автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Мотивы творчества и словесная живопись в прозе Владимира Солоухина
Полный текст автореферата диссертации по теме "Мотивы творчества и словесная живопись в прозе Владимира Солоухина"
На правах рукописи
Федосова Елена Анатольевна
Мотивы творчества и словесная живопись в прозе Владимира Солоухина
10.01.01- Русская литература
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Ставрополь-2005
Диссертация выполнена в Ростовском государственном педагогическом
университете
Научный руководитель - кандидат филологических наук
профессор Алла Алексеевна Сивогривова
Официальные оппоненты - доктор филологических наук
профессор Надежда Евгеньевна Тропкина, кандидат филологических наук доцент Лидия Николаевна Протасова
Ведущая организация - Ростовский государственный университет
Защита состоится 27 октября 2005 года в 11.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.256.02 по филологическим наукам в Ставропольском государственном университете по адресу: 355009, Ставрополь, ул. Пушкина, 1а
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ставропольского государственного университета по адресу: 355009, Ставрополь, ул. Пушкина, 1.
Автореферат разослан « Ж ЩМР^МЛ- 2005 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Т.К.Черная
него
Общая характеристика диссертационного исследования
В современной социокультурной атмосфере общества очевидной становится необходимость решать проблемы духовного плана, имеющие важное значение для различных видов искусства. Среди них мотивы творчества в литературе занимают особое место. В литературных произведениях культурные реалии воспринимаются в исторической перспективе и предполагают синтез элементов культуры прошлого и настоящего. Отсюда многомерность взглядов на исследуемую тему. Вопросы, связанные с определением сущности творчества, с изучением основных идейно-содержательных функций живописи в литературе, с обращением к различным жанрам изобразительного искусства в творчестве крупных русских писателей XIX и XX веков, постоянно привлекают к себе внимание литературоведов.
Переосмысление произведений изобразительного искусства средствами художественного слова мы встречаем в творчестве русского писателя XX века Владимира Алексеевича Солоухина. Лирические повести и миниатюры, художественно-публицистические очерки писателя определяют гражданскую позицию автора по отношению к памятникам искусства. Связывая прошлое с настоящим и будущим, Владимир Солоухин в своем творчестве - в поэтических и прозаических произведениях - ставит перед читателем одну из главных целей - сохранить памятники культуры. Наряду с поиском действенных путей преобразования культурной ситуации в обществе В.А.Солоухин выдвигает программу эстетического воспитания молодого поколения посредством приобщения к произведениям русского национального искусства. Рассуждая о вечных культурных ценностях, писатель выстраивает целый литературный комплекс, основанный на общих литературных принципах. Наиболее интересными для нашего исследования являются художественно-публицистические очерки «Письма из Русского музея»(1966), «Черные доски»(1969), «Время собирать камни»(1980) и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» (1988).
3 РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
В данной диссертации исследуется проза Владимира Алексеевича Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов XX века с позиций нравственно-этических проблем, связанных с отношением человека к искусству и культурному наследию прошлого, что, несомненно, является сегодня актуальным. Более того, аю-уальность анализа произведений В.А. Солоухина обусловлена расширением и систематизацией уже сложившихся представлений о связи литературы и искусства, уточнением гражданской позиции писателя в данном контексте.
Выявление средств словесной живописи в произведениях В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов при освещении мотивов творчества в контексте русской культуры и было определено как проблема нашего исследования.
Объектом исследования является проза Владимира Солоухина как составляющая литературного процесса в отечественной литературе.
Предметом исследования выступают мотивы творчества в прозе В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов XX века.
Цель исследования заключается в изучении путей художественного воплощения Владимиром Солоухиным мотивов изобразительного искусства и зодчества средствами словесного искусства.
Поставленная цель конкретизирована в следующих задачах:
-выделение мотивов и образов изобразительного искусства в филологических, искусствоведческих, философских и богословских трудах;
-рассмотрение художественно-публицистических очерков
В.А.Солоухина, посвященных мотивам творчества, в контексте творческой эволюции писателя;
-определение характерных особенностей словесной живописи В.А.Солоухина и систематизация их;
- выделение основных принципов композиционного построения художественно-публицистических очерков В.А.Солоухина, анализируемых в диссертации;
-раскрытие гражданской позиции В.А.Солоухина по отношению к памятникам русской национальной культуры.
В качестве гипотезы нами выдвигается предположение о том, что в прозе Владимира Солоухина мотивы творчества наиболее полно реализовались в жанре художественно-публицистических очерков и получили глубокое обоснование в четырех произведениях «зрелого» периода творчества писателя: «Письма из Русского музея»(1966), «Черные доски»(1969 «Время собирать камни»(1980), «Продолжение времени (Письма из разных мест)»(1988), которые представляют собой единое литературное целое и раскрывают гражданскую позицию автора по отношению к памятникам культуры.
Методологической основой исследования являются системный подход к анализу истории искусства, позволяющий рассмотреть живопись в ее неразрывной связи с литературой на разных исторических этапах развития; сравнительно-исторический подход к анализу мотивов искусства при изучении литературных произведений с опорой на характерные особенности иконописи и живописи. В диссертации также применен метод литературной герменевтики, при котором интерпретация литературных текстов позволяет выявить духовные особенности автора произведения. Диссертант опирался на труды как филологические (М.В.Ломоносов, В.А.Жуковский, Л.Н.Толстой, М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман), так и философские (Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, В.В.Розанов).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые комплексно исследуются мотивы творчества в прозе В.А.Солоухина и мастерство его словесной живописи. Раскрыто положение о постепенной трансформации мотивов живописи и зодчества в русской литературе в связи с общественно-историческими и социокультурными изменениями в обществе.
Показано отражение данных процессов в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина. Выявлены характерные особенности художественно-публицистических очерков писателя. Определены мотивы творчества и пути их воплощения В.А.Солоухиным различными средствами словесной живописи.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в анализе достижений теоретической мысли и практики художественного творчества в сфере мотивов и образов изобразительного искусства в литературных произведениях. Проведены теоретические и историко-литературные обобщения и выводы о взаимодействии литературы и изобразительного искусства, которые могут быть использованы как в общеобразовательной школе (программные темы по изучению литературного процесса шестидесятых-восьмидесятых годов XX века), так и в вузовских курсах на семинарах и практических занятиях.
При раскрытии основной темы диссертационного исследования уточнен понятийный аппарат исследования природы художественной специфики изобразительного искусства и литературы.
Данное видение проблемы открывает новые возможности в распознавании определенных смыслов, заложенных в конкретном литературном произведении, автор которого опирался на достижения иконописи или живописи, а также приводит к актуализации специфики связи литературы и живописи на современном этапе развития социума. Подобная связь помогает раскрыть смысл и значение мотивов творчества в прозе В.А.Солоухина и определить способы их художественного воплощения средствами словесной живописи в художественно-публицистических очерках писателя.
Материалы и выводы диссертации могут быть применены в рамках дальнейшего исследования темы изобразительного искусства и зодчества в творчестве других писателей.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедрах русской и зарубежной литературы Ростовского государственного педагогического университета и на кафедре истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета. Результаты исследования сообщались на межвузовских научных и научно-методических конференциях в Ростове - на - Дону. Основные положения автора нашли отражение в четырех публикациях, одна из которых - в центральном журнале «Наука и образование».
На защиту выносятся следующие положения:
1. В исследовании прозы В.А.Солоухина подтверждается многообразие функциональной роли произведений изобразительного искусства в литературе. Писатель рассматривает произведение искусства с исторической, философской, искусствоведческой, психологической точек зрения. В определении ценности произведения искусства интегрирующим является этический компонент. Ориентация В.А.Солоухина на отбор и словесное изображение разнообразных произведений искусства обусловлена авторской идеей приобщения людей к сокровищам национальной культуры, обращенной к потенциальному читателю.
2. Обращение писателя к мотивам и образам изобразительного искусства определяет жанровое своеобразие прозаических произведений В.А.Солоухина. Жанровое своеобразие художественно-публицистических очерков писателя позволяет ему соединить исследовательское и публицистическое начала и выразить идейное содержание на основе фактического искусствоведческого материала.
3. Художественно-публицистические очерки В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов XX века представляют собой цикл произведений, объединенных мотивами творчества, своеобразием жанра и композиции. Использование В.А.Солоухиным приемов публицистической риторики и средств художественной поэтики, тематический и
хронологический признаки изложения биографического материала в произведениях писателя свидетельствуют об оригинальной завершенности структуры цикла.
4. В прозе В.А.Солоухина через судьбу отдельных памятников культуры раскрываются глубокие закономерности духовной жизни эпохи, в которую они были созданы. Информация об отдельных произведениях искусства, наряду с сообщениями о художественных направлениях и школах, органично входит в основное содержание произведений. Глубокий анализ произведений искусства, сделанный В.А.Солоухиным, с указанием биографических данных автора и историей создания данного произведения, с подробным описанием художественных деталей способствует зрительному представлению содержания воспринимаемого читателем текста.
5. При анализе произведений искусства В.А.Солоухин особый акцент делает на национальном своеобразии русского искусства. Данное видение проблемы искусства в литературе открывает новые возможности в распознавании определенных смыслов, заложенных в конкретном иконописном и живописном произведении, что способствует актуализации духовности культуры.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Основное содержание работы Во введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, формулируется объект, предмет, цель, задачи, выдвигается гипотеза, определяются методологические основы, методы исследования, раскрывается научная новизна диссертационного исследования, его теоретическая и практическая значимость.
В первой главе настоящего диссертационного исследования «Мотивы и образы изобразительного искусства как предмет гуманитарных
исследований (аналитический обзор)» рассматриваются особенности раскрытия мотивов творчества в произведениях литературоведческой, философской и богословской мысли. Для понимания эстетической, этической и религиозной ценности произведений искусства необходимо предварительное освещение мотивов и образов изобразительного искусства в памятниках литературы Древней Руси Х-ХУП веков и литературоведческих и философских статьях ХУШ-ХХ веков. Соблюдение преемственности позволяет определить специфику произведений В.А.Солоухина и дает возможность рассматривать культуру Древней Руси и России ХУШ-ХХ веков в контексте мировой культуры. Историческая эпоха, художественные стили и направления обусловили характер развития мотивов творчества в литературе.
На основе анализа литературно-критических, философских и богословских произведений определены художественные возможности произведений искусства в определенных историко-литературных условиях. Эстетическая концепция классицистов позволила в дальнейшем В.А.Солоухину изучать памятники культуры в аксиологическом аспекте: ценностные качества произведения живописи соизмеряются с пользой, приносимой им государству. Произведения В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова, написанные в эпистолярном жанре, свидетельствуют о традиционном подходе писателя к вопросам живописи в литературе: названия писем определяют географическое пространство произведений, акцент при анализе картин сделан на психологической стороне исследования. Критическая литература XIX века расширила круг теоретического исследования, тем самым, выделив литературу и живопись как наиболее образные виды искусства, позволяющие решать актуальные на данный момент общественные проблемы.
Проводя параллель между теологическими и литературно-критическими трудами, следует отметить факт, важный для нашего исследования: духовность как философское понятие стала критерием оценки иконописных и живописных произведений искусства в литературно-критической статье
В.Г.Белинского «Идея искусства», диссертации Н.Г.Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», богословских трудах Д.Соснина «О святых чудотворных иконах в Церкви христианской», епископа Анатолия «О иконописании», философских трудах Н.Надеждина «Изображение Божьей матери», Е.Трубецкого «Этюды по русской иконописи», П.Флоренского «Обратная перспектива».
Наряду с определением общих закономерностей, характеризующих литературно-критические и философские произведения ХУШ-ХХ веков, рассматривается проблема творческой индивидуальности, отмечается структурное и идейно-содержательное своеобразие анализируемых произведений. Философское осмысление мотивов творчества представляет для нас научный интерес с точки зрения функциональной стороны исследования этико-эстетической и религиозной ценности произведений искусства.
Проблема искусства в литературе многообразна. Особую роль в выборе подхода к изучению мотивов творчества сыграло большое количество произведений, посвященных теме искусства. Этим обусловлено ограничение круга рассматриваемых произведений. Все выбранные произведения отличаются богатством фактических сведений. Литературоведческие и философские статьи помогают понять историко-культурную значимость произведений искусства в литературе и живописи ХУШ-ХХ веков. Анализ содержательной стороны произведений, выделение художественных особенностей позволяют воссоздать историко-культурную ситуацию на различных этапах развития литературы и живописи.
В 1.1. «Филологические и искусствоведческие труды» представлен аналитический обзор литературоведческих статей, трактатов, книг, составляющих исходную теоретическую основу для дальнейшего исследования мотивов творчества в прозе В.А.Солоухина. На основе анализа
литературоведческих исследований вскрыта специфика искусства как одной из сфер общественной жизни.
В 1.2. «Философские и богословские труды» определены основные концептуальные подходы к раскрытию мотивов творчества в философских и теологических исследованиях. Изучение философских и богословских трудов позволило выделить духовность как основной критерий определения ценности иконописных и живописных произведений искусства и определить причины возобновления общественного интереса к проблемам древнерусской живописи.
Во второй главе «Своеобразие художественно-искусствоведческой рефлексии в художественно-публицистических очерках «Письма из Русского музея» и «Черные доски»» исследуемая тема рассматривается в качестве системного явления, определяющего гражданскую позицию писателя. Показана преемственность произведений В.А.Солоухина в жанрово-стилевом, и в содержательном плане по отношению к теме искусства, раскрытой в произведениях К.С.Паустовского и М.М.Пришвина. Изучаемая тема рассматривалась В.А.Солоухиным в художественно-публицистических очерках шестидесятых годов в контексте национальной русской культуры.
Нами отмечен аксиологический подход писателя к раскрытию темы искусства в литературных произведениях. В связи с этим определены предмет и основные задачи исследования В.А.Солоухиным в области древнерусской и русской живописи. Обращение к условному адресату позволяет В.А.Солоухину в свободной манере говорить об негативных тенденциях развития социальной и культурной жизни общества шестидесятых годов XX века и актуальных на сегодняшний день проблемах спасения и восстановления гибнущих памятников отечественной истории и культуры.
Обозначены нравственно - эстетические критерии духовно-эстетической ценности произведения искусства. К ним относятся ярко выраженная религиозная направленность древнерусской живописи, многофункциональная
сфера иконописи, интерес иконописца и художника к внутреннему миру человека, специфически национальные черты живописи, реализм изображаемого. Писатель предстает перед нами не только как разбирающийся в вопросах иконописи коллекционер, но и как эстет, человек, тонко чувствующий красоту. Владимир Алексеевич Солоухин на основании многочисленных эпизодов создал лирическую хронику народной жизни, объединив темой искусства и ее основными мотивами разнообразные по характеру повествования автобиографические события.
Обозначен круг проблем, рассматриваемых В.А.Солоухиным в рамках художественно-публицистических очерков. Интегрирующими среди них являются нравственные проблемы. Интерес к духовному миру человека и национальной культуре понимаются нами как основные свойства художественно-публицистических очерков В.А.Солоухина, предполагающие выражение отношения писателя к культурно-историческим изменениям в обществе. Произведения В.А.Солоухина шестидесятых годов - «Письма из Русского музея» и «Черные доски» - посвящены вопросам духовного обновления России посредством осмысления роли иконописи и живописи в процессе мировой культуры. Для творческого метода В.А.Солоухина характерно утверждение неуклонного стремления человека к духовному обогащению внутреннего мира путем приобщения его к произведениям русской и мировой культуры.
Многообразие фактического материала рассмотрено писателем с философско-этических позиций. При анализе памятников древнерусской и русской культуры В.А.Солоухин предстает перед нами более литератор, нежели искусствовед. Для писателя иконописные и живописные произведения искусства представляют интерес с литературной и семиотической точки зрения. Такой подход В.А.Солоухина к теме искусства обусловлен идеологическими задачами приобщения читателей к миру культуры. В связи с этим сравнительные характеристики, данные писателем при анализе творчества древнерусских живописцев, сравнительные характеристики
творческой манеры русских художников, биографические данные художников, рассмотренные автором в связи с проблемой творческого метода, составляют единое художественное полотно, способное передать специфику национального русского искусства.
В процессе исследования мотивов искусства в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина возникла необходимость найти систему однозначных понятий и отношений, позволяющих описать структуру произведений писателя шестидесятых годов, установив на уровне концепции - модели ее компоненты и существующие связи, разработать средства фиксации этих составляющих в их качественных характеристиках. С этой целью были обозначены границы временных и пространственных плоскостей произведений В.А.Солоухина. Временные плоскости, различные по протяженности, постоянно пересекаются. Реальная пространственная плоскость художественно-публицистических очерков «Письма из Русского музея» - Русский музей, «Черные доски» - Владимирская область, где путешествует писатель с целью приобретения икон. Условное пространство -мир древнерусской и русской культуры - единое для обоих художественно-публицистических очерков Пространственные плоскости, реальная и условная, находятся в тесном взаимодействии и позволяют отметить обшие закономерности в развитии русского национального искусства.
Представлен аналитический обзор генезиса древнерусской и русской живописи. Наряду с определением общих закономерностей, раскрывающих мотивы искусства в произведениях В.А.Солоухина шестидесятых годов, отмечается своеобразие каждого из анализируемых произведений. Отражены структурные и композиционные особенности произведений В.А.Солоухина шестидесятых годов - «Письма из Русского музея» и «Черные доски». Особый акцент в анализе произведений сделан на жанровом своеобразии художественно-публицистических очерков.
На историко-литературном фоне показаны закономерности развития иконописи и русской живописи. На основе анализа художественно-публицистических очерков вскрыта специфика древнерусского искусства, заключающаяся в каноничности иконописных жанров, анонимности иконописных произведений искусства. Раскрыто положение о постепенном накоплении реалистических тенденций в древнерусской живописи и о развитии на их основе светской живописи во всем ее жанровом многообразии.
Художественно-публицистические очерки «Письма из Русского музея» основываются на реальных фактах из жизни писателя и представляют собой размышление автора о предмете исследования - различных направлениях живописи. Исходя из этого, рассмотрение взаимоотношений литературы и художественной основы иконописного и живописного произведений искусства помогает сформировать представление о литературном процессе как непрерывном процессе в контексте развития отечественной культуры. Автор стремится показать, что разные символические тенденции в древнерусской литературе формировали специфические языковые модели икон и что в литературе и живописи как смежных видах искусства протекали сходные процессы. Конкретно-исторический подход писателя к литературным явлениям дает представление о гражданской позиции В.А.Солоухина по отношению к памятникам культуры.
Произведения В.А.Солоухина шестидесятых годов - «Письма из Русского музея» и «Черные доски» - посвящены вопросам духовного обновления России посредством осмысления роли иконописи и живописи в процессе мировой культуры. Жанр рассматриваемых нами повестей своеобразен: они скорее напоминают дневниковые записи об искусстве, и это позволяет автору в непринужденной форме рассуждать о вопросах духовности. Эпистолярный жанр дал возможность Владимиру Солоухину перейти к осмыслению и постижению вечных философских проблем: взаимодействия человека и природы, соотношения в человеке духовного и физического начал, интерпретации красоты как основного духовного символа.
14
Отмечен тот факт, что в художественно-публицистических очерках «Письма из Русского музея» и «Черные доски» писатель рассматривает нравственные проблемы - проблему отношения человека к произведениям искусства, проблему нравственного воспитания людей - наряду с проблемами сохранения произведений искусства и приобщения современного человека к культурному наследию прошлого. Разнообразие поставленных автором проблем объединяются мотивами искусства.
В третьей главе «Духовно-этические ориентиры в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина восьмидесятых годов» представлен анализ произведений писателя восьмидесятых годов XX века. Произведения восьмидесятых годов - «Время собирать камни» и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» стали необходимым компонентом в литературном комплексе В.А Солоухина, раскрывающим мотивы творчества во всем их многообразии.
Названия художественно-публицистических очерков восьмидесятых годов - «Время собирать камни» и «Продолжение времени» - раскрывают основное содержание произведений и являются мерилом исторической памяти человека. Мотив памяти неразрывно связан с мотивом вечности, свидетельством чему служит обращение В.А.Солоухина к библейским источникам.
В произведениях В.А.Солоухина исследуемая тема рассматривается в качестве системного явления, определяющего гражданскую позицию писателя. Состояние архитектурных памятников представляет собой в художественно-публицистических очерках писателя восьмидесятых годов одновременно объект и цель исследования. Сами архитектурные памятники как составляющие предмета исследования при внешней смысловой разобщенности тесно взаимосвязаны: они являются своеобразным кодом, дешифровка которого позволяет определить значимость поставленных В.А.Солоухиным перед читателями проблем.
Искусство как предмет философских размышлений автора в произведениях писателя восьмидесятых годов традиционно рассматривается писателем с этико - эстетических позиций. Экологические проблемы культуры для их более полного осмысления рассматриваются писателем во внекультурном пространстве. Это позволяет автору соотнести собственное представление о материальной и духовной ценности произведений искусства с общепринятой иерархией ценностей.
Произведения писателя восьмидесятых годов отличаются масштабностью историко-философского фона. Использование фольклорно-этнографического, историко-бытового материала, богатство ассоциативного (звукового, живописного, смыслового) мышления позволили писателю рассмотреть актуальные проблемы восстановления и реконструкции памятников культуры через призму его субъективного мировосприятия.
Композиционное построение художественно-публицистических очерков «Время собирать камни» и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» отличается большей свободой, нежели очерки шестидесятых годов. Письма могут выступать как отдельно, так и комплексно. Организующим началом произведений выступает автор. События даны в восприятии автора, взгляд которого выходит за пределы собственного «я» и последовательно обогащает представление человека о русской и мировой культуре. Участники событий играют косвенную роль в произведениях, поскольку демонстрируют необходимость решения стоящих перед обществом культурно-исторических проблем.
Художественная хронология очерков представлена реальными событиями из жизни писателя, но по мере преподнесения автором эпизодов возрастает условность. Четко выстроенная реалистическая временная плоскость расширяется посредством обращения автора к собственной памяти или историческим документам, в результате чего хроникальная точность обесценивается.
Художественное пространство четко определено писателем. Содержательный материал, взятый В.А.Солоухиным из окружающей действительности, воспринимается как дополнительные сведения, дающие представление о характере рассматриваемой писателем проблемы.
В отличие от условного мира культуры, созданного В.А.Солоухиным в художественно-публицистических очерках шестидесятых годов - «Письма из Русского музея» и «Черные доски», мир культуры в произведениях восьмидесятых годов достаточно реален, результатом чего является формирование у читателей чувства целостности русского национального искусства. Таким образом, проблемы, поставленные автором в очерковой прозе восьмидесятых годов, принимают конкретно-исторический характер. Проекция в плоскость реальных фактов, характеризующих негативные и позитивные тенденции в социокультурной атмосфере общества, позволяет автору установить иерархию духовных и материальных ценностей.
Мотивы творчества в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина раскрыты писателем на основе фактического и литературного материала. Разнообразие методов и приемов использования автобиографического, литературного и фактического материала В.А.Солоухиным приводит нас к осмыслению творческой индивидуальности писателя. Специфические черты художественно-публицистических очерков восьмидесятых годов «Время собирать камни» и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» - мастерство типизации, отсутствие единого.конфликта, психологическая насыщенность, оригинальность жанра -позволяют раскрыть гражданскую позицию автора по отношению к памятникам культуры и показать, что в художественно-публицистических очерках об искусстве В.А.Солоухин реализовал проект изучения памятников русской национальной культуры.
В заключении диссертации изложены выводы по теоретическим обобщениям, проведенным автором, которые представлены следующими положениями.
В художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина реализовался проект изучения памятников древнерусской и русской живописи и архитектуры. Сфера творческих интересов писателя постепенно расширяется, что дало нам возможность обосновать эстетическую концепцию автора. Изучение искусства Древней Руси и России ХУШ-ХХ веков в контексте мировой культуры позволяет В.А.Солоухину определить эстетическую, этическую и религиозную ценности произведений искусства.
Общность тематики, жанровых особенностей, единое субъективно-эмоциональное начало позволяют нам говорить о произведениях В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов как о цикле произведений.
Составляющие литературного цикла раскрывают эстетическую концепцию писателя и подчеркивают объективную эстетическую значимость произведений культуры в ходе исторического прогресса. Повествования соединяют в себе автобиографический момент, детальное описание реальных событий с историей духовного становления русской нации.
Характерной особенностью произведений Владимира Алексеевича Солоухина шестидесятых - восьмидесятых годов является историзм. Писатель стремится осмыслить явления искусства в общем историко-культурном контексте, показав, как произведение искусства или творчество художника в целом выражает свое время. В.А.Солоухин выстраивает разные памятники культуры в один общий ряд, образует единую цепь, укладывает произведения искусства в пределы стиля или художественного направления, в результате чего произведения искусства приобретают самостоятельную силу и выражают закономерность исторического процесса.
В произведениях шестидесятых - восьмидесятых годов XX века В.А.Солоухин ставит вопрос о специфических национальных чертах
18
произведений искусства. Основным качеством, определяющим материальную и духовную ценность произведения искусства, является для В.А.Солоухина одухотворенность.
Для очерковой прозы В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов характерна многопроблемность. При анализе произведений писателя особое значение уделяется интегрирующему этическому компоненту. Постепенное расширение мотивов творчества в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов привело писателя к разработке теоретических проблем искусства: проблем цвета, композиции, сюжета. В контексте освещения этих проблем нами отмечено утверждение писателем ценности высоких традиций народной нравственности. Наряду с определением общих закономерностей, раскрывающих мотивы творчества в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина, не остается без внимания проблема творческой индивидуальности, отмечается своеобразие каждого из анализируемых произведений.
При изучении художественного пространства и художественного времени произведений В.А.Солоухина шестидесятых годов - «Письма из Русского музея» и «Черные доски» - мы пришли к выводу о создании писателем реального и условного мира. Реальный мир, представленный эпизодами из жизни автора, позволяет диагностировать современную культурно-историческую ситуацию в стране. Условный мир культуры, построенный В.А.Солоухиным на основе документов, монографий, искусствоведческих и литературоведческих статей, определяет иерархию ценностей, легших в основу его эстетической концепции. Совмещение реального и условного миров дает наиболее полное представление о произведениях искусства - об их эстетической, этической, семиотической значимости. Эстетический аспект предполагает определение искусствоведческих понятий, вошедших в произведения, и накопление исчерпывающей информации о композиционных и цветовых особенностях
произведения искусства; этический - качественную характеристику ситуации и определение сущности концептуального подхода писателя к решению обозначенной в данной ситуации проблемы; семиотический - создание целостного представления о знаковой системе произведения искусства.
В художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина восьмидесятых годов - «Время собирать камни» и «Продолжение времени» -география и время произведений четко обозначены, что обусловлено литературными задачами произведений. Ценность памятников культуры определяется выявлением существующих в произведении литературно-исторических связей.
Анализ художественных текстов позволил выявить способ моделирования как отдельного текста, так и группы произведений. Выявление внутритекстовых связей и установление соотнесенности анализируемого текста с литературным циклом дали нам возможность обобщить эстетические взгляды автора и на основе обобщений выстроить его эстетическую концепцию.
Ценным качеством художественно-публицистических очерков В.А.Солоухина, по нашему мнению, следует считать интерес автора к отдельным памятникам культуры. Не случайно все произведения, представляющие для нас интерес с точки зрения исследуемых в них мотивов творчества в литературе, содержат информацию об отдельных картинах, иконах и скульптурных и архитектурных памятниках искусства и проникнуты пафосом защиты русской национальной культуры.
Особое значение В.А.Солоухин придает творческим биографиям известных художников и скульпторов. Интересы писателя направлены либо на выявление национального своеобразия русского искусства, либо на его реабилитацию (если дело идет об историко-культурных явлениях, недостаточно, по мнению В.А.Солоухина, освещенных в истории искусства). В.А.Солоухину представляется не оцененной по достоинству древнерусская живопись ХП-ХУН веков. Произведения «Письма из Русского музея» и
«Черные доски», посвященные теме иконописи, своей внутренней задачей имеют возвеличивание древнерусской живописи как одного из наиболее ярких видов искусства.
Немаловажным является тот факт, что очерковая проза Владимира Алексеевича Солоухина представляет собой тематическое объединение разных по содержанию, основным идеям текстов, ставших выражением мировоззренческих исканий автора.
Представленное исследование не претендует на полноту раскрытия проблемы. С нашей точки зрения является перспективным исследование таких аспектов творчества Владимира Алексеевича Солоухина, как изучение им биографических данных известных писателей, стилевые особенности произведений, тематическая многомерность произведений В.А.Солоухина.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Живопись и литература // «Наука и образование» 2002 №1.- С.115-
118
2. Тема искусства в древнерусской литературе XII-XV вв.// Типологические закономерности эволюции жанра в русской литературе: сборник статей. Вып.2, Ростов-на-Дону, 2003 - С.31-35
3. Этический и эстетический аспекты изучения литературных произведений Владимира Солоухина // Повышение качества профессионального образования на основе его духовно-этической ориентации: Материалы III межвузовской научно-практической конференции. Часть 1. Волгодонск, 2003. - С.67-69
4. «Камешки на ладони» В.А.Солоухина: история создания лирических миниатюр, особенности жанра, разнообразие рассматриваемых тем // Типологические закономерности эволюции жанра в русской литературе. Вып.З. Ростов-на-Дону, 2004,- С.73-78
f
J,
Федосова Елена Анатольевна
МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА И СЛОВЕСНАЯ ЖИВОПИСЬ В ПРОЗЕ ВЛАДИМИРА СОЛОУХИНА
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Отпечатано в издательстве - "Викинг" г Ростов-на-Дону Объем 1,0 у п л , тираж 100 экз
Дизайн-студия "Викинг" подготовка и издание учебно-методической литературы E-mail valko25@chat ru
р 1 7 Ö 3 3
РНБ Русский фонд
2006-4 16580
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Федосова, Елена Анатольевна
Введение
Глава I. Мотивы и образы изобразительного искусства как предмет гуманитарных исследований (аналитический обзор) У 1.1. Филологические и искусствоведческие труды
1.2. Философские и богословские труды
Выводы
Глава II. Своеобразие художественно-искусствоведческой рефлексии в художественно-публицистических очерках «Письма из Русского музея» и «Черные доски»
2.1. Мотивы и образы изобразительного искусства в «Письмах из 56 Русского музея»
2.2. Иконография В.Солоухина 100 Выводы
Глава III. Духовно-этические ориентиры в художественно- 127 публицистических очерках В.А.Солоухина восьмидесятых годов
3.1. Проблемы сохранения и восстановления памятников культуры 127 в художественно-публицистических очерках «Время собирать камни»
3.2. Многообразие темы искусства в художественно- 150 публицистических очерках «Продолжение времени»
Выводы
Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Федосова, Елена Анатольевна
Актуальность исследования
В современной социокультурной атмосфере общества очевидной становится необходимость решать проблемы духовного плана, имеющие важное значение для различных видов искусства. Среди них мотивы творчества в литературе занимают особое место. В литературных произведениях культурные реалии воспринимаются в исторической перспективе и предполагают синтез элементов культуры прошлого и настоящего. Отсюда многомерность взглядов на исследуемую тему. Вопросы, связанные с определением сущности творчества, с изучением основных Идейно-содержательных функций живописи в литературе, с обращением к различным жанрам изобразительного искусства в творчестве крупных русских писателей XIX и XX веков, постоянно привлекают к себе внимание литературоведов.
Переосмысление произведений изобразительного искусства средствами художественного слова мы встречаем в творчестве русского писателя XX века Владимира Алексеевича Солоухина. Лирические повести и миниатюры, художественно-публицистические очерки писателя определяют гражданскую позицию автора по отношению к памятникам искусства. Связывая прошлое с настоящим и будущим, Владимир Солоухин в своем творчестве - в поэтических и прозаических произведениях - ставит перед читателем одну из главных целей - сохранить памятники культуры. Наряду с поиском действенных путей преобразования культурной ситуации в обществе В.А.Солоухин выдвигает программу эстетического воспитания молодого поколения посредством приобщения к произведениям русского национального искусства. Рассуждая о вечных культурных ценностях, писатель выстраивает целый литературный комплекс, основанный на общих литературных принципах. Наиболее интересными для нашего исследования являются художественно-публицистические очерки «Письма из Русского музея»(1966), «Черные доски»(1969), «Время собирать камни»(1980) и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» (1988).
В данной диссертации исследуется проза Владимира Алексеевича Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов XX века с позиций нравственно-этических проблем, связанных с отношением человека к искусству и культурному наследию прошлого, что, несомненно, является сегодня актуальным. Более того, актуальность анализа произведений В.А. Солоухина обусловлена расширением и систематизацией уже сложившихся представлений о связи литературы и искусства, уточнением гражданской позиции писателя в данном контексте.
Имеющиеся литературоведческие исследования прозы В.А.Солоухина направлены на выявление общей концепции творчества Владимира Солоухина, жанрового своеобразия произведений писателя и литературных традиций в его творчестве.
Сами по себе мотивы творчества и словесная живопись в прозе В.А.Солоухина не получили всестороннего и глубокого освещения в силу ряда причин. Интерес критиков и литературоведов в основном вызывали лирические повести В.А.Солоухина «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (1960). Они оказались в центре внимания таких исследователей, как Г.А.Цветов, А.С. Георгиевский, Г.М.Шленская, Е.К.Неронская, Л.З.Зельцер, А.П.Казаркин, Дас Кандарпа, Г.И.Сакун.
В контексте современной лирической повести творчество В. Солоухина рассматривали Л.З.Зельцер, А.П.Казаркин. Однако глубоко и комплексно тема изобразительного искусства и зодчества в произведениях В.А.Солоухина данными исследователями не рассматривалась.
Выявление средств словесной живописи в произведениях В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов при освещении мотивов творчества в контексте русской культуры и было определено как проблема нашего исследования.
Объектом исследования является проза Владимира Солоухина как составляющая литературного процесса в отечественной литературе.
Предметом исследования выступают мотивы творчества в прозе В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов XX века.
Цель исследования заключается в изучении путей художественного воплощения Владимиром Солоухиным мотивов изобразительного искусства и зодчества средствами словесного искусства.
Поставленная цель конкретизирована в следующих задачах:
-выделение мотивов и образов изобразительного искусства в филологических, искусствоведческих, философских и богословских трудах;
-рассмотрение художественно-публицистических очерков
В.А.Солоухина, посвященных мотивам творчества, в контексте творческой эволюции писателя;
-определение характерных особенностей словесной живописи В.А.Солоухина и систематизация их;
- выделение основных принципов композиционного построения художественно-публицистических очерков В.А.Солоухина, анализируемых в диссертации;
-раскрытие гражданской позиции В.А.Солоухина по отношению к памятникам русской национальной культуры.
В качестве гипотезы нами выдвигается предположение о том, что в прозе Владимира Солоухина мотивы творчества наиболее полно реализовались в жанре художественно-публицистических очерков и получили глубокое обоснование в четырех произведениях «зрелого» периода творчества писателя: «Письма из Русского музея»(1966), «Черные доски»(1969 «Время собирать камни»(1980), «Продолжение времени (Письма из разных мест)»(1988), которые представляют собой единое литературное целое и раскрывают гражданскую позицию автора по отношению к памятникам культуры.
Методологической основой исследования являются системный подход к анализу истории искусства, позволяющий рассмотреть живопись в ее неразрывной связи с литературой на разных исторических этапах развития; сравнительно-исторический подход к анализу мотивов искусства при изучении литературных произведений с опорой на характерные особенности иконописи и живописи. В диссертации также применен метод литературной герменевтики, при котором интерпретация литературных текстов позволяет выявить духовные особенности автора произведения. Диссертант опирался на труды как филологические (М.В.Ломоносов, В.А.Жуковский, Л.Н.Толстой, М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман), так и философские (Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, В.В.Розанов).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые комплексно исследуются мотивы творчества в прозе В.А.Солоухина и мастерство его словесной живописи. Раскрыто положение о постепенной трансформации мотивов живописи и зодчества в русской литературе в связи с общественно-историческими и социокультурными изменениями в обществе. Показано отражение данных процессов в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина. Выявлены характерные особенности художественно-публицистических очерков писателя. Определены мотивы творчества и пути их воплощения В.А.Солоухиным различными средствами словесной живописи.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в анализе достижений теоретической мысли и практики художественного творчества в сфере мотивов и образов изобразительного искусства в литературных произведениях. Проведены теоретические и историко-литературные обобщения и выводы о взаимодействии литературы и изобразительного искусства, которые могут быть использованы как в общеобразовательной школе (программные темы по изучению литературного процесса шестидесятых-восьмидесятых годов XX века), так и в вузовских курсах на семинарах и практических занятиях.
При раскрытии основной темы диссертационного исследования уточнен понятийный аппарат исследования природы художественной специфики изобразительного искусства и литературы.
Данное видение проблемы открывает новые возможности в распознавании определенных смыслов, заложенных в конкретном литературном произведении, автор которого опирался на достижения иконописи или живописи, а также актуализация специфики связи литературы и живописи на современном этапе развития социума. Подобная связь помогает раскрыть смысл и значение мотивов творчества в прозе В.А.Солоухина и определить способы их художественного воплощения средствами словесной живописи в художественно-публицистических очерках писателя.
Материалы и выводы диссертации могут быть применены в рамках дальнейшего исследования темы изобразительного искусства и зодчества в творчестве других писателей. Результаты проведенного исследования докладывались на семинарах, научно-практических конференциях в средних специальных и высших учебных заведениях. Материалы исследования представлены в публикациях автора.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В исследовании прозы В.А.Солоухина подтверждается многообразие функциональной роли произведений изобразительного искусства в литературе. Писатель рассматривает произведение искусства с исторической, философской, искусствоведческой, психологической точек зрения. В определении ценности произведения искусства интегрирующим является этический компонент. Ориентация В.А.Солоухина на отбор и словесное изображение разнообразных произведений искусства обусловлена авторской идеей приобщения людей к сокровищам национальной культуры, обращенной к потенциальному читателю.
2. Обращение писателя к мотивам и образам изобразительного искусства определяет жанровое своеобразие прозаических произведений В.А.Солоухина. Жанровое своеобразие художественно-публицистических очерков писателя позволяет ему соединить исследовательское и публицистическое начала и выразить идейное содержание на основе фактического искусствоведческого материала.
3. Художественно-публицистические очерки В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов XX века представляют собой цикл произведений, объединенных мотивами творчества, своеобразием жанра и композиции. Использование В.А.Солоухиным приемов публицистической риторики и средств художественной поэтики, тематический и хронологический признаки изложения биографического материала в произведениях писателя свидетельствуют об оригинальной завершенности структуры цикла.
4. В прозе В.А.Солоухина через судьбу отдельных памятников культуры раскрываются глубокие закономерности духовной жизни эпохи, в которую они были созданы . Информация об отдельных произведениях искусства, наряду с сообщениями о художественных направлениях и школах, органично входит в основное содержание произведений. Глубокий анализ произведений искусства, сделанный В.А.Солоухиным, с указанием биографических данных автора и историей создания данного произведения, с подробным описанием художественных деталей способствует зрительному представлению содержания воспринимаемого читателем текста.
5. При анализе произведений искусства В.А.Солоухин особый акцент делает на национальном своеобразии русского искусства. Данное видение проблемы искусства в литературе открывает новые возможности в распознавании определенных смыслов, заложенных в конкретном иконописном и живописном произведении, что способствует актуализации духовности культуры.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Мотивы творчества и словесная живопись в прозе Владимира Солоухина"
Выводы
Таким образом, выводами третьей главы настоящего диссертационного исследования можно считать следующие.
Произведения восьмидесятых годов - «Время собирать камни» и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» стали необходимым компонентом в литературном комплексе В.А.Солоухина, раскрывающим тему искусства во всем ее многообразии.
Названия художественно-публицистических очерков восьмидесятых годов - «Время собирать камни» и «Продолжение времени» - раскрывают основное содержание произведений и являются мерилом исторической памяти человека. Мотив памяти неразрывно связан с мотивом вечности, свидетельством чему служат обращение В.А.Солоухина к библейским источникам.
В произведениях В.А.Солоухина исследуемая тема рассматривается в качестве системного явления, определяющего гражданскую позицию писателя. Состояние архитектурных памятников представляет собой в художественно-публицистических очерках писателя восьмидесятых годов одновременно объект и цель исследования. Сами архитектурные памятники как составляющие предмета исследования при внешней смысловой разобщенности тесно взаимосвязаны: они являются своеобразным кодом, дешифровка которого позволяет определить значимость поставленных В.А.Солоухиным перед читателями проблем.
Искусство как предмет философских размышлений автора в произведениях писателя восьмидесятых годов традиционно рассматривается писателем с этико - эстетических позиций. Экологические проблемы культуры для их более полного осмысления рассматриваются писателем во внекультурном пространстве. Это позволяет автору соотнести собственное представление о материальной и духовной ценности произведений искусства с общепринятой иерархией ценностей.
Произведения писателя восьмидесятых годов отличаются масштабностью историко-философского фона. Использование фольклорно-этнографического, историко-бытового материала, богатство ассоциативного (звукового, живописного, смыслового) мышления позволили писателю рассмотреть актуальные проблемы восстановления и реконструкции памятников культуры через призму его субъективного мировосприятия.
Композиционное построение художественно-публицистических очерков «Время собирать камни» и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» отличается большей свободой, нежели очерки шестидесятых годов. Письма могут выступать как отдельно, так и комплексно. Организующим началом произведений выступает автор. События даны в восприятии автора, взгляд которого выходит за пределы собственного «я» и последовательно обогащает представление человека о русской и мировой культуре. Участники событий играют косвенную роль в произведениях, поскольку демонстрируют необходимость решения стоящих перед обществом культурно-исторических проблем.
Художественная хронология очерков представлена реальными событиями из жизни писателя, но по мере преподнесения автором эпизодов возрастает условность. Четко выстроенная реалистическая временная плоскость расширяется посредством обращения автора к собственной памяти или историческим документам, в результате чего хроникальная точность обесценивается.
Художественное пространство четко определено писателем. Содержательный материал, взятый В.А.Солоухиным из окружающей действительности, воспринимается как дополнительные сведения, дающие представление о характере рассматриваемой писателем проблемы.
В отличие от условного мира культуры, созданного В.А.Солоухиным в художественно-публицистических очерках шестидесятых годов - «Письма из Русского музея» и «Черные доски», мир культуры в произведениях восьмидесятых годов достаточно реален, результатом чего является формирование у читателей чувства целостности русского национального искусства. Таким образом, проблемы, поставленные автором в очерковой прозе восьмидесятых годов, принимают конкретно-исторический характер. Проекция в плоскость реальных фактов, характеризующих негативные и позитивные тенденции в социокультурной атмосфере общества, позволяет автору установить иерархию духовных и материальных ценностей.
Тема искусства в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина раскрыта писателем на основе фактического и литературного материала. Разнообразие методов и приемов использования автобиографического, литературного и фактического материала В.А.Солоухиным приводит нас к осмыслению творческой индивидуальности писателя. Специфические черты художественно-публицистических очерков восьмидесятых годов «Время собирать камни» и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» - мастерство типизации, отсутствие единого.конфликта, психологическая насыщенность, оригинальность жанра -позволяют раскрыть гражданскую позицию автора по отношению к памятникам культуры и показать, что в художественно-публицистических очерках об искусстве В.А.Солоухин реализовал проект изучения памятников русской национальной культуры.
Заключение
В художественно-публицистических очерках об искусстве В.А.Солоухина реализовался проект изучения памятников древнерусской и русской живописи и архитектуры. Для понимания эстетической, этической и религиозной ценности произведений искусства необходимо предварительное освещение проблемы искусства в памятниках литературы Древней Руси XXVII веков и литературоведческих и философских статьях XVIII-XX веков. Соблюдение преемственности позволяет определить специфику произведений В.А.Солоухина и дает возможность рассматривать культуру Древней Руси и России XVIII-XIX веков в контексте мировой культуры.
Общность тематики, жанровых особенностей, единое субъективно-эмоциональное начало позволяют нам говорить о произведениях В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов как о цикле произведений.
Составляющие литературного цикла раскрывают эстетическую концепцию писателя и подчеркивают объективную эстетическую значимость произведений культуры в ходе исторического прогресса. Повествования соединяют в себе автобиографический момент, детальное описание реальных событий с историей духовного становления русской нации.
Характерной особенностью произведений Владимира Алексеевича Солоухина шестидесятых - восьмидесятых годов является историзм. Писатель стремится осмыслить явления искусства в общем историко-культурном контексте, показав, как произведение искусства или творчество художника в целом выражает свое время. В.А.Солоухин выстраивает разные памятники культуры в один общий ряд, образует единую цепь, укладывает произведения искусства в пределы стиля или художественного направления, в результате чего произведения искусства приобретают самостоятельную силу и выражают закономерность исторического процесса.
В произведениях шестидесятых - восьмидесятых годов XX века В.А.Солоухин ставит вопрос о специфических национальных чертах произведений искусства. Основным качеством, определяющим материальную и духовную ценность произведения искусства, является для В.А.Солоухина одухотворенность. Сфера творческих интересов писателя постепенно расширяется, что дало нам возможность обосновать эстетическую концепцию автора.
Для очерковой прозы В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов характерна многопроблемность. При анализе произведений писателя особое значение уделяется интегрирующему этическому компоненту. Постепенное расширение темы искусства в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина шестидесятых-восьмидесятых годов привело писателя к разработке теоретических проблем искусства: проблем цвета, композиции, сюжета. В контексте освещения этих проблем нами отмечено утверждение писателем ценности высоких традиций народной нравственности. Наряду с определением общих закономерностей, раскрывающих тему искусства в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина, не остается без внимания проблема творческой индивидуальности, отмечается своеобразие каждого из анализируемых произведений.
При изучении художественного пространства и художественного времени произведений В.А.Солоухина шестидесятых годов - «Письма из Русского музея» и «Черные доски» - мы пришли к выводу о создании писателем реального и условного мира. Реальный мир, представленный эпизодами из жизни автора, позволяет диагностировать культурно-историческую ситуацию в стране. Условный мир культуры, построенный В.А.Солоухиным на основе документов, монографий, искусствоведческих и литературоведческих статей, определяет иерархию ценностей, легших в основу его эстетической концепции. Совмещение реального и условного миров дает наиболее полное представление о произведениях искусства - об их эстетической, этической, семиотической значимости. Эстетический аспект предполагает определение искусствоведческих понятий, вошедших в произведения, и накопление исчерпывающей информации о композиционных и цветовых особенностях произведения искусства; этический — качественную характеристику ситуации и определение сущности концептуального подхода писателя к решению обозначенной в данной ситуации проблемы; семиотический - создание целостного представления о знаковой системе произведения искусства.
В художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина восьмидесятых годов - «Время собирать камни» и «Продолжение времени» -география и время произведений четко обозначены, что обусловлено литературными задачами произведений. Ценность памятников культуры определяется выявлением существующих в произведении литературно-исторических связей.
Анализ художественных текстов позволил выявить способ моделирования как отдельного текста, так и группы произведений. Выявление внутритекстовых связей и установление соотнесенности анализируемого текста с литературным циклом дали нам возможность обобщить эстетические взгляды автора и на основе обобщений выстроить его эстетическую концепцию.
Ценным качеством художественно-публицистических очерков и В.А.Солоухина, по нашему мнению, следует считать интерес автора к отдельным памятникам культуры. Не случайно все произведения, представляющие для нас интерес с точки зрения исследуемой в них темы искусства в литературе, содержат информацию об отдельных картинах, иконах и скульптурных и архитектурных памятниках искусства и проникнуты пафосом защиты русской национальной культуры.
Особое значение В.А.Солоухин придает творческим биографиям известных художников и скульпторов. Интересы писателя направлены либо на выявление национального своеобразия русского искусства, либо на его реабилитацию (если дело идет об историко-культурных явлениях, недостаточно, по мнению В.А.Солоухина, освещенных в истории искусства). В.А.Солоухину представляется не оцененной по достоинству древнерусская живопись XII-XVII веков. Произведения «Письма из Русского музея» и «Черные доски», посвященные теме иконописи, своей внутренней задачей имеют возвеличивание древнерусской живописи как одного из наиболее ярких видов искусства, немаловажным является тот факт, что очерковая проза Владимира Алексеевича Солоухина представляет собой тематическое объединение разных по содержанию, основным идеям текстов, ставших выражением мировоззренческих исканий автора.
Представленное исследование не претендует на полноту раскрытия проблемы. С нашей точки зрения является перспективным исследование таких аспектов творчества Владимира Алексеевича Солоухина, как изучение им биографических данных известных писателей, стилевые особенности произведений, тематическая многомерность произведений В.А.Солоухина.
Список научной литературыФедосова, Елена Анатольевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. - М., 1981.
2. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.,1974.
3. Батюшков К.Н. Избранное. М.,1990.
4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.
6. Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. М.,1990.
7. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.
8. Белинский В.Г. Полн. собр.соч. Т.1 М., 1955.
9. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика: В 2т.:Т.1. М.,1959.
10. Боль души моей. (Беседа с писателем В.Солоухиным)- «Сов.лит.», 1980, 29 янв.
11. Бочаров А. Литература и время: из творческого опыта прозы 60 80-х г.г.-М., 1988.
12. Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи. Собр. соч. в 3-х т. Т.1 СПб,1908.
13. Буслаев Ф. О литературе: исследования. Статьи/ Сост. Э.Д. Афанасьев. М., 1990.
14. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М.,1977.
15. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М., 1986.
16. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968.
17. Георгиевский А. Многоцветный мир художника: к 60-летию В. Солоухина. Молодая гвардия, 1984. №6.
18. Георгиевский А.С.Владимир Солоухин и некоторые тенденции современной лирической прозы: Дис. канд. фил.наук. М., 1985.
19. Георгиевский А.С. «Радуешься, когда возникает живое явление»/ Лит.газ.- 9-15 июня 2004 (№23)- С.8.
20. Глушков Н.И. Очерковая проза. Изд-во РГУ,1979, - С. 84.
21. Грацианова И. Душа культуры: Владимир Солоухин в культурологической перспективе/УКубань, 2001.-№2.- С.247-256.
22. Гумилев Н.Соч. в 3-х т. Т.З.Письма о русской поэзии. М.,1991.
23. Давыдова Н.М. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.
24. Дементьев В. Служение прекрасному: к 60-летию В. Солоухина. М., 1984.-№5. с. 192-194.
25. Добролюбов Н.А. Лит. критика в 2-х т. Л., 1984.
26. Домострой: Сборник/ Вступ. ст., сост. и коммент. В. Колесова. М., 1991.
27. Древняя русская литература. М., 1988.
28. Егорова Л.П. Историко-биографические произведения Паустовского//Сборник трудов Карачаево-Черкесского педагогического института. Вып.3,1960.
29. Егорова Л.П. Пейзаж в произведениях К.Г.Паустовского//Сборник статей «Язык и текст в пространстве культуры».- Ставрополь.-2005. -Вып.9. -С.276-282.
30. Жуковский В.А. Избранное. М., 1986.
31. Заболоцкий Н.А. Собр.соч. в 3-х т. Т. 1. М., 1983.
32. Зеленков В.А. Камешки или булыжники? // Советская проза. 1993. - II февраля.
33. Зельцер Л.З. Проблема жанра современной советской лирической повести. Иркутск, 1970.
34. Золотусский И. «Я надеюсь на медленный процесс.»: (// По материалам беседы с Владимиром Солоухиным).// Лит. газ. 1994. - 24 августа (№34). -С.5.
35. Зотов И.А. Человек и природа в творчестве М.Пришвина. М., 1982.
36. Иванов В.И. Родное и вселенское. М., 1994.
37. Идти по своей тропе: (Беседа с писателем Владимиром Солоухиным / Записала Э. Шугаева)// Лит. газ. 1990. - 30 мая (№22). - С. 4.
38. Изборник: Повести Древней Руси/ Вступ. ст. Д. Лихачева. М., 1986.
39. Ильин В. Константин Паустовский . Поэзия странствий: литературный портрет. М.,1967.
40. Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века: Сб. произведений / Сост. и автор коммент. А. Карпов; автор вступит, статьи В. Маркович. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989.
41. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1984.
42. Казаркин А.П. Поэтика современного лирического рассказа (Проблема автора). Томск, 1974.
43. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. М.,2000.
44. Кандарпа Д. Циклы миниатюр в современной прозе о деревне: Ф.Абрамов, В.Астафьев, В.Солоухин: Дис. канд.фил.наук М.,1994.
45. Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенца. М., 1990.
46. Кононова В. «Поздно, поздно, никто не ответит и душа никому не простит» (В. Солоухин. «При свете дня»)// Встреча. — 1993. №8. - С. 39 - 42.
47. Красная книга культуры / Сост., подг. текста, подбор иллюстраций и предисловий В. Рабиновича. М., 1989.
48. Кременцов Л.П. К.Г.Паустовский: Жизнь и творчество. М., 1982.
49. Кузнецов Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе и методология в критике. М.: «Советский писатель», 1978. - №4. - с. 58-108.
50. Лазарев В.Н. История русского искусства. М., 1954.
51. Лазарев В.Н.Русская иконопись от истоков до начала XVII века. -М.,1983.
52. Лауреаты России. Автобиографии российских писателей. М.,1985.
53. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983.
54. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. СПб, 2001.
55. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962.
56. Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Л., 2000.
57. Ломоносов М.В. Избранная проза. М., 1986.
58. Лотман Ю.М. Семиосфера. С.-П.,2001.
59. Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. Книгописец Ефросин, дьяк Федор Курицын. Л., 1988.
60. Лурье А.Н. Уроки жизни и творчества. Нева, 1978. - №4. - С. 179 - 181.
61. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т.2,ч.2 -М.,1994.
62. Миньона: Музыка в русской прозе (вторая половина XIX века). М., 1991.63. Мир Пастернака. М., 1989.
63. Мир через культуру/сост. Э.В.Балашов. М.,1990.
64. Михайлов А. Павел Корин. М.,1965.
65. Музыка в зеркала поэзии: Вып. 1. Нам музыка звучит / Вступит, ст. и коммент. Б. Каца-Л., 1985.
66. Музыка в зеркале поэзии: Вып. 2. В этих строчках песня. Л., 1986.
67. Неронская Е.К. Жанровое своеобразие творчества Владимира Солоухина: Дис.канд.фил.наук.- Минск,1973.
68. Овчаренко А.И. Большая литература: Основные тенденции развития советской художественной прозы 1945-1985 годов. Сороковые-пятидесятые годы. -М., 1985.
69. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. М., 1982.
70. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
71. Орлов А.С. Древняя русская литература XI XVII вв. - М.,1986.
72. Памятники литературы Древней Руси. Начала рус. литер. XI начала XII века./Вступ. ст. Д.С. Лихачева. - М., 1978.
73. Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
74. Памятники литературы Древней Руси: XIV середина XV века. - М.,1981.
75. Памятники литературы Древней Руси: вторая половина XV века. М.,1982.
76. Памятники литературы Древней Руси: конец XV первая половина XVI века. -М., 1984.
77. Памятники литературы Древней Руси: середина XVI века. М.,1985.
78. Памятники литературы Древней Руси: конец XVI-начало XVII веков. -М.,1987.
79. Пастернак Б. Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. М., 1990.
80. Пастухова Л.Н. Читая Солоухина. ЛШ ,2000, №5.-С.64-66.
81. Паустовский К.Г. Золотая роза. М., 1983.
82. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство: Очерки о русском национальном пейзаже середины 19 века. М., 1972.
83. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М.,1974.
84. Покровский Н.В. К вопросу о мерах к улучшению русского иконописания. СПб,1901.
85. Прикосновение во сне: о любви и измене, страсти и ревности с писателем В.Солоухиным. // Про любовь и не только. - 1996.: №7. - С. 9.
86. Пришвина В.Д. Наш дом. М.,1977.
87. Пришвина В.Д. Пришвин в Дунине. М., 1978.
88. Пришвин М. Зеркало человека. М.,1985.
89. Пушкин А.С. Об искусстве: В 2-х т. Т. 1 М., 1990.
90. Раушенбах Б.В. Иконография как средство передачи философских представлений.- В кн.: Проблемы изучения культурного наследия. М.,1985.
91. Рерих Николай. Ростов н/Д., 1998.
92. Рерих Н. О вечном. -М., 1991.
93. Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова. М.,1989.
94. Рыленков Н. Слово о Солоухине // Рыленков «Насущный хлеб поэзии». -М., 1989.-С. 143- 153.
95. Саакянц А. Жизнь Цветаевой. М.,2002.
96. Сакун Г.И. Жанрово-стилевые искания прозы 60-х годов о деревне. -Великие Луки-Москва, 1974.
97. Сивогривова А.А. Биографические жанры в литературе. История и теория. Ростов н/Д: Изд-во РГПИ,1989.
98. Сивогривова А.А. История русской литературы. Жанр биографии: Учебное пособие. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ,2001.
99. Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литература критика к. XIX н. XX века.-М., 1982.
100. Солоухин В.А. Камешки на ладони.- М., 1988.
101. Солоухин В. «Я много бумаги исписал.»: (К 70-летию автора: Беседа с писателем/ Записали А. Щуплов, В. Атанасов).// Кн. Обозрение, 1994, 21 июня (№25) -С.4.
102. Солоухин В. Возведенный народом. «Москва», 1989, №5. -С.3-4
103. Солоухин В. Время собирать камни. М., 1990.
104. Солоухин В. Память человечества (Беседа с писателем)\\ Альманах библиофила. Вып. XIV. М., 1983. - С. 14 - 21.
105. Солоухин В. Продолжение времени: (Ответы в. Солоухина на вопросы читателей о перестройке применительно к литературе)// КО. 1987. - №8. -С.8.
106. Солоухин В.: «Меня вела какая-то рука по благоприятной жизненной дороге»). К 70-летию автора: Беседа с писателем/ записала К. Смирнова)// Торг. газ. 1994. - 30 ноября.- С.6.
107. Солоухин В.А.Собрание сочинений: в 4-х т. Т.1. М.,1983.
108. Старкова З.С. Литература и живопись. М.,1985.
109. Толстой Л.Н. Что такое искусство? / Вступит, статья и коммент. В.В. Основина.-М., 1985.
110. Толстой Л.Н., Ге Н.Н. Переписка. М., Л., 1933.
111. Трефилова Г. К.Паустовский, мастер прозы. М., 1983.
112. Трубецкой Е. Смысл жизни. М., 2000.
113. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М.:Изд-во МГУ, 1993.
114. Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1996.
115. Успенский Б.А. О семиотике иконы // Учен.зап. Тартуского гос. Ун-та, 1971. Вып.284.
116. Успенский Б.А. Поэтика композиции.- М.,1970.
117. Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология/ Сост., общ. ред. и предисл. Н.В. Гаврюшина. - М., 1993.
118. Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли,-М., 2000.
119. Флоренский К.П. Живой камень памятников // Природа. 1984. №5. - С. 85-98.
120. Ходякова JI.A. Живопись на уроках русского языка: Теория и методические разработки уроков. М., 2000.
121. Цветаева М. Об искусстве. М., 1991.
122. Цветов Г.А. Проза Владимира Солоухина. Л.,1979.
123. Цветов Г.А. Художественно-публицистическая проза Вл.Солоухина// Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Л, 1981.
124. Чайковская В. Усохнувшее древо?// Лит. обозрение. 1992. - №5-6.
125. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. Т.З. М., 1951.
126. Шкерин М.Р. Очерки о художественном мастерстве писателей. М.,1957.
127. Шленская Г.М.Лирические повести Владимира Солоухина (Некоторые вопросы мастерства и жанра). Барнаул, 1968.
128. Энциклопедия искусства XX века/ Автор-сост. О.Б.Краснова. М., 2002.
129. Эфрос А. Мастера разных эпох. Избр. историко-художественные и критические статьи. М., 1979.