автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Механизмы устойчивости народной культуры как фактор стабилизации общества
Текст диссертации на тему "Механизмы устойчивости народной культуры как фактор стабилизации общества"
л /
Нижегородский Государственный лингвистический университет
им. Н. А. Добролюбова
На правах рукописи
ТЕРЁХИН Андрей Вячеславович МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОСТИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
09.00.11 - социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель Заслуженный деятель науки РФ доктор философских наук профессор Суханов И. В.
Д^ДСи.--
Нижний Новгород 1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3-15
ГЛАВА I. Особенности народной культуры
§1. Культура как социальное явление ..............
16-48
§2. Основные подходы к изучению народной культуры... 48 - 72 §3. Проблема взаимоотношения народной и авторской культуры
........................................................................................... 72 - 96
ГЛАВА II. Закономерности функционирования в обществе механизмов устойчивости народной культуры §1. Место механизмов народной культуры в - эволюции форм
социальной устойчивости ................................................ 97-123
§2. Современное положение механизмов устойчивости народной культуры и перспективы общественного развития......... 124-156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
157-161
БИБЛИОГРАФИЯ
162-186
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Обращение к исследованию феномена стабильности, условий и причин существования и исчезновения социальной и культурной устойчивости, социально-философское их осмысление, диктуются, прежде всего, особенностями сложившейся к настоящему времени ситуации в России. Ее отличительной чертой на протяжении последнего десятилетия является хроническая нестабильность, проявляющаяся, прежде всего, в развитии деструктивных, разрушительных процессов в самых различных сферах общества: экономике, политике, культуре, межнациональных отношениях и др., непосредственно угрожающих материальному благополучию, здоровью (в т. ч. и духовному), самой жизни большинства членов общества, существованию государства и общества в целом; и приводящая к складыванию специфического психологического климата в обществе, проявляющегося в распространении чувства неуверенности, апатии, страха перед будущим в широких слоях населения.
Само существование российского государства и общества зависят от того, сумеют ли россияне преодолеть кризис стабильности. В этих условиях актуальность изучения феномена социальной и культурной устойчивости очевидна.
В последнее десятилетие не было недостатка в теориях, концепциях, идеях, пытавшихся решить проблему устойчивого развития для нашей страны. Они были призваны указать путь, двигаясь по которому, вслед за развитыми странами, можно было бы преодолеть экономический кризис, укрепить основы государства и общества, повысить уровень благосостояния граждан. Это, прежде всего, концепция общечеловеческих ценностей, выдвинутая в период перестройки, под которыми понимались демократические нормы в политической жизни и рыночные принципы в экономике. Попытка претворения их в жизнь потерпела крах, поскольку оказалось, что в действительности в чистом виде, в обособленном состоянии, они не существуют, а находятся в теснейшей взаимосвязи с другими социальными, культурными и экономическими компонентами, образуя конкретные общества. Поэтому была выдвинута соблазнительная идея заимствования целиком той или иной "модели" социально-экономического
развития. Но оказалось, что российская действительность отторгает все заимствованные модели. В качестве последнего средства, призванного помочь в достижении желанной стабилизации, сейчас все более распространяется в общественном сознании идея о выработке и укоренении в обществе национальной идеи как основы стабильности. В этой связи безусловно возрастает актуальность изучения проблем культуры. Ведь именно в культуре отражаются и преломляются те или иные универсальные ценности, на ее основе вырабатывается модель общественного устройства, в ее рамках формируется национальная идея.
В настоящее время основное внимание обществоведов, исследователей культуры уделено проблемам новой элитарной культуры, поскольку это относительно новый для нашей культурной действительности феномен, вызванный стремительным процессом расслоения общества. При этом как-то забывается, что элитарная культура всегда представляет собой лишь верхушку айсберга, под которой скрыт огромный массив культуры народной. Именно в культуре широких народных масс, составляющих большинство населения страны, в их поведении, представлениях о правильном и неправильном, истинном и ложном, следует искать ответы на вопросы о том, куда и по какой траектории движется наше общество. Необходимо понять, что движет народными массами, как народное сознание воспринимает и оценивает заимствованные экономические и социальные теории, что оно принимает и усваивает, а что отторгает. В конечном счете именно эти факторы определят развитие страны в будущем. Все это обуславливает необходимость и своевременность обращения именно к народной культуре, актуальность изучения ее проблем.
В исследовании же сферы народной культуры первостепенное значение имеет анализ социальных механизмов ее передачи и устойчивости, в роли которых выступают, прежде всего, народные обряды, обычаи и традиции. Выяснение условий их возникновения и закономерностей функционирования может помочь в решении проблемы активизации всей системы социальной общекультурной стабилизации, что явилось бы реальным шагом в преодолении кризиса стабильности нашего общества.
Степень исследованности проблемы. По мнению целого ряда авторов1 к первым исследователям народной культуры можно отнести уже античных мыслителей, описавших в своих произведениях те или иные «варварские» народы, вступившие в соприкосновение со
средиземноморской цивилизацией. В этой связи обычно упоминаются имена Геродота, Плиния и особенно часто Тацита. Последнего, благодаря его труду «Германия» (98 г. н. э.), называют даже «пророком самостоятельного народоведения» (В. Г. Риль).2
С тех пор в истории науки наблюдались как периоды спада (средневековье, XVII в.), так и повышенного интереса (XVI в.3, XVIII в., XX в.) к народной культуре. Но общей чертой на протяжении длительного исторического периода являлось доминирование высокомерно-пренебрежительного отношения к народной культуре со стороны высокой и официальной культуры, достигшее наивысшего уровня в XVII в. Лишь в следующем столетии ситуация разительно меняется и прежде всего под влиянием выдающихся мыслителей того времени Дж. Вико, Ш. де Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г. Форстера, И. Г. Гердера.4
Именно они проложили в своих произведениях путь к принципиально иному пониманию народа не только как объекта, но и как полноценного субъекта общественно-исторического процесса, культура которого обладает самостоятельной ценностью и значимостью. В этот период в европейской науке закладываются основные подходы к изучению народной культуры, среди которых наибольшего внимания заслуживают просветительский (Напр.: Жозеф-Мари Дегерандо во Франции, Самуель
1 См.: Mühlmann W. Е. Geschichte der Anthropologie. - Frankfurt, Bonn, 1968. - 25 f.; Kohlenberg K. F. Völkerkunde. Schlüssel zum Verständnis der Menschen. - Düsseldorf, Köln, 1968. - 11 ff.; Barnow V. Culture and personality. - Homewood, III., 1963. - 23 ff.; Tullio-Altan C. Manuale di antropología culturale. Storia e método. - Milano, 1973. - 13 ff.; Greverus InaMaria. Kultur und Alltagswelt. - München, 1978. - S.14.
2 См.: Weber-Kellermann I., Bimmer А. C. Einführung in die Volkskunde/ Europäische Ethnologie. - Stuttgart, 1985. - S.l.
3 Напр.: В. Ролевинк, Р. Агрикола, С. Брант, Й. Гайлер фон Кайзерберг, Й. Боэм, С. Франк, Т. Мурнер, Й. Фишарт, Г. Сакс и др. - См.: Weber-Kellermann I. Deutsche Volkskunde zwischen Germanistik und Sozialwissenschaften. - Stuttgart, 1969. - S. 1-4.
4 Напр.: Вико Дж. Новая наука, 1744 г.; Монтескье Ш. де О духе законов, 1748; Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми, 1754; Форстер Г. Путешествие вокруг света, 1777; Гердер И. Г. Идеи к философии и истории человечества, 1787- 1791.
л
Тесседик в Венгрии, Джон Говард в Великобритании и др.)1 и романтический, развивающийся прежде всего в немецких государствах.
Первый подход представлен здесь исследованиями в рамках основанной в 1750 г. Г. Ахенваллем науки «статистики» (или «камералистики»), занимающейся комплексным описанием экономики, общества и культуры отдельных ограниченных территорий в целях исчерпывающего информирования административных (прежде всего фискальных) органов абсолютистских режимов. Используя в качестве основных методов исследования наблюдение и письменные опросы, камералисты (Ю. Мезер, Г. Конринг, А. А. фон Шлецер, К. Гаттерер, А. К. Г. Ниман и др.) дали подробные описания жилищ, одежды и продуктов питания, труда и праздников и т. п., широких слоев населения, пытаясь, одновременно, выработать представление и изучить народный характер.2
У истоков романтического направления стоял И. Г. Гердер, рассматривавший народ скорее как сверхиндивидуальную личность, обладающую творческим дарованием, которое проявляется прежде всего в народной поэзии.3 Изучая народные песни, сказки, легенды, мифы, обычаи и т. д., немецкие романтики - Людвиг Ахим фон Арним, Беттина фон Арним, Клеменс Брентано (авторы собрания немецких народных пес'ен «Чудесный рог ребенка», 1805 -1808 г.г.), братья Якоб и Вильгельм Гримм («Детские и домашние сказки», 1812 - 1815), Й. Геррес («Немецкие народные книги», 1807), Э. М. Арндт, Ф. Л. Йан и их последователи4 стремились проникнуть в загадки «народного духа», разгадать тайны «народной души», реконструировать «первоначальную» общегерманскую культуру и стимулировать, таким образом, подъем национального самосознания.
С середины XIX в. изучением культуры народов, говорящих на немецком языке, занимается специальная дисциплина "фолькскунде" (Volkskunde).5 Ее рождение торжественно провозгласил в своей знаменитой
1 См.: Hartmann А. Die Anfänge der Volkskunde// Grundriss der Volkskunde. - Berlin, 1994. -S. 9 - 30.
2 См.: Wiegelmann G. Volkskunde. - Berlin, 1977. - S. 11-26.
3 См.: Гердер И. Г. Идеи к философии и истории человечества. - М., 1977.
4 Напр.: Erlach Friedrich Karl v. Die Volkslieder der Deutschen, 1834 - 1836; Hoffmann von Fallersleben А. H. Schlesische Volkslieder, 1842; Uhland L. Alte hoch- und niederdeutsche Lieder, 1844 - 1845; Erk L. Deutscher Liederhort, 1856 etc.
5 На руский язык это название традиционно передается как этнография или «родиноведческая этнография» (С. А. Токарев), но дословно оно означает народоведение.
речи «Народоведение как наука» (1858 г.) выдающийся немецкий ученый В. Г. Риль. Изучение народных обрядов и обычаев становится неотъемлемой частью немецкого народоведения, в рамках которого был создан^! целый ряд ставших ныне классическими произведений.1
Для развития народоведческих исследований в XX в. важное значение имела (начиная с 1890 г.) деятельность французской социологической школы Э. Дюркгейма и его учеников (М. Мосс, А. Юбер, Р. Гертц, Ч. Бужле, П. Фонне, Л. Леви-Строс и др.).2
В англоязычной науке всем комплексом проблем, связанных с обрядами, обычаями, традициями, верованиями, поведением широких слоев населения занималась преимущественно социальная антропология в Великобритании (Б. Малиновский, А. Р. Радклифф-Браун, Р. Ферс, Э. Эванс-Притчард и др.) и культурная антропология в США (Ф. Боас, К. Уисслер, А. Л. Кребер, Э. Сепир, Р. Бенедикт, М. Мид и др.).3 В рамках этих дисциплин, избравших в качестве основного объекта исследований слаборазвитые общества Америки, Африки, Азии и Океании, было выработано новое, холистское (holistic) понимание культуры как целостной системы взаимосвязанных элементов, выполняющих различные функции. Этот взгляд, оформившийся позднее в функциональный подход, связывает культуру с биологическими потребностями (needs) человека, фактически отождествляет культуру и общество и практически полностью отказывается
1 Напр.: Риль В. Г. Жители Пфальца, 1857; Сартори П. Нравы и обычаи, 1910 - 1914; Маннгардт В. Лесные и полевые культы, 1875,1877. Для них характерны и достоинства и недостатки народоведческого подхода к народной культуре в делом. С одной стороны, широта и объем описываемых явлений, тщательность и добросовестность наблюдений, а с другой - слабость теоретической базы, стремление интерпретировать материалы о народной жизни и культуре в русле романтических, а позднее мифологических умозрительных построений. Так, например, действительный феномен стабильности народной культуры приобретает форму тезиса непрерывности нерушимого народного духа, стоящего за всеми явлениями духовной сферы.
2 См. подробнее: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.,1992. - С. 315 - 403. Эти ученые не только разработали оригинальные концепции духовной жизни общества, мышления людей на ранней стадии развития (напр. Леви-Брюль А. Примитивное мышление), но и попытались выработать новое понимание общества не как суммы человеческих индивидов, физического явления или биологического организма, а как реальности «sui generis, наделенной своими особыми свойствами" (Дюркгейм Э. Социология. - М., 1995. - С. 119), изучение которого должно осуществляться строго научным позитивным "социологическим методом".
3 См. напр.: Hatch Е. Theories of Man and Culture. - New-York, London, 1973; Beattie J. Other cultures. Aims, methods and achievements in Social Anthropology. - London, 1980; Radcliffe-Brown A. R. Structure and Function in primitive Society. - London, 1986; Withrop R. H. Dictionary of concepts in cultural anthropology. - N. Y., 1991 etc.
от понятия народной культуры1, предпочитая оперировать понятиями «социальная структура», «культурная модель» (pattern) и др.
Достижения немецкого народоведения, британской и американской антропологии, французской социологии были в значительной мере восприняты и творчески переработаны представителями «школы Анналов» или «Новой исторической науки» (La Nouvelle Histoire) - направлении во французской историографии, которое сложилось в 20-е - 30-е г.г. нашего столетия вокруг журнала «Анналы. Экономики. Общества. Цивилизации» (Annales. Economies. Sociétés. Civilisations). Будучи свидетелями и участниками глубочайших социально-экономических потрясений европейского общества в ходе и между мировыми войнами, историки-анналисты - М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Ф. Ариес, Ж. Дюби и др. - выдвинули на одно из первых мест в своих изысканиях проблему социокультурной стабильности и попытались решить ее, обратившись к эпохе средневековья.2 Открыв феномен средневековой народной культуры как социального явления, характеризующегося исключительной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода, они разработали ее целостную концепцию, связав, в рамках последней, свойство стабильности с особенностями «народного сознания», под которым понимается, прежде всего, «народное христианство» или «народный католицизм».3
1 Исключение в этом отношении составляет концепция народной культуры (folk culture) или народного общества (folk society) Р. Редфидда (США), разработанная им в ходе изучения культуры и образа жизни жителей полуострова Юкатан в Мексике в 30-е г.г. (См.: Redfield R., Rojas А. V. Chan Кот : A Maya Village. - Chicago, 1962). С этой точки зрения "народное общество" характеризуется как "небольшое, изолированное, неграмотное, гомогенное с сильным чувством групповой солидарности", экономически самодостаточное и с минимальным разделением труда (См.: Redfield R. The Folk Society// American Jornal of Sociology. - №52 - P. 293 - 326). Значительное влияние на последующие исследования оказала и разработанная автором концепция традиции, в рамках которой противопоставляются элитарная «большая традиция» (Great Tradition) и народная «малая традиция» (Little Tradition) (См.: Redfield R. Peasant Society and Culture: An Anthropological Approach to Civilization. - Chicago, 1956; Singer M. When a Great Tradition Modernises: An Anthropological Approach to Indian Civilization. - London, 1972; Spiro M. Buddism and Society: A Great Tradition and its Burmesen Vicissitudes. 2d ed. - Berkeley and Los Angeles, 1982).
2 См.: Блок M. Апология истории. - М., 1986; Февр Л. Бои за историю. - М., 1991; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада,- М., 1992; Дюби Ж. Европа в средние века. -Смоленск, 1994 и др.
3 См. напр.: Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг школы «Анналов». - М., 1993.
Из большого количества других зарубежных народоведческих теорий необходимо выделить разработанную шведской этнологической школой (С. Эриксон, С. Свенссон, В. Стоклунд, В. Якобссон и др.)1 концепцию «культурной фиксации» (кикигАхепг^), описывающую функционирование инновационных механизмов в рамках народной культуры.2
В России научные традиции исследования народной культуры закладываются в XIX в. В это время, как и в Западной Европе, вырабатываются основные подходы ее изучения: просветительский, занимающийся преимуществен© описанием народной жизни и культуры (напр.: Н. И. Костомаров, В. Даль, П. Е. Астафьев и др.)3; романтический, пытающийся обосновать представление об особой мессианской роли русского народа, его исторической исключительности, порождаемой двумя факторами - православием и общинностью (славянофилы : И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, В. Ф. Одоевский и др.)4; и мифологический, сосредоточивший внимание на исследовании народной поэзии и заложивший основы современной фольклористики (Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер, А. А. Котляревский и др.).5
Для народоведческих исследований в Советском Союзе характерным было их преимущественное развитие вне рамок социальной философии.6
1 См.: Erixon S. Folklivsforskningens framv