автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Н.Ф. Финдейзен и его роль в истории русской музыкальной критики
Полный текст автореферата диссертации по теме "Н.Ф. Финдейзен и его роль в истории русской музыкальной критики"
) 0 1?^
Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н. А. Римского-Кпрсаклра
К0СМ0ВДШ1 Марина Львовна
Н.Ф.Финдейзен и ого роль в истории русской музыкальной критики.
Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство
АВТОРЕФЕРАТ диссортации на соискание ученой степени кандидата искус ство веде пня
(Га пропах рукописи
I 9
Г'
Работа выполнена на кафедре теории, критики и практики музыкального искусства Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корса-кова.
Научный руководитель - доктор искусствоведения
Данько Л.Г.
Официальные оппоненты - доктор искусствоведения
Зинькович Е.С. кандидат искусствоведения Абр&човский Г.К.
Ведущая организация - Ленинградский государственный институт культуры имени Н.К.Крупской.
Защита состоится " ¿-i " Ы^с&Л_1990 г.
на заседании специализированного совета К 092.09.01 по присуждении ученой ст&пени кандидата искусствоведения Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова /190000, г.Ленинград, Театральная площадь, д.з/.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Ленинградской консерватории.
Автореферат разослан
Ученый секретарь специализированного совота кандидат искусствоведения
/А l'jQO Г.
/"v-
'-t '¿S-'
Т^сейнова З.л).
■ч
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
•' Актуальность тест. Одной из основных задач советского музыкознания является глубокое и всестороннее изучение исторического прошлого музыкального искусства и мысли о нем. Существование еще в недавнем прошлом запретных тем и известная односторонность в освеяения наиболее сложных этапов музыкальной культуры препятствовали как развитию свободной критики, так и изучению ее истории.
Воспитание критиков нового поколения но молот бить плодотворным без опор» на фундаментальные традиция в данной области. С этой точки зрения требует к себе пристального вши/алия роль Николая Федоровича Онндейзена /1858-1928/ з истории русской музыкальной культуру, с'н-тклопедичпссть познаний, (¡^опо.мепальная па-лять, лсклшп-тольнал работоспособность п ясное понимание целей и задач стоеЛ деятельности обусловили огромный касятаб созданного :::: з рази:;:: областях пауки и i узуального просаотительст-
Творческая таз ль ^нндо^зона, начавшаяся п У 0-х года:: XIX года соодпггпла в себо черт.ч двух исторических спох: о:;, стотеазй себя jneiiEKOti гол:-.:сого Стасова, бия л ,г::с-':-} мугчгхапгов, norocprv.crn'iniro "слтаг.тироваЕзнх с представителя:';! пого'Л русской гл-.олп - Н.А.Ркхккм-Хорсако-: ■■', ' 1.Л.Базяхкрэвгдt, Ц.А.Кэн, состоял в поропнсхо с Л.И.Е-зстакогоЗ, стс.улпровагзой в нем ннторэс г. наследия Глнпг.и. В то "о время ого многосторонняя обдествэн--тля и псторчг-.о-хультурпяя деятельность со многом опредо-
тала дальиеГзиВ путь п харздтор развития русского и совот-
_ ч _
ского муаикалыюго искусства и XX воко.
Оди'■ 11 из крушшх заслуг Финдойзина кшшется создание обширной глипкиниани. Ему ко принэдот? порвоо исследование истории русской музыки с дровнеЬлиг врочсл. до XIX пока. "Кучкистская" орнонтация Фивдойзоиа в нь~ чало творческого пути в дальнейшем обогшдаоюя интересом к композиторам беляовскиго кружка и внсоким признан;.;;-:;.: музыки Чайковского, а такие .нового поколения композиторов XX пока,
В наследии Финдейзена намечается основные напраглк-— ния иузиковедчеспой науки и в каздой кз затронутых сйср он сказал свое весомоо слово, неродко становясь зачина-толом цолих областей знания: он стал первым русским историографии, создателем источниковедческой базы истории русской музыки, впервые в Росоии поставил вопрос о необходимости изучения истории музыкальной критики. Неоценим вклад Финдейзена в развитие этнографии, музыкальной археологии и палоогра^ии, инструыоитоводония, музыкального краеведения, музейного дола /он бил зачинателем фнларш-ничоской библиотеки/, в развитие музыкального просветительства и педагогики.
В области критической деятельности Фиадойэен следовал строго выворонной система взглядов, критериев оценок. Он давал широкую в объективную картину музыкальной кизни конца Х1Х - начала XX вока в издаваемой ли "Русской музыкальной газете" /1Ю4-1&18/, которая вывела и/зыкальную периодику России на мировой уровень.
Том но ионов до сих пор но изучена в полном о&ьвио - 4
творческая биография Фивдейзена. не проведено исследова-*-ннв его критических работ. Все еда нуждается в научном анализе и обобщении его подвижническая деятельность во главе уникальной по своему историко-культурному значение "Русской музыкальной газеты". Попыткой раскрыть роль Фин-дейзена в истории русской музыкальной культуры и является настоящая диссертация.
Научная новизна работа состоит в том, что она яв-. ляотся одпиз иа первых ошхтоэ. оозещонкл деятельности Флн-деДзепа з> совокупности ©га ппогограпнпх устремлений как ¡ггеяэго, крптгка, редактора, .'."сггсалыюго просветителя, -одггога. Лдя соссогдг-хгет сп^гггра творческих янтересов п дяссчр-гатнй пп?рг::> обзач характеристика наеле-
г;~п Гл ссг-гз ггучокля еретик ггаторгаюв
7Г0»П'ГГГСге "ГГЛ-ГОГ"! бюграуячоо^о сяздснзя. Подробно сто полатпчосхло взглса.', отношение к - •: г:~тт л собигг-тл, грпгданская поп пси.
Впорпю опоцзадыгаму анализу подвергается критичес-пог; дочтсиштость Фгддойзепа, пзучаотся его вклад в науку 0 критике, ЕССЛОДУОТСЯ ПОНЯТЕЗ "исторической критики" я тшнгцш историзма в ого работах. Вшзоряггся, дополняются, з но:сотор:лс случаях приводятся спорит,'в критические суздэ-зк.1 £пгщс?.:г<гиа о г^оглх прг-гзчато-: явлениях совре^эн-• •■>"• с."7 ппзпп. гзчрч крзткческяя ■ .*г~зс?к .т.тотг^п:: згэ огглп. С.~а?:-•".г.тзгфугтс •-,•,-■—- \-,ого .....: г: ......"я стр"::;:-
—; - гзогзггг.т:» 0,7ЛН лз су-
ществешшх пробелов в истории русской и советской музыкальной критики, сделалз достоянием науки анализ знача-телыюго этапа d развитии ьшсли о музыке, связанного о именем Н.Ф.Фзццойзона и его "Русской музыкальной газетой'.'
Б соответствии с цалья выдвигаются следу иди о задачу: -воссоздать творческий облик Фиддейзена в колтексто художественной культуры эпохи, охарактеризовать его шро-воззренческие позиции, взгляда на общественную и политическую жизнь, эстетические воззрения, отношение к работе, осознание собственного предназначения; -установить подлинные масштабы наследия Фивдейзеиа и выявить его вклад в становление различных областей музыкознания;
-исследовать концепцию музыкальной критики, проанализировать методологические и теоретические основы еж> критической работы;
-рассмотреть актуальные задачи музыкального просвещения конца XIX - началаХХ века;
-обобщить "урока Фиддейзена" в области музыкальной критики и просветительства.
Методологической основой исследования послушали философские работы о культуре и искусстве, о единстве исторического и логического методов познания. Теоретическим фундаментом явились труды советских ученых, исследовавших эпоху конца XIX - начала XX столетия с точки зрения критического наследия: Б.В.Асафьева, Г.С.Глущенко.Ю. Келдыша ,т .Н.Ливановой,А.Н.Сохора,А.М.Ступеля и друга
Материалом диооеотатшг послуаиди: 1/обшпр5айшие архивнке фонды Фиядейзена, хранящиеся в Го-
6
сударствелиой Публичной библиотека. Центральном музея музыкальной культуры имшга М. И. Глинки в Мэокве и Домэ-музев П.ИДайковского в Клику;
2/ опубликованные работе Ошщойзона: 28 книг п более 600 статей в периодических изданиях /"Русской музыкальной гг-э-тэ", "йипоппском обозрении", "Знамени", "Вечерней газете" и других/;
3/ отдалышо публикации о гизна и деятельности критика, груда по история русской музыкальной публицистики конца XIX - пачала XX сока.
4/ ояогодкые 1:омдлохты"Русской музыкальной газеты".
Практическая пелвсообтзность изучения, анализа и оцошен творческого наследия Фнндейзена состоит в том, чтобн отвмулировагь дальнейшее исследование его научного д критического наследия, более подробное изучение биографии, подлипши документов вязни и творчества, сохраненных в архивах.
Результаты диссертационного исследования будут способствовать обогащении соответствующих разделов вузовских курсов история русской музыки, музыкальной критики, спецкурса по источниковедению, семинаров по музыкальной критика в средних специальных учебных заведениях.
Знакомство с фвдейэеновской концепцией музыкальной ерлтики, классификаций музыкально-публицистических и критических гсанров, с его стилем и методом работы мояэт ока-1ать существенное влияние на формирование взглядов буду-[их критиков, совершенствование современной музыкальной ериодической печати.
lia згг'иту г,нноп;;точ слрдуушп ро"~>"г;!'":':
- исключительно вазнэо значение деятельности С:шдв1.а&кс., осуцаствиБГиОго преемственность в кстор;ь;. русской иус/дси -изП культури К01ГХ1 XIX - начала ХХвска;
- гуманистическая ценность ого творческих murajîiïtitr. )':>■■> ПОДНЯТИЯ ypOBiui ДУХОВНОСТИ, НраВОТВОНЬОО'ГИ У. культур. рода;
- концепция *исторической критики" йцндейзона;
- тяенапраидоякость проовехитедьскоИ риботн и плодэтьор-кость педагогических идей на страница:; "Русской газеты", необходимость ид реализации г. вгаи дни.
Аптобапля тботг. Диссертация обсувдадась ы роксм:эЕДО~ вана к защите на заседании кафедра теории, а пр&ст;;-
ки музыкального искусства Ленинградской консерватории. Отдельные изложения проводонного исследования прозвучали и докладах на научно-практически*, конференциях прорссрсдо-лрелодавательского состава Курского пединститута в 1У83 п 1987 годах, на всесоюзной конференции б Ленинградской консерватории /апрель 1987/, в Институте театра, нуааж a кинематографии /декабрь 1987/. Основные положения ео^тл: ц публикацап по теме диссертации, представленные в списко.
Структура паботи. Диссертация состоит ИЗ ВВ0ДС1П«Ъ7, четырех глав и заключения; списков использованной литературы и работ самого Фивдейзена; трех ириаоханий: краткого хронографа жизни ц деятельности Фивдейзона, распифросг.п .ого рукописной "Автобиографии" и шшоткроЬ^.г^Ь указателя сотрудников "Русской музыкальной газетн".
СОДНРЗЛНИЕ РАБОТЫ.
обоопот-'ппотся пссг^-г-^осгг. зпс.-------*
го изучения творческого г?ае?едгл <?-:л;д-Дзекг., зор материалов, на которых базируемся гсстя*""!. • . слеживается история личного архива критика я г. ■•• г:-зувгся его фондн. Обращается внамалке на ¡¡спор-"' " ОбЯИрНОрЛОЙ коллокцид Снндоцзона, подлинной "
сведений о музыкальной "лзпи ого зпохя и прегзгс-г'.-я*: столетий - с ничто лю калым количеством пубтг:1:п.:пгг. о ип>\ самом. Формулируются доли л задачи диссертации,рзскршззог-ся возмогнооть практического применения ее результатов.
П первой глапз предпринята попытка воссоздания творческого облика Н.О.Фпвдейэена в контексте музыкальной культуру конца XIX - начала XX века.
Анализируется состояние философской и эметической гасли и России в начале XX века, отмечается поляризация творческих взглядов, определимая реальное многообразно худохеотЕешюй аззпа. Указывается на то, что, наряду с развитием и практические воплощение;.! идей марксистско-ленинского учения, получали распространение альтернативные концепции русских мюлателей.
Подчеркивается, что в суждениях Финдчйзена-критика :ак бы реконстр71фузтся панорама идейио-остетических кон-» ¡пиктов эпохи. Дается краткая характеристика токологию ну-шкальных критиков, приведшие на смену Стасову, Ларопу, ла п прэдетазленных тадимн именами, как Оссовский, Кара-ыгин, Энгель, Коломдйпов, обрисовывается круг проблем я лтэресов, отразившихся в работах современников Фандейзена.
- 9 -
На фоне общей картины развития мысли о музыке анализируется творческое кредо Финдейзана, заключаваееся хь требовании "не сотворить себе кумира", быть объективным,бос-пристрастным, стремиться к разносторонней и многоохватной характеристике каздого музыкального явления. Финдейзен настаивал на автономии профессии критика, отказывался от дружеских контактов с музыкантами своей эпохи, считая,что это может привести к "закрепощению критической совести".
Такую позицию Фивдейзена можно считать необычной для истории музыкальной критики России XIX века, когда слоши-ся тип критика-борца за идеалы определенного направления или композиторской школы.
В то ке время подчеркивается, что Финдейзен чувство»» вал ответственность за состояние ;.мра и стремился к отчетливому выявлению своей гражданской позиции. Все отрицательные явления в жизни общества он объяснял низким уровнем развития эстетических запросов, поскольку "художественно образованный человек и к лизни предъявляет более благородные требования".^ Елу близка была позиция Ф.М.Достоевского, говорившего о недопустимости "слезинки малого человека", он разделял основные положения Л.Н.Толстого о непротивлении злу насилием.
Хотя со страниц "Русской музыкальной газеты" Финдей-зеном декларировалась подчеркнутая отстраненность от политики, том но менее его общественно-политические взгля-
1/ Финдойзен Н.Ф. О введении.в программу учебного плана народных школ курса всеобщей истории музыки. -ШБ.-Ф.816. -оп.1.-£ц.хр.258
дн с достаточной отчетливостью проявились в отношении к трем русским революциям, из которых им была принята лишь февральская.
События Октябрьской революции воспринимались с трудом из-за целого ряда факторов, в числе которых немаловажную роль сыграло прекращенио деятельности "Русской музыкальной газеты", резкое сокращение числа подписчиков и
корреспондентов, почти полный финансовый крах его много-
»
летнего предприятия. Трагически перевивалось Фивдейзеном отношение к интеллигенции, к подлинным профессионалам; п его высказываниях содержалась резко критическая оценка разрушительных акций в области культуры.
Том на иопоо,трудная, насыщенная драматическими событиями революционная эпоха но сломила дух просветителя-пропагандиста, а лезь на некоторое время приостановила фено-мапальпуп по своим каситабам работу. Уге через год после закрытия "Русской ?.:упажалы1ой газеты" Финдейзен возвра-тияся к кузикально-обцественной деятельности и до послед. них дней своей аезнп продоляал отдавать колоссальную энергия прзпага:що музыкального искусства.
В следущем раздело первой главы выявляется вклад Олндейзона в развитие музыкальной пауки и музыкальной г.рптики, хотя сам он но подразделял сбои работы на науч-1п:з я 1г.''!:иа.1ьпо-::ритп"ос.
Отг'зчазтсл, что деятельность г1;шдейзеиа кзд ученого г-гваткгго? розптто области музыковедения, среди которых глсппт.'с - ¡"У'гопно истории русской ¡узкий, разработка просос' гузккслыгой этлогра^ил, £ортлровагс:о отпохтхя - 11 -
русского музыкознания к истории зарубежной музыки.
Обзорная характеристика ва;тейзих работ позволяет выявить приоритетные направления. Tai:, в сфере истории русской музики ш<':тразь»:ой темой научных изысканий признается изученье творческого наслодия М.И.Глинки. В исследовании истории русской музыки с древнейлах времен до ИХ века отмечается не только создание богатейшей источниковедческой базы, но и введение основополагающих положений о музыке продглинкинской поры и младших современников Глинка: Алябьева, Варламова, 1Урилева, Верстовского.
Неоценам вклад Финдейзона в изучение истории русского церковного пения /известно, что у него дааа была мысль об издании журнала, посвященного этому вопросу/; в развитие одного из разделов музыкального источниковедения -библиографии /он был первым библиографом очень многих русских музыкальных деятелей, среди которых Ц.Л.Кюи, А.Н.Верстовский, Д.В.Разумовский/.
При анализе критической деятельности Фпвдойзона выделяется как самая главная ого заслуга создание к постоянное издание на протяжении 25 лет крупнейшего дореволюционного специально-критического органа - "Русской музыкальной газеты", в которой сформировалось ого отношение к критике, воззрения на методику и практику критической работы. Именно поэтому о "Русской музыкальной газете" говорив сл но только как о кругшей^ем музыкальпо-кратичоском цент р& предреволюционного чвтвертьстолетия, по и как о шеоло критического мастерства для сотрудников ВТ,
II ро ал е жазао т с я история создания "Русской музыкальной - 12 -
газеты", предлагается ее периодизация, указывается на черты преемственности с другими яурналами, в числе которых и единственная в истории русской музыкальной периодики специальная музыкально-критическая газета "Музыка и театр" А.Н.Серова /1867-1863/.
Особо отмечается тот факт, что в РМГ закладывалось начало литературы о композиторах конца XIX - начала XX века: Глазунове, Танееве, Лядоео, Лренском,Калинникове, Рахманинове, Скрябине, Стравинском, огмечоны первые выступления Прокофьева, Мясковского.
Признается также ценность хроникального раздела Р.'ЛГ с выделением рубрики "Музыка в провинции", запечатлевшей историю музыкальной жизни периферийных городов, историю учреждения и деятельности местных отделений Русского музыкального общества и музыкальных классов при лих.
Ро второй главе исследуется концепция музыкальной критика Оиндейзена, выработка ее научных основ. 'Л хотя он нигде специально не изложил теоретических принципов своей критической деятельности, аэученио ого наслгдкч подтверждает наличие определенной системы взглядов, методов, критериев оценки.
Термин "историческая критика", которым постоянно пользовался 1'индейзон, включает в себя разнив аспекты, в том числе эстетический и аналитический, приближаясь к ого трак., топке Белинским, подробному сбосноЕжию Серовым. Но тактм подразумевает и социологический аспект, в соотшлстраи с дву-.-л отапад!?. оценки художественных явлений, предложенных Плехановым.
Историзм мышления, учитывающий фактор временной перспективу, оволгоционкость явлений музыкального искусства служили для Финдейзена предпосылкой объективности суадоний, ссответстьоваяи понятию "исторической крити- ■ ка".
Финдейзен считал, что » градом косом пйколоная изменяется отношение г, иоиусотиу, КО факт и которой остаются неизменными, всеТЗяишлм к задача крк1'Ш1 - показать значит,гао и пакдее для £йбой> временя, осудить от-оыюо и устаревшее. Основное првДн'азиачбйМв "исторической критики" он видел в переоценке ягу.шйй музыкального прелого, хотя осознавал тагхо необходимости криткчсшю»» го подхода к событиям текущей музыкальной еизни.Однако он считал, что, говоря о сегодняшнем дне, критик долаои. создавать летопись фактов, давая лишь первоначальный отклик на музыкальное явление.
Первой попыткой обобщения исторического опыта ьасли о музыке явились фивдейзеновскио "Очор::и русской цузцкаль-ной критики" и некоторые другие статьи. В них процесс формирования и становлошш критической ».кагг просло;;^д;акся от споров регентов хл1-ху1! веков о ро$ор:.:з цэрковкого пенил - до деятельности критиков-проф-зсссоналов. Внимательно, с больно!: зацктсрсссгацпостьь поучал Фицдойзен вклад т£::ах со продстаьатело;., ги:; I1.С».Одоовеккй,А.Д.Ули-й:~1:= т., О.'.!.Толею;., П. ■'..Пэ.чсхэй, С-.В.Булгг-
т,:•.!!, С I; других. Впсракз 61г. хгдилоп гласспческиИ
:..г.01-..\ рзт.слой цугш!шлл;э(. крктша: в связи с доя- .'!.(;,. 1»Л1 ш-/от>?го оцокпвалась ФищоЛ-
зоной очень высоко.
Раскрывается оволта1"я отношений ваадойззна л С? асов,-, ЯОЛ&0101 попыгма рассудить «тор уск-г^ля и учонзя-ч, ' :от •• ром ¿ящэйзен занимал дпя> с (Прочат-,;г/а иозивчг- •• • рлваотся ого отнсагняо к другим •• -
гловиикам в области краткий, хотя последним он уд-л*.».* •лп-чптелыго тоньше внимания.В атом прослояяоаогся '.м-'1 .-.г,»;г тенденция отмеченного вюе "объективизма", стпз:.:;:; < у1:-та от острых проблем музыкальной полемики, что являдоа-своего рода оборотной стороной его концепция "исторической критики".
Особо гли'.йтольио анализируется споцаальшт требования 5С лрофэсоконялизму музыкальных криглков, к снстокя л-образования, К стилю я метода.',! работы. Высказывания »нн-ДЗЙЗОИа о недостаточной осведомленности, дилетантизма, осуждения опрвделон1гах сторон критической работа совромеи-ШШОв весьма поучителыш а сохранят' свою актуальность до пазих дней.
В диссертация выявляются ценностные ориентиры £ин-цойзона, ого музнхалышо симпатии я антипатии. Говорится э делении музыки на художественную и балаганную кш{ о начале опоров XX века о музыке серьезной и логкой.
Обращается внимание .на размышления Финдейзена о своо-збразии л общности искусства и литературы, на ого вывод о кзрасторжллси единстве процесса исторического развития яузики л литературы, музыки а живописи. Приводятся работы >явдейэеИа, посвященные проблеме синтеза искусств, отмелются интересные параллели.
На основа анализа многочислошшх высказываний Фин-дойзена о музыке разных стилей и эпох делается заключенно о том, что особу» любовь он испытывал и произведениям философского плана, эмоционально и психологически насьпцон-шьм, к музыке, восприятие которой требует определенной слушательской подготовки. Он считал, что лишь такая музыка дает вэз.'дшюсть человечеству эволюционировать к добру, частности, нравственной дисциплине и потому достойна внимания исторической критшел.
В ттотьоЦ главе анализируются оценочные критерии, зшнры критических работ Оиндейзена, стиль их излогонил.
Заострялся внимание на суждениях Фивдейзена при анализе новнх музыкальных явлений, компонентах критического анализа к оценки. Делается вывод, что обобщить оценочное критерии и последовательность критических выступлений Оиндейзена можно следущим образом: характеристика общего впечатления, которое производит исполнение или произведение на критика и на публику; определение значимости данного музыкального явления в истории музыкальной культуру и для современности; уровень профессионального мастерства; выявление индивидуальных особенностей композитора, нового сочинения, исполнителя (новаторство или традиционность в трактовке музыкальных сочинений,степень соответствия идее композитора, полноценность художественного образа и
Указывается, что оценочные суждения Финдейзена сохраняют свое значение и в современной критике.
Рассматривается выработанная Ф;шдейзеном классификация титров музыкальной критики, которая в немалой степени - 16 -
сбустстс.оиа -то .—уг-.-v"- '. крит;;;:':' : 'oi--
n:."í ;vtr;0 o' . ' ■! ;:сс.л :"ГЛ :"Г;т; ¡!':oí"!:!:í!:! ri'-;-;';;-'; .'Г:
prd'í; ':у";г::'птоп; гг-. ;:гг -.1
рп;'1"' : p"i;-' , ' ' ■■' or:'что:::1''"
í I ро сл с -г » ; ■ riv-vi с ■ г v'ü'h ■ - ■
лтпго:! па^л:;т:,г" "лчгп. пплчп" , ;
-ипдоПзона ¡пуюук;: ::o:ia;-!.y:,r::Dn:ia CTpoÜüoüvi.-,
."■огнчоскнх nocvrowj; . ягазигс». ••
roí; пр-1гадлс"!Т.стг етг.г)г,~:\т от с
ï«y я crazM'i i" гнячквлыляя ccr7iw»Híur..n, ? г--"- •
пообраз!п:;.п яэ содортлн::»: пг>.чг^.э декларации ос:ч>еноЛ Л", онл содоргдт я програгясшв -впвкаян папачs •• аьтор:;",:п ^ отупления.
3 соответствии о продлозоиной вкяо клаос"1:и>'!-- •.>.': особоо внимание удаляется собственно крятичоеккч :;ублд . • -ггяи. На кошсроттзх лею ярах раскрнваетсч плодотзэ; : -ул оглракториговапно;! ранзо скстот ::рит:игского anzzi.s.i»
В рзбото рассматриваться наибо-тоо тшшишэ про-г гг-ЛО.ЮНШ1. Отг-зчается, что нзбрашп';: автором путь лп.-стг-ч п ог.-зннл определял (íopr^, структуру публикация.
Исследуется спосойразке ¿¡индейзено^схого днторзтурчс-го стиля. лелз<у:аг гьтод а «го синтетичности - coioraarn характерных :ic:?i;.e.on сткдоЯ, »tait худэ-еотяршо«, кг.,
лпясстичоскн.'! :: лаупко-«олтгярни?!, np:i преобладание'! or.xc:i-постя it публ итог into. •
посг-я^аэтся вопросам мугншшыюго просвещения а образования на страницах "Русской мугжаль--пой газете", а таяло некоторых нес публиковании:; г.:атар-'п-- 17 -
лов флндейзоновокого архива.
Обращение к фактам биографии Финдейзена, знакомство о самими различными материалами РЫТ позволяет утворздать, что деятельность Финдейзена носила ярко выракешшй просво-тительокий характер} чем бы он ни эанималоя - редакторством или рецензированием,лекторской практикой Чип ко организацией музыкальных обществ, о чем бы ни паоал, перед ним ясно вырисовывались обширные задачи по воспитание и развитии худокаствонного вкуса каждого члена общества.
Финдейзен, подобно Стасову, считал, что критика неизмеримо болев нужна для слушателей, чем для авторов музыки, и потому своим первостепенным долом ставил воспитание чув-отва прекрасного.
Отдельные выдержки из отмой критика свидетельствуют о постоянном внимания Финдейэана к проблемам слушательского восприятия, о его попытках вникнуть в причину успеха отдельных сочинений и исполнителей, стремлении объяснить неадекватность восприятия музыки различными людьми.
Намечаются и пути преодоления наиболее распространенных изъянов слушательского восприятия, предложенные Фквдой-зеном. Главным в этой работе критик считал иыработку сознательного отношения к произведениям искусства,высказывал конкретные пожелания организаторам концертов в области ро-пертуара.Отмечается.что особые требования Финдейзен предъявлял к печатным программам, существование которых почиталось делом само собой разумеющимся,а содержание,по шеняю критика, должно было преследовать но только познавательные цели, но и являться литературно-худокествешшм аналогом той музыки, которая объявлена в концерте.
- 18 -
Приводятся также высказывания Фандойзена о роли администрации художественных учреждений, о мерах преодоления таких "отталкивающих", о его точки зрения, явлений, как бюрократизм, своячество, самоуспокооннооть. Обличение недостатков сочеталось у критика о уверенность» в необходимости перемен в современной ему состемэ руководства учреждениями культуры.
Особой заслугой Фивдейзена признается его просветительская деятельность в провинции, то, что он сумел создать обширный корреспондентский корпус "Русской музыкальной газеты": ому писали из всех крупнейших городов России, вклк*-чая и города Великого княжества Финляндского, и Иольокого царства, территории которых до 1914 года входили в состав империя. Не были исключением и города Сибири или, как называли тогда, Азиатской Россия. Переработка полученных со* обденяй а публикация наиболее интересных из них дала возможность Фивдейзену создать летопиоь бытования музыки на периферия, чему была посвящена постоянная рубрика РМГ -"Музыка б провинции",
Единодушно было мнение редакции о точ, что ключ к по-выиенип уровня худолеатвекной культуры общества лехлт в системе школьного образования. А немногочисленность истинных ценителей музыкального искусства объяснялась "Русской музыкальной газетой" тем, что педагогика нередко направлена на разорение того, что нам дала грирода, так как каждый человек от рожденья способен понимать и чувствовать искусство.
Особо обращается внимание на педагогическую деятель- 19
ность Фивдейзена в 20-е годы, на его работу в общеобразовательной школе и разработанный им курс слушания музыки. Лгоопытен и факт наделения им в специальную схрму трех жанров - песни, танца и марша к концу его работы в школе /1925/, что показывает общюсть поисков Фивдейзена о тем, что было предложено в школьных программах несколько десятилетий спустя.
Дается обзор система музыкальных занятий в началь-ги:: ц средних учебних заведениях в конце XIX - пачале XX гокс:,. Дкглизирувтоя итоги анкетирования, проведенного Фип-ХИлияя в 11;29 году срсд'.; умелой »дузыла по всей России.
Тсг.ько сд::о y^xtoioc сгхдсиио ставилось ^гвдойзэаэь: n n])i:,'.'.o¡) ъсоа осталып.;..:. - Сикздсльпоо учиякср цоршгпэго поко; ь .'.!ac¡:¿¡c\ cov^y- с:.гу.:;;. £::иус*.::г.5.:аа доото!.-
¡iyu учителя ыуагл::: подге^ог;^'.
Дс-лается ппгод о то;,;, что идеи Ф:щцэ1&05:а.о гуманитаризации образования, ого црадкошиит о егодзшш d сред-, ной школе изучения истории муэиан для развития эстетического чувства, о боло о конкротиой специализации вппускни-ков консерваторий и некоторый другие тробуюг поддержи и воплощения на практика ¿ с пгап дни.
2 зг<'у?ггееття насохоны цалбокоо cyi;:cxBoaini3 'шшодц и обобщения по ксследуса:«.: uv.oúr—:. Г. orí, подчеркивается, что б ка:;дой i:r, затроь':-",::::; с] ci.lv?л сео:; го-
c.'.vj.j, i : , i^livilv i.c-ior.i:;-•.■.'.•:.oí. i;;....., ¡ ^ cr::ri:oto4:i:;í;o::c-; ......... . /к;::.с -
íb.cy:;;,:;..::; Loupos" о ппотюрзип;: паучкого i:
- 20 -
критического огтгта "•хч.-.ойэона в лшглгь, о судьба ого и -•гсокого насладил, дсьпоГ.'гти освооппи Оог-чтог.г-цг. соки • ■»
Сппо;. пуплпк?';: - v; тс,.:: ■, "Гусскпс " ' ■.чзг.'т . '. : ".
рцо тондвШ'.4*л п оо п' " • - -
дояголыгосг:*// Рукоп^с'-. допон.ШЮ !": •--.
СССР ИМ. D.И.Лонана.-'ЛЯ70. -М. ,1983, ./.
2/. Роль Плеханова р становлении ."аряснсгск-,-;. .
музыкальной критики// Рукопись депэн. НИО 11л.;ори-с7л:.туг!" 1Ъс. б-ки СССР им.В.И.Лонина. -JM.412. -¿I ДУ87. ~),S п.л, 3/. Пропаганда породою!) музыкальной яультури u ityjW-'il'--нал ялзнь Курского края л коипо XIX - иотилл XX o"tMßT/'-c /Но материалам "Русской музыкальной газоти" Н.З.Фшда^зо-иа. -Курск { Знание, 1000, -0,9 и,л, V Вопроси музыкального проспетнтольотпд и критики, образования и воспитания ¡э конда XIX - начало XX века/По мат«» риалам архива Я.Ф.ФиициЯшш и ого "Русской мучыкад.'юИ г<ч» зоты, г Методическое пособио. -Курск lü90. -0,7 и,л.
5/. Уроки музыкальной педагогики предреволюционных десятилетий //%зыка в школе. -0,3 п.л. /принята к почата/, б/. "Самоотречёшшй" для музыки..." /Вступительная статья о.Н.Ф.Финдейзене, расшифровка дневниковых рукописей, составление и примечание //Искусство Ленинграда. -1 п.л. /принята к печати/.