автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Музыкальное искусство как средство создания и трансляции культурных ценностей

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Лозинская, Вера Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Красноярск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Музыкальное искусство как средство создания и трансляции культурных ценностей'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Музыкальное искусство как средство создания и трансляции культурных ценностей"

На правах рукописи

А

¿и-

Лозинская Вера Петровна

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Челябинск-2008

003454599

Работа выполнена на кафедре культурологии ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

КОПЦЕВА Наталья Петровна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

ХУДЯКОВА Наталья Леонидовна

Кандидат философских наук, доцент ЯБЛОНСКАЯ Елена Андреевна

Ведущая организация:

ФГОУ ВПО «Красноярская государственная академия музыки и театра»

Защита состоится 18 декабря 2008 года в 13.00 на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 210.020.01 при Челябинской государственной академии культуры и искусств по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а ауд. 206 (конференц-зал).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Автореферат разослан «18» ноября 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета кандидат культурологии, доцент

Тарасова Ю.Б.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Исследование значения и роли музыкального искусства как средства создания и трансляции культурных ценностей актуально и необходимо для современной гуманитарной науки и социальной практики. Можно зафиксировать определенное противоречие, которое характерно для настоящего времени. Суть его заключается в том, что теоретические исследования музыкального искусства подчеркивают его значимость для общества, для индивида, акцентируют его выдающуюся роль в культуре. При этом остаются неясными способы функционирования музыкального искусства в культуре, процессы формирования социально значимых идеалов посредством музыкального искусства. Но без ясного понимания механизмов создания и трансляции культурных ценностей нельзя сознательно преобразовывать живую культуру и направлять ее развитие в русло социальной гармонии.

Исследование музыкального искусства как средства создания и трансляции культурных ценностей отвечает насущной практической потребности в социальном управлении процессами создания и распространения культурных ценностей Вне сознательного социального управления эти процессы достаточно часто протекают стихийно и зачастую имеют негативный, разрушительный характер.

При этом классическое музыкальное искусство неоднократно доказывало, что именно в процессе создания музыкальных произведений искусства композитором и восприятия музыкальных произведений исполнителем и слушателем осуществляется живое реальное бытие культурных ценностей. Это объясняется особой значимостью музыки для человеческого восприятия, ее огромными возможностями для создания, сохранения и распространения культурных ценностей, отвечающих задачам совершенствования как отдельного человека, так и социума в целом

Актуально для современной философии культуры выяснение того, какие именно культурные ценности заключены в том или ином музыкальном произведении, как исполнение и восприятие музыкального произведения транслирует эти культурные ценности, каково социальное значение тех или иных культурных ценностей, передающихся с помощью исполнения и восприятия конкретного музыкального произведения искусства

Степень изученности проблемы

В современной философско-культурологической исследовательской литературе проблеме культурных ценностей уделяется серьезное внимание, что объясняется многообразием и сложностью видов человеческой деятельности, совокупность которых и составляет содержание культуры.

Философскому аспекту понятия «ценность» и разработке фундаментальных основ аксиологии в контексте философии культуры посвящены исследования В И. Плотникова, который определяет ценность как «сложившуюся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемую людьми форму их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое»1. Он детально исследует генезис ценностных представлений, структуру ценностного отношения в многоуровневости социокультурной жизни людей, подчеркивает уникальность способа существования ценностей, их конечное назначение и целостный смысл.

Классификацию социально значимых ценностей предлагает В.В. Ильин, национально-российский характер культурных ценностей исследуют П.Е Ковалевский, В.П. Большаков. Генезис культурных ценностей рассматривался М.М. Богуславским, М.М Тоненковой. Системный характер культурных ценностей подчеркивается Е.В Пустоваловой и Н.Л. Худяковой.

1 Плотников В И Ценность //Современный философский словарь / Под ред В Е Кемерова - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Москва и др Панпринт, 1998 - С 1001

Необходимо отметить, что философские аспекты ценностей являются предметом такой философской науки, как аксиология, которая в настоящее время переживает период своего становления и выделения предмета исследования по отношению к другим философским наукам, в том числе онтологии, теории познания, социальной философии и т д.

Однако проблема создания и распространения культурных ценностей, ориентирующих общество на гармоничное развитие, имеет множество аспектов, одни из которых глубоко изучены в современной гуманитарной науке, другие находятся в стадии активного научного исследования. К последним необходимо отнести проблему значения различных видов искусства в процессе создания и распространения культурных ценностей.

Понятие культуры как идеалообразования предложено Д.В. Пивоваровым на основе диалектики субъекта и объекта, разработанной К.Н. Любутиным и Д.В. Пивоваровым. Концепция идеалообразования позволяет рассмотреть культуру как процесс создания, сохранения и распространения эталонов, образцов, идеалов, имеющих особое значение для общества2. В ней учтены наиболее важные открытия, связанные с проблемой идеального и ее решением в трудах ДИ. Дубровского, М.А. Лифшица, Э.В. Ильенкова. Эта диалектическая теория позволяет выработать методологический подход к анализу музыкального искусства и его роль в процессе идеалообразования.

Философско-культурологический смысл проблемы идеалообразования конкретизируется в различных подходах, связанных с исследованиями иных форм мышления по отношению к вербальной его форме. Это нашло отражение в теории синтетического мышления Р. Арнхейма, Д.В. Пивоварова, В.И. Жуковского, И А. Пантелеевой, М.В. Тарасовой и др. На основе теории синтетического мышления становится возможным выделить один из его аспектов - музыкальное мышление, которое раскрывается в живом бытии музыки.

2 Пивоваров Д В Философия религии - М Академический проект, 2006

Специфика музыкального искусства как особого предмета философии культуры активно исследовалась в трудах философов от античности до наших дней, современный этап начинается в XIX веке и продолжается в XX и XXI столетиях. О формах мышления, продуцируемых воздействием музыки, писали музыканты И. Форкель, Э. Ганслик и И.Ф. Гербарт. Социально-философское воздействие музыки исследовал О. Гостинский, понимая его суть на базе социологического подхода О. Конта; ассоциативная теория звукового мышления разработана Т. Фехнером. Законы логики, действующие в мыслительных процессах, изучал Г. Риман; психологические аспекты воздействия музыки изложены в работе Р. Мюллер-Фрайенфельса, эстетическому воспитанию музыки посвящен труд О. Зиха, который первым охарактеризовал музыкальное мышление как синтетическое; физиологические и физические реакции, вызываемые музыкальным произведением, были изучены в Э. Куртом.

Музыкальное искусство изучается в таких конкретных науках как психология, нейрофизиология, эстетика и музыковедение. Философской направленностью отличаются музыковедческие исследования музыкального мышления, которые разработаны в концепциях А.Ф. Лосева, Б.А. Асафьева, Э Конюса, В.А. Чернобровкина, Т.В Чаптыкова, К.В. Зенкина, Ю.К. Захарова, A.C. Клюева, В В. Медушевского, И.И Земцовского. Глубинной взаимосвязи философии и музыки и генезису этой взаимосвязи посвящены исследования Л.П. Зарубиной

Ценностный аспект философии музыки представлен в работах отечественных исследователей Б В Асафьева, В.Н. Холоповой, Г.Г. Коломиец, Т.В. Чередниченко, В.Г. Коротыгина.

Таким образом, музыкальное искусство находится в зоне пристального внимания философов, культурологов, социологов, психологов, искусствоведов. Это помогает определить специфику философско-культурологических исследований музыкального искусства с точки зрения процесса создания и трансляции культурных ценностей С одной стороны, выводы современных

научных исследований требуют синтетического обобщения, а с другой -обнаруживается определенный акцент на сугубо теоретические исследования, не имеющие прикладного назначения. Необходимы такие исследования, которые смогли бы выступить опорой для сознательного социального управления процессами создания и трансляции культурных ценностей в современной живой культуре. Назначение музыкального искусства как пространства создания и распространения высокодуховных культурных ценностей - тема исследования, нуждающаяся в отдельном философско-культурологическом анализе. Нынешнее состояние философско-культурологических исследований музыки определяет объект и предмет данной диссертационной работы.

Объектом диссертационного исследования является процесс создания и трансляции культурных ценностей.

Предметом исследования выступает музыкальное искусство как средство создания и трансляции высокодуховных культурных ценностей.

Цель и задачи диссертации обусловлены ее объектом и предметом.

Цель диссертации - анализ возможностей произведений музыкального искусства создавать, сохранять и распространять культурные ценности, способные выступить идеалами, стимулирующими гармоничное общественное развитие.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач'

1. Проанализировать существующие методологические подходы к исследованию музыки в современной философии культуры, выявить наиболее значимые подходы, связанные с диалектическими концепциями музыкального искусства.

2. Раскрыть методологические возможности концепции культуры как идеалообразования для анализа роли и значения музыкального искусства в качестве средства создания и распространения культурных ценностей; рассмотреть наиболее значимые этапы идеалообразования и их специфику для музыкального искусства.

3. Рассмотреть понятие «музыкальное мышление» с точки зрения современной философии культуры и доказать, что применение этого понятия позволит исследовать реальные процессы создания и трансляции культурных ценностей в аспекте социального управления данными процессами.

4. Проанализировать функции музыкального мышления в процессе создания и трансляции культурных ценностей.

5. Рассмотреть музыкальное мышление композитора как основу процесса создания культурных ценностей.

6. Раскрыть значение музыкального мышления исполнителя и слушателя для процесса трансляции культурных ценностей.

Методологические и теоретические основания исследования

Сложность объекта исследования и разнообразие задач определили общую междисциплинарную направленность диссертационной работы: привлечены выводы истории философии, культурологии, музыковедения, психологии, искусствоведения и других гуманитарных наук.

Методология исследования основана на единстве теоретико-аналитического и культурно-исторического подходов. Диалектический метод позволяет раскрыть сложные процессы создания и распространения культурных ценностей как идеалообразования в процессе отношений двух противоположных сторон' музыкального произведения искусства и реципиента. Сравнительно-исторический метод позволил выделить лучшие достижения мировой и отечественной культуры для анализа культурных ценностей в музыке, раскрыть этапы формирования базовых философско-культурологических дефиниций, необходимых для данного исследования («культурные ценности», «идеалообразование», «художественное отношение», «шедевр музыкального искусства», «музыкальное мышление») Метод аналогии и экстраполяции позволил использовать термины и концепции синтетического мышления для формирования понятия «музыкальное мышление». Метод идеализации способствовал выделению главного

содержания в бытии музыкального искусства и его философско-культурологическому осмыслению.

Теоретической платформой исследования выступили следующие концепции:

- диалектика субъекта и объекта, разработанная К.Н. Любутиным и Д.В. Пивоваровым на основе диалектической логики Г.В.Ф. Гегеля;

- синтетическая теория идеального и концепция культуры как идеалообразования Д.В. Пивоварова,

- современная философия культуры, рассматривающая культуру как совокупность диалектических процессов производства, трансляции и потребления культурных ценностей;

- философия музыки в учениях философов от эпохи Античности до XXI в.

Основные результаты исследования и их научная новизна

заключаются в следующем

1. Предложена классификация подходов к исследованию музыкального искусства в современной философии культуры: выделены объективистские, субъективистские и диалектические концепции музыкального искусства, рассмотрены их методологические возможности. В качестве наиболее значимого предлагается диалектический подход, где музыкальное искусство рассматривается как синтез его объективных форм и субъективных значений.

2. Диалектический подход позволяет выделить концепцию идеалообразования в качестве главной методологической базы исследования музыкального искусства в контексте создания и трансляции музыкальных ценностей. Для создания и трансляции культурных ценностей необходимо, чтобы носитель культуры воспринимал и не только усваивал внешнюю телесную оболочку ценности, но и умел проникнуть в ее сверхчувственное духовное значение Потенциал музыки как средства создания и трансляции культурных ценностей реализуется в процессе культурного идеалообразования.

3. Раскрыто содержание понятия «музыкальное мышление» как особой формы синтетического мышления, обладающего аудиальной модальностью и

являющегося результатом особого рода «вторичной» чувственности (результата синтеза т.н «первичной», естественной чувственности и рационального постижения художественной идеи произведения искусства)

4. Проанализированы функции музыкального мышления как средства создания и трансляции культурных ценностей. Выделены и определены онтологическая, гносеологическая, методологическая, коммуникационная функции.

5. Определено значение музыкального мышления композитора для процесса создания культурных ценностей. Функционирование музыкального мышления композитора выступает базой для создания культурных ценностей.

6. Выявлена специфика музыкального мышления исполнителя и слушателя. Именно процессы музыкального мышления исполнителя и слушателя являются основой для трансляции культурных ценностей.

Теоретическая и научно-практическая значимости результатов исследования заключаются в возможности раскрывать специфику произведений музыкального искусства как средства создания и трансляции культурных ценностей, в том числе в аспекте социального управления этими процессами. Накопленный материал может использоваться в соответствующих областях философии культуры, теории культуры, философии музыки, культурологии, в других гуманитарных науках для дальнейших исследований. На основе полученных результатов могут решаться образовательные задачи' разработки соответствующих учебных курсов, в частности «Язык и история музыки», спецкурсов по философии культуры, культурологии.

Апробация результатов исследования

Основные идеи и положения диссертации отражены в научных и методических публикациях, в докладах и выступлениях на всероссийских, региональных конференциях: Третья региональная научно-практическая конференция «Художественная культура как фактор национального выживания России» (Красноярск, 2002), Всероссийская научно-методическая конференция «Художественная культура- теория, история, критика, методика преподавания,

творческая практика» (Красноярск, 2003, 2004, 2007), региональная научная конференция, посвященная 30-летию ОмГУ им. Ф.М. Достоевского «Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы» (Омск, 2004).

Материалы диссертационного исследования были представлены в форме докладов на научных, теоретических и методических семинарах факультета искусствоведения и культурологии Сибирского федерального университета.

Теоретические и практические выводы диссертационного исследования применяются в процессе преподавания курса «Язык и история музыки» для студентов всех направлений и специальностей Сибирского федерального университета.

Структура диссертации обусловлена целью работы и поставленными задачами. Данная диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 155 страницах. Список литературы включает 215 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы, определяется объект, предмет и задачи исследования, характеризуются его методологические и теоретические основания, раскрываются основные результаты исследования и их научная новизна, выявляется теоретическая и практическая значимость результатов исследования, апробация его результатов работы, раскрывается структура диссертации.

Первая глава «Методология исследования музыки в современной философии культуры» посвящена специфике музыки в качестве предмета современной философии культуры. В ней раскрываются существующие принципы и подходы к философскому анализу музыкального искусства, выявляется методологическая значимость концепции культуры как идеалообразования, определяется понятие культурных ценностей по

отношению к музыкальному искусству, подчеркивается значение понятия «музыкальное мышление» для анализа процесса создания и трансляции культурных ценностей.

В первом параграфе первой главы - «Музыкальное искусство как предмет современной философии культуры» - проанализированы актуальные философско-культурологические концепции музыкального искусства. Особой методологической значимостью обладает философия музыки отечественного мыслителя А.Ф. Лосева, определяющего музыкальное искусство как «выражение чисел во времени». Он синтезировал две фундаментальные линии понимания музыки в европейской философии от Античности до наших дней. Первая линия связана с философией Платона и неоплатонизма (Плотина и Прокла). Вторая - с философией романтизма и постромантизма (Ф.В Й. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше) Многообразие подходов к философскому осмыслению музыки обусловлено тем, что в них постоянно воспроизводится антиномия музыки, выявленная А Ф.Лосевым: 1) музыка воплощает в себе гармонию и порядок - тезис; 2) музыка стихийна, хаотична и антирациональна - антитезис.

Все многообразие подходов к философско-культурологическим исследованиям музыкального искусства можно разделить на три содержательные группы: объективистские, субъективистские и диалектические концепции Их различие обусловлено пониманием сущности музыки.

Для объективистских концепций музыка выступает в качестве структурного элемента мироздания, его объективного начала, концентрирующего в себе ритм и гармонию (следовательно, порядок) Вселенной. Различные музыкальные феномены ставятся здесь в соотношение с временами года, временем суток, космическими сферами, этапами становления эйдоса и т.д. Это объективно-космологическое понимание музыки выражено, прежде всего, в философии Пифагора и его школы, Платона и его школы, неоплатонизма и неопифагорейства.

Выявлено, что с объективно-космологическими концепциями музыки связано и понятие музыкального канона христианского музыкального искусства, где в форме земной музыки воплощаются небесные архетипы, постижимые лишь избранными святыми.

Субъективистские философско-культурологические концепции музыки возникают в Европе в эпоху Нового времени.

Эпоха Европейского Ренессанса начинает период индивидуального композиторского творчества, где авторы воспринимают изложенную в трудах Николая Кузанского концепцию «Человеческого Бога», создавая все более разнообразные музыкальные феномены. Музыкальная культура Нового времени представлена открытием разнообразных жанров музыкального искусства, а также открытием оперы - синтетического искусства, где музыка играет ведущую роль. Музыкальное искусство наполняется универсальными мировоззренческими концепциями, изложенными в творчестве И.С. Баха, Генделя, оперных композиторов - Вагнера, Верди, Бизе, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брукнера, Малера, Шостаковича. Музыкальной формой этих концепций становятся мессы, пассионы, оперы, оратории и симфонии.

Явление, названное в отечественном музыковедении «симфонизмом», базировалось на понимании тождества музыки и разума, в величайших музыкальных шедеврах музыкальной культуры ХУШ-Х1Х вв. были воплощены все идеи европейского гуманизма.

Апогеем субъективистско-индвидуалистического понимания музыки стала философия романтизма и неоромантизма. Творец музыкального произведения способен радикально изменить мир. Звучание музыкального произведения может означать наступление новой эры в истории человечества. Именно таков был посыл выдающего отечественного композитора Скрябина при создании им «Мистерии», звучание которой должно было открыть переломный момент в истории человечества, торжество человеческого духа над вещественной материей

Субъективистско-индивидуалистическая трактовка музыки характерна и для музыкальной эстетики постмодернизма, идеи которой распространились и на вторую половину XX в. Одна из них заключается в том, что композитор, каждый раз исполняя музыкальное произведение, должен заново создавать его.

Но уже в немецкой классической философии складывается диалектическая концепция музыки; её суть изложена в концепции Г.В.Ф. Гегеля, который определял истину как все большее и большее открытие объективного в субъективном и субъективного в объективном. В трудах Ф.В Й. Шеллинга и Г.В Ф. Гегеля музыкальное искусство, подобно другим видам искусства, трактуется как имеющее один и тот же предмет с философией и религией, а именно- Абсолютное, Совершенное, Вечное, Бесконечное. И если музыкальное произведение искусства способно предоставить чувственную форму для выстраивания отношения человека и Абсолюта, то философия создает язык философских понятий, на котором вообще явленность Абсолюта человеку можно обсуждать.

Проблему идеалообразования в музыкальном искусстве поставил и дал диалектико-философскую методологию для ее решения Г.В.Ф. Гегель, который выстроил систему формальных элементов музыкального языка, определил разницу между звуком человеческой речи и музыкальным звуком. Исследования философа дают основания полагать, что в музыкальном искусстве происходит снятие внеположенности субъекта и объекта. Объективные звуки в силу необходимости становятся элементом психических переживаний, а через них - элементом социальных действий человека.

На основании диалектического подхода к исследованию музыкального искусства становится ясно, что оно обладает уникальной идеалообразующей функциональностью, связанной со специфическими музыкальными элементами: звуком, ритмом, тональностью и т.д. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть процессы идеалообразования в культуре в их соотношении с проблемой создания и трансляции культурных ценностей посредством музыкального искусства.

Во втором параграфе первой главы - «Значение музыкального произведения искусства для процесса формирования идеалов культуры» — продолжается выявление методологических возможностей современной философии культуры для анализа музыкального искусства с точки зрения реальных процессов идеалообразования, связи понятий «идеал» и «культурная ценность», раскрытия основных моментов теории синтетического мышления, позволяющей выделить произведение искусства как своеобразный носитель культурных ценностей, а также указать на возможные разновидности синтетического мышления, в том числе музыкальное мышление.

Диалектическое понимание сущности музыки в современной философии культуры связано с концепцией культуры как идеалообразования (ДВ. Пивоваров). Методологически важным в этом контексте оказывается процесс идеалообразования, который раскрывается Д.В. Пивоваровым в субъект-объектной концепции идеального. Он определяется как «взаимное отражение субъекта и объекта», необходимыми компонентами которого являются: 1) выделение в некоторой чувственно воспринимаемой предметной среде объекта, который признается субъектом, относительно совершенным, эталонным, репрезентативным; 2) положение этого эталона («знака сокрытой сущности») в субъективный мир индивида посредством интериоризации изобретенной схемы действия с образцом; 3) экстраполяция эмпирического знания о конкретных свойствах эталона на более широкую реальность, чаще всего недоступную в прямом опыте, а потому сверхчувственную. Как указывает ДВ. Пивоваров, выбор и признание эталона, равно как изобретение с ним, могут быть обусловлены либо преимущественно индивидным фактором, либо социальными силами.

Идеал (эталон) обязательно имеет телесную оболочку и сверхчувственное значение. Для усвоения культурного идеала необходимо, чтобы носитель культуры воспринимал и не только усваивал внешнюю телесную оболочку идеала, но и умел проникнуть в сверхчувственное духовное значение

Это проникновение происходит через функционирование в человеке синтетического мышления, которое отличается от вербального мышления. Термин «синтетическое мышление» является достаточно устойчивым в современной теории познании, психологии и других гуманитарных науках Наиболее разработано понятие визуального мышления (Р. Арнхейм и др.) как особой разновидности синтетического мышления. В настоящем диссертационном исследовании предпринимается попытка определения еще одной разновидности синтетического мышления, которое по аналогии с визуальным может быть названо аудиальным. Однако свойственное всем людям аудиальное мышление в своих высших формах преобразуется в музыкальное мышление композитора, а также музыкальное мышление исполнителя и слушателя.

Аудиальное мышление можно определить как особую разновидность синтетического мышления, построенную на звуковой чувственной модальности. «Естественное», или «первичное», аудиальное мышление, свойственное композитору, преобразуется им с помощью рационального конструирования художественной идеи произведения музыкального искусства. Синтез рационального конструирования художественной идеи и звуковой чувственной модальности принимает вещественную форму музыкального произведения искусства, в котором воплощена уже «вторичная чувственность» - результат первичной чувственности и рационального мышления композитора. Теория «вторичной чувственности» базируется на гегелевской философии искусства, где диалектически анализируется художественное отношение, в том числе и отношение, зафиксированное в форме произведения искусства.

Представляется, что в произведениях музыкального искусства, имеющих статус шедевра классической музыки, воплощены наиболее значимые и высокодуховные культурные ценности.

Опираясь на понимание ценности, разработанное В.И. Плотниковым, как формы отношений людей к общезначимым образцам культуры, можно

предположить, что содержания понятий «идеал» и «культурная ценность» чрезвычайно близки между собой и в то же время имеют специфику.

В И. Плотников подчеркивает проектный характер ценности, он полагает, что ценностное отношение существует как проективная реальность, которая «складывается на знаковом основании, непосредственно связывающем субъективную реальность с объективной и оказывается несводимой ни к познавательной деятельности, ни к практике» Философ подчеркивает, что вне жизненного выбора для индивида нет никаких ценностей.

Соотнося это понимание с дефиницией идеала (как результата диалектического отношения субъекта и объекта, в следствие которого возникает нечто «конкретно-общее» (термин Д.В. Пивоварова), эталон, соединяющий в себе материальную оболочку и духовные смыслы; причем знание об этом эталоне экстраполируется на сверхчувственную реальность), можно представить дефиницию культурных ценностей, выступающую методологической основой для изучения музыкального искусства в этом исследовательском контексте.

Культурная ценность - это особая разновидность идеала, сложившаяся в цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры, имеющая характер проектной реальности и существующая в ситуации жизненного выбора тех или иных практически значимых образцов.

Среди многообразия культурных ценностей можно выделить те из них, которые максимально обеспечивают оптимальное соответствие устойчивости социального бытия, достаточного разнообразия культуры и свободного развития личности. Носителями этих культурных ценностей являются шедевры искусства. Форма существования социально значимых культурных ценностей -это функционирование различных разновидностей синтетического мышления, оплотненного в том или ином произведении искусства. По отношению к музыкальному искусству речь идет о музыкальном мышлении.

В третьем параграфе первой главы - «Понятие "музыкальное мышление" в современной философии культуры» - обосновывается правомерность и методологическая значимость использования понятия «музыкальное мышление» для философско-культурологического анализа музыкального искусства как средства создания и трансляции культурных ценностей. В этом параграфе проанализирован феномен музыкального мышления как предмет целого ряда философских и других гуманитарных дисциплин: философии культуры, музыкальной эстетики и музыковедения; не только детально рассмотрены проблемы музыкального мышления в свете общефилософских и культурологических концепций, но обнаружено их подтверждение в исследованиях конкретных областей музыковедения, физиологии и психологии искусства. Можно выделить целый ряд содержательных аспектов понятия «музыкальное мышление» в современной философии культуры.

1. Гносеологические аспекты: а) музыкальное мышление как производство музыкальных образов есть продукт определенной мыслительной активности, не связанной с логическим мышлением и категорийно-понятийным аппаратом; б) музыкальное мышление есть взаимодействие рациональной и чувственной составляющих; в) музыкальное произведение искусства содержит определенное количество и качество конкретной информации;

2. Социологические аспекты: а) музыкальное мышление есть продукт общественных отношений; б) музыкальное мышление свойственно преимущественно представителям определенных социальных слоев; в) музыкальное мышление может быть воспитано, а следовательно, подлежит социальному управлению.

3. Психологические аспекты: а) музыкальное мышление не есть продукт исключительно субъективных особенностей психики человека, оно представляет собой связь ассоциаций, находящихся в постоянной «паре», и тем самым обретает объективное единство; б) музыкальное мышление имеет синтетический характер, где идея произведения осуществляется посредством

психофизиологических процессов; в) музыкальное переживание - единение компонентов восприятия, представления и мышления.

Таким образом, в данном параграфе вскрывается междисциплинарный характер исследований музыкального мышления, но ведущее значение в изучении данной проблемы среди всех гуманитарных наук принадлежит именно философско-культурологической традиции. Тем более, что философско-культурологической направленностью отличаются и многие собственно музыковедческие исследования музыкального мышления. Именно в философско-культурологических концепциях, казалось бы, сугубо теоретическое понятие «музыкальное мышление» может обрести реальный живой смысл, стать основой для проектов в области социального управления процессами идеалообразования и процессами создания и трансляции культурных ценностей Целенаправленное формирование музыкального мышления и выступает элементом системы социального управления. Развитие музыкального мышления с помощью классической музыки может привести к созданию и трансляции культурных ценностей, возможно полно обеспечивающих соответствие устойчивости социального бытия, достаточного разнообразия культуры и свободного развития личности.

В связи с этим возникает научная задача - исследовать функции музыкального мышления, позволяющие ему создавать и транслировать социально значимые культурные ценности.

Вторая глава диссертации - «Музыкальное мышление как основа создания и трансляции культурных ценностей» - связана с реализацией тех методологических возможностей современной философии культуры, которые были выявлены в первой главе Во второй главе анализируются конкретные функции музыкального мышления, исследуются его конкретные формы, а именно музыкальное мышления композитора, функционирование которого создает базу для возникновения культурных ценностей, и музыкальное мышление исполнителя и слушателя, которое является основой для трансляции культурных ценностей. Тем самым музыкальное мышление и выступает

конкретным средством для музыкального искусства, с помощью которого происходит создание, а затем распространение социально значимых культурных ценностей.

В первом параграфе второй главы - «Функции музыкального мышления» - раскрывается назначение музыкального мышления, его основные функции.

По отношению к музыкальному мышлению функция - это его деятельность в живом бытии культуры, а также само музыкальное мышление выступает функцией создания и трансляции культурных ценностей по отношению к музыкальному искусству. В диссертационном исследовании мы будем понимать функции музыкального мышления как его совершение, исполнение внутри культуры.

Необходимо подчеркнуть, что функции музыкального мышления отличаются от функций музыкального искусства, поскольку музыкальное мышление — это непосредственный процесс, фиксация которого возможна лишь на абстрактном языке философии, психологии и других гуманитарных наук, тогда как музыкальное искусство - это система произведений музыкального искусства, имеющих конкретные формы

Музыкальное мышление - это посредническое звено в разрешении диалектического противоречия между чувственным и рациональным аспектами мышления, оно есть разновидность рационального отражения существенных связей и отношений вещей. В то же время музыкальное мышление совершает это отражение в особой чувственной звуковой форме, оплотненной в произведении музыкального искусства Оно позволяет этим существенным связям музыкально звучать.

Можно выделить следующие функции музыкального мышления: 1) гносеологическую; 2) онтологическую; 3) методологическую; 4) коммуникативную; 5) аксиологическую; 6) мировоззренческую. Разумеется, классификация этих функций не является исчерпывающей. Рассмотрены

общепринятые в философской логике виды функций, что позволяет достаточно полно раскрыть специфику музыкального мышления.

Гносеологическая функция музыкального мышления: а) добывание информации о структурно-пространственных и временных характеристиках возможных миров путем музыкально-образного преобразования предметов и способов действия с ними; б) осуществление функции посредника между непосредственным слушанием внешнего мира и абстрактно-логическим отражением действительности, благодаря чему достигается диалектическое единство чувственного и рационального.

Речь идет о создании с помощью музыкального мышления таких продуктов (произведений музыкального искусства), которые не существуют в природной и социальной действительности, но могут быть овеществлены в реальном пространстве и времени (новый искусственный объект «второй природы») или же остаться нереализованной возможностью (композиционные проекты).

Онтологическая функция музыкального мышления - наделение продуктов вербального мышления экзистенциальными свойствами; слова условны, на звуковых же образах музыкального мышления, родственных обычным чувственным впечатлениям, лежит печать реальности. В единстве с музыкальным мышлением абстрактно-логическое познание сопровождается «чувством реальности».

Методологическая функция музыкального мышления - функция предвосхищения новых способов действия, но не с вербальным, а с модально-чувственным музыкальным материалом, умозрительное представление в звуковой форме возможных ситуаций и планов поведения, согласование логических и практических операций.

Коммуникативная функция музыкального мышления - дополнение речевого общения в условиях невозможности или недостаточности вербальных способов и средств передачи информации от одного субъекта к другому

(особенно в музыкальном искусстве, театральном искусстве, кинематографе, в массовых зрелищных мероприятиях)

Аксиологическая функция музыкального мышления - создание культурных форм, отношение к которым непосредственно переживается как ценность, имеющая для человека характер проектной реальности.

Мировоззренческая функция музыкального мышления - участие в создании картины мира, где музыка есть форма проявления Абсолюта, Универсума, Космоса.

Во втором параграфе второй главы - «Музыкальное мышление композитора как база создания культурных ценностей» - рассматривается музыкальное мышление как процесс отношения между музыкальным художественным материалом и композитором. Музыкальное мышление композитора создает культурные ценности и придает им форму музыкального произведения искусства, причем в качестве «вещи». Идеалообразующие свойства музыкального произведения искусства заключаются в следующем: создавая произведение музыкального искусства, композитор воплощает сверхчувственное содержание идеала, дает ему телесную форму.

Музыкальное произведение классического искусства, имеющее статус шедевра, может выступить одновременно системой знаков и общепризнанным образцом культуры, восприятие которого позволит людям объединить субъективную и объективную реальности и спроектировать форму будущего бытия на основании соответствия устойчивости социального бытия, достаточного разнообразия культуры и свободного развития личности. В таком случае музыкальное мышление композитора привело к созданию культурных ценностей, имеющих огромное социальное значение. Однако процесс создания культурных ценностей посредством функционирования музыкального мышления композитора остается неполным вне распространения культурных ценностей.

Третий параграф второй главы «Музыкальное мышление исполнителя и слушателя как основа процесса трансляции культурных ценностей» -

посвящен исследованию специфики музыкального мышления исполнителя как идеального слушателя и собственно слушателя.

Музыкальное мышление исполнителя и слушателя осуществляется как процесс отношения между исполнителем и слушателем, с одной стороны, и произведением музыкального искусства (созданным композитором) - с другой. Процесс музыкального мышления исполнителя и слушателя - это процесс создания музыкального художественного образа, имеющий определенные формы и этапы Более того, анализ произведения музыкального искусства - это также процесс формирования музыкального художественного образа.

В процессе создания музыкального художественного образа в структуру этого образа исполнители и слушатели вводят аспект культурных ценностей, которые, с одной стороны, побуждают их к инициации художественного отношения, а с другой - имеют конкретное содержание, «прочитываемое» исполнителем и слушателем в данном музыкальном произведении искусства.

Музыкальное мышление исполнителя и слушателя может быть предметом целенаправленного формирования, где одно из главных значений имеет выбор музыкального произведения искусства как одной из сторон процесса формирования музыкального художественного образа. Социальное управление процессом создания и трансляции культурных ценностей напрямую связано с выбором для звучания конкретных музыкальных произведений.

Таким образом, одним из важнейших положений философии культуры, связанных с исследованием музыкального искусства, признана уникальная идеалообразующая функциональность музыки, связанная со специфическими музыкальными элементами: звуком, ритмом, тональностью, которые выступают своеобразной телесной оболочкой аудиального и музыкального мышления. Раскрытое аудиальное мышление (как аспект синтетического мышления), дошедшее до высокого уровня музыкального мышления в творчестве великих композиторов и исполнителей, подготовленных слушателей, выступает гносеологической основой идеалообразования в форме реального отношения между реципиентом-слушателем и произведением

музыкального искусства. Музыкальное искусство в полной мере выступает средством создания и трансляции социально значимых культурных ценностей.

В Заключении подводятся итоги исследования, определяются перспективы дальнейшей разработки темы.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи, опубликованные в научных изданиях, входящих в перечень для опубликования научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук

1. Лозинская, В.П. Социальная типология эстетического вкуса [Текст] / В.П. Лозинская // Вестник Красноярского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2006. - № 3/2. - С. 243-249.

Монографии

2. Лозинская, В.П. Актуальные проблемы стилевой определенности западноевропейской музыки от эпохи Ренессанса до середины XIX века [Текст] / В.П. Лозинская - Красноярск: изд-во КрасГУ, 2005. - 185 с.

Статьи, доклады, тезисы в других научных сборниках и журналах

3. Лозинская В.П. Понятие культурных ценностей в современной философии культуры [Текст] / В.П Лозинская // Берестень : философско-культурологический альманах. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. - № 1 (1). - С. 335-341.

4. Лозинская, В.П. Роль и назначение курса «Язык и история музыки» в системе фундаментальной подготовки будущего специалиста [Текст] / В.П. Лозинская // Художественная культура- теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика: сб. статей пятой Всероссийской научно-методической конференции. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2007. - С. 83-87.

5. Лозинская, В.П Современные дискуссии о понятии «культура» [Текст] / В.П Лозинская // Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика' сб. статей второй Всероссийской научно-методической конференции. - Красноярск: изд-во КрасГУ, 2004. - С. 73-77.

6. Лозинская, В.П. Эстетическое образование в университете как элемент духовности современной российской культуры [Текст] / В.П. Лозинская // Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы сб. регион, науч. конф., посвященной 30-летию ОмГУ им Ф.М. Достоевского - Омск' изд-во ОмГУ, 2004. - С. 182-186

7. Лозинская, В.П. Об опыте преподавания курса «Язык и история музыки» в Красноярском государственном университете [Текст] / В П. Лозинская // Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика: сб. материалов первой Всероссийской конференции. - Красноярск: изд-во КрасГУ, 2003. - С 134-136.

8. Лозинская, В.П. Формирование устойчивого интереса к классической музыке в вузах г. Красноярска [Текст] / В.П. Лозинская // Художественная культура как фактор национального выживания России: сб. статей Третьей региональной научно-методической конференции. - Красноярск: изд-во КрасГУ, 2002 - С. 58-60.

Подписано в печать 1ч са.£оо$г Формат 60x84 Печать оперативная. Уел печ. л. 1,0 Тираж 100 экз. Заказ№

Отпечатано в ИПК СФУ. 660041, Красноярск, пр. Свободный,79

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Лозинская, Вера Петровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКИ В

СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

1.1. Музыкальное искусство как предмет философии культуры

1.2. Значение музыкального произведение искусства для 35 процесса формирования идеалов культуры

1.3. Понятие «музыкальное мышление» в современной 54 философии культуры

ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА

ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

2.1. Функции музыкального мышления

2.2. Музыкальное мышление композитора как база создания 93 культурных ценностей

2.3. Музыкальное мышление исполнителя и слушателя как 109 основа процесса трансляции культурных ценностей

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Лозинская, Вера Петровна

Актуальность темы исследования

Исследование значения и роли музыкального искусства как средства создания и трансляции культурных ценностей актуально и необходимо для современной гуманитарной науки и социальной практики. Можно зафиксировать определенное противоречие, которое характерно для настоящего времени. Суть его заключается в том, что теоретические исследования музыкального искусства подчеркивают его значимость для общества, для индивида, акцентируют его выдающуюся роль в культуре. При этом остаются неясными способы функционирования музыкального искусства в культуре, процессы формирования социально значимых идеалов посредством музыкального искусства. Но без ясного понимания механизмов создания и трансляции культурных ценностей нельзя сознательно преобразовывать живую культуру и направлять ее развитие в русло социальной гармонии.

Исследование музыкального искусства как средства создания и трансляции культурных ценностей отвечает насущной практической потребности в социальном управлении процессами создания и распространения культурных ценностей. Вне сознательного социального управления эти процессы достаточно часто протекают стихийно и имеют негативный, разрушительный характер.

При этом классическое музыкальное искусство неоднократно доказывало, что именно в процессе создания музыкальных произведений искусства композитором и восприятия музыкальных произведений исполнителем и слушателем осуществляется живое реальное бытие культурных ценностей. Это объясняется особой значимостью музыки для человеческого восприятия, ее огромными возможностями для создания, сохранения и распространения культурных ценностей, отвечающих задачам совершенствования как отдельного человека, так и социума в целом.

Актуально для современной философии культуры выяснение того, какие именно культурные ценности заключены в том или ином музыкальном произведении, как исполнение и восприятие музыкального произведения транслирует эти культурные ценности, каково социальное значение тех или иных культурных ценностей, передающихся с помощью исполнения и восприятия конкретного музыкального произведения искусства.

Степень изученности проблемы

В современной философско-культурологичсской исследовательской литературе проблеме культурных ценностей уделяется серьезное внимание, что объясняется многообразием и сложностью видов человеческой деятельности, совокупность которых и составляет содержание культуры.

Философскому аспекту понятия «ценность» и разработке фундаментальных основ аксиологии в контексте философии культуры посвящены исследования В.И. Плотникова, который определяет ценность как «сложившуюся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемую людьми форму их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое» [172, с. 1001]. Он детально исследует генезис ценностных представлений, структуру ценностного отношения в многоуровневое™ социокультурной жизни людей, подчеркивает уникальность способа существования ценностей, их конечное назначение и целостный смысл. I

Классификацию социально значимых ценностей предлагает В.В. Ильин, национально-российский характер культурных ценностей исследуют П.Е. Ковалевский, В.П. Большаков. Генезис культурных ценностей рассматривался М.М. Богуславским, М.М. Тоненковой. Системный характер культурных ценностей подчеркивается Е.В. Пустоваловой и H.J1. Худяковой.

Необходимо отметить, что философские аспекты ценностей являются предметом такой философской науки, как аксиология, которая в настоящее время переживает период своего становления и выделения предмета исследования по отношению к другим философским наукам, в том числе онтологии, теории познания, социальной философии и т.д.

Однако проблема создания и распространения культурных ценностей, ориентирующих общество на гармоничное развитие, имеет множество аспектов, одни из которых глубоко изучены в современной гуманитарной науке, другие находятся в стадии активного научного исследования. К последним необходимо отнести проблему значения различных видов искусства в процессе создания и распространения культурных ценностей.

Понятие культуры как идеалообразования предложено Д.В. Пивоваро-вым на основе диалектики субъекта и объекта, разработанной К.Н. Любути-ным и Д.В. Пивоваровым. Концепция идеалообразования позволяет рассмотреть культуру как процесс создания, сохранения и распространения эталонов, образцов, идеалов, имеющих особое значение для общества [148J. В ней учтены наиболее важные открытия, связанные с проблемой идеального и ее решением в трудах Д.И. Дубровского, М.А. Лифшица, Э.В. Ильенкова. Эта диалектическая теория позволяет выработать методологический подход к анализу музыкального искусства и его роль в процессе идеалообразования.

Философско-культурологический смысл проблемы идеалообразования конкретизируется в различных подходах, связанных с исследованиями иных форм мышления по отношению к вербальной его форме. Это нашло отражение в теории синтетического мышления Р. Арнхейма, Д.В. Пивоварова, В.И. Жуковского, И.А. Пантелеевой, М.В. Тарасовой и др. На основе теории синтетического мышления становится возможным выделить один из его аспектов -музыкальное мышление, которое раскрывается в живом бытии музыки.

Специфика музыкального искусства как особого предмета философии культуры активно исследовалась в трудах философов от античности до наших дней, современный этап начинается в XIX в. и продолжается в XX и XXI столетиях. О формах мышления, продуцируемых воздействием музыки, писали музыканты И. Форкель, Э. Ганслик и И.Ф. Гербарт. Социально-философское воздействие музыки исследовал О. Гостинский, понимая его суть на базе социологического подхода О. Конта; ассоциативная теория звукового мышления разработана Т. Фехнером. Законы логики, действующие в мысли тельных процессах, изучал Г. Риман; психологические аспекты воздействия музыки изложены в работе Р. Мюллер-Фрайенфельса; эстетическому воспитанию музыки посвящен труд О. Зиха, который первым охарактеризовал музыкальное мышление как синтетическое; физиологические и физические реакции, вызываемые музыкальным произведением, были исследованы Э. Куртом.

Музыкальное искусство изучается в таких конкретных науках как психология, нейрофизиология, эстетика и музыковедение. Философской направленностью отличаются музыковедческие исследования музыкального мышления, которые разработаны в концепциях А.Ф. Лосева, Б.А. Асафьева, Э. Ко-нюса, В.А. Чернобровкина, Т.В. Чаптыкова, К.В. Зенкина, Ю.К. Захарова, А.С. Клюева, В.В. Медушевского, И.И. Земцовского. Глубинной взаимосвязи философии и музыки и генезису этой взаимосвязи посвящены исследования Л.П. Зарубиной

Ценностный аспект философии музыки представлен в работах отечественных исследователей Б.В. Асафьева, В.Н. Холоповой, Г.Г. Коломиец, Т.В. Чередниченко, В.Г. Коротыгина.

Таким образом, музыкальное искусство находится в зоне пристального внимания философов, культурологов, социологов, психологов, искусствоведов. Это помогает определить специфику философско-культурологических исследований музыкального искусства с точки зрения процесса создания и трансляции культурных ценностей. С одной стороны, выводы современных научных исследований требуют синтетического обобщения, а с другой — обнаруживается определенный акцент на сугубо теоретические исследования, не имеющие прикладного назначения. Необходимы такие исследования, которые смогли бы выступить опорой для сознательного социального управления процессами создания и трансляции культурных ценностей в современной живой культуре. Назначение музыкального искусства как пространства создания и распространения высокодуховных культурных ценностей - тема, нуждающаяся в отдельном философско-культурологическом анализе. Нынешнее состояние философско-культурологических исследований музыки определяет объект и предмет данной диссертационной работы.

Объектом диссертационного исследования является процесс создания и трансляции культурных ценностей.

Предметом исследования выступает музыкальное искусство как средство создания и трансляции высокодуховных культурных ценностей.

Цель и задачи диссертации обусловлены ее объектом и предметом.

Цель диссертации - анализ возможностей произведений музыкального искусства создавать, сохранять и распространять культурные ценности, способные выступить идеалами, стимулирующими гармоничное общественное развитие.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1. Проанализировать существующие методологические подходы к исследованию музыки в современной философии культуры, выявить наиболее значимые подходы, связанные с диалектическими концепциями музыкального искусства.

2. Раскрыть методологические возможности концепции культуры как идеалообразования для анализа роли и значения музыкального искусства в качестве средства создания и распространения культурных ценностей; рассмотреть наиболее значимые этапы идеалообразования и их специфику для музыкального искусства.

3. Рассмотреть понятие «музыкальное мышление» с точки зрения современной философии культуры и доказать, что применение этого понятия позволить исследовать реальные процессы создания и трансляции культурных ценностей в аспекте социального управления данными процессами.

4. Проанализировать функции музыкального мышления в процессе создания и трансляции культурных ценностей.

5. Рассмотреть музыкальное мышление композитора как основу процесса создания культурных ценностей.

6. Раскрыть значение музыкального мышления исполнителя и слушателя для процесса трансляции культурных ценностей.

Методологические и теоретические основания исследования

Сложность объекта исследования и разнообразие задач определили общую междисциплинарную направленность диссертационной работы: привлечены выводы истории философии, культурологии, музыковедения, психологии, искусствоведения и других гуманитарных наук.

Методология исследования основана на единстве теоретико-аналитического и культурно-исторического подходов. Диалектический метод позволяет раскрыть сложные процессы создания и распространения культурных ценностей как идеалообразования в процессе отношений двух противоположных сторон: музыкального произведения искусства и реципиента. Сравнительно-исторический метод позволил выделить лучшие достижения мировой и отечественной культуры для анализа культурных ценностей в музыке, раскрыть этапы формирования базовых философско-культурологических дефиниций, необходимых для данного исследования («культурные ценности», «идеалообразование», «художественное отношение», «шедевр музыкального искусства», «музыкальное мышление»). Метод аналогии и экстраполяции позволил использовать термины и концепции синтетического мышления для формирования понятия «музыкальное мышление». Метод идеализации способствовал выделению главного содержания в бытии музыкального искусства и его философско-культурологическому осмыслению.

Теоретической платформой исследования выступили следующие концепции:

- диалектика субъекта и объекта, разработанная К.Ы. Любутиным и Д.В. Пивоваровым на основе диалектической логики Г.В.Ф. Гегеля;

- синтетическая теория идеального и концепция культуры как идеалообразования Д.В. Пивоварова;

- современная философия культуры, рассматривающая культуру как совокупность диалектических процессов производства, трансляции и потребления культурных ценностей;

- философия музыки в учениях философов от эпохи Античности до XXI в.

Основные результаты исследования и их научная новизна заключаются в следующем.

1. Предложена классификация подходов к исследованию музыкального искусства в современной философии культуры: выделены объективистские, субъективистские и диалектические концепции музыкального искусства, рассмотрены их методологические возможности. В качестве наиболее значимого предлагается диалектический подход, где музыкальное искусство рассматривается как синтез его объективных форм и субъективных значений.

2. Диалектический подход позволяет выделить концепцию идеалообра-зования в качестве главной методологической базы исследования музыкального искусства в контексте создания и трансляции музыкальных ценностей. Для создания и трансляции культурных ценностей необходимо, чтобы носитель культуры воспринимал и не только усваивал внешнюю телесную оболочку ценности, но и умел проникнуть в ее сверхчувственное духовное значение. Потенциал музыки как средства создания и трансляции культурных ценностей реализуется в процессе культурного идеалообразования.

3. Раскрыто содержание понятия «музыкальное мышление» как особой формы синтетического мышления, обладающего аудиальной модальностью и являющегося результатом особого рода «вторичной» чувственности (результата синтеза т.н. «первичной», естественной чувственности и рационального постижения художественной идеи произведения искусства).

4. Проанализированы функции музыкального мышления как средства создания и трансляции культурных ценностей. Выделены и определены онтологическая, гносеологическая, методологическая, коммуникационная функции.

5. Определено значение музыкального мышления композитора для процесса создания культурных ценностей. Функционирование музыкального мышления композитора выступает базой для создания культурных ценностей.

6. Выявлена специфика музыкального мышления исполнителя и слушателя. Именно процессы музыкального мышления исполнителя и слушателя являются основой для трансляции культурных ценностей.

Теоретическая и научно-практическая значимость результатов исследования заключается в способности раскрывать специфику произведений музыкального искусства как средства создания и трансляции культурных ценностей, в том числе в аспекте социального управления этими процессами. Накопленный материал может использоваться в соответствующих областях философии культуры, теории культуры, философии музыки, культурологии, в других гуманитарных науках для дальнейших исследований. На основе полученных результатов могут решаться образовательные задачи: разработки соответствующих учебных курсов, в частности «Язык и история музыки», спецкурсов по философии культуры, культурологии.

Апробация результатов исследования

Основные идеи и положения диссертации отражены в научных и методических публикациях, в докладах и выступлениях на всероссийских, региональных конференциях: Третья региональная научно-практическая конференция «Художественная культура как фактор национального выживания России» (Красноярск, 2002), Всероссийская научно-методическая конференция «Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика» (Красноярск, 2003, 2004, 2007), региональная научная конференция, посвященная 30-летию ОмГУ им. Ф.М. Достоевского «Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы» (Омск, 2004).

Материалы диссертационного исследования были представлены в форме докладов на научных, теоретических и методических семинарах факультета искусствоведения и культурологии Сибирского федерального университета.

Теоретические и практические выводы диссертационного исследования применяются в процессе преподавания курса «Язык и история музыки» для студентов всех направлений и специальностей Сибирского федерального университета.

Структура диссертации. Данная диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Музыкальное искусство как средство создания и трансляции культурных ценностей"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанная исследовательская работа позволяет сделать ряд выводов и сформулировать некоторые важные для темы диссертации определения.

1. На основе анализа актуальных философско-культурологических концепций музыкального искусства установлено, что особой методологической значимостью обладает философия музыки отечественного мыслителя А.Ф. Лосева, определяющего музыкальное искусство как «выражение чисел во времени». Он синтезировал две фундаментальные линии понимания музыки в европейской философии от Античности до наших дней. Первая линия связана с философией Платона и неоплатонизма (Плотина и Прокла). Вторая - с философией романтизма и постромантизма (Ф.В.И. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше). Многообразие подходов к философскому осмыслению музыки объясняется тем, что в них постоянно воспроизводится антиномия музыки, выявленная А.Ф.Лосевым: 1) музыка воплощает в себе гармонию и порядок -тезис; 2) музыка стихийна, хаотична и антирациональна - антитезис.

2. Все многообразие подходов к философско-культурологическим исследованиям музыкального искусства можно разделить на три содержательные группы: объективистские, субъективистские и диалектические концепции. Их различие обусловлено пониманием сущности музыки.

Для объективистских концепций музыка выступает в качестве структурного элемента мироздания, его объективного начала, концентрирующего в себе ритм и гармонию (следовательно, порядок) Вселенной. Различные музыкальные феномены ставятся здесь в соотношение с временами года, временем суток, космическими сферами, этапами становления эйдоса и т.д. Это объективно-космологическое понимание музыки выражено, прежде всего, в философии Пифагора и его школы, Платона и его школы, неоплатонизма и неопифагорейства.

Выявлено, что с объективно-космологическими концепциями музыки связано и понятие музыкального канона христианского музыкального искусства, где в форме земной музыки воплощаются небесные архетипы, постижимые лишь избранными святыми.

Субъективистские философско-культурологические концепции музыки возникают в Европе в эпоху Нового времени. Эпоха Европейского Ренессанса начинает период индивидуального композиторского творчества, где авторы воспринимают изложенную в трудах Николая Кузанского концепцию «Человеческого Бога», создавая все более разнообразные музыкальные феномены. Музыкальная культура Нового времени представлена открытием разнообразных жанров музыкального искусства, а также открытием оперы — синтетического искусства, где музыка играет ведущую роль. Апогеем субъективистско-индвидуалистического понимания музыки стала философия романтизма и неоромантизма. Творец музыкального произведения способен радикально изменить мир. Звучание музыкального произведения может означать наступление новой эры в истории человечества. Именно гаков был посыл выдающего отечественного композитора Скрябина при создании им «Мистерии», звучание которой должно было открыть переломный момент в истории человечества, торжество человеческого духа над вещественной материей.

Субъективистско-индивидуалистическая трактовка музыки характерна и для музыкальной эстетики постмодернизма, идеи которой распространились и на вторую половину XX в. Одна из них заключается в том, что компози тор, каждый раз исполняя музыкальное произведение, должен заново создавать его.

3. В немецкой классической философии складывается диалектическая концепция музыки; её суть изложена в концепции Г.В.Ф. Гегеля, который определял истину как все большее и большее открытие объективного в субъективном и субъективного в объективном. В трудах Ф.В.Й. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля музыкальное искусство, подобно другим видам искусства, трактуется как имеющее один и тот же предмет с философией и религией, а именно: Абсолютное, Совершенное, Вечное, Бесконечное. И если музыкальное произведение искусства способно предоставить чувственную форму для выстраивания отношения человека и Абсолюта, то философия создает язык философских понятий, на котором вообще явленносгь Абсолюта человеку можно обсуждать.

Проблему идеалообразования в музыкальном искусстве поставил и дал диалектико-философскую методологию для ее решения Г.В.Ф. Гегель, который выстроил систему формальных элементов музыкального языка, определил разницу между звуком человеческой речи и музыкальным звуком. Исследования философа дают основания полагать, что в музыкальном искусстве происходит снятие внеположенности субъекта и объекта. Объективные звуки в силу необходимости становятся элементом психических переживаний, а через них - элементом социальных действий человека.

4. На основании применения диалектического подхода к исследованию музыкального искусства становится ясно, что оно обладает уникальной идеа-лообразующей функциональностью, связанной со специфическими музыкальными элементами: звуком, ритмом, тональностью и т.д. Поэтому возникает необходимость рассмотреть процессы идеалообразования в культуре в их соотношении с проблемой создания и трансляции культурных ценностей посредством музыкального искусства.

5. Диалектическое понимание сущности музыки в современной философии культуры связано с концепцией культуры как идеалообразования (Д.В. Пивоваров). Методологически важным в этом контексте оказывается процесс идеалообразования, который раскрывается Д.В. Пивоваровым в субъект-объектной концепции идеального. Он определяется как «взаимное отражение субъекта и объекта», необходимыми компонентами которого являются: 1) выделение в некоторой чувственно воспринимаемой предметной среде объекта, который признается субъектом относительно совершенным, эталонным, репрезентативным; 2) положение этого эталона («знака сокрытой сущности») в субъективном мире индивида посредством интериоризации изобретенной схемы действия с образцом; 3) экстраполяция эмпирического знания о конкретных свойствах эталона на более широкую реальность, чаще всего недоступную в прямом опыте, а потому сверхчувственную. Как указывает Д.В. Пивоваров, выбор и признание эталона, равно как изобретение с ним, могу т быть обусловлены либо преимущественно индивидным фактором, либо социальными силами.

Идеал (эталон) обязательно имеет телесную оболочку и сверхчувственное значение. Для усвоения культурного идеала необходимо, чтобы носитель культуры воспринимал и не только усваивал внешнюю телесную оболочку идеала, но и умел проникнуть в сверхчувственное духовное значение. Это проникновение происходит через функционирование в человеке синтетического мышления, которое отличается от вербального мышления. Термин «синтетическое мышление» является достаточной устойчивым в современной теории познании, психологии и других гуманитарных науках. Наиболее разработано понятие визуального мышления (Р. Арнхейм и др.) как особой разновидности синтетического мышления. В настоящем диссертационном исследовании предпринимается попытка определения еще одной разновидности синтетического мышления, которое по аналогии с визуальным может быть названо аудиальным. Однако свойственное всем людям аудиальное мышление в своих высших формах преобразуется в музыкальное мышление композитора, а также музыкальное мышление исполнителя и слушателя.

6. Аудиальное мышление можно определить как особую разновидность синтетического мышления, построенную на звуковой чувственной модальности. «Естественное», или «первичное», аудиальное мышление, свойственное композитору, преобразуется им с помощью рационального конструирования художественной идеи произведения музыкального искусства. Синтез рационального конструирования художественной идеи и звуковой чувственной модальности принимает вещественную форму музыкального произведения искусства, в котором воплощена уже «вторичная чувственность» - результат первичной чувственности и рационального мышления композитора. Теория «вторичной чувственности» базируется на гегелевской философии искусства, где диалектически анализируется художественное отношение, в том числе и отношение, зафиксированное в форме произведения искусства.

Представляется, что в произведениях музыкального искусства, имеющих статус шедевра классической музыки, воплощены наиболее значимые и высокодуховные культурные ценности.

7. Опираясь на понимание ценности, разработанное В.И. Плотниковым, как формы отношений людей к общезначимым образцам культуры, можно предположить, что содержания понятий «идеал» и «культурная ценность» чрезвычайно близки между собой и в то же время имеют специфику.

В.И. Плотников подчеркивает проектный характер ценности, он полагает, что ценностное отношение существует как проективная реальность, которая «складывается на знаковом основании, непосредственно связывающем субъективную реальность с объективной, и оказывается несводимой ни к познавательной деятельности, ни к практике». Философ подчеркивает, что вне жизненного выбора для индивида нет никаких ценностей.

Соотнося это понимание с дефиницией идеала (как результата диалектического отношения субъекта и объекта, в результате которого возникает нечто «конкретно-общее» (термин Д.В. Пивоварова), эталон, соединяющий в себе материальную оболочку и духовные смыслы; причем знание об этом эталоне экстраполируется на сверхчувственную реальность, можно представить дефиницию культурных ценностей, выступающую методологической основой для изучения музыкального искусства в этом исследовательском контексте.

Культурная ценность - это особая разновидность идеала, сложившаяся в цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры, имеющая характер проектной реальности и существующая в ситуации жизненного выбора тех или иных практически значимых образцов.

Среди многообразия культурных ценностей можно выделить те из них, которые максимально обеспечивают оптимальное соответствие устойчивости социального бытия, достаточного разнообразия культуры и свободного развития личности. Носителями этих культурных ценностей являются шедевры искусства. Форма существования социально значимых культурных ценностей — это функционирование различных разновидностей синтетического мышления, оплотненного в том или ином произведении искусства. По отношению к музыкальному искусству речь идет о музыкальном мышлении.

8. Можно выделить целый ряд содержательных аспектов понятия «музыкальное мышление» в современной философии культуры:

1) гносеологические аспекты: а) музыкальное мышление как производство музыкальных образов есть продукт определенной мыслительной активности, не связанной с логическим мышлением и категорийно-понятийным аппаратом; б) музыкальное мышление есть взаимодействие рациональной и чувственной составляющих; в) музыкальное произведение искусства содержит определенное количество и качество конкретной информации;

2) социологические аспекты: а) музыкальное мышление есть продукт общественных отношений; б) музыкальное мышление свойственно преимущественно представителям определенных социальных слоев; в) музыкальное мышление может быть воспитано, а следовательно, подлежит социальному управлению.

3) психологические аспекты: а) музыкальное мышление не есть продукт-исключительно субъективных особенностей психики человека, оно представляет собой связь ассоциаций, находящихся в постоянной «паре», и тем самым обретает объективное единство; б) музыкального мышление имеет синтетический характер, где идея произведения осуществляется посредством психофизиологических процессов; в) музыкальное переживание — единение компонентов восприятия, представления и мышления.

Ведущее значение в изучении данной проблемы среди всех гуманитарных наук принадлежит философско-культурологической традиции. Тем более, что философско-культурологической направленностью отличаются и многие собственно музыковедческие исследования музыкального мышления. Именно в философско-культурологических концепциях, казалось бы, сугубо теоретическое понятие «музыкальное мышление» может обрести реальный живой смысл, выступить основой для проектов в области социального управления процессами идеалообразования и процессами создания и трансляции культурных ценностей. Целенаправленное формирование музыкального мышления и выступает элементом системы социального управления. Развитие музыкального мышления с помощью классической музыки может привести к созданию и трансляции культурных ценностей, насколько возможно полно обеспечивающих соответствие устойчивости социального бытия, достаточного разнообразия культуры и свободного развития личности.

9. Музыкальное мышление выступает конкретным средством для музыкального искусства, с помощью которого происходит создание, а затем распространение социально значимых культурных ценностей. Необходимо подчеркнуть, что функции музыкального мышления отличаются от функций музыкального искусства, поскольку музыкальное мышление — это непосредственный процесс, фиксация которого возможна лишь на абстрактном языке философии, психологии и других гуманитарных наук, тогда как музыкальное искусство - это система произведений музыкального искусства, имеющих конкретные формы.

Музыкальное мышление - это посредническое звено в разрешении диалектического противоречия между чувственным и рациональным аспектами мышления, оно есть разновидность рационального отражения существенных связей и отношений вещей. В то же время музыкальное мышление совершает это отражение в особой чувственной звуковой форме, оплотненной в произведении музыкального искусства. Оно позволяет этим существенным связям музыкально звучать.

10. Можно выделить следующие функции музыкального мышления: 1) гносеологическую; 2) онтологическую; 3) методологическую; 4) коммуникативную; 5) аксиологическую; 6) мировоззренческую. Разумеется, классификация этих функций не является исчерпывающей. Рассмотрены общепринятые в философской логике виды функций, что позволяет достаточно полно раскрыть специфику музыкального мышления.

Гносеологическая функция музыкального мышления - а) добывание информации о структурно-пространственных и временных характеристиках возможных миров путем музыкально-образного преобразования предметов и способов действия с ними; б) осуществление функции посредника между непосредственным слушанием внешнего мира и абстрактно-логическим отражением действительности, благодаря чему достигается диалектическое единство чувственного и рационального.

Речь идет о создании с помощью музыкального мышления таких продуктов (произведений музыкального искусства), которые не существуют в природной и социальной действительности, но могут быть овеществлены в реальном пространстве и времени (новый искусственный объект «второй природы») или же остаться нереализованной возможностью (композиционные проекты).

Онтологическая функция музыкального мышления - наделение продуктов вербального мышления экзистенциальными свойствами; слова условны, на звуковых же образах музыкального мышления, родственных обычным чувственным впечатлениям, лежит печать реальности. В единстве с музыкальным мышлением абстрактно-логическое познание сопровождается «чувством реальности».

Методологическая функция музыкального мышления — функция предвосхищения новых способов действия, но не с вербальным, а с модально-чувственным музыкальным материалом, умозрительное представление в звуковой форме возможных ситуаций и планов поведения, согласование логических и практических операций.

Коммуникативная функция музыкального мышления — дополнение речевого общения в условиях невозможности или недостаточности вербальных способов и средств передачи информации от одного субъекта к другому (особенно в музыкальном искусстве, театральном искусстве, кинематографе, в массовых зрелищных мероприятиях).

Аксиологическая функция музыкального мышления - создание культурных форм, отношение к которым непосредственно переживается как ценность, имеющая для человека характер проектной реальности.

Мировоззренческая функция музыкального мышления — участие в создании картины мира, где музыка есть форма проявления Абсолюта, Универсума, Космоса.

11. Создание культурных ценностей осуществляется в музыкальном мышлении композитора. Музыкальное мышление композитора - это процесс отношения между музыкальным художественным материалом и композитором. Музыкальное мышление композитора создает культурные ценности и придает им форму музыкального произведения искусства, причем в качестве «вещи». Идеалообразующие свойства музыкального произведения искусства заключаются в следующем: создавая произведение музыкального искусства, композитор воплощает сверхчувственное содержание идеала, дает ему телесную форму.

Музыкальное произведение классического искусства, имеющее статус шедевра, может выступить одновременно системой знаков и общепризнанным образцом культуры, восприятие которого позволит людям объединить субъективную и объективную реальности и спроектировать форму будущего бытия на основании соответствия устойчивости социального бытия, достаточного разнообразия культуры и свободного развития личности. В таком случае музыкальное мышление композитора привело бы к созданию культурных ценностей, имеющих огромное социальное значение. Однако процесс создания культурных ценностей посредством функционирования музыкального мышления композитора остается неполным вне распространения культурных ценностей.

12. Музыкальное мышление исполнителя и слушателя осуществляется как процесс отношения между исполнителем и\или слушателем, с одной сто1

I I роны, и произведением музыкального искусства (созданным композитором) — с другой. Процесс музыкального мышления исполнителя и слушателя -процесс создания музыкального художественного образа, имеющий определенные формы и этапы. Более того, анализ произведения музыкального искусства — это также процесс формирования музыкального художественного образа.

В процессе создания музыкального художественного образа в структуру этого образа исполнители и слушатели вводят аспект культурных ценностей, которые, с одной стороны, побуждают их к инициации художественного отношения, а с другой - имеют конкретное содержание, «прочитываемое» исполнителем и слушателем в данном музыкальном произведении искусства.

13. Музыкальное мышление исполнителя и слушателя может быть предметом целенаправленного формирования, где одно из главных значений имеет выбор музыкального произведения искусства как одной из сторон процесса формирования музыкального художественного образа. Социальное управление процессом создания и трансляции культурных ценностей напрямую связано с выбором для звучания конкретных музыкальных произведений.

Таким образом, одним из важнейших положений философии культуры, касающихся исследования музыкального искусства, признана уникальная идеалообразующая функциональность музыки, связанная со специфическими музыкальными элементами: звуком, ритмом, тональностью, которые выступают своеобразной телесной оболочкой аудиального и музыкального мышления. Раскрытое аудиальное мышление (как аспект синтетического мышления), дошедшее до высокого уровня музыкального мышления в творчестве великих композиторов и исполнителей, подготовленных слушателей, выступает гносеологической основой идеалообразования в форме реального отношения между реципиентом-слушателем и произведением музыкального искусства. Музыкальное искусство в полной мере является средством создания и трансляции социально значимых культурных ценностей.

 

Список научной литературыЛозинская, Вера Петровна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абдулладзе, Г. Философская сущность музыкального искусства Текст. / Г. Абдулладзе. Баку : Ишиг, 1985. - 282 с.

2. Абдуллин, А.Р. Культура и символ Текст. / А.Р. Абдуллин. Уфа : . Гилем, 1997.- 118 с.

3. Адорно, Т.В. Избранное. Социология музыки Текст. / Т.В. Адорно. — СПб.: Университетская книга, 1999. 445 с.

4. Адорно, Т.В. Эстетическая теория Текст. / Т.В. Адорно; пер. с нем. А.В.Дранова. М.: Республика, 2001. - 527 с.

5. Алкон, Е.А. Музыкальное мышление Востока и Запада континуальное и дискретное. Исследование Текст. / Е.А. Алкон. - Владивосток: изд-во ДвГУ, 1999.- 128 с.

6. Андреев, A.JI. Философия и художественная культура Текст. / А.Л. . Андреев // Гуманистические ценности современной культуры. — М.: ИФ АН СССР, 1988. С. 79-83.

7. Андреев, А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория Текст. / А.Л. Андреев. М.: Знание, 1981. - 64 с.

8. Апрелева, В.А. Музыка как фундаментальное выражение культуры и предвосхищение особенностей ее развития Текст. : дис. . д-ра философ.наук / В.А. Апрелева. М., 1999. - 379 с.

9. Апрелева, В.А. Музыка как эстетическая реальность. Теоретические проблемы Текст. / В.А. Апрелева. Челябинск : ЮУрГУ, 1999. - 327 с.

10. Апрелева, В.А. Очерки по гносеологии и психологии музыкального процесса Текст. / В.А. Апрелева. Челябинск : ЮУрГУ, 1999. - 178 с.

11. Арановский, М.Г. Мышление. Язык. Семантика Текст. / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. -С. 90-123.

12. Арановский, М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных представлений Текст. / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 256-271.

13. Арановский, М.Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора: к постановке проблемы Текст. / М.Г. Арановский // Вопросы музыкального стиля. Л., 1979. - С. 140-156.

14. Аристоксен. Элементы гармонии Текст. / Аристоксен; пер. и прим. В.Г. Цыпина. М.: МГК им. Чайковского, 1997. - 136 с.

15. Аристотель. Аналитики Текст. / Аристотель. Минск : Современное слово, 1998. -448 с.

16. Аристотель: Метафизика о душе: соч. в 4 т. Текст. / Аристотель; ред. В.Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 1976. - 543 с.

17. Аристотель: соч. в 4 т. T.I. Метафизика Текст. / Аристотель. М.: Мысль, 1975. - 550 с.

18. Аркадьев, М.А. Временные структуры новоевропейской музыки Текст. / М.А. Аркадьев. М.: Библос, 1992. - 167 с.

19. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие Текст. / Р. Арнхейм. -М.: Архитектура, 2007. 392 с.

20. Аронов, Р.А. Об интеллектуальном компоненте интерпретации музыкального произведения Текст. / Р.А. Аронов // Вопросы философии. -М., 1996. п — №11. С. 143-147.

21. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б.В. Асафьев. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

22. Асмус, В.Ф. Античная философия Текст. / В.Ф. Асмус. М. : Высшая школа, 2003.-400 с.

23. Балан, Г. О философском содержании в музыке Текст. / Г.Балан. М.: Советский композитор, 1963.-Вып. 1.

24. Балонов, Л.Я. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий Текст. / Л.Я. Балонов, В.Л. Деглин. Л.: Наука, 1976. - 218 с.

25. Банфи, А. Философия искусства Текст. / А. Банфи; пер. с итал. К.М. Долгова. М.: Искусство, 1989. - 384 с.

26. Басин, С.В. Семантическая философия искусства Текст. / С.В. Басин. — М. : Ин-т филос. РАН., 1998. 192 с.

27. Белоусов, В.А. Философия и музыка: диалог противоположностей? Текст. / В.А. Белоусов, Н.А. Вахнин, P.JL Поспелова и др.; под общ. ред. М.С. Уварова. Минск : БГТУ им. Д.Ф. Устинова, 1993. - 298 с.

28. Бентам, И. Введение в основание нравственности и законодательства Текст. / И. Бентам. М. : РОССПЭН, 1998. - 415 с.

29. Бергер, Л.Г. Звук и музыка в контексте современной науки и в древних космических представлениях. Пространственный образ как модель художественного стиля Текст. / Л.Г. Бергер. Тбилиси : изд-во Тбил. унта, 1989. 216 с.

30. Бердяев, Н.А. Философия свободы Текст. / Н.А. Бердяев М.: Правда,1989.-680 с.

31. Берников, В.Е. Мировоззрение Бетховена и философско-эстетические проблемы его творчества Текст. : автореф. дис.канд. философ, наук / В.Е. Берников. М., 1982. - 20 с.

32. Библер, B.C. Мышление как творчество Текст. / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. - 270 с.

33. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век Текст. / B.C. Библер. М.: Политиздат,1990.-413 с.

34. Богуславский, М.М. Судьба культурных ценностей Текст. / М.М. Богуславский. М.: Юристъ, 2006. - 208 с.

35. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) Текст. / В.П. Большаков. В. Новгород: изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 112 с.

36. Бонфельд, М.Ш. Музыка: язык, речь, мышление: опыт системного исследования музыкального искусства: монография Текст. / М.Ш. Бонфельд. СПб.: Композитор, 2006. - 646 с.

37. Будникова, О.В. Развитие художественной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки (на материале изучения дисциплины дизайнерского цикла) Текст. : автореф. дис. .канд. пед. наук / О.В. Будникова. Курск, 2006. - 27 с.

38. Бычков, В.В. Эстетика. Краткий курс Текст. / В.В. Бычков. М.: Проект, 2003.- 109 с.

39. Бычков, Ю.Н. Введение в музыкознание Электронный ресурс. / Ю.Н. Бычков. — М.: Рос. акад. муз. им Гнесиных, 2000. — Режим доступа : http://yuri317.narod.ru/wwd/lex2 03.htm, свободный. — Загл. с экрана.

40. Вагнер, Р. Избранные работы: пер с нем. / Р. Вагнер; вступ. А.Ф. Лосева -М.: Искусство, 1978. 695 с.

41. Валькова, В.Б. Музыкальный тематизм мышление — культура Текст. / В .Б. Валькова; ННГУ. - Н. Новгород, 1992. - 161 с.

42. Верцман, И.Е. Проблемы художественного познания Текст. / И.Е. Верцман. М.: Искусство, 1967. - 342 с.

43. Вопросы теории эстетического воспитания Текст. / ред. З.Г. Апресян. -М.: Изд-во МГУ, 1970. 110 с.

44. Гагарин, А.С. Бытие философии в сфере искусства: методологический ' аспект: автореф. дис. .канд. философ, наук Текст. / А.С. Гагарин. -Свердловск, 1987. 20 с.

45. Гальперин, М.П. Специфика эстетического сознания Текст. / М.П. Гальперин, С.С. Гольдентрит. М.: Высшая школа, 1974. - 101 с.

46. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. Опыт поверки музыкальной эстетики Текст. / Э. Ганслик; пер. с нем. и предисл. С. Ларош. М.: Юргенсон, 1910. - 162 с.

47. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по философии истории: в 3 т. Текст. / Г.В.Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1993. - 480 с.48