автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Музыкальные особенности хорезмских дастанов

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Матякубов, Батыр
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Музыкальные особенности хорезмских дастанов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Музыкальные особенности хорезмских дастанов"

МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ имени ХАМЗЫ ХАКИМЗАДЕ НИЯЗИ

П 7 ^ н

о иД 9 Я ПР'(

На правах рукописи УДК: 78.03 (09); 781.7

МАТЯКУБОВ БАТЫР

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХОРЕЗМСКИХ ДАСТАНОВ Специальность 17.00.02. — Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Ташкент 1996 г.

ТР

Работа выполнена на кафедре музыкального востоковедения Ташкентской Государственной консерватории им. М. Ашрафи.

Научный руководитель:

кандидат искусствоведения, доцент Р. Ю. ЮНУСОВ

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор Б. И. КАРАК.УЛОВ кандидат искусствоведения О. А. ИБРАГИМОВ

Ведущая организация: Ташкентский государственный институт культуры им. А. Кадырин.

Защита состоится «25» декабря 1996 г. в 14.00 часов па заседании Специализированного совета Д.092.11.01. но защите докторских диссертаций при ПИИ искусствознания им. Хамзы.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИИ искусствознания им. Хамзы по адресу: 700029, г. Ташкент: пл. Мустакиллик 2.

Автореферат разослан « » МлЭ-ЛЛ о Я 1996 г.

Ученый секретарь специализированного совета,

док юр искусствоведения ' М. А. ХАМ ИДО В А.

ОБМЯ мштершш?, РЯБОТН

Нузыкалыго - эпическое творчество народов Центральной Азии уходит своими корнями о глубокув древность. Омтувдие его образцы сос.апляпт песомув часть худе .сствеиного наследя Востока. Традиции узбеке,зге дастана, п спов очередь, образует одну из споег^разних глав "энциклопедии" тиркского зпаса.

Как взвостнэ, ¿«следов зсаи ^'¿тсратуроведчсскмх вопросов в этой ь'^ласт!'. пэсвгзсна фундаментальные труди В.Й.Енрмунско-го, Х.Зарифова. 3.(1.Гордлевского. В.Й.Каррнева, и.Саидова, Ч.йаксетова, Дз.Кабулннэзов», Т.Нарзаева, Х.Пбдуллаева, ¡¡.Сабурова. Юурадооа, О.йадаева. С.Рузимбаева н др. Высоте с теп. к настоящему времени наивнее тячеимым компонентой остается иузщга дастанов. Свзду^т признать, что в ряде работ были педпршшти первоначальные ваг» в деле рассмотрении и ос-ыцслении музыкального наторкала узбгчекогп дастана. Однако специальных и углубленных научных разработок в втои напрапл?->шц отечественного иузыко~.юшт до енх пор не проводнлогь.

. ПКШПЫЮСТЬ ТЕ1Ш диссертации ввдгтея превде всего в необходимости изучения ыцзш.ллышх особенностей дастанов на конкректком музикалыт-историческоц еагериаяе. !/чкткзаэ достаточнув степень освещенности музыки узбекского дастана вообще, локальгчх его разновидностей - в частности, объекте» настоящего исследования избраны Хорватские дастанв»

ОСНОВНОЙ ЦЕЛО диссертации явяяотса углубленное изучение музыкальных основ Хорезмских дастанов. В спя?ч с эти» признано целесообразным сосредгточить внимание на реаешн» иивесдедувщих задач:

- ¿.асскигрешв н характеристика нуэикаль§ш-2Г.и«1аз:ках традиция Хорезмского региона в целом;

- определение внутрилокалышх его особенностей;

- освещение вопросов взаимосвязи соотношения слова и музыки, ледовой организации, мс;рорнтма, музыкальной формы нона Хорезмских дастанов;

- музыкально-исполнительские нормы;

- восстановление родословных ветвей оахвн,

Иетодологнческьй базой выношенной работы явились обце-тооретичеекке и методически«) принципы современного зтномузи-воэнания,

1ШТ£РЯЯ/Ш дая иастояцего исследования послуыили главки« образом записи оОразцоо дастанов, собранные автором о ходефольклорных экспедиций по Хорезмской, Каскадарьинской, Сцряандар^ииской областям, некоторым районам Каракалпакстака а Туркменистана. В результате чего, осуществлена полная (литературная II потная) раснифровка дастаноо "Аврэхан","Баэичён", "Хнрмондаля", "Олиц Рариб м Ва^санам" в исполнении видных мастеров. Кспольз' таны также соотв тствчвцие материалы работ таких узбекских цчених, как.Ш.Раваби, Ф.Кароматов, (к.Дкабба-ров, К.Алим'аева, М.Вгчпов, О.Халимов м др. ,

НАЧИНАЯ НОВИЗНА диссертации замечается в том, что в ней впервые виаалаатся не только обцие, но и енутрилокальные особенности музыки Хореэмких даманов. На основе ьлализа характерных образцов выявляете „акоиоыерности формообразования, нормы сольного и ансамблевого (цйь/ исполнительства, черты обциоств м различим нома дастанов и частей Хорезмских иакомов. В раб?те такве впервые воссоздается обцая картина

родословии* ветвей бахви Хорватского рсгнокз.

Г.ЖГНЧЕСШ ЦЕННОСТЬ диссертации пндитса в той. что се натериаян епгут бать использован-! - курсах "азВсчскоэ иц-гскалыюе творчсстьи", "Османы узбекской традкц».3!:нэ0 сцэнки", "ЦцзцмяьниЛ фольклор народов Центральной Азии", "История традиционного исполнительства" гшсяях ч средняя споци.лмшх ауэыкальиах дч-гбяшг ¿азодс§гиЭ рее ¿¡лкхн.

Текста випэлшзп?* г-эт^а агягзх доцмзровтг дастзноп козно ревокенхагать для нопадиеккя »чобмо-псяагегичос' 1Го репертуара и массаж бахаи-да^твши дегсгяи квзияимш ввел н вкол искусств, а тлхна расвироиия концертного репертуара про-<?есс»л,йаль!шх н санодеателънах артистов.

АППР0!ЩЯ9 результатов паучого исследозашш проведеиз через публикации рада статей, а также доклада и сообцспиз, прачвташшз из гчцчио-теоретических конференциях и семинара*, (Тавкзнт, Бухара, 5ргспч, Сергаиз, Диссертация б-

суздена на заседани . кгфедри иуэикальиого иостокогедеаиа Таз-кентской Государственной консерватории ка. 11.Пара?« и рекомендована к зачата.

.ДИССЕРТАЦИЯ СОСТОИТ из Введения, трех глав, Заклпчениа, биб~чографии (объеи 134 стр.) и 2-х Прилохений, V 1-ое подла глоссарий прохсховд^нир наииексваннй пока и справочно-ии-фориациошшй на* зриал о 27 бахви и соэанда, 2-е содервит полнив расвизрозку 4 х Хорезмских дастанов:"Пвазхон","БазирВн". "Хиркендагн". "Озя^ Рариб и ОДса^ам",

-*Ь -СОДЕРГНЯЕ РАБОТЫ

Во Введении давтса врагкий критический сбз«р научной лч-тгратщш по д&л&иам, рассаеатряваптся состогжо и степень нз^чсикэсти прьСдсшпик:'. а танзе угочшаетса кауЗ.чтБристийй нэбекских дастаноо о истолнко-типологкческон и локальное аспектах.

Как известно, впичсси-эа поэг.ис м »узина издриле играла озенцо роль в куль.урной тзг.и народом Центральной Озим. Среди виогочмслсюш сакров еэбехского ицзикального фольклора я изустно - прояссионалыюй ецэуки даете» заш-лии особое вас-то. Богатство н разнообразие этого вида творчества обцеловда-ио локаликххгг ссобеннэстяин стсческкх традиция Су5>ха;|дарьи, Кавка„<£рьи, Самарканда, Соргала к Х&рззва.

Особенно иного цешшх езеденнй а катеркалоо. нспольза-вашшг в г.чсссртацжкжсД работе бия» получена от гиазеггатога База Сахеи-КурСоииазлра Сбддоавва О683 - 1334) к ого сыновей Иорбека, Ватакуба и Етшмвоя, сиднах носителей исполнительских трэде;;«* ргэиих местностей - Тцрсун бахвн Вциоиэ-сэозз, йбдв бахай Атагбльдзшва, Схкад бахик ЗнгаЗзева, ЯаА»?-Саквк Ийязалиооа, а такхе от представителей Каакпдарь* внской-СЁДОандарьинсксй вколч "Какай" Каххар бахая Рахимова] Кара бахвн Укнрова, Бойкцл ¡Зирзаэва, Воде» бака» Таигкрова и др.

ГЛАВА 1 -ДПСТЯНН И ДАСТГШЧИ" носки виодиаА ксторико-теоротнческий характер. Основные значен»" слова "дастан' О йеенмшлосеикэ пальца суки на грифе иузыкального инструмента, 2) "сказание", "баллада", "миф", "эпическая поэма". 'Разнообразие т^и и евдег- в зпкческих поэм ппзволает подразде-

- ? -

дуть их условно на следцвцие группа : истор'-гсскнй, богатнр-ский. героический, лвбовио-ронантичсский, философско-дидактн-чсскиЛ и религиозны!*. На торитории Узбекистана имеется несколько крупных испг иштельских виол дастанов, а именно: о Самаркандской области - Иурота-Булцнгурсккн (Кургап), п Кап-кидарье и Сурха.;дарьв (Капай), Уабек-Лакай. Северно "орезм-ский - "ИраниГ". 3«п- Хореэнскмй - "Вироапий". В саоо очередь каядая из этих вкид прочла свой .¿„«¿ри,"2СКйй путь развития, более или коксе отл:.' ¡.ти^'*манеру ncim? н инстру-

ментального исполшп^льетпа. а такзе глактикд применении музыкальных HiicTpijkdiiToa.

П этой главе рассиатрпьаитса содсраатеяыше и ©ункцио-иалыша аспект тсоникоп, Дастанчи - исполнитель дастаноа, d проялои и настоящей у рази¡х пародов Зостока називались по разноац: Озан- (Узиаг - оперев идуциА, поэт), Вахви - ( от ионггчьского "бахяа", "багаа" - просветитель. учитель, дун. знахарь, лекар', писарь-секретарь, у. давлятий, исполнитель дастанов в сопроаоадешш дутара, даибры или ансамбля), ¿арау - (от пзахского аир - песна. поа^кй, рассказывав*:ft & сог.ровоздении кобиза или коауза), Лкип (паз. кнрг. поаций, рассказывавший □ ииаровизацийннои характере о гопгнападении домбры или домбрак). Гшасчн (исдолинтели киргизского эпоса Манас, о cdod очередь они подразделавтея на два вида Пирчн -певцы и Вочокчи - сказители иародних сказок), Г.ауг - (букв, олобленный, у народов Кавказа пос-кй достанн в сопровождении струино випкосого инструмента саз). Soup - (от арабского поэт, исполнявший дастани а сопровождении доиб;:а, н*..ровкзируп-ций, сочинявший стихи м поэин). Со^ий - (виноче^г.ий, кравчий),

ВэГаий - (сотник), Г§яица - (сказитель). Халфа - венцхнн. исполнявшие-. дастанм или фрагменты из них в "нчкари" - венской половине в Хорезме,'

Следует отметить, что Хорезмское дастанное наследие ие-о^.юродно, то есть, приставляет собой достаточно слохнвй пласт, состояний из разнообразных стилей и направлений. Как считаат некоторые старсйсие носитель зтого искусства, в тон числе Бола бахии.Хоррзмское дастанное иснолнить^ьство подразделяется на три основные гриппы. Это: ПЕРХНИИ ДУКСИ (Юцо-ри дОкон), который охватывает условно ннезсЛсдуездв территории: Чар|. юускуа область и местность Дарган Туркменистана, Питняк Хорезмской области. Центпом зтого дукана ыоено считать Хазарасп. Обци& характер и темп музыки дастанов этого дук&на отлича&тся своей уыеренцостьв. инструментальным сопро-Бовденнем на дутара (аналогично Оергано-Тавкентскоыи). Наиболее вид1ша«1 представителями верхнего дукана авлавтся Хцгаёэ бахай. Амии бахай, Ёурод бахай, Зини2э Сахви Бабажанов и др.

В СРЕДНИЙ ЛЗКОН (Орта дикой) входит Ханка, Инги т арик, Ургенч, Куакупир *'. Ваватский район Хорезмской области. Центром ого можно назвать город Хиву. Песенные мелодии дастанов зтого дукат в целом более жизнерадостны и танцеваль..^, говоря словами самого Бола бс:саи - "Зажигательные". Используемые дутары отличаются своими сравнительно малыми размерами (длина от 370-1044 М.К.). исполнительской особеншстьв этого дукана является пеане Захай по* аккомпанимент инструментального ансамбля (цук - букв, объеденение, ылетание, совэ), в состав которого вклвчаат«.я буламан, гиджак и дойра. Наиболее извостннии представителями среднего дукгна является: Завой

бахвн, Натниьз гурха, Лшгафас бахвн, Иатакуб кари и его сыновья .Гасан и Сайд, Бскчан бсхви из Хивы, Пбдурайик бахай из Ханки, Усмаи бахай, Бува бахай, 5у:нмзар бахай. Бола бахви.

В состав трет-лго, ШНЕГО ДУК01Ш (Ояок, дцкон) оходат: Гурлен Хорезмской области, Деааиз, Пурси и Куна Ургенч (Туркменистана), Ход^айлн (Каракалпакстан), а такве районы, рас-половешшз в ьиэопьах Пмударьи. Цг . а* нишс-о духана можно назвать город Мангыт.

Дастанчи этого духана повт в сопровохденип дутар-1, гид-вака и булаыана. В их ансаклле дойра участие не принимает. Иногда бахай этого дцкана иогут выступать без инструментального ансамбля, аккоыпонкруо сабо >:а дутаре. Такая оорма исполнительства свойственна представителей только данного дука-на. Характер музыки этого стила более всего обнаруякзаст общ ность с тцрккенпиа'и, каракалпакскими, а такз® казахскими эпическими псснами. Аналог наблвдается и о ианере горлозгго псниа т.н. "Ички ос аз". Из этого дукана вивли такие злакени-тыс бахви, как Ризо бахгн, Эрназар бахвн. Суяв бахвн. Лтаяан бахай, Пхмад Захви Иатназар угли. Худайберган Утаганов, Ол-дая бахва Дускыбетоз, Дхумабай Худайберганов, Тцрсуп бахви Дяг'агшазов.

Во всех этих дук^лах больвое.значение уделалось подготовке молодых б-¡хаи - цченнков - ногирдов. В конце обучение они прохог'<ли ьспнтанне на творческув зрелость. Этот акт про-водилса в форме "Оотица туй" или 'Оотк^а энйфат", где собирались опытные устози - бахви. Они экзаменовали колодих бахви и давали "отиха (благословекиэ) на дальней»^ сызстоатель-нув, исполнительскуо деятельность. Согласно доаедзих до нас

сведений, во времена правления Мухаммед Рахии хана - верцза (1664 - 1910 ) на территории Хорезма насчитывалось 40 ансамблей бахви и 32 ансамбля соэанда (гриппы, состояние из слр-найчн, дойрачн, касхарабоза, акробата и других представителе.V народно - музыкального и театрального искусства). В течение 12 днешшх сайилей Серцз лично оценивал назио ансамбли бахви и созапда. Сумеввии цепевпо выступить он разрепал участвовать на свадьбах и других публичных праздничных мероприятиях.

В процосго изучения Хорезмских дастанов в аспекте диа-лекпшх 1 собственно музикалышх особсниостей. наки било ви-явлено два основнуч стшшвих направления, отрахаозих специфики ицзикально-позтичоского творчества и исполнительства. Са-ым бахви називавт их "ВирваыпА" и "Ираний", или Охио-Хорезы-ский и Сеырно-Хорезмский, Как видно, дахе сами наименования стилей символизируют глубкшше историко-худовествсшше взаимосвязи народов Лзербайдвана (Енрвана) и Ирака о данной области.

Обцие свойств-, присущие для гтих двух вкол свидетелЬ-ствцвт о тон, что бахви б большинстве случаев в ходе литера-турно-мцзикпышх повествований не импровизируют на заданнич тему или совет (в отличие о. других локальных узбекских эпических вкол), а заранее выучивают тексты наизусть и включают относительно самостоятельные, завершенные по форме музыкальные номера "нома" ь шяеетвомшэ. Случается, что иногда оии носят с собой руко"'1си поэтических текстов дастана, которыми пользуются во время исполнения.

Различие в"ол вырававхся более всег в специфически му-

есибеш:аст::к: з кглодигсо-нптоиацшшаи L'3Tepi..;;c, рхгйаиз. ладозсй осаозе. форкг, ийлиз.улпшо, нсггсльзоваинн ¡¿узииэдышх к:!с?рцмкнтов. названия:: ru:a и кх !гог!;"пстоо. ки-дш:вдуал1»«сз стиле л капера исполнений бахтл « пр.

и гшл -овзешшмлыяе трл/дая ластшшг. и »год

глаяа рассватрадапто о Л t-; ?; к у г: т.- •: а л i»: i г j я традо,:а дэбексквгг зпсса. По созиа литературнкч коп Лзстани ;тзл:'.ч этся на ¿ja вида: 13 вмдерсашш?' в Tist¡..:?> -»юа "орке; сгютавщме проздичзскко г позтг.чвс»мс -¡слст. Что васаатсл зо::альпой сторона, то a ctr -> очоредь tiosiio различить даетани. исполня-заие п горлопой манере пения и открытки псшсскии голосок. Горлсиое пенна "кчкк озоэ" сипрсаоздпстса ¡ü'poft из кобизе или домбре, л второй пил понип ноддсраатстся дутаром нля икструиесталысш ансааблеа, гостля которого т.лдаг зтар. гидгак. булаыан :í дойра, Зтн дастаки в основно- дабошю-лкри-чсского и роианткчсского характера Ucofio аозно ответить, что а Хорсзис нспользуот дутари сбои:: разновидностей; как с пидолйлсшши корпусом (ца^ла), так к реберные (дмлш)), С по-•¿а^ья дутара не только сопровохдаяось.псико достончи. на кс-полнитоли сост„зал!!сь иеад-j собой и а кастерстда игра «а инструменте.

. Едашап. как старкнниЯ-дцхосоЛ кнетрикент, по свои» тси-бропии качествам созвучен гортанно - горлосоиу пения (ички овоз). Специфический tgiíSj» буяамана г идаст иузы..о дастаиоп подчас дракат:<"1сскуа «краску. не случайно при исполнении трагического содереаяха.¿¿станов, таких нап^лкер, "Базнр-Й'н" ° или "Гуруглииннг улики" (Г юрть Гурцгяи). п составе ап-саибля в обязательно» порядке участвует буламамчи. 3 соль-

ijo'i исполнении булаианоа пользуется очень ,1Р,пко.

I¡ ансамбле дойрачн сбичао вшюлнист дпоакув функция. Цграа ритмический аккомпанкмент на дойре. он одновременно кздклвчаетса к uemas u принсиах и .-.и подхватывает повсстсоза-н о, давая тси саии« f.r.-ыокность бахви немного передохнуть.

Лессшшс и инстрциенталыше помора дпетаиоа во всех ис-иоднительышх вколах Узбекистана називавтеа "HOÜfl". Например: "Ноаа боаи", "Чупони иоиа", "K,apai;as!íai; накаларц", "Кобнз на-ааяарк* к т.д. Оь^раась на исторические традиции терминологии бахай, ии и своей работе используем их токе в виде'"нома".

iloua - это закругленное по форме песенное или инструментальное г.роиззсдсниа с составе дастана .и, следовательно. подчиненное логики литературно-музыкального повестпоеанка.

6 р. .:лич!ш:< локалышх вколах их обцее количество разное. Например: и Хорезмском Еирваннй 72, ИраниЛ 3?, Каякадарьин-ci:o - Сурхапдарышс.г.ои КаваЙ 04, Оулунгурско - Курганском 20 и.т. д. 3ti; нома, подобно какомным частям, ниеит свои собс-твеннае надценопа'ша, онридйлениуг циклнческуя структуру. 'и семантически» природу.- Никоторые из них носят кия или псевдоним сочирчтела.

Хорезмского лекального стиля характерны сравнительно бсльмко mauií папа. "Илрор" - (идуцнй впереди, передовой), ссстздшшт I. произведений: Ильjp I, Илгор II, Илрор сарпарда-

СИ, XjOSHM ГЮЛВСИ KJIFOpiI II МИИГ ИЛРОр.

"Нухаммас" (упатирешшй) - состоит из пяти песен: Мц-хаммаси бохвм I, Нухаымаеи бахви II,.Достой кухаи*аси, Полив мухаамас, Калта мухаммас.'

"Полна" - (стон, стеиакне. гляойа) сос эит из сени произвел :шй: Полна I, II, III, IY, Y, VI, Калта Полип.

"ПаИлариан" (что з ано делать, как мне бить? Состоят на пати хрупких не ni: : Найлармаи I или Катта Найяаркан, îlnft-ларцан II ила Кичик Илйл^раан, Найлараан III, IY, V.

"йираоний* (букв. S:tpoa::cr.;!.1 1 сстоит из -1-я пессл: 2кр-вош'й I, II, III, Лц^аг^ (бука. кроной) вкраогчй,

"Заркнва" - (галопное '. • ,,;ат:»,. сстсп^тъ>. Состоит 43 Эоранги и ёуиглк <--г.-ь . . tt.sîî) acy»;iiv:i.

"Завой" - кия 5гхги, илзяего в кгпцо XUIII векл. Состоит из пвти произведений: Зеиой I, Туркван Эивой, Згаой Урган-ви.1, Мурд Зевой, OapFaua Зьаойи. Гогдасно батувчеиу мнения последние образца. р.апао в испалнительскцп среди Кокандских цузккантоо, существенно видоизменились. Ирака зти.ч циклов суцсствуэг собственно инструментальные шеей, та),не, как "!(□-ра дели" (Черпай копь). "Ола кайи«" (Пестрый ревень), "ТЗр-ггЛ" (Заверено;:). До пас сохранились к ;._гси;,а od их ПрОНС-ХОгдеКИИ.

Ill Глава "ИУЗ!ШЛЫШЕ СРЕДСТВА ХРРЕЗИСКИХ ДПСТШШЗ".

■ ' В этой гл ие изучаатп ыуэикалмшо закономерности поил Хорезмского эпоса. Анализ дастаиоп показигаст, что одни и тот sr образец нона используется два. реве три раза, при этой учитиваптгч содергание, характер стиха. Иногда исполни-тель-бахпи ыогет ввести новуп аелодиг. сочинениу- па данный стих.

Органичности литературно - »узаналык.'О сочетания даста-иов Несомненна. Она достигается многими факторами, где боль-вое значение играет уровень профессионализм, кугыкплмшй и

п^тичсский дар бахви и не менее иагнца рель г:граст кзигрет-кая среда исполнения,

■ Пак известно, теисты дастанов ьвдврзани » слстеае _ля лабнческого стихосложения "баркой". Б них ча?,е всего встреча ы.ся 7, У,И и реке плоение стгии. Если в 7 к 0 сдогнал размерах в оснсвнон дается описание снарлаенли богатьреЯ, гх иер них. ишшемииих но пни, непосредствен;:« поенные и

другие события; то эпизоды, связанные с кастапленкси, нравоучением, ..мольбы, а танке сткхи лабошшги характера излагается об^шо в М словник стриктурах, М - слогные стихотворные текс.и гш своему строении близки к восточному классическому стихосл(Ш"1ШП аруз, что в частности н привело к появлении и музыке дастанов цикла под названием иухаимас.

и иама аироки ираглнкустся певческий стиль "Хониа", аналогично речитативному нсниа н распснному "Ханг", что занижает .особое место в песнях дастанов. Ни объему ханги биваиткороткими н сравнительно больней нротазенноста, к тоиу ко они имеат -сиан разновидности. С .помоцьа построения "З^анг" уоели-чиааетса слоговой объем слои, иногда доходи до иасптабов .цело«! строки, чем достигается.значительное расснренис Форма мелодии. Крои" этого, с нацоцью названного средства бахи>5 , мче-яешш готовится к следук^еи, новому песенному, построении, йдираизая внимание слувателей.

В исполнение музыки дастана бахви, естественно, всегда

с

старается внести Ничтс свое, сс'ствекиое, оригинальное, связаннее и с миром гго личных чувств и неринваиий. Индивиду альная трактовка текста изменчива, она соосраснствуется в эа кнсимости от игюлиительского опыта н мгстерства бахви.

Пд!!ни r.ou'nr,; ;;,1гдстя вц^лзитеямзости "¿¡узкий даста-ксв -алавтсп ЛАД. Песси:ше обулзч^ иогч пп своей ладовой основе очаиь близки к спЗсггепнп неродной кугккс. Спицнсич- • Ность анднтся и том, что с дгрох^д, поело г^'г.т-)Саудя) и я конця, колет «neto навидаться отклонение, п результате чего образуется. так назавасизД двопстаснпнЯ га,1:. При .»то« особенно част' встрсгаэтсз -здн с увеличенной секундой, реяе гтп.-эд'г, з ч«с~коси». гяпвфрягибскпА.

¡'..- пая взгляд ладов з;> структур? целесообразно ррссилтрн-ьать o¡;.:;¡3¡;!;ansb на ис? иричсски слозипауяся звуховуп ккпла дутара: 1. Сар парда,. Roa парда - (букв. главная ступень) или Бвп «арда (пять ступеней) этот звукоряд на дутаре, скяадп-.'.•]•:•.из пяти начальных степеней. 2. Пирзаи парда (гсогрсо-!":cc..jc название) сортируется из поем::; ступеней г представляет собой цпнтрадышй звукоряд дутара. 3. uhckkh п*рда -(букв,- ницнЛ, беспр.иятннй; псендг'чти кузкканта) охватвпапт самые'внеокно ступени дутара. -1. Лол нарда - С бую.- imacrt) аазнваатся 0-я и -11-я ладки дутг.а. 5. Зорина» парда' (букв -нс»?аль:шй, грустный) 'озвучив меадд ступеняяк .си бемоль -дз г.иез, ж бемоль - оа.дирт) одноименного liosa.

При сопоставления, ладовой'основа поаа с лг-длпя какпнов Рост. П»зрук, Пава, Дуго^, Ccrov Ярок отнсчастсл определенное сходство.

Анализ /.адовой структур« показшют, что больвпетво пока звучат п инксодийскон" лапу, некоторое," подобно тноиан, ннойт двойстпннай лзд. Г частности, дорийско-миксолидийский: золийсво-дгоийск1й; никсолидийск--ионийский ii др.

Специф!1"чость ладового строения песен дастанов проявля-

etCi. : a) в изложении начального псссшшго текста с Jo'xce высоких .jiioa, чеа привлекаотсе вникание к "усилипаатся его sîio-циомалькис воздействие на сл^ателей; б) в гапсрссш.-к пе-сси переходит в другу:; тональность. 2то-опоздает aççeKï чп-запсрсенкости. «¡то характерно только для пока. В данной случае продол:ип::о повестиоЕЛПИй следует о ^орнв стиха пли про-гщческэго текста. Исксльзспш.ис отклонений, образование двойственная ладов обусловлено про;дс пссга тси обстоятельство!!, что развертивании «улькипации (ауд:) песни, избч-га>.тся к пользование очень высоких тонов, что кокет учятнпаа длительность исполнения привести к утомлении -бахчи. С своп очередь интонационное и ладотональнре разнообразие способствует обогащении кслодики Дйатаппп.

Нцзикаяытя ритакка дастгшаз к целой проявляется п двух аспектах : л) непосредственна п цецямю^ спировоздениг'дойра; ó ) t ) виатршгей • npcuçsmoft природе мелодики.

Усильная основа'нока тове ~&рактср«з2стся гчоак бега-7ctd0u « киогоздаковостьа. В nccewiux покерах дастоноа усуя-д нрояолявт свои устойчивость, хотя с целой ¡.абя^дается отгос;:-тельная свсбода иибора и •¡зриаитного-кх изменения.

,~зя ¡¡ока Хорсзисккх. дастаноз свспсть-нно то. что в них зецла дойра, как s» п частях какоаов. носят; стабильно - регулярна характер, ííqjíühtií угулз допри - уд*рц - бакви называет "Нацра", а г.сг.иторць усулк .миевт свои каи:срстико наиуе-uocauiia: "ILwopr" -''.лрдракоиис топоту коней; "Сак" (букв,-скакь.ъ, пропуская какцв-якбо дола разиера); "Яакг" (букв,-хроаой); "Ицханкас" (бцкп. - ипати.сшшй); * ííoap" и "Гул yçap". Пошшо .'иазегшких. jcuaéfi встречайся сгриаити сокийно-

т; -

на и рад трсхдолмшх, схозих с {гсостсйзями- ряткэфорхдлезя тарана ¡; тардге какоазз,.

0 стиле Зирванлй обязательное участке дойра ьогзснзстся 1,131!Н!!и образов таи, что песни - ноча Пкрпаний, культяг.круе-«ие пренкучсствснио п горчдской преде, оказались под воздействие*: разпсриутпх по $эрао усульнкх кряпннх классически* песен, в той числз :.'Г":о:.'!1!.'Х частой. Более того, ?то влияние об-кару&'мгздтся пг только п риг^ячесвпя ударной сопровоздтпп. ¡и; и ; аг.ш;:! кдлмшккпс:'::;::: ра^слсв кока. В своя очередь песок дастлов ьаблсдастса п различиях частях шкоиоп, таких как "Иацви Рост", "Чацзь, Иаво", в классических изешх "ведер" я "Савти Зоруз", "Кйптлиор" и Осргапо-Тая-классических песнях "9зрроиа Эгпойи", "Курд ЭгзоГч", . отизтять, что исполъзопатгас о туга Хазн ".бяуллйзкэа Л!:.ЧУРасулова "БозургонкС. Тулузоры" нппепн зпакепятях :га-~здпй !1ййло.ри:'.п. Полна, Нлгпр и й'«"835!!!й, а такзе п дпетакга то:-л:х аакошиг.? усулей, как "Дад«з зарб", "Сок.ийкгаа", "^п", "Пир" и др. сскдетсльстпует о т гнои взапкодсЯствкп и язаи-нзпашпш несся дастгчоз - яоаа а иузнги Йчстакс.>оп, особенно ярке отразнввсося о Хорззяских хакоиах. •

Внутреннее строение песег-их номеров даспна во кпогок зависит от стихотворных размеров и фора. Но при этой иемало-оазнуэ роль играет хапг, хониа •• собственно инструмеитальнне построения. Последние выстуяапт в виг *: а) вступительной части;

б/ ноаторенп припева о шетрунентальнон нэл^леиии;

в) проигрпа, евгчиваицего состизняе части нона;

г) зак.шчителъпой части.

Эти инстрааенталыгда эпизода и пвЕвюшс тскстп «о-а неразрывно ¿вязана «езду собой к взааисдополшшт, взаикообогог.апт ДРЦГ друга.

Поспи достаясв, кг.:: правило, *.:~сг.т двух-четврскчас-уя Ооруу и сяухат дгт :; и д о .-: е с т н с;!;: с г о сСразоя героев.

С контексте развертквания ссгсгасЯ дрл-лтургии посрсдствои г тргзитсльисго исполнения слова и иузык;; достигается эффект зыэциопаяьного воздействия на слусатсяя.

Ц ЗПКЙиЧсШЭД дкссертацми подводятся ой^нс итоги ¡:и;;пя~ ие.шой работы. опечается. что необходимо дальис&цее углубленное изучение кишизпышх закономерностей дэбскскего даста-ма в разных аспектах. .Зхо.'бддет способствовать ргмиренп ре-г^ональнкх и шщиишьнкх. гр~г:::ц, ио изучении музыки гпоса шродоь Востока.

Блкгайвко задачи.далыюбгсй работа: в сфере эпического искусства ВзС листана видятся не только- в : соасрасиствовашш собственно ;научаой-'-н методическсЯ • базы его изучения. Ряд практических -мир."а -иишю: введрчке в программы по пузике для рб^еобразосателышк. вкол.реепцблийп сситвстствца!;1:>: тем, открытие классов бахви - досшгш р сколах и-средних учебки-: заведениях -культуры -и ис зсстна и регкони*,• где распространен данный вид творчества и ■,. исполнитсльстпс - будет содействовать кераа сохранений и-развития зтогпвесьма древнего и самобытного пласта худо^ствениагр наследия узбекского народа. Б перспективе - осулсствлсакс сравнительных и комплексных ис-слсдкйаний кузикального эпоса узбекского и других теркоязыч-пих народов.

CIWCOK 01ИН)ЛИШП1|ИЧХ РПВОТ.

1. Достоиллрмипг «усилий х!"^!)снотлари / Бухара и мировая цивилизация, IU nun.. Вухоро гплояти тип 1936 г. 0.4 п.л.

2. Дсстоп па "остоичилар .'/ Гулистои, 1ЭЯ5 г. M 4. 0,3 п.л.

3. Достой ва бастакорлик игоднЬ'ти / "Иарказий ОгмЙ слнъатмда аиъана ал :гэваторлшс: тарих ва эамонавийлик" тезис» к иехдупародно.'. пауч-oft конференции, 1935 г. 0,1 п.л. (81-; з o.

4. ТснуриАлар даори rçapb.ifi uycmjacn // Гулистои, 1396 г.

H fi - 0.4 п.л.

5. Соз била.. су^батии йлрои дсиапглар .. . // Уэбскиг.тон адл-Слйти па санъатн, 1934 г. H 22-23. 0,5 п.л.

0. Jîu^Hija билан оеномнсия // Хоразн 3ja.,KijaTH, 1982 г. 19.10.

H 200. 0.2 п.л.

7. Эй дЗнбирам гавакдор... // Узбек-'стон адабийти ва санити, 1S35 г. Я 23 0.5 п.л.

8. Цадим о^англар // 0збекисто11 адабийти на санъати, 199В г.

И 9 - 0.3 п.л."

н Н с К П Ч П • б А Е И .

Достонлар !арц хал^лари оязаки иводиётншшг асрлар да-во^ида ярати.гчб, авлоддан - аплодга утиб Ktjacrra:: беба\о ба-диий Нимуиаларидир. Бц colara купчклик адабкётвунос ьа ®ольк-лорвииос олнклар тононидаи иуносиб зътибор бср^дгаи.

Диссертация;-. адабиё., вегрият. сушшгдск нусика, токо-за кгби саиъат турларни узида вугассавл~нтирувчи достончи-лих со^асининг ыусикий, илкпй вихатдан вахсус урганив кузда тут«лгани а^олда цуйидаги иасалалар клгар.. сурилади:

а) достоичялнкивиг укуввусиций ¿.аъаиалархга таеснф бсркв;

б) Хоразв во^асл достончшгкк услублари са вактабларшш анклав; достыиарда суэ ва кий вптаиопиблигин» ахлил эти»; но— наларнииг новлакк&и, хуркувданиви ва »фвлаплив цонуниятла-ркнх тадюц цвлкв; иоваларшшг парда тцзилвви. вакл ва усул-«аркнк йритив;

в) Бахвилар вагараснки тшшш.

Де лон ва постонч» атаваларшншг лугавкй ва вусму.й ват>-иолари, достоилариингтаси:)лаш:си. ба'ви иборасиньлг турли Варц халкларида вуатарак *дада раркл» тувуччалари. йзбекис-тси ^уаддидагн достоичиййг» вак;вблари ва ичрочмлия варказла-рн, Хоразв дос?оич1!л:1гшш1г учта (с^ари, Зрта ва губ») дй-кон з^авда инката < Г301ШЙ во Вврвониб) услубларга бЗлииивх. уларнинг уиукьД са СзГй^а хусцскзтлари, вунингдек. йирик иа-ыояндаларладг .изада'ва саззреси Дргаиилади.

МаркпиА Осий гад^яара дсстоичилкги нгрочшшк сн^атидан иккя токоага aspaimusa ыз$ащ, Ецлар: t) кчки споз билак иоърий вакдда >;3бкзё«а д^йкра вЗР'игкда куйлападигаи: 2) асосий иатни ^киозвавоърларикОвик ваклида очик овозда.

квпннча дутор, булоаон. гкззак ва доирадаи кборат цйз (ансеа-бл) лурлигида аЯтиладягаи турязриднр. Вушшгдск бахвиг-.рга вйрнввоз чодгцлар ва «уЗздаги чолруяаршшг Йэнга хос хусускят-*арн, тутгаи угчи, икрочиларя, "чркиби ^а*?.а созапдалар баяа-радиган вазийаларп, париг оа поаа ту1уичалари11кпг лугавиЯ ва кучна иагнплзр:!, иоилапиви. этииблогик келнб чшугаа взывал тартибнда бсрилади оа сопи апицлаиади.

Хорази дотонларкшшг иусикиЯ воситалари тахлил кнлипиб ундз дйстоилзрдагн суз ва гсцЯ нуиоеабатдари, ноиаларнннг тут-гаи м, з^анг ва хопиа ^узупчалари, ноааларпинг парда туэп-лиаи '^аада дцтор пардалари. апцог ва *ал!$ лад товуицаторла-ряга киЗсд-гап долда урганиз, усуллари па уларияиг иомланиии, еу1..!игдеи ваиллара ^ам тад.,<щ этила дм.

Тад^цотда базарилган пега ундин якуи ясал:^, кслгуси-да узбек достондартшнг кусикиЯ конунизтаарини турлп яаптаб-лар нксолвда чуцур цргапнегл зашш хозирланадн.

- za -

s uku a a y

The Kaslcal ~ epic creation Is the ponderable part of artistic let-cy the people of the Central iista.

Tnc traditions of Uzbek dastans ?S the kind of the Turkic epos.

There are ti.j eany scientific works which Investigated the questions of history and theory of the cplc Icgacy.

But ther is not any uork which cnvestlsatn the uusl-cal natur-s of dastans.

The sain task of this uork Is to study the traditions in Harass, «hich Includes mislcal., theatrical, vocal sine, AH theso parts oust oxaaluc. versatility.

It is isportant to pay attention to thb folloulnjj questions:

1. t" characterize ceperally the suslcal - epic traditions of Horast;

2. to uiflnc"¿hi local particulars of Horasa dastans, to pay attention on: aJ «¿to uords aad nslc In dastans. b) the titles of dastars. c) "ths recularity of Its uso the foras of usals no'ics.

3. to reconstruct the pedlcros brunches of bahshy.

The teriss "¿aswons" and "dasUitchy":

a) the variety of forsS f tho c?lc plcts of poaas:

b) the aspects of b&hshy's tares;

c) sere si.;» schools o( dastans In Uzbekistan;

d) the local partlcalars of HorasB r'iSical dastans;

e) The division of Horas 's dastans Into 3 croups (ducon) and 2stylos: Irani? and Shlrvanly;

î) tho Címualtjr ansí difference* oí ßpeat representativo* ara ccassslerod in thin могк. «ho aMäcal Ipaiíátíens of t'sbeSs epos are conslde- ей к this fork tu.

(Ill í'islans divided Srsto 2 types:

a) la tîiE fora eî poeai al I ibess dnstans par'cra h y close líhaasa volca "ich&ï oves" esccapaniad Ly kebis or- desabra. This type ai éastc.is tj very a.icient,

b) Iba >.¡"í?tkal port.Is told t'j the ecrdS. and the v^se is Siaetaa epea voice accosij&nioti «lütar. op Instrumental arse ЛЛв: d-utar, gldjak, ïmiaaan and do i га.

ПИ lítese tjfpos of «¡astsns йрз llrlcal, rsaant":. T' t Viras "nagas", "пэва" aro aî-i lack through In this acrfe.

lît ths last chaptcr of this sorb the üuslcal noans of îlerasa daslans ига teaardsd.

R j eûr-sîciloa. et- иэгбя easie tSsa toras "hsrns" end "<лд1з1>" Ьазез oí аезви ths royjîeilofl ßf поввз, Harass ка-coBS tho ferss sf йовез ara stüdlod 10 ¿bis üork.

It Is nocesscry to stet?» ffiiöäeal poHicularlities of ü:be!c dasIzttf, I» ¡zctS 0ИГ) tdik-lûrB eüá etiíloel activities ala Í.We papará zasl Ьэ preparo fût* ítóÜ/ÍSMfta.