автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Н.И. Рыленков и поэтические искания 60-70-х годов
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Михеева, Любовь Николаевна
ВВЕДЕНИЕ
ШВА I. ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н.РЫЛЕНКОВА . II
1. Представления Н.Рыленкова о народном поэте.
2. Отношение к поэтической форме
3. Н.Рыленков о национальном начале в творчестве
4. Принцип историзма и отношение Н.Рыленкова к культуре прошлого
ГЛАВА П. ГРАНИ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА Н.РЫЛЕНКОВА.
1. Мотив "малой" родины в поэзии Н.Рыленкова.
2. Деятельность "смоленской поэтической школы".
3. Некрасовская традиция в стихах Н.Рыленкова.
ГЛАВА Ш. Н.РЫЛЕНКОВ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СИТУАЦИИ 60-70-х ГОДОВ
1. Н.Рыленков и "тихие" лирики.
2. Пейзажная лирика Н.Рыленкова и других поэтов-современников
3. Связи Н.Рыленкова и поэтов "вологодской школы" с фольклорной традицией.
4. Н.Рыленков и философская, "интеллектуальная" поэзия.
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Михеева, Любовь Николаевна
В центре литературного процесса всегда находится творческая индивидуальность художника, определяя его тенденции, пути развития, своеобразие. Это делает личность и творчество писателя главным объектом литературоведческих исследований. В художественном мире отдельного писателя, поэта также находят отражение общие закономерности литературного развития, его особенности на том или ином историческом этапе, что позволяет при изучении творческой деятельности писателя судить и о более общих процессах, воссоздавать картину художественных исканий времени. Такая диалектическая взаимосвязь между творчеством отдельного художника слова и литературным процессом в целом делает возможным, а порой необходимым, проникновение в художественный мир писателя, поэта через анализ ведущих тенденций и особенностей литературного движения определенного времени.
Творчество Н.Рыленкова представляет собой цельную, последовательно развивавшуюся художественную систему, на всех этапах тесно связанную с исканиями времени. Поэтому рассмотрение его поэзии в литературном контексте, на фоне поэтического движения времени не только дает возможность определить место Н.Рыленкова в общем литературном процессе, но и более полно выявить как характерность, так и художественное своеобразие данного литературного явления. Такой подход к изучению творческой индивидуальности художника делает актуальным это исследование и определяет его новизну применительно к нашему материалу.
Ставя целью раскрытие главных черт своеобразия художественного мира Н.Рыленкова, мы обратились к лирике поэта как сфере наибольшего проявления его творческой индивидуальности и главным образом к последнему десятилетию его деятельности - периоду поэтической зрелости и достижения вершин художественного мастерства, наиболее полной и законченной реализации творческих принципов. Именно в эти годы выходят лучшие сборники поэта: "Корни и листья" (I960), "Рябиновый свет" (1962), "Пятое время года" (1965), "Снежница" (1968). Выбор лирики 60-70-х годов в качестве основного предмета исследования обусловлен также созвучностью поэзии Н.Рыленкова художественным поискам этих лет.
Не претендуя на всесторонность рассмотрения литературного движения указанных лет, мы при анализе произведений Н.Рыленкова будем касаться лишь отдельных, но ведущих поэтических тенденций данного периода, необходимых для понимания своеобразия Рыленко-ва.
Творчество Н.Рыленкова с первых публикаций привлекало внимание критиков и литературоведов. В их работах с разной степенью полноты освещены все этапы творческого пути поэта, рассмотрены главные темы, проанализированы отдельные стороны поэтики. Но большую часть литературы о поэте составляют рецензии на отдельные сборники стихов и журнальные публикации, а также критические статьи и юбилейные очерки.
Первые отклики на его стихи появляются уже в 30-е годы на страницах смоленского журнала "Наступление". Но в критических оценках тех лет были заметны тенденции, связанные с рапповскими установками: Н.Рыленкова, например, относили к "лирическому" течению, которое "отказывалось от политической поэзии большого стиля, от поэзии политической мысли." (124, с.57). Критик А.Македонов в те годы обвинял поэта в "литературщине": "пафос нового чувства Рыленков дает путем целого ряда деталей, принципиально ничем не отличающихся от тех деталей, которые давали старые поэты и выражали старые чувства" (137, с.114). Приветствовались лишь стихи Рыленкова, написанные в жанре очерка и рассказывающие об агрономах, пастухах, доярках.
За приверженность к таким "неактуальным" темам, как любовь, природа, история, был "разруган" лучший довоенный сборник поэта "Березовый перелесок" (1940 г.). Лишь в одной рецензии был отмечен плодотворный интерес Н.Рыленкова к исторической теме (120). Только в позднейших исследованиях книга оценена по достоинству, как свидетельство сформировавшегося поэтического мира Н.Рыленкова. Так, Г.С.Маркин указывает на зрелый историзм поэта, освоение им фольклорных традиций, отмечает впервые появившиеся в этом сборнике философские лирические миниатюры, ведущий жанр позднего творчества Н.Рыленкова (167).
В годы войны о поэзии Н.Рыленкова не выходит крупных работ. Критическую литературу о нем составляют лишь рецензии на отдельные стихи и сборники.
Со второй половины 50-х, в 60-е и 70-е годы критическое освоение творчества Н.Рыленкова приобретает новые масштабы, о чем в первую очередь говорит большое количество работ о поэте. К творчеству Н.Рыленкова обращаются такие видные литературоведы, как П.С.Выходцев (68), А.М.Абрамов (62), В.М.Сидельников (154), Б.И.Соловьев (155, 156). 0 лирической поэзии Н.Рыленкова пишут В.П.Ахачинский (100, 101), А.В.Македонов (79), А.К.Тарасенков (161), В.Дементьев (121, 122), Е.И.Осетров (86) и др. Правда, в некоторых наблюдениях и оценках статей 50-х годов еще заметны отзвуки прежних трактовок. А.К.Тарасенков, например, замечает у Н.Рыленкова "условно-декоративные стихи, в которых совсем мало признаков советской эпохи" и обвиняет поэта в "эстетских мотивах" (161, с.417).
Однако, изучение творчества Рыленкова в эти годы отмечено большей разносторонностью и многоплановостью. Внимание ученых сосредоточивается на пейзажных стихах (В.Дементьев, Е.Осетров), военных (А.Абрамов), на связях Н.Рыленкова с устным народным творчеством (В.Сидельников, П.Выходцев), рассматривается переводческая и критическая деятельность, проза поэта. Наконец, в 1969 году в Смоленске выходит библиографический указатель литературы о Н.Рыленкове под редакцией Л.С.Доброхотовой (73).
Качественно новым этапом в изучении творчества Н.Н.Рыленкова становятся 70-е - начало 80-х годов, ознаменованные целым рядом крупных научных исследований: Е.И.Осетров выпускает монографию о поэте (85), в свет выходят коллективные сборники -"Добрая душа. Книга о Н.Рыленкове. Воспоминания, стихи, статьи, рецензии" (72) и "Н.Рыленков - лирик, прозаик, переводчик" (90), защищаются две диссертационных работы о поэзии Н.Рыленкова Q[67, 168), в Смоленске начинают выходить сборники научных трудов, посвященных творчеству М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского, Н.Н.Рыленкова (1978, 1981, 1983 гг), издаются избранные стихи и поэмы Н.Рыленкова в большой серии Библиотеки поэта со вступительной статьей B.C.Баевского (102).
В стремлении возможно полнее охватить творчество Н.Рыленкова во всем его многообразии, глубже и целостнее представить творческую индивидуальность художника, каждый исследователь ищет свой аспект анализа. И в этом плане научная ценность перечисленных выше исследований неоспорима. Но и в этой литературе разных жанров не полностью еще преодолена фрагментарность в подходе к творчеству поэта, которая препятствует выработке целостного представления о своеобразии художественного мира Н.Рыленкова.
Избранный В.А.Редькиным в диссертации "Поэзия Николая Ры-ленкова"(168) хронолого-тематический путь исследования сужает масштаб идейно-художественных исканий поэта, обедняет многоплановость проявлений творческой индивидуальности. Поэтому работа страдает некоторым схематизмом: творческая эволюция поэта предстает как движение от тем юности и любви в творчестве 20-30-х годов к теме Родины в стихах военных лет и к темам природы, искусства в зрелом творчестве. Сказалось это, например, и в оценке связей Н.Рыленкова с фольклором - они рассматриваются лишь применительно к раннему этапу творчества, а разговор о народности, гражданственности поэзии Н.Рыленкова, о соотношении в его творчестве традиций и новаторства автор диссертации ведет только в последней главе, касающейся поэзии Н.Рыленкова 60-х годов.
Более последовательно и глубоко исследует поэтическую систему Н.Рыленкова Г.С.Меркин в диссертации "Н.Рыленков - лирик" (167). Особенно показательна в этом отношении вторая часть работы,- где автор анализирует особенности языка и своеобразие стиха Рыленкова. Но в самой структуре исследования, где первая часть всецело посвящена тематическому и образному строю стихотворений Н.Рыленкова, не заложено то единство, которое подразумевает целостный анализ идейно-художественных особенностей поэтической системы Рыленкова,хотя автор и ставил перед собой задачу комплексного исследования лирики поэта.
Монография Е.И.Осетрова "Муза в березовом перелеске" (85) является наиболее полным и всеобъемлющим исследованием творчества Н.И.Рыленкова. Имеющая подзаголовок "Стихи и дни Н.Рыленкова", книга носит характер очерка о жизни и творчестве поэта. В стремлении представить Н.Рыленкова как поэта и как личность, охватить все этапы и сферы его деятельности - прозаика, критика, переводчика - состоит большая заслуга автора работы. Но установка ученого на показ поэтического мира Н.Рыленкова в единстве содержательных и формальных сторон творчества, на раскрытие как идейно-художественных, так и нравственных исканий Н.Рыленкова порой растворяется в эмоциональных оценках, подменяющих нередко систему аргументации, что ослабляет новизну научных наблюдений и выводов.
В очерке В.С.Баевского (102) привлекает прежде всего попытка автора рассмотреть сам процесс творческого становления Н.Рыленкова, формирование его народности, историзма мышления. На основе анализа метрической системы стиха поэта делаются выводы о соотношении традиционного и новаторского в поэзии Н.Рыленкова, но особенности поэтики Рыленкова, становясь порой в центре внимания исследовательской мысли, ведут к самоценности такого анализа, акцент поставлен на стиховедческом аспекте изучения.
Опираясь на результаты уже имеющихся исследований о Н.Ры-ленкове, мы в своей работе попытались найти свой ракурс в изучении его поэзии. Не ставя перед собой задачи в полном объеме охватить проблемно-тематическое, образное, стилистическое многообразие поэтического мира Н.Рыленкова, мы стремились выявить лишь наиболее характерные особенности поэзии Н.Рыленкова, определившие ее своеобразие в целом. Поэтому, отказываясь прослеживать творческий путь поэта в его хронологической последовательности, на всех этапах эволюции, мы сконцентрировали свое внимание на лирике Н.Рыленкова зрелого периода, данной через сопоставление с творчеством других поэтов-современников, выразивших ведущие тенденции поэтического развития 60-70-х годов, что определило и структуру диссертации.
При выборе методики анализа мы опирались на метод литературно-типологических исследований, обоснованный и разработанный М.Б.Храпченко. Рассматривая литературу как "систему сложных связей и взаимодействий", видя в признании отдельного литературного произведения единственным объектом исследования, "в сущности, отказ от научного познания" (95, с.260), литературовед предлагает в основу изучения положить типологический принцип, при котором "родственное, общее и сходное характеризуется не в простом отвлечении от индивидуального, частного и не в прямолинейном противопоставлении им, а в их внутренних связях" (95, с.264).
В целом же в своем подходе к исследуемому материалу мы руководствовались основными положениями марксистско-ленинской философии и эстетики. Методологическую основу работы составили труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС по вопросам литературы и искусства, теоретико-литературные работы общего характера.
В диссертации творчество Н.Рыленкова рассматривается как один из возможных путей воплощения народности в искусстве, а сам Н.Рыленков представлен как тип народного поэта, творческие принципы которого нашли наиболее полное и своеобразное выражение в стихах 60-х годов, где идя от этики и эстетики крестьянской жизни, народного идеала, Н.Рыленков стремился соединить особенности крестьянской культуры с традициями классической литературы, книжного характера знанием. Это качество народности поэзии Н.Рыленкова определяло все другие особенности его художественного мира.
В первой главе диссертации "Литературно-эстетические взгляды Н.Рыленкова" рассматриваются основы концепции поэта, система его критических оценок, определявшихся особенностями крестьянского видения мира. Представления Н.Рыленкова о народ1 ном поэте, его отношение к художественной форме, поэтическому стилю; понимание таких категорий, как национальное, гражданственность, современность, историзм; взгляд на культуру прошлого и художественные традиции анализируются с точки зрения выражения своеобразия народности Н.Рыленкова. Во второй главе "Грани поэтического мира Н.Рыленкова" предметом анализа становятся ведущие черты художественного своеобразия Н.Рыленкова, творческие доминанты, определявшиеся связью поэта с "малой" родиной, деятельностью "смоленской поэтической школы", некрасовской традицией. Исследуется прежде всего индивидуальное качество народности Н.Рыленкова, наиболее оригинально проявившееся в его поэзии 60-х годов. Третья глава "Н.Рыленков в литературной ситуации 60-70-х годов" посвящена выявлению черт творческой индивидуальности Н.Рыленкова путем обнаружения сходств и различий с поэтами-современниками, чье творчество выразило некоторые ведущие тенденции поэтического развития 60-70-х годов, близкие и Н.Рыленкову. 60-е годы в поэзии Н.Рыленкова здесь представлены как время завершения им поисков принципов народности в искусстве, выразившихся в творческом соединении нравственно-эстетического идеала сельского труженика с общенародным опытом, заключенном в книжной традиции.
Результаты данного исследования могут найти практическое использование как в спецкурсе по творчеству Н.Н.Рыленкова, так и в лекционном курсе по русской советской поэзии.
Материалы диссертации апробированы на ежегодных Герценовских чтениях при ЛГПИ им. А.И.Герцена (1981, 1982 гг), на межвузовских научных конференциях в гг. Смоленске, Ярославле, Костроме, на Всесоюзной конференции в г.Иваново. По теме исследования имеется одна публикация и две статьи депонированы в ИНИОН АН СССР.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Н.И. Рыленков и поэтические искания 60-70-х годов"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей диссертации поэзия зрелого Н.Рыленкова рассмотрена в контексте поэтического движения 60-70-х годов, через выявление сходств и различий с поэтами-современниками, выразившими в творчестве существенные особенности литературного развития этого периода. Такой способ вхождения в поэтический мир Н.Рыленкова дал возможность увидеть то основное, что определило своеобразие Н.Рыленкова как поэта и вместе с тем как характерное явление своего времени.
Анализ литературно-эстетических взглядов Н.Рыленкова показал, что в основе его творческой концепции лежит идея народности.
Берущая начало в специфике крестьянского труда, быта, этики, она выросла на художественных традициях национальной культуры, определив своеобразие как творчества, так и воззрений поэта, в частности, на труд писателя, назначение поэзии, мастерство и т.д.
Отталкиваясь в своих раздумьях о художественном творчестве от особенностей нравственно-эстетического идеала труженика земли, Н.Рыленков и в стихах создает образ поэта-пахаря, поэта-сеятеля, а основополагающую в народной эстетике мысль о гармоническом единстве прекрасного, полезного и высоконравственного кладет не только в основу творческого процесса, но и своих представлений о народном поэте как личности цельной. Видя в самой судьбе художника главное условие народности и находя тому доказательства в истории русской литературы, Н.Рыленков и от современного поэта требовал синтеза личностных и творческих свойств.
Под влиянием эстетики простых форм, рожденной в недрах крестьянской, народной культуры, сформировалось отношение Н.Рыленкова к поэтическому слову, его понимание законов мастерства. Активно выступая в 60-е годы против версификаторства в поэзии, Н.Рыленков отстаивал доступность и простоту стиля как выражение народности, демократизма художника, ссылаясь при этом на лучшие образцы классической поэзии. В этом направлении шли поиски демократизма нового этапа самим Н.Рыленковым, который на основе принципа "высокой простоты" соединял элементы крестьянской и книжной поэтики.
Своеобразие творческой концепции Н.Рыленкова с присущим ей ярковыраженным национальным началом нашло преломление в суждениях поэта о роли пейзажа в русской литературе, о значении связи художника с "малой" родиной, в самом отношении Н.Рыленкова к периферийным литераторам. Поддерживая творческую связь художника с национальным миром в его самых конкретных проявлениях: природа, быт, культура, мораль, - Н.Рыленков не просто заботился о самобытности поэта и всей поэзии, но в этой близости к эстетическому, нравственному, духовному опыту русского крестьянства видел истоки подлинной народности художника слова.
В идее неразрывной связи поэта с культурным прошлым страны нашло последовательное развитие понимания Н.Рыленковым непрерывности и преемственности народного опыта, взаимообусловленности всех явлений национальной жизни - следствие историзма мышления поэта. Это позволяло Н.Рыленкову считать традиции русской классической литературы таким же важным источником творчества, как и реальную, окружающую поэта действительность.
Целостная, гармоническая система взглядов Н.Рыленкова последовательно прослеживается и в его поэзии. Так, главной, определяющей, на наш взгляд, чертой поэтической индивидуальности Н.Рыленкова стала его творческая связь и даже зависимость от мира "малой" родины. В отличие от других поэтов, активно обратившихся в 60-е годы к теме отчих мест, в стихи Н.Рыленкова с этим мотивом вошли не просто тема, земляки-герои, сельский материал и т.п., а сам идеал крестьянина-труженика, его миропонимание, система нравственных и эстетических оценок, ставшие для поэта идейно-художественным, критерием в творчестве и определившие особенности его поэзии.
Творческие принципы Н.Рыленкова, служившие выражению своеобразия его народности, складывались в связях и отталкиваниях с поэтами близкой ориентации - предетавителями "смоленской школы". Идя в общем русле поисков смолянами принципов народности (конкретность, связь с народной культурой, крестьянский ракурс видения мира, простота стиля и др.), Н.Рыленков разрабатывал свою линию творчества, состоявшую в попытке поэтически синтезировать крестьянский угол зрения с позицией поэта-интеллигента нового времени, что нашло отражение и на содержательном, и на художественном уровне его поэзии, прежде всего 60-х годов.
Тесно связанному всеми сторонами творчества с традициями классической литературы, Н.Рыленкову по самому типу, характеру народности наиболее близким стал Н.Некрасов, соединивший в поэзии народознание с высокой художественной культурой. Эта особенность выступила ведущей тенденцией и в стихах Н.Рыленкова последнего десятилетия, а некрасовский критерий пользы повлиял на складывание дидактических форм поэзии Н.Рыленкова.
Важнейшие черты поэтической индивидуальности Н.Рыленкова в их характерности и своеобразии особенно отчетливо проступили на фоне поэтических исканий 60-70-х годов, в главных своих тенденциях близких Н.Рыленкову, отвечавших его направлению развития.
Имея немало точек соприкосновения с поэзией "тихих" лириков в области тематики, образов, мотивов, поэтики и т.д., Н.Рыленков по-своему подошел к решению общих творческих задач. Исходя из народных представлений об идеальном, руководствуясь критерием конкретной пользы, Н.Рыленков подчиняет свою поэзию утверждению положительных начал жизни, что сказалось и в общем оптимистическом мироощущении лирического героя, и в программе действий в стихах, и в пафосе веры, убежденности самого автора и т.д.
Представления Н.Рыленкова о совершенстве мира и человека в нем нашли наиболее полное воплощение в пейзажной лирике поэта. На новый уровень народности поднимается Н.Рыленков в пейзажных стихах 60-х годов, где параллель между природной жизнью и человеческой проводится не только в натуралистическом, психологическом, нравственном аспектах, но и в философском при сохранении крестьянского видения природы, ее отношений с человеком. Природное начало не противоречит духовно-интеллектуальному поиску лирического героя в поэзии Н.Рыленкова, поэтому и приемы фольклорного происхождения (параллелизм, символика) взаимодействуют с классическими формами стиха.
Идя в творчестве от крестьянского миропонимания, Н.Рыленков глубоко воспринял традиции народной поэзии. Пословичная структура стихотворений поэта, афористичность формулировок, выразившие дидактическую направленность творчества Н.Рыленкова, его установку на идеал, народные представления о нормах жизни, составили своеобразие фольклоризма поэта в 60-е годы. Но рассматривая фольклор лишь как часть общенациональной культуры, Н.Рыленков особенно в поздней лирике широко опирался на весь духовно-эстетический опыт народа, заключенный и в книжной культуре, поэтому, например, элементы народной речи,фольклорной поэтики сочетаются в его стихах с книжными оборотами, литературными нормами языка.
Развивая в философских миниатюрах 60-х годов традиции русской поэзии мысли, Н.Рыленков продолжал опираться на духовно-нравственный опыт крестьянства, систему народных критериев и оценок, что сказалось на тяготении к жанру пословицы, заключавшему движение народной мысли, особенности крестьянской философии. В стремлении соединить два пласта народной культуры крестьянской и книжной) Н.Рыленков создает новую жанровости листическую разновидность философской лирики в 60-е годы и находит оригинальное идейно-художественное решение коренной для русской литературы проблемы народности на новом этапе развития советской поэзии.
Список научной литературыМихеева, Любовь Николаевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Исаковский M. Письмо Н.Рыленкову от 23 января 1946 г. Архив Е.А.Рыленковой.
2. Исаковский М. Письмо Н.Рыленкову от 28 декабря 1948 г. Архив Е.А.Рыленковой.
3. Исаковский М. Письмо Н.Рыленкову от 12 марта 1969 г. Архив Е.А.Рыленковой.
4. Материалы беседы с В.Д.Великановым. Март, 1932 г.
5. Материалы беседы с Е.А.Рыленковой. Февраль, 1976 г.
6. Материалы II областного совещания молодых писателей Смоленщины. Вступительное слово Н.Рыленкова. 1950. Смол.обл.гос. архив. Ф.3473, оп.1, е.х.40, с.З.
7. Полторацкий В. Письмо Н.Рыленкову от 31 дек. 1961 г. Архив Е.А.Рыленковой.
8. Протокол литературного четверга от 29 мая 1952 г. Смол, обл. гос.архив. Ф.3473, оп.1, е.х.60, с.26.
9. Протокол литературного четверга от 5 марта 1953 г. Смол, обл. гос.архив. Ф.3473, оп.1, е.х. 72, с.9.
10. Рыленков Н. Письмо Л.Н.Афонину от 10 ноября I960 г. Архив Е.А.Рыленковой.I
11. Рыленков Н. Письмо Л.Н.Афонину от 5 июля 1961 г. Архив E.At Рыленковой.
12. Рыленков Н. Письмо Л.Н.Афонину от 25 авг. 1968 г. Архив Е.А.Рыленковой.
13. Рыленков Н. Письмо Гатову от 3 апреля 1965 г. ЦГАЛИ, ф.2802, оп.1, е.х. 132, с.9.
14. Рыленков Н. Письмо Исаковскому 10 ноября 1941 г. Архив Е.А.Рыленковой.
15. Рыленков Н. Письмо Исаковскому от 26 апреля 1966 г. Архив Е.А.Рыленковой.
16. Рыленков Н. Письмо тов. Машкову от 5 апреля 1959 г. Архив Е.А.Рыленковой.
17. Рыленков Н. Письмо тов. Ружникову, 1968 г. Архив Е.А.Рыленковой.
18. Рыленков Н. Рецензия на рукопись тов. Петухова. Смоленский обл.гос.архив. Ф.3473, on.I, e.x.5I, c.III-112.
19. Твардовский А. Письмо Н.Рыленкову от 30.У-63 г.П
20. Рыленков Н. Волшебная книга. Повести и рассказы. М.: Сов. Россия, 1964. - 350 с.
21. Рыленков Н. Восхождение продолжается. Лит.Россия, 1965, 25 июня, с.4.
22. Рыленков Н. Встречи. Смоленск, 1935. - 64 с.
23. Рыленков Н. Дорога уходит за околицу. М.: Сов.Россия, 1968. - 144 с.
24. Рыленков Н. Душа поэзии. М.: Сов.писатель, 1969. - 271 с.
25. Рыленков Н. Журавлиные трубы. М.: Сов.писатель, 1972. -232 с.
26. Рыленков Н. За поэзию больших страстей. Наступление,1934, № 9-10, с.137-139.
27. Рыленков Н. Идущие из глубины России. Лит.£оссия, 1965, 18 июня, с.Ю-II.
28. Рыленков Н. Когда мы находим себя. Лит.Россия, 1969, 14 февраля, с.13.
29. Рылёнков Н. Коктебельская элегия. Звезда, 1976, J5 6, с.136-154.
30. Рыленков Н. Колосья. Смоленск, 1937. - 223 с.
31. Рыленков Н. Корни и листья. М.: Сов.писатель, I960. -174 с.
32. Рыленков Н. Крепче связь просвещенца с начинающим колхозным писателем. На культурном посту. Смоленск, 1931, № 4, с.57-58.
33. Рыленков Н. Литература и язык: Анкета,- Вопросы лит-ры, 1967, \Ь 6, с .130-131.
34. Рыленков Н. Мне четырнадцать лет. В кн.: Рыленков Н. Повести и рассказы. - М.: Худ.лит., 1969, с.115-176.
35. Рыленков Н. На озере Сапшо: Рассказы и были. М.: Сов. Россия, 1966, - 150 с.
36. Рыленков Н. На теплой земле. В кн.: Соколов-Микитов И. Былицы. - Смоленск, I9S2, с.168-172.
37. Рыленков Н. Нежность и мужество живут рядом. Дружба народов, 1968, В 3, с.214-220.
38. Рыленков Н. <0 Брюсове>. День поэзии 1972. - М.: Сов. писатель, 1972, с.259-260.
39. Рыленков Н. 0 сложности и простоте. Лит.газета, 1963,29 января, с.З.
40. Рыленков Н. Об этом сборнике. В кн.: Пашков Ю. Сирень цветет. - М.: Моск.рабочий, 1969, с.5-6.
41. Рыленков Н. Оставим рецепты врачам. Лит.газета, 1964,30 июня, с.1,3.
42. Рыленков Н. Ответственность перед историей. Лит.газета, 1969, 5 марта, с.6.
43. Рыленков Н. Ответственность художника. Вопросы лит-ры, 1966, й I, с.62-64.
44. Рыленков Н. Парус поэзии. В кн.: Лермонтов М. В тот чудный мир тревог и битв. - М.: Мол.гвардия, 1976, с.3-4.
45. Рыленков Н. Перечитывая Тургенева. Лит .Россия, 1968, I ноября, с.7.
46. Рыленков Н. Поэзия молодости. В кн.: Литература и современность, сб.1У. -М.: Худ.лит., 1963, с.209-225.
47. Рыленков Н. Поэзия Поволжья. Лит. и жизнь, 1966, 21 февраля, с.З.
48. Рыленков Н. Поэзия родных мест. В кн.: Коммунистическое воспитание и современная литература для детей и юношества.-М.: Детгиз, 1961, с.175-179.
49. Рыленков Н. Поэзия родных просторов. В кн.: Боков В. Лирика. - М.: Худ. лит-ра, 1964, с.5-10.
50. Рыленков Н. Пятое время года. М.: Сов.писатель, 1965. -182 с.
51. Рыленков Н. Сказка моего детства. В кн.: Рыленков Н. Повести и рассказы. - М.: Худ. лит-ра, 1969, с.15-114.
52. Рыленков Н. "Сквозная бригада". Наступление, 1931, октябрь,с.95-98.
53. Рыленков Н. Смоленские леса. Смоленск, 1944. - 44 с.
54. Рыленков II. Снежница. М.: Сов. писатель, 1968. - 215 с.
55. Рыленков Н. Сокровищница духовного опыта. Новый мир, 1967, Ш II, с.229-231.
56. Рыленков Н. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов.писатель, 1981. - 766 с.
57. Рыленков Н. Страницы жизни (автобиография). В кн.: Рыленков Н. Стихотворения и поэмы. - Л.: Сов.писатель,1981, с.55--68.58» Рыленков Н. Традиции и новаторство. М.: Сов.Россия, 1962.133 с.
58. Рыленков Н. Уплотнение времени. Лит .Россия, 1968, 18 октября, с.12-13.
59. Рыленков Н. Хранитель родников. В кн.: Соколов-Микитов И. Избранное. - М.: Моск.рабочий, 1970, с.497-501.
60. Рыленков Н. Я от всей души желаю им удачи. В кн.: Тропинка на Парнас. - М.: Мол.гвардия, 1969, с.125.Ш
61. Абрамов A.M. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. Проблематика, стиль, поэтика: 2-е изд. М.: Сов.писатель,1975.-559 с.
62. Автографы советских поэтов из коллекции А.К.Тарасенкова. Русская книга в собрании Гос.б-ки СССР им.Ленина. Каталоги. -М.: ГБЛ, 1981, вып.З. 79 с.
63. Акаткин В.М. Александр Твардовский. Стих и проза. Воронеж, 1977. - 214 с.
64. Барабаш Ю.О народности: Литературно-критические очерки. М.: Сов.писатель, 1970. - 368 с.
65. Белов В. Лад. Очерки по народной эстетике. М.: Мол.гвардия, 1982. - 293 с.
66. Бушмин А.И. Преемственность в развитии литературы. Л.: Наука, 1975. - 159 с.
67. Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1963. - 549 с.
68. Гинзбург Л.Я. 0 лирике: 2-е изд.,доп.-Л.:Сов.писатель, 1974.407 с.
69. Гусев В.И. В предчувствии нового. 0 некоторых чертах литературы шестидесятых годов. М.: Сов.писатель,1974. - 328 с.
70. Дементьев В. Исповедь земли. Слово о российской поэзии.-М.: Современник, 1980. 509 с.
71. Добрая душа. Книга о Н.Рыленкове. М.: Сов.Россия, 1973. -335 с.
72. Доброхотова Л.С. Николай Иванович Рыленков. Рекомендательный указатель литературы. Смоленск, 1969, - 35 с.
73. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. -Л.: Наука, 1978. 208 с.
74. Исаковский М. 0 поэтах, о стихах, о песнях. М.: Сов.писатель, 1968. - 487 с.
75. Кожинов В. Николай Рубцов. М.: Сов.Россия, 1976. - 88 с.
76. Кожинов В. Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982. - 303 с.
77. Лаврецкий А. Эстетические взгляды русских писателей: Сб.статей. М.: Гослитиздат, 1963. - 303 с.
78. Македонов А.В. Очерки советской поэзии. Смоленск, I960. -244 с.
79. Меркин Г.С. Лирика Н.Рыленкова. Смоленск, 1971. - 52 с.
80. Михайлов А. Ритмы времени. М.: Худ.лит-ра, 1973. - 528 с.
81. Некрасова Е.А., Бакина М.А. Языковые процессы в современной русской поэзии. М.: Наука, 1982. - 312 с.
82. Оботуров В.А. Неповторимое, как чудо. Очерк творчества А.Яшина. Архангельск, 1978. - 158 с.
83. Оботуров В.А. Степень родства, или 0 традициях, творящих поэтический облик современности. М.: Современник, 1977. -206с.
84. Осетров Е.И. Муза в березовом перелеске. Стихи и дни Н.Рыленкова. М.: Сов.писатель, 1974. - 264 с.
85. Осетров Е.И. Поэзия наших дней. М.: Сов.Россия, 1965. -271 с.
86. Павловский А.И. Память и судьба. Л.: Сов.писатель, 1982. -368 с.
87. Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. М.: Госиздат, 1928. - 148 с.
88. Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы. -М.: Просвещение, 1972. 367 с.
89. Рыленков лирик, прозаик, переводчик. - Смоленск, 1972. -112 с.
90. Скатов Н.Н. Поэты некрасовской школы. Л.: Просвещение, 1968. - 224 с.
91. Сквозняков В.Д. Реализм лирической поэзии. М.: Наука,1975.-368 с.
92. Твардовский А. Статьи и заметки о литературе: 3-е изд., доп,-М.:Сов.писатель, 1972. 294 с.
93. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1971. - 464 с.
94. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Собр. соч. в 4-х т., т.З. - М.: Худ. лит.,1981. 431 с.
95. Чивилихин В. Память. М.: Современник, 1982. - 767 с.
96. Чупринин С. Крупным планом. М.: Сов.писатель, 1983. - 288 с. 93. Яшин А. Рогатый Пегас: 0 поэзии. - М.: Сов.Россия, 1976.109 с.
97. Яшин А. Угощаю рябиной. Рассказы и повести. М.: Сов.писатель,1982, с.6-18.1У
98. Ахачинский В.П.Молодость поэта. В сб.: Весна пришла. -Смоленск, 1959, с. 172-207.
99. Ахачинский В.П. Образ героя современности в лирике Н.Рыленкова. В кн.: Приднепровье. - Смоленск, 1962, с.291-301.
100. Баевский B.C. Поэзия Н.Рыленкова. В кн.: Рыленков Н. Стихотворения и поэмы. - Л.: Сов.писатель, 1981, с.5-54.
101. Банников Н. У заповедных истоков. В кн.: Тряпкин Н. Златоуст. Избранные стихи. - М.: Худ. лит-ра, 1971, с. 3-9.
102. Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов. ПСС, т.УШ. - ГЛ.: изд. АН СССР, 1955, с.565-591.
103. Бельчиков Н.Ф. Областные культурные гнезда. Печать и революция, 1928, кн. 3, апр., с. 157-159.
104. Бикбулатова К.Ф. Некрасов и советская поэзия 20-30-х годов.-В кн.: Русская советская поэзия. Л.: Наука, 1972, с.156- 211.
105. Боков В. Поэзия это чуткость. - Лит.газета, 1969, 29 января, с.4.
106. Болдырев 10. "Кланяюсь поэзии родной.". Лит.Россия, 1931, 19 июня, с.9.
107. Васильев С. Всегда в наступлении. Лит.газета, 1969, 29 января, с. 4.
108. НО. Викулов С. От составителя. В кн.: Фокина 0. Избранная лирика. -М.: Мол.гвардия, 1971, с.3-4.
109. Выходцев П.С. Некрасов и ранняя советская поэзия (к постановке проблемы). Некрасовский сб., т.5. - Л.: Наука, 1973, с. 96-115.
110. Выходцев П.С. Опыт поэзии учит. Нева, 1962. Л I, с.190-191.
111. Выходцев П.С. Проблема традиций и новаторства на современном этапе. В кн.: Русская советская поэзия. - Л.: Наука, 1978, с.3-20.
112. Гаркави A.M. Н.А.Некрасов и поэты его школы в литературном процессе середины XIX века. В кн.: Концепция человека в русской литературе. Изд. Воронежского ун-та, 1932, с.42-51.
113. Гин М.М. Проблема долга перед народом в поэзии Н.А.Некрасова. Русская лит-ра, 1961, Л 2, с.50-64.
114. Глинкин П.Е. О некоторых закономерностях в литературном движении 60-70-х годов. Русская лит-ра, 1976, № I, с.54--77.
115. Горький М. Беседы о ремесле. В сб.: Горький М. О литературе. - М.: Сов .Россия, 1980, с.274-338.
116. Гудзий Н.К. Областные культурные гнезда. Красная новь, 1928, JS 4, с.248-250.
117. Гуревич A.M. Течение и направление. КЛЭ, т.7. - М.: изд. "Советская энциклопедия", 1972, с.487-491.
118. Данин Д. В березовом перелеске. Новый мир, 1941, № 4, с.242-245.
119. Дементьев В. В краю волшебном ремесла. Вопросы лит-ры, 1967, 12, с. 43-52.
120. Дементьев В. Летели гуси-лебеди. В кн.: Дементьев В. Грани стиха. - М.: Просвещение, 1979, с. 136-143.
121. Есенин С. Ключи Марии. Собр.соч. в 6-ти т., т.5. - М.: Худ. лит., 1979, с. 167-190.
122. Завьялов М. и Мандрик И. Боевой призыв. Наступление, Смоленск, 1935, гё 2, с.55-62.
123. Заключение отдела критики "Литературной России". Лит. Россия, 1981, 4 сентября, с.8-9,
124. ИвановаН.Н.Речевой демократизм Некрасова (лирика). В кн.: Проблемы структурной лингвистики. 1980. - М.: Наука, 1982, с.193-204.
125. Исаковский М. и Осетров Е. Талант и труд. Лит.газета, 1971, 9 июня, с.4-5.
126. Исаковский М. и Рыленков Н. Это действительно банально! -Известия, 1959, I декабря, с.2.
127. Казинцев А. Буква и дух традиции. Лит.Россия, 1983, 25 марта, с.14.
128. Кожинов В. Вольность поэта. В кн.: Тряпкин Н. Избранное (1940—1979). - М.: Мол.гвардия, 1930, с.5-10.
129. Кожинов В. Об авторе. В кн.: Рубцов Н. Стихотворения (I953-I97I). - М.: Сов.Россия, 1977, с.5-16.
130. Куняев С. Постижение родины. Лит.Россия, 1982, 12 ноября, с.9.
131. Куприяновский П.В. Проблемы регионального изучения литературы. Русская лит-ра, 1984, Л I, с.177-181.
132. Курбатов В. Горе от ума. Лит.обозр., 1983, № 3, с.38-42.
133. Лейдерман Н. "Та горсть земли.". Тема "малой" родины в произведениях уральских прозаиков. Лит.обозр., 1982, JS 6, с. 10-13.
134. Любарева Е. Надо считаться с фактами! Вопросы лит-ры, 1961, Ш 5, с.222-225.
135. Македонов А.В. Поэтический участок областной литературы. -Наступление. Смоленск, 1934, В 5-6, с.105-115.
136. Малкин В. Некрасовские традиции. Подъем, 1971, й 6, с.108-114.
137. Медовников С. Новыми и свежими очами. Лит.Россия, 1981, 24 июля, с.5.
138. Мейлах Б.С. Поэты пушкинского круга. Введение. История русской поэзии в 2-х т., тД. - Л.: Наука, 1968, с.315-320.
139. Мельник Я. Быть личностью. Лит.Россия, 1933, 13 мая, с.5.
140. Михайлов А.И. Петр Орешин и крестьянские поэты начала XX века (к проблеме народности советской литературы). Русская лит-ра, 1973, Л I, с. 126-140.
141. Некрасов Н. Мелкие заметки. ПСС и писем, -в 12-ти т., т.ХП, -М.: ГИХЛ, 1953, с.102-108.
142. Некрасов Н. Русские второстепенные поэты. ПСС и писем в 12-ти т., т.IX. - М.: ГИХЛ, 1950, с.190-221.
143. Огнев В.Ф. О единстве анализа. Литература и жизнь, 1961, 5 февраля, с.1, 3.
144. Пиксанов Н.К. Областной принцип в русском культуроведении.-Искусство, 1925, В 2, с.82-99.
145. Подгаецкая И. Историзм лирики (заметки о поэзии 70-х годов).-Вопросы лит-ры, 1980, II 12, с.40-73.
146. Полякова Л.Единая линия. Лит.Россия, 1981, 28 августа,с.8.
147. Попов Н. Простота и благородство. В кн.: Попов Н. Не поле перейти. - М.: Моск.рабочий, 1973, с.333-343.
148. Прийма Ф.Я. Народность поэзии Некрасова. Некрасовский сб., У1. - Л.: Наука, 1978, с. 3-22.
149. Прийма Ф.Я. Черты поэтического стиля Некрасова. Русская лит-ра, 1968, IS 3, с. 15-36.
150. Путилов Б.Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора. В кн.: Проблемы фольклора. - М.: Наука, 1975, с.12--21.
151. Сегодняшние и завтрашние заботы (С пленума Совета по критике и литературоведению при правлении СП СССР, посвященного поэзии последних лет). Вопросы лит-ры, 1981, В I, с.92.119.
152. Сидельников В.М. Лирика Н.Рыленкова. В кн.: Сидельников В.М. Народно-песенные традиции в творчестве современных лириков. - Смоленск, 1957, с.24-41.
153. Соловьев Б.И. Добрая земля. В кн.: Соловьев Б.И. Поэзия и критика. - М.: Сов.Россия, 1966, с.95-116.
154. Соловьев Б.И. "Снежница". В кн.: Соловьев Б.И. От истории к современности. - М.: Сов.писатель, 1976, с.467-482.
155. Солоухин В. К 60-летию Н.Рыленкова. Лит.газета, 1969, 12 февраля, с.З.
156. Стариков Д. Спорить по существу! Лит. и жизнь, 1961, 24 февраля, с.1, 3.
157. Сурганов В. "Вологодская школа". Лит.Россия, 1970, 9 октября, с.6-7.
158. Сурпин М, Некрасов и современная советская поэзия. В сб.: Некрасов и Ярославский край. - Ярославское кн. изд-во,1953, с.81-106.
159. Тарасенков А.К. Пути лирика. В кн.: Тарасенков А.К.Статьио литературе в 2-х т., т.1. М.: Гослитиздат, 1958,с.412-419.
160. Федин К. Автобиография. В кн.: Советские писатели. Автобиографии, т.2 - М.: ГШ, 1959, с.565-575.
161. Чупринин С. Шестидесятые-семидесятые: волна вослед волне.-Новый мир, 1981, В 5, с.237-248.
162. Шешуков С.И. Традиции Некрасова в советской поэзии. В сб.: Некрасов в школе. - М.: АПН РСФСР, I960, с.375-398.У
163. Кажуманьян Т.М. Своеобразие автобиографической прозы советских поэтов (С.Щипачев, Н.Рыленков, М.Исаковский): Авто-реф. дис. канд.филол.наук. М., 1981. - 16 с.
164. Коржан В.В. Идейно-художественные искания крестьянских поэтов (1910-1920-е годы): Автореф. дис.докт.филол.наук, -Л., 1980. 31 с.
165. Меркин Г.С. Н.Рыленков-лирик (Вопросы поэтического мастерства) : Дис. канд.филол.наук. Смоленск, 1978. - 180 с.+ Прил. (204 е.), Библиогр.: с.166-180.
166. Редькин В.А. Поэзия Николая Рыленкова: Дис. канд.филол. наук. М., 1973. - 221 с. Библиогр.: с.197-221.