автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Н. Тихонов и русская советская поэзия 20-30-х годов (к проблеме формирования поэтической индивидуальности)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ордуханян, Татьяна Ефимовна
1, Введение •*.»%••**•.•»«•,•••»«*.«»»«.
2, Глава первая» Тихонов и поэзия первых лет револю
3, Глава вторая. "Поиски героя" в советской литературе 20-30-х годов
4, Глава третья. Поэзия и история .•»•»*•••*»•••,
Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Ордуханян, Татьяна Ефимовна
С именем Николая Семеновича Тихонова (1896-1979) связана одна из интереснейших страниц советской литературы. В историю советской поэзии Тихонов вошел в одном ряду с Н.Асеевым, Э.Багрицким, И.Сельвинским, В.Саяновым, был младшим собратом по перу В.Хлебникова, В.Маяковского, С.Есенина и Б.Пастернака, В его творческом лице соединились собственные, неповторимые черты таланта, и некоторые общие закономерности, характерные для всей советской литературы в целом. Для настоящей работы важно рассмотреть наследие поэта Тихонова как составную часть всей советской литературы периода 20-30-х годов.
Существует ряд работ, посвященных изучению творчества Тихонова. Среди них следует особенно выделить наиболее обстоятельные и ценные для современного литературоведения статьи А.Луначарского, И.Поступальского, И.Оксенова, В.Друзина, В.Саянова, Ан.Тара-сенкова, Г.Горбачева, Е.Книпович, М.Машбиц-Верова, А.Селиванов-ского и др.
Первой монографической работой о Тихонове является книга Н.Коварского "Н.С.Тихонов" /152/. В ней осуществляется попытка проследить эволюцию поэта от первых поэтических выступлений до конца 20-х годов. Безусловной заслугой книги Коварского является умение оценить "победы и поражения Тихонова исходя из тех несомненных достижений, которые наиболее очевидны в книгах "Поиски героя", "Поэмы", "Клятва в тумане", когда более ранние опыты художника рассматриваются с точки зрения последующих удач и побед" /152, 232-233/. Но критику во многом мешает метафизический подход к творческому наследию поэта: он рассматривает поэтику Тихонова как механическую совокупность отдельных влияний акмеизма, символизма и футуризма.
Автор кандидатской диссертации "Творческий путь Н.С.Тихонова" Л.Ф.Кирилюк /148/ систематизирует огромный поэтический и прозаический материал до 50-го года. Обилие материала неминуемо приводит к конспективности анализа.
В кандидатской диссертации Т.Чернухи "Поэзия Н.С.Тихонова" /425/ впервые поставлены и во многом разрешены задачи исследования поэтики Тихонова. Автор пытается провести жанровые разграничения, наблюдения над поэтикой, метрикой и рифмой.
Гораздо более подробный анализ художественной формы мы находим в кандидатской диссертации Н.А.Рабинянц "Поэзия Н.С.Тихонова" /256/. Но работа носит описательный характер, в ней отсутствует анализ причин смены художественных методов в его творчестве.
Диссертация А.И.Глухова "Путь Н.Тихонова к социалистическому реализму" /66/ представляет собой попытку показать "идейно-творческий путь развития Н.Тихонова к социалистическому реализму в свете ленинской теории познания. в единстве и борьбе его противоположных тенденций" /66, 17/. Историко-политический анализ важен сам по себе для выявления мировоззренческих основ творчества поэта, но при гармоническом единстве с собственно литературным.
Диссертация Е.И.Лазаревой "Поэзия Н.С.Тихонова 20-х годов /Проблемы жанра и стиля/" /162/ - обстоятельная работа о поэте. Как уже видно из названия, в поле зрения исследователя одно из интереснейших и плодотворных времен из жизни поэта, от "Походной тетради" до "Юрги". К накопленному критикой 20-30-х годов материалу о ранней поэзии Тихонова диссертация Е.И.Лазаревой мало что прибавляет. Как и некоторые критики 20-х годов (о них еще придется говорить), Е.Лазарева находит возможным утверждать, что поэзия Тихонова периода "Браги" и "Поисков героя" привела поэта к "нарочитой запутанности орнаментального стиля", "остранения" образов до неузнаваемости", "случайным и неоправданным ассоциациям", "к словесному трюкачеству" /162, 85/. Диссертация эта тем не менее представляет первую попытку пристального рассмотрения раннего творчества поэта с точки зрения формы, становления стиля, причем Е.Лазаревой удается,и это безусловно положительное начало ее работы, привлечь большой историко-литературный материал, сравнивая балладу и поэму Н.Тихонова с его предшественниками и последователями.
Значительным этапом в изучении творчества Тихонова явилось издание в 50-е годы книг о нем. В 1952 г. вышла книга И.Гринберга "Творчество Николая Тихонова"/81/, в которой давался развернутый анализ творческого пути писателя (в 1972 г. появилось ее 3-е улучшенное и дополненное издание) /82/, а также книга Б.Соловьева "Николай Тихонов" /297/. Критика отмечала большое литературно-общественное значение данных монографий /104/,
В них были раскрыты важнейшие темы творчества Тихонова и даже- общая, и вместе с тем детальная, картина творческого пути писателя, становления его мастерства в контексте развития литературы социалистического реализма.
Книга И.Гринберга "Николай Тихонов", на наш взгляд, наиболее удачливая попытка оценки творчества поэта. Автор показывает и убеждает в том, что к зрелому творчеству Тихонов подходит не мгновенно, не в результате "безмятежного" преодоления "грехов молодости", а в процессе сложного становления порой горьких, с болью преодолеваемых противоречий. Силу Тихонова автор очерка усматривает в сближении его творческих интересов с нуждами и идеями революции.
Наиболее трудным местом для критиков Н.Тихонова всегда была его ранняя лирика. В ней, действительно, немало такого, перед чем в нерешительности останавливаешься: смысловая зашифрованность многих стихотворений, затрудненная стилистика, драматизированный, напряженный лиризм.
Б.И.Соловьев в своем очерке творчества "Николай Тихонов" не перечеркивает "ученичества" Тихонова, отделяя плодотворное от неживого, механического, намечая движение Тихонова от подражательных стихов "Походной тетради", он ищет в ученичестве элементы, в которых узнается будущий создатель лирического эпоса революции.
В критических статьях 50-60-х годов образ Тихонова воссоздается многократно. Однако в обращении к нему преобладает тематический подход, философия творчества вскрывается недостаточно глубоко, художественные достоинства не стали еще объектом внимания.
Автором целого ряда исследований о Тихонове выступил в последние годы В.Шошин: "Николай Тихонов. Интернациональная тема" /435/, "Поэт и мир. О творческой индивидуальности в советской поэзии" /436/, "Поэт романтического подвига" /440/ и др. Личное знакомство с ним, увлеченность - все это придает достоверность излагаемому материалу и убедительность в его оценке.
В 1981 году увидела свет еще одна книга В.Шошина "Николай Тихонов. Очерк жизни и творчества" /444/, В новой книге особое внимание уделено деятельности писателя по сплочению литературных сил братских республик, его борьбе за мир, дружбу народов.
Творчество Николая Тихонова, одного из родоначальников литературы социалистического реализма, - выдающееся явление советской поэзии. Явление настоящего искусства настолько многогранно и неисчерпаемо, что новые поколения всегда находят в нем то, что отвечает их духовным запросам, сегодняшнему пониманию жизни. "Историческая жизнь классических произведений есть, в сущности, непрерывный процесс их социально-идеологической переакцентации. Благодаря заложенным в них потенциальным возможностям, они в кавдую эпоху на новом диалогизирующем их фоне способны раскрывать все новые и новые смысловые моменты; их смысловой состав буквально продолжает расти, создаваться заново" /31, 231-232/. При этом суть того, что сделал художник не может меняться, современность лишь выявляет новые аспекты его творческой деятельности.
Актуальность диссертационного исследования определяется все возрастающим интересом современной науки к проблемам становления нового метода в творчестве того или иного художника. Особое внимание уделяется тем писателям, кто, начав свой путь до Октября, шел от других художественных систем: А.М.Горький, А.С.Серафимович, А.Н.Толстой, В.В.Маяковский, Н.Асеев и др. Сюда же можно отнести и творчество Тихонова, Такие исследования позволяют еще раз убедиться,что связав свою судьбу с освоением новой реальности, писатель поднимался на более высокую ступень творчества, что путь к революции приводил к обогащению и обновлению эстетического мира, а не к оскудению таланта, как это до сих пор пытаются представить некоторые "советологи".
Проблема творческих связей - одна из сложнейших и, к сожалению, недостаточно изученных. Изучение творчества Тихонова в связях с литературой 20-30 годов представляет особый интерес. Это было время, отмеченное решительной ломкой старых представлений и взглядов. Литературная жизнь тех лет отразила своеобразие и сложность формирования нового человека. Годы эти были годами проверки и становления нового художественного метода - социалистического реализма.
Настоящая диссертация предполагает показать на широком историческом фоне 20-30-х годов сложный процесс формирования поэтической индивидуальности Тихонова, "Некоторые наши критики и литературоведы, говоря о путях развития советской поэзии 20-х годов, обращают внимание преимущественно на то, что отличает (другими словами, отделяет) одного поэта от другого, и менее всего на то, что объединяет их. Исследования, дающие детальный анализ поэтического своеобразия, необходимы. Но когда исследователь увлечен только индивидуальным и почти не замечает общего или отодвигает его на задний план, то это может привести к искаженному представлению о путях развития советской литературы, к обособлению писателей, к затушевыванию того магистрального пути, каким шла и продолжает идти наша литература. Такой подход к изучению литературных явлений менее всего способствует выяснению закономерностей в развитии литературы" /257, 6/.
Все сказанное делает актуальным обращение к творчеству раннего Тихонова, к проблеме становления его художественного метода. Анализ постепенного формирования нового отношения к действительности, зарождения черт новой идейно-эстетической концепции должен еще раз подчеркнуть закономерность прихода поэта к социалистическому реализму, единство общественного и личного в его эстетике.
Научная новизна исследования обусловлена своеобразием предмета изучения и поставленными задачами. Диссертация представляет одну из первых попыток обращения к процессу формирования поэтической индивидуальности Тихонова, а также к процессу становления творческого метода.
Единой точки зрения на процесс становления метода в поэзии раннего Тихонова не существует до сих пор. Авторы специальных исследований тяготеют к двум концепциям - с одной стороны утверждается реалистическая сущность его поэзии, с другой - романтическая. Такая разноречивость объясняется сложностью художественного мира поэта. В.Шошин (как и большинство исследователей) считает метод раннего Тихонова романтическим. Стремясь преодолеть бытовавшую какое-то время настороженность к романтическому искусству и его возможностям > правдивого отражения жизни, создания характеров, выражающих дух эпохи, и желая восстановить романтизм в его законных правах, они совершенно справедливо подчеркивают романтическое неприятие жизни и романтическое бунтарство героя молодого Тихонова.
Попытка понять и осознать роль романтизма в литературе первых революционных лет приводит к выводам, ставшим в последнее время довольно распространенными. Особенность литературы этого периода заключается в ее переходном и пограничном характере. Обычно промежуточные явления возникают в переломные общественные эпохи, в периоды складывания новых направлений в искусстве. В XIX в. "промежуточность" была характерна для художников, начинавших в русле романтизма и постепенно овладевавших реалистическим методом, ибо "переход от одной эстетической системы к другой далеко не всегда осуществляется в полном и чистом виде" /93, 223/ (Это объясняет черты романтизма у Лермонтова, например).
Поэзия Тихонова - уникальное, совершенно самостоятельное явление XX века, но ее формирование связано с двумя эпохальными культурами - романтической и реалистической, на перекрестке которых и рождалась художественная система поэта. Особенности его творческого метода обусловлены сочетанием реалистических и романтических элементов, их взаимопроникновением, отрицать которое не могут ни сторонники реализма, ни защитники романтизма.
Прежде всего следует разобраться: характерна ли для Тихонова методологическая близость с тем течениемв русле которого он начинал. В.Друзин при определении творческого метода поэта называет его учеником старших акмеистов и футуристов, называя поэтику Тихонова - поэтикой сплава. При этом В.Друзин в своей книге делает важный вывод: "Творческий метод Тихонова - это не романтизм, не натурализм, не импрессионизм, это - один из путей реализма, пока что путь боковой, давший возможность сатирически показать старое, но еще не подошедший к изображению нового" /112, 461/.
Анализируя ранний период творчества Тихонова, мы должны учитывать его взаимоотношения с модернизмом на самых различных уровнях. Во-первых, возможны случаи использования общих приемов стиля. Некоторые стилеобразующие факторы могут выходить за пределы породившего их метода и подчиняться ведущим закономерностям чужой художественной системы. Во-вторых, возможна разработка сходных проблем, конфликтов, сюжетов. И, наконец, возможна близость во взглядах на действительность, в отборе и оценке влияний, в способе обобщения характеров и обстоятельств, т.е. в методе.
Рассматривая проблему взаимовлияний и взаимоперехода в творческом методе Тихонова, нужно обратить внимание на тип связи с такими модернистскими течениями, как символизм, футуризм, акмеизм. Общность с ними была у поэта довольно незначительной, но исследование взаимодействий поэзии Тихонова с теми течениями, которые в той или иной мере определяют специфику культуры начала века, дополняет и обогащает характеристику творческого метода художника, придавая ей завершенность. С этой точки зрения в работе рассматриваются проблемы Тихонов и Маяковский, Тихонов и Есенин, Тихонов и Блок, Тихонов и Хлебников, Тихонов и Пастернак, Тихонов и Асеев, Тихонов и Багрицкий, Тихонов и Луговский и др.
Проблема метода, его сущности - одна из центральных проблем в современном литературоведении. Об этом свидетельствуют и ряд дискуссий, состоявшихся в последнее десятилетие, и выпуск литературоведческих сборников, посвященных вопросам романтизма и реализма, и значительное . число монографий и статей, вышедших в последнее время.
Однако до сих пор в понимании метода не существует единства взглядов. Так Краткая Литературная Энциклопедия видит в методе "способ отражения действительности", "принципы ее типизации" /204, 802/. Близка к этому характеристика метода в трехтомной теории литературы. "Метод - это последовательно осуществляемый способ отражения, предполагающий единство художественного пересоздания материала действительности, основанное на единстве образного видения жизни, подчиненное целям раскрытия и познания ведущих тенденций современной писателю жизни и воплощения его общественных идеалов" /286, 170/.
Л.И.Тимофеев считает метод "эстетическим отношением искус-ствакдействительности в данный исторический период, в данной исторической среде". Вместе с тем он относит к методу и "принципы отбора и отражения действительности" /22,41; 320, 164/.
Легко заметить, что в одних определениях речь идет об особенностях отдельного произведения, художественного творчества, в других - акцент делается на специфике процесса художественного познания. Метод проявляется как на уровне содержания (и здесь он связан с мировоззрением), так и на уровне формы (в приципах построения образов), отражая тип художественного мышления писателя, В любом методе можно и нужно выделять эти два уровня. Ведущей стороной основой метода является мировоззрение, проявляющееся в опре-/ деленной концепции человека и мира, которая в свою очередь приводит к тем или иным принципам обобщений, способам построения образов, своеобразной предметно-тематической основы - изображению, либо духовной сферы человеческой деятельности, либо воспроизведению "социальных отношений в формах самых социальных отношений" /59, 168/.
Художественный процесс представляет собой единство мышления, проявляющегося прежде всего в стиле и творческих установках, зависящих от мировоззрения и жизненного материала. В процессе создания произведения искусства тип художественного мышления реализуется в типе творчества, и порождаемом им определенном творческом методе /214, 156/.
Но под давлением жизни, прежде всего социальных обстоятельств, творческие принципы художника, его отношение к жизни, его понимание социальных процессов изменяются, что приводит и к качественным изменениям в его методе. Многие же стилевые приемы, обусловленные художественным мышлением, оказываются более устойчивыми, чем породивший их метод. При изменении отношения писателя к социальной действительности, стилевая доминанта часто сохраняется, чем и объясняется единство, цельность художественной системы авторов, чей творческий метод менялся в течении жизни.
Исследователи литературы начала XX в., в частности В.А.Келдыш, выдвигают понятие "переходности" как основного признака литературной эпохи. В творчестве отдельных писателей переходность проявлялась в симбиозе разнородных принципов отражения жизни, в сосуществовании разных способов ее воссоздания.
Постоянное присутствие "промежуточного" феномена в литературном движении начала века, а с другой стороны, его текучесть и в известном смысле "неуловимость" - вот два момента, которые надо иметь в виду, обращаясь к этим явлениям", - пишет В.А.Келдыш /145, 3-4/. Изменение социальных обстоятельств приводило к изменениям в мироощущении и в конечном итоге, в принципах обобщения, во всей художественной структуре. Отсюда постоянная текучесть, резкая эволюция творчества писателей, на себе испытавших тот великий "разлом мира", о котором писал еще Гейне.
В этом смысле поэзия Тихонова является отражением общих признаков литературного процесса того времени.
Следует отметить, что почти во всех существующих исследованиях творчества Тихонова проза и поэзия рассматривались синхронно, хронологически. Предметом нашего исследования стала исключительно поэзия Тихонова в силу нескольких причин. Первая - период этот -годы наиболее плодотворной и по-настоящему талантливой поэзии Тихонова, на материале которой яснее обозначился путь формирования художественной индивидуальности Тихонова. Вторая причина - это убеждение самого Тихонова о второстепенной, вспомогательной роли прозы (свойственное ему в ранний период творчества). Он писал в 1933 году: "как бы не говорили о превосходстве прозы, о ее победоносном шествии, стих неизгоним из жизни. Он в постоянной войне с прозой, потому что по отношению к прозе-земле, он - океан, с постоянным отливом и приливом" /363, 3/, На это указывает и один из современных исследователей творчества Тихонова - В.Шошин: ".в общественном сознании Николай Тихонов еще с начала 20-х годов остался прежде всего поэтом! .Нафоне успехов в прозе его поэтические достижения выглядят еще более убедительно" /442, 7/.
В настоящей диссертации основное внимание уделено творчеству Тихонова до Великой Отечественной войны. Подобные хронологические рамки обусловлены прежде всего принятой в современном советском литературоведении укрупненной периодизацией истории советской литературы, Почти тридцатилетний путь поэта, рассматриваемый в диссертации, дает возможность проследить закономерности формирования поэтической индивидуальности Тихонова.
Состояние изученности вопроса в литературоведении определило подход к поэзии Тихонова раннего периода, формирование его поэтической индивидуальности в общем процессе формирования единства советской литературы, цели и задачи работы:
1) Показать процесс формирования творческого метода Тихонова, складывание его идейно-эстетической системы как методологической категории.
2) Выявить характер и уровень взаимодействий с основными направлениями и методами того времени, увидеть отражение в поэзии Тихонова общих закономерностей и признаков литературного процесса рубежа эпох.
3) Рассматривая эволюцию метода от 1917 к 1940, открыть зачатки реалистического осмысления действительности, обратить внимание на процесс накопления реалистических тенденций, на предпосылки победы социалистического реализма и на полную победу его ко времени создания книги "Тень друга".
Основные принципы и методы исследования. Философской основой, определяющей методологию работы, стала ленинская теория отражения, признание активности сознания, воссоздающего объективную действительность: "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его" /3, 194/,
Теоретической и идеологической основой диссертационного исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, программные материалы КПСС, достижения современной литературной мысли. Основной принцип исследования - проблемно-хронологический. Он позволяет выявить типичные особенности творческого метода Тихонова, его эволюцию. Для решения поставленных задач в работе применяется также историко-генетический, сравнительно-типологический, функциональный, системный методы анализа. Они дают возможность выявить систему взглядов поэта на мир и возможность его отражения в творчестве, установить связи Тихонова с литературным движением эпохи.
В работе по исследованию творчества Николая Тихонова мы пользовались последним прижизненным собранием сочинений. При необходимости каких-либо текстологических уточнений мы обращались к ранним изданиям, главным образом к первым книгам Тихонова "Орда", "Брага" и "Поиски героя". В отдельных случаях нам приходилось обращаться к журнальным публикациям стихотворений Тихонова (во всех этих случаях издание оговорено особо).
При работе над диссертацией были использованы материалы личного архива поэта, пока еще не описанного и не разобранного,
В библиографическом аппарате диссертации широко использованы материалы книги библиографического указателя произведений Тихонова и литературы о нем, составленной А.С.Морщихиной /210/.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Н. Тихонов и русская советская поэзия 20-30-х годов (к проблеме формирования поэтической индивидуальности)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанного исследования сформулированы следующие выводы:
1. Тихонов является поэтом, формирование поэтической индивидуальности которого наиболее полно и типично отразило все этапы становления метода социалистического реализма в советской поэзии. В его творчестве 20f30-x годов, четко обозначились три периода художественного развития: первый - I9I5-I923 гг., второй - 19231930 гг. и третий - 1930-1940 гг.
Поэзия Тихонова уникальное,совершенно самостоятельное явление литературы XX века, но ее формирование связано с двумя эпохальными культурами - романтической и реалистической на перекрестке которых и родилась художественная система поэта. Особенности его творческого метода обусловлены сочетанием реалистических и романтических элементов, их взаимопроникновением.
2. Первый период творчества Тихонова (I9I5-I923) отмечен страстным желанием поэта постичь потребности и устремления революционной эпохи, со,всей свойственной поэту темпераментностью и непосредственностью. Он шел навстречу своему времени, стараясь определить свое место в общем движении, утвердить свои позиции.
Понимая первый период творчества Тихонова во многом как ученический, мы воспользовались понятием "переходности", выдвигаемой исследователями литературы начала XX в., в частности В.А.Келдышем /14^, которая понимается как симбиоз разнородных принципов отражения жизни, сосуществования различных способов ее воссоздания. В этом смысле поэзия Тихонова представляется отражением общих признаков литературного процесса того времени.
3, Творчество Тихонова развивалось в целом за пределами хорошо изученных поэтических течений 20-х годов: символизма, акмеизма, футуризма и др. Эта "самостоятельность" позиции, обернулась для молодого поэта, как ни странно, некоторой творческой закрепощенностью. Поэт оказывается как бы на перепутье. Это обстоятельство явилось причиной необычайной пестроты и до известной степени эклектичности искайий молодого Тихонова.
Поэзия Тихонова периода "Браги" представляет собой два противоречивых направления: с одной стороны, сюжетные стихи, представляющие романтико-абстрактную стилевую тенденцию с привлечением символических туманных образов, мистических решений. С другой стороны - стихи, построенные поэтом по цринципу "прозаического честного слова" - это в основном балладное творчество Тихонова.
Баллада Тихонова представляет собой героическую балладу, новаторскую по своей форме. Она не находит аналогов ни в русском варианте немецкой баллады Жуковского, ни в народно-песенных балладах Рылеева. Корнями своими она восходит к творчеству Киплинга, к его "казарменным стихам", но, наполняясь новым содержанием, форма киплинговской баллады также претерпевает изменения: подчеркнуто прозаический словарь, рубленный лапидарный синтаксис, предельно простая рифма, "математическая" ясность и четкость - вот характеристики тихоновского балладного стиха,
4. Поэмы Тихонова о современности - смелый поиск в эпическом жанре. Так начинается второй этап в творческой эволюции поэта. Период этот отмечен присутствием двух начал в поэзии Тихонова. С одной стороны - укрепление политической тенденциозности, агитации онности^ гражданской зрелости. Другое начало, противостоящие в немалой степени радостному, идеально-романтическому восприятию жизни - это до болезненности острое ощущение коллизий перерождающегося мира, вызвавшие в работе поэта некоторые кризисные явления, Противоречие двух начал и составляет сложность творческого развития Тихонова периода второй половины 20-х годов,
В формальном отношении поэмы представляют собой своеобразно скомпонованные разностильные фрагменты. Такой способ монтажа открывал новые возможности, новые композиционные принципы.
В литературе период середины 20-х годов характеризовался кризисом абстрактно-возвышенной романтики, стремлением к все более глубокому постижению революционных изменений в стране и человека нового типа.И для Тихонова самой существенной проблемой этого времени была проблема нового героя, повседневности и героики, проблема обыденности и героизма, героики и быта.
Художественный метод Тихонова конца 20-х годов - это уже не романтизм, это реализм, с выраженным сатирическим, ироническим началом, который часто приближается к натурализму. Противоречие между обыденным и исключительным, между традициями натуралистического искусства и принципами литературного эксцентризма, между натурализмом и своеобразной тихоновской романтикой достигает во второй период творчества наивысшей точки.
5. "Поиски героя" - это решительная проверка всего арсенала художественных средств Тихонова. Здесь, порой впадая в чрезмерное экспериментсторство, он сумеет отобрать главные свои ценности: высокую гражданственность поэзии, ее назначение, как единственно возможное, - служение людям; высокую изобразительную ясность, наглядность поэтического выражения; мысль точную, но всегда остраненную неожиданной, но безошибочной ассоциацией. Но главное - все это выверено жизнью и не случайно, а типично, обязательно,
6. Третий период характеризуется стремлением к обобщению. Жаждой подняться до понимания целостного исторического процесса, отсюда потребность в синтетической поэзии. Этот период в советской литературе есть вступление в фазу обобщающей поэзии, где эпоха дается не в осколках целого, а, по возможности, во всех ее связях и опосредованиях.
Стихи советских поэтов 30-х годов отражали особенности социалистического строительства с одной стороны, и готовность дать отпор любой военной агрессии - с другой. Тихоновские "Стихи о Ка-хетии" вместе с последующими циклами "Горы", "Осенние прогулки", "Чудесная тревога" - и с другой стороны, книга "Тень друга" прочно охватили движение времени в его двойной иностаси.
Освоение этих тем в творчестве Пастернака, Антокольского, Заболоцкого, Луговского, Суркова сводилось чаще всего к культурному освоению Востока и Запада,
Материалом поэтического творчества Тихонова становится все многообразие жизни. Все жизненное богатство, все трагедии и конфликты, колебания, поражения, борьба тенденций - все это стало неотъемлемой частью его поэтического опыта,
7, В чисто стиховедческом плане 30-е годы в творчестве Тихонова отмечены парадоксальным совмещением формальной изощренности стиха с обращенностью к классической традиции (Пушкину, Лермонтову) ,
Выдвигаемый поэтом "принцип наглядности" в поэзии осуществляется главным образом за счет нагнетения зрительных ассоциаций. Поэт Тихонов прежде всего видит мир. Его поэтическое мироощущение проходит последовательно несколько ступеней: зрительный образ, картина, ассоциируясь с ее значимостью, вызывает к действию собственно смысл. Своеобразие его дарования определено постоянным соседством двух муз - поэзии и живописи.
8. Книга Тихонова "Тень друга" - является венцом поэзии исследуемого периода. Она соединяет в себе высочайшую художественность с подлинным мастерством и мировоззренческой зрелостью поэта. Темы, составляющие ее содержание, поражают философской глубиной постижения жизни - это вдохновенное размышление поэта на пороге Второй мировой войны. Здесь форма путевых заметок включает море, природу, войну, и истинного героя из повседневности, созданного Тихоновым, и декларированного в одном из первых стихотворений книги. Все это способствовало утверждению особого тихоновского реализма, совмещающего одновременный вкус к обеденному и героическому, находившего героическое в обыденном.
В поэзии Тихонова четко выразился симптом всей литературы XX века - тенденция на основе конкретного и единичного переходить ко всеобщему, богатому и расчлененному целому,
9. Эволюция творчества поэта отражает эволюцию литературного процесса в 20-30-е годы, проходит последовательный путь от абстрактно-романтического восприятия жизни, через дробное преувеличенное внимание к негативным сторонам действительности, к быту, проблемам повседневности, поднимаясь в 30-е годы до углубленного и обобщенного понимания истории человечества, в единстве и борьбе противоречивых, порой взаимоисключающих сторон, что приводит в творческом методе к победе социалистического реализма.
Список научной литературыОрдуханян, Татьяна Ефимовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Маркс К», Энгельс Ф. Об искусстве: в 2 т. 3-е изд. - М.: Искусство, 1976 (т.1 - 37 е., т.2 - 718 е.).
2. Ленин В.И, 0 литературе и искусстве 2-е изд. - М.: Художественная литература, 1969.- 823 с,
3. Ленин В.И. Философские тетради. Полн*собр.соч., изд.5-е, т.29. - М.: Политиздат, 1969. - 783 с.
4. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М,: Политиздат, 1972. - 144 с.
5. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М.: Изд.политической литературы, 1980. - 223 с.
6. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983. -32 с.
7. Андропов Ю.В. 60 лет СССР. М.: Политиздат, 1982, - 29 с.
8. О литературно-художественной критике. Постановление Щ КПСС от 26/I-I972 г. КПСС в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК, - М.: Политиздат, 1978, т.2. - с.29-33.
9. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. (22 ноября 1982 года). - М.: Политиздат, 1982, - 30 с.х х х
10. Алалис А, 0 новых стихах Н.Тихонова, Книга о пролетарской революции. - 1936, № 5, - 98-102,
11. Адамович Г, Русская поэзия, Жизнь искусства, 1923, № 2, -с.3-4,
12. Азаров В. Во имя правды. Знамя, 1946, № 5-6, - с,171-179,
13. Азаров. Первая книга (Заметки писателя) Вопросы литературы, I960, № 8. - 13-27.
14. Александров В, Наше поэтическое сегодня. На литературном посту, 1929, № 3, - с.20-21.
15. Александров В. "Тень друга". 0 книге стихов Н.Тихонова. -Комсомольская правда, 1937, 10 марта, с.З,
16. Алексахина И. Новая книга о Н.Тихонове, Звезда, 1959, № 7,- с.206-207.
17. Амирханян М. Большой друг Армении. Ереванский университет, 1976, - с.24-26,
18. Амстердам А. Всеволод Рождественский. Путь поэта. М.-Л.: Советский писатель, 1965, - 155 с,
19. Антокольский П.Г, Николай Тихонов В кн,: Антокольский П,Г. Поэты и время. Статьи. М,: Советский писатель, 1957, - с,100-113.
20. Антокольский П.Г, Собр,сочинений в 4-х т,, т,1: Стихотворения и поэмы I9I5-I940, - М.: Художественная литература, 1971,- 527 с.
21. Арзуманян A.M. Художественные переводы как средство укрепления братской связи литератур. - В кн.: Взаимосвязи и взаимодействия национальных литератур. Материалы дискуссии. 11-12 января I960 г. - М.: Изд.АН СССР, 1961, - с.337-339.
22. Архив А.М.Горького, т.XI. Переписка А.М.Горького с И.А.Груздевым, М,: Наука, 1966, - 384 с,
23. Асеев Н. Работа над стихом, Л,: Прибой, 1925, - III с.
24. Асеев Н. Дневник поэта. Л,: Прибой, 1929, - 226 с.
25. Асеев Н. Собр,сочинений в 5 т,, т.1: Стихотворения и поэмы.
26. М,: Художественная лите.ратура, 1963, 455 с»
27. Афанасьев Б. Творчество А.Суркова. Рост., 1933, № 22, - с. 24-27.
28. Багдасарян Р. Николай Тихонов и Армения. Литературная Армения, 1978, № 8, - с.101-105.
29. Багрицкий Э. Собр.сочинений в 2 т., т.1: Ранние стихи. М,-Л.: Художественная литература, 1938. - 702 с.
30. Баранова Н.Д, А.М.Горький о положительном герое советской литературы I9I8-I928, Ученые записки Горьковского университета им.Н.И,Лобачевского, 1958, вып.49. - с.53-77.
31. Бариль Л. 0 грусти, упадничестве и искренности. Комсомолия, 1926, № II. - с,41-47,
32. Бахтин М,М, Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М,: Художественная литература, 1975, - 502 с,
33. Бедный Д. Собр.сочинений в 8 т., т.1: Стихотворения. М.: Художественная литература, 1963. - 439 с»
34. Бедный Д. "Эп!" Правда, 1922, март.
35. Березко Г. Рецензия на кн,: Тихонов Н, "12 баллад" Печать и революция, № 7, - с.267-269.
36. Беседа читателей "Резца" с Н.С.Тихоновым. резец, 1930, № 6. - с.5.
37. Бирюкова Л.Г. Становление жанра русской советской поэмы. (I92I-I925) Автореф. Дис.канд.ф.наук. - М„, 1979, - 16 с.
38. Блок А. Стихотворения, Поэмы, Театр М,: Художественная литература, 1968, - 839 с,
39. Браун Я. Десять странников в "осязаемое ничто"» Сибирские огни", 1924, № I. - 201-240.
40. Браун Н, Речь на дискуссии, Литературный современник, 1933,5, 129-138.
41. Браун Н. Слово о критике. Литературный Ленинград, 1936, 8 февраля, - с.З.
42. Брюсов В. Среди стихов. Печать и революция, 1922, № 6. -с.290-293.
43. Брюсов В. Избранные сочинения в 2 т., т.1: Стихотворения и поэмы. М.: Художественная литература, 1955. - 750 с.
44. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы» Л.: Наука, 1975. - 159 с.
45. Бюллетень книг. 1923, № 3, - с.58.
46. Вербицкий А. У писателя Николая Тихонова. Ленинградская правда, 1945, 4 октября. - с.З.
47. Вермель Ф. Поэзия наших дней. М., 1925. - с.98-126.
48. Вишневский Вс. Заметки непрофессионального критика. Обсуждаем "Войну" Тихонова. Литературная газета, 1932, 3 апреля. - с.З.
49. Виноградов И. Ленинградские страницы. Литературная Россия, 1966, 18 февраля. - с.6-7.
50. Волков А. А.М.Горький и литературное движение советской эпохи. М., Советский писатель, 1958, - 664 с.
51. Вольпе Ц. Заметки о современных писателях. Звезда, 1933, № I. - с.182-194.
52. Воронский А. Литературные заметки. Прожектор, 1923, № I. -с.14-16.
53. Воронский А. О группе писателей "Кузница" Красная новь, 1923, кн.З. - 311 с.
54. Воронский А. Искусство как познание жизни и современность (К вопросу о наших литературных разногласиях) Красная новь,1923, № 5. с.345-384.
55. Воронский А, Досуги писательского быта. В кн.: Воронений А.К. Литературные записи. - М.: Круг, 1926.-е.97.
56. Воронский А, Литературно-критические статьи. М.: Советский писатель, 1963, - 265 с,
57. Выгодский А. Островитяне Жизнь искусства, 1922, 23 мая. -с.4.
58. Выгодский Д. Изящная литература. Книга и революция, 1923. -с.61,
59. Выгодский Д. Рецензия на кн.: Тихонов Н. "Брага". Печать и революция, 1923, № 2. - с.43.
60. Гаджиев А,А. Романтизм и реализм»- Баку: Эмле, 1973. - 342с.
61. Галанов Б.Е. Живопись словом. Человек, пейзаж, вещь. М.:
62. Советский писатель, 1972. 304 с.
63. Ганаланян 0. Армения в поэзии Н.Тихонова.- Коммунист, Ереван,1970, 28 мая.-с.З.
64. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. - М.: Наука, 1974.- 337 с.
65. Гинзбург Л. О лирике. Л.: Советский писатель, 1974. - 406с.
66. Гинзбург Л. О литературном герое. М.: Советский писатель, 1979, - 221 с.
67. Гитович А, Испытание временем. Литературный современник, 1940, № 8-9. - 200-205.
68. Глухов А.И. Путь Н.Тихонова к социалистическому реализму, -Дис. канд.ф.наук, Казань, 1954. - 325 с.
69. Гнедина Н. Мастер. Художественная литература, № I, 1935,- с. 710.
70. Гольцев В. Грузия в русской поэзии. В кн.: На холмах Гру- 166 зии, Тб.: Заря Востока, 1953. - с.17.
71. Горбачев Г. На переломе. Звезда, 1926, № I. - с.211-240.
72. Горбачев Г. Новое в художественной литературе. Красный студент, 1923, № I. - с.33-34.
73. Горбачев Г, Поэзия Николая Тихонова. В кн.: Очерки современной русской литературы. - Л.: Госиздат, 1924. - с.89-96,
74. Горбачев Г. Н.Тихонов. Печать и революция, 1927, № 5. - с, 77-87.
75. Горелов А. 0 Николае Тихонове. Стройка, I93gf № 19-20. -с,15-16.
76. Горелов А. Право на поэзию. Резеп, 1933, № 7-8, - с,48,
77. Горький М. О кочке и точке. Правда, 1933, 10 июля. - с.2.
78. Горький М. Письмо О.Д.Форш. 15 декабря 1930. Звезда, 1945, № 2. - с.107.
79. Гринберг И. Два крыла,литературы. М.: Советский писатель, 1982. - 367 с.
80. Гринберг И. "И здесь начинается сага." Литературный Ленинград, 1935, 20 сентября, - с.1.
81. Гринберг И. На поэтические теш. "Литературный современнику 1940, № 8-9. - с.209-215.
82. Гринберг И, Николай Тихонов. М,: Советский писатель, 1952. - 280 с.
83. Гринберг И, Творчество Н.Тихонова, М,: Советский писатель, 1972. - 480 с,
84. Гринберг И, Путевые стихи. Звезда, 1954, № 12, - с.170-174.
85. Гринберг И. Лирическая поэзия. М.: Советский писатель, 1955. - 228 с.
86. Гутнер М. О путях лирики. Литературный современник, 1935, № 3. - с.155-162.101. 1Угнер М. Стихи о Европе Николая Тихонова. Литературный современник, 1935, № 12. с.168-174.
87. Данин Д, Разговор с продолжением, Знамя, 1946, № 11-12, -с,189,
88. Дашков Л, Н,Тихонов, Поиски героя, Книга и профсоюзы, 1927, № 11-12, - с.56.
89. Денисова И. Большой гуманист и романтик. Москва, I960, № I•- с.219-221.
90. Дмитрова Н. Изображение и слово. М,: Искусство, 1962, -314 с.
91. Добранов Ю, Путь противоречий и исканий, На литературном посту, 1929, № 27, - с.74-82.
92. Долматовский Е. Было. Записки поэта. М.: Советский писатель, 1982, - 799 с,
93. Досекин Е, Литературное безвременье, Красная газета, 1925, 22 мая, веч.вып, - с.5,
94. Дружба. Об армяно-русских литературных и культурных связях. Статьи, очерки, исследования, воспоминания, письма. М.: Художественная литература, 1979. - 405 с.
95. Друзин В. Николай Тихонов. Красная газета, 1925, 4 августа, веч,вып. - с,5.
96. Друзин В, 0 поэзии Николая Тихонова* Звезда, 1928, № 10,- с.153-179,
97. Друзин В. Стиль современной литературы. Л,: Изд. Красная газета, 1929. - 226 с.
98. Друзин В. Вблизи и на расстоянии. Книга статей о советской поэзии. М.: Советский писатель, 1974. - 302 с.
99. Дудин М. Как рыцарь мира и любви. Нева, 1981, № 8. - с. II5-II6.
100. Дудин М. Поле притяжения. Проза о поэзии. Л.: Советский писатель, 1981. - 350 с.
101. Евгеньев А. Боевые баллады. Литературная газета, 1939, I августа, - с.5.
102. Ермилов В. За боевую творческую перестройку. На литературном посту, 1932, № 3. - с,8.
103. Есенин С. Собр.сочинений в 5 т., т.1: Стихотворения и поэмы. М.: Художественная литература, 1966, - 415 с,
104. Жак В. Николай Тихонов. На подъеме, 1929, № 8. - с.65-83.
105. Жданов. Доклад о журналах "Звезда" и "Ленинград"* 0П43, Гослитиздат, 1946, - 35 с.
106. Жирмунский В.М. Английская народная баллада. В кн.: Английская и шотландская баллада, - М.: Наука, 1973. - 185 с.
107. Заманская Л.И. О романтическом течении в советской литературе, М.: Наука, 1973. - 272 с,
108. Заболоцкий Н. Стихотворения и поэмы. М.-Л,: Советский писатель, 1965, - 503 с.
109. Затонский Д.В. Куда идет XX век? Вопросы литературы, 1976, № 8. - с.102.
110. Зелинский К. О лирике. Знамя, 1946, № 8-9. - с.179-199.
111. Зелинский К. На рубеже двух эпох. Литературные встречи 1917 -1920 гг. М.; Советский писатель, 1959. - 338 с.
112. Земская М. Из воспоминаний о Тихонове. Нева, 1981, № 7.- с.193-194.
113. Зенкевич М. Рецензия на кн.: Тихонов Н. "Красные на Араксе", "Дорога", "Лицом к лицу". Печать и революция, кн.5, 1927.-с.213-214.
114. Злобинская Р. Значение "Юрги" в становлении поэтического мастерства Н.Тихонова. В кн.: Вопросы литературы, языка и библиотековедения. Аспирантский сборник, вып.З, Фрунзе. -Мектеп, 1965. с.58-65.
115. Иванов В. Идейно-эстетические принципы советской литературы.- М.: Художественная литература, 1971. 470 с.
116. Инбер В., Кетлинская В. Николай Тихонов. Ленинградская правда, 1942, 23 апреля. - с.2.
117. Исаковский М. Как писать. Рост, 1933, № 20,-с.30-31.
118. Искрежицкая И.Ю. Эволюция художественной системы и. метода раннего Маяковского. Автореф. . Дисс,канд.ф.наук, М., 1980. - 24 с,
119. История русской советской литературы в 4 т,, т.З, М.: Наука, 1968. - 644 с.
120. И.Э. (Эренбург И.). Николай Тихонов, Орда» Стихи. - Новая русская книга, 1922, № 7, - с.1.
121. Каверин В. "Здравствуй брат. Писать очень трудно.," Портреты, письма о литературе, воспоминания, М,; Советский писатель, 1965. 255 с.
122. Каверин В. Вечерний день, М.: Советский писатель, 1982.- с.25-59.
123. Казаков М. Речь о литературе. (На дискуссии о перестройке писателей-попутчиков). На литературном посту, 1931, № 26,- с.25-38.
124. Конева Н.П, Основные этапы творчества Р.Киплинга. К .проблеме творческой эволюции писателя. Автореф. . дисс.канд. ф.наук. - М., 1978, - с.16.
125. Краснова JI. Поэтика А.Блока. Изд.Львовского университета, 1973. - с.263.
126. Кулинич А.В. Очерки по истории русской советской поэзии 20-х гг.-Киев, 1958. с.216.
127. Кулинич А.В. Николай Тихонов. В кн.: Кулинич А.В. Ясская советская поэзия 30-х годов. Киев, 1962. - с,98-126.
128. Купина Н.А. Структурно-семантический анализ организации цветовых образов в ранних стихотворениях В.Маяковского, -Сб.: Научных трудов. (Свердловск.пед,институт},1978, с. 30-42,
129. Куприн А.И, Редиард Киплинг, В кн.: Куприн А.И. Собр.соч., т.З.: гаХЛ. - М., 1954, - 553 с,
130. Куприянов В, Диалектика традиции, Литературное обозрение, 1978, № 10, - с.38-43,
131. Лаврова К. У книжной витрины "Круга". Горн, кн.9,-М.,1923.- с.159-161.
132. Лазарева Е,И. Поэзия Н.С.Тихонова 20-х годов. (Проблемы жанра и стиля). Дисс. канд,ф.наук. - М., 1964, - 283с.
133. Лазарева М.А. Трагическое. в литературе. (На материале эпических произведений советской литературы 20-х годов). Автореф. . дисс,канд,ф.наук. - М., 1978. - 24 с.
134. Ларцев В. Баллада в современной поэзии» Звезда Востока, 1963, № 9, - с»123-138»
135. Левин Ф. Рецензия на кн.: Тихонов Н. Тень друга. Литературное обозрение, 1937, № 6. - с.3-8.
136. Левин Л. Семь лет спустя. Звезда, 1947, № 5. - с,199.
137. Лежнев А. Альманахи и сборники. Печать и революция, 1925, № 5-6. - с.231.
138. Лежнев А. Рецензия намКовш". Литературно-художественный альманах. Кн.З и 4. Печать и революция, 1926, № 5. - с.211.
139. Лежнев А. Художественная литература. Печать и революция, 1927, № 7. - c.II5-II6,
140. Лежнев А. и Горбов Д. Литература революционного десятилетия. Харьков, 1929. - 102 с.
141. Леконт де Лиль. Из четырех книг. Стихи. М.; Художественная литература, I960, - с.237.
142. ЛЕФ отвечает корреспондентам, На литературном посту, 1924, № 4. - с.39-40.
143. Литература и жипопись. Л.: Наука, 1982. - 287 с.
144. Литературное наследство, т.93. М.: Наука. - с.787.
145. Литературное наследство, т.70. М.: Наука, 1963. - с.648.
146. Лозовой Б,А. Жанр баллады в раннем творчестве Н.Тихонова.-Ученые записки Московского обл,пед»ин-та им,Н,Крупской,1963,т.129: Советская литература, вып»6, с.359-367.
147. Лозовой В, Из истории русской баллады. Дисс. . канд.ф. наук, - М., 1970. - 173 с.
148. Мазнин Д. По поводу критики "Войны" Н.Тихонова. Литературная газета, 1932, 23 мая. - с.З.
149. Малинкин Н. Творческий путь Н.Тихонова. Рост, 1933, № 21.- с.25-31.
150. Малинкин А. Ленин в советской поэзии. Литературная учеба, 1939, № I. - с.78-85.
151. Марков Г. Талант, вдохновение, мастерство. Правда, 1970, 21 апреля. - с.4.
152. Мащбиц-Веров И, Вечерняя Москва, 1927, 18 мая. с.З.
153. Машбиц-Веров И, Во весь голос, 0 поэме Маяковского. Куйбышев, 1973, - 494 с.
154. Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается, М.-П.: Круг, 1923. - с.37.
155. Маяковский В. Спросили раз меня. Известия, 1922, 12 марта. - с.З,
156. Маяковская галерея. М.: Красная новь, 1923. - с.З.
157. Маяковский В. Собр.соч, в 6 т,, т»1, М.: Правда, 1973, -с. 511.
158. Мелихова Л.С, Человек в поэзии. (К специфике жанра) В кн.: Проблемы теории и истории литературы. Сб.статей,посвященных памяти проф.А,Н.Соколова. - М., I97I,-c.I90.
159. Метод творческий. В кн.: Краткая литературная энциклопедия.- М., 1967, т,4. с.802-805.
160. Микешин A.M. Исторические судьбы русской романтической поэзии: в 2 ч. Кемерово: Изд-во Кемеровского гос.пед,института, 1973-1974, - с.32-98.
161. Михайлов А. Поэт и лирический герой. Об основах индивидуального стиля в поэзии, Архангельск, I960, - с,237.
162. Мкртчян Л. Аветик Исаакян и русская литература. Ереван, Арм.гос.изд., 1963,-с.243.
163. Мкртчян Л, Армения вставала откровеньем. Россия, 1969,7 ноября. - с.15.
164. Молдавский Д. Притяжение сказки. М.: Правда, 1980. - 37с.
165. Моршихина А.С. Н.С.Тихонов. Библиографический указатель, I9I8-I970. Л.: Наука, 1975. - 443 с,
166. Муратова К.Д. М.Горький в борьбе за .развитие советской литературы. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1958, 485 с.
167. Мустангова Е. Однотомник Н.Тихонова. Литературное обозрение, 1936, № 9. - с.3-4.
168. Небоженко К. Накануне.-Литературное приложение, 1923, № 43.- с.7-8.
169. Нигматулина Ю.Г. К вопросу о разграничении понятий "тип творчества" и"тип мышления". Кн.: Вопросы романтизма. -Казань, 1969, - с.140-158.
170. Николаев Н. Рецензия на кн.: Тихонов Н. Поэмы. Литературная газета, 1927, 7 сентября» - с.З.
171. Никонов В, Поэты Ленинграда. Художественная литература, 1955, № I. - с.30-33.
172. Никулина Н.И. А.А.Фадеев. Семинарий. Л.: Учпедгиз, 1958.- 157 с.
173. Огнев В. Книга про стихи. М.: Советский писатель, 1963. -267 с.
174. Огнев В. . "й как песня молодой". Комсомольская правда, 1976, 3 декабря. - с.4.
175. Озеров Л.А. Биография стихотворения. М.: Знание, 1981. -64 с.
176. Оксенов И. Николай Тихонов. Звезда, 1925, № 5. - с.252-267.
177. Оксенов И. В защиту литературы. Красная газета, 1925, 12 июня, веч,вып. - с.5,
178. Оксенов И, От походной тетради к стихам о Кахетии. Литературный современник, 1935, № 12, - с.182-189.
179. Оксенов И. Поэзия Николая Тихонова, Резец, 1939, № 4, -с. 22-23,
180. Октябрь, 1925, №9, с. 188.
181. Ордуханян Т.Е. Поэтическое венчание Армении с Россией. -Русский язык в армянской школе, 1983, № 5-6. с.17-22.
182. Орлов В, Большие традиции, Литературная газета, 1954, 27 ноября. - с.З.
183. Павлов М. Николай Тихонов. Орда, Стихи. Пб.: Изд.Островитяне, 1922. - Литературные записки, 1922, № 3. - с.16-17.
184. Павлович Н. Письмо из Петербурга. Петербургские поэты. -Гостиница для путешествующих в прекрасном, 1922, № I, ноябрь. с.17.
185. Павловский А.И. О "романтическом изводе реализма", (К спорам о романтизме в советской литературе), В кн.: русский романтизм, - Л.: Наука, 1978. - с,262-276.
186. Памяти Н.С.Тихонова (Статьи), Знамя, 1979, кн.4. - с.221
187. Памяти Нмколая Тихонова (Статьи). Литературная Грузия, 1979, № 3. - с.74-80.
188. Паперный 3. Поэтический образ у Маяковского.- М.: АН СССР, 1961. с,356.
189. Паперный 3. Связь времен. Вопросы литературы, 1966, № 3.- с.113.
190. Пастернак Б. Черный бокал. П сборник "Центрифуги". М., 1916. - с.41.
191. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. Л.О., 1976. - с.605.
192. Первый Всесоюзный съезд советских писателей, 1934. Стенографический отчет. М,: ГИЗ, Художественная литература, 1934.- 718 с.
193. Перцов В. 0 Велимире Хлебникове. Вопросы литературы, 1966, № 7,-с.157-169.
194. Перцов В, В,Маяковский. Жизнь и творчество. I9I8-I924, М.: Наука, 1971. - 425 с.
195. Пименов В. Встречи. (Воспоминания о писателях. Н.С.Тихонове и Б.М.Кербабаеве). Октябрь, X98I, № 3. - с.212-216.
196. Письмо А.Куреллы, Николаю Тихонову от 06.07.63 (дом.архив Н.Тихонова).
197. Письмо Б.Пастернака Н.Тихонову от 31.10.35. (Дом.архив Н.Тихонова).
198. Письмо Б.Пастернака Н.Тихонову от 02.07.37. (Дом.архив Н.Тихонова).
199. Письмо Н.Тихонова Анатолию Гидашу от 27.04.60. (Дом.архив Н.Тихонова),
200. ЛОКАФ, 1932, № 4. с,140-149.
201. Реет Б. Дискуссия в Ленинграде. Литературная газета, 1931, 20 июля. - с.З.
202. Реет Б. Неоправданные розовые краски. Письмо из Ленинграда.- Литературная газета, 1932, 23 июля. с.З.
203. Рождественский И. Поэзия Эдуарда Багрицкого. Л.О.: Художественная литература, 1967. - 278 с,
204. Рождественский В, Прямой путь, Аврора, 1970, № 6.-е.21-23.
205. Рождественский В, Жизнь слова, М,: Советский писатель, 1977, - 42 с,
206. Рубашова 3. Книга о Н.Тихонове. Литературная газета,1959, 14 августа, - с.З,
207. Рубенштейн Л. Галерные рабы. (0 стихах Редиарда Киплинга),- Молодая гвардия, 1939, № 5. с.40-47,
208. Румянцев Ф» Мой однополчанин Николай Тихонов. Нева, 1981, № I. - с.161-164.
209. Рыкова Н. Михаил Светлов. На литературном посту, 1929, № 17. - с,35.
210. Рыльский М, Великая дружба. М., 1954, - с,218#
211. Самойлов Д. Книга о русской рифме. М.: Художественная литература, 1973. - с.274.
212. Саянов В. От классиков к современности. Критические статьи,- Л., 1920, 183 с,
213. Саянов В. К вопросу о судьбах амеизма. На литературном посту, 1927, № 17-18. - с.168-177*
214. Саянов В. Современные литературные группировки. М.-Л.: Прибой, 1928. - с.19-20.
215. Саянов В. Ударная бригада поэтов, На литературном посту,1930, № I. с.53.
216. C-b, "Ковш". Книга третья. /Рец./, Звезда, 1926, № I, -с.264.
217. Селивановский А. Поиски себя. Молодая гвардия, 1929, № 22,- с.82.
218. Селивановский А. Поиски новаторства. Красная новь, 1932, № 9. - с.185-200.
219. Селивановский А. Николай Тихонов. В кн.: Селивановский А. В литературных боях. Избр.статьи и исследования. М.: Советский писатель, 1950, - с.350-359.
220. Селивановский А, В литературных боях. М,: Советский писатель, 1963. - 468 с.
221. Сельвинский И. Кодекс конструктивизма. Звезда, 1930, №9—IQ.- с.258-262.
222. Сельвинский И, Студия стиха. М.: Советский писатель, 1962.- 192 с.
223. Симонов К, Солдатское сердце, Литература и искусство, 1942, 15 апреля. - с,2.
224. Сквозняков В,Д. Творческий метод и образ, В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: Образ, метод, характер. - М,, 1962. - с.149-184.
225. Сквозняков В,Д. Реализм лирической поэзии» Становление реализма в русской лирике. М,: Наука, 1975, - 368 с»
226. Смола 0.П, Творческие искания Н.Н.Асеева I9I7-I924. Дисс. . канд.ф,наук. - МГУ, 1972. - 399 с.
227. Смола О.П. Лирика Асеева, М,: Художественная литература, 1980, - 158 с.
228. Студенская Б. Киплинг и его солдатская эпопея» Новый кур-нал иностранной литературы и науки. - 1902, т.1, № 3. - с. 271-273.
229. Супоницкий А.Ш. Публицистика Н.С.Тихонова. Дисс, . канд. ф.наук. - Ташкент, 1973. - с.163,
230. Сурков А. За социалистический реализм. Октябрь, 1933, № б, с.178-186.
231. Сурков А. Поэт гражданин. - Правда, 1946, 7 марта,-с.З,
232. Сурков А. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1950,- 320 с.
233. ТарасенксвА. Боевое ремесло, Художественная литература, 1932, № 15, - с.9-11.
234. Тарасенков А. Повесть о трудной стране. Художественная литература, 1934, № I. - с.5-8.
235. Тарасенков А. Кавказские стихи Н.Тихонова, Знамя, 1936, № I, - с,227-235,
236. Тарасенков А. На поэтическом фронте, Знамя, 1938, № I, -с,252-267,
237. Тарасенков А. Значение поэтики Маяковского для советской поэзии. Знамя, 1950, № 4, - с,171-182.
238. Толстой А, Николай Тихонов, Полн.собр.соч,, т,14, М,: Гослитиздат, 1950, - с.343-345,316, Турков А. Николай Тихонов, М.: Знамя, I960, - 38 с,
239. Турков А, Поэзия созидания, М.: Советский писатель, 1962.- 97 с,
240. Тугушева М. К вопросу о переоценке Киплинга, Вопросы литературы, 1966, № 3. - с.143-146.319, Творчество Константина Федина. Статьи, сообщения, докумен- 184 тальные материалы. М,: Наука, 1966, - с,383.
241. Тимофеев Л.И. Проблемы теории литературы. М.: Учпедгиз, 1955, - 302 с.
242. Тимофеев Л.И. Начало большого пути, Вопросы литературы, 1957, № 8. - с.29-58.
243. Тимофеев Л.И. Метод живой, движущийся. Вопросы литературы, 1968, № I. - с,3-19.
244. Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов, М.: Просвещение, 1974, - 509 с.
245. Тимошевский М. Прокурор, адвокаты и подсудимая. Красная газета, 1925, 7 июля, веч,вып. - с.5,
246. Традиции и новаторство в советской литературе, (Под ред. А.Н.Журавлевой), М,: МОПИ им,Н.К.Крупской, 1977. - 152 с.
247. Тынянов Ю,Н, Поэтика, История литературы. Кино, М,: Наука, 1977. - 574 с.
248. Тихонов Н, Конец мира. 1910 (рукопись). - 97 с.
249. Тихонов Н. В дебрях Декана. Спб., I9II (рукопись). - 148с.
250. Тихонов Н. Записки "сильного" человека (Николай Загорелов). (рукопись), 1914. с,118.
251. Тихонов Н. Возвращение. Голгофа, Нива, 1918, № 15, - с. 225-228.
252. Тихонов Н» Орда, Стихи, 1920-21. ПГ; Островитяне, 1922. -98 с.
253. Тихонов Н, Брага. 2-ая книга стихов, I92I-I922. М.-П.: Круг, 1922, - 112с.
254. Тихонов Н. В собачьем экспрессе везли храбрецов. Ушкуйники. Альманах, - ПГ, 1922. - с,16-17.
255. Тихонов Н. Вечный транзит. Л.: Изд.писателей в Ленинграде, 1934. - с.237.
256. Тихонов Н. В поисках большой темы. Литературный критик, 1934, № 6. - с.47.
257. Тихонов Н. 0 ленинградских поэтах. М.: Художественная литература, 1934, - с.57.
258. Тихонов /Н. Стихотворения и поэмы. Л.: Художественная литература, 1935. - 431 с.
259. Тихонов Н. Тень друга. Стихи. Л.: Гослитиздат, 1936. -106 с.
260. Тихонов Н. Больше смелости, больше мысли. Литературная газета, 1936, 23 октября. - с.4.
261. Тихонов Н, Речь о Пушкине. В кн.: Мануйлов В.А. Пушкин и наша современность. Л., 1937. - 47 с.
262. Тихонов Н. Учиться у Пушкина. Народное творчество, 1937, № 2-3. - с.10-11.
263. Тихонов Н. Пушкин и советская поэзия. Литературная газета, 1937, № II. - с.З.
264. Тихонов Н. Перед новым подъемом. М.: Литературная газета, 1945. - 64 с.
265. Тихонов Н. Александр Блок, К 25-летию со дня смерти. Правда, 1946, 7 августа. - с.2.
266. Тихонов Н. В защиту Пушкина. Культура и жизнь, 1947, 10 июня. - с.4.
267. Тихонов Н. Долг перед временем, народом, партией. Правда, 1963, 27 марта. - с.3-4.
268. Тихонов Н. Бессмертие певца революции. Его стихи в нашей жизни, труде, борьбе. - Литературная газета, 1963, 20 июля. - с.2.
269. Тихонов Н. Поэзия действия. (150 лет со дня рождения М.Ю, Лермонтова). Правда, 1964, 15 октября. - с.З.
270. Тихонов Н. С трибуны Мира. Литературная газета, 1967, 6 сентября. - с,4.
271. Тихонов Н, Молодая поросль литературы. Известия, 1969, 25 марта, - с.З.
272. Тихонов Н. Высокий долг писателя. Известия, 1969, 16 декабря. - с.4.
273. Тихонов Н. Дни открытий. Книга об Армении, Ереван, Айастан, 1970. - 260 с.
274. Тихонов Н. Яблоко цвета солнца. Литературная Россия, 1970, 27 ноября. - с.9.
275. Тихонов Н. С партией, с народом. У съезд писателей СССР. Вступительное слово. Комсомольская правда, 1971, 30 июля. -с.1.
276. Тихонов Н. Высокая миссия литературы. Известия, 1974, 3 сентября. - с.1,3.
277. Тихонов Н. Собр.соч. в 7 т., т.1. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1973. - 574 с.
278. Тихонов Н. Собр.соч. в 7 т., т.2. Стихотворения. Поэмы. Переводы. М.: Художественная литература, 1974. - 475 с.- 189
279. Тихонов Н. Собр.соч. в 7 т., т.З. Рассказы» Очерки. М.: Художественная литература, 1974. - 592 с.
280. Тихонов Н. Собр.соч. в 7 т., т.4. Рассказы. М.: Художественная литература, 1975. - 480 с.
281. Тихонов Н. Собр.соч. в 7 т., т.5. Повести: От моря до моря. Война. Бело чудо. М.: Художественная литература, 1975. -448 с.
282. Тихонов Н. Собр.соч. в 7 т., т.7. Очерки. Статьи. Выступления. М.: Художественная литература, 1976. - 526 с.
283. Тихонов Н. Собр.соч. в 7 т., т.6. Рассказы. Повести. М.: Художественная литература, 1976. - 784 с,
284. Тихонов Н. Голос сердца. Коммунист, 1975, 20 июня. - с.4.
285. Тихонов Н. Из неопубликованной лирики. Новый мир, 1980, № 6. - с.37.
286. Тихонов Н. С марсианской жаждою творить. Статьи, выступления, очерки. М.: Молодая гвардия, 1979. - 238 с.
287. Тихонов Н. Песни каждого дня: Звезда, 1980, № 5, с.106-109.
288. Тихонов Н. Устная книга. Вопросы литературы, 1980, № 6-8.
289. Тихонов Н. Из неопубликованной лирики. Новый мир, 1980, № 6. - с.36-40.
290. Письма о литературе. Шуб.В.Тихоновой). Нева, 1980, № 7. - с.195-205.
291. Тихонов Н. Стихотворения и поэмы. JI.0.: Советский писатель, 1981. - 800 с.
292. Фадеев А. Собр.соч. в 4 т., т.4. ~ М.: Гослитиздат, I960. -с.461-473.
293. Федин К. Горький среди нас. М.: Гослитиздат, 1944. - 172с.
294. Федин К. Писатель. Искусство. Время. М.: Советский писатель, 1980. с.180-195.
295. Федорова Г.Л. Наследие А.Блока в советской поэме 20-х годов.- В сб.: Русская и зарубежная литература, вып.П. Алма-Ата, 1971. - с.49-54.
296. Филатов Б. Подготовка войны. Современный мир, 1914, № 10.- с.171.
297. Хлебников В. Избранные стихотворения. М.: Советский писатель, 1936. - 340 с.
298. Холопов Г. Рассказы о современниках. Звезда, 1979, № 10. -с.84-127.
299. Хохлов Г. Поэзия Николая Тихонова. Рабочая Москва, 1936, 12 марта. - с.12.
300. Храпченко А.С. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1975. - 285 с.
301. Хренко Д. Осень в Переделкине. Звезда, X98I, № 3, - с.161181.
302. Цветаева М. Мой Пушкин. Челябинск, 1978. - 191 с.
303. Цыганкова Д.Г. "Серапионовы братья" и В.Каверин. Учеше записки М0ПИ им.Н.К.Крупской, 1957, т.4. Труды каф.советской литературы, вып.1. - с.109-130.
304. Червяченко Г.А. Неложительный герой, проблема народности в советской поэзии 20-30 годов. В кн.: Некоторые вопросы народности литературы. - Ростов-н/Д., I960. - с.182-190.
305. Чернуха Т. Поэзия Н.Тихонова. Дис. .канд.ф.наук. - Черновцы, 1949. - 487 с.
306. Чумандрин М. Решения ХУП партконференции основа перестройки РАПП. (Из выступ.Мих.Чумандрина на критическом совещании ЛАПП). - Резец, 1932, № 8. - с.13-14.
307. Шагинян М. Письмо из Петербурга. Россия, 1922, № I. - с.30.428,429,430,431,432,433,434,435,436,437438,439440441- 190
308. Шагинян М. Литературный дневник. Статьи I92I-I923 гг. Изд.2.е. доп. М.-П.: Круг, 1923. - 210 с.
309. Шагинян М.С. Беседы об искусстве. М.-Л.: Искусство, 1937,- с.235.
310. Шагинян М. Дневник писателя (1950-1952). М.: Советский писатель, 1953. - 511 с.
311. Шенгели Г. Техника стиха. М.: Художественная литература, I960. - 312 с.
312. Шкловский В, Время поэзии наступило. Вопросы литературы, 1965, № 2.
313. Шкловский В, Тетива. 0 несходстве сходного. М.: Советский писатель. 1970. - 375 с.
314. Шошин В.А. Советский Восток в творчестве Н.Тихонова в 30-е годы. В кн.: Историко-литературный сборник. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1957, - с.308-361.
315. Шошин В.А. Николай Тихонов. Интернациональная тема. Л., I960. - 335 с.
316. Шошин В. Поэт и мир. 0 творческой индивидуальности в советской поэзии. Л., 1966. - 197 с.
317. Шошин В,А. Н.Тихонов и М.Горький. В кн.: М.Горький и его современники. Л,: Наука, 1968. - с.273-300. Шошин В. Патриот, интернационалист. - Вечерний Ленинград, 1971, 2 декабря. - с.З.
318. Шошин В. Н.Тихонов в литературной критике. Сб.: Н.Тихонов- Л.О.: Наука, 1978. с.16-25.
319. Шошин В.А. Поэт романтического подвига. Очерк творчества Н.С.Тихонова. Л.О.: Советский писатель, 1978, - с.457. Шошин В.А. "Космический сгусток энергии". - Нева, 1981, № 12, с.170-176.
320. Шошин В. Поэт романтического подвига. В кн.: Николай Тихонов. Стихотворения и поэмы. Л. О,: Советский писатель, 1981.с.7.
321. Шошин В. Времена и дороги. Слово о Н.Тихонове. Подъем, 1981, № 9. - с.154-156.
322. Шошин В,А. Николай Тихонов очерк жизни и творчества. - Л,, 1981, - 303 с.
323. Шошин В, "Я человек дороги." Звезда, 1981, № 12. - с,167 -179.
324. Шошин В, Интернационалисты мы!К проблеме взаимодействия национальных литератур. - Л.О.: Советский писатель, 1982. -367 с.
325. Штейман 3. Почему победил Тихонов и претерпел неудачу Михаил Казаков, Резец, 1931, № 25. - с,13-16.
326. Эвентов И. Вопросы политической лирики. Литературный современник, 1938, № 2. с,248-269.
327. Эвентов И. Поэзия революционного долга. В кн.: Горький и вопросы советской литературы. - Л.: Советский писатель, 1956,-с. 161-206.
328. Эвентов И. Маяковский и ленинградские поэты. Звезда, 1978, № II. - с.190-200.
329. Эйхенбаум В.М. Поэзия и проза. Ученые записки. Тартусского университета, 1971, вып.284. - с,476-480.
330. Эренбург И, Люди, годы, жизнь. Книга 3 и 4. М.: Советский писатель, 1963. - 789 с.