автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Музыкальный язык в семиозисе художественной культуры
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Денисов, Андрей Владимирович
Введение.з
Глава 1. Музыкальный язык как категория.
Глава 2. Категория языка-модели (язык-М).
Глава 3. Конститутивные свойства музыкального языка (функция, семантика, структура).
Глава 4. Язык и текст.
Глава 5. Семантика музыки.
Список научной литературыДенисов, Андрей Владимирович, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. - М.: "Практика",1995, 256 с.
2. Александрова Л. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект. Новосибирск: НТК, 1995, 372 с.
3. Алексеев Э. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект. ML: "Советский композитор", 1986, 238 с.
4. Ананьев В. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: "Педагогика", 1982, с.7-32.
5. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М.: "Советский композитор", 1986, 224 с.
6. Арановский М. Два этюда о творческом процессе // Процессы музыкального творчества. Вып.1/ Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 130. М., 1993, с.56-77.
7. Арановский М. Интонация, знак и «новые методы» // Советская музыка. 1980, № Ю, с. 99-109.
8. Арановский М. История музыки и тип творческого процесса // Процессы музыкального творчества. Вып. 2 / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 140. М, 1997, с.40-52.
9. Арановский М. К вопросу о структуре творческого процесса // Проблемы музыкального мышления и восприятия. Ташкент, 1972, с. 1-7.
10. Арановский М. Музыкальный текст: Структура и свойства. М.: "Композитор", 1998, 343 с.
11. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. -М.: "Музыка", 1974, с.90-125.
12. Арановский М. Пятнадцатая симфония Д.Шостаковича и некоторые проблемы музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15. Л.: "Музыка", 1977, с. 55-94.
13. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971, 376 с.
14. Асафьев Б. Речевая интонация. М.-Л.: "Музыка", 1965,136 с.
15. Баиндурашвили А. Проблема наименования в экспериментальной психолопш: Автореф. дис. . докт. психологических наук. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета 1968, 48 с.
16. Бакурадзе Т. Музыкальный язык и словесный язык // Известия АН ГССР, серия философии и психолоши 1984, №1, с.82-94.
17. Балонов Л. Дегтн В. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. -Л.: "Наука", 1976, 218 с.
18. Барсова И. Опыт этимолошческого анализа // Советская музыка. 1985, № 9, с.59-66.
19. Барсова И. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. Л.: "Наука", 1984, с.99-116.
20. Барт Р. Разделение языков // Р.Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. -М.: Изд-во "Прогресс", 1994, с.519-534.
21. Беленкова И. Определение и границы музыкального знака // Точные методы и музыкальное искусство. Ростов на Дону: Изд-во Ростовского университета, 1974, с.204-214.
22. Белый А. Символизм. М.: "Мусагет", 1910, 636 с.
23. БензеМ. Введение в информационную эстетику // Семиотика и искусствометрия. М.: "Мир", 1972, с. 198-215.
24. Березовчук Л. О специфике периодов изменения системы музыкального языка // Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: Изд-во ЛГИТМиК, 1986, с.3-20.
25. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке: В двух частях. Ч. 1. М.: "Музыка", 1972, 306 с.
26. Бершадская Т. Гармония как элемент музыкальной системы. СПб.: "Ut", 1997, 191 с.
27. Бершадская Т. Ладовая система музыки грамматическая система языка // Выбор и сочетание - открытая форма: Сборник статей к 75-летию Ю.Г.Кона. - Петрозаводск - Санкт-Петербург: Изд-во Музфонда, 1995, с.38-41.
28. БонфельдМ. Музыка как речь и как мышление: Автореф. дис. . докт. искусствоведения. М., 1993, 41 с.
29. БонфельдМ. Музыка: язык или речь? // Серия: Проблемы музыкознания. Вып. 8: Музыкальная коммуникация. СПБ.: РИИИ, 1996, с.15-39.
30. БонфельдМ. Музыка: Язык. Речь. Мышление. М., 1991, 125 с.
31. БонфельдМ. Музыкальная герменевтика и проблема понимания музыки // Меж-дасциплинарный семинар 22-23 марта 1998 года. Петрозаводск: ПГК, КГПУ, 1998, с.32-35.
32. Борода М. Принципы организации повторов на микроуровне музыкального текста: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Тбилиси, 1979, 30 с.33 .Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997, 352 с.
33. Брагина Н. Доброхотова Т. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М.: "Медицина", 1977, 359 с.
34. Бголер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М.: "Прогресс", 1993, 501 с.
35. Вартазарян С. От знака к образу. Ереван: Изд-во АН армянской ССР, 1973, 199 с.
36. Васюточкин Г. О мышлении художественном и математическом // Содружество наук и тайны творчества. М., 1968, с. 371 -3 83.38 .Вахек И. Лингвистический словарь Пражской школы. М.: "Прогресс", 1964, 350 с.
37. ВебернА. Лекции о мушке. Письма. М.: Музыка, 1975,143 с.
38. Виноградов В. Стилистка. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963, 254 с.
39. Волкова И. Понятие инварианта в концепции музыкального языка: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1986, 21 с.
40. Волкова И. Язык как проблема музыкознания // Вопросы интонационного анализа и формообразования в свете идей Б.В.Асафьева: Сборник научных трудов. Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1985, с. 63-76.
41. Волошинов В. Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Л.: "Прибой", 1929, 188 с.
42. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959, 799 с.45; Выготский Л. Мышление и речь. М., 1987.
43. Гак В. О двух типах знаков в языке // Язык как знаковая система особого рода: Материалы конференции. М., 1967, с. 14-18.
44. Гамкрелидзе Т. К «проблеме произвольности» языкового знака // Вопросы языкознания. 1977, № 6, с.33-39.
45. Гартли Д. Размышление о человеке, его строении, долге и упованиях // Английские материалиста! ХУШ в.: В двух томах. Т.2. М.: "Мысль", 1967, 193-371.
46. Гаспаров Б. К проблеме изоморфизма уровней музыкального языка: на материале гармонии венского классицизма // Ученые записки Тартуского государственного университета: 365. Труда по знаковым системам: 7. Тарту, 1975, с.217-240.
47. Гаспаров Б. Некоторые вопросы структурного анализа музыкального языка // Ученые записки Тартуского государственного университета: 326. Труды по знаковым системам: 4. Тарту, 1969, с. 174-203.ч
48. Гаспаров Б. Некоторые дескриптивные проблемы музыкальной семантики // Ученые записки Тартуского государственного университета: 411. Труды по знаковым системам: 8. Тарту, 1977, с.120-137.
49. Гаспаров Б. Структурный метод в музыкознании // Советская музыка. 1972, № 2, с.42-51.
50. Гершкович Ф. О музыке. Статьи, заметки, письма, воспоминания. М.: "Советский композитор", 1991, с.349.
51. Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959, 486 с.
52. Голицын Г. Георгиев М. Петров В. Показатели межиолушарной асимметрии творческого процесса в изобразительном искусстве // Вопросы психологии. -1989, №5, с. 148-153.
53. Горелов И. Невербальные компоненты коммуникации. М.: "Наука", 1980, 104 с.
54. Гошовский В. Семиотика в помощь фольклористике // Советская музыка. 1966,11, с. 100-106.
55. Грановская Р. Элементы практической психологии. JL: Изд-во ЛГУ, 1988, 565 с.
56. Гумбольдт В. Избранные труда по языкознанию. М.: "Прогресс", 1984, 396 с.
57. Долотин К. Экспериментальное исследование интонационных стереотипов речи с эмоциональной окраской: на материале русского языка: Автореф. дис. . канд. филолошческих наук. М., 1997.
58. Друскин Я. О риторических приемах в музыке И.С.Баха. СПб.: "Северный олень", 1999,128 с.
59. Дубровский Д. Существует ли внесловесная мысль? // Вопросы философии. -1977, № 9, с.97-103.
60. Евдокимова А. Основные аспекты содержания музыки: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1987, 23 с.
61. Евдокимова Ю. Назайкинский Е. Актуальнейшие проблемы стиля // Советская музыка. 1983, № 8, с. 119-121.
62. Жинкин Н. Образование и развитие структуры языка и речи: Тезисы к докладу // Н. И. Жинкин. Язык. Речь. Творчество. М: "Лабиринт", 1998, с.341.
63. Жинкин Н. О кодовых переходах во внутренней речи // Н. И. Жинкин. Язык. Речь. Творчество. -М.: "Лабиринт", 1998, с.146-162.
64. Жирмунский В. Задачи поэтики // Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: "Наука", 1977, с.15-55.
65. Захарова Н. Авдеев В. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Журнал высшей нервной деятельности. 1982, № 5 (том ХХХП), с.915-924.
66. Захарова О. Риторика и западно-европейская музыка XVII первой половины XVH века. - М.: "Музыка", 1983, 77 с.
67. Земцовский И. Проблемы генезиса музыкального языка // Проблема генезиса и специфики ранних форм музыкальной культуры. Ереван, 1986, с.34-36.
68. Звегинцев В. История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях: В двух томах. Т.1 М.: "Просвещение", 1965, 466 с.
69. Звегинцев В. Мысли о лингвистике. М.: Изд-во Московского университета, 1996, 333 с.
70. Звегинцев В. Проблема знаковости языка. М.: Изд-во Московского университета, 1956, 34 с.
71. Звегинцев В. Язык и лингвистическая теория. М.: Изд-во Московского университета, 1973, 248 с.
72. Иванов В. Топоров В. Постановка задачи реконструкции текста и реконструкции знаковой системы // Структурная типология языков. М., 1966, с. 3-26.
73. Иванов В. Естественный язык мозг, искусственный язык - машина // Кибернетическая лингвистика. - М.: "Наука", 1983, с.5-23.
74. Иванов В. Нечет и чет: Асимметрия мозга и динамика знаковых систем // Вяч. Вс. Иванов. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 1. М.: Школа "Языки русской культуры", 1998, с.381-602.
75. Иванов В. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: "Наука", 1976, 303 с.
76. Иванов В. Семиотические и культурологические аналога фонологюации // Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979, с.3-5.
77. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962, 577 с.
78. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: "Наука", 1985, 239 с.
79. История полифонии. Вып. 1: Многоголосие средневековья X-XIV вв. / Евдокимова Ю. М.: "Музыка", 1983, 454 с.
80. Каган М. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988, 315 с.
81. Каган М. Музыка в мире искусств. СПб.: "Ut", 1996, 232 с.
82. КаганМ. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996, 416 с.
83. Казанская Л. Автор в музыкальном содержании. М., 1998, 248 с.
84. Карпова С. Осознание словесного состава речи детьми-дошкольниками. М.: Изд-во Московского университета, 1978, 248 с.
85. Касевич Б. Языковые структуры и когнитивная деятельность // Язык и когнитивная деятельность. М., 1989, с.8-18.
86. Климовицкий А. Никитенко О. Жанр и коммуникативные аспекты музыки: музыкальная деятельность, музицирование, музыкальный язык // Серия: Проблемы музыкознания. Вып. 8: Музыкальная коммуникация. СПБ.: РИИИ, 1996, с.40-61.
87. Колшанский Г. Паралингвистика, М.: "Наука", 1974, 81 с.
88. Кон Ю. Б.Асафьев и проблема взаимоотношения музыки и языка // Проблемы современного музыкознания в свете идей Б.В. Асафьева. Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1987, с.6-20.
89. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. Л.: "Советский композитор", 1982, 149 с.
90. Кон Ю. Избранные статьи о музыкальном языке. СПб.: "Композитор", 1994, 157 с.
91. Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люлли до наших дней. -М.: "Музыка", 1969, с.93-104.
92. Конен В. Театр и симфония. М.: "Музыка", 1968, 350 с.
93. Кржижановский С. Искусство эпиграфа: Пушкин // Кржижановский С. Страны, которых нет: Статьи о литературе и театре. Записные тетради. М.: "Радикс", 1994, с.40-61.
94. Крылова JI. Функции цитаты в музыкальном тексте // Советская музыка. 1975, № 8, с.92-97.
95. Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: "Республика", 2000, 287 с.
96. Ланглебен М. Музыка и естественный язык // Третья летняя школа по вторичным моделирующим системам: Тезисы. Доклады. Тарту, 1968, с.33-35.
97. Ланглебен М. О некоторых музыкальных системах и музыкальных нотациях древности // Ранние формы искусства. М.: "Искусство", 1972, с.429-443.
98. Ларин Б. Эстетика слова и язык писателя: Избранные статьи. JL: Художественная литература, 1974, 28S с.
99. Лессинг Г. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957, 519 с.
100. Лобановы. Лесные Кличи. СПб.: Изд-во СПбГ У, 1997, 231 с.
101. Ломов Б. Беляева А. Носуленко В. Вербальное кодирование в познавательных процессах. М.: "Наука", 1986, 128 с.
102. Лосев А. Введение в общую теорию языковых моделей. М., 1968, 296 с.
103. Лосев А. Музыка как предмет логики // А.Ф.Лосев. Из ранних произведений. -М.: "Правда", 1990, с. 195-390.
104. Лотман Ю. Анализ поэтического текста // Ю.М.Лотман. О поэтах и поэзии. -СПб., 1996, с. 18-252.
105. Лотман Ю. Лекции по структуральной поэтике // Ученые записки Тартуского государственного университета: 160. Труда по знаковым системам: 1. Тарту, 1964, 195 с.
106. Лотман Ю. Риторика // Риторика: Специализированный проблемный журнал. -№ 2. М., 1995.
107. Лотман Ю. Структура художественного текста М.: "Искусство", 1970, 384 с.
108. ЛурияА. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979, 319 с.
109. Мазель Л. Вопросы анализа музыки. М.: "Советский композитор", 1991, 376 с.
110. Мазель Л. О мелодии. М.: Музгиз, 1952, 300 с.
111. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.: "Музыка", 1979, 534 с.
112. Мальцев С. Семантика музыкального знака: Автореф. дис. . кацд. искусствоведения. Л., 1980, 23 с.
113. Мальцев С. Семантика музыки: семиотический взгляд // Исследования, публицистика: К ХХ-летаю кафедры музыкальной критики: Сборник статей. СПБ., 1997, с.161-218.
114. Махлина С. Язык искусства в контексте культуры. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 1995,216 с.
115. Маслов Ю. Введение в языкознание. М.: "Высшая школа", 1975, 327 с.
116. Медушевский В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: Авто-реф. дис. докт. искусствоведения. М., 1983, 46 с.
117. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: "Музыка", 1976, 254 с.
118. Медушевский В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: Дис. канд. искусствоведения. М., 1971.
119. Мельников Г. Язык и речь с позиций системной лингвистики // Язык и речь. -Тбилиси, 1979, с.201-243.
120. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Метнер, 1979, 69 с.
121. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М.: "Прогресс", 1965, 238 с.
122. Минц 3. Блок и Гоголь // Блоковский сборник. Тарту, 1972, с. 122-205.
123. МихайловМ. Стиль в музыке. Л.: "Музыка", 1981, 262 с.
124. Мэль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: "Мир", 1966, 351с.
125. Музыка: Язык: Традиция / Серия: Проблемы музыкознания. Вып. 5. Л., 1990, 192 с.
126. Музыкальная коммуникация. Серия: Проблемы музыкознания, 8. СПБ., 1996, 275 с.
127. Музыкальный язык в контексте культуры / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 106.-М.:, 1989, 144 с.
128. Музыкальный язык: Жанр, стиль, проблемы истории и теории: Сборник трудов.- М.:МГК, 1987,186 с.
129. Мюнх Г. Беспредметное искусство ошибка против логики. - М.: "Советский художник", 1965, 274 с.
130. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.: "Музыка", 1988, 254 с.
131. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: "Музыка", 1982, 319 с.
132. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.: "Музыка", 1972, 383 с.
133. Налимов В. Вероятностная модель языка. М.: "Наука", 1979, 303 с.
134. Никитенко О. Фонологические аспекты музыкального языка: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1987, 24 с.
135. Николаева Т. О грамматике неязыковых коммуникаций // Ученые записки Тартуского государственного университета: 326. Труды по знаковым системам: 4. -Тарту, 1969, с.410-414.
136. Новое в лингвистике. Вып. 5. -М.: "Прогресс", 1970, 300 с.
137. Орлов Г. Древо музыки. Вашингтон - Санкт-Петербург: "Советский композитор", 1992, 408 с.
138. Орлов Г. Семантика музыки // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. М.: "Советский композитор", 1973, с.434-479.
139. Орлов Ю. Невидимая гармония // Число и мысль. Вып. 3. М., 1980, с.70-106.
140. Раппопорт С. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука: Вып. 2.- М., 1973, с. 17-58.
141. Панфилов В. Взаимоотношение языка и мышления. М.: "Наука", 1971, 232 с.
142. Пиотровский Р. Текст, машина, человек. Л.: "Наука", 1975, 327 с.
143. Порфирьева А. Фигура и структура. Несколько предварительных замечаний к систематическому описанию эволюции музыкального языка // Музыка, язык, традиция / Проблемы музыкознания. Вып. 5. Л.: ЛГИТМиК, 1990, с. 165-178.
144. Поршне в Б. О начале человеческой истории: Проблемы палеолингвистики. -М.: "Мысль", 1974, 487 с.
145. Постовалова В. Наука о языке в свете идеала цельного знания // Язык и наука конца XX века / под ред. Ю.Степанова. М., 1995, с.342-420.
146. ПотебняА. Эстетика и поэтика. М.: "Искусство", 1976, 614 с.
147. Поэтика. Budapest, 1982, 800 с.
148. Пражский лингвистический кружок. М.: "Прогресс", 1967, 559 с.
149. Проблемы лингвистической поэтики. М.: ИНИОН, 1982,166 с.
150. Проблемы литературной формы. Л.: "ACADEMIA", 1928, 224 с.
151. Проблемы музыкального мышления. М.: "Музыка", 1974, с.336.
152. Пропп В. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: "Лабиринт", 1998, 512 с.
153. Психология судьбы: Сборник № 2 по глубинной психологии. Екатеринбург: Судьбоаналитическое общество: Институт философии и права, 1995, 203 с.
154. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: "Наука", 1990,222 с.
155. Рамишвили И. Проблема дихотомии человеческой речи // Язык и речь. Тбилиси, 1979, с.244-250.
156. Ревзин И. Модели языка. М.: Изд-во АН СССР, 1962, 191 с.
157. Ржевская Н. О семиотических исследованиях в современном французском литературоведении // Семиотика и художественное творчество. М., 1977, с. 75-103.
158. Росинская Е. Семиотика вообще и семиотика архитектуры // Семиотика и язык архитектуры: сборник научных трудов. М., 1991, с.5-31.
159. Рубинштейн С. Основы общей психологии: В двух томах. Т. 2. М.: "Педагогика", 1989, 322 с.
160. Руднева О. Гармония как интонационная основа речитативной мелодики в опере М.П.Мусоргского «Женитьба» // Статьи молодых музыковедов Санкт-Петербургской консерватории. Вып. 1. СПб., 1997, с.98-116.
161. Руссо Ж. Опыт о происхождении языков // Ж.Руссо. Избранные сочинения. Т.1.М.: Государственное издательство художестенной литературы, 1961, с.221-267.
162. Ручьевская Е. Классическая музыкальная форма. СПб.: Изд-во"Композитор", 1998, 267 с.
163. Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание. Вып. 3. М., 1987, с.69-96.
164. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. Л.: "Музыка", 1977, 159 с.
165. Савченко А. Язык и система знаков // Вопросы языкознания. 1972, № 6, с.21-32.
166. Семиотика. М.: "Радуга", 1983, 636 с.
167. Семиотика и художественное творчество. М., 1977, 368 с.
168. Семиотика устной речи и функциональная асимметрия мозга. Тарту, 1979, 175 с.
169. Серов А. Тематизм (Thematismus) увертюры «Леонора»: этюд о Бетховене // А. Н.Серов. Статьи о музыке: В 7 выпусках. Вып. 5. / Сост., ред. и коммент. . 5л.Протопопов. М.: "Музыка", 1989, с. 177-192.
170. Сепир Э. Язык. Избранные труды по языкознанию и культуролоши. М.: Издательская группа "Прогресс'-Универс", 1993, 656 с.
171. Сильницкий Г. Славин А. Проблема соотношения языка и мышления и «порождающая модель языка» // Вопросы философии. 1980, № 75 с. 162-170.
172. Сироткин С. Переход от жеста к слову И Вестник Московского Университета: Серия психологии. 1977, № 2, с.53-60.
173. СоломоникА. Семиотика и лингвистика. М.: "Молодая гвардия", 1995, 346 с.
174. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. -М.: "LOrOI", 1998, 235 с.
175. Сохор А. Социальная обусловленность мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. -М.: "Музыка", 1974, с.59-74.
176. Спивак Д. Лингвистика измененных состояний сознания. Л.: "Наука", 1986, 92 с.
177. Степанов Ю. Общность теории языка и теории искусства в свете семиотики // Известия АН СССР: Серия лит. и яз. 1975, янв.-февр., т. 34, № 1.
178. Стравинский публицист и собеседник / Сост. В.П.Варунц. - М.: "Советский композитор", 1988, 501 с.
179. Стравинский И. Хроника моей жизни. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1963, 273 с.
180. Структурализм: «за» и «против». М.: "Прогресс", 1975, 468 с.
181. Тараева Г. Общие проблемы музыкального языка. Система музыкального языка / Музыка: обзор информ. ГБЛ. Вып.1.- М., 1988, 36 с.
182. Тараева Г. О построении теории музыкального языка // Музыкальный язык в контексте культуры / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 106. М., 1989, с. 5-22.
183. Тараева Г. Проблемы теории музыкальной семантики / Музыка: обзор информ. ГБЛ. Вып.2. М., 1988, 27 с.
184. Терентьев Д. Эволюция взаимоотношений семантического и синтаксического аспектов музыкального языка // Традиции и новаторство в музыке. Алма-Ата, 1980, сЛб-17.
185. ТорсуеваН. Интонация и смысл высказывания. М.: "Наука", 1979, 111с.
186. Трубецкой Н. Основы фонологии. М.: Издательство иностранной литературы, 1960, 372 с.
187. Тураева 3. Лингвистика текста. М.: "Просвещение", 1986, 127 с.
188. Уитфилъд Ф. Критерии для модели языка // Математическая логика и ее применения. М.: "Мир", 1965, с.307-314.
189. Успенский Б. Структурная типология языков. М.: "Наука", 1965, 286 с.
190. Угищкая О. Музыкальная теория и композиция второй половины XX века в контексте наук о языке: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Л., 1987, 24 с.
191. Фарбштейн А. Музыкальная эстетика и семиотика // Проблемы музыкального мышления. -М.: "Музыка", 1974, с.75-89.
192. Флоренский П. Анализ гфостранственности в художественно-изобразительных произведениях //Декоративное искусство СССР. 1982, №1, с.26-29.
193. Харлап М. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства. М.: "Искусство", 1972, с.221-273.201 .Хейзинга И. Homo ludens. Статьи по истории культуры. М.: "Прогресс"-"Традиция", 1997, 416 с.
194. Хлебников В. Собрание произведений Велимира Хлебникова. Т.5. Л., 1933.
195. Холопов Ю. Проблема логики музыкального мышления // Точные методы и музыкальное искусство: Материалы симпозиума. Ростов на Дону: Изд-во Ростовского университета, 1972, с .18 - 2 4.
196. Холопова В. Икон. Индекс. Символ // Музыкальная Академия. 1997, №4, с 159-162.2,05. Холопова В. Музыка как вид искусства: Ч. П: Содержание музыкального произведения. М.: Изд-во МПС, 1991,121 с.
197. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса // Московский университет, серия переводов, отделение структурной и прикладной лингвистики. Вып. 1.- М.: Изд-во МГУ, 1972, 259 с.
198. Хомский Н. Язык и мышление,- М.: Изд-во МГУ, 1972, 122 с.
199. Шаймухаметова Л. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1994, 31 с.
200. Шаймухаметова Л. Семантический анализ музыкальной темы. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998, 265 с.
201. Шалютин С. Язык и мышление. М.: "Знание", 1980, 64 с.
202. Шарадзенидзе Т. О взаимоотношении языка и речи // Язык и речь. Тбилиси, 1979, с. 5-29.
203. Шварцкопф Б. О некоторых лингвистических проблемах связанных с цитацией (на материале русского языка) // Sign, Language, Culture. Paris, Mouton, 1970, c.658-673.
204. Широкова В. О семантике декламационных интонаций в инструментальном те-матизме И.С.Баха // Теоретические проблемы классической и современной зарубежной музыки: Труда ГМПИ им. Гнесиных: Вып. 35 (межвузовский). М., 1977, с. 8-36.
205. Штумпф К. Происхождение музыки. Л.: "Тритон", 1926, 59 с.
206. Шрейдер Ю. О понятии «математическая модель языка». М.: "Знание", 1971, 63 с.
207. Щерба Л. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Известия АН СССР: Отделение общественных наук. 1931, №1, с. 113-129.
208. Чертов Л. Знаковость. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993, 378 с.
209. Чигарева Е. Моцарт в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика: Автореф. дис. . докт. искусствоведения. М., 1998, 49 с.
210. Чигарева Е. Семантическая организация в произведениях А.Шнитке 70-80-х годов // Проблемы музыкознания. Вып 2: Аспекты теоретического музыкознания. -Л.: ЛГИТМиК, 1989, с. 144-166.
211. Цветаева А. Сараджев Н. Мастер волшебного звона. М.: "Музыка", 1986, 157 с.
212. Цеплитис Л. Анализ речевой интонации. Рига: "Зинатне", 1974, 372 с.
213. Церха Ф. К вопросу об исполнении речевой интонации (Sprechstimme) в «Лунном Пьеро» Шенберга // Современная музыка Австрии. Очерки и документы / Составление, перевод, комментарии О.Лосевой. -М., 1998, с.51-63.
214. ЭткиндЕ. Материя стиха. СПб.: Изд-во "Гуманитарный союз", 1998, 506 с.
215. Яворский Б. Заметки о творческом мышлении русских композиторов от Глинки до Скрябина (1825-1915) // Б.Л.Яворский. Избранные труды: В двух томах. Том 2: Часть 1. М.: "Советский композитор", 1987, 366 с.
216. Язык и наука конца XX века / под ред. Ю.Степанова. М.} 1995, 420 с.
217. Язык и речь. Тбилиси, 1977, 253 с.
218. Язык как знаковая система особого рода: материалы конференции. М.: "Наука", 1967, 96 с.
219. Якобсон Р. .Лингвистика в ее отношении к другим наукам // Р. Якобсон. Избранные работы. М.: "Прогресс", 1985, с.369-420.
220. Якобсон Р. Избранные работы. М.: "Прогресс", 1985, 455 с.
221. Якобсон Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусст-вометрия. М.: "Мир", 1972, с.82-87.231 .Якобсон Р. Мозг и язык // Р. Якобсон. Избранные работы. М.: "Прогресс", 1985, с.270-286.
222. Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: "Прогресс", 1987, 464 с.
223. Якобсон Р. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Р. Якобсон. Избранные работы. М.: "Прогресс", 1985, с.319-330.
224. Actes du 1-er Congres International de Semiotique Musicale: Beograd, 17-21, octobre, 1973.
225. BesselerH. Das musikalishe Hoeren der Neuzeit. Berlin: Akad.-Verl., 1959, 80 s.
226. Bielawski L. Muzyka jako system fonologieczny // Res facta № 3. Polskie Wy-dawnictwo muzyczne (RWM). 1972, s.166-171.
227. Blacking J. The Problem of 'Ethnic' Perceptions in the Semiotics of Music I I The Sign in Music and Literature (Wendy Steiner, ed.). University of Texas Press, Austin, 1981.
228. Bktir J. Structuralism and the Humanities. American Quarterly, 1978, vol. 30, № 3.
229. Breuer R. Literatur. Entwurf einer Kommunicationsorientierter Theorie des sprachlichen Kimstwerks. Heidelberg, 1984.
230. Bright W. Language and Music: Areas for Cooperation // Ethnomusicology. 1963, №7.
231. Clark A. Is Music a Language? // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. Baltimore, Winter, 1982, vol. 41, № 2, p. 195-204.
232. Coker W. Music and Meaning. A Theoretical Introduction to Musical Aesthetics. NY., 1972, 256 p.
233. Cooke D. The Language of Music. I xmdon: Oxford Univercity Press, 1960, 289 p.
234. Doubravova J. Musical Forms as Models of Communication // Semiotic Unfolding: Proceedings of the Second Congress of the International Association for Semiotic Studies. Berlin-New-York-Amsterdam, 1979, vJO, p.1613-1618.
235. Doubravova J. Hudebni semiotika па П kongresu IASS, Viden 1979 // Hudebni veda.1980, №4.
236. DufrenneM. L'art est il langage // Revue d'Estetique. 1966, 1 1.
237. Epperson G. The Musical Symbol. A Study of the Philosophic Theory of Music. -Amsterdam, 1967, 323 p.
238. Ferguson D. Music as Metaphor. The Elements of Expression. Minneapolis, 1960, 198 p.
239. Googman N. Languages of Art. An Approach to a Theory of Symbols London, 1968, 277 p.7S\.Gruhn W. Musiksprache, Sprachmusik, Textvertonung: Aspecte des Verhaltniss von Music, Sprache und Text. Frankfort a M., 1978, 180 s.
240. Hall E. The Language of Space // Journal of the American Institute of Architects. -1961, February, p.270-281.
241. Harweg R. Language and Music: an Immanent and Sign Theoretic Approach // Foundations of Language. 1968, vol. 4.
242. Heisenberg W. Der Teil und das Ganze. Muenchen,1973.
243. ImberfyM. Entendre la musique. Paris: Dunod, 1979, 236 p.
244. JiranekJ. Zu Grundfragen der musikalischen Semiotik. Berlin, 1985.
245. Karbusicky V. Grundis der musikalishen Semiotik. Darmstadt, 1986, 316 s.
246. Karbusicky V. The Index Sign in Music // Semiotica: v.66-1/3-4. Amsterdam, Berlin, New-York, 1987, p.23-26.259. hanger S. Feeling and Form. A Theoiy of Art, developed from "Philosophy in a New Kew". New York, 1953, 431 p.
247. Lidov D. Mind and Body in Music // Semiotica: v.66-1/3-4. Amsterdam, Berlin, New-York, 1987, p.69-98.
248. Lippmann E. Symbolism in Music // The Musical Quarterly. New-York, 1953, October, v.XXXIX, №4, p.554-575.
249. Lissa Z. Asthetische Functionen des musikalisches Zitats // Die Musikforschung. -1966, Heft 4.
250. McDavidJr. Review of Ch. Morris «Signs, Language and Behavior» // Studies in Linguistics. 1949, vol. 7.
251. MeilletA. Introduction а Г etude des langues indoeuropeennes. Paris, 1937.
252. Meyer L. Emotion and Meaning in Music. Chicago: The Univercity of Chicago Press, 1957, 307 p.
253. Meyer L. Explaining Music: Essays and Explorations. University of California Press, 1973, 284 p.
254. Mitchell D. The language of Modern Music. London, 1966, 140 p.
255. Moravski S. The Basic Functions of Quotation I I Sign, Language, Culture. Paris, Mouton, 1970, p.690-705.
256. Morris Ch. Foundation of the Theory of Signs // International Encyclopedia of Unified Science. 1938, vol. 1, № 2, 59 p.
257. Music und Verstehen. Aufsaetze zur semiotishen Theorie, Aesthetik und Soziologie der musikalishen Rezeption / Herausg. von P.FaWn und H. Reinecke. Koeln, 1973.
258. Nattiez J. Sur les relations entre sociologie et semiologie musicales // International review of the aesthetics and sociology of music institute of musicology. Zagreb academy of music, v.5, №2, 1974, p.61-76.
259. Nattiez J. Fondements d'une semiologie de la musique. Paris, 1976, 449 p.
260. Nattiez J. Musicologie generate et semiologie. Paris, 1987.
261. NettlB. Some Linguistic Approaches to Musical Analysis // Journal of the International Folk Music. Council, 1958, № 10.
262. Osmond-Smith D. Problems of Terminology and Method in the Semiotics of Music // Semiotica. Compte rendu. 1976, p.271-294.
263. Pagnini M. Lingua e musica. Proposta per un'indagine strutturalistico-semiotica. -Bolognia, 1974, 224 p.
264. Phenomenologie de Pexperiense esthetique. P., 1953.
265. Pierce Ch. Speculative Grammar // Pierce Ch. S. Collected Papers, Vol. 2, Cambridge, Mass.: The Harvard University Press, 1932, p. 129-269.
266. Ruwet N. Langage, musique, poesie. Paris: Ed. Du Seuil, 1972, 249 p.
267. Schering A. Das Symbol in der Musik. Leipzig, 1941.
268. Schneider R. Semiotik der Music. Darstellung und Kritik. Munchen, 1980.
269. Sebeok Th. Prefigurements of Art // Semiotica: v.27-1/3: Special issue: Semiotics of culture. -The Hague, Paris, New-York, 1979, p.3-74.
270. Seeger C. Tractatus Esthetico Semioticus: Model of the Systems of Human Communication. Texas, 1975.
271. Sign, Language, Culture. Paris, Mouton, 1970, 723 p.
272. Stefani G. Introduzione alia semiotica della musica. Palermo: Sellerio, 1976, 229 p.
273. Stefani G. A Theory of Musical Competence // Semiotica: v.66-1/3-4. Amsterdam, Berlin, New-York, 1987, p. 7-22.2,87. Stefani G. On the Semiotics of Music // Music, Culture and Society / edited by D.Scott. Oxford Univ. Press, 2000, p.50-55.233
274. Subotnik R. The Cultural Message of Musical Semiology // Developing Variations. -Minneapolis, 1991.
275. Tarasti E. Music as Sign and Process // Analitica: Studies in the Description and Analysis of Music in Honour oflngmar Bengtsson. Stockholm, 1985, p. 97-115.
276. Tarasti E. A Theory of Musical Semiotics. Bloomington: Indiana University Press, 1994.
277. Wallis M. The History of Art as the History of Semantic Structures // Sign, Language, Culture. Paris, Mouton, 1970, p.524-535.
278. Youngblood G. Expended Cinema. N.Y., 1970.