автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Н.А. Тэффи - публицист газеты "Последние новости"

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Рыбинская, Наталия Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Н.А. Тэффи - публицист газеты "Последние новости"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Н.А. Тэффи - публицист газеты "Последние новости""

московский государственный университет

им. М.В.Ломоносова

факультет журналистики

Кафедра истории отечественных средств массовой информации

На правах рукописи

Рыбинская Наталия Викторовна

НА.Тэффи - публицист газеты «Последние новости» (1920-1940)

Специальность 10.01.10. - Журналистика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 2005

Диссертация выполнена на кафедре истории отечественных средств массовой информации факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор

Иван Васильевич Кузнецов

доктор филологических наук Казнина Ольга Анатольевна

кандидат исторических наук, доцент Костикова Надежда Алексеевна

Ведущая организация: Российский государственный социальный университет

Защита состоится г. ауд^^а заседании

Диссертационного совета по журналистике Д 501.001. 07 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики по адресу: 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета журналистики МГУ.

Автореферат разослан

Ученый секретарь Диссертационного совета,

кандидат филологических наук,

доцент

Общая характеристика работы

На протяжении последних десяти лет в нашей стране наблюдается устойчивый интерес к истории журналистики русского зарубежья. Духовная трагедия русских эмигрантов, покинувших родину после Октябрьской революции 1917 года, по-прежнему требует своего глубокого и полного осмысления. Особенно актуально тема восстановления прерванных культурных и интеллектуальных связей звучит сегодня, в эпоху информационных войн и общей политической нестабильности, когда наиболее ценным становится творчество, ориентируемое на сохранение истинных человеческих ценностей. В этом аспекте обращение к творческому наследию выдающегося публициста и литератора русского зарубежья НА Тэффи, утверждавшей в своих лучших произведениях идеи добра и мира, гуманизма и самопожертвования, приобретает принципиальное значение.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения публицистического наследия НАТэффи периода эмиграции, так как публицистика писательницы 20-30-х годов прошлого века, ее регулярные выступления на страницах газет и журналов русского зарубежья, к сожалению, еще не нашли своего исследователя. Именно в этот период в зарубежной России бурно развивалась богатая и чрезвычайно разнообразная газетно-журнальная периодика, ярким примером которой стала газета «Последние новости» (1920-1940).

Неотъемлемой частью печати русского зарубежья 20-30-х годов являлась публицистика, принадлежащая перу талантливой писательницы НЛ.Тэффи. В своих материалах, опубликованных на страницах самых различных изданий, она, по меткому выражению известного публициста русского зарубежья Андрея Седых, «вскрывала пошлость эмигрантских будней». Соединив в своем творчестве актуальность и злободневность, неотъемлемые составляющие газетной работы, с глубоким художественным осмыслением действительности, Тэффи удалось стать не только «совестью русского общества за рубежом», но и выразительницей его надежд, духовных поисков и разочарований.

Имя Надежды Александровны Тэффи всегда было связано с историей отечественных периодических изданий. Ее произведения широко публиковались на страницах московской, петроградской, украинской прессы вплоть до 1919 года, когда писательница была

вынуждена покинуть страну. В эмиграции литературная судьба Тэффи также развивалась в тесной связи с ведущими изданиями русского зарубежья в Париже, Риге, Берлине... Причем не только в силу сформировавшегося еще в дореволюционной России стиля работы (все рассказы и фельетоны Тэффи проходили свое «первое крещение» на страницах газет и журналов и только потом переиздавались отдельными сборниками), но и потому что в эмиграции особенно возросло значение сохранения русской культуры и языка, русской литературы и публицистики: «Естественно, что и русскоязычная печать служила для эмигрантов средством выражения их принадлежности к «обществу в изгнании» и осуществления той культурной миссии, которую русское зарубежье выполняло по отношению к обеим Россиям».1

Газета «Последние новости» (1920 - 1940) по праву считается одной из самых влиятельных и долговечных в истории русской эмиграции. Именно этому изданию, по утверждению современников, принадлежала «руководящая роль в жизни русской эмиграции».2 Глеб Струве также отмечает, что «Последние новости» «быстро стали... самой читаемой русской газетой во Франции... и завоевали себе подписчиков и читателей в других странах Европы и даже в Новом Свете».3

Первым редактором газеты стал бывший петербуржец, присяжный поверенный М.Л. Гольдштейн. В своем первом обращении к читателям он отметил, что главная задача газеты «излагать факты, как они есть, т.е. говорить правду - и не ту, которая той или иной партии... кажется правдой, а ту, которая есть правда. Служение объективной правде... вот наш девиз».4 Спустя год, по причине серьезных финансовых трудностей, газета официально перешла в руки республиканско-демократической группы партии Народной Свободы и с 1 марта 1921 года стала выходить под редакцией П.Н. Милюкова. Смена владельцев сразу же отразилась и на политическом направлении газеты: «Осведомительный нейтралитет был немедленно сдан в архив, газета получила определенный облик... республиканско-демократическое направление»5.

1 Кузнецов КВ., Зеленина Е.В. Во имя РоссииШублицистика Русского Зарубежья. М., 1999. С.6.

1 Седых А. Далекие, близкие. Нью-Йорк, 1979. С.152.

1 Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж, 1984. С.77.

4 «Последние новости», 1920,27 апр. С.2.

5 Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути. М., 2000. С.40.

Сотрудничество Тэффи с газетой «Последние новости» распадается на два неравных периода: первый включает в себя 1920 год, второй длится с 1937 по 1940. За эти неполные пять лет писательница опубликовала здесь около ста семидесяти различных материалов. В диссертации оспаривается распространенное мнение о том, что Тэффи печаталась в газете «Последние новости» вплоть до 1925 года. После смены владельцев газеты в начале 1921 года и изменения политического курса писательница отказалась от продолжения сотрудничества. В ее творческой биографии начался новый этап, связанный с подготовкой и изданием своего первого эмигрантского сборника рассказов «Рысь». Среди возможных причин ухода Тэффи из «Последних новостей» - несоответствие внутренней, гражданской и личностной позиции писательницы новому политическому направлению газеты.1

Надежда Александровна Тэффи возобновила публикацию своих материалов в газете «Последние новости» только в самом начале 1937 года. Критик Лоллий Львов в журнале «Возрождение» назвал возвращение Тэффи в «левые «Последние новости» «политической ошибкой».2 На самом деле, в этот момент Тэффи меньше всего думала о политической подоплеке своего решения. В конце 30-х годов она сознательно отстраняется от политических споров, полностью концентрируясь на вопросах морально-нравственной проблематики. Кроме того, по свидетельству ее близкой знакомой В. Васютинской, в конце 30-х годов писательница переживала не только глубокий внутренний кризис, но и серьезные материальные трудности. Душеприказчица Тэффи М.Н. Верещагина прямо указывает на то, что Надежда Александровна «перешла в либерально-демократические «Последние новости», так как ей предложили более выгодные условия».3

Степень разработанности темы. В истории отечественной журналистики публицистика и периодические издания русского зарубежья долгое время оставались запретной темой. После изменения политического климата в нашей стране секретные архивы крупных российских библиотек были открыты для исследователей. Одним из самых авторитетных исследований литературы и журналистики русской диаспоры за рубежом

' См.: Николаев Д.Д. Тэффи и русские периодические издания в Чехословакии// Творчество Тэффи и русский литературный процесс. М., 1999. С.117. 3 Львов Л. Памяти Тэффи// Возрождение. Париж, 1952, №24. С.34. 3 Творчество Тэффи и русский литературный процесс. М., 1999. С.8.

по-прежнему остается монументальный труд непосредственного очевидца и участника бурной общественной жизни эмигрантов Глеба Струве «Русская литература в изгнании», выдержавший несколько переизданий. Именно Струве назвал Тэффи «газетной писательницей» и первым отметил своеобразную «привязанность» Надежды Александровны к сотрудничеству с ежедневными газетами. Ему же принадлежит попытка проанализировать не только литературное творчество писательницы, но и ее участие в газетной и журнальной периодике русской эмиграции.

Американская исследовательница Элизабет Нитраур опубликовала одну из самых проникновенных и объективных статей о жизни и творчестве писательницы «Жизнь смеется и плачет...» в качестве предисловия к сборнику рассказов и воспоминаний Тэффи «Ностальгия» (Ленинград, 1989год). Год спустя в свет вышли сразу три книги, объединившие рассказы Тэффи разных лет: одна в Минске и две в Москве. В этих сборниках исследователям О. Михайлову, Е. Трубиловой и Д. Николаеву удалось создать яркие, самоценные и не похожие друг на друга очерки жизни и творчества незаслуженно забытой писательницы.1

Имя Тэффи и краткую историю ее творчества можно встретить и в библиографическом словаре «Русские писатели», выпущенном в 1990 году в Москве.

В 1993 году в книге А.Д. Алексеева «Литература русского зарубежья. Книги 1917-1940: Материалы к библиографии» были перечислены почти все, изданные в эмиграции, сборники рассказов Тэффи. В этом же году в Москве была издана еще одна важная книга в процессе изучения и осмысления наследия русской эмиграции - «Литература русского зарубежья возвращается на родину». В этой книге были представлены все сборники рассказов Тэффи, а также вспомогательная литература и критические статьи о творчестве писательницы, увидевшие свет за последние годы.

Первая попытка изучить эмигрантский период творчества Тэффи по выпущенным писательницей сборникам за границей была предпринята в 1994 году Еленой Максимовной Трубиловой. Ее диссертация «Творческий путь Тэффи (эмигрантский период)» остается одним из самых

1 См.: Трубилова Е.М. В поисках страны Нигде// Аверченко, Тэффи. Рассказы. М., 1990. Михайлов О, Два портрета// Аверченко, Тэффи. Юмористические рассказы рассказы. Минск, 1990. Николаев Д. Жемчужина русского юмора/Яэффи. Юмористические рассказы. М., 1990.

авторитетных исследований в данном направлении. В 1999 году в Москве вышла книга Л.А. Спиридоновой «Бессмертие смеха: комическое в литературе русского зарубежья» с подробной главой, посвященной анализу данного периода творческого наследия Тэффи. В это же время Институт мировой литературы им. А.М. Горького, РАН выпустил сборник «Творчество Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века», основу которого составили материалы международной юбилейной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения и 45-летию со дня смерти писательницы. Сборник содержит весьма ценные и любопытные статьи по многим вопросам, связанным с литературным наследием Тэффи, но, к сожалению, история многолетнего сотрудничества писательницы с одной из самых влиятельных газет русского зарубежья «Последние новости» не нашла в нем своего отражения.

Специфика большинства отечественных исследований эмигрантского периода творчества Тэффи заключается в том, что их авторы в своих выводах опираются на изучение изданных в разное время сборников рассказов писательницы, а не на собственно сами периодические издания, в которых эти рассказы впервые появились. Как известно, после окончания второй мировой войны, вследствие экономического кризиса, в котором оказалась Европа, многие из задуманных писательницей сборников так и не вышли в свет. Соответственно, полное понимание и анализ тематики и проблематики произведений Тэффи возможно только при систематическом изучении периодических изданий, с которыми писательница сотрудничала в это время.

Научная новизна исследования в том, что впервые предпринимается анализ публицистической деятельности НА.Тэффи в газете «Последние новости». Акцентируется внимание на развитии публицистических жанров в творчестве писательницы, особенностях ее художественного мастерства и отражения действительности. Газетные выступления Тэффи рассматриваются в контексте основных настроений и духовных поисков русской эмиграции.

Цели и задачи исследования состоят в стремлении изучить публицистическое творчество эмигрантского периода Н.АТэффи. Опираясь на материалы газеты «Последние новости», с которой Тэффи была связана на протяжении весьма долгого периода своей жизни, автор

пытается не только прояснить многие вопросы в литературной биографии писательницы, но и проследить эволюцию ее творчества.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

• обозначить основные мотивы и общий характер дореволюционного творчества;

• выявить специфику и отличительные черты публицистических выступлений Тэффи в 1920 и конце 30-х годов в газете «Последние новости»;

• проанализировать жанровую палитру и особенности публицистического мастерства;

• показать важность изучения газетных выступлений Тэффи для журналистов-практиков.

Объектом исследования являются материалы, опубликованные Н.А Тэффи на страницах ведущей газеты русского зарубежья «Последние новости», весьма разнообразные по своему жанру, проблематике и стилистическому решению. Таким образом, хронологические рамки исследования - 1920 - 1940 годы. Следует особо отметить, что большая часть рассмотренных в данной диссертации материалов 1920 года и конца 30-х никогда не переиздавалась, следовательно, оказалась недоступной для большинства исследователей.

Методологические и теоретические основы диссертации. Комплексный характер исследования объясняет необходимость привлечения работ по истории отечественной журналистики Б.И Есина, Г.В. Жиркова, И.В. Кузнецова, Р.П. Овсепяна, С.Я. Махониной, А.Г. Менделеева; по теории журналистики и публицистики, типологии периодических изданий В.М. Горохова, Е.И. Журбиной, В.Я. Канторовича, Э.Л. Лазаревич, В.Д. Пельта, Е.И. Пронина, Е.П. Прохорова, Б.В. Стрельцова, М.И. Стюфляевой, В.В. Ученовой, М.С. Черепахова, М.В. Шкондина и др.; по проблеме языка и стиля публицистики Ю.А. Бельчикова, К.И. Былинского, Л.М. Грановской, Т.Я. Солганика.

Перечисленные выше труды по проблемам публицистического творчества позволили глубже и обстоятельнее раскрыть тему диссертации. Были использованы также метод сравнительного анализа источников, систематизация обширного фактического материала, критическая оценка исследований, входящих в библиографию диссертационной работы.

Наиболее важными при написании диссертации оказались периодические издания (газеты «Последние новости», «Русское слово»,

журнал «Возрождение»), многочисленные мемуары, принадлежащие современникам, друзьям и коллегам Н.А.Тэффи. а также ее собственные воспоминания и письма.

Особенно ценной оказалась мемуарная литература, содержащая важные сведения об исследуемом периоде творчества писательницы - 2030-х годах прошлого века. Авторы Г. Адамович, Е. Васютинская, Дон-Аминадо, И. Одоевцева, П. Пильский, А. Седых, Ю. Терапиано, 3. Шаховская, И. Ясинский и др. отразили в своих воспоминаниях не только ключевые моменты биографии Тэффи, но и ее взгляды на собственное творчество, основные слагаемые мировоззрения и общественную позицию.

В данной работе используется также обширный справочный и фактический материал о писателях и литературных направлениях русского зарубежья, основных периодических изданиях и центрах сосредоточения русских беженцев. Справочная литература, словари и энциклопедии помогли уточнить и объективно оценить процессы, которые происходили в истории журналистики и публицистики русского зарубежья.

Практическое значение работы в том, что исследование публицистического творчества выдающейся русской писательницы XX века НА.Тэффи, позволяет не только прояснить отдельные моменты ее литературной биографии и мировоззрения, но и глубже осмыслить процессы, происходившие в истории новейшей отечественной журналистики 20-30-х годов. Выводы, представленные в диссертационной работе, а также приложения будут полезны как издателям и составителям сборников рассказов писательницы, так и всем последующим исследователям ее творческого наследия.

Положения, выносимые на защиту:

- В эмиграции Тэффи продолжила свой литературный труд, основой которого по-прежнему оставалось служение идеалам добра и гуманизма. Газета «Последние новости» полностью отвечала требованиям и настроениям писательницы, она открывала перед ней возможность прямого общения со своими читателями, круг которых сложился еще в дореволюционной России.

- Публицистические выступления Тэффи в газете «Последние новости» - неоднородны по своему содержанию, тематике, эмоциональному настрою. При этом в них четко прослеживается внутреннее стремление писательницы найти ответы на многие, жизненно важные вопросы и проблемы русской эмиграции.

- Разоблачение большевиков как силы абсолютного зла и хаоса, «шайки бандитов и воров» - характерная направленность публицистики 1920 года. Тэффи не желает мириться с тем, что власть в Советской России находится в руках большевиков, и верит в то, что вынужденная ссылка русских эмигрантов окажется недолгой.

- Уже в 1920 году сформировались основные отличительные черты эмигрантской публицистики Тэффи - повышенная эмоциональность, откровенность, прямое выражение своей гражданской позиции, личная оценка происходящего, стремление перевести изложение в юмористическую плоскость. Читатель оказывается для Тэффи духовным партнером, единомышленником.

- В конце 30-х годов, накануне начала второй мировой войны русская диаспора за рубежом переживала глубокий духовный кризис, который нашел свое отражение в публицистике Тэффи. Потеря нравственных ориентиров, разочарованность и растерянность, узость и ограниченность «душевного быта» современника занимают внимание автора. Особенность ее публицистического творчества этого периода -человек и его внутренний мир.

- Лейтмотивом всей публицистики Тэффи в газете становится тема постоянной тоски русского эмигранта по своей навеки потерянной родине. Образ России прошлого постоянно идеализируется, приобретает сказочные, мифические черты. В воспоминаниях о прошлом величии России - спасение и исцеление русского эмигранта-беженца, залог его будущей жизнестойкости.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации обсуждались на заседаниях секции истории отечественных средств массовой информации факультета журналистики МГУ, в рамках Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых при поддержке ЮНЕСКО «Ломоносов - 2004». Результаты исследования нашли отражение в 4 статьях, опубликованных в книгах и научных сборниках.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и двух приложений с полным перечнем всех материалов, опубликованных НАТэффи в газете «Последние новости» в 1920 году и с 1937по 1940год.

Содержание диссертации

Во введении сформулированы цели и задачи исследования, его методология и методика, актуальность и практическая значимость диссертационной работы, дается краткая историография вопроса и анализ литературы по теме.

В первой главе «Творчество Н.А. Тэффи в дореволюционной отечественной журналистике» исследуется подробная биография писательницы, ее первые шаги в литературе и журналистике. В первое десятилетие своей карьеры Тэффи много и удачно печаталась в самых различных периодических изданиях. Она быстро стала необыкновенно популярной, потому что обладала бесценными репортерскими качествами - чуткостью, наблюдательностью, искренним интересом к тому, что происходит в мире, а также быстрым и легким пером. Ее стихи, очерки, фельетоны и небольшие юмористические рассказы публиковались в газетах и журналах «Биржевые ведомости», «Речь», «Почтальон», «Ежемесячные приложения к «Ниве», «Красный смех», «Огонек», «Новая жизнь», «Сатирикон», «Новый Сатирикон» и др. Национальную известность она получила уже в либеральной газете «Биржевые ведомости», а закрепила и приумножила ее в «Русском слове».

В первой главе диссертации в общей форме рассматривается основная тематика произведений Тэффи указанного периода, особенности ее мировоззрения и художественного восприятия, типы героев и их развитие. В частности, делается акцент на том, что уже в дореволюционной России сложился предпочтительный стиль жанров газетного выступления Тэффи. Как правило, это фельетон, посвященный злободневной проблеме или человеческому пороку, написанный легко, ярко, образно и остроумно. Существенное внимание уделяется анализу политической сатиры писательницы в газете «Русское слово». Несмотря на то, что Тэффи старательно создавала себе образ «дамы не-политической», она достаточно хорошо разбиралась во внутренней политике страны и много писала о самых животрепещущих вопросах современности. Она критически относилась к большевикам, резко высказывалась о фигуре В.И. Ленина. На основе личных воспоминаний писательницы прослеживается ее собственная история эмиграции, трагедия человека, вынужденного оставить родину, но не способного предать себя, свои человеческие ценности.

Вторая глава диссертации «Публицистика Тэффи в газете «Последние новости» 1920 года: юмор и сарказм в изображении эмигрантского быта и Совдепии» содержит три параграфа.

В первом параграфе «В центре русского зарубежья начала 20-х годов» исследуется общая ситуация, сложившаяся в среде русской эмиграции в данный период, личное участие Тэффи в общественной жизни Парижа и создании газеты «Последние новости».

Во втором параграфе «Политическая сатира: обличение большевизма и советской действительности» рассматриваются и детально анализируются материалы, опубликованные Тэффи в 1920 году и объединенные указанной темой. Отмечается особое значение политической сатиры в творчестве Тэффи этого периода. Она не приемлет фальши и лжи, на которой строится советская политическая система. В форме острого и беспощадного фельетона Надежда Александровна высмеивает большевиков и новые порядки в Советской России. Тэффи сознательно утрирует краски в изображении безнадежности и запустения быта советских людей, с помощью гротеска и гиперболизации она создает образы большевиков, преступников и воров.

В третьем параграфе «Беженская жизнь»: трагическая судьба русской эмиграции» анализируются материалы Тэффи о жизни русских эмигрантов в Париже. Здесь ведущая интонация - добрый юмор, снисхождение к человеческим слабостям, забота и внимание к нуждам и бедам соотечественников. Материалы Тэффи актуальны и злободневны, потому что посвящены тому, что волнует сердце каждого эмигранта -получение визы, аренда недорогой квартиры, поиск подходящего курорта... Однако за суетой и неразберихой беженских будней Тэффи видит истинную духовную трагедию русской эмиграции - потерю себя, своего лица и голоса в чужой и равнодушной стране, моральное опустошение, растерянность, смерть души. Она ориентирует своих соотечественников на сохранение собственной самобытности, своей памяти, светлых воспоминаний о родине, она призывает их смотреть в будущее и заботиться о детях.

Автор диссертации отмечает огромную популярность материалов писательницы у постоянной аудитории «Последних новостей», «обратную связь», которая устанавливается между Тэффи и ее читателями. Ее собственные устремления были созвучны надеждам всех русских эмигрантов начала 20-х годов, которые искренне верили в свое скорое

возвращение на родину. При оценке первого периода сотрудничества Н.А. с газетой, отмечается его продуктивность и особая значимость в творческой биографии писательницы. Именно в это время был очерчен круг тем, которые получат дальнейшее развитие в публицистике конца 30-х годов. И в первую очередь, это тема духовного кризиса, морального опустошения и потери нравственных ориентиров нескольких поколений русских эмигрантов, особенно остро проявившаяся накануне начала второй мировой войны.

Третья глава диссертации «Публицистика 1937 - 1940 годов: трагикомедия человеческой жизни» состоит из пяти параграфов. В первом - «Изменения в жизни и мировоззрении Тэффи» дается общая характеристика довольно длительного периода (с середины 20-х по 1936 год), в течение которого Тэффи не была связана с газетой. Автор диссертации рассматривает сотрудничество Тэффи с другими изданиями, анализирует основные сборники, выпущенные писательницей за это время, ее участие в общественной и литературной жизни русской эмиграции. В частности, особое внимание уделяется изменению взглядов и мировоззрения писательницы. Отмечается, что в конце 30-х годов она переживала глубокий внутренний кризис, который отразился на ее публицистике этого периода. Тэффи предчувствовала начало второй мировой войны, которую воспринимала как неизбежный крах цивилизации, торжество зла и полного хаоса. В этот период в ее творчестве усиливаются религиозные мотивы, она много размышляет о будущей судьбе не только своих соотечественников, но и всего человечества, и это будущее не кажется ей безоблачным.

Тэффи возвращается в газету «Последние новости» в январе 1937 года и сотрудничает с этим изданием вплоть до закрытия газеты в июне 1940 года. Однако задачи, круг тем и их решение в публицистике этого периода, ее внутренняя интонация и эмоциональный настрой уже совсем другие. Если в начале 20-х Тэффи беспощадна, зла и нетерпима по отношению к тем, кто предал и обокрал Россию, то к концу 30-х годов Советская Россия и «коммунистическая действительность» окончательно перестают волновать писательницу. Безусловно, одна из причин этого в том, что после 1934 года «советская власть ужесточила политику внутри страны и полностью отрезала ее от внешнего мира»1. Но есть и другое

1 Кузнецов И.В., Зеленина Е.В. Во имя России// Публицистика Русского Зарубежья. М., 1999. С.5.

объяснение. Тэффи чувствует себя усталой и опустошенной: человеческая природа не внушает ей никакого оптимизма. Она не видит для себя возможным возвращение на родину и полностью концентрируется на воспоминаниях о прошлом России.

Во втором параграфе «Тоска по родине и неполноценность человеческой судьбы» рассматриваются произведения, объединенные указанной темой. Жизнь «среднего беженца» представляется для Тэффи неминуемой трагедией, чередой личных потерь и разочарований. Тема одиночества, тоски, неоправданных надежд русских эмигрантов проходит лейтмотивом сквозь всю публицистику указанного периода. Тэффи называет Россию «потонувшей Атлантидой», и ее герои, усталые, опустошенные люди, живут в мире своих воспоминаний. Особенно трагичны женские образы, созданные писательницей в этот период. Используя свое право публициста говорить о том, что особенно актуально и болезненно, Тэффи затрагивает проблему утраты идеалов и надежд, она пишет об убогости «душевного быта» современного человека, нравственной неполноценности, неразвитости чувств. Проблемные очерки и фельетоны автора («Гигиена души», «Усталые», «Папочка», «Репетиция и экзамен» и др.) касаются морально-нравственных аспектов человеческого существования, Тэффи призывает своих читателей и в самые трудные минуты жизни не забывать о душе, поисках добра и истины.

В третьем параграфе «Чудеса, спасающие от одиночества»

исследуются материалы Тэффи о детях и животных, акцентируется внимание на особенной важности этой темы во всем творчестве писательницы. На страницах газеты «Последние новости» автор не только оценивает состояние современного общества, но и пытается предложить читателю пути выхода из глубокого морального кризиса. Тэффи видит выход и спасение человека в заботе о близких, детях и животных. Цикл очерков и рассказов о животных, опубликованный преимущественно в 1937 году, призывает общество быть терпимее и внимательнее к нашим братьям меньшим, учиться у них преданности и искренности чувств. Наблюдательность, тонкий психологизм отличают материалы Тэффи о детях. Для Тэффи характерно сравнение ребенка с лучом солнца. Например, в очерке «Голубое» появление ребенка становится своеобразным логическим центром всего произведения. «Маленький смешной человечек» помогает угрюмым взрослым оторваться от своих

грустных мыслей, отряхнуться от всех забот и заново ощутить радость

1

жизни.

Четвертый параграф «Смешная нотка» в «трагедии современности» посвящен анализу фельетонов и юмористических рассказов Тэффи. Отмечается характерная особенность всего ее творчества

- соединение комического и трагического, умение смотреть на все жизненные происшествия с двух сторон - комедии и трагедии. Анализируются темы, герои, их типы, ситуации и пути их разрешения в сатирических произведениях Тэффи. В частности, делается акцент на рассмотрении специфики газетных фельетонов. Как правило, Тэффи строит их вокруг какого-либо человеческого порока или недостатка, она не устает высмеивать глупость, ложь, лицемерие, излишнюю болтливость и поверхностность своих героев. В сатирическом ключе рассматриваются бытовые ситуации, взаимоотношения героев и их столкновение с действительностью. Акцентируется внимание на необыкновенной популярности сатирических произведений Тэффи в среде русских эмигрантов.

В пятом параграфе «Публицистика «синего времени»

рассматривается материалы, опубликованные Тэффи после начала второй мировой войны. Их характерная особенность - восприятие военных действий, мобилизации и бомбежек с точки зрения любимого героя Тэффи

- обывателя. В это время особенно проявляются замечательные репортерские качества писательницы - быть в центре событий, фиксировать их последовательность, замечать все детали и малейшие изменения в жизни ее читателей - русских беженцев. Жизнь тыла становится темой очерков и фельетонов «В эти дни», «Дни и минуты», «Наши разновидности», «Летопись», «Голубое» и др. Автор диссертации подчеркивает, что в это трудное время Тэффи не отошла от собственных принципов - утверждения истинных человеческих ценностей, идеалов добра, верности и преданности.

В четвертой главе «Особенности публицистического мастерства» рассматриваются основные особенности художественного отражения действительности, приемы создания комического эффекта в газетных материалах Тэффи.

В первом параграфе «Тайна смеющихся слов» исследуются истоки художественного мастерства Тэффи, предпочтительный стиль газетного

1 «Последние новости», 1939,19 ноября. С.2.

выступления, а также ее собственные высказывания о творческом методе и излюбленных жанрах. В частности отмечается, что на формирование личности писателя Тэффи особенно повлияла газетная работа. Выявляется и детально рассматривается приверженность Тэффи к повторению определенных тем, заголовков и типов героев на протяжении всего ее сотрудничества с газетой «Последние новости». Создавать комичные ситуации и характеры Тэффи помогает юмористическое описание внешности героев, яркие портретные характеристики, «говорящие» детали, а также виртуозное умение составлять смешные и пародийные диалоги. Подробно исследуются беллетризованные фельетоны, приемы создания в них комического эффекта. Отмечается, что в своих публицистических материалах конца 30-х годов Тэффи отразила характерные особенности устной речи своих соотечественников-эмигрантов - полное смешение французского и русского языков.

Во втором параграфе «Поэтика изображения окружающего мира» диссертант заостряет внимание на особенностях художественного мировосприятия Тэффи. Отмечается, что в очерках и рассказах исследуемого периода преобладает эмоциональное постижение и отражение автором окружающей его реальности. В вещественном и хорошо осязаемом мире Тэффи каждый предмет живет своей, обособленной жизнью и заслуживает повышенного внимания. Автор одушевляет привычные и банальные предметы, смело вводит в текст фантастические, сказочные сравнения, и тем самым добивается глубокого эмоционального воздействия на читателя. Изобразительность, рельефность и красочность созданных образов умножают силу убеждения. При этом ведущая интонация многих очерков Тэффи - восхищение перед красотой и многообразием мира.

В третьем параграфе «Богатство жанровой палитры» анализируется весь спектр жанров, в которых Тэффи выступала на страницах газеты. Прежде всего отмечается, что в 1920 году она явно отдавала предпочтение фельетону, разоблачающему большевиков (безусловно, это было вызвано общей ситуацией в среде русских эмигрантов и тесным общением с Советской Россией), а к концу 30-х в ее публицистике ведущее место занял очерк на морально-нравственные темы. Очерки Тэффи отличает свободная, не всегда строго последовательная композиция. Автор активно использует метод сравнения, контрастные сопоставления и, особенно, личные воспоминания и ассоциативные связи.

Часто очерки Тэффи построены в форме монолога, в которых много неожиданных отступлений и субъективных суждений автора. Широта кругозора, начитанность, отличное знание истории и культуры не только России, но и многих других стран мира отличают ее произведения. В основе ее путевых и портретных очерков - собственные наблюдения, щедро дополненные остроумными замечаниями, юмором и иронией. Отличительная черта беллетризованных фельетонов Тэффи, составляющих значительную часть ее газетных материалов, - концентрация внимания на бытовой стороне жизни, человеческих пороках и недостатках. В целом, для художественно-публицистических жанров, в которых особенно активно работала Тэффи на страницах газеты «Последние новости», характерно перемещение изображения в сатирическую плоскость, юмористическое восприятие происходящего.

Диссертант подчеркивает, что все газетные выступления Тэффи отличает четкая авторская позиция по любому вопросу, повышенная оценочность, стремление «разбудить» аудиторию, выразить общественное мнение. Очевидно, что Тэффи сама становится непосредственным героем своих газетных материалов, причем, героем чутким, открытым, готовым к непосредственному общению со своим читателем.

В Заключении подведены итоги диссертационного исследования, содержатся выводы и обобщения по исследуемому материалу, даются некоторые практические рекомендации. В частности, отмечается, что публицистика Н.А. Тэффи в газете «Последние новости» 1920 -1940 годов яркий пример талантливого, многогранного, глубоко личного и эмоционального творчества. От бодрой, злой и острой сатиры на большевиков и порядки в Советской России Тэффи приходит к философскому осмыслению жизни, к утверждению истинных человеческих ценностей. Она одной из первых обращает внимание на глубокий духовный кризис русских эмигрантов, потерю нравственных ориентиров, разочарованность и растерянность, особенно остро проявившиеся в русской диаспоре накануне второй мировой войны.

Своеобразие газетных выступлений Тэффи в том, что за каждым из них стоит личность большого и талантливого писателя, который на страницах периодического издания говорит о том, что близко и понятно каждому читателю, не забывая при этом о художественной стороне своих материалов и оттачивая собственные «миниатюры» до блеска. Острота и злободневность, публицистическое начало в творчестве Тэффи сочетаются

с глубоким художественным осмыслением действительности, логика выводов и обобщений с повышенной эмоциональностью и личным переживанием происходящего.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что Надежда Александровна Тэффи в 20-30-х годах прошлого века была одним из самых любимых и популярных писателей у читателя русского зарубежья. По признанию современника писательницы, известного литератора и критика Михаила Цетлина, жизнь эмиграции без еженедельных фельетонов и рассказов Тэффи «была бы беднее и скучнее».1 М.Амфитеатров эту же мысль своего коллеги выразил более эмоционально: «Я просто не знаю, как мы будем существовать, не читая вас по воскресеньям!»2 Диссертант приходит к выводу, что публицистическое творчество Надежды Александровны Тэффи, столь значимое для ее современников, недостаточно изучено. Особенно нуждается в изучении ее публицистика периода эмиграции, регулярные выступления на страницах периодических изданий, и данная работа лишь первый шаг в этом направлении.

' Цетлин М. Н.А.Тэффи//Тэффи. Печальное вино. Воронеж, 2000. С.573. 2 Публицистика русского зарубежья. М., 1999. С.220.

Список опубликованных работ по теме диссертации:

1. Рыбинская Н.В. «Жизнь - это свеча...» // Журналисты XX века: люди и судьбы. - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. (0,5 п.л.)

2. Рыбинская Н.В. Блистательная Тэффи // Меди@альманах. - М, 2003, №2. С. 107. (0,7 п.л.)

3. Рыбинская Н.В. НА Тэффи - публицист газеты «Последние новости» (1920 - 1940)// «Ломоносов 2004». Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - М.: МГУ. - 2004. С. 12. (0,1 п.л.)

4. Рыбинская Н.В. НА Тэффи: «Наши радости так похожи на наши печали...»// Неизвестные страницы отечественной журналистики. Сборник научных статей кафедры истории отечественных СМИ факультета журналистики МГУ. (Сдано в печать). (1 п.л.)

Принято к исполнению 25/04/2005 Заказ № 787

Исполнено 26/04/2005 Тираж: 100 экз..

ОСЮ«11-Й ФОРМАТ» ИНН 772636090^ = 3

Москва, Балаклавский пр-т, 20-2493 * а -

(095) 747-64-70 www.autorefeгat.ггl

09 МЛ ЙШ5

53ВО!

'А93 Й '

\! 1 у-

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Рыбинская, Наталия Викторовна

Введение.

Глава 1. Творчество Тэффи в дореволюционной российской журналистике.

Глава 2. Публицистика 1920 года: юмор и сарказм в изображении эмигрантского быта и Совдепии.

2.1. В центре русского зарубежья начала 20-х годов.

2.2. Политическая сатира: обличение большевизма и советской действительности.

2.3. «Беженская жизнь»: трагическая судьба русской эмиграции.

Глава 3. Публицистика 1937-1940-х годов: трагикомедия человеческой жизни.

3.1. Изменения в жизни и мировоззрении Тэффи.

3.2. Тоска по родине и неполноценность человеческой судьбы.

3.3. «Чудеса, спасающие от одиночества».

3.4. «Смешная нотка» в «трагедии современности».

3.5. Публицистика «синего времени».

Глава 4. Особенности публицистического мастерства.

4.1. Тайна «смеющихся слов».

4.2. Поэтика изображения окружающего мира.

4.3. Богатство жанровой палитры.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Рыбинская, Наталия Викторовна

На протяжении последних десяти лет в нашей стране наблюдается устойчивый интерес к истории русского зарубежья. Духовная трагедия русских эмигрантов, покинувших родину после Октябрьской революции 1917 года, по-прежнему требует своего полного осмысления. Особенно актуально тема восстановления прерванных интеллектуальных и культурных связей звучит сегодня, в эпоху информационных войн и общей политической нестабильности, когда наиболее ценным становится творчество, ориентируемое на сохранение истинных человеческих ценностей. В этом аспекте обращение к творческому наследию выдающегося публициста и литератора русского зарубежья Н.А.Тэффи, утверждавшей в своих лучших произведениях идеи добра и мира, гуманизма и самопожертвования, приобретает принципиально важное значение.

Актуальность темы исследования обусловлена важностью изучения публицистического наследия Н.А.Тэффи периода эмиграции. Публицистика писательницы 20-30-х годов прошлого века, ее регулярные выступления на страницах газет и журналов Русского Зарубежья, к сожалению, еще не нашли своего исследователя. Сотрудничество Тэффи с одной из самых заметных и влиятельных газет русской эмиграции «Последние новости» (1920 - 1940 года) требует также детального рассмотрения и изучения. Именно в этот период «в нашей стране шел, развивался своеобразный историко-публицистический процесс. После гражданской войны как бы образовались две России: советская и зарубежная. Либерализация жизни в Советской России позволила установить в годы нэпа духовную связь между метрополией и эмиграцией. Русское зарубежье имело в 20-е годы многообразную газетно-журнальную периодику».1

1 Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1999. С.63.

Неотъемлемой частью печати русского зарубежья 20-30-х годов являлась публицистика, принадлежащая перу яркой и талантливой писательницы Н.А.Тэффи. В своих материалах, опубликованных на страницах самых различных изданий, она, по меткому выражению Андрея Седых, «вскрывала пошлость эмигрантских будней». Соединив в своем творчестве актуальность и злободневность, неотъемлемые составляющие газетной работы, с глубоким художественным осмыслением действительности, Тэффи удалось стать не только «совестью русского общества за рубежом», но и выразительницей его надежд, духовных поисков и разочарований.

Имя Надежды Александровны Тэффи всегда было связано с историей отечественных периодических изданий. «Прозаические произведения Тэффи широко публиковались на страницах московской, петроградской, украинской прессы вплоть до 1919 года, когда писательница покинула страну».1 В эмиграции литературная судьба Тэффи также развивалась в тесной связи с ведущими изданиями Русского Зарубежья в Париже, Риге, Берлине. Причем не только в силу сформировавшегося еще в дореволюционной России стиля работы (все рассказы и фельетоны Тэффи проходили свое «первое крещение» на страницах газет и журналов и только потом переиздавались отдельными сборниками), но и потому что в эмиграции особенно возросло значение русской культуры и языка, русской литературы и публицистики: «Естественно, что и русскоязычная печать служила для эмигрантов средством выражения их принадлежности к «обществу в изгнании» и осуществления той культурной миссии, которую русское зарубежье выполняло по отношению к обеим Россиям».2

1 Тэффи. Собрание сочинений: В 3 т. Том первый. - СПб., 1999. С. 15.

2 Кузнецов И.В., Зеленина Е.В. во имя России// Публицистика Русского зарубежья. М., 1999. С.6.

Газета «Последние новости» (1920 - 1940) по праву считается одной из самых влиятельных и долговечных в истории русской эмиграции. Именно этому изданию, по утверждению современников, принадлежала «руководящая роль в жизни русской эмиграции».1 Глеб Струве также отмечает, что «Последние новости» «быстро стали. самой читаемой русской газетой во Франции. и завоевали себе подписчиков и читателей в других странах Европы и даже в Новом Свете».2

Первым редактором газеты стал бывший петербуржец, присяжный поверенный M.JI. Гольдштейн. В своем первом обращении к читателям он отметил, что главная задача газеты «излагать факты, как они есть, т.е. говорить правду - и не ту, которая той или иной партии. кажется правдой, а ту, которая есть правда. Служение объективной правде. вот наш девиз». Спустя год, по причине серьезных финансовых трудностей, газета официально перешла в руки республиканско-демократической группы партии Народной Свободы и с 1 марта 1921 года стала выходить под редакцией П.Н. Милюкова.

Сотрудничество Тэффи с газетой «Последние новости» распадается на два неравных периода: первый включает в себя 1920 год, второй длится с 1937 по 1940. За эти неполные пять лет писательница опубликовала здесь около ста семидесяти рассказов, фельетонов, очерков. Кстати, в современной критике распространено ошибочное мнение о том, что Тэффи печаталась в газете «Последние новости» вплоть да 1925 года, что не соответствует действительности. После смены владельцев газеты в начале 1921 года и изменения политического курса писательница отказалась от продолжения сотрудничества. В ее творческой биографии начался новый этап, связанный с подготовкой и изданием своего первого эмигрантского сборника рассказов «Рысь».

1 Седых А. Далекие, близкие. Нью-Йорк, 1979. С. 152.

1 Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж, 1984. С.77.

3 «Последние новости», 1920, 27 апреля. С.2.

Среди возможных причин ухода Тэффи из «Последних новостей» -несоответствие внутренней, гражданской и личностной позиции писательницы новому политическому направлению газеты.1

Надежда Александровна Тэффи возобновила публикацию своих материалов в газете «Последние новости» только в самом начале 1937 года, чем вызвала бурю негодования у противников политических взглядов П.Н. Милюкова. Так, Лоллий Львов в журнале «Возрождение» назвал возвращение Тэффи в «левые «Последние новости» «политической ошибкой». На самом деле, в этот момент Тэффи меньше всего думала о политической подоплеке своего решения. По свидетельству ее близкой знакомой В.Васютинской, в конце 30-х годов писательница переживала не только глубокий внутренний кризис, но и серьезные материальные трудности. Душеприказчица Тэффи М.Н. Верещагина прямо указывает на то, что Надежда Александровна «перешла в либерально-демократические «Последние новости», так как ей предложили более выгодные условия».3

Степень разработанности темы. В истории отечественной журналистики публицистика и периодические издания Русского Зарубежья долгое время оставались запретной темой. После изменения политического климата в нашей стране секретные архивы крупных российских библиотек были открыты для исследователей. Одним из самых авторитетных исследований литературы и журналистики русской диаспоры за рубежом по-прежнему остается монументальный труд непосредственного очевидца и участника бурной общественной жизни эмигрантов Глеба Струве «Русская литература в изгнании», выдержавший несколько переизданий. Именно Струве назвал Тэффи «газетной писательницей» и первым отметил своеобразную

1 См.: Николаев Д.Д. Тэффи и русские периодические издания в Чехословакии// Творчество Тэффи и русский литературный процесс. М., 1999. С. 117.

2 Львов JI. Памяти Тэффи// Возрождение. Париж, 1952, №24. С.34.

3 Васютинская В. Н.А.Тэффи//Тэффи. Печальное вино. Воронеж, 2000. С.556. привязанность» Надежды Александровны к сотрудничеству с ежедневными газетами. Ему же принадлежит попытка проанализировать не только литературное творчество писательницы, но и ее участие в газетной и журнальной периодике русской эмиграции.

Американская исследовательница Элизабет Н игр аур опубликовала одну из самых проникновенных и объективных статей о жизни и творчестве писательницы «Жизнь смеется и плачет.» в качестве предисловия к сборнику рассказов и воспоминаний Тэффи «Ностальгия» (Ленинград, 1989год). Год спустя в свет вышли сразу три книги, объединившие рассказы Тэффи разных лет: одна в Минске и две в Москве. В этих сборниках исследователям О. Михайлову, Е. Трубиловой и Д. Николаеву удалось создать яркие, самоценные и не похожие друг на друга очерки жизни и творчества незаслуженно забытой писательницы.1

Имя Тэффи и краткую историю ее творчества можно встретить и в библиографическом словаре «Русские писатели», выпущенном в 1990 году в Москве.

В 1993 году в книге А.Д. Алексеева «Литература русского зарубежья. Книги 1917-1940: Материалы к библиографии» были перечислены почти все, изданные в эмиграции, сборники рассказов Тэффи. В этом же году в Москве была издана еще одна важная книга в процессе изучения и осмысления наследия русской эмиграции -«Литература русского зарубежья возвращается на родину». В этой книге были представлены все сборники рассказов Тэффи, а также вспомогательная литература и критические статьи о творчестве писательницы, увидевшие свет за последние годы.

1 См.: Трубилова Е.М. В поисках страны Нигде// Аверченко, Тэффи. Рассказы. М., 1990. Михайлов О. Два портрета// Аверченко, Тэффи. Юмористические рассказы. Минск, 1990. Николаев Д. Жемчужина русского юмора//Тэффи. Юмористические рассказы. М., 1990.

Первая попытка изучить эмигрантский период творчества Тэффи по выпущенным писательницей сборникам за границей была предпринята в 1994 году Еленой Максимовной Трубиловой. Ее диссертация «Творческий путь Тэффи (эмигрантский период)» остается одним из самых авторитетных исследований в данном направлении. В 1999 году в Москве вышла книга JI.A. Спиридоновой «Бессмертие смеха: комическое в литературе русского зарубежья» с подробной главой, посвященной анализу данного периода творческого наследия Тэффи. В это же время Институт мировой литературы им. A.M. Горького, РАН выпустил сборник «Творчество Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века», основу которого составили материалы международной юбилейной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения и 45-летию со дня смерти писательницы. Сборник содержит весьма ценные и любопытные статьи по многим вопросам, связанным с литературным наследием Тэффи, но, к сожалению, история многолетнего сотрудничества писательницы с одной из самых влиятельных газет Русского Зарубежья «Последние новости» не нашла в нем своего отражения.

Специфика большинства отечественных исследований эмигрантского периода творчества Тэффи заключается в том, что их авторы в своих выводах опираются на изучение изданных в разное время сборников рассказов писательницы, а не на собственно сами периодические издания, в которых эти рассказы впервые появились. Как известно, после окончания второй мировой войны, вследствие экономического кризиса, в котором оказалась Европа, многие из задуманных писательницей сборников так и не вышли в свет. Соответственно, полное понимание и анализ тематики и проблематики произведений Тэффи возможно только при систематическом изучении периодических изданий, с которыми писательница сотрудничала в это время.

Научная новизна исследования в том, что впервые предпринимается анализ публицистической деятельности Н.А.Тэффи в газете «Последние новости». Акцентируется внимание на развитии публицистических жанров в творчестве писательницы, особенностях ее художественного мастерства и отражения действительности. Газетные выступления писательницы рассматриваются в контексте общих настроений и духовных поисков русской эмиграции.

Цели и задачи исследования состоят в стремлении изучить публицистическое творчество эмигрантского периода Н.А.Тэффи. Опираясь на материалы газеты «Последние новости», с которой Тэффи была связана на протяжении весьма долгого периода своей жизни, автор пытается не только прояснить многие вопросы в литературной биографии писательницы, но и проследить эволюцию ее творчества.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи: обозначить основные мотивы и общий характер дореволюционного журналистского творчества;

- выявить специфику и отличительные черты публицистических выступлений Тэффи в 1920 и конце 30-х годов в газете «Последние новости»;

- проанализировать жанровую палитру и особенности публицистического мастерства;

- показать важность изучения газетных выступлений Тэффи для журналистов-практиков.

Объектом исследования являются материалы, опубликованные Н.А. Тэффи на страницах ведущей газеты русского зарубежья «Последние новости». Таким образом, хронологические рамки исследования - 1920 - 1940 годы. Следует особо отметить, что большая часть рассмотренных в данной диссертации произведений 1920 года и конца 30-х никогда не переиздавалась, следовательно, оказалась недоступной для большинства исследователей.

Методологические и теоретические основы диссертации.

Комплексный характер исследования объясняет необходимость привлечения работ по истории отечественной журналистики Б.И Есина, Г.В. Жиркова, И.В. Кузнецова, Р.П. Овсепяна, М.Я. Махониной, А.Г. Менделеева; по теории журналистики и публицистики, типологии периодических изданий и публицистических жанров В.М. Горохова, Е.И. Журбиной, В.Я. Канторовича, Э.А. Лазаревич, В.Д. Пельта, Е.И. Пронина, Е.П. Прохорова, Я.Р. Симкина, Б.В. Стрельцова, М.И. Стюфляевой, В.В. Ученовой, М.В. Шкондина и др.; по проблеме языка и стиля публицистики Ю.А. Бельчикова, К.И. Былинского, Л.М. Грановской, Г.Я. Солганика.

Перечисленные выше труды по проблемам публицистического творчества позволили глубже и обстоятельнее раскрыть тему диссертации. Были использованы также метод сравнительного анализа источников, систематизация обширного фактического материала, критическая оценка исследований, входящих в библиографию диссертационной работы.

Наиболее важными при написании диссертации оказались периодические издания (газеты «Последние новости», «Русское слово», журнал «Возрождение»), многочисленные мемуары, принадлежащие современникам, друзьям и коллегам Н.А.Тэффи, а также ее собственные воспоминания и письма.

Особенно ценной оказалась мемуарная литература, содержащая важные сведения об исследуемом периоде творчества писательницы - 2030-х годах прошлого века. Авторы Г. Адамович, Г. Алексинский, В. Васютинская, Дон-Аминадо, И. Одоевцева, П. Пильский, А. Седых, Ю. Терапиано, 3. Шаховская, И. Ясинский и др. отразили в своих воспоминаниях не только ключевые моменты биографии Тэффи, но и ее взгляды на собственное творчество, основные слагаемые мировоззрения и общественную позицию.

В данной работе используется также обширный справочный и фактический материал о писателях и литературных направлениях русского зарубежья, основных периодических изданиях и центрах сосредоточения русских беженцев. Справочная литература, словари и энциклопедии помогли уточнить и объективно оценить процессы, которые происходили в истории журналистики и публицистики русского зарубежья.

Практическое значение работы в том, что исследование публицистического творчества выдающейся русской писательницы XX века Н.А.Тэффи, позволяет не только прояснить отдельные моменты ее литературной биографии и мировоззрения, но и глубже осмыслить процессы, происходившие в истории новейшей отечественной журналистики 20-30-х годов. Выводы, представленные в диссертационной работе, а также приложения будут полезны как издателям и составителям сборников рассказов писательницы, так и всем последующим исследователям ее творческого наследия.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и двух приложений с полным перечнем всех материалов, опубликованных Тэффи на страницах «Последних новостей» в 1920 году и в период с 1937 по 1940 год.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Н.А. Тэффи - публицист газеты "Последние новости""

Заключение

Публицистика Надежды Александровны Тэффи в газете «Последние новости» - яркий пример талантливого, многогранного, глубоко личного и эмоционального творчества. В газетных выступлениях Тэффи личность автора играет первостепенную роль, автор становится полноправным героем собственных материалов, причем, героем чутким, трепетным, всегда открытым к диалогу со своим читателем.

Широкую известность Надежда Тэффи завоевала в дореволюционной России в качестве фельетониста целого ряда газет и журналов. Под влиянием газетной работы сложился предпочтительный стиль выступления - как правило, это фельетон (реже юмористический рассказ) на актуальную и злободневную проблему современности, написанный легко, эмоционально, образно. Особенно ярко эта тенденция проявилась во время сотрудничества Тэффи с газетой «Русское слово» (1909 - 1917 годы), а затем была продолжена в эмиграции на страницах самых разнообразных газет и журналов.

Любимица просвещенной русской публики начала XX века, всей душой преданная своим читателям, Тэффи и в эмиграции продолжила свой литературный труд, основой которого по-прежнему оставалось служение идеалам добра и гуманизма. Для представителей русской диаспоры самым главным в это время оказался «инстинкт самосохранения, они понимали: без внутренних связей с русской культурой быстро наступает духовная смерть, полное растворение в чужой национальной среде».1 Ежедневная газета «Последние новости», замысел и издание которой в Париже было осуществлено русскими эмигрантами, полностью отвечала требованиям и настроениям писательницы. Тэффи импонировал «политический нейтралитет», выбранный редакцией в качестве своего основного направления. Кроме

1 Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути. М., 2000. С.7. того, Тэффи получила возможность продолжить общение со своими читателями, круг которых сложился еще в дореволюционной России.

Детальный анализ публицистического творчества Тэффи в газете «Последние новости» (1920 - 1940) позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, сотрудничество Тэффи с газетой распадается на два неравных периода. Первый заключает в себе материалы, опубликованные в 1920 году сразу же после открытия газеты, второй длится в течение четырех лет с 1937 по 1940 год. По стечению обстоятельств Тэффи не только стояла у истоков создания газеты, но й была одним из авторов, который принял участие в подготовке последних номеров в 1940 году. Во-вторых, публицистика Тэффи этих двух периодов крайне неоднородна по своей проблематике, жанровому решению и эмоциональному настрою.

В первый период сотрудничества Тэффи с газетой самой важной и животрепещущей темой для Русского Зарубежья стала ситуация, * сложившаяся в Советской России. Тематика и художественное решение произведений, опубликованных писательницей в 1920 году, также обусловлены теми политическими и социальными условиями, в которых оказались русские эмигранты. Тэффи, как и большинство ее эмигрировавших соотечественников, не желает мириться с тем, что власть в России навсегда останется в руках большевиков, и верит в то, что вынужденная ссылка окажется недолгой. Именно поэтому ведущей темой для публицистики Тэффи этого периода становится Россия, причем, не только та, истерзанная, несчастная и поруганная большевиками страна, но и другая Россия, вывезенная русскими беженцами в своих сердцах.

В 1920 году большая часть публицистических материалов Тэффи решена в жанре политической сатиры, в котором автор много и успешно работал в газете «Русское слово» летом 1917 года. В форме острого и беспощадного фельетона Тэффи высмеивает большевиков и новые порядки в Советской России, в ее едких сатирических выступлениях все большевики - бандиты и воры, окончательно утратившие человеческие черты. С помощью гиперболизации и гротеска автор создает образы чудовищные и пугающие в своей непримиримости и жестокости. Тэффи не жалеет самых мрачных и пессимистичных красок для изображения пустынных российских городов, нищеты и убожества, в которых вынуждены жить русские люди. Ощущение полной безнадежности сознательно усиливается и даже утрируется автором во многих материалах этого периода.

Вторая по важности и актуальности тема для публицистики Тэффи 1920 года - «беженская жизнь». С неизменной теплотой и добрым юмором автор рассказывает о бытовой стороне жизни русских беженцев, о том, что наиболее важно, насущно, своевременно. Незаурядные репортерские качества, наблюдательность, остроумие помогают Тэффи создавать материалы (среди них преобладают фельетоны на бытовые темы) яркие, запоминающиеся, неизменно актуальные. Однако за всей суетой и неразберихой беженских будней она видит истинную, духовную трагедию русской эмиграции. Она предупреждает читателей об опасности потерять свое лицо и душу, свои корни в стране с другим языком и укладом жизни.

Уже в 1920 году сформировались основные отличительные черты эмиграционной публицистики Тэффи - повышенная эмоциональность, откровенность, прямое выражение своей гражданкой позиции, поиск самых актуальных тем и их всестороннее рассмотрение. Особенно важно для Тэффи - публициста перевести изложение в юмористическую плоскость, раскрыть то или иное событие, того или иного персонажа с комической стороны. Так же важно отметить, что именно в 1920 году был очерчен круг тем, которые получат свое развитие и продолжение в конце 30-х годов после ее возвращения в газету. И в первую очередь, это тема духовного кризиса эмиграции, который спустя семнадцать лет будет прочитываться Тэффи не только как личная трагедия людей, связанных одним языком и культурой, но и как всемирный кризис общечеловеческих ценностей, особенно остро и трагично проявивший себя накануне второй мировой войны.

Второй период сотрудничества Тэффи с газетой «Последние новости» начинается в январе 1937 года и длится вплоть до закрытия газеты в июне 1940 года. Однако задачи, круг тем и их решение в публицистике этого периода, ее внутренняя интонация и эмоциональный настрой уже совсем другие. Если в начале 1920 года Тэффи беспощадна, зла и нетерпима по отношению к тем, кто предал и обокрал Россию, то к концу 30-х годов, после ее возвращения в газету, Советская Россия и «коммунистическая действительность» навсегда исчезают из ряда тем, волнующих писательницу. Безусловно, одна из причин этого в том, что после 1934 года «советская власть ужесточила политику внутри страны и полностью отрезала ее от внешнего мира».1 Но есть и другое объяснение. Тэффи чувствует себя усталой, опустошенной и разочарованной: человеческая природа не внушает ей никакого оптимизма. За семнадцать лет отсутствия Тэффи в газете «Последние новости» в ее жизни произошли многие трагические изменения, она тяжело болеет и финансово особенно зависима от собственных публикаций. Весь трагизм мировосприятия писательницы этого периода нашел свое отражение в цикле материалов о животных, опубликованных в 1937 году. Тэффи прямо говорит о том, что мир людей - жесток и несправедлив, а в мире животных, наоборот, все устроено правильно и с глубоким смыслом.

Исследование мемуарной литературы, писем и воспоминаний как самой Тэффи, так и ее ближайшего окружения, позволяет установить, что в конце 30-х годов она переживала глубокий внутренний кризис. Очевидно, что на публицистическое творчество писательницы этого периода повлияли многие факторы. Увлечение Тэффи религиозными

И.В. Кузнецов, Е.В. Зеленина. Во имя РоссииУ/Публицистика русского зарубежья. М„ 1999. С.5. идеями спасения мира (она несколько раз выступала на заседаниях философского общества «Зеленая лампа»), личная неустроенность, болезнь, финансовые трудности, а также общая политическая нестабильность и ожидание возможной войны.

Именно в конце 30-х годов, незадолго до начала самой страшной военной кампании XX века, талант писательницы, ее редкое умение предчувствовать и сочувствовать, интуиция и страстное желание во всем быть полезной своим читателям проявились в полной мере. Тэффи пытается предостеречь их от возможной угрозы войны, она пытается заглянуть в будущее, и с тоской отмечает, что оно кажется ей пугающим и мрачным. Если в некоторых материалах 1920 года мотивы человеческого одиночества и неполноценности были лишь обозначены в общих чертах, то в публицистике конца 30-х эта тема становится одной из самых главных.

Наиболее востребованной для этого периода становится форма художественного очерка, в котором автор исследует самые разные аспекты моральной и нравственной жизни своего современника. Нормы общепринятой морали, нравственная ущербность, неразвитость чувств, душевная бедность, зависть и уныние, а также отношения людей не только друг с другом, но и с собой, своим внутренним «я» - все это чрезвычайно волнует Тэффи. Лейтмотивом ее творчества становится мысль о том, что человеческое существование немыслимо в отсутствии добрых чувств, любви и заботы о своих близких, детях и животных.

Свое развитие в публицистике конца 30-х годов получила и тема горькой беженской доли. Следы «русской болезни» - глубокой, внутренней, не проходящей тоски эмигранта по навсегда потерянной родине - можно встретить во многих материалах Тэффи, в которых она, как и многие другие публицисты Русского Зарубежья, склонна идеализировать прошлое. По-прежнему значительную долю газетных публикаций Тэффи составляют беллетризованные фельетоны, в основе которых сатирическое изображение человеческих пороков и недостатков.

Исследование особенностей публицистического творчества Тэффи позволяет сделать вывод о том, что в его основе - глубокое художественное осмысление действительности. Все факты и события преломляются в личности автора, передаются в свете его мировоззрения, обогащаются его фантазией. Образная интерпретация происходящего, эмоциональная окрашенность, целенаправленное воздействие на чувства читателя всегда имеют первостепенное значение для Тэффи. Она постоянно подчеркивает свою особую связь с читателем, который почти всегда оказывается духовным партнером, единомышленником автора. Тэффи удается вовлечь его в своеобразный диалог, затронуть «больное место» и предложить своевременное лечение - теплый, искрящийся юмор, действующий лучше любого лекарства.

Подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что публицистическое творчество Надежды Александровны Тэффи недостаточно изучено. Особенно нуждается в изучении ее публицистика периода эмиграции, и данная работа лишь первый шаг в этом направлении. Ведь именно газетные выступления Тэффи имели огромное влияние на ее современников. Так, Глеб Струве авторитетно заявлял, что Тэффи «в 20-х и 30-х годах была вне всякого сомнения одним из самых любимых и читаемых писателей у рядового зарубежного читателя».1 По признанию другого современника писательницы, известного литератора и критика Михаила Цетлина жизнь эмиграции без еженедельных фельетонов и рассказов Тэффи «была бы беднее и скучнее».2 М. Амфитеатров выразил эту же мысль своего коллеги более эмоционально: «Я просто не знаю, как мы будем существовать, не читая вас по

1 Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж, 1984. С. 111.

2 Цетлин М. Н.А. Тэффи//Тэффи. Печальное вино. Воронеж, 2000. С.573. л воскресеньям!» Последнее высказывание датировано 1937 годом, очевидно, что автор имеет в виду воскресные выступления Тэффи в газете «Последние новости». Литературный талант и редкое обаяние личности писательницы, ироничное отношение к жизни, умение остроумно посмеяться над всеми ее тяготами и невзгодами - все это способствовало росту личной популярности Тэффи и небывалому успеху ее газетных публикаций в среде русской эмиграции. Она была не только «совестью» русского общества за рубежом, но и его душой, нежной, чуткой и преданной. 2

Публицистика русского зарубежья. М., 1999. С.220.

 

Список научной литературыРыбинская, Наталия Викторовна, диссертация по теме "Журналистика"

1. Адамович Г.В. Вклад русской эмиграции в мировую культуру. -Париж, 1961.

2. Адамович Г.В. Литературные заметки// Последние новости. 1926, 19 марта, №5474.

3. Адамович Г.В. О книгах и авторах: Заметки из литературного дневника. Париж, 1967.

4. Адамович Г. В. Одиночество и свобода. Нью-Йорк, 1955. Адамович Г.В. Русская беллетристика в 1920 году//Последние новости. - 1921, 2 янв., №215.

5. Алексинский Г. Ее доброй и светлой памяти// Тэффи. Печальное вино. Воронеж, 2000.

6. Альманах: Русская эмиграция (1920 1931). - Белград, 1931. Вып.1.2.

7. Амфитеатров А. Юмор после Чехова// Сегодня. 1931, 13 янв.,31.

8. Антология сатиры и юмора XX века. Том 12. Тэффи. М., 2001. Берберова Н. Курсив мой: Автобиография. -М., Согласие, 1999. Библиография русской эмигрантской литературы 1918-1968: В 2 т./Сост. Л.А.Фостер. - Бостон, 1970.

9. Бицилли П.М. Жизнь и литература//Творчество Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. -М. 1999.

10. Булгаков В. Словарь зарубежных русских писателей (1886 1966). -Нью-Йорк, 1993.

11. Васютинская В. Надежда Александровна Тэффи//Тэффи. Печальное вино. Воронеж, 2000.

12. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. -М., 1999.

13. Горбунов А.П. Поэтика публицистического текста. М., 1978. Горохов В.М. Газетно-журнальные жанры. - М., 1993. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. Пресса и публицистика. -М., 1975.

14. Дземидок Б. О комическом. -М., Прогресс, 1974. Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути. Москва, 2000. Диперштейн Е.А. И.Д. Сытин. - Москва, 1983. Есин Б.И. История русской журналистики (1703 - 1917) в кратком изложении. Учебное пособие. - М., 2000.

15. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы. -Л., 1977.

16. Ершов Л.Ф. Советская сатирическая проза 20-х годов. Изд-во Академии Наук СССР. М - Л, 1960.

17. Жирков Г.В. Между двух войн: журналистика русского Зарубежья (20 40е года). С.-П., 1998.

18. Журбина Е.И. Искусство фельетона. -М., 1965. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М., 1969.

19. Канторович В.Я. Заметки писателя о современном очерке. М.,1962.

20. Крымов В. Портреты необычных людей. Париж, 1971.

21. Кузнецов И.В., Зеленина Е.В. Во имя России/ЛПублицистика русского зарубежья. М., 1999.

22. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917 2000). -М., 2002.

23. Культура российского зарубежья. М. 1995. Культурное наследие российской эмиграции 1917-1940. - М., 1994. Кн. 1-2.

24. Левицкий Д.А. Жизнь и творческий путь А.Аверченко. М.: Русский путь, 1999.

25. Литература русского зарубежья: 1920-40г. М., 1993. Литература русского зарубежья возвращается на родину. Вып. Первый. Ч. 1 -2.-М. 1993.

26. Литературная энциклопедия русского зарубежья 1918-1940/ Т. 2. Периодика и литературные центры. М.: «Российская политическая энциклопедия», РОССЭН, 2000.

27. Литературная энциклопедия русского зарубежья 1918-1940/ Т. 3. Книги. -М.: ИНИОН, 2000.

28. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977. Львов Л. Памяти Тэффи//Возрождение. Париж, 1952. - №24 Мастерство в публицистике. Сб. научных трудов. - Ташкент, 1987. Махонина Г.Я. Русская дореволюционная печать (1905 - 1914). -М.: МГУ, 1991.

29. Менегальдо Е. Русские в Париже. 1919-1939. Париж, «Кстати»,2001.

30. Менделеев А.Г. Жизнь газеты «Русское слово»: издатель, сотрудники. М., 2001.

31. Михайлов О. Два портрета// Аверченко А, Тэффи. Юмористические рассказы. Минск, 1990.

32. Михайлов О. Нежный талант//Творчество Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. М. 1999.

33. Николаев Д.Д. Веселая карусель// Тэффи Н. А. Собрание сочинений: Том 5: «Карусель». Составление и подготовка текстов Д. Д. Николаева, Е. М. Трубиловой. —М., 2000.

34. Николаев Д.Д. Жемчужина русского юмора// Тэффи. Юмористические рассказы. М., 1990.

35. Николаев Д.Д. Концепция книги в творчестве Тэффи//Творчество Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. М. 1999.

36. Николаев Д.Д. К вопросу о происхождении псевдонима Тэффи//Творчество Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. -М., 1999.

37. Нитраур Э. «Жизнь смеется и плачет.»// Тэффи. Ностальгия: Рассказы; Воспоминания. Л., 1989.

38. Нитраур Э, Князев С. Предисловие// Тэффи. Собрание сочинений: В Зт. Том первый: Проза. Стихи. Пьесы. Воспоминания. Статьи. СПб, 1999.

39. Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Век XX. -М, 2001.

40. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 90-е годы). - М., 1999.

41. Одоевцева И. На берегах Сены. М., 1989.

42. Одоевцева И. О Тэффи//Тэффи. Печальное вино. Воронеж. 2000.

43. Очерк издательской деятельности Т-ва И.Д. Сытина. Москва,1911.

44. Петрашко О.О. Тема детства в творчестве Н.А. Тэффи и И.А. Бунина// Творчество Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. М. 1999.

45. Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики. М.,1984.

46. Пильский П. Затуманившийся мир. Рига, 1929.

47. Писатели русского зарубежья. Под редакцией А. Николюкина. -М, 1997.

48. Полвека для книги: литературно-художественный сборник, посвященный пятидесятилетию издательской деятельности И.Д. Сытина. -Москва, 1916.

49. Прохоров Е.П. Публицистика и действительность: размышления и разборы. -М., 1984.

50. Прохоров Е.П. Публицист и действительность. -М., 1973.

51. Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналисткою воздействия. -М., 1981.

52. Публицистика и информация в современном обществе. Сборник статей. М., МГУ, 2000.

53. Публицистика Русского Зарубежья. Сборник статей. Сост. И.В. Кузнецов, Е.В.Зеленина. -М.: МГУ, 1999.

54. Раев М.И. Россия за рубежом. М., 1994.

55. Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. -М., 1994. Т. 1-Й.

56. Русское литературное зарубежье. Сборник обзоров и материалов. Вып.1, Академия наук СССР, ИНИОН, М, 1991.

57. Седых Андрей. Далекие, близкие. Нью-Йорк, 1979.

58. Симкин Я.Р. Сатирическая публицистика. Р -н/Д, 1976.

59. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов.-М„ МГУ, 1991.

60. Спиридонова JI.A. Бессмертие смеха: комическое в литературе русского зарубежья. М.: Наследие, 1999.

61. Спиридонова JI.A. Противление злу смехом//Творчество Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. М., 1999.

62. Спиридонова JI.A. Русская сатирическая литература начала XX века. М.: Наука, 1977.

63. Стрельцов Б.В. Основы публицистики: жанры. Минск, 1990.

64. Струве Г. Россия. Родина. Чужбина. СПб, РХГИ, 2000.

65. Струве Г. Русская литература в изгнании. Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Париж, 1984.

66. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.

67. Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975.

68. Стюфляева М.И. Человек в публицистике. Воронеж, 1989.

69. Теория и практика советской периодической печати: Учеб. Пособие для вузов/ Бекасов Д.Г., Горохов В.М. и др./ Под ред. В.Д.Пельта. М., 1980.

70. Терапиано Ю. Встречи. Нью-Йорк, 1953.

71. Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека. -Нью-Йорк, 1987.

72. Творчество Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. -М.: Наследие, 1999.

73. Трубилова Е.М. В поисках скрытой нежности// Тэффи Н. А. Собрание сочинений: Том 4: «О нежности». М., 2000.

74. Трубилова Е.М. В поисках страны Нигде// Аверченко А, Тэффи. Рассказы. М., 1990.

75. Трубилова Е.М. Рожденная в воскресенье// Тэффи Н.А. Собрание сочинений. Т.7: «Все о любви». -М., 2000.

76. Трубилова Е.М. Сны в произведениях Тэффи//Творчество Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. М. 1999.

77. Трубилова Е.М. Творческий путь Тэффи (эмигрантский период): Дис. канд. филол. наук. -М., 1994.

78. Тэффи. Зарево битвы. -Спб., 1916.

79. Тэффи. Земная радуга. Нью-Йорк, 1952.

80. Тэффи. Как я живу и работаю//Иллюстрированная Россия. 1926. -27 февр.

81. Тэффи. Неживой зверь. Пг., 1916.

82. Тэффи. Ностальгия: Рассказы; Воспоминания. Сост. Б.Аверина; Вступ. Ст. Э.Нитрауэр. Л, 1989.

83. Тэффи. Папочка. М- Л., 1926.

84. Тэффи. Печальное вино: Рассказы; Фельетоны; Воспоминания. -Воронеж, 2000.

85. Тэффи. Предсказатель прошлого. М., 1967. Тэффи. Семь огней. - Петербург, 1910.

86. Тэффи. Собрание сочинений: В 3 т. Том первый проза: Проза. Стихи. Пьесы. Воспоминания. Статьи. СПб.: РГХИ, 1999.

87. Шаховская 3. Отражения. Париж, 1975.

88. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. М.: Флинта: Наука, 2003.

89. Яновский B.C. Поля Елисейские. СПб.: Пушкинский фонд, 1993.

90. Ясинский И. Роман моей жизни. М - Л, 1926.1. Периодические издания:

91. Возрождение», январь 1956 г, № 49 «Последние новости», 1920 1940. «Русское слово», июнь - июль 1917.