автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Сущность и формы проявления народной культуры

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Урусова-Черняева, Виктория Витальевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Сущность и формы проявления народной культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сущность и формы проявления народной культуры"

На правах рукописи

ООЗОБ4514 Урусова-Черняева Виктория Витальевна

СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

24.00.01 - Теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Нижний Новгород - 2006 год

003054514

ДИССЕРТАЦИЯ ВЫПОЛНЕНА В НИЖЕГОРОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор Кожевников Вячеслав Порфирьевич

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, доцент Балакшин Александр Сергеевич, кандидат философских наук Бухман Марк Моисеевич

Ведущая организация

Нижегородский государственный педагогический университет

Защита состоится «7» марта 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.162.01 при Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете по адресу: 603950, г.Нижний Новгород, ул.Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.

Автореферат разослан «1» февраля 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, к.ф.н.,профессор

Е.В.Федотов

{

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Еще в середине XIX столетия Иван Васильевич Киреевский (1806-1956) писал: «Уничтожить особенность жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслью переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его религиозных, общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни»1.

Эти слова оказались чрезвычайно актуальными в настоящее время, время сознательного наступления на народную культуру, соответственно и на историю, религию, язык всех народов, как больших, так и малых. Народная культура, сформировав нравственные и культурные ценности, базирующиеся на религии данного народа, создала воспитательные системы, сформировала понимание роли своей нации в мировом историческом процессе. Опора на духовную сферу очень важна, так как народная культура формировалась на базе религиозно-нравственных догматов, которые и легли в основу как внутрисемейного уклада, так и в основу управления государством: иерархичность, подчинение младших старшим на основе уважения и почитания, любовь к родной земле и защита ее от посягательства, регламентация юридическо-правовых норм (не красть, не прелюбодействовать и т.д.), обязанность для каждого - труд. Современная ситуация свидетельствует о том, что в отношении народной культуры ключевой проблемой становится перспектива ее утраты или слияния и усреднения ее в процессе глобализации.

1 Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - М . Педагогика. 1987. — С.218

Проблема глобализации ставит перед фактом утраты народной культуры, которая является носителем духовных ценностей и национальной самобытности. Потеряв ее, народ потеряет себя как целостную единицу, как сообщество, объединенное незримой «нитью» догм и законов. Он станет обезличенной, аморфной массой, неспособной влиять на исторические события и осознавать себя как целостный организм.

Безусловно, народная культура достаточно пластично вносит некоторые изменения в свои традиционные формы, но не меняет в целом их содержание. При попытке вторгнуться и нарушить основы народной культуры начинают происходить необратимые процессы, нарушающие целостность универсума и человека, появляется новый тип культуры, который не имеет традиционных корней, а связан по созвучию или ассоциации идей. При размывании и исчезновении народной культуры нарушается и со временем теряется связь между универсумом и человеком, и народ как целостная гармонически существующая единица исчезает.

Вот почему в наши дни особое значение приобретает изучение народной культуры, выявление механизмов ее бытия и закономерностей ее функционирования.

Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена целым рядом причин:

существенно возросшим вниманием к народной культуре не как к архаическому феномену, а как к одному из факторов, влияющих на современную жизнь возрождающейся России в различных сферах человеческой жизнедеятельности;

необходимостью изучения народной культуры как источника и важнейшего базового компонента духовной культуры;

выявлением закономерностей ее преемственности и источников

бытия;

недостаточностью изученности сущности народной культуры, ее форм и особенностей;

необходимостью осмысления роли народной культуры в духовно-нравственном воспитании, образовании подрастающего поколения.

Степень разработанности проблемы. В научной литературе народная культура представлена в различных аспектах: философском, культурологическом, историческом, педагогическом, эстетическом, социологическом и т.д. Большее внимание уделено духовной культуре и культуре в целом как совокупности искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным и др.

В теоретическом анализе данной темы многие авторы выделяют и преимущественно исследуют:

- народную педагогику, в частности В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский, Я.А. Коменский, С.А. Рачинский, A.C. Хомяков, Иоанн Златоуст, JI.C. Выгодский, И.А. Ильин, В.А. Сухомлинский и другие;

- религиозный аспект народной культуры освещен в трудах преподобного Иосифа Волоцкого, священника Павла (Флоренского), иеромонаха Дамаскина (Христенсена), И.Н. Экономцева, A.B. Карташова и др.;

- языковые особенности народной культуры рассматриваются в работах

A.И. Герцена, В.И. Даля, Б.А. Рыбакова, П.В. Штейна, Н.И. Костомарова и др.;

- предметно-вещевой аспект (строительство, костюмы, быт и т.д.) рассмотрены в работах Г.С. Маслова, JI.B. Тыдмана, Е.С. Юрова, А.Н. Черепахина, Л.В. Беловинского, A.C. Бежковича;

- народно-правовые аспекты исследованы в работах Н.М. Дружинина, Н.П. Ерошкина, П.А. Зайончковского, Н.М. Никольского.

- народную медицину исследовали в частности, A.B. Маркова, В. Ларин,

B.Д. Казин, П.Н. Куренков, А.Н. Рабинович, В.П. Махлюков, П.М. Куренной и др.

Освещение различных аспектов народной культуры, а именно ее теоретические основы, теоретико-прикладные, самобытность бытовой народной культуры, находит воплощение в статьях современных авторов: Л.А.

Зеленова, В.П. Кожевникова, В.Д. Фортунатовой, JI.B. Загрековой, A.C. Курбатовой, Б.П. Шулындина, Н.И. Герасимова, протоиерея Анатолия Мешкова, протоиерея Василия Смагина, архимандрита Кирилла (Покровского) и др.

Интерес для изучения особенностей православия, русской культуры и народной культуры, их исторического анализа и философского осмысления представляют работы В.П. Кожевникова «Концепция русской культуры», «Модель русской культуры», «Методологические основы культурологии».

Авторами прошлых лет и современными исследователями проделана большая работа по изучению народной культуры в ее отдельных проявлениях: акцентируется внимание на ее проявлениях в зодчестве, одежде, быте, языке, поведении, правовых нормах и т.д. Но до сих пор народная культура не являлась предметом комплексного анализа. Ее порой даже не рассматривали как часть духовной культуры, являющейся носителем духовных ценностей и национальной самобытности.

Объект и предмет исследования. Объект исследования - это целостный феномен народной культуры как творческого способа человеческого действия и ее результатов в виде духовного воздействия и материальных предметов, необходимых для развития личности и существования.

Предмет исследования - культурологические особенности народной культуры, формы ее бытия, закономерности становления и развития.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы - выявить статус народной культуры и показать ее роль в формировании духовной культуры.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность народной культуры; определить виды и формы народной культуры; выявить функции народной культуры;

проанализировать особенности народной культуры;

выявить влияние народной культуры на этнос в современных

условиях.

Методологическая и теоретическая база исследования.

Методологическая база диссертации представляет собой синтез нескольких аналитических подходов: структурно-функционального, факторного, моделирующего. Используется диалектический метод исследования, основанный на принципах системности и целостности, взаимосвязи и развития для наиболее полной экспозиции философских и культурологических идей по обозначенной проблеме. Применен феноменологический метод, позволяющий сделать некоторые рекомендации по реконструкции народного сознания как основы народной культуры. В исследовании применялись принцип «диалога мировоззрений» и социального детерминизма. Использованы приемы философской герменевтики, а также опыт культурной деятельности Детского Православного Центра «Благовест» при Спасском Кафедральном соборе Нижегородской Епархии Московской Патриархии.

Научная новизна диссертационного исследования. Новизна конкретных исследовательских результатов состоит в следующем: - дано определение народной культуры;

выявлены характерные факторы, влияющие на формирование народной культуры, уточнены и конкретизированы такие понятия, как «культура», «народная культура», «духовная культура», «традиция»;

выделены основные функции народной культуры, которые указывают, как и каким образом она может влиять на определенный этнос;

раскрыты особенности народной культуры, которые отличают ее от других форм культуры;

выделены формы и типы образований, которые являются базисом для народной культуры;

сделан анализ форм народной культуры различных этносов на основе историко-культурной традиции;

показано влияние религиозного мировоззрения на формирование народной культуры;

определены пути влияния народной культуры на этносы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Народная культура является целостным феноменом специфического человеческого способа деятельности, системы символических форм, идеалов, ценностей, норм, которые направлены на регуляцию поведения людей и развиваются по собственным принципам, в контексте исторических особенностей, духовного, политического, социально-экономического развития определенного народа;

2. Народная культура дает оценку конкретных явлений с точки зрения добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливого или не справедливого, а также способствует выработке жизненных позиций, программы поведения, действий людей, осуществляет взаимодействие с окружающим миром.

3. Народная культура выступает в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, предписывает определенные стандарты и правила, в соотношении с которыми складывается образ жизни людей, их установки и ценностные ожидания и способы деятельности.

4. Народная культура составляет основы народного бытия и подразумевает единение человека с универсумом.

5. Выделение и анализ видов и форм народной культуры помогают восстановить баланс между духовной и материальным мировоззрением. Виды народной культуры являются достаточно крупными объединениями и исторически сложившимися устойчивыми единицами, включающими в себя огромное количество форм. Формы народной культуры - являются составляющими элементами видов народной культуры. Становление и вычленение их произошло из синкретической культуры.

7. Во всех видах народной культуры используются многие принципы, категории, формы, которые были сформированы в народном сознании.

8. На основе народной культуры формируется целостный морально-нравственный, дееспособный, здоровый духовно и физически этнос.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что изложенные в ней проблемы расширяют и обобщают имеющиеся представления о народной культуре, ее природе, сущности, способах функционирования, месте и роли ее в духовной культуре. Выводы и положения диссертации могут быть направлены на сохранение самобытной народной культуры и развитие на ее основе духовно-нравственного общества. Полученные результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории философии, при разработке многих теоретических и исторических аспектов культурологических проблем, а также для анализа различных социокультурных ситуаций, культурной политики и прогнозирования ее результатов.

Апробация исследования осуществлялась на лекционных и семинарских занятиях по курсу философии и теории культуры со студентами Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, а также на уроках истории и истории церкви в Детском православном центре «Благовест» при Нижегородской Епархии Московской Патриархии. Материалы, положения, выводы диссертации, выносимые на защиту, были представлены на различных научных конференциях, среди которых: «Православие и культура» (Нижний Новгород, 2002 г.), «Рождественские дни» (Нижний Новгород, 2002 г., 2003 г.), 31-й академический симпозиум «Законы педагогической сферы общества» (Нижний Новгород, 2003 г.), V областная конференция по вопросам религиозного образования «Проблемы духовно-нравственного воспитания в Нижегородской Епархии» (Нижний Новгород, 2003 г.).

Диссертация обсуждалась на кафедре философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендована к защите.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в шести публикациях.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического указателя литературы, включающего 167 наименований. Общий объем работы составляет 158 страниц.

Во введении диссертации обосновывается актуальность темы, степень разработанности проблемы, источниковедческая база, определяются цели и задачи исследования, характеризуются методологические основания и теоретические источники данного исследования.

В первой главе «Понятие, функции и особенности народной культуры» анализируется возникновение и сущность народной культуры.

Основное внимание в главе уделяется исследованию влияния народного мировоззрения на народную культуру. Народное мировоззрение рассматривается не просто как совокупность знаний, а как определенная система убеждений, мнений, верований, идеалов, ценностей. Обращается внимание на то, что все формы народного мировоззрения не являются жестко специализированными, они формируются стихийно, не имеют строгой концептуальной разработки и весьма противоречивы. Отмечается, что народная культура так или иначе связана с жизненной практикой, опирается на повседневный., опыт, проявляются через социально-психологические стереотипы сознания и эмоциональные механизмы формирования и

функционирования убеждений. В этом отношении велика роль мировоззренческих компонентов народного сознания.

Делается вывод о том, что, народное мировоззрение не просто важнейший компонент народного сознания, а оно лежит в основе специализированных, теоретически оформленных типов мировоззрений -социально-научного, философского. Его анализ способствует более полному пониманию народного сознания, его места в народной культуре, в научном познании и практике. Народное мировоззрение, как ядро народной культуры является интегрирующим началом сознания, оно как духовная призма, сквозь которую человек воспринимает окружающий мир. Народное мировоззрение рассматривается автором как систематическое ядро народного сознания, которое формируется под воздействием народной культуры. Рассмотрев и проанализировав понятия «народное мировоззрение» и «народное сознание», приходим к выводу, что народное сознание является носителем общих смыслов, способствующих вычленению отдельных народов с их характерными особенностями. Делается вывод о том, что реализация и осознание индивидуальности происходит через народную культуру.

В главе дается определение народной культуры: народная культура -это фундаментальный устойчивый уровень духовной культуры, функционирующий на обыденном уровне общественного, эстетического сознания. Это совокупность историко-культурных представлений, навыков, умений, образцов поведения, воплощаемых в социальной среде общества и человеке. Народная культура составляет архитипическую матрицу культуры. Выявляется базовая основа народной культуры, формирующая основу народного сознания, в котором сосредоточено все то, что составляет основу народного мировоззрения и народной культуры. Выявление сущности народного сознания, его места и роли в народной культуре позволяет уяснить структурно-функциональные элементы народной культуры. Народная культура - это специфический человеческий способ деятельности, основанный на народном мировоззрении и народном сознании и направленный на создание

духовных и материальных ценностей. В ее основе лежат народные традиции и опыт, система идеалов, норм, образов поведения. Народная культура проявляется во всех сферах жизни народа и формирует общие потребности, интересы. Она является составляющим интегратором общества, содержит присущую только ей особенность - традиционность, которая определяет ценности, нормы и смысл народной культуры. Именно традиция является социальным механизмом трансляции ценностей народной культуры. Навыки здесь передаются при непосредственном общении мастера и ученика, минуя институционально-организационные формы. Автор приходит к выводу, что традиция должна быть устойчивой и сохраняться в современной жизни без существенных изменений. Устаревшие элементы традиции в народной культуре могут, безусловно, претерпевать изменения в соответствии с новыми социально-историческими и социально-экономическими условиями. Но процесс этот должен происходить самостоятельно без искусственного влияния извне.

Народная культура пронизывает все сферы человеческого бытия и, следовательно, влияет на все его материальные аспекты жизнедеятельности: на язык, одежду, постройку и обустройство жилья, ведение домашнего хозяйства, формирование фольклора, воспитание детей и т.д. На ее формирование оказывают влияние религия, язык, географическая среда, психический фактор, менталитет.

В диссертационной работе автор определяет народную культуру как важнейший элемент и механизм, помогающий народу в его динамическом развитии и сохранении его целостности. Доказывается, что предметом изучения теории народной культуры является этнос со всем его разнообразием и сложностью понимания материальной и духовной культуры.

В главе выявляется влияние народной культуры на развитие этноса в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи. Сделана попытка выявления основных тенденций развития народной культуры, влияние ее на

смену культурных эпох, методов и стилей, ее роли в формировании человека и развитии общества.

Специальный раздел диссертации посвящен анализу основных функций народной культуры, среди которых выделяются: мотивационная (создает предпосылки, направляет и объясняет необходимость тех или иных действий); операциональная (участвует в создании и преобразовании окружающей среды на основании традиционных представлений и установок, выработанных временем или приобретенных как данность); инкультурная (осуществляет формирование и преобразование самого человека); информационная (передает знания, накопленные опытом на основе традиций данного народа. Эта функция обусловлена тем, что опыт прошлых поколений не передается генетически, а основывается на исторической памяти данного народа); сигнификативная (формирование названий мест, предметов, имен, знаковых образов); суггесторнативная (воздействует словом и звуком); коммуникативная (обеспечивает передачу этнокультурной информации в диахронном срезе между поколениями как при прямом общении, так и через письменные источники); адаптационная (позволяет народной культуре приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды); познавательная (направлена на познание и целостное восприятие окружающего мира индивидом и в целом этносом); воспитательная (вырабатывает определенные приемы, навыки, формирует эстетические ценности, заложенные в данном народе); эстетическая (формирует мировосприятие и лежит в основе воспитательной); трансляционная (связывает прошлое и настоящее и подготавливает наступление будущего); целеполагающая (воспроизводит в своем развитии издавна существующие ценности и обогащает духовный арсенал человека и человечества новыми ценностями, помогает человеку сформулировать социально - значимые цели, сконцентрировать на них свои способности, возможности, действия и, руководствуясь существующими в обществе ценностями и нормами, а в случае необходимости дополняя и перекрывая их, открывает новые горизонты духовного и социального

творчества); социализирующая (функционирует через призму обрядов и ритуалов народной культуры, она дает индивиду исторически сформированные ценности, нормы данного общества, которые четко отвечают на вопросы о взаимоотношении личности и общества, решает вопрос о самореализации личности в более четкой и конкретной форме); нормативная (имеет четко установленные рамки норм, законов, идеалов, которые не подвержены влиянию суррогатной культуры, но хорошо ложатся на изменяющуюся социальную среду и современного индивида).

Народная культура, выступая в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складываются образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации. Народная культура выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы неписаных норм и идеалов поведения. Она формирует высшие моральные ценности: понимание добра и зла, счастья, смысла жизни, свободы и др.

Во второй главе диссертации - «Виды и формы народной культуры» выделяются ее виды и формы, производится их анализ и дается характеристика. Представляется возможным выделить следующие виды народной культуры:

предметно-вещевой - хозяйственная, жилая, общественная постройка; предметы обихода и быта (посуда, утварь, игрушки); одежда (праздничная, повседневная, обрядовая);

медицинско-практический - заговоры, травничество, монашеская медицина;

правовой - устная традиция и письменная система законов; народное искусство - вышивка, кружевоплетение, резьба, роспись, фольклорно-бытовой - заклички и приговорки, детские сказки, дразнилки; потешная словесные игры, молчанки и голосянки, поддевки, скороговорки, небылицы, загадки, игры с игровыми припевами и игровыми приговорами, считалки;

языковой - устный и письменный;

педагогический - бытовой (умение использовать традиционный опыт в работе и воспитании детей);

религиозный - выражающийся в нескольких формах: устной, обрядовой, звуковой и обонятельной.

Все виды народной культуры неразделимо связаны между собой и пронизывают все сферы общественной жизни - искусство, религию, науку, экономику, политику, право. Каждая из перечисленных областей имеет общие закономерности, и в основе всех видов лежит религиозное мировоззрение.

В исследовании все виды народной культуры подразделяются на формы. Понятие формы народной культуры достаточно сложное и до сих пор не было определено. Автор характеризует их как элементы народной культуры. В ней, исходя из ее видового деления, можно выделить следующие формы: одежда, ее орнаментация и сфера применения; жилая, хозяйственная и общественная застройка; рациональная и иррациональная формы народной медицины; эмпирическая и теоретическая форма народного правосознания, символико-правовая форма; изобразительное искусство, ткачество, вышивка, кружевоплетение, ковроделание, кузнечное дело, художественная керамика, художественная обработка дерева и др.

Особое внимание уделяется анализу народной педагогики. Выявляется ее значение в современных системах воспитания и указывается ее роль в формировании индивида как представителя определенного этноса с конкретным духовным и мировоззренческим потенциалом. Выявление тех или иных особенностей народной культуры этноса проводилось на базе фольклорных, религиозных и исторических документов разных народов. Прослеживаются общие тенденции и закономерности развития традиционной народной культуры. В то же время выявляются и существенные отличия, связанные с функциями народной культуры.

Выделены общие характеристики народных педагогических систем, дающих возможность осуществлять перенос знаний из одной этнической педагогики в другую. В них структурно можно выделить:

- наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и других источниках народной духовной культуры и представляющего систему общечеловеческих ценностей;

- единство естественного механизма развития народных педагогик, выражающегося во взаимодействии социальных (общественных) требований и народности;

- общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др.);

- общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и воспитания.

Делается вывод, что эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-географические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе.

В основу любой народной педагогики закладывается идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями. Она и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции, что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом. Ее функционирование связано с наличием исторической

памяти. В работе уточняется значения терминов: «народная педагогика» и «этнопедагогика». Показывается, что народная педагогика является одним из главнейших видов народной культуры. На основе народной педагогики от поколения к поколению, у народов складывается представление об идеале человека, о смысле жизни, о ценностях духовных и нравственных, которые присущи национальному характеру.

Автор выделяет язык как вид народной культуры и выявляет связь между народной педагогикой и национальным языком. При помощи языка происходит сохранение традиционных форм, составляющих основу народной культуры. Язык как носитель народной культуры, народной традиции отражает и материальную и духовную память, что является важнейшим фактором жизнеспособности народа, этноса. Народный язык четко зафиксирован в фольклоре, который как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом. Он всегда самобытен и современен, поэтому сохранил свою воспитательную функцию. На основе анализа сказок, поговорок, пословиц, загадок, песен разных народов определены место и роль фольклора в народной культуре и сила его воздействия.

Народная культура нашла свое прямое воплощение в предметно-вещевом наследии. В народных промыслах произошло соединение труда и творчества народа. В основе возникновения и развития народных промыслов лежит потребность человека в выражении восхищения перед гармонией и совершенством окружающего мира. Индивид как бы переносит мир в свой дом, в свою жизнь. Он не отделяет себя от этого мира и рассматривает себя в контексте с универсумом.

Особое место в главе отводится такому виду народной культуры, как традиционная народно-медицинская практика в ее формах: заговорах, травничестве, монашеской медицине. Народно-медицинскую практику можно определить как совокупность накопленных народом эмпирических знаний о целительных средствах, лекарственных травах, гигиенических сведениях, а

также их практическое применение для сохранения здоровья. Можно дать и более узкое определение народной медицины как части народных, главным образом крестьянских, традиционных знаний. На основании проведенного анализа фольклорных и религиозных источников был сделан вывод, что народная медицина сконцентрировала все основные функции народной культуры и использует их в прикладном виде. Это четко прослеживается в методах лечения, применяемых в народной медицине. Особый раздел посвящен травничеству. Вся народная медицинская практика напрямую была связана с духовной жизнью самого человека, его поступками и мыслями, которые формировались под влиянием религиозного мировоззрения. Универсальное и нечленимое понимание и ощущение человеческого бытия помогали строить структуру народной медицины в целом.

Особое значение в народной культуре играет религиозное мировоззрение, которое лежит в основе всех форм народной культуры. Оно формирует и систему воспитания, обучения, простраивает нравственные законы общества, определяет иерархические отношения как основу порядка и системности в обществе. Каждая религиозная система имеет определенный набор основополагающих заповедей, предписывающих их выполнение, формирует представления об идеале человека. На основе древних письменных памятников, поучений, наставлений, заповедей раскрывается структурообразующая роль религиозной народной культуры.

Народная культура напрямую связана с народным правосознанием. В котором наиболее ярко выражены три основные функции: познавательная, оценочная, регулятивная. Дается их характеристика. Делается вывод о том, что народное правосознание — это не только осознание права, но и правовое самосознание, постижение себя в правовом измерении, определение своего места и значения в мире права.

Народное право — это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны (санкционированы государством) в качестве

общеобязательных норм права и основанных на традициях, обычаях и религиозных верованиях.

В диссертации проведен анализ религиозных памятников народной культуры, используемых в качестве источника права, - священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в различных системах права.

В заключение подводятся итоги исследования, обобщаются наиболее значимые результаты, намечаются возможные направления дальнейшей разработки проблемы. Делается вывод, что народная культура является сложнейшим и многообразным компонентом духовной культуры. Она играет в ней не только цементирующую, но структурообразующую роль.

Диссертант приходит к выводу, что народная культура помогает формировать целостное морально-нравственное, дееспособное общество, обладающее сбалансированным духовным и физическим здоровьем. Обосновывается вывод, что народная культура является базой для выживания этноса, сохранения его индивидуальности и целостности. Это предохраняет его от ассимиляция и исчезновения.

Публикации, в которых отражены основные положения диссертации Публикации в журналах, рекомендуемых ВАК

1. Урусова-Черняева, В. В. Взаимосвязь народного сознания с универсумом и человеком / В. В. Урусова-Черняева // Вестник КГУ им. Н.Некрасова : спец. вып. - Кострома : Изд-во КГУ, 2006. - С. 211-215.

2. Урусова-Черняева, В. В. Взаимосвязь народной культуры с универсумом и человеком / В.В. Урусова-Черняева // Этническая культура: образ жизни и мысли : материалы докл. 7 межвуз. конф. по культурологии. - Н. Новгород : Изд-во ННГАСУ, 2001. - С. 134 - 137.

3. Урусова-Черняева, В. В. Особенности русской народной культуры / В. В. Урусова-Черняева // Культурология. Философия. История : сб.тр. аспирантов и магистрантов. - Н. Новгород : Изд-во ННГАСУ, 2003. - С. 120 — 124.

4. Урусова-Черняева, В. В. Влияние народной культуры на сферу управления человеком / В. В. Урусова-Черняева // сб. тр. 32 акад. симп. - Н. Новгород : Изд-во Гладкова О. В., 2004. - С. 357 - 359.

5. Урусова-Черняева, В. В. Понятия и формы народного сознания / В. В. Урусова-Черняева // История. Философия. Культурология. Педагогика : сб. тр. аспирантов и магистрантов. - Н. Новгород : Изд-во ННГАСУ, 2005. - С. 107 -110.

6. Урусова-Черняева, В. В. Народное сознание как элемент правового сознания / В. В. Урусова-Черняева // История. Философия. Педагогика. Культурология : сб. тр. аспирантов и магистрантов. - Н.Новгород : Изд-во ННГАСУ, 2006. - С. 119- 123.

Подписано в печать {¿.06 Г Формат 60 х 90 1/16. Печать трафаретная. Бумага газетная. Объем 1 печ.л. Тираж 100 экз. Заказ №

Отпечатано в полиграфцентре Нижегородского государств.арх. -строит, ун-та, 603950, Н. Новгород, Ильинская, 65

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Урусова-Черняева, Виктория Витальевна

Введение.

Глава I. Основные понятия, функции и особенности народной культуры.

§1. Народное мировоззрение как база народного сознания.

§2. Категория «народная культура».

§3. Функции народной культуры.

§4. Особенности народной культуры.

Глава II. Виды и формы народной культуры.

§1. Народная педагогика и устное народное творчество.

§2. Предметно-вещевые формы народной культуры.

§3. Традиционная народно-медицинская практика.

§4. Народная культура и религиозное мировоззрение.

§5. Народная правовая культура.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по культурологии, Урусова-Черняева, Виктория Витальевна

Актуальность темы исследования. Еще в середине XIX столетия Иван Васильевич Киреевский (1806-1956) писал: «Уничтожить особенность жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслью переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его религиозных, общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни»1.

Эти слова оказались чрезвычайно актуальными в настоящее время, время сознательного наступления на народную культуру, соответственно и на историю, религию, язык всех народов, как больших, так и малых. Народная культура, сформировав нравственные и культурные ценности, базирующиеся на религии данного народа, создала воспитательные системы, сформировала понимание роли своей нации в мировом историческом процессе. Опора на духовную сферу очень важна, так как народная культура формировалась на базе религиозно-нравственных догматов, которые и легли в основу как внутрисемейного уклада, так и в основу управления государством: иерархичность, подчинение младших старшим на основе уважения и почитания, любовь к родной земле и защита ее от посягательства, регламентация юридическо-правовых норм (не красть, не прелюбодействовать и т д), обязанность для каждого - труд. Современная ситуация свидетельствует о том, что в отношении народной культуры ключевой проблемой становится перспектива ее утраты или слияния и усреднения ее в процессе глобализации. Проблема глобализации ставит перед фактом утраты народной культуры, которая является носителем духовных ценностей и национальной

1 Антология педагогической мысли России первой половины XIX в М , 1987 С 218 самобытности. Потеряв ее, народ потеряет себя как целостную единицу, как сообщество, объединенное незримой «нитью» догм и законов. Он станет обезличенной, аморфной массой, неспособной влиять на исторические события и осознавать себя как целостный организм.

Безусловно, народная культура достаточно пластично вносит некоторые изменения в свои традиционные формы, но не меняет в целом их содержание. При попытке вторгнуться и нарушить основы народной культуры начинают происходить необратимые процессы, нарушающие целостность универсума и человека, появляется новый тип культуры, который не имеет традиционных корней, а связан по созвучию или ассоциации идей. При размывании и исчезновении народной культуры нарушается и со временем теряется связь между универсумом и человеком, и народ как целостная гармонически существующая единица исчезает.

Вот почему в наши дни особое значение приобретает изучение народной культуры, выявление механизмов ее бытия и закономерностей ее функционирования.

Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена целым рядом причин: существенно возросшим вниманием к народной культуре не как к архаическому феномену, а как к одному из факторов, влияющих на современную жизнь возрождающейся России в различных сферах человеческой жизнедеятельности; необходимостью изучения народной культуры как источника и важнейшего базового компонента духовной культуры; выявлением закономерностей ее преемственности и источников бытия; недостаточностью изученности сущности народной культуры, ее форм и особенностей; необходимостью осмысления роли народной культуры в духовно-нравственном воспитании, образовании подрастающего поколения.

Степень разработанности проблемы В научной литературе народная культура представлена в различных аспектах: философском, культурологическом, историческом, педагогическом, эстетическом, социологическом и т.д. Большее внимание уделено духовной культуре и культуре в целом как совокупности искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным и др.

В теоретическом анализе данной темы многие авторы выделяют и преимущественно исследуют:

- народную педагогику, в частности В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский, Я.А Коменский, С.А. Рачинский, А.С. Хомяков, Иоанн Златоуст, J1.C Выгодский, И.А. Ильин, В.А. Сухомлинский и другие;

- религиозный аспект народной культуры освещен в трудах преподобного Иосифа Волоцкого, священника Павла (Флоренского), иеромонаха Дамаскина (Христенсена), И.Н. Экономцева, А.В. Карташова и др.;

- языковые особенности народной культуры рассматриваются в работах

A.И Герцена, В.И. Даля, Б.А. Рыбакова, П.В. Штейна, Н.И. Костомарова и др.;

- предметно-вещевой аспект (строительство, костюмы, быт и т.д.) рассмотрены в работах Г.С. Маслова, J1.B. Тыдмана, Е.С. Юрова, А.Н. Черепахина, JI.B. Беловинского, А.С. Бежковича;

- народно-правовые аспекты исследованы в работах Н.М. Дружинина, Н.П. Ерошкина, П.А. Зайончковского, Н.М. Никольского.

- народную медицину исследовали в частности, А.В. Маркова, В. Ларин,

B.Д. Казин, П.Н. Куренков, А.Н. Рабинович, В.П. Махлюков, П.М. Куренной и др.

Освещение различных аспектов народной культуры, а именно ее теоретические основы, теоретико-прикладные, самобытность бытовой народной культуры, находит воплощение в статьях современных авторов: JI.A. Зеленова, В.П. Кожевникова, В.Д. Фортунатовой, J1.B. Загрековой, А.С. Курбатовой, Б.П. Шулындина, Н.И. Герасимова, протоиерея Анатолия Мешкова, протоиерея Василия Смагина, архимандрита Кирилла (Покровского) и др.

Интерес для изучения особенностей православия, русской культуры и народной культуры, их исторического анализа и философского осмысления представляют работы В.П. Кожевникова «Концепция русской культуры», «Модель русской культуры», «Методологические основы культурологии».

Авторами прошлых лет и современными исследователями проделана большая работа по изучению народной культуры в ее отдельных проявлениях: акцентируется внимание на ее проявлениях в зодчестве, одежде, быте, языке, поведении, правовых нормах и т.д. Но до сих пор народная культура не являлась предметом комплексного анализа. Ее порой даже не рассматривали как часть духовной культуры, являющейся носителем духовных ценностей и национальной самобытности.

Объект и предмет исследования Объект исследования - это целостный феномен народной культуры как творческого способа человеческого действия и ее результатов в виде духовного воздействия и материальных предметов, необходимых для развития личности и существования.

Предмет исследования - культурологические особенности народной культуры, формы ее бытия, закономерности становления и развития.

Цель и задачи исследования Цель диссертационной работы - выявить статус народной культуры и показать ее роль в формировании духовной культуры.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность народной культуры; определить виды и формы народной культуры; выявить функции народной культуры; проанализировать особенности народной культуры; выявить влияние народной культуры на этнос в современных условиях.

Методологическая и теоретическая база исследования.

Методологическая база диссертации представляет собой синтез нескольких аналитических подходов: структурно-функционального, факторного, моделирующего. Используется диалектический метод исследования, основанный на принципах системности и целостности, взаимосвязи и развития для наиболее полной экспозиции философских и культурологических идей по обозначенной проблеме. Применен феноменологический метод, позволяющий сделать некоторые рекомендации по реконструкции народного сознания как основы народной культуры. В исследовании применялись принцип «диалога мировоззрений» и социального детерминизма. Использованы приемы философской герменевтики, а также опыт культурной деятельности Детского Православного Центра «Благовест» при Спасском Кафедральном соборе Нижегородской Епархии Московской Патриархии.

Научная новизна диссертационного исследования Новизна конкретных исследовательских результатов состоит в следующем: - дано определение народной культуры; выявлены характерные факторы, влияющие на формирование народной культуры, уточнены и конкретизированы такие понятия, как «культура», «народная культура», «духовная культура», «традиция»; выделены основные функции народной культуры, которые указывают, как и каким образом она может влиять на определенный этнос; раскрыты особенности народной культуры, которые отличают ее от других форм культуры; выделены формы и типы образований, которые являются базисом для народной культуры; сделан анализ форм народной культуры различных этносов на основе историко-культурной традиции; показано влияние религиозного мировоззрения на формирование народной культуры; определены пути влияния народной культуры на этносы. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Народная культура является целостным феноменом специфического человеческого способа деятельности, системы символических форм, идеалов, ценностей, норм, которые направлены на регуляцию поведения людей и развиваются по собственным принципам, в контексте исторических особенностей, духовного, политического, социально-экономического развития определенного народа;

2. Народная культура дает оценку конкретных явлений с точки зрения добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливого или не справедливого, а также способствует выработке жизненных позиций, программы поведения, действий людей, осуществляет взаимодействие с окружающим миром.

3. Народная культура выступает в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, предписывает определенные стандарты и правила, в соотношении с которыми складывается образ жизни людей, их установки и ценностные ожидания и способы деятельности.

4. Народная культура составляет основы народного бытия и подразумевает единение человека с универсумом.

5. Выделение и анализ видов и форм народной культуры помогают восстановить баланс между духовной и материальным мировоззрением. Виды народной культуры являются достаточно крупными объединениями и исторически сложившимися устойчивыми единицами, включающими в себя огромное количество форм. Формы народной культуры - являются составляющими элементами видов народной культуры. Становление и вычленение их произошло из синкретической культуры.

7. Во всех видах народной культуры используются многие принципы, категории, формы, которые были сформированы в народном сознании.

8. На основе народной культуры формируется целостный морально-нравственный, дееспособный, здоровый духовно и физически этнос.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что изложенные в ней проблемы расширяют и обобщают имеющиеся представления о народной культуре, ее природе, сущности, способах функционирования, месте и роли ее в духовной культуре. Выводы и положения диссертации могут быть направлены на сохранение самобытной народной культуры и развитие на ее основе духовно-нравственного общества. Полученные результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории философии, при разработке многих теоретических и исторических аспектов культурологических проблем, а также для анализа различных социокультурных ситуаций, культурной политики и прогнозирования ее результатов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Сущность и формы проявления народной культуры"

Заключение

Народная культура - сложное и многообразное явление нашей жизни. Понятие народной культуры более важное, ценностное и более значимое для индивида, чем безликая, суррогатная подмена ее термином «культуры», которое не имеет конкретного значения и не определяет сферу своего влияния на личность. «Культура» не имеет под собой твердой почвы, с этим связано и ее огромное количество интерпретаций. «Культура», как порождение деянием человека, порождает восхищение и восторг «деланием рук человеческих» и «гению» человеческому, которые подчас таковыми не являются. Следовательно, «культура» порождает кумиропоклонство и становится идолом в обществе, что приводит к его гибели. Народная культура же как термин не был определен ранее, но по своему смыслу и значению приближается к определению священника и философа Павла Флоренского «большинство культур, своеобразно своей этимологии (cultura есть то, что имеет развиться из cultus-культа), было именно прорастанием зерна религии, горчичным деревом, разросшимся из семян веры»1. Народная культура не культивировалась кем-то, не имела цели выделения из окружающего мира и внести свою систему «упорядоченных» закономерностей. Она возникала и «росла» одновременно с тем или иным народом формируя его мировоззрение и религиозные представления. Не зря основной формой народной культуры мы назвали -религиозную. В данном случае мы получаем четкие закономерности в развитии, простроении того или иного этнического образования, которое пронизывает поколение за поколением.

Народное сознание русского человека ориентировано на идеалы добра и справедливости: устремление в будущее, к Богу, всечеловечность, широта русской души, любовь ко всем народам. Сама идея превосходства одного народа над другим чужда христианству (это четко прослеживается на картине современного мира и происходящих социально-политических катастроф). Евангелия учит людей заботиться не только о спасении своей души, а и тому, Свяш Павел Флоренский Собрсоч в4т М, Мысль, 1996 T 2 С 549 что, спасаясь сам, спасаешь и тысячи вокруг себя. Сознанию русского этноса присуще жить не столько по праву, сколько по правде.

Народная культура пропитана этно-религиозным сознанием настолько сильно, что пронизывает не заметно, на уровне подсознания и исторической памяти теоретические науки, прикладные, внедряется в поведенческие структуры, законодательно-правовую сферу и т.д.

Во всех формах народной культуры, особенно в форме народной педагогике, нашла свое отражение идея, лежащая в основе религиозной формы не национального спасения, а идея всеобщего спасения, преодоления национального эгоизма.

Народный характер, его ментальность формируется на базе религиозной формы народной культуры. Многие народы исповедуют христианство, но видоизменение религиозных догматов, позволяет вносить новое в их понимание, допуская их упрощение. Все это происходит вполне закономерно, так как каждый народ опирается на свою народную культуру и народное сознание. У католиков, протестантов и православных в связи с этим существует разное понимание спасения, искупление грехов, самого греха, добра и зла. Интерес к народной культуре представляется в том, что изменение религиозных догматов, лежащих в основе любого общества, ведет к его изменениям и смене ценностей, которые используют функции народной культуры: сигнификативную, суггесторнативную, коммуникативную, в данном случае начинает носить исключительно «зрительный» характер, т.к. возможна интерпретация письменных источников и искажение в понимании информации в диахронном срезе. Такие ценности православные как добродетель, мирожалостливость, в протестантской этике не присутствуют (что четко прослеживается в экономической сфере). Русская народная культура таит в себе напряженную душевную жизнь, в отличии от западного, остро страдает от чувства собственного несовершенства, испытывая чувство вины перед ближним, совестью, долгом, Богом. Для него аксиома: грех - порождение зла, без покаяния нет прощения, искупить грех можно только добром. В противовес сознанию католиков, протестантов, где внешний фактор носит преобладающий характер у христиан нет идеализации внешних форм. Главное для них дух, а не ритуал. Отсюда и почитание героев и святых, которые возросли духовно на пользу Богу, Родине и народу, спасая своим примером и действием различные земли и народы, как от физического, так и от духовного насилия. Поэтому народная культура, через свои формы чтит святых и героев, так как они праведники, в деяниях которых осуществляется миссия народа.

Русская народная культура, через религиозную призму породила неповторимое явление, которое не встречается в других народных культурах, а именно идеал подвижника, главное дело жизни которого- постоянное самосовершенствование, не ради самого себя и самосозерцания (как тому учат восточные философии), а ради своего народа, беря на себя все бремя невзгод и своим примером культивируя в сознании представления о добре, самопожертвовании, совести, справедливости, правде, трудолюбии, стыде.

Фактически во всех народных культурах, базирующихся на религиозной форме в ее изначальном виде, без более позднего вмешательства элемента рационального сознания, не оправдывалось самодовольство, самохвальство, но, напротив, вменялось быть требовательным, неумолимым, жестким к себе. Поэтому люди, которые боролись, страдали за Родину, не смотря, при каком политическом режиме это происходило, были примером для всех и выступали обличителями всего неправедного, несправедливого в жизни.

Народная культура, сформированная народным сознанием и народными традициями, которые выделились в соответствующие функции: мотивационную, операциональную, инкультурную, информационную, сигнификативную, суггесторнативную, коммуникативную, познавательную, воспитательную, эстетическую, накопительно-сохранительную, проявляет ту индивидуальную сущность, присущую только определенному этносу, формирует его государственное сознание, верность этническим и культурным традициям.

Народная культура, как нечто иное, при добротном ее изучении, познании ее внутренних закономерностей и законов позволяет вычленить те элементы характера, мотивационные струны, заставляющие производить те или иные действия какой бы то ни было народ. Любой этнос производит действия (любого плана), формирует сознание у последующего поколения за счет использования всего комплекса функций народной культуры. Каждая функция народной культуры не существует автономно от других, что делает их взаимопроникающими и разрушение одной из них (в плане замены исторически-ценностных ориентаций в этносе) ведет к полному искажению и даже вымиранию народной культуры в целом и к обезличиванию целого этноса. Через народную языковую культуру передается главная информация или, можно сказать, скелет, составляющий основу народа. «Всякий народ в своей литературе, начиная песней, пословицей, сказкой и оканчивая драмой и романом, выражает свои убеждения в том, каков должен быть человек по его понятиям»,- писал К.Д.Ушинский.1 Народная культура целиком и полностью пропитана духовностью и при правильном ее использовании, изучении могла бы сделать живое вливание в светскую культуру и произвести изменения в массовом хаотическом бескультурии. Народная культура восстанавливает морально-нравственное равновесие между индивидом и универсумом. Снижение духовно-нравственного уровня ведет к разрушению социальных и природных основ выживания человечества.

70-летний опыт нашей страны дает основания считать, что образовательно-воспитательно-исправительные возможности общества, базирующиеся на теориях Ч.Дарвина и А.И.Опарина (выбранных как единственно верные, на определенный период времени), не обеспечивают формирования человека как духовно-нравственной личности, адекватного гражданина и нравственного профессионала, однако предоставляют ему персонально-психологические основания не избирать нравственный образ жизни и деятельности. Это наносит прямой ущерб процессу формирования полноценной и многогранной личности, следовательно, подрываются основы его социального благополучия и выживания.

Таким образом, для общества губительно продолжать строить систему образования, воспитания, охраны здоровья людей на отвергаемых самой Ушинский К д Собрсоч Т 12 М,Л, 1948 С 122 жизнью мировоззренческих позициях, искусственно отобранных и официально возведенных в ранг «непогрешимой истины», а также вести подготовку кадров для профессиональной деятельности в этих сферах.

Необходимо обратиться к народным знаниям, умениям и увидеть в человеке его истинную сущность и на этой основе скорректировать всю систему социализации молодежи и систему охраны здоровья. Основная цель — обеспечить формирование человека как духовно-нравственной личности с крепким нервно-психическим и физическим здоровьем.

Сознание индивида, сформированное на основе народной культуры в целом, в том числе имеется в виду и народная медицина, формирует целостный морально-нравственный, дееспособный, несущий пользу и благо для окружающих его субъектов, здоровый духовно и физически, дающий здоровое потомство с сбалансированным духовным и телесным здоровьем народ. Все это является базой для выживания этноса, сохранения его индивидуальности и целостности. Это не позволяет проистеканию такого процесса, как ассимиляция с другим этносом при полной или фактически полной заменой народных традиций и угасанию этноса. Более того, религиозная форма народной культуры формирует ценностные ориентации человека на уровне индивида и личности формирует его персональный тип реагирования на факторы внешней и внутренней среды. Народная культура и народное мировоззрение целиком и полностью спроицировались и воплотились в народной практики. Символически - религиозное сознание народной культуры оформило народное мировоззрение и мировосприятие. Универсальное и нечленимое понимание и ощущение человеческого бытия помогало строить структуру народной жизни в целом. Ценностные ориентации, выработанные под воздействием религиозной формы народной культуры и ценностные ориентации без выше упомянутой формы порождают мутационные уровни организации индивида и народа в целом.

 

Список научной литературыУрусова-Черняева, Виктория Витальевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-299 с.

2. Александров, А. И. Физиолог / А. И. Александров. Казань, 1893.

3. Аникин, В. П. Русская народная сказка / В. П. Аникин. М. : Дет. лит., 1959.-574 с.

4. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во , 1957. - 240 с.

5. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. М.: Педагогика, 1985. - 336 с.

6. Архив Юго-Западной России : док. по истории Украины 13-15 веков : в 35 т. / Комиссия для разбора древн. актов. Киев, 1876. - Т. 1, ч. 6.

7. Базанов, В. А. Народная медицина / В. А. Базанов // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. -М., 1974. - Т. 17. - С. 256.

8. Беляев, И. Д. История русского законодательства / И. Д. Беляев ; МВД России, С.-Петерб. ун-т. СПб.: Лань, 1999. - 640 с. - (Мир культуры, истории и философии). - (Классики истории и философии права).

9. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности : избр. тр. / Н. А. Бердяев ; ред.-сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М.: Флинт, 1999. - 312 с.

10. Бердяев, Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. М : ДЭМ, 1990. 335 с.

11. Березовая, JI. Г. Практикум по истории русской культуры Х-ХХ вв. . учебник / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

12. Богданович, И. Ф. О воспитании юношества / И. Ф. Богданович // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.).-М., 1987.-С. 101-114.

13. Богоявленский, Н. А. Древнерусское врачевание в XI-XVII вв. : источники для изучения истории рус. медицины / Н. А. Богоявленский. М.: б. и., I960. - 158 с.

14. Брунер, Дж. Психология познания : пер. с англ. / Дж. Брунер. М. : Прогресс, 1977.-413 с.

15. Будина, О. Р. Город и народные традиции русских : по материалам Центр, р-на РСФСР / О. Р. Будина, М. Н. Шмелева. М.: Изд-во АН СССР, 1989 - 255 с.

16. Буслаев, Ф. И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков / Ф. И. Буслаев. М. : Языки славян, культуры, 2004. -850 с. - (История русской культуры : Исследования и источники).

17. Вагнер, Г. К. Трудности истинные и мнимые / Г. К. Вагнер // Декоратив. искусство СССР. 1973. - № 7.

18. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости : в 3 т. / Варнава (Беляев), епископ. Н. Новгород : б. и., 1995-1997. - 3 т.

19. Василенко, В. М. Искусство Хохломы / В. М. Василенко. М., 1959.

20. Василенко, В. М. Русское прикладное искусство : истоки и становление / В. М. Василенко. М.: Искусство, 1977. - 463 с.: ил.

21. Вишневская, В. М. Хохлома / В. М. Вишневская ; Науч.-исслед. ин-т худож. пром-сти. JI.: Искусство. Ленингр. отд., 1969. - 71 с.: ил.

22. Власть. Основы отношения к властям, обществу и государству. М. : б. и., 1998.-80 с.

23. Волков, Т. Н. О чем молчит пословица / Т. Н. Волков. М., 1989.

24. Воронин, Н. Н. Жилище // История культуры Древней Руси / Б. Д. Греков и др.. М.; Л., 1948.-Т. 1.

25. Всемирная Организация Здравоохранения : основ, док. Женева, 1968

26. Голубев, Г. Необычные путешествия / Г. Голубев. М.: Молодая гвардия, 1958.-224 с.

27. Городцов, В. А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве / В. А. Городцов // Труды / Гос. Ист. музей. М., 1926. -Вып. 1.

28. Громыко, М. М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. М. : Молодая гвардия, 1991. - 446 с.: ил.

29. Громыко, М. М. О воззрениях русского народа / М. М. Громыко, А. В. Буганов. М. : Паломникъ, 2000. - 541 с. : ил.

30. Громыко, М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века / М. М. Громыко. М.: Наука, 1986. - 295 с.

31. Грушевсъкий, М. 1стор1я Украши-Руси / М. Грушевсъкий. Львгв, 1900. -Т.З.

32. Гумилев, Л. Н. Этносфера: история людей и история природы / JI. Н. Гумилев. СПб ; М. : Кристалл, 2002. - 571 с.

33. Гусев, С. С. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации / С. С. Гусев, Б. Я. Пушкарский. СПб.: Наука, 1994. - 89 с.

34. Даль, В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа / В. И. Даль. Репринт, переизд. 1880 г. - СПб.: б. и., 1996.

35. Даль, В. И. Пословицы русского народа : в 3 т. / В. И. Даль. М.: Худож. лит., 1993.-3 т.

36. Дмитриева, С. И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера : монография / С. И. Дмитриева ; отв. ред. В. К. Соколова. М. : Изд-во АН СССР, 1988.-240 с.

37. Дювернуа, Н. JI. Источники права и суд в Древней России / Н. JI. Дювернуа. М : Юрид. центр Пресс, 2004. - 394 с.

38. Ефименко, А. Я. Трудовое начало в народном обычном праве / А. Я. Ефименко // Слово. 1878. - № 1.

39. Жизнь князя Андрея Михайловича Курбского в Литве и на Волыни // Акты, изд. Врем, комиссиею, высочайше утвержд. при Киев, воен., Подольск, и Волынск, генерал-губернаторе. Киев, 1849. - Т. 2.

40. Житие Аввакума и другие его сочинения / Аввакум (протопоп) ; сост., вступ. ст. и коммент. А. Н. Робинсона. М. : Сов. Россия, 1991. - 368 с. -(Библиотечная серия).

41. Зайцев, В. Иоанн Кронштадтский (из дневника писателя) / В. Зайцев // Моск. церков. вестн. 1990. - № 14.

42. Зеленин, Д. К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов / Д. К. Зеленин // Труды / Ин-та археологии и этнографии. М. ; Л., 1937.-Т. 15, вып. 2.-С. 13-36.

43. Зеньковский, В. В. История русской философии : в 2 т. / В. В. Зеньковский. Ростов н/Д : Феникс ; М.: ACT, 1999. - 2 т. - 544 с.

44. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. М. : Изд-во Свято-Владимир. Братства, 1993.-224 с.

45. Змеев, JI. Ф. Чтения по врачебной истории России / J1. Ф. Змеев. СПб. : б. и., 1896.- 167 с.

46. Иванов, В. И. Тайны народной медицины России / В. И. Иванов. М. : Олма-Пресс, 2002. - 640 с.

47. Игумен Иоанн Экономцев. Православие. Византия. Россия : сб. ст. / Игумен Иоанн Экономцев. М.: Христиан, кн., 1992. - 233 с.

48. Ильин, И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России : ст. 1948-1954 годов : в 2 т. М.: Рарог, 1992. - 616 с.

49. Ильин, И. А. О сущности правосознания / И. А. Ильин. М.: б. и., 1993.

50. Инкин, В. Ф. Статьи Русской Правды о мести в свете обычной практики Галицких общинных судов по актам XVI-XVIII вв. / В. Ф. Инкин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. «История». 1990. - № 1.

51. Исаев, И. А. История государства и права России : учебник / И. А. Исаев. М.: Юристъ, 2000. - 608 с.

52. История русской правовой мысли : биогр., док., публ. М.: б. и., 1998;

53. Казнин, В. Д. Так лечила моя бабушка! Народные способы лечения / В. Д. Казнин. Ростов н/Д : б. и., 2005.

54. Кайсаров, А. С. Мифы древних славян. Велесова книга / А. С. Кайсаров, Г. А. Глинка, Б. А. Рыбаков ; сост. А. И. Баженова, В. И. Вардугин. Саратов : Надежда, 1993. - 318 с.: ил.

55. Кант, И. Лекции по этике / И. Кант ; пер. с нем. В. В. Крыловой. М. : Республика, 2005. - 431 с.

56. Каптерев, П. Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев СПб. : Алетея, 2004.

57. Карамзин, Н. М. История государства Российского : в 12 т. / Н. М. Карамзин. СПб.: б. и., 1827. - Т. 11.

58. Килпатрик, В. X. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации : пер. с англ / В. X. Килпатрик. М.: б. и., 1930.

59. Кириченко, О. В. Дворянское благочестие. XVIII век / О. В. Кириченко. М.: Паломник, 2002. 462 с.

60. Ключевский, В. О. Сочинения. В 9 т. Т. 9 : Материалы разных лет : курс лекций / В. О. Ключевский. М.: Мысль, 1990. - 525 с.

61. Ковалевский. М. Общинное землевладение в Малороссии в XVIII в. / М. Ковалевский // Юрид. вестн. 1885. - Кн. 1.

62. Кожевников, В. П. Модель русской культуры : курс лекций / В. П. Кожевников ; Гуманитар, ин-т. М.: Нижкнига, 1996. - 240 с.

63. Кожевников, В. П. Сущностные черты русскости / В. П. Кожевников. Н. Новгород : б. и., 1999.

64. Колчин, Б. А. Новгородские древности. Деревян. изделия / Б. А. Колчин // Свод археологических источников. М., 1968. - Вып. Е1-55.

65. Колчин, Б. А. Новгородские древности. Резное дерево / Б. А. Колчин // Свод археологических источников. М., 1971. - Вып. Е1-55.

66. Костомаров, Н. И. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях / Н. И. Костомаров, И. Е. Забелин. М.: Русич, 2002. - 560 с.

67. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров ; сост. Ю. Медведев. М. : Эксмо, 2003. - 1024 с. : ил.

68. Краинекий, Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явление русской народной жизни / Н. В. Краинекий. Новгород: Губерн. Тип., 1900. - 250 с.

69. Кубанские станицы : этнич. и культур.-бытов. процессы на Кубани / отв. ред. К. В. Чистов. М.: Наука, 1967.

70. Культурология : энциклопедия. В 2 т. Т.1. СПб., Унив. кн., 1998.

71. Куренков, П. М. Знахарские рецепты / П. М. Куренков. М.: б. и., 1992. -128 с.

72. Ларин, В. Мир русского знахаря / В. Ларин. СПб. : Невский проспект, 2002.

73. Лахтин, М. Ю. Старинные памятники медицинской письменности / М Ю. Лахтин // Записки Московского археологического института. М., 1912. - Т. 17.

74. Лебедева, Н. И. Прядение и ткачество восточных славян в XIX- начале XX вв. / Н. И. Лебедева // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.-Т. 31.

75. Левицкий, О. Очерки народной жизни в Малороссии во второй половине XVII / О. Левицкий // Киевская Старина, 1901. Т. LXXV.

76. Леонтович, Ф. Русская Правда и Литовский Статут / Ф. Леонтович // Киев, университет, изв. 1863. - № 2.

77. Липинская, В. А. Русское население Алтайского края : нар. традиции в матер, культуре (XVIII-XX вв.) / В. А. Липинская. М. : б. и., 1987.

78. Лисицин, Ю. П. Санология основа первичной профилактики / Ю. П. Лисицын // Вестн. Акад. мед. наук СССР. - 1995. - № 8.

79. Лопатин, Л. М. Философские характеристики и речи / Л. М. Лопатин. -М.: Акад., 1995.-328 с.

80. Лосев, А. Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1988.

81. Лосев, А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. -М.: Мысль, 1993.-959 с.

82. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1976.

83. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. М. : Полит, лит, 1991.

84. Лосский, Н. О. История русской философии : пер. с англ. / Н. О Лосский. М.: Сов. писатель, 1991. - 480 с.

85. Лосский, В. Н. По образу и подобию / В. Н. Лосский. М. : Изд. Свято-Владимир. Братства, 1995.

86. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра : Основы этики ; Характер русского народа / Н. О. Лосский. М. : Политиздат, 1991. - 368 с. - (Библиотека этической мысли).

87. Лукьянова, Е. Русский народный костюм / Е. Лукьянова // Рус. возрождение. 1996. - № 64.

88. Лучицкий, И. В. Сябры и сябринное землевладение в Малороссии XVII-XVIII вв. / И. В. Лучицкий // Север, вестн. 1889. - № 1.

89. Макаров, М. Г. Обоснование нравственного идеала в философии ранних славянофилов и у Вл. Соловьева / М. Г. Макаров // Филос. науки. 1992. - № 2.

90. Маковецкий, И. В. Архитектура русского народного жилища : Север и Верхнее Поволжье / И. В. Маковецкий ; АН СССР. Ин-т ист. искусства. М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - 338 с.: ил.

91. Малков, Ю. Г. Русь Святая : очерк истории православия в России / Ю. Г. Малков. М.: Панорама, 2002. - 621 с.

92. Мартынова, А. Н. Опыт классификации русских колыбельных песен / А. Н. Мартынова // Сов. этнография. 1974. - № 4.

93. Махлюков, В. П. Лекарственные растения в народной медицине / В. П. Махлюков. Саратов : б. и., 1967.

94. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников. М. : Просвещение, 1987. - 240 с.

95. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры В 3 т. / П. Н. Милюков. М.: Прогресс, Культура: Труд, 1995. - 3 т.

96. Миненко, Н. А. Русская крестьянская община в Западной Сибири. XVIII первой половине XIX в. / Н. А. Миненко. - Новосибирск : б. и., 1991.

97. Миропольский, С. Очерк истории церковноприходской школы от перваго ея возникновения на Руси до настоящего времени / С. Миропольский. -СПб. :б. и., 1910.

98. Мякотин, В. А. Очерки социальной истории Украины в XVII-XVIII вв. / В. А. Мякотин. Прага, 1924. - Т. 1, вып. 1.

99. Никитин, В. А. Основы православной культуры / В. А. Никитин. М. : Просветитель, 2001.

100. Новгородские древности : резное дерево // Археология СССР : свод археолог, источников. М., 1971.

101. Новикова, JI. И. Русская философия истории : курс лекций. / J1. И. Новикова, И. Н. Сиземская. 2-е изд., доп. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 398 с.

102. Основы современной цивилизации : учебник / ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебникова. М. : Бюро-Денди, 1992.

103. Очерки истории русской этической мысли. М.: Наука, 1976. - 175 с.

104. Парилов, О. В. Роль самобытников в развитии русского самосознания : монография / О. В. Парилов. Н. Новгород : Нижегор. правовая акад., 2001.

105. Педагогика : курс лекций для студентов и преподавателей пед. учеб. заведений / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. - 366 с.

106. Петякшева, Н. И. Диалог цивилизаций : Восток-Запад / Н. И. Петякшева // Вопр. философии. 1993. - № 6.

107. Платонов, О. А. Русская цивилизация / О. А. Платонов. М. : Роман-газ , 1995.

108. Полная энциклопедия народной медицины / сост. А. В. Маркова. СПб. : Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 640 с.: ил.

109. Попов, Г. Русская народно-бытовая медицина : по материалам этнограф, бюро князя В. Н. Тенишева / Г. Попов. Репринт, воспр. изд. 1903 г.. - СПб. : Глобус, 1991.-404 с.

110. Попова, О. Художественное гончарство и фарфор / О. Попова. М. : Всесоюз. кооператив, изд-во, 1959.

111. Права, по которым судится малороссийский народ : сб. законов. Киев : б. и., 1879.

112. Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках : этногр. исслед. и материалы / отв. ред. О. В. Кириченко, X. В. Поплавская. М.: б. и., 2002.

113. Преображенский, А. А. «Веков связующая нить.» : преемственность воен -патриот, традиций рус. народа (XIII-начало XIX в.) : монография / А. А. Преображенский. М., 2002.

114. Проблемы изучения русской литературы и традиции отечественной православной педагогики. Тольятти : б. и., 1996.

115. Протоиерей Свешников, В. Очерки христианской этики / протоиерей В. Свешников. М.: б. и., 2000.

116. Пушкарев, С. Г. Обзор русской истории / С. Г. Пушкарев. 2-е изд. - М.: Наука, 1991.-390 с.

117. Рабинович, А. М. Лекарственные травы и рецепты древних времен / А. М. Рабинович. М.: Госагропромиздат, 1991. - 175 с.

118. Работнова, И. П. Русское народное кружево / И. П. Работнова ; науч,-исслед. ин-т худож. пром-сти РосПромСовета. М. : Всесоюз. кооп. изд-во, 1956.- 112 с.: ил.

119. Раппопорт, П. А. Древнерусское жилище / П. А. Раппопорт // Археология СССР : свод археолог, источников. Л., 1975. - Вып. EI-32. - С. 75.

120. Рождественская, С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе : архитектур, декор и художеств, промыслы / С. Б. Рождественская. М.: Наука, 1981. - 206 с.

121. Россия и Запад : взаимодействие культур : (материалы «круглого стола») // Вопр. философии. 1992. - № 6.

122. Рукописное наследие Древней Руси (по материалам Пушкинского дома) / ред. А. М. Панченко. Л.: Наука, 1972. - 424 с.

123. Русская идеология / архиепископ Серафим (Соболев). М. : Тип. Святотроицк. монастыря, 2000.

124. Русский народный свадебный обряд. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978.

125. Русское народное поэтическое творчество : хрестоматия. М. : Просвещение, 1978. - 656 с.

126. Вязьмин, Б. Преемственность / Б. Вязьмин // Декоратив. искусство СССР. -1971.-№8.

127. Рыбаков, Б. А. Русское прикладное искусство X-XIII вв. : альбом / Б. А. Рыбаков. Л. : Аврора, 1971. - 128 с.

128. Рыбникова, М. А. Избранные труды / М. А. Рыбникова ; вступ. ст. Н. Кудряшева; сост. и примеч. В. В. Шевелева. М.: б. и., 1958. - 611 с.

129. Садохин, А. П. Этнология : учеб. слов. / А. П. Садохин. М. : Гардарики, 2002.-208 с.

130. Священник Флоренский, П. Собрание сочинений : в 4 т. / Священник П. Флоренский. М.: Мысль, 1996. - Т. 2.

131. Священник Шестун, Е. Православная педагогика : ист. психол.-пед. очерки / Священник Е. Шестун. Самара : б. и., 1998.

132. Се повести временных лет (Лаврентьевская летопись). Арзамас : б. и., 1993.

133. Скальковекий, А. А. Как судили и рядили в Сечи Запорожской / А. А. Скальковский // Киевская Старина. 1886. - N 3. - С. 604-621.

134. Скворцов, А. И. Русская народная пропильная резьба / А. И. Скворцов. -Л.: Художник РСФСР, 1984. 234 с.

135. Соколов, Д. Собрание педагогических статей о преподавании Закона Божия / Д. Соколов. СПб.: б. и., 1900.

136. Сокровища русского народного искусства : резьба и роспись по дереву. -М. • б. и., 1967.

137. Соловьев, И. И. Заветные думы служителя Церкви в виду предстоящей реформы средней школы / И. И. Соловьев. М.: б. и., 1902.

138. Соловьев, С. М. Об истории древней России / С. М. Соловьев. М. : Дрофа, 1997.-544 с.

139. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин -М.: Гардарики, 1999.-815 с.

140. Станюкович, Т. В. Происхождение русской народной пропильной резьбы / Т. В. Станюкович // Крат, сообщ. ин-та этнографии. М., 1950.

141. Сумцов, М. Ф. Слобожане : icTOp.-етнограф. розвщка / М. Ф. Сумцов. -Харьюв: б. и., 1918.-167 с.

142. Так в Сибири говорят : пословицы и поговорки народностей Сибири / сост. Б. М. Ховратович. Красноярск : Краснояр. кн. изд-во, 1964. - 92 с.

143. Тальберг, Н. Д. Святая Русь / Н. Д. Тальберг. СПб : б. и., 1992.

144. Традиции и обновление. Диалог мировоззрений материалы междунар. симп. (6-8 июня 1995г.) / под ред. Б. П. Шулындина, Николая (Митрополита Нижегородского и Арзамасского). Н. Новгород, 1995.

145. Традиции. Культура. Образование : сб. ст. / отв. ред. Т. В. Томко. М. : Педагогика, 1996. - Ч. 1.

146. Трубецкой, Н. С. История. Культура. Язык / Н. С. Трубецкой. М. : Прогресс, 1995. - 763 с.

147. Труды Комиссии по преобразованию волостных судов. СПб. : б. и., 1873.-Т. 4.

148. Уткин, А. И. Запад и России : история цивилизаций : учеб. пособие / А. И. Уткин. М.: Гардарики, 2000. - 574 с.

149. Уткин, А. И. Глобализация : процесс и осмысление / А. И. Уткин. М. : Изд-во Логос, 2002. - 254 с.

150. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К. Д. Ушинский // Пед. соч. В 6 т. Т. 2. М., 1988.

151. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 12 т. / К. Д. Ушинский. М.: Л. : Изд-во АПН, 1950.-Т. 12.

152. Филатов, В. П. Научное познание и мир человека / В. П. Филатов. М. : Политиздат, 1989. - 269 с.

153. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. - М. : Политиздат, 1981. - 445 с.

154. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Губский Е. Ф. М.: Инфра-М, 2003.-576 с.

155. Флоровский, Г. В. Пути русского богословия / Г. В. Флоровский. Минск : Изд-во Белорус. Правосл. Церкви, 2006.

156. Фридрих Ницше и русская религиозная философия : в 2 т. / сост. И. Т. Войская. Минск : б. и., 1996.

157. Хорунжий, С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия / С. С. Хорунжий // Вопр. философии. -1991. № 5.

158. Чебоксаров, Н. Н. Народы, расы, культуры / Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова ; отв. ред. Ю. В. Бромлей. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Наука, 1985. -270 с

159. Черепнин, JI. В. Из истории русского колдовства XVII в. / JI. В. Черепнин // Этнография. 1929. - № 2.

160. Чижикова, JI. Н. Архитектурные украшения русского крестьянского жилища / JI. Н. Чижикова // Русские : истор.-этногр. атлас. М., 1970.

161. Чумер, Таксами. Народов малых не бывает / Таксами Чумер. М. : б. и., 1991.

162. Шапошников, JI. Е. Консерватизм, модернизм и новаторство в православной мысли XIX-XX веков / JI. Е. Шапошников. 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 327 с.

163. Шапошников, JI. Е. Русская религиозная философия XIX-XX вв. / Л. Е. Шапошников. Н. Новгород : б. и., 1992.

164. Шапошников, JI. Е. Философия и догматическое богословие в России / Л. Е. Шапошников. СПб.: б. и., 1998.

165. Шмурло, Е. Ф. Курс русской истории : в 4 т. / Е. Ф. Шмурло. СПб. : Алетейя, 2000. - 440 с. - (Библиотека русской педагогики).

166. Эмерсон, Р. У. Нравственная философия : монография / Р. У. Эмерсон. -М. • ACT, 2001.-384 с.

167. Яхтьев, М. Я. Философия и мировоззрение : учеб. лекция по философии / М. Я. Яхтьев ; Дагестан, гос. ун-т. М.: б. и., 2001.