автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Народная культура как социальное явление

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Цукерман, Владимир Самойлович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Народная культура как социальное явление'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Цукерман, Владимир Самойлович

ВВЕДЕНИЕ.

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛШЫ НАРОДНОЙ

КУЛЬТУРЫ.

ГЛАВА I. Социальная сущность народной культуры.

ГЛАВА П. Сущность и структура художественной культуры как социологического феномена.

ГЛАВА Ш. Социальные аспекты возникновения и развития народной художественной культуры.

РАЗДЕЛ П. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗРЕЛОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

ГЛАВА I. Современное состояние и перспективы развития фольклора и народного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. . . 170

ГЛАВА П. Сущность и основные характеристики художественной самодеятельности. . . 200-

ГЛАВА Ш. Неорганизованное любительство в сфере искусства как часть народной художественной культуры. 311

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Цукерман, Владимир Самойлович

Марксистско-ленинская концепция исторического развития основана на признании все возрастающей роли народных масс в производстве материальных и духовных благ, в осуществлении общественного прогресса. "По мере расширения и углубления исторического творчества людей должен возрастать и размер той массы населения, которая является сознательным историческим деятелем,утверждал В.И.Ленин.

Историческое творчество народа породило не только материально-технические основы цивилизации, но и всю культуру человечества. Еще в доклассовом обществе сложилась первобытная культура, составившая фундамент, на котором базировалось последующее развитие культурной деятельности людей. С появлением классов произошло деление культуры на профессиональную и народную. Последняя, изменяясь и обогащаясь в ходе своего развития, выражала наиболее полно мировоззрение масс, их историческую самодеятельность. Народная культура успешно функционирует и в зрелом социалистическом обществе, приобретая в нем новые черты и формы.

Между тем народная культура в социально-философском и историческом плане практически не исследовалась. В работах, посвященных сущности, структуре, закономерностям функционирования и развития культуры человеческого общества в целом и социалистической культуры в частности, как правило, нет даже

I) Ленин В,И. Полн.собр.соч., т.2, с. 539-540. упоминания о народной культуре. '

Сам термин "народная культура" используется преимущественно представителями частных наук - этнографами, фольклористами и т.д., - которые отождествляют ее либо с традиционно-бытовой культурой, либо с такими формами народного художественного творчества, как традиционный фольклор и народное декоративно-прикладное искусство. Некоторые современные публицисты, литераторы сводят народную культуру к патриархальной культуре дореволюционного крестьянства, нередко противопоставляя ее как образец культуре города. Говоря несколько упрощенно, философы не знают, что это такое, а публицисты зачастую извращают ее суть.

Необходимость философско-социологического рассмотрения народной культуры обусловливается, во-первых, тем, что без анализа ее сущности и места в культурном развитии нельзя в полной мере раскрыть роль народных масс в историческом про -цессе.

Обедненной, во-вторых, предстает и сама культура любой эпохи, и особенно периода социализма, когда сфера действия народной культуры охватила практически все общество. Анализ культурных процессов и культурного строительства в СССР неминуемо будет неполон без выяснения места и роли в них народной культуры, ее взаимодействия с культурой профессиональной.

I) Исключение составляет, пожалуй, небольшая статья Л.Н.Когана в сборнике научных трудов, изданных тиражом в 300 экземпля-- ров. См.: Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры. - В сб.: Изучение истории культуры как системы. Новосибирск, 1983.

В-третьих, изучение народной культуры позволяет отчетливее выявить роль рабочего класса в развитии культуры. Он не только создал невиданную прежде, новую, социалистическую культуру, но и предстал в качестве законного наследника всех общечеловеческих культурных богатств, соединил в своей культурной деятельности лучшие достижения демократической прогрессивной и профессиональной, и народной культуры. Рабочий класс создает свою профессиональную культуру, развивает и обогащает народную культуру* и использует все лучшее в мировой культуре. Его культурно-историческая миссия - синтез всех достижений культуры человеческого общества.

В-четвертых, наконец, невозможно достаточно полно исследовать такую важнейшую черту-культуры, как народность, без выявления диалектики народного и народности, взаимодействия и взаимосвязей профессиональной и народной культуры.

Вопросы, связанные с ростом активности масс, развития их культуры, повышения их роли в управлении обществом, нашли глубокое отражение в решениях июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. Ю.В.Андропов, говоря о расширении социалистической демократии, отметил, что "заметно окрепли связи депутатов и Советов с населением. Прочно вошло в практику всенародное обсуждение различных законопроектов. Возросла роль народного контроля. Повышается активность профсоюзов, охвативших теперь практически всех трудящихся и в городе, и в деревне".-^

Указанные выше обстоятельства и побудили нас обратиться к анализу народной культуры, выяснению ее социальной сущности

I) Материалы Пленума Щ КПСС 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983, е. 15. и трансформации ее видов и форм в ходе истории.

Анализ народной культуры во всех ее социальных проявлениях не под силу одному исследователю. Это объясняется как богатством содержания и многогранностью исторически сложившихся видов и форм народной культуры, так и слабой ее изученностью. Как уже говорилось, отдельные (хотя далеко не все) ее виды исследуются представителями частных наук: народная медицина -врачами; народная педагогика - педагогами; народная культура быта - этнографами; народное изобразительное искусство, архитектура - искусствоведами и архитекторами; и т.п. Поэтому диссертант, анализируя в плане исторического материализма народную культуру как социальное явление, использует соответствующие положения в качестве методологической основы для исследования народной художественной культуры, которая выступает в данном случае как особенное по отношению к общему. Тем самым социологический анализ народной художественной культуры представляет собой конкретизацию изучения народной культуры в целом.

Выбор в этом качестве народной художественной культуры не случаен.

I. Она есть самосознание народной культуры, своеобразное зеркало, отражающее важнейшие ее черты. В народной художественной культуре в концентрированной, художественно-образной форме нашли свое выражение и народное миропонимание, и народная- этика и педагогика, и экономические, правовые, экологические воззрения масс. Исследование народной художественной культуры позволяет в значительной мере выявить и основные закономерности народной культуры в целом.

Народная художественная культура как объект исследования представляет собой и самодавлеющую ценность. Народное художественное творчество в течение его многовековой истории, будучи одной из ведущих сфер проявления социально-культурной активности масс, привело к созданию непреходящих ценностей искусства, стало основой сложной, структурно-неоднородной и многогранной по характеру составляющих его компонентов системы, которую мы и называем народной художественной культурой. Она, являясь составной частью художественной культуры общества, на протяжении своей истории находилась в различных взаимоотношениях с профессиональным искусством, охватывала своим воздействием разные слои населения, дифференцировалась на различные формы и виды. Ее развитие внутренне противоречиво, отдельные периоды истории общества складывались неблагоприятно для прогресса народного творчества (это особенно характерно для современного капитализма); социализм, социально и духовно раскрепостив массы, создал условия для расцвета народной художественной культуры.

Особое значение приобретает художественное творчество масс в условиях развитого социализма.

Возрастает в целом значение искусства в эпоху развернутого строительства коммунизма. Искусство представляет собой такую сферу деятельности, которая в значительной степени развивает универсальные творческие потенции личности, является хранителем духовного опыта человечества. Проповедуя идеи прогресса и гуманизма, передовое искусство выполняет важнейшую интегративную функцию формирования нового человека.

Народная художественная культура не просто "вписывает" в свою систему человека как потребителя созданных в ее сфере ценностей. В общем-то именно так обстоит дело с профессиональным искусством по отношению к большинству членов социалистического общества. Художественная культура масс является, в первую очередь, сферой и средством вовлечения трудящихся в самостоятельную активную художественно-творческую деятельность.

Социализм не только открыл трудящимся массам широкий доступ к духовным ценностям, - отмечалось на ХХ1У съезде КПСС, - но и сделал их непосредственными творцами культуры. Одно из ярких свидетельств того - необычайный размах художественного П народного творчества". '

Впервые в истории народное художественное творчество стало общегосударственным делом. "В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества",'^ - записано в Основном законе страны. Забота Коммунистической партии и советского государства о развитии народной художественной культуры нашла отражение в таких важных документах, как Постановления ЦК КПСС "О народных художественных промыслах"^ (1974 г.) и "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества"^ (1978 г.). "Необходимо проявлять постоянное внимание к развитию самодеятельного творчества, приобщении масс к ценностям культуры , отмечается в Постановлении июньского (1983 г.) Пленума Щ КПСС,

2. Народная художественная культура наиболее изучена, собраны многочисленные факты, характеризующие ее функционирование, тенденции ее развития. Правда, эти факты, как мы пока

1) Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., 1971, с. 89.

2) Конституция (Основной закон) СССР. М., 1977, с. 13.

3) Справочник партийного работника. Вып. 15., М.: Политиздат, 1975.

4) Правда, 1978, 2 апр.

5) Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г., с. 76. жем ниже, касаются в основном лишь отдельных блоков и проявлений, а не всей народной художественной культуры в целом. Однако и при такой ситуации работа исследователя значительно облегчается и позволяет ему выйти за рамки умозрительных построений, на основе которых на данном этапе ее изучения только и возможен анализ народной культуры.

3. Наконец, немаловажно и следующее. Диссертант в течение многих лет занимался исследованием художественной культуры и накопил известный опыт ее анализа, собрал значительный,': на наш взгляд, конкретно-социологический материал.

Народная художественная культура, как и народная культура в целом, может быть рассмотрена с разных сторон и подвергнута изучению посредством различных наук, имеющих свой специфиче-' ский понятийный аппарат, свои традиции и достижения в исследовании этого феномена. Действительно, будучи частью как народной, так и художественной культуры общества, народная художественная культура исследуется в ее гносеологическом, аксиологическом, нормативном, художественно-эстетическом, искусствоведческом и иных аспектах. Она является объектом изучения таких наук, как эстетика, этнография, искусствоведение, в том числе и частных его проявлений (фольклористика, литературоведение, музыкознание и т.п.).

Особенности нашего подхода заключаются в следующем: I. Мы исследуем народную культуру главным образом как социологическое явление, то есть с точки зрения анализа связи народного творчества с деятельностью различных классов и социальных групп, выявления социальных закономерностей и объективных условий ее функционирования и развития. За пределами нашей работы остается анализ содержания различных видов народной культуры, эстетические "и искусствоведческие характеристики художественного творчества масс - они изучены в той или иной мере представителями частных наук. Конечно, там, где это необходимо, мы обращаемся к исследованию и отдельных исторических форм, которые в ходе своего развития приобрела народная (в том числе и художественная) культура, но делается это лишь для решения частных, вспомогательных по отношению к анализу социального функционирования народной культуры задач.

2. Народная культура рассматривается нами в связи с процессом развития коммунистической культуры в целом, с точки зрения ее места в практически решаемых задачах коммунистического строительства;, ее влияния на общественную жизнь и формирование коммунистического типа личности. При этом нас интересуют наиболее массовидные проявления народной культуры, и в качестве ее субъекта исследуется в большей мере не столько отдельная личность, сколько социальный слой, социально-демографическая группа и т.п. Отсюда преобладание конкретно-социологических методов исследования при изучении отдельных феноменов народной культуры.

3. Народная культура анализируется нами с позиций марксистско-ленинской теории культуры как явление, воплощающее творческую мощь народа, представляющее собой особого рода культурную деятельность, а также ее результаты, распространяемые и потребляемые определенными общественными группами.

4. В процессе анализа народной культуры мы наибольшее внимание уделили культурному творчеству, а не потреблению благ культуры, считая, что последнее относительно полно исследовано рядом специалистов, в том числе и автором настоящей работы.

5. В отличие от наук, исследующих отдельные блоки народной художественной культуры, мы анализировали данную систему, в первую очередь, как целостное образование, имеющее общее происхождение, относительно единый субъект деятельности и ряд других объединяющих его характеристик. Поэтому, повторяем, нас в основном не интересовали эстетическое содержание народного творчества, его художественная специфика. В данном случае мы видели свою главную цель в том, чтобы представить социологический срез народной художественной культуры, выявить ее носителей и определить основные тенденции ее функционирования и развития.

6. Особое внимание уделено нами народной художественной культуре эпохи развитого социализма как наиболее полному воплощению в истории человеческого общества художественно-творческой энергии народных масс, наиболее яркому выражению талантливости и художественной одаренности народа, высшему этапу художественного освоения действительности средствами главным образом непрофессионального искусства.

7. Исследуя художественное творчество масс мы в основном исключили из анализа те его формы, в котором художественное начало представлено не в "чистом" виде - народные праздники, определенные элементы повседневного быта и другие, не в полной мере художественные явления.

Учитывая необычайное многообразие различных проявлений народного художественного творчества, мы ограничили свое исследование анализом народной художественной культуры прежде всего русского народа, сосредоточив основное внимание на социалистическом этапе ее функционирования и развития.

В какой мере эти аспекты рассмотрения народной культуры нашли адекватное отражение в научной литературе?

Основные методологические проблемы народной культуры и народного художественного творчества нашли свое разрешение в трудах классиков марксизма-ленинизма, материалах КПСС и братских коммунистических партий, работах выдающихся деятелей рабочего и коммунистического движения. Имеется богатая и разнообразная научная литература по конкретным формам народной художественной культуры.

Традиционным видам народного творчества посвящено гигантское количество работ, в которых, помимо специального, чаще всего искусствоведческого анализа, характеризовались и социальные корни, и социальная направленность народного искусства. При этом, как правило, фольклор и народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство рассматривались раздельно как самостоятельные формы народного творчества. Однако в целом, как социологический феномен, эти "блоки" народной художественной культуры почти не были подвергнуты специальному изучению. Еще в большей мере высказанное нами утверждение справедливо по отношению к народной художественной культуре социализма. В ряде работ анализировались сходство и различия фольклора и художественной самодеятельности, фольклора и декоративно-прикладного искусства, рассматривались достижения народного художественного творчества в условиях социализма. Однако нам почти не известны социологические исследования, посвященные народной художественной культуре как самостоятельному, целостному образованию; не выделен субъект народного художественного творчества в современную эпоху, не изучены его особенности, не определены основные "блоки", из которых строится народная художественная культура, не выявлена специфика ее функционирования и основные, закономерности и тенденции ее развития.

Исследования проблем культуры, культурной деятельности и ее ведущих характеристик явились основой для рассмотрения нами сущности народной и уже - народной художественной культуры, ее структуры, мотивов и стимулов участия масс в художественном творчестве. Ведущие положения марксистско-ленинской теории культуры были впервые в значительном объеме применены нами для анализа процессов развития народной художественной культуры.

Несмотря на обилие конкретных исследований по такому важному "блоку" народной художественной культуры, как художественная самодеятельность, в научной литературе не нашли отражения многие существенные проблемы самодеятельного творчества, оно не было рассмотрено с позиций социологического анализа как явление изоморфное по своей структуре художественной культуре в целом. Практически не изучено в социологическом плане неорганизованное художественное любительство. Современный фольклор и народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство также исследованы главным образом лишь с позиций искусствоведения.

Отсюда цель нашей работы - выяснить сущность народной культуры, на базе анализа народного художественного творчества определить основные социальные характеристики ее функционирования и развития.

С учетом степени разработанности и актуальности проблемы в диссертации нами были поставлены следующие основные задачи:

1. С позиций исторического материализма раскрыть классовую природу, место и роль народной культуры в системе культуры человечества.

2. Показать на примере художественной культуры коренное изменение ее содержания, форм и роли в социалистическом обществе и социалистической культуре.

3. Выработать методологические принципы изучения народной художественной культуры как составной части народной культуры.

4« Раскрыть на базе анализа народной художественной культуры основные социальные закономерности массового коллективного творчества народа.

К числу неосновных задач мы относим следующие:

1. Проанализировать художественную культуру общества как социологическое явление и определить место в ней народной художественной культуры.

2. Выявить генезис и исследовать структуру и основные характеристики народной художественной культуры развитого социализма.

3. Рассмотреть ведущие черты и тенденции развития в современный период фольклора и народного изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

4. На базе теоретического анализа и конкретно-социологических исследований изучить основные закономерности и перспективы развития художественной самодеятельности и неорганизованного любительского художественного творчества.

5. Разработать практические рекомендации, направленные на совершенствование управления народной художественной культурой, повышение ее роли в духовной жизни социалистического общества, коммунистическом воспитании трудящихся.

Объектом.нашего исследования явилась народная культура и одно из ее конкретных проявлений - народная художественная культура.

Предает исследования - социологические аспекты формирования, функционирования и развития народной культуры.

В ходе исследования применялись различные методы фидософсш социологического анализа. В наибольшей мере автор руководствовался методом системного исследования, предполагающим генетический и структурно-функциональный анализ изучаемого явления. Диссертантом широко использовались также методы конкретно-социологического анализа в тех случаях, когда это позволял исследуемый материал.

Многоаспектный характер диссертации, в которой теоретический анализ сочетается с обобщением результатов конкретно-социологических исследований, проведенных автором и другими специалистами, изучение положений исторического материализма, научного коммунизма, теории культуры, эстетики и частных искусствоведческих дисциплин обусловил многообразие использованных источников и материалов.

Наиболее значимыми для нас были положения К.Маркса о сущностных силах человека как предпосылках и результатах социальной деятельности, о роли народных масс в историческом процессе, об условиях и основных характеристиках формирования всесторонне и гармонически развитой личности, о диалектике коллективного и индивидуального в ходе осуществления указанного процесса, высказывания основоположников марксизма по проблемам искусства, художественного воспитания и народного творчества.

В процессе исследования широко использовались труды В.И. Ленина: о народе и его роли в революционном преобразовании общества, о разуме и предрассудках масс, об исторической миссии рабочего класса в развитии культуры; учение о социалистической культурной революции, двух культурах в культуре антагонистического общества, возрастании роли масс в развитии культуры; его суждения по вопросам художественной культуры и управления ею, ряд других ленинских высказываний, касающихся обширного круга философско-социологических проблем.

Мы опирались также на материалы ХК1У, ХХУ и ХХУ1 съездов

КПСС, характеризующие основные закономерности социально-экономического и культурного развития социалистического общества, Программу КПСС и Конституцию СССР, Постановления Щ КПСС по вопросам идеологической работы и духовной жизни советского общества, труды выдающихся деятелей Коммунистической партии и советского государства, касающиеся проблем развитого социализма, социальной структуры общества, идеологической борьбы и воспитания нового человека.

Автор использовал исследования советских и зарубежных обществоведов-марксистов по проблемам:

1) сущности, структуры культуры и закономерностей ее развития при социализме (работы Ц.Г.Арзаканьяна, А.И.Арнольдо-ва, Э.А.Баллера, Е .В .Боголюбовой, В.И.Болгова, В.В.Горбу нова, Л.А.Гордона, Ю.Р.Вишневского,В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, Н.С.Злобина, Л.И.Иванько, М.Т.Иовчука, Э.Иона, М. С .Кагана, М.П. Кима, Э.В.Клопова, М.Я.Ковальзона, Л.Н.Когана, Э.С.Маркаряна, В.М,Межуева, Э.В.Соколова, И.П.Труфанова, А.К.Уледова, З.И. Файнбурга, О.В.Хановой, Б.Д.Яковлева и др.);

2) народной культуры, ее содержания, границ, соотношения с профессиональной культурой (весьма немногочисленные работы, чаще всего отдельные высказывания С.Н.Артановского, М.М.Бахтина, Ю.В.Бромлея, А.Я.Гуревича, Л.Н.Когана, В.В.Пименова,

К.В .Чистова и некоторых других);

3) сущности и структуры художественной культуры, ее функционирования и развития в условиях социализма, теории и практики художественного воспитания (работы Ю.А.Барабаша,

A.Л.Вахеметсы, В.И.Волкова, М.Б.Глотова, К.Горанова, А.Г.Егорова, А.Ф.Еремеева, Л.А.Зеленова, М.С.Кагана, Л.Н.Когана,

B.А.Конева, С.Г.Кудрявцевой, А.В.Кукаркина, Ю.А.Лукина, Ю.С. Мелентьева, А.И.Семйшко, Р.М.Садова, В.К.Скатерщикова, С.Н.

Плотникова, Ю.У.Фохта-Бабушкина, В.Р.Щербины и др.);

4) развития личности и ее потребностей, самореализации личности в различных видах деятельности (работы В.Г.Афанасьева, Е.А.Ануфриева, Г.С.Арефьевой, Г.С.Батищева, С.С.Батенина, С.Л.Березина, ЛЛЬБуевой, Ю.Н.Давыдова, Г.А.Давыдовой, В^.Е. Давидовича, А.Г.Егорова, В.Я.Ельмеева, Л.Живковой, Л.А. Зеленова, Н.В.Иванчука, М.С .Кагана, М.С Цветного, Д.А.Кикнадзе, В.Е.Кемерова, Л.Н.Когана, А.В.Маргулиса, Н.Н.Михайлова,

A.Г.Мысливченко, П.Ничкова, Г.П.Орлова, М.Н.Руткевича, B.C. Семенова, Е.И.Смирновой, Л.Г.Смирнова, А.Г.Спиркина, М.Л. Субботина, З.И.Фаинбурга, В.Е.Чаплика, Н.И.Шаталовой и др.);

5) генезиса, функционирования и развития народной художественной культуры в целом и ее отдельных "блоков" (работы Л.Я.Алексеевой, Г.З.Апресяна, С.Н.Артановского, П.Г.Богатырева, Ю.Буртина, Ан.Вартанова, И.Ю.Гончарова, А.А.Горелова,.

B.Е.Гусева, Б.М.Добровольского, Л.И.Емельянова, А.Ф.Еремеева, М.С .Кагана, Л.Н.Когана, С .Кондратьевой, М.С .Колесова, А.И. Лазарева, Ю.С.Мелентьева, Г.О.Недошивина, В.П.Одинцова, П.А. Павлова, Ф.И.Прокофьева, В.Я.Проппа, Т.М.Разиной, С.Б .Рождественской, Е.И.Смирновой, А.Н.Сохора, Т.Тодорова, В.И.Ураль-ской, В.Б.Чурбанова, А.С.Шакир-Заде, И.П.Шитова и др.).

Наиболее близка к нашей работе по объекту.исследования монография и докторская диссертация Ф.И.Прокофьева.^ В этом исследовании художественное творчество масс рассматривается как целостное явление, анализируются сущность художественного

I) См.: Прокофьев Ф.И. Проблемы развития художественного творчества масс в условиях зрелого социализма. Автореф. дисс. .докт. филос. наук. М., 1980; Художественное творчество масс в условиях развитого социализма. - Киев, 1978. творчества и потребности в нем, определяются его уровни, количественные параметры и ряд других характеристик. В целом, однако, работа существенно отличается от нашей: в ней нет анализа народной культуры, не выявляется генезис современного народного художественного творчества, а главное - диссертация 2>.И. Прокофьева - эстетическое и психолога-социологическое исследование, характеризующее народное творчество в других аспектах и по иным параметрам, нежели это делаем мы.

В диссертации использованы материалы эмпирических исследований, проводившихся при активном участии или под руководством автора в Свердловской, Челябинской областях и других районах Урала в 1966-1983 г.г. Наиболее значительное из них -исследование состояния, тенденций и перспектив развития художественной самодеятельности и индивидуального художественного любительского творчества трудящихся Челябинской области, осуществленное под руководством автора в 1976-83 г.г.

В процессе исследования мы пытались выявить степень распространенности художественной самодеятельности и неорганизованного любительства, мотивы и стимулы участия в них, их роль в самореализации личности, определить факторы, воздействующие на функционирование указанных "блоков" народной художественной культуры, и тем самым выявить основные закономерности и тенденции их развития в социалистическом обществе.

Это исследование проводилось методами социологического • изучения материалов государственной статистики, документации областного управления культуры и областного совета профсоюзов, опроса различных категорий населения по многоступенчатой районированной выборке (население старше 15 лет опрашивалось пропорционально его численности в городах и селах области, в пунктах, расположенных на разном удалении от областного центра, в соответствии с его социально-профессиональной и половозрастной структурой, в самодеятельных художественных коллективах и вне их).

Выбор Челябинской области как основной базы исследования был обусловлен рядом причин: а) заинтересованностью и активной поддержкой со стороны областного комитета КПСС и других областных организаций; б) возможностью проверки на практике выработанных автором рекомендаций; в) наличием сопоставимых данных, полученных в результате проведения в уральском регионе исследований по аналогичной проблематике.

Полученные нами данные могут считаться репрезантивными для промышленно развитых областей Российской Федерации, а в известной мере и своеобразным прогнозом для тех регионов страны, индустриальное развитие которых приблизит их в обозримом будущем по уровню урбанизации и ряду других характеристик к областям уральской зоны.

В процессе исследования нами были разработаны и использованы следующие основные инструменты:

1. Схема анализа отчетных материалов управления культуры и облсовпрофа.

2. Схема контент-анализа репертуара художественной само-деятельности^

3. Паспорт художественной самодеятельности района (35 паспортов).

4. Анкета участника художественной самодеятельности. Опрошено 1414 человек (1,5$ участников самодеятельности Челябинской области), в том числе 513 человек, проживающих в крупных; 207 - в средних; 273 - в малых городах области и 421 - в сельской местности.*^

5. Анкета потенциальных участников самодеятельности. Опрошено 2475 человек, в том числе: крупные города - 812; средние - 313; малые - 632; село - 728 человек.*)

6. Анкета руководителя самодеятельного коллектива - 211 человек, что составляет около 10% данной категории работников.

7. Карточка участвующего в индивидуальном любительском художественном творчестве - 1985 человек.

8. Анкета участвующего в индивидуальном творчестве - 448 человек.

9. Анкета хозяйственного руководителя, выясняющая отношение этой категории работников к проблемам самодеятельности -138 человек.

10. Анкета выпускника Челябинского института культуры и областного культурно-просветительного училища - 219 человек. Ее цель - выявление факторов "закрепления" выпускников учебных заведений культуры по месту распределения.

11. Анкета "Культура и Вы", имеющая целью выявление культурного уровня руководителей самодеятельных коллективов, получивших высшее или среднее специальное культурно-просветительное образование - 200 человек.

Таким образом, всего по проблемам художественной самодеятельности и любительского творчества опрошено 7090 человек.

Анализируя процесс развития в СССР народного художественного творчества, автор опирался на данные общесоюзной статисти

I) Несоответствие числа опрошенных их реальному соотношению в поселениях различного масштаба обусловлено характером выборки, предусматривавшей относительно больший удельный вес участвующих в самодеятельности и реально могущих быть вовлеченными в нее на селе и в малых городах по сравнению с крупными населенными пунктами. ки, а также на материалы конкретно-социологических исследований, проводимых его коллегами в различных научно-исследовательских центрах страны.^ Нами использовались также материалы периодической печати, в том числе таких специальных изданий, как "Декоративное искусство СССР","Клуб и художественная самодеятельность", "Культурно-просветительная работа" и др.

По мнению автора, настоящая работа обладает существенной научной новизной.

Новым, не имеющим прецедента в научной литературе, является выбор объекта исследования - народной культуры как специфического социокультурного феномена. Если о народной культуре прошлого хотя бы спорадически и упоминалось в литературе, то народная культура социализма практически вообще не рассматривалась. Анализ судеб народной культуры при социализме, ее структуры, классовой сущности, ее специфики и места в социалистической культуре - вклад автора в исследование данного феномена.

На основе анализа народной культуры диссертант разрабатывает методологические принципы исследования народного художественного творчества, выявления в его развитии тех закономерностей, которые характерны для народной культуры в целом.

Понятие "народная художественная культура" обычно не применяется по отношению к социалистическому обществу. Автор счел необходимым объединить.под этим понятием такие разнородные,на первый взгляд/социохудожественные явления, как Фольклор, народ1 ное изобразительное и декоративно-прикладное искусство, худо- ; жественную самодеятельность и неорганизованное художественное любительство, вычленив их из социалистической художественной

I) См. сноски в соответствующих разделах работы. культуры по особенностям субъекта, результатов и ряда характеристик художественной деятельности. Употребление указанного термина позволяет избежать одностороннего подхода к народному художественному творчеству, при котором анализу - чаще всего искусствоведческому по отношению к традиционному народному искусству и социологическому либо психолого-педагогическому применительно к художественной самодеятельности - подвергались лишь отдельные его "блоки". Термин "народная художественная , I культура" обладает также большей информационной емкостью, чем употребляющиеся обычно "народное творчество" или "народное искусство",- ибо охватывает не только процесс продуктивной художественно-творческой деятельности народа (народное художественное творчество) и его результаты (народное искусство), но и всю систему их социального бытия.

Впервые народная художественная культура анализируется с позиций социологического подкода, с точки зрения ее функционирования в обществе, места и роли в развитии социалистической художественной культуры.

Автор предлагает свою концепцию сущности и структуры художественной культуры общества, рассматривая ее как единство субъекта, процесса, результатов и условий художественной деятельности.

В диссертации прослеживается генезис народной художественной культуры, дается ее периодизация применительно к классово-антагонистическому обществу и эпохе социализма. Автор выдвигает в качестве критерия периодизации народного художественного творчества характер его отношения к профессиональному искусству, что существенно отличает концепцию диссертанта от тех, которые сложились в.научной литературе.

Новым в работе, на наш взгляд, является и структурирование народной художественной культуры. Выявление основных ее "блоков" совершается на базе разработанных автором критериев, ведущими из которых являются специфика субъекта и характера художественной деятельности. Выделение структурных элементов народной художественной культуры позволяет выявить диалектику их различий и взаимосвязи, тенденции и перспективы развития каждого из них.

Сочетание теоретического и конкретно-социологического анализа художественной самодеятельности и индивидуального любительского творчества позволило выявить основные факторы и тенденции их развития в условиях зрелого социализма, что не было в полном объеме исследовано другими авторами. В наибольшей мере данное утверждение касается индивидуального любительского художественного творчества, изучение которого в крупных масштабах применительно ко всем видам продуктивной художественной деятельности впервые осуществлено диссертантом.

Особое внимание обращено автором на проблему самореализации личности в процессе непрофессионального художественного творчества, недостаточно освещенную в нашей литературе.

Выдвинутые в диссертации теоретические положения (сущность и структура народной культуры, возрастание ее роли в культуре зрелого социализма, роль народного художественного творчества во всестороннем и гармоническом развитии личности труженика социалистического общества и др.) дают возможность более глубокого рассмотрения ряда актуальных проблем научного коммунизма и марксистско-ленинской теории культуры. Эти положения могут быть использованы в процессе изучения в вузах и системе политпросвещения курсов исторического материализма, научного коммунизма и теории культуры.

Анализ факторов, тенденций и перспектив развития различных "блоков" народной художественной культуры расширяет возможности научного управления процессами народного художественного творчества, их планирования и прогнозирования.

Автор выносит на защиту следующие основные положения:

1. Термин "народная культура" может быть употреблен в широком и узком смысле слова. В первом случае мы понимаем под ней всю демократическую, прогрессивную культуру, созданную как профессионально, так и непрофессионально и обладающую особым качеством народности. Народная культура в узком смысле слова есть часть культуры человеческого общества, созданная •непосредственно самими трудящимися массами (как правило, непрофессионально) и выражающая их миропонимание и мироощущение .

2. В народной культуре (в узком смысле слова) преобладают демократические, прогрессивные начала, объективно выражающие интересы масс, но есть и реакционные, консервативные и иные негативные элементы, ибо она отражает не только разум, но и предрассудки народа. В этом плане нельзя отождествлять поня

7 тия "народная" и "хорошая", позитивно оцениваемая культура. Вообще понятие "народная культура" есть не столько аксиологическая, сколько социологическая категория.

3. Народная культура существовала на протяжении всей человеческой истории и не только сохранилась в условиях социализма, но и приобрела новые формы и виды, значительно обогатилась по содержанию и сфере воздействия.

4. Решающую роль в формировании и развитии народной культуры социализма сыграл рабочий класс, синтезирующий в своей деятельности все лучшие достижения и профессиональной, и народной культуры.

5. Народная культура социализма не противостоит профессиональной культуре, а, основываясь шесте с ней на общем мировоззрении, развивается в едином направлении, хотя и отличается рядом особенностей по субъекту и характеру деятельности.

6. Народная культура в условиях социализма представляет собой явление, базирующееся по содержанию и формам на двух основах: традиционной народной и профессиональной культуре; при этом особенно возрастает удельный вес второго направления народной культуры.

7. Современное народное художественное творчество может быть комплексно охарактеризовано через понятие "народная художественная культура". Она есть важнейшая часть народной культуры и ее развитие определяется теми же закономерностями, что и развитие народной культуры в целом. Более того, именно через анализ народной художественной культуры легче оценить закономерности функционирования и развития всей народной культуры.

8. К числу основных таких закономерностей относятся, на наш взгляд, следующие:

- возрастание роли народной культуры как проявление роста творческой активности масс;

- охват деятельностью в сфере народной культуры все большего числа представителей различных (а в условиях развитого социализма - всех) социальных групп общества;

- обогащение видов и форм культурной деятельности в сфере народной культуры;

- все большее нарастание сознательного личностного начала, проявлений самодеятельности трудящихся;

- сближение народной и профессиональной культуры, ведущее в перспективе к их слиянию;

- институционализация народной культуры, рост необходимости совершенствования управления его и ее общественного регулирования.

Выдвинутые в диссертации теоретические положения (сущность и структура народной культуры, возрастание ее роли в культуре зрелого социализма, роль народного художественного творчества во всестороннем и гармоничном развитии личности труженика социалистического общества и др.) дают возможность более глубокого рассмотрения ряда актуальных проблем научного коммунизма и марксистско-ленинской теории культуры. Эти положения могут быть использованы в процессе изучения в вузах и системе политпросвещения курсов исторического материализма, научного коммунизма и теории культуры.

Анализ факторов, тенденций и перспектив развития различных "блоков" народной художественной культуры расширяет возможности научного управления процессами народного художественного творчества, их планирования и прогнозирования.

По теме диссертации опубликованы 50 научных работ общим объемом около 60 п.л. Диссертант выступал с сообщениями и докладами на Всесоюзных, республиканских региональных, областных и отраслевых научных конференциях и симпозиумах: "Проблемы художественного восприятия" (Ленинград, 1968), "Ленинизм и проблемы духовной жизни рабочего класса СССР" (Свердловск, 1969), "В.И.Ленин и проблемы художественной культуры" (Дэнецк, 1969), "Социальное планирование и производство" (Оренбург, 1969), "Эстетическое воспитание учащейся молодежи" (Свердловск, 1970), "Проблемы эстетического воспитания" (Москва, 1970), "Ленинизм и развитие социалистической культуры" (Ташкент, 1970), "Внедрение функциональной музыки на промышленном предприятии " (Пермь, 1970), "Пути повышения трудовой и политической активности трудящихся в свете решений ХХ1У съезда КПСС" (Челябинск, 1972), "Социальное планирование" (Уфа, 1972), "Проблемы развития художественной самодеятельности" (Челябинск, 1975), "Рабочий класс и духовная культура развитого социалистического общества" (Челябинск, 1975), "Проблемы перспективного планирования в сфере художественной культуры" (Москва, 1979), "НТР: советский образ жизни и научно-технический прогресс" (Челя- . бинск, 1980), "Ш Уральские социологические чтения" (Оренбург, 1980), "Проблемы планирования, прогнозирования, управления и изучения культуры как целого" (Пермь, 1981), "Совершенствование культурного обслуживания сельского населения на основе централизации клубных учреждений в свете решений ХКУ1 съезда КПСС" (Челябинск, 1982) и др.

На основе проведенных под руководством автора конкретно-социологических исследований были представлены соответствующие материалы и практические рекомендации в ЦК ВЛКСМ, Челябинский областной комитет КПСС, Челябинское, Пермское, Курганское областные управления культуры и ряд других организаций и учреждений.

• Частично положения диссертации использовались в планах развития культуры Омской области, Свердловского завода медпре-паратов, разработанного под руководством автора плана социального развития города Николаева (УССР), раздела культуры плана социального развития г.Челябинска, Севастопольского морского завода, в комплексной программе по работе с молодежью Челябинского обкома ВЛКСМ, в рекомендациях ряда областных и городских научно-практических конференций.

Материалы диссертации использовались автором в курсе "Основы марксистско-ленинской теории культуры", в течение многих лет читаемом для студентов Челябинского государственного института культуры, слушателей факультета повышения квалификации при институте, теоретического семинара преподавателей института, в статьях, опубликованных в местной и центральной печати газета "Труд" - 1977, 1981 гг.) , в выступлениях перед трудящимися Челябинской, Свердловской, Пермской, Курганской областей, Хабаровского края, Запорожской области УССР и др.

Структура нашей работы определяется логикой исследования.

Во Введении характеризуются степень изученности и актуальность проблемы, использованные автором источники, обосновывается теоретическая новизна и практическая значимость работы, ее цель и задачи.

В первом разделе, состоящем из трех глав, рассматриваются общетеоретические проблемы народной культуры вообще и социалистического этапа ее развития в особенности.

В первой главе "Социальная сущность народной культуры", имеющей во многом методологический характер, рассматриваются сущность народной культуры, ее структура, изменение ее видов и форм в ходе истории, ее специфика при социализме.

Поскольку народная художественная культура есть составная часть художественной культуры общества в целом, вторая глава "Сущность и структура художественной культуры как социологического феномена" посвящена анализу указанных ее характеристик.

В третьей главе "Социальные аспекты возникновения и развития народной художественной культуры" анализируется сущность данного явления, выясняется его происхождение, определяются границы и основные характеристики социалистической народной художественной культуры, выделяются ее структурные элементы.

Второй раздел, включающий три главы, посвящен рассмотрению функционирования и развития в условиях зрелого социализма основных блоков народной художественной культуры.

Первая глава "Современное состояние и перспективы развития фольклора и народного изобразительного и декоративно-прикладного искусства" построена на анализе традиционных форм народного творчества и их функционирования в настоящее время.

Вторая глава "Сущность и основные характеристики художественной самодеятельности" содержит в себе краткую историю самодеятельного искусства, определение его социальной роли в социалистическом обществе, в развитии личности, раскрывает особенности его функционирования и перспективы роста;

В третьей главе "Неорганизованное любительство в сфере искусства как часть народной художественной культуры" дается развернутый анализ этого мало изученного социокультурного феномена, вскрывается его место в художественной культуре общества и развитии социалистической личности.

В Заключении выводы исследования суммируются с позиций проявления закона возрастания роли народных масс в развитии культуры общества.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Народная культура как социальное явление"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народная культура прошла многовековой путь развития. Являясь выражением творческой активности народных масс, она воплощала их мировоззрение, идеалы и чаяния, их исторический разум и порожденные рядом факторов предрассудки. Будучи социально неоднородной по своим носителям и творцам, народная культура в условиях классово-антагонистического общества содержала как демократические, социалистические элементы, так и проявления консервативных и реакционных начал. Однако на протяжении веков она неизменно в основе своей выражала интересы трудового народа, воплощала его творчески - созидающую мощь. В ходе истории менялись многие компоненты содержания народной культуры, соотношение составляющих ее блоков, ее взаимосвязи с профессиональной кушьтурой. В условиях социализма этот цроцесс приводит к все большему сближению народной и профессиональной культуры, создающему условия для их последующего синтеза, к возникновению весьма значительных по объему, содержанию и интенсивности проявлений народной культуры, основанных на достижениях профессиональной культурной деятельности. Особенно велика в этом отношении роль рабочего класса, который, являясь создателем новой социалистической культуры, интегрировал в ней лучшие достижения отечественной и мировой прогрессивной культуры.

Народная культура возникла как творчество самих трудя -щихся масс. Отчужденная от них профессиональная культура, в наиболее значимых своих проявлениях объективно, а с ростом сознания трудящихся и субъективно, становилась культурой для масс. Развитие культуры цри социализме способствует осущест-

влению диалектического процесса, в ходе которого, с одной стороны, ликвидировано отчуждение от народа профессиональной культуры, а с другой - культурное творчество все в большей мере становится делом самих масс.

В ходе истории возрастает роль самодеятельного начала в развитии народной культуры. Первобытная культура обладала таким началом в минимальной степени, ибо обслуживала в первую очередь утилитарные потребности человека, обусловленные внешней (верно или неверно понимаемой) необходимостью. В дальнейшем повышается удельный вес самодеятельности, особенно в фольклоре, к новому времени в основном потерявшем свои утилитарные функции. В условиях развитого социализма, по нашему мнению, вся, за редким исключением, народная культура стала в основе своей самодеятельной даже и тогда, когда она связана с утилитарно-практической деятельностью (техническое творчество и т.п.); более того, именно самодеятельный характер культурной деятельности и является, на наш взгляд, тем водоразделом, который позволяет отличить народную культуру от профессиональной.

Народная культура в целом, а эпсКи социализма в частности, еще крайне мало изучена, в ней далеко не все ясно. Пока еще недостаточно четко определены ее границы, структура, проблематично отнесение к ней ряда видов и форм деятельности, например, так называемой общественной работы, не прослежена в полной мере распространенность различного рода занятий, осуществляемых в сфере народной культуры, их "привязанность" к тем или иным социально-демографическим, профессиональным группам населения, регионам страны, ее национальному составу. В сущности народная культура исследована нами как со-

циально-творческий феномен, анализ потребления ее ценностей в лучшем случае только намечен. Много неясного в механизме функционирования и развития народной культуры.

Поэтому основные выводы будут сделаны нами по отношению к народной художественной культуре,' наиболее изученному и синтезирующему ряд важнейших характеристик блоку народной культуры.

В развитии народной художественной культуры, как и народной культуры в целом, наиболее явственно цроявляется закон возрастания роли народных масс в истории. Действие этого закона применительно к художественной культуре общества осуществлялось по разным направлениям. С одной стороны, возрастало влияние народных масс на художественную культуру, базирующуюся на профессиональном ("ученом") искусстве. Это связано с усилением демократических начал в искусстве, все большим его развитием по пути народности и прогресса, оплодотворением его достижениями народного творчества, вовлечением в сферу профессионального художественного творчества непосредственных представителей народа и т.д.

С другой - повышалась роль и самой народной художественной культуры. Процесс этот происходил весьма неравномерно и диалектически противоречиво. В иные эпохи сужалась сфера действия народной культуры, усиливалось ее размежевание с профессиональным искусством, отмирали и становились достоянием прошлого некоторые ее жанры. Однако сквозь цепь случайностей, через зигзаги попятных движений пробивались исторически закономерные тенденции развития народной художественной культуры, определяющие пути ее прогресса. К числу таких магистральных тенденций можно отнести следующие:

1. Народное искусство осуществляло художественное освоение все новых и новых сфер действительности.

2. Совершенствовался арсенал художественных средств народного искусства, росло его жанровое и идейно-тематическое многообразие.

3. В народное художественное творчество вовлекались новые слои трудящихся, оно все более насыщалось прогрессивным общественно-политическим содержанием, оказывая нарастающее воздействие на социально-политическую и духовную жизнь общества.

4. Впитывая и широко используя достижения профессионального искусства, народная художественная культура постепенно утрачивала черты стихийности, наивного реализма, элементы косной традиционности, становясь широким сознательным художественным движением народных масс, приобщающихся к вершинам мирового искусства.

Завершение первого этапа культурной революции в СССР способствовало невиданному в истории росту общей культуры трудящихся. Создались условия для того, чтобы сбылось предсказание В.И.Ленина, высказанное им в беседе с Кларой Цеткин: "Подъем общего культурного уровня масс создает ту твердую, здоровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки, техники".^

Значение народной художественной культуры особенно возрастает в эпоху совершенствования развитого социализма, определяется теми тенденциями общественного развития, реализация которых непосредственно сказывается на ее судьбах.

I) Ленин В.И. о литературе и искусстве. - М., 1969, с. 666667.

По каким основным направлениям осуществляется возрастание роли народной художественной культуры в "развитом социалистическом обществе?

Резко увеличилось число людей, вовлеченных в те или иные формы художественного творчества. Слой художественной интеллигенции, профессионально занятой искусством, несмотря на абсолютный рост, относительно невелик по численности. \В непрофессиональное художественное творчество вовлекается все более обширная масса трудящихся, получившая в условиях развитого социализма возможность развернуть и проявить свои таланты./Известно, что участники художественной самодеятельности неравномерно распределены по социальным и демографическим группам нашего общества. Развитие любительского творчества сглаживает некоторую неравномерность процесса распространения художественно-творческой деятельности на все категории трудящихся, расширяет, фронт творческой активности народа.

Сложились и получили значительный импульс к дальнейшему развитию специализированные институты народной художественной культуры, ставшие центрами организации, методического руководства и научного управления народным творчеством.

Художественно-творческая деятельность масс поднялась на более высокую качественную ступень. Народному творчеству стали доступны такие виды и жанры искусства, которые были ранее достоянием только профессиональной художественной культуры. Сейчас почти нет таких видов продуктивной художественной деятельности, которые не были бы освоены непрофессиональными художниками. В ряде отношений народное искусство завоевывает такие плацдармы, которые не были освоены даже профессиональным искусством. Примером тому является творчество агитбригад,

художественные элементы новых праздников и обрядов и т.д. Творчество масс зачастую отличается особой свежестью, душевной открытостью и полнотой, искренностью тона, отсутствием знаточеского, "запрофессионализированного" отношения к искусству.

Художественное творчество масс есть одна из сфер и одно из средств социальной интеграции общества. Благодаря участию в народном творчестве, происходит сближение культурных уровней различных социальных групп, выравниваются показатели их культурной активности, интенсифицируется обмен духовными ценностями между ними, развиваются межличностные контакты, укрепляются отношения сплоченности и коллективизма. Вовлечение в художественное творчество представителей различных категорий трудящихся, их совместная, чаще всего коллективная деятельность в этой сфере - один из ярких показателей преодоления существенных различий между людьми умственного и физического труда, движения нашего общества к социальной однородности.

Народное искусство служит также одним из средств стирания существенных различий между культурным уровнем города и села. Художественно-творческая деятельность сельских жителей позволяет им наиболее активно осваивать культурные достижения города, участие горожан в художественном творчестве приобщает их к нетленным ценностям фольклорного наследия. Будучи одним из средств интенсификации культурного обмена между городом и деревней, народное творчество способствует их сближению, распространению не только художественных, но и нравственных й иных духовных ценностей, содействуя тем самым укреплению морально-политического единства советского общества, отношениям товарищества и взаимной помощи между рабочим классом и колхозным крестьянством.

Творческая деятельность масс в сфере искусства все более интернационализируется. Опираясь цревде всего на лучшие традиции национального искусства, будучи одним из наиболее ярких выражений национального своеобразия культуры данного народа, народное творчество широко использует достижения культуры народов СССР и зарубежных стран, служит средством сближения этих народов. Тем самым, с одной стороны, оно обогащается опытом мирового искусства, духовными завоеваниями народов мвда, с другой - расширяет сферу своего воздействия, оказываясь средством распространения достижений национальной культуры, идей мира, социализма и прогресса среди трудящихся " зарубежных стран. Русская народная художественная культура выходит за рамки одной нации и вместе с искусством народов СССР становится мировым достоянием.

Происходит все большее сближение народного и профессионального искусства. Такой процесс нельзя рассматривать только как однонаправленный. Конечно, воздействие профессионального искусства на народное творчество, особенно такие его блоки, как художественная самодеятельность и искусство любителей, чрезвычайно велико. Исполнительское творчество непрофессиональных художников в основном базируется на произведениях профессионального искусства, метод социалистического реализма, сформировавшийся в профессиональном творчестве, является определяющим началом и значительной части народного искусства. Профессиональное искусство раздвинуло горизонты народного творчества, обогатило его художественный язык* способствовало росту его жанрового и идейно-тематического богатства, стилевого многообразия. Однако весьма велико и обратное воздействие народного творчества. В последнее десятилетие особенно ощущается

влияние фольклора на литературное творчество, развитие музыкального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства,

В художественной самодеятельности были воспитаны и выращены многие мастера советского искусства, в том числе такие видные его деятели, как Л.Зыкина, Э.Пьеха, С.Юрский и другие,

В народном творчестве возрастает значение авторского начала, что в конечном итоге будет способствовать обогащению отечественного искусства новыми талантами и новыми произведениями.

Необычайно расширилась сфера распространения народного искусства. Аудитория его благодаря использованию средств массовой информации охватывает практически все население страны. На концертах и спектаклях самодеятельных артистов присутствует ныне больше зрителей и слушателей, че.м на всех концертах, спектаклях и цирковых представлениях, осуществляемых профессиональными работниками искусства, вместе взятыми.

Благодаря иной, более интимной связи с аудиторией народное искусство нередко оказывает на зрителя не меньшее, воздействие, чем творчество профессионалов. Насыщенные местным материалом, острые и актуальные выступления самодеятельных артистов обладают значительным нравственным и идейно-политическим потенциалом, пронизаны идеями коммунистической партийности, несут в массы мощный заряд оптимизма и творческой энергии.

Народное творчество стало одним из ведущих средств художественного образования и воспитания населения, привлечения его к активной художественной деятельности. Распространяя искусство в массах, оно содействует формированию такого

зрителя и слушателя, который в состоянии адекватно воспринимать лучшие творения мировой художественной культуры. Тем самым народное искусство художественно развивает и готовит аудиторию профессионального искусства; расширяя и углубляя художественные потребности народа, оказывает заметное влияние и на совершенствование профессионального творчества, повышая требовательность к нему.

Народное художественное творчество, тесно связанное с повседневной жизнью трудящихся, содействует широкому распространению искусства, внедрению художественного начала в труд и быт советских людей.

К периоду развитого социализма в СССР сложилась новая система культурной организации общества. В рамках этой системы научно-обоснованному управлению подлежит и народная художественная культура. Управление ею строится на:

а) создании необходимых социальных и культурных условий для максимального развития народного художественного творчества;

б) осуществлении идейного и организационного руководства

в) организации системы методического руководства;

г) функционировании сети учебных заведений по подготовке кадров в сфере народного искусства и повышения их квалификации;

д) развертывании научных исследований, направленных на изучение и совершенствование художественного творчества народа.

Складывавшаяся в прошлом стихийно, народная художественная культура ныне опирается в своем функционировании и разви-

тии на разветвленную сеть специализированных социальных институтов, имеющих значительную материальную базу, квалифицированные кадры, продуманную систему работы. В распоряжении творцов народною искусства сотни тысяч клубов и красных уголков, значительные материальные средства, предоставленные советским государством и многочисленными общественными организациями, оборудование, костюмы, музыкальные инструменты и другой культ-инвентарь, предназначенный для бесплатного пользования.ь

Государство, профсоюзы и другие организации берут на себя содержание и материальное оснащение клубов и дворцов культуры, подготовку кадров и оплату их труда, расходы на научные исследования, проведение повседневной организационно-управленческой и методической работы, организацию праздников народного творчества, фестивалей, конкурсов и смотров.

Естественно, что такое внимание, проявленное к народному творчеству со стороны Коммунистической партии и Советского государства, содействует дальнейшему расцвету народного искусства, повышению его роли в жизни общества, возрастанию его влияния на общенародную художественную культуру социализма в целом.

На наш взгляд, справедливо утверждение не только об абсолютном, но и относительном возрастании роли народной художественной культуры. Народное творчество, конечно же, не "теснит" профессиональное искусство, значение которого в жизни нашего общества также повышается. В свою очередь, сближение профессионального и народного искусства вовсе не означает их слияния на современном этапе общественного развития. Диалектика взаимоотношения народного и профессионального художественного творчества в условиях зрелого социализма заключается в том, что

развитие каждого изюних содействует расцвету другого. Не антагонизм, а отношения взаимосвязи, взаимообогащения и взаимооплодотворения характеризуют взаимоотношения народного и профессионального искусства при ведущей роли последнего.

Однако дальнейшее расширение сферы народного художественного творчества, увеличение массы его создателей, повышение его художественного качества будут означать возрастание его роли в художественном освоении действительности, повышение его значения в художественном воспитании народа, благодаря чему в искусстве коммунистического общества сольются два равноправных потока - народное и профессиональное, художественное творчество. Порукой тому положение Конституции СССР:"В соответствии с коммунистическим.'Дцеалом "свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданам своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности."*)

Народная художественная культура в развитом социалистическом обществе, наряду с профессиональным творчеством, есть реальное воплощение ленинских требований к искусству. ".Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, поднимать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их".2) Перефразируя это ленинское положение, можно сказать и о культуре в целом.

1) Конституция СССР. - М., 1977, статья 20.

2) Ленин В.И. о литературе и искусстве. - М., 1969, с. 663.

Она должна объединить чувство, мысль и волю масс, развивать их. Существенную роль в этом процессе играет и народная культура социализма.

 

Список научной литературыЦукерман, Владимир Самойлович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Технические искусства (художественная фотография, кино) - 28,6.

2. Композиторское творчество 4,5.6. Журналистика 0,9.7. Сольное пение 2,7.

3. Преимущественно художественные мотивы СЬнтерес к данному виду искусства", "стремление стать профессионалом").

4. Наиболее:: ясно выраженные мотивы самореализации (.чувствую в себе способности, хочу, их проявить" и т.д.).

5. Предметно-созидательные мотивы (захотелось самому создавать красивые вещи";"хочется создавать своими руками что-то новое, необычное"; "применить знания на црактике").

6. Рекреационные мотивы ("возможность отвлечься от забот, отдохнуть" и т.п.; "возможность интересно, содержательно цроводить досуг").

7. Престижные мотивы ("добиться успеха, известности").

8. Мотивы, связанные с потребностью в перемене труда.

9. Коммуникативные мотивы ("познакомиться с новыми людьми" и т.п.).

10. Преимущественно ориентированные на творческую деятельность как средство созидания эстетически выразительных ценностей 93,7$ опрошенных.

11. Преимущественно ориентированные на коммуникацию по поводу искусства 56,2$.

12. Ориентированные главным образом на любительство как способ содержательного проведения свободного времени, разрядки и отдыха 30,3$.

13. Преимущественно ориентированные на любительство как средство психологической компенсации 29,4$.

14. Ориентированные в основном на любительство как средство формирования положительных личностных качеств и саморазвития 24,1$.

15. Ориентированные по цреимуществу на материально-утилитарную сторону любительских занятий 22,3$.

16. Ориентированные на любительство преимущественно как на вспомогательное средство решения проблем основной профессиональной деятельности 21,4$.

17. Преимущественно ориентированные на любительскую деятельность как средство самовыражения и самораскрытия 19,6$.