^о-ленников, отчасти кущоъ/, в умении создать и поддерживать ведри-нуаденную атмосферу в шубах ооцнальцскоднородных и близких кругов. Второе проявилось в формировано ротребностщ в регулярных музыкальных впечатлениях познавательного и эстетического характера /практика исполнения натанцевально! популярной музыки - увертюр, попурри из классических опер на народных гулщщщ в Иркутске и Красноярске в 70-90® годы/. Последнее ярко наметилось р реаЛж-г вации игрового, творческого начала, заложенного в маскараде - способности актерски обыграть свой костюм /вечера в сооловных клу-Вое это вмеоте взятое во многом создавало предпосылки для любительского исполнительства.
В деятельности профессиональных музыкальных театров /воа-никищх в Иркутске и Красноярске в начале 70хгг./ прослеживается неуклонная, постепенная смена ориентации с развлекательной /?0е гг./ на культурно-просветительную /конец 90хгг./. Для периода цапала 80х-середины 90хрг. характерна двойственность функций театров из-за господства классического опереточного репертуара с его двуедино!} развлекательно-просветительной функцией. В смена
10
.ркпнтацял т-штрсн и воспитали!: ¡грагпвесшшо^е^крр/гячс'огссго •1ушател.1 под гередпыегся иолЪ гаст^зох^юзарпаг бперяйг групп, а ис«е иеопэт аь-грепренероо - ирофвесиокальшг вхсторсз ¡1 АтоУрз,-'чэской преооы. В результате, :»твэрадегме очер^ как гоипэдству*>-:го 1анра а мосГном кушШ^г-.ом театру с! Т0*гг. оз.'к-чсно-ало закрйялэние за театром культурпо-я^свогат^ляий л дооптгга-зльнсй функций, а принятие опоры ггуйшсой якглэеь ярким цокага-
эльотзсм всзрастоияя ее духобйнх сьррсосз. кромь того, 3 ()к/01£0-ш публики к репертуарной полит/ко, яйнрчв!.'*: пргдпотгени-г.г, еузс-йяИях о качество исполнения чгтко пагстгюь тч?щ91щил перехода е от пассивного к лслуэктвнному I алгивнчму потреблении? иокусст-а, превращению ь участника художественного чверчеотвз /бсйКота-оаание чисто драматических пьес, охотно« иисещошю оп-зр й счрь-знкм соцераяккем и развитым оЛлфон.пзсктш кьпалом, обсу/денио эпертуара и отдельных постьясвск/. Тачда оЛрцсо'л, к рубежу веков нла сформировала немного. численная. но хорошо тюдго^оглешга'т и росвбщвйная мулыкглыю-театрзльная публика с избирательным ожественыа; вкусом и развитой способность*) к крчтичосхо)/у судде-ию.
Высшим видом музыкального бита, оовдштшд активность ?оки ютрабленил '»хкусотла с культурна-просэатитэлъной функций^, .ягш-юсь любительское художественное исполнительство /драматическое ■ музыкальное/. Оно аккумулировало в йгбе результаты паооэвянх. )орм потребления искусства /потребность в узгужярйнг музккальан* шочатлеютх познавательного пететачеотого характера, опред^лой-г/ю культуру восприятия, врспитепнкх практикой нпродннх Гуп^шай г музыкальна опокгаклзЯ/ й опыт дктйшоЬ) врекяфапроьбвдйвкй /организация досуга п рамках сбсловпьгх клубе в/. Именно в лпйятедь лсом художественном теготлятеадьса яо, уудожоствдйкой йамодвотвльЧ :гоотл разясчкиной шггеикигетгии реализовалась . еэ кгого.^ая, потреб' 11
HOwfi - илтробнозгь ь худакеогвонном творчества, делание раскрыт я лшьить окоп сгорчоокие вг-зысклооти, Художественное JODdiiTa.abci I'D ризночтаной сьтоллигс<ишн региона было одной «•ь сторон ео pat нообрачнг:й куяьтурначвзкоЕ деятельности, которая, в свои очаред* Kfliusacb строением общероссийских ооцко-культурных процессов, ы аьалиых интенсивной Kar.H'.'awtMwqr,. страны р пореформенную зпоху,
Ц разделе, лосвя'цомюм любительской деятельности мест ней инпеллигшвдк, подробно рассматриваются ятапг в ее развит /1и' С0-?0угг. - стихиАксе люб.иальстг.о, 80вгг. - рубеп веков -организованное/, ценгрц любительства, организаторы я уставы обществ, формы деятельности /драматические ч музыкальные спектакли, тлузикально-лотературнив ьзчера/, репертуар и уровень пополи дня, роль денократичэской прессы ках общественного контролера з деятельность*. любителой, вклад последних в художественное проев ■ Щ'чнье населения. В заключаьии раздела анализируются щжчяци кри зясе любительства в конца 30хгг. /участившиеся гастроли изьест " них ыузккаътои, чей исполнительский уровень был для любителей . эталоном: серьезные художественные запросы как самих любителей, так и кроувовднной, музыкшгьно-культурьой публики; собственный неярофассиоиальгм, препятстпуыаий обращению к высоким образцам музыкального к драматического искусства/ и пути fro преодолею /закономерная профессионализация/, ведуше в то *а втуя к утр£ •• тз ли^цт^локимл оЛдвс!гвс|сх „воей специфики и саь-саэляванк» /о\ иркутского сбщэствг. любителей/. Переход музыкального iicnojiniiTej стэн б кгча^е XJCb, с уровня либьтельптва в ранг профессионалы« то - свидетельство наступления качественно нового ыапа в рады • тая ыумимдьчой культуры региона,
.В закпючэний пердой главы отмечается значение любятельств! В нескольких аспектах: г/ культурно-проендтлтадыюч, соотоявшв! в пргобиеям с и tup won к серьослому кскуестг.у различных стран,
12
яанров и форм. Эту миссию любительство осуществляло как ¡тршлоль-.но с профессиональными театральными и музыка^ьшод холлектнзаот, так я опережая или закещад их. В этом ко^текрте деятельность чю-бительских обществ была близка деятельности ГМО ь европейской части России;
2/ исключительно вант роль любительства в социально-.:ишсо--логическом и социо-культурном пленах, Оно послужило мощн;л.1 средством социализации разночинной интеллигенции и споссбствоаахс Армированию определенного культурного типа личности. Ее чертами являются: открытость демократическим формам общения по поводу искусства, достаточная избирательность художественного Екуса, готовность к приобщению ко все более сложным видал музыкального искук-ства как в концэпщюнном, так и г музыкально-стилистическом отношениях. Такал личность является в известной степени идеальным . гармоническим типом активного потребителя музыкального искусства, содержание которого /типа/ конкретизируется в каддую рцторачег-' кую эпоху. Данный тип демократического музыканте-любьтеля соот- . ветствовал требованиям времени;
3/ не подлежит сомнению общественно-;гракдичственьт значимость любительской деятельности. Как правило, она косила благотворительный характер и сродства, полученные от выступлении, или, на нужды правде всего учебных заведений и общаственно-просвеги- ■ тельских учреждений. роль любительских общчстл п подъеме просвещения и насаждении культуры в крае является бег преуваяичэккя исключительной и главенствующей.
Все перечисленные аспекты любительства имеют такка ягсилй нравственно-воспитательный эффект - показывают пример .граздакот-веннооти и патриотизма. Б этом реализошваетсд кглГ'Турннтоакю» миссия интеллигенции как особого социального слоя /в том ¿о понимании, которое родилось в России в ХШи/, для которой духов-'
чнй -груд ~ лраз.шгак вечной молодости и радостного служения обществу /А. Лосев/.
рторат удава посвящена вопросам музыкального образования, Обращение к которому диктуется бго местом в структуре музыкально! культуры как oauo.ro Из оо ochobiihj: блоков. Цель главы - покапать общий ход музыкального образования в Основных HBïtibirx системы народного просвещения, функционировавших, в Восточной С ilriium но второй полозине Х1Хв. Это позволяет вы таить об-тцуя аапопомчоноотЬ s постЫовяе дела музыкального образования, yîailH и liïoya его развития в рассматриваемый период.
' Опбцйфичиоси. музыкально-культурной ситуации региона во второй полорчн1} простого столетия /почти полное отсутствие, в отли-. ч^о оа европейской части России, специальных музыкальных учебных •?а1задб1ШЙ до рубежа вояоз/ побуждает обратить преимущественное внимайае уа:«ощов музыкальное образование, осуществлявшееся'в об-щзобразо:*ателъных /средни* и начальных/ и профессиональных /не-• г^ь'Каяыад/ учобннг заведениях. Из разветвленной сети специаль-■чпго обрг-зо^ачил s праа внимание зознатильно сосредоточено на тех з?о разновидностях, в которых был ¡TBFO выраяей и последовательно !(1Югог>а/. педагогичоекггй уклон /духовьые семинарии и училища, учи-телэСШге сешмйрии/, так как яти учебные заведения стали базой aatvcfosKU городских и езлъеких учителей и сыграли важнейшую роль S. доле распространения музыкального просвещения- и образования в ■ per юл ?.
" Гльва joctojI^ es трех разномаситайннх разделов, первый из /¿•терн/, .юевлщеи анапгэу состоднлк и развития общего музыкального 'образования % средне«* и профессиональном звеньях! мужских я конс-где* -па'н&иячх и про"ммиазшгх, духовных учялятах и семинариях, учи-УРАьсНкх семинариях, £о зюром разделе изложена обобщенная харак-
образования в начальное школе - городской 14
и сельской, светской и духовной. В последней - обрисовывается положение специального музыкального образования в Восточной Сибири /обучение частным образом, музыкальная школа в Нерчинске, отдельные попытки музыкальных любительских обществ/, В заключении каждого раздела и главы в целом -г выводы.
В развитии общего музыкального образования в средних и профессиональных учебных заведениях /1ы® раздел/ выявляются два эуапа - €0-в0егг. и 9Йвгг. - рубеж веков, дается характеристика состояния преподавания музыкальных предметов /хорового пения и обучения инструментальной ?гре/ и уровня квалификации учителей на каждом этапе, Кратко анализируются учебные пособия по пению /общие с европейской Россией/, планы уроков и курсор по пению /на примере духовных учебных заведений, исходя из роли церковного пения в системе народного проовещбняя/, программа светского ыуздаального обучения /на примере Девичьего института/, Подчеркивается значение церковного пения /связанные с ним музыкальная подготовка, исполнительская культура, многовековце методические традиции/ в ртанощениз местных хоровых традиций в ученической среде. Подробно рассматриваются музыкальные формы досугозой деятельности учащихся /на примере Читинской мужской гимназия/, выявляются закономерности ее развития на протяжении второй половины Х1Хв. /смещение поводов проведения в плоскость общественно-культурной и собственно художественно-эстетической мотивации/, , подчеркивается ее общественный резонанс, выявляются цели, достигнутые за 25-30 лет последовательно проводимой политикой общяг« , музыкального образования в среднем и профессиональном звеньях.
К последним относятся; 1/ музыкально-педагогичеотя /в про- ■ фессиональных учебных заведениях - учительских и духовных семинариях/, состоявшая в лодготовке будущих учителей к дальнейшей профессиональной деятельности; 2/ обте^удожоотвонная. заключавшаяся
15
й стремлении научить воспитанников художественной деятельности на уровне крепкого любительства; 3/ нравственна^. направленная на смягчение нравов и облагораживание чувств учащихся; 4/ куль-Тузно-^таовэгкт^ькая . преследовавшая цель воспитания, учащихся субъектами художественной деятельности, носителем культурно-про-светигелыгнх форьл досуга в городе и на селе.
Роль музыкального образования в низше1.- звене народного про-свзщзанл духовного и гражданского ведомств /2°® раздел главк/ была неизмеримо более скромно^. Оно осуществлялось в рамках общегосударственной политик;! ролигнозно-нравствзнногс воспитания ьаро-да п ставило узкоугилитарн/ю задачу - создание ученических церков^ них хоров для богослужений. Анализ отчетов Е0-90хгг. пс церковноприходским и министерским училищам позволяет составить представление о характере пенга, об'. емэ преподававшихся музыкальных знаний, методике обучения, хоровом репертуаре, качества исполнения, уровне музыкальной подготовленности учителей и обусловленной последним степени распространенности обучения пению ь начальных школах региона. Отдельно подчеркивается положительное значение Обучения церковному лзнию детей кореннах народов Сибири в плане развития их ыуз^к&лышх способностей, приобщения, хоть и очень 'узконапраьленного, к музыкальной культуре. Учитывая малую религиозность сибяряна, высказывается предположение о преимущественно художественно-эстетическом восприятии детского церковного пения ■населением местных сел и городских окраин. Кроме того, практика совместного церковного нения детей и взрослых рассматривается в •контексте массового народного хорового исполнительства России и Западной Евроры конка XIXз. В заключении раздела подчеркивается вклад разночинного учительства края в культурное просвещение де-те1 гроотого народа, социализацию их средствами музыкального искусства. Е сложных условиях кизни народных учителей эту культур-
16
лчзскуй Деятельность клчсно Считать их нравственным подвигом.
В свете принципиальной установки: восточно-сибирской общественности на общее музыкальное образование рассматривается попнт-:и введения специального музикального обучения
раздел/. Анализируются опыт нэрчиясг.ой музыкальной аколи куща Д.М.Бугяна /708Гг./, стремление иркутских музыкантов В.Шоби-га и М.Коссовокого придать деятельности местного общества любите-ieft серьезной направленна в плане музыкального образования /питало 80хгг./. Покрываются причины нез^ач R этой области: преяце-зременчость попыток специализации музыкального образования в 7С-Юегг., связанная о неподготовленностью местного общества к самой вдее, недостаточной развитостью предпосылок .для осознания Э9 необходимости. К последним относятся: 1/ слабая интенсивность профессиональной концертно-иблолнитедьскоЯ Дуяг'елМтос-'и в регионе; 2/ взгляд на музыкальную деятельность кся на любительское время-прэпровожцекие, несущее двойственную - раэвл&кательяо-просвати-тельпую нагрузку; 3/ началъпый этап становления традиций общего музыкального образования, которые шствпойно изменят отношение 1: музыкальному исполнительству. Потребность в специальном музыкальном образовании оформилась лишь на рубеже ХЦ-ХХве. в двух губер-неких центрах - Иркутске и Красноярске, а готовность ввести его ~ только в одном - крупнейшем культурном городе региона - Иркутске /создание музыкальных школ в 38ЭЭ-1905гг./.
В заключении второй глаяы подчеркивается: 1/ приоритет средних общеобразовательных и духовных, а также профэссяоналыю-г.еда^ гоглческих учебных заведений в деле распространения музыкальной.■• подготовки Воспитанников; 2/ качественный урозопь общего музыкального образования, но уступавший уровню его в европейской России /при незначительности количественных показателей степени приоб-; ценности молодежи Восточной Сибири к музыкальной культура запап-
17
но-европеЙской г православной традиций/. Это проявилось в общ- , ностИ процессов в развития музыкального образования Центра и региона, а, кроме гого, в (большей демократичности характера музы-калг.но-доСуговой деятельности учащихся края /репертуар во всех званьях Народного образования/; 3/ значение общего музыкального образования в плане художественно-эстетического воспитания молодеют Восточной Сибири. Для подавляющего большинства учащихся именно школа стала базой культурного просвещения я социализации, приобщения к принципиально новым видам общественной деятельности, способствовавшим превращению молодежи в преемника культурной эс-тайеры в Сибири; 4/ исключительность вклада демократичзского учи. тёльства региона в становление музыкального образования 6 условиях Мйнишль ной государственной помощи, нравственность ее.самоотверженного служения своей малой Родине; 5/ принципиальное значение пореформенного периода в Дела формирования классической системы просвещения; зарожценгя нового типа Музыкального образований й крае, буржуазно-демократического. по своему характеру.
Третья глава - "Музыкально-этнограф»ческая деятельность политических ссыльных народников" - посвящена практически неисследованной облаоти научной деятельности народников В Восточной Оййири. В центре внимания - музыкально-этнографическая деятельность' Е. С ¿Арефьева, Я.Г.Богораза, Н.А.ВиташевсКого» А.А.Макарен-кй,.Серэшевского я И.А.Худякова. Причины, .обусловившие обращение к ним,' следующие: а/ собственно музыкальная этнография .Восточней Сибири, наряду с общей, бшт в центре их научных интересов; <5/ в своих исследонаниях они затрагивали существенные проблемы фольклористики /методы сбора и изучения Материала,при-адаш жаяровой классификации/, что побуждает к объективно-научной оценке их подходов и вклада в отечественную науку в этой области; в/ по случайному совпадению И.Худяков, й.Серошэвский
18 . '
В.Богораз и Н.Виташевский работала в северо-восточной Сибирц /Якутия, Чукотка/, а А.Макаренко и В.Арефьев - в Енисейской губернии и собранный ими материал, благодаря общности объектов исследования и возникающих при этом перекрещиваниях, почти исключает случайность, нетипичность фактов. Это сообщает их результатам бесспорную научную достоверность, позволяет сделать ряд выводов о состоянии и процессах в музыкальной культуре местного населения во второй роловине Х1Хв, Структура главы состоит из двух разделов: в первс .1 рассматриваются итоги исследований Худяковым, Серошевским, Еогоразом и Витащевским музыкальной этнографии коренного, якутского и чукотского населения северо-востока Сибири, во втором - вопросы русского музыкального фольклора а трудах Цакаренко, Худякова, Арефьева и Богораэа.
Этнографами собран богатый материал по музыкальной этнографии коренных народов севера Сибири, позволивший ни дать комплексную характеристику ведущих музыкально-поэтически жанрсь /якутского эпооа - олонхо и импровизации, присущей фольклору якутов И чукчей/, национального инструментария /бубна и хамыса у якутов, бубна и свистулек у чукчей/, отметить важнейшие музыкально-стилистические черты песенного фольклора аборигонов /вызревание имманентных выразительных и формообразующих средств музыкального языка, сохранность остаточных явлений раннего многоголосия, особенности исполнительских манер/. Все это позволяет говорить о типологических чертах музыкальной культуры эпохи патриархально- ' родового строя на этапе его перехода к раннеклассовому обществу, К архаическим пережиткам музыкальной культуры относятся: 1/ синкретизм искусств; 2/ огромная роль музыки в быту аборигенов как естественного способа их жизнепроявления; 3/ сохранение псрзаотг-, ков анимизма /натуралистическое копирование природных интонаций/; 4/ существование половозрастных различий в яеонях и шшоках.
19
В то время фольклорные культуры севера Сибири во второй половила XIX». представляли сосой сложный синтез архаических и исторически более поздних явлений. Эти разновременные культурные "напластования" прослеживаются на следующих уровнях: Д/ жанооврц /сосуществование старинных и новых, лирических, жанров/; 2/ щ-стртмнтапьнс.у! /строгая регламентация и отсутствие ее в использовании инструментов/ - бубен якутов - собственность иамана, бубей чукчей - семейный инструмент; 3/ исполнительском - сосуществование различных исполнительских сил - смешанных, мужских и женских хоров, солиста в хоре и собственно певца-солиста - как результат постепенного высвобождения музыкального начала из исходного синкретизма; 4/ мелоцичедком - импровизация и мелодическая фор-мульность; тр^ типа мелодических образований, относящихся к разным стациям освоения звуковысотности.Вышеизложенное подтверждает чрезвычайную научную ценность национальных культур севера Сибири, дащих богатый материал для изучения направленности музыкальных процессов в несенных культурах раннефольклорного типа.
Плодотворны таюкв научные прозрения этнографов-народников, проявившиеся в : 1/ предвосхищении путей развитая якутского национального музыкального искусства /олонхо-опера/; 2/ применении сравнительно-исторического метода исследования, приведшего к культурно-типологическим параллелям /олонхо - древнегреческий эпос; хамыс - малороссийская друмля/; 3/ попытках жанровой классификация, предвосхитившей современную систематизацию, основанную на национальных манерах исполнения /В.Серошевскии - Э.Алексеев/; 4/ осознании объективных процессов развития фольклора /по-суеионное, забненИе эпоса и неуклонная лиризацил народно-песенного искусства/.
Помимо собственно научной, этнографическая деятельность народников на севере Сибири имеет и гражданственную,' и нравствен-
20
нуи значимость, показывая пример самоотверженного служения отечественной науке и утверждая ¡щей равенства всех национальных культур мира.
Второй раздал третьей гЛавы посвящен исследованиям ссыльными народниками русского фольклора, в сборе к изучении которого они были пионерами. Их музыкально-этнографические труды находились в пэнтрб дискуссий по прос(лемам сибирского фольклора и на возможном для своего времени уровне дали ответы пй рад вопросов. Так, исходя из широкого фактического материала /различные песенные жанры, инструментарий, роль музыки в быту/, они доказали равноценность художественной одаренности коренного русского сибиряка и русского из центральной России. Именно голи была однозначно положительно решена эта проблема, поставленная еще в. н&чало Х1Хв. Ссыльные этнографы со всей остротой подняли вопрос о научной взвешенности обобщений, высказывавшихся по поводу искажений российской песни з Сибири, требоваАи тщательного сбора и анаииза материалов, комплексной оценки характера изменений. Современные . исследования сибирских фольклористов-филологов /Л.Е.Эляасова/ позволяют, объективно оценить правомочность их заявлений и выязить особенности становления сибирских вариантов российский песен применительно к географическим и климатическим особенностям края,■ ■ лингвистическим и психологическим чортач населениям. Ученймй-на^-родниками внесен также ценный вклад в изучение самобнгних народно-пасенных жанров Сибири: прияскательоких /рабочих песен, степень оригинальности которых, согласно текстологическому анализу Л.Элиасова, относительна/, анднлыцин я "робячьих'" пасен русских Колымы /своеобразие которых - в синтезе русских и местных нпцио* наль;шх особенностей на поэтическом и музыкально-стилистическом ■; уровнях/. Научную значимость представляют также ¡топнтки постановки и решения важнейшей проблемы теоретической йолъклористякл -
21 ,
жанровой классификация русского сибирского фольклора. При несом- ' > ненном достоинстве /стремлении охватить все бытовавшие в исследуемых районах жанры/ шассификацияы -присущ общий недостаток: отсутствие "единого принципа подхода в определении жанров в рамках кавдой отдельной систематизации /применение функционального, тематического, социологического, а также принципа, основанного на условиях ■ исполнения/. Зти просчеты носят объективный характер и обусловлены: а/ отсутствием у ссыльных этнографов /за исключением И.Худякова/ навыков предшествующей ссылке научно-этйографичэс-ксй деятельности; б/ общей незрелостью отечественной музыкальной этногра■&!!»! /универсальная систематизация русского фольклора создана советскими учеными лишь б последнее десятилетие/. В заключении раздела подчеркивается значение нэучно-фольклористической деятельности ссыльных-народников ло изучению русского народно-песенного творчества С?бири: шдневолыше этнографы были пионерами з этой области; ими собраны богатейшие фактические материалы, имеющие ■большую научную ценность; ученые предпринимали попытки научно-теоретического осмысления русского сибирского фольклора, в связи с- чем разрабатывали методы еГо изучения /анализ, классификация/ .исследователями высказан ряд ценных предложений /оценка качества искажений российских несен, самобытность ряда жанров/; собранный этнографами материал явился важнейшим источником для научной деятельности советских фодьклористов-сибяреведов /объекты научного изучения и составная часть современных песенных сборников, с ыак-сямапьной полнотой воссоздающих сибирскую песенную традицию прошлого я современности/.
р, .Заключении отмечается значение второй половины Х1Хв. для становления музыкальной культуры Восточной Сибири: важнейшие по ОБоэй интенсивности и результативности процессы, происходившие в области музыкального быта, образования и науки, свидетельствовали
22
э бурном становлении структурных элементов нового тала ыузикаль-юй культуры - буржуазно-демократической по своему характеру, шлявшейся- "классическим" региональным вариантом этого типа, Сдо-щфическиа особенности последнего заключаются в .неполном, редуцированном наборе необходимых составляющих культуры, ее элементов" 5доков. Опираясь на разработанную А.Н.Сохором схему музыкальной сультуры современного социалистического общества, ачтор настоящего исследования предлагает свою схему музыкальной культуры Зсоточ-юй Сибири второй поло, лны Х1Хв., принимая первую за точку отсчета как более развитую структурно. Принципиальное своеобразие музыкальной культуры восточно-сибирского региона состоит в слздую-цем: 1/ отсутствии блока "творчество"; 2/ совместном професс.ю-1ально-любительскоы исполнительстве при доминировании лиЗительст-за в большинстве городов региона; 3/ общем характорэ музыкального эбразования, преследующем просветительские цели; 4/ блок "распространение" представлен театрами со смешанными опереточно-драма-гическими труппами и любительскими исполнительскими обществами; 5/ триада дополнительных блоков /критика, наука, управление культурой/ развита слабо и находится в становлении: непрофессионализм публицистики;-незначительность числа собственно музыкально-этнографических научных работ, единичный пример музыкально-ыето-цической работы /В.Шевич/; управление культурой осуществляется исключительно органами самоуправления.
Таким образом, музыкальная жизнь Восточной Сибири во второй половине XIXст. проявлялась в различных формах прежде всего .музыкально-просветительской непрофессиональной деятельности разночинной интеллигенции. Она сыграла неоценимую культурообразувдую роль, способствуя становлению элементов буржуазно-демократического типа культуры в крае. В этом - высокое, подлинно патриотическое и историческое значение восточно-сибирской интеллигенции это-
23
. го периода.
Диссертация получила опробацию в читавшихся автором курсах но исторяи русской музыки, истории музыкальной г.ультуры Сибири, - на научных конференциях. Автореферат полностью соответствует содержанию диссертации.
По тема исследования опубликованы следующие работы: ■ 1, Гражданственно-патриотическое содержание деятельности интеллигенции в Восточной Сибири второй половины Х1ХН. // Тезисы докладов и сообщений Научно-теоретической конференции "Гражданская и патриотическая тематика в музыке композиторов Сибири1".-Новосибирск, 1936.4!.64-56.
2, В Городском саду играет ... /// Политический вестник / Из. даяяо идеологического отдела Иркутского обкома КПСС/.- .1990,-В1.-С.26-32 /10 магоинопис. стр./.
' 3, Из йоторин музыкально-эстетического воспитания в дороволю-1 иконкой Опбярской школе // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. - Новосибирск, 1989.-'Межвуз. сб. науч. тр.; Вып.13 /0,6 п.л./ - в печати
4. Соълозные клубы: удовольствие, приятность, польза // По-лйчичускнй вестник /0,3 п.л./ - в печати
Рот.ИПЛ, Зак.БЗЗ. 100-90.