автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Таджикская фортепианная музыка и вопросы её интерпретации

  • Год: 1985
  • Автор научной работы: Попандопуло, Татьяна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Таджикская фортепианная музыка и вопросы её интерпретации'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Попандопуло, Татьяна Александровна

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. Глава I. ЗАРОЖДЕНИЕ ТАДЖИКСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ

МУЗЫКИ (30-40-е годы) ii а) Исторический очерк б) Таджикская народная и народно-профессиональная музыка устной традиции. в) Таджикская фортепианная музыка с по 1945 год

3.Глава П. ТАДМЖАЯ ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА ПОСЛЕ

ВОЕННОГО ПЕРИОДА (1945-1960 гг.) а) Творчество М.ЭДуравина, С.Баласаняна, А.Ленского и других б) Произведения .для,Фортепиано первых таджикских авторов' - З.Шахида, А.Хамдамова,

Ш. СайфитданЬдаг и ^других. в) Первые таджийсйгё^ фортепианные концерты (Концерт Я.Сабзанова, Концерт М.Атоева) г) Вопросы интерпретации.

4. Глава Ш. ТАДЖИКСКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА ТАДЖИК

СКИХ КОМПОЗИТОРОВ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

1960-1983 гг.) а) Фортепианная музыка композиторов 70-х годов (Ф.Бахора, А. Со лиева, Т.Шахиди, Ю.Маме-дова, Д.Дустмухаммедова и др. б) Крупная форма в таджикской фортепианной музыке в) Вопросы интерпретации

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Таджикская фортепианная музыка и вопросы её интерпретации"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ". Новая полоса всемирной истории" - так охарактеризовал В.И.Ленин "пробуждение Азии", при котором "Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое населения проснулись к т новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию". В жизни таджикского народа, отметившего 60-летие своей республики, на этом новом историческом этапе были созданы небывалые условия для развития искусства, приобщения к ценностям мировой культуры. Сближению таджикской музыки с европейской музыкальной классикой способствовал богатый опыт русской школы, традиции "русского музыкального ориентализма". Освоение же национальной музыкой достижений европейской музыкальной культуры - инструментария,темперации, многоголосия, фиксированной нотной записи - сопряжено с рождением новой формы, нового, третьего пласта - таджикского профессионально-композиторского творчества. Последнее, по верному замечанию Н.С.Янов-Яновской относительно аналогичных процессов в узбекской музыке ¡190; развивается параллельно двум основным пластам, по-прежнему любимым и популярным, - народной (фольклор) и народно-классической музыки устной традиции. В целом "путь (развития национальной музыки) в сущности остался тем же (тот же маршрут) только сама дорога стала шире, богаче (аналогично тому,как узкая улочка старого горда, не меняя своего направления, раздвигается,превращаясь в светлый и просторный проспект и скачок в развитии национальной культуры происходит "в русле все той же дороги" /180, c.7Q7.

Таджикская фортепианная музыка предстает перед нами неотъемлемой частью "нового проспекта"»вливающегося, в свою очердь, в магистраль многонационального советского музыкального искусства. I Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.23, с.145-146.

Исчисляемая полувеком, а для таджикских композиторов лишь тремя десятилетиями,история зарождения и развития фортепианной музыки в республике, дает основание считать ее самой молодой ветвью национального музыкального искусства«Основываясь на достижениях мирового фортепианного творчества,она восходит к народной музыке,которая всегда была источником живого языка современности. В сложном пути таджикской фортепианной музыки от фольклорных транскрипций до оригинальных сочинений почти во всех жанрах народные музыкальные традиции ". обнаружили способность органически синтезироваться с приемами композиторского письма и, что особенно важно,утверт ждаться в качестве его новых выразительных средств . Динамика этого явления проявляется в углублении понимания сущности национального в музыке, которое не связывается непременно с "этнографизмом" мышления и обязательным канонизированием определенных приемов обработки фольклорного материала. Из приведенных в диссертации примеров видно,насколько органично вошли в таджикскую фортепианную музыку понятия "дойровость", "дутарность","остинатность" и т.д., утвердившись в качестве носителей национальной образности. Поначалу однобокое понимание традиций, слишком частое использование одних и тех же приемов, особенно кварто-квинтовых параллелизмов, увеличенных секунд, ритмо-фаятурных формул, схемы "мелодия -усуль", таджикских композиторов обогатился,приобрел более глубокую связь с традициями. Активность в применении ряда формообразующих средств народной и народно-классической музыки: движение к экзальтированной кульминации ("ауджу"), варьирование одной мелодической ячейки, волнообразное восходяще-нисходящее развитие, переключение в противоположную эмоциональную сферу и другие, - повлекла.за со

I Абасова Э., Мамедов Н. Мугам и азербайджанский симфонизм. В кн.: Музыкальная трибуна Азии, с.14. бой переосмысливание старых традиционных жанров и фор как европейской, так и восточной музыки. Проявлению национально-стилевых черт способствовал также характер высказывания, В лиричности,поэтичное ти »повествовательности , декламадаонности,экспрессивности последнего сказалось немалое влияние русских композиторов с одной стороны, и с другой - обнаружилась органичная связь с различными видами искусства Востока. Большие возможности,как для композиторского творчества, так и для исполнительства, открываете частности, восточная музыкально-поэтическая традиция "назира".

Нашло свой язык, оказалось в центре внимания таджикских авторов фортепиано - "символ музыкальной Европеы" (1,Гаккель) -с его спецификой,историей,традициями,внешне,казалось ба несовместимое с природой национальной музыки, с мояодиИным мышлением.Этот инструмент активно вошел в музыкальную жизнь ресиублики,сыграл значительную роль в музыкальном образований, подготовке композиторов-профессионалов,и, перестав быть "чужаком",органично и естественно стал составной частью таджикского профессионального музыкального искусства.

С каждым годом продолжает расти интерес таджикских композиторов к фортепиано. Об этом свидетельствует появление произведении, в которых авторы решительно ищут новые пути, как в области музыкального языка, индивидуально-стилевой характерности, так и в области расширения жанровой сферы. Последняя обогатилась фортепианной сонатой, рапсодией, байтом. Таджикской фортепианной музыкой еще не затронуты многие европейские жанры (в частности, этюда), что не свидетельствует, однако, об отсутствии предпосылок возникновения пьес такого рода и не исключает возможности их появления. Те европейские жанры, которые прочно утвердились на национальной основе, нашли точки соприкосновения с местными традициями; очевидно,что процесс приобщения к жанрам мирового музыкального искусства будет сопровождаться интенсивным их переосмыслением, поиском эквивалента в народных традициях. Обилие жанров таджикской музыки, взаимосвязь музыкальных традиций с другими видами искусства, процесс активного взаимодействия и взаимообогащения братских культур позволяют надеяться на возникновение сочинений, близких европейским жанрам или напоминающих их, но с ярко выраженными признаками национального своеобразия. Уже появившиеся, но пока единичные, фортепианный байт, равона, тасниф,ташниз, сарахбор - новые жанры, лишь отдаленно сравнимые с европейскими. Каждый из них предполагает не только свойственные их природе ритм, движение, форму, фактуру, но и несут в себе совершенно определенные образность, смысл, назначение. Таким образом, наметилось расширение жанровой сферы таджикской фортепианной музыки в сторону национально-традици онных жанров.

Более глубокое проникновение в сущность национальных традиций свободное их преобразование, переосмысление на основе новейших достижений европейской фортепианной музыки открывают перед таджикскими композиторами перспективу дальнейшего обогащения вы$ разительных средств. Серьезная заявка сделана в отношении ритмики, интонационного развития, тембрового многообразия.

Борьба за самобытность национального стиля - это не только определенная стилистическая направленность композиторской школы, это и развитие исполнительской культуры, музыкального образования." /144,с.16§7. Фортепианное обучение, исполнительство и композиторское творчество в республике тесно связаны между собой. Благодаря повышению уровня музыкального образования за последнее двадцатилетие,таджикские фортепианные произведения обрели реальность концертного воплощения. В исполнении местных пианистов впервые прозвучало большинство таджикских фортепианных опусов, и при этом на одно из главных мест выдвигалась задача наиболее полного претворения национального начала. Для музыкального образования, формирования верного отношения к национальной музыкальной культуре, современному композиторскому творчеству огромное значение имело создание фортепианных пьес учебно-педагогического репертуара, "детских альбомов", издание новых сборников "Идет живительный процесс обогащения искусства знанием жизни и, с другой стороны, дальнейшего приобщения многомиллионных масс трудящихся к ценностям культур" /5, с.807*

Синтез различных культур, традиций, наблюдаемый в таджикской фортепианной музыке практически подтверждает несостоятельность утверждений об "изолированности" восточной музыки, ее "несовместимости" с европейскими традициями, еще раз доказывает возможность их плодотворного сосуществования, при котором фольклор и местные традиции оказываются вовлеченными в процесс развития новых жанров, форм, претворения особенностей монодичеоксй музыкальной культуры в необычных для нее условиях фортепианного звучания.

165

НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ

Дар сари кутал

2а • (,ц ку -ТО.Л сгР'Чинан-гнн Ао-рл-ив. 3, м

1X4, с,210 / - и ку- 90 « А""К

Гариби

114, о.211/

А»*» «- «у-«А

V АД

Шо даромад хонае с с*г ту

4-а 4-6

Що +*-ро-п>§ мт-е гаа-мо-щ ию маг тг о нас м > ^гМ^г N р >гМ

Кишвари мо Л г . 1 ^ 1» г. к ^. * . /я . Ли Л . МА - Аа - Л\Л

Д^мшчл-^ по д«- И - МО Л - ДНЛ.-А0-/ЮК ме -вД-»А

114, с.202/

41

В.Белый. Пять песен

5-а

5-6

В.Белый. Пять песен

5-в

5-г

5-д

1— Ч ДДО *) 4*гЭ——1- щ ГР * X /гЦ - { . * г!

-Мнн-Н .3 —1

6. а/

Ш.Сайфитдинов. Прелюдия/начал0/

Ап<Ь»*е гиьгЬо середина/

7. С.Баласанян. Сонатина ре" /"О,друг"/ из сб.Н.Миронова "ВДузыка таджиков' га/|ц г г г НГ±Щ1Г Г" Пг ^ 76 с.82 / тема Гл.даотш

Лейтмотив Лейли из балета "Лейли и Меджнун'

Ль} Л •

С/., Агуза. 76, с.59/

8. А.Ленский. Прелюдия и фуга а/ Прелюдия , тт.4 -6 . и | б/ Фута, тт. 42-44

У ^ ЫййМг—4 - -щ

Я.Сабзанов. Концерт а/ Вступление

АНеуъ мос/егд*о м *

ЗЕ т I V 3 ш * фГ

ВЦж г г б/ в/ Связующая п.

НоЛг^о г/ побочная п. щ ф 4 4 | £ # > ггI?

НАШ д/ Побочная п., соло

10.

169

Ф.Бахор. Соната op. I а/ I часть, I элемент гл.п.

Alltnro Moderate б/ I часть, 2-ой элемент гл.п.

Ир шщ ц i1 Щ pppi

А.

II.

Ю.Мамедов. Соната. /П часть, тт. 3-5/ з л

-j

12.

Т.Шахиди. Соната /тт. 12-14/

13. а/ $ ю. Мамедов. Созвучия для 2-х фп и 3-х дойр

Ь - - - ! ~Ьг У

Ту* Й г г

С. I Л

УтЬ т^Ез I £ ¿'Л ш £

133

14. З.Миршакар. 24 байта а/ Jê 21

-L jr J J y.

--Wí б/ * 5 ЛНедго а>п mo/to в/ JÉ 10

Ru. Rito j/ esfrejitvo

Г/ Л 16 * 15 lMf»rt>y¡jata 4.d Hi tun $ л F * F ф я ф ър и £ Чгг ^ "--------^

 

Список научной литературыПопандопуло, Татьяна Александровна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. ЛЕНИН В.И. О литературе и искусстве. М,: Худож.литература, 1976. - 827 с.

2. ЛШШ В.И. О культуре. М.: Политиздат, 1980. - 336 с.

3. ПРОГРАММА Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1978. - 144 с.

4. МАТЕРИАЛЫ ХХУ схезда КПСС. М.: Политиздат,1976. -256 с.

5. МАТЕРИАЛЫ ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат,1981. -233 о.

6. Коммунистическая партия Таджикистана в период Великой Отечественной войны (июнь 1941-1945 гг.). Душанбе: Ирфон,1983. -318 с.

7. АЛЕКСЕЕВ А. Советская фортепианная музыка (1917-1945). -М.: Музыка, 1974. 248 с.

8. АЛЕКСЕЕВ А. История фортепианного искусства. Ч.Ш. М.: Музыка, 1982. - 286 с.

9. АПОЯН Ш. Фортепианная музыка Советской Армении. Ереван: Айастан, 1968. - 246 с.

10. АСАФЬЕВ Б. Избранные труды. М.: АН СССР, 1952. - Т.1.-400 с.

11. БАРЕНБОлМ Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов.компози-тор, 1973. - 351 с.

12. ВЕРТЕЛЬС Е.Э. Избранные труды. Т.1. История персидско-таджикской литературы. - М.: Изд.вост.литературы,1960. - 556 с.

13. БЕРТЕЛЬС Е.Э. Избранные труды: Навои и Джами. Т.4. -М.: Наука, 1965. - 498 с.

14. Взаимообогащение музыкальных культур народов Средней Азии и Казахстана: Межреспубликанская научно-теоретическая конференция (10-14 ноября 1975). Ташкент: изд.лит-ры и иск-ва, 1977. - 208 о.

15. ВИНОГРАДОВ В. Музыка Советского Востока. М.: Сов.композитор,1968. - 234 с.

16. ВИНОГРАДОВ В. Классические традиции иранской музыки. -М.: Сов.композитор, 1982. 184 с.

17. Вопросы истории и теории узбекской советской музыки. -Ташкент: Фая, 1976. 269 с.

18. Вопросы музыкознания. Вып.2. Ташкент: Фан,1971. -199 с.

19. Вопросы фортепианного творчества, исполнительства и педагогики: Сб.статей / Сост., вступ.статья, общая ред. С.М.Хен-товой. Л.-М.: Сов.композитор, 1973. - 136 с.

20. ШЗГО Т. Виктор Александрович Успенский. Ташкент: Госиздат Уз ССР, 1950. - 32 с.

21. ШЗГО Т. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. М.: Музыка, 1970. - 320 с.

22. ШЗГО Т. Музыкальные инструмента Средней Азии: Исторические очерки. М.: Музыка, 1980. - 190 с.

23. ШЗГ0-ИВАН0ВА И.М. Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана (I9I7-I967): Исследование. -М.-Л.: Сов.композитор, 1974. 160 с.

24. ГАККЕЯЬ Л. Фортепианная музыка XX века: Очерки. Л.-М.: Сов.композитор,1976. - 265 с.

25. ГИНЗБУРГ Л.О. О некоторых эстетических проблемах музыкального исполнительства: Исследования, статьи, очерки. М.: Сов.композитор. - 398 с.

26. ГРУБЕР Р. Всеобщая история музыки. 4.1. М.: Гос. муз.изд-во, i960. - 488 о.

27. ДЕЛЬСОН В. Фортепианное творчество Д.Шостаковича. М.: Сов.композитор, 1971. - 246 о.

28. ДЕЛЬСОН В. Фортепианное творчество ш пианизм Прокофьева. М.: Сов.композитор,1973. - 280 с.

29. ЗАКРЖЕВСКАЯ С.А. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. Ташкент: Фан, 1979. -120 с.

30. Искусство таджикского народа. В&п.З. - Душанбе: До-ниш, 1965. - 249 с.

31. История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. - М.: Музыка, 1972. - 415 о.

32. История музыки народов СССР. Т.З. (I94I-I945 гг.). М.: Сов.композитор, 1972. - 544 с.

33. История музыки народов СССР. Т.5, ч.2. М.: Сов.компо-зитор, 1974. - 383 с.

34. История Таджикской ССР. Изд.2-е. - Душанбе: Маориф, 1983, - 400 с.

35. История узбекской советской музыки (в двух томах).

36. Т.П (1945-1967). Ташкент: Изд-во лит. и иск-ва, 1973. - 373с.

37. KAP0MAT0B Ф. Узбекская инструментальная музыка (Наследие). Ташкент, 1972. - 360 с.

38. KAP0MAT0B Ф., НУРДЕАН0В Н. Музыкальное искусство Памира. Кн.1. - М.: Сов.композитор, 1978. - 182 с.

39. КОГАН Г. Ферруччо Бузони. М.: Музыка, 1964. - 191 с.

40. K0HEH В. Театр и симфония. М.: Музыка, 1968. - 251 с.

41. Критика и музыкознание. Вып,2.-1.: Музыка, 1980.-270 с.

42. ЛЕНСЮМ А. Таджикская ССР. 2-е изд. М.: Музгиз,1957,64с

43. ЛЕОНТЬЕВА О.Т. Карл Орф. М.: Музыка, 1984. - 334 с.

44. МАЗЕЛЬ Л. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов.композитор,1982. - 328 с.

45. Макомы, мугамы и современное композиторское творчество.-Ташкент: Йзд.лит-ры и искусства, 1978. 260 о.

46. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1919-1945). Бып.1.- Душанбе: Дониш, 1974. 174 с.

47. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. Вып.2. (1945-1965). - Душанбе: Дониш, 1975. - 162 с.

48. Музыкальная культура Узбекской ССР. М.: Музыка, 1981.350 с.

49. Музыкальная трибуна Азии (Алма-Ата,1973). М.: Сов. композитор, 1975. - 151 с.

50. Музыкальная форма. / Тюлин Ю. и др. М.: Музыка,1974.-359 о.

51. Музыка народов Азии и Африки. Вып.2. - М.: Сов. композитор, 1973. - 422 с.

52. Музыка народов Азии и Африки. Вып.З. - М.: Сов.композитор, 1980. - 422 с.

53. Музыка республик Закавказья. Тбилиси: Хеловнеба, 1975. - 335 о.

54. Музыкальная эстетика стран Востока. М.: Музыка,1967.-414 с.

55. НАЗАЙКИШКИЙ Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. - 319 с.

56. НШГАУЗ Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музгиз, 1958. - 319 с.

57. ОРЛОВ Г,А. Советский фортепианный концерт. Л.: Муз-газ, 1954. - 212 с.

58. Очерки о киргизской фортепианной музыке для студентов муз.училища и вузов. / М.Г.Бурштин, К.Л.Надыршина, А.Д.Склютов-ский, П.А.Цокуренко, Ю.Б.Кузнецов, А.Я.Рябов. Фрунзе: Мектеп, 1984. - 83 с.

59. Поэзия вагантов. М.: Наука, 1975. - 594 с.

60. Проблемы музыкального фольклора народов ССР. М.: Музыка, 1973. - 400 с.

61. РААБЕН Л. Советский инструментальный концерт (19681975). Л.: Музыка, 1976. - 80 с.

62. РАБИНОВИЧ Д. Исполнитель и стиль. Избр.статьи. Вып.2.-М.: Сов.композитор, 1981, 229 с.

63. РЕМПЕЛЬ Л.И. Искусство Среднего Востока. М.: Сов.художник, 1978. - 286 с.

64. Роднкк жемчужин: Персидско-таджикская классическая поэзия. / Сост. М.-Н.О.Османов. М.: Московский рабочий,1982. -512 с.

65. РУЧЬЕВСКАЯ Е. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. - 159 о.

66. РЯБОВ А., СКЛЮТОВСШ А. Киргизская фортепианная музыка: Методические заметки. Фрунзе: Мектеп, 1982. - 48 с.

67. САВШИНСКЙЙ С. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.-Л.: Музыка,1964. - 187 с.

68. СТАСОВ В. Избранные сочинения. Т.1. - М.: Искусство, 1952* - 736 с.

69. СТРАВЙШКИИ И.Ф. Статьи и материалы. /Общ.ред.Б.М.Яру-стовского.-М.: Сов.композитор, 1973. 526 с.

70. СТРАВИНСШ1 И.Ф. Хроника моей жизни.- Л.:Музгиз,1963.273 о»70 .СУЛЕЯМ АН X. Искусство миниатюры эпохи Бабуридов. Предисловие к альбому иллюстраций "Миниатюры к Бабур-наме" / Автор -сост.Х.Сулейман. Ташкент: Фан,1970, - 160, с.

71. ТУРСУН-ЗАДЕ Ф.М. Художественные традиции и прогресс искусства. Душанбе: Ирфон,1976. - 124 с,

72. УИФАЛУШИ И. Бела Барток. Будапешт, 1971, - 373 с,

73. ФИРДОУСИ. Шах-наме: Сказание о Рустаме. М.: Худож.литература, 1980. - 477 с.

74. ЦУККЕРМАН В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964. - 159 с,

75. ШАХНАЗАРОВА Н. О национальном в музыке. Изд.2-е. - М.: Музыка, 1968, - 86 с.

76. ШАХНАЗАРОВА Н., ГОЛОВИНСКИЙ Г. С.Балаоанян. М.: Сов. композитор, 1972. - 189 о.

77. ШАХНАЗАРОВА Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. М.: Сов.композитор,1983. - 147 с.

78. Энциклопедия Советского Таджикистана. Душанбе, 1974. -406 с.

79. ЯРУСТОВСКИЙ Б. Игорь Стравинский. М.: Сов,композитор, 1969. - 319 с.

80. АХМЕДОВА М. О национальной специфике туркменских фортепианных произведений. В кн.: История и современность. Проблемы музыкальной кулвтуры Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. -М.: Музыка, 1972. с.144-157.

81. БАЛАСАНЯН С. Успехи таджикской музыкальной культуры: Письмо из Сталинабада. Музыке. М.: Музгиз,1937, 26 мая,№ II.-с.6.

82. БАЛАСАНЯН С., ВОЛЬБЕРГ M. В Таджикистане.(Навстречу П Всесоюзному съезду СК; отчет о П съезде СК Таджикистана). Советская музыка, 1956, $ 4, C.III-II2.

83. БАРЕНБОИМ Л.А. Начальное обучение музыке узбекских детей. в кн.: Пути развития узбекской музыки. - Л.-М.: Искусство, 1946. - с.166-175.

84. БЕЛЯЕВ В. Вступительная статья к Шашмакому. ч.1, маком Бузрук / Сост.Б.Файзуллаев, Ш.Сахибов, Ф.Шахобов. - М.: Муз-гиз, 1950. - с.23-26.

85. БЕЛЯЕВ В.М. Музыкальная культура Таджикистана. В кн.: Очерки по истории музыки народов СССР. Вып.1. - М.: Музгиз,1962.-с.98-127.

86. БЕЛЯЕВ В.М. "Гульёр-Шахноз". В кн.: Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М.: Музыка, 1973. - с.356-366.

87. БЕЛЫЙ В. Интервью. Муз .жизнь, 1979, Л 2. - с.15-16.

88. ББРГЕР Л. Шнис Мамедов. В кн.: Композиторы союзных республик. вып.4. - М.: Сов.композитор, 1983. - с.54-78.

89. БИРЮКОВ С. Форум композиторов Таджикистана. Музыкальная жизнь, 1982, $ 6, с.1-2.

90. ВИНОГРАДОВ В. Молодое расцветающее искусство: Мысли о декаде таджикского искусства. Сов.музыка, 1957, № 6, 0.61-68.

91. ВИНОГРАДОВ В. Заметки о среднеазиатском многоголосии.

92. В кн.: Музыка народов Азии и Африки. Вып.2. - М.: Сов.композитор, 1973. - с.98-127.

93. ВИНОГРАДОВ В. О некоторых аспектах развития музыки в восточных республиках СССР. В кн.: Музыкальная трибуна Азии. М.: Сов.композитор, 1975. - с.29-36.

94. ВИНОГРАДОВ В. От составителя: Сб.статей Музыка народов Азии и Африки. Вып.З. - М.: Сов.композитор,1980.- с.3-12.

95. ШЗГО Т. К вопросу об изучении макомов. В кн.: История и современность. - М.: Музыка, 1972. - 0.387-413.

96. ШЗГО Т. О принципе золотого сечения в связи с некоторыми особенностями формообразования узбекской песни. Там же.с. 297-314.

97. ШЗГ04ГОАН0ВА И.М. Об использовании мак омов в творчестве композиторов Таджикистана. В кн.: Макомы, мугамы и современное композиторское творчество: Ташкент: Изд.лит-ры и ис-ва,1978,-с.190-207.

98. ШЗГО-ИВАНОВА И.М. Симфоническая музыка Узбекистана. -В кн.: Музыка народов Азии и Африки. Вып.З. - М.: Сов.композитор, 1980. - с.13-71.

99. ГАККЕЛЬ Л. 6-я, 7-я и 8-я сонаты для фортепиано Сергея Прокофьева и вопросы их интерпретации. В кн.: Вопросы музыкального исполнительского искусства. - Вып.З. - М.: Музгиз, 1962.0.124-156.

100. ГАККЕЛЬ Д. "Микрокоомоо" Белы Бартока. В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. - Вып.4. - М.: Музыка, 1976. - с.147-170.

101. ГАККЕЛЬ Л. Приближение к Рахманинову. Советская музыка, 1980, № 10, с.122-127.

102. ГАФУРЕЕКОВ Т. Об обработках узбекского песенного фольклора. В кн.: История и современность. - М.: Музыка,1972. - с.183-207.

103. ГЕЙЗЕР Э. Обогащая национальные традиции: Из работ молодых музыковедов. Советская музыка, 1983, М 8, с.29-33.

104. ГЛИНСКМ В.Б. Некоторые черты изображения "Востока" в творчестве композиторов "Новой русской школы". В кн.: Вопросы истории и теории узбекской советской музыки. - Ташкент: Фан,1976,с.203-211.

105. ГЛУХОВ Р. Искусство таджикского народа. (К 10-летию Тадж.ССР). В газете: Советское искусство, 1939, 18 октября, № 75, о,1.

106. ГОЛОВИНА В. Фортепианное творчество композиторов Узбекистана. В кн.: Очерки истории музыкальной культуры Узбекистана. - Нш.1. - Ташкент: Укитувчи, 1968. - о.164-179.

107. ГОЛОВИНА В.А. Фортепианная музыка В.Успенского и Б.Надеждина. В кн.: Вопросы истории и теории узбекской советской музыки. - Ташкент: Фан, 1976. - с.62-70.

108. ГОЛОВИНА В. Новое в фортепианной музыке. В кн.: Узбекская музыка на современном этапе. - Ташкент: изд-во лит-ры и иок-ва, 1977. - с.74-88.

109. ГОЛОВИНА В. Черты развития узбекской фортепианной музыки. В кн.: Музыкальная культура Узбекской ССР. - М.: Музыке, 1981. - о.244-260.

110. ГРИГОРЬЕВА А. Вписываясь в интернациональный контекст.-Советская музыка, 1982, № 12. с.47-53.

111. ГРИГОРЬЕВА Т. И еще раз о Востоке и Западе. Иностранная литература, 1975, № 7. - с.241-258.

112. ГУСЕВ В. Комплексное изучение фольклора. В кн.: Проблемы музыкального фольклора народов СССР. - М,: Музыка,1973.-с.7-16.

113. ДАНЙЛЕВИЧ Л. О национальном и интернациональном в советской музыке, Советская куль тура,1972,20 апреля.

114. ДАШКЕР О.Л. Собирание и изучение таджикской народной песни. В кн.: Сборник статей, посвященный искусству таджикского народа. - Сталинабад: АН Тадж.ССР, 1956. - о.87-106.

115. ДАШКЕР О.Л. Музыкальная культура таджиков Каратегина и

116. Дарваза. В кн.: Искусство таджикского народа. - йш.З. - Душанбе: Дониш ,1965. - с.174-264.

117. ДАРКО П. Звучит камерная музыка; Концертное обозрение.-Советская музыка, 1978, № 5, с.61-52.

118. ДЕНШОВ Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники. В кн.: Музыка и современность. - Вып.6. - М.: 1969. - с. 478-525.

119. XI7. ДЕАХАНГИРОВА Д.В. Пятый концерт для фортепиано с оркестром Г.Мушеля (опыт анализа): Некоторые вопросы исполнения,-В кн.: Вопросы современного музыкознания. Сб.научн.трудов № 594.-Ташкент,1979. с.144-156.

120. ДЬЯЧКОВА Л. О главном принципе ладогармонической системы Стравинского (система полюсов). В кн.: И.Ф.Стравинский. Статьи и материалы. - М.: Сов.композитор, 1973. - с.301-322.

121. ЗАКРЕЕВСКАЯ С.А. Об освоении многоголосия монодийными культурами Средней Азии (к постановке проблемы). В кн.: Вопросы истории и теории узбекской советской музыки. - Ташкент: Фан, 1976. - с.180-192.

122. ЗЕМЦОВСКИИ. И. Б.В.Асафьев и методологические основы интонационного анализа народной музыки. В кн.: Критика и музыкознание. -Вып. - Л.: Музыка, 1980. - о.184-197.

123. КАПТЕРЕВА Т.П. О некоторых проблемах средневекового искусства арабо-мусульманских народов. В кн.: Советское искусствознание, Вып.1. -М.: Сов.художник, 1981. - с.177-208.

124. КАРОМАТОВ Ф., РАД1АБ0В И. Предисловие к Шашмаксму. T.I, "Бузрук" Ташкент: Изд-во худ.лит., 1966, с.15-24.

125. КАУФМАН Л. Музыкальная жизнь Таджикистана. Сов.искусство* 1938, 14 сентября, с.З.

126. КЕЛДЫШ Ю. Рахманинов. В кн.: Музыка XX века. Очерки,4.1, кн.2. M.s Музыка, 1977. - с.45-72.

127. КОВАЛЬ Л.Г. Вариантность примы в исполнительской инструментальной практике. В кн.: Вопросы современного музыкознания: Сб.научных трудов № 594. - Ташкент,1979. - с.135-144.

128. КОВАЛЬ Л. Звуковая система гиджака. В кн.: Вопросы истории узбекской советской музыки. - Ташкент,1976.

129. КОВБАС М. Лейсек в Узбекистане. В кн.: Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. - Ташкент: Худож, лит-ра, 1969.-с.184-211.

130. КОГАН Г. О транскрипции. В кн.: Избранные статьи.-Efem.2. - М.: Сов.композитор, 1972. - с.63-68.

131. КОГАН Г. Парадоксы об исполнительстве. В кн.: О музыке. Проблемы анализа. - М,: Сов.композитор,1974. - с.344-365.

132. КОРАЛЬСКИЙ А. Полифония в творчестве композиторов Узбекистана. В кн.: Вопросы музыкознания. Вып.2. Ташкент,1971.-с.172-18I.

133. КОРАЛЬСКШ А. О некоторых тенденциях к двухголосию в узбекской монодии. В кнИ История и современность. - М.: Музыка, 1972. - с.330-344.

134. КУЗНЕЦОВА Г.А. Фортепианный дуэт в творчестве композиторов Узбекистана. В кн.: Теоретические проблемы узбекской музыки: Сб-к научн.трудов № 526. - Ташкент,1976. - с.130-134.

135. КУЗНЕЦОВА Г. Без скидок на молодость. Сов.музыка, 1981, № 6, с.26-30.

136. ЛИВШИЦ А. Музыка в Таджикистане. Сов.музыка, 1946, it II, с. 37-41.

137. МАЛЬЦЕВ С. Нотация и исполнение. В кн.: Мастерство музыканта-исполнителя. Вып.2. - М.: Сов.композитор,1976.с.68-104.

138. МИХАЙЛОВСКАЯ Н. Разговоры с молодежью (По городам и республикам). Советская музыка, М.: 1962, № 2, C.III-II9.

139. МУХАМЕЕТОВА А. Национальное и интернациональное в музыке Советского Казахстана. (К проблеме кюя). В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. - Вып.II. - Л.: Музыка, 1972. - с.33-49.

140. МУХАМЕЕТОВА А. К вопросу взаимодействия культур в современных условиях. В кн.: Взаимообогащение музыкальных культур народов Средней Азии и Казахстана. - с,33-35.

141. МУХАМЕЕТОВА А. Источник творческой разработки. Сов. музыка, 1982, В 9, с.17-20.

142. МУХТАРОВА Ф.Ш. Остинатность в узбекской и профессиональной музыке устной традиции и претворение ее на басо-остинат-ной основе композиторами Узбекистана. В кн.: Вопросы современного музыкознания. Сб-к научн.трудов $ 594. - Ташкент,1979, -O.I04-II7.

143. МУХТАРОВА Ф.Ш. Полифонизированные формы в сочинениях композиторов Узбекистана. Там же, с.117-132.

144. НЕСТЬЕВА М. От торжественных декад к музыкальным будням. Советская музыка, 1975, № 2, с.9-13.

145. НИКОЛЬСКАЯ Л.Б. Обработки народных мелодий М.О.Штейн-берга. В кн.: Научно-методические записки. - Вып.5. - Свердловск: Среднеуральское книжное изд-во, 1963. - с.204-222.

146. ОРДЖОНИКИДЗЕ Г. Некоторые характерные особенности национального стиля в музыке. В кн.: Музыкальный современник. -Вып.1 - М.: Сов.композитор, 1973. - с.144-181.

147. ОРДЖОНИКИДЗЕ Г. Фольклор в контексте интернациональных взаимосвязей культур. В кн.: Музыкальная трибуна Азии.с.42-48.

148. ПРЭДцНИКОВА М. Национальное и интернациональное в музыкалькой культуре некоторых народов Советского Востока. В кн.: Вопроой теории и эстетики музыки. - Вып.П. - Л.: Музыка, 1972.-с.14-32.

149. РАДЕАБОВА П.Р., САГАДЕЕВА A.B. Ближний и Средний Восток. В кн.: Музыкальная эстетика стран Востока. - М.: Музыка, 1967. - с.245-329.

150. РАППОПОРТ С.Х. Проблема национального и интернационального в искуоетве. В ен.: Взаимообогащение музыкальных культур народов Средней Азии и Казахстана. - с.9-24.

151. РУДЕНКО В. Концертная скрипичная транскрипция XX века и проблемы интерпретации. В кн.: Музыкальное исполнительство. -Вып.Ю. - М.: Музыка, 1979. - 0.22-56.

152. РУЧЬЕВСКАЯ Е. Мелодия сквозь призму жанра. В кн.: Критика и музыкознание. - Вып.2. - Л.: Музыка, 1980. - с.35-53.

153. САйГУН А. Основные принципы выразительности в музыке Среднего Востока. В кн.: Музыка народов Азии и Африки. - Вып.2,-М.: Сов.композитор, 1973. - с.326-331.

154. САШТДИНОВ Ш. Первоочередная задача (Навстречу ХХ1У съезду КПСС). Советская музыка, I97X, $ 2. - с.16-17.

155. САИФИТДЙНОВ Ш. Звучащая душа народа. Советская культура, 1975, 16 дек., с.2.

156. СМФИТДИНОВ Ш. Мера нашей ответственности. (Встречая . ХХУ1 съезд КПСС). Советская музыка, 1981, 1Ь 2, о.28-29.

157. СЕРКОВА Е. О мелодической основе фортепианной фактуры С.Рахманинова. В кн.: Критика и музыкознание, - Вып. 2. - Л.: Музыка, 1980, - с.140-152.

158. СКАФТЫМОВА Л, 0 мелодике Рахманинова. В кн.: Страницы истории русской музыки. - Л.: Музыка, 1973. - с.103-122.

159. ТАДШОВА 3. Музыка, В кн.: Искусство таджикского народа. - Вып.З. - Душанбе: Дониш,1965, - с.318-325.

160. ТАДШОВА 3. Некоторые особенности таджикской народной музыки. Предисловие к сб.: Сурудз$ои хрщи тоники. т.1. Душанбе: Ирфон, 1966. - с.12-18.

161. ТАДКЖОВА 3. Свадебные песни таджиков (по материалам зеравшанских экспедиций). В кн.: История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. - М.: Музыка, 1972. - с.249-266.

162. ТАДШОВА 3. Песни похоронного обряда таджиков. В кн.: Проблемы музыкального фольклора народов СССР. - М.: Музыка, 1973. - с.95-100.

163. ТАДЕИКОВА 3. Обзор профессионального музыкального творчества за 1970-72 гг., Душанбе. В кн.: Творчество. Вестник композитора. - Вып.2. - М.: Сов.композитор, 1976. - с.256*4264.

164. ТАДЖИКОВА З.М. Мастер таджикского бельканто. Музыкальная жизнь, 1982, № 8, с.4.

165. ТАХАЯОВ С. (Выступление в прениях). В кн.: Макомы, мугамы и современное композиторское творчество. - с.227-237.

166. ТИМОФЕЕВ В. Некоторые черты развития фортепианного концерта. В кн.: Музыкальная культура Украинской ССР. - М.: Музыка, 1979. - о.380-395.

167. ТУМА Х.Х. Макам. Импровизационная форма. В кн.: Музыка народов Азии и Африки. - Вып.З. - М., 1980. - с.415-421.

168. ФА*1Н Я. Прелюдии и фуги Щедрина: новаторство и традиции. В кн.: Музыкальный современник. - Вш.1. - М.: Сов.компо-зитор,1973. - с.214-237.

169. ФЕРЕ В. Национальное по форме. Советская музыке,1971, Л 4, с.14-17.

170. ФИНКЕЛЬЕЕРГ Н. Яворский об исполнительстве. В кн.: Музыкальное исполнительство. - Вып.10.- М.: Музыка,1979.-с.3-21.

171. ФЛИЕР Я. Рахманинов в моей жизни. В кн.: Флиер Я. Статьи, воспоминания, интервью. М.: Сов.композитор,1983. -0.223-227.

172. ФРУМКИС Т. На авторских концертах Ф.Бахора и А.Николаева, Советская музыка, 1980, № 8, с.31-34.

173. ХАКНАЗАРОВ 3. Узбекская музыка 70-х: Размышления дирижера. Советская музыка, 1981, Л 5, с.11-14.

174. ХАРЛАП Ш. Исполнительское искусство как эстетическая проблема. В сб.: Мастерство музыканта-исполнителя. - Вып.2. -М.: Сов.композитор, 1976. - с.5-67.

175. ХОЛОПОВ Ю.Н. Принципы классификации музыкальных форм. -В кн.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971, с.65-94.

176. ЦВЕТАЕВ М.А. О некоторых особенностях таджикских народных мелодий. В кн.: Сборник статей, посвященных искусству таджикского народа. - с.107-124.

177. ШАХНАЗАРОВА Н. О взаимодействии музыкальных культур Востока и Запада. В кн.: Музыкальная трибуна Азии. М.: 1975. -с.49-56.

178. ЦШРИНСКИИ А. Проблемы интерпретации скрипичных концертов Д.Шостаковича. В кн.: Музыкальное исполнительство. Шп.ТО, -М.: Музыка, 1979. о.107-130.

179. ЮСФИН А. Об исследовании музыки народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В сб.: Проблемы музыкального фольклора народов СССР. - М. ,1973. - с. 188-194.

180. ЯНОВ-ЯНОВСКАЯ Н. Инструментальный концерт в Узбекистане. В кн.: История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. - М.: Музыка, 1972. - с.64-96.

181. ЯНОВ-ЯНОВСКАЯ Н.С. Фортепианная музыка. В кн.: История узбекской советской музыки. Т.П (1945-1967). - Ташкент: изд-во лит-ры и иск-ва, 1973. - с.329-347.

182. ЯНОВ-ЯНОВСКАЯ Н. Богатство многообразия. Советская музыка, 1981, » I, с.28-33.

183. АХМЕДОВА М. Туркменская фортепианная музыка: Автореф. дис.на соиск.учен.степени канд.искусствоведения. Баку,1974. -23 с.

184. ГАФУРЕЕКОВ Т.Е. О фольклорных истоках узбекского профессионального музыкального творчества: Автореф.дисо. на соиск. уч.степени канд.искусствоведения. Л., 1977. - 31 с.

185. ИГНАТОНШ Э. Литовская советская фортепианная музыка: Автореф.дисс. на соиск.уч.степени канд.искусствоведения. Вильнюс, 1975.

186. МИРОШНИКОВ А.Х. Фортепианные произведения молдавских композиторов: Автореф.дисс.на соиск.уч.степени канд.искусствоведения. М., 1973. - 18 с.

187. ТАДЖИКОВА З.М. Песенная культура таджиков: Автореф. диоана соиск.уч.степени канд.искусствоведения. Л., 1977.- 20 с.