автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Наивное искусство в живописи вологодских художников XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Наивное искусство в живописи вологодских художников XX века"
005050797
На правах рукописи УДК 7.011.26
Кулижникова Наталья Петровна
Наивное искусство в живописи вологодских художников XX века
Специальность 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
г 1 МАР 2013
Санкт-Петербург 2013
005050797
Работа выполнена на кафедре русского искусства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина».
Научный руководитель: доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры русского искусства федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина» Светлана Михайловна Грачева
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и истории культуры Факультета культурологии и социологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» Суворов Николай Николаевич;
кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования и музейной педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Ершова Светлана Сергеевна
Ведущая организация: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов».
Защита состоится 6 марта 2013 года в 16 часов на заседании Совета Д 212.199.11 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук созданного на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена по адресу: Санкт - Петербург, наб. р. Мойки д. 48, корп. 6, ауд. 49. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки д. 48, корп. 5.
Автореферат разослан «II *>» ФЕВ 2?"
Ученый секретарь Диссертационного совета
А.Г. Сечин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Данное диссертационное исследование посвящено живописному творчеству художников Вологды, работающих в рамках наивного искусства. Большинство подобных произведений провинциального творчества долгое время относилось к категории внехудожественных ценностей, связанных с понятием историко-бытовой культуры, изучение которой носило чисто краеведческий характер. При этом провинциальная культура долгое время рассматривалась в историческом ракурсе, упуская современный этап ее развития. Проблема неисследованности наивного искусства провинции XX века остается актуальной и сейчас. Единичные монографии о ярких художественных явлениях народного творчества прошлого столетия не дают полного и систематизированного представления о развитии изобразительного искусства вдали от мегаполисов, но они неоспоримо доказывают то, что провинциальное наивное искусство имеет место и значение в развитии культуры.
На современном этапе прослеживается необходимость в дальнейшем изучении регионального изобразительного наивного искусства, для создания целостной картины искусства 20-го столетия.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что развитие изобразительного наивного искусства Вологды является неотъемлемой составляющей общероссийского художественного процесса. В ходе системного и комплексного изучения истории и художественного наследия Российского искусства исследование данной темы требует прозрачности по всем направлениям. При этом необходимо отметить, что наивное искусство является важной частью изобразительного искусства Вологды - его основой, которая определяет развитие ведущих направлений регионального искусства и взаимодействие между ними.
Провинциальная культура Вологды имеет свои региональные особенности, выраженные в приближенности искусства к народному сознанию. Эта
связь опирается на глубокие исторические корни традиций народного творчества, выразительным средством которого является наив. Несмотря на то, что большинство приветствий в адрес наива звучат со стороны «просвещенной» культуры, наивное искусство рождалось и продолжает жить в среде, далекой от научности и ее центров. Корни наива лежат в искусстве крестьянском, и в большей степени наивное искусство - периферийное явление, что не отражено в современном искусствоведении.
В культурной среде провинциальной Вологды в XX веке наивное искусство получило предпосылки для дальнейшего развития в народной живописи: росписи, станковом искусстве. На основании трансформации взаимосвязи традиционной народной культуры и искусства разрабатываются новые отношения между наивным искусством, социумом, профессиональным искусством. В этот период возникают новые точки соприкосновения профессионального искусства с народным творчеством.
XX век выявил одно из самых уникальных качеств наивного искусства — устойчивость его самобытности при активной рефлексии. Для Вологодского наивного искусства этот факт явился одним из определяющих его развитие.
Актуальность разработки темы состоит еще и в том, что на текущем этапе представляется возможным анализировать не только архивные документы и материалы, но и изучить свидетельства деятелей культуры, художников, административных работников - причастных к развитию изобразительного наивного искусства Вологды в XX веке.
Степень научной разработанности проблемы
Наивное изобразительное искусство Вологды XX века ранее не становилось предметом самостоятельного изучения. Искусствоведческие исследования проводились только на аналоговом материале в работах искусствоведов, посвященных наивному (примитивному) искусству России XX века, или изобразительному искусству Вологды в целом. При этом необходимо уточнить, что
терминология исследований включает «наив» и «наивное искусство», «примитив» и «примитивное искусство», так как на протяжении столетий изучения темы, группа понятий обладала и обладает общими характеристиками (подробнее в гл.1).
Наивное искусство, как часть народной культуры, было объектом для исследований в различных науках с конца XVIII. Первоначально особенности наивного видения не выделялись из общего понятия «примитив». В начале XIX века понятие определяло разноплановые стили неевропейского и готического искусства. Со второй половины XIX века понятие «примитив» Э.Б. Тейлор применяет к определению искусства народов далеких от европейской цивилизации. Исследователь рассматривает особенности ментальности «дикаря», где неумение и отсутствие художественных навыков приводит к «примитивным» продуктам. В конце 19-го столетия ученый-этнолог А.Р. Хайн доказывает способность создания полноценных объектов культуры в любой цивилизации. В связи с этим развивается интерес к «диким» культурам среди экспозиционеров, собирателей, любителей, деятелей культуры.
На рубеже веков открываются многочисленные выставки наивного искусства стран «второго» мира. Наив становится источником авангардного искусства, которое становится приоритетным в начале века, и продолжает жить на протяжении последующего времени.
Активное изучение всех форм наива проводилось основанной в 1921 году Комиссией по изучению примитивного искусства в проявлениях родового и индивидуального творчества (в 1927 году преобразована в Кабинет по изучению примитивного искусства и детского творчества) при физико-психологическом отделении при Российской Академии художественных наук. Работа комиссии продолжалась более девяти лет, и одним из направлений ее деятельности стало изучение творчества необученных художников. В это время A.B. Бакушинским было выдвинуто понятие примитива, как особого вида творческой деятельности и намечены пути его изучения. А. В. Бакушинский пред-
ставляет своим исследованием одно из важнейших свойств примитива - обновляющую силу.
В те же годы в Ленинграде развернулась научная работа по изучению примитива на базе института народов Севера при институте восточных языков им. A.C. Енуидзе. Одним из ведущих специалистов здесь выступил H.H. Пунин, который дал искусствоведческую характеристику творчества северных народов и определил значение примитива для новейшего искусства.
Новый виток проявления открытого интереса к наиву в России произошел в середине 20-го столетия. Активизируются исследования провинциальных частных художественных школ. Сотрудники Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря, исследователи П.Д. Корнилов, Г.Г. Поспелов и др. конкретизировали представления о провинциальной живописи. Появилось значительное количество публикаций о забытых художниках.
Но открыть глубину, структуру и философию наивного искусства на начальном этапе не удавалось. Многие специалисты рассматривали творчество наивных художников как часть досуговой деятельности в рамках художественной самодеятельности, отмечая при этом уникальность их самобытной манеры.
Ведущую роль в изучении примитива в отечественном искусствознании 1980-х годов, второй волны интереса научной среды к наиву, сыграла идея «третьей культуры» В.Н. Прокофьева. Центром концепции «третьей культуры» является понятие примитива как универсальной формы искусства, промежуточной между профессиональной культурой образованных слоев населения и крестьянским фольклором.
В эти же годы развивается изучение самодеятельного творчества второй половины XX века. К.Г. Богемская развивает идею, что наивным и самодеятельным художникам присущ особый тип сознания, тяга к творчеству возникает вследствие острых переживаний, стрессов, как своеобразная форма самозащиты личности.
В конце XX века в научной среде понятие примитив сблизилось с понятием наивное искусство, включив в себя искусство художников-самоучек и любителей. По сути эти два понятия близки друг другу: примитив - как искусство «первоначальное» и наив — как искусство «природное».
В свет выходят научные труды Г.К. Вагнера, И.П. Вовка, О.Д. Балдиной, М.А. Бессоновой, Е.И. Кириченко, A.B. Лебедева, Л.И. Тананаевой и др.
Для раскрытия темы диссертационного исследования и отражения взаимовлияния всех факторов системы культуры XX века, автор анализировал общую ситуацию в развитии изобразительного искусства России. Обобщенное рассмотрение искусства этого периода нашло место в работах советских и российских искусствоведов В.В. Ванслова, A.A. Каменского, Д.В. Сарабьянова, А.Д. Чегодаева, С.М. Червонной, М.Г. Неклюдовой, H.A. Яковлевой, И.В. Плотникова и др.
На сегодняшний день обобщающих теоретических трудов, освещающих творчество Вологодских художников, издано немного. В основном они освещают деятельность профессиональных художников и мастеров: публикации А.Н. Мунина, О.П. Вороновой, С.Г. Ивенского. Сотрудники Вологодской областной картинной галереи являются авторами альбомов, каталогов, буклетов о творчестве ведущих вологодских художников 20-го столетия. Им принадлежат и некоторые вступительные статьи к каталогам областных выставок «Славные сыны Отечества» (2001), и «Отражение» (2003), представляющие творчество «наивных» художников Вологодской области.
Крестьянское живописное искусство начала XX века Вологды изучено более подробно. Во второй половине XIX и начале XX вв. русское искусство обращается к фольклору. В то время складываются музейные и частные коллекции предметов народного искусства. Публикуются труды А. А. Бобринско-го, В.Н. Воронова, которые становятся отправной точкой для детального изучения ремеслового живописного искусства.
Во второй половине 20-го столетия проведены исследовательские работы, посвященные народной ремесловой живописи В.М. Вишневской, С.К. Же-галовой, Н.В. Тарановской, В.А.Шелега, О.В.Кругловой, И.А. Пятницкой и т.д.. Различные центры росписи, в том числе Тотемского района Вологодской области, были описаны Ю.А.Арбатом в его книге «Путешествие за красотой».
Из работ, посвященных изучению и освещению непосредственно Вологодских росписей, необходимо отметить диссертацию Ю.Б. Ивановой «Кистевые росписи по дереву Вологодской губернии второй половины XIX-го — начала XX века», которая была написана на материалах вологодских музеев.
В начале XXI века проявили активность вологодские исследователи народной живописи и публикуются работы музейных специалистов A.A. Гле-бовой, Т.М. Олейник и О.В.Гладышевой, Л.Ю. Талициной, преподавателей Г.В. Петровой, Н.В. Путиловой и т.д.
Но во всех названных работах произведения художников и мастеров XX века на прямую не относились к категории наивного искусства и рассматривались как отдельные художественные явления народного искусства. Это приводило к тому, что изменения, происходившие в начале XX века в народном творчестве, и явившиеся предвестниками развития новой социальной культуры маргинального характера, оставались без должного внимания.
Объект исследования: продукты народного художественного творчества мастеров и художников Вологды XX века.
Предмет исследования: произведения живописи мастеров и художников Вологодской области, не получивших классического профессионального художественного образования, отвечающие определению «наивное искусство».
Цель исследования:
Целью данного диссертационного исследования стало изучение основных тенденций наивного искусства в культурной жизни Вологды XX века, выявление его внутренних закономерностей и специфических черт, определяющих своеобразие вологодского изобразительного творчества в целом, определение влияния исторических процессов на творчество «наивных» художников.
Основные задачи работы:
1. Определение места и значение наива в процессе исторических и культурных изменений в развитии изобразительного искусства Вологды. Раскрытие социальных и культурных взаимосвязей наивного искусства и общества.
2. Изучение творчества художников Вологды XX века, представляющих развитие наивного искусства.
3. Определение терминологических границ наивного искусства в типологическом ряду смежных с ним художественных систем.
4. Выявление социально-исторических условий формирования типологических разновидностей художественного наива.
5. Анализ субъективных и объективных факторов, формирующих индивидуальную картину мира и мотивацию творчества наивного художника, исследование детерминированности «наивного» творчества вологодских художников в среде социокультурных институций.
6. Обозначение и анализ архетипических моделей, составляющих основу сюжетно-тематического и образно-семантического комплекса художественного текста наивной картины.
7. Рассмотрение системообразующих принципов образно-стилевой выразительности, определяющие специфику художественной картины мира в наивном искусстве.
Научная гипотеза
Наивное искусство Вологодских художников 20-го столетия абсорбирует мировоззренческие и художественно-эстетические основы как «высокого» искусства, так и массовой культуры XX века. При этом основополагающей творчества наивистов остается отражение признаков архаического мышления, мифопоэтическое восприятие мира. В связи с этим наивное искусство занимает особое положение в системе художественной культуры 20-го столетия - являясь константной формой народного творчества и при этом развиваясь в соответствии с социокультурными изменениями в обществе.
Хронологические границы исследования
Диссертационное исследование охватывает двадцатое столетие. При этом выделяются периоды первой и последней трети двадцатого века, когда народная творческая активность наиболее ярко выражалась в наивных живописных произведениях.
Протяженность во времени рассматриваемого периода имеет положительные стороны для данной исследовательской работы, которые выражаются в том, что существует возможность анализировать творчество Вологодских «наивных» художников, разбивая его на временные отрезки, определенные ходом истории, и выраженными мотивационными, стилистическими и образными особенностями наивных произведений. Приоритеты искусства менялись с течением времени и сменой политических интересов, что развивало новые тенденции в искусстве страны в целом и в «наивном» искусстве Вологды в частности.
Методологические принципы данной диссертационной работы базируются на комплексном анализе культурно-исторических явлений, и комплексном междисциплинарном подходе. В процессе анализа изобразительного искусства используется группа методов гуманитарного культуроведения. Среди них методы исторической науки (сравнительно-исторический анализ фактов
культуры), этнографической (описание, классификация и другие) и искусствознания (биографический, культурно-исторический анализ и т. д.). В дополнение к упомянутым, применяются методы семантики и психологии, а также системно-структурный и типологический подходы.
Специфика изучаемой темы определяет доминирование искусствоведческого подхода. Использование метода социально-исторического анализа «наивного» искусства Вологды XX века помогло сопоставить различные общественные явления с процессами, происходящими внутри отдельного вида искусства в изучаемый период, определить его стилевые и содержательные особенности.
Источники исследования. В работе сделан анализ художественных собраний музеев Вологодской области, коллекций наивного искусства различных организаций и частных лиц. Особое значение для диссертации имела коллекция наивного искусства Вологодского областного научно-методического центра культуры. Ее содержание отражает основные направления развития самодеятельного изобразительного искусства XX века Вологды. Были использованы материалы из художественных собраний Вологодской областной картинной галереи, Вологодского историко-архитектурного музея заповедника, муниципальных собраний области: Череповецкого исторического музея, Белозерского краеведческого музея, Великоустюгского исторического музея, Верховажского исторического музея, Тотемского краеведческого музея. Был использован материал из частных коллекций автора диссертации, московского искусствоведа Ольги Дьяконициной, художников Вологодской области. Автор диссертации счел необходимым собрать и систематизировать информацию по данной проблеме исследования, изучить неопубликованные документальные материалы, восполняющие пробелы в истории изобразительного искусства города; выявить факты личной биографии отдельных деятелей культуры, которые определяют особенности развития художественного процесса в Вологде.
Были изучены фонды различных архивов и выявлены документы, относящиеся к данной проблеме. Прежде всего, были изучены материалы Государственного архива Вологодской области: фонды губернского правления, дворянского депутатского собрания, губернского предводителя дворянства, дирекции народных училищ, городской управы и учреждений и обществ культуры. Важным источником, в освещении данной проблемы, является периодика XIX -начала XX века, особенно газеты и издания, которые выходили в Вологде.
Научная новизна:
- впервые вологодское наивное искусство рассмотрено в контексте отечественной культуры и истории, изучены предпосылки его исторического развития:
- наивное искусство Вологды включено в пласт народной культуры России XX века;
- исследовано наивное искусство Вологды в широком историческом контексте;
- определены связи наивного искусства с традиционной народной живописью и станковым творчеством представителей художественной самодеятельности, где проявляются общие мотивационные и содержательные составляющие, изобразительные характеристики;
- определено единообразие мотиваций народного творчества на примере народной живописи;
- введены в научный оборот фонды и архивные материалы Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации, фонды Тотемского краеведческого музея, фонды Верховажского исторического музея, коллекции прялок Харовского района, Великоустюгского района Вологодского государственного историко-архитектурного музея заповедника, коллекция прялок Великоустюгского исторического музея.
Теоретическая значимость. Результаты исследования определяют: первичность наивного мировосприятия; аутентичность произведений художников наивистов в комплексе любительского творчества и выявляют динамику его развития; значение тестового сопровождения в наивной картине; закономерность проникновения в творчество наивистов признаков иных изобразительных систем через диффузность культур. Результаты исследования расширяют границы багажа наивного искусства за счет введенных в научный оборот произведений вологодских художников наивистов XX века.
Практическая значимость. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в вузовской практике при подготовке учебных пособий, методических разработок, а также при проведении лекционных и семинарских занятий общего искусствоведческого цикла. Кроме того, материалы исследования могут стать базой при подготовке авторских учебных курсов и спецкурсов по истории изобразительного искусства XX века Вологды, наивного искусства и тенденций его развития. Отдельные положения и выводы применимы в процессе разработки современных принципов организации выставочной деятельности, а также могут стать базовым материалом для дальнейшего анализа истории и теории изобразительного самодеятельного творчества и наивного искусства.
Личный вклад соискателя состоит в создании целостной программы по исследованию материалов, относящихся к наивному искусству, выявлении особенностей развития наивного искусства в живописи вологодских мастеров и художников XX века
Достоверность исследования обеспечена избранными междисциплинарными методологическими подходами, опорой на фундаментальные научные
положения зарубежного и отечественного искусствознания, обширную источниковедческую базу исследования, представленную в приложениях.
На защиту выносятся следующие положения:
- развитие вологодского наивного искусства симультанно развитию отечественной культуры и истории;
- наив является константой народного любительского изобразительного творчества Вологды 20-го столетия;
- наивное искусство является формой социализации творческой личности и методом трансляции информации;
- развитие народного изобразительного творчества определяет мировоззренческое начало, формируемое процессом исторических, политических и экономических изменений;
- архетипические модели - базис сюжетно-тематического и образно-семантического комплекса художественного текста наивной картины.
Апробация работы: Основные положения работы были изложены:
- в 16 искусствоведческих и научных статьях;
- в выступлениях на заседаниях круглых столов по итогам выставок (автор идеи и организатор - Н.П. Кулижникова): выставка изобразительного искусства художников-любителей Вологодской области «Вдохновенной души отражение» (ОНМЦК и ПК, ВГКГ, г.Вологда, 2001 г.); выставка наивного искусства Вологодской области «Отражение» (ОНМЦК и ПК, ВГКГ, г.Вологда, 2003 г.,); выставка изобразительного искусства художников-любителей Вологодской области «Славные сыны Отечества» (ОНМЦК и ПК, ВГКГ, г.Вологда, 2005 г.); передвижная выставка произведений художников-любителей из художественного собрания Вологодского областного научно-методического центра культуры «Краски северного лета» (ОНМЦК, г.Вологда, 2008 г.);
- в выступлениях на заседаниях круглых столов по итогам сторонних выставок: выставка декоративно-прикладного искусства мастеров народного творчества Вологодской области «Новогодняя сувенирная продукция» (организатор - Департамент международных связей Вологодской области, г.Великий Устюг Вологодской области, 2008 г.); выставка народного творчества «Своими руками» (организатор - Департамент международных связей Вологодской области, г.Великий Устюг Вологодской области, 2011 г.):
- в лекциях: «Наивное искусство в современном пространстве» на краткосрочных курсах повышения квалификации для художников-любителей (Вологодский ОНМЦК и ПК, г. Вологда 2001 г.); «Самодеятельное изобразительное творчество» на семинарах для художников любителей (Вологодский ОНМЦК и ПК, г. Вологда, ежегодно 2001-2010 гг.)
Основные положения работы были представлены: на конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Современное народное искусство. Традиции и современность» - Вологда, 2008г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Тема войны в искусстве» - г. Казань, Республика Татарстан, 2010 г.; Областной научно-практической конференции «Декоративно-прикладное искусство вологодской области на современном этапе»; 4-ой Международной научно-практической конференции «Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России» - г. Екатеринбург, 5-7 декабря 2011 г.; на совещании директоров центров традиционной народной культуры Вологодской области «Роль и место центров традиционной народной культуры в обеспечении потребительского рынка Вологодской области сувенирной продукцией: проблемы, пути решения, перспективы» - г. Вологда, 2010 г.
Структура диссертационного исследования. Диссертация общим объемом 203 стр. состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 275 наименований, списка архивных материалов из 15
наименований, списка исследованных коллекций наивного искусства из 18 наименований, списка иллюстраций, списка сокращений. К диссертации сделаны приложения: каталог коллекции произведений живописи художников-любителей Вологодского областного научно-методического центра культуры общим объемом - 6 стр.; 92 иллюстраций; информация о развитии промыслов и ремёсел Вологодской губернии; информация о развитии иконописи.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении определены актуальность исследования, степень разработанности проблемы исследования, поставлена научная проблема, сформулированы объект, предмет, цель, задачи, методы и методологические принципы исследования, выдвинута гипотеза, предложена научная новизна, определены теоретическое и практическое значение работы.
В первой главе «Наивное искусство и его место в культуре» рассматриваются позиции наива в области человеческого сознания. В первом параграфе «Терминологические границы исследования» определяется терминология исследования. Рассматриваются труды Ф. Шиллера, И.Канта, современных исследователей: К.Г. Богемской, В.Н.Прокофьева, О.Д. Балдиной, H.H. Грибова, А.Н.Рылёвой. При этом делается вывод, что наивное искусство - творчество художников, которое базируется на архаичных формах и принципах, а наив - тип художественного мышления. Во втором параграфе «Основы наивного видения» определяется психология наивного искусства. Рассматриваются научные труды Мишеля Тевоза, исследователя маргинальных явлений, который объединяет творчество душевнобольных, детей, наивных и примитивных художников в одну группу, находя в их художественных характеристиках единство. Приводятся научные изыскания Рудольфа Арнхейма, американского эстетика и психолога искусств, который доказывает, что отправной точкой создания образа является наив. Продолжая мысль об архетипном мышлении, рассматривается
тема первичной рефлексии на предметный мир сетчатки глаза, описываемой Р. Арнхеймом.
Сопоставляя данные исследования, определяется вывод о психобиологическом начале наива, где наивное видение присутствует у каждого индивида. При этом наивное видение оказывается универсальным для культуры, а по высказыванию А.Н. Рылёвой оказывается первым ее шагом, что автор определяет как артефакт.
Далее в третьем параграфе «Наивное искусство в социуме» определяется область бытования наива. Анализируется провинциальное искусство и делается вывод о том, что искусство провинции подвержено социальному и, как следствие, культурному расслоению.
Изучаются работы В.Н. Прокофьева, Н.Г. Михайловой, A.B. Лебедева и Г.С.Островского, в которых область бытования наива определена как промежуточная между фольклором и учено-профессиональной культурами. Однако черты наива прослеживаются в искусствах всех архаичных обществ и цивилизаций, где уже состоялось классовое расслоение. Обосновывая данное утверждение, приводятся научные концепции Ф.Шиллера, Ф.Шеллинга, Б.В.Раушенбаха, которые доказывают, что наив является постоянной константой искусства в начале его становления. При этом изобразительный язык древних культур с визуальными чертами наива был символическим и обладал функциями наива -являлся способом передачи информации для всех социальных слоев населения. Далее рассматривается психологические особенности художников-наивистов, к которым по определению Абрахама Маслоу относятся люди с потребностью к самореализации. Приводятся исследования К.А. Абульхановой и Т.Н. Березиной, O.A. Прохорова, С. Фишмана в которых дается характеристика личности, обладающей большой творческой активностью и стремящейся к любительскому творчеству. Основополагающей мотивацией в стремлении к творчеству наи-виста определяется возможность обретения равновесного психологического состояния. При этом способом саморегуляции становится творчество. Далее уста-
навливается, что социальность индивида проявляется в стремлении установления коммуникативных связей при помощи доступных индивидууму выразительных средств. И в этом плане наивное творчество обладает приоритетом, так как повествовательность является одним из основных признаков наива. Проводится параллель с лубком, который проанализирован И. Снигиревым. Определяется, что потребностью самовыражения может обладать представитель любой социальной группы, при этом, не владея знаниями академических норм изобразительного искусства, индивид будет пользоваться формулами наивного искусства при изобразительном творчестве.
Таким образом, наив асоциален и выполняет коммуникативные функции.
Далее в первом параграфе «Наивное искусство в художественном наследии Вологды» главы второй «Историография наивного искусства Вологды» дается историография наива в творческой среде Вологды, где наив бытовал во всех социальных сферах на основании близости всех социальных слоев перефирийной территории к традиционной народной культуре, в которой наив, как художественное средство, имел первостепенное значение. Это происходит в связи с тем, что в провинциальном искусстве все социальные группы имели крепкие связи с крестьянской культурой, идущей от традиций из глубины веков. Наивные тенденции изобразительного искусства создали особую атмосферу культуры: архаичную, фольклорную. Наив проявил себя в профессиональном изобразительном искусстве Вологды, определив своеобразие иконописного и лубочного мастерства вологжан. Необходимо при этом учитывать, что в целом иконопись близка к архаике изображения своим отказом от адекватности, приоритетом к условности и повествовательности. Автор опирается на научные работы доктора искусствоведения A.A. Рыбакова, где рассматривается становление иконописи на вологодчине и развитие её региональных особенностей.
В наследии Вологодского светского искусства просматриваются основы народного наива вне профессиональной сферы. Светское искусство представлено творчеством талантливых художников-самоучек, которые, не имели возможности получить профессиональное образование в столицах России. Приводятся научные изыскания М. Е. Даен, которая обращается к «дилетанствующе-му» искусству провинциальной дворянской среды Вологды.
Рассматриваются наивные тенденции в народной культуре. Примитивные изображения, первоначально несшие семантическую нагрузку, впоследствии остались в бытовой культуре как средство украшательства предметов и обозначения их принадлежности.
При этом соискатель опирается на исследования Тотемских земель Вологодской области Ю. Арбата, который описывает творчество местных мастеров. Так же, рассматриваются сложившиеся традиции живописи художников Великого Устюга, которые продолжали традиции книжной графики. Анализируются характеристики декоративных росписей, которые складываются в каждом районе Вологодской области, выявляются особенности основных кустовых точек росписи.
Таким образом, во всех социальных слоях Вологодского общества до конца XX века наивное искусство определяло региональные особенности культуры.
Второй параграф «Исторические аспекты развития наивного искусства Вологды XX века» раскрывает наив — как основную составляющую народного искусства и продолжающую свое существование в XX веке. Рассматривается развитие вологодских росписей в частности, и вологодского промыслового творчества в целом. При этом отмечается, что большинство Вологодских мастеров, практикующих в росписи, не получали профессионального образования. Отмечается активное развитие кустарных народных промыслов в следствии природно-климатических факторов Вологодской области, понижавших роль земледелия в экономической жизни вологодского крестьянина. Далее
приводятся факты, опирающиеся на архивные документы, раскрывающие активное развитие промыслов в области до экономических реформ 1929 года, после которых деятельность неорганизованных кустарей-ремесленников была запрещена, а, вместе с истреблением группы «заказчиков», исчезает и спрос на ремесло.
Далее раскрываются политические причины, изменившие социокультурное пространство и, в частности, любительское изобразительное искусство. Анализируются работы Н.П. Шевцовой, В.В. Кандинского, Н.Г. Михайловой, Н.К. Крупской, В.И. Ленина которые характеризуют народную культуру во времена постреволюционного времени.
Охарактеризована культурная ситуация в Вологде. Отмечается, что народная живопись продолжает свое развитие вне росписи - творческий потенциал художников-непрофессионалов проявляется в станковом искусстве. При этом активно развивается среда любительского творчества. Раскрываются два этапа, где на первом - активно развивается реалистическое направление в профессиональном искусстве и проецируется на народное творчество вплоть до 1980-х годов. И только с начала 80-х годов в Вологде наив, по примеру столичных институций, начинает трактоваться как ценностная основа народного искусства, появляться на выставках и публиковаться и изучаться различными методами.
Таким образом, последние десятилетия в художественной жизни Вологды стали этапом активного развития станкового наивного творчества художников-любителей и положили начало для пристального изучения данного явления.
В главе третьей «Тенденции наивного искусства в народной живописи» рассматривается развитие народной живописи Вологды в XX веке. В первой части «Наивные характеристики традиционных черт Вологодских росписей» первого параграфа «Наивное искусство в вологодских росписях»
рассматриваются черты наивного искусства в традициях расписного искусства
Вологодских мастеров. Выделяются два направления: графические и свобод-нокистевые росписи.
В произведениях мастеров анализируются наивные тенденции. Отмечается, что традиционная роспись бытовых предметов, интерьеров и экстерьеров домов в деревнях оперировала упрощенными по форме и цвету, схематичными изображениями, выполняющими информативную функцию. При этом каждая деталь росписи и весь узор в целом были субъективным информационным источником. В меньшей степени являясь средством украшательства, узор на предмете определял статус владельца и предполагал перспективу его существования.
Проводится анализ росписей прялок из коллекции Великоустюгского музея, образы которых близки по стилю к иллюстративной графике Северодвинских земель. Сделан художественно-стилистический анализ росписи борец-кой, тоемской, пучужской (работы семьи Амосовых из д.Скобели Великоустюгского р-на, художников из семьи Кузнецовых из с. Пучуга и семьи Третьяковых из с. Великий Двор Великоустюгского р-на и др). Анализируются вошедшие в традицию образы, сюжеты росписи.
Далее рассмотрена вторая группа росписей — свободнокистевые, которые бытовали по всей территории Вологодской области. Проанализирован традиционный набор изобразительных элементов, которые обладают признаками наива: изображение не копирует реальность, а суммой признаков складывает образ; формы предметов упрощенные, плоскостные; цвета локальны, отсутствие свето-воздушного пространства. При этом рассматриваются произведения народных мастеров Вологды начала XX столетия нанесенные на детали интерьера домов, бытовую утварь, прялки из коллекций Великоустюгского музея, Тотемского краеведческого музея, Вологодского государственного историко-архитектурного музея заповедника. ( произведения мастеров Меныпакова С.И., Бурцева К.Г. и др.). Автор опирается на материал исследований М. И. Мильчика, который в 1981-1983 годах руководил несколькими экспедициями по изучению северных домовых
росписей. Примеры демонстрируют устойчивые схемы и мотивы интерьер-ной росписи. Делается вывод, что Вологодские росписи XX века продолжали традиции народного творчества, которые основывались на архаических образах и формах, устойчивой семантике изображений. Основным аспектом росписи являлась её смысловая нагрузка - примитивное, упрощенное изображение тяготеет к выражению духовного начала.
Вторая часть параграфа «Трансформации традиций росписи» раскрывает новации в северных росписях, появившиеся в начале XX века. Рассматриваются интерпретации традиционных признаков росписи, которые происходили под действием культурных перемен. Данные тенденции «промежуточной культуры» анализирует В.В. Метальникова, выводы которой взяты за основу исследования. Трансформация крестьянской культуры осуществлялась при миграции трудоспособного населения из деревни. В городской, новой социальной среде рождалась своя культура. Её основание лежало в наивном народном творчестве, но при этом, городская социальная культура стремилась к высотам классического искусства, имевшего ареалом распространения городскую, просвещенную среду. Идеи городской низко-социальной культуры имели обратную связь с сельской средой и раскрепощали традиционные устои, довершая разрушение традиций.
Вызывает интерес свободная интерпретация сюжетной линии и обновление образного состава росписей начала XX века. Исследованы росписи прялок середины и второй половине первой трети XX века из коллекции исторического музея Верховажского района Вологодской области. В них используется необычный для традиционного фона цвет — индиго. Также в цветочных композициях прослеживаются реалистические тенденции, как в отражении объема элементов, так и в уточнении реалистических особенностей изображаемой растительности. Те же приоритеты прослеживаются в примерах произведений из коллекций музеев Тотемского, Харовского и Великоустюгского районов Вологодской области, изобразительный состав которых отличается от предшеству-
ющих традиционных трактовок растительных деталей орнамента отказом от приукрашивания действительности.
Далее рассматриваются реалистические тенденции в других элементах росписи.
В качестве примера приводится роспись прялки, где образ птицы мастер решает как реалистическое изображение павлина (произведение Михаила Короткого из деревни Матвеевская Нюксенского района Вологодской области). Как пример конкретизации образа человека рассматривается роспись посудного шкафа начала XX века, и прялок из коллекций Харовского и Великоустюгского музеев. Делается вывод, что в начале двадцатого века народное искусство претерпевает изменения, которые вызваны смешением культур.
При этом отмечается, что народная живопись не теряет наивные характеристики, так как они являются базовыми. Наивное искусство получает при этих изменениях дополнительные факторы для дальнейшего развития, которые выражаются в освобождении от стационарности традиционного изобразительного творчества, обобщенности в решении образного состава композиций.
Далее в первой части «Наивное искусство — форма отражение мира» параграфа «Особенности развития наивного станкового искусства Вологды» на примерах изобразительного творчества вологодских художников -любителей Гулина С.К. (г. Череповец), Кораблева А.А (г. Сокол), Ажгибкова Т.В. (с. Верховажье), Сивцова В.Н. (г. Вологда), Щепелина Д.А. (с. Никольск) и других ,рассматривается событийность и документализм любительского наивного творчества выявляется, что личные переживания являются непременным условием любительского творчества.
Проанализированы темы произведений художников-любителей, которые развивают несколько направлений и отражают социальные связи человека, его реакцию на события и факты собственной биографии, впечатления, вызывающие переживания. Все они субъективны и не только констатируют события, но выражают отношение автора к запёчатлённому действию. В некоторых случаях
в данных произведениях отражается характеристика ситуации обществом, к которому относится сам художник. Для подтверждения вышесказанного анализируются работы художников-любителей из коллекции Череповецкого музея-заповедника, Вологодского областного научно-методического центра культуры, частных коллекций автора диссертационного исследования, московского искусствоведа и коллекционера О.Дъяконициной.
При этом отмечается, что особенностью творчества некоторых художников становится то, что они сопровождают изображения текстом. Текстовое сопровождение изображения в творчестве наивистов не является данью народной традиции лубочного искусства, а носит характер психологической законченности произведения. При этом устанавливается единообразие значимости текста в произведениях станкового народного искусства и росписи. Приводятся исследования И. Снигирева, Ю. Лотман, которые указывают на превращение в народном творчестве зрелища в повествование, Л. С. Выготского и А.Р. Лаурия, где рассматривается «озвучивание» в творческом процессе у детей. Приводятся и наблюдения за художественным процессом создания произведений наиви-стами автором диссертационного исследования, где отмечается, как художники комментировали изображаемый сюжет. Таким образом, выстраивается параллель между изображением и его сопровождением в словесной форме, которая прослеживается во всех произведениях наивного направления.
В части второй «Преобразования наивного искусства» второго параграфа рассматривается результат направленного влияния основ академического искусства на художников-наивистов среднестатусного типа. Данная категория художников условно делится на две группы: прошедшие организованное профессиональное обучение основам изобразительной грамоты; обучающиеся самостоятельно, бессистемно. К первой категории относятся художники любители, прошедшие обучение в Заочном народном университете искусств им. Н.Крупской. При рассмотрении примеров данного творчества (художников Соколова A.A. из г. Вологды, Урюпиной В.Р. из с. Верховажье и др.) отмечает-
ся, что методика преподавания образовательного учреждения позволяла сохранить индивидуальные черты творчества каждого художника, но при этом развивались способности к составлению цветовой гармонии. Развитие повествовательного начала, которое является базовым для наивного творчества, не получало своего дальнейшего развития в процессе обучения.
В основе творчества второй группы художников лежит влияние массового сознания и культуры. Примеры данного творчества приводят к выводу, что самостоятельный опыт познания приводил художников-любителей к определению идентичности с изображаемым. В процессе изображения объекта художник стремился приблизить его визуальный знак к реальности. При этом наиви-сты, обладая определенным архетипным пониманием и восприятием, не способны к реалистическому изображению объекта. В результате - их произведения близки к понятию «китч». Данное утверждение подкрепляется работами: В. В. Метальниковой, где отмечается, что отвечая запросам среднего класса, «третья» культура ретранслирует образцы и даже ценности и смыслы «элитарной» культуры; Клемента Гринберга, который в работе «Китч и авангард» делает выводы о том, что служит причиной ухода «крестьянина» от основ традиционной культуры к реалистическому искусству «александризма».
Таким образом, можно говорить о том, что наивное искусство получает свое активное развитие в Вологде с последней трети двадцатого столетия. В сфере непрофессионального творчества наивные характеристики, бытовавшие и в народной росписи, сопровождают станковые произведения.
Заключение
Основным выводом из проведенного исследования необходимо утвердить тот факт, что 20-е столетие не является периодом рождения любительского изобразительного творчества наивных характеристик. Наивное искусство -результат наивного миросозерцания, которое, в свою очередь, начально для мировосприятия любого человека.
Традиционная народная живопись несла наив из времен своего возникновения. Плоскостное, упрощенное изобразительное воспроизведение предметов мира способствовало их естественному восприятию всеми членами общества и отвечало потребностям знакового повествования. Благодаря устойчивости традиций наивные характеристики изображения определяли особенность народного творчества Вологды. Наивное искусство развивалось в домовой росписи и росписи бытовых предметов.
XX век стал эпохой катализации разрушения традиционных устоев в народном искусстве. Стремительное развитие цивилизации, наступление технологических и технических преобразований в жизни человека вносили корректировки в быт и мировоззрение Российского народа. На примере Вологодских росписей начала 20-го столетия очевидно, что вторжение новорожденной культурной среды разорвало связь народной живописи с традицией. Мастера росписи все более выступают в роли новаторов и используют мотивы, утвержденные массовой культурой. В их наивных произведениях прогрессирует упрощенное повествование. Важным становится сопоставление сюжета росписи с конкретной, приближенной к жизни ситуацией, где в благополучном свете «рисуется» ее исход.
При этом расширяются рамки элементов росписи, составляющих сюжет. Мастера все чаще обращаются к окружающей действительности или явлениям новой культурной среды. Народные художники росписи, откликаясь на нововведения времени, приближают свое творчество к реалистическим позициям. Семантическую наполненность росписи заменяет бытовое повествование. На смену традиционным определениям в роспись входят установки, приближающие народную любительскую роспись к основам станкового искусства.
Со второй трети 20-го столетия народная роспись вне народных потребностей, что вызвано экономическими и политическими причинами переходного периода Советского государства. Борьба с частным капиталом, коллективизация, развитие промышленного производства разрушили сложившуюся эконо-
мическую систему, где были востребованы домовые росписи мастеров. Государственная политика насаждает любительскому творчеству чуждые народной эстетике требования. При этом росписи по дереву переходят в ранг профессионального искусства и обретают статус декоративно-прикладного искусства, где теряется основной принцип наива - повествование и превалирует второстепенная в народном творчестве величина - красивость.
Но наив, как константа народного творчества, вытесненный из бытовой росписи, получает возможность проявления в, развивающейся в советское время, среде любительского досугового творчества, для которого были поставлены цели политической пропаганды и программирование свободного времени трудящихся масс. Но и в этой сфере наив не сразу обрел устойчивые позиции, так как приоритетом в изобразительном искусстве постреволюционной России и до начала 60-х годов 20-го столетия обладали академические нормы. Любительское искусство направлялось в сторону реализма.
И только в 60-70-х годах XX века, на волне интереса к историческому прошлому, фольклору и традиционной народной культуре, наив получает официальное признание как факт проявления народной самобытности. Научно-исследовательская работа, многочисленные экспедиционные исследования, прошедшие по Русскому северу, и в частности по Вологодской области, вновь открыли социуму наив - как ценностное ^явление. Интерес к историческим основам наива предопределил интерес и к наиву в произведениях современных народных художников. Их творчество, согласно установкам времени существовало в параллели со станковым искусством, так как в прикладном искусстве, или бытовой росписи оставался за границей востребованности.
Станковые наивные произведения художников любителей продолжают развитие традиционных основ наивного искусства. Но если в бытовой росписи автор сдерживался узким направлением «пожелания», то на уровне любительского досугового творчества художник обладал свободой выбора сюжета произведения. Субъективность народного искусства продолжает прогрессировать.
Художник-любитель, как активная творческая личность, выражает свои переживания, вызванных тем или иным обстоятельством. При этом часто изобразительный рассказ сопровождается рассказом словестным (текстовым), когда художнику не хватает мастерства для законченности произведения.
При этом наивное искусство можно охарактеризовать как зеркало народного сознания. Его значимость определяет то, что наивное искусство представляет приоритеты масс, а значит и определяет направления развития массовой культуры.
Но и после официального признания, наивное искусство для социума осталось вне художественных ценностей, так как в обществе приоритет укрепился за искусством реалистических направлений. Некоторая категория ху-дожников-наивистов, подверженная влиянию массовой культуры, активна в стремлении овладеть основами изобразительного искусства и приблизить свое творчество к общепринятому эталону. Таким образом, в среде наивных художников любителей Вологды конца 20-го столетия выделяется группа, прошедшая обучение в Заочном народном университете искусств им. Н.Крупской в г. Москве. Творчество таковых художников отмечается сохранением их самобытного почерка и развитием творческих способностей. Оставаясь в рамках упрощенного изображения, автор выстраивает гармоничную цветовую гамму и композицию. Ярким примером такого творчества служат произведения Соколова А. А (г. Вологда).
В случаях самостоятельного овладения навыками классического письма, наивные художники руководствовались ложной концепцией «красивости», которая свойственна такому явлению как «китч». В их творчестве от наива оставались лишь плоскостные характеристики изображаемых объектов, локальность цвета, наивность мышления художника.
Таким образом, можно констатировать факт неравномерного развития наива в среде любительского изобразительного искусства Вологды 20-го столетия. Начало XX века было ознаменовано развитием субъективных начал наива
в бытовой народной живописи - росписи. Но во второй трети XX века, в силу политических и экономических преобразований, роспись исключена из народной культуры. При этом народная живопись входит в сферу станкового искусства, где наивное искусство получает в Вологде признание только в конце 20-го столетия. Конец XX века стал эпохой возрождения наива в любительском до-суговом искусстве станкового характера, где активность и интегрированность его развития открыло для наива новые ступени существования.
По теме диссертации опубликованы работы:
1. Кулижникова Н.П. Наивное искусство в художественном пространстве Вологды. Историческая картина// Научные труды (Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина).- выпуск 16. - СПб. 2011. -С. 78-95. (п.л. 0,7)
2. Кулижникова Н.П. Тенденции народной декоративной живописи начала XX в. (на примере творчества вологодских мастеров)// Общество. Среда. Развитие,- 2012. -№ 1.-С. 126-131. (п.л. 0,6)
3. Кулижникова Н.П. Развитие тенденций наивного искусства в декоративно-прикладных росписях конца XIX в. — начала XX в. на примере творчества вологодских мастеров// Мир науки, культуры, образования. - 2012. -№1 (32).-С. 19-23. (п.л. 0,6)
4. Кулижникова Н.П. Вдохновенной души отражение: Каталог -Вологда: ОНМЦК и ПК. Изд. «Полиграфист», 2002. - С. 3. (п.л.0,1)
5. Кулижникова Н.П. Краски северного лета. Пленэр художников-любителей Вологодской области: Буклет - Вологда: ОНМЦК и ПК. Изд. «Полиграфист», 2004. - С. 2-4. (п.л.0,1)
6. Кулижникова Н.П. Развитие традиционных ремесел Вологодской области на современном этапе//Народное искусство России. Традиция и
современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Сборник- Вологда: ООО ПФ «Полиграф-книга», 2008. - С. 137 - 140. (п.л. 0,8)
7. Кулижникова Н.П. Татьяна чистая душою// Вологодская афиша: дайджест культурной жизни - Вологда: ГУК «Вологодский областной информационно-аналитический центр», 2008. — С. 34. (п.л.0,2)
8. Кулижникова Н.П. Яркие цвета северного края// Вологодская афиша: дайджест культурной жизни - Вологда: ГУК «Вологодский областной информационно-аналитический центр, 2008. - С. 35. (п.л.0,01)
9. Кулижникова Н.П. Вологодский областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации. Программы развития и коллекции народного искусства Вологодской области /«Всероссийская художественная выставка «Современное народное искусство. Традиции и современность». Народные художественные промыслы Российской федерации. Коллекции народного искусства в музеях Вологды». — Вологда: ВОКГ. Изд. «Арника», 2008,- С. 26-31. (пл.0,3)
10. Кулижникова Н.П. Живопись. Художественное собрание Вологодского областного научно-методического центра культуры: Буклет. -Вологда: ОНМЦК и ПК. Изд. «Вологодская коммерческая компания», 2009. -С. 3-8. (п.л.0,5)
11. Кулижникова Н.П. Анна Шапкова. Души прекрасные порывы: Альбом. - Вологда: Издательский Дом «Вологжанин», 2009. - 105с., ил. (п.л.0,05)
12. Кулижникова Н.П. Вологодские традиции// Вологодская афиша: дайджест культурной жизни — Вологда: ГУК «Вологодский областной информационно-аналитический центр», 2009. - С. 42—43. (п.л.0,05)
13. Кулижникова Н.П. Антонина Завьялова. Графика: Альбом - Вологда: ГУКО «Вологодский областной научно-методический центр культуры», 2010. -С. 3-4. (п.л.0,05)
14. Кулижникова Н.П. Декоративно-прикладные росписи Вологодских
губерний конца XIX - начала XX века// Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России: Сборник научных статей 4-ой Международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 5-7 декабря 2011 г. - Екатеринбург: Типография Екатеринбургской епархии, 2011. - 4.2 - С. 27-34. (п.л.0,5)
15. Кулижникова Н.П. Развитие тенденций наивного искусства в декоративно-прикладных росписях конца XIX - начала XX века // Культура и цивилизация - 4 - 3 - Московская область, г.Ногинск; «Аналитика Родис», 2012.-С. 32-50. (п.л.0,6)
16. Кулижникова Н.П. Тенденции народной декоративной живописи начала XX в. на примере творчества вологодских мастеров// Обсерватория культуры - 2/2012 -М.: ФГБУ «Российская государственная библиотека», 2012. -С. 100-105. (п.л.0,6)
Заказ № 10-К. Тираж 100 экз. Подписано в печать 31 января.2013 г. ИЦ ВГМХА 160555, г. Вологда, с. Молочное, ул. Емельянова, 1
Текст диссертации на тему "Наивное искусство в живописи вологодских художников XX века"
Российская академия художеств Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина
УДК 7.011.26
На правах рукописи
Кулижникова Наталья Петровна
Наивное искусство в живописи Вологодских художников XX века
17.00.04- Изобразительное и декоративно-прикладное
искусство и архитектура Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук
СМ
Научный руководитель:
СМ £2
кандидат искусствоведения, доцент ■ Грачева Светлана Михайловна >
Санкт-Петербург 2012г.
Оглавление
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Наивное искусство и его место в культуре..........................................31
1.1. Терминологические границы исследования.............................................31
1.2. Основы наивного видения..........................................................................36
1.3. Наивное искусство в социуме....................................................................38
Глава 2. Историография наивного искусства Вологды.....................................49
2.1. Наивное искусство в художественном наследии Вологды.....................49
2.2. Исторические аспекты развития наивного искусства Вологды
XX века................................................................................................................62
Глава 3. Тенденции наивного искусства в народной живописи.......................87
3.1. Наивное искусство в Вологодских росписях...........................................87
3.1.1. Наивные характеристики традиционных черт Вологодских росписей...........................................................................................................87
3.1.2. Трансформация традиций росписи....................................................100
3.2. Тенденции станкового наивного искусства Вологды............................121
3.2.1. Наивное искусство - форма отражение мира...................................121
3.2.2. Преобразования наива........................................................................152
Заключение...........................................................................................................165
Список сокращений.............................................................................................172
Список архивных материалов............................................................................173
Список литературы..............................................................................................174
Список коллекций произведений вологодского наивного искусства............191
Список иллюстративного материала.................................................................192
Приложения..........................................................................................................240
Введение
Актуальность исследования. Данное диссертационное исследование посвящено живописному творчеству художников Вологды, работающих в рамках наивного искусства. Большинство подобных произведений провинциального творчества долгое время относилось к категории внехудожественных ценностей, связанных с понятием историко-бытовой культуры, изучение которой носило чисто краеведческий характер. При этом провинциальная культура долгое время рассматривалась в историческом ракурсе, упуская современный этап ее развита. Проблема неисследованности наивного искусства провинции XX века остается актуальной и сейчас. Единичные монографии о ярких художественных явлениях народного творчества прошлого столетия не дают полного и систематизированного представления о развитии изобразительного искусства вдали от мегаполисов, но они неоспоримо доказывают то, что провинциальное наивное искусство имеет место и значение в развитии культуры.
На современном этапе существует возможность и прослеживается необходимость в дальнейшем изучении регионального изобразительного наивного искусства для создания целостной картины искусства 20-го столетия.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что развитие изобразительного наивного искусства Вологды является неотъемлемой составляющей общероссийского художественного процесса. В ходе системного и комплексного изучения истории и художественного наследия Российского искусства исследование данной темы требует прозрачности по всем направлениям. При этом необходимо отметить, что наивное искусство является важной частью изобразительного искусства Вологды - его основой, которая определяет развитие ведущих направлений регионального искусства и взаимодействие или «диффузность» между ними. Изучение Вологодского наивного искусства на этапе его стремительного развития в XX веке позволит не только разнообразить содержание истории провинциального вологод-
ского изобразительного искусства, но и внести еще одну составляющую в систему изучения Российской культуры XX века. Отметим, что Г.К. Вагнер в своей работе «О системном подходе к изучению Русской художественной культуры» отмечает важность целостного подхода к изучению культуры, которая интегрирует в себе подсистемы художественной культуры, науки и морали и где художественная культура, в свою очередь, состоит из профессионального и народного искусства. Народное искусство так же необходимо расчленить на составляющие, что бы проанализировать взаимодействие всех компонентов и их влияние друг на друга. Усложнение системы до наименьших составляющих, до наивного вологодского искусства дополнит систему изучения и анализа Российской культуры.
Провинциальная культура Вологды имеет свои региональные особенности, выраженные в приближенности искусства к народному сознанию и мировоззрению. Эта связь опирается на глубокие исторические корни традиций народного творчества, выразительным средством которого является наив. Несмотря на то, что большинство приветствий в адрес наивного искусства звучат со стороны «просвещенной» культуры, оно рождалось и продолжает жить в среде, далекой от научности и ее центров. Корни наива лежат в искусстве народном, и в большей степени наивное искусство проявляется как периферийное явление, что не отражено в современном искусствоведении.
В культурной среде провинциальной в XX веке Вологды нашли свое место все предпосылки для развития наивного живописного искусства. Являясь своеобразным продолжением народной художественной образности и народного миропонимания, наивное искусство воплощалось и в традиционной народной росписи, и в станковых произведениях народных художников. При этом сопоставление развития наивного искусства и цивилизации позволит определить трансформацию взаимосвязи в системе традиционной народной культуры и искусства, становление новых отношений в социуме, точки соприкосновения профессионального искусства с народным творчеством.
Таким образом, анализ развития наивного искусства в XX веке позволит выявить одно из самых уникальных его качеств — устойчивость его самобытности при активной рефлексии. Для Вологодского наивного искусства этот факт явился одним из определяющих его развитие.
Актуальность разработки темы состоит еще и в том, что на текущем этапе представляется возможным анализировать не только архивные документы и материалы, но и изучить свидетельства деятелей культуры, художников, административных работников - причастных к развитию изобразительного наивного искусства Вологды в XX веке.
Степень научной разработанности проблемы
Наивное изобразительное искусство Вологды XX века ранее не становились предметом самостоятельного изучения. Искусствоведческое исследование проводились только в аналоговом материале в работах искусствоведов, культурологов, философов, посвященных народному наивному или примитивному искусству России, изобразительному искусству Вологды XX века в целом. При этом необходимо уточнить, что терминология исследований включает наив и наивное искусство, примитив и примитивное искусство, так как на протяжении столетий изучения темы, группа понятий обладала и обладает общими характеристиками.
Наивное искусство, как часть народной культуры, интерес к которой зародился на рубеже ХПХ - XIX веков, было объектом для исследований в самых различных науках. Народное творчество, отличное от установок классического искусства, в научных кругах обрело свои термины: «наив» и «примитив», и на начальной ступени особенности наивного видения не выделялись из общего понятия «примитив». Со второй половины XIX века к понятию «примитив» относят искусство народов далеких от европейской цивилизации и ее приоритетных позиций в искусстве. В 1871 году издается
труд Э.Тейлора «Первобытная культура»1, где автор рассматривает особенности ментальности «дикаря» и сравнивает ее с позицией человека европейской цивилизации. Э. Тейлор дает негативную характеристику «дикарскому» творчеству, где неумение и отсутствие художественных навыков приводит к «примитивным» продуктам. Такая точка зрения жила в обществе до конца 20-го столетия. Хотя уже в конце XIX века ученый-этнолог А.Р. Хайн убедительно доказывает несостоятельность вышеуказанного утверждения и способность создания полноценных объектов культуры в любой цивилизации. В связи с этим происходит интерес к «диким» культурам среди экспозиционеров, собирателей, любителей, деятелей культуры .
Начинаются открытия имен народных наивных художников. Так, портрет С. Клята кисти казанского художника Зиновия Иванова из собрания Д.А. Симонсона в Англии, по выражению опубликовавшего этот портрет П.Д. Эт-тингера, «останавливал внимание необычайной выразительностью лица и сосредоточенностью всей концепции, по мастерству же имел много общего с портретами старых мастеров...»3. Высокую оценку исследователь дает и произведениям другого открытого им казанского художника-миниатюриста Льва Крюкова4.
Постепенно формировались основные обобщающие оценки провинциального искусства ХУШ-Х1Х веков. Историки искусства учили видеть не только слабость, но и силу произведений провинциальных художников. Г.Г. Поспелов отмечает и узость кругозора, недостаток профессионального мастерства этих живописцев и в то же время видит в их творчестве «провинциальную наивность», «прямоту и свежесть восприятия натуры, а подчас душевное тепло и поэтичность в отношении художника к жизни».
Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. С англ. Д.А. Коропчевского - М.: Политиздат, 1989. -
573стр.
2 Кондрахина Н. Г.. Примитив как коммуникативная модель и художественный опыт У. Фолкнера : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 : Москва, 2004 164 с. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/93050.html Дата обращения: 14.02.2010
3 ЭттингерП. Зиновий Иванов//София. - 1914.-№ 3.-С. 96-97.
4 ЭттингерП. Лев Дмитриевич Крюков. Материалы к истории Казанского портрета//Казанский вестник. - 1921. - № 3-6. - С. 94-97.
На рубеже веков открываются многочисленные выставки примитивного искусства стран «второго» мира. Культура Европы «открывает» для себя ценность наивного народного искусства и получает возможность обновить свое содержание, синтезируя в себе основы искусства «диких» народов. Примитив становится источником авангардного искусства, которое становится приоритетным в начале века, и продолжает жить на протяжении последующего времени.
Россию не обошли стороной европейские течения, и в начале XX века русские художники вошли в состав новой формации в искусстве, отдававшей свое предпочтение наивному идеалу. Интерес к «низовым» формам культуры возник в художественной среде, обозначив себя уже в деятельности таких объединений, как «Мир искусства», «Голубая роза» и др. Однако по-настоящему народный наив был оценен и взят за основу художественных новаций поколением художников, представляющих авангардные течения. В 1910-х годах М.Ларионов, Н.Гончарова и А.Шевченко объявили себя «неопримитивистами» и отстаивали определяющую роль народной национальной традиции в радикальных преобразованиях языка искусства. Ситуация, сложившаяся вокруг наива в начале XX века, достаточно хорошо освещена в научной литературе.
Как и в Европе, художественная практика дала толчок искусствознанию, и в 1920-е годы наивное искусство стало объектом внимания историков и теоретиков искусства, которые связывали с им дальнейшие поиски выразительности в современном авангардном искусстве.
Активное изучение всех форм наива проводилось в основанной в 1921 году Комиссией по изучению примитивного искусства в проявлениях родового и индивидуального творчества (в 1927 году преобразована в Кабинет по изучению примитивного искусства и детского творчества) при Физико-психологическом отделении при Российской Академией художественных наук, которой сначала заведовал В.В.Кандинский, а с 1923 года А.В.Бакушинский. За девять лет существования Комиссии при участии ши-
рокого круга специалистов разного профиля были обсуждены доклады по разностороннему спектру вопросов, развёрнута практическая деятельность по организации выставок, научных экспедиций. Работа комиссии продолжалась более девяти лет и, одним из направлений ее деятельности, стало изучение творчества необученных художников. В это время A.B. Бакушинским было выдвинуто понятие примитива как особого вида творческой деятельности и намечены пути его изучения. В своей книге «Художественное творчество и воспитание» Анатолий Васильевич Бакушинский рассмотрел многие аспекты примитива, сделал выводы обобщающего характера о свойствах этого вида искусства. Автор представляет своим исследованием одно из важнейших свойств примитива - обновляющую силу. «Современное человечество... оглушено грохотом и стальным лязгом своих заводов и фабрик... в паутине бесчисленных кабелей...Душа современного человека усомнилась в правильности своего настоящего пути и обращается к поискам новых духовных устоев жизни.... Отсюда.... Тяга ко всему «варварскому», примитивному, к некой нарочитой и особо утонченной «грубости» вкуса»5.
В те же годы в Ленинграде развернулась научная работа по изучению наива на базе института народов Севера при институте восточных языков им. A.C. Енуидзе. Одним из ведущих специалистов здесь выступил H.H. Пу-нин. В одной из статей сборника «Искусство народностей Сибири», вышедшего в связи с выставкой, Н.Н.Пунин дал искусствоведческую характеристику творчества северных народов и определил значение примитива для новейшего искусства. Исследователем особо выделена проблема, занимавшая умы художественной интеллигенции ещё в начале XX века: влияние примитива на дальнейшие поиски выразительности в искусстве. Решение этой проблемы критику виделось в ориентации современного искусства на рисунок сибирских народностей.
Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. // Бакушинский A.B. Исследования и статьи. - М.: «Изобразительное искусство», 1981. - С.49
К важным работам рубежа 1920-1930-х гг. относится статья H.H. Лунина "Искусство примитива и современный рисунок"6, опубликованная в сборнике по материалам выставки студентов художественной студии при Институте народов Севера в Русском музее. Выделяя примитив из русла изосамодеятельности, H.H. Пунин рассматривал его как источник обновления профессионального искусства, переживавшего внутренний кризис, подчеркивал органическую слитность носителя примитивной культуры с окружающим миром и миром природы. Разумеется, отдельные произведения провинциальных живописцев и раньше привлекали внимание исследователей.
В 1930-1950 годы усиливается внимание к изучению крепостных провинциальных художников . Однако в изысканиях преобладал не столько ис-торико-художественный, сколько специфически социологический аспект -интерес к судьбе наиболее униженной и бесправной части дореволюционной творческой интеллигенции. Были важны скорее отдельные примеры подобных судеб. Большинство же произведений, созданных руками крепостных художников, оставались по-прежнему в глубинах запасников провинциальных, чаще всего краеведческих, музеев и не исследовались.
Новый виток проявления открытого интереса к наивному искусству в России произошел в середине 20-го столетия. Это вновь явилось результатом переформирования общественного сознания, вызванного политическими, социальными и экономическими переменами в историческом срезе. «В 1960-е годы по миру вновь прошла волна увлечения наивным искусством, видимо, связанная с потребностью в позитивных впечатлениях от художественной
о
продукции» , - пишет об этом периоде искусствовед и один из ведущих ана-
Пунин H.H. Искусство примитива и современный рисунок // Искусство народностей Сибири. Л., 1930 - С.13-36
7 3 в а н ц е в М. А. В. Ступин. Арзамасская художественная школа. - Горький: Горьковское издательство, 1941, 134стр.; Каменский В. Художники крепостного Урала. - Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1957, 76стр.: Комелова Г. Новые материалы к биографии крепостных художников Григория Мясникова и Моисея Дикова//Труды Гос. Эрмитажа. - Л., 1959. - Т. 3. -С. 211-216; Вейнберг А.Л. Крепостной художник Александр Поляков//Труды Гос. Исторического музея, - 1941.-Вып. 15-С. 55-72.
8 Искусство аутсайдеров: путеводитель / под ред. В.В. Гаврилова. - Ярославль: «ИНЫЕ», 2005. - С. 11
литиков наивного искусства Г.К. Богемская. В се