автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Музыковедение в республиках Средней Азии (Проблема лада и ритма в музыкознании Узбекистана, Таджикистана и Туркмении)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Музыковедение в республиках Средней Азии (Проблема лада и ритма в музыкознании Узбекистана, Таджикистана и Туркмении)"
,Г6 о л
1 г ОМ, ^МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ | 5 пи а РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ им. ХАМЗЫ ХАКИМ - ЗАДЕ НИЯЗИ
На правах рукописи
АГЗАМ ХОДЖА ЕВА Сайда Сабитхановна
МУЗЫКОВЕДЕНИЕ В РЕСПУБЛИКАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ
(Проблема лада и ритма в музыкознании Узбекистана, Таджикистана и Туркмении)
Сщчшалыюс п, 17.00 02 - музыкальное искусство
А 15 ГО !• Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Ташкент —
1 !Ш
Диссертация выполнена в отделе современной музыки и фольклора НИИ искусствознания им. Хамзы Хаким-заде Ниязи Министерства по делам культуры Республики Узбекистан.
Научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Галицкая С. П.
консультант — кандидат искусствоведения Авлянова У. Т.
Официальные оппоненты — доктор искусствоведения
Янов-Яновская Н. С.
кандидат искусствоведения Насырова Ч. Р.
Ведущая организация — Ашгабадская Государственная
Консерватория.
Защита состоится «Л4 » /У-**-' КлТьи,_1993 г. в
часов на заседании Специализированного, совета по защите докторских диссертаций Д.092.11.21 в НИИ искусствознания им. Хамзы Хаким-заде Ниязи.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИИ искусствознания им. Хамзы Хаким-заде Ниязи.
Адрес: 700029, г. Ташкент, Мустакиллик майдони, 2.
Автореферат разослан «
» ддя г<
Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат искусствоведения
АКИЛОВА К. Б.
оъж xарлктз?т*сткка работн
Mlliä.l-iiiSlIii.-J1:"^- ''г^ияс-зщнж« ч го';улч!"гвл.< Цэнтгальяой зя2 - илка xj. ойлютг-Я "¡к^чг.ч, w актввчо р?зч;»зэп2ялоя в
ГГ.'СЗТИЛГ тки - 'ЦрЬгу С ; "iT^'.'i tiüWiOri гругз
• я-штс рсо">в, ? нр? kvs^tc® рл г открктчх ч = аалач. "*т чя^ - чузнковглэяня, игслэдуплэго тралв-
мупмг v нпрмо:», ;н П? Л5> Г" P. X ъ-о т о* лярда я рпгяон. то еутв
(узыкальная. п.чука наш го cross т«н. Д-' сах цор не зтчнсвялась обмв 'оч ^яекявлького г»7ч»икв. Вместе с taw до сях пор шг
пмч-злз на результаты, г.сотлгчутч» »узнкаяьпсй наукой ЦвчтпзльасЙ 1аии как в. вето рзчэ о ком аспекта лзуччяяя музыкальных культур за-»очоя вд много пигвоач. так а а егу reaps тлтззгез cpcöaS'mTSKC,. :вязашрй с вопросами муз яка ль ног с мышления, лэЫка I pSxS. Täwr ¡остояпиз тем болзв удлэптельно, поскольку нмэнно в II вакэ щ-шкознаниэ государств lie «траль пой Азив приобрело качеотвзвно »вой характер и стало подступаться. к комллёкоу рзз.ичда'х проблем грздг.иионной муэыкж в контькстз знаний и дост KJ03 нйй миро о й Bay КЗ з музыкеОсушествлеил: настоящего яеследсваявя.-в известной кере 703В0ЛИТ воссоздать обзув паяораму пройденного пути а так® по-аейтя к достагяу тнх .{йзудьтатов. В этом плане навбодав
г?тнч»в л;еястлвдягтея т» аеучнне ебсбтг?вяя и выводы, сделаяны» ¡¡я одеоне .".pyx оеяозогс лопасти»* iчггоров тролгояоняов цугихв - лч г.» -л рктма. ff злу тайно э труда* всслрдоватвлвв пряотальнов вия-•«ачвч уделяется пр^леиш звуковызотяо'ти г врбмчир.оЯ орган»заи*я муянкйльчого "•зтгрг'зла. ¡!зт-вя труды му?ыксведов данного ре г нова «к .пктг.тсь прсслздЕТЬ эволяквв троретгческсй кисли по оашс*ц-пв*1 .-яла ? prrva. следовательно скэзяякое so «тогда определяв? я^-п-ялт-чси. 1пвйого исследовав®?,
Вместе с тем, вто же обстоятельство' обусловило дабор объэята r,r r --:•!• "Ч'РПйЯ , 'JCriloy КОТСрСГО сост^в^гт труяй да яробтеттют Ляг-,, -IS«Tp^jrbЧС37Язтскс-й трашшоквоЯ кузнкя. .
В'качестве обгакта ^¡еяедояанзя. Онли гзбраш групп аз аре-блвштпк« rasa я рттма. Тэкям -образоа, освоваяйаа для огрбагяяш и выбора ляоь лтйяо,1 облэстя »чгзввазгаякя посяутдля с одной ето-I «iw. ч wre.?s40cri. учаяэяетх Фаетороп в тразттжоя-
»»-»» peritfiet», лпугой - ИХ ЛТЯ<5'5ВТ9ЛМ*?Я
разработанность в методической к' йот одологвчйми плана.
Сравнительное изучение цузикознаний трех государств Центральной Азия - Узбекистан, Таджикистана и Туркмения лослужило базисной основой дда исследования. 'Внбор.ях определили следуюаме фактора:
1. - куль-тура эта* государств составляет нестъеилецус часть
еликсй рьгиснальисй культу'ри;
2. - объективно сущаетвулш'я общность культур народов этих гссударата, сдожявзаясй в-си^-исторического, социального, религиозного ж др. порядка; "взалшвыгодшй" вслйдствия ат9Г0-интерес е взучвшш кудьтури . в .частности, традиционной музыки.в йауке данного рагзэна; -
3. - цужкознаниа названшх госупарзтв представляет собой достаточный как в качаствааиоч, так я вколи част не аноы отнолвтя теоретический материал,- способный стать базой самостоятельного исследования.
Основной падью диссертации является рассмотрение дроблены лада в рвтцэ, их станов лавке и разватйз. в цу зыкове да нив Узбекистана, Таджмютана и Туркиеаин.
Исходя из сформулированной цели, в работе ставятся следуюцнз згкачи: . . '•
-- исследований „некоторых, особенностей становления ¡</зыко сада-ива на Советской Востоке' в освещение характера формирования научного иаровоззрения в этой области знаний;
выявление основных методологических подходов, реализованных в исследованиях цеятрал'ьноазиатоких ученых;
- обзор работ в области лада я ритма в йауке данного региона, освещение основных.вопросов е проблей, степени их освежения в рассматривавших трудах;
- определение ¿едущих тенденций, характерных для развитая -указанной проблематики в централь ноазиатском цуймковедвнии.
Методологической основой диссертации послужили труда по овца научными музыковедческим йроблвиам В.И.Зернадского, Н.И.Конра- . да, В.Ы.1ирцунзкаго, И.И.Звшювского, Б.Асафьева, И.Р.Раджабова, в.И.Каронатова, Т.Б.ГаЙгрбакова, Б.А.Цукйзрмана, Ю.Н.Тшяна, В.-Н. . Холопом*« др. При проведении.иссяпдованкя, анализе трудов по ладу и ритму автор исходил иэ общих теоретиче.оких иолодангй!, с^ор-
мудироваййзх в трупах музыковедов данного ре г даря.
Материалом для исмрдовпяия. стали: II гленогрофичеекм и имав труды учэвнх'гаияого рвгйо'ва, сл°.кйальяо лосвяжншэ проблемам. лздонор и рстипкоко?. организации ууэь'ки устно?, традиции; 2) работ., крон»нво з.трапт".г-1пе зос.ле дуеми чро^лемч'.
'Гаут!П" новизна с?.Зоты определяется ее .-.г.: те риалом, цв-лыо, за дачами, подходок г гезультат.ют тослядовайда ; Яредлярч"--•
мая работа сг&нсвгл а1- ::ерэо? процесс с те нов.-е ни црит-
рэл!.нсз:-г..!тегтго музыкознания в об'л'стг ляд? и' ритма с учетом исторических рь"лиГ. общенаучного контекста.
Нзучно-прзкт-лчеокая значи:.юсть диссертации, 3 орбиту регко-ноге ууз:»ксзнаикя вводится новь'й научный матер® л, обоблатапй й с?бе теоретические доступа1? э о Зла ста лала и ритма. Я процесс созззния о.бтей па нора ж исследования по ладу и ритму централь-«оязпатсксИ »у гаки- устной траДЕСЙК рь'яяляются :
1. Основные достижения, выдвинутые наукой в данной сфере и тот конкретный вклад, какой музыкальная мысль Центральной Азии XX в вносит в мировую науку о музыке;
2. проблемы в это?, области, ожим^/цие своего рассмэтранй! я возможные пути их разрешения;
3. пзльнейляе ориентиры центральноазиатскогс музнкозпанвэ, на которые следует опираться '.{узыковедам п научные перспектив.
Уптегиал диссертации может стать и сос'абйоЯ частью ряда зпршилыкх курсов: "История узбекской (аналогично - ту рп/е некой, тал» икс ко !!) музыка, "Основы традиционной музыка", "Музыкалыий К-гяьпяэр народов Центральной Азия" читаемых в консерватории и дру гих выстг? V средних учебных заведениях, а такав еспол&зовап при -<,.-.•> яртсп'/и учебников п учебных пособий.
Апробация работы пр.'исходила на заседаниях отдала совращенной ;^зик;: и фольклора Института искусствознания им.Хамзы я рекомендована к'защите. Основные положения диссертации нашли отра-■»чнр» в пуЧлдкя»;лчх, докладах и оообщэничх на'различных мзждуна-р.од!2.гл, Р1»«>;пян?«г п республиканских конференциях чу зг ко ледов.
Объем и структура работа. Диссертация состоит из ввздаап, дву/ гтп. запл«'!?»пил и библиографии, вклпчаюцей 168 кавмэнота-
СОЛСКШШ РАБОТ: 1
Во введении обосновываете»! актуальность избранной теш, уточняются объект, цель к задачи исследования, его нзучно-прлкти-ческал значимость.
В работе рассматривается основные .особенности формирования научного мировоззрения. 3 соответзтвл» с mi мл пра освещении процесса становления це-нтральвоазиатекой ьг/аикалькоЗ to с ли, намечается несколько этапов. Поскольку в Зормиропавшхся взглядах «а цузыку отражаются условия той социальной среди, в которой происходит научная деятельность -.характер рбэд-стае иного устройства, идеологический установки социума, организация культурной жизни-и многое другоа, после возникновения Советского государства, становится воська проблематично!! преемственность .в ejepé-научной шели, про-долгвнвэ а естественное развитие трациаий. наукой школы, - сложив-¡лейся на Востоке. Дет "ноной" науки' о музыке' .стали характерными:
с одной сторона игнорирование .(за редким исключением) достижений многовековой восточной шел и, с другой утверждение позиций европоцентризма - использование оцпко.чиих категорий -и методов исследования, характерных для европейской теории музыки. По мере , развития 'зтномузыкознания на Советском Востоке "установленные" его характеристики неиалр корректировались и дополнялись. Явный se позорот в сторону .осмысления подлинного Востока приходится на вторую половину двадцатого века, время, характеризующееся оцреде-летишм послаблением в идеологической жизни общества. По мере" ко-Дйчестьэиного и качественного .накоплзяда иатериага, отхода от ' официальных европоцентристских научных.доктрин, включения в творческую деятельность цзлогоряда ученых, в том'числе и тех {цда которых эта музыка являлась генетически- близкой родной), меняется характер и структура науки, изучающей ее. В результате огромный стимул к 'развитию .поучает наука о традиционной цузрке -зтноыу зыко знание. В орбиту музыкальной, мысли попадает .науэдоа на-оледие Центральной Азии, различные ого параметры.-'Важное значение начинает занимать' проблема выбора научного аппарата, методов исследования штер^апа. В результата различны-х. ночных подходов, реализуемых в исследованиях учвных, в центраяьноазиатском.языкознании наметилась тра основные катододогичасгае тенденции. Первая опирающаяся ка адзнкально-логические универсалии, отталкиваю-
. чпяся or обжй теории, чуйхки. логэдчяяй :п кшм-м сд»чле юрняин к еврояёРско? музыкальной наук». Подобий подход по своей внутреа •
(--.-чатта изнпчч.^но m универсалистские аспекта в
му:>|.-!'члык:.\' ч:куся ч<* , |,-нгцйоч 'ру- ;> ¡лэг.'.Ч'тх трпппп.
и^j'ipvi'.'n ?т их няцяончльно;'- и причазл^хиост«.
-•«торт«, "тторячо-жи?''- гтхэя, ■ : и г • -iri т m тчк называете гугубо , л м/пологип, 'агуряпгпзу» п
,b4v "-.jv- ч;-. ч-л)}!»«. т гпмвдх '¡го ак?явиэ ротто.ш.зу-*>тйя яэлстгчая, нч :гч«стйугпзв в трактатах.
■л •>'.•! ••'•■> ■»')'!"!! т лолтп-п а*« ит своя .о. рпкт но'с: а ^соЗенностя. но н; ^т,'.?^:''1 i-r?1"" rr.vr рг-уг;/; <"Х.>р?е "яу?г смэтреть ¡и них как" ял нечто важлюс.^'!:»яичэ», яге вя . С тс*-
"и an? '.•"•"^«ятогичсойих Л )?йП1й э i:eнтральяоазиэтеком г&'эп.о-*!!•■>»::н cr-t^mmeT'î« ыо cînh (!"»? «маапнкый) в сво-
е? к; поре ПОДХ5Д, KOToptil! яоарззу.'.'»в--1ет азс^т«?« чзаадамзаст?*» п:;г»оч5рчр11нах. Паль;? J!::en его рчгтатие и углубление га га а йэг.-пд - одно ян го не саль шх. нэк'бэлее перспективных направлзвий 13 ет^коэман:»!.
■1р&вая глава - "Проблема - лада в музыкознании Узбекистана, Таджикистан а Туркмении" в те орд гичаоком музикознанди - одна из ~.• Наряду с разработкой различных se аспектов, ш
г "но:.; пгагк ро;- ольлге рззвитЛ яодуччвт те орда ладов ю-'!ол 'î'îîo? музкки, •:г,гц';т::т1.1я?:1':тя с.-бэЯ достаточно обзпршаЯ о«ид
х"rj'iiti ллгл. ".hy« нл-л ллилл-лго. строения чрзтрльндччкдавк-'s v •нпазп г учет;.: о^-йт'^сгтячесых положлшгй о ладе, началось со ^тсрой поля»» яч XIX века. В го ином региопе ледовая пробдвматЕ<ч tfm» в ""игре уузыкяльного востоковедения. Это место она я ззачк-ття-иг' м.»рв rjxt'i-n1:: ." по сей день.
Почти столетия период исследования ладов сентральноязивтсксР монодия современными методами условно можно подразделить па Дл« гтапа. Нерпы?" охгятнчяет 'период от конца XIX в. до 60-х годов , XX речи, vгороР - ?0-Р0-е гогы. Разумеется, что такое- члвпзнге приблизительно в в не которой мере условно. Тем не меивв ода hmobi под собой основания, ибо базируется па различных ма ходи чес и? х принципах а различном комплексе вопросов, пре салирутшх на каждой вя лтчпоп." 'Лм?иво я г>т~!!л плйий (мзванные этапн зпачятельно отли-'цг'-'^с?! jip'T от лит».
плн1кг, проулп чем анализировать сущяость клждого и? отапоч
сх'гшоаленкя ладовой те'-рии,- необходимо подчеркнуть.- дао ее развитие в направленность алтзрачесисЗ. трансформации-во 'многом определялась , продоляьюг определяться и сейчас, с одной стороны, состояш;еы к концептуальны).; урэа.х!.'. обаей теорик лада, а с другой - карой- качество нного пост axe ь»-: иуздкаодьх источниковедческих jùhhux. На на и; -взгляд, кмзкчю ni пересечении этих двух мспектов'формируется соьреиенн&л теория конодиЗных 'ладов. Кроме того, вельдов з ид чей ив для ta развитая шеет степень чисто (цузы- . калькой освоенности учышии традиционной иентральноазиатской'монодия. - фольклорной, и профессиональной, причем в максимальном жанровом и локально-стилевом "Наборе".
Самый начальный этап современного исследования ладового, строе' иия ионодийноЯ .'.¡узыки в на u; а к регионе связан с именами по .преимуществу европейских, ученых, музыкантов, деятельное;:/ которых была посвящена прежде, всего собиранию образцов традиционного искусства. Перший в ах ряду стоят А.Зйхгоря, Н.Миронов,. Е. Романовская, . В.Усиенский, Б.Беляев.
В истории узбекокой. таджикской и -туркменской советской музыки 20-е и начало 30-х годов - это период собирания и. накапливания .фольклорных материалов. 30-а - 40-е годы - на чаль ны й- этап активного изучения традиционного музыкального -наследия. В эти годы появляется первые крупные иоследогашя 3.Беляева, с именем которого связаны весыя эначителыше страшу. ъ 'истории теоретического изучения цвнтральноазиатской музыки. Огромное внимание, ученый уда-' лял проблеме-лада', lia разработана Концепция ладовых систем восточной традиционной музыки, категории.лада,, звукоряда, рассаотрею Ладовая структура узбекской монодии, поставлены.проблемы происхождения ладов.'и многие другие вопросы.
Исследования, проводгше В.Беляевым по дамой проблематике вкупе с ' наблюдениями р ладовом, строении узбекской монодии, еде-', лашше Е.Романовской, позволяют говорить о том, что уже в довоенный период фольклористами Узбекистана были достигнуты определенны« успеха в теоретическом язучевив вопросов лада на материала традиционной музыка - фольклорной и профессиональной. Воли в довоенный период в<центре теоретической фольклористика стояла проблематика, связанная в основном с ладовой основой узбекского мелоса {нередко изучаемая ва базе обмеров и Особенностей настройки уабексках инструментов), то в последующее время, помимо вопросов
ладовой основы,-'няйиаяйе-'теоретиков привлекает <5олзе. глубгпше параметры •ладообразогтния ,, а также специфика интонационного строения, вопросы формообразования, структурные закономерности различных жанров узбеке;-ояпрсдноЗ музыки и про!«ссиональйоЯ музнкя устноЯ традиция. Один' йэ первых, кто нз'рл последовательное я функциональное исследовав;« теоретических »опросов узбекской (шире -- ЦГИГраЯЬНОЧЗИЗТСКОй) монод'/ЧЭСКОЙ м73ыкя, прочно опиряшээ-ся на достижения советской и зарубе*ной тесре-таческой науки того временя - В.£.Кон. 3 ояреавленноч смысле трувн С.Копа следует рассматривать явор ко. С одной стогны, они подводят итог довольно длкгмьчочу начально«;- явр^зу стз-ч-ээлзяяя те-рил ладов це атраль-ноазйатской монодии, а с другой - открыло»? в этой теории новые го'риао.тч, ооозна^-т 'вопросы, которое лэдучавт- более полное раскрыт 5«. в послзлувдай период.
Цельное представление о ладовой оргжтция узбекской традиционной музыки аде т. диссертационное исследование Ю.Кона "Некоторые вопроса ладового строения узбекской народной пяснн п ее гармонизация'* - первая капитальная работа всесторонне осаещаодая проблему л'адоа узбекской музыки.'
Обобщая дост.тоняя первого этзпа изучения ладового строения центряльноэзиятскоЯ монодия,- необходимо отметить несколько Штатов. Зо-ппрвых, это отчетливо ?-пирлчг екая направленность трудов бользаяетза авторов, что вполне поачтчо, поскольку э то время (имеете.? в валу кочгц XIX в. и первая половит XX в.) в когоззп-туально-тзоретитсохом плане ученые вынуждены били двигаться как бы о'дупью,- приноравливая к мояодиа ценгральйоазиатскях народов гз~ вестлые им теоретические, лоло-кения, ач оживал вся на гатеретлэ пной культур). Второй момент, впрочем, тесно связанный с первым, - известный фрагментарный характер тех конкретных вопросез, которая подлежали рассмотрению. Ведь в этот период учение охватывают далеко не весь "коййлёк<* .ладовых проблем, каждый вопрос как бы ян-хватнвз ет лиэь некоторые. Средл них главенствующее место занижают проблема строя к проблема кошюлционней сущности ладов цонтраль-наазиатской монодии - диатошдаекзя или хроматическая, Несомюяяо, оба отя проблемы тесно связаны друг сдругсм. Несомнеайо-также, что акцент именно па них на начальном этапе становления ладовой теории, естественно, сопряжен со стремления^ постигать специфику именно ^яодийного дадозого мышления. именно в "точках" строя
я диатонялй-хроматаки, концактрируптся наиболее явные отличия ть-тонирования, кавого бытия лщов традиционной восточной юводии от болов пргьцчках для большинства ученых ледов многоголосной композиторской к/зыки европейского гвнекюа.
Следует подчеркнуть, что, на низ взгляд, оба аспекта были по-вяги учешши достаточно адекватно. Такое я:< яэаимзняз подтверхда-втся далыш &икм развитием Лядовой теории. В зтсм смысла ваучныв достиг«вгя кччздыюго этапа становления такой теории южно счвтзт! аолноцз иаиц 1у иду из итог,! для пооледуьлгго' ее развития.
Необходимо акцентировать еае один «воманг, отчетливо ос^слвн-!шй ученим:^ у.1а на парюы этапе - это положений о сугубо малодячос кой сущности ладов цевтральноазкатокой иг но див. Этот 'Фактор, кажущийся самоочевидным я поэтов/ как бы не требую.щш специального углубленного анализа, продстааллатсл принципиально важным дл) да льна ¡Ььа го исследования ладовой прэбламатика ыонодийноЗ музыки. '
Второй этап развития музыкальной наук»! Узбекистан, Тзджика-стана и Туркмении охватывает СЮ-80 года. Изучение проблемы лада центральноазизтской монодия в этот период значительно расширяется, углубляется и интонси}ИЦИрувТСЯ,
Во всех этих отношениях южно выделять насколько осиошух кэ~ иентов. С одной сторона, надо сказать,, что большим п-дспорьеы дл! исследований проблем лада в вахем регионе стал новый едзы.калыми латариал, добытый в «шогочиоленных Фольклорных экспедициях, организованных в эта годы. Часть материала опубликована в виде сборни-коз образцов традиционной пузики. Значительно расширены фонду зву-коаапиои. Несомненно, помимо реализации своих пр!ьмх целей,.фольклорные экспедиция фактически активизировали решение собственно научных проблем*. . •
С другой стороны, интенсификация изучения лад са о го строения узбекской, таджикской и туркменской, музыки в этй десятилетия содействовало значительное углубленно обще Й. та орда лада. Оно осуществлялось в трудах отечественных ученых на зависимо от национальной принадлежности в характера музыкального материала.
* В Узбвквотавз ^олыцув роль в организации отях экспедиций сыграла сектор цуздка Института вокусствоаваная ел.Хшлзы и кафедра восточной музыки ТГЙ, открытая в 1972 г. специально для пзучзная традиционной музыки а подготовки кадров в этой области.
Но дало в» только в 'шриж^вчияи с<5 ;?го kostsotu трудов, юсвя генннх лавоцоЯ лроблз vtt/kc , в» только а об.ч®»! уг.'ублвпяи л ;">:>'.-;*; • : ч /л::.'" «'»»•»ченгов. 3 соч р::? in тз')» л<лн их пр.т?ес~
. ' :'■ л "л- ':'■•'■■! -у;-;-.im: ;--ti •--.-; ; ........ "-• ЫЗЮДОЛОГИ-
•:„ ■ -- «л,,!,) . !.;еЛ;. , -р.;;; — -. -- - •.„-?;> -у:; ■■
■••->■■;■-.: ■/■_ .....,.lV , .,„ v „ ?.„пц гю?ицлп, упло^.ю !глл : .
"«»гюяе Рекой", ;л ; 1 : л ' •■■■:• . н- " ;
■ . --у - ■ ■ ••• -П'1нозлягл.1л . Л к';■•:""> :Л--;: ••"П-. v •
Доь а .''л:: ■ " -л л f -р. -г ~ м ^г л- г С -
'.-'■..' 'TV I ,(. ,VJ:m Л .-.':. ' \ " - л: ГГ ЛЛГЛТ^;'. !' 7 0V
" 'Л • '■ ■■ ■' л;,' : ■■ л л ""'»г пго0Л2м ти.1 ,,.:>
иноЯ музллальто/ г.;.j . Ч • v ■' ■•<■:■ • л-- :л . л
к.-глт' тр'-л1; 7.Гдгд^орч,"ррг.гг-!В.гппзач oodc;i г.-
ячо 'л'; ■ . ; ; т-» "н "^иолг"
лт.' .«-¡глпгягл л^ир" ("К -"пр-гу о '.пком-зх-'). Книга „t»\;
ас "чо"Л лалрлвлепно-т;: и ло сути открывает нош 2 (сто-
ро?> этэп отчяоллеш'л нл-г-я нлукл. Этот труд лосв-л:;еп гзська гибком*: кругу - пояросов, связанных с макомной традлплеЯ регаова. В н?м содертдтся также ряд ценна йзгх спедзнкй о ладовом строе паи "по1ес:"о»лл'-но,1 средн-зазиатской тнодин; сообщаются сведения о лтл ллл; -лс-.-турпг,; о*г-~?У"пИХ сжтечу 12 макомов, о Зуняциоияро-Т"Л г V'" лтррл;'"''."огли л 'люг-'* дг.тм. В м?»г>-гг-л.л' л;- р'-ти-с-"' ллд ""ллш'; тяорегллрокнх ло-гс-'-з'лл , к-логле :: •у -л'л: 1:<зг? прл '::;л; л: ••сселопчнп! лаюзого стра-н^я "ле-] "'Т'ио-лльно;' монеллч, лричям н.ч юлько не нтр?!л-л!о^зкут. • ki ui и яругях гог.ттшнх регионов.
Kai: у'1'-1 упо'лпплось в пеятргшгоазяйтегач р-
нее всего г» Узбрккягоне сло»ялась и другач ;.;отололол;:ческрл тсп-ДйШШЯ, ОПре.«1вЛЛБ.ЗДЯОЯ в трудах С.Гллжкой, С.зллрлсвсгсо':, чР>!. Г .Х'.'^-л.-л""», А .-A3::mo во Я, У.АвлпновоЙ. Накбодзе от-ст.шшо "тсорэ-?л'ллг;'." глггчлд »лнмт о-бя а трудах С.Й.Галпцкой. Учиты-
вая объем разра-'откп, лопно гое.т.г.ть о суяестса tni?« щия-кга?»я 'в трудах яейледокзтедя ладовой теории колод:) час ко'; лузьл-л. В гл. -дзх упо'ллт-":'^ музыковедов на.основе- разаонпдиопальпого музыкального •лгг'рггг! р'ярабатияаюгея разлвчшге сторочн общей теории in-л"л'л. Чглдпо.т.гпйшс ям:« соображения мэгут бить пряло-л^г'ы nparrriyiBci;;: к 4v>jcir; даподятвеко^ кзтеррлл?, н?пчряс1"Т> от
его национал!, вой приндглошосм. Показательно при этом, что исследование пробела; ".¡дот на ьсеэЗлем уровне, как 64 коьарх жанро-вих, локальных,• ксторзчгсккх и т.д. р^зно^дпэстьй'тоЯ. ми иной национальной шнодка* Естественно, конкретизация предлагаешь теоретических лслодангй а условиях олределен'иых жанров,• локальных и исторических ••лзнодийиых.стглеС зпоссбна корректировать эти положения» обогащать л дажь в чей-то тринс|ор!/аровать. их. Подобное. --диф-{ереицируилее. - нааравле.нге ладовых исследований, требует обращения учв!шх к бтдельнам монод«чесом жанрам к с?илш,- вооЬда с дальнейшей динаре нци.ацией Предмета' изучений. По-вкдимзму, такая направленность для. б/иаайзего' времена выг.лядит как достаточно перспективная.
Как ухе упоминалось, наибольшее ч;'.сло.работ< раскрывающих вопросы ладового строения монодии в ко и тексте конкретного ханра, связаны с ыакоматом,. И это более чаи закономерно, -ибо' в этой тради- . цианной художественной системе именно лап составляет основу дифференциации практически на.всех'уровнях:. ре-гиональн'ом. -'внесшем по отношения к каждой конкретной разновидности шкошв.'а так*в внутреннем, обусловливающим кардинальный различия мелйу отдельна-ии ыакокаыи вну.тра той или иной (региональной.,, национальной,' ло-. кальной) шкоыной сдстеш. С другой стороны, в'первую очередь ладо-ъъ>. сторона, как известно; обеопечивает глубинное единстьо каждого данного цаКома; что является как бы.о'братной стороной по отпогшнао к принципам дифференциации. Поэтому вполне понятно, что ладовай основа ыакоиата оказывается 'на пёрвбм плане в ходе изучения атого ¿айра. Отличительная-черта подобных работ - фактическое отсутствие разработки восточных данных (терминологических, фйктологя<&ски.х и прочих) в собственно теоретическом клвчэ.
Иной подход при рассмотрении ладового строения, макоыата наиболее отчетливо реализовав в работах О.Матякубова* и -Н.Кбкудян-. скоЕ®. Анализ ладовой стороны здесь-осуществляется полностью на базе нормативных од зы ка ль н о-Теорет&чйских представлений, с король^
* Матякубов 0. Имеется .в виду его кандидатская диссертация."Хорезмские макска", а^также статьи, нааисаиные на основа диссертации. ^ Кокулянсйая Н.;"0б особенностях мелодики, лада и формы в.Шашма-коме". Автореф.канд.диес. - М., .1979 (рукопись хранится в ТТ'К ви.М.Аирафй).
.зоваш!9,у нормативной универсально? терминологии.
По иному в методологическом цллня приведено исследава.чяо 8.Успенского ¡1 В.Белова "Туркменская музыка", а тэхад стятья В. Бе и рва ''^ггчиизчпич ячроаннх лиевых систем", преястазляюаив побей примеры взчмэгоЯзтвия "т» оттого"* и "гзт-эрпчезюго" лепччлоп ге?»I» ?.?уч; н:''л дщоэых сиотвч вттонюя цгзизд.
Иной вари.ыт ¡.'лозе Пстэлч уллзчкчых л^дхчлзз р? зл;гааваа в книге "¡т'1!г,-'Зоач "?лрт5я об основах музыки Воет ж а" С<:
Дйргляяе «» •г-д?етсч , по-зу ;®ству, т« -р чел кой йнтлряретчвией тр*ан-тчтл "Волыня книга .'¿уз;; к к" б кочгеЯсге соименных уяяя?р-
л-¡л;-!<: х <а-. !г- ' • •>; • г,г • <:•>:< ::-е лгтчвлчний; глава о ладе лт'О-ятся -как ко*Ш4и; з,1 л л»; 'гамюгэ уч» яого полоиениач ллдогю? тро-^чрабя.
оли,! ьарлчмт "сме^а.чцлго" подхода реализован О.Кбрагимо-вш~. ИэибольхлЯ интерес него г?"Пот«вллет ГГ'о^трви® тгчдчг*-ониой ладовой сисге-л» 12 мзхэюа пол историческим углом зрзпгп , я такая выявление вза'люсачзи млюл этоЯ системой и ладовым строением '|ергано-та'ш<внт.зклх мзкомез.
3 работах цеятрзльноазиатских музыковедов, независима от их конкр,"г:зоЗ мэгодической ориентации, по-разному интерпретировались традиционные муэыковедчрекиа методы,-связанные с гуманитарна« яя-члзнеяир .1 в рассютгеяяи да дозой проблечвтзки мо ноля чес кой музккя. Л дна к? я-» протяжении гтэрого эт?п.э развития хузмкоэйяий» в республиках Средне 5 Азии в полном соэтг-етстегя с. обтамя те вяз кш; ими лпция '.г.'чкколчк м-ой нэуки стапн Зормкрсзатьоя новые подхода , от«» замше о точная дисциплинами (1лзячезки«и, кзтймати'-езкяуи ). Обр: • аеяле к подобным методикам -зайдете льствует о точ, что кузыяальнпп н-лукл р П»ятрчльяой Азчи в пелоч находится в зуелв ооврчмондат учных ггыскйнгЯ; отражает характерце для времени яаучво-мвтояк-чвекиа тенденция. Показатель ну в этом плане рпботн Ковал« л.^, Кпд Р.В.. Авляновой У.Т.
5 Матякубов 0. Ър-зби об основах музыки Востока. -Ташкент, Фан, 1906 - Я7
2 Ибрагамбв 0. Фергано-ташкенгсхяо малой» в аспекте проблем макенп та. Канд.дисс. - Ташкент, 1983 (рукопись хранится в института искусствознания им.Хамзы).
^ Коваль -Т. Об кнтонирозаниа ступеней лада н узбекской янстигмвв-
тальчои щлхм >/ Таооетлчглля? проблемы узбекской музыки -Ташкент, 1976, с. 53-62; Вариантность примы в исполнительской ккст-руунтяльной практике //Вопросы современного цу зыко знания. -
7.Ч-.1КРПТ,
Общая на но гама исследований ладового строенья узбекской, таджикской и туркменской традиционной монодической музыки дополняется ез;е одним аспектом. Речь v;i.eт об изучении аонодийннх ладов не только и не столько самих но себе, но как бы в гусла композиторского молений , кота традиционная монодии становятся объектом "раооть" композитора сои[<;меыюго, нового типа. Под названным углом зрения ладовое строение узбекской, тадииксьой и туркменской 1-й носи и рассмотрено С.ЗакрагеьскоЯ*.
Отквткм, что paccMOTjieiize воирсесь .вдового стробьия монодии как бы в-интересах многоголосной композитор«кой ¡.узикг, на наш взгляд, вполне можно подключить к г-бдей дадоноь! теории и даже к общей T6opj-K (¿с но ли fi пых ладов. Нодооное подключение позволяет взглянуть на ыонодийную ладовуь систему к;,к бы лиеьп, со сторои, (что само по себе необходимо), и тем свшд ь конечном счете уточнить и углубить BHVTpiii'i'cTe.MU-L- ьснокийшь ирняоч ыиыиш.
Зйвв|хьая s ¡шли а ладовой пробльлатгки, разрабатываемой в му-зыкоэнании Узбекистана, Таджикистана и Туркмении lia прошении нескольких последних десятилетий, необходим подчеркнуть, что он демонстрирует панораму, развора'чишшду«ся ю вр&мени и пространстве количественные и качественные горизонты. С те ченпзм ера./еци < нарастало число научных работ, иосвяцешшх ладовой проблематика (особенно начиная с СО-х годов), станоаили^ все более разнообраз аьш« конкретные объекты и предметы ла'цозых изоледоааний, обогуда-лиаь подходы к ним.
Если говорить об объектах и предметах научного -вниинния, то на начальных этапах, ладовой стороны музыкальных культур народов трех республик рассматривалась как нечто мало'ця№ренЦйроаанноа, как бы не расчлененное, взятое поверх жанровых, структурных и тому подобных закономерностей. Несомненно, в то время это отвечало уровню развития этвомузыкоэнания в регионе, в значительной мэре и сложившемуся положению в отвчвотвенной этномузыковвдческэй науки в целом. Надо сказать также, что пре таинственным объектом рас оыотрваая ладового строенвя на начальном этапе служил музыкальный фольклор. Это, несомненно, объясняется негативным отношением, официальным прежде всего, к профессиональному наследии как якобы
* Закр*евская С. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана в Туркмении. - Ташкент, IS79.
искусству байско-Теояальяом/, ре ггс.'яоиион^. По мере азялвчнкя подоЗнof! уст-згазки в поло зрении ученых начинают попадать и ;fpo~ |ессионзлып;в тан pj, я первую очи роль мзкомлт.' 3 последнее- время »«но mi зпчгл'ит гсу;п""!'!т»."»'«те долевике в этно»г:энковвд*ксках
! ";' ч' . п I ■:; i- ~ к -о Л")-РЛЛ , ОТО Л ЛП СЛ°Пу-
" г !'::е-!ть как и« что 0<гьу::.'.л)!К -'o.r.'.T'iii.!?-; . 3 солях бол ".к п?л -
>"Т" *< т : ч:п •'■»пс?:.? кчг.тлчн ппслеяяя необходимо
обтТИТЫМ К OC3U-1 !!•"• 2 :т: У! -СД В~?Х pro рэчдоиаяэзтеЯ rjiir- 1"'". :TTf'.i.'.<, TV-' !•'■ ПГ^!<1ССПО-ПЛЬНЫХ.
г*; 17~* нт -. :• t ч •путл а в -п.рм ;вгясмй "адовой музмкороп-•it' :"")Я ю пл"!н ':$огв инк1 ее *»*» счет тех агл иных мч
; т , - - -. % г j _ CV ПЧСТП" ИТ!» УОТ « ХИ . СНЯ-
'пл! госяодзтч^йчл;! л-;-;-г;'-.' ~ >п.гт?л лстл "ь^счп-п от^лыт?
¡•v-ii-cH:'" о*"«1г» теории, лчаов rip;: naccsorreitint восточной традинион. нг,;< нз.чгсГ «члиспчо.-кя. С течением еремени
¡илллплч!?Н9сть пэдобнчх иселе::>:■):•)вез Чо."»»» плодит в систем»«» русло, пост »пенно вписываясь - m рчзличннх оенэвашп х - как в об-'цу1 -пгояу? теория, тлк и н те оря» монодг.йннх ладоэ, Последнее стало особеино результативным по мере освоения наяиии учеными дая-ных средневековой восточной иэукп. Она все более активно внедряется.в сознание этномузыковедоэ-востоковадоз, несомненно, обогашая научны? представления, рзешяряя и углубляя их. Последнее в полноа мвре. а тотет быть, и пгпкде рсяго, относится. к разработке ледовой п; облетати!-:!. Можно с уверенность*) окапать, что это проявляется р ряч«штии ладороЯ теории монодии, роль которой в теоретическом иуги-ког-нанни tc -бенно а е лика. 3- этом смысле вполне можно говорить о en pi с :i ном егляде re нтрлльчовзи-чтеко-го куэнкознзния н иузыкяльнуп чау к;, в :'?.:'):Ч.
Этот ?кл-''л целесообразно рассмотреть а двух отношениях.
Во-п рпнх, его .можно расценивать с позиций обдей теории моно-дийиых ладов. Думается, многие разработки, осуществленные в атно- * музнкрзрпнпи .нашего региона, нельзя интерпретировать иначе, как п'.1ДТ[1г-г'-'Пг,няг кп норсм материале fyиламентальных положений таю! теории. Думается такхо, некоторые положения, разработанные э нашей науке, представляют собой уточнения и дополнения шноппйной ладовой теории. Они, в первую очередь, касаются ладовой %нкцио-¡i4.ni пост;*, ппмчпипов ладовой церемонности, процессуальных аспектов л:»р.'>о';!>чяоиян'.ч, .становления чялодттгоской линии как воплощение лччопс.го ,. тоаш.та.г'.йствич лат у. Форш и некоторнх
других. 1'рома того, многие такие :юло.?.еа.и нйл.'.-ф'м^пшнно корркс-пондлрувт со с ¡е.»: на вешними научнинн данными, тем сзыым укрепляя я углубляя современнее их понимание.
Во-вторых. ;асс-датруьпем.-й вклад вкдочист и иовзе ответвление ¡¡¡оно дивной теории - лдсьув тс^риь о;лата- Он*. ¡ряд да должна' быть расценена как простое лерсналожение, даже модернизированное, тех теоретических принципов, которые содержатся в средневековых восточных трактатах, тем более, что в них от^яеца (причем заведома неполно) музыкально-црс^ессиональная практика периода более раннего, чем время '.оуь-2]оьаъ№ современной систв-к I.» комата. Представляется, что это тео{*гическ<..в- ответнлйнле делает самые -вервие, хотя и перспективные ааги, в основе своей согласующиеся с ¡иличиы-ии на сегодняшний яень положениями и принципам.-, ладовой теории монодии. Представляется такхе, что -развернуты« ¡шводо по зтомр поводу делать пока преждевременно.
Среди крупных у «к ¡их, работавших в области т. а дово2 теории в нашем регионе,, особенно следует выделить В.Беляева,■ ¡'.Раджабова и С.Кона. Каждый из них внес свой индивидуальный вклад.з развитие как востоковедной музыкальной- науки в гьлом, ты< и я те-о; ни восточных ионодийных ладов. Каждый из них фактически оказался основоположником определенного направления в. изучений ладовой с}еры-восточной монодии. В свою очередь, каждое из эти* направлений развивалось с течение и времени, причем в последние годи ясно обозначилась тен- ■ ценция к их активном!» взаимодействии) (она отчасти намечалась е собственных трудах упомянутых ученых). Представляется, что подобная тенденция вполне закономерна, она знаменует собой наиболее лерон'ек-тивнне направления научных поисков.
Таким образом, можно с уверенность» говорить, что развитии ладовой теории в отечественной науке осуществлядрсь, особенно в последние десятилетия, с активным участием центральноазиатскох'о этноцузыкознания. Значит ли это, что все кардинальные проблемы в этой области уже peшef^ы? Разумеется, нет. Так, до сих пор нельзя считать в концептуальнш плана решенной "старув" проблем соотношения строя и лада. В свое время предложенное П. Ко нем ее разрешение, сейчас, видимо, следует считать не вполне корректным.
Кроме того, своего решения, более глубокого, чам предлагаемое сегодня, ждет вопрос соотношения диатоники и хрошти») в приложении к монодии. Паконоц, требуют раскрытия спенифичзские ладо-
нив закономерности в жанровом, национальном, локальном и т.п. аспектах. Эти вопросы в нашем этномузыкознании лишь намечены, но не разработаны с должной датализнроаанностьп.
Представляется, что дальне йнеа обогащение дедовой теории в сфере этномузыно-лшния связано со вез большим разнообразием затрагиваемых вопросов, расширением объектов исследования, количественным увеличенным и качества иным умножением научных подходов. Именно на таком пути (музыкальное востоковедение ожидает наибольшие успехи.
Втопая глава диссертации "Проблема ритма в музыкознании Узбекистана, Таджикистана, Туркмении" поовякена проблемам ритма.
Если проблема лада всегда находилась -в активном поле зрения пентральноазяатского этномузыкознания (как это било показано в нридыдуща-Й гтавя), то вопроса« ритма традиционной музыки долгое время уделялось меньшее внимание ученых. Так, эти «опроси в 2050-е годы в той или иной степени затрагивается лишь в трудах А.Фитрата и В.Беляева. Только начиная о 60-х годов подобная проблематика попадает п пола зрения более широкого круга ученых -Н.Раджабова, Т. Соломонов ой, О.Бочкареюй, Ф.Кароматова, О.Матяку-бова, Р.Султановой, У.Авляновой, А.Ниэаюва, Ш.Гуллыева.
Подобная ситуация, на наш взгляд, объясняется несколькими причинами. Важнейшая аз них - недостаточная разработанность общей теории ритма, что серьезно затрудняло ритмический анализ восточно ?, монодийно;) музыки в методологическом и методическом отношениях. В самом деле, если общая таория лада в 1-й половине XX века представляло собой кошл«кс достаточно разработанных положений, то теории ритма в это время фактически не существовало: отдельные положения, касающиеся к тому же почти исключит еж но композиторской агулыки лишь некоторых исторических эпох, никак не могли заменить обе(ую теорию ритма. Справедливости рада сладует отметить, что и в наши дни., то есть полвека спустя, цузыкодедение, несмотря на значительные продвижения в этой сфере, лишь подхода! к-создании обшей теории ритма. Другая причина, впрочем, косвенно связанная о предыдущей, заключалась в чрезвычайном своеобразии ритмического строения восточной монодии (в том числе узбекской, таджикской и туркменской). Она резко отличалась- от ритмики традиционной музыки тях народов, которая к началу двадцатого столетия била >< поде зречия муэнкойеввнда. Это явление пополнят в ль но
Г6
затрудняло музыковедов республик -Центральной Азии, которня по-видимому, опасались неадекватности подходов.
Тем более следует высоко оценить работы, где так или иная» затрагивались вопросы ритма восточной монодии, созданные в-20-40-е годы. Среди'таких ученых, как ужа упоминалось, необходимо выделить А.Фитрата и В.Беляева.
■ В книге А.Фитрата "Узбекская классическая 'музыка.и ее история" содержится фактический первый "ов'ремянний нам обзор ее ритмического строения.
Если попытаться проецировать раздел о ритма книги Л.5нтрата на предложенную ранее классификацию методологических подходов в теоретическом изучении традиционного монодийного сокусстза, то легко убедиться, что А.Нитрат полностью придерживается историчнс-кого подхода.
Серьезный вклад в изучение ритмического отроения восточной монодии внес В.Беляев. Во многих его трудах, созданных в 20-40-е годы, затрагиваются проблемы ритма*.
Наиболее же крупным трудом ученого, специально посвященным проблемам ритма восточной традиционной газики, является работа "Ритмика узбекской народной музыки"2 (рукопись, 1941 г.). В ней сконцентрированы и во многом развиты многочисленные наблюдения В.Беляева над ритмическим строением узбекской музыки, содержащиеся в его трудах 20-30-х годов. Можно утверждать, что в названном труДе В.Беляева изложена, его концепция ритмического строения узбекской (шире - восточной) монодийной цузыки. Можно утверждать также, что концепция эта в основе своей имеет универсалистскую направленность. Об этом свидетельствуют многочисленные ссылки В.Беляева к традиционной культуре самых разных народов, как восточной. так и европейской3.
1 Справедливости ради следует отметить, что ученый уделял внимание не только узбекскому, таджикскому й туркменскому музыкальному ритму, но и ритмической структуре многих других восточных народов. См.: Турецкая музыка// 0 музыкальном фольклоре и древней письменности. - М.,1971, с.163-176; Афганская народная музыка. Там же, с.177-197; Персидокие теснифн. Там ко, с. 198-203.
2 Эта работа была задумана как глава книги об узбекском музыкальном фольклоре.
3 В.Беляев. Ритмика узбекской народной музыки, -г М., 1941. (Руко-■ пись хранится в ин-те искусствознания ич.Хпмзн).
Иначе,, нь>.А1п у и.Би/лнйз, иоогььпена ироолека ритмического
отроения восточной традиционной гдуанки ;; монографии И.Раджабова '"¿»hcm-w :vr.; i.u; .¡:r:i дгср"* ("К вопросу о «одомах"),.которая вмш-
nyftt.* осле* че.ч к^лин-.к :гч'Де тру ли li. Беляева (1963). Ч И!ЗГр»{»ИЯ • ïî.i'awûoôâ :4h-,„.i;i:;eT ЦОН..Й ЦЭб.-рОТ И изучений вояро-•;а; она ми-г-а&го» .,•> с. .¡;.уьу „., историческую методологическую yoiV.iwi.Ky. j «eU 'якрокс. »aciiui BSHtUti сре/швьзиатоких н> тисе-.»'¡.и-.х Ti-nSKci v»>t, а тек»ч собственный обишрпшй практический
оци'г - ¿ичт ик:ч с'-.t ылугош.
Дптор' рассматривает вьоь кошлгкс доставленных вопросов по» /ГЛ.,и -;r:Hi'.. i;.;t t 1ЬЛ\ HiMX MftTuДОЛ01МЧв "¿PX KOCU-TOK . ПврЯаЯ, ROTO-
рая в неокоиько uai.M кяича y*г е.»»-«. зы.» Oui доек на и.ышевыи, связана с идеей тесиоа, точнее, неооратимоя взаимосвязи ыеяяу рт аитопким иС?тич»с.«ой ti и,бетвгнно музцкальнбй состав-
ляющей художества нноои Полого, Вторая псснлкя, «отирая шергие в ооватском цьитрбльноазйа-гском иузнкознании и достаточно полно реализована й. Раджа бовим, утверадге-г принципиальную значимость для ритмического строения монодии (взятой в перзук. очередь в про $ессиональных .чанрс.впх разновидностях) кьавтитативной ритшки-аруз.
Труд налхтил ноане тзытнции в ее изучении проблематика рит-пз, .¡¡й- иного ирэвкяпиоды*» нового. Бесспорно, рассматривать рит-¡.•кчо ;»;ую opiальбит- b>:<no-mvil монодии сегодня вряд ли можно бея ■■'(su.unx на эту <;«!pj,e3hy»> монографию.
ha протеза ивк nejboro зтапа развития не втрааькоазиатс.чого !«y:)Ui"ùfHî/hn>i число p-idox, посвященных проблема отвод и «о о кой вое -точной ритмика, рачно как и количество авторов, било весьма невелики. Тем не менее в этот период лоно обнаружили себя две отмечен ш:е ранее, методологические установки с преобладающим теоретическим аспектом в трудах В.Беляева и историческим в монографиях А.Фитрата, Н.Раджабова. Каждый из ученых, как ухе упоминалось, внес серьезный вклад в развитие исследуемой проблемы, предложил интересную теоретическую ковдепцию. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что ухе в этот период наметились отчетливые моменты взаимодействия между обоими, методологическими подходами и в об лас ти исследования ритма. В самом деле, в оБоей монографии И.Раджа-бов отнюдь не ограничивается лкаь Пересказом материалов оредкеке-ковых трактатов, но стремится интерпретировать их в ко aie кои некоторых положений ссзрямейнпй ритмической теории. В своп очередь,
В,Беляев также использует некоторые дойные традиционной теории ритма. Думается, что линия взаимодействия названных методологических подходов активно развивалась и далее - на про-тяв>з кг» второго исторического периода развития центральноазиатокого языкознания 70-80-х годов.
Как и в остальных сферах, а области изучения ритма этот период характеризуется значительно!! активизацией. Существенно увели чивается число работ, посвященных рнть*у, расширяется авторская плеяда. Наконец, более разнообразной в целом становится конкрвт-ная тематика исследований. В поле зрения музыковедов попадают не только общие вопросы ритмического строения восточной монодии, гак это было ранее; .внимание учзшх обращается на более конкретные ас -пекты ритмики, например, связанные с отдельными жанрами, локальными стилями и другими аспектами восточной монодии.
Один из авторов, активно исследующих проблемы ритма узбекской традиционной музыки, является Т.Б.Соломонова. В ее статьях' и монографии, опубликованных в 70-е года, отчатливо обнаруживает себя отмеченные выше тенденции -ив плане методологических подходов, и в отношении конкретной тематики. При этом обнаруживается стремление автора объединить "теоретический" и "исторический" походы. "Историческое" начало реализуется ею в основном при анализе поэтической составляющей, тогда как исследование собственно музыкально-ритмических структур осуществляется по-прои.\$'щзству на базе положений общей теории музыкального ритма.
Несмотря на проблематичность ряда результатов монографии, она, тем не менее, сыграла свою позитивную роль в узбекском кознании, прежде всего благодаря двум факторам - во-первых, общему методологи ческому подходу к изучений восточной традиционной ритмики, опирающемуся на синтез двух направлений, осуществляемому в музыкознании региона по отношению к ритму по сути дела впервые, и, во-вторых, постановке и исследованию многих явлений рит-иа узбекского песенного фольклора.
В ином, ключе выполнены исследования О.Бочкаревой1. Несмотря на то, что диссертация ее, главным образом, посвлленп изучению музыкальных инструментов узбекской инструментальной музыки и юп-
* 0,.Бочкарева. О ритмике узбекской народьой инструментальной музыки //История-и современность. Проблема музыкальной культуры народов Узбекистана ,■ Туркмении, Таджикистана. -М., 1972,0.276-296,
росы матроритш рассматриваются в ней прежде всего в соответствии с-исходными целями работы, заключения, сделанные автором в интересующей нас сфере, достаточно ценны и представляют длн этно-муэыковвдов вполне с сш достаточное в плане развиты теории ритма восточной монодии значение. .Прежде поаго это касается рассуждения автора о метроритмической природе узбекской инструментальной мушки, непосредственно. самого используемого музыкального материала - pí¡Tm4dCK.ix' рисунков,- усу лей, так и сиособов организация ритма. В исследовании Бочкоревой O.A. шврьие в явном вадб поставлена -кардинальная проблема соотношение времяизмерительнооти а йкцентиости как оппозиционных пранциноа'. В целом же, объем поставленных проблем, уровень их рассмотрения и основательность ыетодо-логического подхода явно выделяют'исследование Бочкаревой O.A. и придает' ег ó 'результатам • накное значение •. для построения теории ритма восточной традиционной музыки.
Метро-ритмике узбекской .традиционной музыки большое внимание уделяется в книге Ф-.М.Кароматова "Узбекская инструментальная музыка". -_ .
Несмотря на об-лую направленность монографии, по священную прежде всего проблемам традиционного инструментария, глава ее "Усули .ударных инструментов", дает весы.® основательное представлю ние с-сфере ритетки-узбакокойл.юНодин'. О одной CTopomi, ее от-чичае i- компактное п. в подан* всего ььтег««л.ч, с 3-,ругой, ирягу с нею, его (шек-агнноегь. В сжато:.' вила здесь ^лгг^ььтрлы;') гз<и ген1.' осповиио мс:д;нтк;, касаии-^'С "• р;п"ю[' р:'.ул уЯ:-;пш:; вь'стр/л-'Ъп то а узбекской -гдешяашммоЗ глу&ыка - усылай, ¿ает.,;. пизегивлеи*» i !шх. oncc-vönx i»-с [кполнйппя s: Океании, e-V/w:1лгтоя C'OHi-an¡::: приш'ипн построения r:?;u-№ оршу сгон и .усул; и т-орс ти'^е-^й or.t)nc!<eH^<í этих 1:острог1-Ч1,':, ^зълензш осиовцке структурные и свАшатичгокве, их особеинезч и. Все гащеекпзлннез, нлемшеi:ito, при дает рассматриванию)* главе, 'помимо чисто научнох'и, большое м» i с flli4eCÍ-.Gt; :-i!!í..4é НШг .
fí число исследований, нсс^я:.;!^!!::'x ьчц.оегш [мггг.-г; п.! игра-;;; и ¿азиатской монодии,'ряд трудов по иробдаьа шрогря. О.ГЛкгякубо ва.Ю.Н.Плахова, Р»Султанопой, Среди широкою круга вопросов, поставленных наз-ваннымк учеными, особое место занчмаюг следующие -ритм i: ;-r:'¡hp, рлль ритма ß .tonskr? -{ормообрячочая® . соотношение с'шхог^^риой к ••íy'íüKaiibtioii j>?tm«-,»i i лгуг'лн. bwpiiv '-iменяются
в трудах и ввдужве торг,« метрической организации яруз.а п-барках, рассматривается связь музыкальной и иозтч-юской ритмики, теория рвтмо$ор&ул, усу лей и многое другое. Бесспорно, привлекает ввт-я-нве постановка и разработка к {у га проблем рвтх'а в газсдедов.эиаях Матякубова О.Р. В их числе философское понимание ритма в пауке Востока, различные категории ритма и его структуры, ратм и -санр, ритм в аспекте формообразования , во в за цмо от ноше пнях с другим! элемента!«! музыкального языка, прежде всего с ладом, рассмотрение ритма в процессе исторического становления макомата и многие другие вопросы. Кардинальность н сложность поднимаемых музыковедом ритшчзских проблем, отслоняли' и характер кх разработки. 3 од-ком случае ученый ограничивается постановкой ряда проблом, что уже саш по себе большое дело в. науке, в другом - когда это совпадало с изначально установленными целями исследованиями, серыз-но их разрабатывал. Особенно, на наш взгляд, основательно была рассмотрена проблема роли ритма в процессе фэр',»образования в макомах, становления этого жанра. Бесожм вкладом' в науку стало, ■ несомненно, и введение в научный обиход положений теории ритма восточной науки о музыке в монографии, посачщенной Флраби и ос-' ковам традиционной восточной музыки. Следует отметить также, что основательность выводов, сделанных в работах Матякубова О.Р., базируется на прочной базе - глубоком знаний материала исследования - "siiBofl" «узыки - хорезмских макомов, а также наследия научно-теоретической шелп Востока, в данном случая научного наследия Фарабн. В целом же в методологическом плане в трудах ученого намечается .тенденция к синтезу так называемого "теоретического" и "исторического" подходов.
Иначе, с использованием преимущественно'теоретического подхода проведены исследования Плахова Ю.Н. и Султановой P.P. Монография Плахова Ю.Й. по сути дела стала первой .работой, рассматривавшей проблему ритма в свете "действия" художественного канона в восточной монодии; диссертация же Султановой P.P. специально посвящена ритмике вокальных чаетей-Эашшкома.
В рамках аналогичного подхода выдержана и глава о ритме в диссертации Авляновой У.Т., посвященной диалектам узбекской музыки. В нэй представлен новый, не затрагиваемый прежде'в эт'номузы-козиании региона, локальный ракурс изучения традиционной ритмики.
В таком же ключа выполнен'и ряд трудов, посвященных ритми-
к ti туркменской монодии. Среди наиболее крупных исследований по данной проблематике следует откатить главы из диссертаций Гу-ялыв-ьа i¡., *óyCuui4.-c¿o?. Н., Макаровой М. В целом, несмотря на своеобразие ¡.кгдо;» рабс-г?; их зетО[Ы j«pa ¿'¡¡."па¡i'úi т?ркмеиеко£ традяпноп-ч..,* prrTti»K> придержи ваотоя '^»¡■¿г.'.чьс/ого логрод*. опщй^тея т а-' ¡гаггачя теорил р;гг?*}, pv>pí><CT-.t.tW': г советской музыкальной пауке к 00-к годам иак-н'о я.чкя.
;.!одаод>1 кго! и гшалптпческому обзору paCoí pav-'^ecKo* проол.п.и'гике , paaps¡5aTHB&PM>8 в яснгралмм&яььтпкои ггии^узыгссснг!-ii.:.i УХ века, отке^иь, что э &?/лъг*-р} его провела i; ця
1U..-.":?::сь oc.ic-bHv-'» уолкчн-л н^и»« и во характерис-
тики. С одной сторона, хотл oüsíí число усличвпопчцал, so canse к л.'я y.^cir»-."'. ритма традиционной музыки'достаточно велико, £уад«м&н-;a.uaix ра^м- и атой е+сре o*huc«i'i<í.a,i;o .njyrwx проблем монаднйнои музыки весьма немного. И зто не слу .аЗяз, Причин, о^ьлсггяянх слояившуюся ghtvшиш несколько я наиболее ввсокши из них являйся : I) сложность данной проблематики; 2) "позднее" становление общей теории ритма, ее категориальной систем* ,и научного аппарата исследования, применимого к явлениям ритма.'Именно "по ходу" формирования облай теорий ритма в музыкальной науке середины XX века, начиная с £0-70 годов растет число работ, связанных с ритми-юЛ тр-у^п-ио'шэй музыки. Увеличивается и круг вопросов,
аодшаешх з таких, трудах. Предметом цуолеповаиая (Яапязяточ оа-isin раэлл'пие юпы-еты рассмотрев»« рзтга: его структура - как ак-ды организации ритма, так и соботвзнв» "сгроп^оль íüíií мат-зрпнл" -ритмические рисунки, образующие, дреме кнут, "ткань" каких-либо музыкальных образов, характерных дли того или иного народа; ce«¡o.?ü ка ри-п-и, его роль в процессе (Юрмообразопагля, в спотй пробле» ¿апроз заточной монодии, я эдпоЕсга исполнительства, взаимоотношение ритма ьу зонального и поэти еде кого, преяотчвлейхм о рнткз, "счерпнутые из старинных трактатов и отражающий его пссточное повгтнзо ь кчогоэ другое,
Лпаломчг.о половева», олоьаьаемуоя в тчорка macwtmz ляд;.,«. ритиачвокая проблематика вплоть до середина нашего hc.m разматывалась на ш те риале йрзимущественно фольклорном. Й яяаь по изрз п пс тс пенного изиенения обществом общих лдзодогических нэгатиакнх установок гм згрэл.-ниоадок .¡i о-р'-лсйо'йлъпсс искусство, в тал «щ<ш муаыкады;оз,. с но попадает в cí-ipy г.вз,«1шя уча них. Пояадабток из ряд трудом. спГ(рлбттырпиязх пятиаку профессиональной >;уз«гл
устной традиции, а именно макомов. Оборотной стороной этого.явления становится ослабление интереса исследователей к фольклору. Однако, справедливости ради надо отметить, что этот процесс не получил здесь столь явного,резкого кревд в сторону профессиональной изустной музыки, как это случилось с теорией мЬнодийкых лаДов.
Относительно методологических подходов, применяющимися различными учеными в трудах по данной проблематике, как, впрочем, и конкретных методов изучения явлений ритма, следует отметить, что они весьма и весьма различны.
С одной стороны это и. общий "теоретический подход, наиболее, последовательное и развернутое использование которого характеризует многие работы второй половины XX'пека. ■ В этой связи следует отметить огромное влияние на теорию ритма централь шариатского этномузыкознания фундаментальных работ, созданных- в советской музыкальной науке. В первую очередь это относится к шнографиям Холоповой В.Г." и пре&де всего к предложенной и разработанной ею классификации видов ритмической организации музыки, наше дней спое претворение в трудах многих учзнах данного региона.
Относительно методов исследован®, использующихся .по отношению к ритму, следует заметить, что спектр их весьма обширен. Это и традиционная для языкознания методика изучения ритма," и наряду с ними методы, характерные для точных наук, статистический подход, нашедший в трудах зтномузыковедов Центральной Азан особенно широкое применение. Информация, полученная при помощи-таких методик, доказывает большую их результативность для. работ данного направления. ' '-..'"
С другой стороны,-теорию ритма центра ль н'оазиатс кого этному-выкозкания: характеризует и включение в научный обиход многих по- • ложвний восточной традиционной науки о ритме, почерпнутых из средневековых трактатов Востока. Примечательно при этом, что положения эти приводятся не просто в виде констатации ранее известных фактов, а в результате современного их осшсления получает свое дальнейшее развитие, становятся стимулом ^последовательному развитию различных положяний теории ритма традиционной восточной музыки.
Результаты, полученные в работах именно этог.о направления, а такта з трудах, синтезирующих в себе черты обоях указанных под-
ходов, позволяют говорить об обогащении и углублении научных представлений в области ритмической про бле да так и и, соответственно, о важном вкладе центральноазиатской музыкальной науки в сов-
рсмзшюе этноодзыкознание в излом.
Вклад этот реализуется по нескольким направлениям. О одно!! стороны, следует указать на постановку и дальнейшую :<|31«оотку многих проблем теории ритш в трудах центральноазиат-ских зтномугшковедов, в числе котррих наиболее удачно реализован нив - сложнейшие, посвященные взаимосвязи поэтической и иьгзыкаяь-•ноЯ ритмики, структуре и семантике ритш, его Функционированию в провисев ¡оршобразоаания.
С другой стороны, вклад этот подразумевает и развитие относительно "нового",' но, думается, чрезвычайно перспективного на-лравтепяч в э-гноыузикознании - теории ритма центральноазиатского ма кома та. Теорию, раэвивате^увен на стиха двух методологииакпх подходов - опирающеюся на основные принципы пауки о ритш, сформировавшейся к концу XX века и использующую сведения о ритме, подче рпнутые из средневековых восточных трактатов.
Наконец, можно говорить о вкладе центральноазиатского этно-музыкоз'нания'в музыкальную науку.в том смысла, что многие исследования, осуществленные на'музыкальном материале данного региона узбекской,- таджикской и туркменской традиционной музыке, является подтверадением основных 1?укдамеитзльдах поло») пив теории pimia. раарзбоганной и музыкальной науке XX века,
& Заключении в концентрированном виде кэлагиитвп осмии»-'-><ш>оди проведенного исследования, суммируется итоги диссертация и f.TM- частой необходимость дальне &:»Й научной разработки затронутых в ней проблем.
По'Теме диосартации опубликованы следующие работ« :
1. Этномузыковедение - как явление культуры. - Тезисы докладов. Усть-Каменогорск, 1990 - ti.ii и,л.
2.- В.Беляев - исследователь ригмики узбекской народно!! ауэыки (в печати). 1990, 0,5 п.л.
3. Музыковедение в республиках Средней Азии, Борбад и художественные традиции народов центральной и передней Азии; ж торга) и современность. Лушанбе, Т9Э(3 0,5 п.л.
. - ¿4 -МУХТАСАР
Мусицащунослик фани XX аср.давомида Марказий Осив шштакаси да бенихйя ривож тоцди. Хусусан, унда бу илмнивг. "шаркни" на • "овруповий" шгьаналари кесиищи, нисоатап янги булган таддидот у: • лубиёт ва йуналиюлари дарор тоцди. Булариинг пириоардида эса мадлвй мусиций мерос ва умумад, монодаК тафаккур махеуди оулган намуналарни урганиш янада самарала будди. Зришилган натижаларни улумлактириб, бар тизим асосида таошнфлаб берип масаяаси упбу • диссертацияда кузланган бои мадсаддир. Бунда кун ;;:ихатдан 'тари-хи, дина, этник таркиби, мадавияти ва х.' узаро яцин оулган Уз1>с кистон, Тожикистон ва Турвманистон давлатларида аыалга огагрнлган илмий=изланишлари хосилаои мазкур тадкпцотнинг мухшл манбаъларин» ташкял этди. 1йушшгдек, асосий дедат-эьт'пбор монодия тплштншг ■ икка асоси - тузук /лад'1 ьа ритм Ьыилларшшиг насарий куаммоларп га даратидди.
Тузук борасида 1 Х-боб^ юзага келган клк боецкчни /20;30 нитляр1 урганиш юзасидан Л. Эйхгори, А.йитрат, Н.Миронсш, ЦЛЪманочская. В.Успенский ва В.Беляевлар олиб борган илмий-амалий игзларн та>;'ип этилди. Бунда турлн цлмнЗ фикрлар "туцнашуви" айн булади. 'Хусуеан, Н.Миронов узбек мусицасинц ЗЗ-погонали товуищаторга таяника хаки -да хулосага келган булса, В.Беляев, аксивча, узбек ва бойца акса-рият Шар« хал «ларининг мус.инаси асоснда тетрахорд 14 погонали t • товуищатор/ ётивм намда унинг эволюцияси яараённда кепг хаямлн диатоник тузуклар юзага келиши хусусида уз таълимот.шш баУн этди.
Тузук борасидаги турли ва баьван «арама-карыи фикрлар бзёнч кеййиги даврларда хам мушонада этвлади. Шулардап дкдцатга сазо-ворлари Ф.Кароматов ва Ю.Кон тадкикотларида шакл топдики, бунда Узбекистоп буйлаб утказилган фольклор экспедициялара ва' уларда камлангап куйларнипг назарий тахлили баракали. булди Щу билан
iupra устозона .мусида хусуеида И.Ражабов эълон дилгап "Мацомлар jtecnra дои [i" >w>¿J илмай монографией макомотна урган'иеда му-
.шл iioiyt.íiiop булди. Хуауоаи, L'¿ маном твзишши тузук жихатдан тар-ль ío¡iii...i, у ларя а Гксмакои куркума га сиигиб коти ни, вамудяахжинг »ушъЮФдоеп ио>;й,м; wtCu одо* бритве óupiau иураккаб дайсулар ..«ирги ы íi и ом ; ¡y i г о о л i а к 'а яма учуй таянч-aouc 0удг;и.
70-üu йидяари гу.>ук мугдммолари юзаоидаи шги назариялар /"нуйи uHu;;a" ¡чшпаши, тузушпш' падал хусусияти, узгарушан лад »'.а ж.' •ужудга келдл. Ьу iiyiuwu... зоа С.Гаяииюя на уиияг аздиплауи Aí.ív.i •y»rthiíiut.i, Хксччоиа ва ó J алмий- фаолрятида рввож товда. kyotnta ¡уносларнииг тузук'ы-аснд»я н&рьш&ФЗ у? гупулоц xaonüi» уняиб. арали рцвнщца «уйндагича нсштнди;
I. "тарихий" кунрод мусжк'ий риеолаларга на улардагя атома-ту ¡унчаларга таянади ''И.Рагабов, ¿.Назаров аа 6J
II. '"наааркй" - европа мусицашуноолигвда шакл топган илмяй уоуя а тушунчаларга таянади (С.Ралицкая, О.Матёкубон ва 6 J
!.:. "otHJ-fo-fiiK" '"'¡ни "арапам1''' -кап серя, хам eupoiia муснкаыуноо иг» вчмша yiíryii зтади 'Ц.Ивяг-ци. ' ■
¡.■л'.'ií-íjii-íiiiisîïîr ритм жплатя ъа учш'р оидая cot лик навари;i -ллоала ■ ар диссортицнкшшг П-йосшдая Joint олда. hiS(o шуни айгии i^iMUt-'n у оорадц /цулутч урганнчлан фарцла уларо»'' бажари-тган идмай им ар салил'!! аичы-ина каи. Чужжчи. дасмаокк босдичт A.i.tryu? о£1 tin эса 'В. Бвлявшшнг ыоаодия Цвтжгч дойр фикрларидин о?лак í) • тшйц) да>н>мкяз »^тчборга лойиц бошца назйриялар ираталиад« hñíiíi'saia (>о йняларга к>,';>нм Ру яохаяа чонланаи кузатилгиш ■ Ритмрч
ад умумиазарий таълшлоф шага кали ганда tí.i'asaooa. д. Карамазов .Соломонова О.Бочкарева И.Акбарой Ш.Гуллиои Н.Абубакирова а боварпар маг.»;'« .,jkk»u К/^ш'лр- Б?п®» иусикий рисолаларпа и я-ий таонифлашаи рии-; н';<^';ар;! чч яу^пы угуптрч мутим ниичг
:f : i ; ГгЧ'ГЗН ' HOtfí !-'У ЯП:Н-' .
Даосертацияца цулланган «иесий кузетувлар ва якуний хулоса-лар минтанаввй мицёсдаги мусидешуи ослик илмини. унга хос уму-мий тамойилни, тадцикотларда ка'чр этияаотган умумнй .донуниятлар ва?* хоказоларгшгг илмий зътирофи учун кенг имкон боради. ;
Ы В U 1J А К Y
'The XX th century Is characterised by a ne'.v period of the de™ . ci -.ti-it-nl <.i Jer.tral Лл1зп иав!coioj;y. There were crossed "orien-i iti"rt end •S-ai't-uaropeari" traditions in .riunic a tudiea and coupara-сtv ijc-v? way» and directions .vera autfiblishml. In the result tin; ••:t.rl.' >f naticn-.l inuaicHl h«i-it.4(;e .vru; Ir.tenaifi srt. The aim Qf- the OieaifiKto obnei-vc tne way paaoed by central AkIs.ii шш1 colopy au.i tu i jnerai] „« the 1v-3.1lю achieved. fn banic'cmtej-inl v.x aao in-uiij titration:.; on i.n.nic created in three Centre I 1я1ш> republic»
ля Ui.iif:I:irtnri, Tadjikistan and lurifc-ienintcm which in ¡папу ав-. vita i'h i .< t-г; с ¡1, : .= 11/' ia.: i, «ocinl, cultural ft I.e.) are close to each other. An. a wetter, oi. Pact the ваш attention in payed to tin-
or> of two" basic factors of monodic music mode aaJ tuylha,' tfi tn»y were ¿.w.i.Tti retard t>v ¡.he L'-H^i r>ci sts of these republics.
In Chapter One devoted to the problem of mode the tlieoretic.il .-/orka of. first scholars (of the twenties-fifties) such aa A.Eicb--horn, A.Pitrat, li.Mironov, E.Roaanovnkaja, V.Uaperiakiy and V.Bel-jaev are analyzed. In .this period different- ideas come into "collision". In particular il.aircnov comes to the .conclusion that Uzbei. Ljuoic. in based on 33 pitches scale and V.Beljaev in the contrary i.-.aniic-ot* that mi.-ii-c of U/boirrt a« well as of many other oriental : eociea it; l»-tsed on four pi tehee ¡ic«l e* .vhien in the r<v~ul f "'"if their ,<volution t:iii,pd into dinfjiiie miien of в-teipletl VDLpon.
bifi'crfciit and stone tiwu3 Ciutr.iry oi.inionf; еэпс-м ni ;>.g the oroblcm of node are i.iani fested in ::o:;terior period s'i .vsll. In thif» re-meet the tnvnst i/r<jt.iom? oi t , rl-irobifit ov :-nd J .».on »ibcwltl t>-nut iced. Their theoretical amljn»» 'Л the numcal laatferi'.lt» colIan tad dwstf tig j'ollilor ezp-^Ut i mm i i,iv»^gu Oibc4.intf.fi ./ere uuccemi ful. At-tue aaae t.ln.e the nonoi-raph by I.Hud jabov "U+vUr m:»»a • lasi.-.a doir" ("On гааксщ ргоЬ1еы"У (Tashkent, 19&3J devoted to ovt .-..-.sit! -inn vary ni ii'."-.nt ten прУоп itMdien. Ilia opinion on modal
ori;aiii..„!.iC'n Oi h- iu-k-ii.m, th il -¡i: ¡;i .1! i '11 i on iut- -'¡!ru:i:ir k Оы йо
well aa the essence of nmnudn in nhu'пае and o'h^r >•>>' id) i c;i t mi questions raised by this . scholar.. are very important lor modern ntiuH eii on -"sVnias.
In the .=mv e:'t-i <>!i f ichtic.. n j i .-.n nd" пгоЫеяя (мисЬ a«i Drinciple oi a :'J'V,/t-r ! imIi-", ¡.. ■< 1 ,■»=■---1«l ! -л i i V i '->•, r>f r-i-"] i-:;, гч
2 h
rlable mode etc.) appeared. Thin direction finda 5 ta reçli5;.itior in the worlco hy R.Oalitnkajo and hor follwerft (Jî.Kokuljar.nk.%1 a, o.Khiflamova and otliern).
There are conditionally throe /-;cneml netbodolof;!tendency in Central Asian Krasicolof,y:
1) "historical" - which in based mostly 011 i.:u:--icai troutim;;-usine their terns, conceptions (l.Rad.lsbfv, A.llasnrov .and otherrs» ;
2) "theoretical'* — baoed on west-om-opean coneeptn and methods of munie ntudierc (S.Galitskaja, O.I.iatjalcu'bov' and nthern);
3) "synthetical" (or "mixed") which u.ioo both oriental nr.d west-european methods ol' municolof.y (V.iioljaev, O.Jbrarhit'ov :mà others),
Chapter Two in devoted to the problems of rhytlm of r-ono-Jio tnuoic. It must be noticed that in thin ca"c (unlike to the nt»*? of mode problemn) the results of • invsntlrntions» r.r? cor-idernMy weak. In fact becides A.Pitrat'n and later on V .L'elj'spv'n ro-.-ear-chea concerning thin problem nothing like -an made daring. Ui" twentlep-fiftieo» Juot by the sixtien we see fone revival in this field. I.Radjabov, F.Karomatov, T.Solcmonorn, O.bonhkjr.jovs, I.Ak barov, Sh.Gullyev, li.Abubakirova and other naoicolr>f5i".ti cf *he region nake certain contributions to ntudy the problems of rhythn« Description of rhythms, their clnaaificntion, certain uojIb rivhr in medieval musical treatise» were baatcnl rer th* '.i>ve!»tir.ntin:i*-of these scholars.
Cc-mparativa fHudieR-of the "ri?f>ult£» of tlieor«ti"nl "h"f
of Central Aniaii ausicolorjirrto, our concltnionr i:i •» 1i:.-j car.»- -rtic; ttiye a poBPibllity to exposure conmon tri!d«n'\y "'id c on for:; i t: ~:< *iith a law in muet colony of the region, to r«>«ii ft« i t>l:»en
p. lToanncavfo k ne'triti' x -f •
HaK.— IH ivAi/-Tirpaac -fC[ ■ 1 ' v. OrviaTOHo >' All TtlK
Th<«!:«,HT. HaFOH, 30.